Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:16 AM | |
Именно в лиловом будуаре Государыня узнала о пришедшем в Александровскiй дворец арестовать Ее, Наследника и Великих Княжон изменнике–генерале Корнилове. А как Она любила сирень! О Своем цвете Она вспоминала при посещенiи в Петрограде созданной Ею школы для девочек и пишет об этом Государю (6.10.1915): "Я прошла через все их мастерскiе: ткацкую, вышивальную, рисовальную, для выделки ковров, красок; они сами красят шелковые нитки и матерiи; выделывают краски из разных растенiй. Прелестную лиловую краску — цвета Моего шелкового костюма — они приготовляют из черники". Сколько, кстати, подобного рода начинанiй принадлежало Государыне! Созданiе яслей. Детскiе комнаты при полицейских участках. Женскiе и детскiе школы народного искусства. Кустарные комитеты... Об этой деятельности Императрицы и по сiю пору мало что известно. Общее представленiе о Ее учрежденiях пока что можно составить лишь по отрывкам из Ее писем. Но Царская семья. 1904 подлинное открытiе этой богоугодной деятельности нашей чудной Царицы еще впереди. Подобно чудесной субмарине, ей еще суждено всплыть из хладных вод человеческого забвенiя. В жизни Царственных мучеников до сих пор действительно немало сокровенного. Еще и потому, наверное, что нам пока не дано понять многiе мотивы движенiй Их чистых душ. Но со временем, по мере нашего духовного возрастанiя, еще недавно тайное будет становиться все более явным, ясным. И нам Самимъ будет невдомек: как это мы еще не так давно не понимали этого... Известен факт полученiя Царем мучеником во время Саровских торжеств 1903 г. письма от преподобного Серафима, в котором святой передавал не свою, а волю Божiю[1]. О содержанiи его есть немало свидетельств, вполне достаточных, чтобы не принимать в расчет нынешнiе неожиданные проявленiя сверх–рацiоналистического сознанiя[2]. В связи с этим письмом, видимо, находится и вопрос о принятiи Государем на Себя патрiаршества. До недавних пор это также считалось легендой[3]. Ныне, в результате систематизацiи и анализа всех известных на сегодняшнiй день свидетельств, само это предложенiе Императора можно считать установленным фактом[4]. [1] Россiя перед Вторым пришествiем. Изд. 3. Т. 1. СПБ. 1998. С. 363—367. [2] См. наприм.: Стрижев А. Чего не изрекал преподобный Серафим// Благодатный огонь. № 11.М. 2003. с. 3-8. [3] Современный околоцерковный историк называет их не иначе, как «апокрифическими сказанiями». А Свято–Тихоновскiй богословскiй институт все это охотно публикует. Трогательное единство, если вдуматься. См. Фирсов С.Л. Император Николай II как Православный Государь (к вопросу о религiозных взглядах и религiозном воспрiятiи Самодержца // Ежегодная Богословская конференцiя Православного Свято–Тихоновского Богословского института. Матерiалы. М. 2000. С. 187–188. [4] Россiя перед Вторым пришествiем. Изд. 3–е. Т. 1. С. 390–395; "...И даны будут Жене два крыла. Сб. к 50–летiю Сергея Фомина. М. "Паломник". 2002. С. 537–550; Фомин С. "Царь в саккосе" // Русскiй вестник. 2003. № 5. С. 12–13. Наиболее полную подборку матерiалов на эту тему см. в наших комментарiях к выходящим в издательстве "Правило веры"' воспоминанiям митрополита Венiамина (Федченкова) "На рубеже двух эпох".
Кстати, недавно было опубликовано ценное свидетельство внучки архитектора–художника Владимира Николаевича Максимова (1882–+17.12.1942), полностью спроектировавшего в Царском Селе при Феодоровском Государевом соборе пещерный храм прп. Серафима Саровского и казармы, — Н. К. Смирновой. (Впоследствiи Государь стал крестным отцом сына молодого архитектора — Арсенiя.) По ее словам, в известном письме, полученном Царем мучеником во время прославленiя прп. Серафима, "давался совет, как можно удержать Россiю над пропастью — отказаться Государю и Государыне от личного счастья, принять монашескiй постриг, Государю же — патрiаршество и регентство над сыном, как это было при избранiи на Царство первого Романова — Михаила "[1]. Возможно, что активно распространявшiеся перед переворотом слухи о неких претензiях Императрицы на Верховную власть, есть не что иное, как отголосок непонятого и непринятого предложенiя о Ее регентстве при малолетнем Государе Алексiи Николаевиче. Силы и способности для этого у Государыни были. Вспомним уже приводившiеся нами слова Ее бабушки королевы Викторiи: "Я УВЕРЕНА, ЧТО ИЗ НЕЕ ВЫЙДЕТ МОГУЩЕСТВЕННАЯ ИМПЕРАТРИЦА". Государыня— Императору (22.8.1915): "...Не смейся над Своей глупой, старой Женушкой, но на Мне надеты невидимые "брюки", и Я смогу заставить старика [Горемыкина] быть энергичным. Говори Мне, что делать, пользуйся Мной, если Я могу быть полезной. В такiе времена Господь Мне подает силу, потому что Наши души борются за правое дело против зла. — Это все гораздо глубже, чем кажется на глаз. Мы, которым дано видеть все с другой стороны, видим, в чем состоит и что означает эта борьба". (23.8.1915): "Уверяю Тебя, что Я жажду показать всем этим трусам Свои безсмертные штаны!" (25.8.1915): "Я вижу, что присутствiе Моих "черных брюк" в Ставке необходимо — такiе там идiоты". Государь— Императрице (25.8.1915): "Подумай, Женушка Моя, не прiйти ли Тебе на помощь к Муженьку, когда Он отсутствует? Какая жалость, что Ты не исполняла этой обязанности давно уже, или хотя бы во время войны!" Государыня — Императору (9.9.1915): "Дорогой, сколько всюду дела! Мне так хочется во все вмешиваться [...], чтобы разбудить людей, привести все в порядок и объединить всех". (14.9.1915): "Некоторые сердятся, что Я вмешиваюсь в дела, но Моя обязанность — Тебе помогать. Даже и в этом Меня осуждают некоторые министры и общество; они все критикуют, а сами занимаются делами, которые их совсем не касаются". (17.9.1915): "...Как Я жажду Тебе помочь и быть серьезно полезной, — Я так молюсь Богу сделать Меня Твоим ангелом–хранителем во всем! Некоторые на Меня смотрят уже как на такового, а другiе говорят про Меня самые злые вещи. Некоторые боятся Моего вмешательства в государственные дела (все министры), а другiе видят во Мне помощника во время Твоего отсутствiя..." Государь — Императрице (25.6.1916): "Будучи уже знаком с теми вопросами, которые Ты затрагиваешь в Своем письме. Я восторгаюсь ясностью и легкостью, с которой Ты их передаешь на бумаге и выражаешь Свое мненiе, которое Я считаю правильным". Государыня — Императору (4.9.1916): "Если б только Я могла Тебе больше помогать! Я так молю Бога дать Мне мудрость и пониманiе для того, чтобы быть Тебе настоящей помощницей во всех отношенiях и всегда быть Твоей хорошей советчицей". (20.9.1916): "Я не понимаю, почему злонамеренные люди всегда защищают свое дело, а те, кто стоит за правое дело, только жалуются, но спокойно сидят, сложа руки и ожидая событiй. [...] ...Меня не любят, ибо чувствуют (левые партiи), что Я стою на страже интересов Твоих, Бэби и Россiи. Да, Я более русская, нежели многiе иные, и не стану сидеть спокойно". Государь — Императрице (23.9.1916): "...Тебе надо бы быть Моими глазами и ушами там, в столице, пока Мне приходится сидеть здесь. На Твоей обязанности лежит поддерживать согласiе и единенiе среди министров — этим Ты приносишь огромную пользу Мне и нашей стране! [...] Теперь я, конечно, буду спокоен и не буду мучиться, по крайней мере, о внутренних делах". (24.9.1916): "Ты действительно Мне сильно поможешь, если будешь говорить с министрами и следить за ними". (4.12.1916): "Ты такая сильная и выносливая — восхищаюсь Тобою более, чем могу выразить". Это участiе Царицы, причем по воле Государя, в управленiи Имперiей в то время, когда Он Сам находился в Ставке, на фронте, ставили (и продолжают ставить) Ей в вину. Но в действительности это свидетельствует лишь о забвенiи таковыми критиками своей родной старины. Уходя в поход на Казань, Царь Iоанн Васильевич Грозный прощался 16 iюня 1552 г. с Супругой, наказывая ждавшей ребенка Царице: "Милуй и благотвори без Меня; даю Тебе волю Царскую; отворяй темницы; снимай опалу с самых виновных по Твоему усмотренiю, и Всевышнiй наградит Меня за мужество, Тебя за благость"[2]. Возвращаясь к вопросу о предложенiи Государем Себя в Патрiархи, особо подчеркнем, что отвергнутая членами Св. Синода жертва Царственных Мучеников (Ему шел 37–й, а Ей 33–й год!) была попыткой преодоленiя трагического для Русского Царства личного разлома двоицы Царя Алексея Михайловича и Патрiарха Никона, отозвавшегося в середине XVII в. церковным расколом. Попытка, к несчастью, неудачная (но не по вине Царственных Мучеников!). Так и не удалось тогда сойти с дороги, приведшей нас из XVII века прямехонько к 1917 году. Об этом косвенно свидетельствует нареченiе имени Наследнику Престола Цесаревичу Алексiю Николаевичу. Имя было заранее обдумано. Вопрос был решен задолго до рожденiя. И наверняка в него вкладывался особый смысл. "Императрица и Я, — передавал генерал Г. О. Раух слова Государя в ответ на распросы, — решили дать Наследнику имя Алексей, надо же как–то нарушить эту череду Александров и Николаев"[3]. Многiе современники отмечают особое отношенiе Императора Николая II к Царю Алексею Михайловичу. Вспомним хотя бы историческiй костюмированный бал в Зимнем Дворце 22 января 1903 г. (последнiй большой придворный бал в исторiи Россiйской Имперiи), на который Государь явился одетым в наряд Царя Алексея Михайловича, а Государыня — в платье Царицы Марiи Ильиничны, супруги Тишайшего. (Однако при Дворе шушукались не только о Царе Алексее Михайловиче, но и о Его Внуке — Царевиче Алексее, Сыне Петра Великого и Его трагической судьбе...) Когда в связи с рожденiем Наследника Ему напоминали про Царя Алексея Михайловича, Государь отвечал: "Да, вы правы; Я же со Своей стороны желаю лишь одного, это — чтобы Наследник дал Россiи в лице Своего Сына второго Петра Великого"[4]. Если бы Царь стал Патрiархом, повторилась бы ситуацiя, существовавшая при первом Царе из Романовых Михаиле Феодоровиче, отцом Которого был, как известно, Патрiарх Филарет. Церковный историк протоiерей Лев Лебедев писал по этому поводу: "...В Россiи сложилась ситуацiя, уникальная, пожалуй, не только для русской исторiи, но и для всемирной исторiи Церкви, когда родные отец и сын становятся двумя главами единой Православной державы! Патрiарх Филарет титулуется "Великим Государем", как и Царь (тогда как для патрiархов был принят иной титул — Великiй Господин}. /Между Церковью и государством устанавливаются, таким образом, подлинно родственные (в прямом и переносном смысле) отношенiя, обезпечивающiе особую внутреннюю крепость всей русской жизни. Этот промыслительный урок как определенное Божiе указанiе был хорошо понят в Россiи"[5]. В связи со всем сказанным весьма небезпочвенной выглядит интуицiя В. И. Карпеца, предполагавшего, что монашеское имя Царя мученика, если бы состоялось Его Патрiаршество, было бы, имея в виду имя Его становившегося Царем Сына АЛЕКСIЯ, также предопределено: НИКОН. От исполненiя пророческого благословенiя, полученного в Дивееве, Царственные мученики не отказались и позднее, уже после того, как архiереи "промолчали"... 9 апреля 1921 г. корнет С. В. Марков (1898 + 1944), давая показанiя по делу о цареубiйстве, сообщил о существовавших в 1918 г. у пользовавшегося доверiем Царственных мучеников зятя Г. Е. Распутина Б.Н.Соловьева (1893–1926) намеренiях: "План Соловьева был таков. Земскiй Собор должен был снова призвать Государя на Престол. Государь бы отрекся тотчас же в пользу Наследника, а Сам стал Патрiархом. Править Россiей должен был Регентскiй (всесословный) Совет. Императрица ушла бы в монастырь. Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна еще в Тобольске с Ее Величеством просились в монастырь[6]. Это я знаю кроме как от Соловьева также и из советских газет"[7]. Итак, подведем некоторые итоги: Наследник становился Царем (с Именемъ Алексiй). Государь — Патрiархом (с Именемъ Никон). Государыня, принявшая монашескiй постриг с Именемъ Феодора[8], — Регентом при Своем Сыне Царе Алексiи Николаевиче до достиженiя Им совершеннолетiя. Все это в целом — поразительное пресуществленiе Домашней Церкви Царственных мучеников в общероссiйскую, а по месту Русского Государя в мiровой iерархiи — во вселенскую симфонiю Царя и Патрiарха... И еще один немаловажный штрих: Г. Е. Распутин, которому было дано Богомъ облегчать тяжкiе страданiя Цесаревича, предсказывал, что Он "годам к тринадцати–четырнадцати [т. е. в 1917–1918 гг. — С. Ф.], будет крепок и здоров, и болеть больше не будет"[9]. Григорiй Ефимович называл Его "великим Самодержавцем". Он писал: "...Как не было такого Царя и не будет. [...] Алексея очень в душе имею, дай ему рости, кедр ливанскiй, и принести плод, чтобы вся Россiя этой смокве радовалась. Как добрый хозяин, насладились одним его взглядом взора из конца в конец»[10]. В 1914 г. Распутин на пожертвованные ему средства возвел в Верхотурском Николаевском мужском монастыре, где почивали мощи прп. Симеона Верхотурского, красивый дом, напоминавшiй древнерусскiй терем, предназначавшiйся для Наследника Цесаревича Алексiя, который, после ожидавшегося сюда сначала в 1914 г., а затем осенью 1917 г. паломничества Царственных Богомъольцев, должен был остаться здесь для поправки здоровья, а, может быть, и окончательного исцеленiя… *** Совершенно чудовищным извращенiям подвергался духовный мир Царственных мучеников. «Клеветническим измышленiям и злобным сплетням в адрес Ее Величества, – писала Ю.А.Ден, – увы, еще долго будут верить. Государыне приписывают склонность к оккультизму, участiе в спиритических сеансах, попытки вызвать тени великих людей с целью повлiять на Государя, Который якобы и Сам занимался спиритизмом в залах Зимнего Дворца. Очевидно, слухи эти объяснялись тем, что Ее Величество вела уединенную жизнь"[11]. [1] К прославленiю Царя–Мученика в Россiи. М. 1999. С. 324. [2] Тальберг Н.Д. 400–тiе взятiя Казани///Православная жизнь. Джорданвиль. 1953. № 2. С. 9. [3] Раух Г.О. 30 iюля 1904 года//Возрожденiе. № 436. Париж. 1926. 12 августа. С. 2. [4] Цесаревич. Документы. Воспоминанiя. Фотографiи. М. 1998. С. 7. [5] Прот. Лев Лебедев. Москва Патрiаршая. «Столица». «Вече». М. 1995. С. 19–20. [6] Ср. письмо Государыне А. А. Вырубовой от 8.12.1917 г. из Тобольска: "Безконечно Тебя люблю и горюю за свою "маленькую дочку, но знаю, что она стала большая, опытная, настоящiй воин Христов. Помнишь карточку Христовой Невесты? Знаю, что тебя тянет в монастырь [...] Да, Господь все ведет, все хочется верить, что увидим еще храм Покрова с приделами на своем месте - с большим и маленьким монастырем. Где сестра Марiя и Татьяна".- С. Ф. [7] Россiйскiй архив. Исторiя Отечества в свидетельствах и документах 18–19 в. Т. 8. Н.А. Соколов. Предварительное следствiе 1919–1922 гг. М. 1998. С. 318–319. [8] См. письмо Вырубовой 16.11918 из Тобольска [9] Гроян Т. Мученик за Христа и за Царя Человек Божiй Григорiй. Молитвенник за Святую Русь и ее Пресветлого Отрока. М. 2000. С. 403. [10] Царскiй сборник. Сост. С. И Т. Фомины. М. 2000. С. 494. [11] Ден Ю. Подлинная Царица. Воспоминанiя близкой подруги Императрицы Александры Феодоровны. С. 56. Царица Александра Федоровна — сестра милосердiя. Однако даже самая оголтелая клевета распадалась при столкновенiи ее с фактами. Некiй Э. Бах в книжонке, вышедшей в 1928 г. в издательстве "Красной газеты", пытался пыжиться, не осознавая, что, подобно унтер–офицерской вдове, порет сам себя: "Обстановка комнат Александры Федоровны напоминает лучшiе номера хороших гостиниц, но не покои " Россiйской Императрицы". Особенно скромна спальня, в которой некоторые вещи самого простого рыночного типа — например, обыкновенные металлическiе кровати с шариками, дешевая трехрожковая люстра и пр. Часть стен сплошь увешана иконами и образками. [...] В молельне, устроенной тут же, за кроватями, снова неисчислимое количество образков. Вместе с теми, которые висят в спальне, их более 800. Что это — коллекцiя? Но они не представляют археологического интереса, большинство ''новоделы'', сомнительного качества. Значит, это — просто внешняя, манiакальная, исступленная форма религiозности"[1]. Но люди–то, приходившiе во Дворец в качестве "экскурсантов", все видели... Потому-то вскоре было решено свернуть экспозицiю в Александровском дворце. Ведь, несмотря на трескотню экскурсоводов, люди приходили и делали свои выводы... Мемуаристы обычно подчеркивают немецкую прижимистость Государыни, забывая при этом напрочь о делах милосердiя, которые Она творила даже будучи в узах. "Как поживает бедная Знаменская? — интересовалась Государыня в январе 1918 г. из Тобольска. — Знаю, что сестра [так Царица именовала Себя, в третьем лице] послала ей маленькую помощь и не хочет, чтобы Ее благодарили". И позднее (11.3.1918) тому же адресату: "Скажите дорогой Знаменской, если ей трудно из–за неполученiя пенсiи, чтобы она откровенно писала, с радостью помогу опять. Знаю, как трудно живется, но есть добрые люди на свете — благослови их Господь, что не забывают и помогают, и Я Знаменской (в свою очередь) хочу быть полезной. Радость Свою разделить с другими милыми друзьями".
Впервые публикуя эти письма, генерал А. В. Сыробоярскiй отмечал: "Как известно (книга Жильяра), Царская Семья, переведенная распоряженiем из Москвы на солдатскiй паек, испытывала крайнюю нужду даже в вопросах питанiя. Жители Тобольска, узнав об этом, тайно посылали всевозможные съестные продукты для стола Царской Семьи, чем вызывали глубокую Их благодарность. И вот в это время Ее Величество, обезпокоенная тем, что мать Ее раненого лишена пенсiи и не имеет поддержки сына и, быть может, испытывает еще большую нужду, чем Ее Семья, отрывает из недостатков Своих и посылает ей 300 рублей. Нам, быть может, никогда не будет известно о других примерах этого великого милосердiя Государыни, но они безусловно были не единичны. И это предсмертное милосердiе Императрицы должно послужить нам всем примером в стремленiях наших почтить память Царственных мучеников"[2]. К тем денежным пособiям, отправляемым из узилища следовало бы прибавить многочисленные продовольственные посылки, в отправке которых участвовала не только Государыня, но и Ее Дети. "Особенная набожность Государя и Императрицы, — писал игумен Серафим (Кузнецов), — противной стороной истолковывалась извращенно, как суеверiе и ханжество"[3]. Наиболее яркiй пример в этом смысле — воспоминанiя протопресвитера Шавельского. (Характерно, что злобные воспоминанiя этого выкреста в свое время отказались печатать зарубежные церковные издательства: за границей их согласилось опубликовать лишь эсеровское издательство имени Чехова в Нью–Йорке; в наши дни в Россiи их переиздало уже церковное издательство, правда поощряющее неообновленцев. Что касается Государя, то Он прямо так и писал Супруге из Ставки 6 апреля 1916 г.: "Не чувствую себя в настроенiи исповедоваться у Шав[ельского], потому что боюсь, чтоб оно не принесло вместо мира и спокойствiя душе обратного!" Не случайно и предательское поведенiе этого священника по отношенiю к Царю сразу же после февральского переворота 1917 г.[4] Но даже этот злобный клеветник перед лицом явной для каждого ослепительной святости Царственных узников осекся, вынужден был лепетать о том, что–де в его "собственном сознанiи образ Императрицы Александры Феодоровны двоится, представляется в двух совершенно различных очертанiях", что сразу же после ареста "вырисовывается совсем новый Ее образ"[5]. Но могло пи вдруг возникнуть нечто, если этого в человеке раньше никогда не было? О, словоблуды! Слепые вожди слепых! Ничего не понявшiе, так ничему и не научившiеся! Вот лишь несколько мыслей, высказанных Государыней глубоко преданной Ей (жизнь показала, что до смерти) фрейлине А. В. Гендриковой[6]: "Для Бога нет невозможного. Я верю в то, что кто чист своею душою, тот будет всегда улышан и тому не страшны никакiе трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует". "Никто из нас не может знать, как и когда проявится к нам милость Божiя, так же, как и то, через кого будет проявлена она". "Мы мало знаем то необъятное количество чудес, которое всегда, на каждом шагу, оказывается человеку Высшею силою, и мы должны искать и ждать Ее чудес везде и всюду и принимать с кротостью и смиренiем всякое их проявленiе". Теперь, полагаю, можно вполне оценить тех, в том числе и "духовных" лиц, которые характеризовали Государыню, как подверженную "болезненному мистицизму", "ханжеству" и "кликушеству" "фанатичку". Но вот и еще нечто, кажется, вообще выходящее за рамки их вконец обнищавшего сознанiя. В дневнике старшей сестры Собственного Ее Величества лазарета в Царском Селе В. И. Чеботаревой есть любопытная запись: "Государыня показывала Свои комнаты и ту, где зиму комар жил, питавшiйся только кровью Государыни. Дети все знали о его существованiи..." Вспоминая о Своем пребыванiи в Ставке, Государыня писала автору цитировавшегося дневника (24.8.1916): "Лежала на лужайке под чудным деревом и вышивала, пока другiе играли и гуляли. Конечно, пауки меня и здесь нашли, и масса ходила по мне"[7]. Наконец, в октябрьской дневниковой записи 1915 г. читаем еще одну запись о Государыне: "Говорила что уже десять лет не ест ни мяса, ни рыбы. "Вообще о еде думаю с отвращенiем, заставляю себя есть каши, овощи, бульоны — грибные"". Прибавим к этому и износившiеся в молитве четки Государыни, найденные в Ипатьевском доме... Все это отдельные искорки из чего–то неизмеримо большего, составляющего тайну души Царицы в Ее постоянном предстоянiи перед Богомъ. Однако понимающему, как говорили древнiе, – достаточно. *** В первые дни революцiи в Царском Селе — апофеоз массового помраченiя сознанiя! — всерьез искали провода к Германскому кайзеру... Акт предательства уже состоялся, когда Царицу мученицу называли "немкой", распространяли всякого рода от начала до конца выдуманные гнусности о Царском Друге Г. Е. Распутине. Над одним большим общим делом трудились высокопоставленные изменники (включая Великокняжескiе круги), предлагавшiе заточить Императрицу в монастырь на Урале[8], и солдаты, распевавшiе песню: "За немецкую царицу взяли парня на позицу"[9]. По сути своей эти солдаты Россiйской Императорской Армiи недалеко ушли от екатеринбургских большевиков, год спустя исцарапавших все стены Ипатьевского дома невоспроизводимыми похабными надписями (так же как и нынешнiе "благочестивые" "чтители" Царственных мучеников, изощренно хулящiе Распутина, по существу кидают комья грязи в мученицу Царицу Александру). И в ответ на все эти наветы спокойный голос Императрицы: "С какой стати утверждают, будто Я симпатизирую немцам? Двадцать лет Я прожила в Германiи, но и в Россiи двадцать лет! Все Мои интересы, будущее Моего Сына связаны с Россiей. Следовательно, разве Я могу быть не русской?"[10] Свою верность и любовь к новой Своей Родине — Россiи — Она запечатлела не только Собственной жизнью, но всем самым дорогим — на алтарь Ею были принесены Дети и Самый возлюбленный Ею Первенец — Надежда Россiи. 16 декабря 1916 г., в преддверiи всероссiйской катастрофы, Она писала Супругу: "Когда Я была молода, – Я ужасно страдала от неправды, которую так часто говорили обо Мне (о, как часто!), но теперь мiрскiе дела не затрагивают Меня глубоко, — Я говорю о гнусностях — все это когда–нибудь разъяснится". И еще из Ее же писем: "вечно намеки на Меня и Моих людей!!!"; "они задевают всех окружающих Меня". "Сколько горя и печали, тревог и испытанiй. — писала, Императрица Государю 7.1.1916, — они так изнуряют, а надо не сдаваться, но с твердостью встречать все. Мне бы хотелось повидаться с Нашим Другом, но Я никогда не приглашаю Его к Нам в Твое отсутствiе, так как люди очень злоязычны. Теперь уверяют, будто Он получил назначенiе в Ф[еодоровскiй] Собор, что связано с обязанностью зажигать все лампадки во всех комнатах дворца! Понятно, что это значит, но это так идiотски–глупо, что разумный человек может лишь расхохотаться. Так отношусь к этой сплетне и Я". До сих пор историки (и даже архивисты, которым выпала великая честь хранить Собственноручно написанные Царственными Мучениками документы) продолжают в непозволительно оскорбительных выраженiях низко клеветать на Государыню: "Александра Федоровна, как наркоман, зависимый от наркотика, уже не могла спокойно существовать без увещеванiй Распутина. [...] Ее психика, изначально склонная к мистицизму, была окончательно сломлена мощным влiянiем Распутина"[11]. Вопреки историческим фактам и здравому смыслу, надергав нужных цитат, договариваются, например, и до такого: "Близость Распутина к Царской Семье сильно преувеличена. [...] В общем близости особенной не было. [...] Все это было связано с трагической болезнью Наследника..."[12] Но, давайте, послушаем Самих Царственных Мучеников (при этом, подчеркнем, голоса Их записаны по большей части противниками Г. Е. Распутина). Глава политической полицiи в Россiи генерал–лейтенант А. В. Герасимов рассказывал, со слов премьер–министра П. А. Столыпина, о его встрече в конце 1908 г. с Государем по поводу Г. Е. Распутина. На все увещеванiя прекратить эти встречи Государь твердо заявил: "...Это Мое личное дело, ничего общее с политикой не имеющее. Разве Мы, Я и Моя Жена, не можем иметь Своих личных знакомых! Разве Мы не можем встречаться со всеми, кто Нас интересует»"[13] Дворцовый комендант генерал–майор В. Н. Воейков в 1917 г. показывал Чрезвычайной следственной комиссiи Временного правительства: "Я говорил Государю, что, по моему мненiю и по мненiю общества, Распутин не достоин прiема, но встретил холодный ответ: «Мы можем принимать, кого хотим!»[14]. Предшественник В. Н. Воейкова генерал–лейтенант В. А. Дедюлин вспоминал о том, как в разговоре с ним Государь сказал о Распутине: "...Он хорошiй, простой, религiозный русскiй человек. В минуты сомненiй и душевной тревоги Я люблю с ним беседовать, и после такой беседы Мне всегда на душе делается и легко, и спокойно"[15]. Воспитательница Августейших Детей фрейлина С. И. Тютчева, передала свою беседу с Царем членам той же Чрезвычайной следственной комиссiи: "Так и вы тоже не верите в святость Григорiя Ефимовича?" — спросил Государь. Я ответила отрицательно, на что Государь заметил: "А что вы скажете, если Я вам скажу, что все эти тяжелые годы Я прожил только благодаря его молитвам![16]. На слова начальника Генерального Штаба генерала М. В. Алексеева, сказанные в августе или в сентябре 1916 г.: "Удивляюсь, Ваше Величество, что Вы можете находить в этом грязном мужике!", — Государь прямо ответил: "Я нахожу в нем то, чего не могу найти ни в одном из наших священнослужителей!»[17]. Ответ на то, что это были за качества, можно найти в словах Царицы, сказанных Своему духовнику: "Он [Распутин] совсем не то, что наши Митрополиты и епископы. Спросишь их совета, а они в ответ: "Как угодно будет Вашему Величеству!" Ужель Я их спрашиваю затем, чтобы узнать, что Мне угодно!"[18] "При встречах с Государем, — свидетельствовал камердинер Императрицы А. А. Волков, — Распутин целовал у Него руку. Государь же — руку Распутина"[19]. Во время прiема в Ставке 20 iюня 1915 г. А. Д. Самарина (перед назначенiем его обер–прокурором Св. Синода), в ответ на поток сплетен и клеветы на Г. Е. Распутина, Государь спросил: "— Послушайте, Самарин, ведь Вы признаете Ее Величество и Меня людьми верующими!
[1] Бах Э. Резиденцiя последних Романовых. Л. 1928. С. 14–15. [2] Скорбная память. Изданiе «Кассы помощи ближним в память о Царской Семье». Нью–Йорк. 1928. С. 62. [3] Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь–Мученик. С. 147. [4] Каронинскiй Н. Как предупреждали Царя.//Петроградскiй листок. 1917. № 66.18/31 марта. С. 2. [5] Протопресвит. Гергiй Шавельскiй. Воспоминанiя последнего протопресвитера Русской Армiи и Флота. Т. 2. Крутицкое патрiаршее подворье. М. 1996. С. 293,299. [6] Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминанiя. 1903–1919. Кн. 2. С. 285. [7] Чеботарева В. В Дворцовом лазарете в Царском Селе. Дневник. 14 iюля 1915 – 5 января 1918. Публ. В.П.Чеботаревой–Билл // новый журнал. № 181. Нью–Йорк. 1990. С. 235. [8] Палеолог М. Царская Россiя во время мировой войны. М. 1991. С. 196. [9] Генерал от Инфантерiи Н.А.Епанчин. На службе трех Императоров. Воспоминанiя. М. 1996. С. 452. [10] Ден Ю. Подлинная Царица.Воспоминанiя близкой подруги Императрицы Александры Феодоровны. С. 77. [11] Барковей О., Крылов А.. Предисловiе к кн.: Цесаревич. Документы. Воспоминанiя. Фотографiи. М.1998.С.7-8. [12] Прот. А. Шаргунов. Г.Распутин: опасность разделенiя в Церкви // Радонеж. 2003. № 1. С. 13. [13] Герасимов А.В. На лезвiи с террористами. М. 1991. С. 163. [14] Искендеров А.А. Закат Имперiи. М. 2001. С. 309. [15] Родзянко М.В. Крушенiе Имперiи и Государственная дума и февральская 1917 года революцiя. Полное изданiе записок председателя Государственной думы. С дополненiями Е.Ф. Родзянко. М. 2002. С. 34. [16] Искендеров А.А. Закат Имперiи. С. 308. [17] Протопресвитер Георг.Шавельскiй.Воспоминанiя последнего протопресвитера Русской Армiи и Флота.Т.2.С. 29 [18] Там же. [19] Волклв А.А. Около Царской Семьи Предисловiя Вел. Кн. Марiи Павловны и Е.П.Семенова. Париж. 1928. С. 47. [20] Характерно, что даже этот вопрос Государя, сменившего, кстати, обращенiе «Александр Дмитрiевич» на «Самарин», не остановил дальнейшiй поток сплетен и клеветы, ибо ни один «факт» из приводившихся им не выдерживает проверки документами. – С.Ф. [21] Встречи в Ставке (Император) Николай 2–й и А.Д.Самарин. Iюнь 1915 г. Публ. М.И.Чернова // Историческiй архив. 1996. № 2. С. 178–186. | |
Просмотров: 323 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |