Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:00 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 637 - 641
2017-06-10, 7:35 PM

 

Глава 14.

Гимн Святейшему Имени Иисус

Из слова св. Димитрия Ростовского на Обрезание Господне 1-го января.

«Наречено же бысть обоженному Младенцу имя “Иисус”, еже принесеся Архангелов Гавриилом в то время, егда благовести о зачатии Его Пречистей Деве Марии, прежде даже не зачася во чреве, сие есть, прежде даже не изволи Пресвятая Дева словесем благовестниковым, прежде даже не рече: “Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему”. В тех бо Ея словах, абие Слово Божие плоть бысть, всельшеся в пречистую и пресвятейшую Ея утробу. То убо пресвятейшее Имя “Иисус”, Ангелом прежде зачатия нареченное, во Обрезании дадеся Христу Господу, еже бе известием спасения нашего. “Иисус” бо спасение знаменует, якоже протолкова той же Ангел Иосифу во сне явивыйся, и глаголюй: наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди своя, от грех их. Но и Апостол св. Пётр об Имени, Иисусовом, свидетельствует, глаголя: несть ни о едином же ином спасения, несть бо иного Имени под небесем, данного в Человецех, о нем же подобает спастися нам. Сие Имя спасительное “Иисус” прежде век в Тройческом Совете бе прдуготовано, написано, и даже доселе хранимо в наше избавление; ныне же, аки безценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено. Сие Имя, яко солнце, мир облиста. Явлена сотворися Иисусова Имени сила, ибо Дивное то Имя Иисус удиви ангелов, обрадова человеков, устраши бесов, и беси бо веруют и трепещут, и от самого того Имени трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает, падают истуканныя, прогоняется мрак идолобесия, благочестие же воссиявает свет и просвещает всякого человека, грядущаго в мир. О сем Имени превеликом Иисусове всякое колено поклоняется, небесных, земных и преисподних. Сие Иисусово Имя есть оружие сильно на супостаты, якоже глаголет св. Иоанн Лествичник: всегда Иисусовым Именем бий ратники, крепчайше бо сего оружия не обрящеши, ни на небеси, ни на земли. Сие дражайшее Имя Иисус, о коль есть сладко сердцу, любящему Христа Иисуса! О, коль вожделенно Имущему Его! Иисус бо есть весь желание, весь сладость. Сие Пресвятое Имя Иисус, о коль любезно рабу и узнику Иисус Христову в любовь Его плененну! Во уме Иисус, на языце Иисус! Иисус веруется сердцем в правду, Иисус исповедуется усты во спасение. Аще ходящу, аще седящу, аще что делающу, Иисус - пред очами: не судих, рече Апостол, ведети что в вас, точию “Иисус”. Иисус бо прилепляющемуся к Нему есть просвещение ума, красота души, здравие телу, веселие сердцу, помощник в скорбех, радость в печалех, врачевство в болезни, во всех бедах отрада и спасения надежда, - и Сам Той любителю Своему мзда и воздаяние. Облобызаем Тя любезне, о сладчайшее Имя Иисусово! Покланяемся усердно Пресвятому Имени Твоему, о, Пресладкий и Всещедрый Иисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Иисусе Спасе! Молим же премногую Твою благость: Того ради Пресвятого Имени Твоего, излей на нас богатую Твою милость. Услади сердце наше Самим Тобою, Иисусе! Защити и огради нас всюду Именем твоим, Иисусе! Знаменай, и печатлей нас рабов Твоих тем Именем, Иисусе! - да и в будущий век Твой обрящемся и со Ангелы Пречестное и великолепое Имя Твое, Иисусе, славити и воспевати будем во веки. Аминь.

«Что убо беззаконно творим Егда Христов Образъ человековидный на иконе пишем и поклоняемся Ему; едали и кресту, от коея либо вещи сотворенному кланяющеся веществу кланятися мнимся: но и сосуды освященные, от нас почитаемые. Ни едине совести нашей зазор творят: понеже известны есмы, яко та призыванием Имени Христова освящаются».[1]

«Наводя же то, хулит Самую Пресвятую Троицу, в Ея же Имя мы тремя персты знаменаемся глаголюще: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. А он, Отца и Сына, и Святаго Духа.[2]

«Царское Имя «Iисусъ», ибо на небе и на земле царствующее».[3]

Вот в каких восторженных выражениях Святой Архиепископ истинный Пастырь лобызает Имя “Иисус” и поклоняется ему! Сколь ни ясно из слов Святителя Димитрия, что он ни на мгновение не отделяет Имя Иисус от самого Бога, и что он воистину исповедует, что Имя сие есть Сам Бог, для упорных отрицателей Божества во Имени Иисусове не мудрено возразить: “но где же в приводимых вами словах Св. Димитрия написано, что Имя Иисус есть Сам Бог?” Если имяборцы в словах этого Богоносного Святителя не узрели его веры во Имя Иисусово как в Самого Бога, то, дабы не оставить без ответа их вопроса, привёдем слова и другого Святого Угодника Божия, Святого Феофилакта Болгарского, которого св. Димитрий весьма чтил, на слова его часто на него ссылался, и в вере его во Имя Божие, был с ним вполне солидарен.

Братие Христиане, не забывайте заповеди Божией: “Бдите и молитесь” - Молитесь непрестанно молитвою: ”Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицею помилуй мя”. И ограждайте себя оружием непобедимым - Крестным знамением. Крест Христов и Имя Иисусово - есть Ключи Царствия Небесного. Они есть острейшие мечи, посекающие тьмы и тысячи бесовские. Веруйте, как учил приснопамятный Отец наш Иоанн Кронштадтский, что Имя Господа Иисуса Христа есть, Сам Бог и Господь Иисус Христос и в Кресте Его таинственно и благодатно присутствует, Сам Он. В этой вере воспитывайте и детей ваших, дабы они удержали в свою очередь сие бесценное наследие Христово, Крест Его и Имя Его и возмогли спастись от всеобщего духовного потопа Антихристианского, который грядет на мир. Ибо от него спасутся только те, которые не похулят Имени Иисусова, и не отрекутся от Крестного Знамения, и не согласятся принять печати Антихристовой, которую весь мир приимет, отрекшись от Имени Господня и от Креста Его. Спасайтесь!

Глава 15.

Забытый путь опытного Богопознания.

Богъ есть Высочайшее Совершеннейшее Существо. Онъ есть Духъ невещественный {Iн.4,24) и Свет неприступный {Iн. 1,5,9)

Богъ есть Духъ вечный, всеведущий, всемогущий, вез­десущий, неизменный, вседовольный, всеблаженный, всесовершенный.

Богъ - Единъ, но Троичен в Лицахъ: Богъ Отецъ, Богъ Сынъ и Богъ Духъ Святый.

Глубочайшая и непостижимая умами человечес­кими и ангельскими тайна Троичности, в доступной, для нашего ограниченного ума степени, открывается в рассмотрении творений Божиихъ (Рим. 1,20), напри­мер, в рассмотрении безсмертной Богоподобной души человека, в рассмотрении солнца, и их действий.

В солнце мы различаем самое ядро, или солнеч­ный круг, исходящие от него лучи света и проистека­ющую от него же теплоту.

Подобно сему от Бога Отца как от Первопричины рождается Богъ Сынъ и исходит Святой Духъ. И как свет и теплоту от солнца, так и Одно от Другого нельзя в Троице отделить, но можно различать.

Ещё яснее Таинство Троичности Бога в Едином Существе и Едином Божестве открывается в рассмот­рении богоподобной души человека, действующей через владычествующий умъ. Умъ безстрастно рождает мысль или внутреннее слово, которое выявляется вне души, посредством дыхания или членораздельных зву­ков, произносимых или написанных.

Так Отецъ рождает Сына, Который называется и есть Собезначальное Отцу и Духови Слово, ибо изъявляет Отца (Iн. 1,18). Но это Слово не может быть понимаемо без про­свещающего действия Духа Святого, как учит св. Апо­стол Павел: "Никто не может назвать Iисуса Госпо­дом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Подобно тому, как силою дыхания внутреннее наше слово облекается в звуки нашего голоса и бывает слышимо и понимаемо другими.

А великий Богослов преп. Iоанн Дамаскин учит: У Отца нет другого Слова, другой мысли, другого желания, кроме Сына".

Что касается доказательства бытия Божия, т. е, доказательства той истины, что Богъ действительно есть, то эта истина есть достояние веры, а не знания. Она есть дар Божий, употребление которого подчинено свободе нашего произволения (Св. Васил. Вел). Св. Апостол Павел об этом так учит: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, или уверенность в ожидаемом будущем, как в настоящем, и невидимом как в видимом... "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Онъ есть и ищущим Его воздаёт" (Евр. 11,6). В рассмотрении же творений Богъ познаётся из того, что всё создано так прекрасно, разумно и стройно, в изумительном порядке совершает своё назначение одно, завися и подчиняясь другому и управляясь дру­гим. Можно ли допустить, что такой прекрасный мiр не имеет своего Творца и не управляется своим Промыслителемъ?!

Природа движется и развивается по данным ей законам, и всё в природе закономерно (научная диалектика тоже это признаёт), а где законы, там есть и Законодатель. Так кто же Онъ? - Господь.

Однажды в океане был разбит корабль, и на его обломках волнами прибило к берегу необитаемого на вид острова двух пассажиров этого корабля. Когда они вышли на сушу и прошли порядочно по острову, не находя никаких признаков человеческого обитания, |то вдруг увидели какое-то сооружение, которое ока­залось прекрасной статуей на красивом пьедестале.

Приблизившись к ней, они начали спорить друг с другом. Один стал утверждать, что если есть такое художественное изваяние, то должен быть теперь или раньше был какой-либо художник-создатель, сделавший эту статую. А другой оспаривал это, говоря, что это дело самой природы. Первый возражал, тем более что пьедестал статуи был совершенно из другой породы камня отличный и непохожий на ту породу, из которой была сделана статуя. Но второй продолжал упорно возражать, говоря, что будто бы ветер мог поставить камень для пьедестал, потом на него бросить другой камень, а дожди и ветры могли обточить фигуру.

Понятно, что эти доводы были слишком наивны. Но если хорошую статую не могут сделать без художника, то не тем ли паче без Зиждителя не могли появиться и разумно управляться такие стройные мiры?» Это вполне убедительно и достоверно подтверждает ту истину, что есть непостижимое, вечное, всесовершеннейшее Существо, т. е. Богъ.

  • так как Богъ есть всесовершеннейшее Существо, есть Высочайшее Благо, то ясно, что познать такое Высочайшее Существо, это Высшее Благо могут лишь сродные, т.е. высоконравственные, приближающиеся к Благости разумные существа. Так как Богъ есть высочайшее абсолютное Добро, то Его познать могут лишь только добрейшие твари. А потому Господь даёт познать Себя только добрейшим, высоконравственнейшим разумным тварям. Иначе говоря, Онъ воссияет светом Богоразумия только в чистых сердцах, отражаясь в них, как солнце в чистых водах, и бывая недоступным для нечистых сердец, как отражается солнце в водах мутных и грязных. И Господь Iисусъ Христосъ учит: "Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят" (Матф. 5 гл.).

Чистота же сердечная есть освобождение, ис­целение, очищение сердца от возгнездившегося в нём диавола и злых дел его, т.е. от всех страс­тей, проистекающих от мiра, плоти и диавола. Эти страсти вошли в душу и сердце человека одно­временно с отпадением его от Бога после прародительского греха. До этого человек, созданный по образу и подобию Божию, был венцом творений Божиих и в своей богоподобной душе отражал, как в чистых зер­кальных водах многоразличные совершенства Божии, между которыми преобладала Божествен­ная любовь, которая изливалась в непрестанном влечении и устремлении всех душевных и теле­сных сил к Богу, в непрерывном общении с Кото­рым он почерпал свет жизни (Iоан, 8,12).

Преподобный Макарий Египетский пишет, что пищей, питием, отрадой, утешением, покровом и одеждой первозданных было Слово, Оно же Имя Божие (которое во главе Слова Божия). «Помянух Бога и возвеселихся». «Коль сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим» (Пс. 118,103). Тогда Господь обитал в их сердцах, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богомъ и они будут Моимъ народом...» (Лев. 26,12).

Св. Апостол Павел учит: «Где Духъ Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17). И Самъ Господь гово­рит: «Если пребудете в Слове Моемъ, то вы истин­но Мои ученики, и познаете истину и Истина сде­лает вас свободными» (Ср. Ис.61,1; Римл. 6,14).

Далее Господь говорит: «Моё учение - не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Самъ от Себя говорю» (Iоан. 7,16-17). Здесь под­тверждается та истина, что совершенно познать Бога и учение Его можно только самым делом, исполняя волю, т. е. закон Его, а не одним поверх­ностным изучением Его закона, как говорит и св. Апостол Iаков: «Посему, отложив всякую нечис­тоту и остаток злобы, в кротости примите насаж­даемое слово, могущее спасти ваши души. Будь­те же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает сло­во и не исполняет, тот подобен человеку, рассмат­ривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас же забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совер­шенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, бу­дучи не слушателем забывчивым, но исполните­лем дела, блажен будет в своём действовании» (Iак. 1,21-25).

Для того чтобы разрушить дела диавола, явил­ся Сынъ Божий (Ср. 1 Iоан. 3,8), и дал нам Свои животворные заповеди (ср.Iоан.6,63), т. е. Своё оживотворящее учение, которое сосредоточено на всеобдержащей заповеди о вере во Имя Iису­сово, как свидетельствует св. Евангелист Iоанн Богослов (1 Iоан. 3,23) и подтверждает в Еван­гелии своём (Iоан.1,12; 3,18; 20,31) и св. Апос­толы: Петр (Деян. 4,10-12) и Павел (1 Кор. 6,11; Филипп (2,9-10; Откр. 3,10). Вера же во Имя Iисусово прежде всего есть сердечное убежде­ние в том, что именуемый Богочеловек Iисусъ Хри­стосъ действительно соответствует наименованию - Iисусъ. Это же Именование означает Искупле­ние или Спасение от грехов их вдохновителя ди­авола и последствия вечной смерти, как истолко­вал сам Архангел, открывший это Имя праведно­му Iосифу (ср. Матф. 1,21), или как подтверж­дает значение этого Имени св. Апостол Павел (Фил. 2,5-9).

Затем, по согласному со всеми св. Отцами, тол­ковниками свящ. Писания, учению Вышенского затворника Епископа Феофана, вера во Имя Iису­сово означает не только сухое рассудочное убеж­дение, но и глубокое сердечное настроение - пе­рерождение, выражаемое в таких словах: «Я по­губил себя грехом и спасаюсь силой Господа моего Iисуса Христа, за меня распеншагося и Своею благодатию меня оживотворившего».

Это нравственное настроение у св. Апостола Павла называется верой сердечной, или верой, действующей любовию (Гал. 5,6). Искренняя же любовь всегда имеет стражем и неизменным спутником своим, охраняющую её, ревность, а без неё она не больше как лицемерное фарисейство и притворство (Фил. 3,6-8).

Действия этой веры описаны у св. Апостола Павла: «...в вас должны быть те же чув­ствования, какие и во Христе Iисусе...», и да­лее говорит об уничижении, смирении и само­отверженной, полагающей душу за грешников любви Христовой, которою совершено Искуп­ление, за что даровано и плоти Сына Божия Имя Iисусъ - Искупление и Искупителя знаме­нующее.

Итак, наилучший и плодотворнейший спо­соб проверить, найти, убедиться в бытии неви­димого, непостижимого нашим ограниченным тварным умом Бога - это усердно и вниматель­но изучать, благоразумно, честно и добросове­стно исполнять, осуществлять в своей жизни Его животворное учение, животворные запове­ди; короче: вселить верою в сердце Самого Христа призыванием Его благодатеподательного Имени (ср.Iоан.14,26; 1 Кор. 6,11; Ефес. 1,-5,8).

Всё это заключается в сердечном испове­дании Имени Iисусова. Поэтому для честного критика есть легчайший и достовернейший спо­соб проверить Божественность учения Христо­ва и убедиться самым ощутительным спосо­бом, как в бытии Бога, так и в Божестве Госпо­да нашего Iисуса Христа.

Может быть, и другие захотят испытать этот способ богопознания? А если боятся, пусть по­ступают по Заповедям Христовым:

  1. Познают свою греховную нравственную нищету.

  2. Искренно жалеют о том и плачут.

  3. Пусть смирятся и будут кроткими.

  4. Пусть не унывают и продолжают это.

  5. А теперь они и «Бога узрят».

    «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8).

    Чтобы видеть Всесвятейшего Бога, Которо­го трепещут Херувимы и Серафимы, надо упреподобиться Ему хоть чуть-чуть. Всякое жи­вотное ищет сродное себе. Так и человек. На­пример, некурящему тошно в обществе куриль­щиков, а курящему нестерпимо с некурящими, ему нужен табачный чад, который его радует, и он не замечает, не тяготится тем, что отдался в плен постыдной страсти табакокурения. И этот раб-табакокур хочет сообщиться со Всесовершеннейшим Существом - Богомъ, когда ему даже с порядочными людьми скучно, потому что они не сосут табачную соску. Нет! «в злохудожную, подверженную страстям душу не внидет пре­мудрость» (Прем. 1, 4-5). Только сердце сокру­шенно и смиренно Богъ не уничижит, а вонючее табаком, злобой, завистью или ненавистью, ми­ролюбием это сердце чуждо Бога и должно по­каяться».

    Пишу это из сожаления к заблудшим. Все­милостивый и Всеправедный Господь, искупив­ший нас окаянных Пречистой Кровию и Крест­ными мучительными страданиями Сына Своего, возвратил нам жизнь вечную, смертию смерть поправ, и сущим во гробе Жизнь даровал, сде­лал нас сынами и дщерями Божиими. А мы опять идём к сатане, Его врагу и нашему мучи­телю, и смеем раскрывать свои уста для ропо­та, почему Богъ нас наказывает... Хотя бы пото­му, почему добрый отец наказывает распутно­го сына. А нам, наше распутство невидно. Мы о нём не думаем, нам некогда... Это называется грех и страсть окамененного нечувствия, об из­бавлении которого надо проливать слёзы, умоляя Господа просветить наши очи сердеч­ные, да не умрем грехом в смерть. Больной телесно чувствует свою болезнь и спешит к врачу. А больной нечувствием и не думает пойти к врачу духовному, а потому он близок к духовной смерти. И чем больше заболевает, тем меньше думает об уврачевании. Нужна посторонняя помощь, или какой нибудь жизненный удар, несчастье, бо­лезнь телесная и т.д. Чаще читайте и вникайте в Заповеди Христовы в 5-й главе от Матфея: «Блажени нищие духом, яко тех есть царство небесное»...

    Простите, гр. схим. Георгий. 17.09.60 г. (Староафонский исповедник Имени Божия схимонах Георгий (Макаровский).

 

[1] Св. Димит. Ростов. «Розыск о брынской вере». Ч. 2. Гл. 14. Лист 109. Изд. Киев, 1866 г.

[2] «Розыск о раскольнической брынской вере». Киево-Печер. Лавра. 1866 г. Лист 257.

[3] «Розыск о раскольнич. Брынской вере». Киево-Печер. Лав. 1866. . Ч. 3,-2. Сл. на Обрезание.

 

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 244 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0