Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:36 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 6 том

страница 109 - 120
2016-04-30, 10:17 PM

Приложение 3.[1]

Имяборцы утверждают, будто принятие сего святоотеческаго учения об Имени Божием приведет к пантеизму и всебожию. По поводу такого их заявления мы приведем слова Господни: «Явих Имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси» (Ин. 17. 6).—Этими словами Господь показал, что  истина Имени Божия, не всеми может быть восприемлема. Так и те, которые пленились богословствованиями запада, жизнию мира и мирским мудрованием, лишили себя бла­годатной способности воспринимать Богооткровенную Истину и познавать, что Имя Божие есть Бог, а тем более сохранить это Божественное познание Имени Божия в сердце, не исказив применением к нему понятия о человеческих именах, что сделали имяборцы. Они совершенно извратили смысл его внесением еретических мнений, а также обви­нили святоотеческое учение в том, будто оно проповедует язычество:—всебожие. Приблизительно те же мысли волновали некоторых ученых христиан до 14 века, несмотря на то, что тогда уже существовало совершенно ясное учение многих Святых об Имени Божием и о действии Божества, так в осо­бенности св. Симеона Новаго Богослова, который изложил это учение в последующих словах:

«Если хочешь познать свойственное Божескому  Естеству, т. е. что как Бог, так и все окружающее есть Богъ, и все из Бога, и все в Боге,—есть еди­ный Светъ, покланяемый во единой сущности и по­знаваемый во всех свойствах Своих и дарах (милостях),—то послушай, если хочешь, об этом я тебе скажу: Богъ есть Светъ, и Светъ безпредельный, и что въ Боге — Свет есть, единимо будучи по единости естества и нераздельно разде­ляемо по лицам. Разделяя нераздельное, скажу тебе о каждом из сих лиц особенно. Отецъ есть. Светъ, Сынъ—Светъ и Духъ Святый—Светъ, три—един Светъ, простый, несложный, безвременный. соприсносущный, равночестный, равнославный. Так­же и то, что от Бога, Светъ есть, так как подается нам от Света; именно: Жизнь—Светъ есть. Христосъ. Иисусъ, Спаситель и Царь всего—Свет есть: Хлеб пречистаго Тела Его—Свет, Чаша честныя Его крови—Светъ, воскресение Его—Светъ; лицо Его—Светъ; рука, перст, уста, очи Его—Светъ: Господь—Свет, глас Его—Свет. поколику исхо­дит от Света; благодать Всесвятаго Духа—Светъ; Утешитель—Светъ бисер, зерно горчичное, виноград истинный, квас, надежда, вера—Светъ есть. Все сие и другое, что слышишь от пророков и апостолов о неизреченном и пресущном Божестве, есть существенное единое безначальное начало, в единости троичнаго Света поклоняемое. Так надлежит тебе помышлять. Посему Един есть во Отце и Сыне и Святом Духе. Будучи Светомъ неприступным н предвечным. каковой Светъ—имеет и многия имена, и именуется тем всем, что мы ска­зали (выше), и иным еще большим; и не только именуется тем самым, что я сказал, но и, дей­ствительно, производит то самое, как я научился от тех, которые опытно (сему) были научены и установили, и утвердили, и посредством познания чрезмерной благости всемилостиваго (всеблагого) Бога.

Желая показать тебе и другие Светы Божии, на ряду с теми, о коих сказано, говорю, что благость Его—Светъ есть, милость—Светъ, благоутробие— Светъ, целование Его — Светъ. доброта — Светъ; жезл и утешение—Светъ; хотя и о нас говорится многое подобное, но о нас говорится, как о людях, а о Немъ, как о Боге. Не поленюсь пояснить тебе сие примером. Богъ именуется Отцемъ,—от­цами называются и люди: Христосъ именуется Сыномъ Божиимъ,—сынами человеческими называемся и мы; Духомъ Божиимъ именуется Святый Духъ,— духами называются  души. Богъ есть Жизнь.— жизнь имеем и мы; Богъ есть Любовь. — любовь имеют между собою и многие грешники. Итак. что же? О любви человеческой можешь ли ты сказать. что она есть Богъ? Да не будет. И мир, какой мы имеем между собою, когда не бранимся и не ссо­римся из-за чего либо, можешь ли ты назвать Миром превосходящим ум?—никак. Также и то, если не скажешь кому-либо ложнаго слова, Божиею Истиною назовешь ты это? Конечно, нет.

Слова человеческия—текучи и пусты, слово же Божие живо, непреложно и действенно, Богъ истин­ный. Равным образом и Истина Божия есть, паче ума и слова человеческаго, Богъ неизменный, безсмертный, непреложный и живый. Наконец, и   вода сия, какую имеем мы, не есть оная Вода Живая, и хлеб сей, какой обыкновенно вкушаем, не есть как оный Хлеб Животный, как мы сказали выше, все оное есть Светъ, и Богъ есть единый Светъ, и кто причащается сего Света, тот вместе с причастием Его причащается и всех тех благ, о коих поми­нали мы,—бывает кроток и смирен, и готовым на всякое добро; потому что и эти доброты вместе с другими—Светъ суть, и кто возымел Светъ, тот вместе с Светомъ имеет и сии качества».—(Сл. 62). Тоже говорит Св. Тихон Задонский: «Бог есть Дух, и что ни есть в Боге,—духовное, есть и есть Сам Бог». (Ч. 2, 257).—Что же, разве пантэизм проповедали сии Святые?

Не за высоту ли учения Св. Церковь назвала Св. Симеона—Богословом, каковаго названия она удо­стоила только троих учителей Церкви!.. И кто вы такие, богословы из Халки, вместе со своими покро­вителями, что осмеливаетесь осуждать вселенскую Церковь, принявшую и по долгу оценившую подоб­ное учение! И что смутило и помрачило так вас, что вы вместе с Варлаамом и Акиндином усмо­трели в сем учении, утвержденном на пяти соборах 14-го века, проповедь язычества! Ведь кроме Существа Божия есть также, как говорит Св. Григорий Палама-—«Энергия Божественная, благодать и .слава, уделяемая от Существа Божия Святым. Притом, энергия Божественная нераздельна от суще­ства Божия, как неразделен Сынъ от Отца или Духа Святаго, как неотделим  луч от солнца и от огня; значит, в таком учении нет мысли о двубожии, как несправедливо эаключил и Акиндин и Варлаам».—А также в нем нет, прибавим мы, мысли о всебожии (пантэизме), как ныне лукаво мудрствуют все нынешние имяборцы. желая всеми мерами ниспровергнуть сие учение, или выка­зывая свое полное невежество и неосведомленность в творениях Св. Отцев Церкви.

Читая далее анафему на Варлаама (которая относится и до нынешних имяборцев, мы видим, что и Свет Фаворский, и всякая физическая возможность (мощь естества) и энергия (действие) Божества не существо Божие, но и не тварь, и также носит имя Бог. (Соколов. Житие Св. Григория Синаита 176).-—А так как действия Божии весьма ра­знообразны, то и названия их многочисленны; но, несмотря на это, всем им принадлежит имя— Бог. Это последнее и привело имяборцев к ошибочному выводу и названию такого учения—пантэизмом. Если наставники нз Халки вместе с имяборцами считают это учение пантэизмом – язычеством, то кто они, как не отступники от Святой Церкви, отвергшие ея учение об Именах и действиях Божиих, утвержденное на пяти поместных соборах. Пусть они внимательно подумают об этом». (Рукопись: Ответ на Грамоты Святейших Вселенских Патриархов: Иоакима и Германа, стр. 22-25).

                                                            _________________

 

Глава 7-я.

9 апреля, 1913 г.

Открытое письмо святогорцев-исповедников Имени Божия  его преосвященству епископу Никону.

(«Начала». Религиозно-философский журнал. Москва. 1998 г. С 251-262. «Материалы к спору о почитании Имени Божия». Вып. 2. Изд. РФБ. М. 1913. С. 10.

Опубликовано в книге: «Имяславие». Т. 1. М. 2003 г. с. 516-529).

Глава 8-я.
1913 г. 22 апреля.
Исповедание веры во Имя Божие в 6-ти пунктах.

(«Начала». Религиозно-философский журнал. Москва. 1998 г. С. 263. Опубликовано и в книге: «Имяславие. Т. 1. М. 2003 г. С. 530).

1) Исповедую, что Богъ неотъемлемо присутствует в Своем Име­ни Iисусъ.

2) Исповедую, что Имя Iисусъ есть Богъ, т.е. Имя от Бога не от­деляю и считаю, что то и другое нераздельно.

3) Исповедую, что Имя Iисусъ есть Богоипостасное и относится равно и к человечеству и к Божеству Его.

4) Исповедую, что Имя Iисусъ, вследствие присутствия в Нем Божества, всесильно творить чудеса и знамения и спасает призы­вающих и надеющихся на Него; и что чудо исцеления хромого Ап. Петром, вопреки беззаконному учению инока Хрисанфа и подоб­ных ему (журн. «Русский Инок» — рецензия), соделалось Боже­ственною силою Имени Господня, как он и сам (Ап. Петр) испове­дал сие (Деян. 3 гл. 16 ст.).

5) Исповедую, что имя Iисусъ нисколько не меньше и не больше других Имен Божиих, как-то: Господь Саваоф, и других Имен, коими Бог именовался во вся веки от начала бытия мира, — а равночестно всем им.

6) Отрицаюсь я тех, кои Имя Iисусъ не считают Богом и считают меньшим прочих Имен Божиих, и что Оно аки бы не предвечно, но лишь не столь давно наречено Ангелом.

Глава 9-я.
1913 г. 22 апреля.

Доказательства из Св. Писания и св. отец учения об

Имени Божиемъ, изложенного в шести пунктах «Исповедания»

(«Начала». Религиозно-философский журнал. Москва. 1998 г. С. 264-271).

 

      1-й пункт.Исповедую, что Богъ неотъемлемо присутствует в Своем Имени «Iисусъ».

1) Св. Тихон Задонский: «Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему Одному собствен­ные, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сии собственные свойства открывает нам Духъ Святый в Слове Своем». (. Кн.3-я. Гл. 2. С. 64-65).

2) Приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский пишет: «Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое существо, что Он весь бывает в одном Имени «Господь», в Имени «Троица», или в Имени «Iисусъ Христосъ». (Моя жизнь во Христе. С. 237-422). И еще: «Во Имени Iисусъ Христосъ весь Христосъ — душа и тело Его, соединен­ное с Божеством» (стр. 7, вып. 5).

3) Он же: «Онъ (Богъ) весь и во всем сущем, все проходит, все на­полняет Собою. Напр., вы читаете молитву, и Онъ весь в каждом слове, как святой огнь проникая каждое слово... Особенно Онъ весь в принадлежащих Ему Именах. (Моя жизнь во Христе. Том 1. С.130).

4) Там же: «Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает Вездесущий, Всеисполняющий, Единый и Не­раздельный Господь».

5) Паисий Величковский: «Пресладкое Имя Iисусово, с памятью Бога ту суща (т.е. сущаго в Имени Iисусовом), все испол­нение живущаго в Iисусе (т.е. в Имени Iисусъ), подвижет ум в мо­литву» (С.116).

6) Св. Игнатий Брянчанинов: «Имя Господа на­шего Iисуса Христа содержит в себе особенную силу» (Аскетич. Опыты. Т. 2. С. 193).

7) Св.Иоанн Кронштадтский: «Когда ты про себя или в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господь, или Пресвятая Троица, или Господа Саваофа, или Господа Iисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа» (Мысли христианина. С. 46-47).

2-й пункт. Исповедую, что Имя Iисусъ есть Самъ Богъ, т. е. Имя от Бога не отделяю и считаю, что то и другое нераздельно.

1) Православный Катехизис учит:

«Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никто же от Него отлучити не может». (Изд. 1878. Л. 256).

2) Св. Афанасий Великий: «Почему вы, обещавшиеся прежде исповедывать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, самое неделимое есте­ство, самое неизреченное Божество»... (Ч. 3. С. 352).

3) Св. Иоанн Дамаскин: «О каждой Ипостаси Имя Богъ глаголется, вопреки же Имени Божества о Ипостаси рещи не мо­жем». (Л. 92 об. Изд. 1785).

4) Блаженный Феофилакт Болгарский: «Если бы Имя Отца было не Богъ, и Имя Сына — не Богъ, и Имя Св. Духа — не Богъ, то следовало бы сказать: «во Имя Бога Iисуса Христа», или даже просто только — в «Сына». Но он (Петр) говорит: «во Имя Iисуса Христа», зная, что Имя Iисуса есть Богъ, равно как Имя Отца и Св. Духа». (Толк. на Деян. 2, 38. С. 68).

5) Св. Иоанн Златоуст: «Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его», — будешь ли разуметь Отца или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице Бог». (Т. 5. С. 926).

6) Св. Исихий Иерусалимский: «Да соединим Имя Iи­сусово своему дыханию. Ово бо есть Светъ, те же (т.е. помыслы) тма: и ово (т.е. Имя Iисусово) есть Богъ и Владыка, те же (помыслы) раби бесом». (Слав. Добр. Ч. 2. Гл. 170).

7) Св. Григорий Синаит: «И что множайше глаголати: молитва есть Богъ, действуяй вся во всех». (Там же. Том 5. Гл. 113). А что же такое молитва, как не перечень Имен Божиихъ (Господи, Iисусе Христе, Сыне Божий...)?

8) Св. Иоанн Кронштадтский: говорит: «Имя Божие есть Самъ Богъ». (Моя жизнь во Христе. Вып. 5. 1893. С. 7). «Имя Господа есть Самъ Господь, — Духъ вездесущий и препростый. Великия Имена: Пре­святая Троица, или Отецъ, Сынъ и Св. Духъ, воображаемыя в душе, - суть Самъ Богъ и низводят в душу самого Бога в трех лицах». (Мысли христианина. С. 46-47).

9) Св. Симеон Новый Богослов: в конце 62-го слова (вновь переведе­но) говорит: «Слово Божие есть живо и непреодолимо и действен­но, Богъ истинный. Равным образом и истина Божия паче ума и слова человеческого, — Богъ бессмертный, неизменный, непрелож­ный и живый». (Ч. 2. 108).

10) Св. Макарий Египетский: «Слово Божие есть Богъ, а слово мiра есть мiр. Но большое различие и расстояние между словом Божиим и словом мiра, между чадами Божиими и чадами мiра». (Сл. 46. С. 293).

11) Св. Игнатий Брянчанинов: «Положить другое основание для моления Именем Иисуса, кроме положенного, — невозможно, — оно и есть Самъ Господь наш Iисусъ Христосъ, Богочеловек»... «Вся сила и все действие молитвы Iисусовой истекает из поклоняемого и всемогущего Имени Iисусъ, Имени, единого под небесем. о нем же подобает спастися нам». (Аскетич. опыты. Том 2. С. 310-311).

12) Св. Иоанн Кронштадтский: «Великия Имена: Пресвятая Троица, или Отецъ, Сынъ и Св. Духъ, или Отецъ, Слово и Св. Духъ, во­ображаемыя в душе, — суть Самъ Богъ и низводят в душу самого Бога в трех лицах». (Мысли христианина. С. 47).

Вселенский Патриарх и имеборческие клеветники упорно, не­смотря на наши протесты, приписывают нам, будто мы считаем Имя Божие существом Божиим. На это мы еще раз заявляем, что это — неправда. Но мы считаем, что Имя Божие, как энергия, или действие Божества, на основании анафемы на Варлаама и слов Св. Симеона Н.Б. (Сл. 62), есть Бог.

3-й пункт. Исповедую, что Имя Iисусъ есть Богоипостасное и относится равно и к человечеству и к Божеству Его.

1) Св. Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты называешь Его (Iисуса) Христомъ, то выражаешь вместе и то и другое в Нем: по­этому Христосъ может быть называем и страстным и бесстрастным: страстным по плоти и бесстрастным по Божеству. То же самое, что о Христе, может быть сказано о Сыне, об Iисусе, о Господе, — так как все эти Имена суть общие и выражают собою оба естества, совмещение которых под ними и вводит еретиков в заблуждение, как скоро они Имя Христосъ принимают вместо общего за соб­ственное. Однако, эти только общия Имена и должно употреблять, когда исповедуешь таинство домостроительства». (Т. 3. С. 814. Мон. Кесарию).

2) Св. Григорий Нисский: «Все Имена Божии, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую сущность Его; потому, когда скажем одно которое либо Имя Божие, — этим самым без­молвно произносится весь список Имен Божиихъ». (Ч. 2. С. 412).

3) Православное догматическое Богословие Митр. Макария: Те же, кои каждое естество Господа именуют отдельным име­нем, т.е. Iисусом — человеческое, а Христомъ — Божеское, — под­пали под 4-ю анафему 3-го вселенского Ефесского собора, которая гласит: «Кто выражения, находящиеся в писаниях Евангельских и апостольских, сказанныя о Христе, либо священными писателями, либо Им Самимъ о Себе, различает так, что одни из них приписы­вает человеку, отдельно от Слова Божия разумеваемому, а другая, как Богоприличныя, одному только Слову, Сущему от Бога-Отца: тот да будет анафема! (Т. 2. С. 84).

4) Св. Василий Великий говорит к Неокесарианским ученым: «Сие давно уже заглушенное заблуждение возобновляют ныне изобрета­тели этой безъименной ереси, отметающие ипостаси и отрицающие Именование Сына Божия, о которых, если они не перестанут гово­рить на Бога неправду, надобно плакать, как и об отрекающихся от Христа». (Т. 7. С. 85).

Имяборцы утверждают, что имя Христосъ относится к Божеско­му, а Iисусъ — к человеческому естеству Господа, — почему, для обозначения Божества Его, всегда нужно говорить «Iисусъ Хрис­тосъ», а отдельное провозглашение Его Имени «Iисусъ», как отно­сящегося будто бы только к человечеству, является совершенно недостаточным. Такое несмысленное объяснение опровергается вышеизложенным учением Св. Иоанна Златоуста и прочих святых, а равно и Симеона Нового Богослова, который говорит, что когда речь идет о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны, а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть — Бог. (Конец 62-го слова. С.107-108).

4-й пункт. Исповедую, что Имя Iисусъ, вследствие присутствия в нем Божества, всесильно творить чудеса и знамения и спасает при­зывающих и надеющихся на Него, и что чудо исцеления хромого Ап. Петром, вопреки беззаконному учению инока Хрисанфа и подобных ему (журн. «Русск. Инок», — Рецензия), соделалось Божественною силою Имени Господня, как он и сам, Апостол Петр, исповедал сие. (Деян. 3-я гл., 16 ст.).

1) Деяния святых Апостолов: О том, что Имя Божие спасает призывающих Его, сказано: «И будет: всякий, кто призовет Имя Господне, спасется». (Деян. 2, 21; Иоиля 2,28-32).).

2) Что Имя Божие всемогуще и непостижимо уму человеческому, Блаженный Феофилакт Болгарский, говорит: (Дабы все языцы) «веровали, слыша о Имени Христа, а не о Существе Его; ибо чудеса творило Имя Христово, и Оно Само требует веры, потому что и Его нельзя постигнуть разумом». (Толк. Римл. 1,5. С. 6).

3) Блаженный Феодорит: «Свято и страшно Имя Его. — Для верую­щих оно свято, превожделенно, и источает обилие благ, а неверующих и живущих беззаконно мучит и наказует». (Изд. 1856. Ч 2. С. 265).

4) Что Имя Господа есть живое и действенное, а значит — и Самъ Богъ, Св. Пророк Исаия говорит: «Вот Имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огнь поядающий, дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению». (Ис. 30,27-28).

А Св. Евангелист Иоанн извещает: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его» (1 Иоан. 3, 23). «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» (Иоан. 1,12). «Не веруяй, уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Бо­жия» (Иоан. 3,18). А также Иоан.14,13; 16,23-24; Малах.: 1,11,14; Псал.: 71,14,17; 85,9; Иса.: 24,15; 42,4; 49,1; 64,2 и др. Дан. 9,18-19 и др.

5) Св. Иоанн Карпафийский: «Когда же мы призываем Имя Гос­пода нашего Iисуса Христа, то совесть наша тотчас очищается, и нет никакой разницы между нами и пророками и другими святы­ми». (Слав. Добротолюб. Т. 4. Сл. Инд. Инок.).

6) В Деяниях св.Ап. Петр говорит народу: «Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во Имя Iисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Богъ воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. (Т.е. чудо сотворено Именем Господа «Iисусъ». Ибо это есть Имя Божие, которое по своему всемогуществу непо­стижимо для нас, и творит чудеса, а не сама по себе вера Апостола, как зломудрствуют имеборцы). Сей есть камень укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла: и несть ни о едином же инем спа­сения. Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам». (Деян. 4,10-12).

7) Св. Церковь молится Имени Iисусову: «Iисусе, спасительное Имя, помилуй мя!» (В понед. на утрени. 5 седм. Вел. Поста. Триодь Постная).

8) Авва Исаия: «Имя Его честное, творящее милость, бывшее для святых образом во всем, сильно (есть) заступиться в немощь нашу, и, по нищете нашей, простить нам грехи наши, чтобы и мы обрели милость со всеми достойными. Аминь». (Сл. 13. С. 68).

Для доказательства изложенного в сем пункте исповедания можно привести бесчисленное множество свидетельств из Св. Пи­сания, житий святых и проч.; в виду же полной очевидности сего, мы ограничимся пока приведенным.

5-й пункт. Исповедую, что Имя Iисусъ нисколько не меньше и не больше других Имен Божиих, как-то: Господь, Саваофъ, и других Имен, коими Бог именовался во вся веки от начала бытия мира, а равночестно всем им.

1) Св. Василий Великий: «Все боголепныя понятия и именования равночестны между собою... Из Божественных Писаний можно собрать и представить много таких доказательств, что Имя Богъ ничем не выше прочих боголепных наименований, когда, как выше сказано, находим, что оно одинаково употребляется о предметах различных. Но знаем из Писания, что имена: святый, нетленный, правый, благий, нигде не даются предметам недостойным». (Ч. 7. С. 24-25).

2) Св. Кирилл Иерусалимский: «Чтобы множество наименова­ний не заставили тебя подумать, будто бы сынов много, и по при­чине заблуждения еретиков, утверждающих, что иной есть Хрис­тосъ, иной Iисусъ, иной,— дверь, и так далее, символ веры предосте­регает тебя, прекрасно говоря: «во единаго Господа Iисуса Христа». Ибо хотя именований много, но Именуемый один». (Творен. Св. Отцов. Т. 25. М. 1855. Изд. 1. МДА. С. 38). Св. Иоанн Злат.: «Имя Богъ не больше Имени Гос­подь, и Имя Господь не меньше Имени Богъ»... (Т. 1. С. 536). Отсюда видно, что все Имена Божии равночестны и равновелики.

3) Св. Димитрий Ростовский в слове на Обрезание Господне го­ворит: «В начале то новое Преблагословенное Имя «Iисусъ», яко Имя царское, да напишется в книгах царских. Царское Имя «Iисусъ», ибо и на небе, и на земле царствующее: на небе соцарствует Отцу, на земле приемлет от царей дары с титлою царскою»...

5) Блаж. Феодорит: «Не утверждаем, что, как баснословит Ва­лентин, иный есть Единородный, иный — Слово, Иный — Хрис­тосъ, и еще иный Iисусъ. (Ч. 6. Изд. 1859. С. 8.). «Един и тот же, как научены мы, есть и Господь и Единородный, и Богъ Слово, и Спаситель, и Iисусъ». (Там же. С. 10).

6) Св. Афанасий Великий: «Если Слово Божие называет Себя Премудростию, Силою, Десницею, Мышцею и другими таковыми же Именами, и если по человеколюбию входит в единение с нами, облекаясь в наш начаток и с ним срастворяясь, то следует, что одно и то же Слово по справедливости прияло на Себя и прочия имено­вания... Посему, под Именем Христа разумеет и то и другое вместе, т.е. Божие Слово, соединенное в Марии с Темъ, Кто от Марии». (Ч. 2. С. 490-491).

 6-й пункт. Отрицаюсь я тех, кои Имя Iисусъ не считают Богом и считают меньшим прочих имен Божиих, и что оно аки бы не предвечно, но лишь не столь давно наречено Ангелом.

1) Анафема против еретика Варлаама, считавшего озаряющий подвижников Свет и другие благодатные состояния — тварным (творением, а не Богом): «Тем, которые мудрствуют и говорят, что Имя Бог выражает только Существо Божественное и не исповеду­ют по богодухновенному церковному мудрованию святых, что Именем Бог обозначаются равным образом и Божественныя дей­ствия, — анафема!» (Книга: Анафематствование. К.Никольский. СПб. 1879. С. 149). А о Божественных действиях учит Св. Василий Великий: «Всякое благо, нисходящее к нам от Божией Силы, называем действием все во всех производящей Благодати, как говорит Апо­стол: вся же сия действует един и тойжде Духъ, разделяя властию коемуждо якоже хощет». (1 Кор. 12,11). (Творен. Т. 6. М. 1892. С. 88).

2) Учение о том, что действие Божие есть Богъ, с особенной пол­нотой и ясностью развил Св. Симеон Новый Богослов.  Он, между прочим, говорит: «Богъ есть Светъ... и то, что от Бога, Светъ есть... глас Его — Светъ и проч., а также: Христосъ, Iисусъ, Спа­ситель... Светъ». В греческой книге после слова «Христосъ» стоит запятая для отделения его от слова «Iисусъ», как равновеликого, и сделано примечание: «Здесь (под Светом) Отец Симеон понимает действия, а не лице!» Значит, вполне ясно, что Имена Христосъ, Iи­сусъ и др., как действия Божий, — суть Свет, т.е. — Богъ. (Конец 62 слова).

3) Св. Кирилл Иерусалимский: «Един есть Господь Иисус Хрис­тос: Имя чудное, не прямо предвозглашенное Пророками. Ибо Исаия Пророк говорит: се Спаситель твой грядет, имеяй с Собой мзду (Иса. 62,11). Словом же: Спаситель — переводится еврей­ское слово Иисус. Ибо пророчественная благодать, провидя, что Иудеи будут убийцами Господа, прикрыла именование, чтобы, предузнав ясно, не приступили тотчас же к злоумышлению. Iису­сомъ же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божиею Силою». (Изд. 1855. Слова огласительныя. 10-е. С. 144).

4) Св. Димитрий Ростовский.: «Сие Имя спасительное Iисусъ прежде всех век в Троическом Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавление... безвестная и тайная Премуд­рость Божия во Имени том явлена... безвестна бе сила имени Iису­сова, в Совете Предвечном, аки в сосуде, сокрываема. Поклоняемся усердно пресвятому Имени Твоему, о Пресладкий и Всещедрый Iисусе! (Четьи-Минеи 1-е января. Слово на Обрезание Господне).

5) Св. Иоанн Златоуст: «Когда Господь возвестит что-нибудь, то слушатели не должны перетолковывать слов Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не при­бавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Чему же уверовали? — О Имени Его. — Мы не должны исследовать сущности Его, но веровать во Имя Его, так как оно творило и чудеса». (Т. 9. С. 492).

6) Кто Св. Писание перетолковывает по своему, якобы бого­словскому, разуму и этим искажает прямой и дословный смысл, ясно и определенно благодатию Св. Духа изложенный, подпал сле­дующей анафеме: «Неправо изъясняющим богомудрыя изречения св. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию Св. Духа изложеннаго, — анафема!» (Анафематствование в 1-ю недел. Вел. Поста. К.Никольского. 1879. 7 ефесск. Пр. 3-9. С. 8).

Не лишним считаем указать анафему против тех, кто по ласкосердию, человекоугодию и другим страстям сообщается с еретика­ми: «Кто защищает кого-либо приверженного к ереси, обвинителей христиан или проводящего в ней жизнь, тому анафема!» (там же. Стр. 19).

Богу нашему слава, аминь!

Глава 10-я.

 Послание 1913 г. Святейшего Всероссийского Синода по поводу  учения книги «На горах Кавказа»

(Церковные Ведомости № 20, 18 Мая 1913 года)

Выписка заключительных 3-х выводов десятистраничного послания.

(Полностью послание опубликовано в книге: «Имяславие». Т. 1. М. 2003 г. С. 540).

Три вывода (догмата) Послания Синода

«Православное мудрование об Именах Божиих таково:

1.  Имя Божие свято, и достопоклоняемо, и вожделенно, потому что служит для нас словесным обозначением самаго превожделеннаго и святейшаго Существа – Бога, Источника всяких благ. Имя это божественно, потому что открыто нам Богом, говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и пр. В молитве (особенно Iисусовой) Имя Божие и Самъ Богъ сознаются, нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому; но это только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только имя, а не Самъ Богъ и не Его свойство, название предмета, а не сам предмет и потому не может быть признано или называемо ни Богомъ (что было бы безсмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия.

 2.  Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некоей навсегда как бы заключенной в нем или к нему прикрепленной Божественной силы, которая бы действовала уже механически, - а так, что Господь, видя веру нашу (Мф. 9,2) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо.

 3.  В частности, святыя таинства совершаются не по вере совершающаго, не по вере приемлющаго, но и не в силу произнесения или изображения Имени Божия; и по молитве и вере св. Церкви, от лица которой они совершаются.

Такова вера православная, вера отеческая и апостольская.

Теперь же Святейший Синод приглашает настоятелей и старшую братию находящихся в России честных обителей, по прочтении сего послания, отслужить соборне в присутствии всего братства молебен об обращении заблудших, положенный в неделю Православия (значит, с анафематствованием инакомыслящих. – Составит.). Затем, если среди братства есть инакомыслящие и были споры и разделения, инакомыслящие должны выразить свое подчинение голосу Церкви и обещание впредь от произвольных мудрований воздерживаться и никого ими не соблазнять, все же должны от сердца простить друг другу, что каждый в пылу спора сказал или сделал другому оскорбительного, и жить в мире, содевая свое спасение. Книгу же «На горах Кавказа», как дающую основания к неправым мудрованиям, «Апологию» о. Булатовича и все прочие книги и листки, написанные в защиту новоизмышленного учения, объявить осужденными Церковью (? - сост.), из обращения среди братий монастыря изъять и чтение их воспретить. Если же будут и после сего упорствующие приверженцы осужденнаго учения, то, немедленно устранив от священнослужения тех их таковых, которые имеют посвящение, всех упорствующих, по увещании, предать установленному церковному суду, который, при дальнейшем их упорстве и нераскаянности, лишит их сана и монашества, чтобы дурныя  овцы не портили всего стада». (Ц.В. № 20. 1913 г. С. 285-286).

Православное ли учение Синода об Имени Божиемъ?

Произведем наш посильный анализ и убедимся, действительно ли синодальное «мудрование об Именах Божиихъ» является «верой православной, верой отеческой и апостольской» и «голосом матери Церкви».

1).  В этом выводе своего послания Синод говорит, что «святое, и достопоклоняемое, и вожделенное Имя Божие – Божественно и Богооткровенно и что Имя Божие и Самъ Богъ как бы отождествляются и нераздельны друг от друга, то есть, Имя Божие неотделимо от Бога. Но это только в молитве. А на самом деле, Имя Божие есть только имя (или иначе – кличка, - сост.) а не Богъ, (ибо Богомъ называть Имя Божие безсмысленно и богохульно говорит Синод), Оно и не Божество, потому что не есть и энергия то есть сила Божия.

Неотделимое от Бога в молитве Имя Божие Синод после молитвы не только отделил от Бога, но и лишил его энергии Божества и реального бытия.

По учению Синода выходит, что надо притвориться дурачком, и реально несуществующее Имя Божие, которое не есть ни Богъ, ни Божество, (сила, энергия Божия), на время молитвы соединить до нераздельности с Богом, а окончив молитву отправить «святое, достопоклоняемое и вожделенное Имя Божие» - в небытие. В таком учении проповедуется магия и идолопоклонство. Синод как бы принуждает своих последователей к самовнушению (гипнозу), мысленно создать себе бога из несуществующего имени и молиться ему. И получается, что бог для Синода существует только во время молитвы, а после молитвы нет никакого Бога. Поэтому, учение Синода есть воистину магическое суеверие, идолопоклонство, но и похоже на атеизм.

А каково подлинное учение Священного Писания и Святой Церкви об Имени Божием?

Самъ Богъ свидетельствует: «Азъ Господь Богъ, сие Мое есть Имя» (Ис. 42,8); Мое Имя Вечное (Исх. 3,15; Числ. 14,21); Господь Саваофъ Имя Ему (Амос 5,27; Пс.67,5; 82,19; Ис. 54,5). «Не возьмеши Имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь, приемлющаго Имя Его всуе» (Исх. 20,7; Втор. 5,11). «Н ныне заповедь Моя к вам священницы: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати Славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и оклену е: и разорю (в русск. перев.: прокляну) благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша» (Малах. 2,1-2). Св. Иоанн Златоуст толкуя эти слова, говорит:: те благословения священников проклинает Господь, которыми они тайны совершают и народ благословляют, за не приложение сердца своего к тому, чтобы воздавать славу Имени Божию. (В письме к Антиоху).

Если бы Имя Божие была простая мысленная кличка, а не Богъ, то для чего бы Господь дал такую строгую заповедь не произносить всуе его Святейшее Имя? Но ни патриархи Константинопольские, изменившие Православию за шапочку золота, ни Российские Синодалы и их последователи, не веруют в слова Священного Писания. И такие выражения Священного Писания, как, например:

Имя Божие, Имя Господне, во Имя Господне, «благословен грядый во Имя Господне», «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (Литургия), «Хвалите Имя Господне» (Полиелей), «Во Имя Господа Iисуса» (Мрк. 9,37), «Именем Моим бесы ижденут» (Мрк. 16,17), «И вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое» (Мф.24,9), «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12), «Во Имя Его уверовали» (Ин. 2,23; 17,20; 3,18; 20,31), «Отче, прослави Имя Твое» (Ин. 12, 28), «Если чего попросите у Отца во Имя Мое, даст вам» (Ин. 14,13),«Я открыл Имя Твое человекам» (Ин. 17,6), «Утешитель же Духъ Святый, Которого пошлет Отецъ во Имя Мое» (Ин.14,26), «Но все то сделают вам за Имя Мое» (Ин. 15,21), «Я пришел во Имя Отца Моего» (Ин. 5,43), «О чем ни попросите Отца во Имя Мое» (Ин. 16, 23), «Во Имя Его» (Лк. 24,47), «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христосъ, Сынъ Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31), «Омылись, оправдались, освятились Именем Господа нашего Iисуса Христа» (1 Кор. 6,11), «Во Имя Господа Iисуса Христа, встань на ноги твои; и он тот час вскочил, и стал ходить» (Деян. 14,10), «Во Имя Его уверовали многие» (Ин. 2,23; 17,20; 1,12;. 3,18; 20,31), «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за Имя Господа Iисуса удостоились принять безчестие» (Деян. 5,41), «Всяк иже призовет Имя Господне, спасется» (Деян. 2,21), «Петр рече: сребра и злата несть у мене: но еже имам, се ти даю: во Имя Iисуса Христа Назорея встани и ходи» (Деян. 3.16), «И ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило его» (Деян. 3,16), «Повеле же им креститися во Имя Господа Iисусъ Христово» (Деян. 10,48), «Крещахуся мужие и жены во Имя Господа Iисуса» (Деян. 8,12-16), «Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28,19), «Аз же скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати» (Деян. 9,13-16), «Отвещав же Павел, рече… не точию связан быти хощу, но и умрети во Иерусалиме готов есмь за Имя Господа Иисуса» (Деян. 21,13), «Не произноси Имени Господа Бога Твоего всуе» (3 заповедь).

И подобные сим выражения, где только упоминается слово «Имя», «За Имя», «Во Имя», «Ради Имени» сверх-ученые патриархи и синодалы называют метонимией, то есть не нужным словоупотреблением и особенностью еврейского наречия. Прочитайте три доклада синодальных докладчиков: членов Синода архиепископов Никона и Антония и професСОРа  С.В.Троицкого в Церковных Ведомостях № 20, от 18 мая 1913 г. на стр. 853-909, и вы убедитесь в этом. Эти три доклада, в которых всяческими софизмами и рационалистическим мудрованием докладчиков похулено Имя Божие и Сладчайшее Имя Господа нашего Iисуса Христа; эти доклады положены Синодом в основание своего богохульного послания, основные выводы которого мы с ужасом и крайним возмущением выше уже привели.

А теперь приведем учение об Имени Божием некоторых Святых Отцов, ибо всех привести здесь нет возможности.

Глава 11-я

Имя Божие есть Самъ Богъ всегда, а не только при молитве,

Оно не выдумано людьми, а открыто людям  Самимъ Богомъ.

Но Синодальное Послание, отвергая реальное бытие Имени Божия и Имени Iисусова, толкует те места из дневника о. Iоанна Кронштадтского, в которых он называл Имя Божие – «Самим Богом»,  как сказанные лишь в субъективном смысле, то есть как условный оборот речи, выражающий благодатное духовное состояние молящегося. Приведем свидетельства о. Iоанна Кронштадтского, которые доказывают, что приснопамятный батюшка о. Иоанн веровал и учил веровать во Имя Божие как в духовно и объективно существующую силу, а не только как в известное состояние молящегося. «Дивна сила Имени Господня и Креста Животворящего» говорит о. Иоанн Кронштадтский,  страсть ли какая есть в сердце, тяжелое ли непонятное томление – сделай из пальцев правой руки спасительное Имя Господа Iисуса, ударяя им по чреву, и страсть или томление сейчас же пройдет». – (Богопознание и Самопознание. Изд. Журнала СПб. Дух. Вестника. 1990. С. 59). – «Когда запрещаешь диаволу Именем Господа нашего Iисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы. Где употребляется с верою Имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое Имя Божие есть сила» (т. е. энергия, что и отрицает Синод. – сост.). (Моя жизнь во Христе. Изд. 2. Спб. 1894. Ч. 2. С. 247.) – «Когда же при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Онъ тут в самих словах молитвы, только внимай сокрушенным и смиренным сердцем: и Господь перейдет из них и в твое сердце.

В словах молитвы дышит Дух Божий, «надобно только научиться искусству – переводить его из них в свою душу». – (Богопознание и Самопознание. С. 115) – «Имя Божие есть Самъ Богъ». (Моя Жизнь во Христе. Вып. 5. Изд. 2. 1893. С. 30). – «Имя Господа есть Самъ Господь – Духъ везде сый и вся исполняяй (Там же. С. 7). – «Отче, Сыне Душе Всесвятый, помилуй мя, а сам (о. Иоанн) смотрю на Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в славе едином, смотришь: тотчас и легко сделается, и убежит враг от вседержавного, приснопоклоняемого Имени, как дым исчезнет» (Моя Жизнь во Христе. Т. 5–6. Ч. 2. 1894. С. 128). – «В каждом слове – Богъ-Слово, простое Существо. Как же осторожно надо выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцемъ и Духомъ?» (Там же. С. 144). – «Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Самъ Господь; Онъ, Онъ Самъ в этих словах, ведь Онъ Духъ, Премудрость или безконечная Ипостасная мысль» (Там же. С. 331). – Господь есть препростое Существо, препростый Духъ, то Онъ в одном слове, в одной мысли весь всецело, и в то же время везде – во всей твари. Потому призови только Имя Господне, ты призовешь Господа Спасителя верующих и спасешься» (Вып. 5. Изд. 2. 1893. С. 30) «Потому и говорится: «Не приемли Имени Господа Бога твоего всуе», потому что в одном Имени Самъ Сый Господь, простое Существо, Единица приснопоклоняемая». (Моя Жизнь во Христе. М. 1891. Т. 1. С. 129. 189).– «Он весь в каждом слове (молитвы) как Святой Огонь проникает  каждое слово. Но особенно Он весь в принадлежащих Ему Именах»  (там же. с. 129) – «В Имени Iисусъ Христосъ весь Христосъ – душа и тело Его, соединенные с Божеством» (Вып. 5. Изд. 2. С. 30).

      Все эти выдержки из дневника приснопамятного опытного тайноведца силы Божией и действия Его несомненно удостоверяют в том, что вопреки уверению Синодальной Грамоты, будто о. Iоанн Кронштадтский лишь в молитве учил не отделять Бога от Имени Его, отец Иоанн созерцал всегда Бога присущим Имени Своему, независимо от веры в сие Имя человека, но, конечно, не учил верить, что Имя Божие есть орудие, находящееся в нашем распоряжении, чего и мы отнюдь не проповедуем, и протестуем по поводу того, что cиe нам приписало Синодальное Послание. Отец Iоанн Кронштадтский не для всех является авторитетом, и в печати даже была высказана мысль о необходимости осудить эти места из книг о. Iоанна, как несогласные с Православием...

Поэтому дабы оправдать на­шего незабвенного духовного Отца, приведем  тех святых, догматический авторитет которых несомненен, и которые одинаково с отцом Иоанном учат благоговеть пред Именем Господним, как пред великой Божественной силой, имеющей реальное и объективное бытие.

Так Святой Златоуст говорит: «Признавай Сына. Этому Имени нет ничего равного; всегда дивно: миро - излиянное, говорится, Имя Мое (песн. песн. 1, 2). И кто нроизнес его, тот вдруг исполняется благоухания. Никто же может рещи Господа Iисуса, точию Духомъ Святымъ (1 Кор 12, 3). Вот как столь многое совер­шается сим Именем. Если слова: «во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» ты произнес с верою, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвел все прочее в таинстве Крещения. Таким же образом это страшное Имя владычествует и над болезнями». (Т. 11 СПБ. 1905 бес. 9. толк. на посл. к Колос) — «Что же значит: Мене не воспросите? — Вы не будете нуждаться в посред­нике, но довольно будет произнести только имя, чтобы получить все. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое, (ст. 23) показывает силу Своего Имени, так как (апостолы), не видя и не прося Его, но только называя Его Имя, будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: призри на прещения их, и даждь рабом Твоим с дерзновешем глаголати Слово Твое и творить во Имя Твое чудеса. И подвижеся место идеже бяху (Дн 4, 29—36). Доселе не просисте ничесоже (ст. 24). Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат все, о чем ни попросят. Хотя Я уже не буду вмесге с вами, вы не думайте, что вы оставлены: Имя мое даст вам большее дерзновение» (Т. 8. с. 529. 1902 г.)  «О Имени Господни собрав­шимся вам, сиречь самому Имени собравшему вы,  о н е м   ж е   с о б е р е т е с я » (Т. 10. 1904. с. 143).— «В самом деле, не столько удиви­тельно то, что Он при жизни Своей чудодействовал, сколько то, что по смерти Его, другие могли Его Именем совершать большие чудеса».— (Т. 8. 424. 1902).—«Да и чем Онъ (Спаситель) будет больше Апостолов, если и Самъ творит чудеса чрез молитву? Притом  и они  не  все  д е л а л и  по  мо л и т в е,  а  ч а с т о  и  б е з  молитвы, призывая Имя Iисуса. Если же Имя Его имело такую силу, то как Онъ Самъ мог нуждаться в молитве, то и Имя Его не имело бы силы» (Т. 8. 1902. ч. 1. с. 431).

«Дивно и велико Имя Его. Этому Имени нет ничего равного... (А у имяборцев Имя Господа Iисусъ – равно всякому человеческому имени. – сост.). Этим Именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю -— небеса? Этим Именем возрождены мы и, если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его» (т. 11. 1905. с. 455). «О Имени Твоем уничижим возстающия на ны». «Довольно только призвать Имя Твое, и все совершится съ отличным успехом» (Т. 5. 1899. с. 174). «Tиapa была образом власти. Была на тиаре золотая дощечка, на которой были начертаны письмена, обозначавшие Имя Божие, что прежде всего показывает, что власть Б о ж и я — Имя Б о ж и е » (Т. 6. с. 707). «Оно (Имя Iисусъ) распространилось по всей вселенной, покорило всех своей власти, и тогда, как безчисленное множество людей уси­ливалось истребить Имя Р а с п я т о г о, (похуление синодалами Имени Господа Iисусъ это тоже попытка истребить Имя Распятого. – сост.), Оно с о д е л а л о (т. е. самое Имя Распятого соделало. –сост.) противное. Это Имя прославлялось и возрастало более и более, а они погибали, и исчезали» (Т. 10. кн. 1. с. 34). «Когда Господь возвестит что-нибудь, слу­шатели не должны перетолковывать Его слова и съ любопытством исследовать, но обязаны только принять их. (Но Синодалов конудило и они пытались перетолковать учение Святых о Именах Божиих. – сост..). И апостолы посланы были для того; чтобы передать все, что слышали, ничего не при­бавляя отъ себя, чтобы и мы, наконец, уверо­вали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чу­деса.. Во Имя Iисуса Христа, говорит Петр, возстани и ходи. Оно и само требует  веры и ничего из этого нельзя постигнуть разумомъ» (Т. 9. 1903. С .492).

Итак, мы видим из всех выше приведенных текстов Иоанна Златоуста, что сей святой именно исповедывал то, за что ныне мы Синодальным Посланием подверглись укору в магизме и чародейном суеверии  во Имя Иисусово. Сей святой  учил веровать во Имя Иисусово, как в вели­чайшую Божественную силу, имеющую реальное бытие и объективную сущность, совершенно про­тивно тому, что делает Синодальное По­слание, запрещая инокам веровать во Имя Iисусово, как реальную Божию силу, запрещая име­новать Имя Iисусово энергией Божества и только допуская в молитве отожествлять не воистину, а притворно, как бы вспомогательно призываемое Имя с Именуемым Богомъ. Приведем еще слова некоторых святых отцов Церкви, ясно подтверждающих веру во Имя Iисусово, как в Самого Бога.

Святой Исихий Иерусалимский говорит: «Да соединим Имя Iисусово своему дыханию, ово бо есть Светъ, те же тьма, и ово (т. е. Имя Iисусово) есть Бог и Владыка, - те же (т. е. помыслы) раби бесом. (Слав. Доброт. Ч. 2. Гл. 170. М.. Изд. 4. 1840). Св. Афанасий Великий: «Почему вы, обещавшиеся прежде исповедывать единосущие, в страдание во­влекаете нераздельное Имя самое неделимое естество, самое неизреченное Божество» (Ч. 3. С. 352. 1903).

 Авва Исаия: «Имя Его честное, творящее милость, бывшее для Святых образом во всем, сильно есть засту­питься за немощь нашу и по нищете нашей про­стить нам грехи наши, чтобы и мы обрели милость со всеми достойными ея. Аминь» (Слов. 13. С. 68). «И молися Святому Имени Божиему, глаголя cиe: Господи, Iисусе Христе, помилуй мя»

Св. Варсонофий Великий: (Отв. на 443 вопр.). «Призови Святое Имя Божие в помощь, говоря: Владыко, Iисусе, покрой меня и помоги моей немощи. И не бойся: Он сокрушит лук врагов, ибо от Имени Его зло становится недействительным» (там же. Ответ на 669 вопр.).

Св. Кирилл Иерусалимский: «Свидетельствует о воскресении Иисуса и воскре­шенная из мертвых Именем Его Тавифа; как не уверовать, что Христос воскрес, когда и Имя Его воскрешало мертвых» (Т. 25. М.Д.А. 1855. С. 241).

Св. Кирилл Александрийский: «Блаженный Ангел дал Ему Имя по действен­ности». ( Т. 53. Ч. 7. С. 70).

Таковы свидетельства святых отцов, совер­шенно противоположные определению Святейшего Синода от 18 Мая 1913 г. По суду Синодального Послания все эти слова Святых Отцов должны быть осуждены, как заключающие в себе страшную ересь. Не допускает Синодальное Послание Имя Божие называть Самим Богомъ, но Святые Отцы говорят, что Сын Божий— «Имя Божие». Так, например, Св. Максим Исповедник: «Имя бо Бога и Отца, существенно и ипостасне пребывающее есть Единородный Сынъ» (Толков. на молитву «Отче наш». 1853. С. 15.).

Блаженный Иероним: «После многого времени приходит не Господь, но Имя Господне, о котором в псалме говорится: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам. И Самъ Oнъ говорит въ Евангелии: «Приидох во Имя Отца Моего и не приемлете Мене» (Киев. 1882. Ч. 8. С. 62.). (Этот текст как нельзя лучше относится и к Синодалам и к Патриархам имяборцам. – сост..).

И опять Св. Iоанн Златоуст: «Исповедаться пророк повелевает Ему, как Богу, а хвалить велит Имя Его, каковым является Спаситель» (СПБ. 1899. Т. 5. С. 943.). «Все это дано нам именно через Христа, Который есть милость и истина Божия, а равно и Имя Отца, и въ Немъ, как в Сыне, все познается». (Его же, там же. С. 893).

Синодальное Послание, обвиняя нас за присвоение Имени Божиему и Имени Iисусову наименования—«Самъ Богъ», в то же время оправдывает это наименование, делаемое о. Иоанном Кронштадтским, причем высказывает несколько прекрасных мыслей о молитве, которые невозможно помирить с тем, что говорилось в Синодальном Послании в отрицание Божественного достоинства Имени Божия реальнаго. Мы уже выше доказали, что о. Иоанн Кронштадтский именно исповедовал то, что отрицает Сино­дальное Послание, то есть реальность Имени Божия и Божество Его. Однако, Синодальное Послание утверждает следующее: «Если мы, так сказать, заключим Бога во Имя Его, нами устно, или только мысленно произносимое, то мы, освободимся от опасности придавать Богу при обращении к Нему, какой - л и б о  ч у в с т в е н н ы й  образ, от чего предостерегают все закононоложители невидимой брани. Имя Божие во время молитвы для нас и должно как бы сливаться, отождествляться с Богомъ до нераздельности». - Но что же иное говорим и мы о молитве и о молитвенной практике, как не это же самое? Но затем в Синодальном Послании говорится: «В молитве (особенно Iисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противо-поставлены одно другому: но это только в мо­литве и только для нашего сердца, в Богословствовании же, к а к  и  н а  д е л е, И м я  Б о ж и е  есть  т о л ь к о  имя, а  не С а м  Б о г ъ ».

Но позвольте на это возразить следующее: если я богословствую и богомудрствую об имени Божием, как то учит Синодальное Послание, что же, выходит, оно реальности не имеет и есть лишь одна номинальность? но, став на молитву, возмогу ли я сознать и отождествить Имя Божие  с Самимъ Богомъ до неотделимости?—Конечно, нет! Согласившись с мнением Синодального Послания, что Имя Божие есть лишь «с л о в е с н о е  о б о з н а ч е н и е  с у щ е с т в а  Б о ж и я», а не Божество, и есть номинальность, а не реальность я естественно буду стараться обходнться в молитве без ненужного и ничего не значущего призывания Имени Божия, как то и произошло уже на Западе, где умная молитва заключается в богомыслии. Отравив однажды сознание свое мыслию о номинальности Имени Божия, я никогда не возмогу искренно призвать cиe Имя, как Самого Бога, и отождествить его с Самимъ Богомъ. В том-то и дело, что все «законоположители невидимой брани», о которых упоминает Синодальное Послание, воистину веровали во Имя Божие, как в Самого Бога, как в Божественную силу, как, например, то видно из сих слов св. Иоанна Зла­тоуста, выдержки из творений котораго мы при­водили выше и из слов других Отцов: «Есть у нас духовные  заклинания: Имя Го­спода нашего Iисуса Христа и сила Креста» — говорит Златоуст. Если же многие, хотя и произносили cиe заклинание, но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от безсилия произнесенного Имени. Точно также многие прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получали никакой пользы... Имя Iисуса Христа страшно для демонов» (Т. 9. С. 579).

 

        [1] Там же. С. 185. (Рукопись: Ответ на Грамоты Святейших Вселенских  Восточных Патриархов: Iоакима и Германа стр. 22-25), и в: «Имяславие», т. I. М. 2003 г. С. 512.

Категория: Имеславие 6 том | Добавил: borschks
Просмотров: 245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar