Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 8:45 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 221 - 230
2016-05-02, 0:58 AM

 

ИКОНА И ОБРАЗ. ВИДЫ ИКОН

    Вспомним первую паремiю на Богородичные праздники: «Изыде Iаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо … и сон виде. И се лествица, утверждена на земли, еяже глава досязаше до Небес, и Ангели Божiи  восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся. … И воста Iаков от сна своего, и рече: … яко страшно место сiе, несть сiе , но дом Божiй , и сiя  врата Небесная» (Быт. 28, 10-17).

Паремiю эту святые отцы согласно относят к прообразованiю Боговоплощенiя  Сына Божiя . Вот как размышляет о сем свт. Филарет (Дроздов):

«Но если явившiйся Iакову был сын Божiй, Который есть вкупе и Сын человеческiй, весь образ явленiя  должен представлять какое-либо Ему принадлежащее свойство или действiе. Итак, лестница, стоящая на земле и касающаяся небес, может означать Его воплощенiе  или Божественое человечество, посредством которого земля соединяется с небом, тварь с Творцом, человек с Богом; и которая после отпаденiя  Адамова от первобытного соединеня с Богом есть единый, возвратный, новый и живый путь к Престолу  Благодати (Евр. X. 20. IV. 16). Восхожденiе  и низхожденiе  Ангелов по лестнице образует: или собственно, действiе  Ангелов, посылаемых в служенiе  для тех, которые должны наследовать спасенiе  (Евр. II. 14), восходящих к Господу для прiятiя  от Него повеленiй  и нисходящих на землю для исполненiя  их; или, по всеобщему понятiю лестницы, всеобщую постепенность тварей, которые в Сыне Божiем, яко в своем начале, от Которого все (Евр. II. 10), обретая и свой конец, для Которого все, нисходят в любви Его, дабы простирать ее благотворные влiянiя  от высших на низшiе  степени, и восходят в своем совершенствованiи; или наконец, по отношенiю к тайне воплощенiя, служенiе  сей тайне всех богоносных Патрiархов, … предшествовавших Сыну человеческому, который по предопределенiю, с небесной высоты Своей, также долженствовал по степеням их рожденiй  снити к Собственному земному рожденiю» [28, 479-480].

Или иначе, по изъясненiю Iоанна Дамаскина: «Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась от земли; глава Ея касается неба: потому что как всякой жены глава муж, а эта не знала мужа, то глава Ея был Бог и Отец» [32, 290].

Но образ лествицы, виденной Iаковом, можно с неменьшим основанiем отнести и к иконописному образу, и к любой вообще иконе, и к любому Божественному символу, и к любому Имени Божiему… Нижним своим концом лествица стоит на земле – это мiр видимый, матерiальный, а верхним достигает Неба Небес, где можно и Бога узреть. Именно как такую лествицу можно рассматривать известное определенiе  свт. Василiя  Великого: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.

Бог есть Дух. Он создал сначала мiр невидимый, населив его Ангелами, сюда же попадают и души праведников; а затем мiр видимый, куда поместил созданного Им человека и подвластных ему тварей земных. Душа человеческая, пребывающая в темнице тела, после изгнанiя  из рая стала очень ограниченной в своих возможностях. Чтобы поведать об устроенiи  Царства Небесного, Спаситель использует притчи. Иконописный образ и икона в широком смысле слова суть притчи, а притча – род иконы.

А в чем назначенiе  евангельской притчи, какова ее цель? Рассказать иносказательно, аллегорически, образно, символически то, что обычным повествованiем передать невозможно, трудно или малоэффективно. Например, о Царстве Небесном, т. е. о том, что око человека, обремененного житейскими попеченiями, никогда не виде, ухо не слыша, и на сердце его не взыдоша.

На Руси особым почетом пользовались сказки. Придумывали и рассказывали их калики-перехожiе, сказители, гусляры или кобзари, говоря современным языком, мудрые старцы и старицы. И в отличiе  от европейских сказок, повествующих преимущественно о счастливой и сытой семейной жизни, сказок нравственно-назидательных или языческих, сказки Руси, во всяком случае, значительная доля их – пересказ событiй  библейских, в частности евангельских, пророчества или проповеди. Так, сказка о спящей Царевне – это повествованiе  о грехопаденiи  первых людей через вкушенiе  запретного плода – яблока, духовной смерти (сне) их, и о том, как Прекрасный Царевич (Сын Божiй ) своей любовью пробудил наши души от греховного сна. А уж такая сказка, например, как сказка о живой и мертвой воде, имеет несколько слоев, способов толкованiя, и некоторые из них (по крайней мере, один) повествует о событiях, которые еще не совершились, но совершатся в определенные Богом времена.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. И ушами слушая сказку, мы ум простираем к смыслу ее: о чем она повествует. Ясно ведь, что суть не в том, что тянули дедка с бабкой и со всеми домочадцами – репку или тыкву, а в том, что без дружбы, взаимопомощи и послушанiя  никакого дела, требующего совместных коллективных усилiй, не сделаешь…

Так и икона: глазами мы взираем на писаный образ, а душу свою простираем к первообразу, и тогда благодать первообраза изливается в душу, происходит желанная встреча, слiянiе, соединенiе, открывается дверь в Мiр Горнiй. А без такой напряженной работы души икона – в лучшем случае всего лишь произведенiе  искусства соответствующего века, а то и просто запылившаяся доска.

Ну а сам иконописный образ благодаря такому Божiему о нас попеченiю и благодаря нашему душевному усердiю и становится той самой лествицей Iакова с восхожденiем и низхожденiем по ней. Согласно слову архимандрита Рафаила, перед иконой стоят те же цели, что и перед Священным  Писанiем: «через земное показать небесное, через вещественное – духовное; включить человека в другую – благодатную, стоящую вне земных ограниченiй  и категорiй  жизнь, дать ему возможность соприкоснуться с вечностью, пережив ее в своем внутреннем, духовном, религiозном опыте» [29, 339].

То же можно сказать и о любой молитве. Молящiйся заключает вниманiе  в слова молитвы, а сердце свое возносит горе, в Мiр Горнiй. Вначале евхаристического канона литургiи  священник призывает верных: Горе имеим сердца. И они отвечают: Имамы ко Господу.

В греческом языке слово «икона» имеет несколько значенiй, из них наиболее существенны следующiе: «изображенiе», «образ», «мысленный образ», «представленiе», «виденiе», «уподобленiе». При этом святые отцы понимали слово «икона» в широком смысле. Любая икона – не только аналогiя, символ, образ, средство напоминанiя  о первообразе, но и окно или дверь в мiр Горнiй, в Царство Небесное, посредник между первообразом и молящимся. Господь Iисус Христос говорил о себе: «Азъ есмъ дверь овцамъ».

Любая икона для того, чтобы исполнять роль посредника между мiром духовным и мiром матерiальным неизбежно имеет две стороны, или две природы: 1) матерiальную, воспринимаемую нашими органами чувств: краски, слова, буквы, звуки и др. предметы матерiального мiра; и 2) духовную, выражающую идею образа и соотносящуюся с первообразом, точнее, частично раскрывающую его. Из множества примеров выберем два. Первый – Господь наш Iисус Христос, как образ Отца, посредник между Богом и людьми и Искупитель падшего человеческого рода, согрешившего пред Богом в лице Адама и Евы, имеет две природы, будучи совершенным Богом и совершенным человеком. Второй пример – собственно икона: писанная, мозаичная, отчеканенная или исполненная каким-либо другим способом. С одной стороны она включает в себя средства нанесенiя  образа на соответствующим образом подготовленную поверхность. С другой стороны – идея, выраженная образом и частично раскрывающая первообраз. Забвенiе  об одной из сторон, или как бы природ образа неизбежно приводило к ересям: арiанства, монофизитства, иконоборчества и др…

Можно привести и другiе  примеры икон. Ну, скажем, Ангел – посредник между Богом и человеком. Для человека он – образ Божiй, и не случайно Бог явился Аврааму у дубравы Мамре в виде трех Ангелов. А человек – посредник между Богом и земными тварьми, как лишенными духа и, следовательно, возможности Богообщенiя  (за исключенiем редких случаев Божiих посещенiй, которые и они чувствуют и трепещут).

Икона не может быть изобретенiем человеческим, но всегда есть дар Божiй, (хотя каждый раз творится (создается или исполняется) человеком на основе образца, данного Богом). Через образ непостижимый Бог прiоткрывает Себя людям, для того чтобы мы могли отчасти познать Его для укрепленiя  нашей веры и благочестiя .

Спаситель сказал Ангелу Лаодикiйской Церкви: «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со мною» (Откр. 3,20).  Итак, Он положил Свой талант (миллiон рублей) и терпеливо ожидает, когда же мы положим свой обол (копейку). Иными словами, Спаситель сделал все для того, чтобы мы смогли соединиться с ним и воспрiять всю полноту благодати Божiей, или иначе: чтобы икона смогла для каждого из нас стать тем, чем она стала для младенца Онуфрiя, – все остальное зависит от нас.

Назначенiе  иконы можно кратко выразить словами Спасителя апостолу Филиппу: видевый Мене виде Отца (Ин. 14,9). Согласно комментарiя  Блаженного Феофилакта Болгарского эти «слова имеют такой смысл: Филипп! Ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и Его. А так как Его ты ныне не видел, то не видел и Меня, как должно смотреть на Меня, – ты видел Меня телесно, так как я имею и тело, но Божественного существа не видел; посему ты не можешь видеть телесно и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно, ибо видевшiй  Меня видел Отца» (изд-во Сретенского мон-ря, 2004, Книга 2, стр. 238).

Приведем хотя бы некоторые виды икон:

1) Iисус Христос Сын Божiй, как видимый образ Бога невидимого (2 Кор.4,4);

2) Сын, как образ Отца, и Дух Святый, как образ Сына;

3) Человек, как сотворенный Богом по Своему образу;

4) Весь мiр, как икона Божiя, произведенiе  совершенного Художника;

5) крест – образ Голгофского Животворящего Креста Господня;

6) Имена Божiи ;

7) Евангелiе  – словесная икона Спасителя;

8) собственно икона, писанная или мозаичная;

9) Церковь Христова (Православная);

10) священные символы;

11) богослуженiе, и, в частности, литургiя  как икона земной жизни Спасителя, Его поученiй, Тайной вечери, распятiя  и воскресенiя;

12) тропарь, кондак, акафист и пр. – словесные иконы воспоминаемых событiй ;

13) молитва – также словесная икона;

14) Царь и подданные Его, как икона Пастыря Доброго и пасомых;

15) священник и паства;

16) глава семьи и семья.

Список этот можно продолжать безконечно.

Таким образом, весь мiр и все сущее в нем суть иконы, образы Бога, Царства Небесного, творенiя  мiра, угодников Божiих и других первообразов, так или иначе восходящих к Богу. В этом смысле можно утверждать, что любая ересь, антимонархическiй  переворот или революцiя – ни что иное, как та или иная форма иконоборчества и, следовательно, богоборчества.

В дальнейшем, для избежанiя  путаницы усвоим термин “иконописный образ” или просто “образ” священным изображенiям, к помощи которых мы прибегаем во время молитвы (независимо от техники нанесенiя  изображенiя), а термин “икона” – для обозначенiя  посредничества, “лествицы к Богу”. Исключенiе  составит глава об иконоборчестве, где эти два слова будут использоваться как синонимы.

 

ОБРАЗ, КРЕСТ, ИМЯ БОЖIЕ

     Имена Божiи, низпосланные от Бога в откровенiях, как дар людям и призываемые нами в молитве, в том числе Имя Iисус, сообщенное приснодеве Марiи  архангелом Гаврiилом прежде зачатiя  Богомладенца, а также Честный Животворящiй  Крест, на котором совершилось искупленiе  падшего человечества, и честные святые образы вне всякого сомненiя  принадлежат к числу важнейших видов нашего духовного оружiя  и духовных доспехов.

Об образах сказано уже достаточно. Добавим только, что лик Божiй, святого или Ангела взирает на нас из вечности и обращен он к нашим духовным очам, давая им возможность созерцать “внутреннего человека” или Божество. То же можно сказать и об изображенiях воспоминаемых событiй. И здесь главное – не анамнезис, воспоминанiе, а именно живая встреча, явленiе.

Распятiе  или крестное знаменiе  – не только образ Животворящего Креста Господня, но и символ Распятого на нем. Ибо, по слову прп. Iоанна Дамаскина «Он (т.е. Христос – авт.), делая завещанiе  Своим ученикам, говорил: Тогда явится знаменiе Сына человеческаго на небеси (Мф. 24,30), разумея крест» [30, 287].

Символ – одно из определяющих понятiй  мiра духовного. Вот как объясняет различiе  между знаком и символом богослов Павел Евдокимов: «Знак информирует и сообщает о чем-то. Его содержанiе  элементарно, в нем нет никакого присутствiя. Таковы математическiе  обозначенiя, химическiе  формулы, дорожные знаки, вывески магазинов. Между обозначаемым и обозначенiем в этом случае не существует никаких отношенiй  и присутствiя. Подобным же образом аллегорiя  является лишь способом поясненiя  при посредстве аналогiй; по своему значенiю она не превосходит дидактической иллюстрацiи. Ни знак, ни аллегорiя  не содержат в себе ничего от «епифанiи», явленiя .

Напротив, символ, по мысли отцов Церкви и в соответствiи  с литургической традицiей, содержит в себе то, что символизирует. Функцiя  символа – выявлять «смысл» и в то же время быть выразительным вместилищем «присутствiя». Познанiе  с помощью символов, всегда косвенное, обращается к созерцательной способности разума, истинному воображенiю, призывающему и вызывающему образы, дабы распознать, что содержит и сообщает символ: «присутствiе» трансцендентного, пусть образное, символическое» [31, 179-180].

Символ неотделим от символизируемого, так же как герб страны или родовой, личный герб однозначно указывает на того, кому он принадлежит. Символ насыщен энергiей хозяина своего, благодаря чему он легко распознается Ангелами и душами усопших. Иначе по какой причине бесы стали бы так бояться крестного знаменiя? Потому что понимают: крест – знаменiе  Сына Божiя  воплотившегося, распятого и победившего смерть? Нет, их как огонь опаляет Его Божественая энергiя, а точнее, сила, которую Он даровал Своим ученикам побеждать змiю, скорпiю и всю силу вражiю (Лк. 10,19), воскрешать мертвых, изгонять бесов и исцелять недуги. Или можно сказать иначе: в кресте присутствует Сам Спаситель, но, конечно, не сущностью, а Своими Божественными энергiями, в первую очередь Своей силой.

Но и образ иконописный – не только икона, но и символ. Язык иконописи, как и язык Священного Писанiя  очень символичен, поскольку говорит о мiре ином, духовном, вечном, и это одна из причин существенного отличiя  образа от портрета. Не менее, если не более символично любое имя, достаточно вспомнить хотя бы только о значенiях имен человеческих: “мужественный”, “камень”, “благодать” и др. Итак, все три приведенные в заголовке понятiя  являются и иконами и символами, отчего сопоставленiе  их можно перевести в другую плоскость: икона – символ – имя.

Сатана, как известно, обезьяна бога. И в паспортах наших вместо образа (отображающего “внутреннего человека”) – фотографiя, фотопортрет, от которого требуется максимальное внешнее сходство с оригиналом; затем полное имя (с отчеством и фамилiей); а в качестве символа – пока еще герб страны. Но, разумеется, наше истинное Отечество на небесах, и гербом (символом) всех православных христiан должен быть крест. Но зверь, выходящiй  из земли, т. е. коллективный предтеча антихриста, старается сделать все возможное, чтобы в новых документах вместо имени был один вместоименный номер, дополненный бiометрiей, а все остальное – малосущественное (для компьютера) приложенiе .

Природу имен, и в частности Имен Божiих, мы ниже рассмотрим подробнее, а сейчас обратим вниманiе  на следующее обстоятельство. VII Вселенскiй  Собор определил (в изложенiи  прп. Iоанна Дамаскина): «Икона освящается именем Божiим и именем Его друзей (святых), поэтому она получает благодать Божественного Духа» [31, 213]. Надписанiе  считается душой образа, без него иконописное изображенiе  еще нельзя назвать образом. Подобно этому и распятiе  Господне, будет ли это нательный крестик или запрестольный крест, немыслимо без надписанiя  Iс Хс, IНЦI и расшифровки “вины” Его: Царь Славы. В этом отношенiи  интересно и священническое, именословное благословенiе : пять перстов (пальцев) правой руки складываются так, что они образуют буквы Iс Хс, и таким образом сложенным Именем Iисусовым священник начертывает крестное знаменiе  (четырехконечный крест). Архiерейское перстосложенiе  такое же, но благословляет владыка двумя руками. Итак, Имя Божiе  и, в частности, Имя Iисус, выше (т.е., более значимо) чем иконописный образ или крест (распятiе ) как освящяющее то и другое. Ибо, как известно «безо всякого прекословiя  меньшее благословляется большим», и Сам Спаситель сказал:  что бо боле есть; злато ли, или церковь святящая злато; и что бо боле; дар ли, или олтарь святяй дар;(Мф. 23,17-19).

 

СВЯТЫЕ ХРИСТОВЫ ТАЙНЫ

Завершающим в рассмотренной цепочке восхожденiя: образ – Крест – Имя Божiе  несомненно должно стать евхаристическое приношенiе: Тело и Кровь Христовы. Это воистину вершина таинств, таинство таинств, ибо никто не станет утверждать, что сiе  есть образ Христовых таин, как это утверждали прежде еретики, а ныне утверждают протестанты; и даже не скажем, что Христос незримо присутствует или почивает в Своих Тайнах, но несомненно веруем и исповедуем, яко сiе  есть самое пречистое Тело Твое, и сiя  есть самая честная Кровь Твоя, хотя и воспринимаемые нашим зренiем как хлеб и вино.

По мысли прот. Сергiя  (Булгакова) пресуществленiе  матерiи, хотя и в меньшей степени, происходит и в случае св. воды, св. мира – здесь освящается естество, само тело вещества.

 

О БОЖЕСТВЕННЫХ ЭНЕРГIЯХ

Для того чтобы продвинуться дальше, вспомним исповедуемые Православной Церковью основные догматы, т. е. откровенные истины, переданные Богом через апостолов и святых отцов и преподаваемые Церковью людям.

Бог един по существу. Он неизреченен и непостижим для человеческого разума. Существо Божiе  понимается как то, что Бог есть Дух.

Бог троичен в лицах (ипостасях).

Отец есть Бог.

Сын есть Бог и единосущен Отцу.

Дух Святый Есть Бог и единосущен Отцу и Сыну.

При этом, Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица. Сын Божiй, будучи единосущным Отцу, предвечно рождается от Него. Дух Святый, будучи единосущным Отцу (и Сыну), предвечно исходит от Отца. Итак, Бог одновременно и нерожден, и предвечно рождается (да к тому же еще и предвечно исходит). О Богородице и Приснодеве Марiи  мы можем сказать, что Она одновременно и родившая, и неродившая. А об Iисусе Христе – что Он и предвечно рождающiйся (от Отца), и рожденнный (от Божiей Матери), соединил в Себе Бога и человека. Дивны дела Твои Господи!

Далее, Бог проявляет Себя вовне посредством Божественных сил или энергiй, которые не только могут касаться, исполнять душу человека, но и пронизывают весь мiр. Главным образом посредством Божественных энергiй  непостижимый Бог воздействует на мiр, частично открывая Себя человеку.

Итак, надо различать в Боге единую природу, три ипостаси и нетварную энергiю, которая из природы исходит, но в своем проявляющем излiянiи  от нее не отделяется. Божественная энергiя  имеет великое множество проявленiй, в частности, множество Даров Божiих, а следствiем Своего воздействiя  на душу человека – множество плодов духовных, о которых пишет апостол Павел. Энергiи  раскрывают безчисленные Имена Божiи: Премудрость, Жизнь, Сила, Правосудiе, Любовь, Бытiе, Бог, – безконечное множество других Имен, которые остаются нам неизвестными (ап. Дiонисiй  Ареопагит).

Каждая энергiя  исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Отец все творит Сыном в Духе Святом (Вл. Лосскiй ).

ОБ ИМЕНАХ ВООБЩЕ

Именует человека, животное или иную тварь Творец, родитель или хозяин. И переименовывает новый хозяин. Человек без имени как бы не существует. Имя воина и важнейшiе  сведенiя  о нем заносятся в список личного состава воинской части или подразделенiя. И имя, нареченное оглашаемому перед совершенiем таинства крещенiя, заносится в Книгу Жизни.

Бог, как Творец наш, дал всем людям имя нарицательное, а в лице первочеловека Адама, как начатка человечества, и имена личные, собственные. Адаму же поручил наречь имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным (Быт.2, 20) в знак власти человека над ними.

Князь же тьмы накануне прихода антихриста через своих клевретов предпринял все возможное для того, чтобы переименовать как можно больше людей, причем в основанiи  новых “имен” положил свое числовое имя “666”, а в  качестве способа именованiя  – присвоенiе  вместоименных чисел.

Но до сих пор мы были только в преддверiи  великой тайны, и вот сейчас мы подходим к первой двери, на которой золотыми буквами начертано: «имя».

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что мы отнюдь не так воспринимаем любое имя, как воспринимают его Бог, все Его небожители, или как воспринимал его первый Адам, по благословенiю Божiю именуя животных. Для поясненiя  приведем маленькiй  пример.

Представьте себе, что вы пришли в храм и подали записку: Помяни, Господи, рабов Твоих Петра, Петра, Петра, Iоанна, Iоанна, Николая, Николая, Николая, Николая. То есть вы просите помянуть трех человек с именем Петр, двух Iоаннов и четырех Николаев, не конкретизируя, какiе  это именно Петры, Iоанны и Николаи. В любом государственном учрежденiи  вам благополучно вернули бы вашу записку, попросив указать фамилiю, имя, отчество, год рожденiя , место проживанiя  и, если возможно, номер паспорта, а в нынешнiе  времена – их личные коды. Но для Бога все это совершенно излишне. Он прекрасно знает, кого вы имели в виду, когда записывали каждое из имен. Более того, Он знает о них все: не только дату и место рожденiя, другiе  паспортные данные, убежденiя  и привычки, но и множество таких подробностей, которыми никогда не располагала и никогда не будет располагать никакая секретная служба. Известно Ему о каждом из помянутых людей и то, жив ли он или усопшiй , а в последнем случае – где пребывает душа его: в каком месте ада или рая. Если же имена надуманы, взяты “с потолка”, то и это Ему известно, и тогда уже вам придется за это дать ответ на мытарствах и на Страшном суде.

Пойдем дальше. Будем считать, что клир храма или монастыря, куда вы подали свою записку добросовестный и благочестивый. Если вы подали записку на сорокоуст, в тот же день стоящiй  за свечным ящиком или его помощник занесет все эти имена в синодик, вероятнее всего, мало зная или ничего не зная о них. На следующiй  день в начале литургiи  синодик прочитает дiакон, пономарь или любой случайный человек, которому доверят это послушанiе. Вполне возможно, он не знает не только никого из перечисленных в записке, но и ни автора записки и ни того, кто ее переписывал. И тем не менее, все будут помянуты, и частички, вынутые за них, будут омыты Кровью Христовой.

Предположим, что записка была о упокоенiи. Возможно лет через сто она случайно сохранится, и священник, который в это время будет служить в храме, помянет ее на проскомидiи, ничего не зная ни о людях, перечисленных в ней, ни о тех, кто к ней так или иначе причастен, и которых по всей вероятности также давно уже нет в живых. И тем не менее, никто не останется не помянутым.

Но давайте вернемся к моменту написанiя  записки. Когда вы вписывали каждое имя, человек представал перед вашим взором как живой, со всеми его особенностями и проблемами, которые вам известны. То есть каждое имя было для вас не просто набором букв или звуков – это была целая человеческая судьба, известная вам, а для Бога это безсмертная душа (а в определенный перiод исторiи  ее и бренное тело) со всем ее прошлым, настоящим и будущим. Все это в сжатом виде сосредоточено в одном имени.

Воистину, велика тайна имени одушевленной или неодушевленной твари, безконечно велика тайна имени человеческого и непостижима тайна Имени Божiего. Будем молиться, чтобы Господь позволил нам хотя бы слегка прикоснуться к этим великим тайнам.

 

НАИМЕНОВАНIЕ  БОГОМ  ПРЕДМЕТОВ

       У Бога имена предметов не существуют отдельно от именуемых предметов – они неотделимы друг от друга. Более того, в акте творенiя  имена предшествуют самим творимым предметам.[1]

И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. …И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь (Быт. 1, 3-5). Эти последнiе  наименованiя  (день и ночь) нужны для того, чтобы поставить предметы или явленiя  в определенные отношенiя  к Себе. Так хозяин дает своему новому рабу имя (если он еще не был наречен) или переименовывает его.

И далее: И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. … И нарече Бог твердь небо (Быт. 1,7-8). И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощiю: и да будут в знаменiе  и во времена, и во дни и в лета, и да будут в просвещенiе  на тверди небесней, яко светити на земли. И бысть тако (Быт. 1,14-15).

Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32,9).

Архимандрит Неофит в своей фундаментальной работе «Мысли об имени» пишет:

«В Библiи  имя предметов, имя лиц, Имя Божiе  и Имя Христово связаны между собой и взаимоотношенiем в жизни, и значенiем в словоупотребленiи. Имя носит в Библiи  не познавательно-теоретическiй, а жизненно-практическiй  характер, и имеет значенiе  не вербальное или словесное, а реальное или действенное.

В отличiи  от слова или значенiя, имя в Библiи  означает самый предмет, или лицо, или их свойства и достоинство. В отвлеченiи  от предмета и лица никакое слово и названiе  не есть имя. А в отличiе  от предмета и лица имя означает именованiе  или отношенiе  к предмету и лицу.

Началом именованiя  служит нареченiе  имени, через которое лицо выражает отношенiе  предмета к себе. Но есть различiе  между нареченiем имени чему-нибудь Богом или человеком. Человек, нарицая имя предмету, или устанавливает отношенiе  к своему лицу существующего предмета, или создает для этого сам это отношенiе, например, завоеванiем города и только иногда устройством нового предмета. Господь Своим нареченiем имени предмету создает и существо; давши, создает законы для бытiя  того, что нарек, или создает новую форму его явленiя.

Премудрый Павел точно устанавливает эту связь нареченiем Богом имени предметов с творчеством Божiим и вседержительством. Павел говорит: Господь называет несуществующее, как существующее (Рим. 4,17)» [19, 7].

Итак, в акте творенiя  мiра в уме Божiем и в устах Божiих (нам не остается более ничего иного, кроме как использовать привычные антропомофные термины) предмет прежде своего созданiя  весь как бы сосредоточен в нареченном ему имени. В данном случае, видимо, вполне применима притча Спасителя о зерне горчичном, еже взем человек всея на селе своем. Еже малейше убо есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелiй  есть, и бывает древо: яко прiи ти птицам небесным, и витати на ветвех его (Мф. 13,31-32). Но, разумеется, древо вырастает по роду всеяного семени. Ибо собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф.7,16).  Или притча о закваске, иже вземши жена скры в мучных сатех три, дондеже вскисоша вся (Мф. 13,33). Мал квас все смешенiе  квасит (Гал. 5,9).

«Весьма важно, что имя не только обозначает особенность предмета, а есть самая особенность. … И назвать предмет значит не слово и не названiе  произносить, а считать предмет чем-нибудь, относиться к действительному предмету. …

Блудодеянiе, которое не именуется даже у язычников, по рус.: которого не слышно даже у язычников (1Кор. 5,1), значит такое, которого нет у них. Значит называться то же, что быть, не называться, не именоваться, то же что не быть. А блуд и всякая нечистота и любостяжанiе  не должны даже именоваться у вас (Еф. 5,3), то есть должны отсутствовать. Значит именованiе  – не слово, а дело» [19, 18-19].

И Iоанн Кронштадтскiй  наставляет: «Когда просишь о чем Господа, сейчас же созерцай

 

     [1] А синодальный докладчик професСОР С.Троицкiй  учит, что имена появились после созданiя  предметов. – Сост.

подающую тебе дары Свои благостную и прещедрую Его десницу, которая от избытка Божiя  всем все подала и подает, и сомневаться в том, получишь или нет просимое, считай безумiем, подобным тому, о котором пророк сказал, что он в сердце своем рече: несть Бог (Пс. 13, 1)» [42, 169].

      И когда мы просим в молитве: «Господи, сделай так-то», или «дай мне то-то», не понуждаем ли мы Его к новому творенiю в минiатюре, т. е. не становимся ли мы как бы соучастниками творенiя ?

ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

     Насколько отличается человек, сотворенный Богом по образу Своему и подобiю и наделенный Им безсмертной душой от предметов и явленiй, настолько и имя человеческое отличается от наименованiй  предметов.

Мы уже приводили пример с поминальной запиской о рабах Божiих. Из него видно, что имя человека не сводится только к совокупности букв или звуков, его составляющих, но включает в себя и, так сказать, душевную и духовную составляющiе .

Природу имени человека попытаемся выяснить позднее, а сейчас обратимся к книге    

о. Неофита:

«То общее имя, которое носят люди, имя человека наречено Богом. Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек [по слав.: Адам – А.Н.] в день сотворенiя  их (Быт. 5,2). Названiе, имя – человек остается неизменным. Этот смысл указыывается сопоставленiем нареченiя  имени человека Богом и имени животных человеком, то и другое внутренне связано. Господь не просто нарек имя человеку в день сотворенiя  их, а благословил их (Быт. 5,2). А о содержанiи  этого благословенiя  слышим: Господь в день сотворенiя  сотворил их и дал им в обладанiе  землю и господство над животными (Быт. 2,19). И это господство выразилось в нареченiи  человеком имени животных по приведенiи  животных к человеку (Быт. 2,19). Так, нареченiе  имени животных человеком было плодом нареченiя  Богом имени человека и благословенiя  его, давших ему господственное подоженiе  в мiре. Далее, в нареченiи  имени животных человек познал, что природа животных не подобна ему (Быт. 2,20). А нареченiе  имени человека и благословенiе  Божiе  были следствiем благословенiя  человека. Сотворил Бог человека по образу Своему… И благословил их… (Быт. 1,27-28). Так, нареченiе  животных, не подобных человеку, было следствiем господственного положенiя  человека в мiре, вытекающего из его богоподобной природы, и нареченiя  его Самим Богом. …

Другая сторона имени отностится к тварной земной природе человека. Ему наречено Богом имя «человек»: «прах ты», земля еси, и в землю отидеши (Быт. 3,19). И Третья книга Ездры говорит, что имя «человек» означает тленную природу его: «всякiй  растленный, который будет носить имя человека» (3 Езд. 8,6). И это значенiе  имени раскрывает Екклезiаст, говоря, что человеку наречено имя, и известно, что он – существо ограниченной природы и «не может препираться» с Богом (Еккл. 6,10). Через это подчиненiе  Богу человек достигает первого высокого положенiя . Через страх Божiй  человек становится предметом почитанiя. Семя честное кое? Боящiися Господа (Сир. 10,22). А подчиненiе  Богу составляет самую сущность нареченiя  его Богом, как нареченiе  животных человеком выразилось в подчиненiи  их человеку. …

Обе стороны – величiе  и уничиженiе  человека – потому и выражены в нареченном Богом имени, что они были даны уже в сотворенiи  его. Господь создал человека из праха земного и вдунул в него дыханiе  жизни (Быт. 2,7), т. е. многих духовных дарованiй. И то, что говорит Моисей о начале жизни человека, то говорит Екклезiаст о конце его жизни, когда возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (Еккл.12,7).

Нареченiе  имени человека Богом относилось ко всем людям, ибо и сила благословенiя  Божiя, соединенного с нареченiем имени человека (Быт. 5,2), состояла в размноженiи  людей. Благословил и сказал: раститеся и множитеся (Быт. 1,28). И это благословенiе  Божiе  на размноженiе  соединилось потом с нареченiем имени. Агари дает Господь обетованiе  нареченiем имени ее сына. Не просто говорит Ангел о рожденiи  сына, а говорит о нареченiи  ему имени Измаил (Быт. 16,11). Это имя было и залогом исполненiя  обетованiя, и делом веры как Агари, так и Авраама в это обетованiе . …

Далее мы видим, что нареченiе  имени Аврааму не только было подтвержденiем обетованiя, а состояло в обетованiи  великого потомства. Будеши отец множества языков: и не наречется ктому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам (Быт. 17,4-5). И Саре переменяет Господь имя Сарры в значенiе  обетованiя  потомства (Быт. 17,15). … И это наименованiе  потом назывет Господь прямо нареченiем имени: наречеши имя ему Исаак (Быт. 17,19), в Исааце наречется тебе семя (Быт. 21,12). …

А благословенiе  Iакова Богом дважды состояло в перемене имени его. И было оно не словом, а делом, укрепляло его слабый дух и силы и состояло в обетованiи  великого потомства. Самое благословенiе  Богом Iакова состояло в нареченiи  ему имени: не прозовется ктому имя твое Iаков, но Израиль Будет имя твое: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши. … И благослови его тамо (Быт. 32,26-28). …

И через пророка Исаiю Господь нареченiе  имен кому-либо называет усвоенiем Себе: прозвах тя именем твоим: мой еси ты (Ис. 43,1). «Я назвал тебя по имени, почтил тебя» (Ис. 45,4). … То же слышим и об отношенiи  Божiем ко всему народу Израильскому [19,25-62].

Желающих ознакомиться с остальными результатами исследованiями о. Неофитом темы: имя людей, основанными на внимательном изученiи  всего Священного Писанiя  и расположенными на 37 страницах (а всего в книге 114 стр.) отсылаем к первоисточнику.

 

ОБ ОБРАЗЕ И ПОДОБIИ  БОЖIЕМ И ОБ УСТРОЕНIИ  МIРА И ЧЕЛОВЕКА

      До сих пор рассмотренiе  было феноменологическим, а обоснованiе  – из слов Священного Писанiя  и святотеческой литературы. Это  может быть достаточно корректно, но обычно бывает не вполне убедительно. Давайте, следуя совету Козьмы Пруткова, попытаемся заглянуть в корень.

Итак, И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобiю (Быт. 1, 26). Свт. Игнатiй  Брянчанинов поясняет эти слова так:

«Под словом образ должно разуметь, что самое существо человека есть снимок (портрет) с Существа Божiя ; а подобiем выражается сходство в самих оттенках образа или его качествах. Очевидно, что образ и подобiе, сопряженные вместе, составляют полноту сходства … Человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам – по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре, … несмотря на свою ограниченность он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначенiю – назначенiю быть храмом Всесовершенного Бога. Ум человека долженствовал быть Умом Божiим (1 Кор. 2:16), слово его долженствовало быть Словом Божiим» (1 Кор. 7:12, 2 Кор. 13:3), дух его должен быть соединен с Духом Божiи м (1 Кор. 6:17), его качества должны быть Богоподобными (Мф. 5:48). Вселенiе  Бога в человека есть вместе и теснейшее соединенiе  Бога с человеком; человек-тварь соделывается причастником Божественного естества (2 Петр. 1:4)! Человек, достигшiй  такого состоянiя, называется богом по благодати!» [53,719-720].

«Образ Троицы-Бога – троица-человек. Три лица в троице-человеке – три силы его духа, которыми проявляется существованiе  духа. В Священном Писанiи  и в писанiя х святых отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностiю или силой словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль, или слово, и дух. Умом они называют самый источник, самое начало и мыслей и духовных ощущенiй. Духом в частном значенiи  называется способность духовного ощущенiя. Нередко в отеческих писанiях  словесная сила или дух называются умом.Самое существо души нашей – образ Бога» [53,217].

«В этом словесном чувстве (т. е. в духе в общем смысле слова – авт.) положено Творцом сознанiе  добра и зла, именуемое совестiю» [53,742].

Или, как отметил свт. Григорiй  Богослов:

«Ум есть владычествующее начало в человеке. Через ум человек не только познает себя и окружающiй  его мiр, но и управляет собою и своим телом; через ум он управляет и предметами видимого мiра и царствует над одушевленными тварями… Ум наш родил и не перестает рождать мысль; мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме и слове. … Ум рождает слово, со словом исходит дух, исходящiй  с рождаемым словом» [37, 993-994].

Остальные силы собственно души человеческой (помимо словесно-разумной) суть следующiе :

1) жизненная, назначенiе  которой – растительно-животное питанiе  тела, мобилизацiя  защитных сил (иммунитет) и др. функцiи  жизнеобеспеченiя  тела, – проявляется только чувственно и совершенно безсознательно на различных уровнях: от уровня организма, как инстинкт, до клеточного уровня и, возможно, еще ниже; а поэтому не входит в ученiе  о душе;

2) вожделевательная, именуемая св. отцами также желательной, страстной, силой пожеланiя ; свт. Игнатiй  называет ее силой желанiя , или воли;

3) раздражительная, наименованная Игнатiем Брянчаниновым силой мужества, или ярости (она определяет характер, энергiю, силу духа человека, его мужество, твердость).

Образ Троицы, может быть с очень небольшой натяжкой, можно усмотреть и в этих трех силах души (и духа), т. е. силе словесности (уме), силе желанiя  и силе мужества (духа). Именно, ум говорит: – Надо бы сделать то-то. Эта мысль может родить желанiе  сделать предложенное дело. Тогда воля снабжает это действiе  энергiей, решимостью, а заодно и отсекает препятствующiе  вражескiе  действiя.

Может быть, поискать еще другiе  аналогiи, связанные, например, с взаимным соответствiем обоих творенiй  Создателя: внешнего мiра-макрокосмоса и внутреннего мiра человека-микрокосма? Подсказку можно найти у преподобного Максима Исповедника в его «Мистагогiи ». Именно, сопоставляя Царство Небесное, т. е. мiр духовный, или умопостигаемый, с мiром физическим, или чувственным, он пишет: «Мiр умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мiр соедiен с умопостигаемым, как тело соединено с душой. И един мiр, состоящiй  из них обоих, как один человек, состоящiй  из души и тела. Каждый из этих мiров, сращенных в единенiи, не отвергает и не отрицает другого, по закону [Творца], соединившего их» [20, 532].

Итак, Бог, как чистейшiй  Дух, будучи благ и преблаг, сотворил из ничего мiр видимый и невидимый, дабы и другiе  существа, прославляя Его, участвовали в Его благости. После творенiя  Он не оставил мiр, но непрестанно промышляет о  нем, будучи его центром, средоточiем, причиной и конечной целью. Очень грубой аналогiей, но, надеюсь, не кощунственной в очах Божiих (хотя и взятой из “второй”, т. е. не Божьей, природы) может быть автомобилист, управляющiй  своим автомобилем, или еще лучше, летчик (пилот), управляющiй  самолетом. Любой водитель или пилот знает, что он должен слиться, срастись с управляемым им механизмом, ставшим как бы продолженiем его, он должен стать как бы единым целым с ним, и должен заботиться (промышлять) о нем (“питать” и “поить” горючим и маслом, протирать, ремонтировать и т. п.). В этом отношенiи  слова песни В. Высоцкого, произносимые от имени самолета-истребителя: «А тот, который во мне сидит, ужасно мне надоел», очень точно воспроизводят состоянiе  нынешнего мiра, во зле лежащего, в котором человек восстал против Творца своего, тело восстало на душу, а душа на дух.

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 233 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar