Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 10:57 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 202 - 211
2016-05-02, 1:04 AM

 

Свт. Игнатiй: Ради имени Iисусова, употребляе­мого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущенiе  грехов; ибо сказано: Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша имене ради Твоего (Пс. 78:9)[1]

Апостол Павел: Но омыстеся но освятистеся, но оправдистеся именемъ Господа нашего Iисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11).

Апостол Iоанн Богослов: Пишу вамъ, чадца, яко оставляются вамъ греси имене Его ради (1Ин. 2:12). Ибо Iисус Христос сказал, что подобает проповедатися во имя Его покаяшю и отпущешю греховъ во всехъ языцехъ (Лк. 24:47).

Священномученик Iустин: Мы, которые чрез имя Iисуса, как один человек, уверовали в Творца всего - Бога, именем первородного Сына Его совлекаемся от нечистых одежд, т.е. грехов[2].

Златоуст: Свято и страшно имя Его (Пс. 110:9). Его страшатся бесы, боятся болезни; этим именем Апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружiя, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; им мы соверша­ем священные Таинства'51.

      Свт. Игнатiй : Ради имени Господня бывает ус­лышана молитва наша, даруется нам спасенiе; на основанiи  убежденiя  в этом, опять молится Давид: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст мо­их (Пс. 53:3-4). - Силою имени Iисусова освобожда­ется ум от колебанiя, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душев­ным, мыслям и чувствованiям богоугодным[3].

Свт. Игнатiй: Между непостижимыми, чудными свойствами имени Iисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Гос­подом. Он сказал, что верующiе  в Него именем Его бесы ижденут (Мк. 16:17). Сила сатаны когда ус­лышит имя Господа Iисуса, призываемое молящим­ся, приходит в смятенiе [4].

Златоуст: Имя Господа Iисуса, сходя в глубину сердца, смиряет змея, обладающего сердечными пажитями, спасает и оживотворяет душу[5].

Преп. Iоанн Пророк: Нам, немощным, остается только прибегать к имени Iисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны - и исходят от призыванiя  сего Имени[6].

Златоуст: Имя Iисуса Христа страшно для демо­нов, для душевных страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя. Им и Павел (Апостол) стал велик, хотя и был одного с нами естества[7].

Iоанн Лествичник: Именем Iисусовым всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружiя  ты не найдешь ни на небе, ни на земле[8].

Свт. Игнатiй: Поэтому дiаволу и ненавистно Имя Господа Iисуса Христа, как сокрушающее всю его силу; он трепещет этого всесильного Имени и потому оклеветал Его пред многими христiанами, чтоб они отвергли оружiе  пламенное, страшное для их врага, - спасительное для них самих[9].

Свт. Игнатiй: Блажен муж, емуже есть имя Господне упованiе  его, и не призре в суеты и неистовленiя  ложная... Вси языци - язычниками назва­ны многоглаголивые и многокозненные демоны - обыдоша мя, говорит Давид, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернiи: и именем Гос­подним противляхся им (Пс. 117:10-12). О Тебе, Господи Iисусе, врази наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающiя  на ны. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене. Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. О Базе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во веки (Пс. 43,6-9)[10].

       Златоуст: Таким образом представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеянiй, как оно поражает противников и укрепляет своих, раз­мышляя о делах, превосходящих человеческое разуменiе, пророк говорит: свято и страшно имя Его[11] .

Свт. Дмитрiй  Ростовскiй: Дивное имя Iисус привело в удивленiе  ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и беси веруют и трепещут; от того самого имени сотрясается ад, колеблется преис­подняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, раз­гоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, воссiявает свет благочестiя  и просвещает всякого че­ловека, грядущаго в [12]

Златоуст: Этим именем разрушена смерть, связа­ны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспос­лан Дух, рабы сделались свободными, враги — сына­ми, чужiе  - наследниками, люди - ангелами[13]

Свт. Игнатiй: Имя Господа паче всякого имени: оно источник услажденiя, источник радости, источ­ник жизни; оно — Дух; оно животворит, изменяет, переплавляет, боготворит[14].

Златоуст: Этим именем обращена вселенная, раз­рушено тиранство, попран дiавол, отверзлись небеса. Но что я говорю «небеса»? - Этим Именем воз­рождены мы[15]...

Слово Пятое.

                                 О природе имени Божiя.

Природа Имени Божiя  непостижима, она выше постиженiя  человеческого, в этом да уверят тебя мно­гiе  свидетельства святых Отцов. Ибо, как говорит святой Игнатiй, величiе  имени Iисуса превыше по­стиженiя  разумных тварей земли и неба. Сын, не­смотря на принятiе  Им человечества, пребывает превысшим постиженiя  всех разумных тварей. Превыше постиженiя  их - и Его всесвятое Имя[16]. Поэтому и мы неразумные да не будем доискиваться до того, до чего не решались дотронуться и святые перстом своего Богомыслiя. «Имя Отца да будет пределом для тебя: не переходи его и не исследуй Его Ипостась. Имя Сына да будет стеной для тебя: не пытайся преодолеть ее и не исследуй Его рожденiе. Имя Духа да будет прегра­дой для тебя: не входи внутрь для изученiя  Его» (Св. Ефрем Сирин)[17]. А если же кто, по слову св. Iустина, и осмелился бы высказать, что оно есть, (т.е. что есть Имя) тот по­казал бы ужасное безумiе [18].

Поэтому для нас достаточно и того определенiя, которое дает ему Златоустый: Имя Божiе  — достохвально по самому существу своему[19].

Однако поскольку споры вокруг Всесвятого Име­ни до сих пор не умолкают, а еретики пытаются тем или иным образом поругаться Его великолепiю (хо­тя оно и не поругаемо), то вынуждены мы, на сколь­ко позволяет нам убогiй  ум наш, сказать еще немно­го из того, что мы узнали у Отцов о Имени Божiем.

Имена Божiи  всегда присущи Богу, ибо Отец всегда был Отцом, Сын всегда был Сыном, Дух Свя­той всегда был Духом Святым, и не было времени, когда Их не было. Если же кто скажет, что имена отец, сын, дух - суть имена человеческiе  и от при­роды человека получили свои наименованiя, тот впадет в величайшее заблужденiе, ибо на земле сре­ди людей нет такого, кто всегда был бы сыном и не был при этом внуком, правнуком и т.д.; подобно и земные отцы не всегда и не только пребывают отца­ми, но бывают и чьими-то детьми; подобно и Дух Святой не имеет ничего схожего с Собой на земле, от чего мог бы получить Свое наименованiе. Но Отец не­изменяем и всегда есть Отец; также и Сын неизменяем, но всегда есть Сын; подобно и Дух Святый неизменя­ем, но всегда тот же Дух Святый. И Имена эти, как мы узнали из святых Отцов, не были прiобретены Богом, но всегда были Ему присуще. «И поэтому, - говорит свт. Афанасiй  Великiй, — в едином Божестве Отец, бу­дучи Отцем в собственном смысле и Отцем единствен­ным, и есть, и был, и всегда будет Отец; и Сьш есть в собственном смысле Сьн и Сын единственный. О них несомненно, что Отец есть и именуется всегда Отец, и Сын

 

[1] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе. М. 2001. Т. 2. С. 226.

[2] Сочиненiя  св. Iустина. Дiалог с Трифоном-iудеем. М. 1892. С. 319.

[3] Свт. Игнатiй. Полное Собранi . М. 2001. Т. 2. С. 226.

[4] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 2. С. 228.

[5] Добротолюбiе. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21.

[6] Преп. Варсонофiй  и Iоанн. Ответ 301.

[7] Беседа 8, на Посланiе  к Римлянам.

[8] Лествица 21, 7.

[9] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 7. С. 227.

[10] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 2. С. 224-225

[11] Iоанн Златоуст. Беседе на Псалом 110, гл. 7.

[12] Свт. Димитрiй  Ростовскiй. Слово еа Обрезанiе  Христово. М. 1994.

[13] Iоанн Златоуст. Беседа на Псалом 8,1-2.

[14] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 3. С. 234

[15] Iоанн Златоуст. Толкованiе  на Посланiе  к Колосянам 9,2.

[16] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 2. С. 223-225.

[17] Мемра о вере 4, 129-140.  Louvain 1961. S. 35.

[18] Iустин. 1-ая Апологiя  61 (с. 93) М. 1892.

[19] Iоанн Златоуст. Беседа на Псалом 112, гл. 1.

  - всегда Сын, и Дух Снятый всегда есть Дух Святый; и мы веруем, что Он есть Дух Божiй, и подается чрез Сына от Отца. Так Святая Троица, познаваемая в едином Божестве пребывает неизменно. Следователь­но, кто спрашивает: не Сын ли есть Дух? тот представ­ляет, что Имя может быть изменяемо, и сам себя вво­дит в безумiе ... Но, рассуждая таким образом, отпадут они от Святой Троицы и признаны будут безбожными: потому что превращают Имя Отца и Сына и Святаго Духа, переносят оное как хотят, по подобiю бытiя  че­ловеческого... Не такова вера Церковная, но, как сказал Спаситель, Она в Отца и Сына и Святаго Духа, - в От­ца, Который не может быть наименован быть дедом, в Сына, Который не может быть наименован отцем, и в Духа Святаго, не иным, но сим только именем нарицаемого. О сей вере нельзя говорить извращенно. Но Отец всегда есть Отец, и Сын всегда есть Сын, и Дух Святый всегда есть и именуется Дух Святый[1]... По­елику был Отец, то всегда была в Нем и Истина, то есть Сын... Поелику была Ипостась, то, без сомненiя, тот­час надлежало быть Ея Образу и Начертанiю... Если, как скоро есть Свет, есть уже и Его Образ - Сiянiе, и как скоро есть Ипостась, есть и всецелое Ея начерта­нiе, и как скоро есть Отец, есть и Истина, то измеряю­щiе  временем Образ и Начертанiе  Божества пусть вникнут, в какой ров нечестiя  впадают они... Был ли когда Бог без того, что есть Его собственность? Или, почему может кто рассуждать о собственном, как о по­стороннем и иносутцном? ... Посему Бог - всегда Отец, и не впоследствiи  привзошло это наименованiе: Отец, в каком случае можно бьшо бы почитать Бога изменяе­мым. Ибо, если прекрасно Богу быть Отцем, то не все­гда было в Нем прекрасное[2]... Имя же Свое Он всегда имеет по естеству; ибо сказано: Богъ бе Слово (Ин. 1, I)[3]... Если же, как Давид воспевает в семьде­сят первом псалме, имя Его пребывает прежде солн­ца и прежде луны в роды родов (Пс. 71, 5); то каким образом Бог прiял то, что имел всегда?[4]. Если Он Бог, и престол царствiя  Его вечен; то как преуспе­вать Богу? Или, чего не доставало Седящему на Отчем престоле?[5]... Соломон в одном месте Екклесiа­ста говорит: все творенiе  приведет Бог на суд о вся­ком погрешенiи, аще благо и аще лукаво (Еккл. 12, 14). Ужели же и Слово, если Оно произведенiе, по вашим словам, приведено будет на суд? Убойтесь наконец Судiи, убедитесь словом Соломоновым[6]».

Имя же Iисуса Христа, как мы доподлинно узна­ли, означающее Божеское и человеческое естество в совокупности[7], есть предел Богословiя  и Богомыслiя. Оно дает совершенное познанiе  о Том, Кто пре­выше всякого познанiя [8], Оно наставляет на всякую истину, открывает всякую правду, ограждает от вся­кого зла, обожает, освящает, делает свободным. Стяжавшiй  Его стяжал спасенiе  и жизнь вечную, и скажем более того, стяжал Духа Святаго. А просте­реться за Его пределы, и узнать что-либо большее о Боге невозможно. Оно и для Ангелов, и для человеков есть и мысленный, и чувственный Предел.

Одним словом сказать: Имя Божiе - есть полнота Православного Исповеданiя  и полнота познанiя  Божiя.

Иногда именами Божiими называются нетварные энергiи, однако Сами Имена называть энергiями или деянiями неблагочестно. Праведно мыслить так: энер­гiя  получает наименованiе  Божества от Его Имени, а не Божество прiобретает нетварность за счет энергiи  (да не будет сего!). Все святые, в том числе и Григорiй  Палама, пишут, что нетварный свет Божества - общiй  для Бога и святых Ангелов, и святых человеков. «У Бо­га, - говорит св. Григорiй , - и Святых Его - общая и единая слава и царство и оный Свет»87. Имя же Божiе  паче всякого имени, и невозможно именоваться им и иметь Его по существу кому-либо иному, кроме Самого Бога. И созерцая эту Божественную тайну, имущiю от­крыться на Фаворе, Пророк в упоенiе  восклицает: Фаворъ и Ермонъ о имени Твоемъ возрадуется (Пс. 88, 13). Не говорит, что тогда Имя Божiе  прiобретет силу и славу и свет, но то знаменует, что тогда откроется превечная слава Имени Божiя.

И ясно, что славу и свет Божества мы можем раз­делить с Господом, если будем того достойны, а Имя всегда пребудет собственностью только Бога. Ибо, как говорит, свт. Афанасiй  Александрiйскiй, Трои­ца не по имени только и образу выраженiя, но в са­мой истине и существенности есть Троица. Ибо как Отец есть Сущiй; так Сущiй  есть и над всеми Бог-Слово Его, и Дух Святый нечужд бытiя, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ни­чего не убавляет из сего мудрованiя, чтобы не впасть в ученiе  нынешних iудеев, подражающих Каiафе, и в ученiе  Савеллiево, и не примышляет ничего большаго, чтобы не вринуться в языческое многобожiе. А в удостоверенiе, что такова вера Церкви, пусть дознают, что Господь, посылая Апо­столов, такое именно основанiе  Церкви повелел по­ложить, говоря: шедшее научите вся языки, крестя­ще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19); так и научили пошедшiе  Апостолы, такова их проповедь во всей поднебесной Церкви[9].

Господу же нашему, в Троице Святей славимому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу да будет слава во веки веков. Аминь.

                                           Русскiй  Символ веры/

(Молитва св. Феодосiя  Iерусалимского и Кавказского)

Верую. Господи, в Православное Царское Само­державiе, Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и Русским На­родом для мира и благоденствiя  нашего Отечества и для спасенiя  души, как учили о том же и все святые угодники Божiи  русскiе  последних веков. Аминь. (Стр. 1-64).

 

Глава 4.

2006. Хвалите Имя Господне.

(Iером.Корнилiй)

Господи, Имя Твое в век  (Пс. 134,13).

И будет, всяк, иже призовет Имя Господне, спасется  (Iоил. 2, 32;  Деян. 2,21;  Рим. 10,13).

И рече Марiам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем:  и свято Имя Его  (Лк. 1, 46-49).

Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему Имя, еже паче всякаго имени, да о Имени Iисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Iисус Христос в славу Бога Отца  (Флп. 2, 9-10).

Дивное Имя Твое, Iисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы грешнiи  на земли бренными устнами воспеваем, Егоже ради помилуй нас.  (Акафист Iисусу Сладчайшему,1-я стихира на Хвалитех).

И стах на песце морстем: и видех из моря зверя исходяща, имуща глав седмь и рогов десять, и на розех его венец десять, и на главах его имена хульна:   И отверзе уста своя в хуленiе  к Богу, хулити Имя Его  (Откр. 13,1-6).  

        Боже, во Имя Твое спаси мя (Пс. 53, 1).

ВВЕДЕНIЕ.

Великiй  светильник Православiя, созерцатель, достигшiй  высот боговеденiя, выдающiйся богослов и систематизатор исихазма свт. Григорiй  Палама, возражая еретику Варлааму, превозносящему внешнюю образованность и уничижающему монашеское деланiе  с его строгим следованiем заповедям Христовым, просвещенiем ума и сердца и богонаученiем, писал:

«Услышав от некоторых людей, что внешней мудрости надо искать и монашествующим, так как без нее нельзя избавиться от незнанiя  и ложных мненiй, и даже достигнув высшего безстрастiя, человек не придет к совершенству и святости, если не наберется знанiй  отовсюду, особенно из еллинской науки, … что наука ведет человека даже к познанiю Бога, поскольку-де нельзя познать Бога иначе как через Его Творенiя, – услышав такое, я, правда не очень-то поверил, ведь уже мой малый опыт монашеской жизни показал мне совсем противоположное… Хорошо благодатью укреплять сердца, по апостолу (Евр. 13, 9), но как словом выразить Благо, которое выше слова? Поэтому остается только благодарить Бога за то, что Он дает благодать, которая и на ум не приходит людям, воображающим, что они все знают в своей великой мудрости. …

И вот теперь… некоторые люди, сочтя маловажной стоящую перед христiанами цель, обещанные нам в будущем веке несказанные блага, променяли богопознанiе  на мiрную мудрость и хотят ввести ее в собор философствующих во Христе. В самом деле, всех, кто не изучил наук, они объявляют нечистыми и несовершенными; стало быть, всем надо решительно приняться за еллинскiе  науки, презреть евангельскiе  заповеди, – еще бы, ведь через них никак не избавишься от незнанiя  того, что эти люди называют науками, – и с насмешкой уйти от сказавшего: «Будьте совершенны» и «Если кто во Христе совершен…» и «Мы проповедуем среди совершенных» (Мф. 5,48; Флп. 3,14-15; 1 Кор. 2,6). …

Неужели им никогда не приходило на ум, что устремившись к древу знанiя  и вкусив от него, мы отпали от божественного места сладости?» [39, 5-13].

      Профессор В.Н. Лосскiй  продолжает его мысль: «В известном смысле всякое богословiе  мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровенiем. … Восточное преданiе  никогда не проводило резкого различiя  между мистикой и богословiем, между личным опытом познанiя  Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью. Слова, сказанные сто лет тому назад великим православным богословом митрополитом Филаретом Московским, прекрасно выражают именно это положенiе : «Необходимо, чтоб никакую, даже в тайне сокровенную премудрость (мы) не почитали для нас чуждою и до нас не принадлежащею, но со смиренiем устрояли ум к божественному созерцанiю и сердце к небесным ощущенiям». Иначе говоря, догмат, выражающiй  богооткровенную истину, представляющуюся нам непостижимой тайной, должен переживаться нами в таком процессе, в котором вместо того, чтобы приспосабливать его к своему модусу воспрiятiя, мы, наоборот, должны понуждать себя к глубокому измененiю своего ума, к внутреннему его преобразованiю, и таким образом становиться способным обрести мистическiй  опыт. Богословiе  и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистическiй  опыт есть личностное проявленiе  общей веры, то богословiе  есть общее выраженiе  того, что может быть опытно познано каждым. Вне истины, хранимой всей Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности; это было бы смесью истинного и ложного, реального и иллюзорного, это был бы «мистицизм» в дурном смысле этого слова. С другой стороны, ученiе  Церкви не имело бы никакого воздействiя  на душу человека, если бы оно как-то не выражало внутреннего опыта истины, данного в различной «мере» каждому верующему. Итак, нет христiанской мистики без богословiя  и, что существеннее, нет богословiя  без мистики. Не случайно преданiе  Восточной Церкви сохранило наименованiе  «богослов» только за тремя духовными писателями: первый из них – святой Iоанн Богослов, наиболее «мистичный» из четырех евангелистов, второй – святой Григорiй  Богослов, автор созерцательных поэм, и третiй  – святой Симеон, называемый «Новым Богословом», воспевшiй  соединенiе  с Богом. Таким образом мистика рассматривается в данном случае как совершенство, как вершина всякого богословiя, как богословiе  «преимущественное» [34, 8-10].

И, наконец, обратимся к записанной в августе 1912 г. схимонахом Пантелеимоновского монастыря на Афоне Досифеем беседе его со Старцем Зографским Амвросiем:

«Однажды, беседуя с одним из старейших наших духовников (55 лет прожившем на Афоне) о современных наших нестроенiях и разногласiях относительно Имени «Iисус», и весьма скорбя ... о сих небывалых хуленiях, я вопросил старца: «Отче мой, что же делать мне? Молчать ли, или изобличить хулителей Имени Божiя, но они суть власть имущiе  в нашей обители, и на меня тогда обрушатся разные беды и гоненiя ?!» – «Надо узнать волю Божiю, и узнав ее, действовать согласно с ней, – отвечал мне духовник, тогда совесть твоя мирная будет, чтобы с тобой из-за этого не случилось» – «А как мне узнать волю Божiю? – говорю я. – Писано есть: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» (Втор. 32,7). – «Но которого же отца вопросить мне, который воистину мог бы мне открыть волю Божiю? – вопросил я. – В Зографе есть великiй  старец, о. Амвросiй. Он одарен великой благодатью, и даже некогда только что умершего, и не успевшего прiобщиться, воскресил и прiобщил, он имеет дар прозорливости, и есть воистину старец благодатный, и ты можешь несомненно верить, что уста его будут для тебя Божiими устами. Давай помолимся, и ступай к нему, и как скажет, так и сотвори», – этот совет пришелся мне весьма по душе, и на утро я пошел в Зограф. Когда я постучался к старцу, то оказалось, что он отдыхал, но келейник, почему-то, не постеснялся немедленно его разбудить, я же стоял в дверях. Пробудившись и еще не видя меня, но, только вставая с ложа и усаживаясь на стул, столетнiй  старец говорил как бы про себя, но громко: «Надо читать Деянiя  Апостола Павла и подражать ему». Я подошел и поклонился ему до земли, он же, благословляя, несколько раз промолвил: «Надо непрестанно молиться. Без молитв спастить нельзя. Надо читать поученiя  св. Отцов и проверять себя по ним, а наипаче надо читать Деянiя  Апостола Павла – читать и подражать». Наконец, обратившись ко мне, спросил: «Что имеешь ко мне?» … Я сказал ему: «Великое у нас в обители происходит смущенiе : некiй  iеромонах А., а с ним Игумен, и Наместник, и духовник о. А. и многiе  другiе  говорят, что Имя Господа нашего Iисуса Христа, т.е. слово «Iисус», есть лишь обыкновенное, собственное имя человеческое, не «Дух и Живот», как говорит Господь, суть слова Его, но отвлеченное. Говорят, что не им самим творились чудеса, но называют его «посредствующей силой». Говорят, что засвидетельствованные в Писанiи  чудеса не силой Божественной Имени Божiя  творились, но силою веры. Говорят, что Имя Господне и призываемое в молитве служит лишь как посредствующая сила, и само по себе не есть спасительно и на него уповать не подобает, но напротив того, это есть величайшее, мол, беззаконiе  надеяться на имя Господа Iисуса и обожать его». – Старец крайне изумился и в великом страхе стал креститься и говорить: «От века еще не бывали такiе  еретики! Имя Iисус так неразрывно с Богом, что можно сказать, что Имя Iисус есть Сам Бог, ибо как можно отделить Имя от Существа? – Это невозможно. Имя Iисус есть истинный Бог, невозможно спстись без Имени Iисуса. О еретиках же сих есть писано, что в последнее время будут еретики хуже первых; эти-то и суть те страшные еретики, кои сладчайшее и спасительное Имя IИСУС опровергают, то есть уничижают, как простое человеческое и немощное, безсильное! Сiе -то есть страшная хула на Бога, ибо Сам Господь повелел почитать, и все от Него просить, ради страшного спасительного Имени Его «Iисус». И св. апостол Петр сказал, что сим только Именем подобает нам спастись!» – Тогда я сказал ему: «Отче святый! В Апокалипсисе, в главе 13, ст.6 сказано: «И отверз он уста своя для хулы на Бога, и на Имя Его, и селенiе  Его, и живущiя  на небеси», – не сказано ли это о сей ереси, хулящей Имя Божiе ? Не суть ли жилище Его те, которые стяжали Бога, всегда призывая Имя Его, как сказано: «вы есть храм Божiй , и Дух Божiй  живет в вас» (1 Кор. 3, 16)?)… – На это старец ответил: «Да, можно так думать, ибо есть написано, что самого антихриста на Афоне не будет, но будут слуги его. То сiе  и есть слуги антихристовы, ибо они поносят Святейшее Имя Божiе». Тогда я сказал: «Как же нам быть и что мне делать? Молчать ли и ждать, каков будет конец, или говорить и писать в обличенiе  их заблужденiя?» На что он ответил: «…Вам молчать об этом нельзя, но надо и говорить и писать во славу Имени Божiя. Но только не спорить, ибо спор есть не от Бога. Если же дело будет доходить до спора, то лучше оставь и отойди от зла и сотворишь благо». – Я сказал: «Но если я так буду делать, то меня изгонят, и я останусь без всего; чем я жить тогда буду?» – Бог покроет вас Своею благодатiю и нужды не будет, ибо блаженны суть стоящiе  за Имя Господне и изгнанные правды ради»… старец просiял радостной улюбкой и, взглянув на образ Спасителя и перекрестившись, сказал: «Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное!» Затем, обратившись ко мне паки, сказал: «Не бойтесь! Бог вас покроет и пропитает, и спасет всех мужественно стоящих за Имя Господне» [24, 151-154].

Последуем и мы мудрому наставленiю великого старца и, сознавая собственную немощь и никчемность, попытаемся слабыми человеческими словами выразить то, чем преисполнено сердце. От избытка бо сердца глаголют уста (Лк. 6,45). А оно понуждает свидетельствовать об истине в затянувшемся почти на столетiе  споре об Имени Божiем, споре мистиков-созерцателей со схоластами, споре духовно зрящих со слепцами, споре, который ждет своего догматического разрешенiя, и, следовательно, это вопрос Вселенского значенiя, ибо от его решенiя  зависят судьбы и Россiи, и всемирного Православiя .[10] С Богом!

ВЛАДЫКА АНТОНIЙ: АВВА ИЛИ ПРЕЛЬЩЕННЫЙ?

      Чтобы понять истоки происшедшего, попытаемся всмотреться в личность Владыки Антоiя. Менее всего автору хотелось бы быть его судьей или прокурором. Но разобраться в происшедшем почти столетiе  назад все равно рано или поздно придется, а правда, как известно, не бывает половинчатой, в ней нужно идти до конца.

      Прежде всего, обратимся к книге митрополита Антонiя (Храповицкого)  «Исповедь». Написана она в Бучаче в 1919 г., т. е. через два года после его «Догмата искупленiя», но впоследствiи  переиздавалась за рубежом без каких-либо измененiй. В главе «Духовная прелесть» он пишет:

       «Недуг этот называется прелестью, или духовным самообольщенiем, под коим должно разуметь мнимую близость к Богу или вообще к чему-либо Божественному и сверхъестественному. Такому самообольщенiю подвергаются иногда и усердные подвижники в обителях и еще чаще, конечно, ревностные к внешним подвигам миряне. Превосходя своих знаемых подвигом поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных виденiй, или, по крайней мере, благодатных сновиденiй; во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указанiя  Божiи  или Ангела Хранителя, а затем уже воображают себя особыми избранниками Божiими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые отцы ни против чего не вооружаются так горячо как именно против этого недуга – духовной прелести.

       Духовная прелесть опасна для души человека, если она скрывается в нем одном, но она опасной и гибельной бывает и для местной церковной жизни, если охватит собой целое общество, если окажется где-либо духовной эпидемiей, если выразится в целом направленiи  жизни прихода, округа, епархiи  или епархiй. В Россiйской Церкви оно так именно и бывает, как в Великороссiи, так и на Украине, как в простом народе, так и в глаголемом просвещенном обществе. Эта зараза, под разными именами, начала усиленно развиваться по пределам Россiйской поместной Церкви тому назад лет тридцать, а ко времени последней войны охватила собою все концы бывшей Русской Имперiи. В Петербурге, в Москве, на низовьях Волги и в Сибири явились iоанниты, провозгласившiе  покойного о. Iоанна Кронштадтского перевоплотившимся Христом и некую Матрону Киселеву Богородицей. На смену одного Христа явились другiе  – в Петрограде Чурсиков, в Москве и Самаре Колосков, и т.п. Слободская Украина создала Стефана Подгорного – странника, затем принявшего монашество и выдававшего себя за Бога; Подолiя  и Бессарабiя  провозгласила Христом полуграмотного iеромонаха Иннокентiя  – молдаванина; в Кiеве начал проповедовать новую веру тоже необразованный монах Спиридон, выслужившiй  себе по военному времени сан архимандрита; в Сибири iоаннитство получило особенно фанатичный характер, и увы, даже на св. Афоне начало разрастаться весьма вредное движенiе  духовной прелести, известное под названiем именобожничества.[11]

Среди высшего общества выдавали себя за Христа Распутин, а ученiе  о перевоплощенiи  или необуддизм с его чрезвычайно легкими способами мнимого общенiя  с миром сверхъестественным можно назвать едва ли не господствующим направленiем в современном обществе. Основною почвою для него являются сочиненiя  Л. Толстого и Вл. Соловьева, которого одна писательница Шмидт) тоже представляла себе едва ли не перевоплощенным Спасителем… О гибельных увлеченiях этим  хлыстовством все знают; начинается оно с подвигов поста и молитвы, а кончается безобразным развратом, или так называемым свальным грехом» [1, 35-36].[12]

На этом описанiе  духовной прелести практически завершается и в дальнейшем речь идет уже о средствах уврачеванiя  ее. Простим автору путаницу с фамилiями и ошибки в их написанiях, это у него случалось и прежде и впоследствiи, тем более что во время написанiя  книги у него (очевидно.- сост.) не было под рукой необходимых матерiалов и пришлось надеяться только на память.

Во-первых, поражает поверхностность, непрофессiональность в описанiи  этой духовной болезни. Так, у свт. Игнатiя  (Брянчанинова) рассмотренiю духовной прелести (в т.ч. двух основных разновидностей ее) посвящены полсотни страниц. Да и практически любой человек, монашествующiй  или мирянин, более или менее серьезно занимающiйся умным деланiем и изучающiй  святоотеческую литературу, мог бы написать на эту тему гораздо глубже и основательнее.

Во-вторых, духовную прелесть владыка Антонiй  практически отождествляет с хлыстовством. Но это безусловно не так. Хлысты – секта, а не вид прелести. Они гораздо ближе к ереси, чем к духовному обольщенiю. Утверждать, что плодом поста и молитвы (правильной или неправильной) может стать свальный грех может только духовно невежественный человек, по слову свт. Игнатiя  (Брянчанинова) сам находящiй ся в обольщенiи. К сожаленiю, содомскiй  грех расцвел пышным цветом в среде современных отечественных архiереев, священства и монашества, но пришел он туда совсем другим путем, и расцвел именно среди тех владык и монашествующих, которые умным деланiем никогда серьезно не занимались и другим не благословляют заниматься.

Питательной же средой для секты хлыстов начиная с ХVII в. и особенно в XIX – нач. ХХ в. стал именно образ жизни большинства священнников и монашествующих, недостойных их высокого званiя: блуд, пьянство, куренiе, многостяжательность и пр. Именно в этих условiях могли появится лжесаваофы, лжехристы и лжебогородицы, которые, подобно Лютеру, могли указывая на недостойных священников и насельников монастырей, говорить: – Посмотрите на них! Разве это добрые пастыри? Разве это свет миру? Воистину, кончина века близка!

И благополучно уводить словесных овец из ограды Православной Церкви.

Собственно, это один из самых действенных прiемов соединенных сатанинских сил: сначала всеми доступными способами развратить пастырей, а затем воздвигнуть нового лютера, который сможет расколоть Церковь.

И поскольку хлысты в сер. XVII в. немного преуспели в Россiи, на смену им вскоре пришел протопоп Аввакум.

Поэтому и бороться с хлыстами нужно было не Разъясненiями Дух. Консисторiй  и Определенiями Св. Синода, а строгим отбором и воспитательной работой прежде всего с архипастырями и настоятелями (игуменiями) монастырей.

Впрочем, есть очень серьезные основанiя  утверждать, что, “проблема хлыстовства” в начале XX века была не только использована в богоборческих целях координированными действiями печати, находившейся в руках “богоотверженного народа”, и Синода, руководимого архiеп. Антонiем, но и бережно взлелеяна, подобно тому, как ныне террористическiе  группы проходят обученiе  на военных базах ЦРУ и др. спецслужб. “Хлыстовство” было выпестовано как удобная дубинка вроде нынешней дубинки “терроризма” или незабытой еще дубинки “врагов народа”. Достаточно сказать, что выдающiйся духовный пастырь, седьмой столп Православiя  на Руси и истинный врачеватель недугов души русского народа о. Iоанн Кронштадтскiй  много боролся с ересью толстовства, пьянством, неверiем, которые в значительной мере поразили Россiю, но ни словом не обмолвился о хлыстах.

 Однако вернемся к вл. Антонiю. Мы видим, что он причисляет к секте хлыстов не только таких создателей сект как Матрона Ивановна Киселева, именовавшаяся “богородицей”, Порфирiей или В.К. Подгорный, принявшiй  затем по его словам монашество с именем Стефан и священство, но и всех афонских монахов–имяславцев, большая часть которых были девственниками, и Григорiя  Распутина–Нового, и прославленного в лике святых прп. Серафима Вырицкого, и схiархимандрита Спиридона, который (достоен) своего прославленiя, и косвенно прав. Iоанна Кронштадтского, а также, возможно, и других подвижников благочестiя. Список этот практически повторяет список угодников Божiих, обвиненных ранее в хлыстовстве в статье владыки Антонiя  в почаевском журнале «Русскiй  инок», о которой речь впереди. Не исключено, что среди остальных имен в списке есть кто-либо из основателей сект хлыстов или близких к ним – в этом надо еще разбираться. Мы же обратимся сейчас к тому, что достоверно известно.

К 1919 г. две комиссiи  уже пришли к выводу, что Григорiй  Распутин-Новый никакого отношенiя  к хлыстовству не имел, и Владыка об этом не мог не знать. Обвиненiе  в том, что он когда-либо выдавал себя за Христа или хотя бы косвенно намекал на свое божественное происхожденiе, также не имеет никакого подтвержденiя .

Iоанн Чуриков (но, конечно, не Чурсиков) – это будущiй  старец Серафим Вырицкiй  (Муравьев). В 1908-1909 годах он старчествовал в мiру, основал общество трезвости. “Вина” его заключалась в строгой жизни по заповедям и духовных дарованiях, которыми щедро одарил его Господь, так что священники, нерадевшiе  о своих пастырских обязанностях, зато не гнушавшiеся злоупотребленiем спиртными напитками, куренiем, сребролюбiем и другими “слабостями”, для которых жизнь его была живым укором, говорили: «Он не рукоположен! Почему он проповедует? Он еретик!». Заключенiе  старца безо всякого разбирательства по одному только навету в Суздальскую крепость – одна из позорнейших страниц деятельности Синода и лично владыки Антонiя .

Почти десяток лет назад вышла книга архимандрита Спиридона «Записки миссiонера» (в действительности тайного схiархимандрита, поскольку постригавшiй  его по ошибке открыл чин пострига в великую схиму, а когда обнаружил это, воспринял как волю Божiю и продолжил постриг именно в схиму). Он с детства ежедневно при всякой возможности на несколько часов уходил в молитву в конопле, так что полностью забывал себя, растворялся в молитве. В юности ему явились апостолы Петр и Павел и сказали: – Отныне ты не будешь говорить ничего человеческого, но все Божiе. С тех пор они постоянно незримо присутствовали при всех его проповедях и беседах. Отец Спиридон много проповедовал в централах, тюрьмах, местах ссылки и своими потрясающими проповедями, своей невыразимой любовью к заключенным приводил к раскаянiю самых закоренелых и неисправимых грешников.

Итак, многiе  обвиненiя, как уже сказано, при ближайшем разсмотренiи  оказываются самыми заурядными сплетнями, которые владыка Антонiй  либо бездумно повторял, не затрудняясь проверкой их (а для этого у него были все возможности), либо… В последнее не хотелось бы верить. Но вот обратите вниманiе: когда свтт. Феофан (Быстров) и Серафим (Соболев)[13] обличили крестоборческую ересь митрополита Антонiя  (Храповицкого), содержавшуюся в его «Догмате искупленiя», последнiй  назвал архiеп. Феофана прельщенным, а архiе п.Серафима – адьютантом вл. Феофана. Ранее, в 1913 г., когда iеросхимонах Антонiй  (Булатович), ссылаясь на Священное Писанiе, отстаивал мысли, высказанные в книге схимонаха Иларiона «На горах Кавказа», в столице стали распространяться слухи, что у о. Антонiя  жена-абисинка, а схимонах Иларiон был у него денщиком и прочiе  непристойности. Как говорится, почерк один.

В годы жизни вл. Антонiя  великой славой просiяло на небосклоне Русской Православной Церкви целое созвездiе   ярких светильников, истинных старцев, ныне прославленных в лике святых: Феофан Затворник, Игнатiй  Брянчанинов, Iоанн Кронштадтскiй, все оптинскiе  старцы, начиная с Амвросiя, много других старцев, но ни с кем из них владыка Антонiй  не имел общенiя, а о. Iоанна Кронштадтского, как и святителя Филарета (Дроздова), что называется, на дух не переносил.

Крайне неуважительно относился он и к таким столпам Русской Церкви как митрополит Макарiй  (Булгаков), архiепп. Феофан (Быстров), Серафим (Соболев),[14] целому ряду других благочестивых архiереев, а в особенности к тем, кто обличал его заблужденiя  или пытался с любовью вразумить, в числе которых Платон, митр. Одесскiй, впоследствiи  Сев.-Американскiй, iеросхимонах Феодосiй  Карульскiй  (Святогорец) и др.

Общенiе  его было главным образом с архiереями, с теми, кто мог бы помочь ему продвинуться по служебной лестнице и достичь главной возжеленной цели – стать патрiархом. Все жизнеописатели владыки[15] отмечают его любвеобилiе, внимательность, заботу о ближних, главным образом архiереях, священниках и учащихся духовных заведенiй, но как только этот ближнiй  высказывал несогласiе  с мненiем владыки, он легко превращался в личного врага последнего.

Как сказал Спаситель, от плод их познаете их (Мф.7,16). Давайте, следуя Его наставленiю, рассмотрим: каковы же плоды деятельности владыки Антонiя .

 

[1] Свт. Афанасiй  Великiй . Творенiя. Т. 3. Посланiе  о Святом Духе. С. 73-74. М. 1994.

[2] Свт. Афанасiй  Великiй . Творенiя. Т. 2. На арiан слово первое. С. 203, 202, 214. М. 1994.

[3] Афанасiй  Великiй Творенiя  Т. 3. О явленiи  во плоти Бога Слова и против арiан. С.262. М. 1994.

[4] Афанасiй  Великiй Творенiя. Т. 2. На арiан слово первое. С. 229. М.1994.

[5] Афанасiй  Великiй Творенiя. Т. 2. На арiан слово первое. С. 238. М.1994.

[6] Афанасiй  Великiй Творенiя. Т. 2. На арiан слово первое. С. 268. М.1994.

[7] Св. Iоанн Дамаскин. Точное изложенiе  православной веры. Книга 3 - Москва, 1992.

[8] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе . М. 2001. Т. 5. С. 64.

[9] Афанасiй  Великiй. Творенiя. Т.3. Против хулителей, утверждающих, что Дух Снятый есть тварь. С.42.М.1994.

      [10] Опять безсмысленное ожиданiе разрешенiя этого спора и установленiя догмата о почитанiи Имени Божiем от Вселенского Собора, который, по предсказанiю духовных старцев будет не для утвержденiя истины церковной об Имени Божiем, а наоборот, для закрепления синодального антихристова учения 1913 года. – Сост.

     [11] Читая эти слова Антония, так и хочется  назвать его дураком, самого находящагося в духовной прелести,каким назвал его в свое время свящ. Павел Флоренскiй. - Сост..

     [12] будь ты проклят,  клеветник сатанячiй! – Сост).

      [13] Примечанiе: архиеп. Серафим Соболев ярый имяборец, хулитель Имени Божiя и имяславцев в его объемистой книге по разбору Имяславiя. – Сост.

     [14] Примечанiе: Серафим Соболев не столп Церквм, а хулитель Православного Имяславiя . – Сост.

     [15] Примечанiе: такiе  же имяборцы, как сам Антонiй Храповицкий. – Сост.

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar