Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:36 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 113 - 118
2017-06-11, 1:03 PM

Глава 59.

Имяборчество – рационализм, вольнодумство.

Почему имяборцы отрицают Божество Имени Божия?

Потому что они представляют Имя-Слово Божие (Откр. 19,13) только в человеческих. буквах, а не Богооткровенным Словом Божиим которое есть Бог. Во-вторых, они не имеют аскетического опыта познания истины Божией. А в аскетическом опыте соединяется ум молящегося с Богом. Значит, имяборцы не имеют истинной молитвы соединяющей ум молящегося с Богом, у них молитва не умная а только устная, как говорится, только краем языка. И потому Бог не дает им опытного познания Божества своего Имени. Поэтому, имяборцы низлагают Имя Бога в небытие как простое человеческое слово исчезающее вместо с звуком голоса произносящего по ихнему безверию это пустое слово и назлагают Имя Божие в небытие.. А это уже есть хула на Святейшее Имя Бога, и на Сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа.

Когда молишься Богу, или Богородице, или Ангелу, или Святому не ищи их умом где-то далеко, Они тут, в словах молитвы, как учит св. Иоанн Кронштадтский, особенно Господь весь в своих Именах.

Если с верой и вниманием и без посторонних помыслов будешь молиться, то в призываемом Имени Божием, или Богородицы, или Ангела, или Святого ты непременно ощутишь присутствие Их Самих и тогда осенит молящегося благодать Божия.

А при рассеянной молитве с помыслами, этой благодатной молитвы достичь невозможно. А только лишь в благодатной молитве познается присутствие в Именах Бога, Богородицы, Ангела и Святого.

А имяборцы отвергли Слово Божие возвещенное Богом через св. Пророков, и учат по человеческой философии протестанта Макса Мюллера, и доучились до того, что похулили и отвергли Имена Бога а с ними вместе и Самого Бога.

Молитвы благодарения многопетому Имени Божию.

(Смотрите молитвы в конце кафизм; мол. на разрешение венцов).

«Iисусе, Спасительное Имя, помилуй мя» (Постн. Триодь. На утрени стиховна, в понед. 5 седм. в/поста; Требник, мол. еже родити жене).

Да возблагодарим Тебя, и помолимся Имени Твоему (св. Ефрем Сирин. Ч. 4, стр. 306).

«И молися Святому Имени Божию, глаголя сие: Господи Iисусе Христе, помилуй мя» (св. Варсонофий Вел. Ответ на вопрос 382).

ИЗ МОЛИТВЫ СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРIАНА.

…Молю Тя, Господи Боже мой, вся чародейства, и вся лукавыя бесы, яже ко греху человека клонят и тем грех творят, Ты силою Своею запрети! Ныне же, Господи Боже мой, Сильный и Великiй, благоволивый от недостойного достойному мне быти и сопричастному Святому Твоему стаду, молю Тя, Господи Боже мой, кто имеет молитву сiю в доме или при себе, исполни прошенiе его Пресвятым Величеством Своим. Милосердовах на мне и не восхоте погубити мя со беззаконiями моими, тако не погуби всякого молящего Тя молитвою сею.

Непрочного в вере, утверди! Безсильного духом, укрепи! Отчаянного вразуми и не отвергай всякого прибегающего к Твоему Святому Имени.

Я же, припадаю к Тебе, Господи, молю и прошу Святое Имя Твое: во всяком доме и на всяком месте, наипаче на всяком православном христiанине, идеже имеется чародейство, кое от лукавых человек или от беса, да прочтется молитва сiя над главою человека или в дому, и да разрешится от связанiя злыми духами в зависти, лести, ревности, ненависти, злопомненiи, злоустрашенiи, действенном отравленiи, от языческаго яденiя и от всякаго заклинанiя и клятвы. Кто убо стяжах молитву сiю во своем дому, да будет соблюден от всякого ухищренiя дiавольского, потвора, отравы злыми и лукавыми человеками, от заклинанiй и всякого колдованiя и чародеянiя, и да отступят злые духи от раба Божiя (имярекъ).

Глава 60.

Исповедаться Имени Божию.

Праведные исповедаются Имени Божию. Пс. 139,144; Пс. 43,9; 53,8; 98,3; 105,47; 105,47; 110,9; 121,4;137,2.

Малая церковь Христова:

Господь Iисусъ Христосъ заручился, сказав: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их (Мф. 18,20). Собрание во Имя Божие (1 Кор. 5,4)), - это уже есть малая церковь с спасающим Именем Iисуса Христа.

Призывание Имени Божия.

Втор. 14,22-25; 16,2,6,11,15; 17,10; Исх. 16,2,6; 15; 17; 10; Числ. 6,27; 1 Парал. 13,6; 16,7-10; 29,13; 2 Цар. 6,2; 3 Цар. 18,24; Ис. 12,4; 41,25; Иер. 7,10,11,12,13,14 и 30; Плачь 3,55; Захар. 13,9; Пс. Пс. 19,8-10; 74,1; 79,19; 98,6; 104,1; мол. по 6 каф.

Еще в Ветхом Завете Господь через пророка заручился: «И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть… И будет, всяк, иже призовет Имя Господне, спасется» (Иоил. 2,32; Деян. 2,21).

«Воспойте Ему песнь нову, возносите и призывайте имя Его» (Юдифь 16,1).

«Чашу спасения приму и Имя Господне призову» (Пс. 115,4).

«Ты же в нас еси, Господи, и Имя Твое призвано бысть на нас, не забуди нас» (Иер. 14,9). «Господи, Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших израилевых… Не помяни неправд отец наших, но помяни руку Твою, и Имя Твое в сие время. Яко Ты Господь Бог наш, и похвалим Тя, Господи: яко того ради дал еси страх Твой в сердце наше, еже призывати Имя Твое» (Варух 3,4-7).

«Яко тогда обращу к людям язык в род его, еже призывати всем Имя Господне… И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о Имени Господни» (Соф. 3,9-12).

В Новом Завете Господь Iисусъ Христосъ дал Своим ученикам заповедь в таких словах: «Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите» (Iн 14,13,14,26; 15,16). И при сем даровал непреложное обетование: «Чтобы радость ваша была совершенна» (Iн. 16,24).

Восприняли Отцы эту великую сокровенную заповедь своей великой верой: молиться во Имя Его, и обрели радость совершенную, в радости поведали и нам, уяснили и нашей слабой, малой вере сию заповедь Божию, сказав всем, кто имеет уши слышать – да слышит: «Тайна вашего спасения сокрыта в немолчном призывании Имени Господа Iисуса Христа».

В Боге - наше спасение, и призыванием Имени Его мы и стараемся носить с любовью Имя своего Спасителя – носить в себе спасение. Носить в просвещенном сознании, в живом чувстве сердца сию Святыню – значит быть невещественным ангелом, богоносцем.

Святый Тайновидец – Iоанн Богослов – говорит, что и в горнем Iерусалиме, где все святые будут царствовать со Христом Спасителем, они и там будут носить Его Святейшее Имя на челах своих (Откр. 2,24). Т. е. Имя Божие будет пребывать в уме их, в их умной природе, а ум святых будет пребывать в Боге, как Онъ пребывал в них здесь. Сей сокровенный смысл и звучит в святых Господних словах, сказанных там же, на Тайной вечере: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Iн. 15,4).

Сие и есть таинство богоношения, таинство любви неизглаголанной: любя призывать с верою Имя Бога Спасителяи значит пребывать в Боге Спасителе.

По слову пророческому, призыванием Имени Божия наша природа, порабощенная грехом, спасается. Веруя сему слову, будем призывать сие Спасительное Имя – и мы спасемся, ибо сие призывание воспринимается только верою. К сей вере и призывают нас Отцы.

Все святые Божии прошли с этим таинством веры по узкому и тернистому пути, по пути покаяния, прошли с небесным услаждением. И на этом пути с божественным вдохновением воспели херувимскую песнь веры Имени Божьему, подпевая херувимам.[1]

Призывайте Его во Имени Его (1 Парал. 16,7-10; Пс. 79,19; 98,3,6; 104,1-3; 115,3-5).

Имя Божие – превысшее всякаго славословия (Неем. 9,5).

Св. царь Давид говорит: близко к нам Имя Божие (Пс. 74,2).

Св. пророк Исаия учит, что должно стремитья к Имени Божию (Ис. 26,8)

Должно взыскать (помнить и призывать) Имя Божие (Пс. 82,17).

Св. Давид ночью призывал Имя Божие (Пс. 118,55).

Господь поминает всех призывающих Имя Его Святое.[2]

Непрестанно молиться, призывая Имя Божие (Мол. по 14 каф.).

Не призывающие Имя Бога, наказываются (Пс. 78,6)

Имя Божие поминать должно с умилением (Мол 7 светильничн. Вечерни)

Призывание Имени Божия должно быть – во истине,[3] то есть, в правой вере и с благоговением Ибо какой толк с призывания Имени Божия имяборцами, которые устами Имя Божие призывают, а верою и сердцем хулят Его? Они всуе призывают Имя Божие, и грешат против 3-й заповеди Божией.

Св. Антоний Великий говорит: «Жизнь души есть непрестанное призывание и любление Бога. Посему не оставляй моления Именем Господа Iисуса Христа. Обращай это Имя в уме твоем, поучайся Ему в сердце, восхваляй языком».

И Св. Григорий Богослов говорит: «Чаще поминай Имя Божие, нежели дышишь. Ибо памятовать о Боге необходимее, нежели дышать».

Св. Игнатий Каллист говорит, что «начало всякого боголюбезного делания есть с верою непрестанное призывание спасительного Имени Господа нашего Iисуса Христа».

Святые Отцы знали, опытно изведали в чувстве сердца неизглаголанность тайны в непрестанном призывании святого и спасительного Имени Господа нашего Iисуса Христа. Святые Божии познали эту сокровенную тайну, сокрытую в Имени Божием, познали опытно спасительное действие сего Имени на всего человека: и на тело, и на ум, и на сердце. Они познали, что величие Имени Господа Iисуса Христа превыше постижения всех разумных тварей – и земных и небесных. Они познали, что Имя Господа Iисуса – паче всякаго имени; оно источник Божественной жизни. Оно – дух. Оно – животворит, изменяет, переплавляет, боготворит.

Имя Господа Iисуса Христа содержит в себе особенную силу, Божественную. Силой сего Имени тело исцеляется от недугов, душа – от страстей. Перед Именем Iисусовым трепещут демоны и, мучимые страхом величия Его Божества, бегут от Него. Потому Отцы и сказали: «Бей супостатов Именем Iисусовым ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Св. Iоанн Лествичник). Ради Имени Iисусова, призываемого молящимся, нисходит ему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов. Ради Имени Господа бывает услышана молитва наша грешная и ради сего Имени даруется нам спасение. Силой Имени Iисусова освобождается ум от колебания и кружения в помыслых пустомыслия и воля укрепляется в соблюдении заповедей Господних. Силой сего Имени просветляется ум и дозволяется пребывать в душе мыслям и чувствованиям Богоугодным, принадлежащим непорочному естеству человеческому; и нет в ней места для мыслей и чувствований чуждых (Св. Игнатий Брянчанинов. Т. II, с. 282).

Именем Господа Iисуса даруется оживление душе, умервщленной грехом. Господь Iисусъ Христосъ есть Жизнь – и Имя Его живительно, исполнено жизни. «Имя Его есть жизнь вечная» (Св. Симеон Солунский).

Оно животворит призывающих Его с верою и делает причастниками Жизни вечной. Имя Господа Iисуса – Свято и освящает призывающего: освящает уста, язык, сердце и все тело; освящает и окружающий его воздух. «Богъ дал Ему Имя – выше всякаго имени, - говорит Апостол, - дабы пред Именем Iисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Iисусъ Христосъ в славу Бога Отца» (Фил. 2,9-11).

«Смиримся перед крепкой десницей Божией попускающей нам скорби, усилим св. призывание. Возблагодарим Господа Бога, что Онъ сподобляет нас этих малых временных скорбей за Его святое Имя. Терпя, потерпим Господа и тут же ощутительно для нашего сердца воспримем благодать, которая и понесет за нас эти скорби. От нас же требуется только усердно – терпя, терпеть Господа, т. е. не прерывать святого молитвенного призывания Имени Божия, пребывать в молитве терпяще»[4]

Глава 61.

Бог - именуем. Именование Бога.

2 Езд. 4,63; «Господи, Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы: Имя Твое именуем» (Ис. 26,8-13). Имя Божие-именуемое (Ис.26,8-13; 48,11)

«Се Имя Господне идет временем многим, горящая ярость Его: со славою слово учтен Его, слово гнева полно» (Ис. 30,27).

Все Имена Божии - Единое Имя Бог.

«И будет Господь в Царя по всей земли: в день он будет Господь Един, и Имя Его Едино» (Зах. 14,9).

Бог открыл Свои Имена, и показал,

что Богименуем.

Именуя Себя, Господь говорит:

«Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя» (Ис. 42,8).

«Бог Саваоф Имя Ему» (Амос 5, 27).

«Господь Бог Отец… сие Мое есть Имя Вечное (Исх. 3,15)

«Живу Аз и присно (т.е. вечно) живет Имя Мое» (Числ 14,21)

Господь Саваоф (в ц/с - Господь Вседержитель) - Имя Его (Иерем. 50,34).

Я - Господь (Ис. 44,24)

«Искупитель твой» (Ис. 41,14)

«Спаситель твой» (Ис. 43,3)

«Господь Саваоф Имя Ему» (Ис. 54,5).

«Господь Саваоф Имя Ему» (Ис. 47,4)

«Говорит Господь» (Ис. 59,20)

«Грядет Спаситель твой» (Слв.: «Се Спаситель твой грядет) (Ис. 62,11)

«От века Имя Тебе - Искупитель наш» (Ис. 63,16)

«Так говорит Господь Искупитель ваш» (Ис. 43,14)

«Так говорит Господь, Царь Израилев Искупитель его Господь Саваоф» (Ис. 44,6)

«Так говорит Господь, Искупитель твой» (Ис. 46,17)

«Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его» (Ис. 49,7)

«Я - Господь, Спаситель твой и Искупитель твой» (Ис. 49,26).

«Миро излиянное Имя Твое» (Пес.Пес.1,2)

«Господи, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем» (Ис. 26,8-13).

«Господи Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы, ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ» (Господеви поим, славно бо прославися. Песнь 5, Псалтирь).

«Господь Имя Ему» (Пс. 67,5; 82,19).

И да познают, яко ИМЯ ТЕБЕ ГОСПОДЬ, ТЫ един Вышний по всей земли» (Пс. 82,19

Имя Твое именуемИс. 26.8-13;

Разве Тебе иного Бога не знаем, Имя Твое именуем (Воскресная песнь после Евангелия).

Святый Имя Его – Ис. 57,15;

Ты, Господи, - Отец наш, от века Имя Твое Искупитель наш – Ис. 63,16;

И нарекут Имя Ему: «Господь – оправданиенаше!» - Иерем. 33,16;

Царь, Которому Имя – Господь Саваоф – Иерем. 46,18; 48,15;

Говорит Царь, – Господь Саваоф Имя Его – Иерем. 5157;

Сущий (Иегова) – Имя Его – Ос. 12,5;Господь Бог Саваоф – Имя Ему – Ам. 4,13;

Бог Саваоф – Имя Ему» - Ам. 5,27;

Вт Муж, - имя ему Отрасль – Зах. 6,13;

И наречеши Имя Ему: Иисусъ – Мф.1,21;

И нарекут Имя Ему : Еммануил – Мф. 1,23;

И свято Имя Его – Лук. 1,49;

Отец Небесный «дал Ему (Сыну) Имя выше всякаго имени – Филипис. 2,9;

И Слово – Имя – Откр. 19,13; Свт. Игнат. Брянч. Т. 4. С. 327:

По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя – Пс. 47,11;

Именование и Имя - одно и тоже – Ис 52,5,6; Откр. 2,17;

Глава 62.

Именование Бога.

«Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его», будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице – Богъ»[5].

(А еп. Иларион, в своей книге «Священная тайна Церкви» учит, что Бог не именуем).

Но «Христос может быть назван: – страстным и безстрастным: страстным по плоти, безстрастным по Божеству. То же самое, что о «Христе», – может быть сказано о «Сыне», об «Иисусе», о «Господе», так как все эти имена суть общие и выражают собою оба естества»[6]

«Имя Бог не больше Имени Господь и Имя Господь не меньше Имени Бог»[7].

Опять же, здесь св. Златоуст слова «Бог» и «Господь» признает Именами Существа Бога. Как и Сам Бог говорит: «Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя» (Ис. 42,8).

И снова Св. Иоанн Златоуст перечисляет ИМЕНОВАНИЯ БОГА, Иисуса Христа, и говорит, что они выражают собою оба естества: и Божеское и человеческое. А имяборцы по еретически учат, что Имена «Христос», «Господь», относятся к Божеству, а Имя «Иисус» только к человечеству Иисуса Христа, и что это Имя не Божественно, не спасительно и не Бог.

Владыка Христосъ именуется Вышнимъ (Блаж. Феодорит; Филип. 2,9).

Именуема Сына чревоносила еси Богородице.[8]

Разве Тебе иного Бога не знем, Имя Твое именуем.[9]

Св. Кирилл Iерусалимский обличает имяборчество: «Чтобы множество именований не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблуждения еретиков утверждающих, что иной есть Христосъ, иной – Iисусъ, иной – дверь и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «Во единого Господа Iисуса Христа», ибо хотя именований много, но Именуемый один»[10]

Этот же Святой Отец учит: «Един есть Господь Iисусъ Христосъ, Имя чудное не прямо предвозглашенное пророками. Ибо Исаия пророк говорит: Се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду (Ис. 62,11). Словом же Спаситель переводится еврейское слово Iисусъ. Ибо пророчественная благодать, провидя, что иудеи будут убийцами Господа, прикрыла наименование, чтобы предузнав ясно, не приступили тотчас к злоумышлению. Iисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божиею Силою»[11]

И Св. Григорий Нисский тоже изобличает ересь имяборческую: «И тысячами других Имен, означающих высоту и боголепие, Святое Писание (а не имяборцы) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаем из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен»[12]

Пророки говорили Именем Божиим, или иначе - от Имени Бога,[13] или по повелению Бога.

Имена Иисуса Христа

Сына Божия, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы от многоразличных

свойств Его Существа.

Сын Отца – Пс. 2,7; Евр. 1,2;

Бог-Слово – Иоан. 1,1,14;

Имя Ему Слово Божие – Откр. 19,13;

Имя Отца - Иоан. 12,28;

Сияние славы и образ ипостаси Отчей – Евр. 1,3

Творец – Иоан. 1,3; Евр. 1,2;

Свет – 1,4-7;

Жизнь – Ин. 1,4; 6,63; 14,6; Евр. 4,12; Рим. 8,2;

Дверь – Ин. 10.7;

Лоза – Ин. 15,1;

Камень – Лук. 20,17; Пс. 117,22; 1 Кор. 3,11; Деян. 4,11; Ис. 8,14; 28,16;

Путь – Ин. 14,4;

Истина – Иоан. 14,6;

Агнец – 1,29;

Любовь истинная – 2 Фессал. 2,10;

Пастырь – Иоан. 10,11,14;

Свт. Кирилл Иерусалимский говорит: «Очевидно, что имя «Иисус» предвечно принял на Себя Сын Божий, столь же предвечно, сколь предвечен был совет о спасении человека» (С. 119) (Соборное рассуждение о Имени Г.н.И.Х. в пустыне Новая Фиваида на Афоне. 2 декаб. 1912 г.; «Забытые страницы русского имяславия». Паломник. 2001. С. 27).

 

[1] «О внутреннем христианстве», с. 147-149.

[2] Пс. 144,18; Мол. по 6 каф.

[3] Пс. 114,3; 115,8,9; мол. по 6 каф.

[4] «О внутреннем христианстве»,, с. 144.

[5] Иоанн Злат. Т. 5. СПб. 1899. С. 926

[6] Iоан. Злат. Т. 3. С. 814.

[7] Его же. Т. 1. СПб. ДА. 1898. С. 536

[8] Служ. Преп. Iоанну Рыльскому 19 окт. канон, песнь 3.

[9] Церковная песнь: «Воскресение Христово видевшее…»; Iрмологий, гл. 8, песн. 5.

[10] 10 огласит. Сл., с. 138. Творен. Святых Отец, т. 25. М., 1855. Изд. 1-е Дух. Акад.

[11] Слова огласительныя. 10 сл., с. 144, изд. 1855 г.

[12] Часть 2, с. 412. М. 1861 г.

[13] Втор.18,19; Ис. 5,23; 1 Езд. 5,1.

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0