Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 3:08 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 87 - 96
2016-05-02, 1:51 AM

 

РАЗДЕЛ 1-Й.

Глава 1.

Богъ не есть имя, в каком смысле сказано Св. Iустином-мучеником?

(Составленiе о. Антонiя Булатовича).

 «Троицкiй  придирается к несущественным недосмотрам и опечаткам, называя их подлогами, но сам, цитируя мысли Св. Отцов, совершенно извращает их, как напр., слово Св. Iустина – «Богъ не есть Имя» - которые вырывает из предложенiя  и придает им совершенно иной смысл».[1]

«Имяславцы нашли полное и совершенное подтвержденiе своему образу мыслей об Имени Божiем и об Имени Iисусовом в словах Святаго  Iустина-философа. Но каким же образом, как мы видим из сочиненiй имеборцев, последнiе также опираются на авторитет Святаго Iустина, находя в тех же его сочиненiях якобы подтвержденiе тому, что Имени Божiему не подобает ни Божественное достоинство, ни Божественная сила, ибо у Бога  имени – нет, и Имя Божiе не есть – Богъ, ибо у Святаго Iустина сказано – Богъ не есть имя»?

Действительно сiи последнiе слова находятся в сочиненiях Святаго Iустина, но поняты они имеборцами совершенно неправильно. Разъясним же сiе вольное  или невольное заблужденiе имеборцев.

Дело в том, что язычники клеймили христiан, как безбожников, за то, что они ихних богов, именовавшихся многочисленными именами, не почитали, но веровали в какого то неведомаго Бога, у котораго нет даже собственнаго имени или прозвища, подобно тому, как таковое имел каждый языческий богъ. В оправдание того, что истинный Богъ наш не только не имеет, но и не может иметь никакого прозвища, или собственнаго имени, Святой Iустин и говорит слова, приводимые ниже.

В конце 5-й главы Второй Апологiи Святой Iусnин доказывает, что языческiе мифическiе боги произошли от бесов, и ангелы сатаны  изобрели собственные имена их. Мифологи – «каждаго, (описываемаго ими бога) называли таким именем» - пишет он – «какое кто из ангелов (сатаны) давал себе и своим сынам. Напротив Отцу всего, нерожденному нет определеннаго имени (то есть нет у Бога Отца собственнаго имени человеческаго подобно тому, как таковое имели языческие: Плутон, Посидон, Зевес и прочие). Ибо если бы Онъ назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого либо старше Себя, который дал Ему имя.  Что же касается до слов: Отецъ, Богъ, Творецъ, Господь и Владыка, - это не есть имена собственные), но названия взятыt от благодеяний и дел Его. И Сынъ Его, Который один только называется собственно сыномъ, Слово, прежде твари сущее с Нимъ и рождаемое от Него, когда в начале Онъ все создал и устроил, - хотя и называется Христомъ, потому что помазан, и потому что чрез Него Богъ устроил все, но и это самое имя содержит неизвестное значенiе, также и наименованiе: Богъ не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу, о чем то неизъяснимом. Но  I и с у с ъ  имеет имя и значение и человека, Спасителя: ибо Онъ и сделался человекомъ, как я уже сказал, и родился по воле Бога и Отца ради верующихъ в Него людей и для сокрушенiя демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многiе из наших, из христiан, исцеляли и  н ы н е  е щ е  и с ц е л я ю т  м н о ж е с т в о о д е р ж и м ы х  д е м о н а м и  в о  в с е м  м i р е  и  в  в а ш е м  г о р о д е, з а к л и н а я  и м е н е м   I и с у с а  Х р и с т а,  р а с п я т а г о  п р и  П о н т i е  П и л а т е,  м е ж д у  т е м  к а к  о н и  н е  б ы л и  и с ц е л е н ы  в с е м и  д р у г и м и  з а к л и н а т е л я м и,  з а г о в о р щ и к а м и  и  ч а р о д е я м и, - и  т е м  п о б е ж д а ю т  и  и з г о н я ю т  д е м о н о в,  о в л а д е в ш и х  ч е л о в е к а м и». (Стр. 111).

Итак, что же этими словами хочет сказать Святой Iустинъ? – не иное что, как только то, что Богъ Отецъ прзвища или собственнаго имени не имеет, но именуется по Свойствамъ Своимъ, и посему  имя – «Богъ», - не есть собственное  Его имя, но имя выражающее Его свойство  непостижимости. Мы видим, что имеборцы вырвали слова: «Богъ не есть имя» - из начала предложения, которое полностью гласит: «Богъ не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу о чем то непостижимом». – Итак, говорит ли здесь Святой Iустин о том, что существо Божiе не есть имя, но мысль? – Конечно такой безсмыслицы он не говорит, будто бы существо Божiе было «мыслiю» водруженной в человечество о чем то неизъяснимомъ». Но эти слова имеют  совершенно ясное значенiе, что слово Богъ, коим именуется Отецъ всяческих не есть Его собственное имя, коего нет и быть не может, но есть лишь идея, выражающая истинное свойство Его непостижимости. Дальше же Святой Iустин продолжает, и говорит, что Сынъ Божiй Iисусъ Христосъ имеет собственное имя – «Iисусъ», что сiе имя служит лучшим доказательством Божества и воскресенiя Iисуса Христа, ибо есть для каждаго язычника Божественная сила, которой трепещут демоны, которая превосходит силу всех возможных заклинанiй и являет что и Богъ есть Тот, Коему принадлежит  Имя сие.

Справедливость нашего пониманiя слов Св. Iустина, что словами – «Богъ не есть имя», он только указал на то, что слово - «Богъ» не есть собственное имя Божiе, но имя свойства Его, оправдывается и следующим местом написанном в Увещанiи к Еллинам: Платон – «Узнал в Египте, что Богъ посылая Моисея к Евреям, сказал ему: «Я есмь сый», из чего Платон понял, что Богъ сказал пророку  н е   с о б с т в е н н о е  и м я  С в о е. Действительно, Бога нельзя назвать никаким собственным именем, ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и разнообразiи, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Онъ не имел нужды давать самому Себе имя, будучи только один, как Онъ Самъ свидетельствует чрез пророков Своих, говоря: «Я Богъ первый и последний, и кроме Меня нет другаго Бога». – Поэтому, как я выше сказал, Богъ, посылая Моисея к Евреям, не упоминает ни о каком имени Своем, но таинственно обозначает Себя посредством причастия (Сый) и тем дает знать, что Онъ есть един-«Я Сый» - говорит Онъ, противопоставляя Себя, как сущiй, тем,  которые не существуют». (Стр. 425)

Итак, напрасна попытка имеборцев опереться в своем отметанiи Божества Имени Божiя и Божественной силы Его Имени на Святаго Iустина: тот, который называет Богомъ всякую религиозную истину в людях, всякiй глагол Божiй, мог ли не почитать Богомъ Богооткровенную Истину о Самомъ Боге? Тот, который открыл, что в битве с Амаликом евреи не верою или молитвою Моисея победили, но силою Самаго  Имени Iисусъ, сопровождаемаго знаменiем Креста, мог ли отметать Божественную силу Имени Iисусъ? Тот, который говорит, что Церковь освятилась и совершилась Именем Iисуса, мог ли отметать освящающее значенiе в таинствахъ? Тот, который доказал, что Богъ искони в пророчествах называл Имя – Iисусъ – «Имя Мое», может ли почитаться единомысленным с имеборцами, почитающими Имя Iисусъ», принадлежащим  Iисусу Христу по человечеству, а не по Божеству Его и принадлежащим Ему лишь со времени Его зачатiя?

Итак, да «вложим»-же и мы – «в уши свои Имя Iисуса», как то Святой Мученик Iустин увещевает еврея Трифона. Да вложим-же в уши наши и следующие слова Святаго Iустина:  н а д о б н о  п р и л е п л я т ь с я  к  и с т и н н о м у  и  н е и з м е н н о м у  И м е н и  е д и н а г о  Б о г а, которое проповедуется не моим только голосом, но и теми, которые вводят нас в первоначальное образование, дабы праздно проведши время этой жизни, не отдать нам Судiи отчета не только как не ведающим небесную славу, но и как неблагодарным». (Стр. 463)

Iисусъ Христосъ есть Небесная  Слава, и таково есть и Имя Его.

Iисусъ Христосъ проповедывался первоначально образовавшими Церковь пророками, а по сем Апостолами. Теми и другими проповедывалось и Имя Его, к которому да прилепляется каждый хрисiанин, а наипаче каждый монашествующiй по заповеди Апостола: «И сiя есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Iисуса Христа и любим друг друга» (1 Iоан. 3,23). Аминь.[2]

Глава 2.

По поводу выраженной формулы  о. Антония (Булатовича): «Повторяю, что именуя Имя Божiе  и Имя Iисусово Богомъ и Самимъ Богомъ, я чужд как почитанiя  Имени Божiя  за Сущность Его, так

 

      [1] (Iеросх. Антонiй  (Булатович): «Православная Церковь о почитанiи  Имени Божiего и о молитве Iисусовой». Изд.  «Исповедник». Типогр.  П.П. Сойкина. Спб. 1914 г. Стр. 190).

      [2] Из брошюры iеросх. Антония (Булатовича): «Святой мученик Iиустин-философ об Имени Божiем. МСК. 1914 г. Изд. «Исповедник». Из: «Закючение», стр. 26-32.

  и почитанiя  Имени отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обоженiя  самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге».[1]

  Однако, св. Отцы говорят, что Богъ – и в буквах и звуках нашего голоса.

Вы, имяборцы, говорите, что Имя Божiе  пишется человеческими буквами и произносится человеческим голосом и потому оно не есть Богъ. Но что вы говорите? А Крест разве не пишется, разве не произносится, разве не изображается, разве не сооружается? Но мы ему поклоняемся, мы ему молимся, мы его прославляем, мы просим у него защиты от козней дьявольских.

Мало того: а разве Богъ не изображается красками, а разве мы Его не произносим устами и голосом? Что же, - разве Онъ от этого не есть Богъ? А что по этому поводу говорит великiй  аскет и наставник русского подвижничества епископ Ставропольскiй и Кавказскiй  святой Игнатiй  Брянчанинов? Послушаем.

 «Слово Божiе, будучи Богомъ и возседая одесную Отца, преклоняет небеса, облекается в звуки нашего голоса, начертывается нашими буквами и вращаясь среди нас действует как наше слово, но будучи Духъ и Животъ (Iоан. 6,63) входит во умы и сердца и освящает преклоняющихся пред Нимъ».[2]

 На каком бы языке не открывал Богъ Свои Имена, это не меняет сущности Божества Именъ. Богъ облек Себя в плоть человеческую, по нацiональности - еврейскую, но от этого Онъ не перестал быть Богомъ для всех других племен и народов. На земле Имена Божiи  выражаются на языке человеческом, а на небе Имя Божiе  прославляется ангелами на языке ангельском. Но суть дела от этого не меняется. И люди, и ангелы, прославляя Имя Божiе, прославляют Самого Бога, облекшагося в Свои Имена на человеческом и ангельском языках. Св. Игнатiй  Брянчанинов пишет: «Еже аще что просите, - сказал Онъ апостолам, от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отецъ в Сыне… И аще чесо просите во Имя Мое, Азъ сотворю»[3]. И восклицает: О, какой дар! Онъ залог нескончаемых, безмерных благ! Онъ истек из уст неограниченного Бога, облекшагося в ограниченное человечество, нарекшагося именем человеческим[4], - Iисусъ-Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собою предмет неограниченный - Бога, заимствующее из Него неограниченное Божеское достоинство, Божескiе  свойства». «Ангел Божiй  сказал Св. Ап. тобыЕрме: «Имя Сына Божiя  велико и неизмеримо: оно держит весь мiр». «Имя Сына Божiя  и величiе  Его Имени Iисусъ превыше постиженiя разумной твари земли и неба: постиженiе  его непостижимо и прiемлется младенческою простотою и верою». «Только нищiй  духом,[5] непрестанно прилепляющiйся молитвой ко Господу по причине непрестанного ощущенiя  нищеты своей, способен раскрыть в себе величiе  Имени Iисуса».[6] А мы рацiоналистическим путем в гордости своего ума пытаемся постичь и истолковать непостижимое Имя Божiе, которое непостижимым и требующим в Себя веры исповедует и св. Iоанн Златоуст.[7]  

  О буквах и звуках Имени. Св. Игнатiй  Брянчанинов говорит:

«Слово Божiе, будучи Богомъ и возседая одесную Отца, преклоняет небеса, облекается в звуки нашего голоса, начертывается нашими буквами и вращаясь среди нас действует как наше слово, но будучи Духъ и Животъ (Iоан. 6,63), входит в умы и сердца и освящает преклоняющихся пред Ним».[8] «Господь Iисусъ Христосъ – Жизнь, и Имя Его живое».[9]

 Из-за того, что Богъ-Слово облекся в звуки нашего голоса и начертывается нашими буквами, Онъ не перестал быть Тем, Кем Онъ был – Богомъ-Словомъ. Поэтому, считаем, не правы те, которые говорят, что посколько Имя Божiе  пишется нашими буквами и произносится нашим голосом, не есть Богъ, а есть творчество человеческой способности. По внешней стороне: писать и произносить Имя Божiе, есть творческая способность, но в существе своего внутреннего содержанiя  Имя Божiе  есть Богъ. Да и самое произношенiе  Имени Божiя  голосом, или умом действуется Духомъ Святымъ (Ср. 1 Кор. 12,3).

 Кстати, о. Iоанн Кронштадтскiй  говорит, что, Богъ присутствует и в звуках произносимого Имени Божiя. «По нашей телесности, говорит Батюшка, Господь привязывает, так сказать, Свое присутствiе  и Себя Самого к вещественности», напр. в та­инствах, привязывает Свое присутствiе  к храму, к образам, к кресту, крестному знаменiю, к имени Своему, состоящему из чле­нораздельных звуков...»[10]

А вот как говорит отец Антонiй  (Булатович): «Именачертанiя  и имезвучiя  не подобает почитать ни Святым Само по Себе, ни имеющим самосущую освящающую силу, ни почитать их Божеством или Энергiей Божества, ибо именачертанiе  и имезвучiе, а также случайная мысль о Боге суть произведенiе  деятельности человеческой. Но они суть Святы,[11] поелику именуют Бога; самая же, истина о Боге, в коей простирается ум и сердце человеческое призывая Бога, и которая таится в именах и в глаголах Божiих, хотя не всегда и не всяким может быть воспрiемлемо, - есть всегда Божество, Святое Само в Себе, и есть Сила освя­щающая, когда то соблагоизволяет Богъ.[12]

Глава 3.

 Еще о «буквах и звуках и случайных мыслях о Боге».

Что значит «случайная мысль о Боге»? Бывают ли случайные мысли о Боге? Некоторые из Афонских исповедников, напр., схим. Георгiй  (Макаровскiй  и др.) в этом выраженiи  о.Антонiя  сомневались. Как бы человек ни назвал Бога или Имя Божiе  – Богъ всегда в имени Своем, как выше уже было об этом сказано. К тому же, «случайных мыслей» об истинном Боге не бывает. Мысли о Боге призыванiем Имени Его бывают в молитве; бывают в богословiи; бывают в простом разговоре; и бывают в кощунствах. И в каждом случае произношенiя  Имени Божiя, кто бы, и как бы ни произносил Имя Божiе  – Имя Божiе  не перестает быть Богомъ. Поэтому и запрещает 3-я заповедь произносить Имя Божiе  всуе, то-есть, небрежно, не благоговейно, как попало в житейских разговорах, потому что Имя Божiе  даже произносимое всуе, или как выражается о.Антонiй  в оговорке выше  приведенной – случайно – не перестает быть тем, чем оно является, то-есть, Богомъ. И Богъ наказывает произносящих Имя Его «всуе». Иначе, если бы «всуе» или «случайно» произносимое Имя Божiе  не было бы – Богомъ, то не являлось бы наказуемым грехом. Но в том-то и дело, что и без веры в Бога произнесенное Имя Божiе  суть – Богъ, и потому заповедь Божiя  запрещает произносит его всуе. Иначе, получится точно также как и Синод учит, что при молитве Имя Божiе  как бы отождествляется с Богомъ и есть «как-бы Богъ», но это только в молитве, и только для нашего сердца. В богословствованiи  же, как и на деле, Имя Божiе  есть только имя, названiе  предмета и потому не может быть признано или называемо ни Богомъ, что было бы безсмысленно и богохульно, ни Божествомъ, потому что оно не есть и энергiя  Божiя».[13]

      Ну что касается обоженiя  самих тварных букв из которых слагается словесное Имя Божiе, то их не должно обожать, но они святы по благодати Божiей. А в отношенiи  «звуков» - разве произносимое Слово и Имя Божiе в звуке, перестает быть Богомъ? Возможно, о. Антонiю  не надобно было отделять звуковую часть Имени от энергiии Божества? Разве Iисусъ Христосъ не звуковое Имя Свое и Отца Своего произносил на земле? И разве звуком произносимые Iисусомъ Имена Божiи  не являлись звуковым действiем Iисуса и не являлись энергiей Бога? Звуки с верой и благоговенiем произносящiе  Имя Божiе, - разве не есть энергiя Имени Божiия? Или я не так понимаю? Разве звуки произносящiе  Имя Божiе   отделимы от действiя  Имени Божiя?

Самое произношенiе  Имени Божiя  голосом, или умом действуется Духомъ Святымъ.[14] Кстати, о. Iоанн Кронштадтскiй  говорит что Богъ присутствует и в звуках произносимого Имени Божiя. «По нашей телесности, говорит Батюшка, в выше приведенных его словах, Господь привязывает, так сказать, Свое присутствiе  и Себя Самого к вещественности», напр., в та­инствах. Привязывает Свое присутствiе  к храму, к образам, к кресту, крестному знаменiю,  (и) к имени Своему, состоящему из чле­нораздельных звуков...»

     Вот почему свт. Игнатiй  Брянчанинов, говорит: «Слово Божiе, будучи Богомъ и возседая одесную Отца, преклоняет небеса, облекается в звуки нашего голоса, начертывается нашими буквами и, вращаясь среди нас, действует как наше слово, но будучи Духъ и Животъ (Iоан. 6,63) входит в умы и сердца и освящает преклоняющихся пред Ним».[15] «Господь Iисусъ Христосъ – Жизнь, и Имя Его живое».

      Слова Св. Василiя  Великаго: «Имя Божiе  называется святым, конечно, не потому, что в самых слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божiе  и всякое понятiе (мысль.–сост.) о том, что преимущественно в Боге усматривается».[16] И, что, разумеется, Именем Божiимъ означается и выражается. Обратим внимание, что по Святому Василiю Великому, Имя Божiе написанное «в самых слогах имеет некоторую освящающую силу». Что же это за сила? Это благодатное действiе написанного или произносимого мыслью Имени Божiя. Значит, и в буквах и в звуках и в мыслях произносящего Имя Божiе, действует Богъ!  А что же есть дейсатвiе это? Разумеется, действiе это есть Божество энергiи Имени Божiя. – Сост. А что же есть «святая и освящающая сила», если не божество? Значит и слоги Имени Божiя причастны его Божеству (сост.).

      Как без букв и звуков умом произносимое Имя Божiе  - суть Богъ; так же и с буквами и звуками произносимое Имя Божiе  – суть Богъ, буквы и звуки Имени Божiя  не лишены святости и Божества. Iисусъ Христосъ есть Богъ вместе с Его голосом (звуками) и буквами (речью,- человеческими), и когда Онъ молчал, и когда речью и голосом человеческими произносил Имя Свое и Отца Своего, и когда Своим голосом разговаривал с людьми, - ничто в Немъ не лишено было Божества, ни слова Его, ни звуки Его голоса, все в Немъ было - Богъ. Точно так же, и нами произносимое Имя Божiе  вместе с нашим голосом и буквами речи нашей, или с нашими мыслями о Немъ – есть Богъ.

Преп Макарiй  Великiй  учит: «Слово Божiе, есть Богъ, а слово мiра есть мiр». «Онъ (Богъ)  называет закон Своими словами; ибо изрек его гласъ Божiй, как я сейчас сказал, т-е., Сынъ».[17] (слышите, - глас Божiй  есть Сынъ). Как же можно отделять буквы и голос от слова произносимого Имя Божiе? Св. Кирилл Александрiй скiй  учит: «Богъ отвечал Своим гласомъ, т.-е. чрез Сына: потому что голос и Слово Отца – Сынъ.[18]

Пустые мiрскiе  слова, буквы и звуки вне Имени Божiя, конечно не есть Богъ и не божественны. А буквы и звуки, произносящiе  Имя Божiе, если даже их самих по себе и нельзя назвать Богомъ теми кто хотел бы разлучить их с Именем Божiим, - они святы, как святые чудотворные иконы, и освящают человека произносящего ими Слово и Имя Божiе.

При умственном воображенiи  Имени Бога, как и при словесном произношенiи  Имени Его, буквы (слова) и звуки нашего голоса именующего Бога, не отделяются от Имени Божiя, и вкупе с Именем Божiимъ являются – действiемъ Божiимъ; ибо нельзя призвать, или вообразить умом Имя Бога без буквенного или мысленного слова; нельзя безсловесно  назвать Бога или Имя Божiе даже умомъ без человеческих букв и слов, почему и открыл Богъ Iисусъ Христосъ людям Имена свои на человеческом языке; и Самъ Iисусъ Христосъ говорил с людьми и произносил Свой голос  человеческой речью. Поэтому и мы называем Бога человеческими буквами и звуками. А на небе существует иной Ангельскiй   язык. В Тройческом же Совете из Лицъ Бога в Троице, язык свой Божескiй, недоступный для ума человеческого, и даже для Ангельского.

Звук и есть то самое что он произносит, т.-е. - слова. Выражаемое слово (конечно голосом) не может быть беззвучно: звук и слово - купное существо, т. е. слово и имя. Возьмем такой пример: когда гром гремит – может ли быть отделен звук от грома и от слова «гром», и от самого существа грома Конечно, - нет. Очевидно, так можно мыслить и о всяком слове производимом умом или звуком голоса. Из такого примера следует такое заключенiе: существо слова не может быть без букв и без звуков, но купно звуки и буквы есть самое существо слова.

А если лишать неотделимую причастность к слову буквы и звуки, тогда не состоится и существо слова или имени неотделимого от именуемого предмета, в данном случае - от Бога. Из этого, очевидно, следует, что и буквы и звуки произносимого Слова-Имени Божiя  причастны Божеству Имени Бога. И еще: можно ли, например, отделить, а следовательно, лишить Божества Голос и буквы Бога-Отца произнесшаго человеческими буквами и голосом: «Азъ Господь Богъ, сiе  Мое есть Имя» (Ис. 42,8)? Конечно, - нет. Все вкупе произносимое Им есть – Божество и Богъ. Точно также же и голос и буквы, словесно произносимые в обращенiи  к людям Iисусомъ Христомъ – не лишены Его Божества, но все они вкупе есть Божество и Богъ.

После всего сказанного, есть ли надобность буквы и звуки голоса  отделять от Имени Божiя  и лишать их причастности Его энергии? – Думается, - нет такой надобности.

Вот и Дорогой Батюшка Iоанн Крнштадтскiй, повторим еще раз,  учит:

«По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, свое присутствiе  и Себя Самого к вещественности… например… к иконам, к кресту, к крестному знаменiю, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков»[19]

И св. Iоанн Златоуст учит: «Сделай сердце твое только достойным такого прикосновенiя, и Господь первый притечет к тебе… А как скоро Христосъ извлечет звуки из души нашей (т. е. когда очищенное сердце издаст чудную мелодiю Iисусовой молитвы), то несомненно снизойдет на нас Духъ, и мы будем  лучше неба… имея Самого Владыку…– (Т. 9, 579).

Можно ли отделять буквы от Имени Божiя  произносимом умносердечной молитвой и лишать их прчастности Его энергiи? Нельзя! Ведь тогда не состоится произносимое умом Имя Божiе. - Можно ли отделять звуки от произносимого и хвалимого Имени Божiя  при пенiи  Церковью полiелея: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуiя» (Пс. 134.1)? Нельзя. Ведь тогда не состоится хвала Имени Божiю. – Без букв и звуков, вообще, невозможно ни произносить, ни вообразить, ни назвать, ни, следовательно, хвалить Бога; ибо каждое Имя Божiе  состоит из букв и звуков, без которых не состоится Имя Божiе и при устном и при умном произношенiи Его. Поэтому, можно ли лишать божественной причастности буквы и звуки Имени Бога при именованiи  и хваленiи  Его? Нельзя.

На Крещенiе  Господне при водосвятiи  Церковь поет: «Гласъ Господень на водах вопiет глаголя, прiидите примите вси Духа премудрости, духа разума, духа страха Божiя, явльшагося Христа…». Неужели голос и буквы (речь) Господа лишены Божества? Не может быть.

Св. ап. Павел учит: «Никто не может назвать Iисуса Господом, как только Духомъ Святымх» (1 Кор. 12,3). Неужели и здесь звуки голоса и буквы, именующiе  Господа лишены Божества Духа Святаго? Не может быть.

Во время крещенiя  Iисуса во Iордане был с небес голос Отца Небесного: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, в котором Мое благоволенiе » (Мф. 3,17). Неужели буквы (речь) и голос (звук) Отца Небесного были лишены Божества? Не может быть.

Во время преображенiя  Господа Iисуса Христа, опять же из облака слышен был голос Отца Небесного: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, в котором Мое благоволенiе; Его послушайте» (Мф. 17,5). Неужели буквы (речь) и голос (звук) Отца Небесного были лишены Божества? Не может быть.

Распятый на кренсте Господь наш Iисусъ Христосъ с креста «говорил Матери Своей: «жено! се, сын твой». И ученику: «се мати твоя» (Iоан. 19,26-27). Неужели эти буквы (речь) и голос (звуки) Iисуса Христа были лишены Божества, потому что Онъ говорил человеческой речью и голосом человеческим? Не можеть быть.

Когда Iисусъ Христосъ разговаривал с своими учениками, то неужели Его голос (звук) и речь (буквы) были тварными и были лишены Божества? Отнюдь – нет!

«Духъ дышет, где хочет, и голос его слышишь, и не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа», - сказал Iисусъ Христосъ (Iоан. 3,8). – Поэтому, кто слышит голос Духа Святаго – тот рожден от Духа.

«Верующiй  в Него не судится, а неверующiй  уже осужден, потому что не уверовал во имя единороднаго Сына Божiя» (Iоан. 3,18). А Имя Сына Божiя произнесенное человеком или воображенное в душе,  не бывает без букв и звуков.

«Се, стою у двери, и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20). Неужели стук и голос Господа лишены Божества? Отнюдь – нет!

Для чего дал нам Богъ речь и голос? – В первую очередь – для произношенiя  Имени Его, для восхваленiя  и призыванiя  Создателя в молитвах к Нему. А уже  затем, для взаимообщенiя, чтобы мы не были безгласными и немыми. И за этот великiй  дар Божiй  мы должны благодарить Создателя своего, и не должны унижать этот драгоценнейшiй  дар Божiй  - за возможность нашего общенiя  с Богомъ, за способность человеческими буквами и голосом нарицать, благословлять и хвалить Бога, испрашивать у Него на потребу нам необходимого. Какая благодать, слушать в православном храме при Богослуженiи  голосовое (звучное) пенiе  полiелея: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуiя»! Эта хвалебная мелодiя  купно с буквами и звуками есть Божественная, она захватывает душу и трогает сердце верующих во Имя Божiе  присутствующих в храме прихожан слушающих эту святую божественную мелодiю прославляющую Святейшее Имя Божiе!

Глава  4.

Еще о «случайных мыслях о Боге».

(Предположенiе составителя).

Впереди, как представляется нам, обоснованно было доказано, что Богъ присутствует Своею благодаiю и в буквах и в звуках Своего Имени. Ибо как можно отрицать присутствiе Духа Святаго в звуках церковного пенiя или чтенiя, если слушая церковное пенiе или чтенiе душа умиляется, как бы тает, и кается Богу в своих грехах? Или как можно отрицать присутствiе Духа Святаго в читаемых словах  Святого Евангелiя, действующих на душу трогательно, умилительно и спасительно? А по ученiю одного Святого Имя Iисусъ есть Святое Евангелiе в сокращенiи; а Св. Евангелiе написано человеческими буквами. Значит, и в человеческих буквах и звуках изображающих и произносящих слова и Имена Божiи, присутствует Богъ Духомъ Своимъ Святымъ, энергiей или действiем Своимъ. Не даром св. Iоанн Кронштадскiй, примерно, так сказал: «Если звуки музыки навевают на душу твою чувства умилительные и спасительные, то не переставай слушать музыку; а если они навевают на душу твою скверные мысли и желанiя, то возненавидь и тело и звук музыки.

А теперь попытаемся нечто сказать в оправданiе того убежденiя, что Богъ присутствует  Своим действiем в Имени Своемъ и при случайных мыслях о Боге.

Сразу вопрос: бывают ли случайные мысли о Боге? У человека верующего, бывают мысли о Боге в прославленiе Его Имени. У человека неверующего бывают мысли о Боге или праздные, или хульные. Но и в том, и в другом случае Имя Божiе или верующим прославляется, или атеистом хулится. Прославленiе Имени Божiего Богомъ награждается; а хуление Имени Божiего Богомъ наказуется. Значит, и в том и в другом случае: и в прославленiи, и в наказанiи действует Богъ Именемъ Своимъ, или можно сказать – Именем Своимъ. Итак, Имя Божiе прослвляющего его милует, а хулящего его наказует. Имя Божiе не теряет своего достоинства и есть Богъ в энергiи или действiи Бога  неотделимом от Именуемого Бога.

Вот почему 3-я заповедь Божiя воспрещает произносить Имя Божiе всуе, праздно, не благоговейно, без веры в Него. Даже если человек и безсознательно произнесет Имя Бога, оно не перестает быть тем, чего означает, т. е. Богомъ.

Например, есть сказано: «истинный монах спит, а сердце его бдит»; спящiй он безсознательно сердцем произносит Имя Божiе в молитве Iисусовой, или без молитвы, и от безсознательного произношенiя спящим, Имя Божiе не перестает быть Богомъ, а безсознательное произношение Имени Божiего освящает спящего, то есть, действует...

Это Синод в 1913 г. стал учить, что при молитве Имя Божiе есть, как бы, Богъ. Но это только в молитве и только для нашего сердца. В богословiи же, как и на деле, Имя Божiе есть только Имя, а не самъ Богъ, названiе предмета, а не сам предмет, и потому Имя Божiе не может быть признано или называемо ни Богомъ, что было бы безсмыссленно и богохульно, ни божеством, потому что оно не есть и энергiя (действiе) Божiе». (Ц.В. №20 от 18.05,1913 г. стр. 286).

По лжеученiю Синода, при молитве Имя Божiе есть не Богъ, а как бы Богъ (в этом лжеучении, кроется магiя  Синода); а на деле Имя Божiе есть «фикцiя» т. е. вымысел человеческiй – ничто. И если на деле Имя Бога это пустой звук, пустое слово, то Его можно хулить, топтать ногами, - что и делал в 1913 г. член Синода архiеп. Сергiй Страгородскiй, выбрасывать Имя Божiе в каротеках Святых Храмов всей епархiи на оскверненiе в епархiальные и приходскiе туалеты, как это было обнаружено с поличным в 1993 г. в туалетах Екатеринодарской епархiи, а в Новопокровском приходе прямо после Литургiи из храма выносили в туалет Имена Бога, Богородицы и Святых на записках с крестиками после служенiя Литургiи, молебнов и панихид. А для оправданiя этого духовного вандализма в епархiи, «архiеврей» Исидор 22 iюня 2000 г. на епархiальном совете (синедрiоне) офицiально закрепил ученiе, что Имена Божiи есть ничто, они разлагаются, превращаются впрах и исчезают в небытiе вместе с звуком голоса… Значит, лже-архiерiи похулили все Божественные Имена и Святое Евангелiе, которые во веки не исчезнут, а исчезнут, или переселятся в обители ада все имяборцы хулители Имени Бога и Святого Евангелiя.

И так, можно быть убежденным, что случайных мыслей о Боге не бывает, и что, во всех случаях произношенiя  Имени Бога, Имя Божiе не перстает быть Богомъ, и что мысли произносящие Имя Бога или Богомъ освящаются а человек милуется, если Имя Божiе прославляет, или наказуются гневом Божiимъ если они произносимое Имя Божiе хулят или произносят праздно.

Поэтому, представляется, что в формуле о. Антонiя Булатовича: «Повторяю, что именуя Имя Божiе Богомъ и Самимъ Богомъ…» дальнейшiе слова формулы: «и случайных мыслях о Боге» - надо исключить, чтоб эта формула не была похожа на исповеданiе  Синода в его хульном имяборческом Посланiе, за не подписанiе которого Афонскiе исповедники Святоотеческого ученiя об Имени Божiемъ претерпели избiенiе и изгнанiе за Имя Господне, по предсказанiю Господа нашнго Iисуса Христа (Мф. 10,22; 24,9; Мр. 13,13; Лк. 21,17).

И так, от того что безбожный мiр, во зле лежащiй (1 Iн. 5,19) хулит Бога, Имя Божiе не перестает быть Богомъ. Противное этому ученiе есть тоже самое имяборчество, имяборческiй сатанизм слепейшего Синода омрачившiй лжеученiем всех имяборцев.

Признанiе, что произносимое в молитве Имя Божiе есть, как бы, Богъ, а на деле есть пустое слово или пустой звук, это то же самое имяборчество, только лукаво, но тщетно Синодом замаскировано названием: «Такова вера православная, вера отеческая и апостольская, это голос Матери Церки»!» А на деле это не вера Святой Церкви, а магiя Синода признавать на время молитвы Богомъ то, что после молитвы есть фикцiя, вымысел человеческiй. Кем бы и как бы не было произносимо: «случайно», или не «случайно», в молитве, или в богословiи, Имя Божiе всегда есть то, чего означает - Самъ Богъ Своею энергiей. Повторяем: противное этому мненiе есть имяборчество и отрицанiе Бога в энергiи или действiи Его Имени.

Глава 5.

  ЕЩЕ О  ПРИСУТСТВIИ  БОГА  В ЗВУКАХ И ГОЛОСЕ.

О глаголах  Божiих отвергаемых имяборцами.

    Имяборцы учат, будто с прекращенiем голоса, Имя Божiе превращается впрах и исчезает вместе с звуком голоса в небытiе.

Однако, такое лжеученiе есть воистину сатанинское. В подтвержденiе  приведем истинное ученiе  Священного Писанiя  и Святой Церкви Христовой, православной на деле, а не на словах как именует себя антицерковь Московской патрiархiи  «РПЦ».

Имяборцы учат, что слова Спасителя, переданные св. Апостолами, «вкусивших благаго глагола Божiя»» (Евр. 6,5) не являются «глаголами Бога», но есть передаваемая ими простая речь. Но это – хула имяборцев на глаголы вечной Жизни» (Iоан. 6,68).

Господь Iисусъ Христосъ говорит:

– Азъ есмь лоза, вы же рождiе. И иже будет во Мне, и Азъ в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже». «Аще пребудите во Мне, И ГЛАГОЛЫ МОИ В ВАС ПРЕБУДУТ, егоже аще хощете, просите, и будет вам» (Iаон.15,5,7).

В этих словах Самъ Спаситель сказал, что Его глаголы в Апостолах пребудут такими, какiе  они приняли от Него и передали людям в своем благовествованiи Евангелiя Христова. То есть, Евангелiе Христово, передаваемое Апостолами, это и есть «глаголы вечной жизни», Божество которых отвергают имяборцы.

И еще Спаситель говорит: «Я свет пришел в мiр, чтобы всякiй верующiй в Меня не оставался во тьме. И если кто УСЛЫШИТ МОИ СЛОВА, (не только из уст Самого Спасителя, но, разумеется, и переданные устами святых Апостолов), и не поверит, (не поверит, что они есть ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ), Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мiр, но спасти мiр. Отвергающiй Меня и не принимающiй слов Моих имеет судiю себе: СЛОВО, КОТОРОЕ Я ГОВОРИЛ (и которое передали святые Апостолы в своем благовествованiи), ОНО БУДЕТ СУДИТЬ его в последнiй день. Ибо Я говорил не от Себя: но пославшiй Меня Отец, Онъ дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить. И Я знаю, что ЗАПОВЕДЬ ЕГО ЕСТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ. ИТАК, ЧТО Я ГОВОРЮ, ГОВОРЮ, КАК СКАЗАЛ  М Н Е  ОТЕЦЪ» (Iоан.12, 46-50). И святые Апостолы говорили не от себя, но то что видели и слышали от Господа Iисуса Христа, и потому передаваемые ими Слова Спасителя есть ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, которые имяборцы хулят, а значит, отвергают.

И если это слово Божiе, возвещаемое св. Апостолами будет судить мiр в день Судный, то как же оно НЕ ГЛАГОЛЫ  БОГА? Не задумались об этом имяборческiе «богословы».

Воистину и к имяборцам относятся слова Господа: «Отметаяйся Мене, и не прiемляй глаголъ Моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последнiй день»! (13,48).

Глава 6.

 О глаголахъ Божiихъ.

Iеросхимонах отец Антонiй (Булатович) в заявленiи «Святейшему» Синоду от 11 апреля 1914 г. об отложенiи всех исповедников Афонских от Синода и от всех единомыссленных с ним, кроме прочего написал:

«Далее, Святейшiй Синод говорит о Глаголах Евангельских, что они суть лишь слова Апостолов о Боге, а не есть Энергiя Божества, не есть Живой Глаголъ Бож; однако, из cвятаго Писанiя и Святоотеческих Творенiй мы ясно видим, что святая Церковь в словах Писанiя видела Живые Глаголы Божiи и Энергiю Божества.[20] 

  «У Бога не не останется безсильным никакое слово» (Лк. 1,37) «яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» «да восхвалят  Имя Господне (Пс. 32,9; 148,5).  Поэтому, всякiй глагол Бож через св. пророков в Божественном Писанiи, есть Истина, и Истина непреложная, как истинен Самъ Богъ. Почему и говорит св. мученик Iустин Философ: «Истина же есть Богъ, Отецъ всего, Который есть совершенный умъ. Слово истины посылается от Бога[21]. Надобно прилепиться к истинному и неизменному Имени единаго Бога, которое проповедуется не моим только голосом, но и теми, которые вводят вас в первоначальное образованiе, дабы праздно проведши время этой жизни, не отдать нам Судiи отчета, не только как не ведающим небесной славы, но и как неблагодарным»[22] Пойте Господу и благословляйте Имя Его, изо дня в день благовестите спасенiе Его» – Пс. 95»[23]   И что Богъ изрекал Духомъ Святымъ через святых Пророков, Апостолов и Святых, то все «не изнемогает», т. е. не теряет своей актуальности во все времена: прошедшiе, настоящiе и будущiе до скончанiя века, как и Самъ Господь сказал: «А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Марк. 13,37). «Небо и земля прейдут, слова же Мои не прейдут» (Мф. 24,35), «Слова, которые говорю Я вам, суть духъ и жизнь» (Iн. 6,63).

Потому и слова проклятiя Божiя на священников Ветхозаветных, небрегших о Славе Имени Божiя (Малах. 2,1-2) относятся и будут относиться до скончанiя века и к священникам новозаветным - имяборцам, похулившим Имя Божiе, равно как обетованiя о награде имяславцам Ветхозаветным, благоговевшим пред Именем Божiим (Малах.3,16), относятся и к имяславцам Новозаветным, исповедникам и защитникам Славы Имени Божiя от похуленiя имяборцами. (Откр. 3 гл.). И хулящiе Имя Господне, и исповедники Имени Господня особенно подчеркнуты в Откровенiи Тайновидцем святым Апостолом Iоанном Богословом в 3 и 13 главах.  Имяборцам проклятiе и поклоненiе антихристу, а имяславцам избранiе и сохраненiе от поклоненiя антихристу и все прочiе обетованiя перечисленные в   3-й главе Откровенiя. Все сказанное здесь подтверждается Словом Божiим и Откровенiем об апокалипсических временах, о последних имяборцах и имяславцах, которые были во все времена, а о последних, особенно подчеркнуты в Апокалипсисе.

Глава 7.

 У имяборцев Богъ безгласный, безсловесный, без именный.

В своем бесословiи, направленном к уничиженiю и хуленiю Имени Бога, имяборческiе ересiархи учат, что у Бога нет речи, и потому у Него нет Имен, в которых Онъ-де и не нуждается; и что до Боговоплощенiя, и до сотворенiя мiра у Бога не было никаких Имен. А когда  появились люди, они сами наименовали Бога различными именами[24].

Но эта имяборческая теорiя изобличается уже тем, что вся Богооткровенная Библiя, весь Ветхiй Завет наполнен в первую очередь, прославленiем Имени Бога и реченiями Его. У нас недостанет сил и времени, чтобы перечислить все места Библiи, в которых прославляется Имя Божiе и упоминается речь Бога. Например: «глаголет Господь Вседержитель»; «говорит Господь Саваоф»; «так говорит Господь» и проч.

Если же Господь «говорит», значит говорит понятной для людей словесной речью. Да и как же иначе, если Онъ – есть Богъ-Слово (Iоан. 1,1), если «Имя Ему – Слово Божiе» (Откр. 19,13); «Слова, которые говорю Я вам, суть духъ и жизнь»[25]. Имяборцы скажут, что Богъ говорил человеческой речью по воплощенiи Своемъ, в человеческой плоти на человеческом языке, например: «Отче! прослави Имя Твое».  Но ведь и Отецъ Небесный ответил Своему Сыну на таком же человеческом языке: «И прославил, и еще прославлю» (Iоан. 12,28). И во время Крещенiя Господня во Iордане был с неба голос от Отца словесной человеческой речью: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, в Которомъ Мое благоволенiе » (Мф.3,17). И во время Преображенiя Господня пред Своими учениками, был с неба голос от Отца человеческой речью: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволенiе, Его послушайте» (Мф. 17,5), – Значит, Богъ не безгласный! Когда Ему надо, Онъ обращается к людям голосом человеческой речью. Богъ разговаривает с людьми через избранных Своих Пророков, о чем мы исповедуем в 8-м члене Символа Православной Веры. А Пророки разговаривали с Богомъ не не Ангельском, а на человеческом языке, как например, Пророк Моисей, Авраам, Савл, и прочiе. И так, мы видим, что теорiя имяборцев о том что Богъ не имеет голоса и словесной речи – неоправданная и ложная, придуманная ими, для той же цели развенчиванiя Имени Бога.

 

       [1] «Православная Церковь о почитанiи  Имени Божiя  и о молитве Iисусовой». Изд. «Исповедник». СПб. 1914 г. стр. 184. Очевидно, о. Антонiй о буквах и звуках так написал для сближенiя к примиренiю двух позицiй, чтобы имяборам не вздумалось сочинять новую клевету на имяславцв.

       [2] Том 4. Гл. 6.

[3] Ин. 14,13-14.

[4] «человеческим» - следует понимать – по человеческому произношенiю.  Состоящему из тварных элементов: букв и звуков, а не по внутреннему его содержанiю, как дальше скажет и о.Iоанн Кронштадтскiй . – Сост..

       [5] А не напыщенные гордостью и самомнением Храповицкие и Никоны и Троицкие.

[6] Аскетическiе  опыты. Т. 2. Изд. 3. Спб. 1905. С. 234,237,240,241

[7] См.: Т.9. СПб. ДА. 1903. Бес. на Римл. I.

[8] Игнат. Брянч. Том 4.

[9] Его же: Аскет. опыты. Т. 2. Изд. 3. Спб. 1905.  С. 243.

[10] См. у митроп. Венiамина Федченкова: Св. Iоанн Кронштадтскiй . Имяславiе . С. 695.

       [11] Но откуда же берется «святость освящающая», если не от самого Божества?

       [12] Iеросхим. Антонiй  (Булатович). «Православная Церковь о почитанiи  Имени Божiя  и о молитве Iисусовой». Изд. «Исповедник». СПб. 1914. С. 171.

       [13] См. Посланiе  Синода 18 мая 1913 г. стр. 277-286, Церковные Ведомости. № 20.

[14] Ср. 1 Кор. 12, 3.

[15] Игнат. Брянч. Том 4. Гл. 6.

       [16] Творен.. Ч. 1. С. 233. Изд. 3. М. 1891 г. Из этих слов св. Василиiя видим, что даже написанные слога Имени Бога имеют освящающую силу. А тем более всякое именованiе  свойства Божiя, которое в Боге и есть Богъ. Сост.

       [17] Творенiя, стр. 293, Св.-Тр. Сер. Лав, изд. 4-е, 1904 г.

[18] Ч. 2. С. 15. М. 1882 г.

     [19] «Моя жизнь во Христе. Вып. 4. Изд. 2. С. 30-31. СПБ. 1893 г.

       [20] В 8 члене Символа Православной Веры исповедуем: «И в Духа Святаго, глаголавшаго Пророки», а значит в Апостолах и Святых, - К.Б.

[21] Сочиненiя  святаго Iустина философа и мученика». Перевод прот. Преображенского. М. 1892. С.469,470.

[22] Там же, стр. 463-464

[23] Там же, стр. 253.

[24] Так учат синодальные докладчики, в «Прибавленiях» к № 20 Ц.В. от 18.05.1913. С. 853-909, на основанiи которых Синод составил три свои новые лжедогмата. (ЦВ. № 20. 18.05.1913. С. 285-286)..

[25] Iоан. 6,63; Евр. 4,12

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar