Приветствую Вас Гость!
Пятница, 2024-05-17, 7:32 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 5 том

страница 528 - 538
2016-04-23, 0:05 AM

 

Пример наказанiя Божiя за нечестивую ересь, из древних времён преп. Антонiя Великого.

Преп. Антонiй Великiй. «Насколько был приветлив преп. Антонiй по внешности, настолько же чист и дивно непоколебим  в вере, никогда он не становился на сторону вероотступников, видя самовольное искаженiе ими веры, никогда дружески не беседовал с манихеями и другими еретиками, кроме лишь тех случаев, когда они обнаруживали готовность отказаться от прежнего заблужденiя; преподобный прямо говорил, что дружба и беседы с еретиками причиняют вред душе. Больше же всего он избегал арiан, запрещая и всем православным иметь с ними общенiе. Когда некоторые из арiан пришли к нему и он из беседы с ними увидел их зловерiе, то тот час побежал от них с горы говоря: «слова их ядовитее самих змей».

«Сын Божiй, - говорил Антонiй, не есть тварь и не из несущих, но присносущное Слово и Мудрость существа Отчаго. Не имейте никакого общенiя с арiанами (а ныне с имяборцами) ибо кое общенiе свету ко тьме (2 Кор 6, 14)? Если соблюдаете благочестiе, то вы христiане, а те, именующiе Сына Божiя и Слово сущее от Отца тварью (это вполне применимо и к совремённым имяборцам, именующим Слово Отца т. е. Имя «Iисусъ» – по их выраженiю – в отдельности от Самого Iисуса) ничем не различаются от язычников, потому что служат твари, паче Создавшего Бога. (А что Имя и Слово Iисусъ есть несомненно Слово Ипостаси Отчей об этом даже в акафисте Воскресенiю Христову, в икосе 12 сказано: «Iисусе, Слово Ипостаси Отчей, очисти мое недостойное слово к Твоему песнопенiю»). Поверьте мне, продолжал Антонiй, – самые стихiи мiра негодуют, и вся тварь воздыхает о безумiи арiанском, видя сравненным с собою своего Господа, через Которого всё сотворено». – В это время преп. Антонiю было уже 104 года. Ещё ранее этого, когда открылась ересь Арiя, Антонiй явился защитником истины: в 335 г. он писал обличительные письма арiанскому епископу Григорiю и гражданскому правителю Александрiи – тоже еретику; в тоже время он письмом ходатайствовал у императора Константина за Афанасiя Александрiйского, тогда прогнанного с престола». (Составитель житiя преп. Антонiя Великого – св. Афанасiй Великiй)»

Однажды, сидя среди братiи за работой, он был как бы в состоянiи восхищенiя И, внимательно смотря вверх на небо, вздыхал, потом, молитвенно преклоняя колена, горько, в теченiе долгого времени плакал. Присутствующiе пришли в страх и начали неотступно упрашивать его рассказать, что он видит. «Лучше бы было, дети мои, умереть, прежде чем наступит приближающееся бедствiе», с великой скорбью отвечал старец.

Так как они снова стали упрашивать его о том же, преп. Антонiй, заливаясь слезами, сказал:  «Неизъяснимое бедствiе надвигается на Церковь Христову, и будет она предана людям, подобным безсловесным скотам. Видел я олтарь храма Господня и в нем множество лошаков, которые, окружив св. престол, яростно ниспровергают всё, что стоит на нём и, разсыпав по полу, топчут ногами; и слышал я голос, который говорил: «Осквернён будет жертвенник Мой!» Вот  в чём причина моих вздохов и плача».

Это виденiе преподобного сбылось через два года, когда открылось жестокое арiанское гоненiе: церкви Божiи были разграблены, священные сосуды осквернены, и Святых Таин касались нечистые руки язычников. Целые скопища нечестивых устремились тогда против Христа и силой заставляли православных ходить в церкви с ветвями деревьев в руках. Последнее объясняется тем, что у язычников в Александрiи был обычай входить в свои капища с пальмовыми ветвями в руках, и арiане, желая привлечь их на помощь себе против православных, из подражанiя им, так же стали ходить с ветвями в свои храмы; согласившись совместно действовать против православной христiанской веры, они стали подражать друг другу в обычаях – арiане язычникам и язычники арiанам. К этому нечестивому обычаю принуждали и православных, чтобы они были заодно с арiанами. О ужас! О беззаконiе! Женщины и девушки были оскверняемы, кровь православных проливалась в храмах и обрызгивала престолы, купели крещенiя были осквернены похотливостью язычников. Все увидели тогда в этом исполненiе виденiя Антонiя, - что лошаки попирают жертвенник Божiй. И много тогда слабых людей, из боязни пред арiанами, переходили на сторону их ереси».

 Говоря о предстоящем бедствiи, св. Антонiй в то же время утешал братiю и говорил: «Не унывайте, дети: как разгневался Господь, так и умилосердится Он потом, и Церкви опять будет возвращена ея лучшезарная красота и сила, и сохранившiе непоколебимо среди гоненiй веру Христову будут сiять светом Христовой благодати. Змеи возвратятся тогда в свои норы, и благочестiе ещё более умножится. Наблюдайте лишь за собой чтобы не иметь гибельного для себя общенiя с арiанами, потому что ученiе их – не апостольское, но дiавольское и отца их сатаны; по этой именно причине они и были обозначены в виденiи под образом неразумных животных» (с. 553-555).

-«В последнiй раз пришёл я к вам, чада мои, – сказал он, – видеть вас я больше уже не надеюсь в этой жизни, и пора уже мне разрешиться от этой жизни и почить, так как я прожил уже 105 лет».

При этих словах, братiя предалась глубокой скорби, она плакала и целовала старца, как бы уже уходящего из мiра. А он убеждал их трудиться с неослабным усердiем, не унывать среди подвигов воздержанiя, но жить – как-бы ежедневно готовясь к смерти, с успехом охранять душу свою от нечистых помыслов, следовать примерам святых, не сближаться с раскольниками мелетiанами, не входить в общенiе с нечестивыми арiанами; напротив убеждал их держаться отеческих преданiй и хранить во всей чистоте благочестивую веру в Господа нашего Iисуса Христа, какой научились из Писанiя и из его многократных наставленiй» (с. 555-556). Избегайте всякого общенiя с раскольниками, еретиками и арiанами; вам известно, что я ни разу дружески не беседовал с ними, по причине их дурных замыслов и христоборной ереси» (Скончался преп. Антонiй 17 янв. 356 г.).

Другой пример наказанiя Божiя всего общества за нечестiе одного:

«Отделитесь от общества сего…, и Я истреблю их во мгновенiе. Они же пали на лица свои и сказали: «Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на всё общество? И сказал Господь Моисею, говоря: «Скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошёл к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: «Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах… (Числ 16, 21-26).

А в имяборческое нечестiе впал не один человек, а за малым исключенiем почти всё духовенство Россiйской Церкви. Тем большее для неё наказанiе. А покаянiя духовенства за имяборчество до сих пор не проявляется.

Училище Благочестiя. «Однажды к преп. Кирiаку пришёл инок Феофан заражённый несторiевой ересью, который на предостереженiя преп. Кирiака отвечал: «И все ереси также утверждают, что человек может спастись только с их верою. Что же после сего делать мне окаянному?  Все называют своё ученiе боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить её от заблужденiя. Человек Божiй! Помолись, чтобы Господь свыше просветил меня.

        После усердной молитвы преп. Кирiака о сем, Феофан в 9 час. следующего дня увидал боголепного но грозного юношу, который показал ему место мученiй еретиков и сказал: «Если сей казни ужасаешься, то приступи ко св. апостольской Церкви: Я говорю тебе истину, не забудь её: - если человек имеет все добродетели, но мыслит нечестиво, низвержен будет в сiе место» (с. 338-340).

Вот какое наказанiе несторiанам! А русскiе патрiархи сообщаются с армянами, заражёнными несторiанской ересью, молятся у них, участвуют в их церковных торжествах. Мало того, молятся со всеми еретиками преданными Церковью анафеме в экуменическом сборище сатаны (Откр. 3,9).

Святые имяславцы и «святые» имяборцы.

Некоторых настораживает названiе: ”Имяславiе”, как нечто особое от Православiя. Но ничего подобного!  Имяславiе – это душа Православiя.

 Имяславiе – это православное почитанiе Имени Божiя, обоснованное на исповеданiи Кафолической Православной Церкви и на ученiи Святых Отцов.

 Имяславiе – это ревностная защита чести и славы Имени Господня, похуленного в 1913 г. “Святейшим» Синодом Россiйской Церкви..

       Старец схимонах Георгiй (Макаровскiй +1964), рассказал такой эпизод. После своего изгнанiя с Афона, однажды он проводил беседу с одним священником об имяборчестве. Этот священник, для беседы с Афонцем пригласил своих прихожан. Это было уже при советской власти. Поэтому о.Георгiй для подстраховки отказывался проводить беседу без представителя от местной власти, так как ему по процветавшей в то время клевете могли приписать контрреволюцiю.. Тогда священник обратился к прихожанам: “братья и сестры! беседа будет на чисто религiозную тему, ни одного слова о политике, ответственность за собранiе принимаю на себя”. Отец Георгiй попросил запротоколировать собранiе. Священник поручил сделать это своему писарю. И только после этого о. Георгiй начал свой доклад об Афонских событiях 1913 г., о похуленiи “Cв. Синодом” Имени Божiя и Имени Господа “Iисусъ”. 

     При этом, священник что–то шептал на ухо рядом с ним сидевшей  старушке. Эта старушка встала и говорит: “Отец проповэднык, а сказано, што прыдут под Имэнэм Моим, чи цэ ни воно”?

     Отец Георгiй спросил: а где это сказано?

      – Та я дэсь читала.

      – А мабуть Вы не читалы, а Вам нашепталы?... Старушка сконфузилась.

      – Это сказано в Евангелiи от Матфея: ”Берегитесь, чтобы кто вас не прельстил. Ибо многiе придут под Именемъ Моим”, и ”будут предавать вас и убивать за Имя Мое” (Мф. 24, 4–9). Так вот если мы, убивали за Имя Господне имяборцев, то значит мы лжехристы и лжепророки; а если нас имяборцы убивали за Имя Божiе, значит они лжехристы и лжепророки. Но не мы убивали и изгнали их из Афона, а они нас убивали за Имя Божiе и изгнали оттуда, как об этом свидетельствует только что рассказанная мною исторiя на основанiи Церковных Ведомостей от 18–го мая 1913 года. Теперь Вам понятно кто такiе лжехристы и лжепророки?

      – Понятно! спасы Господы! – ответила старушка.

       Затем о. Георгiй задал священнику несколько контрольных вопросов.

1) Что такое православiе?

Священник ответил: “православiе это, ну, семь вселенских соборов, символ веры, который мы читаем в Церкви и дома”.

      – Позвольте, батюшка, это – содержанiе православiя; а вот что есть сущность православiя?

       Батюшка пожал плечами.

       Тогда о.Георгiй сказал: ”Православiе, – учит Святитель Игнатiй Брянчанинов, – это истинное Богопознанiе; православiе это истинное Богопочитанiе. Православiе это истинное поклоненiе Богу в духе и истине; православiе это прославленiе Творца разумной тварью, и обратное прославленiе Творцом разумной твари, дарованiем ей Святого Духа. Где нет дарованiй Святого Духа, там нет православiя; и где нет истинного православiя, там нет дарованiй Святого Духа”. – Вот, что есть Православiе, по Игнатiю Брянчанинову. А этот Святитель является Отцом и Наставником Русского подвижничества. Следующiй к Вам, батюшка, вопрос.

2). Что для Вас дороже всего на свете?

     Батюшка ответил: для меня всего дороже – сон.

       – А о. Георгiй сказал: для православных спасающихся христiан дороже всего – память Божiя, т. е. непрестанная молитва Iисусова. Св.Василiй Великiй учит: ”а посредством памяти, водруженная в нас мысль о Боге есть вселенiе в нас Самого Бога.” –  А что есть дороже этого? Ничего.

       Батюшка спросил: а можете ли вы назвать хоть одного святого имяславца?

       – Могу, только пожалуйста, возмите два листа бумаги и ручку, и будете записывать, – хорошо?

       – Хорошо!

         Незадолго до Своих Крестных Страданiй Господь Iисус Христосъ молился к Своему Отцу: ”Отче, прославь Имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю!”(Ин. 12, 28) – запишите двух Имяславцев: Бога–Отца, и Бога–Сына. – Батюшка записал.

       – Дух Святой устами Святого Царепророка Давида прославляет Имя Божiе: “Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуiа!” (Пс. 134).

“От востока солнца до запада хвально Имя Господне”,(Пс. 112, 3). “Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века”!  (Пс. 112, 2)

“Не не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу” (Пс.113, 9).

И бесчисленное множество раз Святой Дух в Псалтири прославляет Имя Божiе. – Запишите Третьего Имяславца – Бога Духа Святого. Батюшка записал.

      – А из женского пола святые  принимаются? – спросил о. Георгiй.

   – Принимаются, – ответил Батюшка.

       При встрече с Праведной Елизаветой Пресвятая Богородица в Своем радостном восторге воспела  Господу гимн: ”Величит душа Моя Господа... И Свято Имя Его”. Запишите четвертую Имяславку – Пресвятую Богородицу.

       Батюшка записал.

     Когда Денница – Сатана похулил Имя Божiе, то Святой Архангел Михаил со всем небесным воинством защитил Имя Господа воскликнув: «Кто, яко Бог!» и низверг в преисподнюю Денницу и треть всех ангелов последовавших за ним. – Запишите, батюшка, небесных Имяславцев Архистратига Михаила со всем небесным воинством.

–”О,  да Вы  себе уже  все небо забрали!

       – Но это еще не все.

     Святой Царепророк Давид, все Пророки, Святые Апостолы, Преподобные, Мученики и все Святые, переселившiеся на небо, во всю свою жизнь и словом и делом прославляли Имя Господне, и мученики умирали за Имя Господа Iисуса – запишите, батюшка, в имяславцы и всех Святых.

        А теперь, по долгу взаимности, назовите, батюшка, хоть одного святого имяборца.

       – Да это надо еще подумать.

       – Не затрудняйтесь, я Вам помогу.

        Первый ваш святой имяборец – похититель Имени Божiя Денница–Сатана, первый на небе восхулившiй Имя Божiе и возставшiй против Бога.

    – Затем, ваши святые имяборцы: Арiй, Несторiй, Македонiй, все древнiе ересеначальники; а из последних, это Фаррар, Лев Толстой, «Святейшiй» Синод, а рядышком с ними – и Вы.

      Но простите, я хотел бы задать Вам такой вопрос. Батюшка:

       – Да Вы меня уже замучили вашими вопросами, – ну задавайте!

        – Чем Вы, батюшка спасаетесь?

       – Как чем? – естественно, – молитвами.

       – Погибнете, батюшка!

       – Добрыми делами.

       – Погибнете!

       – Смиренiем.

       – Погибнете..!

       – Покаянiем.                         

       – Погибнете!

       – Да что вы со мной спорите, я священник а вы простой монах?

      – Простите, не я спорю с Вами, а Вы спорите с святителем Филаретом Московским (Дроздовым).

      –“Но от вас, можно спастись только бегством”! И схватив шляпу, батюшка стрелой выскочил во двор.

       А оставшимся сидеть и со вниманiем слушающим, о. Георгiй рассказал эпизод из жизни Филарета митрополита Московского, названного “мудрым Филаретом”.

       Увидев нравственный упадок не только в христiанстве, но даже в духовенстве, которое выходит слабым из духовных семинарiй и академiй, и желая несколько поднять уровень духовного облика священнослужителей, Святитель Филарет решил самолично экзаменовать семинаристов на выпуске, то есть  каждого в отдельности. Он экзаменовал их не по семинарской программе, по которой они обучались, но задавал им необычные, не знакомые для них вопросы, хотя ответы на них обнимали собою всю сущность христiанства, и конечно же, не знавшiй  правильные ответы на них, не мог быть истинным пастырем.

     Первым на экзамене вошел к святителю полный, раскрасневшiйся семинарист, в богатой шелковой рясе.

       Святитель обратился к нему со словами Апостола: “пресвитерства желаете?”

       – Да, Владыка, святый.

       – Доброго дела желаете, говорит Апостол. А готовились ли Вы к этому великому делу – к служенiю Богу?

       – Да, Владыка, готовились, изучали катехизис, литургику и прочее.

   – Ну, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: чем Вы спасаетесь?

       Монах, покачивая головой и улыбаясь Святителю, говорит: ”Вашими святыми молитвами, Владыка!”

       – Что за комплементы говорите  Вы мне, – что я Вам барышня? У Вас на брюхе шелк, и в брюхе щелк, и Вы моими молитвами, спасаетесь? –    Погибнете!

       – Следующiй!

        Вошел прилично одетый, выхоленный семинарист.

       После тех же вступительных апостольских слов, Владыка спросил:

       – Чем Вы спасаетесь?

        Он уже слышал неправильный ответ первого семинариста и поэтому, ответил: “Смиренiем!”

   – А! перед Филаретом смиряетесь, а как Вы своих послушников по затылку щелкаете?

        – и...  добрыми делами.

        – Ах Вы, фарисей, а много ли у Вас добрых дел? – погибнете!

        Следующiй!

        Вошел третiй семинарист, бедный, в латаном подряснике и с бледным лицом.

      – А Вы, чем спасаетесь?

       –”Именемъ Господа нашего Iисуса Христа!” 

       – А! Откуда Вы это взяли? У камня веры, Апостола Петра.

       – А где об этом сказано?

       –  в Деянiях Святых Апостолов, глава 4–я, стих 12.

       – А что там говорится?

       – «Несть иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам»

 (кроме имени Iисуса ).

        – Объясните мне,  я этого не понимаю…

        – То–есть, я спасаюсь православной сердечной верой в Крестные Заслуги Господа нашего Iисуса Христа, выражаемые  Именемъ “Iисусъ”, и покаянiем, восполняющим недостающiе добрые дела, или добрыми делами совершаемыми в духе покаянiя...”

        – «Молодец! пресвитером будете, архимандритом будете», – и, указав на первых двух семинаристов, сказал: «а вы идите на кухню, ложки мыть”!  И отправил их на это послушанiе, – доучиваться...

       В лице самых первых трех экзаменуемых Святителем семинаристов премудрый Филарет Митрополит Московскiй испытал всю Россiю и определил, что в ней православных осталась только третья часть, а две третьих народа – всякiй сброд: лицемеры и кривоверы. И это было около 190 лет тому назад.

 

К характеристике других, современных Афонской смуте, архiереев. 

«Один архiерей сомневался даже в святости преп. Серафима Саровского из–за его якобы негативного отзыва об архiереях в его пророчестве. «В своей книге о преп. Серафиме (Саровском), «русскiй католик» прот. Всеволод Рошко приводит весьма характерный факт: «Один мой корреспондент писал мне: «Если можно, пришлите какiе–нибудь свидетельства о характере отношенiй преподобного  с епископами. Это очень важно, поскольку до наших дней ссылаются (на эти апокрифы). Один православный епископ признался мне, что сомневается в святости преподобного, потому что, как говорят, он выражал мненiя, враждебные епископату». «Архiепископ Виленскiй и Литовскiй (бывшiй Курскiй и Белгородскiй) Хризостом (Мартишкин) высказал удивленiе, почему преп. Серафим негативно относился к русскому епископату».[1]

О. Серафим к современного ему русскому епископату относился нормально. А о духовенстве «будущего времени» он сказал то, что было открыто ему Богомъ. Им сказано о духовенстве не того времени в которое он жил, а что «будет время, когда архiереи земли русской и прочiе духовные лица уклонятся от сохраненiя Православiя во всей чистоте…и проч.[2] Но самолюбiе некоторых гордых архiереев было задето пророческими словами преподобного и они поняли их, как негативное отношенiе о. Серафима, вообще к епископату.

 Видя нерешительность Святейшего Синода Николай II–й начертал: «Немедленно прославить». Правоверный Царь знал: Серафим Саровскiй давно уже прославлен на небесах. И принял участiе в торжествах в Сарове и в Дивееве. Тогда Государь получил и пророчество от блаженной старицы Паши Саровской – о рожденiи долгожданного наследника. Через год родился Цесаревич Алексей. В честь этого событiя монахини обители посадили лиственницу. Дерево выросло необычное. Его смола – красного цвета. Кажется, что на стволе капли крови.

Таково напоминанiе всем нам. Дерево стоит рядом с канавкой, и ежедневно множество людей проходит здесь по стопочкам Матери Божiей.[3]

Будучи истинным христiанином Государь Николай Александрович понимал, что осуетившаяся и объязычевшаяся «образованная» Москва нуждается в окормленiи Старца как пастыря высшей ступени опытности, прошедшего молитвенный искус, познавшего духовную брань, стяжавшего дар прозорливости и рассужденiя и поэтому способного руководить паствой. Особое потрясенiе в связи с назначенiем на Москву Старца Макарiя (Невского) претерпел член Синода архiепископ Антонiй (Храповицкiй) – автор двух ересей (крестоборчество и имяборчество), мечтавшiй о патрiаршем кукуле».[4]

Известно, что при жизни праведного о. Iоанна Крон­штадтского архiепископ Антонiй (Храповицкiй) выступал за запрещенiе пуб­ликацiй некоторых его «неправославных» сочиненiй, а позднее заявлял, что не допустил бы никакого участiя отца Iоанна, на­значенного в 1907 году на должность постоянного члена Свя­тейшего Синода, в делах Синода за его «сомнительное ученiе».[5] Но о. Iоанн Кронштадтскiй хотя и был назначен постоянным членом Синода, но по состоянiю своего здоровья никогда не участвовал ни в каких синодальных делах и заседанiях.

Следует упомянуть о другом члене Синода.

Митрополит Антонiй (Вадковскiй 1846 – 2.11.1912) первенствующiй член св. Синода ненавидел св. Iоанна Кронштадтского и за это был жестоко наказан от Бога.[6]         

А кто ставил его первенствующим членом Св. Синода – разве они не знали, какого он духа? «Смерть его была люта». Он масон и связан был с масонами. Это при нем в Св. Синоде образовалось гнездилище имяборческое из 3–х архiереев: Антонiя (Храповицкого), Никона (Рождественского) и Сергiя (Страгородского).

Как известно, была предпринята попытка учрежденiя Общества для защиты о. Iоанна от клеветы. Среди иницiаторов его созданiя были митрофорные протоiереи Александр Дернов и Философ Орнатскiй, протоiерей Павел Лахотскiй и Петр Миртов, священники Михаил Прудников, Iоанн Орнантскiй и Николай Гронскiй. Проект устава Общества, одобренный св. прав. О. Iоанном Кронштадтским, не был однако утвержден митрополитом С.–Петербургским Антонiем (Вадковским).[7] По словам секретаря «Общества в память о. Iоанна Кронштадтского»[8], он «завидовал славе о. Iоанна и не любил его. (…). Ненависть митрополита С.–Петербургского Антонiя (Вадковского) к о. Iоанну получила свое яркое выраженiе после блаженной кончины Великого молитвенника Земли Русской и Чудотворца, когда митрополит воспретил служить молебен в церкви–усыпальнице о. Iоанна. Один из друзей моих благочестивый петроградскiй протоiерей рассказывал мне, что очень люта была смерть митрополита Антонiя (Вадковского). У него случился удар, – он лишился зренiя и языка, но все слышал и понимал в теченiе 6 дней».[9]

Так вот, оказывается, кто являлся первенствующим членом Святейшего Синода – ненавистник святого о. Iоанна Кронштадтского, член масонской ложи митрополит Антонiй (Вадковскiй)! И это в разгар Афонской смуты, когда он должен был властно:сказать всему составу Синода прекратить распрю и споры и произвести строжайшее расследованiе всего Афонского дела по существу, чего и просили неоднократно у Синода исповедники афонскiе. Но их просьба, как «глас вопiющего в пустыне» не была услышана. И синодалы готовились к развязке афонского дела при помощи трех лжедогматов Посланiя Синода, обмана Его Императорского Величества Государя Николая II–го, пожарной кишки и военной силы. Упомянем и о третьем члене Синода архiепископе Никоне.

Возглавившiй военную экспедицiю на Афон епископ Никон (Рождественскiй) именуется в одном из писем Государыни к Государю (от 8 сент. 1915 г.) "этот злодей с Афона."[10]

Государь принял живое участiе в «афонском деле». В частности, в архиве ЦГАОР имеются два письма Булатовича к Государю. Отношенiе Царской Семьи к «афонскому делу» выясняется из отзывов об архiепископе Никоне, которые находим в письмах Государыни Августейшему Супругу: «Никон (этот злодей с Афона)», (письмо от 8 сент. 1915 г.); «у него на душе грех Афона» (9 сент. 1915 г.). Есть и другiе основанiя считать, что «симпатiи» Государя были на стороне «имяславцев».[11]

Вот в чем кроется причина нежеланiя Святейшего Синода, – главным воротилой в котором являлся имяборец архiеп. Антонiй (Храповицкiй), – выполнить предписанiе Государя и снять с имяславцев несправедливое осужденiе Синода и запрещенiя. Митрополиты Кiевскiй Флавiан и Московскiй Макарiй в 1913 году тоже являлись членами Синода. Но они не были причастны к имяборческому гнезду, свитому в Синоде первенствующим членом его митрополитом Владимиром (Богоявленским) и архiепископами; Антонiем (Храповицким), Никоном (Рождественским) и Сергiем (Страгородским). Поэтому святители Флавiан и Макарiй не были в духовном ослепленiи и здраво смотрели на происходящее на Афоне и в Синоде, и потому на Московском суде митрополит Макарiй вполне оправдал  совершенно православное исповеданiе имяславцами Имени Божiя, чему весьма рад был митрополит Киевскiй Флавiан. И когда в пасхальные апрельскiе дни 1914 года обер–прокурор Свя­тейшего Синода В. К. Саблер получил записку, подпи­санную государем, в которой говорилось: «Душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость прiобщенiя Свя­тых Тайн... Забудем распрю: не нам судить о Величайшей свя­тыне — Имени Божiемъ, и тем навлекать гнев Господень на Ро­дину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митропо­лита Флавiана разместить по монастырям, возвратить им монашескiй сан и разрешить священнослуженiе»70,  Первое предписанiе Царя Обер–Прокурору Синода о снятiи с афонцев запрещенiя было от 15 апреля 1914 г. Второе предписанiе (на прошенiе имяславцев о снятiи с них всех запрещенiй) гласило: «Следует удовлетворить» было от 4 марта 1916 г.), Но синодалы воспротивились Царю и не выполнили Его предписанiя полностью, а лишь сделали некоторое послабленiе для имяславцев, которое заключалось в том, что вместо требуемой подписи под Посланiемъ Синода, имяславцы должны были устно засвидетельствовать свое согласiе с ученiем Синода об Имени Божiемъ, с целованiем Креста и Евангелiя.

Ретивые имяборцы, наподобiе Василiя Зеленцова бывшего скретаря подотдела Собора 1917–1918 гг. по Афонскому делу, Майкопского архимандрита Григорiя Цвинтарного, священника Петра Андрiевского, Кипрiана Шахбазяна и им подобных, обвиняли Государя Николая II–го говоря, будто бы он не имел права вмешиваться в дела церковные и настаивать на оправданiи имяславцев, и что будто бы из–за этого оправданiя имяславцев Он и Его Семья поплатились своею жизнью, – но этим они обнаружили свою духовную слепоту и злобу на Государя.

 

Отношенiе Царя к афонскому делу. Суд над имяславцами.

Царь Николай был обманут Синодом через ложное донесенiе Обер–Прокурора Святейшего Синода Саблера В.К. о том, что будто бы на Афоне завелись революцiонеры еретики и бунтовщики–антимонархисты, и просили у Царя разрешенiе, для разгрома «революцiонного бунта» командировать на Афон члена Синода и члена Госсовета архiепископа Никона с войском, на военном судне. Доверившись Святейшему Синоду, Государь дал добро, не ведая коварного замысла Синода для его коварного дела.

«По завершенiи расправы над непокорными монахами жур­нал «Русскiй инок» опубликовал заметку под названiем: «Благодарность Государю за освобожденiе Афона от револю­цiонеров и сектантов», в которой цитировал благодарственную телеграмму архимандрита Пантелеимонова монастыря Мисаила. В адрес императора отец Мисаил, собственноручно уничтожив­шiй в свое время имяборческiй «Акт о недостопоклоняемости имени "Iисусъ" и подписавшiй имяславское исповеданiе, вы­ражал «усерднейшую благодарность за освобожденiе... мона­стыря от грозившей ему со стороны революцiонеров и сектан­тов опасности разоренiя»[12]. В конце сентября в Алупке Нико­лай II принял наместника Пантелеимонова монастыря iеромона­ха Iакинфа и духовника iеромонаха Мелитона. Iеромонахи благодарили Государя «за спасенiе от гибели». Царь, в свою очередь, интересовался обстоятельствами происшедших беспо­рядков и пожелал «чтобы впредь не повторялись такiе печаль­ные событiя»[13]. Царь все последнее время следил за конфлик­том, и командированiе архiепископа Никона, отправка на Афон солдат происходили с санкцiи императора. Желая выслушать обе противостоящiе стороны, в феврале 1914 года Николай II принял в Царском Селе депутацiю из четырех афонских стар­цев, изгнанных с Афона. Император не вмешивался в развитiе событiй, предоставив решать догматическiе вопросы Синоду. Но уже сам факт высокомилостивого прiема «имябожников» направил ход дел в более благопрiятное для имяславцев русло.

Святейшiй Синод назначил членов суда для рассмотренiя Московской Синодальной конторой дела двадцати пяти «имябожников». Начало суда было назначено на первые дни по­сле Фоминой недели. Вследствiе бедственного положенiя из­гнанных иноков на родине, в Государственную Думу был подан запрос с просьбой срочно рассмотреть правовое положенiе лиц, утерявших насильственно монашескiй сан. Дума проголосовала против срочности решенiя этого вопроса, и запрос передали в соответствующую комиссiю для подготовки ответа.

В связи с подготовкой суда афонскiе иноки предприняли ряд встречных шагов. Святейшему Синоду было направлено «Исповеданiе веры афонских иноков», в котором афонцы про­сили пересмотра основных богословских положенiй и выводов, сделанных в Посланiи Святейшего Синода от 18 мая 1913 года. Отцы повторяли, что «именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богомъ и Самимъ Богомъ» они чужды «как почитанiя Имени Божiего за сущность Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое–то особое Божество, так и обоженiя са­мих букв и звуков и случайных мыслей о Боге»[14]. «Ибо несогла­сiе руководящих тезисов с ученiем Святых Отцев не допускает нас принять вызов на Церковный суд и подчиниться его реше­нiю»[15], — резюмировали отцы–имяславцы. Но Синод настаивал на согласiи с формулировками Посланiя и в случае отказа гро­зил монахам осужденiем. Таким образом, суд не затрагивал бо­гословских вопросов и превращался в принужденiе к принятiю офицiального мненiя.

Отец Антонiй, видя бесплодность дискуссiи со Святейшим Синодом, 25 марта 1914 направляет письмо государю с просьбой о защите. «Суд над нами обставлен так, что он не в силах выне­сти какого–либо справедливого решенiя по главному догматиче­скому вопросу о том, есть ли Имя Божiе по природе — Бог, или — тварь? Есть ли Имя Божiе — Божественная сила, или нечто не существующее реально? Есть ли Имя Божiе — освя­щающая в Таинствах Святыня или ничто?»[16], — пишет он. Отец Антонiй предлагает создать независимую спецiальную комис­сiю из духовных и светских лиц и дать возможность высказать­ся обеим сторонам. В случае невозможности созыва подобной комиссiи, отец Антонiй просит дать высочайшее повеленiе производить суд, руководствуясь не Синодальнымъ Посланiемъ, а катехизисом, Священным Писанiем и словами Святых Отцов. В завершенiи письма он предостерегает императора и Россiю «от тех бедствiй, на которые наталкивают ее последнiе действiя Святейшего Синода». «Если суд Московской Синодальной Кон­торы состоится в таком виде, в каком он предположен Святей­шим Синодом, — писал iеросхимонах Антонiй, — то это неми­нуемо доведет догматическiй спор до такого обостренiя, в ко­тором невозможно уже будет примирить мненiя, но возможно будет лишь разделенiе, а к каким дальнейшим бедствiям это приведет Россiю, это ведает один лишь Бог; одно лишь нам из­вестно, что отступленiе от истинных догматов навлекало на страну и на народ великiй гнев Божiй и тяжкiе кары, от коих да избавит Царствiе Господь»[17].

Император был знаком с Булатовичем лично, отзываясь о нем как о «лихом офицере», в бытность свою ротмистром иг­равшем значительную роль в русско–эфiопских отношенiях. Возможно, это придало дополнительный вес обращенiю. В 1918 году при разборе в синодальном архиве документов, касающихся дела иноков–исповедников имени Господня, было найдено пись­мо Николая II митрополиту Московскому Макарiю (Невскому), датированное апрелем 1914 года, с выраженiем благопрiятного мненiя об имяславцах[18]. Сам святитель Макарiй подошел к этому вопросу с огромной осторожностью и духовным тактом, он «постарался положить конец розни, затянувшейся из–за смутного времени и, отложив окончательное решенiе церковно­го ученiя об Имени Божiемъ до времени Соборного обсужденiя, внес мир и восстановил справедливость. Святейшiй Синод в лице Высшего Церковного Управленiя запросил письменно старца схiигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни, дать свое сужденiе об афонских спорах об Имени Iисусовомъ, на что старец отвечал: "Молитва Iисусова есть дело сокровен­ное, а потому возникшiе разногласiя следовало бы покрыть лю­бовью", — что и выполнил на деле по веленiю своей совести и по послушанiю митрополит Макарiй»[19].

В пасхальные апрельскiе дни 1914 года обер–прокурор Свя­тейшего Синода В. К. Саблер так же получил записку, подпи­санную государем, в которой говорилось: «Душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость прiобщенiя Свя­тых Тайн... Забудем распрю: не нам судить о Величайшей свя­тыне — Имени Божiемъ, и тем навлекать гнев Господень на Ро­дину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митропо­лита Флавiана разместить по монастырям, возвратить им монашескiй сан и разрешить священнослуженiе»[20].

Сочтя участiе в церковном суде бесполезным и даже вред­ным, обвиняемые монахи подали в Синод заявленiе об отказе от участiя в суде и «отложенiи от всякого духовного общенiя с ним (Святейшим Синодом. — Д. Г.) и со всеми с ним единомысленными, впредь до исправленiя означенных заблужденiй и впредь до признанiя Божества Имени Божiя, согласно с кате­хизисом и со Святыми Отцами»[21]. Первой под текстом заявле­нiя значилась подпись iеросхимонаха Антонiя, за ней следова­ло еще около 300 подписей. Заочный суд все же состоялся. («Церковь и время». № 3 (12) 2000 г. «Краткая исторiя имяславских споров начала ХХ века». Д. А.Горбунов. с.196–199).

13 Февраля 1914 года. имяславцам была дана Высочайшая аудiенцiя в Царском Селе, о которой они просили Государя, считая себя обиженными. Приняты были iеросхимонах Николай, схимонахи Исаакiй и Мартинiан, монах Манассiя. В Докладной записке от 14.02.1914 г. экзекутора Канцелярiи Обер–Прокурора М. Шергина, сопровождавшаго монахов на Высочайшiй прiем в Царское Село значится следующее:

«Монашествующiе вернулись из Дворца в самом радостном настроенiи, глубоко растроганные оказанным им Высоким вниманiем. По их словам, после получасового ожиданiя во Дворце они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной в продолженiи приблизительно 40 минут, при чем в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце Аудiенцiи, на просьбу монашествующих              о дарованiи им Высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошел Его Императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую они поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал его в голову. Затем Высокомилостивая Аудiенцiя была закончена».[22]

По рассказам афонцев, старец Мартинiан (Белоконь), делатель плача и умно–сердечной Iисусовой молитвы, которого всегда видели со слезами на глазах, и который первый на Афоне защитил Имя Божiе услыхав хулу на Него от Алексея Киреевского, во время аудiенцiи у Государя произнес пророческiе слова: «Царь, Ты благочестивый, но слабовольный, и за твое слабоволiе отнимется от тебя царство и отрочати Твоему не царствовать». Царь заплакал, а Царица в слезах впала в обморочное состоянiе.

По слухам, якобы афонскiе монахи были у Царя и второй раз. Но точных данных не имеется. После разгрома двух русских обителей и после изгнанiя с Афона не революцiонеров, и не антимонархистов, а верных подданных Царю монахов исповедников Имени Божiя, когда от пострадавших четыре афонских старца сподобились милостивой от Царя аудiенцiи и Царь из первых уст узнал всю правду об Афонском деле, то вместе с Царицей они горько раскаивались и даже плакали за обман Синода и за невольное участiе Царя в избiенiи невинных исповедников афонских. После этого, Царь как мог покровительствовал имяславцам, настоял на оправданiи их судом Московской Синодальной конторы, что и сделал истинный монархист и послушный Царю Московскiй Митрополит Макарiй (Парвитский) – собором епископов на суде он оправдал имяславцев и снял с них позорное наименованiе еретиков имябожцев. Но сильня власть Синода не вняла предписанiю Государя снять с имяславцев все незаконные синодальные запрещенiя и продолжала репрессировать их вплоть до Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг., на котором, ставшiй патрiархом Тихон (Белавин) принял эстафету Синодского преследованiя имяславцев и отменил некоторые для них послабленiя данные Синодом по предложенiю Царя. Так и остались имяславцы оклеветанные Синодом и патрiархом Тихоном и по нынешнее время гонимые имущими церковную власть архiереями.

За этот ужасный грех избiенiя невинных иноков афонских за Имя Господне, за обман Царя, за эти беззаконiя и хулы на Святейшее Имя Божiе и на сладчайшее Имя Господа нашего Iисуса Христа, и церковная власть и высшее духовенство дорого заплатили: монархисты из них поплатились жизнью, а все антимонархисты пошли на компромисс перед безбожной властью и подчинили РПЦ интересам безбожного государства – закрыли и осквернили все Святыни Святой Руси… и «плясали» под дудку безбожных кровопiйц, антихристов.

Надо признать, что “отступленiе”от Бога, или “тайна беззаконiя” готовилась  задолго, до офицiального похуленiя Имени Божiя Ангелами Церквей Россiйской и Константинопольской. Но Благодать Святаго Духа хранила и Церковь и Помазанника–Монарха Россiйского. А когда было похулено Имя Божiе т. е. Небесный “Держай”, за это отнята Благодать Святаго Духа, ранее не позволявшая прiйти отступленiю и хранившая Царя Православного. Быв обманутым синодалами и Обер–Прокурором Саблером, Царь послал на Афон архiепископа Никона с войском для расправы якобы над “бунтарями–революцiонерами”, а на самом деле, над исповедниками Имени Божiя. И хотя на аудiенцiи данной имяславцам афонским Царь слезно покаялся, сказав: ”простите отцы святые, я был обманут, мне представляли о вас ложные донесенiя,  теперь я убедился в вашей правоте и невинности, я на вашей стороне и верю во Имя Божiе как и вы, как о.Iоанн Кронштадтскiй, как о.Иларiон Кавказскiй”. И пообещал защищать имяславцев от преследованiя их двумя ожидовелыми  архiереями – синодалами. И защищал имяславцев, как мог. Но восстановить в Синоде и в Церкви Россiйской православное почитанiе Имени Божiя Царь не смог, имяборческая ересь так и осталась в Церкви в господственном положенiи, как вера православная…

Мы верим, что Царь свой грех невольного участiя в избiенiи афонских исповедников, а также грех своего малодушiя и слабоволiя по отношенiю к революцiонным псам, или лучше – бесам, искупил мученической смертью, и Царская Семья сподобились от Господа венцов мученических.

 

 Корифей имяборчества № 2. Исполнитель Афонского погрома архiепископ Никон (4.4.1851 – 12.1.1919).

Член Святейшего Синода, член Госсовета, председатель Издательского совета при Св. Синоде. Начальник карательной экспедицiи по избiенiю и изгнанiю со св. Горы Афонской исповедников Божественного достоинства Имени Божiя афонских монахов. Какiе громкiе титулы!

Доимяборческое ученiе об Имени Божiемъ архiепископа Никона.

В издаваемых им «Троицких Листках» об Имени Божiем он так учил:

«Да святится Имя Твое»

«Имя Божiе всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства; Им запечатлевается верность наших клятв и обещанiй; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям».[23]

В 1913 году это православное ученiе свое Никон перечеркнул, отрекся от него в своем синодальном докладе и Посланiи Синода от 18 Мая 1913 г. в Ц.В. № 20.

«Его известная позицiя была связана с порученной ему особой миссiей по усмиренiю «афонской смуты», в результате которой, с помощью военной силы со Святой Горы в 1913г. в Россiю было вывезено 485 монахов из Пантелеимонова монастыря и 185 иноков Андреевского скита (Впоследствiи еще около тысячи имяславцев были вынуждены оставить Св. Гору), в чем он не раз вынужден был оправдываться на страницах публикуемых в «Троицком слове» «Мои дневники». Однако первоначально (до того как разгорелись афонскiе споры) он занимал вполне имяславческую позицiю.[24]

«Архiепископ Никон распространитель ереси».

Такая статья была опубликована в газете «Голос Москвы» 17.07. 1913. № 164.

Эта статья написана (профессором МДА.-Сост.) П.Флоренским, и опубликована под Именемъ Новоселова.[25]

 

      [1] Прот. Всеволод Рошко.Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследованiя и матерiалы. М. 1994. С. 114–115) – С.Ф. «Свете тихiй». М. Паломник. 1996. С. 480

      [2] Это пророчество в настоящем томе было уже публиковано несколько  раз.

      [3] Русскiй Дом. № 11. 1999. С. 27

      [4] Газ. «Вечная Жизнь». № 28. Январь. 1997

      [5] Церковь и Время. № 3 (12) 2000 г. с. 183. Д. А. Горбунов

      [6] «Свете тихiй». М. Паломник. 1996 г. с. 441 – 443

      [7] Такое отношенiе митроп. Антонiя не было случайностью. Как известно, владыка сочувствовал обновленчнскому движенiю. Защищал ректора С.–Петербургской духовной академiи и студентов, демонстративно отслуживших панихиду по казненном бунтовщике и изменнике лейтенанте Шмидте. Директор департамента полицiи С.П. Белецкiй (+ 1918), давая показанiя комиссiи временного правительства, сообщил, что в его ведомстве имелась схема одной из масонских организацiй, согласно которой вл. Антонiй был «сторонником освободительных идей Витте, также принадлежал к этой ложе…» (Острецов В.М. Черная сотня. Взгляд справа. М. 1994. С. 28). Исследователь противоположного направленiя приводит другой архивный документ  – справку департамента полицiи о деятельности в 1906 – 1907 гг. кружка К.К. Арсеньева: «В кружке этом разрабатывается один из главнейших вопросов масонской программы – вопрос об отделенiи Церкви от государства путем учрежденiя отдельного Патрiаршества». Кружок стремится воздействовать на Императорскiй Двор через А.Д. Оболенского и его брата Кокошу (генерал Свиты Его Императорского Величества князь Николай Дмитрiевич Оболенскiй, состоящiй при вдовствующей Императрице Марiи Федоровне), на Государственную Думу – через (В.И.) Ковалевского, (Е.Н.) Трубецкого, и (Ф) Кокошкина, на Церковь в лице представителя митрополита Антонiя через архимандрита Михаила (выкрест из евреев). Этот кружок через Владимира Ивановича Ковалевского, «корсетницу Окошкину (владелица Вера Александровна Кокушкина)» вел сношенiя с американскими масонскими кружками и через (англичанку) Мари Поле – с англiйскими» (Аврех А.Я. Масоны и революцiя. М. 1990. С. 308). Недаром, конечно, многiе верноподданные архiереи, неоднократно требовали выдворенiя митрополита Антонiя (Вадковского) из Святейшего Синода. О доценте Петербургской академiи архимандрите Михаиле (Семенове), авторе серiи брошюр «Свобода и христiанство», известно, что он впоследствiи перешел в старообрядчество, став епископом, и был убит при крайне загадочных обстоятельствах.

      [8] Я.В. Ильяшевича (И.К. Сурского, + 23.3.1953

      [9] Сурскiй И. К. Отец Iоанн Кронштадтскiй. Т. 1–2. М. «Паломник». 1994. С. 118). («Свете тихiй». М. Паломник. 1996. С. 441–443

      [10] Рецензiя В.М.Лурье на книгу «На горах Кавказа»

      [11] Прим. ред. журнала Царь–Колокол. № 6. М. 1990. С. 38

    [12] Русскiй  Инок. № 15. 1913.. С. 965

    [13] С.М. Половинкин. Назв. Раб. С. 20

    [14] Святейшему Патрiарху и Священному Синоду Россiйской Церкви Заявленiе iеросхимонаха Свято–Андреевского  скита на Афоне Антонiя (Булатовича) об отложенiи от духовного общенiя с церковною властью ради исповеданiя им боголепности почитанiя Имени Господня. 8 ноября 1918 г. – Начала, № 1–4 (23–26), 1998. Вып 2. С. 176.

    [15] С.М.Половинкин. Назв. Раб.  С. 23.

    [16] Iеросхимонах Антонiй (Булатович). Копiя с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. – Начала, № 1–4 (23–26). 1998. Вып. 2. С. 176.

    [17] Там же. С. 179.

    [18] Святейшему Патрiарху и Священному Синоду Россiйской Церкви Заявленiе… С. 176.

    [19] Царю небесному и земному верный. Митрополит Макарiй Московскiй, Апостол Алтайскiй (Парвицкiй – «Невскiй»). 1835–1926. Автор–составитель Татьяна Троян. М. 1996. С. 73.

    [20] Цит. По: Схимонах Илларiон. На горах Кавказа. Послесловiе. Изд. 4, испр. СПб., 1998. С. 917.

    [21] Святейшему Патрiарху и Священному Синоду Россiйской Церкви Заявленiе… С. 177.

    [22] РГIА. Ф.797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д.59. Л.133) («На горах Кавказа». Изд. 5. СПб. 2002. С. 914

      [23] Троицк. Лист.  Т. 5. С. 137. Изд. Св.–Троицк. Л. 1896–1899. Листок № 835

      [24] см.: О. Павел Флоренскiй. Архiепископ Никон – распространитель «ереси». //Матерiалы к спору о почитанiи Имени Божiя. Изд. 2. М. 1913. С. 101–104). (Свете тихiй. М. Паломник. 1996. С.475–476

      [25] Священная тайна Церкви». Т. 1. СПб. 2002. С. 592. Об авторстве Флоренского см. примечанiя игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренскiй Павел, священник. Сочиненiя в четырех томах. Т. 3. (1). С. 573–574

Категория: Имеславие 5 том | Добавил: borschks
Просмотров: 231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar