Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-05-05, 6:42 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 6 том

страница 44 - 55
2016-04-30, 10:28 PM

VIII.

      20 –го января вице – консул Щербина прибыл на Святую гору в сопровождении о. Климента. Это был безусый юноша  с добрым, по-видимому, сердцем, но, будучи уверен, что имеет дело с «бунтовщиками», «мятежниками» и «еретиками», счел  долгом проявлять суровость. Поэтому он стал начальственно кричать на братию, даже и в храме, куда  впервые   пришел и куда потребовал к себе братию.  Он там заявил, что императорское правительство смотрит на нас, как на бунтовщиков, и ни в коем случае не соизволит на выбор вами в игумены о. Давида и требует восстановления о. Иеронима, угрожая в случае несогласия всякими карами. Мы попросили заносчивого юношу, во-первых, не кричать в храме, ибо это не приличествует святому месту, а затем объяснили ему, что скит пользуется правом самоуправления, которое дано скиту его господствующим монастырем, причем, права  скита ясно выражены в скитском уставе. До сих пор российская власть не вмешивалась в самоуправление обители, и выбираемые игумены никогда не представлялись на утверждение посольства, и о состоявшихся сменах  игуменов только доводилось до сведения российской посольской власти и министерства внутренних дел. Утверждали же игуменов греческие монастырские власти. Что же касается о. Давида, то он был избран на основании статьи 3-й устава скита, которая предоставляет братии право в случае недовольства  игуменом избирать по желанию нового, и для того достаточным признается простое большинство голосов. О законности такого избрания свидетельствует и согласие Ватопеда утвердить о. Давида, которое монастырь письменно подтвердил в официальной бумаге под № 15-м.  О. Иероним был нами только насильно выдворен из кельи, которую он не желал  уступать, невзирая на состоявшееся низложение его братией. Бунта в скиту никакого не было, ибо братия только воспользовалась своим законным правом, нет так же и ереси, ибо то, что мы говорим о Имени Божием, что оно есть Сам Бог, много лет раньше нас высказал о. Иоанн Кронштадтский, и духовная цензура сему не противилась. То же высказывалось и у других Св. Отцов.

      Щербина удалился, а на следующий день  пришел с Ватопедским проэстосом Аркадием. Грек снова изменил свое лицо и совершенно стал отрекаться от того, что Ватопед письменно согласился признать о. Давида. Отрекался он от этого даже тогда, когда мы показали подлинную бумагу, гласившую, что избрание признается правильным и 19-го января власти прибудут для поставления его на игуменство. «Да, да, - сказал он – ваше  избрание мы признали «каноникос», т. е. «подлежащим наказанию», без всякого стеснения говорил он, играя словами. «Но если вы в этом смысле сказали: «каноникос», тогда зачем же обещались вы 19-го приехать на поставление игумена?» - вопросили мы. Слово «каноникос» имеет два смысла, а именно: каноничный, т. е. согласный с установленными канонами, правилами и, следовательно, правильный, а иногда так говорят о том, что подлежит наказанию по установленным канонам. Но в бумаге слово «каноникос», безо всякого сомнения, означало «правильный», что подтверждает и о. Климент, говоря, что этим соглашением греки сделали «искусный маневр». Но на самом деле не греки сделали «искусный маневр», а о. Климент сделал весьма искусный маневр, добившись от греков того, чтобы они заведомо православных до того и православных после того признали ради просьбы о. Климента в нужное для него время неправославными, и благодаря этому искусному маневру удержал власть за Иеронимом…

      Видя, что братия твердо стоит на своем праве и отнюдь не желает поступиться им и отказаться от своего нового игумена о. Давида, Щербина с избытком юношеского рвения, желая все-таки настоять на своем, пошел по тому пути, который ему указали Климент и Иероним, и объявил нам, что если мы не примем обратно на игуменство Иеронима, то «мы вас предадим на растерзание грекам». Узнав о том, что мы послали донесения в посольство  и в российский Синод,  он попросил копию, которую ему дали, и эту копию затем передал в протат Святой Горы, чего отнюдь не имел права делать, и перенес дело на религиозную почву, указав религиозные причины смены о. Иеронима и ту, которую мы не намеревались представлять на обсуждение грекам, дабы не усложнять дела, но представляли в российский Синод. Таким образом, русский дипломат не только толкнул греков на вмешательство во внутреннюю автономию русских обителей, но и во внутренние религиозные споры. Таким образом,  после отказа Андреевского скита принять игуменом о. Иеронима само российское посольство в лице Щербины стало добиваться, чтобы греки признали Андреевский скит неправославным, и это домогательство протат с удовольствием уважил, и 30 января последовало объявление  кинотом Святой горы, что Андреевский скит, как содержащий ложное учение «о Втором Лице Святой Троицы», «признается злословным», почему и «отлучается от церкви впредь до суда великой церкви», при чем воспрещается прочим поселенцам Святой Горы иметь всякое общение со злославным скитом.  Я думаю, каждый благомыслящий человек возмутится таким образом действий нашего дипломата, который ради каких-то частных целей прибег к тому, что сам натравил и без того враждебное туземное население на русских, да еще на религиозной почве. Несправедливость такого образа действия особенно рельефна, если принять во внимание то, что те самые лица, которые без всякого суда и следствия по предложению нашего дипломата были признаны греками «злославными», «отлучены от церкви» - и не после суда великой церкви, а, что совершенно необычайно, «впредь до суда великой церкви» - были, когда суд состоялся, признаны вполне православными. После того, как их насильно вывезли в Россию, 25 главных «главарей имябожцев» были преданы церковному суду, который состоялся при московской синодальной конторе  под председательством митрополита Макария, и на суде признали их единомыслие с церковью.

      В первый же свой приход в скит г. Щербина от имени посла потребовал подписку о немедленном моем выезде с Афона. Я на это ответил, что подписки я никакой не дам, но против выезда с Афона ничего не имею и выеду на одном из следующих пароходов.

      Против скита были приняты Щербиной следующие репрессивные меры:  1) было запрещено выдавать и принимать от Андреевской братии на русской пароходной почте какую-либо корреспонденцию, простую денежную  и заказную; 2) запрещено было пароходной конторе принимать или выдавать лицам, находившимся в скиту, какие – либо грузы, так что даже продовольственные грузы, как, напр., картофель и мука, выписанные из Одессы, гнили на пристани и не выдавались в скит; 3) приказано было  выдавать о. Иерониму ту денежную корреспонденцию благодетелей, которая адресовалась на имя всей братии. Таким образом , установилась полная блокада скита. Началась знаменитая «осада» Андреевского скита, который был, так сказать, обложен со всех сторон: осада с моря, не пропускавшая в скит ни продовольствия, ни корреспонденции, и осада с суши, состоявшая из строгого запрещения кому- либо из насельников Святой Горы общаться с злославным скитом. Всеоружие греческой церковной власти грозило преданием анафеме и изгнанием с Афона; всеоружие российской посольской власти грозило канонерками и выселением военной силой. Безвыходным казалось положение осажденного скита, но не для тех, кто веровал истинно в Господа Иисуса, за честь  Имени которого стоял… Но где же было искать помощи? Взоры всех имяславцев обратились к отечеству; там следовало выяснить всю истину создавшегося положения, туда надо было кому-либо ехать и все обсказать, и выбор всех пал на меня. Имяборцы чувствовали, что это единственный выход для осажденного скита, и поэтому они, до сего яростно требовавшие  изгнания моего, теперь всячески старались не выпустить со Святой Горы и по обычаю своему для достижения сего снова пустили в ход клевету. Узнав через своих разведчиков, что я должен ехать в Россию, о. Иероним донес о сем г. Щербине и просил запретить мне выезд под предлогом, что я могу увезти с собой капиталы скита. Я не подозревал о сей клевете. Когда же сел на пароход, то на него немедленно же явился и Щербина. Однако юная совесть не допустила его меня задержать. Узнав, что я еду в Салоники к генеральному консулу, он пропустил меня, послав ему обо мне письмо. Но и там меня не задержали, а, посадив на пароход, отправили в Одессу. Каково же было мое удивление, когда в Одессе вслед за  моим прибытием туда  явилась полиция и по приказанию, телеграфически переданному из Константинополя, я был обыскан с ног до головы! Искали каких-то процентных бумаг и капиталов, но ничего, конечно, кроме карманных денег на дорогу, не нашли и отпустили с миром. Но в Петрограде меня ожидало новое гонение и новые скорби. Узнав о моем прибыти, меня не только не пожелали выслушать  в Синоде, но немедленно же   явился благочинный монастырей и потребовал, чтобы я дал подписку о немедленном выезде из столицы, куда  якобы я не имел права приезжать, ибо для сего следовало заранее испросить разрешения Синода… Одновременно с гонением началась и травля меня имяборцами в печати. Имяборческие корреспонденты сообщали обо мне всякие небылицы, российские  писаки повторяли всякие вымыслы, меня рисовали каким-то ярым бунтовщиком с громадными кулаками (на самом деле я мал ростом и слаб), говорили, что я женат на абиссинке, о. Илариона называли моим денщиком, когда на самом деле ему 90 лет и моим денщиком он никак не может быть, да и не служил он никогда, в конце концов с кафедры Государственной Думы я был назван епископом Анатолием «экспроприатором»…

      Но «слово Божие  не вяжется» и истины не утаишь. Хотя осада Андреевского скита кончилась тем, что после знаменитого ураганного окачивания из пожарной кишки архиепископ Никон взял штурмом имяславцев Пантелеймоновского монастыря 3-го июля 1913 года  и вслед за сим 8-го июля сдался Андреевский скит и 185 иноков этого скита принудительно посажены и вместе с 485 пантелеймоновскими иноками вывезены в Россию, а вслед за ними бежали с Афона и еще целая тысяча имяславцев, - несмотря на все это, исповедание Божества Имени Господня не было побеждено, ибо ни одного свидетельства Св. Писания сколько-нибудь прямого и основательного имяборцы не могли и доселе не могут представить в защиту своего неверия в Имя Божие .

      В конце концов, как я уже упомянул, главари имяславия, к коим причислен и я, будучи преданы духовному суду, состоявшемуся в Москве при синодальной конторе, под председательством митрополита Макария, были оправданы.  По рассмотрении их исповеданий не было найдено в них чего-либо  противного учению Святых Отцов, но, напротив, в них повторялись лишь свидетельства Святых Отцов. Итак,  те, которые  за неправославие были подвержены остракизму со Святой Горы без следствия и суда, были по совершении следствия и суда найдены православными, и этот факт громко осуждает все те действия, которые в угоду имяборцам, скажем, в угоду архиепископу Антонию Храповицкому, были предприняты против имяславцев. Но и доселе о. Климент с  удивительным апломбом говорит о имяславцах, как о явной, несомненно признанной церковной ереси. Позволю себе по этому поводу привести письмо светила современной российской богословской науки профессора Муретова М.Д.  которое он написал ректору московской духовной академии по поводу той самой моей книги: «Апология веры во Имя Божие  и Имя Iисусъ», которая была названа о. Иеронимом «салатом» и которую он требовал сжечь. Да простит меня достоуважаемый профессор, что я открываю его славное имя. Вот это письмо:

 

            «Ваше Преосвященство

                        «Высокочтимейший Владыко.

      «Весьма внимательно и даже с большим удовольствием прочитал я присланные вами тетради. Веет духом истого монашества, древнего, подвижнического.

      «Дело, конечно, совсем не так просто, как взглянул на него рецензент книги о. Илариона. Корнями своими вопрос об Иисусовой молитве и Имени Спасителя уходит к исконной и доселе нерешенной, точнее - неоконченной, борьбе противоположностей идеализма, или , что то же , реализма и мистицизма с одной стороны, - и номинализма - он же и рационализм и материализм - с другой.

      «Простецы из истых подвижников и не мудрствующие  лукаво или опростившиеся богословы, как Игнатий Брянчанинов, еп. Феофан, о. Иван, - непосредственным опытом и интуитивно постигли, как и ранее их многие отцы и подвижники постигали, - истину, до коей ученым книжникам и философам приходится добираться с большими трудностями и окольными путями схоластики и сложных процессов мышления.

      «Истое христианство и церковь всегда стояли на почве идеализма в решении всех возникавших вопросов - вероучения и жизни. Напротив, псевдо - и антихристианство и инославие всегда держались номинализма и рационализма.

      «Грани истории реализма: Сократ с Платном… до Гегеля с его правою школою и Достоевского в философии и художественной литературе, а в церкви:  Евангелие, ап. Павел и т. д. до Паламы и о. Ивана (Кронштадтского).

      «Идеализм и реализм лежат в основе учения  о единосущии и троеличности Божества, о богочеловечестве Спасителя,о церкви, таинствах, особенно евхаристии, иконопочитаниии и т. д.

      «И я лично весь на этой стороне. Рецензент «Рус. Инока» и апологет  о. Илариона говорят не одно и то же,  а совсем противоположное. И апологет  далеко не невежествен и неразвит  формально, - напротив, полное невежество и непонимание дела на стороне рецензента.

      «Вам известны, конечно, продолжительные и ожесточенные споры средневековья между номиналистами и реалистами, когда делались и попытки  к их примирению, но неудачные, ибо они стояли на, совершенно предмету чуждой, почве схоластики и рационализма.

      «В церкви восточной споры варлаамитов и паламитов также не решили вопроса научно и догматически, а только канонически на поместных соборах. Но тут нужен не канон, а догмат, коего пока нет.

      «Мне суждена жизнь в эпоху подъема волны материалистическо - рационалистическо - номиналистической. Но есть признаки начинающегося  возрождения идеализма - реализма - мистицизма.

      «Притом предстоит всероссийский собор.

      «В виду всего этого вопрос, поднятый афонитами, я считаю весьма своевременным для всеобщего обсуждении. Он может дать повод к перенесению спора об Имени Иисус в общедогматические области и вызвать попытки если не к решению, то хотя к уяснению исконного спора (надо заметить, что эти противоположности есть и в искусстве - живописи, музыке, литературе, - вообще во всем - в том или ином виде).

      «Слово всякого языка и во всяком виде, пока оно произносится устно или умно, есть, конечно, отражение идеи, имеет реальную связь с идеей, а идея тоже реальность, имеющая и ипостасное бытие. Пример: рус. «благо» и евр. tewo, греч. to agaton и т. д. - это слово, - затем «идея - благо»,  и наконец, «Благо, Бог, трииностасный». Также и имя «Иисус», евр., а рус. «Бог- спасение» или «Бог-Спаситель» или «Богочеловек», идея Богочеловека и ипостась Богочеловека. Спаситель Богочеловек  может именоваться и на бесчисленном множестве языков, живых, мертвых и будущих, - и бесчисленно количество раз - телесно и духовно. И все эти бесчисленные слова-имена имеют свою реальность и ипостасность, как в произносящем субъекте - человеке, так и  в произносимом  объекте - Богочеловеке. Кто бы, когда бы, как бы ни именовал Спасителя, именующий каждый раз вступает в то или иное отношение реальное к именуемому. Я хочу сказать: раз известное слово-имя соединено с известной идеей и ее отражает в себе, то пока эта связь есть ( а она не может не быть, ибо слово есть принадлежность существа разумного), необходимо бывает и реально-ипостасное  отношение субъекта-лица, произносящего  слово,  к идее, коей носителем является объект-произносимый, тоже лицо. Таким образом, субъект ( лицо, ипостась) , произносящий слово «Иисус» или «Богочеловек» или «Бог Спаситель», необходимо вступает в то или иное отношение реальное к идее и ипостаси Богочеловека.

      «То же надо сказать и обо всех вообще именах, напр., «сатана, ангел, угодник Божий» и т. д. Возьмем «о. Иван Кронштадтский». Ранее отца Ивана этого имени не было, оно дано именно ему, выражает его идею и отражает его личность .Быть может, оно и умрет когда-нибудь и совсем исчезнет из человеческой речи. Но пока оно живо и произносится разумными существами , оно необходимо ставит произносящего в то или иное отношение, притом, конечно, реально, поскольку реально произносят и произносили, - к реально-сущей в лице о. Ивана идее, выражаемой его именем, - т. е. поскольку и кто называет о. Ивана и сам о. Иван суть реальности и ипостаси.

      «Так - каждое имя и всякое слово.

      «Затем я не вхожу  в специальности гносеологии и онтологии этого вопроса. Ибо и из сказанного, думается мне, видно, что глумящиеся над Именем Иисус в душе ли, устно ли, на записках и т. д. - все равно ведь знают, что выражает имя и кому оно относится, - следовательно, необходимо глумятся и над Самим Спасителем. Да и не могут не знать, и никакими софизмами нельзя очистить этого глумления - только покаянием. Поэтому-то хула на Духа не прощается, и за всякое, даже праздное, слово человек даст ответ. И никто, говорящий в Духе Святом, не говорит: анафема Иисуса (вообще Иисуса без всяких определений, ибо с момента, как Logoz sarx egeneto  есть только один истинно-Иисус-Спаситель Богочеловек) и никто не может сказать: Господь Иисус, только Духом Святым. Глумились над  защитниками имени Иисус и молитвы Иисусовой, конечно, по недомыслию, а вернее - по отсутствию истинно - христианского чувства, которое всегда может указывать истинным христианам верный путь  во всех соблазнах и недоумениях, что и видим в монахах-простецах.

      «Ведь мы живем и движемся и существуем в Боге Отце, Сыне и Духе, в Богочеловеке- Спасителе. Не только наше несознательное бытие, не только наша духовно-телесная жизнь  в Нем, - но в Нем и наши движения, телесные и духовные. Наша мысль есть движение духа, наше слово есть духовно-телесное движение. И это движение может ставить нас в более тесное единение с Богом, как бы дает нам осязать Бога (Деян. 17, 28-27). Поэтому произносящий молитву Иисусову реально соприкасается с Самим Богом Иисусом, - как  Фома, осязает его духовно.

      «К сожалению, не располагаю временем к более подробному раскрытию этого важного предмета».

      В записках о. Климента мы нашли одно замечательное видение, которое он сам о себе записал, бывшее ему как раз в начале 1912 г. и именно тогда, когда он только что начинал свою имяборческую деятельность. Увидел он однажды крест, которого один угол обожжен. Несколько дней спустя он увидел снова крест, в котором опять-таки один угол обожжен. Крест есть символ  Имени Святой Троицы и Имени Иисуса Христа, ибо вертикально расположенные один под другим два конца креста символизируют: верхний - Отца, рождающего Сына, а нижний - Сына, рождающегося от Отца. Горизонтальные же два конца символизируют Духа Святаго, от Отца исходящего и с Сыном пребывающего. Сделавшись орудием распятия, крест символизирует спасение людей Спасителем - «Iисусом» - Богом, воплощенным и распятым нашего ради спасения. Итак, это двукратное видение поврежденного креста, у которого  один конец обожжен, должно намекнуть о. Клименту, что он посягает на Имя Распятого Бога Шисуса, отвергая Божественное достоинство и неотделимость от Господа Iисуса Его Имени. Через несколько дней снова увидел себя о. Климент перед крестом, и на нем увидел Самого Распятого, страждущего Iисуса. Около креста стояла группа людей. О. Климент кинулся к Распятому, но люди подняли на него руки с камнями, дабы побить его камнями, но руки их были удержаны невидимой силой Господа, страждущего на кресте. Теперь спрашивается, кто распинал Господа Iисуса во Имени Его? - имяборцы, к которым примкнуть собирался о. Климент. Что повелено Богом за хуление и глумление над именем Его? - побивать камнями, как о том гласит слово Божие (Левит. 24,16). Но многомилостивый Господь, поношаемый и распинаемый во Имени Своем, умилостивился о неведении имяборцев, благодаря которому они враждуют против Имени Его, и удержал  праведное негодование православных христиан, окружавших Его, которые готовы были побить камнями имяборцев на Афоне. Климент подошел беспрепятственно к тому кресту,  на котором сам он распинал возлюбленного своего Господа, сам того не ведая, став на колени, помолился, а затем снова встал и пошел от креста.

     Тогда снова рабы Христовы подняли на него руки с камнями, дабы побить его по закону камнями за хуление Имени Господня, но снова были удержаны, и о. Климент, подойдя к ним, спросил их: «Вы православные?» по следующей версии: «Вы христиане?». - «Да, мы православные». «За что вы меня бить хотите?» - и с тем пробудился и записал свое видение, которое затем было найдено при обыске его кельи. И так, как видно из его статьи, до сих про не сознает мой собрат того, что подлежит он «побиению камнями» за ту хулу на Имя Господне и за тот  соблазн, который он так уверенно распространяет, расшатывая в православных веру в то, что Имя Господне неотделимо от Именуемого и, будучи на вид обыкновенным человеческим словом, содержит в себе Самого Бога и по объективной своей стороне, будучи Божественной Истиной, есть Божий мысленный Свет и Истинный Бог.

      Не менее удивительное видение было и нашему игумену о. Иерониму. Перед самым своим выбором на игуменство, когда он не имел совершенно никаких шансов и даже не был избран кандидатом, он увидал во сне покойного игумена архимандрита о. Иосифа. Тот ему сказал: «Береги четверг», а затем подвел его к окну и показал на море и сказал: «Смотри», и увидал о. Иероним через море прямую дорогу, светящуюся Божественным светом. На этом  видение окончилось. После этого совершенно неожиданно младшая братия, (та самая, которую он ныне изгнал) против желания старцев потребовала, чтобы поставили кандидатом также и о. Иеронима, и он был избран. Это произошло в четверг, и о. Иероним рассказал многим это удивительное видение, но светлый огненный путь через море был до последнего времени для всех непонятен. Но теперь путь этот делается понятным. Низложение о. Иеронима, так же как и избрание его, произошло в четверг, 10-го января. Огненный же сияющий Божественным светом путь через море есть тот славный путь исповедников Имени Господня, которым они прославили Имя Господне твердостью  своего исповедания и веры во Имя Господне, и тем сподобились славной участи быть изгнанными и поношаемыми Имени Иисусова ради… Мы смело приводим это чудное приточное видение наших противников, умалчивая о других, более ясных и чудных знамениях, коих удостоились некоторые имяславцы. Но мы о последних умалчиваем, дабы не давать повода к оспариванию их или даже к подозрению в вымысле.

      Обличая неправоту действий и мыслей имяборцев, я далек от того, чтобы ненавидеть их и осуждать их за это. Читатель видел мое признание в том, в каких близких духовных и дружественных отношениях до спора я состоял с игуменом о. Иеронимом. Ему я обязан и моим иерейским саном, ибо против моего желания он настоял на том, чтобы я его принял. Я его искренно любил и уважал и пользовался его взаимным уважением и любовью. В прекрасных отношениях состоял я и с всечестным о. Климентом. Но на нас сбылись слова Господни: «и врази человеку домашние его». Разность религиозных убеждений не может не разделять людей.

      Однотипны были с нынешним прежде бывшие споры за догматы церковные. Сначала торжествовала обыкновенно неправая партия, торжествовала благодаря  торжеству рационализма над мистицизмом и проискам еретиков у властей. Таким образом, во всех подобных спорах та сторона, которая ныне признана правой, сначала была признана неправой, и против нее нагромождались горы всякой клеветы. Против них легко восстановлялся еретиками народ. Св. Максима Исповедника, благодаря клеветам еретиков,  так возненавидела простая, ничего не смыслившая в догматах чернь, что когда его казнили и поволокли по улицам Царьграда, то его труп весь растерзали… Оружием истинно православных всегда бывала истина, свидетельствуемая Писанием, Святыми Отцами. Еретики же, не находя равного оружия и сознавая малую убедительность тех текстов, которые приводили в свою пользу, искали, с одной стороны, опоры в рационализме лжеименного разума, а с другой стороны - старались очернить правое учение клеветами на исповедующих истину. Так бывало искони, так повторилось и сейчас. Но Господь наш  есть Бог «еже миловати и спасти». Он есть Тот, Который о Себе сказал: « Аз умерщвлю и жити сотворю» - и посему мы желаем и надеемся, что наше нынешнее разделение возвратится вскоре в единомышленный о Имени Господнем союз Христовой любви в славу и честь всесвятого и достопоклоняемого Имени Господа и Бога И Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь

Приложения.

(Извещение составителя данной книги: Книга Иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология Веры во Имя Божие  и во Имя Iисусъ»,  изданная в 1913 г. помещена в книге: «Имяславие» К. Борща. Т. 1. М. 2003 г. С. 309-500).

 

Начинаются приложения:

I.

О почитании Имени Божия.

 

 «Себе искушайте,  аще есте в вере». (2 Кор. 13,5)

 «Тем же Богъ дарова Ему Имя паче  всякого имени, да о    Имени Iисусове всяко колено поклонится». (Филипп. 2, 10).

 

      «Испытывайте себя» - взывает апостол к нам, - испытывайте себя, пребываете ли вы в вере?» - То есть рассмотрите внутренно чувства души своей, ощущается ли в ней живое чувство веры в Бога, или это живое чувство заглохло, и душа хотя и не отреклась от веры в Бога, но чувства страха Божия в себе не находит, благодарности не чувствует, любовью не согревается. Испытывайте себя, следите за своим состоянием сердечным, чтобы не дойти незаметно до того ужасного состояния, когда совершенно теряется способность души ощутить какой либо страх пред Именем-ли Божиим, пред страхом-ли будущих мук. Испытывайте себя, чтобы не стать «солью обуявшей», годной лишь на извержение, чтобы не потерять своей живой веры, которая, как соль; осоляет все чувства и мысли сердечные;  блюдите веру свою, чтобы она была живой и горячей, а не превратилась в одно мертвое и хладное  знание того, что Бог страшен, и страшно Имя Его, но без сердечного ощущения истинности сего.

      Но, увы! - «Егда пришед, обрящу ли веру на земли..?» говорит Христос. Нечувствие, как сыпучий песок, засыпает нас. Нарушаем мы заповедь Божию о непризывании Имени Господа всуе, творим молитвословия и Богослужения рассеянно и  небрежно.  Итак, очистим, прежде всего, наш ум, дабы возродить в себе благопризывание Имени Божия. «Великие Имена: Пресвятая Троица, Отец, сын и Святой Дух, призванные с живой сердечной верой и благоговением, или воображенные в душе, - пишет («Мысли христианина». С. 46). о. Иоанн Кронштадтский, - суть Сам Бог и низводят в душу нашу Самого Бога»… «Когда ты в сердце говоришь, или произносишь вслух Имя Божие, или Пресвятой Троицы, ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верой и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому Имени… Имя Его есть Он Сам - Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображаемое». Бог Сам открыл Имя Свое ветхозаветным людям, когда в гласе трубном, в огне и дыме возвестил с горы Синайской заповеди; там в первой заповеди закона сказал Он о Себе: «Аз есмь Господь Бог твой», - т. е. Имя Мое есть - «Господь Бог»; а в третьей - повелел воздавать этому Имени Божественную честь и не призывать его всуе. Подобно сему и люди новозаветные прияли от Господа Иисуса Христа Имя Божие  новое, т. е.: «Святая Троица» и «Сын Божий», молятся о Имени сем и чтут Его. О сей заповеди новозаветной - чтить Имя Господне - свидетельствует Иоанн Богослов, говоря: «Сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» (1 Ин. 3, 23). «Сия же писана  быша, да  веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и, да верующе, живот имате во Имя его». (Ин. 20, 31). «Сия писах нам, верующим во Имя Сына Божия, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во Имя Сына Божия». (1 Ин. 5, 13).

     Эту тайну Имени Божия раскрывает Богослов и в первой главе своего Евангелия, вслед за  изложением учения о предвечном рождении Бога Слова от Отца: «Бе Свет истинный, - пишет он, - иже просвещает всякого человека, грядущего в мир… Елицы же Его прияша, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася». Чтобы стать чадом Божиим, - учит Св. Апостол, - необходимо вам веровать во Имя Иисусово, а эта вера подается только тем, кто от Бога возродится в святом крещении, при чем происхождение плотское ни мало возрождению и спасению не поможет. И первое прошение, которое положил Господь в молитве «Отче наш», есть именно прошение о том, дабы святилось в нас Имя Божие, то есть, чтобы дал нам Господь веру во Имя Его, ибо чрез эту веру получаем мы право быть чадами Божиими. О Своем же собственном Имени - Иисус Христос Господь свидетельствует следующими словами: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный… Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия». (Ин. 3, 15 - 18). «Аминь, аминь, глаголю вам… аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне, и, аще чесо просите во Имя Мое, Аз сотворю»… (Ин. 14, 13).

      «Утешитель же, Дух Святый, Его же пошлет Отец во Имя Мое, Той вы научит всему»(-25).

      «Аз избрах вас… да плод принесете… да его же просите от Отца во Имя Мое даст вам… Аще Мене изгнаша и вас ижденут, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут: но сия вся творят вам за Имя Мое, яко не ведят пославшаго Мя»… (Ин. 15-17).

     Итак, Господь, с самого начала Своего общественного служения, учил веровать во Имя Свое, и мы видим, что Апостолы Христовы вполне эту веру восприняли. «Возвратишася семьдесят учеников - посланных Господом на проповедь, рассказывает евангелист, - с радостию глаголяще: Господи, и беси повинуются нам о Имени Твоем» (Лук. 10, 17). Господь же возрадовался духом, увидев такую простоту веры в Него учеников Своих, и воскликнул: «Исповедуютися, Отче, Господи небеси и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою».

     По вознесении Господнем Святые Апостолы, восприяв вместе с верою в Божество Господне и веру во Имя Его, начинают свою проповедь словами о Имени Христовом и первое чудо совершают Именем Христовым: «Став же Петр (в день сошествия Святого Духа), рече:  Мужие Иудейстии… сие есть реченное пророком Иоилем… излию от Духа моего на всяку плоть … и будет всяк, иже призовет Имя Господне, спасется… покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа во оставление грехов, и примете дар Святого Духа» (Деян.2,14-21 и дал.).

     Первое же чудо исцеления хромого от рождения было совершенно так: «Воззрев  же Петр нань со Иоанном рече: воззри на ны. Во Имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи»(Деян.3,6)  Исцелевшему же хромому, притекоша вси людие ужасни. Видев же Петр, отвещаваше людям: мужие Израильтяне, что чудитеся?... Бог отцев наших прослави отрока Своего Иисуса?.. И о вере Имени Его, сего егоже видите и знаете, утверди Имя Его, и вера, яже Его ради, даде ему всю целость сию пред вами… Священницы же и воевода церковный и саддукеи… возложиша на них руки… Наутрие вопрошаху: коею силою, или коим именем сотвористе сие вы? - Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече им.: Разумно буди всем вам и всем людям Израилевым, яко во Имя Иисуса Христа Назорея… о сем сей стоит пред вам здрав… несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам.. Отпущена же бывша (Петр и Иоанн), приидоста к своим… Они же воздвигоша глас к Богу и рекоша: Владыко, Ты, Боже, сотворивый небо и землю, и море, и вся, яже в них, даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое… и чудесем бывати Именем Святым отрока Твоего Иисуса», и помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята». (Деян. 4).

     Но не только Апостолы, Сама Матерь Божия с самого Благовещения проповедует о величии Имени Сына Своего: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… яко сотвори мне величие Сильный и Свято Имя Его» (Лук. 1,46-49)..

     Пастыри и учители церковные, прияв от Апостолов веру в Святость Имени Господа, передали сию веру и нам. Поэтому, во всех главнейших молитвах церковных Имени Божию воздается слава и поклонение отныне и до века. Напр., в молитвах светильничных на вечерне Церковь молится: «Возвесели сердце наше, во еже боятися Имени Твоего Святого, зане велий еси  Ты и творяй чудеса; Ты еси Бог един и несть подобен Тебе, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во Имя Святое Твое». - Здесь Имя Божие отождествляется с Самим Богом, ибо сначала молимся о том, чтобы  нам бояться Имени Божия Святаго, а потом, продолжая ту же мысль, говорим, что просим дать нам этот страх Божий ко Имени Его потому, что «Ты велий еси и творяй чудеса» и т. д., то есть  исчисляем свойства Божии.

     В третьей светильничной молитве просим: «Господи Боже наш, помяни нас грешных  и  непотребных раб Твоих, внегда призывати нам Имя Твое Святое»…

     «Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от Святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величие Имени Твоему Святому» (4-я мол.).

     На Литургии, по освящении Святых Даров и после  поминовения, первое прошение есть о Имени Господнем: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». - Оканчивается же Литургия троекратным возгласом: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века».

      Из всех приведенных выражений и мест Св. Писания ясно видно, насколько тесно Святая Церковь отождествляет  Имя Божие с самым Богом. Но, - скажет  мне иной читатель: - к чему же все это говорить? Разве я когда-либо сомневался в Божественности Имени Божия, в его святости и величии? - На это отвечаю: «Блажен ты, если не только никогда не сомневался в Божественности Имени Божием, но и живо ощущал, всегда призывая Имя Божие, что Оно свято. Если же ты этого сознания святости и величия Имени Господня в себе не замечал и не чувствовал,- то тебе весьма полезно возродить в себе страх Божий и живую веру в Имя Божие». Для того, чтобы тебе помочь в возбуждении сей живой веры, я и изложил все, что во священных и богослужебных книгах наших касается вопроса о почитании Имени Божия.

 

(Напечатано было с разрешения  духовной цензуры в журнале Андреевского Скита: «Наставления и Утешение Св. Веры  Христианской» Апрель 1912 г.)

II.

О молитве Иисусовой.

«Блажен муж, ему же есть Имя Господне упование его и не призре в суеты и неистовления ложная» (Пс. 39,5).

(Здесь краткая выписка. Полную статью о молитве Iисусовой можете прочитать в книге «Имяславие» К.Борща. Т.1. М. 2003. Ч. 4. С. 743-770).

Истинная, живая  христианская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу,  а  вместе с тем и с живою  верою  в  силу  молитвенного призывания Имени Божия. Без  веры во Имя Божие , без исповедания, что с  Именем Божиим соприсутствует Сам Бог, что с Именем Иисусовым соприсутствует  Сам Иисус, обещавший исполнять всякое прошение ради призываемого  Имени Своего:  -  без этой веры невозможно стать искусным молитвенником, невозможно привести душу в сыновния чувства к Богу и познать Иисуса, живущего во Имени Своем. О сем  свидетельствует Св. Евангелист Иоанн Богослов в самом начале благовествования  своего: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим  во Имя Его». (Ин. 1, 12). - «Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя  Единородного Сына Божия». (Беседа с Никодимом. Ин. 3, 18). - В послании же своем  Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что вера во Имя Иисусово есть «заповедь», Самим  Богом  данная: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга». (1 Ии. 3. 23). - В конце же Евангелия своего говорит: «Сия же писана бывша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий и да верующе живот имате во Имя Его. (Ии. 20. 31). На других же языках последния слова переведены: «Чрез Имя Его». Когда  же даны были сказанные две заповеди: веры во Имя Иисусово и любви друг к другу? - прочтите внимательно беседу Христову с учениками после Тайной вечери и вы увидите, что эти заповеди обе были даны именно тогда и о них многократно повторяет в беседе Христос. О взаимной любви сказано явно: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» ( Ии. 15. 11). - Вслед же за сим говорит: «его же аще просите от Отца во Имя Мое, даст вам», (- 16). - И в продолжение беседы Своей Господь неоднократно повторяет ученикам эти две последние Его заповеди: любить друг друга, пребывать в Нем и любви Его, веруя во Имя Его и все потребное испрашивая чрез Имя Его. Но возвратимся к первому приведенному тексту. Здесь сказано, что «приявшим Его», то - есть, познавшим Iисуса Христа и уверовавшим, что Он есть Господь и Сын Божий, - «даде область чадом Божиим быти», - далее читаем: «верующим во Имя Его». К чему же эта приставка, почему необходимо еще и уверовать  во Имя Его, что бы стать чадом Божиим? - Потому что одной веры во Христа недостаточно, чтобы пребывать с Ним во всегдашнем молитвенном общении, ибо изнеможет и память и воображение, и не возможет сосредоточиться ум, если не придет на помощь молитвенное призвание Имени Божия с верою в то, что с Именем - и Сам Призываемый. Итак, чтобы укрепить нашу уверенность в близость Его к нам - дал нам Господь Имя Свое, для всегдашнего молитвенного, умносердечного призывания. Конечно, можно пребывать в Боге памятованием слов Его, дел Его, страстей его и иными способами, но при всем этом призывание Имени Господня есть главный способ, чтобы сопребывать с Господом и ощущать Его в сердце своем. Сколь важно исповедание Имени Божия для человека, видно из слов Господа в Его Первосвященнической молитве: «Явих Имя Твое человеком». - «Отче Святый, соблюди их во Имя Твое». - «И сказах им Имя Твое и скажу, да любы. Ею же Мя возлюбил еси, в них будет и Аз в них». (Ин. 17; 6, 12, 26). - Не явно ли из этих слов, что одной из целей воплощенного домостроительства было открыть людям Имя Св. Троицы и Имя Иисуса Христа. И опять спрошу вас: почему  так важно человеку знать Имя Божие ? - и опять отвечу: потому, что Имя Божие не есть одно простое наименование, но в молитвенном призывании Имени Божия скрыта Божественная благодатная сила. Обратим внимание на слова Господа в последнем тексте «и скажу». - Он  уже открыл Апостолам  Отца, Себя и Святого Духа; что же еще обещает сказывать? - обещает сказывать не только им, но и каждому из нас, призывающему с верою Имя Его, обещает вселением Своим в нас низводить в сердца наши Святую Троицу, открывая наши умные очи  для Божественных тайно-созерцаний, именно тех из нас, кого признает достойными сего. Итак, слова эти опять подтверждают первый текст: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его».

Но, может быть, кто скажет, что тексты эти нельзя понимать дословно, что слово «имя» надо понимать в смысле переносном? – Однако из апостольской практики ясно, что Св. Апостолы дословно приняли заповедь о вере во Имя Господне. Так, когда они возвратились из первой проповеди, то с восторгом сообщили Господу о чудесах, совершенных ими чрез призывание Имени Его: «Господи! И бесы повинуются нам о Имени Твоем» (Лк. 10,17). Эти слова показывают, что, отправляя на проповедь, Господь дал Апостолам заповедь целить призыванием Имени Своего, хотя об этом прямо и не сказано[1]. Несомненно, дав Апостолам заповедь исцелять болящих и изгонять бесов, Христос Сам указал им и способ, коим это следовало делать. Отсюда понятен восторг учеников, когда они воочию убедились, сколь велико Имя их Учителя. По этому же самому Апостол Петр исцелил хромого у дверей церковных ни чем иным, как – призыванием Имени Иисусова. – «Рече же Петр: сребра и злата несть у меня, но еже имам, сие ти даю: во Имя ИисусаХриста Назорея востани иходи». – Когда же сбежался народ и дивился чуду, то Петр сказал: «Что чудитеся?.. О вере Имени Его, сего, егоже видите и знаете, утверди Имя его: и вера, яже Его ради, даде ему всю целость» (Деян. 3,6-16). – Когда же Петра и Иоанна повлекли на судилище за совершение чуда, то Петр исповедал веру во Имя Иисусово следующими словами: «Разумно буди всем вам и всем людям Израилевым, яко во Имя Иисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Его Бог воскреси от мертвых, о Сем (т.е Имени) сей стоит пред вами здрав… Несть бо иного Имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися» (Деян. 4,10-12). – И Св. Апостол Павел ясно подтверждает необходимость соединять с верою во Христа еще и веру во Имя Его: «Близ ти глагол есть во устех твоих и в сердцы твоем»  - то есть в устех молитва, или молитвенно призываемое Имя   - «сиречь глагол веры, его же проповедуем» (Рим. 10,8). Что же значит глагол? Значит – слово: но какое?  - которое мы проповедуем, т. е. Господа Иисуса, воскресшего из мертвых. Поэтому, вслед за сими словами и говорится: «Яко аще исповеси усты своими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися» (- 9,10). – Итак, необходимо при вере в воплощенное домостроительство нашего спасения веровать и воспасительное Имя Спасителя и призывать Его. Наконец, взгляните на икону Спасителя, на благословляющую руку Спасителя, - не Имя ли Его изображают персты Его? О необходимости благоговейной веры в молитвенное призывание Имени Иисусова ясно говорят также все молитвословия, обряды и установления церковные, ибо всюду здесь упоминается сладчайшее Имя Христово и всюду возносится хвала и поклонение сему Пречестному и Великолепному Имени.

Что иное, как не вера во Имя Божие, понуждала и побуждает Церковь возносить к Господу следующие молитвенные слова: «Возвесели сердца наши, во еже боятися Имени Твоего Святого». (Светильничная молитва 1-ая). Иные скажут - «это оборот речи такой»? - Неправда, ибо в употреблении такого оборота речи никакой нужды нет; не будь тут смысла дословного, было бы сказано иначе, например: всели в сердца наша страх Твой Святой. Но в той молитве мы именно просим вселить в нас радостный страх пред Именем Божиим или живую веру в него.  Эта же, приведенная нами молитва завершается словами: «Несть подобен Тебе в бозех Господи, силен в милости и благ в крепости, во помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во Имя Святое Твое». Приводим еще слова 4-ой светильничной молитвы: «Исполни уста наша хваления Твоего, еще подати величествие Имени Твоему Святому». Или вот прошение молитвы 7-й: «Да  и на ложах наших умиляющеся, поминаем  во нощи Имя Твое». - «Посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Имя Твое Святое». (Вечерн. мол. Иоанна Златоуст.) - «Благодарим  Тя… вложившаго во уста наша слово хваления, еже покланятися и призывати Имя Твое Святое». (Мол. 1-я на шестопс. ). - «Да спасени душею и телом всегда пребывающе, с дерзновением славим чудное и благословенное Имя Твое». (4-я) «Благодарим Тя, яко поставил еси нас в поклонение честнаго Имени Твоего». (6-я) - «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое Имя Твое». (2-я) - Когда же оканчивается Литургия, то Церковь поет трижды: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века!» Неужели  и это имеет смысл переносный? Какая в сем нужда, когда можно было бы и прямо петь, например, так: Господь Бог наш благословен буди от ныне и до века? Но Церковь, оканчивая Литургию и воспевая Имя Божие , - делает так потому, что таинство евхаристии совершилось чрез призывание Имени Божия. Церковь не имеет обыкновения праздно употреблять слова и путать понятия, всегда отличаясь точностью во всех своих выражениях.

Итак, сами молитвословия Церкви ясно свидетельствуют о вере ея во Имя Божие . Точно также Святые Отцы и столпы церковные многократно свидетельствуют о сем в своих писаниях. Предлагаем здесь и авторитетные слова великого молитвенника земли русской, отца Иоанна Кронштадтского: «Когда ты про себя говоришь или произносишь Имя Божие, или Господа Саваофа, или Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому  всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому что Имя Его есть Он Сам  - единый  Бог в трех Лицах; простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время незаключаемое, то есть неограничиваемое им и ничем сущим… Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе - суть Сам Бог и низводят в душу Самого Бога в трех Лицах» (мысли Христианина. С. 46).

В приведенных словах высокочтимый о. Иоанн ясно говорит о том, что существо Божие лишь отражается в Имени Божием, изображается им, но отнюдь  не объемлется, не ограничивается и не поглощается сим именем (- «в едином слове заключающееся и в то же время незаключаемое»).  Следовательно, лица, упрекающие таких молитвенников в обожествлении самого имени, самих букв, ошибаются. Вспомним иконоборцев, укорявших  православных, что они поклоняются дереву и краскам. Никто из нас, благоговейно почитающих Имя Божие, не приравнивает Имени к существу Божию. Мы, согласно Церковному учению, Плоти Христовой и Человечества Его не сливаем с Его Божеством, но веруем быть соединенным неслитно и нераздельно; если же почитать именопоклонниками людей говорящих, что с Именем Божиим присутствует Сам Бог, то следует и всю Церковь православную укорить в монофизитстве за то, что она, прокляв монофизитов, продолжает всегда говорить: «Христос - Бог»? - Отнюдь нет, ибо не сливает этим естеств в Нем, но только именует по большему в Нем. Также точно и относительно Имени Божия. Мы не обожаем само имя, но выражаем веру в соприсутствование с ним Бога. Бог открыл Имя свое людям, чтобы облегчить им молитвенное сношение с Собой. Бог непостижим, неисследим, необъемлем умом человеческим, ни ангельским. Сколь было бы трудно для человека молиться Богу, если бы Сам Бог не упростил сего до крайности, дав человеку для призывания Имя Свое? «Призови Мя в день скорби Твоея, и изму тя, и прославиши Мя». (Ис. 49, 14.). «Близ ти глагол, в сердцы твоем» (Рим. 10, 8).

Подивись же, человек, чудному домостроительству Божию в даровании нам такого, всем доступного средства Богообщения, в исповедании Имени Его, и возблагоговей пред Именем Божиим. Какое дивное по простоте  даровано Богом средство для молитвенного соединения человека с своим Творцом, для доступа к Неприступному! Нет нужды ни во времени, ни в месте, ни в особых талантах, ни в искусстве, ни в возрасте, ни в силе, ни в познаниях, ни в книгах; призови лишь с верою Имя, которое легко может узнать и младенец, и вот ты можешь обрести  Бога, по мере веры твоей, чистоты призывания твоего, при руководстве церковного предания. Посему-то и при постриге монашеском постригаемый дает обет непрестанно молиться молитвою Иисусовою, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». В знак сего он получает для ношения на руке четки (см. чин пострижения).

Когда св. Игнатий Богоносец предстал пред царем Траяном, тот спросил его: «Почему зовут тебя Богоносцем?».  Игнатий отвечал: «Носящий Христа Бога в сердце своем Богоносец есть». Траян спросил: «Разве ты носишь Христа в сердце твоем?» - Отвечал Святой: «Воистину ношу». Затем, по растерзании его львами, когда неверные увидали, что сердце священномученика осталось нетронутым, то, вспомнив его слова, полюбопытствовали разрезать его пополам, и что увидели? - увидели Имя «Иисус», золотыми буквами начертанное. (Чет. Мин 20 Янв.). Аминь.

(Напечатано было с разрешения духовной цензуры)

 

      [1] Пред вознесением Своим на небо Господь явно сказал ученикам: «Знамения же веровавшим сия последуют: Именем Моим бесы ижденут» (Мрк. 16,17).

Категория: Имеславие 6 том | Добавил: borschks
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar