Приветствую Вас Гость!
Четверг, 2024-05-02, 2:55 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 5 том

страница 48 - 69
2016-04-23, 1:53 AM

7. Архимандрит о. Арсенiй (в мiру Стефан Алексеев), синодальный миссiонер. (1837 – 20.08.1913)

Скончался о. Арсенiй на Афоне, в возрасте 76 лет. 20 августа – 2 сентября день блаженной кончины игумена Арсенiи, бывшего знаменитого синодального миссiонера, основателя «Союза Русского Народа», а на Афоне основателя «Союза исповедников Имени Божия, в честь св. Архангела Михаила».

Отец Арсенiй, известный обличитель еретической книги протестантского автора Фаррара «Жизнь Iисуса Христа», в которой он обнаружил около 80-ти ересей, в их числе самых страшных, граничащих с арiанством и несторiанством; борец и против ученых Россiйких фарраровцев, защитников душепагубной книги Фаррара. Для борьбы с фарраровщиной в Россiи о.Арсенiй получил благословенiе св. Iоанна Кронштадтского своего духовного друга, который книгу Фаррара назвал душепагубной, и весьма удивлялся тому, что эта книга была распространяема в Россiи с благословенiя Святейшего Синода, и никто не возражал против этой зловредной книги. 2.04.1913 г. о.Арсенiй прибыл по порученiю Синода на Афон для борьбы с имяславiем… – Но вместо вразумленiя имяславцев, о. Арсенiй сам чудесным образом был обращен к имяславiю и стал Афонским исповедником Божества Имени Божiя, основал на Афоне «Союз исповедников Имени Божiя, в честь св. Архистратига Михаила», и скончался имяславцем, смертью исповедника, в Андреевском скиту, отказавшись от предсмертного напутствiя Тайнами предложенных ему имяборцем игуменом Iеронимом и был погребен имяборцами без отпеванiя, как еретик, в лесной чаще.

В 1882 г. монах Арсенiй был направлен на Афон для подготовки и изданiя своих бесед против иконоборческих сект. Он желал остаться в Пантелеимоновском монастыре, но промысл Божiй направил его в Россiю для борьбы с сектанством.

Ставшiй уже игуменом, о. Арсенiй, ревностный борец против сектанства в Россiи, много сил и энергiи отдал для защиты чистоты Православiя. Долгое время он вел борьбу против фарраровцев, защитников еретической книги Фаррара (перевод священника Фивейского). За ревностное изобличенiе ересей Фаррара и его защитников россiйских ученых и церковных деятелей, о. Арсенiй был осужден Святейшим Синодом на ссылку в Соловки. Но Царь заступился за него и Синод по просьбе о. Арсенiя направил его на Афон в самый разгар афонских споров об Имени Божiемъ для увещанiя и вразумленiя имяславцев.

 Архiеп. Никон в своей статье: «Моя поездка на Старый Афон и плоды великого искушенiя» о своих «знаменитых» похожденiях на Афоне и о своем визите к Константинопольскому патрiарху пишет:

 «Патрiарх пригласил нас сесть… Когда я заговорил об афонской смуте и раскрыл на это печальное явленiе в церковной жизни взгляд Святейшего Синода, я указал и на опасность в этом деле со стороны подпольных, незаметных со стороны явленiй и вмешательства врагов Церкви и государства. Следы этих влiянiй я указал в некоторых перiодических изданiях, вносящих и теперь ложь, и клевету и обман читателей. Я просил Патрiарха теперь же наложить запрещенiе в священнослуженiи на игумена Арсенiя, позволившего себе в своем письме на имя архiепископа Назарiя назвать посланiе Патрiарха «еретическим» и сеющего по всему Афону предубежденiе против меня в русских иноках»[1].

Архiепископ Никон не стеснялся говорить Патрiарху ложь и вводить его в заблужденiе относительно «врагов Церкви и государства». Исповедников чистого Православiя афонских монахов Никон представил Патрiарху Константинопольскому, как врагов Церкви и государства. Но врагами Церкви и государства Россiйского являлись  сами имяборцы–синодалы, которые не послушались истинного блюстителя Православiя в Россiи Государя Императора и не отказались от своих неправедных репрессiй против исповедников афонских; синодалы, истые враги Церкви и государства, после сверженiя Государя в феврале 1917 года служили благодарственный молебен Богу по случаю сверженiя Царской власти и воспевали многолетiе «богохранимой власти Временного Правительства» свергшего Православного Царя, и во время Божественной литургiи на Великом входе возносили имя этого безбожного крамольника – временного правительства. А блюстители Православiя и верные чада Церкви Христовой были не врагами Церкви и государства а верноподданными Государя и Отечества, которые корректно и деликатно изобличали в печати ложь и заблужденiя в посланiи Синода об Имени Божiемъ и синодальные экзекуцiи против исповедников истины.

 Не встретившись и не беседовавши с игуменом Арсенiем, не выяснивши его веру во Имя Божiе, – и если он мыслил об Имени Божiемъ неправо, не увещевавши его, – архiепископ Никон требует, чтобы Патрiарх Герман тут же при нем наложил на него запрещенiе. – Такiе его действiя не соответствуют действiям доброго пастыря, пекущегося о спасенiи одной заблудшей овце более, чем о 99–ти не заблудших. И сам Патрiарх, не читавшiй книги «На горах Кавказа», и не ознакомившiйся о верованiи  исповедников Имени Божiя, на чем именно они основывают свою веру, а, всецело положившись на обманный донос архiепископов Никона и Антонiя (Храповицкого), и на  заключенiе своей Халкинской богословской школы, (равняющейся, примерно, нашей духовной семинарiи), которые из–за поспешного требованiя Патрiарха их заключенiя даже не прочитав книгу о. Иларiона, – дали Патрiарху поспешное ложное заключенiе. Патрiарх Герман, в угоду Россiйским синодалам, а более всего ради своей тайной цели выселенiя с Афона русских, осудил имяславцев, о. Арсенiя и книгу старца Иларiона. Вот где причины разыгравшейся Афонской трагедiи и синодальных мер, которые представили РПЦ на позор перед всем мiром. Пред лицем Патрiарха архiепископ Никон назвал «заразой» и «еретическими мудрованiями» веру Святых Отцов Церкви об Имени Божiемъ, которую отстаивали афонскiе исповедники. И Патрiарх, как говорит архiепископ Никон, с этой хулой согласился. (С.218). – Вот в чем нужно видеть причину катаклизмов и мiровых потрясенiй! – в похуленiи Имени Божiя «ангелами церквей» Россiйской и вселенской Константинопольской (Откр. 3,1; 13,6).

Далее архiеп. Никон пишет: «Облекшись в мантiю… взяв посох, (он) стал подниматься в монастырь. На пути о. игумен (Мисаил) сообщил мне, что известный игумен Арсенiй, когда–то миссiонер, а ныне ставшiй ересiархом, (т. е. имяславцем. – Сост.) поражен параличом и лежит в Андреевским скиту без движенiя и без языка. Признаюсь, это известiе показалось мне как бы знаменательным, и я невольно вздохнул, вручая судьбу несчастного Божiю изволенiю…» (С. 225).

Еще он пишет: «Перед отъездом я посетил несчастного игумена Арсенiя. Пытался говорить с ним, но не заметил признаков, чтобы он ясно осознавал окружающее или узнал меня. «Имяславцы» хотели нести его на руках через всю Гору– до Пантелеимоновской пристани, [2]  но консул, на основанiи заключенiя врача, запретил такую процессiю: он мог умереть в пути.[3]. Я также советовал оставить его в скиту, а братiям напомнил притчу о милосердном самарянине.[4] По последним известiям со Св. Горы, несчастный Арсенiй умер, не придя в сознанiе, и погребен, как отлученный от Церкви еретик… Какой грозный урок всем противникам Церкви, дерзающим оскорблять ее непослушанiем, поставляющим себя выше тех, кто Богомъ поставлен пасти Церковь Божiю…»[5] (С. 248).

Вот как архiепископу Никону обидным стало неповиновенiе афонских исповедников ему и имяборческому Синодальному постановленiю! А не обидно ли Господу Богу за то, что поставленные Богомъ пасти Церковь Божiю тяжко восхулили и отвергли бытiе Имени Божiя? Неповиновенiе исповедников истины восхулившим Имя Божiе синодалам он называет противленiем Церкви, в лице двух–трех синодалов, которых он называет Церковью. Но такого самообожествленiя Церковь от роду не знала! То же самое что говорили арх. Никон и синодалы, говорили еретики Патрiархи и iерархи во времена великих Исповедников: преп. Максима и Феодора Студита тем, кто не хотел им, еретикам, повиноваться; кто «за послушанiе» не принимал их монофелитскую,  иконоборческую и прелюбодейную ереси. И правильно поступали исповедники истины, что во имя ложного «послушанiя» не подчинялись требованiю еретиков похулить истинное Православiе. Но Никон, очевидно, забыл эти уроки исторiи. И оскорбленiе его чести он считает греховнее, чем его похуленiе Святейшего Имени Господня.

Сильнейшiй в Россiи синодальный миссiонер Отец Арсенiй, 50 лет потрудившiйся на миссiонерском поприще, вдруг, по суду Никона, стал «несчастным ересiархом». Какое духовное ослепленiе архiимяборца!

Упоминаемый Никоном милосердный самарянин как нельзя лучше обличает самого Никона. Милосердный самарянин оказал милость «впадшему в разбойники» даже не единоверному. А Никон на Афоне воинской силой регулярной Русской армiи избивал до смерти и проливал кровь своих же единоверцев русских монахов за православное исповеданiе Имени Божiя.

 

Игумен Арсенiй – друг праведного Iоанна Кронштадтского, Организатор Союза Русского Народа, обличитель тогдашнего экуменизма, Фарраризма и имяборчества в лоне РПЦ.

(О многом другом из жизни о. Арсенiя и его борьбе за чистоту Православiя, можно прочитать в книгах «Имяславiе» т. 2. с. 796–808; т. 3, ч. 3, с. 293-359).

 

З а м е ч а н и е  (о. Арсенiя).

 (Печатается по его книге: "Обличенiе на книгу Фаррара именуемую "Жизнь Iисуса Христа", изданной в 1905 г. Уфим. Епарх. Вед. 1905 г. №№ 16–2).

Привожу две эти статьи от лица учеников Фаррара, как два ясныя доказательства для уверенности всех читателей, из которых всякому понятно будет, насколько столичные ученые пропитались западным ученiем, так что нет надежды к их исправленiю. Вот уже год как я их вразумляю от евангельской и свято–отечественной истины, но они одинаково неисправимы пребывают; продолжают печатать книги Фаррара и ими отравлять весь христiанскiй мiр; и им духовная цензура разрешает фарраровскiе книги печатать, а на мое обличенiе ересей не обращает никакого вниманiя. Все наши новомодные богословы превратились, по слову Спасителя, в ту обуявшую соль,  которая подлежит попранiю, как ни на что непригодная, потерявши силу свою, что подтверждается в их нечестивой борьбе, в том что они сильно негодуют на меня за обличенiе ересей Фаррара, которых они не признают, (т.е. видя, не видят. – Сост..) и им еще раньше этого послана была моя рукопись выписанных ересей, но они по своей гордости и непокорности святой истине все попрали. Поразительно их незнанiе православного ученiя: они дерзнули в оправданiе Фаррара привести его двусмысленный вывод о приснодевстве Богородицы, что горше всякой ереси. Кроме того, они одобряют книги западных писателей – Тренча, Шаффа и подобных им писателей, советуя православным читать их как полезные, так что страшно и слышать такiе нечестивые похвалы. Если, по слову Спасителя, и плотскiе родители алчущим чадам не камень и змiю дают, но хлеб и рыбу (Мф. 7, 9), то кольми паче духовные отцы и пастыри должны своих чад алчущих питать духовным хлебом – Словом Божiимъ и свято–отеческим ученiем; а отцы члены религiознаго общества, своим духовным чадам, вместо хлеба и рыбы, дают камни и змея на их умервщленiе, т. е. повелевают западное еретическое душегубительное ученiе читать, которое не по внушенiю Святого Духа написано, но по внушенiю духа лестча. Вся их наука есть та самая сладкая вода, которая истекает от седмиглавого змея, что и показано было Тайновидцу в откровенiи (Апок. 12,15).

    Если бы фарраровцы свое православное ученiе знали, этим ученiем и чад своих питали, не чуждым и не диким. Если бы они православное ученiе знали, то истинного своего Владыки не отверглись бы, и чести Господа на честь Фаррара не изменили, и защитника чести Божiей и Богородичной от себя из столицы не изгоняли и не злословили; таковым своим поступком они лютыми волками оказались. Еще повторю, что запрещенiем мне вести публичные беседы в Михайловском монастыре в обличенiе ересей Фаррара, они пред всем мiром подтвердили о себе, какой они веры и чьи служители, и какой дух в них обитает; не чуждо ли для них теперь христiанство, которому они врагами оказались; не Апостолам, мученикам и исповедникам подражают в защите славы и чести Господней, – но тем, которые от Христа отреклись пред Пилатом и умертвили Его, а Варавву, разбойника, полюбили и оправдали, – так и ученики Фаррара отреклись от Господа своего, а врага Христова возлюбили и оправдывают словесно, в печати; всем этим они уподобились гонителям христiанства – язычникам, которые защитников истинного Бога гнали, мучили и убивали, а своих идолов прославляли.

     Iудеи, за отвержениiе Iисуса Христа, превратились из чад Божiих в чад Вараввы разбойника, а сiи новомодные богословы: за изгнанiе защитника славы Христовой, превратились из христiан в чад Фаррара, душегубца; подобно тому, как и студные пророки, за оставленiе истиннаго Бога, превратились в чад Ваала.

    Кто, какому богу служит, Именемъ того бога и именуется. Например: Христораспинатели должны именоваться чадами Вараввы, а студные пророки чадами Ваала, а защитники Фаррара должны именоваться фарраровцами, но не христiанами, что чуждо для них. Итак на резкое их оскорбленiе Небесных Божественныхъ Царственных Лиц и делается от меня резкое обличенiе; сказано: ненавидящих Бога и Богородицу возненавидети подобает, о чем и пророк говорит: ”Не ненавидящiя ли Тя, Господи, возненавидех” (Пс.138,21).   

   После сего обличенiя понятно, какой наукой члены религiознаго общества похваляются и гордятся, – не христiанской, но антихристiанской – еретической, и они должны признаваться за служителей Фаррара, а не православными. По слову Спасителя мы должны всякого учителя от плодов его познавать (Мф. 7, 15–20), также и от этих двух ругательных статей познаем дух писателей, как от малого источника познаем достоинство и всего источника, так и от этих двух печатных статей познаем достоинство всего их общества. А поэтому напрасно они чуждым Именемъ себя украшают; “общество распространенiя религiозно–нравственного просвещенiя в духе православной церкви”, – это титло чуждо для их общества, так как они христiанства по каноническим правилам уже лишены, то и все это (названiе) должно быть отнято от их общества, так как их главари оказались врагами и хулителями Христа и Богородицы и разрушителями всех догматов нашего православiя; не о подобных ли Господь чрез пророка вопiет: ”яко обыдоша мя пси мнози и сонм лукавых одержаша мя: ископаша руце мои и нозе мои” (Псал. 21,17). Не так оскорбляли распинатели Iисуса Христа, как сiи нечестивцы: ”яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо” (Псал. 54, 13–15), говорит пророк. О распинателях Iисусъ Христосъ просил Отца Своего да отпустит им грехи, сказав: ”Отче отпусти им: не ведят бо, что творят” (Лук. 23, 34). Тех грех неведенiя был о Христе, а сiи нечестивцы, находясь священнослужителями Божiимъи, возстают на своего Господа и Его Преблагословенную Матерь; то поистине грех их, всю небесную и земную Церковь в страх, трепет и ужас приводит (Iерем.2, 13), ради их грехов и изливает Бог Свои фiалы на нашу Россiю.

Настоятель Воскресенскаго Миссiонерскаго Монастыря Синодальный Миссiонер Игумен Арсенiй

(Уфим. Епарх. Вед. 1905 г.  № №  16 – 20)

 

Слава и величiе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марiи.

 

                                                                     «Радуйся обрадованная, во успенiи Твоем нас не оставляющая».

                                                                    «Лицу Твоему помолятся богатiи людстiи».

 

(На омофоре написано: «Да будет благодать Моя и Сына Моего с вами»)

 («Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево; кто ли не воспоет Твоего пречистаго рождества; безлетно бо от Отца возсiявый Сын единородный, тойже от Тебе чистыя пройде, неизреченно воплощся, естеством Бог сый, и естеством быв человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый; Того моли, Чистая всеблаженная, помиловатися душам нашим!»).

(Из «Уфимск. Епархiальн. Ведом.»  1905 г. №№  21 – 23. Одесса, типографiя «Русской Речи»).

Хвалебная песнь Богородице

(Прислана в редакцiю «Вече» о. Арсенiем, страдальцем за Веру, Царя и Отечество, по сiе время находящимся в ссылке).

(Составленная миссiонером игуменом о. Арсенiем впику злочестивому   ученiю Фаррара).

“О, всепетая Мати, вси благословляющiи Тя, благословенны будут, а вси уничижающiи Тя, посрамлены будут”. “Воспойте Богородице песнь нову: прославим Имя Ея во всяком роде и роде”.

 

Тебе, Богородице, хвалим,

Тебе, Пречистая, исповедуем,

Тебе все роды христiанскiе прославляют,

Тебе исповедует Святая Церковь.

Тебе, Дщерь Отца Небесного, величаем,

Тебе, Матерь Сына Божiя, ублажаем,

Тебе, Невесто Святаго Духа, превозносим,

Ты от всех родов Богомъ избранная,

И к воплощенiю Сына Божiя предуготованная.

Ты одна безсеменно от Духа Святаго заченшая.

И паче естества Искупителя мiру рождшая,

Ты едина в женах благословенная,

Матерство, с девством неизреченно сочетавшая,

Рождество Твое Ангелом несведомое,

И человеком недомыслимое бысть!

Ты, едина, приснодевством запечатана:

До Рождества Дева и в Рождестве Дева,

И по Рождестве пребыла еси Дева;

Во Успенiи, дивно возвеличенная:

Из гроба яко Матерь живота возставшая

И на небеса с пречистой плотiю вознесенная;

Ты одесную Сына и Бога предстоиши

И о всем мiре молишися;

Небесные силы со всеми святыми,

Немолчно Тя превозносят;

Ангелы, Архангелы и Начала

Смиренно Тебе служат;

Силы, власти и Господства

Благоговейно Тебе повинуются;

Серафимы, Херувимы и Престолы

Со страхом Тебе предстоят;

Апостолы со пророки и праотцы,

Непрестанно Тебя величают;

Святители, преподобные и мученики

Хвалебно Тя ублажают;

Святые Цари, Князи и праведники

Боголепно Тебя славословят;

Святые праматери, девы и мученицы

Радостно Тебе поклоняются;

Тебе славословит Ангельскiй Собор,

Тебе ублажает человеческiй род.

Исполнены небеса и земля

О, Всепетая, славы Твоея.

Ты Царица неба и земли;

Ты храм и жилище Святаго Духа;

Ты небо и храм Божества;

Ты палата и престол Царев;

Ты девственников слава и похвала;

Ты царей державная хранительница;

Ты пастырям веселiе и радованiе;

Ты монахам усердная путеводительница;

Ты христiанам милостивая помощница;

Ты Мати скорбящих и озлобленных;

Ты о всех грешных и заблудших  промышляеши;

Тебе усердно просим:

Помози рабом Твоим,

Их же Сынъ Твой искупил честною кровiю;

Сподоби нас, Мати Всепетая,

В вечной славе с Тобой царствовать,

Тебе нашу Заступницу и Покровительницу

Со Ангелы и всеми Святыми

Вечно хвалити и славити;

Буди милорсердная, Владычица, нам,

Якоже уповахом на Тя,

На Тя, о Всепетая, уповахом,

Да не постыдимся во веки.

                                          Аминь.

От С.–Петербургского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется

Спб.  3 апреля, 1909 года, Цензор  Архим. Александр.

Спб. Отечественная типографiя, Подольская, 34.

 

Вторичная духовная брань за честь, святость и

величiе Царицы Небесной

Настоятеля Воскресенской  миссiонерской обители синодальнаго миссiонера Игумена Арсенiя с многочисленным обществом Фарраровцев).

Богословы и ученые РПЦ – защитники ересей Фаррара

 

Святой пророк Илiя при своей духовной брани о Истинном Боге со многими студными пророками Ваала на горе Кармиле воззвал к людям: «аз остахся един пророк Господень, а пророков Ваала много» и при этом он просил народ, чтобы приступили и помогли ему устроить жертвенник и жертву, от которой Господь изобличил заблужденiе студных пророков нисПосланiемъ огня с небеси, чем уверил народ в истинном Богопочитанiи, который единогласно воззвал: воистину Господь Богъ, той есть Богъ» (3 Цар.18,39).

Не то ли самое ныне и у нас совершается: по примеру студных пророков, у нас нечестивые Фарраровцы на весь мiр вторично обругали в печати, как Господа нашего Iисуса Христа, так и Преблагословенную Матерь Его. Поистине погибла наша религiя от ученiя фарраровцев, которые все основы нашей веры окончательно подорвали и опорочили. А особенно во втором переводе ученiя Фаррара некто священник Фивейскiй на весь мiр опорочил наш главный догмат веры о приснодевстве Богородицы, от своего ума он клевещет на Всепетую и в двух местах своей нечестивой книги он говорит следующiя злохуленiя:

Ересь 1–я: «Догмат о приснодевстве Богомъатери совершенно истинен и понятен, именно как догмат. Но ни один сколько–нибудь добросовестный церковный историк не скажет и не может сказать, что этот догмат можно доказать церковно–историческим путем, даже при существованiи известных, говорящих в пользу догмата, евангельских мест. Церковная исторiя может даже противоречить выводам догматического богословiя». (Книга 1, прил. Журн. «Рускiй Паломник» за 1904 г. Перев. Свящ. Фивейскаго. С. 14).

Ересь 2–я: На стр. 117–й говорит следующее: «В примечанiи я помещаю некоторые доказательства за и против такого мненiя. На их основанiи каждый может решить вопрос согласно с своими личными убежденiями, но документы слишком недостаточны, чтобы заставить принять какое–нибудь положительное заключнiе, с которым могли бы согласиться все. Как бы то ни было, Господь, с самаго раннего Своего детства, находился, очевидно, в самой близкой связи с Своими родственниками или братьями, бывшими или немного старше, или моложе Его».

Прискорбно читать эти хулы, исшедшiя из уст нашего православнаго священника Фивейскаго, а более сего возмущает нас то, что все эти зловонные хулы одобрены нашей духовной цензурой, которая на это еретическое ученiе Фивейского не сделала от себя никакого замечанiя или оговорки для предостереженiя православных читателей, а приняла все за истину; никто из ученых пастырей на эту ересь также не возражает, но я, как синодальный миссiонер, должен сказать, что эта ересь о.Фивейского стократ превышает ересь Несторiя еретика, который учил, что Дева Марiя не Богородица, а Христородица. И за эту ересь он на третьем вселенском соборе был осужден от собора епископов, и отлучен от Церкви, и предан анафеме и проклятiю, и сослан в заточенiе; где и постигла его лютая от Бога казнь: все уды тела его сгнили, а мерзкiй его язык был червями изъеден, и он окаянный, умирая в лютых страданiях, сказал: «доселе не уверились мы исповедывать Марiю быти Богородицу»; при сих словах он изверже свою нечестивую душу. От этой лютой казни и нетерпимого зловонiя, исходящаго от него, многiе его последователи отвергли его ученiе и обратились в православiе, по свидетельству исторiи /Кедрина 1–я часть/.

Сопоставляя ересь о. Фивейскаго с ересью Несторiя, видишь, что о. Фивейскiй несравненно горше Несторiя порочит Всепетую: дерзнул приписать Ей чадородiе, чему и Несторiй не учил. И вот эти его тяжкiе и нетерпимые хулы на Богородицу и вызвали меня написать это обличенiе, так как о. Фивейскiй дерзнул говорить, акибы этот догмат о приснодевстве никто из добросовестных историков не может оправдать, как от евангельской буквы, так и от церковной исторiи, – чему будто бы и церковная исторiя противоречит, да и самые документы, на которых зиждется этот догмат, аки–бы слишком недостаточны. Всем этим он явно клевещет на Великую Божественную тайну приснодевства Богородицы; он горше Несторiя согрешает, потому что собственно от своего ума он все это богохульствует, а особенно он унизил этот догмат, дерзнув дозволить всякому читателю рассуждать о сем, как кто хочет по своим личным убежденiям, так что всякiй невежда может глумиться над сей святейшей, великой, неприступной тайной и в заключенiе сего кощунства он дерзнул Iисусу Христу приписать братьев, бывших меньше Его и старше Его.

При сем мы должны еще о том рассудить: если бы светское лицо распространяло это ученiе, то ему извинительнее было–б, но к великому нашему прискорбiю не светское, а духовное лицо и служитель престола Божiя износит неслыханную ересь среди православiя.

А особенно нетерпимо видеть, что книги одобрены нашим духовным цензурным Комитетом, который, еще повторяю, не сделал оговорок для предосторожности читателей от ересей Фивейского, которые должны все безразлично принимать за истину; на таковых распространителях ученiя Фаррара ясно исполняется пророчество: «от семене бо змiина изыдут исчадiя аспидова, и исчадiя их изыдут змеи парящiи» (Ис. 14,29).

И действительно от еретичекого ученiя Фаррара, как от яиц змея, породились аспиды, т. е. ученики его; которые, как змеи парящiи, повсесместно распространяют его богохульное ученiе; как сам Фаррар почерпнул свое ученiе от нечестивых источников: языческих, iудейских и своих еретических писателей, так и все его ученики это же нечестивое его ученiе изучают. И о. Фивейскiй не от своего православнаго ученiя порочит Богородицу, но от безбожного западного ученiя.

Кроме сей тяжкой хулы, священник Фивейскiй всенародно провозглашает в своей нечестивой книге / 9 стр./ что в ихнем ученом кругу будто бы соединенiе с западом давно уже существует и крепко упрочено, и они своим обществом намереваются непременно сделать соединенiе церквей, за что их резко обличает Апостол, когда говорит: «Кое бо причастiе правды к беззаконiю;  или кое общенiе свету ко тьме; кое согласiе Христови с Велiаром; или кая часть верну с неверным; или кое сложенiе Церкви Божiей со идолы» (2 Кор. 6,14–16).

Письмо отца Iоанна Кронштадтского к игумену отцу Арсенiю  (Копiя)

    “Достопочтенный и достолюбезный брат о Господе, отец Арсенiй!

    Вчера я прочел в Мiровых Отголосках твою отповедь о книге Фаррара, давно уже изданной г. Лопухиным и сделавшейся настольной книгой во многих домах, – и сердечно порадовался твоей ревности о Православiи и твердой защите истины Православной Церкви. Я до сих пор не имел времени заняться этой книгой и прочитать хотя некоторые главы. А  теперь, прочитав ваше письменное опроверженiе ересей англiйского архидiакона, удивляюсь, как доселе никто из наших духовных ученых не выступил со своею критикой Фаррара печатно и не разоблачил нелепости этого протестантского писателя. Сколько духовного яда в книге Фаррара, и этот яд глотают юноши и взрослые и пропитываются им! Заподозрено этим писателем Приснодевство Богомъатери и оставлено под сомненiе Богочеловечество Христово! О, ужас! Да это едва ли не новое арiанство!... Я заметил в народе  большое сочувствiе вашей ревности о Православiи, – и я сочувствую. Жалею, что так долго никто не выступил с обличенiем Фаррара. Книга свое дело сделала во многих не в благопрiятную сторону. Время покажет, что будет предпринято по этому поводу. Милость Божiя да будет с вами. 

Кронштадтского Собора протоiерей Iоанн Сергiев – Кронштадтскiй. 22–го дек. 1897 г

(Печатается с разрешенiя отца Iоанна)

Печатать разрешается, 15 марта 1902 г. Старшiй цензор Архимандрит Антонин.

Отечественная типографiя, Подольская. 34.

Посередине данного Листка в рост изображенiе о. Iоанна с крестом

и кропилом в руках. – Прим. сост.).)

 

Об о. Арсенiи из «Исторiи Афонской смуты» iеромонаха Паисiя Афонского[6].

                              Прибытiе о. Арсенiя на Афон.

Наконец о. Арсенiй достиг своей цели, прибыл в св. жребiй Божiей Матери в Гору Афонскую с тем, чтобы здесь умереть и войти в сонм всечестного монашества Св. Горы Афонской в непосредственное игуменство Царицы спасенiя. Прошли десятки лет с тех пор, как его, молодого студента Духовной Семинарiи, в чине афонского послушника всечестные старцы Пантелеимоновской обители напутствовали отеческим благословенiем на труды апостольского служенiя св. Церкви Христовой. Теперь, после апостольских трудов, убеленный сединами старец опять в той же обители св. Пантелеимона, дабы упокоиться рядом с могилками старцев, благословлявших его на апостольское служенiе в Россiи.

На берегу св. Горы Афонской, с парохода его встретили старцы, начальники монастыря св. Пантелеимона, которые, при тогдашнем отъезде его в Россiю были послушниками того же монастыря. Узнавши друг друга, они в восторге и духовной радости заключились в братскiе объятья.

О. Арсенiй был старше их по возрасту и поступал в обитель раньше их. Они воздали прибывшему гостю достойную честь, как старшему себя, и дали ему на архондарике, (монастырской гостинице), самый лучшiй покой.

Отдохнувшего о. Арсенiя, старцы пригласили в свой начальническiй кружок, в особой зале архондарика, принять участiе в дружеской трапезе, во время которой со слезами на глазах они начали изливать дорогому гостю постигшее русское монашество Горы Афонской искушенiе. Они говорили: вот появились еретики – имяславцы, которые в св. Троицу ввели четвертое лицо, исповедуя не Троицу, а четверицу, т. е. Имя Божiе почитают четвертым лицом Божества. Половина нашего Пантелеимоновского братства заражена этой ересью, а в Андреевском скиту – все братство погибло, игумена Iеронима изгнали из обители за то, что он не принял имяславческую ересь. И прочее старцы–начальники выплакивали отцу Арсенiю. И добавили: самый центр ереси сосредоточился в  Андреевском скиту, из которого происходит вся сила зла.

О. Арсенiй услышал от своих товарищей то же самое, что и в Синодском кругу в Петербурге рассказывали ему. В своей ревности он вознегодовал на ересь имяславцев, обличить которую при полномочiи от власти Синода он счел своим долгом в надежде вразумить невежд монахов Андреевского скита,  грубых необразованных лапотников, (так злословили и поносили нас афонскiе старцы и синодалы).

Знаменитый миссiонер – проповедник, замечательно обладавшiй даром знанiя Божественного Писанiя и силой слова, о. Арсенiй был уверен, что поразит ересь, вразумит зараженное ересью Андреевское братство, примирит с игуменом Iеронимом, и к Святой Пасхе этого страдальца–изгнанника введут обратно в обитель. А после этого и половина Пантелеимоновской братiи, зараженная имяславческой ересью, раскается и в обители настанет мир и благодушiе. Своим предполагаемым планом действiй о. Арсенiй утер слезы своих товарищей.

Прiезд на Афон о. Арсенiя совпал с приближающейся Пасхой. Поэтому, чтобы ознаменовать свой прiезд пораженiем имяславческой ереси, наведенiем мирного строя в русском монашестве св. Горы Афонской, о. Арсенiй решил к делу приступить немедленно, чтобы Святую Пасху встретить всем в мире и любви.

Старцы в радости ликовали о предполагаемом успехе, лобызали руки примирителя и с пожеланiем удачи отправили его в Андреевскiй скит. Никто из них, конечно, не решился сопутствовать миротворцу, ибо знали, что Андреевскiй скит никого не принимает, кроме прибывающих из Россiи поклонников – Богомъольцев, от тринадцатого января накрепко закрыв врата своей обители.

О. Арсенiй прибыл к  нам в Андреевскiй скит в Вербное Воскресенье в сопровожденiи своего келейника–послушника. Мы знали проповедническiе труды о. Арсенiя и глубоко уважали этого знаменитого миссiонера.

По прибытiи к нам, после вечерни о. Арсенiй произнес поучительное слово  о высоте и глубине Божественного Писанiя, прикасаться к которому и толковать по произволу необразованного ума не должно, но только по руководству св. отцов Церкви поучаться в нем. На другой день, в Великiй Понедельник, после повечерiя о. Арсенiй вторично выступил с поучительным словом о Божественном Писанiи и подвел речь к тому, что мы, по своему невежеству, извлекли из Божественного Писанiя пагубные понятiя об Имени Божiемъ и возвели Имя Божiе в четвертое лицо Божiе. Отец Арсенiй, положительно не зная сути дела и причин возникшего вопроса об Имени Божiемъ, держался стороны, враждебной истине. Он знал только то, что говорили ему в Петербурге Синодалы, и старцы по прибытiи его на Афон, которые  умоляли его помочь разделаться с ненавистными имяславцами в Андреевском скиту.

 Подводя конец своему слову обращенному к нам, о. Арсенiй заявил о своем полномочiи от власти св. Синода раскрыть гибельность нашего заблужденiя, привести нас к примиренiю с изгнанным игуменом Iеронимом, испросить у него прощенiе и с честью ввести его в обитель, чтобы наступающiй праздник св. Пасхи праздновать в мире и любви древнего иночества св. Горы Афонской.

При этих заключительных словах, к старцу проповеднику подошли два наших старших отца, защитники славы Имени Божiя с протестом его решенiю, и указали ему на то, что не зная сути вопроса, не выслушав другую сторону, он решился на действiя не прiемлемые для нашей стороны.

Но о. Арсенiй не стал слушать наш протест и решительно заявил: завтра, в Великiй Вторник, идем к мученику–исповеднику игумену Iерониму и введем его обратно в обитель. С этими словами он спустился с амвона и направился к выходу из собора в свой номер на архондарик – гостиницу. К нему подошли ликующiе старцы имяборцы, сторонники Iеронима, взяли его под руки, и как архiерея повели к выходу на паперть собора, целовали его руки, выражали благодарность ему за властное поучительное слово и за решенiе вернуть в обитель игумена Iеронима.

Чудесное вразумленiе о. Арсенiя к Имяславiю.

Опускаясь по ступеням паперти собора, о. Арсенiй хотел что–то сказать старцам, сопровождавшим его под руки, но язык не повиновался ему. Снова и снова с усилiем напрягаясь, о. Арсенiй хотел что–то сказать, но язык замер. Несколько минут тому назад проповедник с присущей ему миссiонерской ревностью произносил обличающую имяславцев речь. А теперь, непонятно почему, язык проповедника связался и уста замкнулись. Удивленные старцы–имяборцы довели его в архондарик до номера. Онемевшiй о. Арсенiй вошел в свой номер и заперся внутри на ключ. Старцы–имяборцы были в недоуменiи, почему он не ответил им, и ушли в свои кельи. А мы, имяславцы, крайне им огорченные, узнали, что проповедник лишился языка, который говорил неправду. В Великiй Вторник после утрени, старцы–имяборцы, накануне сопровождавшiе о. Арсенiя под руки, пришли в его номер, проведать его.

По древнему монашескому уставу всякiй, пришедшiй, посетить кого  нибудь из братiи, стучась в дверь должен произнести: “Молитвами св. отец наших, Господи Iисусе Христе Боже наш, помилуй нас”. Брат, хозяин кельи отвечая: “Аминь”, открывает дверь и принимает посетителя. Но имяборцы, поправшiе сятое Имя Господа Iисуса Христа, отвергли и этот древнiй обычай и молитвенный устав для приходящих посетителей, и стучатся в дверь по мiрскому обычаю, без молитвы.

С такой дерзостью старцы–имяборцы подошли к номеру о. Арсенiя и постучались, без молитвы. О. Арсенiй открыл дверь, но, увидав вчерашних старцев, сопровождавших его из собора до номера, быстро закрыл дверь на ключ. Минут пять, постояв около двери, старцы постучались вторично. О. Арсенiй снова открыл дверь, и опять увидав их, закрылся. Старцы в недоуменiи постучались в третiй раз. Но открыв дверь и увидев их о. Арсенiй быстро закрылся. В недоуменiи переглянувшiеся друг на друга старцы ушли.

За ними наблюдал старец заведующiй архондариком. Он видел, какими ликующими вчера эти старцы вели под руки проповедника, а сегодня он трижды не принял их. Ведь они с нетерпенiем ожидали утра, чтобы торжественно идти за Iеронимом, и рукою полномочного синодального посланца, заслуженного знаменитого проповедника–миссiонера ввести его в обитель, что и был намерен совершить миротворец; но вдруг, такая резкая перемена: ликующих старцев–имяборцев о. Арсенiй даже не допустил в свой номер. О том, что о.Арсенiй не принял имяборцев нам сообщил вышеупомянутый старец, заведующiй архондариком, который был имяславцем.

Тогда пошли к о. Арсенiю наши старшiе защитники славы Имени Божiя, протест которых вчера в соборе он отверг и был намерен мирить нас с Iеронимом. Они подошли к номеру       о.Арсенiя, сотворили обычную Iисусову молитву посетителей и постучались в дверь. О. Арсенiй не ответил обычное “Аминь”, потому что язык его был связан, и он стал немым. Как некогда пророку Захарiи, родителю, Iоанна Предтечи, архангел Гаврiил за неверiе связал язык (Лук. 1,–20), так связался и язык проповедника о. Арсенiя, говорившего вчера неправду. Но неправда его была по неведенiю, онеменiе языка его было временным и явилось к большей славе Божiей, к утвержденiю правоты защитников славы Имени Господня.

Открыв дверь пришедшим имяславцам, о. Арсенiй с умиленiем в лице, обливаясь слезами раскаянiя, знаками и жестами рук показывал: “Я с вами, я с вами”, и сразу  же язык его развязался и он заговорил: “Я с вами, я с вами, и за вас, за вас”. На столе лежала раскрытая Библiя. Указывая на нее рукой он говорит: “Читайте в книге пророка Iеремiи”: “ Сiя глаголъет Господь: да не внидеши, в дом их пирный, ни да ходиши плакати, ниже да рыдаеши их, понеже отъях мир Мой от людей сих, рече Господь, милость и щедроты” (Iер. 16, 5).

По прочтенiи этих слов Библiи о. Арсенiй уже вполне ясно заговорил: “Остаюсь с вами, к Iерониму не пойду” – и рассказал о себе следующее.

“Вчера после моей речи к вам, при выходе из собора вдруг связался мой язык. Замкнувшись на ключ в этом номере и  не ощущая в себе никаких телесных недугов, я онемел. Намеревался умиротворить вашу обитель возвращенiем игумена Iеронима, а сам и слова не мог произнести миротворного. Я стал молиться, да минует меня сiе небывалое искушенiе. Но и самая молитва через отупенiе ума сухая и безсердечная и был уверен, что она не возносится к Богу, но замирает во мне. По моему миссiонерскому служенiю, все Божественное Писанiе содержится в моей памяти. Но, в постигшем меня искушенiи утратилось во мне и это дарованiе, как будто я никогда не читал Библiю. Я растерялся как лишенный рассудка. Это волненiе и потрясенiе моего духа было не минутное, а в теченiе всей ночи. Я подумал: откуда и за что на меня такая казнь?! Наконец, пришла мне здравая мысль: вчера в соборе сказав свою речь, я отверг ваше обращенiе ко мне, не стал слушать вас и утвердился в одном желанiи – утешить скорбящего, преогорченного, изгнанного игумена Iеронима возвращенiем его в обитель и тем утешить плачущих о нем старцев, сопровождавших меня из собора. Не заключалась ли в моем решенiи причина моего онеменiя? Припоминая обстоятельства вашего обращенiя ко мне с  неотразимым протестом, я все–таки упорно настоял на своем намеренiи. Уж не согрешил ли я этим? И тут же родилась во мне мысль: “Открой Библiю и читай!” Библiя лежала передо мной на столе.  Когда я открыл ее, мой взор упал вот на эти строки повеленiя Божiя и я вознамерился неукоснительно исполнить волю Божiю: не ходить к Iерониму, не утешать противников Божiих. Этим и выяснилась причина моего онеменiя, как чудесное вразумленiе Божiе. Я раскаялся в неправильном своем намеренiи и, утвердившись в благом его измененiи, почувствовал, как воссiяла моя мысль. Духовная радость и молитвенное умиленiе овладели мною. И начал я изливать благодаренiе Господу Богу за то, что Он не допустил мне упасть в ров погибельный. Теперь я остаюсь я вами, до самой моей смерти.”

Итак, о. Арсенiй был чудесно вразумлен и утвержден в истине, как и о. Антонiй (Булатович). – О. Антонiй книгой, подаренной ему о. Iоанном Кронштадтским, а о. Арсенiй – Самимъъ Богомъ через пророка Iеремiю. Ибо глаголы: “Да не внидеши в дом их пирный, ни да ходиши плакати...” – повелительные и вразумительные глаголы Самого Бога пророку Iеремiи. Из 16–й главы книги Iеремiи видим, что имяборцы тождественны древнему развратившемуся Израилю, падшему в идолопоклонство. Эта тождественность и была открыта о. Арсенiю для его вразумленiя.

То, что совершилось над всечестным старцем, известным и знаменитым миссiонером       о. Арсенiем, – есть величайшее чудо и знаменiе для всей Церкви Христовой в вопросе об Имени Божiемъ. Это чудо поражает и изобличает имяборческую ересь хулителей Имени Божiя. А нам, защитникам славы Имени Господня, имяславцам – во свидетельство нашей правоты перед Вселенской Соборной Апостольской Церковью.

 

     [1] «Меч обоюдоострый». 1913. СПб.1995. С. 218.

     [2] для увоза его с изгоняемыми с Афона исповедниками. – К.Б.

     [3] А мог и не умереть: вывоз имяславцев с Афона состоялся в начале iюля, а о.Арсенiй преставился аж 20 августа. – Сост.

     [4] Убийца исповедников за Имя Господне Никон прикидывается «милосердным самарянином». – К.Б.

     [5] Ио не убивать исповедников за Имя Господне поставил Господь Своихъ епископов. А Церковь Свою пасет Сам Господь Iисусъ Христосъ, основатель Ея. – К.Б.

[6] Изгнанника за Имя Господне в 1913 году, бывшего писаря и певчего Андреевского скита

Категория: Имеславие 5 том | Добавил: borschks
Просмотров: 246 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar