Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:31 AM | |
СТАРЕЦ ГРИГОРIЙ И ЦЕРКОВНЫЕ ЛИБЕРАЛЫ Мненiе православного ученого о докладе митрополита Ювеналiя на Архiерейском Соборе Русской Церкви (Русскiй Вестник. № 22, 2004) Председатель Синодальной комиссiи по канонизацiи святых митрополит Крутицкiй и Коломенскiй Ювеналiй выступил на Архiерейском Соборе РПЦ (3–8 октября 2004) с докладом, в котором значительное место уделил "кампанiи вокруг имен царя Ивана Грозного и Григорiя Распутина". По поступающим в редакцiю откликам можно сделать вывод, что доклад вызвал значительное смущенiе и непониманiе большой части православных верующих, среди которых началось движенiе по сбору подписей с просьбой к Святейшему Патрiарху Алексiю II отправить митрополита Ювеналiя на покой за дискредитацiю Архiерейского Собора. Ниже следует ответ владыке Ювеналiю Олега Платонова — известного русского ученого, автора серiи научных исследованiй "Терновый венец Россiи", тщательно проработавшего все ныне доступные архивные источники, связанные с жизнью и деятельностью Г. Е. Распутина. Олег ПЛАТОНОВ Яд либерализма, антихристiанской идеологiи, ставящей своей целью преобразованiе Христовой церкви на основах ложно понимаемой свободы с конца 80–х годов XX века проникает и в Русскую Церковь. Сторонники либеральной доктрины, корнями уходящей в ученiе Талмуда, призывают адаптировать христiанскiе идеи к современному нерелигiозному мышленiю, изменить язык и форму богослуженiя. Либералы стремятся свести на нет роль нацiональных традицiй и обычаев, а также признанных нацiональных авторитетов — православных святых, старцев, подвижников. Некоторыми либеральными священнослужителями делаются самочинные попытки отменить почитанiе святых, погибших от рук iудеев. Выступленiе на Архiерейском Соборе митр. Ювеналiя с докладом, подготовленным его либеральными помощниками, является своего рода манифестом церковных либералов, ибо в нем осуждается Русское самодержавiе, Царская власть, в недопустимой форме говорится о царственных страстотерпцах, делается ряд некорректных выпадов в сторону всех несогласных с либеральными идеями. Первые мысли сразу же после прочтенiя доклада митрополита Ювеналiя Прочитал доклад митр. Ювеналiя и ужаснулся. На меня как будто повеяло ветром революцiи и советской безбожной власти с ее преследованiями православных подвижников и безстыдной клеветой на них. Как человек, много лет посвятившiй изученiю жизни Григорiя Распутина, ответственно заявляю, что вся часть доклада митр. Ювеналiя, относящаяся к деятельности этого подвижника Православiя, является пересказом полного набора клеветнических утвержденiй, созданных в 1910–1920–х годах врагами Православiя и Монархiи для дискредитацiи Русского царя и Церкви. Главным источником подачи "фактов" о жизни Г Е.Распутина в докладе Ювеналiя стали книга бывшего монаха, создателя изуверской секты Сергея Труфанова "Святой черт" и художественные произведенiя, написанные в форме воспоминанiй, писательницы В. А. Жуковской, никогда лично не знавшей Г.Е.Распутина и использовавшей в качестве источников "произведенiя" того же С.Труфанова и атеиста А.С.Пругавина (повесть "Около старца"). Слово "Бог" Жуковская пишет с малой буквы. В докладе были полностью игнорированы выводы современной православной богословской и исторической науки, основоположником которой был великiй подвижник русского Православiя конца ХХ века митрополит Санкт–Петербургскiй и Ладожскiй Iоанн (Снычев), доктор церковной исторiи. Своими богословскими и историко–философскими изысканiями владыка Iоанн открыл новый этап в развитiи православной науки. Его труды "Самодержавiе Духа (Очерки русского самосознанiя)", "Одоленiе смуты. Слово к Русскому народу", "Стоянiе в вере (Очерки русской смуты)", "Русь соборная (Очерки христiанской государственности)" стали бесценным достоянiем русской православно–нацiональной идеологiи наряду с трудами Нила Сорского, Iосифа Волоцкого, Серафима Саровского и Iоанна Кронштадтского. Владыка Iоанн воспитал сонм последователей и учеников, сформировал мощную научную школу, стал авторитетным духовным вождем нашей эпохи. Казалось бы, в докладе митр. Ювеналiя следовало бы опереться на авторитет владыки Iоанна. Но митр. Ювеналiй этого не сделал, так как знал о том, что владыка Iоанн положительно относился к личности Григорiя Распутина и считал его старцем. Митр. Ювеналiй не только проигнорировал авторитет крупного православного ученого, но и позволил себе усомниться в компетентности доктора церковной исторiи (в вопросе об Иване Грозном). Более того, в докладе чувствуется ревность к величiю митр. Iоанна. Докладчик и его помощники как будто ведут спор с безвременно ушедшим подвижником Православiя. Но владыка Iоанн и по сей день является духовным вождем нацiонально–патрiотического большинства Русской Церкви, и споря с ним, митр. Ювеналiй на самом деле спорит со всем церковным большинством. Пытаясь в своем докладе дискредитировать то направленiе, которое возглавлял владыка Iоанн, митр. Ювеналiй фактически стремится опорочить последователей великого православного подвижника. Удивляет, почему вопрос о Распутине готовился втайне, о вынесенiи его на Архiерейскiй Собор не знали большинство его участников. Митр. Ювеналiй высказал мненiе только одной стороны, сравнительно малочисленной части архiереев — либерально–обновленческого слоя Русской Церкви. Того самого слоя, который многiе годы противился канонизацiи Царской семьи. Слава Богу, слой либералов в Русской Церкви немногочисленен, хотя он непропорцiонально значительно представлен в iерархiи. Основу Русской Церкви составляет нацiонально–патрiотическое большинство, которому высказаться не дали. Активность либералов и обновленцев в последнiе годы в связи с недомоганiями Патрiарха резко возросла. Совершенно отчетливо проявляется их стремленiе установить либеральный контроль над Русской Церковью и оттеснить от кормила церковной власти представителей нацiонально–патрiотического большинства. В случае с клеветническими выпадами против Григорiя Распутина интрига либерального меньшинства в Церкви очевидна. Как в начале XX века враги Христовой Церкви создали вымышленный образ Г.Е.Распутина, чтобы дискредитировать Царя, Русскую Церковь и Монархiю, так сегодня церковные либералы, пользуясь тем же прiемом, пытаются дискредитировать нацiонально–патрiотическое большинство Русской Церкви и установить над ней контроль, подобный тому, который сейчас существует у католиков. Митрополиты Владимир (Санкт–Петербург) и Ювеналiй, священники Г Кочетков, А. Борисов, И. Свиридов и др. церковные либералы и обновленцы в своей среде по отношенiю ко всем последователям владыки Iоанна (Снычева) используют ярлык "распутинцы", совершенно в том же смысле, как этот ярлык применялся противниками Русской Церкви в начале XX века к Царской семье и ее верным слугам. Прежде чем перейти к рассмотренiю конкретных фактов, как церковные либералы искажали образ старца Григорiя Распутина, считаю своим долгом поделиться с читателями результатами своих многолетних исследованiй жизни этого подвижника Православiя. На сегодняшнiй день могу без преувеличенiя сказать, что я единственный исследователь, который изучил все доступные архивные матерiалы, относящiеся к жизни старца, хранящiеся в Москве, Тобольске и Тюмени. Только внимательное исследованiе этих архивов дает право судить о личности старца Григорiя. Церковные либералы, подготавливая доклад на Архiерейском Соборе, даже не попытались этого сделать, так как имели заранее заготовленный ответ. Жизнь старца Григорiя Григорiй Ефимович Распутин (1869–1916) происходил из крестьян с. Покровского Тобольской губернiи. Много лет, не бросая занятiй крестьянским трудом, странствовал по православным монастырям и святым местам, неизменно возвращаясь домой на посевную и уборку урожая. Во время одного из странствiй в 1906 познакомился с Царской семьей и стал для нее близким человеком. Сближенiе Николая II и Царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традицiи Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословiя Россiи, с развитым чувством здравого смысла, народного пониманiя полезности, своей крестьянской интуицiей твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужiе. "Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин, действительно, из народа", — говорила Царица, а Царь считал, что Григорiй — "хорошiй, простой, религiозный русскiй человек. В минуты сомненiя и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах. Царь с царицей уважительно называли Распутина "наш Друг" или "Григорiй", а Распутин их — "Папой и Мамой", вкладывая в это понятiе "отец и мать народа". Беседовали друг с другом только на "ты". В жизни Царской семьи, по мненiю Вырубовой, Распутин играл такую же роль, как св. Iоанн Кронштадтскiй. "Они так же верили ему, как о. Iоанну Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться". До последней минуты царская чета верила в молитвы Григорiя Распутина. Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россiя страдает за его убiйство. Никто не мог поколебать их доверiе, хотя им приносили враждебные газетные статьи и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что царь и царица были наивными людьми. По обязанности своего положенiя они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информацiи и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, с каким глубоким уваженiем к Распутину относились многiе почтенные люди. Известный исследователь русских религiозных движенiй В.Д.Бонч–Бруевич считал Григорiя Распутина одной из самых ярких личностей своей эпохи. Передавая свои впечатленiя от встреч с Распутиным, ученый, в частности, рассказывал: "Много мне приходилось видеть восторженных людей из народной среды, — ищущих чего-то, мечущихся, "взыскующих града", куда-то стремящихся, что-то строящих и разрушающих, но Г.Е. Распутин какой-то другой, на них непохожiй. Не имея никакой политической точки зренiя, он что-то стремится сделать. Для кого?.. — Для народушка жить нужно, о нем помыслить... — любит говорить он". Св. Iоанн Кронштадтскiй верил в Григорiя Распутина, считая его выдающимся странником и молитвенником, т. е. человеком, чья молитва Богу всегда угодна. Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма. В архивах сохранилось немало телеграмм, содержащих эту просьбу. Но больше всего ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что в личной встрече он просто очаровывал людей своей особой уверенностью, уменiем поставить себя, доброжелательностью и просто добротой. Многiе старики из его родного с. Покровского в Тюменской обл. говорили, что главное в нем — доброта: "Он был добрый и хорошiй человек, зло о людях не говорил". Это подтверждают показанiя министра внутренних дел. Проторусскiй мужик, какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающiй творить добро..." Примерно с 1910 против Распутина в печати начинается организованная кампанiя клеветы. Его обвиняют в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве, пьянстве. Несмотря на то что ни одно из этих обвиненiй при расследованiи не подтвердилось, клевета в печати не прекращалась. Опубликованные в наше время документы свидетельствуют, что кампанiя клеветы против Распутина была организована врагами Русской Монархiи с целью дискредитацiи Царя. Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное, самое интимное место в жизни Царской семьи, враги Царя и Россiи стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему, как в свое время они били по Iоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских отношенiях с Александром III. "Зачем это понадобилось? — спрашивали "Московскiе ведомости" и отвечали: — Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обезславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его Именемъ хотели заклеймить Россiю…». Как справедливо отмечал царскiй врач Е.С.Боткин: «Если бы не было Распутина, противники Царской семьи и подготовители революцiи создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой – из меня, из кого хочешь». Убiйство Распутина также было организовано масонами во главе с одним из их вождей В.А.Маклаковым с целью деморализовать царя и царицу. Перед самой революцiей в декабре 1916 старец был предательски завлечен в дом масона Ф.Юсупова и зверски убит. После захвата власти масонским временным правительством тело Распутина подверглось ритуальному оскверненiю, а затем по приказу А.Ф.Керенского сожжено. Полное описанiе жизни старца Григорiя с приложенiем всех важнейших архивных документов приводится в моей исторической монографiи «Пролог цареубiйства» (М., 2001).
Либеральный подход в критике христiанских подвижников Старец Григорiй был далеко не первым христiанским подвижником, против которого либералы устраивали клеветническiе кампанiи. В конце XIX — начале XX века либералы ведут организованную травлю русского святого Iоанна Кронштадтского. Всенародно почитаемому старцу масонскiе клеветники в таком же масштабе, как впоследствiи Г.Е.Распутину, приписывают все возможные грехи и проступки — аморальный образ жизни, беспорядочные связи с женщинами, любовь к роскоши и сребролюбiе и, наконец, даже созданiе особенной еретической секты iоаннитов. Генератором клеветы на святого стала либеральная печать, и прежде всего самый авторитетный либеральный журнал "Вестник Европы". В 11–12 номерах его за 1891 год был опубликован пасквиль писателя Н.С.Лескова "Полунощники", в котором Iоанн Кронштадтскiй представлялся в виде аморального сектанта, имеющего двусмысленные отношенiя со своими почитательницами. Клеветническiе утвержденiя, выдумки и намеки Лескова принимались на веру и распространялись среди либеральной интеллигенцiи. Как свидетельствует писатель Б.К.Зайцев: "В просвещенном обществе (довоенном) к о. Iоанну было неважное отношенiе. Общество это далеко стояло от религiи и духовной жизни. Оценить редкостное и поразительное в о. Iоанне оно не могло. Предубежденiе говорило, что ничего такого вообще быть не может, все это лишь для невежд. И не без высокомерiя указывалось, что вокруг него всегда какiе–то кликуши — о. Iоанн не весьма благополучен, от него отзывает изуверами и изуверками". Либералы не могли простить святому его широкой популярности и авторитета в народе. Его бескомпромиссные обличенiя iудейских сектантов, масонов и революцiонеров каждый раз вызывали с их стороны новую кампанiю лжи и клеветы, в которой принимала участiе вся либеральная масонская и левая печать. Как подвижник Iоанн Кронштадтскiй был глубоко почитаем Царской семьей, неоднократно встречался с Государем. Есть все основанiя полагать, что если бы св. Iоанн Кронштадтскiй прожил дольше (он умер в декабре 1908), то не Григорiй Распутин, а он стал бы главным объектом нападок антирусских сил, готовивших сверженiе Царя и "реформу" Православiя на католическiй лад. По свидетельству председателя Государственной думы М. В. Родзянко в 1909–1910 годах на масонской ассамблее в Брюсселе определилась идея о том, что образ Г. Е. Распутина может быть "использован как средство осуществленiя в Россiи планов революцiонных партiй, и под его разлагающим влiянiем царская династiя не продержится и двух лет" (М.В.Родзянко. Крушенiе имперiи. Харьков, 1990, с. 35). Либеральные органы печати "Голос Москвы" (за ней стоял А.И.Гучков) и кадетскiе газеты ("Речь" и "Русское слово"), руководящiе места в которых занимали видные либералы В. Маклаков, Гессен, Винавер, Амфитеатров, безо всяких доказательств публикуют сведенiя о том, что Г.Е.Распутин принадлежит к секте хлыстов, ложно утверждая, что вина его в этом даже доказана расследованiями церковных властей (об этом подробно ниже). Либерально–кадетскiе органы печати одни из первых научились пользоваться "черным пiаром", для многих русских, привыкших верить "всему напечатанному на бумаге", бездоказательные обвиненiя кадетских газет показались откровенными. Часть общества, близкая либералам, клевете поверила. Клеветническая кампанiя множилась усилiями масонских лож. Исследователь масонства Б.Николаевскiй отмечает факты проведенiя масонами агитацiонных кампанiй, "главной из которых была кампанiя о роли Распутина при Дворе" (см. Б.И.Николаевскiй. Русскiе масоны и революцiя. М., 1990). Как писал председатель Совета министров Россiи В.Н.Коковцов, за органами печати "какая–то рука делала уже свое недоброе дело. Газетная кампанiя не предвещала ничего доброго. Она разрасталась все больше и больше, и, как это ни странно, вопрос о Распутине невольно сделался центральным вопросом ближайшего будущего и не сходит со сцены почти за все время моего председательства в Совете министров... Особенное обостренiе получил этот вопрос в связи с Именемъ А.И. Гучкова" (Коковцов В. Н. Из моего прошлого. М. 1991. С. 78). Кроме Гучкова одним из главных организаторов клеветнической кампанiи против старца Григорiя был В. Н. Львов — одна из самых мрачных фигур россiйского либерализма. После отреченiя Царя Львов стал обер–прокурором Святейшего Синода, почти полгода занимался либеральной "реформой" (точнее разрушенiем Русской Церкви), а в 1920–е годы стал одним из активистов большевистского Союза воинствующих безбожников. Видимо именно эти фигуры вдохновили современных церковных либералов на продолженiе клеветнической кампанiи против старца Григорiя. Подобно их предшественникам начала XX века, составители доклада митр. Ювеналiя проявили в лучшем случае полную научную некомпетентность, а скорее всего сознательное стремленiе к искаженiю истины. Как и их предшественники, они даже не делали попытки исследовать архивные документы, а ограничились констатацiей слухов, запущенных их собратьями в начале XX века. Источники сведенiй о старце Григорiи, которые церковные либералы старательно обходят Исходным моментом клеветнической кампанiи против старца Григорiя явилось дело Тобольской Консисторiи по обвиненiю Г.Е.Распутина в принадлежности к секте хлыстов (1907–1912) (ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 28, д. 1962). Дело это я изучал в тобольском архиве и почти полностью привожу в своей монографiи о Г.Е. Распутине "Пролог цареубiйства" (М. 2001). Знанiя матерiалов этого дела важны как для осознанiя духовной личности самого старца, так и для пониманiя методов, которыми пытались его дискредитировать. Дело было сфабриковано так топорно, что "работает" против его создателей. Недаром оно ни разу не было опубликовано ни либералами начала XX века, ни советскими историками, ни современными церковными либералами. Если бы митр. Ювенапiй и его либеральные соратники хотели бы узнать истину и донести ее до Архiерейского Собора, они прежде всего должны были бы опубликовать этот документ в качестве приложенiя к докладу. Окончательное решенiе церковных властей по этому делу: "Заключенiе Тобольской Духовной Консисторiи о принадлежности Григорiя Распутина к секте хлыстов. 29 ноября 1912 г. По вопросу о принадлежности крестьянина слободы Покровской Тюменского уезда Тобольской губ. Григорiя Распутина–Новаго к секте хлыстов. Преосвященный Алексiй Епископ Тобольскiй, ныне почившiй Экзарх Грузiи, основательно изучил следственное дело о Григорiи Новом. Проезжая по Тюменскому уезду для обозренiя церквей епархiи, он останавливался в слободе Покровской и подолгу беседовал с крестьянином Григорiем Новым о предметах его веры и упованiя, разговаривал о нем с людьми, его хорошо знающими, дал ему возможность быть дважды у себя в Тобольске и здесь испытывал его религiозные убежденiя. Из всего вышеуказанного Преосвященный Алексiй вынес впечатленiе, что дело о принадлежности крестьянина Григорiя Распутина–Новаго к секте хлыстов возбуждено в свое время без достаточных к тому основанiй и со своей стороны считает крестьянина Григорiя Новаго православным христiанином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нем нуждается. В дополненiе к своим личным впечатленiям по сему делу Преосвященный Алексiй предложил причту слободы Покровской церкви доставить ему точные подробные и верные сведенiя о жизни, деятельности и ученiи крестьянина Григорiя Новаго. Причт донес, что ни в обстановке — домашней и усадебной, — ни в образе жизни крестьянина Григорiя Новаго и его семьи ему, причту, не приходилось наблюдать, видеть и слышать что–либо такое, что указывало бы на принадлежность крестьянина Григорiя Новаго к хлыстовству. По донесенiю того же причта, Григорiй Новый заботится о своем приходском храме. Так, он пожертвовал 5000 рублей на построенiе храма в слободе Покровской, пожертвовал в приходской храм серебряный, 84% золоченый напрестольный крест, четыре серебряные вызолоченные лампады и приложил к чтимой иконе Спасителя массивный настольный крест. Получив это донесенiе, Консисторiя протокольным от 29 ноября 1912 года постановила: "Принимая во вниманiе, что вопрос о принадлежности кр. слоб. Покровской Григорiя Распутина–Новаго к секте хлыстов внимательно рассмотрен Его Преосвященнейшим Алексiем Епископом Тобольским и Сибирским по данным следственного дела, на основанiи личного наблюденiя кр. Григорiя Новаго и на основанiи сведенiй, полученных по таким личным обследованiям этого дела Его Преосвященство считает кр. Григорiя Распутина–Новаго православным христiанином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой. — дело о кр. сл. Покровской Григорiи Распутине–Новом дальнейшим производством прекратить и причислить оконченным". Такое определенiе Консисторiи Преосвященным Алексiем того же 29 ноября утверждено". (ГАРФ, ф. 612, оп. 1, д. 13). Другим важным источником, который намеренно игнорируют церковные либералы, является дело о покушенiи на убiйство Г.Е.Распутина 29 iюня 1914 года в с. Покровском (ТФ ГАТО, ф. 164, оп. 1, д. 436–439). Толстые тома этого дела дают огромный матерiал о личности старца Григорiя, зарезанного по приказу С. Труфанова и чудом оставшегося в живых. Следователи подробно изучали жизнь Г. Е. Распутина. В процессе дознанiя выяснилось, что все обвиненiя, выдвигаемые против него либеральными критиками, бездоказательны и являются выдуманными. В ходе следствiя удалось установить, что самая известная "жертва" Г.Е.Распутина, якобы изнасилованная им монахиня Ксенiя (Гончаренкова) (исторiя которой обошла все газеты Россiи), на самом деле даже лично не знала старца и с ним не встречалась. В деле приводится протокол допроса (ТФ ГАТО, ф. 164, оп. 1. д. 437, л. 220–221). Показанiя К.Гончаренковой, взятые следователем в Жировицком монастыре, в котором в то же время был епископ Гермоген, выводят на чистую воду и самого владыку, который знал, что монахиню Ксенiю никто не насиловал, но клеветы не опроверг. Весьма показательно, что митр. Ювеналiй ссылается на еп. Гермогена как свидетеля "аморальных поступков" Г.Е.Распутина. В своих показанiях следователю еп. Гермоген не приводит ни одного конкретного факта о порочной жизни старца, а ссылается только на слухи, которые ему передавали. В начале 1990–х годов я в теченiе почти 3 часов выступал с докладом о Г.Е. Распутине на Комиссiи по канонизацiи святых Русской Церкви, на которой председательствовал митр. Ювеналiй. Меня уже тогда поразил либеральный "душок" некоторых членов Комиссiи, который чувствовался в высказыванiях о Царской семье и их Друге. Большую моральную поддержку мне тогда оказал член Комиссiи митрополит Санкт–Петербургскiй и Ладожскiй Iоанн, который так же, как и я, считал Григорiя Распутина старцем. В вопросах, которые мне задавали либеральные члены Комиссiи, чувствовалось холодное непрiятiе всего сказанного мной. Поэтому, завершая свой доклад, я рекомендовал членам Комиссiи изучить архивные матерiалы, перечисленные мною выше, и назвал, где и под какими номерами их можно найти. Прошло более десяти лет. Последнiй доклад митр. Ювеналiя показал, что сделано ничего не было. Церковные либералы намеренно игнорировали работу в архивах, так как заранее исходили из старого либерального представленiя о Г.Е.Распутине. Какiе источники церковные либералы предпочли. – Антимонархическая направленность церковных либералов Намеренно отказываясь от работы с архивными документами, церковные либералы предпочли делать свои выводы на основе фальсифицированных источников, созданных врагами Церкви и Православiя в 1910–е годы. Главным таким источником для церковных либералов стала книга–пасквиль, подписанная Именемъ монаха Илiодора (Сергея Труфанова), "Святой черт". Книга состоит из вымышленных исторiй, главная цель ее доказать, что Г.Е.Распутин был любовником Царицы и царских дочерей и что в оргiях участвовал и сам Царь. Даже предвзято настроенная Комиссiя Временного правительства, изучавшая эту книгу для использованiя ее фактов на процессе против Царской семьи, вынуждена была отказаться от нее, так как при проверке выяснилось, что телеграммы и письма, приводимые в ней, не существовали, а приводимые факты не подтверждались показанiями свидетелей. Нынешнiе церковные либералы перечисляют книгу Труфанова среди главных своих источников, добавляя к ней показанiя перед Комиссiей Временного правительства таких же известных авантюристов и личных врагов старца, как А.Н. Хвостов, С.П.Белецкiй и кн. М.М.Андронников. Находясь в тюрьме под следствiем, они охотно пересказывали все известные им слухи о Г.Е.Распутине, но не привели ни одного факта, который могли бы подтвердить другiе свидетели. Для пониманiя облика свидетелей, на данные которых опирались церковные либералы, приведу судебный документ на одного из них: "Сергей Михайлович Труфанов в первой половине 1913 года проживает в хуторе Большом Марiинской станицы 1–го Донского округа, во–первых, с целью произвести соблазн и поколебать веру среди своих слушателей... неоднократно позволял себе в их присутствiи: а) возлагать хулу на славимого в Единосущной Троице Бога и на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марiю, говоря, что Iисус Христосъ не Сын Божiй, а обыкновенный человек, родившiйся от плотской связи плотника из Назарета Iосифа с Марiей, умершiй впоследствiи на кресте и не воскресшiй, что Духа Святого не существует, что Матерь Божья — простая женщина, имевшая, кроме Iисуса Христа, других детей, 6) поносил Православную церковь, ее догматы, установленiя и обряды, утверждая, что таинств нет, а они выдуманы мракобесами, что в Православной церкви случилась мерзость и запустенiе и что в ней нет Христа, Святейшiй же правительствующiй Синод называл "Свинодом"; во–вторых, с целью возбудить между теми же своими посетителями неуваженiе к ныне Царствующему Государю Императору, Государыне Императрице и Наследнику Цесаревичу, позволял себе в присутствiи свидетелей произносить следующiе оскорбительные для Высочайших особ выраженiя: "На престоле у нас лежит кобель: Государь император — мужичишка, пьяница, табачник, дурак, а Императрица — распутная женщина. Наследник родился от Гришки Распутина; государством правит не Государь, а Саблер и Гришка Распутин", т. е. в преступленiях, предусмотренных 3. П. I ч. 73, 3, п. 1 ч. 74 и I ч. 103 ст. улож. После врученiя копiи обвинительного акта по означенному делу Труфанов скрылся, и где в настоящее время находится, сведенiй не имеется Прокурор Судебной Палаты Поповскiй". Совсем курьезный характер в докладе митр. Ювеналiя носит использованiе им в качестве источника художественного произведенiя писательницы В.А.Жуковской, написанного в форме воспоминанiй. Из этого "источника" церковные либералы черпают "свидетельства" (распутинской фразеологiи и его эротических раденiй) о принадлежности "старца Григорiя к хлыстовской секте". В своем довольно слабом незаконченном сочиненiи Жуковская использовала повесть своего дяди А.С. Пругавина "Леонтiй Егорович и его поклонницы" и пасквиль "Святой черт" Труфанова. Жуковская ни разу лично не встречалась с Г.Е.Распутиным. Об этом свидетельствуют данные наружного наблюденiя за старцем, не зафиксировавшего ни одной такой встречи. "Воспоминанiя" Жуковской носят резко антиправославный, антицерковный и антимонархическiй характер в либеральном духе того времени. Предпочтенiя современными церковными либералами "источников" антиправославных и антимонархических выдают их идеологическую направленность. В докладе митр. Ювеналiй осуждает сам принцип Монархiи и Самодержавiя. В конце 3–го абзаца приложенiя 4 митр. Ювеналiй противопоставил Православiе и Монархiю, осуждая принцип неограниченной власти. В либеральном духе считая, что Православiе может, существовать и без Монархiи, митр. Ювеналiй, таким образом, осуждает православную доктрину св. императора Юстинiана Великого о гармонических отношенiях между священством и государством и, конечно, ученiе о монархiи святых митрополита Филарета и Iоанна Кронштадтского, говоривших своим чадам: "Демократiя в аду, а на небе царство". Особенно сильно антимонархическая направленность доклада проявилась в части оценки Ивана Грозного. Не являясь сторонником канонизацiи этого великого русского царя, я тем не менее с глубоким почтенiем отношусь к его личности. Совершенно неприличное хуленiе его в докладе митр. Ювеналiя недопустимо для документа Русской Православной Церкви, традицiонно почитавшей своих царей. Взявшись судить об эпохе Ивана Грозного, церковные либералы оценивают его по современным демократическим критерiям, совершенно недопустимым для пониманiя личностей других эпох. Суть времени, в которое пришлось управлять Ивану IV, состояла в том, что после возвращенiя в состав Россiи западнорусских земель их феодальная верхушка сформировала партiю, орiентированную на Запад и католицизм. Историческая заслуга Ивана Грозного состоит в том, что он жестокими методами опричнины остановил латинизацiю Россiи, обезглавил всю верхушку западной партiи, достиженiе целей которой привело бы к расчлененiю Россiи на ряд "независимых" и вряд ли православных государств. Вопрос сохраненiя своей веры и единства и в библейскiе времена, и на средневековом Западе, и в нашей исторiи правители решали по современным меркам жесткими методами... Для правильного освещенiя вопросов Русской Монархiи и эпохи Ивана Грозного составителям доклада следовало бы обратиться к сочиненiям митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Iоанна (Снычева), труды которого сегодня являются самым надежным православным источником. Однако либеральная заданность толкнула их к использованiю антимонархических, а следовательно, антиправославных источников. Некорректное использованiе источников и их искаженiе Схема, которую церковные либералы использовали для составленiя доклада в части оценки личности старца Григорiя, удивительно примитивна и соответствует концепцiи популярной' западной книжки Мэсси "Николай и Александра". У царской четы больной сын. Никто не может ему помочь, только сила гипноза "развратного хлыста Распутина". Воспользовавшись болезнью наследника, Распутин начинает влiять на Царя, который его не любит, но не может его прогнать, так как зависит от него, препятствует удаленiю Распутина и истеричка–Царица. Все прогрессивные силы восстают против Распутна и в конце концов друзья Царской семьи убивают его. Все в этой схеме ложь. Для того, чтобы скрыть ее, составители доклада прибегают к прямым фальсификацiям в трактовке источников. Составители доклада совершенно кощунственно, в духе советских источников искажают суть царских дневников и переписки Царя и Царицы. Высокiе духовные отношенiя, существовавшiе между Царской семьей и их Другом характеризуются несколькими фразами, в которых Царица предстает как истеричная особа, а царь как безвольный человек. С чувством иронiи церковные либералы говорят о том, что "императрица вполне полагалась на молитвы Г.Е.Распутина и даже верила в чудодейственную силу подаренных им вещей. Так, перед совещанiями с министрами царю советовалось "несколько раз расчесать волосы его гребнем". Совершенно ясное и искреннее духовное чувство, которое царица испытывала к старцу Григорiю, у церковных либералов вызывает улыбку. Впрочем, этот комментарiй составителей доклада взят ими из советского изданiя "Переписки Николая и Александры Романовых". Также некорректно составители доклада относятся к цитированiю воспоминанiй А.А.Вырубовой. Причем, как и в случае с "воспоминанiями" Жуковской, они используют рижское изданiе 1928 года, в котором вместе с настоящими воспоминанiями Вырубовой, был опубликован ее "Дневник", от начала до конца сочиненный писателями А.Толстым и П.Щеголевым. Составители доклада лживо утверждают, что Вырубова не любила старца, что она разделяла "нелицепрiятную характеристику Распутина" в брошюре В.М.Руднева. На самом деле Вырубова была верной почитательницей старца до конца своей жизни. В своих настоящих воспоминанiях она писала: "За все годы ничего непристойного не видела и не слышала о нем, а наоборот много из сказанного (им) во время этих бесед помогло мне нести крест поруганiя и клеветы, Господомъ на меня возложенный. Распутина считали и считают злодеем без доказательства его злодеянiй". "Распутиным, — писала Вырубова, — воспользовались как поводом для разрушенiя всех прежних устоев; он как бы олицетворял собой все то, что стало ненавистно русскому обществу, которое, как я уже писала, утратило всякое равновесiе; он стал символом их ненависти. И на эту удочку словили всех — и мудрых и глупых, и бедных и богатых. И громче всех кричала аристократiя и великiе князья". Составители доклада используют и содержанiе брошюры В.М. Руднева, члена Чрезвычайной следственной комиссiи Временного правительства. Церковные либералы, заявляя о "нелицепрiятной характеристике", данной им Распутину, обходят самое главное. Именно Руднев еще при Временном правительстве развеял многiе клеветническiе слухи, распространяемые о старце. "Прибыв в Петроград в следственную комиссiю, — пишет он, — я приступил к исполненiю моей задачи с невольным предубежденiем относительно причин влiянiя Распутина вследствiе читанных мною отдельных брошюр, газетных заметок и слухов, циркулировавших в обществе, но тщательное и беспристрастное расследованiе заставило меня убедиться, насколько все эти слухи и газетные сообщенiя были далеки от истины". Прежде всего при серьезном изученiи комиссiи рухнул миф о принадлежности Распутина к секте хлыстов. Не нашлось никаких подтверждающих это обвиненiе матерiалов. Профессор по кафедре сектантства Московской Духовной академiи Громогласов, изучившiй матерiалы следствiя и все написанное Распутиным по религiозным вопросам, не усмотрел никаких признаков хлыстовства. Также не подтвердились слухи об огромных денежных средствах Распутина, якобы полученных путем вымогательства за исполненiе прошенiй. Офицiальные запросы в банковскiе учрежденiя не позволили выявить денежных средств, хранившихся на имя Распутина или кого–либо из его близких родственников (кроме средств, которые были перечислены Царем семье Распутина после его убiйства). При проверке оказалась грубой фальшивкой и книга Труфанова–Илiодора "Святой черт". Самый значительный компромат (якобы полученiе денег из средств полицiи, пьянство и кутежи), полученный комиссiей, основывался на показанiях (и сфальсифицированных ими матерiалах) лиц, не заслуживающих никакого доверiя, отличавшихся, по словам Императрицы, своей низостью и подлостью, — Хвостова, Белецкого, а также аферистов и проходимцев типа Андронникова, Манасевича–Мануйлова и им подобных, заинтересованных в очерненiи Распутина, чтобы переложить на мертвеца хотя бы часть вины за преступные деянiя, которые они совершали. Фальшивый образ Распутина начинает расползаться на глазах. Тогда в дело вмешивается председатель комиссiи Н.К.Муравьев, и грубейшим образом настаивает, чтобы следователь Руднев подтвердил либеральную версiю о Распутине. Руднев не согласился и в результате вынужден был покинуть комиссiю. Либеральные пристрастiя составителей доклада выражаются и в их отношенiи к источнику информацiи, связанному с масонством. Церковные либералы без всякого рассмотренiя сходу отвергают причастность масонов к организацiи клеветы на старца. По мненiю митр. Ювеналiя и его сотрудников "сведенiя о деятельности русских масонов начала XX века скупы и часто недостоверны, приписывать им можно все, что угодно". Такой взгляд на роль масонства со стороны православного iерарха по крайней мере странен. Возникает вопрос, кого покрывает докладчик? Вряд ли ему неизвестно, что в последнiе 10–15 лет опубликовано большое количество архивных документов и матерiалов, которые самым исчерпывающим образом доказывают преступную деятельность масонства по подготовке и осуществленiю революцiи. Сегодня достоверно известно, что все главные деятели революцiи в Россiи принадлежали к масонским ложам. | |
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |