Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:57 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 118 - 125
2017-06-11, 1:01 PM

 

Почему Сын именуется Словом.

Св. Григорий Богослов. «Сын Божий именуется Словом… потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму… потому что и з ъ я в л я е т Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу, как о п р е д е л е н и е к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший Сына познал Отца, и Сын есть сокращенное и удобное и з р а ж е н и е Отчаго естества»[5]. «Сие слово отчаго Бога – живая печать Отчая»[6]

Примеч. Редакц.: Выражения: именословная печать, образ, словесное определение, изражение и изъявление – соответствуют понятию-имя.[7]

Об Именованiи Бога.[8]

Имяборцы говорят: Богъ неименуем, у Бога нет никаких Имен, Имена создали и приписали Богу, сами люди. Но истинный православный христiанин не может поверить лжеучению имяборцев.

Открываем молитвослов. В нем написано: «Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред всевидящим Богомъ, и, совершая крестное знаменiе, произнеси:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

(Это именован Бога).

Молитва предначинательная:

Господи Iисусе Христе, Сыне Бож…»

(Это именованБога).

Молитва Святому Духу.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…Сокровище благих и жизни подателю…

(Это именован Бога).

Трисвятое.

Святый Боже, Святый Крепкiй, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Это именованБога).

Молитва ко Пресвятей Троице.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззаконiя наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

(Это именованБога).

Молитва ко Пресвятей Троице:

От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице

Отверзи моя уста… воспевати всесвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Это именование и прославленiе Имени Бога).

И так каждая молитва начинается именованiем Бога, и почти каждая оканчивается прославленiем Имени Бога Iисуса Христа или Имени Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа, Которым слава и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А если бы Богъ не был именуем, тогда Онъ неведом был бы людям, и они не смогли бы к Нему обращаться и прославлять Его.

Святая Церковь в Воскресные дни в службе прямо исповедует именуемость Бога:

«Воскресенiе Христово видевше, поклонимся Святому Господу Iисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся Христе, и святое Воскресенiе Твое поем и славим: Ты бо если Богъ наш, разве Тебе иного не знаем, ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ. Приидите вси верн, поклонимся святому Христову Воскресенiю: се бо прiиде Крестом радость всему мiру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресенiе Его: Распятiе бо претерпев, смертiю смерть разруши».

И так, Св. Церковь исповедует ИМЕНОВАНiЕ БОГА, исповедует, что Богъ и м е н у е м.

Когда Святые Отцы говорят, что Богъ не именуем, что у Бога нет Имен, то имеют в виду имена собственные, как например, язычники именуют своих богов собственными именами.

Нарицательные Имена Божiи Св. Церковь по Священному Писанiю исповедует, происходящiе от свойств и действiй существа Бож.

Божественные Слова: Богъ, Пресвятая Троица, Отецъ, Сынъ и Святой Духъ, Господь, и иные многiе, это Имена открытые в Священном Писанiи Богомъ-Духомъ Святым через святых Пророков исповедуемые Самимъ Богомъ, Пророками, Апостолами, Святыми и Церковью Христовой от самого созданiя мiра и человека, во все века, и ныне прославляемый Своими Именами и имеющий прославляться во веки веков, Они, во-первых, Глаголы-Слова Божiя, а во-вторых - ИМЕНОВАНИЯ Бога, хотя и не в полной мере именующ непостижимое ангелам и человекам Его Существо.

Эти Слова-Имена, т. е. свойства и действiя существа Бога, выражаемые и произносимые человеческими буквами, по ученiю Св. Василiя Великого «имеют освящающую силу», а в своей сущности – есть Самъ Богъ (в неотделимых от Бога свойствах и действiях, отчасти познаваемых в Богооткровенных Именах Бога, которым действиям по постановлению Влахернского Церковного Собора 1354 года принадлежит титул – Божества и Богъ.

Свойства Существа Бога открытые Богомъ людям в Его Именах неотделимы от Божества Его, как учит Православный Катехизис: «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити (или отделити) может»,[9] и как учат множество Святых Отцов Православной Церкви Христовой.

Свойства существа Своего открытые Богомъ людям в Его Именах неотделимы от Бога также, как неотделимы лучи от Солнца. Богъ, как сияющее Солнце испускает в мiр лучи сиянiем Своего Божественнаго Существа и открывает людям в доступной для них мере различные свойства Свои в Именах (как лучах солнца), которые выражаются словесно и обозначаются человеческими буквами. Сколько бы не было проистекающих от непостижимого для человеческого и ангельского разума Существа по различным Его свойствам и действиям Имен, все они вкупе есть Единое Имя – Богъ (Зах. 4,9), как учит Св. Григорий Нисский: «И тысячами других Имен, означающих высоту и боголепiе, Святое Писанше (а не люди, как учат имяборцы) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаем из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен».[10]

Св. Кирилл Iерусалимск учит: «Чтобы множество именован не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблужденiя еретиков, утверждающих, что иной есть Христосъ, иной – Iисусъ, иной - дверь и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «Во единаго Господа Iисуса Христа, ибо хотя именованiй много, но ИМЕНУЕМЫЙ ОДИН».[11] Это слово Святаго отнести к множеству всех вообще Имен Бога: Хотя имен у Бога много, - но Именуемый Богъ Один. В каждом Имени – совокупность всех Имен которые все вкупе есть Единое Имя – Бог.

Также как и солнце содержит разные свойства разными именами именуемые: свет, сиянiе, теплоту, - но выражают единое имя - солнце. Так и Солнце Правды Богъ источает из своего существа свойства и действiя в многих именованiях, но все они вкупе есть Единое Имя – Богъ.

Об именован Бога говорится у прор. Исаiи: (3,19; 65,1). От Отца Господа нашего Iисуса Христа, именуется всякое отечество на небесах и на земле (Ефес. 3,14-15).

 

Глава 64.

Об Именованiи Бога.[12]

Имяборцы говорят: Богъ неименуем, у Бога нет никаких Имен, Имена создали и приписали Богу, сами люди. Но правда ли это имяборческая?

Святая Церковь в Воскресные дни в службе церковной исповедует:

«Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Iисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо если Богъ наш, разве Тебе иного не знаем, ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ».

И так, Св. Церковь исповедует ИМЕНОВАНИЕ БОГА, исповедует, что Богъ и м е н у е м.

Когда Святые Отцы говорят, что Богъ не именуем, что у Бога нет Имен, то они имеют в виду имена собственные, как например, языческие боги имеют собственные имена.[13] А нарицательные Имена Божии Св. Церковь по Священному Писанию исповедует происходящие от свойств и действий существа Божия.

Божественные Слова: Богъ, или Пресвятая Троица, или Отецъ, Сынъ и Святой Духъ, или Господь, или Иисус, или Христос, и иные многие Имена открытые в Священном Писании Богомъ Духомъ Святым через святых Пророков и исповедуемые Самимъ Богомъ, Пророками, Апостолами, Святыми и Церковью Христовой, прославляемый от самого создания невидимого мiра и человека, во все века, и имеющие прославляться во веки веков, есть, во-первых, Глаголы-Слова Божия, во-вторых - ИМЕНОВАНИЯ Бога, хотя и не в полной мере именующие непостижимое ангелам и человекам Его Существо.

Эти Слова-Имена, именующие свойства и действия существа Бога, выражаемые и произносимые человеческими буквами, по учении. Св. Василия Великого «имеют освящающую силу», а в своей сущности – есть Самъ Богъ (в свойствах и действиях неотделимых от Бога, отчасти познаваемых в действиях Богооткровенных Имен Бога, которым действиям по постановлению Влахернского Церковного Собора 1354 года принадлежит титул - Богъ.

Свойства Существа Бога открытые Богомъ людям в Его Именах, ни в коем случае неотделимы от Бога, как учит Православный Катехизис: «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити может»,[14] и как учат множество Святых Отцов Православной Церкви Христовой.

Свойства Существа Своего открытые Богомъ людям в Его Именах неотделимы от Самого Бога также, как неотделимы лучи от Солнца. Богъ, как Солнце правды, испускает в мiр лучи сияющие от Его Божественнаго Существа - открывает людям в доступной для них мере различные свойства Свои, которые обозначаются человеческими буквами и выражаются человеческим голосом. И сколько бы не было проистекающих от непостижимого для человеческого и ангельского разума Существа по различным Его свойствам и действиям означаемым Именами, все они вкупе есть Единое Его Имя – Богъ,[15] как учит Св. Григорий Нисский: «И тысячами других Имен, означающих высоту и боголепие, Святое Писание (а не люди, как учат имяборцы) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаем из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен».[16] А Св. Кирилл Iерусалимский учит: «Чтобы множество именований не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблуждения еретиков, утверждающих, что иной есть Христосъ, иной – Iисусъ, иной - дверь и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «Во единаго Господа Iисуса Христа, ибо хотя именований много, но ИМЕНУЕМЫЙ ОДИН».[17]

Также как и солнце испускает разные свои свойства разными именами называемые: свет, сияние, тепло, энергия, но выражают единое имя - солнце. Так и Солнце Правды Богъ испускает от своего существа разные свойства и действия, называемые разными именами, но все они вкупе именуют Единое Имя – Богъ.

 

 

Глава 65.

Об Именуемости Бога.

Именуем ли Бог? – Эмпэшник «еп.» Иларион (Алфеев)[18] в своей книге «Священная тайна Церкви» учит, что Бог неименуем!

Имяборные идеологи утверждают, что Бог неименуем, а потому, все имена коими мы обращаемся к Богу – придуманы людьми и не есть Божество, не есть Бог. Но так ли это на самом деле?

Разрешить этот вопрос постараемся при помощи Священного Писания, писаний Святых Отцов и учения Св. Церкви на деле Православной, а не по одному только названию..

Св. Iоанн Златоуст учит: «Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его», будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице – Бог»[19]

«Где Имя Господа, там все благополучноТем Именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю – небеса? Этим Именем возрождены мы и если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его»[20]

Здесь св. Златоуст показывает великую и могущественную силу против диавола Имени Господня, спасительную силу и действие Имени в таинстве Крещения, и кто ценит Имя Божие как великий дар от Господа, тот сподобляется благ, обетованных любящим Бога.

«Чтобы Имя Его прославлялось через нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему… Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века… Что говоришь ты? Разве Оно не благословенно, хотя бы ты и не молился»[21]

Златоуст говорит, хотя Имя Господне само по себе достохвально и благословенно, но мы, как христиане, обязаны хвалить и прославлять Его, - (а не хулить по-имяборчески).

«Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его, с любопытством изследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны изследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как оно творило и чудеса. Во Имя Iисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3,6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом».[22]

Глава 66.

Размышлене об именуемости предметов.

Именование идейно сочетается с именуемым предметом. И не только с Именуемым Богом, но даже и с простыми предметами. Вполне правильно о.Иларион Кавказский говорит: «возьмём, например, стакан. Отнимите от него это имя, и он уже не будет стаканом». Также и о. Иоанн Кронштадтский учит: «когда вас назовут вашим именем «Иван Ильич» вы, ведь, отзоветесь? Значит, имя ваше есть Вы сами».

При произношении любого имени мысль молниеносно соединяется, вернее, соединяет имя с именуемым предметом, вообще. А тем паче при именовании Бога, Имя неразрывно от Него Самого.

Вот почему св. Иоанн Кронштадтский и многие Святые Отцы учат: Имя Божие есть Сам Богъ. А иначе, при понятии Имени отдельно от существа им именуемого, а существа отдельно от Имени, вносится разделение в нераздельное Имя[23] и называющий Имя Бога в молитве, в богословии, или в мыслях своих не соединяет ум свой с Богом, а занимается риторикой, не достигает соединения ума и сердца своего с существом Бога. И получается у имяборцев не молитва действуемая энергией Божией, а простое словопроизношение Имени, которое они отделили от Бога, и молитва имяборца становится суетная, только называемая молитвой, а в сущности призывание Имени Божия всуе, Которое по мнению имяборца есть простое человеческое произношение или простой набор букв, но тем неменее магически в молитве признается «как бы» Богом, а на деле и Имя Божие признаваемое имяборцем только лишь из букв и звуков «разлагается впрах и исчезает вместе с звуком голоса в небытие», - как учит имяборный Синод с 1913 г..

Вот какая человеческая философия имяборцев новых ученых ХХ века открытая Синодалами, позаимствованная у немецкого ученого протестанта Макса Мюллера.

А то, что св. Пророки, Святые Апостолы и Святые Отцы учители Церкви от Имени Бога Духа Святаго писали что Имена Бога есть Сам Бог, - то они не были ученые и заблуждались, - так суесловят имяборцы.

Когда имяборцы говорят, что Имя Господа Иисус не есть Бог, а есть простое человеческое имя, этим они отвергают в Боге обожение человеческого естества и впадают в погибельную арианскую и несторианскую ересь.

Отвергая бытие вообще Имен Бога и Именование Бога, имяборцы отвергают Бога; они, якобы, признают неименуемое Существо, которое по их лжеучению не именуется даже и Богом, п. ч. Бог тоже суть Имя Существа и Энергии Божией. И тем самым отвергают исповедание Церкви Христовой: «Разве Тебе иного Бога не знаем, Имя Твое Именуем» (Воскресная песнь после утреннего воскресного Евангелия). То есть, и слово Богъ есть Имя именуемое Существа Его. Бог есть Имя непостижимого Существа, Которое имяборцы признают безымянным… Отрицание именования Бога и хула на Имена Бога, это есть отрицание и хула на Бога.

Глава 67.

Св. Церковь Христова учит, что Богименуем.

Св. Церковь исповедает: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа» (Полиелей; Пс. 134,1)это есть церковный догмат об Именуемости Бога, - Сост.)..

«Придите Владыки славная Христова ИМЕНОВАНИЯ во святыни торжествуем, ИИСУСЪ БО БОГОЛЕПНО НАРЕЧЕСЯ ДНЕСЬ». (Служ. Обрезанию. Пес. 9).

(Это есть церковный догмат об именуемости Бога. – Сост.).

«Всемогущий Владыко… Благодарим Тя… яко даровал еси нам недостойным не точию познавати и любити Тя, но, еже сладостнейше есть, и Отцемъ своим нарицати Тя» (Акаф. Пресв. Троице. Молитва к Богу Отцу).

Ирмос, глас 1, песнь 5: «Твой мир даждь нам Сыне Божий: иного бо разве Тебе Бога не знаем, Имя Твое именуем, яко Бог живых и мертвых еси». (Служ. предпр. Р.Х. 20 дек. Пес. 5).

«Господи Боже наш, мир даждь нам, Господи Божн наш, стяжи ны, Господи, разве Тебе, иного не вемы, ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ» (Ирмос Гл. 8. Пес.5. В среду 4 сед. по Пасце утра. Пес. 5).

Воскресное песнопение Воскресной Утрени и Пасхальных часов: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем…».

Из Свящ. Писания об именуемости Бога.

«Господи, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем» (Ис. 26,8-13).

«Господи Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы, ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ» (Господеви поим, славно бо прославися. Песнь 5, Псалтирь).

Именование Господа – Iисусъ, есть Богъ.

«Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка, Iисуса же приемлет именование, яко мiра есть Спасъ и Господь» (Служ. 1 янв. Обрезанию Господню, Пес. 8)«Приидите, Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим, Iисусъ бо Боголепно наречеся днесь…» (Там же, Пес. 9). Св. Григорий Нисский учит:«И тысячами других Имен, означающих высоту и боголепие, СВЯТОЕ ПИСАНИЕ (а не имяборцы) УМЕЛО НАИМЕНОВАТЬ БОГА[24] Почему в точности дознаем из сего, что, когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен»[25] Имя Господне - едино. То есть все Имена Божии именуют Единого Бога.

«И будет Господь в Царя по всей земли: в день он будет Господь Един, и Имя Его Едино» (Зах. 14,9).

Глава 68.

Святые Отцы об именуемости Бога.

Св. Симеон Новый Богослов учит:. «Бог есть Свет и Свет беспредельный, и что в Боге – Свет есть… Также и то, что от Бога – Свет есть… Христос, Иисус, Спаситель и Царь всего – Свет есть… Господь – Свет… Утешитель – Свет… Будучи Светом неприступным и предвечным, каковый Свет – имеет и многие Имена, и ИМЕНУЕТСЯ всем тем, что мы сказали (выше), и иным ещё большим; и не только именуется тем самым, что я сказал, но и действительно производит то самое… Хотя и о нас говорится многое подобное (т.е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богом словами и именами) но о нас говорится как о людях, а о Нем как о Боге… Бог именуется Отцем, – отцами называются и люди… Слова человеческия: – текучи и пусты, слово же Божие живо, непреложно и действенно, Бог истинный. Равным образом и истина Божия паче ума и слова человеческого, - Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый». «Когда речь идёт о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и ИМЕНА ЕГО СУТЬ – Бог»[26].

И так, преподобный Симеон Новый Богослов учит, что Богъ не только ИМЕНУЕМ, но и что ИМЕНА ЕГО СУТЬ – БОГЪ!

И так, Богъ Именуем! Эту истину ни выцарапать, ни заштриховать в Священном Писании имяборцам не удастся.

Сам Богъ именует Себя: «Азъ Господь Богъ, сие Мое есть Имя» (Ис. 42,8); «Живу Азъ, и присно (т.е. вечно) живет Имя Мое» (Числ 14,21); «Господь Богъ ОтецъИмя Мое Вечное» (Исх. 3,15). Св. Пророк Давид говорит: «Господь Имя Ему» (Пс. 67,5; 82,19); «По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли» (Пс. 47,11); пророк Исаия говорит, и св. Церковь так исповедует: «Разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем» (Ис. 8,13); так исповедует и воскресная песнь после чтения утреннего Евангелия); св. пророк Исаия говорит: «Ты, Господи Боже наш, от века (понимай, от вечности) Имя Твое – Искупитель наш» (Ис. 63,16). Сам Господь Иисус Христос в обращении к Отцу Своему Небесному открыл цель Своего мессианского служения миру: «Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое» (Ин. 17,1-6). То есть, Своим явлением в мир Господь открыл Таинство Пресвятой Троицы – Троичность Лиц Божества Единого Бога. Ревнуя о славе Своего Имени, Иисус Христос молится: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17,1); «Отче! прославь Имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Ин. 12,28).

Св. Феофилакт Болгарский: «Тогда не вопросите Мене яко ходатаю вам быти, но довлеет вам Имя Мое, от Отца прияти прошение; показуяй убо зде имени Своего силу, аще и невидим, ниже молим, НО ИМЕНУЕМ, таковая творит»[27]

Он же: «Имя Иисуса – есть Богъ, равно, как и имя Отца, и имя Святаго Духа» (С. 66). Ведь он же не говорит, что Имя Иисуса есть Бог только по воплпщении.

Св. Иоанн Дамаскин: «О каждой Ипостаси, – имя Бог глаголется – ИМЯ ЖЕ БОГЪ – общее естество знаменует и о каждой ипостаси равно ИМЕНУЕТСЯ»[28]

Епископ Сильвестр: «Св. Писание усвояет Богу разумные ИМЕНОВАНИЯ, то этим оно хочет обозначить не что иное, как Самого Бога, или Его существо, или, произнося эти НАИМЕНОВАНИЯ, разумеем, не что иное, как Самого Бога с Его Существом»[29]

Св. Филарет, митроп. Московскiй: «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне (2 Тим. 2,19). Великое для нас благополучiе на земли, великая надежда на блаженства на небеси, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти все дело спасительного посольства своего с неба на землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земнаго поприща, Он взывает в молитве к Отцу Своему небесному: дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю; или иначе: явил Имя Твое человеком, их-же дал еси мне от мiра». (Ин. 17,4-6). Из сего почти можно заключить, что те, которым явлено Имя Отца Небесного, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божiи. Никтоже, свидетельствует боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Iисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12,3)».[30]

Свою мессианскую деятельность, свое посольство с неба на землю, по совершении Искупления, Господь Иисус Христос как печатью, закончил словами: «Идите и научите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их блюсти все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»[31]. (Эти слова святителя Филарета можно назвать пророческими, они побивают и низлагают суемудрие имяборцев, восставших на Имя Господне пред кончиною мира. В противном же случае, соблазн извращением Богооткровения, для истинно православных христиан будет безконечный. А главное – новое учение уже не от Бога Духа Святого, а от измышления человеческого, – значит, от противника Божия – дьявола).

«Но твердое основание Божие стоит, - говорит Святитель, - имея печать сию: познал Господь Своих; и да отступит от неправды всякий именующий Имя Господне»! [32].

Своимъ явленiем в мiр Господь наш Iисусъ Христосъ открыл таинство Пресвятой Троицы, открыл Имена: Бога-Отца, Бога-Сына, то есть Свое Имя Iисуса, и Бога-Духа Святаго. А Богъ-Отецъ, дал людям заповедь веровать во Имя Сына Его Iисуса Христа и любить другъ друга.[33]

А имяборцы лгут, будто бы Бог не именуем. А сами без Его Имени не могут обратиться к Нему в молитве. Как дивно исполняются на них слова св. Иоанна Златоуста: «Ложь самообличительна, и прибегающие к ней, ею же бывают обличаемы».

 

[1] 10 огласит. Сл., с. 138. Творен. Святых Отец, т. 25. М., 1855. Изд. 1-е Дух. Акад.

[2] Слова огласительныя. 10 сл., с. 144, изд. 1855 г.

[3] Часть 2, с. 412. М. 1861 г.

[4] Втор.18,19; Ис. 5,23; 1 Езд. 5,1.

[5] Св. Григор. Богослов. Ч. 3, с. 80. По изданию 1844 г. стр. 99.

[6] - стр.. 178

  1. «Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой». Изд.

«Исповедник». Тип. Сойкина. СПб. 1914 г. С. 68.

[8] Ин. Епафродит.

[9] Большой Катехизис. 258. Изд. 1878 г.

[10] Часть 2-я, стр. 412. М. 1861 г.

[11] 10 ОГЛАС. СЛ., СТР. 138. Творен. Св. Отц., т. 25. М. 1855 г. Изд. 1-е. Дух. Акад.

[12] Ин. Епафродит.

[13] Об этом см. ниже в конце слова св. мученика Иустина Философа пояснение о.Антония (Булатовича).

[14] Большой Катехизис. 258. Изд. 1878 г.

[15] Захар. 14,9.

[16] Часть 2-я, стр. 412. М. 1861 г.

[17] 10 ОГЛАС. СЛ., СТР. 138. Творен. Св. Отц., т. 25. М. 1855 г. Изд. 1-е. Дух. Акад.

[18] Имяборец, экуменист.

[19] Т. 5. СПб. 1899. С. 926.

[20] Т. 11. СПб. 1905. кн. 1. С. 435-436.

[21] Т. 5. СПб. 1899. С. 323. На псал. 113.

[22] Т. 9. СПБ. ДА. 1903. Бес. на посл. к Римл. 1,5. Здесь опять Златоуст говорит о чудодейственной силе Имени Господня, и напоминает, чтобы мы веровали (по заповеди Отца Небесного 1 Iоан. 3,23) во Имя Господне, и не перетолковывали прямые слова Господа, сказанные Имъ Самимъ и через Его Апостолов; и что Имя Господне непременно требует в себя веры от нас, потому что Оно непостижимо человеческим разумом. А имяборцы, «постигли», и утверждают, что Имена Богу приписали сами люди, что у Бога нет никаких Имен.-сост.

[23] Св. Афанасий Великий учит: «Почему вы, обещавшиеся прежде исповедывать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество» (Ч. 3. С. 352. Изд. 2. Св.-Троицк. Лав. 1903 г.). Имяборцы отделяют Человеческое Имя «Иисусъ» от Именуемого Бога и отвергая Его Божество вместе отвергают и обожение с Именем Иисус человеческого естества воспринятого Богом, неслитно и нераздельно соединенного в Боге Слове.

24. А имяборцы твердят, что Бог неименуем, - Сост.

25.  М. 1861. Ч. 2. С. 412.

[26] Ч. 2. С. 107-108. См. 62 слово на греческом.

27. Славянский Благовестник. А. Хитров. «Забытые страницы русского имяславия». стр. 28-29.

28. Л. 77 на обороте. У Хитрова с. 28

29. Осн. Правосл. Догматич. Богословие. Т. 2. С. 29.

[30] Прибавленiя к творенiям Святых Отцев. М. 1843. МДА. Ч. 1.С.82. Слово на Благовещенiе.

[31] Мф. 28,20.

[32] 2 Тим. 2,19.

[33] 1 Iоан. 3,23

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0