Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:00 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 6 том

страница 174 - 184
2016-04-30, 9:56 PM

 

 

Глава 51-я.

Некий тихоновский пастырь увещевает пастыря тихоновца по убеждению, - порвать общение с л-«живой сергианской церковью».

Христос Воскресе!

Возлюбленный во Христе, отче Андрониче!

Часто припоминается та неожиданная встреча и беседа, не без воли Божией состоявшаяся, при которой обнаружилось наше единомыслие, а с иным полное несогласие, ради горького, как полынь, инакомыслия. Однако из нашего с вами единого понимания жизни Церкви, практически выводы делаем мы для себя различные. Это скорбно. Впрочем, вы не оправдываете себя, вы понимаете истинность пути не преклонивших колен пред новым Ваалом. Вы понимаете жалкую и гибельную роль, сыгранную бывшим митрополитом Сергием, променявшим духовное первородство на чечевичную похлебку! Митрополит Петр назвал дело своего заместителя, делом Иуды, а митр. Иосиф именует Сергия, убийцею церкви. Ибо этот Сергий в 1927 г. потряс весь мир своей Декларацией, в которой заявил, что отныне возглавляемая им церковь, сливает свои цели и задачи воедино с безбожным и богоборческим государством, оставаясь послушным орудием в руках антихристианских властителей, - «Ваши радости – наши радости, ваши горести – наши горести» - так заявил он от имени церкви, несчастный Сергий обращаясь к властителям богоборства. Так было совершено предательство по отношению к Церкви Христовой, так было положено начало малодушному приспособленчеству, в сетях которого, несмотря на ваше несогласие личное, оказались вы, дорогой отче. Вы, конечно, прекрасно понимаете всю вопиющую ложность, недопустимость приспособленчества Церкви к целям безбожия; вы, конечно, понимаете и всю ложность вашего личного положения, - но не знаете, что делать?. Надо бы вам порвать, прекратить отношения,  уйти… но куда? И главное, что за это будет? И вот поэтому, вы скорбя и воздыхая, что по прежнему очевидно, нужно петь многая лета тем, которые ставят официальной целью не только задушить веру в Бога, но чтобы даже и самое Имя Божие не было бы произносимо на земле[1] /Об этом пишет Св. Ефрем Сирин: книга об Антихристе. Изд. 2. Мск. 1895. С. 66; Творения Св. Ефрема Сирина. Т. 7. Ч. 2. С.379. Сл. 29/.

Ведь вы мне говорите: «Я все это понимаю, я душою не с ними, я с вами! – но я старый, немощный, больной… опять тюрьма, лагерь. Куда мне деваться и идти, что мне делать? – так чуть не плачу, вы говорите. Но, дорогой отче! Вас ли поучать где и какой истинный путь? Вы ли не знаете, как быть и что делать? О, дорогой и возлюбленный, вслушайтесь в дивную песнь поемую в Церкви Христовой со времен апостольских: «в путь узкий хождшии и прискорбный, вси в житии крест   яко ярем вземшии, и мне последовавшии верою, придите насладимся, ихже  уготовал вам почестей и венцев небесных. Благословен еси Господи…»

Впрочем отрадно то, что вы по крайней мере, не обинуясь свидетельствовали истину и свидетельствуете пред многими. Спаси вас, Господи, и укрепи. Мужайтеся и да крепится сердце ваше. А если бы пожелал найти прямое святоотеческое руководство для наших дней, то об этом говорится у многих св. отцов, в частности же у св. Василия Великого, Григория Богослова, но особенно ярко, ясно и отчетливо у св. великого исповедника веры православной преп. Феодора игумена Студийского; в его многочисленных письмах к собратиям монахам, и вообще к современникам. Преподобный и богоносный отец наш Феодор Студит – это огромная гранитная скала, богодарованная Церкви, о которую, как волны морские разбились могущественные Византийские императоры еретики гонители православия; разбились епископы угодничавшие пред тиранами – еретиками; епископы приспособленцы к ереси прелюбодейной и иконоборческой разбились со всем окружавшим множеством приспособленцев: священников, монахов, и мирян. Но разве приспособленчество наших дней может идти в сравнение с приспособленчеством времен Феодора Студита? Там было малодушие и уступка хотя и гонителям православия, но не отрекавшимся от Бога и Христа. Приспособленчество же наших дней, это приспособленчество к духовным варварам, которые богоотступнической толпой предпочтены Христу, кричавшей: распни, распни Его. А тем более, что можно сказать в защиту и оправдание соглашательства князей церкви, последователей и преемников митр. Сергия. Ведь это соглашательство и сотрудничество с явными и лютейшими врагами веры и церкви, с несомненными предтечами имеющего прийти во имя свое /Ин. 5,43/ уже грядущего вскоре, яко близ есть, при дверех /Мф. 24,33/. Такое приспособленчество к ереси из ересей, такое соглашательство на ересь антихристову, последнюю по времени и самую страшную из всех ересей, ныне является предательством Церкви Христовой и тайным богоотступничеством. «Когда дело идет о явном нечестии», - говорит великий вселенский учитель Церкви св. Григорий Богослов, тогда должно идти на огонь и меч, не смотря на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщиться лукавого кваса и прикасаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины. Давайте, отче, вдумаемся и примем с верою эти слова великого во святителях Григория Богослова: когда дело, говорит он, идет об явном нечестии, - о какое нечестие может быть более явным и несомненным, как антихристово нечестие? Тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и безбожных сознательно богоборческих властителей, нежели приобщиться лукавого кваса в духе приспособленчества и угодничества, и прилагаться к зараженным. Согласно с разумением святых отцов, многочисленному сонму непоколебимых иерархов, во главе с твердейшим местоблюстителем святейшего всероссийского патриаршего престола митрополитом Петром и подобными ему в мужестве: Кириллом, Иосифом, Агафангелом; а ранее Владимиром, Вениамином, и самим патриархом Тихоном и прочими исповеднически и мученически ушедших в вечность: во блаженном успении вечный покой, вечная память – 3 жды. Но с точки зрения приспособленчества к «ереси из ересей», путь мужественного исповедничества есть безумие, или, во всяком случае, в нем нет дескать практического смысла. Поэтому начало-вождь приспособленчества, бывший заместитель местоблюстительства Петра, митрополит Сергий, глумясь над непоколебимой твердостью местоблюстителя Петра, желая к тому же оправдать свое действие – «требование практического разума», воскликнул: /Ну что умного сделал Петр?/; а умного сделал митрополит Петр то, что исполнил свой долг до конца. Он предпочел скорее на огонь и меч идти, как сказал св. Григорий Богослов, чем идти на сделку с совестью, уступить требованиям времени и правителей. Поистине путь исповедничества и мученичества, как слово крестное погибающим, убо, юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. С точки зрения Сергия митр. Петр поступил безумно, отвергая всякий сговор с богоборствующими в духе антихраста властителями, и поступил бы умно, если бы последовал его Сергия  примеру. На все уговоры и соблазны со стороны Сергия, на все обещания земных благ со стороны сильных мира сего, непоколебимый Петр отвечал решительно: «Нет!»   -  «Ну и сгниешь на ссылке» - воскликнул Сергий при последней встрече с митр. Петром, - «сгнию, да со Христом, а не с тобой, Иудой предателем!», - ответил мужественный исповедник. Да, воистину всего страшнее, как сказал Григорий Богослов,  - бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины, и это бедствие случилось с митр. Сергием. Сговор Сергия с врагами веры, дал им официальную возможность превратить Церковь Божию, в свое послушное орудие, в ловкий инструмент тиранствующего богоотступничества и богоборчества. Это дало им возможность взять в свои руки внешне существующие церкви, наводнить ее иерархией в лице: архипастырей и пастырей – служителями безбожия и богоотступничества. Это дало врагам веры Христовой иметь рога Агнчии, а говорить как дракон /Откр. 13,11/. Такова цена соглашательства с безбожием и приспособленчества к ереси антихристовой. Только внешне ныне существующая церковь есть как бы Церковь Христова, но внутренно тайно в ней возседает противник Христов. Сбылось то, что предрекал святитель Феофан затворник, говоря, что скоро настанет время, когда в храмах будут по прежнему петь и служить, а православия там не будет… Здесь не надо искать уклонения в ту или иную догматическую ересь, нет! Здесь ересь совсем иная, это ересь антихристова. Что пользы тому, кто успокаивает себя словами: я не такой! Допустим ты не такой; ты не скажешь, как сказал в малом кругу на званном обеде один из наших так называемых епископов в присутствии второго такого же епископа, когда один из мирян в беседе за столом несколько раз сослался на авторитет св. ап. Павла, - то этот епископ оборвал его словами: - мы этим Павлам не верим; не сказал он: я не верю, а: мы не верим, - и сказал он на этот раз глубокую правду  о себе и подобных ему. Они пришли в церковь, одели рясы, панагии, омофоры, епитрахили не во имя веры, а во имя борьбы с верою. Он же, этот епископ, в личной беседе с одним верующим удивленно спросил: «Неужели ты веруешь в Бога? хорошо что у тебя нет детей, а то бы ты и их научил верить». А сколько можно было бы привести не таких, а еще более потрясающих примеров. Так один из молодых священников в присутствии верующих кощунственно сел на книгу святого Евангелия, и когда возмущенные верующие пригрозили ему, что будут жаловаться епископу, он заявил: - «Ваша песенка спета! Мы вас не боимся». Это в буквальном, самом точном смысле слова: волцы хищницы, но лишь одетые в одежды агнчии /овчии/, это сознательные враги Христовы, губители веры и церкви, но одетые пастырями и называются отцами. Это слуги и служители веры антихристовой, прикрывающиеся именем служителей Христовых. Это волцы тяжкие /волки лютые/ не щадящие стада; однако ты о себе уверяешь, что «я не такой, - это верно, но ведь ты соединяешься с такими? Ты под их началом! Ты имеешь с ними не только молитвенное, но и каноническое общение, ты их, а они твои. Ты признаешь их епископами и священниками, ты о таковых молишься во всеуслышание, как о преосвященных и высокопреосвященных и даже выше. Ты величаешь их святыми владыками, преподобными отцами и прочее…, а они смеются украдкой над тобою, потому что пока ты им нужен, чтобы иметь им рога подобные агнчим. Ты им очень нужен для обмана внутри, и во вне. Ты это знаешь и молчишь, а если не молчишь, то делаешь еще хуже, ты говоришь этим лютым волкам: «Христос посреди нас!» или же отвечая на эти слова кощунственно ими произносимые, ты прибавляешь: «И есть, и будет!». Кто кого при этом обманывает, ты ли Диавола, или Диавол тебя? Своды адовы потрясаются от хохота его владетеля! Хотя и думаешь, что ты перехитрил, обманул диавола, но в этом обмане ты то и обманут диаволом, ибо ты служителей его принимаешь за служителей Божиих, и не только это, но главное: ты малых сих сознательно вводишь в гибельное заблуждение, научая их принимать ложных за истинных. «Таковы бо, - говорит апостол Павел, - лжеапостолы, делатели льстивые, лукавые, коварные, преобразующиеся во апостолы Христовы, и не дивно, сам сатана преобразуется во ангела света. Не велие убо аще и служители его преобразуются в служителей правды. Тебе бы надлежало иметь похваляющую от Господа премудрость и мужество ангела церкви Ефесской, вем твои дела, и труд твой, и терпение твое, и как ты не можешь сносить злых и испытал еси глаголющиеся быти апостолами, а они не таковы и обрел их ложных». А ты ведь не только сносишь их, но  и обращаешься с ними в молитве, в совершаемых ими таинствах. Впрочем какие у них молитвы и таинства, если они веруют в безбожие и служат грядущему во имя свое антихристу /Ин. 5,43/. Враг веры злодействует, когда притворяется верующим, ибо втайне он люто ненавидит даже голос утверждающий истинную веру, а ты с ними, ты покрываешь их злодейство. Пусть бы они злодействовали со вне, но ты им даешь возможность разрушать дело веры изнутри. Зачем же ты им помогаешь? Какое причастие, - восклицает ап. Павел, - правде к беззаконию, или какое общение свету ко тьме, кое же согласие Христа с велиаром, или какая часть /соучастие/ верну с неверным?». Разве все это тебе не ясно? Конечно ясно. Ты знаешь и тот закон Церкви Христовой, согласно которому, помолившийся с еретиком, хотя бы единожды, уже считается и сам еретик. Дело тут отнюдь не в недостатке знания, а лишь в недостатке мужества и решимости. Однако у верующего, желающего быть верным Христу, один выход, это уход. Тропой и светильником к этой решимости да послужит слово Божественное: «тем же /и потому/ изыдите из среды их, отлучитеся /отделитеся/ глаголет Господь; и нечистоте не прикасайтеся, и Аз приму вас /2 Кор. 6,14-18/. Все сие говорится нами вообще к вам лично, отче, ибо вы это и знаете и вполне согласны. Помните, в прошлый раз наша с вами беседа оборвалась на словах преп. Варсонофия Великого, которых мы тогда не могли указать точно по книге, вот эти слова: «Аще бы бых еллин /т. е. не христианин, язычник/ ему же вручена есть власть, и он противник веры /христианской/ и деял бы нечто /коварно замышляя против веры/, то ничтоже ино могли бы мы сотворити, разве затворити церкви, дондеже отверзены бы были от христианских царей /ответ 848, 850 с 531/. Вот это уже прямой святоотеческий ответ на ваш вопрос: что делать при сложившихся ныне в жизни Церкви обстоятельствах». Существенная разница лишь в том, что ныне власть оказалась не в руках язычников, а таких богоотступников, которые действуют в духе и целях антихриста. И если тысяча пятьсот лет тому назад в условиях языческого злоумышления против церкви, было дано в Духе Святе такое решение, то тем более ныне, когда действует коллективный антихрист, ни о каком приспособленчестве к духу антихриста, ни о каком соглашательстве с ними и его богоборными целями не может быть и речи. Для верующего Христианина книга ответов преп. Варсонофия Великого, книга особая, и он прямо удостоверяет /в ответе первом/ что в ней все написано Духом Святым. Впрочем, и сама она свидетельствует о том же, «имеяй уши да слышит, что дух говорит церквам». Однако, как грустно, отче слышать слова малодушного приспособленчества /к духу антихриста/ произносимые в защиту «церкви лукавнующих» /Пс. 25,5/, обманывая себя и других они говорят, что ценою сделки с христианской совестью, ценою их сотрудничества с врагами Христовыми, они якобы сохраняют церковь, но Церковь Христова не тогда сохраняется, когда сохраняются кирпичи и камни… а когда сохраняется дух веры в теле человека, а не в кирпичах. Впрочем не могут они похвалиться сохранением и стен церковных, ибо их уже почти нет, все разрушены. Времена сии по качеству несомненно последние, нет иного, возлюбленный во Христе отче, для Церкви и в Церкви пути, как путь исповедничества. И последние дни истинствующей Церкви Христовой на земле, будут подобны первым дням, конец ее будет подобен началу. Так замкнется круг истории Церкви на земле, где оба конца и завершение не только сойдутся, но сольются в подобии; так предвозвестило Божественное Откровение свыше. Господь наш Иисус Христос основал Церковь на камне, - на каком? – мужественного исповедничества. Обращаясь к вере Он сказал: ты /Петр/ камень, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата адовы не одолеют ея /Мф. 16,18/. Здесь нужно понять: не указал на здание церковное кирпичное или каменное, а указал на самого Петра, сказал, что ты, Петр, камень. Это значит вера каменная, никакие муки его не победили, а вера его приобрела царство. На камне, друже, на камне! А не на песке или липкой глине малодушия и приспособленчества к воинствующему богоборству и угодливого соглашательства с ним, которые в наших условиях равны богоотступничеству и предательству дела веры Христовой. Преп. Феодор Студит многократно собратиям своим монахам говорил, что на монахах как на отрекшихся ради Христа от мира, от плотоугодия и даже от самой жизни временной, лежит пред Богом и людьми прямая обязанность, защищать истину веры, не взирая ни на какие последствия. «Не бойся, малое стадо» /Лк. 12,33/, «не бойся ничесоже, яже имаши пострадати. Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни»; тем более, что в Откровении Божием о временах сих сказано: «Поступающих нечестиво против завета, противник Христов привлечет к себе лестью, но люди, чтущие своего Бога усилятся и будут действовать /Дан. 11.32/.

Наш комментарий к 51-й главе.

Автор сего письма бесконечно прав. И прав с величайшей точностью, - да наоборот! Почему? Он прав в своем увещевании отойти от лживой сергианской церкви. Но он намного запоздалый исповедник. Исповедничество надо было проявить еще тогда, когда вышло в свет богоборное Послание Синода в 1913 году похулившее Святейшее Имя Божие и сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа. Когда истинное исповедничество проявили Афонские монахи отвергшие и не подписавшие имяборное Послание Синода и по его указанию, под руководством члена его архиепископа Никона были избиваемы до смерти штыками и прикладами воинами русской армии, избиваемы оклеветанные как бунтари и революционеры. За похуление ангелом Церкви Синодом и Патриархом пришлось расплачиваться по суду Божию кровью многих иерархов, из которых первой жертвой наказания Божия явился первенствующий член Синода митр. Владимир Киевский, санкционировавший репрессивные действия против афонских исповедников и защитников святоотеческого исповедания Имени Божия. Безусловно, и пострадавшие от власти антихриста тихоновские иерахи и священники, «во смирении и единомыслии, - как пишет Синод, - преклонившие свои главы», , пред антихристовым учением Синода пострадали во искупление своего греха имяборчества. Может быть кто-то из них перед смертью покаялся за свое имяборчество или за молчаливое согласие с синодальным лжеучением; а тем, кто, являясь в имяборчестве по своему неведению и тайному обольщению ложным богословием синодальных архиимяборцев, и принял мученическую смерть от безбожников, эта мученическая смерть послужила им в искупление их греха имяборчества по неведению. Православие РПЦ было нарушено в 1913 году хулой на Имя Господне высшей церковной властью и молчаливым согласием всего духовенства. Поэтому, находившиеся в имяборчестве, и принявшие мученическую кончину, как не сохранившие Православие в чистоте, не должны были причисляемы к лику святых мучеников, тех мучеников, которые пострадали за чистоту Православия.

Что касается патриарха Тихона. Он тоже находился в имяборческой ереси. Он принял от Синода еретический престол Церкви, не очистив его прежде на Соборе от имяборческой ереси; не прославил похуленное Синодом Имя Божие ни до Собора, ни на Соборе; он принял учение имяборческое от Синода за истинное православное учение, а истинное православное учение об Имени Божием Афонских исповедников осудил назвав его лжеучением, а имяславцев заблудшими. То, что о п. Тихоне говорят, будто бы его отравили, это только версия, а точно никто не знает причину его смерти. Но если бы даже его отравили, его нельзя признавать мучеником и причислять к лику святых, потому что он сознательно находился в имяборческой ереси и не сохранил в чистоте Православие. А не сохранившие Православие хотя бы и мученическую смерть приняли, не могут быть венчаемы венцом мученическим. Кроме того, ведь он первый явно пошел на компромисс перед богоборной властью, покаялся перед нею, за то что предал ее анафеме и проклятию, отрекся от монархии, признал власть антихриста властью от Бога, и осуждал Российских и даже заграничных иерархов и священников, признававших советскую власть как власть антихриста, осуждал всех противников Советской власти. Это очень наглядно мы видели из его специальных посланий по поводу монархистски настроенного духовенства, в которых он от имени церкви решительно осуждал антисоветизм. Какой же он исповедник? Не понятно, почему сергианская РПЦ причислила его к священномученикам. Ведь сама же она предавала на мучения всех противников Советской власти из духовенства, не признавших антимонархистскую сергианскую ложную церковь за истинную Христову Церковь. Впрочем, это наше личное мнение. У всех есть право на свое мнение.

Вполне очевидно, что Российская Церковь была поражена за какие-то грехи ее духовенства и особенно представителей власти. Не может быть такого, чтобы Господь наказал Свою Непорочную чистую от всех ересей таким бедствием и распадом Церковь, какое постигло Российскую Церковь в начале ХХ века. Значит, какие то весьма значительные причины были, по которым Господь не мог терпеть далее и не наказывать ее. Св. ап. Павел говорит: «Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас» (1 Кор. 11,19). По русски сказать так: Ереси попускает Бог, чтобы явными стали искусные в вере. Народная мудрость говорит: На то щука в море, чтобы карась не дремал. Война рождает героев. Гонения на церковь рождают мучеников и исповедников за веру.  Все это ясно. Но с церковью Российской произошло величайшее бедствие, а не только гонение на нее, - церковь распалась, а остатки ее превратились в служебный орган власти антихриста. Значит, причина падения церкви Российской лежит где-то глубже. Ведь не вдруг же совершенно чистую от заблуждений и ни в чем перед Богом неповинную в вере поразил Господь церковь Российскую . Такого не могло быть. А если покопаться в причинах случившейся с нею трагедии, то надо обратиться в XIX век. Далеко не будем заходить, а сделаем анализ периода Церкви перед вступлением ее в ХХ век. Когда св. Иоанн Кронштадтский боролся с толстовщиной, проникавшей в церковь и разъедавшей ее тело, над нею повисла другая опасность. Ангийский протестантский писатель Фаррар выпустил заманчиво написанную иллюстрированную книгу: «Жизнь Иисуса Христа». Православный архидиакон Павел Фивейский перевел эту книгу на русский язык и разрекламировал ее как полезную для христиан и рекомендовал российскому христианскому обществу иметь ее в своих домах как настольную книгу. А Святейший Синод, долго сопротивлявшийся требованию о. Иоанна Еронштадтского отлучить от Церкви Льва Толстого хулителя Церкви и христианства и толстовцев, благословил книгу Фаррара издавать в России и распространять среди православных. При святейшем Синоде был известный знаменитый синодальный миссионер игумен Арсений. Отец Арсений обнаружил в книге Фаррара до сотни ересей, причем, книга была революционного духа, поощряла революционные партии в их борьбе за лучшую жизнь. С благословения отца Иоанна Кронштадтского, который ересь Фаррара хитро и лукаво в подстрочных примечаниях проводимую против Божества Иисуса Христа и Приснодевства Богоматери, назвал: «Это едва ли не новое арианство», благословил о. Арсению вести борьбу в России против книги Фаррара и ученых российских фарраровцев богословов и духовных писателей восхвалявших еретическую книгу западного протестанта. Отец Арсений выписал все ереси из книги Фаррара и издал особой книжкой для вразумления православного россйского общества и предостережения от этой заразы протестантизма. Но о. Арсений в своей борьбе встретил жестокое сопротивление сильных мира сего ученых мужей и, особенно, в лице Святейшего Синода, который решительно запретил о. Арсению вести свою борьбу против книги Фаррара и продолжали расхваливать эту еретическую книгу. Но о.Арсений продолжал объяснять народу о пагубности фарраризма. Дело дошло до того, что о. Арсения Синод осудил на изгнание в Соловки. На этом в данном месте мы прекращаем повесть о судьбе о. Арсения, она описана в других наших изданиях: в «Истории Афонской смуты» автора иеромонаха Паисия изгнанника  афонского за Имя Господне в 1913 г. и в др. изданиях. А сейчас подчеркнем, что эти две глобальные причины: противление Синода требованию о. Иоанна Кронштадтского отлучить от Церкви кощунника Льва Толстого и толстовцев, и распространение Синодом в России еретической книги западного протестантского автора, как раз и явились первыми причинами падения Российской Церкви. После долгого сопротивления Синод Льва Толстого от церкви отлучил, но слишком мягко, деликатно.

В начале ХХ века все почитатели книги  Фаррара оказались поглощенными имяборческой злобожной ересью. В 1913 г. Святейший Синод издал свое послание, адресованное  к инокам Афонским, в котором опубликовал на весь мир новое антихристианское учение, отвергающее Божество и Божественную энергию Имени Божия вообще, и спасительную и чудодейственную силу Имени Иисус Христова в частности; сладчайшее Имя Иисус приравнял к простым человеческим именам и названиям, и потребовал от иноков Афонских подписи под этим богоборным посланием. За исключением иноков исповедников Афонских жидовское учение Синода против Имени Иисус Христова и против Имени Божия вообще, в России приняли все духовенство и миряне за немногим исключением. На исповедников Афонских Синод открыл гонение вплоть да избиения их солдатами русской армии и изгнания с Афона проживших там в посте и молитве до 40 – 60 лет безвыездно. При избиении пять монахов скончались; избиение сопровождалось кощунственным разбиванием святых Крестов, Икон и царских портретов, которые

 

[1] Наверное не даром в 60-х годах мне во сне слышалось отчетливо два голоса. Один спрашивает: а кому

это в церкви поют многая лета? А другой голос отвечает: «Сатане!». И этот диалог во сне был четким и

ясным. И действительно, хор лживой церкви сергианской после возглашения диаконом или священником

многолетия, поет многая лета богоборной власти, уничтожавшей религию и Церковь. – Ред.

  иноки держали в своих руках, а солдаты вырывали, выбивали их из рук иноков, разбивали, бросали в грязь и топтали их ногами. Такое варварское кощунство аналогично кощунству еретиков иконоборцев при царе Копрониме в IX веке.

Имяборчество Синода Россиской Церкви явилось третьей глобальной и основной причиной гнева Божия за отступление ее от чистоты православной веры. Сохранивших Православие в чистоте осталось малое количество. По Откровению – только несколько человек, сохранивших слово терпения и не отрекшихся от Имени Божия (Откр. 3,4-8). Ведь не напрасно было предсказание преподобного Серафима Саровского: «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их, и просил лучше лить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо (оставят заповеди Мои и) будут учить учениям и заповедям человеческим, (устами льстиво будут чтить Меня) сердца же их будут отстоять далеко от Меня» (Журнал: «Душеполезное Чтение». 1912. Ч. 2. С. 242-243).

Глава 52-я.

Вера Апостольская не называется по имени человеческому.

(Против тихоновцев)

«Премудрый Бог попустил ересям называться по именам своих начальников, дабы показать, что их мнения не учение Бога, а измышление человеческое. Македониане, например, называются так от Македония, ариане – от Ария, евномиане – от Евномия. Точно также и остальные ереси. Желая же сохранить неповрежденною веру апостольскую, Бог не попустил, чтобы она называлась по имени человеческому. Если верующих (т. е. православных) и зовут единосущниками, (или, скажем мы –имяславцами), то этим указывают не на человека, а обозначают веру. А что называться по именам человеческим свойственно не верующим, а еретикам, об этом свидетельствует Павел, когда, упрекая коринфян, говорит: слышу, что у вас есть разделение; один говорит: я Павлов, а я Аполосов, я Кифин (1 Кор. 1,11-12). Видишь, что называться по людям свойственно расколам. Петр не был ли более достоен веры, чем Македоний? Имена апостолов отступают перед славой Христовой, а ты разделяешь веру, нераздельное царство, неделимую славу? Но довольно. Пред нами светильник и свет. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118,105). Почему светильник? Светильник для оглашенных, свет для совершенных» (Иоанн Златоуст. Т. 6. 1900. С. 781-782).

Братия, обратим внимание на выделенные слова, и обратимся к тихоновской церкви и к тихоновцам. Почему она назвалась Тихоновскою? От имени патриарха Тихона. Но разве Тихон создал Церковь, а не Христос? Если Христос, то она не «тихоновская», а Христова. Если же она создана Тихоном, или называется его именем, значит она не Христова, не истинная церковь, но раскольническая, имяборческая, еретическая церковь. Видите ли, очевидно не напрасно попустил Господь имяборческой церкви наименоваться «тихоновскою», то есть, не Христовым, а человеческим именем, именем еретика имяборца Тихона. Например, говорили: «вы в какую церковь ходите: в Тихоновскую или Обновленческую?» - «Нет, мы ходим в тихоновскую», - не разумея, что и тихоновская и обновленческая – обе церкви раскольнические, не православные и еретические церкви. Истинной же Церкви Христовой, Бог, по слову Златоуста, не попустил, чтобы она называлась по имени человеческому. Если же православных и зовут имяславцами, или имябожниками, - как в его время  еретики православных звали «единосущниками», - то этим указывают не на человека, - ибо исповедники исповедуют Божество не человеческого а Божиего Имени, - и по дивному Божественному промыслу вера исповедников обозначается Именем Бога, а не человека. Как, и наоборот: от имени имяборцев познается их оступническая неправая вера. Эти два названия имяславцы, и имяборцы, подобны древним названиям «единосущников» и «иконоборцев». Первые были православными, они исповедывали Сына Божия единосущным Отцу, а потому еретики называли их «единосущниками». А вторые, были еретики, которые отвергали достопоклоняемость и почитание святых икон, и тем самым ртвергали описуемость Христа по Его человечеству, они уподобились иудеям, и получили название иконоборцев.

В применении к нашему времени. К «единосущникам» приравниваются исповедники, исповедующие Божество Имен Пресвятой Троицы и, в том числе, Имени единосущного Отцу  и Святому Духу Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, которых имяборцы назвали имяславцами, или имябожниками – все равно, и это имя и по сей день остается применимо к исповедникам истины;  исповедников Афонских имяборцы еще называли Иисусианами или Иисусниками, ибо во время Афонской смуты имяборцы глумились даже над тем, что имяславцы исповедывали Иисуса своим Богом. Но, как то, так и другое именование исповедников нисколько для них не унизительно, а наоборот, почетно, ибо они именуются от славимых ими не человеческих, а  Божественных Имен своего Создателя Господа Иисуса, от Которого и обозначается их правое и спасительное вероисповедание.

К иконоборцам же отвергавшим почитание и достопоклоняемость святых икон, и тем отвергавших изобразимость по плоти Христа, самой сущностью дела приравниваются отвергающие достопоклоняемость Божественного именования Бога и Господа нашего Иисуса Христа, которым, самой историей вполне справедливо и закономерно присвоено наименование «имяборцев», свидетельствующее об их отступлении от Имени Божия и косвенное отречение от Самого Бога.

Глава 53-я.

Святые патриархи Павел и Тарасий, как пример для подражания патриарху Тихону, которым он не воспользовался

После Льва IV, мужа Ирины, начали царствовать Ирина с сыном Константином. Патриарх Павел отказался от Константинопольского патриаршества, удалился в монастырь Флора с тем, чтобы там добровольно наложить на себя епитимию, и на вопрос имератрицы с ея сыном о причине такого поступка отвечал, что как человек, присоединивший свою подпись под собором Копронима, на котором было нечестиво определено удалить из Церкви священные иконы, он должен быть наказан вечными муками, если не принесет покаяния: тогда тронутые таким ответом и озабоченные выбором достойного патриарха Ирина и Константин имели, как и следовало, совещание и не нашли никого, достойнее Тарасия. Но он отказывался, от этого весьма тяжелого бремени и не прежде уступил настояниям самодержцев, как только тогда, когда они дали ему обещание, что будут оказывать ему всякое содействие к объявлению Собора (История 7 вселенского собора. Сведения о Соборе. Деяния святых Вселенских Соборов. С. 11).

Святой Тарасий до избрания его в должность патриарха Константинопольского, был секретарем императорской службы, и принадлежал, с его слов, к числу мирян (Ср. стр. 31).

Апология Тарасия перед народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом, в каковой сан он и был возведен индиктиона осьмаго, 6293 (785) года от создания мира.

«Хранители непорочной нашей христианской веры и ревнители славы Божией, верные императоры (Константин и Ирина) наши, имеющие попечение обо всем, что угодно Господу, и что полезно нам христианам, ныне же особенно сильно озабоченные делами церковными при обсуждении вопроса о назначении архиерея для этого царствующего города своего, на мне остановили благочестивую мысль свою и приказали уведомить меня о том, что им угодно было остановиться на мне. Когда же я объявил, что недостоин этого и не делал им ни малейшей уступки как не имеющий сил поднять и понести это тяжкое иго, то они повелели представить меня пред ваше лицо; так как и вы разделяете это их желание. Итак, теперь вы, мужи, боящиеся Бога и всегда имеющие Его в сердцах своих, называющие себя именем Христа, истинного Бога нашего, то есть, христианами, выслушайте краткую апологию от нашего смирения и ничтожества. Все, что я высказал уже в свою защиту благочестивым и всеправославным императорам нашим, выскажу и пред лицем вашим. Мне страшно согласиться на такое избрание, и от лица Божия я вливаю в себя боязнь решиться на это так легко и без всякой осмотрительности, чтобы не подпасть страшному осуждению. Если сподобившийся услышать глас Божий, имеющий училищем небо, сделавшийся созерцателем рая, слышавший неизреченные глаголы и пронесший Имя Божие пред лицо народов и царей, божественный апостол Павел, в послании к коринфянам, говорил: да не како иным проповедуя, сам неключим буду  (1 Кор. 9,27); то как же я, обращающийся в мире и принадлежащий к числу мирян, подвизающийся на императорской службе (он был секретарем) так необдуманно и неосмотрительно могу вступить на высоту священства. Это будет решимостью страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой. – Но самая важная причина моего страха и отказа заключается в следующем: смотрю я и вижу основанная на камне Христе, Боге нашем Церковь Его ныне рассекается и разрывается и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; с ними единогласные и христиане западные; и мы отчуждены от них и каждый день анафематствуемся ими. Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из Царства Небесного, увлекает во тьму кромешную. Законы и определения церковные не знают разделения или споров; но как свойственно им благочестиво исповедывать одно крещение и одну веру, так же точно известно им одно лишь согласие во всяком церковном деле. Ничто так не благоприятно и не благоугодно Богу, как то, чтобы они объединились и сделались единою вселенскою церковью, как мы исповедуем это и в символе нашей непорочной веры. Итак, братия, я прошу, - думаю, что и вы просите, потому что знаю, что имеете страх Божий, - благочестивейших и православных императоров наших созвать вселенский собор, чтобы мы, как сыны единого Бога, были едино, как почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, как члены единой нашей Главы Христа, были единым стройным и неразрывным телом, как почитатели Святаго Духа, шли не друг против друга, но друг с другом, как почитатели истины, созерцали и говорили истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы мир Божий, превосходящий всякий ум, ограждал всех нас. И если защитники православия, императоры наши, повелят внять моей справедливой просьбе, то уступлю и я, исполню их повеление и принимаю ваш выбор; если же нет, то я нахожу невозможным сделать это, чтобы не подпасть под анафему и не быть осужденным в день праведного Судии всех, когда не могут выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Ответьте братия на мою апологию, лучше сказать, на мою просьбу так, как лучше и как вам угодно».

Все с удовольствием выслушали то, что говорилось, и все изъявили согласие на созвание собора. Впрочем несколько безумцев стали возражать. В ответ им секретарь обратился снова к народу и сказал: «Иконы низверг господин император Лев, и когда собрался собор, то нашел их уже низверженными. И так как они были низвергнуты рукою императорскою; то главная сторона изследования заключается в том, что дерзнули самовольно уничтожить древний обычай, преданный церковию. Но истины Божией не связали!».

Возведенный в сан патриарха, он писал соборные послания патриархам Рима, Александрии, Антиохии и Святого града, которые найдешь во 2 и 3 деянии, вместе с ответами на них (Деяние 7-го  Вселенского Собора. С. 30-32)

 

ЧАСТЬ VI.

ОБНОВЛЕНЧЕСТВО

Глава 1-я.

3-го мая 1923. Брошюра: «За что лишили сана бывшего патриарха Тихона»[1].

(Речь прот. А.И.Введенского, произнесенная на заседании 2-го Всероссийского   

 Священного Поместного Церковного Собора 3-го мая 1923 года в Москве).

С внутренним трепетом стою я пред Священным Собором, ибо сегодня здесь у нас не только Собор, но и суд. Мы приходим сюда на суд Собора для того, чтобы сказать вам, избранным сынам матери Церкви, о том, почему пошла церковная жизнь так, как она шла истекший год. Сегодня Собор должен благословить или анафемствовать освободительное движение в церкви. Сегодня Собор должен сказать – иди и живи – нашему течению, или сказать – ты должен умереть, обесславленный, погубивший церковь, ты – имя которому пусть будет Иуда. Итак, Собор имеет сказать свое суждение, дать благословение – или отвернуться. Сегодня перед Собором предстанут две правды: правда наша, освободительного, обновленческого движения, и правда традиционная, правда церкви патриарха Тихона, как вождя этой церкви. И для того, чтобы Собор мог иметь беспристрастное, объективное суждение по этому вопросу, важности совершенно исключительной, я имею величайшую честь от лица Высшего Церковного Управления и от лица всех обновленческих групп, представленных на нашем Соборе, доложить вам те материалы, рассказать вам всю ту правду, поведать вам о всей той фактической обстановке, при которой текла наша жизнь. Тогда вы сами будете судить, так ли пошла Церковь, предателями ли, иудами ли, являются сейчас двигатели обновленческого движения, или наоборот, те от которых отошли мы, они радели о благе церковном. Русская церковь переживает мучительный кризис, русская церковь вся изъязвлена ранами, живая кровь мучающихся душ обагрила белоснежные одежды церкви.

Мы перестали понимать друг друга, мы стали друг в друге видеть врага, мы боимся общения в молитве и в Евхаристии, мы перестали быть братьями, - мы, исповедывающие один и тот же символ веры, рожденные, воспитанные, вскормленные соками той же матери, стали как враждующие, непонимающие, негодующие враги. И наш Собор только один в состоянии властно, громко, сказать этим враждующим, - перестаньте, здесь правда, идите за ней, уйдите от той правды, хотя бы она облеклась в пышные одежды подлинности православия.

-И так вы будете лечить, вы преподадите то лекарство бессмертной истины, хранительницей которой является Церковь, вы являетесь выразителями церковного мнения, вы здесь - сама православная русская Церковь. Я хочу рассказать вам о болезни, ее течении, причине, вы поставите диагноз, вы возьмете рецепт и напишите нам тростью истины ваше решение, и снова соберется расточенное, погасится пламя вражды, и будет Церковь тем, чем быть должна – союзом любви Господа Иисуса Христа. Я сейчас отойду очень далеко от русской православной церкви, я буду говорить о христианстве вообще и положении в мире вообще, потому что мое глубокое убеждение, что мы больны общей болезнью христианства, что только в нашей церкви с особенной мучительностью прежде всего созрел этот кризис, которого еще как будто не видно, но который уже действительно совершается среди всех христиан всего мира. В самом деле, сейчас мир усумнился в ценности христианства, сейчас мир хочет, по чудесному выражению французских писателей конца 19-го столетия, дехристианизироваться, мир, носивший белые крещальные рубашонки, как бы нашел, что рубашки тесны. Смотрите, ваши крещальные рубашонки треснули по всем швам, обветшали. Мир уходит от христианской церкви. Общее явление отхода от Христа, уже в течение целого ряда последних десятилетий подмечено верующей и неверующей наблюдающей мыслью. Вот предо мной ряд французских писателей, я беру из них только одного, он мне пришел сейчас на память – де Мель, он говорит: было некогда время, и на вселенной сиял облик Христа. Теперь этот облик угас, померк, стал темнее, но нам и не надо этого света. Вот предо мною Америка, ряд теперешних мыслителей, известный американский анархист Свифт, который пишет памфлет за памфлетом против Бога и Христа. Знаменитый американский романист Синклер говорит, что правда, теология заставляет еще жить кое-кого, но это теологические мертвецы стучат своими костяшками – это танец смерти. Ницше, в котором нельзя не видеть одного из крепчайших пророческих умов, сказал, что боги умерли, что по всему миру прокатилось жуткое эхо погребального рыдания над уже умершим богом. Возьмите его книгу «Антихрист», и вы найдете много мест, часто грубых и шокирующих нас, где Ницше не находит достаточно слов, чтобы выразить свое негодование, презрение и омерзение перед христианством. Ницше утверждает, что Евангелие самая грязная книга, которая когда-либо написана человечеством, после которой всякая книга покажется чище, что, читая ее, нужно одевать перчатки, чтобы не запачкать руки. Наша белоснежная книга в золотых переплетах, которую мы украшаем самоцветными каменьями, потому, что она для Ницше и стоящих за ним книга, которая пачкает. Бред безумного? Нет. Только грубо, резко, но здесь подхвачено настроение масс, масс, которые отходят от Христа, которые не хотят идти за Христом. Русский известный ученый академик Нестор Котляревский, не богослов, но и не атеист, в прошлом году выпустил книгу «ХIХ-й век”, где дает литературное обозрение жизни за ХIХ-й век. Знаете, что является, по мнению Котляревского, основным, доминирующим лейтмотивом, что светит на всех страницах мировой литературы - отход от Христа. С разных сторон более или менее талантливо литераторы начала и конца 19-го столетия подчеркивают, вырисовывают факт отхода мира от Христа.

 

          [1] «лишили» сана, а потом соединилисть с п.Тихоном, и вместе с п.Тихоном превратили тихоновскую церковь в Сергианскую.

Категория: Имеславие 6 том | Добавил: borschks
Просмотров: 226 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar