Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 7 том |
2016-05-02, 1:26 AM | |
Деятельность архiепископа Антонiя и близких к нему, столь влiятельному в Россiи, других лиц привела к изданiю 18 мая печально знаменитого Посланiя Синода Православной Россiйской Церкви. В основу посланiя Синода были положены три доклада: самого арх.Антонiя, а также арх.Никона Вологодского и преподавателя духовного училища С.В.Троицкого, поддерживавших арх.Антонiя. В перiод, предшествовавшiй появленiю Посланiя, Синод не только не исследовал в свободном и соборном богословском обсужденiи спорный вопрос, но напротив, Синодом вообще было запрещено в подведомственных ему изданiях касаться темы о почитанiи Имени Божьего. Посланiе появилось в обстановке искусственно созданного молчанiя и несвободы богословской мысли. В то же время Посланiе претендовало на обязательность принятiя его положенiя всеми, членами Православной Россiйской Церкви. Действительно ли Синод мог претендовать на роль безусловного богословского авторитета для Русской Церкви? Догмат о богословской вероучительной непогрешимости принят католической церковью и относится к Римскому Папе. Поскольку Православная Церковь подобного догмата никогда не принимала, тем более по отношенiю к Синоду, то его претензiи несомненно лишены каких-либо основанiй. Решенiя догматического характера, обязательные для Поместной Церкви, может принять только Поместный Собор этой Церкви, но Синод Собору никак не равнозначен, и его действiя в связи с принятiем Постановленiя от 18 мая 1913 г. являются грубым нарушенiем норм жизни Поместной Православной Церкви. Посланiе представляло собою резкое, но внутренне противоречивое осужденiе имяславiя. Блестящiй богословскiй разбор Посланiя был сделан замечательным русским религiозным мыслителем Владимиром Эрном. Прежде всего им было отмечено отсутствiе в Посланiи "положительного и созерцательного вхожденiя в существо вопроса", отсутствiе собственно богословской мысли. Проблема об Имени Божьем, за которое мученики приняли смерть, есть, по мысли Эрна, величайшая богословская проблема, которая по плечу либо генiальному богословскому дарованiю, либо соборному разуму Церкви. Отказавшись от соборного обсужденiя вопроса и не углубляясь в богословское его исследованiе, Синод составил посланiе, основываясь на частных и случайных мненiях трех членов Православной Церкви, по причине связей и влiятельности двух из них. Посланiе отличается совершенно не церковным духом, ибо его составители опираются отнюдь не на святоотеческую традицiю, а на .некую "философiю", которая, как показал Вл. Эрн, является ни чем иным, как кантiанством, т.е. совершенно противоположным православiю рацiоналистическим мировоззренiем. Это слепое следованiе нецерковному мышленiю привело авторов Посланiя к рацiоналистическому разрыву между словом и реальностью, между именем и вещью, т.е. к номинализму. Далее Эрн показывает, чем религiозно губительна подобная философiя, как вытекает из нее протестантскiй субъективизм в отношенiи к Богу, когда реальная встреча с Богом в молитве подменяется встречей, воображаемой в сознанiи молящегося, который не выходит за пределы своего собственного сознанiя. Согласно Посланiю Синода, только в воображенiи Бог сливается с произносимым именем. Результаты этого, - пишет Эрн, - могут быть только магическiе, человекобожескiе. Человек из себя должен магически объединить то, что объективно разделено, и сделать бога из того, что не есть Бог. Если при помощи темных сил это удастся, то человек впадает в прелесть самоспасенiя, и напряженiе человеческое при этом тем ужаснее, что в пределе оно совпадает с адским горенiем. Эрн пишет, что по его мненiю, к антихристiанской теорiи молитвы Синод пришел не в результате сердечного забвенiя основ православiя, а в передоверiи к ложным теоретическим внецерковным точкам зренiя: к феноменолизму и его предельному выраженiю - философiи Канта, сущностью которой и является имяборчество, т.е. отрицанiе внутренней открытости реальностей, доступности их познанiю, что фатально, с необходимостью приводит к боренiю с Именем Божiим. Далее Эрн наглядно вскрывает внутреннюю богословскую противоречивость авторов Посланiя, пытающихся наряду со своими заблужденiями как-то сохранить связь с православным богословiем и утверждающих, что Имена Божiи "ни матерiально, ни духовно не существуют, будучи в нашем представленiи необходимыми элементами нашего мышленiя " /арх Никон/, что "Имя Божiе... не может быть признано... божеством, потому что оно не есть и энергiя Божiя " - и в то же время Имя это Божественно, потому, что открыто нам Богом" /Посланiе /, "Имя Божiе... есть вечная, неотделимая от Бога энергiя Божiя... К употребляемому в таком смысле слову имя применимо наименованiе Божество" /С.Троицкiй /. Но ведь последнее как раз есть то, что утверждали .имяславцы, против которых направлено Посланiе! Удивительно, как можно было не заметить этих противоречiй. Только ослепленiем полемической страстью, нежеланiем слышать и понимать противоположную сторону, горделивой уверенностью в ее богословском ничтожестве и в собственной непогрешимости можно объяснить это, если не предположить нечто худшее: сознательное искаженнiе Истины! Одним из кажущихся значительными аргументов Посланiя было то, что на взгляд его составителей невозможно, чтобы Бог присутствовал в Своем Имени, которое может произноситься и механически, и недостойно, и даже кощунственно. Верить в это значит, на их взгляд, ставить Бога в какую-то зависимость от человека. "Но мы спросим, - возражает Владимир Эрн, - допускать, что "Бог нераздельно присущ вину и хлебу, пресуществляемым в Тело и Кровь Господню за каждой обедней - не значит ли это ставить Бога в зависимость от человека". Действительно, в этом отношенiи параллелизм между Именем Божiим и Св. Дарами полный. Бог поругаем не бывает, но как недостойно может человек причащаться, так же недостойно может он и призывать Имя Божiе, себе во осужденiе. Независимость от человека как раз и проявляется в том, что Имя Божiе совершенно объективно является силой Божiей, независимо от того, достойно или недостойно призывается оно человеком. Эрн показал глубокую связь между Именем Божiим и Славой Божiей, которой не видят те, на чьем сердце лежит "покрывало" номинализма и феноменализма. Этот разбор Посланiя Священного Синода, сделанный чрезвычайно одаренным, проницательным и глубоко воцерковленным. мыслителем, был опубликован в 1917г. Эрн указал в этой работе, что он намерен написать книгу, спецiально посвященную вопросу об Имени Божiем, поэтому в данной работе он ограничивается только разбором Посланiя Синода. Но этим его замыслам не суждено было осуществиться: 28 апреля 1917 г. Владимир Эрн скончался. Историческiе событiя, начавшiеся в Россiи в 1917 г., не благопрiятствовали дальнейшей публикацiи богословских работ на эту тему. Таким образом, "Разбор Посланiя Св.Синода", написанный Вл.Эрном, оказался последней богословской публикацiей по данному вопросу, появившейся в Россiи и доступной очень немногим. В то же время Посланiе Священного Синода, опубликованное в "Церковных ведомостях" в 1913 г. и получившее широкое распространенiе , несмотря на всю свою внутреннюю богословскую несостоятельность, оказало значительное влiянiе на исторiю имяславiя в Россiи и в послереволюцiонные годы. После появленiя Посланiя в 1913 г. враги имяславiя сочли, что могут теперь смотреть на афонских имяславцев как на бунтовщиков, не подчиняющихся Синоду, и поступать с ними как с бунтовщиками. Этим открывается самая позорная страница в борьбе имяборцев с имяславцами. 5 iюня на Афон прибывает архiеп. Никон, один из авторов Посланiя Синода. Вместе с ним для усмиренiя мятежников прибыла канонерка с двумя ротами солдат. Имяславцам было предложено подписаться под Посланiем Синода; когда попытки принудить их сделать это не увенчались успехом, имяборцами было устроено кровавое избiенiе имяславцев в самом буквальном смысле этого слова. 3 iюля во время всенощной на монахов-имяславцев Пантелеймонова монастыря были брошены подпоенные спиртным солдаты. В ход пошли приклады, даже штыки, мощной струей воды из пожарной кишки монахов сшибали с ног, а затем избитых и окровавленных насильно погрузили на пароход. 8 iюля имяславцев выдворили из Андреевского скита. 485 иноков Пантелеймонова монастыря и 185 иноков Андреевского скита насильно депортировались со Св.Горы. По прибытiи в Одессу они были переодеты в мирское платье и разосланы по всей Россiи по местам приписки.[1] Совершилось все это без какого-либо церковного или мирского суда, единственно лишь по распоряженiю согласованно действовавших в этом деле псевдодуховных и светских властей. Имяславцы неоднократно обращались в Синод с просьбой рассудить их спор с архiепископом Антонiем. Но вместо этого фактически самого арх. Антонiя поставили судьей над имяславцами. Кроме вывезенных насильно в iюле 1913 г., впоследствiи еще около тысячи имяславцев вынуждены были оставить Св.Гору. После этих событiй о.Антонiй Булатович продолжал обращаться в Синод за разбором дела по существу. 5 февраля 1914 г. им было послано прошенiе по поводу осужденiя его книги / сборник "Имяславiе "/, а 18 марта 1914 г. в Синод было послано "Исповеданiе " иноков-имяславцев. Однако Синод, не исследуя вопрос по существу, привлек имяславцев к суду по обвиненiю в "распространенiи богохульного и еретического ученiя о Божестве Имени Божiя ". В ответ последовало заявленiе иноков-имяславцев об отложенiи от Синода. Приводим его текст полностью / III - II /. "В Святейшiй Правительствующiй Синод иноков афонских . Заявленiе . Мы, нижеподписавшiеся, заявляем Святейшему Синоду, что мы всегда неизменно пребывали и ныне пребываем в ученiи Святой Православной Церкви и не допускаем себе ни на йоту отступить от вероученiя Святой Церкви Православной, понимая его так, как оно изложено в Православном Катехизисе и в творенiях Святых Отцов и как оно доселе понималось Церковью. Ныне же Святейшiй Синод привлекает нас к суду за "измышленiе", якобы и "распространенiе богохульного и еретического ученiя о Божестве Имени Божiя". Не можем мы согласиться с основательностью этого обвиненiя, будто исповеданiе Божества Имени Божiя есть ученiе богохульное и еретическое, ибо оно находит многочисленные подтвержденiя в Творенiя х Святых Отцов Церкви. 18 мая 1913 года Святейшiй Синод обратился к нам с Посланiем, в коем высказывал свои мненiя о Имени Божiем, которые явно противоречат Православному Катехизису и Отцам Церкви. Так в Посланiи своем Святейшiй Синод признал, что Имя Божiе только "свято", но признанiе Имени Божiя только "Святым" есть умаленiе Божества его и противоречит ученiю Православной Церкви, ибо в Православном Катехизисе сказано, что "Имя Божiе свято само в себе", а, следовательно, признается Божеством, ибо "святым Самим в Себе" может быть только Божество Божiе , потому что самосущей Святыни, кроме Бога, в мире не существует. Также и у Святых-Отцов сказано, что "Имя Божiе свято по естеству" /св. Кирилл Александрiйскiй /, "чудно по"существу" /св. Iоанн Златоуст/, " есть Бог непреложный, сый и живый" /св. Симеон Нов. Богослов/. – Также ученiе сiе подтверждается и новейшими светильниками Церкви, в особенности же приснопамятным отцом Iоанном Кронштадтским, который многократно говорит в творенiях своих, что Имя Божiе есть Сам Бог. Святейшiй же Синод в противоположность сему признал, что Имя Божiе не есть ни Божество, ни энергiя Божества. Далее Святейшiй Синод говорит о глаголах Евангельских, что они суть лишь "плоды деятельности Божества", суть лишь слова апостолов о Боге, а не Энергiя Божества, не есть живой Глагол Божiй; однако из Святого Писанiя и святоотеческих творенiй мы ясно видим, что Святая Церковь в словах Писанiя видела Живые Глаголы Божiи и Энергiю Божества. Наконец в том же посланiи к нам Святейшiй Синод отрицает и ту непреложно свидетельствуемую Святыми Отцами истину, что Святые Таинства освящаются Именем Божiим. В наших прошенiях Святейшему Синоду мы неоднократно указывали на неправославiе этих тезисов и просили пересмотреть и исправить их; представляли к тому и многогочисленные доказательства Святых Отцов и Писанiя, которыми непреложно свидетельствуется Божество Имени Божiя, понимаемое не как буквы и звуки, но в смысле Божественного Откровенiя. Однако Святейшiй Синод не только не внял нашим прошенiям, но, продолжая пребывать на тех же мненiях, осудил наше, согласное со Святоотеческим ученiем, почитанiе Божества Имени Божьего, как ересь, и наименовал нас, православных иноков, несправедливым и оскорбительным наименованiе м - "имябожники". Заключая из этого, что вышесказанное неправильное ученiе о Имени Божiе м не есть случайно вкравшаяся ошибка, но принято отныне Синодом безповоротно, как догмат, - мы с прискорбiем и горестью вынуждены ради сохраненiя чистоты веры Православной – отложиться от всякого духовного общенiя с Всероссiйским Синодом и со всеми, единомысленными с ним, впредь до исправленiя означенных заблужденiй и впредь до признанiя Божества Имени Божiя согласно со святым Катехизисом и со Святыми Отцами. Посему мы заявляем также, что на суд Московской Синодальной Конторы явиться отказываемся. Iеросхимонах Антонiй, в мире Александр Булатович и еще 11 подписей. 11 апреля 1914 г. " / III–II /. Публикуя текст своего Заявленiя в журнале "Итоги жизни"' имяславцы писали в письме в Редакцiю, также опубликованном: "... Отложенiе наше вынужденное, но оно не окончательное, а условное и при искреннем желанiи Россiйского Правительствующего Синода, союз наш с ним всегда может быть восстановлен назначенiем безпристрастных судей для разбора мненiй спорящих сторон и для установленiя правильных тезисов о Имени Божiем". Не беремся судить здесь, насколько правы или неправы были имяславцы с канонической точки зренiя в своем отложенiи, но можно заметить, что во всяком случае оно было вызвано не горделивым отверженiем тех, чьи мненiя были иными, но желанiем безпристрастного, объективного рассмотренiя вопроса и решенiя его ради торжества Православной Истины. Конечной целью их было восстановленiе общенiя с сохраненiем чистоты православного исповеданiя . Несмотря на то, что имяславцы заявили об отказе предстать перед судом Московской Синодальной Конторы, суд с их участiем все же состоялся. Вот как описаны последовавшiе событiя в газетной заметке того времени: "Суд над афонскими монахами закончился тем, что прибывшiе в Москву 6 афонцев были спрошены митрополитом Макарiем об их верованiи о Имени Божiем и признаны исповедающими святость Имени Господня согласно ученiю святых отцов Вселенской Церкви. После сего Митрополит Макарiй послал викарного епископа Модеста в Петербург к остальным преданным суду афонским монахам и объявил им, что трех архiепископов, восставших против Имени Божiя, нельзя отожествлять с Святейшим Правительствующим Синодом и потому нет основанiя отказываться от Синода и вносить в Православную Церковь разделенiе . С этим вполне согласились iе росхимонах Антонiй /Булатович/ и все его единомышленники, целовали Святой Крест и Евангелiе, и мир воцарился в Православной Церкви. Греческiй Патрiарх отказывается допустить обратно на Афон увезенных оттуда русских монахов, так как монастыри даже русскiе приняли подданство греческое, и русским монахам, остающимся подданными Русского Царя, пребывать там нельзя. Ввиду этого, афонским монахам отводится для поселенiя скит Пицунда, близ Нового Афона" / "Гроза", 31 мая 1914 г./. Из того же номера газеты следует, что еще до офицiально назначенного суда Московской Синодальной Конторы рассмотренiе их исповеданiя состоялось в Кiевском епархiальном собранiи епископов, где и было признано православным. Кiев был тогда, наряду с Москвой и Петербургом, крупнейшим центром богословской мысли в Россiи . Остается только удивляться тому, как легко исчез прирзак «имябожнической ереси», стоило лишь только попытаться беспристрастным богословам разобраться в имяславiи по существу. Однако беспристрастность не так уж часто встречается. Несмотря на то, что суд над имяславцами состоялся и они были совершенно оправданы, их .исповеданiе признано совершенно православным, этот важнейшiй факт в дальнейшей .исторiи имяславческих споров просто замалчивался их противниками, представлявшими дело так, что Синодальное Посланiе и было последним словом русских iерархов по поводу имяславiя. Ярчайшiй тому пример - фундаментальный [1] Здесь сказано автором в сокращенiи , умолчало о репрессiя х в Одессе над изгнанным с Афона исповедниками со стороны псевдодуховных и мирских властей и полицiи . труд арх. Серафима Соболева. (имяборца. – сост.) После суда Московской Синодальной Конторы иноки-имяславцы обратились к митр. Макарiю со следующим заявленiем, которое вместе с письмом в Редакцiю было напечатано в журнале "Итоги жизни" № 5, 1914 г. / III-12/. "11-го апреля сего года, как известно, вынудили нас, афонских иноков, отложиться от всякого общенiя со Святейшим Синодом. Это отложенiе имело быть нам поставлено в сугубую вину на предстоящем суде над нами Московской Синодальной Конторы. Однако духовный суд, собравшiйся под председательством Митрополита Макарiя для суда над "имябожцами", отрешившись от всяких предвзятых мненiй, стал на точку зренiя лишь православiя и справедливости и, не найдя в нас .признаков "имябожiя ", вынес нам, как известно, оправдательный приговор, не взирая на отреченiе от Св. Синода, ни на то, что мы были уже предосуждены и Константинопольской Патрiархiей, и Россiйским Синодом. .Этот акт православiя, великодушiя и справедливости, устраняя повод к отложенiю, .побуждает нас ныне поспешить откликнуться на отеческiй зов доброго пастыря, и, как недавно во всеуслышанiе мы отложились от общенiя с синодальной iерархiей, так ныне, во всеуслышанiе же, объявить о нашем воссоединенiи с нею, о чем нами было послано 17-го сего мая Митрополиту Макарiю следующее заявленiе, которое просим Ваш уважаемый журнал не отказать напечатать: "С искреннею любовiю припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства, мы приносим глубочайшую благодарность за то, что Вы, Владыко Святый, совместно с подведомственными Вам iерархами, не оставив вящщая закона справедливости, милость и веру, сняли с нас несправедливо возведенное на нас тяжелое обвиненiе в ереси. Посему мы заявляем, что берем обратно поданное нами 11 апреля сего года в Святейшiй Правительствующiй Синод заявленiе об отложенiи от него. Причины, вынудившiе нас на сей шаг, ныне устранены, ибо ошибочно и соблазнительно выраженные в Синодальном Посланiи от 18 мая 1913 года тезисы, как видно из дела, оставлены в стороне. Просим наше заявленiе довести до сведенiя Святейшего Синода, заявляем также, что мы со спокойной духойной совестью возвращаемся к послушанiю Синодальной Iерархiи и готовы вверить себя окормленiю Вашего Высокопреосвященства. Считаем долгом еще раз подтвердить, что мы веровали и веруем во всем так, как верует Святая Православная Церковь и во-первых нерушимо признаем все догматы Церкви, не прибавляя к оным и не убавляя. Относительно, же Имени Вожiя и Имени Iисуса Христа мы, согласно ученiю Святых Отец, исповедали и исповедуем Божество и Божественную Силу Имени Господа, но сiе ученiе не возводим на степень догмата, ибо оно соборно еще не формулировано, но ожидаем, что на предстоящем Соборе будет формулировано и догматизировано. Поэтому мы, согласно ученiю Святых Отец, устами приснопамятного Отца Iоанна Кронштадтского и говорили и говорим, что Имя Божiе есть Сам Бог, Имя Господа Iисуса Христа есть сам Господь Iисус Христос, .понимая сiе не в смысле обожествленiя тварного имени, но понимая духовно, в смысле неотделимости Имени Божiя от Бога при призыванiи Его и в смысле Истины Богооткровенной, Которая есть Действiе Божества; Еще просим, Ваше Высокопреосвященство, доложить Святейшему Синоду, что мы остаемся глубоко оскорбленными словами и действiями Архiепископа Антонiя и Никона, в особенности первого, ибо он есть главный виновник афонской смуты. Он возмутил духовное чувство иноков своими хульными выходками против Имени Iисусова, поместив, во-первых, в № 4,5, 6 и 7 "Русского инока" за 1912 год, хульную рецензiю инока Хрисанфа, исполненную всяких неправославных мненiй, а затем лично, в собственноручно написанных им статьях, помещенных в № 10 и 15 "Русского Инока" за тот же год, отвергнув Божество Имени Iисуса Христа, приравнял Имя Iисусово именам всяких других Iисусов и, наконец, даже дерзнул высказать, что вера во Имя Iисусово, как в Самого Бога, есть хлыстовщина и может довести до свального греха "мужиков и баб"... Совместно с Архiепископом Никоном он возвел на нас клевету, будто мы обожествляем тварные элементы Имени Господня, и этой клеветой означенные iерархи ввели в заблужденiе относительно нас и весь Святейшiй Синод и причинили неисчислимые беды не только всему русскому населенiю Святой Горы Афонской, но и безчисленному множеству православных людей, которых они соблазнили в их простой, не мудрствующей лукаво вере во Имя Божiе, как в Самого Бога. Да воздаст же им за сiе Господь по делам их, аще не раскаются. Что же до тех многих клевет, которые возвел на нас Архiепископ Никон в докладе своем и в книжках своих, как, например, что смута будто возникла по причине сепаратической розни, из стремленiя к грабежу и власти, из-за побужденiй революцiонного характера и т.п., то сiе да простит, ему Господь Бог, и мы прощаем. Да простит ему Бог и все те бедствiя, которые он причинил лично нам своим жестокосердiем и несправедливостью. Еще просим, Ваше Высокопреосвященство, ходатайства Вашего перед Его Императорским Величеством.и.перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, дабы мы все, изгнанники афонскiе, были собраны в скит Пицунду на Кавказе, как и предложено было Вами, на правах общежительного монастыря, обеспечив содержанiе сей новой обители соответствующей долей капитала Пантелеймоновского и Афонского монастырей, хранящегося в Государственном Банке, на проценты с которого могла бы по всей справедливости содержаться братiя, принадлежавшая к тем же монастырям и принудительно и безвинно изгнанная из оных. Испрашивая Вашего архипастырского благословенiя остаемся смиренные послушники Ваши: Iеросхимонах Антонiй Булатович, Iеромонах Сила Ершов, Iеромонах Варахiя Троянов, Iеромонах Гiацинт Ерёменко, Iеродiакон Игнатiй Митюрин, Схимонах Мартинiан Белоконь, за схимонаха Иринея Белоконя, по личному доверiю расписался схим. Мартинiан Белоконь, монах Iануарiй Грабовой, монах Ириней Цуриков, монах Петр Петров, монах Манасiя Зенин, монах Феофил Кузнецов, монах Дометнй Камяк. Мая 18 дня 1914 г. Iеросхимонах Антонiй . Казалось бы, конфликт устранен, В ответ на доброжелательное и объективное отношенiе со стороны Московской Синодальной Конторы, которой был поручен суд над имяславцами, и, прежде всего, со стороны Митрополита Макарiя , имяславцы также смягчили свою позицiю по отношенiю к Синоду, точнее, к богословским мненiям, выраженным в Синодальном Посланiи, .отнесясь к ним,_как к частным богословским мненiям, которые канонически могут быть терпимы, несмотря на их неправоту, до рассмотренiя спорного богословского вопроса на Соборе и принятiя по нему соборного решенiя . .Святейшiй Синод издал Указ от 24 мая 1914 года за № 4136, в котором констатировал, что согласно решенiю суда Московской Синодальной Конторы исповеданiе имяславцев является православным: «… Синодальная Контора нашла, что в "исповеданiях веры в Бога и во Имя Божiе", поступивших от названных иноков / имяславцев, преданных суду Синодальной Конторы, - В.К. /, в словах: "повторяю, что именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богом и Самим Богом, я чужд как почитанiя Имени Божiя за существо Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога как какое-то особое Божество, так и обожанiя , самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге", - содержатся данные к заключенiю, что у них нет основанiя к отступленiю ради ученiя об Именах Божiи х от Православной Церкви" / указ от 24 мая 1914 г., № 4136 /. Если бы Святейшiй Синод разобрался по существу богословского вопроса на год раньше, перед тем, как издавать Указ, осуждающiй имяславiе, то и не было бы никакой "Афонской смуты"! Iеросхимонах Антонiй Булатович пишет: "Копiя с этого указа / была вручена нам, и на основанiи этого оправданiя нам вскоре было / разрешено и причастiе Св.Тайн и священнослуженiе. Митр. Макарiй, получив офицiальную телеграмму Обер-Прокурора В.К.Саблера / в августе 1914 г./, в которой ему предоставлялось допустить к священнослуженiю тех из оправданных иноков, которых он найдет достойными, разрешил немедленно около 20 человек и донес о сем телеграммой Обер-Прокурору, а потом разрешил и других" / 11-6 /. Мир действительно был восстановлен, но не для всех. Некоторые имяславцы не поддержали о.Антонiя Булатовича и отказались подчиниться Синоду, похулившему в своем постановленiи Имя Божiе .[1] Этим было положено начало расколу (церковному, из-за имяборчества Синода).[2] Также и некоторые противники имяславiя не успокоились, и, игнорируя решенiе Московской Синодальной Конторы и решенiе Синода о разрешенiи имяславцев в священнослуженiи или не будучи знакомы с этими решенiями, продолжали возводить на имяславцев нелепые обвиненiя вплоть до того, что имяславцы якобы лгут, что им разрешено священнослуженiе и служат "самочинно". "Как будто такое самочинiе допустимо в нашей Церкви", - спрашивает о.Антонiй Булатович / III-6 /. Из того, что архiепископ Антонiй лично не восстал на решенiе Московской Синодальной Конторы, явствует, что решенiе об оправданiи имяславцев было поддержано Государем - высшим арбитром в делах церковной политики. На что теперь осмеливалась "антонiевская" оппозицiя - это "тихое" сопротивленiе.[3] В догматическом отношенiи нужно было ждать решенiя будущего Собора. На страницах журнала "Итоги жизни" в 1914 г. появилась интереснейшая богословская полемика между проф. С.Троицким, одним из авторов Синодального Посланiя, и проф. С.Булгаковым, впоследствiи священником и одним из знаменитых русских мыслителей религiозных / III-8, 1V - 3 /. С.Троицкiй в своей полемике с имяславцами, всецело стоявшими на церковном преданiи, в частности на писанiях Св.Отцов, также попытался обосновать свою позицiю авторитетом Св.Отцов. С этой целью он обращается к ученiю св. Григорiя Нисского о "примышленiи " . Ссылка на ученiе св.Григорiя Нисского о "примышленiи", о происхожденiи человеческих слов и имен - это, пожалуй, самый серьезный, если не единственно серьезный аргумент "имяборцев". С.Булгаков возразил С.Троицкому, главным образом основываясь на том, что данное богословское мненiе, даже если оно принадлежит св.Отцу, не_может иметь решающего значенiя в догматическом .споре. Кроме того, Булгаков обращал вниманiе на другiе тексты из св. Григорiя Нисского, носящiе совершенно имяславческiй характер. Происхожденiе ученiя о примышленiи С.Булгаков пытался объяснить полемическими крайностями св. Григорiя, и в связи с этим говорил, что св.Григорiй более полемист, чем богослов-догматик. Возможно, это и так. Но тем не менее ученiе св.Григорiя Нисского прекрасно сочетается с имяславiем и даже является необходимой частью православного ученiя об именах, что мы постараемся показать в богословской части работы. И уж конечно, ученiе о "примышленiи " никак не опровергает имяславiя, как то полагает С.В.Троицкiй, и в чем с ним по существу, к сожаленiю, соглашается и С. Булгаков. В том же журнале начал печатать свои письма об имяславiи и Владимир Эрн. Наконец-то началось обсужденiе богословского вопроса ради него самого, а не ради желанiя "сокрушить" и "ниспровергнуть". Однако это, к сожаленiю, продолжалось недолго. журнал "Итоги жизни" просуществовал лишь до начала 1-й Мировой Войны, т. е. несколько месяцев. Началась война. Священники-имяславцы, в том числе и о.Антонiй Булатович, отправились на фронт выполнять свой священническiй долг. До 1917 г. богословская работа по этому поводу затихла. Однако вопрос был выдвинут на обсужденiе Поместного Собора. В особой подкомиссiи под председательством .еп. Феофана Полтавского (Быстрова), занимавшейся этим вопросом, работал С.Булгаков. Можно было вполне обоснованно надеяться на то, что вопрос будет тщательно исследован и получит православное.решенiе, выраженное на достаточно глубоком богословском уровне. Однако этого не произошло. Работа подкомиссiи ограничилась распорядительными заседанiями. В результате революцiи в Россiи многiе деянiя Поместного Собора остались незавершенными. В их числе и вопрос об Имени Божiем. Широкое и свободное обсужденiе этого вопроса в россiи на долгiе годы стало невозможным. .Судьба иноков-имяславцев оказалась драматической. Не во все епархiи было сообщено определенiе Московской Синодальной Конторы, и там к ним по-прежнему продолжали относиться как к еретикам и раскольникам. По возвращенiи своем с фронта iеросхимонах Антонiй Булатович обратился к Патрiарху Тихону по поводу службы имяславцев в этих епархiях. Патрiарх Тихон 21 октября 1918 г. отменяет разрешенiе священнодействовать инокам-имяславцам и восстанавливает прежнее запрещенiе в священнодействiи, мотивируя это тем, что разрешенiе было дано лишь ввиду войны и нехватки священников в действующей армiи. Это действiе Патрiарха явно противоречит определенiю суда Московской Синодальной Конторы и признанiю этого определенiя Святейшим Синодом в Указе от 24 мая 1914 г., и мы не беремся объяснить этот факт. Можно лишь предположить, что в это смутное для Русской Церкви время тайные могучiе имяборческiе силы вновь заявили свои права и Патрiарху пришлось сделать им уступку, ради сохраненiя столь необходимого тогда общего мирствованiя в Церкви предав на жертву "имяславчество", как позже такой жертвой явится временное "введенiе нового стиля" и др. Следует ли в нежеланiи Патрiарха заступиться за имяславцев видеть поверхностно-политическiе мотивы /как известно, один из влiя тельнейших имяславцев - архим. Арсенiй - являлся основателем Союза Русского Народа/ или искать причины глубже - в неблагопрiятной расстановке внутренних сил? Трудно сказать. Группа мирян во главе с неким епископом обращается к Патрiарху с заявленiем, в котором просит справедливого решенiя в деле имяславцев. Это обращенiе остается без последствiй. Эти миряне не только письменно, но и лично обращались к Патрiарху. Патрiарх, выслушав их, сказал, что он лично склоняется на сторону имяславiя, однако он не счел возможным отменить свое распоряженiе от 21 октября 1918 г. Объяснить это можно, по-видимому, опять только опасенiем могущей возникнуть церковной смуты, ибо более всего в то тяжкое для жизни Церкви время Патрiарх дорожил церковным единством и ради спасенiя Церкви от раскола мог пойти и шел на компромиссы.[4] Последним офицiальным документом, дошедшим, до нас и проливающим свет на исторiю имяславiя, является Рождественское Поздравленiе Патрiарха Тихона епархiальным архiе реям, датированное 1921 годом. "Ваше Высокопреосвященство! Возлюбленный о Христе брат... Ваше Высокопреосвященство! …В эти высокiе дни, когда Церковь празднует Рождество Богочеловека, принесшаго на землю мир и благоволенiе Отца Небесного, почитаю благопристойным напомянуть вам вкратце об Афонских имяславцах и преподать вам некоторые указанiя, как относиться к сим инокам. Из «дела» усматривается, что св. Синод в определенiи своем от 3-25 апреля 1914 г. за № 3479 снисходя к душевному настроенiю и образу мыслей афонских монахов малосведущих в книжном изложенiи Богословiя и в формах делопроизводства разрешил вместо требуемой ранее подписи имябожниками отреченiя от своего лжеученiя, заменить таковую устным свидетельством (клятвенным обещанiем) с целованiем св. Креста и Евангелiя своей веры Православной, точного следованiя Православной Церкви и послушанiя богоустановленной iерархiи, веруя так, как учит св. Церковь от себя ничего не прибавляя, и не убавляя, в частности при почитанiи Имени Божiя. Имя Его не считать за сущность Божiю, не отделять от Бога, не почитать за особое Божество, не обожать и самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге и тако верующим и изъявляющим повиновенiе Церковной власти, св. Синод решил принимать в Церковь, а священнослужителям дозволять совершать служенiе . Но, оказывая свое снисхожденiе, Синод не изменил прежнего своего сужденiя о самом заблужденiи, содержащемся в сочиненiи Антонiя Булатовича и его последователей, которых решил передать на рассмотренiе Всероссiй ского Священного Собора, от которого и зависит разрешенiе всего дела по существу. Приведу слова самого Булатовича в одном из обращенiй его ко мне от 15.03.1918 г.[5] «Тонкiй богословскiй спор об Имени Господнем ныне вступил в фазу духовно-научного разбора лучшими богословскими силами нашей Церкви и заурядным инокам наступила пора прекратить споры и взаимные укоры оставаясь при своих религiозных убежденiя х, войти в колею мирной иноческой жизни терпеливо ожидая решенiя от более просвещенных богословов и догматической формулировки от Вселенской Церкви». Молясь с Вами о мире церковном пребываю п. Тихон. Москва. 19.12.1921 г.»
Читал ли сам Патрiарх писанiя о.Булатовича? Это нам не известно. Но известно, что нигде и никогда о.Антонiй Булатович не проповедывал те лжеученiя, о которых упоминает Патрiарх, и отреченiе от которых является необходимым условiем для принятiя в церковное общенiе. Второе, что удивляет в посланiи Патрiарха Тихона, так это то,-что он, ссылаясь на решенiе Синода от 3/25 апреля 1914 г., совершенно ничего не говорит о последовавшим за ним суде Московской Синодальной Конторы и об Указе Свят. Синода от 24 мая'1914 г., а это ведь важнейшiе событiя в исторiи имяславчества, которые и должны были, по всей видимости, определять отношенiе к имяславцам со стороны iерархов. В силу этих двух моментов посланiе Патрiарха оставляет некоторую двусмысленность в отношенiи к имяславцам, хотя вроде бы спецiально написано для того, чтобы внести ясность в этот вопрос. Позицiя Антонiя Булатовича кристально ясна, с ней трудно не согласиться, недаром Патрiарх ссылается на него в своем Посланiи, и это, пожалуй, самое ясное и сильное место в нем, но какова же позицiя самого Патрiарха в отношенiи имяславiя и имяславцев, в частности, о. Антонiя ? Вряд ли можно сказать об этом с уверенностью. В 1921 г. группа мирян обращается к русским епископам с изложенiем всего афонского дела и с указанiем на недопустимые для православного сознанiя места из Посланiя Святейшего Синода от 18 мая 1913 г. Ответов на это обращенiе последовало мало, но среди них были и такiе , которые грозили отлученiем от Церкви. В то же время сам Патрiарх, несмотря на отказ снять запрещенiе с иноков-имяславцев, неоднократно вместе с другими архiе реями сослужил с одним из наиболее выдающихся имяславцев - архимандритом Давидом. Очевидно, что как исторiя возникновенiя Афонской смуты не может быть осмыслена без выясненiя сопровождающих ее глубинных политических, тайноборческих причин, так и послесловiе к имяславским спорам нельзя написать без знанiя реальной обстановки видимой и невидимой брани, обостренiем которой сопровождалась Церковная жизнь эпохи начавшихся вслед за революцiей христоборческих гоненiй. Это. не может быть сделано, пока не написана подробная исторiя Русской Православной Церкви.новейшего времени и пока окончательно не решен по существу вопрос об Имени Божiем! («Колокол» № 6. М. 1990 г.. С. 8-38).[6] Глава 2. Колокол № 7. 1990 г. Виктор Капитанчук Имяславiе . II. Опыт догматического исследованiя споров об Имени Божiем /Продолженiе, см.№ 6) Как следует из различных, составленных имяславцамн документов, их ученiе сводилось к следующему: Имя Божiе - нетварно, божественно по своей природе. Оно неотделимо от существа Божiя. но нетожденственно ему. Имя Божiе есть энергiя Божiя. То. что учит Православная Церковь о нетварности и божественности энергiи Божiей, может быть отнесено к Имени Божiему, в частности, энергiя и Имя не тождественны Божественной сущности, но и неотделимы от нее. Бог открывает Свое Имя твари. В тварном мире Имя Божiе облекается в буквы и звуки, которые сами по себе тварны. Сам Бог присутствует в Имени Своем, хотя Именем не объемлется, точно так же, как по ученiю Православной Церкви Бог присутствует в Своей энергiи, но ей не объемлется.Чудеса и тайнодействiя совершаются силою Имени Божьего, не отдельно от Бога действующего, но именно в силу присутствiя Бога, в Его Имени. Выраженiе "Имя Божiе есть Сам Бог", употребленное о.Iоанном Кронштадтским и затем повторенное имяславцами, указывает на присутствiе Божiе в Его имени - Энергiи, на Божественность, нетварность Божьего Имени, но никак не означает ни какой-либо отдельной от Бога Божественности Имени, ни отождествленiя Имени с Сущностью Божiей, которая Сама по Себе выше всякого чувственного или сверхчувственного касанiя . Имя Iисус также нетварно и прiуготовано до сотворенiя мира. Имена, людей, называемых Iисусами, существенно не то, что Имя Iисуса. Христа, как ясно учит об этом Православный Катехизис. Имя Iисуса. Христа;есть Имя воплощенного Бога а не просто человеческое имя. Имя Iисус и другiе Божественные Имена, святы сами по себе, как энергiя Божiи, а не в силу обоженiя энергiей Божiей. Поэтому Имена Божiи требуют почитанiя как нетварные действiя Самого Бога, а не как мысленные действiя твари о Боге. Таково в своем существе многократно изложенное в различных печатных трудах ученiе имяславцев о Имени Божiем. И если изложенiе это в ранних работах страдало некоторыми неточностями, то постепенно оно пришло в стройную, непротиворечивую форму, свободную от таких погрешностей. В чем же обвиняли имяславцев их противники, в каких ересях, в каких изменах православiю? Все теоретическiе обвиненiя сводились к следующему: I/. имяславцы якобы обожествляют буквы в звуки Имени Божьего. 2/. имяславцы якобы считают, что Имя Божiе свято, божественно и действенно само по себе, независимо от Бога. 3/. имяславцы якобы отождествляют Имя Божне с существом Божiим. 4/. имяславцы утверждают: Имя Божiе есть энергiя Божiя . Первые три обвиненiя сами имяславцы отвергали многократно и многообразно, называя их клеветой. Так это и было на. самом деле, убедиться в чем не составляет труда, ознакомившись с сочиненiями имяславцев. Клевета эта едва, ли не была, злонамеренной, настолько явным было нежеланiе принимать во вниманiе исповеданiя и заявленiя имяславцев о том, что они не обожествляют звуков и букв, не отделяют Имени Божьего от Самого Бога, и не отождествляют Имени Божьего с сущностью Божiей. Противникам имяславiя было гораздо важнее расправиться с имяславцами, чем выяснять истину. С этой цель» они и приписывали имяславцам мненiя явно неправославные, которые так легко "ниспровергать", не углубляясь при этом в то, что же на. самом деле утверждают, во что верят и что защищают имяславцы. Однако подобные "богословскiе " удары по нмяславiю-то так и не попадали. Противники имяслазiя боролись не с нмяславiем, а с ими же самими придуманным "имябожнем" состоящим из трех вышеперечисленных ложных утвержденiй, не имеющих к имяславiю никакого отношенiя . В качестве примера, /их можно было бы привести множество/ приведем два отрывка из офицiальных документов, подписанных иноками-имяславцами, в которых идет речь о буквах и звуках Имени Божьего. .I/. Из Заявленiя в Святейшiй Правительствующiй Синод "В наших прошенiя х Святейшему Синоду мы неоднократно указывали на неправославiе этих тезисов / утвержденiй вмяборцев, о которых идет речь выше - прим. В.К./ и просили пересмотреть и исправить их, представляли к тому многократные доказательства Святых Отцов и Писанiя, которыми непреложно свидетельствуется Божество Имени Божьего понимаемого не_ как буквы и звуки /подч. нами В.К./, но в смысле Божественного Откровенiя ". 2/. Из Заявленiя митр.Макарiю от 17 мая 1914 г. "Мы говорили и говорим, что Имя Божiе есть Сам Бог, Имя Господа Iисуса Христа, есть Сам Господь Iисус Христос, понимая сiе не в смысле обожествленiя тварного имени /подч. -В.К./, но понимая духовно, в смысле неотделимости Имени Божiя от Бога при призыванiи Его и в смысле Истины Богооткровенной, Которая есть Действiе Божества". Как после таких заявленiй можно было упрямо повторять, что имяславцы обожествляют буквы и звуки!? Однако обвиненiя продолжались несмотря на совершенно не двусмысленные исповеданiя нмяславцев, эти обвиненiя отвергающих. Содержатся эти обвиненiя и в фундаментальном труде карловацкого архiепископа Серафима /Соболева/, вышедшем в 1935 году, т.е. спустя двадцать с лишним лет после публикацiи приведенных текстов имяславцев.[7] Очень обстоятельно, со ссылками на Св. Отцов, как бы подытоживал все сказанное до него, критикует имяславцев арх. Серафим. Рассмотрим некоторые из его обвиненiй . Очень настойчиво повторяет арх. Серафим, что имяславцы отождествляют Имя Божiе с Божественной Сущностью. Это утвержденiе очень важно для противников имяславiя .так как позволяет подвести имяславiе под ранее осужденную ересь евномiанство. Евномiане отождествляли Имена Божiи с Божественной Сущностью. Многократные заявленiя имяславцев о том, что они никак не отождествляют Имен с Сущностью Божiей, арх. Серафим ставит ни во что. Ход его рассужденiй таков. "О. Булатович в своей "Апологiи " говорит: "мы различаем Имя Божiе от Самого Существа Божiя и не сливаем понятiя Существо Божiе и Имя Божiе". Но это заявленiе вождя имябожников не изменяет сущности их ученiя, ибо о.Булатович не отрекается от вышеприведенных его слов, в которых он называет Имя Божiе и Имя Iисус Самим Богом. А выраженiе "Сам Бог" равносильно выраженiю Существо Божiе ". /V,- 9, с. 279/.[8] Слова. о. Булатовича, на которые ссылается арх.Серафим, представляют собой следующее: "...Имя Божiе, как истина Богооткровенная - есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим по неотделимости существа Его от действiя Его"./V, - 9, с, 278/. Из этих слов, цитируемых самим же арх.Серафимом, яснее ясного следует, в каком смысле имяславцы говорили, что Имя Божiе есть Сам Бог, а именно в смысле Божественной энергiи , которую, они четко отличали от сущности Божiей. По их мысли Бог пребывает в Имени "всем существом Своим по неотделимости существа Его от действiя Его", каковым и является Имя. Как же после такого совершенно ясного, совершенно православного различенiя существа и энергiи , после ясного заявленiя, что Имя есть энергiя, а не существо, и только в этом смысле Имя Божiе есть Сам Бог, - как же можно после всего этого упорно повторять, что имяславцы отождествляли Имя Божiе с сущностью Божiей, хотя этого они никогда и нигде не говорили?! Оказывается, можно, если очень хочется имяславiе "ниспровергнуть"! Раз сказали Сам Бог, значит имеют ввиду существо Божiе, хоть и говорят, что это не так. Вот какое обоснованiе дает арх.Серафим: "Под наименованiем "Бог", - пишет он, - обычно мыслится нами только божественное существо, и ничто другое". Вполне возможно, что арх.Серафимом ничто другое и не мыслится. Но вот св.Григорiй Палама, на которого так часто ссылается арх. Серафим, писал, что в Боге нужно различать сущность, Божественные Ипостаси и энергiю. В различных случаях слово "Бог" может быть приложимо и к тому, и к другому, и к третьему. Так, например.говоря "Бог Отец", "Бог Сын", «Бог Дух Святый» Православная Церковь относит слово "Бог" явно к Божественным Ипостасям. Со своей нацiоналистической логикой и своим обычаем относить слово "Бог" к сущности и только к сущности арх. Серафим запросто мог бы обвинить | в ереси ап.Петра, утверждавшего, что Христос "восшед на небо, пребывает одесную Бога". Или арх. Серафим считает, что Христос пребывает одесную Божественной Сущности? Существует, и небезосновательно, точка зренiя .согласно которой имя "Бог" в строгом смысле приложимо как раз к энергiи Божiей, а не к сущности. "Имя "Бог" / или Божество в строгом значенiи слова, обозначает энергiю, потому что Сверхсущность превосходит всякое наименованiе. Как причина энергiи, Сверхсущность в этом смысле ее превосходит, откуда кстати ареопагитическое выраженiе "Божество ……/Сверхсущность/" и " Божество ….. (энергiи )». Энергiи доступны тварному миру, они познаются и разделяются в меру способности тех, кто им прiобщается". /Монах Басилiй /Кривошеин/. Аскетическое и богословское ученiе св.Григорiя Паламы/. Интересно, что эту же идею исповедует несколько ниже и сам арх.Серафим, относя, вслед за св.Отцами, все Имена Божiи, в том числе и имя "Бог" к энергiям Божiим, а не к сущности, которая в принципе неименуема. Он пишет: "...как видим из вышеприведенных святоотеческих слов касательно объясненiя производства имени-Бог, св.отцы, хотя и допускают различные в данном случае толкованiя, тем не менее согласны в одном, что Имена Божiи означают ту или иную деятельность Бога", /стр. 316/. Как в сознанiи арх.Серафима, это сочетается с его утвержденiем.что имя "Бог" относится только к Божественной сущности - это объясненiю, очевидно, не поддается. Защищая православность формулы "Имя Божiе есть Сам Бог", впервые произнесенной о.Iоанном Кронштадтским, имяславцы ссылаются на 5-й анафематизм Константинопольского Собора 1341 г. против Варлаама, в котором говорится, что имя Божества относится не только к сущности, но и к энергiи . При этом имяславцы не делают различiя между терминами Божество и Бог. Слово "Божество" они переводят как «Бог» а не как "Божество". Во всяком случае совершенно ясно, что если в этом они и ошибаются, то речь может идти только, о правильности примененiя тех или иных терминов, но никак не по существу, ибо по существу имяславцы совершенно православно считают Имя Божiе только энергiей Божiей, но никак не сущностью и только в этом смысле называют Имя Божiе Самим Богом.
[1] Любопытно отметить, что одним из первых деянiй обновленного революцiонного Синода было устраненiе Московского Владыки на покой. [2] Это не раскол имяславческий, а согласно 15 правила Двукратного Констанинопольского Собора, выход имяславцев из общениiя с имяборным Синодом, выход из ставшей еретической Синодальной церкви. Поэтому, имяславцы не раскольники; они, ради сохранения в чистоте Веры Православной, отделились от синодальной церкви принявшей богохульное ученiе Синода против Имени Божiя.– Сост. [3] Государь принял живое участiе в "афонском деле". В частности, в архиве ЦГАОР имеются два письма. Булатовича к Государю. Отношенiе Царской Семьи к "афонскому делу" выясняется из отзывов об арх.Никоне, которые находим в письмах Государыни Августейшему Супругу: ^'Никон /этот злодей с Афона/'уписьмо от 8 сент.1915г./; "у него на душе грех Афона." /9 сент.1915г./ Есть и другiе основанiя считать,что "симпатiи " Государя были на. стороне имяславцев"./ Прим. ред./00 [4] Но можно ли ради мира и единства правоверных с еретиками жертвовать Истиной? Вот в чем вопрос! [5] Примененiем слова о.Антонiя (Булатовича) п.Тихон делает «подвоху». Дело в том, что это слово о.Антонiя написано еще до отложенiя его от патрiарха и патрiаршего Синода в 1918 году, когда он только что вернулся с фронта, где священнодействовал на передовых позицiя х. А как только узнал, об имеборческих действiях п.Тихона – о возобновленiи им отлученiя имяславцев, сразу же подал в патрiаршiй Синод вторичное Заявленiе об отложенiи своем от общенiя с патрiаршей церковью ради почитанiя Святейшего Имени Божiя, Которое патрiарх не удосужился соборно прославить и осудить имяборчество, но ради человекоугодiя синодалам, наоборот, осудил Имя Божiе и исповедников. И вот, п.Тихон хитрым образом, слово о.Антонiя написанное до его отложенiя от патрiарха, применяет в своем циркуляре аж в 1921 г., в котором осуждает Имеславiе как лжеученiе, а имяславцев как заблудших имябожников. Такiе прiемы свойственны только «лукавнующим». – Сост. [6] Для «Колокола» этот вопрос не решен, а для Святой Церкви Христовой, учением которой руководствуются имяславы в вере во Имя Божие, он давным давно решен. Читайте в главе «О догмате об Имени Божiем». – Сост. [7] Из этого следует, что зарубежная церковь карловацкой орiентацiи – имяборческая. – Сост.. [8] Таким нелепым клеветническим обвиненiем имяславцев, арх. Серафим Соболев одновременно, неведомо для него самого, обвиняет в евномiанстве и Св. Григорiя Нисского, и Преп. Симеона Нового Богослова, и Святителя Тихона Задонского, и свт. Димитрiя Ростовского, и Св. Iоанна Кронштадтского, и других Святых Отцов. – Сост.. | |
Просмотров: 220 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |