Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 6:49 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 181 - 192
2016-05-02, 1:11 AM

Господь наш Iисус Христос есть единственный источник и Начальник нашего спасенiя, единственное; человеческое имя Его заимствова­ло от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас; как же эта сила, действующая во спасе­нiе, эта единственная сила, дарующая спасенiе, мо­жет извратиться и действовать в погибель? Это чуж­до смысла! это - нелепость горестная, богохульная, душепагубная! Усвоившiе  себе такой образ мыслей точно находятся в бесовской прелести, обмануты лжеименным разумом, исшедшим из сатаны. Сатана восстал коварно против всесвятого и великолепного имени Господа нашего Iи суса Христа, употребляет в свое орудiе  слепоту и неведенiе  человеческiе, ок­леветал имя еже паче всякого имене. О имени    Iсусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2:9,10)... Господь Iисус запове­дал молиться всесвятым именем Своим; Он дал нам бесценный дар; какое значенiе  может иметь ученiе  человеческое, противоречащее ученiю Бога, вос­прещенiе  человеческое, усиливающееся устранить и разрушить повеленiе  Божiе, отъять дар безценный? Опасно, очень опасно проповедовать ученiе, про­тивное тому ученiю, которое проповедано Еванге­лiем. Такое начинанiе  есть произвольное отлученiе  себя от благодати Божiей, по свидетельству Апосто­ла (Гал. 1,8)...

 Рассмотри все Священное Писанiе  и увидишь, что в нем повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена сила его, спасительная для человеков. Рассмотри писанiя  Отцов и увидишь, что все они, без исключенiя, советуют и заповедуют упражненiе  молитвою Iисусовою, называют ее ору­жiем, которого нет крепче ни на небе, ни на земле[1], называют ее Богоданным, неотъемлемым наследiем, одним из окончательных и высших завещанiй  Бого­человека, утешенiем любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным[2]. Наконец обратись к законо­положенiю Православной Восточной Церкви и уви­дишь, что она для всех неграмотных чад своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопенiе  и молитвословiе  на келейном правиле молитвою Iисусовою[3]. Что же значит пред единогласным сви­детельством Священного Писанiя  и всех святых От­цов, пред законоположенiем Вселенской Церкви о молитве Iисусовой противоречащее ученiе  некото­рых слепцов, прославленных и прославляемых по­добными им слепцами...

      ...Хуленiе  молитвы именем Iисуса, приписыванiе  зловредного действiя  этому имени равновесны той ху­ле, которую произносили фарисеи на чудеса, совер­шаемые Господом (Мф. 12:31). Неведенiе  может быть извинено на Суде Божiем гораздо удобнее, нежели упорное предубежденiе  и основанные на нем возгласы и действiя. Будем помнить, что на Суде Божiем мы должны дать отчет за каждое праздное слово (Мф. 12:36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христiанской Веры. Ученiе  о Боже­ской силе имени Iисусова имеет полное достоинство основного догмата и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствованiе  против молитвы Iисусовой имеет весь характер умствованiя  еретического...

Имя Господа нашего Iисуса Христа Божественно; сила и действiе  этого имени Божественны; они все­могущи и спасительны; они - превыше нашего поня­тiя, недоступны для него. «Как врач, - говорит Вели­кiй  Варсанофiй, — прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божiе, будучи призываемо, убивает все стра­сти, хотя мы и не знаем, как это совершается»[4].

Извлеченiя  из Слова о молитве Iисусовой[5].

Немы да будут устны льстивыя, глаголющiя  на праведного и на великолепное имя его беззаконiе, гордынею своею, своим глубоким неведенiем и соединенным с ними уничиженiе м чуда Божiя. Рас­смотрев величiе  имени Iисусова и спасительную силу моленiя  им, мы воскликнем в духовной радо­сти и удивленiи: Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны человеческими (Пс. 30:19,20). Сiи  на колесницах, и сiи  на конех — на плотском и суетном умствованiи  своем, мы же, с простотою и верою младенцев, имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19:8)...

После Тайной Вечери, между прочими возвы­шеннейшими, окончательными заповеданiями и за­вещанiями, Господь Iисус Христос установил мо­ленiе  Его именем, дал этот способ моленiя, как но­вый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Iисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновенiю себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. Еже аще что про­сите, сказал Он святым Апостолам, от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и прiи мете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 14:13,14; 16:23,24). О, какой дар; он - залог нескончаемых, безмерных благ! он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем че­ловеческим - Спаситель[6]. Имя, по наружности сво­ей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неог­раниченное, Божеское достоинство, Божескiе  свой­ства и силу. Из Евангелiя, Деянiй  и Посланiй  Апо­стольских мы видим неограниченную веру во имя Господа Iисуса и неограниченное благоговенiе  к этому имени святых Апостолов. Именем Господа Iисуса они совершали поразительнейшiе  знаменiя . Нет случая, из которого можно бы было научиться, каким образом они молились именем Господа, но они молились им непременно. Как могли они не мо­литься им, когда это моленiе  было преподано и за­поведано Самим Господом, когда заповеданiе  укре­плено двукратным повторенiем и подтвержденiем его? В жизнеописанiи  святого Игнатiя  Богоносца, епископа Антiохiйского, увенчавшегося в Риме му­ченическою кончиною при императоре Траяне, пове­ствуется следующее: «Когда его вели на съеденiе  зверям, и он непрестанно имел в устах имя Iисуса Христа, то спросили его нечестивые: для чего он не­престанно воспоминает это имя? Святой отвечал, что он, имея в сердце своем имя Iисуса Христа напи­санным, устами исповедует Того, Кого в сердце все­гда носит. После того, как Святой съеден был зверя­ми, при оставшихся его костях, по изволенiю Божiю, сохранилось целым сердце. Неверные, нашедши его и вспомнив слова святого Игнатiя, разрезали это сердце на две половины, желая узнать, справед­ливо ли сказанное святым. Они нашли внутри, на обеих половинах разрезанного сердца, надпись золо­тыми буквами: Iисус Христос. Таким образом, священномученик Игнатiй  был именем и делом Бого­носец, всегда нося в сердце своем Христа Бога, напи­санного Богомыслiем ума, как бы тростiю». Богоно­сец был учеником святого апостола Евангелиста Iо­анна Богослова и сподобился в детстве своем видеть Самого Господа Iисуса Христа. Это тот блаженный отрок, о котором сказано в Евангелiи, что Господь поставил его среди Апостолов, препиравшихся о первенстве, обнял и сказал: аминь, глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное. Иже убо смирится яко отроча сiе, той есть болiй  в Царствiи  Небеснем (Мф. 18:3,4)[7]. «Имя Сына Божiя , - сказал Ангел святому Эрме, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мир». Услышав это ученiе, Эрма спросил Ангела: «Если все творенiе  держится Сыном Божiим, то поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и хо­дят в заповедях Его?» Ангел отвечал: «Он поддержи­вает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он Сам служит для них основанiем, и с любовiю держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его»[8]...

      Благодатная сила молитвы Iисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Iисуса Христа. Хотя многочисленные свиде­тельства Священного Писанiя  возвещают нам вели­чiе  имени Божiя, но с особеннейшею определенностiю объяснил значенiе  этого имени святой апостол Петр пред синедрiоном Iудейским, когда синедрiон допрашивал Апостола коею силою или коим именем даровано им исцеленiе  хромому от рожденiя? Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстiи  и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуемы есмы о благодеянiи  человека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Iисуса Христа Назорея, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень, укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о единем же тем спасенiя: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:7-12). Это свидетельство - свидетельство Святого Духа: уста, язык, голос Апостола были только орудiями Духа. И другой орган Святого Духа, Апо­стол языков, издает подобное провещанiе . Всяк, гово­рит он, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). Христос Iисус смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всяко­го имени, да о имени Iисусове всяко колено поклонит­ся небесных и земных и преисподних (Флп. 2,8-10).

Воспел предвидевшiй  дальнее будущее Давид, праотец Iисуса по плоти, воспел величiе  имени Iисуса, живописно изобразил действiе  этого имени, борьбу при посредстве его с началами греха, силу его при освобожденiи  молящегося им из плена стра­стей и бесов, благодатное торжество одержавших победу именем Iисуса. Послушаем, послушаем Бо-говдохновенного Давида!

     С необыкновенною ясностiю, описывая должен­ствующее совершиться чрез тысячу лет установленiе  духовного царства Христова на земле, Царь-Пророк говорит, что владычество Богочеловека будет распро­стираться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя. Поклонятся Ему вси царiе  земстiи, вси языцы поработают Ему. Честно имя Его перед ними. И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословено во веки; прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его. Благословенно имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля (Пс. 71:8,11,14,15,17,19)... Имя Богочелове­ка получило в служенiи  молитвенном важнейшее значенiе, будучи именем Спасителя человеков, Творца человеков и Ангелов, будучи именем вочело-вечившегося Бога, Победителя возмутившихся рабов и созданiй  - демонов. Пред Ним - Господом и Искупителем нашим - припадут ефiопляне, бесы, и врази Его, падшiе  духи, персть полижут (Пс. 71:9). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепiе  Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (Пс. 8:2,3).

     Точно! величiе  имени Iисуса превыше постиженiя  разумных тварей земли и неба: постиженiе  его непо­стижимо прiемлется младенческою простотою и ве­рою... Давид приглашает всех христiан к моленiю именем Iисуса. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено от ныне и до века. От восток солнца до запад хвалъно имя Его. Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его (Пс. 112:1-3; 28:2); мо­литесь так, чтоб в молитвах ваших явилось величiе  имени Iисуса и вы, силою Его, взошли в нерукотворенный сердечный храм для поклоненiя  духом и истиною; молитесь тщательно и постоянно; молитесь в страхе и трепете пред величiем имени Iисуса, и да уповают на Тя, всемогущего и всеблагого Iисуса, знающiй  имя Твое по блаженному опыту своему, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи (Пс. 9:11).

     -Только нищiй  духом, непрестанно прилепляющiй ся молитвою ко Господу по причине непрестанного ощущенiя  нищеты своей, способен раскрыть в себе величiе  имени Iисуса. Не возвратится смиренный посрамлен с предстоянiя  молитвы своей, но принесет ее всецело Богу не расхищенной развлеченiем: нищ и убог восхвалита имя Твое. Блажен муж, емуже есть имя Господне упованiе  его, и не призре в суеты и неистовленiя  ложная... Вси языци - язычниками назва­ны многоглаголивые и многокозненные демоны - обыдоша мя, говорит Давид, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернiи: и именем Гос­подним противляхся им (Пс. 73:21; 39:5; 117:10-12). «Именем Iисуса бей супостатов: потому что ни на небе, ни на земле нет оружiя  более крепкого»[9]. О Те­бе, Господи Iисусе, врази наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающiя  на ны. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене. Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас по­срамил еси. О Базе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во веки (Пс. 43:6-9). - Ум. победив и разогнав врагов именем Iисуса, сопричисляется бла­женным духам, входит для истинного Богослуженiя  в сердечный храм, который доселе был затворен для не­го, воспевая новую, духовную песнь, воспевая таинст­венно: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: поклонюся ко храму святому Твоему, и ис­повемся имени Твоему о милости Твоей и истине Тво­ей: яко возвеличил еси над всеми имя Твое святое. В онь же аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею (Пс. 137:1-3). - Святой Давид исчисляет чудные действiя  страшного и святаго имени (Пс. 110:9) Iисусова. Оно действует подобно принятому врачевству, образ действiя  кото­рого неизвестен больному и непостижим для него, а самое действiе  очевидно по производимому исцеле­нiю. Ради имени Iисусова, употребляемого моля­щимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущенiе  грехов; по этой причине святой Давид, представляя воззренiю Бога опустошенiе  и бедствен­ное состоянiе  души всякого человека, произведенное греховною жизнiю, умоляет от лица всех человеков о помилованiи, говорит: Помози нам, Боже, Спасите­лю наш, славы ради имени Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша имене ради Твоего (Пс. 78:9). - Ради имени Господня бывает услышана молитва на­ша, даруется нам спасенiе; на основанiи  убежденiя  в этом, опять молится Давид: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих (Пс. 53:3-4). - Силою имени Iисусова освобождается ум от колебанiя, ук­репляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованiям богоугодным, мыслям и чувствованiям, принад­лежащим непорочному естеству человеческому, толь­ко таким мыслям и чувствованiям дозволяется пре­бывать в душе; нет в ней места для мыслей и чувство­ванiй  чуждых, яко Бог спасет Сiона, и созиждутся гради Iудейстiи, и вселятся тамо, и наследят и; и семя рабов Твоих удержит и, и любящiе  имя Твое вселятся в нем (Пс. 68:36-37). - Во имя Господа Iи суса даруется оживленiе  душе, умерщвленной гре­хом. Господь Iисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его - живое: оно оживотворяет вопiющих им к источнику жизни, Господу Iисусу Христу. Имене ра­ди Твоего, Господи, живиши мя правдою Твоею; не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем (Пс. 142:11; 79:19)...

Между непостижимыми, чудными свойствами имени Iисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующiе  в Него именем Его бесы ижденут (Мк. 16:17)... Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемою и непонимаемою, когда услышит имя Господа Iису­са, призываемое молящимся, приходит в смятенiе . Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводит всего человека в страшное колебанiе, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Iоанн Пророк: «Нам, немощным, остается только прибегать к имени Iисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны - и исходят от призыванiя  сего имени»[10]...

Сын, несмотря на принятiе  Им человечества, пре­бывает превысшим постиженiя  всех разумных тва­рей. Превыше постиженiя  их - и Его всесвятое имя...

Имя Господа паче всякого имени: оно источник услажденiя, источник радости, источник жизни; оно - Дух; оно животворит, изменяет, переплавля­ет, боготворит...

Извлеченiя  из других статей.

 Слава Богу!

 Ты являешься очам нашим, прикрыв невыноси­мую славу Божества человеческою плотiю; будучи Словом Божiим, вещаешь нам слово Божiе  в звуках слова человеческого. Сила Твоя - сила Бога. Кротость Твоя - кротость агнца. Имя твое - имя Человека. Это всесвятое Имя вращает небом и землею. Как утеши­тельно и величественно звучит имя Твое! Оно, когда входит в слух, когда выходит из уст, входит и выхо­дит, как бесценное сокровище, бесценное перло! сус Христос! Ты и Господь человеков, и человек. Как чудно, изящно соединил Ты Божество с челове­чеством! Как чудно ты действуешь! Ты и Бог, и Че­ловек! Ты - и Владыка, и раб! Ты - и Жрец, и Жерт­ва! Ты и Спаситель, и грядущiй  нелицепрiя тный Судiя  вселенной![11]

Древо зимою пред окнами келлiи.

Изведи из темницы страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет и светлый, и радостный, и животворный, тогда будет она исповедатися имени Твоему. Дей­ствует в душе исповеданiе, возбужденное благодатiю, превышающее ум и потопляющее его в неиз­реченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманiем ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божiй  и Боже, соделывает для него излишими все прочiе  слова![12]

Плач мой.

Родив меня родителями моими для существова­нiя, Он (Бог) рождает Собою во спасенiе : омывает от греховной скверны, обновляет Духом в водах Крещенiя, принимает обеты верности моей из уст моего воспрiемника, нарекает на мне Свое имя, за­печатлевает Своею печатаю, соделывает меня прича­стником Божества Своего, наследником Своего Царства[13]

Приношенiе  современному монашеству.

.. .Явих имя Твое человеком, сказах им имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Ин. 17,6,26). Явленiе  имени Того, Кто превыше всякого имени, есть совершеннейшее по­знанiе  Того, Кто превыше всякого познанiя . Выс­шее познанiе , являющееся от освященiя  человека Божественною волею, вводит в Божественную лю­бовь, в соединенiе  человека с Богом[14]...

...Сила и достоинство доставляются молитве Iису­совой всесильным, всесвятым именем Господа Iисуса Христа. Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, пред­возвестил: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Iоил. 2.32). Слова Пророка повторяет святой апостол Павел (Рим. 10. 13): аще исповеси усты твоими, говорит он, Господа Iисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися (Рим. 10.9). Святой апостол Петр, по исцеленiи  хромого от рожде­нiя  именем Господа Iисуса Христа, засвидетельство­вал пред iудейским Синедрiоном нижеследующее: Князи людстiи  и старцы Израилевы! аще мы (святые апостолы Петр и Iоанн) днесь истязуемы есмы о бла­годеянiи  человека немощна, о чесом сей спасеся, ра­зумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Iисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4. 8-12). Употребленiе  всесвятого Божест­венного имени Iисус в молитве и моленiе  о этом име­ни установлено Самим Господом нашим, Iисусом Христом. В этом можно убедиться из той возвышен­нейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Еванге­лiи  от Iоанна[15], которую Господь имел с святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознамена­тельный час, предшествовавшiй  добровольному исшествiю Господа на место преданiя  и на страданiя, спа­сительные для рода человеческого. Ученiе, произне­сенное Господом в этот час, имеет характер оконча­тельного, предсмертного завещанiя, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христiанством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешителъные жизни вечной[16]. Между прочими зало­гами и духовными дарами дано и подтверждено позво­ленiе  и повеленiе  молиться именем Iисуса. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, сказал Господь уче­никам Своим, то сотворю: да прославился Отец в Сы­не. И аще чесо просите во Имя мое, Аз сотворю. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам: доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и прiи мете, да ра­дость ваша исполнена будет (Ин. 14. 13, 14; 16. 23, 24). Что ж такое, могущее принявшего преисполнить радо­сти, даровано будет молящемуся именем Господа Iисуса? Будет дарован - отвечаем словами Господа - Дух Святой, Егоже послет Отец во имя Мое (Ин. 14. 26). Это опытное познанiе  принадлежит святым Отцам, и есть их преданiе [17].

«Посему надобно почтительно обращаться со всякою вещiю, посвященною имени Божiю, каковы и глина, и камни, и дерево, и прочее (из чего бывает создан храм Божiй ): потому что все освящено божественным именем, исполнено благодати и подает благодатные дары и освященiе. Часто видим это очевидным образом, что, ... не уважающiе  святыни, - не один, не два, но весьма многiе, подобно тому Зану, страждут телесно и погибают в конец.. .»[18].

«Велико ми есть, - сказал священномученик Петр Дамаскин, - яко нарекохся христiанин и инок, якоже рекл еси, Господи, единому от раб Твоих, яко велико ти есть, яко наречеся на тебе имя Мое. Больше же ми есть сiе, паче всех царствiй  земных и небесных, точiю да не отлучен буду от нареченiя  сладчайшего Имени Твоего»[19].

Часть II

Кратко о величiи  и Божественном достоинстве Имени Божiя , как – Основного догмата Христiанской Веры.

      1). Ученiе  о Божеской силе имени Iисусова имеет полное достоинство основного догмата Христiан­ской Веры и принадлежит к всесвятому числу и со­ставу этих догматов (Т. 1, с. 204-205). В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелiи  от Iоанна, кото­рую Господь имел со святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предше­ствовавшiй  добровольному исшествiю Господа на место преданiя  и на страданiя, спасительные для рода человеческого. Ученiе, произнесенное Госпо­дом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещанiя, в котором собраны и из­ложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христiанством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной (Т. 5, с. 81-82).

      2). Явленiе  имени Того, Кто превыше всякого име­ни, есть совершеннейшее познанiе  Того, Кто пре­выше всякого познанiя  (Т. 5, с. 64. См. гл. 14).

      3). Имя Господа паче всякого имени: оно - Дух; оно источник жизни; оно животворит, изменяет, пе­реплавляет, боготворит (Т. 2, с. 234).

      4). Господь Iисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его - живое (Т. 2, с. 226).

      5). «Имя Сына Божiя , - сказал Ангел святому Эрме, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мир» (Т. 2, с. 219).

      6). Имя Господа Iи суса Христа содержит в себе особенную Божественную силу (Т. 2, с. 83-84); сила и действiе  этого имени Божественны; они всемогу­щи и спасительны; они - превыше нашего понятiя, недоступны для него (Т. 1, с. 240). Величiе  имени Iисуса превыше постиженiя  разумных тварей земли и неба (Т. 2, с. 223). Сын, несмотря на принятiе  Им человечества, пребывает превысшим постиженiя  всех разумных тварей. Превыше постиженiя  их - и Его всесвятое имя (Т. 2, с. 235).

     7). Имя Iисус, по наружности своей ограничен­ное, но изображающее собой Предмет неограничен­ный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божескiе  свойства и силу (Т. 2, с. 218). Человеческое имя Iисуса Христа заим­ствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас (Т. 1, с. 200).

     8). Силою имени Iисусова освобождается ум от колебанiя, укрепляется воля, доставляется правиль­ность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованiя м богоугодным, мыслям и чувст­вованiям,   принадлежащим   непорочному   естеству человеческому (Т. 2, с. 226). Во имя Господа Iисуса даруется  оживленiе   душе,  умерщвленной  грехом (Т. 2, с. 226). Ради имени Iисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и дару­ется ему отпущенiе  грехов (Т. 2, с. 226).  

     9). Дiаволу ненавистно Имя Господа Iисуса Христа, как сокрущающее всю его силу; он трепещет этого всесильного  Имени и потому оклеветал Его пред многими христiанами, чтоб они отвергли оружiе  пламенное, страшное для их врага, - спасительное для них самих (т. 7, с. 227). Сатана восстал коварно против всесвятаго и великолепнаго имени Господа нашего Iисуса Христа, употребляет в свое орудiе  слепоту и неведенiе  человеческое, оклеветал имя еже паче всякого имене (Т. 1, с. 200).

     10). Проповедовать ученiе, противное тому ученiю, которое проповедано Евангелiе м о имени Божiем есть произвольное отлученiе  себя от благодати Божiей, по свидетельству Апостола (Т. 1, с. 200). Невежественное богохульное умствованiе  против молитвы Iисусовой (имени Божiя) имеет весь характер умствованiя  еретического (Т. 1, с. 205)..[20] Будем помнить, что на Суде Божiем мы должны дать отчет за каждон праздное слово (Мф. 12,36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат   Христiанской Православной Веры.» (Т. 1. С. 204). [21]

РАЗДЕЛ  VII.

Путь Православного Исповеданiя .

Часть II.[22]

Из правил Святых Апостол и Святых Богоносных Отец наших, правила Вселенских и Поместных Соборов.

Москва – Санкт-Петербург

 2009.

Фрагмент

* * *

Во вторую часть «Пути Православного Исповедованiя» во­шли извлеченiя  из трудов свт. Симеона Солунского, свщм, Игна­тiя  Богоносца, свщм. Кипрiана Карфагенского, сет. Афанасiя  Великого, прп. Феодора Студита и книги «Новая Скрижаль» - изд. 1908 года.

Третья книжица нашего изданiя  «В помощь верным» (Путь Православного Исповеданiя  II) заканчивает проблематику споров, посвященных Имени Божiю, и указывает сторонникам Соборного разсмотренiя  этого Догмата Веры на то, что на Первом Вселен­ском Соборе этот вопрос уже был решен, и Имя Божiе  признано всегда присущим Богу по естеству.

Слезно просим ваших молитв ко Господу и Богу нашему Iису­су Христу о здравiи  православных епископов, священников, мона­хов и мiрян, стоящих в Истине, а так же рабов Божiи х Льва, Валентины, Ксенiи  со чадо, Елены со чадо, Валентины со чадо, Софiи, Бориса, Елены, Ирины, Маргариты и нас, грешных, Анд­рея и Александра.

Подготовили: А. Петров и А. Павлов

О рукоположенiи  еретиков.

Преп. Феодор Студит: «... Отлучены от священнослуженiя  те, кто ныне рукоположен епископом, оказавшимся еретиком... А так как, он находится в ереси, поминая еретика, то, хотя бы он и говорил, что содержит здравый образ мыслей, невозможно чтобы рукополагаемые им были истинными служи­телями Божiими» (Творенiя  Феодора Студита. Том. 2, часть 1, с. 288. СПб. 1908).

Свт. Афанасiй  Великiй: «Как они могут быть епископами, если поставлены теми, которые, по их же обвиненiю, еретики?» (Афанасiй  Великiй . Тво­ренiя . Том. 3, с. 107. М. 1903).

О том, что при невозможности Причаститься должно читать Евангелiе.

Св. Игнатiй  Богоносец: «Будем прибегать к Евангелiю, как к плоти Iи суса. Оно имеет в себе не­что превосходнейшее: это пришествiе  Господа На­шего Iисуса Христа, Его страданiе  и Воскресенiе» (Посланiе  к Филадельфiйцам. Раннiе  отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988).

 

О положенiи  Царя в Церкви.

Свт. Симеон Солунскiй: «Царь христоименитого народа, как благочестивейшiй, он и причисляется к ос­вященным лицам Церкви... Запечатлеваясь миром, печатiю и помазанiем Сущаго Царя всех, Царь облекает­ся силою, поставляется в образ Его на земле, и прiем­лет сообщаемую благоуханным миром благодать Духа, утверждающую верховных правителей гражданства и воинства... Посему, после первой молитвы iерарх, крестообразно возливает на главу его миро, показывая тем, что Сам Христос помазует его, что победившiй  Крестом уготовляет и в нем победителя, что имеющiй  державу вечную и венец славы дарует и ему державу, и содельвает главою всех. Потому и помазует ему одну только главу. Потом провозглашает: Аую<; (свят), вну­шая, что Царь освящается от Святаго и посвящается Христом в Царя освященных. Затем Царь, как верхов­ный владыка всех, возлагает венец на главу» (Сочине­нiя  блаж. Симеона. С. 197-199. СПб. 1856).

Царь Iоанн Грозный: «Господь наш Iисус Христос создал опору благочестiя  великого, сiя ющего благочестiем Константина Флавiя, царя правды христiанской, соединившего священство и царство воедино» (Посланiя  Ивана Грозного. С. 377-378. СПб. 2005).

 

О том, что те с епископом, которые со Христом.

Св. Игнатiй  Богоносец: «Которые суть Божiи  и Iисус-Христовы, те с епископом... Поминайте в мо­литве вашей Церковь сирскую: у ней, вместо меня, пастырь теперь Бог. Один Iисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша» (Посланiе  к Филадельфiй цам и к Римляном. Раннiе  отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988).

О молитве за отступивших от веры.

Свщмуч. Кипрiан Карфагенскiй: «Те, кото­рые сообщаются с падшими, приносят Богу молитвы их и упорно пребывают в своем заблужденiи  и дер­зости, те обольщают братьев из нашего народа. И здравые наши и истинные советы нисколько не по­могут, когда спасительной истине будут противопос­тавлять ласкательства и гибельное потворство» (Та­инство единства Церкви. С. 87-88. М. 2007).

Как принимать священника.

Преп. Феодор Студит: «Непременно нужно изследовать, когда господствует ересь и, приняв испо­веданiе, довольствоваться им, если только оно не будет явно ложным. Ибо могу сказать тебе, что мы научились от отцов не изследовать в такое время, ко­гда не свирепствует ересь, и относительно лиц, не осужденных явно. Ныне же редко можно найти тако­го пресвитера, который бы не имел общенiя  с ерети­ками» (Творенiя  Феодора Студита. Письмо 49. К Навкратiю сыну. СПб. 1908).

О крещенiи  еретиков.

     Свщмуч. Кипрiан Карфагенскiй: «Может ли оправдаться в день суда тот священник Божiй, кото­рый соглашается, одобряет и признает крещенiе  бо­гохульников? Воздает ли славу Богу тот, кто призна­ет, что и у богохульников даруется отпущенiе  гре­хов? Воздает ли славу Богу тот, кто, не держась единства и истины, происходящей от Божественного закона, защищает ереси против Церкви? Воздает ли славу Богу тот, кто, ставши другом еретиков и вра­гом христiан, считает нужным удаляться от тех свя­щенников Божiих, кои защищают истину Христову и единство Церкви? Если так воздается слава Богу и так почитающiе  Его и священники Его сохраняют страх Божiй  и благочинiе, то бросим оружiе  наше и отдадимся в плен дiаволу, предадим постановленiя  Евангелiя, распоряженiя  Христа, величiе  Божiе! Пусть уничтожатся и Таинства Божественного во­дительства, пусть предадутся и знамена небесных станов, пусть Церковь покорится еретикам, свет ус­тупит место тьме, вера - изуверству, разум - заблуж­денiю, безсмертiе  - смерти, любовь - ненависти, истина — лжи, Христос - антихристу!» (Таинство единства Церкви. С. 306-307. М. 2007).

Синопсис: «Крещенiе  от еретика непрiе млемо» (Правила святых Апостол. С. 156., М. 1876).

Еще о крещенiи  мученичеством.

Свщмуч. Кипрiан Карфагенскiй: «Какое кре­щенiе  может иметь большую и высшую силу, чем крещенiе  исповеданiя  и страданiя, когда испове­дующiй  Христа пред людьми крестится своею соб­ственною кровью? И если кто-нибудь прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет схвачен за испо­веданiе  Имени и умерщвлен... они не лишаются Та­инства крещенiя, как люди, крещенные славнейшим и величайшим крещенiем крови, о котором Господь говорил: Крещенiем должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сiе  совершится! (Лк. 12, 50). А что крестившiйся своею кровью и освятившiеся страда­нiем достигают совершенства и получают благодать Божественного обетованiя , это показывает тот же Господь в Евангелiи, когда говорит разбойнику, ве­рующему и исповедующему в самом страданiи, что он будет с Ним в раю (см. Лк. 23, 43)». (Таинство единства Церкви. С. 295-297. М. 2007).

О крещенiи  больных.

Свщмуч. Кипрiан Карфагенскiй : «Должно ли почитать тех, которые получают благодать Божiю в болезни и немощи, законными христiанами, когда они не омыты, но только облиты спасительною водою? - Мы полагаем, что благодеянiя  Божiи  ни в чем не мо­гут быть недостаточны и слабы и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою и прини­мающего и подающего прiемлется то, что черпается из Божественных даров. В спасительных Таинствах в слу­чае крайней необходимости, по щедрости Божiей, да­руется от Господа верующим все. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают Божественную благодать через окропленiе  или облитiе. Ясно, что и окропленiе  воды действует как спаси­тельная баня, и когда это бывает в Церкви, при чистой вере принимающего и дающего, то все может воспол­ниться и совершиться величiем Господним и истиною веры. А что некоторые называют таковых не христiа­нами, а «клиниками» (т.е. больными, которые не могут встать с постели и ходить), то я не понимаю, откуда они заимствуют это названiе. Разве что, читая очень много и тайное, они нашли этих «клиников» у Гиппо­крата или Сорана. И потому мое мненiе  таково, что всякого, кто получил Божественную благодать в Церк­ви, по закону и праву веры, должно почитать законным христiанином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они только облиты спасительною водою, то все же пусть не обольщают их, заставляя креститься по освобожденiи  от тяготы болезни и выздоровленiя. Не могут быть крещаемы те, которые уже освящены церковным кре­щенiем. Так для чего соблазнять их в их вере и благо­сти Господней? Или они и получили благодать, но только сокращенною и меньшею мерою дарованiя  Божественнаго и Святаго Духа, так что можно считать их христiанинами, но ровнять с прочими не должно? На­против, Дух Святой дается не мерою, но на каждого верующего изливается весь. Благость Христова и следующая потом небесная благодать между всеми поров­ну разделяется без разности полов, без различiя  лет, без лицепрiятiя . Каждый из верующих призывается к динарiю: так для чего же человеческим толкованiем уменьшать то, что Бог раздает поровну? Поэтому и те, кои в случае крайней необходимости крещены (обливанiем), живут в Церкви достохвально и досточестно» (Таинство единства Церкви. С. 321-325. М. 2007).

Из завещанiя  царя Iоанна Грозного.

«Нас же, родителей своих и прародителей, не токмо что в государствующем граде Москве или ин-де где будет, но аще и в гоненiи  и во изгнанiи  буде­те, во божественных литургiях, и в панихидах, и в литiях, и в милостынях к нищим и препитанiях, елико возможно, не забывайте, понеже наших праро­дителей душ воспоминанiем велику пользу нам и се­бе прiобрящете зде и в будущем веце, и благостоянiем святым Божiим церквам, и на враги победа, и одоленiе , и государству строенiе, и своему животу покой и вечных благ наслажденiе  молитвою их про­исходит, понеже от отец благодать Божiя  и благо­словенiе  к вам пришедшее, наследником и чадом. И Бог мира в Троице славимый, буди с вами, молитва­ми Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, заступницы христiанскiя, и ми­лость честнаго ея образа иконы Владимерскiя, дер­жавы Рускiя  заступленiе, во всяко время, на всяком месте, буди на вас, и всех святых всея вселенныя мо­литва и благословенiе, и руских чюдотворцев, Пет­ра, Алексея, Iоны, Иванiя, Никиты, и Леонтiя, Сер­гiя, и Варлаама, и Кирила, и Похнутiя, и Никиты, и всех святых руских молитвами, и благословенiя  все­го нашего роду.

А что есьми учинил опришнину, и то на воле де­тей моих, как им прибыльнее, и чинят; а образец им учинен готов.

А кто сiю мою душевную грамоту порушит, тому судит Бог, и не буди на нем мое благословенiе».

Царь и великiй  князь Iоанн Васильевич, само­держец всероссiйскiй. 1572 год от Рождества Христова.

Полезные изъятiя  из старых книг.

      «Новая скрижаль, или объясненiе  о церкви, литургiи  и всех службах и утварях церковных», Венiамина, архiепископа Нижегородского и Арзамасского: Изданiе  семнадцатое. - С.-Пб.: Изданiе  книготор­говца И.Л. Тузова, 1908. Впервые издана в 1803 г. Под названiем «Скрижаль». Книга претерпела 17 (царских) и два современных изданiя .

Запрещается начертывать крест на земле и на полу.

(Ч. I, Гл. XII, §17)

Наконец, должно помнить, что какой бы то ни был образ креста, чтобы не безчестить его, издревле запрещено было начертывать или вырезывать его на полу и на земле. Св. отцы шестаго Вселенскаго собо­ра в 73 правиле положили: «поелику животворящiй  крест явил нам спасенiе: то подобает нам всякое тщанiе  употребляти, да будет воздаваема подобаю­щая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопаденiя. Посему повелеваем: изображенiе  кре­ста, начертываемыя некоторыми на земле, совсем из глаждати, дабы знаменiе  победы нашея не было ос­корбляемо попиранiе м ходящих».

Еще прежде этого правила Тиверiй  Кесарь, кото­рый, по словам Баронiя, был истинный христiанин (лет. 582 г., § 3), «однажды, ходя по своим палатам и увидя на земле мраморную доску, на которой был изваян крест Господень, сказал: «Господи! Твоим крестом мы ограждаем чело и перси: станем ли же по нему ходить?» и тотчас приказал взять эту доску». Некто из древних писателей сказал: «почитай свя­щенными гробы и памятники, воздвигнутые над мо­гилами; украшай их образом креста, и никогда не дерзай попирать ногою».

Как начинаются службы мiрянами.

(Ч. I, Гл. XIII, §5)

       Миряне творят иное начало тем службам: они не благословляют, как это делают iереи, потому что не имеют той благодати и власти, которая составляет преимущество iерея; - но только просят Христа по­миловать их молитвами отец, смиряясь перед Хри­стом и не дерзая молиться от себя самих. Под име­нем же отцев они разумеют не одних только архiе реев и iереев, но и лики всех святых, которых всех они называют отцами.

Литургiя  от одного священника совершается только однажды в день,

и другiе  литургiи  на том же престоле в этот день не совершаются

(Ч. I, Гл. XIII, § 8)

       Наконец, если кто спросит: можно ли одному священнику в один день совершать две или три ли­тургiи, одну после другой? Отвечаем: нельзя. Ли­тургiю одну только в день может совершить свя­щенник. Ибо Христос принес за нас Себя, как жерт­ву, однажды, и умер на кресте только раз. Равным образом на одном престоле и в один и тот же день не могут совершать многих литургiй  и разные священ­ники один после другаго, имея в виду, что Христос однажды только умер и однажды пострадал.

В просфоре хлеб квасный.

(Ч. II, Гл. V, § 33)

      Симеон Солунскiй  (в гл. 86) преимущественно о квасном хлебе так разсуждает: «хлеб квасной есть как бы хлеб, одушевленный чрез квас и истинно совершен­ный. Он показывает, что Слово Божiе  совершенно: нас ради воспрiяло плоть нашу; Оно плоть бысть, не изме­нив своего естества, и с словесною и умною душею воспрiяло Человечество; было и совершенным Богом, и совершенным Человеком, да и меня возсозиждет всего». В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, то есть мука, вода и соль вместе смешанныя и испеченныя огнем. Симеон Солунскiй  в том же месте говорит: «в хлебе квасном бывают три вещества, пото­му что душа наша трехчастна, и в честь Троицы. Мука с квасом означает душу, вода - крещенiе, а соль зна­менует ум и ученiе  Слова, Которое сказало ученикам: вы есте соль земли. Хлеб же, испеченный огнем, пока­зывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействiе, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».

Исследованiе  часов.

§ 1. Первый час читается в притворе и храме.

     Касательно дневных часов, издревле начинаю­щихся, по церковному счисленiю с восхожденiя  солнца, последованiе  первого часа соответствует нынешнему седьмому часу утра; но совершается в праздники, по отпусте утрени, в притворе, а в про­стые дни в храме, вместе с утреней и без отпуста ея, потому что сопоставляет одно песнопенiе  с утренею, как показано (1 ч., гл. 13, § 4).

Архiерей не производится без избранiя .

(Ч. III, Гл., VI, §1).

      При избранiи  архiерея особенно принимается во вниманiе  то, чтобы на сiю священноначельническую степень не восходил сам собою без соборного или синодального избранiя; Тогда как прочих низ­ших степеней, начиная от чтеца до священника, мо­жет искать всякiй, кто пожелает. Симеон Солунскiй  (в гл. 187) говорит: «всем, достигшим чистаго житiя  в православной вере, дозволяется искать прочих сте­пеней священства, то есть посвященiе  чтеца, хиротесiю иподiакона, хиротонiю дiакона или пресвите­ра со всеми производствами в некоторыя другiя  почетныя должности, относящiеся к степеням сим. Но епископства никто не должен искать и не может про­сить сего сана, без особеннаго усмотренiя  и избра­нiя  на суде соборном. Если кто и достоин взойти на эту степень по суду человеческому, все же он дол­жен подчиниться суду соборному и не может полу­чить сана без священнаго избранiя. Посему особен­но нужно наблюдать, чтобы никто не искал, не пре­дупреждал избранiя  Синода, не назывался сам, не допускал никаких происков к тому, чтобы обратить на себя вниманiе  Синода. Ибо, хотя апостольскiй  приговор начался от апостолов, когда произведен Матфей в чин двенадцатаго апостола вместо отпавшаго Iуды, но избранiе  ведет свое начало от Самаго Спасителя, Который есть Началовождь и Соверши­тель нашего спасенiя. Когда он избрал Андрея, Пет­ра, Iоанна, Iакова, Филиппа, Нафанаила, Матфея и прочiй  лик учеников, то сказал им: не вы Меня избрасте, но Я избрах вы, да идете и плод принесете, и плод ваш пребудет (Iоанн. Гл. XV, ст. 16). Итак, от Него и чрез священнослужителей Его должны быть избираемы и рукополагаемы поставляемые во епи­скопов. Особенно же, если избранiе  будет произве­дено так, как Он хочет, то и хиротонiя  будет совер­шена истинно - Им, хотя и посредством людей, удо­стоенных Его церковiю; и божественныя действiя  будут совершаемы достойным образом». Если из­бранiе  епископа должно быть произведено таким образом чрез других епископов: то для приведенiя  в исполненiе  сего долга установлены особенные пра­вила, в которых изображено (в первом апостольском правиле): епископа да поставляют два или три епи­скопа, и в 4 правиле перваго Вселенскаго собора: «епископа поставляти наиболее привычно всем тоя области епископом. Аще же сiе  не удобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по край­ней мере три во едино место соберутся, а отсутст­вующiе  да изъявят согласiе  посредством грамот, и тогда совершати рукоположенiе. Утверждати же таковыя действiя  в каждой области подобает ея ми­трополиту». Вальсамон на последнее сiе  правило пишет: «поставлятися - значит быть избираему и по голосам назначаему епископом. Ибо избранiе  про­исходило некогда при собранiи  всего народа; но это не угодно было божественным отцам, и они вместо преждебывшаго обыкновенiя, установили избирать епископов всем областным епископам, находящимся в той области». По сему объясненiю и в 50 правиле собора Карфагенскаго явственнее изображен самый закон того же избранiя: епископ от трiех епископов избираем бывает. Каким образом издревне избираем был епископ от прочих епископов и своего митропо­лита или патрiарха, это описывает Симеон Солунскiй  (в Гл. 189) так: «когда все архiереи, или по ну­жде - три, соберутся для собранiя, тогда первенст­вующiй  архiерей повелевает им сесть на священном месте и приступить к избранiю, но сам с ними не присутствует в это время, образуя тем Богочеловека Iисуса: ибо хотя Он телесно и не присутствует, од­нако, преподав свою власть, он действует чрез своих избранных; и не в сем только он занимает место Христово, но и в том, что он заключает и как бы запечатлетлевает божественное избранiе. А чтобы не по­думали, что избранiе  производится без его содейст­вiя, так как он не присутствует и не избирает вместе с другими архiереями, для сего он посылает к ним своего местоблюстителя, избранного из высших лиц клира, приличествующаго собранiю архiереев, ко­торый бывает особенно назначен для сего и есть хартофилакс. Посему он и занимает среднее место меж­ду архiереями, не как хартофилакс, и не потому, чтобы он имел кафедру среди епископов, но как ме­стоблюститель великаго архiерея. Присутствуя с ар­хiереями, он предлагает вопросы епископам по чи­ну, но сам не избирает вместе с ними». И (в гл. 191): «хартофилакс присутствует среди архiереев, как бы им подобный; впрочем он занимает высшее место архiепископа. Он отбирает мненiя  и голоса от каждаго из архiереев по чину, начиная с перваго. Когда мненiя  всех сойдутся в мненiях об одном лице, дос­тойном iерархiи, тогда хартофилакс, или один из его служителей, записывает имя избраннаго в особ­ливый, учиненной для сего, книге. Но там присутст­вуют немногiе, а только архiереи и хартофилакс с служителем, записывающим решенiя  собора, по причине происходящих иногда там тайных пренiй». Ныне в Россiи  все таковое избранiе  совершается в Святейшем Правительствующем Синоде и избранна­го представляют Государю Императору на всемило­стивейшее соизволенiе  и утвержденiе. Из каких собственно лиц собор должен избрать во епископы, об этом Симеон Солунскiй  (в Гл. 192) дает знать следующее: «не должно здесь обращать вниманiе  на различiе  состоянiй, на степени и чины, но должно смотреть на добродетели и достоинство избираемаго. Между самыми способными к сему званiю должно быть употребляемо надлежащее разсмотренiе. Ибо часто iереи бывают честнее епископов, и простые монахи или мирскiе  люди благоговейнее епископов и iереев».

 

    [1] Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. - Слово о трезвенiи  св. Исихiя, гл. 28, 39, 62 и проч. - Преп. Нил Сорскiй. Слово о блудном помысле.

[2] Преп. Каллист и Игнатiй, гл. 10. Добротолюбiе. Ч. 2.

[3] Псалтирь с восследованiем.

     [4] Ответ 421

     [5] Том 2 (с. 216-293).

     [6] Спаситель - на еврейском Iисус.

[7] Четьи-Минеи. 20 декабря

[8] Подобiе  9, гл. 14. Книга св. Эрмы особенно уважалась в первенствующей Церкви Христовой. Иногда присовокупля­лась к Новому Завету и читалась при Богослуженiи .

 

[9] Лестница. Слово 21, гл. 7.

      [10] Ответ 301

      [11] Том 1 (с. 355-362).

[12] Том 1 (с. 166-167).

      [13] Том 1(с.512-532).

      [14] Том 5 (с. 64).

      [15] Ин. 13. 31; 14. 15.16.

      [16] Заимствовано из 10 главы святых Каллиста и Игнатiя  Ксанфопулов о безмолдвiи  и молитве. Добротолюб.. Ч. 2.

      [17] Гл. 12. О безмолвiи  и молитве святых Каллиста и Игнатiя  Ксанфопулов (Т. 5. С. 81-82).

      [18] Сочиненiя  блаж. Симеона архiе п.Фессалоникiй ского (СПб.. 1856. С. 182-183).

      [19] Беседа о том, что для плодосного покаянiя  необходимо отверженiе  самомненiя . Т. 4.

     

      [21] Слова 9 и 10 пунктов, прямо пророческiе. Свт. Игнатiй  Брянчанинов предвидел, что в последнiе  времена дiавол возстанет хулой на Имя Божiе; или по нынешней терминологiи, предвидел имяборческую ересь, восставшую против Святейшего Имени Божiя  и против Сладчайшего Имени Iисусъ Христова. А возможно, в его время в христiанстве уже были враги Имени-Божiя –Сост..

      [22] То есть, Брошюра 2-я. – Сост.

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar