Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 2:41 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 456 - 467
2016-05-01, 10:48 PM

Глава 3.

Ревность не по разуму.

 «Многие из вас имеют ревность, но не по разуму (Рим. 10,2)… мудрейший Соломон говорит: не буди правдив вельми, ни мудрися излишне (Еккл. ?,17), а старайтесь идти царским путем. Также и великiй Богослов пишет: «не становись строже закона, правильнее правила и выше заповеди». (С.62).

«Ибо иное дело – суд Божiй, а другое – суд человеческiй» (С. 37).

Глава 4.

Послушанiе великое дело..

«Ведь послушанiе, как написано, заключает в себе и то благо, что не размышляет об успехе и не замечает усовершенствованiя. В то же время вы пребываете в смиренiи, хотя с вашей стороны проявляется большое усилiе, и от членов ваших исходит освящающая благодать. И вы становитесь совершителями подвигов и знаменiй. Я не знаю, почему это миряне стекаются  к нынешним столпникам. Если бы они хорошо наблюдали, то оставили бы всех их (столпников) и ушли бы к вам просить ваших молитв» (С. 21-22).

Глава 5.

Братолюбiе.

 «К какому кто, чада делу приставлен, возмогайте в нем и с терпенiем работайте, ходите, ешьте, пейте, – делаете ли какое-либо другое дело, делайте все братолюбиво, сочувствуя и помогая друг другу, дабы, благодаря нашему единодушiю: ВО ВСЕМ СЛАВИЛОСЬ ИМЯ БОЖIЕ». (С. 40).

Глава 6.

Имя Господа Iисуса – несравнимо.

.«Перейдем, затем, к созерцанiю обрезанiя, также не чуждому богословiя для размышляющих. Ибо для всякаго ясно, что данное новорожденному Младенцу, согласно предсказанiю ангела, ИМЯ IИСУСЪ, имеющее значение СПАСИТЕЛЯ, есть показатель Его божественной природы. И пусть никто из богоборцев не пустословит, говоря, будто оно, как сходное с именем Iисуса Навина, дано не Богу Слову, но человеку,[1] имевшему сходство с тем (Навином). Ибо хотя многие называются господами, но они не по природе таковы, равно как и богами называются, но также не по природе: по природе только один Господь и один Бог истинный. Подобно сему, и многие носят имя Iисусъ, но один Спаситель всех – Iисусъ Христосъ» (С. 100).

Глава 7.

Нельзя войти в Рай без крещенiя.

«О, великое чудо! Разбойник покаялся; нужна была вода для крещенiя. Он висел на кресте, не было другого места для крещенiя, ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя таинства (ибо все ученики разбежались страха ради иудейска);  но у Iисуса Христа не было недостатка в струях и, вися на кресте, Он явился творцом вод. Так как разбойнику нельзя было войти в рай без крещен, то из прободеннаго ребра Своего Спаситель источил кровь и воду, дабы освободить самого разбойника от угрожавших ему зол и соделать кровь Свою выкупом для возлагающих надежду на Него (Спасителя). Аще бо кровь козлiя и тельчая, и пепел юнчiй кропящiй оскверненныя освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова (Евр. 9,13), Спасителя нашего, соделалась очищающею всех христиан» (С. 107).

Глава 8.

Явления ангелов.

«Рече же к нему ангел: не бойся, Захарiе, зане услышана бысть молитва твоя (Лук. 1,13). Тотчас ангел устранил страх возвещенiем, потому что АНГЕЛЬСКОЕ ВИДЕНIЕ СНАЧАЛА ПРОИЗВОДИТ СТРАХ, а затем удаляет причину боязни, тогда как совершенно напротив БЫВАЕТ ПРИ ЯВЛЕНIЯХ ДЕМОНОВ. Не бойся, говорит, Захарiе, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе (С. 126).

Глава 9.

Приспособленiе к обстоятельствам века (сего).

«Кто приспособляется к обстоятельствам  века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает  желаемаго, уступает немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающiй иначе отступает от цели, совершая преступленiе вместо приспособленiя к обстоятельствам. На это много примеров, писать о них многословно – трата времени» (2. С. 246).

Глава 10.

Отступленiе от правил. (См ниже).

Основываться на определении Святых Отцев.

«А что не определено и не утверждено свидетельствами отцов, то вымышлять и говорить и делать – есть тщеславiе» (С. 311 ).

Глава 11.

О крещенiи и хиротонiи еретических.

«О крещаемых кратко отвечу. Суждение о них троякое. Крещаются маркиониды, таскодругиты, манихеи и подобные им до мелхиседекiан, всего 25 ересей[2]. Помазуются св. миром тессаресарескедекатиты, новатiане, арiане, македонiяне, аполлинартсты, всего пять. Не крещаются и не помазуются, а только анафематствуют свою и всякую другую ересь мелетiане, несторiане, евтихiане, и подобные им до нынешней ереси,[3]  числа их я не указываю теперь, потому что ересь акифалов распадается на много частей, и письмо было бы слишком длинно. Относительно же сказаннаго тобою, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, прими во вниман, что апостольское правило называет еретиками тех, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святаго Духа[4]. Тому же научаемся мы и божественным голосом Василия великаго. Он говорит, что «ереси суть те, которыя совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколы – те, которые по другим каким-нибудь причинам церковным и по вопросам исправимым разногласят между собою; а недозволенныя сборища суть собранiя, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, или невежественным народом». Сам же он, приводя один пример перваго, говорит к святому Амфилохию: «какое основанiе принимать крещенiе их (пепузан), которые крестят в Отца и Сына и Монтана или Прискиллу? Те и не крещены, которые крестились в то, чего нам не предано». Поэтому правило и отцы, как говорит божественный Василий, назвали их и подобных им еретиками. Далее св. Василiй приводит пример второго: «кафары принадлежат к числу раскольников»[5]

Если ты скажешь: почему же называются еретиками и эти и все последующiе, то мы говорим и понимаем это так: первые суть в собственном смысле еретики, потому что они нечестиво учат о самой сущности нашей веры в Троицу: вторые (называются еретиками) по злоупотребленiю (этим словом), и потому, что их производят от первых. Они исповедуют и веру и крещенiе в Троицу, с сохраненiем особеннаго свойства каждой Ипостаси, а не только одного общаго трем, хотя об ином и еретически учат. Пример третьяго также приводит сам святой (отец): «например, если кто, по обличенiи во грехе, удален от священнослуженiя, и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужен». Как вторые соименны первым, так и третьи соименны вторым. Так, мелитiан, которых увлек за собою Мелетiй, древние называют раскольниками, хотя они не держатся лжеучен; ибо они, анафематствуя собственный раскол, как говорят, были принимаемы кафолическою церковiю. Вообще, ереси подобны некоторой цепи сплетенной бесом: оне держатся одна другой и все зависят от одной главы – нечестия и безбожiя, хотя различаются по названiям, по времени, месту, количеству, качеству, силе и деятельности. Так и одно и то же тело состоит не из одного только члена, но из многих, и различны их действiя друг на друга, силы, свойства, отношенiя и значенiя.» (С. 285-286).

Глава 12.

Разсеянiе верных ради Господа.

«Не печалиться следует, а больше радоваться этому, как и я окаянный радуюсь разсеянiю смиреннаго монастыря моего: ибо это разсеяние – ради Господа. И не только в том великая слава, что столь многие устояли, не преклонив колен, но хотя бы один; потому что лучше один творящiй волю Господню, нежели тысяща грешник (Сирах 16,3). (С. 294).

Глава 13.

«Страшный суд за молчанiе.

По этой причине я смиренный вынуждаюсь не молчать письменно и неписьменно, по мере имеющихся у меня сил, со страхом и трепетом, с готовностiю к смерти, хотя кто-нибудь из вас, может быть,  и думает, что я не необходимо, скажу даже – напрасно, действую таким образом» (Т. 2. С. 299).

Глава 14.

Одно слово производит ересь.

«Впрочем, не удивляйся, что одно слово производит ересь, когда слышишь слова Господа, который говорит: iота едина или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся  будут» (Мф. 5,18). (Преп Феодор Студит. Т. 2. С.302).

Глава 15.

Веденiе и изследованiе догматов необходимо.

Руководство «большинством».

 «Не думай говорить: «какая нужда много изследовать и из одного слова выводить ученыя суждения и делать такия и такия умозаключенiя?», чтобы тебе не впасть в ересь Гносимахов, о которых один писатель говорит: «Гносимахи возстают против всякаго познанiя христiанскаго, утверждая, что напрасно трудятся ищущiя каких-нибудь познанiй в божественных писанiях; потому что Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел; поэтому гораздо лучше всякому жить в простоте и не изследовать никакого догмата ученым образом». Так говорят Гносимахи[6].  Докажи же сам, если можешь,  из божественных изреченiй, что это не ересь, а не указывай мне на большинство и не хвастайся ночными чтителями Бога, которых ты называешь сведущими и простыми и дружелюбными. Если они почитают Бога, то где смелость речи? Если они сведущи, – я не говорю, что они не таковы; ибо сознаю, что многие выше меня, человека простого, но если они содержат истину, – пусть разумно докажут это из самой истины, равно как и примерами, но идущими к делу, а не негодными и противными истине и апостольским и отеческим правилам. Если они дружелюбны по Богу, то почему они имеют общенiе с еретиками? Такiе люди не суть истинные и верные друзья. Послушай же, брат, что говорит божественный Васил к тем, которые судят об истине по большинству. «Кто не осмеливается, – говорит он, – дать основательный ответ на предложенный вопрос и не может представить доказательства, и поэтому прибегает к большинству, тот сознается в своем пораженiи, как не имеющiй никакой опоры для своей речи». И далее: «Пусть, хотя один, покажет мне красоту истины, и убежденiе тотчас будет готово. А большинство, присвояющее себе власть без доказательства, устрашить может, но убедить никогда. Какия тысячи убедят меня считать день ночью, или медную монету признавать золотою и за таковую брать ее, или принимать явный яд вместо годной пищи? Так в земных вещах мы не станем бояться большинства лгущих; как же в небесных истинах я буду следовать бездоказательным внушенiям, отступив от того, что предано издревле и весьма издревле с великим согласiем и свидетельством святых Писанiй? Разве мы не слышали слов Господа: мнози звании, мало же избранных (Мф. 20,16); и еще:  узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7,14)?  Кто же из здравомыслящих не желает быть лучше в числе немногих, тесным путем достигающих спасенiя,  нежели в числе многих, широким путем несущихся к погибели? Кто не пожелал бы, если бы ему случилось жить во время подвигов блаженнаго Стефана, быть лучше на стороне его одного, побиваемаго камнями и бывшаго предметом всеобщих насмешек, нежели на стороне многих, которые по несправедливому самовластiю считали дело свое правым?  Один благоугождающiй Богу достойнее уваженiя, нежели тысячи самовольно превозносящихся. Так и в Ветхом Завете мы находим, когда тысячи народа  падали от ниспосланнаго Богом наказанiя: один  Финеес ста, и умилостиви, и преста сечь (Числ 25,7). А если бы он сказал: как я осмелюсь пойти против того, что согласно делается столь многими, как я подам голос против разсудивших жить таким образом? – то и он не сделал бы доблестнаго подвига, не остановил бы зла, и прочiе не были бы спасены, и Бог не оказал бы своего благоволенiя. Итак, прекрасно, прекрасно и одному быть по правде дерзновенным и разрушать неправое согласiе многих. Ты предпочитай, если угодно,  спасающемуся Ною утопающее большинство, а мне позволь с немногими войти в ковчег; также присоединяйся, если угодно,  к числу многих в Содоме, а я пойду вместе с Лотом, хотя он один спасительно отделяется от толпы. Впрочем, для меня почтенно и большинство, не избегающее изследованiя, но представляющее доказательства, не отмщающее тяжко, но поступающее отечески, не радующееся нововведенiю, но соблюдающее отеческое наследiе. О каком же ты говоришь мне большинстве? О том ли, которое подкуплено лестию и дарами, обманывается по невежеству и неопытности, предано страху и трепету, предпочитает временное греховное, наслажденiю вечной жизни? Это многiе выразили явно. Не ложь ли ты поддерживаешь большинством? Этим ты показал  чрезмерность зла. Ибо чем большее число людей находится во зле, тем большее несчастiе»[7] (С. 302-303).

Глава 16.

О поминовенiи еретика.

 «Ты говоришь мне, что боишься сказать своему пресвитеру, чтобы он не поминал  ересеначальника; что теперь сказать тебе на это? Я не оправдываю; если общенiе чрез одно поминовенiе производит нечистоту, то помиающiй не может быть православным». (С.323).

Глава 17.

Пастыри ложные.

«Многоплачевный  Iеремiя в одном месте своих пророчеств говорит: обуяша пастыри и Господа не взыскаша (Iерем. 10,21); а здесь нечто более тяжкое и крайне безнравственное; ибо тех, которые стараются искать Его и держатся закона Его, предали анафеме, как чуждых Ему». (С.324).

Глава 18.

Ученик смело должен говорить истину.

«В настоящее время, когда Христосъ преследуется чрез Его икону, не только тот, кто имеет преимущество, по званiю и сведенiям, должен подвизаться, беседуя и наставляя в православном ученiи, но и занимающiй место ученика обязан смело говорить истину и свободно отверзать уста. Это – слова не меня грешнаго, но божественнаго Златоуста, затем и других отцов» (С. 326).

«В настоящее время гоненiя за Христа в Его образе не только выдающiеся по своему положенiю или знанiям должны подвизаться, проповедуя и уча слово православiя, но и состоящiе В ЧИСЛЕ УЧЕНИКОВ ДОЛЖНЫ ДЕРЗНОВЕННО ИСПОВЕДЫВАТЬ ИСТИНУ и свободно заявлять о ней. Это не мои, грешника, слова,  а божественнаго Златоуста, а также и других отцов». (С. 808).

Глава 19.

О подписках.

 «А какой соблазн и искушенiе, или лучше, униженiе произвели они собственноручною подписью, об этом нужно ли говорить?  Ибо если молчанiе есть отчасти согласiе, то утвержденiе этого согласiя подписью пред целою церковiю как позорно?» (С.327).

«А если господа игумены, задержанные царем, не поступили по указанному (т.е.открыто не заявили об истине), хотя по своей степени и знанiям они превышают всех игуменов этой страны, а, наоборот, УМОЛЧАЛИ И, НЕ ОГРАНИЧИВШИСЬ ЭТИМ, ХОТЯ И ЭТО ПРЕСТУПНО, – ДАЛИ ЕЩЕ И ПОДПИСКУ не собираться вместе И НЕ УЧИТЬ, ТО ЭТО ЕСТЬ ПРЕДАНIЕ ИСТИНЫ, отреченiе от предстоятельства, разрешенiе послушников и братьев по чину. На запрещение iудеев УЧИТЬ О ИМЕНИ ХРИСТА апостолы так ответили: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4,19); и еще: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5,29). Вот как и в каком смысле им следовало говорить, чтобы через них прославился Богъ, чтобы назидать православных, чтобы утвердить монастыри, укрепить томящихся в ссылках. Но что-ж!  Богу мы предпочитаем монастыри и страданiям за добро – земное благополучiе. Где это: глаголах пред цари и не стыдяхся (Пс. 118,46)?  Где (слова): се устнам моим не возбраних: Господи, ты разумел еси (Пс. 39,10)? Где слава и сила нашего чина? Когда император Анастасiй начал здесь совершать нечестiя, как горячо блаженные Савва и Феодосiй сопротивлялись ему, защищая веру, с одной стороны, тем, что злочестивых в церкви предали анафеме, с другой – послали царю письмо с протестом (и с заявлением), что всякой перемене в установленiях они предпочитают смерть! Как передают, господа игумены говорят: кто мы такие? Во-первых, они – христiане, которые теперь, конечно, должны говорить; во-вторых, – монахи, которые должны быть совершенно неподкупными, как не связанные с мiром и свободные от него: наконец, они игумены, которые должны от других отгонять соблазн, ни едино ни в чем же дающе претыканiе, да служенiе безпорочно будет (2 Кр. 6,4), говорит апостол. А они СВОЕЮ СОБСТВЕННОРУЧНОЙ ПОДПИСЬЮ ПРИЧИНИЛИ ИМЕННО ТАКОЕ ПРЕТКНОВЕНIЕ и соблазн, а еще более – униженiе. Нужно ли и говорить об этом? Ведь если МОЛЧАНIЕ ЕСТЬ  ОТЧАСТИ СОГЛАСIЕ, ТО КАК ТЯЖЕЛО, КОГДА ПОДПИСКОЙ РАСПРОСТРАНЯЮТ ЕГО НА ВСЮ ЦЕРКОВЬ? Говорят, что кто тайно священнодействует, доставляет торжество тому, что он скрывает, и что все патрицiи, не говоря о прочих, православны. Но Христосъ что говорит? – Всяк убо, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех (Мф. 10,32), как и наоборот, в случае отреченiя. Все равно даже если бы они подпиской обязались только  не собираться вместе. Как они исполнят слова Христовы: грядущаго ко мне не изжену вон (Iоан. 6,37)? Итак, они письменно обязались повиноваться царю, вопреки Христу». (С. 809).

Глва 20.

Подписка лишает священства.

Пресвитеру Феофилакту. «Письмо, честнейший, открывает твои добродетели: своим надписанiем (оно обнаруживает) твое смиренiе, своим содержанiем – силу. Доказательством величайшаго твоего благочестiя, священный муж, служит то,  что ты соприсутствовал мученикам, разделяя их рвенiе и подвиги, что ты собственными руками похоронил святого Фаддея. МНЕ БОЛЬНО ЗА ТЕБЯ ПО ПОВОДУ НЕЧЕСТИВОЙ ПОДПИСКИ. Но не горюй. Она уже тает и, по мере твоего раскаянiя, испарится. Переноси горе и время СВЯЗАНIЯ СВЯЩЕНСТВА, доколе Христосъ не возсияет весну православiя, когда прославишься за дела, совершаемыя теперь тобою ради Христа, разумеется с полученiем (соответствующей) степени.» (С. 753).

Глава 21.

Общающiеся с еретиками – враги Богу.

 «Ибо Златоуст великим и громким голосом объявил врагами Божiими не только еретиков, но и вступающих в общенiе с ними» (С. 283).

Глава 22.

Причащенiе от еретика отчуждает от Бога и предает дiаволу.

 «…если он уклоняется от причащенiя по причине ереси, то это необходимо. Ибо причащенiе от еретика, или явно осужденнаго по жизни, отчуждает от Бога и предает дiаволу» (С.323).

Глав 23.

Причастiе еретическое – яд.

«Чаду Игнатiю. «Приобщенiе из рук еретиков – есть яд, а не простой хлеб, не телу только вредит, а чернит и омрачает душу. А чтобы бросать его, хотя бы и тайно, о том возможно говорить не мне, а действующим из страха, к которым приложимо следующее выражение: – и от князь мнози  вероваша в него, но фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнании будут

 

       [1] То есть, имя Iисусъ, якобы – человеческое простое имя. – Составитель сборника.

[2] Т.е. при обращенiи в православную веру.

[3] Очевидно прелюбодейной ереси.-Сост.

[4] Апостольское правило 49

[5] К Амфилохiю прав. 1 (Творенiя в р. пкр. Т. VII, стр. 6 и 7. М. 1892

[6] Гносимахи, противники ведения, еретики VII века; о них говорить св. Iоанн Дамаскин в книге о ересях.

     [7] Этот отрывок или заимствован из такого сочинения св. Василия, которое не дошлодо нас, или принадлежит блаж. Феодориту, или Еферию тианскому, как некоторые думают.

; возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Бож(Iоан. 12,42-43)». (С. 780).

Глава 24.

Общение с еретиками – яд змеиный для души.

«Такое заключение следует из их слов, что Христосъ не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркiонитам, ОБЩЕНIЯ С КОТОРЫМИ БУДЕМ ИЗБЕГАТЬ, БРАТIЯ, КАК ЯДА ЗМЕИНОГО, заражающаго НЕ ТЕЛО, как говорит в одном месте Григорiй Богослов, НО ГЛУБИНЫ ДУШИ». (С. 333).

Глава 25.

«Общенiе с еретиками есть не общiй хлеб, но яд,

повреждающiй не тело, но очерняющiй и омрачающiй душу; но и отвергать его тайно – об этом не мне говорить, а тем, которые делают это по страху. О них можно сказать следующее: от князь мнози вероваша в него, но фарисей ради не исповедаху, да не изсонмищ изгнании будут: возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Бож (Iоан. 12,42-43) (С. 366).

Глава 26.

Общенiе с ересью –  отделенiе от Христа.

«Сохраняйте же самих себя, прошу вас, от душепагубной ереси, общенiе с которою есть отделенiе от Христа; вместе с тем соблюдайте и жизнь свою светлою, как цепь золотую и не сплетающуюся с другими, чтобы украшаясь тем и другим, вы могли со светлыми лампадами войти в брачный чертог Господа, для наслажденiя вечными благами» (С. 416).

Глава 27.

Хиротонiя еретиков – недействительна.

«Разве вы не знаете, что говорит тот же отец (св.Василий великий) в другом письме? «Не признаю епископов и не причислю к iереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники»[1]. Таковы ныне те, которые не по неведенiю, но по властолюбiю вторгаются на епископскiе престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестiи» (С. 343).

И так, хиротонiя  епископов московской лжепатрiархiи  – недействительна. Кто не верит этому, тот не верит Священному Писанiю и Святым Отцам, и потому он является отречником от Бога.

Слепейшiй  Синод своим тяжким грехом хулы на Имя Господне навлек «всегубительство» на Святую Русь. «Если вы похулите Имя Мое, или не приложите сердце чтобы воздавать Славу Имени Моему, то Я прокляну вас и уже проклинаю, и прокляну ваши благословенiя, говорит Господь Саваоф» (Малах 2,1-2), которыми вы тайны совершаете и народ благословляете, – говорит св. Iоанн Златоуст.

И так вполне понятно, что если Господь проклял благословенiя  священников, то этот гнев Божiй  и проклятiе, через их благословенiя, распространится на весь народ, окормляемый этим священством.

О таковых проповедниках лжеученiя  в 4-м веке св. Iоанн Златоуст писал: «Вот что говорит Петр: «Сiе  прежде ведяще, яко прiйдут в последняя дни ругателе, по своих похотех ходяще» (2 Пет. 3,3); и еще: «И в вас будут лживiи  учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся… И мнози последуют их нечистотам (Том 2. С. 539), ихже суд искони не коснит, и погибель их не дремлет» (2 Пет.2,1-3; !4,15).

Глава 28.

Отступленiе от правил.

      Преподобный Феодор Студит: «Не позволительно, господин, не позволительно ни нашей церкви, ни другой, делать что-либо вопреки поставленным законам и правилам; потому что, если это будет дозволено, то тщетно Евангелiе, напрасны правила; и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено так поступать со своими, как ему угодно, был бы новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем. Но нет. Мы имеем заповедь от самого апостола, что, если кто станет учить или повелит нам делать паче, еже мы приняли, паче, еже в правилах бывших по временам соборов вселенских и поместных, того не должно принимать и не должно считать его в числе святых; не станем произносить того тягостнаго слова, которое он изрек (Гал. 1,8) (Преп. Феодор Студит. Т. 2. С. 247). «Тягостное слово» это – АНАФЕМА..

«Ибо не совсем точно соблюдает слово истины тот, кто считается содержащим правую веру, а не руководствуется божественными правилами» (Там же. С. 259).

Значит, епископы «РПЦ МП» отвергшiе Священное Писанiе и Каноническiе  Церковные Правила, отвергшiе Православные догматы, отменившiе Святоотеческiе Вселенских Соборов анафемы на еретиков, создали свое тщетное евангелiе, свои антиправославные правила, и заменили собой Евангелистов Христовых, стали новыми апостолами и законодателями в своей экуменической церкви антихриста.

Глава 28-а.

Покаянiе принявших хиротонiю еретическую.

«Пока тот удерживает епископство, хотя и не священнодействует, он не должен участвовать во святыне.  ИСТИННОЕ ПОКАЯНIЕ (требует) ОСТАВИТЬ ЕПИСКОПСТВО И УДАЛИТЬСЯ, как и сделали некоторые; от них безвредно и принимать что-нибудь, с ними позволительно и вкушать пищу» (С. 485).

Глава 29.

Отказ от хиротонiи еретической.

«Мы обрадовались, что он хотя поздно отказался от епископства, решившись быть как бы отверженным, и наложили на него надлежащую епитимiю, как мы делали с поступавшими подобно ему. Бог есть Бог кающихся. Это именно и требовалось в действительное доказательство раскаянiя и от нас и других, от которых зависело врачеванiе, – отказ падшаго от епископства и отлученiе от священнослужен с епитимiею до времени мира.. Если же этот муж признал нужным поступить так, то кто мы, чтобы отвергать приходящаго и чрез то делаться врагами Богу?». (С. 579).

Глава 30.

Принятiе пищи от еретиков есть общенiе с ними.

Св. царь Давид поет: елей грешнаго да не намастит главы моея  (Пс. 111,5); и святой Афанасiй повелевает нам не иметь никакого общенiя с еретиками и даже с теми, которые сообщаются с нечестивыми. Как же не общенiе – сидеть в таком месте и от таких принимать угощенiе?  Это не так; и даже, если бы кто не сидел там, но оттуда получал пищу, то самое подаянiе и принятiе ея  произвело бы общенiе. Ибо апостол говорит: весте и вы, филипписиагне, яко,  егда изыдох от Македонiи, ни едина ми церковь общевася в слово даянiя и приятiя, точiю вы едини: яко и в Солунь и единою и дващи в требованiе мое посласте ми (Филиппис. 4,15-16). Если же принятiе раз и два  свет мiра назвал общенiем, то кто из благоразумных не станет избегать постояннаго принятiя, как противнаго свету?» (Преп Феодор Студит. Т. 2. С. 484).

Глава 31.

Ревнуя поревнуй Господу в православии,

ибо нынешние гонители отрекаются от Него в (лице) Его иконы. Избегай всякаго общения с ними, как яда змеинаго. Христос да будет тебе помощник во всем». (С. 731).

Глава 32.

Церковь из трех православных.

«Поэтому напоминаю, как наименьшiй брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не произошел вопль содомскiй, не будем жалеть дольняго, чтобы нам не потерять горняго, не будем подавать соблазна церкви Божiей, которая может состоять и из троих православных, по определенiю святых, чтобы нам не быть осужденными судом Господним». (С. 284).

Глава 33.

Храмы имеборцев – простые домы.

«Храм, оскверненный еретиками, не есть святой храм Божiй, НО ОБЫКНОВЕННЫЙ ДОМ, как говорит Василiй велик, так как бывшiй при нем ангел, присущiй каждой церкви, отступил от него за нечестiе. Посему и совершаемое  в нем жертвоприношение не принимается Богом. Послушай, как  и сам Он говорит: беззаконник, жряй ми тельца, яко убиваяй пса (Ис. 66,3). (С. 440).

«Что за польза, если мы сами, сделавшиеся  и называющшеся храмом Божшим, стали непотребными, а бездушные домы постарались сохранить?» (С. 469).

Глав 34.

Удержанiе монастырей предательством.

«Что пользы на несколько дней удержать за собою монастырь, славу, мирския удовольствiя и вместе с еретиками подвергнуться вечному позору?» (С. 723).

«А так как теперь особенно требуется сохраненiе православ, то блюди себя, чадо, совершенно устраняясь от общенiя с еретиками. Будь готов ко всякой печали и притесненiю за Христа, за Котораго всюду идет война гоненiя. Мужественно выдерживай нападенiя врагов веры, не падай, не предавай истины, чтобы не предать Христа. Если нужно будет подвергнуться гоненiю, прими его с радостiю, ибо хорошо быть скитальцем вместе со Христом. Если обстоятельства потребуют и дальнейших подвигов, дай тело свое на бичеванiе и кровь во свидетельство Христа». (С. 741-742).

«Написать тебе, добродетельнейший человек, побудило меня доброе известие о тебе, честнейший, дошедшее до моего слуха. Какое же?  – А то, что, кроме других своих добродетелей, которыми ты обладаешь по милости Божiей, ты соблюдаешь незлобивость, сохраняя православную веру, как сокровище,  в тайне честной своей души и удаляясь от общенiя с еретиками. Я принес Богу великое благодаренiе по тому поводу, что мiряне, наравне с монахами, стараются благоугодить Господу, обегая бездну ереси. Действительно, брат, это бездна и сеть дiавола. ОБЩЕНIЕ С ЕРЕТИКАМИ попавшаго в эту сеть ОТЛУЧАЕТ ОТ ХРИСТА и отводит далеко от стада Господня. КАКОВО РАЗЛИЧIЕ СВЕТА И ТЬМЫ, ТАКОВО ЖЕ И ПРАВОСЛАВНАГО ПРИЧАЩЕНIЯ ОТ ЕРЕТИЧЕСКАГО ОБЩЕНIЯ. Первое просвещает, второе – омрачает; одно соединяет со Христом, ДРУГОЕ – с ДИАВОЛОМ; одно оживляет душу, другое – убивает. Хорошо делаешь, что стремишься к источнику жизни, а не черпаешь ИЗ СМЕРТОНОСНОЙ ЧАШИ НЕЧЕСТIЯ, КОНЕЦ КОТОРАГО – ВЕЧНАЯ ГИБЕЛЬ. Считаю тебя вполне блаженным. Но смотри, как ты начал, так и окончи свою жизнь силой Христа, ибо Он примет тебя в Свое царство и в славу ради благаго конца. Брат единоверный, молись и о нас  грешных». (С. 742-743).

Глава 35.

Молитвы и службы еретиков недействительные.

«Молитвы за богослуженiем принадлежат православному. К чему же это поведет, если они происходят (применяются) у еретиков?  Ведь они (еретики) мыслят не так  же, как их (молитв) составитель, и не веруют  по смыслу самых слов.[2] Ведь каждое тайнодействiе учит, что Христосъ соделался истинным человеком, а они, хотя на словах и признают, но на деле отрицают это, утверждая, что Он неизобразим, подобно тому, как если бы кто говорил: «Верую в Отца и Сына и Святаго Духа», – а мыслил бы, что Отецъ и Сынъ и Святый Духъ суть одна vпостась, трояко именуемая. Это – догмат безумнаго Савелия. Что же? Неужели мы скажем, что такой верует в Троицу? Ни в каком случае, хотя бы он это и утверждал. Точно также и в данном случае, он верует не так, как говорит, хотя тайнодействiе и православно. Но хотя бы и тот и другой исповедал, он скорее оскорбляет и издевается над литургiей, ибо и волхвы  и обаятели прибегают к божественным песням в отношенiи к бесноватым.» (С. 780).

Глва 36.

Крещенiе мiрянином.

«Если нет православнаго совершителя крещенiя, для некрещеннаго лучше креститься от монаха, а если нет и монаха, то от мiрянина при произнесении слов: крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа, чем умереть непросвещенным. И это крещенiе действительно, С.780).

Глав 37.

Ересью открывается истина.

«Мудрствующiе же стараются  превратить народ Божiй во ино благовествованiе, еже несть ино (Гал. 1,6,7), предлагая ложныя писанiя, говоря из своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обыкновенно всегда к пшенице примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Ибо как и открылась бы истина, не встречая противоречiя?  Но и аще мы, говорит апостол, или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам  благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. 1,8-9) (С. 334).

«И как открылись бы избранные сосуды, если бы не было соблазнов, по попущенiю от Бога, являющаго, каковы производящiе их, которые суть как бы плевелы, соблюдаемыя для сожженiя в вечном огне, и испытывающаго терпящих искушенiя, которые подобно солнцу возсiяют в царстве небесном?» (С. 426).

Глава 38.

«Пресвитеру обличенному  в общенiи с еретиками,

особенно если он и подписался, непозволительно священнодействовать до времени православнаго собора, на котором подобныя дела будут разсмотрены и обсуждены, а разве только в случае нужды крестить, выносить мертваго, преподавать одеянiе монаху, освящать Богоявленскую воду, читать Евангелiе на утрени и преподавать святыя тайны, уже совершенныя невиновным пресвитером; и это, как я сказал, в случае нужды; ибо ему непозволительно делать и вышесказаннаго, если найдется священник, не имевшiй общенiя с еретиками». (С. 607-608).

Глава 39.

Призыв к покаянiю за общенiе с еретиками.

Чаду Лукиану.  «Адам, где еси (Быт. 3,9). Это Божiй глас не только к нашему праотцу, но и к каждому из тех, кто отпал от божественных заповедей. Так, где же ты, чадо и брат?  От какой славы мы уклонились, покрывшись покровом позора? И я, усматривая в твоем пораженiи собственное паденiе, стенаю и плачу над тобою! Увы мне, чему ты подвергся! Что стало с тобою! Но возстань, ибо Богъ – Богъ кающихся. Обратись к этому первому и последнему лекарству покаянiя, – исповедай пред всеми свое беззаконiе, чтобы Господь простил тебе (грех) общенiя с нечестiем. Достаточно указать на это, ибо думаю, что ты в сокрушенiи и очень огорчен. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет (Пс. 33,19).» (С. 756).

Глава 40.

Надежда на собор («РПЦ МП») – ложная.

«О, искушенiе! И чего ты хотел? Чтобы состоялся собор, говорил ты, и устранена причина (т.е. ересь). А кто же (будет) заседать и отлучать? Не видишь ли, что ты говоришь несообразности?» (С. 763)

Глака 41.

Кто исповедник? Похвалы исповедничеству.

«Ибо всякiй, кто противодействует (ереси), есть исповедник». (С. 359).

«Что теперь о нас? – Радость и веселiе потому, что мы удостоились подвизаться в мученiях за Христа, за слово Бож отданы на заключенiя и бедствiя, подверглись ранам и поруганиям ради Христа, за нас бичеваннаго и опозореннаго, наконец и распятаго. Кто не восхвалит Бога? Кто не прославит? Радуется восток, веселится запад, торжествует вся церковь в четырех концах мiра. Что я говорю о земном мiре? Само небо исполнилось сiяния, потому что не только наш верховный святитель, iерархи и священники, игумены и ученики, но и монахини с игуменьями вступили в подвиг мученичества. Не стану говорить о тех, кто в пустынях, вертепах и пропастях земных в бегстве от гоненiя за Христа терпит горести, лишенiя, страданiя. С полным правом, возлюбленные и желанныя мои братiя, радость и венец мой, я радуюсь и сорадуюсь вам. И вы также радуйтесь и сорадуйтесь мне. Вот слова блаженнаго Павла, приложимыя к этому времени: сия же вся писана быша в наученiе наше (1 Кор. 10,11). Он умоляет нас быть его последователями». (С. 810)

Глава 42.

Кто антихристы.

«Иконоборцы справедливо могут быть названы антихристами, как говорит Богослов и евангелист: и ныне антихристи мнози (1 Iоан. 2,18) (С. 373). (А тем более, интихристами являются имяборцы, хулящiе Имя Бога. – Сост.)/

Глава 43.

Богъ не соединяет ворона с голубем,

но подобное с подобным» (С. 389).

Глава 44.

Паденiй разных виды при гоненiи.

«Некоторые пали по собственной воле, без принуждения; друг вследствiе бичеванiя; иные вследствiе угрозы и только ея одной; иные без угрозы и мученiй, по одному только страху; иные из опасенiя лишиться собственности; а некоторые по неведенiю. Этих обращающихся как принимать?» (С. 405).

Глава 45.

Паденiя не попущенiем Бога, а за наше безбожiе.

«Если же мы падаем, – это да не приходит нам даже и на мысль, – то не по Божiю попущенiю, а по нашему разслабленному безсилiю, безсердечiю и безбожiю. Богъ даровал подвижнику силы на державу лукаваго, желая ему выйти победителем, а он из малодушiя повергнув оружiе терпенiя, погиб.  Это подтверждает апостол, говоря:  верен Богъ, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушенiем и избытiе, еже возмощи вам понести (1 Кор. 10,13). «Здесь, братiя, нужно терпенiе, здесь даруются богосплетенные венцы за добрую веру. Не постыдимся свидетельствовать о Господе нашем. Не отстанем от Фаддея, новопризваннаго мученика, и других, вместе с ним исповедавших и вслед за ним отшедших, которых вы, конечно,  знаете по именам. И ныне Церковь Божия обливается кровью мучеников, орошается также и горестями подвизающихся и разнообразно притесняемых. Заключенный, уединенный, стесненный, отлученный от лицезренiя всех, лишенный необходимаго, алчущiй, жаждущiй, не видящiй луча солнечнаго – все они проливают свою кровь, по вся дни умирая, как возглашает Павел (1 Кор. 15,31), и весь день умервщляемые, как  воспевает Давид (Пс. 43,23). Но аще с ним (Христом) умрохом, то с ним и оживем, аще терпим, с ним и воцаримся (2 Тим. 2,11-12). В прежния времена благодать избрала всех, кои были избраны в число мучеников Христовых. Веками появляются мученики. Но Христос сказал: нужда бо есть прiити соблазнам (Мф. 18,7), дабы избранные возсияли, как солнце, а плевелы выступили, как мрак. О, братья, в этом роде, лукавом и развращенном, будем, как светила, сияющiя во тьме ереси, ибо Христосъ избрал нас в торжество Свое, во славу православiя, дабы, как для нас древнiя, так и мы для последующих поколенiй оказались утвержденiем и примером и в день пришествiя Христа ликовали.

Глава 46.

Наше мученичество более явно, чем мученичество древних.

Ведь дело идет не о природах или волях во Христе, или о спорных вопросах в этом роде, отрицанiе которых, будучи чисто отвлеченным, не дает осязательных последствiй. Ныне же предмет спора или нечестiя не только отвлечен, но и очевиден, ибо наши противники не только говорят и превратно учат, что Христосъ, Богородица и все святые неизобразимы, но и уничтожают их изображенiя, называя божественныя образы заблужденiем и погибелью для души. О, iудейское и языческое противоречивое нечестiе! Вообще, явленiе, о котором идет речь, есть не что иное, как один из измененных видов iудейства или язычества. Iудей или язычник говорит христiанину: отрекись от Христа и Марiи. То же самое говорит и иконоборец, ибо икона Христа и Богородицы носит то же имя: Христосъ и Богородица. Таким образом, говорящiй об отреченiи от иконы, открыто требует отреченiя от того, чья это икона. Это слова не мои, ничтожнаго. Послушай, что Богъ всяческих говорит Моисею: сотвориши два херувима (Исх. 25,18), то есть повелел ему сделать изображенiя херувимов. Если бы имелась в виду природа херувимов, то едва ли можно было приказать представить их. И опять говорит: сотвори себе змiю медяну (Числ 21,8). И здесь также повелевает сделать образ змiя. Но таково по природе соотношенiе первообразнаго и производнаго, что производное, т.е. образ, называется именем первообраза. При отрицанiи одного, отрицается и другое, ибо они существуют во взаимной связи. Существует ангел, поэтому существует и изображенiе ангела; существует змiй, поэтому есть и изображенiе змiя. – то же должно думать и относительно всего действительного. В одних случаях они называются образами того, что изображают, а в других, в силу соотношенiя, называются именем первообраза, а не изображенiем его.  Об этом говорит и священный апостол превыше же его херувимы славы, осеняющии олтарь (Евр. 9,5), именем первообраза означая образы. Выслушай и Василiя Великаго: «да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах Христосъ». Он не сказал, да напишется образ Подвигоположника в борьбах Христосъ, но – Христосъ. Послушай и Григория Нисскаго: «вот и Исаак»; – он назвал Исааком образ Исаака. Послушай и Златоуста: «вот ангел в образе». Он не сказал: видел образ ангела на иконе, но ангела. В образе является первообраз, как в образе Креста – животворящiй Крест, поскольку в почитанiи одно от другого не различаются. Поэтому изображенiе носит имя первообраза, ибо и образ Креста называется Крестом. Так же мы в праве говорить и в приложенiи к царю, ко всякому человеку и всякому виду существующаго. Божественный Василий говорит, что царем называется изображенiе царя и Петром – изображение Петра. Я скажу и нечто высшее: и человек есть богъ, как образ Божiй. В таком же смысле и Василiй назвал Христомъ образ Христовъ, ибо он, повторяю, сказал: да будет изображен на картине  не образ Христа, а Христосъ. Если противники не согласны с этим, тем они отвергают божественныя слова; во-вторых, на деле, хотя не на словах, отрицают, что Христосъ вочеловечился, ибо если Онъ стал человеком, то, конечно, и изображается; ведь первое свойство человека это – изобразимость; а если Он] неизобразим, то и не человек, а безплотен и следовательно еще Христос] не пришел, как пустословят iудеи. Таким же образом они исключают и изображенiе Богородицы и всех святых, как будто она – не Матерь Божiя и они – не слуги Христовы. Златословесный говорит: «твои дела для меня яснее твоих слов». Итак, вытекает, что иконоборцы поистине iудействуют, а страдающiй за иконы страдает за и ради Христа, Богородицы и всех святых. Подвизающiйся и возстающiй за них есть истинный мученик и исповедник Христовъ и против этого нельзя ничего возразить. Мученики суть Маккавеи, не согласившiеся нарушить закон вкушенiем свиного мяса; мученик Предтеча – за истину обличенiя. Мученик один отказавшiйся дать овол на построенiе капища, другой – исполнить другое приказанiе. Нужно ли распространяться? Не отсюда ли вытекает, что подвизающiйся за Христа не есть мученик, как говорят некотрые несчастные? – Наоборот, он – истинный мученик, ни в чем не уступающiй пострадавшим от язычников или iудеев. Свидетель  на небе верный (Апок. 1,5). Вообще, если отрицающiй образ Креста распространяет отрицанiе и на Крест, тем более отвергающий икону Христову распространяет отрицанiе на Христа. Таким же образом, кто страдает и за Крест и за его образ есть в полном смысле мученик; и страдающiй за икону – в большем смысле, ибо крест есть знак, а икона – вид Христа. Прошу вас, святые мои братiя, причастники божественнаго званiя, во-первых, поминайте меня, смиреннаго, молясь, чтобы я на деле доказал то, о чем говорю, и не был побежден от нападенiй невидимых и видимых. Затем, будьте осторожны по отношенiю к себе в предстоящем подвиге. Да не возгорится в вас пламя помышленiй из-за недостаточности разуменiя смысла событiй, с глубокою мудростью руководимых Промышленiем, почему они и недоступны человеческому разуму. Да не случится с вами то, о чем поете (в псалмах): мои же в мале не подвижастеся нозе, в мале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Пс. 72,2). Лучше внимайте словам Господа: потерпи мене в день воскресеншя моего (Соф. 3,8); претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22).» (С. 810-813).

 

[1] Письмо 257; в русск. перев. Твор. Т. VII, стр. 236-241. М. 1892.

[2] Например, в молитве «Отче наш» еретики имяборцы тоже читают: «да святится Имя Твое», а самой верой своей хулят Имя Божiе, Имяславiе называют ересью, а Имя Божiе – реально несуществующим вымыслом человеческим – т.е. фикцiей.

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 233 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar