Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 7:50 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 240 - 252
2016-05-02, 0:51 AM

                 Итак, слова Слава Божiя  и Имя Божiе  непосредственно связаны друг с другом, суть проявленiя  Божества (Божественных энергiй ) и имеют непосредственное отношенiе  к Сыну Божiю.

      Блаж. Феодорит, толкуя слова псалма: Будет Имя Его благословено во веки, говорит: «Хотя естества Его мы не знаем как непостижимого, но спасительное Имя Его мы познали» [43, 565]. Итак, мы, в отличiе  от Ангелов (или Апостолов Христовых), не имеем удовольствiя  непосредственно лицезреть Бога, но в утешенiе  наше Он как бы взамен оставил нам Свое Имя (Имена).

Богатейшiй  матерiал для изученiя  свойств, атрибутов Имен Божiих, того как относились к Ним пророк Давид и другiе  боголюбцы, дает Псалтирь. Из приведенных ниже выдержек видно, что Имя Божiе  имело в глазах их как бы некоторую относительную самостоятельность; и что почитали они его (Имя Божiе ), несравненно больше, чем мы чтим дорогой нашему сердцу иконописный образ.

Внимательно, неспешно вчитайтесь в эти строки.

Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа (134: 1);

Благослови, душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его (102: 1);

 Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою Имени Твоему Вышнiй  (9:3, 7:18, 12:7, 17:49, 53:3, 62:2, 65:4, 68:31, 85:9-12, 91:2, 98:3, 141:8 и др.);

Ради Имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть (24:11, 22:3, 30:4, 142:11 и др.);

Принесите Господеви Славу Имени Его (28:2, 65:2);

Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми (53:3, 32:21);

Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе (33:4, 73:21 и др.);

Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему (141:8, 43:9, 62:5);

Дал еси достоянiе  боящимся Имени Твоего (60:6, 101:16);

Да восхвалят Имя Господне: яко вознесеся Имя Того Единаго, исповеданiе  Его на земли и на небеси (148:13);

Защитит тя Имя Бога Iаковля (19:2);

Вси языцы обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернiи: и Именем Господним противляхся им (117:10-12);

Доколе, Боже, поносит враг; раздражит противный Имя Твое до конца; (73:10).

 Почитанiе  это можно сравнить с почитанiем, которое мы воздаем благоговейно-чтимому образу: бережно протираем дорогую нам икону, возжигаем перед ней лампадку и свечи, украшаем цветами. И делаем это не потому только, что понимаем: честь, воздаваемая образу, переносится на первообраз; а потому что к этому побуждает нас любящее сердце.

Но Имя Божiе  в отличiе  от образа всегда имеем при себе. При этом образ зрится телесными очами (которые как бы передают информацiю очам душевным), а Имя Божiе  умно лобызается очами сердца. И насколько душевное зренiе  выше и многообразнее зренiя  телесного, настолько Имя Божiе  выше и славнее иконописного образа.

       Обратимся к книге о. Неофита «Мысли об имени»:

«Имя Божiе  есть несообщимое, т.е. неприложимое ни к кому, ни к чему, кроме Бога (Прем. 14, 21). Господь Един и Имя Его должно быть едино на земли (Зах. 14, 9). Его отличiе  от всякого другого имени в том, что оно – источник всякого другого имени. Природа получает бытiе  и поддерживает его через наименованiе  Божiе, т.е. вместе со своим именем. А это имя природы от Имени Божiя, ибо Он запечатствовал ее Своим славным и страшным Именем. Да и всякое имя от Имени Божiя, ибо от Него всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3,15). И отношенiе  к Имени Божiему соответствует этому творческому его характеру. Это отношенiе  тоже единственное – религiозное.

     Природа всякого имени по его словоупотребленiю в том, что оно относится к самому предмету или лицу и в отвлеченiи  от него не  мыслится. И когда Имя Божiе  называется несообщимым, то очевидно и оно относится к Самому Богу и в отвлеченiи  от Него ни к кому и ни к чему не приложимо, т.е. не мыслимо.

      Далее. Отношенiе  ко всякому имени определяется свойствами и достоинствами предмета и лица. И религiозное отношенiе  к Имени Божiю определяется Божественной природой Имени Божiя, обнимающего всякое совершенство или все божественные свойства и потому имеющего и божественное достоинство. Отсюда Имя Божiе  есть Сама Божественная природа, поскольку она яляется предметом религiозного к Себе отношенiя .

      Имя Божiе  говорит и о величiи  Божiем и соответственном отношенiи  к Нему рабов Его. Не просто: да возвеличится Имя Твое, а «чтобы говорили: Господь Саваоф есть Бог над Израилем» (1 Пар. 17,24). Хотя Имя Божiе  велико Само по Себе, однако по самой природе имени, оно требует и отношенiя  к нему как к великому. Во Израили велiе  Имя Его (Пс. 75,2), т.е. у тех, которые имеют Его своим Богом и которые Его величают. Здесь две мысли: живое отношени к Имени Божiю и связь Имени Божiя  с народом Его. …

      И призыванiе  Имени Божiя  есть живое обращенiе  к Самому Богу. Не просто назовет Меня Отцом, а будет обращаться ко Мне, как к Отцу. Той призовет Мя: Отец мой еси Ты (Пс. 88,27). Имя Божiе  Отец и искупитель для тех, которые говорят Ему: Ты, Господи, Отец наш: от века Имя Твое: «Искупитель наш» (Ис.63,16). Называть Бога мужем своим, а не господином своим, значит звать Бога, обращаясь к Самому Богу: «муж мой, и не будешь более звать Меня: Господин мой» (Ос. 2,16).

      И всякое действiе, соединенное с Именем Божiим, состоит в обращенiи  к Самому Божественному Лицу. И где нет народа Божiя  и рабов Его, там нет и отношенiя  к Имени Божiю, или живого обращенiя  к Богу. …

      Когда Iаков услышал слово Господа: «Ты боролся с Богом и людей одолевать будешь», то говорит: «Скажи мне Имя Твое», т.е. спрашивает о природе так говорящего ему. И Господь отвечает ему на этот именно вопрос о природе Божiей: Почто сiе  вопрошаеши Имене Моего, и то есть чудно; (Суд.13,18). И эти слова Господь подтверждает благословенiем Iакова (Быт. 32,28-29). Чудным называет Имя Божiе  псалом (8,2-8), и пророк говорит о Спасителе: Чуден Советник, Бог крепкiй  (Ис. 9,6). И Приточник говорит о Имени Божiем в значенiи  Его Божественной природы, как Творца мiра: Кто обдержа вся концы земли; кое Имя Его; (Пр. 30,4).

     И Господь на вопрос Моисея о Имени Божiем, отвечая словам о том, Кто Он по Своей природе, требующей повеленiя  Ему: Аз есмь СЫЙ. И рече: тако речеши сыном Израилевым: СЫЙ посла мя к вам. … Господь Бог отец наших, Бог Авраамов, и Бог Исааков,  и Бог Iаковль посла мя к вам: сiе  Мое есть Имя вечное, и память родов родом (Исх. 3,14-15). Так Имя Божiе  есть Сам Господь, говорящiй : «Я Господь, Я Сущiй», и затем поясняет: Аз Господь: И явихся Аврааму, и Исааку, и Iакову, Бог Сый их: и Имене Моего Господь, не явих им (Исх. 6,2-3). В русском переводе: «Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Iакову, с именем: «Бог всемогущiй», а с Именем Моим «Господь» не открылся им».

      Таково содержанiе  Имени Божiя: Свет вечный. Это не только торжество жизни Господа, безсмертiе  и неизменность этой жизни, в силу чего Господь один и тот же, который был с отцами и теперь с потомками их. Вечность выражается в неизменности слова обетованiя  Божiя. Это торжество слова и дела Божiя. Это истинность обетованiй  Божiих. Это верность слова Божiя  и завета Его.

      Бог вечный, Бог завета и обетованiя, Бог откровенiя  и исполненiя  обетованiй. Бог милостивый и истинный. Это содержанiе  Имени Своего открывает Господь и посылая Моисея для спасенiя  народа и отвечая Моисею на его просьбу показать ему Славу Божiю, т.е. Имя Божiе, ибо говорит Господь: Аз пред’иду пред тобою Славою Моею, и воззову о Имени Моем, Господь пред тобою: и помилую, егоже аще милую: и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33,19). И действительно Господь провозгласил Имя Свое. Какое же это Имя? Он возгласил: Господь, Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен (Исх. 34,6-7).

Таково Имя Господа: «Вот Имя Мое во веки и память Моя в род и род». И потом псалмы подтверждают это: «Господи! Имя Твое вовек; и память о Тебе в род и род» (Пс.134,13). Или: «Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род» (Пс.101,13). И потом Господь говорит: «Я Господь Бог твой, возмущающiй  море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – Имя Мне» (Ис. 51,15). Это Имя Бога Израилева, ибо Он повелевает сказать Сiону: «Ты Мой народ» (Ис. 51,16). «Я Господь, это – Мое Имя, и Славы Моей иному не дам и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42,8). «Живу я говорит Царь, Которого Имя Господь Саваоф» (Iер. 46,18; 48,15; 51,19).

     Это Имя часто прославляют пророки и часто напоминают о нем народу. После перехода через море Моисей в песне говорит: Господь сокрушаяй брани, Господь Имя Ему [в рус. переводе: Iегова Имя Ему] (Исх. 15,3). …

     Сам Господь говорит через Моисея фараону, что постепенное побужденiе  его многими казнями отпустить Израиля служило к славе Имени Божiя. «Сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было Имя Мое по всей земле» (Исх. 9,16; Рим. 9,17). … И Неемiя  говорит, что знаменiями и чудесами над фараоном Господь соделал Себе Имя до сего дня (Неем. 9,10). То же говорит Варух: «Господь вывел народ Свой знаменiями и чудесами, и сотворил Себе Имя» (Вар. 2,11). И Данiил говорит: Ты извел еси люди Твоя от земли Египетскiя  рукою крепкою, и сотворил еси Себе Самому Имя [по рус.: явил Славу Твою] (Дан. 9,15). …

      В избранiи  и избавленiи  народа из Египта Господь явил им и прославил Имя Свое. Все промышленiе  Божiе  об Израиле связано с Именем Божiим, нареченном на нем в знак принадлежности его Богу. Iеремiя  молится: Престани ради Имене Твоего, не погуби престола славы Твоея: воспомяни, не разори завета Твоего иже с нами (Iер. 14,21). И Данiил молится: Не предаждь убо нас до конца Имене Твоего ради, и не разори завета Твоего (Дан. 3,34). …

      Имя Его спасительно. В нем источник помощи и спасенiя  для рабов Его от врагов: защитит тя Имя Бога Iаковля, послет ти помощь от Святаго [рус: Святилища] (Пс. 19,2). Против тех, которые надеются на колесницы и конницы, он ищет защиты в призыванiи  Имени Господа своего: Мы же во Имя Господа нашего призовем (Пс. 19,8). «Помощь наша в Имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123,8). «Имя Господа  крепкая башня; убегает в нее праведник – и безопасен» (Пр. 18,11). …

      Призыванiе  Имени Божiя  в молитве, а особенно в богослуженiи, конечно, состоит в прославленiи  Имени Божiя. И прославленiе  Имени Божiя  часто называется призыванiем Его. Чашу спасенiя  прiиму, и Имя Господне призову (Пс. 115,4), Тебе принесу жертву хвалы, и Имя Госпоодне призову (Пс. 115,8). И пророк говорит: Хвалите Господа, воспойте Имя Его [рус.: Славьте Господа, призывайте Имя Его (Ис. 12,4). Хваля призову Господа,  и от враг моих спасуся (Пс. 17,4)» [19, 60-85].

ЕЩЕ ОБ ОТЛИЧIИ  ИМЕН БОЖIИХ ОТ ИМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

      Как уже отмечалось, полное имя человека в “свернутом” виде содержит имя родовое и имя личное, а в “развернутом” виде – все генеалогическое древо именуемого. Родословiе  человека начинается именами: Божiй, Адамов, Сифов, Енософ, Каинанов… и т.д. Родословiе  Ангелов краткое: Божiй  (они не плодятся и не имеют подобных себе родителей, а только Бога в качестве Творца). У Бога же нет родителя, Он несотворенный (генеалогическое древо Его пусто или лучше сказать всеобъемлюще), но у ипостаси Сын есть Родитель – Отец. У Iисуса Христа Сына Божiя  двойное генеалогическое древо: Божiе  и человеческое, в Его Лице воистину соединились Небо и земля, Божество и человечество.

      И уж, конечно, нельзя, как это делали имяборцы, ставить знак равенства между Именем Iисуса Христа, предизбраннным и предвозвещенным, – и именами людей (пусть даже праведников Божiих) Iисуса Навина, Iисуса Сирахова, Iисуса Iоседекова и других людей, которые носили то же имя. Указанные лица были прообразами Спасителя: первый – как приведшiй  народ в Землю Обетованную, второй – как стремившiйся к мудрости от всего сердца своего и получившiй  ее от Самого Бога, третiй  – как первый первосвященник второго храма Iерусалимского, увенчаннный по повеленiю Божiю золотым венцом и прославленный в потомстве. Следовательно, и человеческiе  имена их прообразовали спасительное Имя Богочеловека Iисус.

ИМЯ IИСУСОВО

      На каждой воскресной службе Святая Христова Церковь едиными устами и единым сердцем поет: Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресенiе  Твое поем и славим, Имя Твое именуем…

Как уже говорилось, в Спасителе соединились Небо и земля, Божество и человечество. Он совершил Свой подвиг на земле, победив смерть, стал победителем ада, прошел все Небеса, сел одесную Отца, и в последнiе  времена явится во главе небесных воинств, чтобы бросить зверя и лжепророка в озеро огненное, горящее серою, а всех прочих из воинства антихристова убить мечом уст Своих (Откр. 19,20-21), а затем в великой славе придет судить живых и мертвых. Как Господь Он извечно пребывает на Небеси, как Сын Божiй  извечно рождается от Отца; как Христос, сошел на землю для совершенiя  Своего искупительного подвига, и наречен был Именем Iисус; итак, полное Имя Славы Его, о котором упоминает Псалмопевец в 71-м псалме – Господь Iисус Христос Сын Божiй, Имя, призываемое в Iисусовой молитве.

Обратимся еще раз к книге архим. Неофита «Мысли об имени»:

«Как Имя Божiе  означает Божественное Лице, божественные свойства и божественное достоинство, так и Имя Христово означает Его Лице, свойства и достоинство. И всякое отношенiе  к Имени Господа есть отношенiе  к Лицу Господа. Апостол говорит о названiи  Iисуса Господом (1 Кор. 12,3) и Сам Он говорит о том же (Ин.13,13). Это названiе  соединяется с обращенiем к Лицу Спасителя: Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи (Мф. 7,21).  Придти под Именем Христовым означает говорить: Я Христос (И отвещав Iисус рече им: блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо прiидут во Имя Мое, глаголюще: Аз есмь Христос (Мф. 24,5)). …

Как Имя Божiе  обнимает все божественные свойства, так Имя Христово обнимает божественные и человеческiе  Его свойства и Мессiанское достоинство Его. Свидетельство этого имеем уже в Ветхом Завете. Приточник говорит вместе о Имени Божiем и Имени Сына Его, как непостижимым для человека: «Знаешь ли, какое Имя Ему, Творцу неба и земли, и какое Имя Сыну Его?» (Притч. 30,4),  очедидно, разумея под именем не просто лице, а и божественную природу Бога и Сына Божiя, которую нельзя познать. И Откровенiе  о непостижимости Имени Господа говорит: «Он имеет Имя, которое никто не знает, кроме Его Самого» (Откр. 19,12).

И Новый Завет под Именем Господа изображает природу божественную и человеческую Господа и Его служенiе  спасенiю людей. … Не просто наречено Ему Имя Iисус, а Он действует по значенiю Имени Своего и «спасает людей Своих от грехов их» (Мф. 1,21).

Для нас, по свидетельству Евангелiя, Имя Iисус обнимает все дела Его служенiя  спасенiю людей. Для современников Господа служенiе  Его соединялось с Именем Христа. Пилат говорит о Нем как об Iисусе, глаголемем Христе (Мф. 27,22), как и Евангелiе  … говорит о рожденiи  Iисуса, глаголемого Христа (Мф. 1,25). …

Имени Христову соответствует и Божественная Слава, ибо эта Слава, как и Имя Его, предвечна, которую Он имел прежде мiр не бысть (Ин. 17,5). Но эта Слава, как и Имя Его, не отделимы от Имени и Славы Отца. Не просто Он имел их, а имел у Отца (Ин. 1,1-2). Об этом единенiи  Имени Сына и Отца учит уже Ветхiй  Завет. Он был по пророку Ангелом Предвечного Совета (Ис. 9,6). И через Моисея говорит о Нем как бы Ангел, который был со Израилем и требовал от народа послушанiя  Его воле, как имеющiй  власть прощать грехи. Эта власть божественна и основана на единенiи  Его природы со Отцем, ибо Имя Отца Его в Нем: «Вот посылаю Ангела [Моего] пред лицем твоим, блюди себе пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем» (Исх. 23,21). Так божественная власть этого Ангела не отделима от Имени Божiя. Так и приточник соединяет Имя Божiе  с Именем Сына Его (Пр. 30,4).

Сила Имени Христова спасающая, освящающая и исцеляющая. Двояким образом Имя Христово обозначается как спасающая и освящающая сила людей. Спасенiе  и оправданiе  составляет содержанiе  Имени Христова. «Его Имя – … оправданiе  наше» (Iер 23,6; 33,16). Наречеши Имя Ему Iисус, Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1,21). В силу такого содержанiя  Имени Iисус, оно называется источником спасенiя  и оправданiя  людей от грехов. Апостол Петр говорит: Несть бо иного Имене по небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4,12). Сопоставленiе  Имени Христова с именами других лиц означает сопоставленiе  лица Христова с другими лицами. … Так, Апостол говорит, что нет под небом другого лица, в котором они могли бы найти спасенiе  кроме лица Христова, в силу содержанiя  Его Имени, Его божественной природы, не сравнимой с человеческой или тварной природой под небом и в силу Его служенiя  спасенiю и оправданiю людей. …

Всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется (Рим. 10,13). Это есть призыванiе  Имени Iисуса как Господа, с исповеданiем Его своим Господом (Рим. 10,12). … Необходимое условiе  спасенiя  Именем Iисус – вера, а подается жизнь вечная через веру во Имя Христово не иначе, как силою Духа Святаго [19, 102-113]. 

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНIЕ  И СВЯТЫЕ ОТЦЫ ОБ ИМЕНАХ БОЖIИХ И ОБ ИМЕНИ IИСУС.

      Необходимость благоговейного, трепетного отношенiя  к любому Имени Божiю зафиксирована не только в молитве Господней (Да святится Имя Твое) или в предшествующей ей молитве: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззаконiя  наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради, но и в многочисленных повседневных и богослужебных молитвах. Приведем некоторые из них.

«Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу … возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Твоего святаго…» (1-ая светильничная молитва).

«Господи Боже наш, помяни нас грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое Имя Твое…» (3-ая светильничная молитва).

«Благодарим Тя, Господи Боже спасенiй  наших,… яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число, и воздвигл еси ны от лож наших, и поставил еси в поклоненiе  честнаго Имени Твоего» (6-ая молитва на утрени).

«Молим Твою безмерную благость, пощади нас, Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас Имене Твоего ради святаго» (молитва 9-го часа).

К числу предтеч имяславiя, как осмысленного почитанiя  Имени Iисусова и других Имен Божiих, можно отнести не менее сорока угодников Божiих. Среди них Царь и пророк Давид, пророки Исаiя , Iеремiя, Данiил и Малахiя; апостолы Iоанн Богослов (Евангелiе, Посланiя  и Откровенiе), Марк (Евангелiе), Лука (Евангелiе  и Деянiя) и Павел (Посланiя); Святители Василiй  Великiй  и Iоанн Златоуст, Григорiй  Нисскiй  и Амвросiй  Медiоланскiй, Кирилл Александрiйскiй, Кирилл Iерусалимскiй  и Епифанiй  Кипрскiй; преподобные отцы Макарiй  Великiй  и Ефрем Сирин, Максим Исповедник и Дидим Слепец, Феодор Студит и Симеон Новый Богослов, блаженные Iероним Стридонскiй  и Августин Иппонiйскiй, святые отцы блаженный Феофилакт Болгарскiй  и Исихiй  Iерусалимскiй . Среди святых нового времени (последних веков) святители Димитрiй  Ростовскiй  и Тихон Задонскiй, прп. Паисiй  Величковскiй  и свт. Игнатiй  Брянчанинов. Много писали на эту тему святитель Феофан (Быстров) и митрополит Венiамин (Федченков)… И это далеко не полный перечень. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые их изреченiя.

«Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как и оно творило чудеса. Во Имя Iисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3, 6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом» (свт. Iоанн Златоуст).

«Что значит: на Имя Его уповати имут (Ис. 42, 4)? В то время только одно Имя будет делать то, что делал Он Сам. Когда ты призовешь Христа и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его Имя?» (он же).

«Имя же Божiе  называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божiе  и всякое понятiе  о том, что преимущественно в Боге усматривается» (свт. Василiй  Великiй )

 (В толкованiи  слов ап. Петра: “И да крестится кiйждо вас во Имя Iисуса Христа”): «Если бы Имя Отца было не Бог, и Имя Сына – не Бог, и Имя Святого Духа – не Бог, то следовало бы сказать: “во Имя Бога Iисуса Христа”, или даже просто только – “в Сына”. Но он (Петр) говорит: “во Имя Iисуса Христа”, зная, что Имя Iисуса есть Бог, равно как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа» (блж. Феофилакт Болгарскiй ).

«(Дабы все языцы) веровали бы, слыша об Имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило Имя Христово, и Оно Само требует веры, потому и его нельзя постигнуть разумом» (он же).

«Без сомненiя  Имя Божiе  свято само в себе: свято Имя Его, говорит слово Божiе  (Лк.1,49), или лучше – Имя Божiе  есть сама святость. Не только само в себе свято Имя Божiе; Им даже и освящается все то, на что мы призываем оное. От него прiемлют освященiе  все таинства нашей Православной Церкви и обряды; Им утверждается верность наших клятв и обещанiй; Имя Божiе  мы полагаем в основанiе  каждого доброго дела.

Так свято и пресвято Имя Божiе! Но мы должны просить Отца Небесного, чтобы Имя Его, вечно святое и пресвятое само в себе, святилось в нас, или, что то же, прославлялось нами.

Как же Имя Божiе  святится в нас? Оно святится в нас тогда, когда мы произносим его не всуе, то есть не без нужды или напрасно, а с должным благоговенiем» (В. Успенскiй  (Из поученiй  о молитве Господней)).

 О Псалтири мы уже упоминали. Имена Божiи  встречаются там в различных контекстах около сотни раз.

Но все же отцом имяславiя  по праву следует считать седьмого столпа Святой Руси святого праведного Iоанна Кронштадтского. Его мысли на эту тему, яже суть плоды его огромного духовного опыта, щедро разбросаны во многих его книгах, в особенности в «Моей жизни во Христе». Вот некоторые из них.

«Он [Бог] весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огнь, проникает каждое слово: каждый сам это может испытать, если будет молиться усердно, с верою и любвью. Но особенно Он весь в принадлежащих Ему именах» (Т.1, стр.129).

 «Слово потому надо еще уважать крепко, что и в едином слове бывает вездесущiй  и вся исполняющiй, единый и нераздельный Господь. Потому и говорится: “Не возмеши Имене Господа Бога твоего всуе” (Исх.20,7), что в одном Имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая» (Т.1, с. 197),.

 «Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли – весь всецело, и в то же время – везде, во всей твари. Потому призови только Имя Господне: ты призовешь Господа, Спасителя верующих, и спасешься» (Т.1, с.310).

 «Господь, при всей безконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном Имени Троица, или в Имени Господь, в Имени Iисус Христос» (Т.5, ч. 2. Спб. 1894. с.422).

«Молящiйся! Имя Господа или Богоматери или Ангела или святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь – Дух везде сый и все наполняющiй; имя Богоматери есть Сама Богоматерь, имя Ангела – Ангел, имя святого – святой. Как это? Не понимаешь? Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них, и отзовешься на них, значит, согласишься, что имя твое – ты сам с душой и телом; так и святые: призови их имя, ты призовешь их самих. … Итак, имя Бога есть Сам Бог и святого – святой Его».

      Ему, отцу Iоанну Кронштадтскому, как никому другому, постоянно, но особенно во время Божественной литургiи, пребывавшему всем своим внутренним существом во Христе, в Пресвятой Троице, была ведома тайна пребыванiя  Бога в Своих Именах.

И, наконец, нельзя не упомянуть труды свт. Феофана Полтавского (Быстрова) Нового Затворника, в прошлом ректора Петербургской Духовной Академiи, написавшего основательную магистерскую диссертацiю об Имени Божiем под названiем «Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное имя YHWH», молитвенника-созерцателя и одного из виднейших богословов нашего времени, решительно выступившего против трех ересей двадцатого века: против имяборчества и крестоборчества митрополита Антонiя  (Храповицкого) и против софiанства о. Сергiя  Булгакова. Он лично знал о. Iоанна Кронштадтского, совершал с ним богослуженiя, позднее с восхищенiем читал труды Всероссiйского пастыря, добавляя: «Его творенiя  мало того, чтобы только читать; их нужно изучать, как и творенiя  Св. Отцов». На каком же основанiи  говорят противники божественности имени Iисуса, что имя Iисус не есть Бог? А вот на каком. В Ветхом завете три человека носили это имя, а именно: Iисус Навин, Iисус сын Сирахов и первосвященник Iисус Iоседеков. А так как эти три человека не были богами, то следовательно, и имя нашего Спасителя «Iисус» не есть Бог. Равнять и приравнивать можно человеческое имя с человеческим, например, Iисуса Навина с Iисусом Сираховым…, но равнять Бога и человека, а также и божественное имя нашего Спасителя Господа Iисуса Христа с именем простого, обыкновенного человека, это такая ересь, на которую едва ли и бесы способны».

 «Мы презрели Бога, возненавидели благое имя, попрали Христа» [17, 687-745].

ЛОГИКА ГЛОБАЛИЗАЦIИ  И АПОСТАСIИ

     Бог нарекал предметы прежде их созданiя  (пример тому: «Да будет свет»). «Имя есть существо или свойство вещи, представленное словом» (свт. Феофан Полтавскiй  (Быстров). Таким образом, имя (кличка или названiе) содержит в себе во-первых, благословенiе  Божiе, во-вторых, в концентрированном виде – все существо именуемого. Итак, прежде всего имя, в котором содержится благодать и благословенiе  Божiе  и в концентрированном виде – все существо человека, животного или вещи. А затем уже сама эта вещь (человек или животное), как раскрытiе, реализацiя  того, что в сжатом виде сосредоточено в имени.

Подобно этому и сатана руками антихриста и его предтеч совершает подобные действiя  (а точнее, антидействiя) в два этапа: 1) замена имени числовым кодом, “иницiированным” тремя шестерками и антиблагословенiем сатанинским; 2) оскверненiе  именуемого и окончательное усвоенiе  его себе.

Все это у нас перед глазами. Большая часть продуктов питанiя  снабжена штрих-кодами, а многiе  самые качественные продукты стали кошерными, т.е. идоложертвенными. С людьми то же самое: подавляющее большинство получили личные коды, и чипированных также уже немало.

Но началось все, конечно, не с имен людей или названiй  предметов, а с Имен Божiих 93 года назад. В 1913 г., в ночь убiенiя  блгв. кн. Андрея Боголюбского, а затем и Царской Семьи во главе с Удерживающим, состоялся афонскiй  погром, знаменующiй  собой бунт против Имени Христова, офицiальное “низверженiе” Его в Церкви, засвидетельствованное в церковных документах. Тем самым Церковь дала негласное благословенiе  на богоборческую революцiю. По слову А.Ф. Лосева, была снята печать, которой был запечатлен сатана. Ровно через три с половиной года (срок апокалиптическiй ) в Россiи  началась революцiя, которая проходила в два этапа: 1) сверженiе  богоустановленной Царской власти, т.е. Удерживающего; и 2) откровенное богоборчество.

К этой теме мы еще вернемся. А сейчас обратим вниманiе  на то, что происходит во время молитвы и во время совершенiя  акта антихристовой купли-продажи. Этого вопроса коснулся Николай Козлов в своем очерке «Число зверя».

Когда мы просим, например, о спасенiи  души ближнего: Господи Iисусе Христе, спаси, сохрани и помилуй раба Твоего <имя>, по возможности собрав все силы ума и души, вниманiе, прилагая к этому веру и младенческую искренность; тогда силы душевные (или иначе говоря, энергiя  души) вкупе в силами духа и тела, заключенные в имени того, о ком мы молимся, соединяется с Божественной энергiей, пребывающей в Имени Iисусовом и возносятся к Творцу и Промыслителю всего сущего. Конечно, движущая сила молитвы, как уже говорилось, имеет две составляющiе: 1) сила, заключенная в Имени Божiем; и 2) душевные силы молящегося и вера его. Без них молитва была бы мертва как тело, лишенное души, или, во всяком случае, безкрыла.

А что будет происходить в недалеком будущем, когда человек, получившiй  от сатаны и лжемессiи  его вместоименное число, возьмет в универсаме продукт со штрих-кодом и подойдет к кассовому аппарату? Код человека соединится в штрих-коде с тремя шестерками, то же произойдет и с кодом продукта, и все это пойдет к “хозяину” в преисподнюю, в центр учета и контроля.

CУТЬ СПОРА ОБ ИМЕНАХ БОЖIИХ

      ключевым в Афонском споре стал вопрос о природе Имени Iисус воплотившегося Сына Божiя  (и шире: о природе Имен Божiих).

О. Iоанн Кронштадтскiй  призывал бережно обращаться с Именем Божiим, в частности с Именем Iисус, преднареченным Богочеловеку в Превечном Совете и непрестанно повторяемым монашествующими в молитве Iисусовой, что, собственно и составляет умное деланiе  (разумеется, вместе с исполненiем заповедей Божiих и обетов монашеских). Его крылатая фраза: Имя Божiе  есть Сам Бог не требовала поясненiй. Казалось бы все просто: начни творить молитву Iисусову, и рано или поздно Господь Iисус Христос, очистив ум, а затем и сердце делателя, Сам Своей благодатью войдет в твое сердце. Сам о. Iоанн очень серьезно относился к этой мысли, часто повторял ее и отнюдь не считал ее простой метафорой. Имяславцы утверждали, что Имя Божiе, как и всякая вообще Истина Богооткровенная и всякая Богодвижимая молитва и молитвы Церковные, внушенные Церкви Духом Святым суть словесные действiя  Бога и, следовательно, Бог в них пребывает, а по неотделимости существа Божiя  от действiй  Его – есть Сам Бог.

Имяборцы же считали Имя Божiе  обычным тварным словом или символом, так сказать этикеткой, предназначенной для именованiя  предмета или понятiя, делающей более удобным изложенiе  мысли.

Итак, требовалось дать ответы на три вопроса:

1) Подобает ли Имени Божiю воздавать боголепное почитанiе, или, как выразился свт. Тихон Задонскiй, «отдавать всякое почтенiе  как Самому Богу», не отделяя в сознанiи  своем Имя Божiе  от Бога; или же только  относительное, как того требовали имяборцы.

2) Подобает ли Имя Божiе  почитать за Божественное откровенiе, и  этом смысле за Божественную энергiю и Божество, или довлеет его считать только словесным символом тварного происхожденiя, и только напоминающим о Боге.

3) Подобает ли верить в действенную силу Имени Господня в Таинствах, в чудесах и в молитвах, или видеть в нем простое человеческое слово, никакой Божественной силы в себе не имеющее и не дающее именующему реального соприкосновенiя  с Самим Богом, но только напоминающее о Боге..

Разумеется, ответы на эти вопросы не могут быть получены путем умозаключенiй  или рассужденiй, но они – плод умного деланiя, связанного с непрестанным призыванiем Имени Божiя, и связанного с ним очищенiя  и просвещенiя  ума, или плод Божественного откровенiя. Подобно тому, как вопрос о том, можно ли почитать иконы и молиться перед ними решается только в личном опыте усердных молитв перед образом или через Божественное откровенiе. От лица Церкви эти вопросы вправе решить только Собор.(Или Св.Отцы учители Церкви.–сост.)

Приведенные слова Iоанна Кронштадтского, приведенные и раскрытые в книге схимонаха Иларiона «На горах Кавказа» вызвали бурную реакцiю архiеп. Антонiя  (Храповицкого), который, как он сам признался, книгу эту не только не читал, но и в руках не держал. Аргументы его были следующiе: Имя Божiе, как и всякое имя есть всего лишь условное слово, условный знак, облекаемый нами в звуки (слово), в буквы (письмо) или же только умопредставляемый, отвлеченно, субъективно мыслимый, но реально вне нашего ума не существующiй  образ (идея). Бог же есть Дух, духовная Личность, Дух вечный, всеблагiй, всеведущiй, всеправедный, всемогущiй, вездесущiй, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Соединенiе  этих двух слов «имя» и «Бог» в одно предложенiе, в одну мысль, приводит к логическому противоречiю, Необходимо заметить следующее: выводить из слов о. Iоанна Кронштадтского, приводимых схимон. Иларiоном, «Имя Божiе  есть Сам Бог» тождество Имени Божiего по сущности Его, не разделяя в Боге сущность и Божественные энергiи  в начале XX в. мог только человек либо 1) духовно безграмотный; либо 2) преднамеренно совершающiй  подлог; либо 3) прельщенный или находящiйся под колдовским обаянiем, - писал Антоний Храповицкiй.

Для опровержденiя  этих слов приведем 3-е анафематствованiе  IV Константинопольского Собора, состоявшегося в мае-iюне 1351 г. в связи с ересью Варлаама и Акиндина (речь о ней еще впереди), которое вл. Антонiй  не мог не знать: «Тем, которые думают и говорят, что именем Божества называется только Божественная сущность и не признают, что по Богодухновенным о Боге мненiям и словам святых, а также по благочестивому мненiю Церкви, – равным образом называется и Божественная энергiя  и, следовательно, всеми способами доказывают, что энергiя, называемая Божеством, есть только Лицо Отца и Сына и Св. Духа, а не общая принадлежность и энергiя  всех трех Лиц пресв. Троицы, - анафема» [18, 234].

Возраженiя  iеросхимонаха Антонiя  (Булатовича) о том, что в данном случае имеется в виду не сущность Божiя, а Божественная энергiя, а к тому же Имя Божiе  имеет две стороны, как бы две природы, долго не были услышаны. Более того, сторонники вл. Антонiя, в т.ч. и еп. Никон (Рождественскiй ) утверждали, что Бог непостижим, а поскольку Iисус Христос был видим и осязаем, Он не есть Бог, подводя себя под анафемы I Вселенского Собора. Последнiе  утвержденiя, многократно высказываемые, привели афонитов-имяславцев к решенiю не общаться с имяборцами, как еретиками, и не брать у них благословенiя.

Спустя некоторое время последовало другое обвиненiе: вы придумали четвертую ипостась Божiю. Ответ имяславцев о том, что они признают три ипостаси Божiи, но в этом случае речь идет не о ипостасях, а о Божественных энергiях, также долгое время был игнорирован. Возможно, обвинители соблазнились определенiем, что Имя Iисус есть Богоипостасное (т.е. относящееся и к Божеству, и к человечеству Христову, но отнюдь не претендующее на дополнительную ипостась).

Затем возникло новое обвиненiе: вы обожествляете буквы и звуки. В точности как во времена иконоборчества. Тогда иконоборцы говорили: вы обожествляете краски и дерево и поклоняетесь идолам. Наконец, последовало ставшее уже привычным обвиненiе  в хлыстовстве (или по крайней мере утвержденiе, что ученiе  имяславiя  на руку хлыстам).

Еще одно возраженiе  было следующее: исцеленiя  больных, изгнанiе  бесов и другiе  чудеса совершались не благодаря силе произносимого Божiего Имени («во имя Iисуса Христа назорея востани и ходи» (Деян. 3,6) и др.), а силою веры тех, над кем совершались чудеса. Это равносильно игнорированiю толстой стрелки в схеме (Се стою при дверех и толку), без которой вторая, тонкая стрелка (кто услышит глас Мой и отверзет двери) лишается всякого смысла. И Сам Господь требовал веры от просящих исцеленiя  или избавленiя  от бесов, но не по Своей зависимости от веры их, а потому что без веры это становилось неполезным для них, не только эти чудеса, но и воскрешенiе  мертвых и знаменiя  с небес превращались в фокусы или трюки. Спаситель часто отвечал книжникам и фарисеям: «род лукав и прелюбодей знаменiя  ищет, и знаменiе  не дастся ему, токмо знаменiе  Iоны пророка» (Мф. 12,39). А то, что вера в данном случае является силою посредствующею, а не главной, необходимой, видно из обращенiя  Савла, точнее, первой его части, совершившейся по пути в Дамаск (Деян. 10,3-9) или исцеленiя  хромого от рожденiя, сидевшего при Красных дверях храма (Деян. 3,2-8), которые были совершены не только без испрашиванiя  веры, но даже и без просьбы их об избавленiя  от недуга душевного или телесного.

С иконоборцами, как известно, дiалог не получался: они действовали не кротостью и любовью (по слову ап. Павла: Вы, духовнiи , исправляйте таковых духом кротости (Гал. 6,1)), а властью и силой. Нечто подобное, как мы увидим в дальнейшем, произошло и в данном случае.

Вопросу о природе Имени Iисус и других Имен Божiих посвящена книга iеросхимонаха Антонiя  (Булатовича) «Апологiя  веры во Имя Божiе  и во Имя Iисус» - непревзойденное по глубине богословское исследованiе  этой проблемы, несомненно духоносное, написанное под непосредственным руководством Царицы Небесной, к которому мы отсылаем всех интересующихся этим вопросом. Это воистину богословски выверенное, математически точное обоснованiе  системы положенiй, доказывающих святость и достопоклоняемость Имен Божiих, аргументированное огромным количеством цитат из всего Священного Писанiя  и мыслей святых отцов.

Одну главку книги мы приведем полностью: «Так как Имя Божiе  есть понятiе  многозначущее, то выразимся определеннее, в каком смысле исповедуем мы Божество Имени Божiя  в нем. Мы видели, что в самом высоком смысле своем Имя Божiе  есть Слово Божiе, есть именуемое Имя Божества, обладающее всеми Божественными свойствами. Во-вторых, в именуемых Именах Божiих мы почитаем их Божественное достоинство, ибо они суть истинные лучи истинного неименуемого Имени и, поелику суть словесное действiе  Божества, обладают Божественными свойствами. Впрочем, этих Божественных свойств: единосущiя, присносущiя, Духовного существа и прочего мы не приписываем тем буквам, которыми условно выражается Божественная Истина, но лишь самому слову истины. Поэтому, когда мы говорим о Имени Божiем, имея в виду сущность самого Имени, которым именуем Бога, то мы говорим, что Имя Божiе  есть Сам Бог, когда же мы имеем в виду буквы и слоги, коими условно выражается истина о Боге и Имя Божiе, то мы говорим, что Бог присутствует во Имени Своем» [20, 48] или [24, 355-356].

Казалось бы, труд этот должен был вразумить трех членов синодальной комиссiи, ставших “духовными” предтечами революцiи  1917 г. К сожаленiю, не вразумил. Услышать может только имеющiй  уши, т.е. желающiй  услышать.

Правда, надо оговориться, что подобной ясности пониманiя  вопроса с самого начала, разумеется, не было, как не было и виденiя  “подводных камней, рифов” в самом движенiи  имяславiя  (немногочисленного крайне-левого крыла, впоследствiи  вылившегося в софiанство). Многiе  отточенные формулировки стали приходить во время спора, как это было и в случае противостоянiя, скажем, арiанам или иконоборцам. Однако окончательная глубина виденiя, пониманiя  проблемы, как и генiальность его выраженiя, формулированiя  еще ждет своего времени, своего Григорiя  Паламу.

 

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ  ПРЕДТЕЧИ ИМЯБОРЧЕСТВА: ИКОНОБОРЧЕСТВО И ВАРЛААМИТСТВО

      Рассмотрим вкратце основные побудительные мотивы, а также этапы и вехи иконоборчества и ереси Варлаама и Акиндина, поскольку имяборчество повторило самые существенные заблужденiя  того и другого. Прежде чем взойти на ступень собственно имяборчества, оно должно было впитать в себя еретическiй  дух того и другого, как бы пройти эти две первые ступени.

Исследователи насчитывают 14 причин, поводов и побудительных мотивов, пружин иконоборчества. Наиболее существенны здесь причины богословскiе, нравственные и практическiе. В частности, воинство монашествующих по численности своей сопоставимо было с действующей армiей. Прагматически настроенные императоры-иконоборцы считали, что ряды армiи  и ремесленников следует пополнять прежде всего за счет сокращенiя  монахов. Монашество же всегда было столпом  иконопочитанiя, поэтому гоненiя  на иконы всегда приводили к гоненiю на монахов, и наоборот.

Начало иконоборчеству, по крайней мере в государственном масштабе, положил император Лев III Исавр в 726 г. Десятью годами раньше он узурпаторски отнял власть у Феодосiя  III, и наивно было полагать, что в дальнейшем он будет вести образ жизни благочестивый и богобоязненный.

Основные аргументы иконоборцев этого перiода были следующiе: 1) Бог непостижим и неизобразим; 2) икона – дело рук человеческих, это идол, запрещенный второй заповедью. Иными словами, в Iисусе Христе видели только одну природу – божескую, а в иконах – только тварную их сторону, не воспринимая идею, выраженную в линiях, красках, композицiи, наименованiи, связанную с первообразом и выражающую ученiе  Церкви. Седьмой Вселенскiй  собор определил впоследствiи, через шестьдесят лет, что иконоборчество было так или иначе сопричастно всем прежде осужденным ересям, и начало гоненiю на иконы может быть положено любым еретическим лжемудрованiем.

 Заручившись поддержкой нескольких епископов (первоначально только трех), он еще за 28 лет до соборного (точнее, лжесоборного) обоснованiя  начал уничтожать только некоторые, наиболее значимые иконы, расположенные снаружи храмов, на домах, улицах, и глумиться над ними. На тот же год приходятся первые случаи сопротивленiя  иконоборчеству и со стороны патрiарха Германа, и со стороны мiрян и иноков. Появляются первые мученики за иконы. Но в целом сопротивленiе  верующего народа было весьма значительным и в Константинополе, и в далеком Риме, и в еще более отдаленных провинцiях. Когда купцы, прiехавшiе  из Константинополя сообщали об уничтоженiи  образов Божiих, Божiей Матери, святых, многiе  люди демонстративно рвали портреты императора-еретика и топтали их.

К этому же времени относится и казнь калифом Дамасским оклеветанного статс-секретаря Iоанна, писавшего письма в защиту икон: ему отсекли правую руку, а она после усердной молитвы перед образом Божiей Матери чудесным образом приросла к телу.

Офицiальное церковное “оформленiе ” акта отверженiя  иконы и ее почитанiя  произошло на иконоборчесском лжесоборе в 754 г. уже при иператоре Константине Копрониме (Гноетезном), который согласно летописи обмарался в самой купели крещенiя, а затем манiакально любил лошадей, обмазывался навозом и уверял всех, что это прiятно и полезно для здоровья. Его называли и «Лошадиным» и «Навозником». Религiозному цинизму его, казалось, нет предела. Летописец рассказывает: «Царь дошел до такого безумiя  и маньячества, что предписал не называть всенародно святым никого из угодников Божiих; обретаемые мощи оплевывать, заступничества их не требовать, ибо они ничего не могут. Вдобавок к этому всескверный нечестивец приказал: да не призывает никто предстательства Марiи, ибо Она ничего не может, и запрещал называть Ее Богородицей» [11, 590-591].

После многих лет смещенiя  неугодных епископов и замены их послушными император собрал иконоборческiй  лжесобор. После многих фальсификацiй  исторических документов и доказательств, неверного толкованiя  вырванных из контекста цитат собор опубликовал следующiе  оросы: «Всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христiанских храмов. Она чужда им и заслуживает презренiя».

Все последующiе  оросы и анафематизмы показывают, что самого ученiя  о боговоплощенiи  иконоборцы не искажали, но из православного ученiя  о троичном и воплотившемся Боге делали неверные, нужные для себя выводы.

Вскоре после собора закипела “работа адова”: иконы выбрасывали из храмов, топтали, фрески замазывали, иллюстрированные житiя  святых сжигали или из них вырывали листы с иконами. Началось массовое гоненiе  на монахов: в них кидали камнями, заставляли их топтать иконы, жениться или выходить замуж, есть мясо и пр., а отказывающихся делать это засекали до смерти бичами на ипподроме или подвергали другим видам казней. У многих из них выкалывали глаза, отсекали руки, отрезали носы и уши, жгли бороды и лица. Монастыри отдавали под казармы. Иконопочитатели уходили «в катакомбы».

Расплата наступила еще при жизни. Царь был предан неугасимому огню, жгучей огневице, вопiял и призывал Божiю Матерь, заповедовал, что Ее должно почитать как истинную Богородицу и Приснодеву и среди страшных воплей изверг свою окаянную душу.

Во время царствованiя  благочестивой царицы Ирины по настоянiю новопоставленного патрiарха Тарасiя  в 787 г. в Никеи был созван VII Вселенскiй  Собор, который сформулировал православное ученiе  об иконе и дал богословское обоснованiе  иконопочитанiя .

Однако борьба на этом не закончилась. Рецидив иконоборчества, правда, не в такой, как прежде радикальной форме произошел на Софiйском иконоборческом соборе 815 г. Решительно отвергнув иконопочитанiе, собор косвенно признал иконы в качестве “книги для неграмотных” и “священного изображенiя”. Было постановлено иконы поднимать повыше, так чтобы они были недоступны для лобызанiя, лампад пред ними не возжигать и кажденiе  их не совершать. Иными словами, речь шла уже не о иконоборчестве, а о почитанiе-борчестве.

Церковь нашла силы для богословской победы над болезнью иконоборчества. Иконопочитанiе  было восстановлено в 843 г. и стало уже не стихiйным, а сознательным выраженiем православности [12, 19-21].

Событiя  середины XIV в. на Афоне и в Солуни вписаны золотыми буквами в исторiю Православной Церкви, разумеется, благодаря не малоизвестным еретикам калабрiйскому монаху Варлааму и его ученику Акиндину, а великому светильнику Православiя  святителю Григорiю Паламе, архiепископу Солунскому. Григорiй  получил воспитанiе  и образованiе  при дворе императора Андроника II Палеолога, проявив при этом прекрасные способности и большое прилежанiе. Едва достигнув 20 лет, он удалился на Святую Гору, поступив послушником в монастырь Ватопед, где под руководством прп. Никодима Ватопедского начал путь подвижничества и принял монашескiй  постриг. Через год ему явился св. апостол и евангелист Iоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. После кончины прп. Никодима инок Григорiй  проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, затем в Лавре прп. Афанасiя  Афонского, а три года спустя перешел в небольшую отшельническую обитель Глоссiю. Настоятель ее также Григорiй  стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланiю, получившему распространенiе  там главным образом благодаря трудам Симеона Нового Богослова. Так Григорiй  стал исихастом. Спустя несколько лет он был рукоположен в Солуни (Фессалоники) в сан священника и был назначен игуменом Есфигменского монастыря, а три года спустя занялся (под небесным руководством Iоанна Богослова) богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Около 1330 г. в Константинополь, а затем на Афон прiехал из Калабрiи  ученый монах Варлаам. Ознакомившись с укладом духовной жизни исихастов, он на основанiи  догмата о непостижимости существа Божiя  объявил умное деланiе  еретическим заблужденiем [14, 435-436].

Надо сказать, что Варлаам придерживался ученiя  Абеляра о том, что истина только тогда истина, когда она доказывается исключительно из начал разума, и примыкавшего к этому рацiонализму ученiя  Фомы Аквинского о том, что Бог есть всецело сущность и что сущность и действiя  (Божественные энергiи) в нем не различаются. То и другое опиралось на усиливавшiйся тогда на западе арiанскiй  рацiонализм (ересь, анафематствованную I Вселенским Собором) [9, 570]. Исходя из этого, он объявил афонитов, различающих в Боге не только сущность, но также и нетварную энергiю, двубожниками. (Об ипостасях Божiих речь не заходила, иначе их пришлось бы обозвать трибожниками или даже пятибожниками, с учетом трех Божiих ипостасей). Фаворскiй  Свет он считал тварным, не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных прiемах и о духовных озаренiях.

Святой Григорiй  вступил в спор с Варлаамом. Он писал: «Сам просiявшiй  Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав Его Царством Божiим (Мф.16,28)». Свои доводы он изложил в богословском труде «Трiады в защиту исихастов», помещенном в «Святогорском томосе».

На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софiи  произошел спор св. Григорiя  с Варлаамом, сосредоточившiйся главным образом на природе Фаворского Света. Собор принял положенiя  святителя Григорiя  Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей сущности, являет Себя в энергiях, как Фаворскiй  Свет, которые обращены к мiру и доступны воспрiятiю, но являются несотворенными. Ученiе  Варлаама было осуждено как ересь, а сам он вместе со всеми, разделяющими его заблужденiе  предан анафеме, в частности, в следующей формулировке: «Тем, кто думает, что только одному существу Божiю свойственно Имя Бога, а не энергiи: анафема».

Однако споры между паламитами и варлаамитами на этом не закончились. Ученику Варлаама болгарскому монаху Акиндину удалось склонить на свою сторону Патрiарха Iоанна IV Каленаса, к ним склонялся и новый Император Андроник III Палеолог. Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григорiя  и афонских монахов виновниками церковных смут (почти шесть веков спустя эти обвиненiя  повторятся!). Святитель написал подробное опроверженiе  домыслов Акиндина. Но несмотря на это Патрiарх отлучил святителя от Церкви и подверг темничному заключенiю, которое продолжалось три года. В 1347 г. новый Патрiарх Исидор освободил Григорiя  и возвел его в сан архiепископа Солунского. В 1351 г. Влахернскiй  Собор торжественно засвидетельствовал православность его ученiя. Накануне кончины ему явился в виденiи  святитель Iоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорiй  Палама мирно преставлся к Богу 14 ноября 1359 г. Девять лет спустя он был причислен к лику святых [14, 437].

 

ПРОРОЧЕСТВА ОБ АФОНСКИХ СОБЫТIЯХ, И ЗНАМЕНIЯ.

Нельзя не отметить, что были пророчества о событiях так называемой «афонской смуты».     

1). Так, например, примерно за десять лет до указанных событiй  о. Ириней Цуриков был у Iоанна Кронштадтского, который предсказал ему, что его ожидают узы и темница, но советовал ему твердо стоять и не бояться уз.

2). Из Кронштадта о. Ириней отправился в Дивеево к Паше юродивой, и та ему сказала, что он будет в кандалах и атаманом. На его слова: “Я матушка, грешный”, Паша ответила: “Господь уже простил твои грехи, но ты больше не греши”.

3). Затем он зашел еще к одному юродивому, имя которого до нас не дошло, и тот подтвердил сказанное. Пророческiе  слова эти исполнились в 1913 году, когда о. Ириней стал вождем 40 афонских иноков-имяславцев, заключенных в тюрьму ( в Одессе) [19, 240-243].

4). В 1908 г. за два месяца и 20 дней до своей праведной кончины, и за 4,5 года до Афонского погрома, Святой Праведный Отец Iоанн Кронштадтскiй в письме на Афон своему послушнику Iеросхимонаху Антонiю (Булатовичу) написал: «Афонским инокам – венцы мученическiе». Этот автограф пророчества О. Iоанна, о. Антонiй поместил на первом листе своей книги: «Моя мысль во Христе». Это пророчество Отца Iоанна буквально исполнилось в 1913 году - Афонскiе иноки пострадавшiе за Имя Господне при избиенiи их поинской силой по указанiию Синода и под командованiем архiеп. Никона, получили от Господа венцы мученическiе.

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar