Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 8:29 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 96 - 101
2017-06-11, 1:15 PM

Глава 47.

Бог Искупитель – от вечности.

Св. пророк Исаия: Ты, Господи Боже отец наших, - от века Имя Твое – Искупитель наш» (ср. Ис. 63,16);

Св. Афанасий Великий: Имя Iисуса знаменует и являет Искупление и Искупителя, ср:[1]

  • предвечности Имени Иисус.

СВИДЕТЕЛЬСТВА О ИМЕНИ «IИСУСЪ» СВ. МУЧЕНИКА IУСТИНА ФИЛОСОФА.

Тексты взяты нами из книги: «Сочиненiя Святаго Iустина философа и мученика». Перевод Преображенскаго. Москва 1892 г. (Читатайте здесь на стр.

Вторая ипостась Пресвятой Троицы – Бог-Слово, по воплощении Своём имел дело Искупления и Спасения мiра. Словом «Искупление», или «Искупитель» переводится с еврейского - «Iисусъ»[2]

У св. Пророка Исаии сказано: «Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис. 63,16); и вообще в Ветхом Завете очень часто обозначается Богъ как «Искупитель». Значит, Богъ от вечности Искупитель наш Iисусъ. Богъ спасал народы в Ветхом Завете, как Спаситель-Iисусъ. Поэтому Свт. Димитрий Ростовский учит: Это Имя I и с у с ъ было предуготовано для нашего спасения, и хранилось в Предвечном Тройческом Совете в тайне, до Самого Боговоплощения. То есть, Богъ-Спаситель-Iисусъ от вечности назначен для Искупления и спасения рода человеческого.

Имяборцы говорят, что Имя Господа «Iисусъ» постольку же не есть Богъ, поскольку и имена других ветхозаветных Iисусов, например, Iисусъ Навин, Iисусъ сын Сирахов, Iисусъ Iоседеков, они говорят, что Имя «Iисусъ» – наименьшее всех Имён Божиих и принадлежит только человеческому естеству Богочеловека, и, сравнительно, недавнее. Но св. мученик Iустин философ разбивает в пух и впрах это еретическое учение и утверждает, что Имя Господа нашего Iисусъ есть предвечное Имя Сына Божия.

Имя «I и с у с ъ» было возвещено явившимся с небес по повелению Господа Архангелом Гавриилом (Мф. 1,21); Оно есть собственное Имя Второй Ипостаси Сына Божия, а в день обрезания, по церковному обряду человеческому было наречено Ему облекшемуся в плоть человеческую, неслитно и нераздельно соединившегося с человеческим естеством. Подтверждается сказанное Св. Димитрием Ростовским: «Наречено же бысть во обрезании обоженному Младенцу имя «Iисусъ»… «Iисусъ» бо спасение знаменует… Св. Петр о Имени Iисусове свидетельствует: несть ни о едином ином спасения: несть бо иного Имене под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам. Сие имя спасительное Iисусъ, прежде всех век в Тройческом совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавление, ныне же аки безценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено и Iосифом во откровении всем подано, безвестная же и тайная премудрость Божия в Имени том явлена» (Четь-Минеи, слово на Обрезание, 1–го января).

Зная, что Имя I и с у с ъ означает Спасителя, в Ветхом Завете многие еврейки, ожидавшие Мессию-Спасителя, стремились новорожденных своих сынов называть именем Iисусъ в надежде что обещанный Богом Мессия царь Iудейский придет под этим именем..

То, что вышеназванные Iисусы не были Богами и Спасителями, вовсе не означает, что, и имя Господа нашего Iисуса Христа не есть Богъ. Ветхозаветные Iисусы, хотя и назывались этим именем, но они не были истинными Iисусами. Ибо, для того чтобы быть истинным Iисусом нужно было быть истинным Богомъ Спасителемъ мiра. А они не были Богами спасителями, они лишь прообразовали своими именами - истинного Iисуса-Искупителя. Те Iисусы хотя и служили прообразами истинного Iисуса, но были простыми человеками. Поэтому и имена их были простыми, человеческими. А Iисусъ Христосъ - не простой человек, а Бого-Человек, совершенный Богъ, и совершенный Человек. Поэтому Имя Его Iисусъ, не обыкновенное человеческое имя, а Божественное. По учению святых Отцов Церкви Имя Iисусъ Христово означает собою не одно которое либо из двух естеств Богочеловека, а оба естества: Божеское, и человеческое, равно как и всякое другое Имя Спасителя. А потому «Имя Господа Iисуса Христа, как учит св. Iоанн Кронштадтский, есть Самъ Господь Иисусъ Христосъ». У простого человека и имя его простое. А у Бога Имя Его - Божественное, и потому есть Самъ Богъ: во-первых, по неотделимости Имени от Именуемого; во-вторых, как Слово Божие; в третьих, как действие энергии Божества присутствующей в Его Пресвятом Имени; в четвёртых, как свойство Бога Его Именемъ означаемое и являемое; и наконец, в-пятых, как Богооткровенная Истина о Боге. А по учению св. мученика Iустина Философа, всякая истина о Боге есть Богъ. Богъ спасает, и по Его свойству спасать Онъ именуется – Спаситель. Спасительное Имя Его I и с у с, по учению Самого Господа, святых Апостолов и всех Святых - есть Самъ Богъ. Это Сладчайшее, Спасительное, достопокланяемое Имя «Iисусъ» обладает Божественными спасительными свойствами, проявляет могущественные действия Спасающие, Всеосвящающие, и другие; и потому Имя Iисусъ есть истинный Богъ-Спаситель!

И так, Богооткровенное Имя Спаситель-Искупитель-Iисусъ, принадлежит Богу, Второму Лицу Пресвятой Троицы - Сыну Божию от вечности. Потому что, Бог-Сын совершил дело Искупления назначенное Ему от вечности, оправдал Своё Божественное Имя Самым Делом. А поскольку у Бога много имён, и чтобы никто не подумал что поэтому и богов много какую клевету возводят имяборцы на исповедиков Имени Божия имяславцев, то св. Григорий Нисский учит: «и тысячами других Имён, означающих высоту и боголепие, Святое Писание (Духом Святым) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаём из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список имён»[3] Но все Имена Божии вкупе не производят в Боге сочетания, или сложения, так как они означают и являют разные свойства и действия единого Божества.

Св. Iустин мученик и философ учит, что слово «Бог» не есть собственное имя, - но Имя «Iисус» есть единственное собственное Божие Имя необычайной действенности и Божественной силы, превосходящей в Нем прочие Имена Божии». (Деян. 4, 12).

Глава 48.

Имя «Iисус» есть предвечное Имя Сына Божия.

Вторая ипостась Пресвятой Троицы – Бог-Слово, по воплощении Своём имел дело Искупления и Спасения мiра. Словом «Искупление», или «Искупитель» переводится с еврейского - «Iисусъ»[4]

У св. Пророка Исаии сказано: «Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис. 63,16; и вообще в Ветхом. Завете очень часто обозначается Богъ как «Искупитель»). Значит, Богъ от вечности наш Искупитель-Iисусъ. Богъ спасал народы в Ветхом Завете, как Спаситель-Iисусъ. Поэтому и Свт. Димитрий Ростовский учит: Это Имя I и с у с ъ было предуготовано для нашего спасения, и хранилось в Предвечном Тройческом Совете в тайне, до Самого Боговоплощения. То есть, Богъ-Спаситель-Iисусъ от вечности назначен для Искупления и спасения рода человеческого.

Имяборцы говорят, что Имя Господа «Iисусъ» постольку же не есть Богъ, поскольку и имена других Iисусов ветхозаветных, например, Iисусъ Навин, Iисусъ сын Сирахов, Iисусъ Iоседеков, и говорят, что Имя «Iисусъ» – наименьшее всех Имён Божиих и принадлежит только человеческому естеству Богочеловека, и, сравнительно, недавнее. Но св. мученик Iустин философ разбивает впрах это еретическое учение и утверждает, что Имя Господа нашего Iисусъ есть предвечное Имя Сына Божия.

Имя «I и с у с ъ» было возвещено явившимся с небес по повелению Господа Архангелом Гавриилом (Мф. 1,21); Оно есть собственное Имя Второй Ипостаси Сына Божия, а в день обрезания, по церковному обряду человеческому было наречено Ему, облекшемуся в плоть человеческую, неслитно и нераздельно соединившимся с человеческим естеством. Подтверждается сказанное Св. Димитрием Ростовским: «Наречено же бысть во обрезании обоженному Младенцу имя «Iисусъ»… «Iисусъ» бо спасение знаменует… Св. Петр о Имени Iисусове свидетельствует: несть ни о едином ином спасения: несть бо иного Имене под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам. Сие имя спасительное Iисусъ, прежде всех век в Тройческом совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавление, ныне же аки безценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено и Iосифом во откровении всем подано, безвестная же и тайная премудрость Божия в Имени том явлена» (Четь-Минеи, слово на Обрезание, 1–го января).

Зная, что Имя I и с у с ъ означает Спасителя, в Ветхом Завете многие еврейки, ожидавшие Мессию-Спасителя, стремились новорожденных своих сынов называть именем Iисусъ в надежде, что возможно их сын как раз и будет мессия - царь Iудейский.

То, что вышеназванные Iисусы не были Богами и Спасителями, вовсе не означает, что, и имя Господа нашего Iисуса Христа также не есть Богъ. Ветхозаветные Iисусы, хотя и назывались этим именем, но они не были истинными Iисусами. Ибо, для того чтобы быть истинным Iисусом нужно быть истинным Богомъ Спасителемъ мiра. А они не были Богами спасителями, они лишь прообразовали своими именами - истинного Iисуса-Искупителя. Те Iисусы хотя и служили прообразами истинного Iисуса, но были простыми человеками. Поэтому и имена их были простыми, человеческими. А Iисусъ Христосъ - не простой человек, а Бого-Человек, совершенный Богъ, и совершенный Человек. Поэтому Имя Его Iисусъ, не обыкновенное человеческое имя, а Божественное. По учению святых Отцов Церкви Имя Iисусъ Христово означает собою не одно которое либо из двух естеств Богочеловека, а оба естества: Божеское, и человеческое, равно как и всякое другое Имя Спасителя. А потому «Имя Господа Iисуса Христа, как учит св. Iоанн Кронштадтский, есть Самъ Господь Иисусъ Христосъ». У простого человека и имя его простое. А у Бога Имя Его - Божественное, и потому есть Самъ Богъ: во-первых, по неотделимости Имени от Именуемого; во-вторых, как Слово Божие; в третьих, как действие энергии Божества присутствующей в Его Пресвятом Имени; в четвёртых, как свойство Бога Его Именемъ означаемое и являемое; и наконец, в-пятых, как Богооткровенная Истина о Боге. А по учению св. мученика Iустина Философа, всякая истина о Боге есть Самъ Богъ. Богъ спасает, и по Его свойству спасать Онъ именуется – Спаситель. Спасительное Имя Его I и с у с ъ, по учению Самого Господа, святых Апостолов и всех Святых - есть Самъ Богъ. Это Сладчайшее, Спасительное, достопокланяемое Имя «Iисусъ» обладает Божественными спасительными свойствами, проявляет могущественные действия: Спасающие, Всеосвящающие, и другие; и потому Имя Iисусъ есть истинный Богъ-Спаситель!

И так, Богооткровенное Имя Спаситель-Искупитель-Iисусъ, принадлежит Богу, Второму Лицу Пресвятой Троицы - Сыну Божию. Потому что, Бог-Сын совершил дело Искупления, оправдал Своё Божественное Имя Самым Делом. А поскольку у Бога много имён, и чтобы никто не подумал что и богов много, то св. Григорий Нисский учит: «и тысячами других Имён, означающих высоту и боголепие, Святое Писание умело наименовать Бога. Почему в точности дознаём из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список имён» (Часть 2-я, с. 412, М. 1861 г.). Но все Имена Божии вкупе не производят в Боге сочетания, или сложения, так как они означают и являют разные свойства и действия одного Божества.

И свт. Кирилл Иерусалимский говорит: «Очевидно, что имя «Иисус» предвечно принял на Себя Сын Божий, столь же предвечно, сколь предвечен был совет о спасении человека» (С. 119) (Соборное рассуждение о Имени Г.н.И.Х. в пустыне Новая Фиваида на Афоне. 2 декаб. 1912 г.). «Забытые страницы русского имяславия». 2001. с.23

Св. пророк Исаия: «Ты, Господи, - Отец наш, от века Имя Твое: «Искупитель» наш» (Ис. 63,16).

«Се Дева примет и родит Сына и нарекут Имя Ему Иисус, то есть Искупитель (Мф. 1,21,23). – говорит опять св. Златоуст: «Он был Искупителем с начала и от века но называется Искупителем, потому что объявится имеющим совершить Искупление. Именно Он объявился святым, Искупителем с того времени (Ис. 4,3). Именно, Бог был Искупителем и дарователем благ для всех языков чрез свой народ, не в явных и видимых войнах, но в невидимых, потому что Он многим открыл Себя истинным Богом.

«Аз Бог и несть иного разве Мене». Кроме Меня нет Спасителя, и Я не напрасно требую царства, но потому что нет иного праведника кроме Меня; никто кроме Меня не может быть Богом и Спасителем» (Т. 6. 1900. Спб. ДА. С. 285, 337, 271).

Посколько, как говорит Златоуст, Богъ сначала и от века называется Искупителем (и Спасителем), значит Онъ являлся Iисусомъ, потому что «Искупитель» и «Спаситель» на еврейском наречии значит – Iисусъ. Поэтому и говорит св. Ефрем Сирин, что Iисусъ – Творец Адама. А открыто было это Имя – в Боговоплощении, как свидетельствуют вселенский Златоуст Iоанн, и Российский Златоуст – Димитрий Ростовский и другие Святые..

Глава 49.

ГДЕ ИСТИНА: В ИМЯСЛАВИИ, ИЛИ В ИМЯБОРЧЕСТВЕ?

Как учила Православная Церковь об Имени Божием до 1913 года.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Итак, за разрешением стоящего перед нами вопроса об имени «Иисус» до воп­лощения, обратимся, Святый Владыко, к учению св. Церкви, и последуем, лучше всего, её учению, нежели учению полу-обезверившихся некоторых членов Синода 1913 года, настроенных рационалистически.

Открываем Книгу-Журнал: "ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ", том 1-й, Киев, издания 1874 г. за четыре десятка лет до возникновения в лоне нашей Матери-Церкви имеборческой хулы на святейшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Упомянутая Книга-Журнал - официальное церковное издание. В нёй написано: Дозволено Цензурою, К и е в , 1874 года, июля 20-го дня. На стр. 17-й читаем: «Январь».

Величие Святейшего имени Iисус

«И нарекоша имя Ему Иисус» /Лук.2,21/.

Имя "Iисус" выше всякого имени. Это имя говорит нам, что мы были и что стали, чем должны сделаться, и чем сделались: это Имя говорит нам, что Бог от вечности для нас предопределил и во времени исполнил; Оно открывает нам, как любовь Сына, так рав­но и любовь Отца и Святого Духа, Которые по единству существа Свое­го также принимали участие в великом и славном деле Сына. Это Имя говорит нам не только о том, что есть Христос, но также и о том, что есть Бог, потому что Iисус есть Божественное имя, Оно есть имя самого Бога, - значит. Оно есть имя безконечно многозначительное, безконечно величественное и вследствие этого достойно того, чтобы быть предметом особенного нашего размышления.

I

Величие Святейшаго имени Иисус коротко и ясно объясняется св. Апостолом Павлом, который говорит, что "имя Iисус выше всякого имени" /Филипис. 2,9/.

Таким образом, это Имя возвышается над всеми именами и над всем, что носит имя, должно господствовать; Оно есть Имя, которое превоз­носится над всеми временами, в которые существуют и м е н а, над всеми заслугами, ради которых даются. Следовательно, если мы хотя несколько хотим понять величие этого имени всех имён, то должны возвыситься над незначительностью обыкновенных имён, должны подня­ться превыше времён, людей и человеческих заслуг, подняться на вы­соту, откуда наш слабый глаз презирает несколько яснее и глубже, короче: в смысл этого таинственного Имени мы должны про­никать с высоты веры, потому что только свет веры объясняет нам всё, что заключает в себе это Имя. Но что же вера говорит нам об этом Имени? Она прежде всего говорит нам, что имя "Иисус" превыше всех вре­мён что под солнцем носит имя /слышите, Святой Владыка? – ред./, всё это сотворено и произошло во времени, - получило своё бытие, а следова­тельно и название тоже во времени. Создавший последний и высочай­ший Свой образ, вдохнувши в тело первого человека дыхание жизни и поселивши Своё собственное подобие на земле, Бог потом уже наре­кает ему имя и Бог, говорит св. Писание, дал ему имя Адам. Следовательно только тогда, когда окончилось творение Бог или Сам нарекал имена тварям, как например, первому человеку, наречение имени которому Он предоставил Себе, или же предоставил право давать имена тварям тому же самому человеку, как рассказывается нам на первых страницах священной истории об Адаме, который дал имена не только животным, приводимым к нему Богом, но также своей жене, вто­рому сотворённому человеку. "Адам, говорит Писание, назвал жену Евой". Поэтому имена всего сотворённого представляют нечто явившееся во времени, временное. Не таково Божественное имя "Iисус": Оно не есть Имя времени но Имя вечности; поэтому Оно настолько выше времени, насколько сама вечность возвышается над временем. Правда и это имя дано Божественному Спасителю также во времени, - именно, по проше­ствии восьми дней после Его рождения; но, тем не менее, имя Иисус неизмеримо выше всех пределов времени:

Оно во времени лишь настолько, насколько Его человеческая природа произошла во времени. Но так как искупил и мог искупить нас не про­стой только человек Iисус, а Христос, как Бог и человек в одной и той же ипостаси; то, поэтому, Его имя должно быть прилагаемо не к одному только Его человечеству, - Христос есть Iисус, т.е. Спаситель от вечности, а, следовательно и Его имя лишь в том отношении временно, что Оно откры­лось во времени; чрез что естественно нисколько не изменилось заключавшееся в этом Имени от вечности, и мы должны по необ­ходимости признать, что имя Иисус должно быть вечно, так же вечно, как вечен сам Христос, Сын Бога. Как от вечности Бог предопределил сотворить мир, так же от вечности в Совете Св. Троицы было присвоено Отцу дело творения, а Св. Духу— дело освящения, также от вечности было предоставлено Сыну дело искупления; Следовательно было от века у Христа как Его служение Искупителя, так и Его имя Iисус, т.е. Спаситель. ИМЯ "IИСУС" ТАКЖЕ ВЕЧНО, КАК ВЕЧЕН БОГ ОТЕЦ, Который от вечности свидетельствует о своём Сыне, как об Искупителе; Оно вечно, как вечно Слово, Которое было у Бога и Само Было Бог, Которое от вечности, в качестве посредника между Богом и к искуплению назначенным миром, предало Себя в руки Своего Небеснаго Отца; Оно вечно как вечен Дух Божий, Который, вследствие Своего единосущия с Отцем и Сыном, имеет одну и ту же волю и любовь с обоими. Имя "Iисус" от вечности составляло предмет вечных пла­нов Божиих, а равно предмет вечной любви Божией, которая Его, как божественное сокровище, от вечности носила и скрывала в Своём сердце; и только когда пришла "полнота времён" она вручила Его, с воплями взывающему к этому Имени, миру.

Только теперь передал Бог человечеству этот драгоценный камень небесный, но передал единственно для того, чтобы, после непродолжи­тельной неизвестности Его на земле, Оно просияло ещё большим блеском на всю вечность. Имя Iисус есть имя вечности. "Твое имя", говорит поэтому уже евангелист ветхаго завета—Исаия, когда пове­ствует о Боге, как Искупителе,—"Твоё имя, восклицает он, есть Имя вечности" /Ис.63,16/.

Тысячи и миллионы имён вместе с теми, которые носили их, погре­бены в могиле и преданы вечному забвению, тысячи и миллионы новых имён будут ещё уничтожены, всеразрушающею рукою времени; ни одно имя, будь оно даже глубоко начертано на камне, меди, или как часто бывает, занесено в летописи всемирной истории, - ни одно имя не устоит пред разрушающею рукою времени, потому что это свойственно только имени "Iисус". Наши же имена лишь только по мере того становятся бессмертными и увековечиваются, насколько мы при помощи заслуг Искупителя и своего собственного старания воплощаем в себе имя "Иисус". Вполне справедливо поэтому говорит св. Писание: "в вечной памяти пребудут праведники". Таким образом имя "Iисус" - вечно, т.е. Оно от вечности получило НАЧАЛО и продолжится на всю вечность, поэтому превыше времени. Но Оно также превыше имён всех людей, когда-либо живших во времени. (Полное это слово читайте в книге К.Борща «Имяславие». М. 2003. т.1. ч. 1. гл.1. С.75).

Св. Iустин мученик и философ учит, что слово «Бог» не есть собственное имя, - но Имя «Iисус» есть единственное собственное Божие Имя необычайной действенности и Божественной силы, превосходящей в Нем прочие Имена Божии». (Деян. 4, 12).

 

[1] Св. Афанас. Вел. Камень Веры. 250. В слове к Антиоху; Св. Димитр. Рост. в Сл. на

Обрезание, 1 янв.

[2] Св. Афанас.Вел. в письме к Антиоху. Камень веры. 250; Твор. Св. Iоан. Злат.Т.11.Спб. 1905, Бес.9-я.

[3] Часть 2-я, с. 412, М. 1861 г.

[4] Св. Афанас.Вел. в письме к Антиоху. Камень веры. 250; Твор. Св. Iоан. Злат.Т.11.Спб. 1905, Бес.9-я.

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0