Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 9:15 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 634 - 637
2017-06-10, 7:37 PM

Глава 13.

Рассуждение об Имени Божием «Иисус»

Имя “Иисус”, как говорится в Катехизисе (изд.1878г.) означает в простом толковании - “Бог - спасет”. Когда человечество в лице первозданных Адама и Евы утратило рай и приобрело проклятие, то сознав бедственность своего положения, оно стало возгораться желанием спастись от сей клятвы и греха и получить Того обещанного Богом Человека, Который сотрет главу змею будет Спасителем человечества. Это желание и нетерпеливое чаяние спасения выразилось в наречении первенца Адамова именем - “Каин”, ибо Каин, как говорится в Библии, значит: “Стяжах человека Богом”, что по смыслу весьма близко подходит к Имени Иисус (Иисус значит “Бог - Спаситель”, а Каин значит ”Человек (обещанный) Богом, (который должен спасти”). Горячее чаяние спасения, всё больше и больше возраставшее в последующих поколениях, промыслительно побуждало многих родителей именовать чад своих желанным именем “Спаситель” и таинственно и промыслительно, подготовляло воплощенного Бога Слова от предвечного совета изреченное Им Себе Имя “Иисус”: Мы сказали, что это Имя подготовилось для Господа не случайно, но промыслительно, ибо Бог Истина - Слово и Сын мог ли быть наречен в человечестве каким-либо неистинным Именем? Конечно, нет! Конечно Имя воплощенного Слова и Спаса должно было вполне выражать главные свойства сущности Его, т.е. что Он есть Бог и пришел спасти людейё4 но с другой стороны это истинное Имя не должно было быть заметным в человечестве до времени завершения спасения нашего воскресением; вот почему так и случилось, что с одной стороны сложилось в человечестве великое Имя Иисус и с другой стороны это имя сделалось среди людей довольно обычным и родители нарекали им чад своих - неистинных Иисусов, в ожидании Иисуса истинного. Но да не подумает кто-либо, что родители, называя детей своих Иисусами, мнили, что эти чада их и будут спасителями. Отнюдь нет. Не только обыкновенных Иисусов никто за истинного Спасителя не признавал, но и таких великих Иисусов, как Иисус Навин, и Иисус Сирахов, и Иисус Иоседеков, никто не почитал за истинных Иисусов, ибо истинный Иисус должен был быть истинным Богом, как то ясно сказано во имени “Еммануил”, или “С нами Бог”, иносказательно и пророчески пронареченном через пророка Исаию. О том, что Имя Иисус и значит - истинный бог, и то, что человечество воистину ожидало некоего истинного Иисуса, хотя и имело среди себя многих Иисусов неистинных, видно из следующего евангельского места: когда на вопрос Господа: за кого почитают Его ученики? - Петр отвечал: “Ты еси Христос, Сын Бога Живаго”, - то Господь похвалил его за веру и исповедание истинного Имени Его и ясно сказал, что “Сын Бога Живаго” и есть имя “Иисус”, ибо запретил разглашать, что Он есть Иисус Христос, т.е. что Он есть истинный Иисус - Сын Бога Живаго, и истинный Христос, т. е. очищенный вечный помазанник и царь: “Запрети Иисус учеником Своим, да никому же рекут, яко сей есть Иисус Христос (Мф. 16: 16, 20). Также ясно истолковал Имя “ Иисус” и Архангел Гавриил, когда возвестил Пресвятой Деве Марии о имеющем быть зачатии Ею Богомладенца; передав Ей повеление Божие назвать Его Иисусом, он присовокупил и толкование сего имени в следующих словах: “Сей будет Велий”, т. е. будет Господом, почему и подобает назвать Его Иисусом, ибо Имя Сие, то и значит по сокровенному смыслу своему”: - “и Сын Вышняго наречется” - т. е. потому то и подобает назвать Его Иисусом, ибо Имя Сие то и значит по сокровенному смыслу своему, как высказал Петр - “Сын Бога Живого”; - “и даст Ему Господь Бог Престол Давида Отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца”, - т. е. и будет Он истинным Христом, почему и надо назвать Его Иисусом, ибо Имя это и значит то по сокровенному смыслу своему (Лк. 1.32) . Иосифу же Архангел сказал равнозначущее толкование Имени Иисус, но более краткое, когда явился ему во сне и открыл тайну безсеменного зачатия и повелел назвать Младенца “Иисус”: “той бо спасет людей Своих, от грех их”, т.е. Младенец Сей будет Бог, ибо создание Свое - “Своих людей” - спасет, почему и подобает назвать Его Иисусом, что в простейшем и обычнейшем толковании и значит “Спаситель”. Приняв верою благовестие Архангельское, Богородительница приняла верою и Имя Иисус, и когда движимая Духом Елизавета восторженными словами приветствовала Её, то Владычица, возрадовавшись о Иисусе и воспела Имя Его и этой Песнью Богородицы и доселе ежедневно на Утрени Церковь воспевает Имя Иисусово! Словами этой Песни Матерь Божия изъявляет сокровенный смысл истинного имени Сына Своего, как Его истолковал Ей Архангел: “Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди... и Свято Имя Его” (Лк. 1, 46-48). И так мы видим; что Матерь Божия называет Господа Иисуса словами равнозначущими Имени Его, согласно тому, как истолковал его Ей Архангел. Равно и в ночь Рождества Христова Архангел, явившись пастырям Вифлеемским не иное что возвестил им, как то, что родился истинный Иисус и затем сонм Ангелов воспел Имя Его: “родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь во граде Давидове”; - но как мы видели выше все эти слова и выражаются именем Иисус. Так и множество Ангелов воспело славу Иисусу равнозначущими словами: “слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк. 2. 11). Но что значит Имя Иисус, как не всё это, ибо оно и значит: Бог Вышний, и Мир на земле, т. е. примирение с Богом кровию Сына Божия, и в человецех благоволение!

Итак, мы ясно видим, сколь глубок сокровенный смысл Имени Иисус, Который в себе заключает все Его Имена: Господь, Спаситель, Сын Божий и Помазанник - Христос. Кабаллистически же это Имя Иисус по толкованию великого еврейского учёного раввина Самуила, принявшего Христианство около 1070 г. и написавшего книгу “Златое Сочинение”, (Издана в переводе, Киевской Лаврой), Имя Иисус составилось из Имени Иегова, которого четыре буквы, коими оно пишется, означают таинственно три Лица Святой Троицы; с прибавлением же к Иегове только одной буквы “шен”, - т. е. как бы человечества к Божеству Христову, и составилось Имя Иисус; но и кореньшен” значит Бог: итак, следовательно, кабаллистически Имя Иисус выражает и всю, Св. Троицу!.. И так, можно ли думать, как думают некоторые вольнодумцы и хулители, что “Иисус” есть произвольное и общечеловеческое имя, ничего особенного собою не представляющее? Возможно ли допустить, что “вся премудростию” сотворивый Бог оставил бы ничего не значущим Имя Сына своего? Конечно нет, ибо как мы видели, не только излил Бог неизследимую премудрость Свою, в наречении Сына Своего Иисусом, но и удостоверил то, через Архангела. Итак, Имя Иисус, Которое Господь оправдал на кресте, Своем, является “Именем паче всякого имени” (Фил. 2, 9). Но почему же так, когда все Имена Божии суть равны? Воистину Имена Божии все равны, ибо каждое Имя Божие есть сам Бог, но во Имени Иисус выражается та слава Божия, которая превосходит славу всех остальных преславных дел Божиих. Какая же это слава? Слава Его крестных страданий и смерти, коими Он благоволил искупить падшее создание свое от клятвы. Страстью своею на Кресте и излиянием Божественной, Своей Крови Христос оправдал, Свое Имя Спаситель, а Воскресением Своим оправдал Свое Имя Бог! Вот почему это Имя есть Имя паче всякого имени”, как говорит Апостол. Вот почему и Ангелы, являвшись мироносицам по воскресении, не называли Его, ни Господом, ни Христом, ни Сыном Божиим, но называли “Иисусом”. Вот почему и по вознесении Его на небо Ангелы, представ ученикам, не иначе Его назвали, как Иисусом: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идущим на небо”. (Дн. 1, 11). Вот почему и сам Господь, когда явился Павлу во свете, назвал Себя только Иисусом: “Аз есмь Иисус”. (Дн. 9, 5).

Но вот ныне восстали некие хулители, которые дерзают проповедать неслыханную дерзость, что имя Иисус есть уже потому имя “меньше всякого имени Божия”, что именами Иисус назывались и называются на Востоке и по днесь обыкновенные люди! Другие же дерзают, уничижая Имя Иисус, говорить, что это Имя есть имя самое младшее сравнитеьно с друими именами Богочеловека, ибо принадлежат Сыну Божию не предвечно, но только от зачатия! И то и другое хула нестерпимая! Провидя первое хуление, Церковь в пространном Катехизисе говорит: “Да не дерзает никто глаголати, яко имя Сына Божия “Иисус” есть обыкновенное человеческое” (Толк. на 2-й член Символа веры). Одинаковая хула есть говорить, будто имя “Иисус” есть уже тем самым младшее других имен Божиих, что принадлежит Сыну Божиему лишь от зачатия; имя Иисус измышлено в Предвечном совете, как то исповедует Церковь; в Предвечном же Совете нарёк его Себе никто иной, как сам Предвечный Советник и Слово, ибо, Кто же иной мог бы и изглаголать Отчую мысль, как не Сын и Слово? Итак, раз Сын и Слово, Сам нарёк сие Имя Себе, раз и по смыслу имени оно и было присно соответствующим Сыну и Слову, ибо присно означало “Бог”, то не ясно ли, что его присно и носил Сын Божий, и что не новое имя принял Он, вочеловечившись, но по смыслу имени, принял то, которое от предвечности Ему принадлежало! Некоего старца однажды спросили, назван ли Сын Божий Иисусом по Божеству или по человечеству? Старец, умудренный Духом Божиим ответил: “Конечно, не только по человечеству, но и по Божеству, ибо имя Иисус означает Спаситель, а спасти род человеческий не мог бы, ни ангел, ни человек, а один Бог, почему Имя сие, принадлежащее Спасителю нашему, принадлежит Ему и как Богу: “Пришел еси от Девы, ни ходатай, ни Ангел, но сам Господи воплощься, и спасл еси всего мя человека”! (Ирмос 4, гл. 20).

Именем “Иисус” св. апостолы и многие Угодники Божии: бесов изгоняли, недуги исцеляли, мертвых воскрешали и многия соделовали Им знамения и чудеса, что свойственно творить только Богу; и если, согласно тропарю на Св. пасху, Господь по крестной смерти Своей был: “во гробе плотски (т.е. с плотию), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный”, - то несомненно и во Имени Своем Он пребывает всегда и весь Сей “вся исполняяй Неописаный”! Как то говорит неоднократно приснопамятный Отец Иоанн Кронштадтский в “Моя жизнь во Христе”, что Имя Иисус и всякое Имя Божие и есть - Сам Бог”, (т.2, стр.310). Но не один только о. Иоанн Кронштадтский так говорит, но все Святые Отцы то исповедуют, которые прямо, которые косвенно. Упомянем ещё об одной хуле неких безумцев, которые говорят, будто Имя Иисус есть человеческое, и как таковое силы в себе Божественной не имеет, но имеет оную лишь тогда, когда с ним совместно произносится - “Сын Божий”! Даже и отвечать не хотелось бы на такое явное безумие! Не Имя ли Иисус повторяется на каждой странице Евангелия многократно? Не о Имени Иисус поется Акафист Сладчайшему Иисусу? Не в нём ли повторяется Имя Иисус на каждой строчке без всяких добавлений? Не исполнены ли единично употребляемым Именем Иисус и каноны Минеи, и Триоди и прочие Богослужебные книги? Некогда возник спор между Св. Григорием Паламой и Варлаамом о том, есть ли Свет Фаворский Сам Бог. И суть ли видения умнозрителями Божественного Света при делании умной молитвы - Сам Бог? Варлаам хулил и называл эти благодатные дйствия во время высших созерцаний - прелестью, а Свет Фаворский - тварным, ибо Сущность Божества не может быть видима тварью. Но св. Григорий Палама доказал на соборах, которые собирали по поводу их спора, что Бог, кроме Сущности, имеет и деятельность, или силу и действо, и эти сила и действо не есть тварь, но есть неотделимы от Существа Божия, как свойства Его божества, и эти благодатные действа есть Сам Бог. Ересь Варлаама была проклята, Церковь же утвердила догмат, что Богом достоит именовать не только Сущность Божию, но и Его действие, или по гречески энергию (см. анафема 5-ая против Варлаама в неделю Православия). Согласно этому определению выходит, что как Свет Фаворский есть, Сам Бог, так и истинный глас Отчий на Фаворе: “Сей, есть Сын Мой возлюбленный” есть сам Бог. Также выходит, что истинный глас Божий на Синайской горе и все заповеди Божии есть Сам Бог. Также выходит, что всякое слово, исшедшее из уст воплощенного Сына и Слова и записанное в Евангелии Евангелистами - есть Сам Бог. Также выходит, что все то, что открывал и деял Дух Святый в Апостолах и Пророках - есть сам Бог. Также, что и благодатные действия созерцания и прочих благодатных даров во Святых - есть Сам Бог . Также, что всякое благодатное мирное и чистое чувство в оправданной Богом душе, которые Апостол Павел называет: “плоды Духа” - есть сам Бог. Итак, если по сему определению Церковному всякая Богооткровенная истина есть, Сам Бог, то что же есть Имя Божие и Имя Иисус? Разве не есть Имена Божии истины Богооткровенные? Разве не есть истина Богооткровенная проявление неведомой Истины - Бога? Разве не сказал Господь, что глаголы, яже Аз глаголах вам Дух есть и Живот есть? Разве не сказал Господь: “Аз есмь Истина? Итак, что же есть истина во Именах Божиих и во Имени Иисус, как не истина Божественная и действие Божественной, неведомой Истины Отчей? Кто не признаёт её Богом, тот есть трижды анафема!!! Образумьтесь же, несчастные хулители! Над главой вашей повис страшный меч отступничества от веры православной и анафемы! Если вы немощны в вере, молитесь Господу, да приложит вам веру, и не износите наружу смрада и яда своего неверия, которым вы повреждаете неутверждённых в вере и ходатайствуете себе сугубое осуждение! Если вы по презорству вашему не хотите верить нам, пишущим вам сие, мудрствуя так: “от Назарета может ли быть что доброе?” или “откуда сему сия, его же мы знаем отца и матерь и т.д.?” - то поверьте Святым Отцам. Послушайте, что пишет о Имени Иисус Святитель Димитрий Ростовский и перестаньте хулить Имя Иисус – свое спасение (Деян. 4,1-12).

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 232 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0