Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 12:47 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 67 - 77
2016-05-02, 2:01 AM

Св. Iоанн Златоуст говорит: «Есть у нас духовные заклинанiя: – Имя Господа нашего Iисуса Христа и сила Креста… Если же многiе , хотя и произносили это заклинанiе , но не исцелились, то это произошло от маловерiя  их, а  н е  о т  б е з с и л и я  п р о и з н е с е н н а г о  И м е н и; точно так многiе  прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена… остановила долговременныя токи крови. Имя Iисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться». – Поясняя дальше, почему мы,  несмотря на всемогущую спасительную силу Имени Iисусова хотя и безпрестанно призываем Его, но все же остаемся не украшенными сердцем и не достигшими духовнаго совершенства, св. Златоуст говорит,  что Имя Iисусово всемогуще и в силах нас очистить, но мы сами виноваты в том, что призыванiе  Его остается без пользы для нас, ибо мы не уготовляем сердца нашего к тому, чтобы оно могло достойно воспрiя ть Имя Господне и с ним Самого Господа: «Сделай сердце твое только достойным такого прикосновенiя , и Господь первый притечет к тебе… А как скоро Христосъ извлечет звуки из души нашей (т. е. когда очищенное сердце издаст чудную мелодiю Iисусовой молитвы), то несомненно снизойдет на нас Духъ, и мы будем  лучше неба, имея не солнце и луну отпечатленными на теле нашем, Самого Владыку солнца, луны и ангелов в нас поселившагося и шествующаго. Я говорю это не для того, чтобы нам Именем Iисусовым) воскрешать мертвых, очищать прокаженных, но для того, чтобы мы явили чудо, которое больше всего этого, именно – любовь. Где только есть это благо, там немедленно является Сынъ со Отцемъ, и снисходит благодать Духа. – «идеже бо», - глворит Христосъ, - «есть два или трiе, собраны во Имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф.18,20) – (Iоанн Златоуст. Т. 9, 579). – Из этих последних слов св. Златоуста следует, что каждому возможно воскресить свое, умервщленное грехами, сердце именно молитвою Iисусовой. Но кто же суть – «два или трiе »? – Это суть ум и сердце, по ученiю свв. Отец, а третiе  – суть уста; когда сочетается единодушно в молитве ум с сердцем, и произойтет так называемое снисхожденiе  ума в сердце, тогда действенно будет совершаться молитва.

Св. Симеон Новый Богослов, изложив святоотеческое ученiе  о молитве Iисусовой присовокупляет: «и тогда бывет брань – с великим шумом возстают злые демоны (на того, кто начал заниматься молитвою Iисусовою), и посредством страстей производит мятеж и бурю в сердце, но  И м е н е м ъ  I и с у с а  Х р и с т а все это потребляется и разливается, как воск на огне». (Ч. 2, 190).

О том, сколь великое значенiе  в молитве Iисусовой имеет именно   п р и з ы в а н и е  И м е н и  Г о с п о д н я, которое так уничижают имяборцы, Игнатiй  и Каллист Ксанфопулы свидетельствуют следующее: «Начало всякаго боголюбезнаго действованiя   е с т ь  съ  в е р о ю  призыванiе    с п а с и т е л ь н а г о  И м е н и  Г о с п о д а  н а ш е г о  I и с у с а  Х р и с т а, так как Онъ самъ заявил, - «без Мене не можете творити ничесоже» (Iн. 15,5). – и с этим призыванiе м миръ и любовь: миръ, - ибо «молиться подобает без гнева и размышленiя » (1 Тим. 2,8); любовь, ибо «Богъ – любы есть, и пребывающiй  в любви в Бозе пребывает, и Богъ в нем» (1 Iн. 4,16)… С верою призыванiем Имени Господа нашего Iисуса Христа твердо надеемся мы получить милость и жизнь истинную, в Немъ сокровенную, кои, при  ч а с т о м  в о з г л а ш е н и и   в н у т р ь  с е р д ц а  И м е н и  Г о с п о д а  н а ш е г о  I и с у с а   Х р и с т а,  источаются из него (т. е. из самого Имени, в этом пониманiи  слова «него»  в подлиннике заглавная буква – «и» поставлена малая, а не большая), - как из некоего  Б о ж е с т в е н н а г о  и с т о ч н и к а     п р и с н о т е к у щ а г о... Почему и Самъ всеблагiй  и сладчайшiй  Господь наш Iисусъ Христосъ, и когда приблизился к вольному за нас страданiю Своему, и когда явился Апостолам по воскресенiи, и еще когда имел взыти ко Отцу по Своему естеству и нашему по благодати; яко истинный и чадолюбивый Отецъ, оставил им (т. е. миръ Свой и заповедь о любви и о Имени Своемъ) – всем Своимъ, как последнiя  заповеди и сладостныя утешенiя , как дорогiе  и верные, так сказать, залоги, лучше же – как Богомъ подаваемое наследiе. Когда настало спасительное Его страданiе  Онъ явил сiе  в следующих, сказанных ученикам, словах: «Аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое: просите и прiимете, да радость ваша исполнена будет» (Iн. 16,23-24). – Опять по воскресенiи  говорил Онъ им: «Знаменiя  верующим сiя  последуют: Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы» и пр. (Мр. 16,17). – Согласно с этим возвещает и наперсник Iоанн Евангелист: «Многа же и ина знаменiя  сотвори Iисусъ перед ученики Своими, яже не суть писана, да веруете, яко Iисусъ есть Христосъ Сынъ Божiй , и да верующе живот имате во Имя Его» (Iн. 20,30-31). – И св. Павел Апостол: «О Имени Iисусове всяко колено поклонится» и пр. (Фил. 2,10). – И в Апостольских Деянiя хъ написано: «Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во Имя Iисуса Назорея, Его же вы распясте, егоже Богъ воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав», и немного спустя: «и несть ни о едином же ином спасенiя : несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам» (Деян. 4,8-12). И опять Спаситель: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28,18). От сих трех добродетелей (т. е. молитвеннаго призыванiя  Имени Iисусова, мира со всеми и со своею совестiю и любви ко всем, наипаче же ко Христу рождаются другiе  три дивные плода, именно: очищенiе  души, просвещенiе  и радость духовная… Посему очень премудро славные руководители наши и наставники… научают преимущественно пред всяким другим деланiем Господу молиться…,  н е п р е с т а н н ы м  и м е я  д е л о м  и  з а н я т и е м ъ  призыванiе    в с е с в я т а г о  и  с л а д ч а й ш а г о  И м е н и  Е г о,  всегда нося Его в уме, в сердце и в устах и всячески понуждая себя в Немъ и с Нимъ и дышать, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить, и все вообще что ни делаем, так делать. Сiе  убо страшное для всякой твари и досточтимое Имя паче всякаго имени… (Видите ясное свидетельство, что во Имени Iисусовомъ пребывает Самъ Творецъ, страшный для всякой твари!) И великiй  Златоуст говорит: «Умоляю вас, братiе, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей». Немного спустя: «Монах должен, - ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает – непрестанно взывать: Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя, да  И м я  Г о с п о д а  I и с у с а, с х о д я  в  г л у б ь  с е р д ц а,  с м и р и т  д е р ж а щ а г о  т а м о ш н и я  п а ж и т и  з м и я, д у ш у  ж е  с п а с е т  и  о ж и в о т в о р ит. Непрестанно убо пребудь с Именемъ Господа Iисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два сiи  во едино. (Видите, какое  ясное свидетельство в пользу неотделимости Имени Господа от Самого Господа. Выше сказано, что следует непрестанно призывать Имя Господне, дабы оно сходя во глубину сердечную смиряло змiя  и спасало душу, а здесь это призыванiе  называется пребыванiе м с Именем Господним, и это призыванiе  и есть  п о г л о щ е н и е  с е р д ц е м  С а м о г о  Г о с п о д а,  и  в с е л е н и е  С а м о г о  Г о с п о д а  в  с е р д ц е!). И опять: «не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Нимъ и сердце свое всегда храните с памятованiе м Господа нашего Iисуса Христа, пока  И м я  Г о с п о д а  вкоренится внутрь сердца, и оно ни о чем другом помышлять не станет, да возвеличится Христосъ в нас. (Видите ли свидетельство, что вкорененiе   памяти о Боге состоит именно в вкорененiи  памятiю в сердце своем Имени Господа Iисуса). Говорит также и Лествичник: «память Iисусова да срастворится с дыханiе м твоим, и тогда познаешь ты пользу безмолвiя» (Сл. 27,61).  Затем Каллист учит, как именно навыкать умносердечному призыванiю: «Путем дыханiя  тихо сведи ум внутрь сердца, и держи молитву сiю: Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя! – вместе с дыханiем соединено некако совводя туда и глаголы молитвенные, как говорит св. Исихiй: «с дыханiе м твоим соедини трезвенiе , и Имя Iисусово, и помышленiе  о смерти незабвенное, и смиренiе , ибо то и другое великую доставляет пользу». Согласно с ним говорит и св. Дiадох: «которые сiе  святое и преславное Имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего. И еще: сiе  дивное Имя, будучи с напряженною заботливостiю содержимо мыслiю, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе, «ибо Богъ наш огнь поядаяй есть» (Евр. 12,29) всякое зло, как говорит Апостол. Отсюда, наконец, Господь приводит душу в великое возлюбленiе  славы Своея, ибо преславное то и многовожделенное Имя, укосневая чрез памятованiе  о Немъ ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его безпрестанно, потому что нечему уже тогда полагать тому препону» (гл. 52). Лествичник говорит: «бей супостатов Iисусовымъ Именемъ, ибо против них нет более сильнаго оружiя  ни на небе, ни на земле» (Сл. 21,7). Но не только у сказанных Святых Отцев и подобных им ты найдешь словеса  с в я щ е н н о й   м о л и т в ы, но еще прежде их, у самых первых и верховных апостолов Петра, Павла и Iоанна… Один возглашает Имя «Господа Iисуса» (1 Кор. 12,3); другой:  «Iисуса Христа» - «Благодать и истина Iисусомъ Христомъ бысть» (Iн. 1,17); третiй  – «Христа Сына Божiя » - «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго» (Мф. 16,16). Блаженный Павел сказал: «никто не может исповедать Господа Iисуса», последнее реченiе  – «Iисуса» - берет св. Iоанн и ставит первым в своем изреченiи : «иже исповесть Iисуса Христа; последнее его реченiе  «Христа» - в исповеданiи  св. Петра помянуто первым: «Ты Христосъ Сынъ Бога». Так составилась, как триплетенная, нерасторжимая ветвь, Боготворная  м о л и т в а  н а ш а, - (видишь, как св. Отец именует призыванiе  Имени Iисусова  Б о г о т в о р н ы м ъ, ибо Имя Его и есть Самъ Онъ, Богъ Iисусъ Христосъ, имеющiй  власть делать и людей по благодати богами!) – премудро и разумно сплетенная и сотканная.  Т а к  д о  н а с  д о ш л а,  т а к  б л ю д е т с я  н а м и, и  в том же виде перейдет к тем, кои будут после нас. (Слышите, какое свидетельство, что молитва Iисусова происходит  о т  а п о с т о л ь с к и х  в р е м е н, и есть святое апостольское преданiе). Что касается реченiя: «помилуй мя», - прилагаемаго к спасительным словам молитвы, т. е. «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй »,  то его приложили Святые Отцы, наипаче для младенствующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных, ибо преуспевшiе  и совершенные о Христе каждым их сих воззванiй  довольны быавают: одним – «Господи Iисусе! – Iисусе Христе! – Христе, Сыне Божiй!», или даже только возглашенiе м – «Iисусе!» - объемля то и лобызая, как   п о л н о е  д е л а н и е  м о л и т в ы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякiй  ум, всякое виденiе  и всякое слышанiе  превосходящей сладости и радованiя. В убежденiе  и удостоверенiе  в сем полнейшее, сладчайшiй  и человеколюбивый Господь наш Iисусъ Христосъ, Сынъ Божiй , Коего словеса суть дела и глаголы, - Духъ и Животъ, ясно возвестил: «без Мене не можете творити ничесоже» (Iн. 17,5); еще: «аще что  просите от Отца во Имя Мое, то сотворю» (Iн. 14,13-14). – До зде Каллиста и Игнатiя  Ксанфопулов. Добротол. Т. 5, 337, 341, 365, 367, 399-404.

Не менее ясно свидетельствует и преп. Исихiй  и св. Григорiй  Синаит о том, что Имя Господа Iисуса Христа есть сама Божественная сила, т. е. Самъ Онъ, но отнюдь не сила посредствующая, и что в умной молитве призыванiе  частое Имени Iисусова есть главное основанiе  ея и та сила, которая делает молитву животворящей и боготворящей. «Когда приходят помыслы, призывай Господа Iисуса часто и терпеливо, и они отбегнут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаваемой, они, как огнем палимые, отбегают… Непрестанно взывай умно и душевно: Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя грешнаго…, держи неисходно ум в сердце, взывай к Господу Iисусу и скоро прогонишь помыслы, и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественнвм Именем симъ».  (Доброт. Т. 5. 236. 246. 247).

Одинаково с этим советует и преп. Никифор Афонскiй: «Изгнав из словесности всякiй  помысел, дай сiю молитву: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй , помилуй мя!» - и понудь его вместо всякаго другого, и помышленiе  это будет всегда вопiя ть там внутри. Если будешь такое деланiе  держать неопустительно со всем вниманiе м, то откроется тебе чрез сiе  по времени и сердечный вход… Придет же тебе, при многовожделенном и сладостном вниманiи, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и пр., ради коих потом всякое твое прошенiе  исполнено будет о Христе Iисусе, Господе нашем»… (Добротол. Т. 5, стр. 272).

Таково святоотеческое ученiе  о молитве Iисусовой, деемой о  И м е н и  I и с у с а   Х р и с т а, и сiе  святоотеческое ученiе  св. Отцы не от себя измыслили, но воспрiя ли, как мы видим, по свидетельству Игнатiя  и Каллиста, от апостолов; оно дошло в неизменном виде и до нашего времени.

Так, великiй  делатель умносердечной Iисусовой молитвы Паисiй  Величковскiй , приводя в своей книге слова старца своего бл. Василiя, в предисловiи  на главизны  бл. Филофея Синайскаго излагает следующее ученiе  о молитве и о Имени Iисусовомъ: «Всякiй , отрекающiй ся от мiра и прiемлющiй  монашество, принимает (подобно воину, вступающему в войско) и меч духовный, дабы с ним, как то подобает воину Христову, вступить в брань с духами злобы (мы приводим цитируемое месте, переводя его со славянскаго языка, ради большей удобопонимаемости, на русскiй). Почему в час постриженiя  ему и говорится: «прими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божiй , егоже и носяй во устах твоих, уме же и сердце, глаголи непрестанно: Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя».

Сей «меч духовный» и «глагол Божiй » есть, по толкованiю бл. Василiя , именно Имя Iисусово: «Что бо глаголет Писанiе ? – близ ти есть  г л а г о л ъ  во устех твоих, и в сердце твоем, яко  а щ е  и с п о в е с и  у с т ы  т в о и м и  Г о с п о д а  I и с у с а, спасешися: всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется. Все же се:  г л а г о л ъ  (в первом тексте), и с п о в е д а н и е  (во втором тексте) и  п р и з ы в а н и е  (в третьем тексте): разумей быти внутрь тебе  Х р и с т а   (то есть и призываемое, и глаголемое и исповедуемое Имя Iисусово и есть  С а м ъ  Х р и с т о с ъ), чрез святое крещенiе  вселившiй ся. Его же  п р и з ы в а т и (т. е. Имя Его) и  г л а г о л а т и, и    и с п о в е д а т и  д о л ж е н  е с и  н е п р е с т а н н о, иногда только внутрь сердца своего, а иногда и устами произнося: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя». Бероегись же, человече, противленiя  этой заповеди (т. е. берегись нераденiя  в том, чтобы безпрестанно призывать Имя Господа Iисуса), дабы за это не послал на тебя Богъ духъ ожесточенiя, слепоты и глухоты духовной, подобно древнему Израилю, поклонившемуся некогда Ваалу и впавшему в идолопоклонство вследствiе  нераденiя  своего о храненiи  ума своего, как в том отбличает его Илiя  Пророк, и не стал бы ты (подобно Павлу) противу остра рожна (Имени Iсусова) прати. Не надейся же и не верь, что возможеши преуспеть в чем-либо духовном,  если не станешь повиноваться данной тебе заповеди  п р и з ы в а т и   I и с у с а  Х р и с т а   н а  в с я к  п о м ы с л  з л ы й  и  н а  в с я к у  р а т ь  в р а ж и ю, как говорит св. Исихiй,[3] ибо не найдешь ни на небе, ни на земле более крепкаго оружiя  на врагов, чем  И м я  Х р с т о в о …- «Веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы». – Всяк бо крещающiй ся прiе млет свыше сiю  в о д у  ж и в у  во глубине сердца своего таинственно, о ней же пишется в житiи  святейшаго Игнатiя   Богоносца, яко разрезаша невернiи  сердце его  глаголюще: «како он ношаше Бога своего в сердце своем:» -  и обретоша внутрь из злата словеса сiя:  I и с у с ъ  Х р и с т о с ъ. (Итак, этими словами бл. Василiй  доказывает, что ношенiе  Христа в себе есть ношенiе   И м е н и  Е г о  в  с е р д ц е      с в о е м). Сiе  же знаменiе   бе на посрамленiе  неверных, во уверенiе  же всем верным,   я к о  в с я к  н а  с в я т о м  к р е щ е н и и   п р и е м л е т  в н у т р ь  с е б е  Х р и с т а .

Сего ради святiи  отцы повелевают нам,  в о - п е р в ы х,  о ч и щ а т ь с я  о т  с т р а с т е й     у м н о – с е р д е ч н ы м   п р ы з ы в а н и е м  И м е н и  I и с у с ъ - Х р и с т о в а  п р о т и в у       в с я к а г о   п о м ы с л а   з л а г о,  б р а н и  с т р а с т н о й  и  п р и л о г а  в р а ж и я г о. И такая молитва не должна быть безчувственной и лишь по привычке глаголемой, но должна быть исполненной сердечнаго чувства; без сердечнаго же чувства творимую молитву Iисусову и мертвой молитвой назвать не грешно. Так положив начало пребывать в разумном вниманiи (т. е. следить бдительно за всеми появляющимися  в уме помыслами и не допускать их до ума своего) и моленiи  (т. е. всегдашнем призыванiи  против всякаго помысла Имени Iисусова), да пребудем твердо до самой смерти, неослабно борясь с ратующими против нас врагами и страстями нашими; и, как научают нас Святые Отцы, хотя,  несмотря на бдительность и молитву нашу, враг все-таки будет успевать наносить нам тысячи язв каждый день, мы, однако, да не отступим от сего  ж и в о н о с н а г о  д е л а н и я,  т о  е с т ь  призыванiя   I и с у с а  Х р и с т а  (т. е. И м е н и         Е г о),  с у щ а г о  в  с е р д ц а х  н а ш и х. 

Таковых (прилежно и безпрестанно занимающихся призыванiе м Iисуса Христа) Богъ, если усмотрит в этом пользу для души нашей, возводит на высоту созерцательной умной молитвы. Но некоторые (не ведая, что созерцательная молитва есть дар Божiй) пытаются своими собственными усилiя ми взойти на степень созерцательной молитвы, мня, что она в руках хотящих достичь ея обретается, за чiо их по справедливости можно назвать легкомысленными. Другiе  же, уведав, что не все, но немногiе  сподобляются дара созерцательной молитвы, ослабевают в подвиге деятельной молитвы Iисусовой и начинают нерадеть о безпрестанном призыванiи  Имени Iисусова; но так как без сего призыванiя  невозможно человеку избежать действiя  страстей и сосложенiя  ума своего с лукавыми помыслами, то таковые и подпадают под власть страстей, за что и имеют быть истязаны в час смерти и воздадут ответ на Страшном Суде за то, что нерадели о призыванiи  Имени Господня… Таковым следует разуметь, что за то, что по немощи нашей мы не сподобились достичь степени созерцательной молитвы, мы не осуждены не будем; но за то, что мы не блюли ума и сердца своего от дiавола и злых помыслов, имея возможность противиться им и побеждать – не собою, но страшным именем Христовымъ – и м е е м  в о з д а т ь  с л о в о  Богу за то, что,  н о с я  Х р и с т а  в н у т р и  с е б я  п о  д а р у  с в я т а г о  к р е щ е н и я, не умели, или, вернее, не желали научиться, к а к  п р и з ы в а т ь  Того (т. е. Имя Iисусово) на помощь в час брани. И именно за это и укоряет нас Апостол, говоря: «не весте ли, яко  I и с у с ъ  Х р и с т о с ъ  в вас есть? Разве не искусни есте»: то есть не умеете – д е й с т в о в а т и  у м о м  в сердце Имя Христово». (Видите, какое ясное утвержденiе , что Имя Iисусъ-Христово, исповедуемое в сердце, и есть С а м ъ  I и с у с ъ  Х р и с т о с ъ). (Житiе  и Писанiя  Паисiя  Величковскаго, изд. 1892 г., стр. 89-95).

«Носящiй  же мечъ сей или Глагол (т. е. Имя Iисусово) в уме своем, внимая внутренне помыслам своим, знает, когда нападает на него мысленно враг, и тогда обращает сей мечъ против злых его прилогов и страстей и помыслов, и молится против сих действiй  вражеских молитвою Iисусовой, также молится и в случае впаденiя  в грех, прося прощенiя  о Имени Iисусовомъ (стр. 90). – «Но, о времене нашего! Многiе  и чуть ли не все носят сей Мечъ – за един токмо обычай, а не на каковую бранную потребу» Не старясь научиться как обращать сей мечъ против лица вражiя го и пожигать врагов сим  пламенным оружiем, как огнем, но пользуются сим мечем неразумно и плотски, а не действительно, то есть тянут лишь четки, за «с л а в у  одну лестовку, а за кафизму – три, и тем и довольствуются, ограничиваясь лишь внешнею молитвою. Множайшiе  же, и совершенно отложив в сторону с е й  г л а г о л  Б о ж i й,  п а ч е  ж е  р е щ и  п л а м е н н о  о р у ж и е, охраняющее врата сердечныя, довоствуются (в своей духовной жизни) лишь одним псалмопенiе м, канонами и тропарями (там же, стр. 89).

В предисловiи  на книгу бл. Исихiя  бл. Василiй  приводимый Паисiем Величковским, говорит: «О единой же сей краткой и пятьми словесы исчисляемой молитве, по апостольскому гласу? 1) Г о с п о д и  2) I и с у с е  3) Х р и с т е, 4) помилуй 5) мя, написа первый св. Исихiй  двести глав, ничтоже иное приложив в тех, точiю едино ума блюденiе  и сiю с в я щ е н н у ю   м о л и т в у  I и с у с о в у… Толикое бо бе святым о сем священном деланiи  и раденiе , яко и молитися повелевают за неведующих с е г о  у м н а г о  с в е т а сердечнаго, просвещающагося Именем  Х р и с т а  Б о г а  Н а ш е г о (там, же с.111-112).

В той же главе он говорит, что в умном деланiи  – прекрасное оружiе  против страстей, есть память смертная, воспоминанiе  ужаса осужденiи  на Страшном Суде и вечности ужаснаго мученiя  и, с другой стороны, воспоминанiе  блаженств Царствiя  Небеснаго, но все эти роды умнаго деланiя  не могут сравниться с призыванiем умносердечным Имени Iисусова: «Хотя и эти воспоминанiя  в тех, кои ими победили нечувствiе  свое, имея силу утолять похоти плоти и отражать злые помыслы от души, но Имя страшное Iисусъ-Христово большую и несравненную имать силу, всех сих птребляти от сердца и ума… Поэтому эти воспоминанiя  следует сопрягать с деланiе м умной молитвы, и они придают молитве сугубую крепость и успешность: наипаче же от молитвы сами яко свет сiя юще, прогонимей сущей тме от ума и мгле страстей Именем Iисусъ-Христовымъ» (там же, с. 105).

В предисловiи  к Нилу Сорскому сей же бл. Василiй  говорит, что, хотя Святые Отцы и уставляют добрым и благоговейным мужам очищать свои сердца единым исполненiем заповедей Христовыхъ, имея как крепчайшiя  оружiя  против страстей страх Божiй  и память Божiю, но сiе  действенно лишь для добрых неокамененных сердец: «нечувственным же и окамененным, аще и самая та геенна, или Самъ Богъ чувственно открыется, никаково же наведет им страха. Также и для новоначальных сiе  одно умное деланiе, то есть памятованiе  Бога, со страхомъ Бохiимъ трудно исполнимо, ибо ум новоначальных, упражняемый в сей памяти, скоро притупляется, и также избегает их ум  мыслить о Боге и о страхе наказанiя  за несоблюденiе  заповедей, как избегает пчела куренiя  дыма. Поэтому, хотя памятованiе  заповедей Божiих и страха наказанiя  и весьма полезно есть в час брани, но Святые Отцы изобрели сверх сих и еще одно прекраснейшее средство, могущее весьма помогать немощным (т. е. безпрестанное призыванiе  против помыслов и страстей Имени Iисусова). Поэтому, если первое умное деланiе  можно уподобить ручной мельнице, то, если с сим первым деланiем человек соединит и безпрестанное призыванiе  Имени Iисусова, то оно уподобится мельнице водяной: подобно тому, как вода  с а м а  с о б о ю  д в и ж е т  и  к о л е с о  и  ж е р н о в н ы й   к а м е н ь, так «и пресладкое Имя Iисусово с памятiю Бога ту суща (т. е. сущаго во Имени Iисусовомъ)    в с е и с п о л н е н н е  ж и в у щ а г о   в о  I и с у с е  (т. е. в имени «Iисусъ») подвижет ум в молитву, о чем великiй  в Богословiи  Исихiй  назнаменуя глаголет: Душа блогодеемая и услаждаемая от I и с у с а, с радостiю некоею и любовiю и со исповеданiе м Благодетелю хвалу возсылает, благодаряще и призывающе Того с веселiем» (там же, стр. 116). В приведенном в сей же книге письме архимандрита Александра этот последнiй  некоему имущему намеренiе  принять монашество пишет: «Постарайся обрести Iисуса Христа… в сердце твоем… Мы все ищем Iисуса Христа по разным местам, не ведая того, что Онъ всегда внутри нас находится… «Всемогущiй  Богъ да  о з а р и т  с е р д ц е  твое и укажет тебе место, где обитает Iисусъ Христосъ… (там же, стр. 272). Это сердечное место, в коем следует стоять вниманiем и молитвою и в коем подобает искать, так сказать, Христа в носящем Его Имени Iисусовомъ есть  в е р х у ш к а  сердца, которая лежит под левым сосцем (стр. 85).

Начало Iисусовой молитвы св. Симеон Солунскiй, как мы видели, возводит к самым Апостолам, но начало созерцательной умной молитвы, по свидетельству Нила Сорскаго и Нила Синайскаго, приводимых Паисiе м, восходит до первозданнаго человека в раю; величайшей же делательницей сей созерцатьельной молитвы была Пречистая Дева Марiя , как то свидетельствует св. Григорiй  Палама, приводимый Паисiе м Величковским. Не это ли побудило Святую Деву воскликнуть вечныя слова: «И Свято Имя Его!» - скажем мы от себя. Ибо Та, Которая, имея совершеннейшiй  дар созерцанiя, созерцала Бога во Именахъ Его из творенiя  и из Писанiя  Ветхаго являемых, сколь же еще обширнейшую дверь к созарцанiю обрела во Имени  Iисусъ, которое возвестил Ей Архангел!  Уверовав в благовестiе  Архангельское, что Она зачала Сына Божiя, Господа Своего и Христа Своего Iисуса, Пресвятая Богородица несомненно все время содержала в уме и в сердце Своемъ сiе  Имя еже паче всякаго Имени», и первая познала величiе  и сладость его, почему и воскликнула: «И свято Имя Его, т. е. в Имени Его Онъ Самъ.

 Паисiю Величковскому, как великому проповеднику молитвы и Имени Iисусова, пришлось претерпеть не мало поношенiй  за Имя Iисусово, по неложному свидетельству Самого Господа, предсказавшему ученикам Своимъ, что они все гонимы будут «Имени Моего ради». Впрочем, противники о. Паисiя  не возставали против Божественнаго достоинства и силы Имени Iисусова, но отрицали по грубости ума своего Богоугодность безмолвной молитвы, отстаивая ревностно гласную молитву, установленную в церковном Богослуженiи. Так как занятiе  умною Iисусовой молитвой при неумелом и неосторожном веденiи  его, ведет весьма часто к прелести и к тяжким паденiям, то эти печальные случаи еще больше возстановляли врагов против о. Паисiя, котораго они винили во всем этом и даже жгли его книги. Подобно тому, как ныне возстали имяборцы против книги об Iисусовой молитве о. Иларiона и против автора ея, так и против Добротолюбiя  и против о. Паисiя  возстал  - «един инок, ф и л о с о ф  с у е у м н ы й, увидав, что некоторые, ревновавшiе  не по разуму о сей молитве, вследствiе  их самочинiя  и невежественнаго наставленiя  неискусных наставников, впали в некую прелесть, то сей философ до того вооружился по действiю дiавольскому хулою на  с и ю  с в я т у ю молитву, что несравненно превзошел всех тех древних т р е к л я т ы х  е р е т и к о в  х у л и т е л е й    э т о й  м о л и т в ы  В а р л а а м а  и  А к и н д и н а, - столь страшныя и срамныя хулы вознося, как на молитву с и ю   с в я т у ю,  т а к  и  н а  д е л а т е л е й  е я  и  р е в н и т е л е й, что и целомудренному слуху человеческому они нестерпимы (сравни писанное в № 15 Русскаго Инока за 1912 г.).[4] На ревнителей же сей молитвы он (т. е. сей, именуемый философ, но по всему судя – некiй  архiе пископ или митрополит) воздвиг такое превеликое гоненiе, что некоторые, все оставив, прибежали в эту страну, и ныне здесь богоугодно живут в пустыне, другiе  же бывшiе  ревнители, будучи малоумны, согласившись с ним, дошли до такого безумiя  от развращенных его слов, что и некоторыя свои отеческiя  книги (понимай: Добротолюбiе ) потопили в реке, привязав к ним камень (Подобно сему у иноков афонских конфисковали все святоотеческiя  книги в Одессе. Многiя  сожгли). И до такой степени распространились его хулы, что некiе  (понимай – игумены) запретили под страхом клятвы читать св. отеческiя  книги (т. е. об умной молитве – Добротолюбiе. Подобно этому было и запрещенiе  к чтенiю книги «На горах Кавказа»[5] и «Апологiи »,[6] содержащих святоотеческiя  выдержки об Имени Господнем).

Когда же сей хулитель (т. е. гонитель архiепископ) задумал, не довольствуясь устными хулами, предать их писанiю (т. е. написал хульную книгу против молитвы Iисусовой), тогда        н а к а з а н и е м  Б о ж и и м ъ  о с л е п  н а  о б а  г л а з а,  т е м  и  п р е с е к л о с ь  Его   Б о г о б о р н о е  н а м е р е н и е» (Там же, стр. 215).

У о. Паисiя  Величковскаго о умной молитве в главе первой говорится: «Вестно убо да будет, яко сiе  Божественное священныя умныя молитвы деланiе  дело бяше непрестанное древних Богоносных Отец наших… На предреченное убо сiе  Божественное умное сердечнаго рая деланiе  и храненiе  никтоже от правоверных дерзнул когда похулити», но все древнiе  Отцы имели это умное деланiе  в великой чести и относились к нему с крайним благоговенiем, как к делу, преисполненному всякой духовной пользы. Но так чрез это умное деланiе  (призыванiе  сердечное Имени Iисусова) монашество, «избрав благую часть» с неотторжимою любовiю сидело у ног Iисусовых, в совершенстве, благодаря сему преуспевая в деланiи  Его заповедей и бывая светом всему мiру и просвещенiем, то дiавол, начальник злобы и враг всякаго благаго дела, истаевая завистiю, употребил все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и истребить, если можно, от лица земли. Так, во-первых – через истребленiе  святоотеческих книг руками сарацын; еще же и порочил всегда умное деланiе , вводя неких неискусным самочинников в прелесть, дабы примером их погибели, которая произошла не по вине умной молитвы, но по вине их возношенiя, побуждать, хулить умную молитву и отвращать от спасительнаго сего дела не имеющих достаточнаго разсужденiя . Но не довольствуясь всем этим, дiавол обрел еще в италiйских странах Калабрiйскаго Змея, предтечу антихристова, еретика Варлаама, по гордости своей во всем подобнаго дiаволу, и, вселившись в него со всею своею силою, подвиг его на хулу против православной веры, как о том подробно пишется в Постной Трiоди, в Синаксаре на вторую неделю св. Великаго Поста. Сей Варлаам дерзнул отвергать священную и умную молитву, многоразлично хуля ее, и устно и письменно, как о том пишет иже во Святых Отец наших Симеон Фессалоникскiй  архiепископ, котораго мы здесь и приводим: «Сей окаянный Варлаам множайшая – и на священную молитву хуляше же и писаше, - и на Божественную еже на Фаворе благодать же и осiянiе . Не уразумев заповеди: непрестанно молитеся (1 Сол. 5,18) – да и как постигнуть ее тому, кто суетствует умом и находится в мечтанiях своих в союзе с гордым, т. е. дiаволом, - ниже поняв слов Апостольских: помолюся духомъ, помолюся же и умомъ (1 Кор. 14,15), ни слов: «Поюще и воспевающе в сердцах наших Господеви» (Кол. 3,16), ни – «яко посла Богъ Духа Сына Своего, то есть благодать в сердца ваша, вопiюща: Авва Отче (Гал 4), и – «хочу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языкомъ» (1 Кор. 14,19), о н  п о э т о м у  и  о т в е р г  у м н у ю  м о л и т в у, о с о б е н н о  же призыванiе  Господне, (т. е. И м е н и  I и с у с о в а), которое есть и с п о в е д а н и е  Петра, проповедавшаго: «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго» (Мф.16,16) и преданiе  Самого Господа, глаголюща во Евангелiи : «Еже аще что просите от Отца во  И м я  М о е, даст вам» (Iн. 15,16), и – «о Имени Моем бесы ижденут» (Мр 16,17),  и прочая. Понеже и «Имя Его Живот вечный есть» (Iоан. 17,3) «сiя  бо рече писана быша, да веруете, яко Iисусъ есть Христсъ, Сынъ Божiй, и да верующе живот имате во И м я  Е г о» (Iн. 20,31); и Духа Святаго подательство есть п р и з ы в а н и е Христово: «Никтоже может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ (1 Кор. 12,3), рече и тьмами о семъ (то есть, что  п р и з ы в а н и е  И м е н и    I и с у с о в а  и  е с т ь    С а м ъ   Б о г ъ, ч т о  о т в е р г а л  В а р л а а м). До зде св. Симеонъ.

Но что же успел, восклицает о. Паисiй, продолжая речь о Варлааме, началозлобный змiй, с сыном погибели треклятым еретиком Варлаамом, котораго он наустил на хулу противу умной священной молитвы? Возмогло ли его злохуленiе  (т.е. о т м е т а н и е  Б о ж е с т в е н н а г о      д о с т о и н с т в а  I и с у с о в о й  м о л и т в ы  и  п р о и с х о д я щ и х о т  н е я  с о з е р ц а н и й) омрачить свет этого умнаго деланiя, которое он было надеялся до конца истребить? – Отнюдь (не возмогло), но болезнь его обратилась на главу ег Благодаря ревностной защите Божественнаго достоинства умнаго призыванiя  Имени Iисусъ Христова св. Григорiе м Паламою – «сей Варлаам еретик со Акиндином и всеми своими единомышленниками трижды анафеме предадеся; но и до ныне от тояжде Церкви на великое лето в Неделю Православiя  с прочими еретики проклинаем бывает сице: «Варлааму и Акиндину, и  п о с л е д о в а т е л е м  и х,  и  п р е е м н и к о м  их анафема трижды»! (Слышите, имеборцы, высказывающiе  ныне хуленiя, тождественныя с варламовыми, на Имя Iисусово!).

Зрите зде, о, друзи, дерзающiе  хулити умную молитву, - «кто был первый ея хулитель; не еретик ли Варлаам, трижды от Церкви анафеме преданный, и имеющiй  проклинаться во веки?  Не сообщаетесь ли и вы своими злохуленiями сему еретику и его единомышленникам? Не трепещете ли душею вашею пдпасть подобно им церковной клятве и быть осужденными от Бога? Не ужасаетесь ли тем, что, возстав против этого священнейшаго дела, вы вашим злохуленiем, соблазнив неутвержденных в разуме ближних ваших, подпадаете под страшное прещенiе  Евангелiя  Божiяго? Не боитесь ли слов Апостольских: «Страшно есть впасти в руце Бога Живаго» (Евр. 10,21), и за это быть казненным и временно и вечно, если не покаетесь? Но какую же благословную вину нашли вы, чтобы считать себя в праве хулить сiю п р е н е п о р о ч н у ю   и  т р е б л а ж е н н у ю  вещь? – Я совершенно недоумеваю: п р и з ы в а н и е  л и  I и с у с о в о   м н и т с я  в а м    б ы т и  н е   п о л е з н о? Но и спастися о ином несть возможно, т о ч и ю  о Имени  Г о с п о д а  н а ш е г о  Iисуса  Христа… (там же, стр.164-167).

И в другом месте: «также и прочiе  богоносные отцы в своих ученiях, исполненных премудрости Божiей, описывая сiю святую молитву, извещают о действiи  оной и о происходящей от нея неизреченной духовной пользе и преуспеянiи  в полученiи  Божественных дарованiй  Духа Святаго. И кто же не разжжется – восклицает о. Паисiй  – ревностью Божiей к безпрестанному деланiю сей священной молитвы, видя, к какому небесному сокровищу небесных добродетелей она приводит подвижника!. Дабы ей Всесладчашаго Iисуса в душе и сердце своем всегда сокровиществуя (т. е. призыванiе м Имени Его), непрестанно в себе поминать В с е д р а ж а й ш е е  И м я  Е г о, неизреченно этим к любви Его разжигаясь… Хотящiе  же со Сладчайшимъ Iисусомъ любовiю быть соединенными, те, оплевав вся красная мiра сего, и наслажденiя, и телесное упокоенiе, ничего не восхотят иметь в жизни сей иного, кроме всегдашняго упражненiя  в сем деланiи  молитвы (т. е. в призыванiи  Сладчайшаго Имени Iисусова) в селе райском (т. е. в сердце)» - (там же, стр. 191-192).

Таково проповеданiе  великаго подвижника прошлаго века о имени Iисусовомъ, исповедуемомъ, и призываемом, и глаголемом в умно-сердечной молитве! Таковы и его страшныя обличительныя слова против хулителей и противников молитвы умной и Имени Iисусова! Имеющiй  уши слышати, да слышит.

Таким же ревностным проповедником Имени Iисусова и умной молитвы является и позднейшiй  великiй  делатель оной и духовный писатель епископ  И г н а т и й  Б р я н ч а н и н о в. Приведем выписки из его сочиненiй  относящiяся до Имени Iисусова.

«Преподобный Антонiй  завещал, - говорит епископ Игнатiй, - непрестанное памятованiе  Имени Господа нашегл Iисуса Христа. Не предавай забвенiю, говорил он, И м е н и   Г о с п о д а  Н а ш е г о  I и с у с а  Х р и с т а,  н о  н е п р е с т а н н о   о б р а щ а й   Е г о  в  у м е   т в о е м,  содержи в сердце, прославляй языком, говори: «Господи, Iисусе Христе, помилуй мя!» Также: «Господи, Iисусе Христе, помоги мне!» Или: «Господь мой Iисусъ Христосъ!» (Аскетич.Опыты.Т.2,стр. 192).

«Имя Господа нашего Iисуса Христа  с о д е р ж и т  в  с е б е  о с о б е н н у ю  Б о ж е с т в е н н у ю     С и л у» – (стр. 193).

«Моленiе молитвою Iисусовою есть установеленiе Божественное… Установлено Самимъ Сыномъ Божiимъ и Богомъ... Господь Iисусъ Христосъ установил моленiе Его Именемъ, дал этот способ моленiя, как новый необычайный дар ц е н ы  б е з м е р н о й. Апостолы знали уже отчасти силу Имени Iисусова, исцеляли им неисцельные недуги, приводили в повиновенiе себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее чудное Имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от Него особую действенность для молитвы: «Еже аще что просите. – сказал Онъ Апостоламъ, - от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отецъ в Сыне. И аще что просите во Имя Мое, Азъ сотворю» (Iн., 14,13-14)… О, какой дар! Он залог нескончаемых безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшагося в ограниченное человечество, нарекшагося Именемъ человеческим, – Iисусъ-Спаситель. Имя по наружности своей ограниченное, но изображающее собою предмет неограниченнный – Бога, заимствующее из Него  н е о г р а н и ч е н н о е  Б о ж е с к о е  д о с т о и н с т в о, Б о ж е с к i е  с в о й с т в а» (стр. 234). Имя Сына Божiя  и величiе  Его Имени «Iисусъ» превыше постиженiя  разумеой твари земли и неба: постиженiе  его непостижимо и прiе млется младенческою простотою и верою» (стр. 240).

«Только нищiй духом, непрестанно прилепляющiйся молитвой ко Господу по причине непрестаннаго ощущенiя  нищеты своей, способен раскрыть в себе величiе И м е н и   I и с у с а» (стр. 241).

«Исповемся Имени Твоему, о милости Твоей и истине Твоей: яко возвеличил еси над всеми Имя Твое Святое» (Пс.137,1-3). - Святой Давид исчисляет чудные действiя страшного и Святаго Имени Iисусова… Ради Имени Iисусова, употребляемаго молящимся, нисходит ему помощь от Бога  и даруется ему отпущенiе грехов… «Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради Имени Твоего. Господи, избави ны и очисти грехи наши, Имени ради Твоего» (Пс. 128,9). Ради Имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасенiе; на основанiи убежденiя в этом опять молится Давид: «Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих». (Пс. 53,3-4). Силою Имени Iисусова освобождается ум от колебанiй, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным: мыслям и чувствованiям богоугодным». (стр. 241, 243). «Во Имя Господа Iисуса даруется оживленiе душе, умерщвленной грехом. Господь Iисусъ Христосъ – ж и з н ь  и  И м я  Е г о  ж и в о е; оно же оживотворяет вопiющих им к Источнику Жизни, Господу Iисусу Христу. «Имени ради Твоего живиши мя правдою Твоею» – «не отступим от Тебе: оживиши ны – и Имя Твое призовем». – Когда силою и действiем Имени Iисусова услышана будет молитва, когда низойдет Божественная помощь человеку, тогда отражены будут и отступят от него враги, тогда сподобится он отпущенiя грехов… Тогда последует подаянiе во Имя Господа благодатных даров, духовнаго имущества и сокровища, залога блаженной вечности». – «Яко Ты, Боже услышал еси молитвы моя, дал еси достоянiе боящимся Имени Твоего». (стр. 243).[7]

«В действiи молитвы Iисусовой имеется своя постепенность: сначала она действует на один ум, приводя его в состоянiе тишины и вниманiя, потом начинает проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертнаго, и знаменуя оживленiе его явленiем в нем чувства умиленiя и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела своего, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влiянiе и яд демонов. По этой причине при начальных действiях молитвы Iисусовой «бывает сокрушенiе неизреченное и болезнь души неизглаголанная», – говорит преп. Григорiй Синанит. – «Душа болезнует как болящая и рождающая, по Писанiю: «Живо бо слово Божiе и действенно и острейши паче всякаго меча обоюдоостра, т. е. I и с у с ъ проходит, как свидетельствует Апостол, даже до разделенiя души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышленiям и мыслям сердечным» (С и р а х), – проходит и истребляет греховность из всех частей души и тела». (стр. 250).

 «Се лежит сей на паденiе и возстанiе многих во Израиле, и в знаменiе пререкаемо»…(Лк. 2,34).– Между познавшими и непознавшими его… Но «немы да будут устны льстивыя», глаголющiя на Праведнаго и на Великолепное Имя Его «беззаконiе» гордынею своею, своим глубоким неведенiем и соединенным с ним уничиженiем чуда Божiя». (стр. 233-234).[8]

Таково свидетельство о Имени Iисусовом великаго пдвижника последних времен. Как видите из последних его слов, ему тоже довелось переносить немалое гоненiе  ради исповедуемаго им Божества Имени Iисусъ-Христова. Одним из противников его святоотеческаго исповеданiя  был даже и Вышенскiй  затворник епископ Феофан, которому п о   б о г а т с в у  у м а  н е  д а в а л о с ь  с о к р о в и щ е   п р о с т о т ы  с е р д е ч н о й,  а ею только и познается Богъ  по Имени «Iисусъ».

Преподобнейшiй  во святых пустынник Саровскiй  С е р а ф и м  великiй  чудотворец от своих молитвенных опытов говорит: «Чтобы прiя ть и узреть в сердце свет Христовъ, надобно, сколько возможно, отвлечь себя от видимых предметов: предочистить душу покаянiем, добрыми делами и верою в Распявшегося за нас, закрыть телесныя очи, погрузить ум внутрь сердца, где вопiя ть призыванiе м Имени Господа нашего  Iисуса Христа, тогда, по мере усердiя  и горячности духа к Возлюбленному, находит человек в призываемом Имени услажденiе, которое возбуждает желанiе  искать высшаго просвещенiя . Когда чрез такое упражненiе  укоснит ум в сердце, тогда возсiя вает Светъ Христовъ, освящая храмину души своим Божественнымъ осiянiем, как говорит Пророк Малахiя : «И возсiя ет вам, боящимся Имени Моего, Солнце Правды» (гл. 4,2). Этот Светъ есть вместе и Жизнь по евангельскому слову: «В Томъ Животъ бе, и Животъ бе Светъ человеком» (Iн. 1,4) (там же, у Игнат. Брянч. Стр. 304).

Итак, видите, как святоотеческое исповеданiе  Божественнаго достоинства Имени Iисусова и ученiе  о священной молитве Iисусовой дошло нерушимо и до отцов наших! Так же нерушимо исповеданiе  и ученiе  сiе  дошло и до нас, слышавших то же благоговейное ученiе  о Божественном достоинстве Имени Iисусова и молитвы Iисусовой и от нашего недавно отшедшаго отца Iоанна Кронштадтскаго: «Знаю я свою духовную нищету… И м е н е м ъ  Х р и с т о в ы м ъ  только и живу и успокоеваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без него мертв душевно!» (Моя жизнь во Христе. Т. 1, стр. 6).

      Таково непреложное ученiе  Православной Церкви о том, что молитва деется  о  И м е н и  

Б о ж и е м ъ. Таково и непреложное основанiе  молитвы умно-сердечной Iисусовой – И м я  I и с у с о в о,  благодаря которому эта молитва. «Iисусовою» - и называется. Из всего Добротолюбiя  мы привели малыя выдержки, но и они ясно доказывают первостепенную важность Iисусовой молитвы для христiанина вообще и для монаха в особенности и, во-первых, доказывают, что основанiе, на котором зиждется Iисусова молитва – есть вера во Имя Iисуса Христа, как в Самого Бога; веря в то, что Самъ Iисусъ и в сердце твоем, и в призываемом Имени Своемъ таинственно пребывает. Веруя так, молящiй ся в силах будет испытать – яко прилепши к самому тому Божественному действу, якоже вопити часто: «Iисусе мой!  Iисусе мой» (Каллист Патрiарх. Слав. Доброт. Т. 4, лист 141). «Положить другаго основанiя  для моленiя  «Именемъ Iисуса», кроме положеннаго, невозможно, оно есть  С а м ъ  Г о с п о д ь  н а ш   I и с у с ъ  Х р и с т о с ъ, Богочеловек». (Аскетич. Опыт. Игнат. Брянч. Т. 2, стр. 310)». (Из трудов Блаженной памяти священомученика, исповедника Божества Имени Божiя, iеросхимонаха Антонiя (Булатовича). «Православная Церковь о почитанiи  Имени Божiя и  о молитве Iисусовой. Изданiе  «Исповедник». СПб. 1914. С. 135-170).

 

     [1] Однако, св. Апостол Павел заповедует: «Непрестанно молитесь» (1Фесс. 5,17; Ефес.6,18; ) не одним только монахам, но вообще всем христiанам для общенiя  с Богомъ и для побежденiя  козней вражiих на пути спасенiя. А так как «непрестанно молиться» лучше всего можно краткой незабываемой молитвой Iисусовой, то многiе  спасающiеся мiряне очень возлюбили молитву Iисусову и стараются по возможности молиться этой Божественной молитвой. – Сост.

     [2] Это церковное ученiе о том, что Таинства Церковные совершаются Именем Божiим, подтвержденное многими Святыми Отцами, - имяборцы отвергают. – сост.

     [3] Очевидно, опечатка, ибо эти слова преп. Iоанна Лествичника (Сл. 21,7). – Сост.

     [4] Отец Антонiй  тогда, во время битвы против имяборчества умолчал об авторе этой хульной и срамной статьи, но это был тогда авторитетный «Высокопреосвященый» архiепископ Антонiй  Волынскiй  (Храповицкiй), главный имяборческiй  воротила в «Святейшем» Синоде в 1913 году, о срамной статье коего против Имени Божiя  стыдно даже писать. – Сост.

     [5] Отца Иларiона Кавказскаго. – сост.

     [6] Апологiи  Отца Антонiя, автора сей книги. – сост.

       [7] – Какое ясное ученiе о действенности, силе и животворности Имени Господня, понимаемаго, очевидно, как энергiя Божiя, действующей не как магическое средство по распоряженiю употребляющего Имя Божiе, но по благоволенiю Всей Святой Троицы. Итак, кто же из двух: г. Троицкiй или еп. Игнатiй стоят на камне Церковного ученiя  Православiя? – сост.

       [8]  Какое ясное утвержденiе непостижимости Божества и силы Имени Iисусова, требующаго молчаливаго поклоненiя недоверчиваго ума пред истинностью сей Христовой тайны и доверiя к тем, кои, как выразился Св. Симеон Новый Богослов, «опытно были научены, (что Имена Божiи суть Светъ светодейственный и Богъ Истинный), и установили, и утвердили посредством познанiя чрезмерной благости всемилостиваго Бога»!

 

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 225 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar