Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 7:20 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 230 - 240
2016-05-02, 0:56 AM

 

 

Итак, весь Мiр вместе с Создателем можно представить трiадой: Бог – мiр Ангельскiй  (Горнiй ) – мiр земной (дольнiй ). Это как бы единый организм. И подобно этому человек сотворен в виде трiады: дух – душа – тело, и представляет собой микрокосм, отражающiй  в себе все мiрозданiе. А три ипостаси – вот они: 1) мужчина, 2) женщина, сотворенная в лице Евы из ребра Адама, и 3) Ангел. У Ангелов разное служенiе , место в небесной iе рархiи , устроенiе  [душевное] и пр., но природа их едина.

 Если искать существа “среднего рода” среди во плоти сущих, то в качестве таковых можно рассматривать монаха или монахиню, как давших обет целомудрiя  (безбрачiя ), и души которых устремлены исключительно к Богу, а не к объекту противоположного пола, и для которых, следовательно, разделенiя  полов как бы не существует.

Но, пожалуй, наиболее естественным будет считать такими существами “среднего рода” детей. Структуру “элементарной” семьи можно представить в виде: муж – жена – ребенок, причем по аналогiи  с Пресвятой Троицей (упрощенной, конечно) ребенок “от отца исходит и через мать появляется на свет”. В семье дети всегда были существами “среднего рода” если не до совершеннолетiя, то, по крайней мере, до 12-летiя  (во всяком случае, до полового созреванiя), и младенцев обычно называли ангелочками. Сейчас ситуацiя  изменилась в худшую сторону: дети становятся бесоподобными и развращенными порой с 6 – 7-летнего возраста.

Можно добавить еще, что к трем рассмотренным примерам (Ангел, ребенок, монах), пожалуй, вполне применимы слова Спасителя: суть бо скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствiя  ради Небеснаго: могiй  вместити да вместит (Мф. 19, 12).

И, наконец, нельзя обойти вниманiем следующее возраженiе: порой приходится слышать, что учебники по догматическому богословiю и катихизисы повествуют о двучастном составе человека: тело и душа; и, следовательно, дух человеческiй  не существует. Во избежанiи  недоразуменiй  спешу возразить: если и не во всех учебниках прямо говорится о духе (а кое-где говорится прикровенно), то уж во всяком случае, я нигде не встречал категорического мненiя  о его отсутствiи. В Священном Писанiи  имеются прямые указанiя  на существованiе  в составе человеческого существа и души, и духа: Живо бо слово Божiе  и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделенiя  души же и духа (Евр. 4, 12); И всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествiе  Господа нашего Iисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5, 23); Кто бо весть от человек, яже в человеце, точiю дух человека, живущiй  в нем; такожде и Божiя  никтоже весть, точiю Дух Божiй  (1 Кор. 2,11).

Многiе  святые отцы явно говорили о духе человеческом. Так, прп. Серафим Саровскiй  учил, что слова вдуну в лице его дыханiе  жизни означают, то что «Бог не одну плоть Адаму создал из земли, но с ней вместе и душу, и дух дал человеку. … Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыханiя  жизни, т. е. благодати Духа Святаго, возводящего его в богоподобное достоинство, то был бы он подобен всем прочим созданiям, хотя и имеющим плоть и душу, принадлежащiе  по роду его, но Духа Святаго внутрь себя не имущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыханiе  жизни, тогда-то, по выраженiю Моисееву, и бысть Адам в душу живу, т. е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков безсмертную» [37, 989-990].

И прп. Iоанн Дамаскин учит, что «тело и душа человека созданы одновременно, вместе, – и в сiе  самое мгновенiе  вдунут (как вдунут – это необъяснимо) богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величiи  и совершен по душе и телу».

Свт. Феофан Затворник говорит: «Естественное отношенiе  составных частей человека должно быть – по закону подчиненiя  меньшего большему; тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем существом и сознанiем. При сем сила духа зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом – от обладающего ею духа. По отпаденiи  от Бога произошло, и должно было произойти, смятенiе  во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилаь телу».

Истинная же жизнь духа, по слову свт. Феофана, есть жизнь в Боге: «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем одном находит покой. Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхожденiи  от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им, и освящать животную часть души и самое тело до безстрастiя .

Существенные черты духа в человеке – сознанiе  и свобода, движущiе  его начала суть вера в Бога, чувство всесторонней зависимости от него и уверенность в Нем. Проявленiя  жизни его суть страх Божiй, действiя  совести и жажда богообщенiя, выражающаяся (с внешней стороны) недовольством ничем тварным. Это и есть то дыханiе  жизни богоподобной, которое вдохнул Бог при творенiи  первозданного, и которая возвращается к Богу по смерти, по Екклесiасту» [37, 990].

Прп. Макарiй  Великiй  говорит: «Тело без души мертво, и без духа душа мертва для Царствiя  Божiя » [37, 991].

Также св. Iустин учит, что «тело есть жилище души, а душа – жилище духа», и что «эти три обожаются в тех, которые имеют искреннюю надежду и веру в Бога». По ученiю              св.Иринея Лiонского, человек с душою и телом не есть полный и совершенный человек, «совершенный же человек состоит из трех – плоти, души и духа, из которых один, то есть дух, спасает и образует, другая, то есть плоть, соединяется и образуется, а средняя между этими двумя, то есть душа, тогда когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотенiя» [36, 101].

Различали душу и дух прп. Антонiй  Великiй , свт. Григорiй  Нисскiй , прп. Ефрем Сирин, Климент Александрiй скiй  и Тертуллiан.

 

СВОЙСТВА «ТРЕХ МIРОВ»

     Итак, Бог пребывает в мiре Горнем (невидимом, умопостигаемом, Царстве Небесном) как дух человека в душе его, а мiр Горнiй  в мiре дольнем (видимом, чувственном, царстве земном) как душа в теле. В качестве других аналогiй  можно привести святая святых, святое и двор храма ветхозаветного, а в новозаветном храме алтарь, храм и притвор и т.д.

Смысл жизни и назначенiе  человека не в том, чтобы поскорее сбросить с души телесную оболочку, а в том, чтобы обожить тело, действiем благодати превратить темницу в царство свободы во Христе.

При этом Бог определил управлять мiром Горним вечного Царя Славы, iерея вовек по чину Мелхиседекову Iисуса Христа Сына Божiя, прошедшего все мiры не только духом, но и в “одежде духа”, т. е. земной мiр во плоти, а преисподнiй  и небесный душею (Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный). Именно поэтому Он будет судить всех живых и мертвых, где бы ни пребывали их души (на земле, в раю или во аде) и куда бы ни ушли их тела (И даде море мертвецы своя, и смерть и адь даста своя мертвецы) (Откр. 20, 13). Кстати, огонь не упомянут, и загробная судьба сожженных по своей воле очень тяжела.

В дольнем же мiре Бог определил управлять народами царям временным, сменяющим друг друга, а в прежде богоизбранном народе вначале Он управлял Сам через пророков.

Рассмотрим важнейшiе  свойства “трех мiров” с точки зренiя  физики, филологiи  и др. наук. Прежде всего, хотелось бы также отметить чрезвычайно интересные соображенiя  А.Н. Паршина, изложенные в его статье «Свет и Слово (к философiи  имени)», к которой в дальнейшем будет прибегать.

Мiр физическiй, матерiальный, согласно современным космологическим представленiя м ограничен. Мы привыкли уверенно оперировать конечными единицами длины: микрон, метр, парсек и пр. Размерность нашего дольнего мiра равна 3 – во образ Пресвятой Троицы. В качестве четвертой координаты обычно рассматривается время (что составляет в совокупности образ Креста). В действительности же время – одна из самых загадочных и неисследованных категорiй. Строго говоря, оно не является ни линейным, ни однородным, ни простым по структуре своей. Достаточно открыть обычный мiрской календарь и просмотреть частотность и повторяемость событiй  различного рода, чтобы убедиться в том, что есть дни и промежутки времени (годы, например), когда событiй  происходит особенно много, и событiя  эти определеным образом группируются (в т. ч. созидательные: явленiя  церковного и государственного строительства, научного и литературного творчества и пр.; разрушительные: революцiи, мiровые войны); с другой стороны есть дни и перiоды времени, когда ярких внешних событiй  почти нет, зато налицо огромное изобилiе  событiй  внутренней, духовной жизни подвижников). Существует также множество циклов повторяемости событiй. Эти вопросы достаточно исследованы ритмологiей, и нас они не интересуют. Существуют также оригинальные гипотезы Козырева о природе и совместном “циркулированiи ” времени и антивремени. Впрочем, достаточно внимательно проследить всего три дня недели: суббота, воскресенье, понедельник – как “окрашены” одинаковые событiя, происходящiе  в эти дни, чтобы понять: каждый день в воспрiятiи  православного христiанина имеет свою благодать, свои задачи и назначенiе. И каждый день освящается словами Священного Писанiя: рядовых (дневных) Апостола и Евангелiя, на каждый день не только недели, но и года приходятся свои наставленiя, советы, предостереженiя, но мы их, как правило, “благополучно” пропускаем мимо ушей (и вниманiя ).

Мiр Горнiй безконечен. То же можно сказать и о Боге, о трансцендентальном Божественном Мiре, но это Безконечность качественно иного типа, не тварная, имеющая начало свое в Боге, а Живая. Основатель математической теорiи  безконечности Георг Кантор пришел к выводу о множестве безконечностей. Иными словами, Бог мог бы сотворить множество безконечных мiров, но Сам Он – Истинная, непознаваемая Безконечность (или иначе Первобезконечность).

Примерно то же можно сказать и о времени. Мiр земной имел свое начало, будет иметь и конец. Ученые говорят о наличiи  времени хронологического, бiологического, психологического и др., но во всех случаях речь идет о конечных единицах измеренiя  времени от наносекунды до тысячелетiя. В Царстве Небесном – тварная вечность, имеющая начало, но не имеющая завершенiя, конца. По слову прп. Максима Исповедника «это эон, эоническаяя вечность, не изменяющаяся и подчиненная вне-временному бытiю» [34,233]. Здесь «год как день, а день как тысяча лет». Когда мы молитвенно сосредоточиваем вниманiе  на молитве или образе, пребывая в текущем мгновенiи  и как бы упраздняя прошлое и настоящее, мы можем войти в вечность Горнего мiра. Именно об этом говорится в молитвах: ныне и присно.

У Бога же во веки веков, мирiады эонов. По слову В.Н. Лосского, «если Бог живет в вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставленiе  движущегося времени и неподвижной вечности».

Попытаемся рассмотреть также природу, т. е. естество души и Горнего мiра. Свт. Игнатiй  Брянчанинов приводит свидетельства св. отцов о тонкотелесности душ и ангелов. «Ибо одно только Божество в собственном смысле невещественно и безтелесно» (прп. Iоанн Дамаскин) [53,726].

И далее он конкретизирует эту мысль. «Безтелесное, – говорит он, – одно таково в самом естестве, а другое в сравненiи  с грубым веществом. По естеству безтелесен только Бог; ангелы же, демоны и души – безтелесны по благодати, и в сравненiи  с грубым веществом. Еще далее святой Iоанн называет «телом то, что имеет три протяженiя, т. е. в длину, ширину и глубину». Из такого определенiя  … вытекает, как необходимейшее и точнейшее последствiе , что всякое ограниченное существо есть тело. …

Прп. Макарiй  Великiй  сообщает: «Высокое некое и глубокое слово, по силе ума моего предложити хощу. … Каждое из [разумных тварей] по естеству своему тело есть, аще ангел, аще душа, аще демон. Хотя бо тончайшiе  суть, однако в ипостасе [здесь: в сущности], характере (начертанiи ) и образе по тонкости естества своего тело суть, якоже в ипостасе своей сiе  наше тело дебело есть. Сим образом и душа тело сущи тончайшее, окружается и одевается членами тела сего. Надевает око, имже и смотрит; надевает ухо, имже и слышит; руки, ноздри, и просто рещи все члены тела прiе млет и срастворяется со всеми душа, посредством которых и вся, елика к житiю человеческому потребна суть, исправляет» (Духовные беседы. Слово 5-е, гл. 6). На вопрос: имеет ли душа какой-либо вид?преподобный Макарiй  отвчал: «Имеет образ и вид, подобный ангелу. Якоже бо ангелы имеют образ и вид, и якоже внешнiй  человек имеет вид: так и внутреннiй  человек образ имеет, подобный ангелу, и вид внешнего человека» (Беседа 7, гл. 7)» [53,726 и 735-737]. Так же учил и Iоанн Кассiан Римлянин, передавая слова и поученiя  учеников великих Антонiй, Макарiя, Пахомiя .

«При противоположном мненiи, т. е., что душа есть дух, столько же тонкiй, как и дух Божiй, непременно потребуются следующiе  заключенiя: потребуется признать, что душа не может быть содержима и удержана никаким местом, никаким веществом, ни нашим телом, ни раем, ни адом, не может ощущать адских мук, должна превыше наслажденiй  рая. Мы уклоняемся от такового мненiя, как явной нелепости, от пагубного для дела спасенiя  нашего богохульства, и последуем с покорностiю и убежденiе м вышеизложенному ученiю Святой Правослоавной Церкви. Называя и признавая душу, вместе с святыми отцами, духом по отношеню к грубому веществу видимого мiра, мы, вместе с отцами, признаем ее, по отношеню к Богу и точной истине, телом, которое плоти и кости не имать (Лк.24:39), но имеет свое вещество, по отношенiю к нам тонкое, невидимое» [53,740].

Для определенiя  природы, т. е. степени тонкотелесности души и духа человеческих, свт. Игнатiй  рассматривал четыре вещественные начала (стихiи): землю, воду, воздух и огонь. Но выводы господствовавшей в те времена теорiи  теплорода не позволили прiйти к правильным заключенiям. Исходя из современных научных представленiй, мы знаем, что перечисленные четыре стихiи  соответствуют четырем агрегатным состоянiям вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазма. Есть предположенiя, что существуют еще три состянiя  вещества: сверхплотное (нейтронное) и еще два более разреженных, чем плазменное, пока не открытые. Но будем исходить из того, что достоверно известно.

Казалось бы, эти состоянiя  вещества нужно “разнести” по всем частям устроенiя  человека – и задача решена. Именно, телу следовало бы приписать твердое (кости, нервы, внутреннiе  органы, мышцы и кожа) и жидкое (вода, кровь, желчь и пр.), а душе вкупе с духом – газообразное и плазменное. Тем более, что плазма бывает холодная и горячая, причем  холодная плазма, как правило, не видна, а горячая видна как ослепительное сiя нiе  “ярче тысячи солнц”. То же можно сказать и об Ангелах: они либо не видны нашими телесными очами, либо являются в естественном своем виде (во славе своей) как юноши, сiющiе  ослепительным светом (есть еще один вид явленiя  их – подобно людям, об этом скажем позднее).

Но это предположенiе, несмотря на его кажущуюся привлекательность, сразу же должно быть отвергнуто. Дело в том, что огонь (как и три других стихiи) в обычном нашем пониманiи  отражает свойства состоянiя  вещества матерiального мiра. Фаворскiй  же и ангельскiй  свет, а также адское пламя – явленiя  невещественные, а тонкоматерiальные. Известно, например, что душа легко проходит через любой чувственный огонь безо всякого вреда для себя, а огонь адскiй  настолько же отличается от нашего земного огня, насколько последнiй  отличается от нарисованного пламени.

Поэтому стихiи  мiра более подходят для отраженiя  свойств различных уровней матерiальности мiра (или, как говорят иногда планов сотворенного мiра). Рассмотрим это на примере человека.

Так, земля (твердое тело) обладает свойствами прочности, основательности, наличiе м четко выраженной формы и относительно малой изменяемостью. Это, несомненно, тело человека. И не случайно оно сотворено из персти (земли) и по определенiю Творца в землю отыдет.

Вода отличается тем, что не имеет собственной формы, но принимает форму сосуда, который она заполняет. Другiе  ее свойства – плавность, как бы эластичность, хорошая адаптацiя  к различным условiя м (и к перемене их). Но в возмущенном состоянiи  тихая вода может сокрушать плотины. Все это свойства души.

Воздух стремится заполнить равномерно весь отведенный ему объем, по сравненiю с другими рассмотренными стихiями он как бы более уравновешен, более воспрiимчив и менее реактивен по отношенiю к свету, теплу; в естественном, нормальном состоянiи  как бы устремлен вверх. Это отличительные черты духа.

И, Наконец, огонь – символ непрестанного движенiя, деятельности, он как бы оживотворяет все предыдущiе  стихiи, пробуждает их ото сна, побуждает к деятельности.  Он практически не знает препятствiй  на своем пути и “в гневе своем” в состоянiи  уничтожить все противодействующее ему (огнь попаляющ). Это, разумеется, свойства Божiи .

Или иначе, поскольку любое тело имеет оболочку и наполненiе  (грубо говоря, кожу с мясом или кувшин с водой), то же можно сказать и о различных частях, элементах устроенiя  человека. Так, тело – хотя и твердое, но на три четверти состоит из воды. Также и к душе следует отнести стихiи  воды и воздуха, к духу – воздуха и огня (духом пламенейте (Рим.12,11), духа не угашайте (1Фес.5,19)). И, разумеется, Бог – Огнь превыше всякого (сотворенного) огня – Первоогонь, и в то же время сочетает в себе свойства всех четырех стихiй, ибо все из Него и Он во всем.

Святитель Игнатiй  Брянчанинов, решая вопрос об естестве души и духа, рассматривал некоторые мистическiе  ученiя  и поверял их светом Писанiя  и святоотеческим Преданiем. (Это связано с тем, что христiанство – прежде всего образ жизни, как ученiе  оно практично (услышать и исполнить), хотя Спаситель и говорил притчами об Отце, Царстве Небесном, кончине века). Думается, что и для нас не будет криминалом пойти тем же путем, тем более, что слова витальность, менталитет давно вошли в обиход не только науки, но и нашего быта.

Заметим только прежде, что философiя  причисляет к матерiи  не только вещество, но и энергiю, излученiе. Современная физика утверждает, что они при определенных условiя х взаимопереходимы, энергiя  и масса вещества связаны определенными соотношенiя ми, из которых наиболее известно уравненiе  Энштейна.

А теперь вернемся к вопросу о соотношенiи  матерiальности-духовности человека и тварного мiра. Наиболее разработано это ученiе  у Шри Ауробиндо. Он писал в первой половине минувшего XX века, что существует четыре уровня тонкости матерiи, характеризующихся различными соотношенiя ми матерiи -духа, или четыре плана: физическiй , к которому примыкает энергiя, витальный, ментальный и супраментальный. Это как бы четыре ступени. Каждый из трех первых планов имеет семь подпланов, маленьких промежуточных ступенечек. Применительно к физическому плану  - это состоянiя  вещества: твердое, жидкое, газобразное и т.д. Супраментал по его словам – это вершина, недоступная обычному человеку, все остальные доступны ему в процессе очищенiя  ума, души и сердца.

Итак, применительно к этому ученiю Супраметал – это уровень Бога, ментал – духа (ума), витал – души, а физическiй  план – тела. Не исключено, что в таком случае и энергiи  на каждом плане свои: все более тонкiе  и более сильные по своему действiю.

Разумеется, это только гипотеза, но гипотеза более чем реальная, если к тому же вспомнить, что и Царствiе  Небесное, отделенное от нас твердью, содержит семь Небес, выше которых только Небо Небес, отделенное облаком или второй твердью.

 

НЕОБХОДИМЫЕ УТОЧНЕНIЯ

В связи с изложенным о тричастности Вселенной и микрокосма-человека внесем корректировки, касающiе ся устроенiя  икон и других творенiй  Божiих, посылаемых человеческому роду нашего ради спасенiя . Вспомним, что на верху лествицы, виденной Iаковом, восседал Бог, по ней восходили и нисходили Ангелы, а основанiе  ее было утвержено (установлено) на земле. Поскольку сущность Божiя  недоступна нам, сокрыта от нас, а Бог прiоткрывает Себя посредством Божественных энергiй, очевидно, что в вершине нашей трехчастной “лествицы” может быть только одна из Божественных энергiй. В середине ее – одна из тварных энергiй , например, энергiя  души, Ангельская энергiя; или умопостигаемые смыслы; или иной матерiал Горнего Мiра. А в основанiи   ее – матерiалы вещественного мiра. Иными словами: Божественные (нетварные) энергiи, ––– вещество или энергiи  тварные (опосредующiе ), ––– вещество матерiального мiра.

Значимость и сила каждого из таких “плавсредств” определяется прежде всего тем, какiе  Божественные энергiи  используются, а как следствiе – и реализуемые тварные энергiи  Горнего мiра. Конкретное содержанiе  “ступенек” этой “лествицы” в каждом случае будет различным. Например, схему иконописного образа можно представить примерно в следующем виде: Первообраз, ––– духовные смыслы и символы, ––– средства написанiя  иконы (дерево, краски и др.).

А “древо” слова (сейчас нас это будет интересовать более всего) можно представить в виде следующей трiады: Божественная (высшая) цель, –– семантика (умопостигаемый смысл), ––– звуки и буквы.

ЭТАПЫ УМНОГО ДЕЛАНIЯ

Будем помнить, во-первых, знаменитое изреченiе  прп. Антонiя  Великого: орган зренiя  телесного – глаза, а орган зренiя  душевного – ум. И во-вторых, если ум является высшей созерцательной способностью души человеческой, то сердце, согласно библейской и святоотеческой традицiи  – это центр всех сил души. Ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти все внутреннiе  чувства [37, 997].

Обратимся к монашескому, или умному, деланiю, (или проще, к молитве Iисусовой). Стадiй  прохожденiя  его довольно много (по классификацiи  архiеп. Антонiя  Голынского Михайловского – шесть), но все их можно свести к трем основным этапам: 1) словесная молитва; 2) делательная (включая умную и умно-сердечную делательную); и 3) высшiе  степени молитвы (включая самодвижную, чистую (или созерцательную) и зрительную.

Молитва устная, т. е. произносимая устами и языком, называется также трудовой, деятельной или телесной. Вначале молиться очень тяжело, трудно собирать вниманiе , заключать ум в словах молитвы. Усиливается рассеянность в мыслях, восстают страсти, как бы непреодолимая стена вырастает. Язык выговаривает слова молитвы с трудом, приходят нечистые, а иногда и богохульные помыслы. Самое главное тут – не отчаиваться и не оставлять деланiя. Это перiод земного, телесного, физического деланiя. Иными словами, это путь человеческiй .

Когда ум навыкнет в молитве словесной, он начинает теплее, усерднее прислушиваться к словам, произносимым языком, а затем постепенно начинает сам с удовольствiе м погружаться в молитву. Наконец, он подхватывает молитву и сам начинает ее творить. Начинается новый этап, который святые отцы называют следованiем путем ангельским.

Обычно переход Iи сусовой молитвы из словесной в умную отчетливо ощущается. Молитва звучит в уме тихо, ровно, гладко, она скорее уже не произносится, а умственно мыслится. Такое ощущенiе, что сидишь в самолете во время взлета, который до сих пор непрiя тно трясся и грохотал на взлетной полосе аэродрома, и наконец оторвался от земли и плавно стал набирать высоту. Молитва становится утонченной, как бы лишенной тяжелой телесной оболочки (шелухи) и творится легко, как-бы сама собой, почти без усилiй  и требуя гораздо меньшего вниманiя. И это не удивительно, поскольку звучит она уже не на одном из человеческих языков, а на языке Царства Небесного, на Языке Ангельском, т. е. языке смыслов. Точнее говоря, рождается она сейчас в уме, а затем и в сердце, как молитва мысленная, Ангельская, а звучит и воспринимается в уме (а затем и в сердце) большей частью пока как человеческая. Причем, звучит и воспринимается по разному, и силу имеет различную, в зависимости от чистоты и просвещенности внутреннего человека, как и обычные акустическiе  (звуковые) колебанiя  по-разному звучат и по-разному затухают в упругой и в вязкой среде.

Если продолжать занятiя  Iисусовой молитвой, она может перейти в стадiю молитвы умно-сердечной. Когда ум постоянно занят молитвой и человек не только живет по заповедям Христовым, но и всю свою жизнь направил к этому деланiю, сердце начинает сочувственно отзываться, сопереживать уму. Оно все в большей мере участвует в молитве, которая при этом прiя тно журчит в сердце как ручеек, радуя его и услаждая душу. Происходит постепенное очищенiе  сердца от страстей, сила молитвы многократно возрастает, но суть ее остается той же – это ангельское деланiе  (хотя, разумеется Ангелам не приходится воевать против своих страстей и падшей природы).

Существенное, качественное измененiе  происходит, когда молитва становится самодвижной, т.е. движимой Духом Святым. Делатель приходит в полную преданность воле Божiей, душа вся прилепляется к Богу, бывает нерасторжима с Ним и ум неотторжим от Бога в богохваленiи. Ум и сердце уже не могут произнести молитвенных слов, но в безмолвiи  пребывают в состоянiи  изумленiя, созерцанiя. Такая молитва становится поистине созерцательной, а человек молится в истине Духом Святым. Ум восходит от совершенства к совершенству, все добродетели возрастают до полноты своей, питаясь духовной пищей Духа Божiя  с трапезы Отца Небесного, человек вселяется умом в обители Неба, посещая одну за одной все более светлые обители Небесного Отца. Любовь к Богу и ближнему приходит в меру неудержимую. Человек становится сыном Божiим по благодати и, следовательно, подобно Христу, духовным наследником Отца Небесного. Созерцатель становится тайнозрителем Домостроительства Божiего, начиная с Божественного Совета о сотворенiи  человека и кончая Вторым Пришествiем Христовым и Страшным Судом, ум его простирается на разуменiе  великих Божественных тайн, он слышит неизреченные глаголы Божiя. Такая молитва значительно превосходит Ангельское служенiе  – это уже деланiе  Божiе .

 

СЛОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКIЕ, АНГЕЛЬСКIЕ  И БОЖIИ. О ТРЕХ СВЕТАХ

      По аналогiи  с тем, как Бог и порожденный Им мiр отражаются в микрокосме-человеке (великое в малом), можно говорить и о двойственности слова.

С одной стороны, как мы уже отмечали, любое слово имеет тройственный состав: Высшее (Божiе ) целеполаганiе  –– умопостигаемый смысл –– матерiальные (физическiе ) звуки, буквы или iероглифы. Или иначе: идея –– мысль неизреченная –– изреченное слово. С другой стороны, есть Слова, изрекаемые Богом, слова ангельскiе  и слова человеческiе .

Менее всего было пока сказано о Словах Божiих. Хотя совершенно очевидно, что Слова Божiи  должны заметно отличаться от слов человеческих и силой сопутствующего им Духа, и своей значимостью, масштабностью, и глубиной и многообразiем смыслов, и, разумеется, силой, мощью и глубиной воздействiя  на весь тварный мiр, на все сущее, живое и неживое, в том числе и на человека, как вершину творенiя  Божiя. Примеры слов Божiих: Да будет свет (Быт. 1, 3) – (И бысть свет) мы уже рассматривали.

Мистики, достигшiе  высших степеней умного деланiя  либо в безмолвном восторге созерцали славу и величiе  Божiе, либо слышали Глаголы Божiи, не пытаясь их как-то пересказать или хотя бы описать свои ощущенiя, называя их просто неизреченными, неизглаголанными, понимая, насколько безсильны любые человеческiе  слова выразить восторг, восхищенiе  души, слышащей их. Лишь очень немногiе  из них впоследствiи  решились как-то описать их словами человеческими и сравнить Слова Божiи  со словами человеческими.

Так св. Симеон Новый Богослов написал: «Слова человеческiе  – текучи и пусты, слово же Божiе  живо, непреложно и действенно, Бог истинный. Равным образом и Истина Божiя  есть, паче ума и слова человеческого, Бог неизменный, безсмертный, непреложный и живый» [34, 51, Слово 62].

Блаженый Августин в своей «Исповеди» указывает, что слова человеческiе  начинаются и кончаются во времени, они следуют одно за другим. Слова же Божественные не имеют ни начала, ни конца. Они звучат вечно, и они звучат все одновременно.

Так же писал об этом и святитель Филарет митрополит Московскiй, один из сравнительно немногих, кто достиг высшей, зрительной молитвы:

«Слово Божiе  не похоже на слова человеческiе, кончающiеся и исчезающiе  в воздухе, как только сходят с уст. В Боге нет ничего, что исчезало бы и рождалось. Его слова исходят, но не преходят. Он сотворил не на некоторое время, а навсегда. Он привел тварь к бытiю Своим творческим словом. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс. 92, 1)» [20, 538].

Наконец, апостол Павел пишет: Живо бо слово Божiе  и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделенiя  души же и духа, членов и мозгов, и судително помышленiе м и мыслем сердечным. И несть тварь, неявленна пред Ним, вся же нага и об’явлена пред очима Его, к Немуже нам слово (Евр. 4,12-13). Последнiе  слова в Синодальном переводе звучат так: Ему дадим отчет.

Если “строительным матерiалом” человеческих слов являются звуки, буквы или иные знаки, а “средой обитанiя ” – воздух, бумага, папирус и пр.; то для слов небожителей такими “кирпичиками” будут смыслы, семемы, а средой – вещество Горнего мiра. Что же касается Бога, то и матерiалом и средой могут быть только Божественные энергiи  (действiя). Другого “строительного матерiала” у Бога нет, просто многобразiе  Божественных сил чрезвычайно велико, можно даже сказать безконечно. Впрочем, в собственном смысле Слово Божiе  – Сын Божiй, извечно рождающiйся от Отца. Поэтому и слова Евангелiя: в начале бе Слово (Ин. 1,1) следует понимать двояко: и как Сына Божiя, и как творческую созидательную силу Божiю. Но согласно ученiю Православной Церкви и, в частности, определенiю Влахернского собора 1351 г. на Варлаама, Божественные действiя  (энергiи)  равно как и Существо Божiе, обозначаются Именем Бог. Св. Григорiй  Палама говорит, что Действiя  Божiи  неслитны с Существом Божiим, но и неотделимы от Него, как неотделимы солнечные лучи от Солнца.

      Ученiе  о том, что Действiе  Божiе  есть Бог, с особенной полнотой и ясностью развил прп. Симеон Новый Богослов в цитировавшемся уже 62-м слове. Он говорит: «Бог есть Свет, и свет безпредельный, и что в Боге, свет есть, единимо будучи по единости естества и нераздельно  разделяемо по лицам. Разделяя нераздельное, скажу тебе о каждом из сих лиц особо. Отец есть свет, Сын – свет и Дух Святой – свет; три – един свет, простый (не делимый на части), несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный. Также и то, что от Бога, свет есть, так как подается нам от света, именно – жизнь свет есть; безсмертiе – свет; любовь, истина, мир, дверь царствiя  небесного, само сiе  царствiе – свет есть; брачный чертог, рай, сладость райская, земля кротких, венцы жизни, самые ризы святых – свет есть; Христос Iисус, Спаситель и Царь всего – свет есть; хлеб пречистого Тела Его – свет; Воскресенiе  Его – свет; лице Его – свет; рука, перст, уста, очи Его – свет; глас Его – свет, поколику исходит из света; благодать Святого духа – свет; Утешитель – свет … Ибо един есть Бог во Отце, Сыне и Духе Святом, будучи Свет неприступный и предвечный, который имеет многiе  наименованiя  и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действенно производит то в нас, как научили нас опытно тому наученные [40, 49-51].

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИМЯ?

      Имя также относится к разряду слов. Но это отнюдь не одно из тех случайных или необдуманных слов, которые человек может “прострочить” тысячи в день и тут же забыть о них. Имя – атрибут именуемого неотделимый от него, хотя и неслитный с ним.

Существует преданiе: когда на земле рождается новый человек, на Небесах Ангел сажает дерево. Растет ребенок – возрастает и деревцо его. И состоянiем своим, изобилiем плодов и др. оно является отраженiем жизни человека: если он ведет благочестивый образ жизни, молится, исполняет заповеди Господни, являет дела милосердiя  – дерево плодоносно или чрезвычайно плодоносно, если же он злочестив, а добрые дела (внешнiе  или внутреннiе ) не обретаются у него – райское дерево его безплодно. И отсюда притча о безплодной смоковнице (Лк. 13,6-9).

Для нас не столь важно, соответствует ли это преданiе  (или, может быть притча) действительности. Гораздо важнее другое – она отражает некую реальность. Именно, каждому человеку в мiре феноменов реально соответствует его имя в мiре ноуменов. И если человек благочестив – имя его славно. А чьи-то имена будут поминаться в род родов. Если же он злочестив – имя его безславно. Конечно, слава у Бога, в Жизни вечной – совсем не то же, что слава у людей, в жизни временной, примеров тому множество. Более того, безславiе  среди людей может продолжаться столетiя, но в конце концов, на Страшном суде все станет на свои места.

Или, если быть точным, каждому человеку, рождающемуся свыше (Ин. 3,3), водою и духом (Ин. 3,5), еще прежде духовного рожденiя  его, в обряде нареченiя  имени присваивается имя одного из небожителей (как правило, святого или одного из архангелов) и это имя записывается в Книгу Жизни на Небесах. (Отметим, что если человек не крещен, имя его хотя и не вписано в Книгу Жизни, но Богу известно). Живущiй  богоугодно, по заповедям Христовым, стяжает себе елей в сосуде (Ин. 25,1-13), поскольку душа его становится все светлее; стяжает и доброе имя, т.е. умножает славу имени своего. И на Страшном суде каждый будет судим по имени своему, по тому насколько оно славно или безславно (или, что равносильно этому, по делам своим, если под делами понимать не только поступки, но и мысли, и слова).

Для того чтобы полнее уяснить смысл, назначенiе  имени и место его по отношенiю к личности, обратимся к процессу выпеканiя  просфор. Прежде всего, для этого необходимы три компоненты: закваска, вода и мука. Малая закваска, по слову Спасителя, квасит все тесто; и какова закваска, таково (в лучшем случае) будет все тесто. Итак, она образует дух человека, а вода и мука – соответственно душу и тело.

Для того чтобы все это заквасилось и превратилось в тесто, необходимо тепло (тепло рук, тепло при заводе закваски, расстойке, и жар в печи – во время выпеканiя). Это – Божiи  энергiи: благодать и сила. А для того чтобы хлеб стал просфорой, необходимы еще просфорная печать и молитва, по возможности непрестанная. Молитвой стяжается благословенiе  Божiе, а печать как раз и являет собой образ имени.

И, наконец, просфоры после выпечки просматривают и отбраковывают. Просфора должна иметь благолепный вид, не иметь полостей и других дефектов и быть пригодной для совершенiя  проскомидiи  и других богослужебных действiй  (совершенiя  таинства евхаристiи). Это образ славы Божiей, поскольку слава есть проявленiе  вовне внутренних свойств.

Просфорная печать содержит в себе Имя Iисус-Христово, крест, изображенiя  херувимов; она освящает просфору, которая без печати – всего лишь хлеб. То же можно сказать и о взаимоотношенiи  человека с его именем.

Более того, имя человеческое содержит в себе в концентрированном виде не только состав и силы души, но и всю личность человека. По меткому образному выраженiю имя – печать личности. Оно является также и дверью или ключом к человеку во время общенiя  и, особенно, во время молитвы о нем.

Спаситель призывал воздавать кесарева кесареви, а Божiя  Богови (Мф.22,16-21; Мк.12,13-17; Лк.20,21-25). Кесарю платили подати монетами, на которых были образ и надписанiе  кесаревы. Богу мы приносим молитвы и добрые дела. В молитве надписанiе  ее, безусловно, – произносимое Имя Божiе, а если молимся перед иконой, имеем и образ Его. Добрые дела совершаем во Имя Божiе  и во Славу Божiю. Господь же ждет от нас, чтобы мы приносили Ему не только отдельные дела, но всю жизнь свою так исправили, чтобы она вся была посвящена Богу, была прожита во Имя Его и во Славу Его: продаждь именiе  твое и даждь нищим: и гряди вслед Мене (Мф.19,21).

Вот как определяли имя такiе  несомненные знатоки этого вопроса, как св. прав. Iоанн Кронштадтскiй, свт. Филарет (Дроздов) и свт. Феофан (Быстров), которого именуют Новым Затворником:

«Имя есть существо или свойство вещи, представленное словом; имя есть некоторым образом сила вещи, заключенная в слове: ибо, например, имя Iисуса, как заметили сами Апостолы, даже в устах людей, не последовавших Iисусу, ниже прiявших Духа Святаго, изгоняло бесов (Мк. 9, 38)».

«Весь человек, из души и тела состоящiй, называется одним словом, например, Iоанн – в означенiи  того, что человек приведен в бытiе  Словом Господним, которое просто. Еще имя означает то, что душа наша есть тоже простое существо. Под одним именем скрывается такое богатство и глубина духа человеческого, такое множество делимых частей вещества. Это истинно образ, подобiе  Божiе  и вместе малый мiр.

В имени человека – душа человека, например, в имени Иван – душа Ивана. Так на призыв сей душа моя сознает себя в этом имени и откликается на него» [17, 687].

«Когда ты про себя говоришь или произносишь Имя Божiе, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Iи суса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа» [42, 129].

«В Имени Iисус Христос – весь Христос, душа и тело Его, соединенные с Божеством» [42, 310].

Необходимо также отметить, что полное имя человека в “свернутом” виде содержит имя родовое и имя личное, а в “развернутом” виде – все генеалогическое древо именуемого. Богу и небожителям достаточно одного личного имени, ибо генеалогическое древо любого человека им хорошо известно, а нам, земным, нужно его записывать и хранить. Поэтому Евангелiя  вместе с родословiями Iисуса Христа (Мф. 1, 1-16 и Лк. 3, 23-38) написаны для нас, во плоти сущих. Небожителям хорошо известны не только генеалогическое древо Спасителя по Его человечеству, но и все событiя  Его земной жизни, многiе  из которых сокрыты от нас.

И, наконец, рассмотрим цепочку (последовательность) понятiй: вещь – животное – человек – Бог. Именами (наименованiями) их будут соотвественно: названiе, кличка, имя человеческое, Имя Божiе.

Названiе  однозначно именует вещь (предмет) и совершенно охватывает все тело ее. Кличка однозначно именует животную душу Божiей твари и полностью охватывает также и все тело ее. Имя однозначно именует дух человека и совершенно охватывает все существо его, включая душу и тело. Имя Божiе  именует все существо Божiе  и совершенно охватывает также весь Горнiй  Мiр и дольнiй  мiр, т.е. всю вселенную; а также всего человека (его дух, душу и тело).

«Имя Сына Божiя, – сказал Ангел святому Эрме, непосредственному ученику Апостолов, – велико и неизмеримо: оно держит весь мiр» (свт. Игнатiй  Брянчанинов).

Посему, Да святится Имя Твое!

А почему Эрма  назвал Имя именно Сына Божiя, легко понять: Он и Десница Вышнего (Пс. 88, 14), и Руце Его (Пс. 118, 73), т.е. активная творческая сила, и Ему Отец суд весь даде (Ин. 5, 22). Но об этом подробнее скажем в свое время.

О христiанах царь Давид пророчески говорит: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о Имени Твоем возрадуются весь день (Пс. 88, 17). О самом же себе говорит устами Божiими: И истина Моя и милость Моя с ним, и о Имени Моем вознесется рог его (Пс. 88, 25). По мненiю толкователя Дiодора Тарского, главы Антiохiйской школы, рогом Давида называется Христос, иначе – похвалою и славою.

ИМЯ БОЖIЕ

     Следовательно, основное назначенiе  Имени Божiего (точнее, Имен Божiих) не в том, чтобы именовать Бога (в этом, действительно, нет особой необходимости), а в том, чтобы содержать в Себе весь мiр видимый и невидимый, Небо и землю, и освещать Небо, а затем и град великiй, святый Iерусалим Новый (Откр. 21, 23).

     И еще одно замечанiе. Христiане носят имена угодников Божiих, пребывающих в райских обителях, и, следовательно, имя каждого человека, во плоти сущего, освящается именем святого со славой его; на Небесах же имена небожителей освящены Именем Божiим со всемiрной Славой Его. Итак, Имя Божiе  не только содержит весь мiр, но и просвещает и хранит дух каждого человека, а через него и все существо наше (лишь бы мы только не противились Божiему Промыслу о нас).

      Поэтому Имени Божiему тем паче подобает воздавать подобающее благодаренiе  и благоговейное почитанiе, подобающее Богу. О. Iоанн Кронштадтскiй  не раз повторял: Имя Божiе  есть Сам Бог. С математически точным доказательством этих слов, полученным в откровенiи  iеросхимонахом Антонiем (Булатовичем), мы ознакомимся позднее. Часть его можно представить в следующем виде: Бог есть Трiипостасная Истина, и Имя Божiе  есть Истина о Трiипостасной Истине, и следовательно, Имя Божiе  есть Сам Бог.

      Рассмотрим некоторые возраженiя  противников этой Истины – имяборцев.

Во-первых, утверждают, ссылаясь обычно на прп. Iоанна Дамаскина, что сущность Божiя  неименуема, и из этого делают вывод, что все имена Божiи  – не Божiего, а человеческого происхожденiя. Но прп. Iоанн никогда ничего подобного не утверждал. Вот цитаты из его книги: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безъимянно». И далее: «Он по неизреченной благости благоволил называться сообразно с тем, что свойственно нам, для того чтобы мы не были совершенно непричастными принадлежащему Ему знанiю, но имели хотя бы темное о Нем представленiе » [30,105].

      Итак, мысль здесь, как легко видеть, следующая: именует родитель, творец или хозяин. Но, поскольку Бог – Творец и Первопричина всего, нет Того, Кто по праву Родителя, Творца или Хозяина мог бы наречь Его. Но будучи благ и преблаг по отношенiю к созданiям Своим, Он открывается нам в Именах, которыми Ему угодно наречь Себя. И вопрос о том, сколько должно быть этих Имен: ни одного, одно, много или безконечно много – отнюдь не предмет наших пожеланiй  или нашего мудрованiя, а исключительно Его решенiе  и дело Его благости.

Вопрос же о именованiи  или неименованiи  отдельно сущности Божiей представляется к тому же не вполне корректным. Можно ли разделять нераздельное (хотя и неслiянное)? Можно ли, например, говорить о том, именуем ли отдельно дух человека? Или душа его? Можем ли тело человека назвать Петром, душу Иваном, а дух Iонафаном? Любой здравомыслящiй  человек скажет, что это бред, относящiйся скорее к сфере психiатрiи, или точнее, психопатологiи .

       Но мы, не пытаясь разделять нераздельное, можем только высказать такiе  целесообразные предположенiя: поскольку Бог Един, Он, если Ему угодно, мог бы открыться нам в Едином Своем Имени. А поскольку Бог троичен в Лицах, Он, если Ему угодно, мог бы открыться нам в Именах трех Своих Ипостасей. И поскольку Величество Божiе  многообразно и формы проявленiя  Его многочисленнны и неисчислимы, Он, если Ему угодно, мог бы открыться нам в неисчислимым Своих (частных) Именах. Но все эти Имена относятся не к отдельным “составляющим” Божiим (сущность, ипостаси,  Божественные действiя ), а ко всему Богу, хотя каждое из них имеет свое назначенiе, свою силу и свою область примененiя. Все эти Имена неотделимы от Бога и  все они освящены неприступным и присносущным светом Его Божества. К ним можно добавить и имена, изливающiеся из нашего благодарного и любящего сердца: Премудр, Преблаг, Всесилен, Всеведущ, Многомилостив и другiе, но можно уверенно сказать, что если эти имена внушены нам благоговенiем и страхом Божiим, все они, несомненно, по праву принадлежат Ему как Его собственные Имена.

      Не будем касаться здесь содержательной стороны Имен Божiих. Упомянем только, что одно из них, великое и страшное Имя Свое Яхвэ [YHWH] открыл Бог Моисею, когда явился ему в виде пламени огненного, не опаляющего купину (Исх. 3, 14). В церковно-славянской Библiи  и в богослуженiи  Оно произносится как Сый (Сущiй, а с древнееврейского подлинника Пятикнижiя  слова Божiи  переводятся следующим образом: «Аз есмь Тот, Кто Аз есмь».

       Для того чтобы еще хотя бы немного прояснить природу Божiих Имен, обратимся к этимологiи  и спектру смыслов слова слава. Ведь и Моисей лицезрел славу Божiю, и Спаситель на Фаворе показал еси учеником Своим славу Свою (тропарь и кондак на праздник Преображенiя  Господня)…

      «Корень этого слова слыть, называться, именоваться, быть известным, отсюда происходит и слово, и слух, и слава: так что в древности иногда одно из этих слов заменяло другое … Таким образом, первоначальное значенiе  этого слова будет имя (срав. доброе имя и слава), потом известность, слава. В Исх. 33, 18; в Александрiйском списке это слово [докса] означает мненiе, сужденiе, слава, ученiе, вера»  [41,613].

      Сам о. Григорiй  Дьяченко под славой Божiей разумел прежде всего Сына Божiя, что хорошо согласуется с событiями на Фаворе, где Господь Iисус Христос явил ученикам Свое Божество.

Для псалмопевца слово слава очень значимо и чрезвычайно наполнено смысла. Так, Христа он называет Царем славы (Пс. 23, 7-10), а в псалме 71-м есть такие слова: И благословено Имя Славы Его во век и в век века. И исполнится Славы Его вся земля: буди, буди (Пс. 71, 19).

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar