Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:00 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 630 - 634
2017-06-10, 8:20 PM

Глава 12..

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

Во Имя Божие в вопросах и ответах.

Вопрос: Что такое есть Имя Божие?

Ответ: Понятие Имени Божия есть всеобъемлющее. Имя Божие, во- первых, означает изречение, определение или наименование не именуемого тварью Отчего Существа, его же весть и глаголет только Слово и Сын. Во вторых, Имя Божие именование Бога словесною тварью по тем свойствам Божиим, которые Бог проявил в творении и миробытии. В третьих, Имя Божие суть те Богооткровенные истины о Боге, которые сам Бог открыл о Себе Духом Святым, через пророков и Апостолов, а также устами Воплощенного Слова и Сына. В четвёртых, Имя Божие означает иногда и славу Божию, которою Бог прославил Имя Своё, т.е. Себя Самого пред очами словесной твари Своей. В пятых, Имя Божие и слава Его есть и то, когда словесная тварь прославляет Имя Творца Своего, волею повинуясь заповедям Его и являя самою жизнью своей веру, надежду и любовь к Создателю и Благодетелю своему.

Вопрос: Что такое есть вера во Имя Божие?

Ответ: Вера во Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа есть заповедь, которую дал нам Сам Господь, как о том свидетельствует Ап. Иоанн Богослов: “И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа...” (1 Ин. 3,23). “Неверуяй, уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия,” (Ин. 3, 18). “Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его,” (Ин. 1, 12). Сии тексты имеют весьма много толкований, но, во первых, их подобает понимать, как говорит Златоуст, дословно: “Когда Господь возвестит что-нибудь, то слушатели не должны перетолковывать слов Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? - О Имени Его. - Мы не должны исследовать Сущности Его, но Веровать во Имя Его, так как Оно творило чудеса” (Том 8, стр. 492).

Вопрос: Во что же именно во Имени Божием подобает веровать?

Ответ: Во-первых, подобает веровать во истинность Имени Божия, т. е. в то, что Бог и на самом деле есть таков, как Его Имя Божие именует.[1] Во-вторых же, подобает веровать, что призываемое Имя Божие не есть одно только простое и текучее человеческое слово, но веровать, что оно неотделимо от Самого Бога и есть “Сам Бог Сый и Живый”, есть - “Дух и Живот”, как и всякое слово Божие. В-третьих, подобает верить, что призываемое Имя Божие есть вся побеждающая и вся содержащая Божественная сила, которою держится мир, как - то открыл апостолу Эрму Ангел: “Имя Сына Божия велико и неизмеримо. Оно держит весь мир (Кн.: Эрма, подоб. 9, гл. 14).

Вопрос: Где же в Евангелии писано, что Имя Божие есть Сам Бог?

Ответ: Писано, что всякое слово Господне есть Сам Бог; - “Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и Живот суть”. (Ин. 6, 63). Если глаголы Господни суть “Дух и Живот”, то чем же меньше суть те Его глаголы, которыми Господь наименовал нам Отца, Сына и Святого Духа и Самого Себя - Иисуса Христа? Если Имя Божие и всякий глагол Божий есть Дух и Живот, то, что же это значит иное, как не - Сам Бог? Ибо есть ли что под небесами, что было бы духом и Жизнью, и не было бы Богом? И ещё говорит Господь: “Аз рех: бози есте... Оных, рече богов, к ним же слово Божие бысть. (Ин. 10, 34). Этими словами, Господь ясно говорит, что слово Божие есть обоготворяющее человека. А если обоготворяющее, то, что есть иное, как не Сам Бог? И ещё сими словами Господь ясно свидетельствует, что Имя Божие, как и всякое слово Божие есть - Сам Бог: “Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих”. (Мф. 4,4), то есть, Слово Божие, а следовательно, и Имя Божие - суть животворящие.

Вопрос: Писано ли в догматах Церковных, что Имя Божие есть Сам Бог?

Ответ: О вере во Имя Божие спор ещё никогда в Церкви не возникал, ибо никто ещё из ересиархов хулы на Имя Божие не воздвигал и сомнения в том, как мы то видим у Святых Отцев, что Имя Божие есть и Имя Иисус Сам Бог, доселе не было, почему особой догматизации и не требовалось, но тем не менее Церковь предаёт анафеме Варлаама, кторый отрицал Божество Света Фаворского и следовательно и Гласа Отчего - “Сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих”, и отрицал то, что и действия и силы Божии суть Сам Бог. Пятая анафема против Варлаама гласит так:

“Также тем, кои вопреки Божественным словам Святых и пониманию Церкви думают и говорят, что только об одной Сущности Божией говорится Имя Бог, и не исповедуют того, что отнюдь не меньшим почитается и Божественное действие (и сила, как сказано по гречески “энергия”), как тому научают нас Божественные Таинники и, почитающие одинаковыми во всех отношениях, как Сущность Отца и Сына и Святого Духа, так и действие их (и силы) - анафема”(Постная Триодь греческая, неделя правосл. 5-я анафема).

Вопрос: Что значит Действие Божие, или как в греческом подлиннике сказано - “энергия” Божия?

Ответ: Действие, или силы деятельности Божией означает благодатное проявление свойств Божиих - ощутимо для умно-чувственной и словесной твари. Сущность Божия не может быть восприемлема тварью, ниже именуема ею, но свойства Божии по действию Божию могут Быть благодатно ощутимы тварью. Так, например, человек по действию Благодати Божией может опытно ощутить, что Бог есть Любовь, что Он есть мир, что Он есть радование, что Он есть Премудрость, наконец, что Он есть Свет, и что Он есть Истина. Все эти действия Божии большей частью лишь в тайне сердца ощутимые, а иногда ощутимы и органами чувств, как, например, на Фаворе - видение Апостолами Света, и слышание ими Гласа; или слышание Гласа Отча при входе Господнем в Иерусалим; или видение Света и слышание Павлом: “Аз есмь Иисус...” - все эти ощутимые действия Божии суть Сам Бог. Сам Бог - суть все Евангельские Истины и все Истины Святого Писания; Сам Бог есть на основании сего церковного определения и имя Иисус, и Имя Божие, Которые суть Истины Богооткровенные, и проклят тот, кто думает иначе.

Вопрос: Писано ли у кого из Святых отцов, что Имя Божие есть Сам Бог?

Ответ: Писано у многих. Так, например, Св. Симеон Новый Богослов ясно говорит о том, что хотя мы называем Бога именами, которыми также и человеков называем, как например, отцами и сынами, и Иисусами, но, когда эти слова глаголются о людях, то они суть просты безжизненны, когда же этими именами мы именуем Бога, или истинного Иисуса Христа, тогда и имена эти суть сам Бог Сый и Живый: “Слова человеческия текучи и пусты, слово же Божие, (т.е. слова, коими мы именуем Бога и Иисуса Христа), - Живое и Действенное. Равным образом, и истина Божия, (т.е. истина о Боге, выражаемая именами Божиими), - есть паче ума и слова чловеческого, - Бог непреложный, сый и живый.” (Симеона. Нов. Богосл. Ч.2, 108). О непреложности сей веры во Имя Божие и во имя Иисус наипаче явствует из Богослужебных молитв и песнопений и из Псалтири, ибо Церковь безразлично обращается то к Самому Богу, то к Имени Его, не отделяя Бога от Имени Его.

Вопрос: Из каких молитв это видно?

Ответ: Из весьма многих, как например, “Благодарим Тя... вложившаго во уста наша слово хваления, еже поклонятися и призывати Имя Твое Святое” (1 мол. на шестопсалмии), - или: “Благодарим Тя, яко постаавил еси нас в поклонение Честнаго Имени Твоего”. (6 молитва). Или: “Благо есть исповедатися Господеви, пети Имени Твоему Вышний”. (В конце утрени).

Вопрос: Если Имена Божии суть Сам Бог, ибо в них глаголется Божественная истина о Боге, то Имя Иисус есть ли тоже Бог, ибо, это Имя есть и имя общечеловеческое, которым, как прежде, так и теперь именуются люди?

Ответ: Имя Иисус означает ту истину, которая есть паче всех истин и дорога человеку, а именно, что Сам Бог спасет падшего человека, ибо Имя Иисус толкуется: “Бог - Спаситель”. О том же, какая разница во именах между Именем Иисуса истинного и Бога, и других не истинных Иисусов и человеков, писано в Катехизисе 1874 г. (Иисус Навин, Иисус Сын Сирахов и Иисус Иоседеков)” суть образ и подобие Иисуса Истинного... сего ради имена сии три Имени Иисусову уподобляются - Избавителю, - а не избавители (т.е. хотя те Иисусы и именовались Иисусами, т. е. избавителями, но истинными избавителями не были, ибо для этого надо было воистину быть и истинным Богом). Толкуется же Иисус: “Бог - Избавит”, занеже тем самым Именем довольно разумети даша, яко невозможно бе никому же от них избавляти, токмо единому, Самому Богу, иже плоть человечу приемльшему, и бысть роду человечу Истинный Бог Избавитель. Сие есть Имя Иисус, ему же поклоняется и припадает всяко колено небесных, земных и преисподних. Сие есть Имя Иисус, его же аще кто призывает без сомнения духом и истиною спасен будет. Сие есть Имя Иисус, его же подобает всем верным присно имети в сердцех и во устнех, во всех делех своих, по Апостолу Павлу, глаголющему: “аще что творите, словом или делом, вся во Имя господа Иисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти и вся враги наша противныя победити”. (Лист 4-ый) Имя Иисус таинственно выражает собою полное имя, Второго Лица Святой Троицы и сие ясно истолковал Архангел, который возвестив о зачатии Иисуса и о именовании Его Именем сим, тогда же истолковал Деве Марии и Иосифу также смысл Имени Иисус: “Сей будет Велий (т.е. Господь Бог) и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца своего, т.е. будет Он истинным Христом)” (Лк. 1,31). “Той бо спасет люди Своя, от грех их” (Мф. 1, 22). Также и Господь засвидетельствовал о Себе, что имя Его Иисус означает Сын Бога живаго, ибо, когда Петр исповедал Его “Христом Сыном Бога живого, то Господь запретил кому-либо, открывать, что Он есть истинный Иисус, т. е. Сын Бога живого. “Запрети Иисус учеником Своим, да никому же рекут, яко сей есть Иисус Христос”, (Мф. 16, 20).

Вопрос: Как же дерзают некоторые, даже высшие церковные лица уничижительно выражаться о имени Иисус и приравнивать Его к именам разных других Иисусов?

Ответ: Господь сказал: “ Обаче Сын Человеческий пришед, обрящет ли си веру на земли?”. (Лк. 18,8). Также и в Откровении Иоанна Богослова ясно предсказано, что перед концем времен восстанет ересь, хулящая Имя Господне: “И дана быша ему уста, глаголюща велика и хульна, - хулити Имя Его (т.е. Божие), и селение Его, и живущия на небеси”. (Откр. 13, 6). Сия тайна беззакония уже давно деется и пришествие истинного антихриста подготавливается, но до сего времени ещё никто не дерзал уничижать Имя Иисуса, а ныне хулители простерли дерзкую руку свою и на сие Божественное Имя. Впрочем, и при святом Афанасии Великом были некие, которые уничижали Имя Христос, подобно тому, как ныне уничижают Имя Иисус, и говорили, что Христос есть обыкновенное имя “Помазанник” и относится лишь к человечеству Христову. Сим хулителям святой Афанасий отписал так: “Если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли сим еретикам отложить заблуждение и поклониться наконец Отцу о имени Господа нашего Иисуса Христа, а не поклоняющихся и не служащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не к христианам, а к язычникам (Ч. 3, 349)”. “Христос именуется так не единовидно (т. е. не только как человек, как Помазанник), но что в сем одном Имени заключается значение того и другого, и Божество и Человечество. Ибо тех, может быть, которые называются христами не в собственном смысле и можно рассматривать, как вы полагаете (т.е. человеками), но единый по естеству истинный Христос (также как и Иисус, один только истинный), неописуем человеческим разумом, как вы на это осмелились в своей кичливости!” т.е. приравнять Его, т.е. Имя Его Христос, к именам прочих христам - помазанникам (там же 374).

Вопрос: Почему Апостол Павел называет Имя Иисус Именем паче всякого Имени? (Фил. 2, 9). Разве все имена Божии не равны между собою?

Ответ: Воистину так, все имена Божии, а в том числе и Имя Иисус равны между собою. Призвав духом и истиною любое Имя Божие мы имеем в каждом всего Бога, всё Его простое неименуемое тварью Существо со всеми именуемыми Свойствами Его и с каждым призыванием любого имени Божия, подразумевается и как бы негласно произносится вся цепь всех имён Божиих; т.е., когда ты произносишь Имя Божие, например, “Святый”, то подразумевается и то, что ты Его именуешь и Благим, и Долготерпеливым, и Вечным и проч. и проч.; также например, когда ты призываешь Отца, то будешь иметь во имени Его и Сына и Святого Духа. Поэтому все имена Божии, т. е. как Ипостасей, так и Свойств Существа Божия есть равночестны и равносильны. О имени же Иисус говорится, что оно есть “Имя паче всякого Имени” в отношении к человеку, ибо поскольку дело искупления нас Богочеловеком есть в глазах всякой умной и словесной твари дело преславнейшее всех остальных дел Божиих, постольку и имя Иисус есть имя паче всякого Имени, Имя, которым преимущественно перед остальными Именами Божиими подобает спасаться, как то ясно исповедал Апостол Павел. На допросе его архиереями и фарисеями: “коею силою, или коим именем” - он исцелил хромого”, Петр отвечал, что исцелил его “Именем Иисуса Христа” и добавил: “несть бо иного Имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам” (Дн. 4, 12). Имя Иисус есть полное именование Сына Божия, ибо в Имени сем этимологически и кабаллистически произносятся имена: “Господь”, “Спаситель”, “Сын Божий”, “Иегова или Бог в Троице”, почему, когда являлись Апостолам, (очевидно, являлись Ангелы, - авт) по воскресении и по вознесении, не иначе называли Господа, как “Иисусом”; (наприм.:”Иисуса ищете распятого?” Мрк.16,6,-авт.), также и Сам Господь на вопрос Павла, явившись ему при приближении его к городу Дамаску, ответил: “Аз есмъ Иисус”.

По этому всему и Апостолы заповедали наипаче призывать Имя Иисус, как наиполнейшее именование Воплощенного Сына Божия и как по смыслу своему выражающее то, что наиболее потребно для человека, именно - спасение.

Вопрос: Откуда видно, что апостолы предпочитали имя Иисус пред прочими Его Именами?

Ответ: Видно, как из всего Евангелия, так и из Деяний Апостольских. Так например, когда Петр и Иоанн сообщили прочим собранным вместе ученикам, что архиереи и фарисеи грозно запретили, не только учить о Христе, но даже произносить “Имя Его” (Дн. 4,19), то они воздвигли ко Господу глас пламенной молитвы, прося, во-первых, себе мужества в проповеди дабы не бояться прещений иудейских, а во-вторых, того, чтобы: “знамением и чудесем бывати именем Святым Отрока Твоего Иисуса!” (Дн. 4, 30). И Бог тут же явил Божественную силу и действенность сего имени: не успели Апостолы вымолвить имя Иисус, как последовало землетрясение, и поколебалось всё место то, и исполнились все великой благодати Святого Духа и чувства великого дерзновения, так что, не взирая на угрозы иудейские, стали без всякого страха проповедовать о Иисусе открыто. О спасительности призывания имени Иисус предречено ещё пророком Иоилем: “Всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется” (Иоиль 2, 32); Апостолы же Петр и Павел оба повторяют сей текст и показывают, что он именно относится к имени Иисус (Дн. 2, 21; Рим. 10, 13). Апостол Павел, приводя сии пророческие слова ещё присовокупляет к ним то, что сие Имя Господне есть Имя Иисус, что Оно не простое слово, но есть Глагол”, т. е. Слово Божие, или Сам Иисус, и что оно отнюдь не где либо далеко от нас, но что сам Господь есть в призываемом Имени Его и есть в сердце каждого христианина: “Близь ти Глагол есть, во устех твоих и в сердцы твоем: сиречь глагол веры его же проповедуем (т. е. Сам Иисус). Так именно, искони понимали сей текст святые преподобные Отцы, как то видно и из слов, произносимых игуменом во время вручения постригаемому в иноческий чин четок: “Приими, брате, Меч Духовный (т. е. восприими имя Иисус, для напоминания тебе о коем приими и держи всегда в руке четки), еже есть Глагол Божий (т. е. имя Иисус не простое слово, но Глагол Божий, или слово Божие, т.е. Сам Бог). Его же и носяй во устах твоих, в уме же и сердце, глаголи непрестанно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Вопрос: Что значит иметь Глагол во устех своих и в сердцы своем?

Ответ: По толкованию, преданному Преподобными Отцами, как то например, записано у Паисия Величковского это понимается так: Глагол, т. е. Христос вселяется таинственно в сердце крещенного, но христианину подобает еще и веровать в свое общение со Христом и исповедать сию веру призыванием Его Имени, веруя, что во Имени сем имеем Его, Самого “во устах” наших “близь ти Глагол во устех твоих и в сердце твоем... яко аще исповеси усты своми Господа Иисуса, спасешися... Всяк бо иже аще призовет имя Господне, спасется” (Рим.10: 8,9,13). ”Все же се: глагол, исповедание, призывание: разумей быти внутрь тебе Христа, чрез Святое Крещение всельшася, (т. е. и призывание, и исповедание, и Самое имя Иисус есть тот же Христос, Который от крещения восприят христианином в сердце своем). Его же призывати, и глаголати, и исповедати должен еси непрестанно, овогда сердцем, овогда же устнами глаголя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. (Паисий Величковский, стр.93)

 

[1] «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя» (Пс. 47,11).

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0