Приветствую Вас Гость!
Пятница, 2024-05-03, 3:10 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 10 том

страница 19 - 26
2018-01-31, 9:52 PM

Глава 10.

Изобличение отступнического Послания Синода РПЦ от 18.V. 1913 г.

1). Синод учит, что вера в присутствiе Бога во Имени Его, вера в спасительность Имени Божiя Iисусъ, неминуемо приводит (разумеется синодалов) «к ужасным выводам».[1]

(Живущiй в синодалах сатана, нетерпя слышать о вере во Имя Божiе,[2] вострепетал и затрясся от исповедуемой Афонскими исповедниками Всемогущей Божественной силы Имени Господа нашего Iисуса Христа, поражающей главу змiя и козни демонов).

2). Вера в присутствiе Бога в Его Имени есть магическое суеверiе и безсмысленное богохульство. (стр. 279).

(Здесь Синод явно выразил свое богохульство, отверг ученiе Самого Господа Бога, отверг веру Святых Отец Церкви и св. Iоанна Кронштадтского о присутствiи Бога в Его Святейшем Имени. И похулил заповеданную Отцемъ Небеснымъ, Пророками, Апостолами и Святыми отцами веру во Имя Господа Iисуса Христа (Мф. 6,9; Мар. 16,17; Иоан. 12,28; 16,26; Деян. 4,10-12; 1 Иоан. 3,23; Фил. 2,5-9).

3). Сила и чудодейственность Имени Божiя – не в Имени Божiем. Имя Божiе чудодействует под условiем нашей веры. (!).[3]

(Синод обезславил, пытаясь и обезсилить Имя Божiе, Его силу поставил под условiе веры произносящих Его. Если у человека нет веры в силу Имени Божiя, то Имя Божiе – безсильно, и не может творить чудеса. Забыли синодалы, что, небрегущiе о Святости Имени Божiя, и всуе призывающiе Имя Божiе, наказываются гневом и проклятiем Божiим, и поражаются смертью телесной, еще здесь на земле.[4])

4). Синод бравирует тем, что «Константинопольскiй патрiарх осудил ученiе (разумей – Святых Отец и Св. Церкви) об Имени Божiем, как богохульное и еретическое»[5]

(Но не стоит пугаться и удивляться этому:) – Константинопольскiе патрiархи, вслед за Синодом похулившiе Имя Божiе, первые вошли в молитвенное общенiе с папой Римским и проложили путь в экуменическое богоотступничество для всех офицiальных Поместных Церквей. Похуливши Имя Божiе офицiальная, мнимо православная, церковь скатилась в католичество и в экуменическое вероотступничество, и превратилась в «блудницу Вавилонскую, и вином блуда (виной духовного прелюбодеянiя) своего напоила все народы»» (Апок. 14,8; 17,1,5,15,16; 19,2), то есть общением с собой сделала их повинными в признании отступницу от Православiя истинной церковью православной).

5). «…имя Божiе есть только имя, названiе предмета, а не сам предмет, и не его свойство, и потому не может быть признано или называемо ни Богом, что было бы безсмысленно и богохульно, ни Божеством, потому что оно не есть и энергiя (сила) Божiя.[6]

(Для Синода Имена Бога – простые клички, вымыслы человеческiе, как учит немецкiй ученый Макс Мюллер; в которого уверовали архiереи синодалы, а веру во Имя Божiе заповеданную Отцемъ Небеснымъ (1 Iн. 3,23; Iоан. 1,12; 3,18; Марк. 16,17) отвергли и назвали ее магическим суеверием и безсмысленным богохульством..

6). Имя Божiе в молитве может творить чудеса, но не как бы заключенной в нем или прикрепленной к нему силы Божественной, а так, что Господь видя веру нашу посылает Свою благодать и ею совершает чудо.[7]

(по лжеученiю Синода Имя Божiе и может творить чудеса, и не может творит чудеса, если Господь не пошлет в Него Свою Благодать... И выходит, что Имя Божiе – пустой атрибут-кличка; Имя Божiе не в Боге, а только в буквах и звуке, куда де Богъ посылает Свою благодать… если произносящiй Имя Божiе имеет веру в самое существо Бога, а не во Имя Его…. Но во что же он должен веровать, если только не в присутствiе Бога в Святейшем Имени Его?! По ученiю Святых Отец Церкви, Имя Божiе всесильно, державно, чудодейственно, свято и достопоклоняемо, и независимо ни от веры произносящих Его, и ни от каких-либо других условiй!

– Господь сказал: «Знаменiя верующим[8] сiя последствуют: Именемъ Моимъ бесы ижденут…» и проч. (Мар. 16,17). Господь творит чудеса Энергiей Своего Имени неотделяемой от Его сущности. А Синод крутит-вертит: то Имя Божiе может творить чудеса, то не может творить чудеса, потому что оно безсильно. Но если «Господь посылает Свою благодать», то посылает ее призывающим Его Имя во Имя Свое (Iоан.14,26). Присутствiе благодати в Имени Божiемъ, это и есть Богъ Своей Деятельной Божественной Энергiей, неотделимой от Его Сущности. И потому Имя Божiеесть Божество и Богъ, Оно чудотворно, и как учат Святые Отцы – Имя Божiе есть Самъ Богъ).

7). Таинства совершаются не по вере совершающего таинство, не по вере прiемлющего Таинство, но и не в силу произнесенiя или изображенiя Имени Божiя, а по молитве и вере св. Церкви, от лица которой они совершаются.

(Прiехали! Синод упразднил из состава Церкви и совершающих таинства – священство, и принимающих таинства – народ… Отверг и действенную силу Имени Божiя при совершенiи таинств церковных. – Это ученiе – антицерковное, не святоотеческое! Синод упорно отвергает силу Имени Божiя, которое освящает и совершает, по ученiю Св. Церкви и Святых Отец, таинства церковные, в том числе Таинство Евхаристiи. Но какая же может быть вера «у пустой церкви» без священства и без народа, да еще и при отсутствiи действенной силы в Таинствах Имени Божiя, у одних голых стен храма? И какая может быть «вера Церкви» без веры в Божественное достоинство Святейшего Имени Божiя прославляемого Церковью в ее Богослуженiи? Имя Божiе есть – основанiе, как бы фундамент домостроительства спасенiя Богомъ человечества. Свое вероотступническое посланiе Синод заканчивает громкими эпитетами, с прещенiями на не согласных с ним:

8).Такова вера православная, вера отеческая и апостольская, это голос Матери Церкви. Не согласных отлучить от Церкви, лишить священства и монашества».[9]

(Но вера Синода, в корне не православная, не Свято-отеческая и не Апостольская. Лжеученiе Синода это «не голос Матери-Церкви», а хула бесовская и голос сатаны! Это есть всемiрное «отступленiе» от искупившего мiр Владыки Господа нашего Iисуса Христа, предсказанное св. ап. Павлом (2 Фесс. 2,3.). А отлучены от Церкви Христовой не исповедники Божества Имени Божiя, а сами синодалы и все духовенство, принявшее антихристово ученiе синодального Посланiя за истину.

Кощунство и богохульство имяборческое весьма ясно и определенно выражено в докладах синодальных докладчиков[10] напечатанных в «Прибавлении к Церковным Ведомостям» № 20, от 18 мая 1913 г. на страницах 853-909, на основании которых было издано и опубликовано, выше разобранное нами, «Послание Святейшего Синода» в Церковных Ведомостях № 20 от 18 мая 1813 г. на стр. 277-286.

РАЗДЕЛ III.

ИСТОРИЯ АФОНСКОГО ПОГРОМА

(Русь Православная, июль 1999 г. Содержание).

Будь верен до смерти.

«И СЛОВО БЫЛО БОГ...»

М.Б.Данилушкин.

Глава 1.

Имяславие в России – древнее учение, или новая ересь ?

Недавно Санкт-Петербургским православным издательством "Воскресение" была
переиздана известная книга "На горах Кавказа. Беседа двух старцев-пустынников о
внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисусъ Христову", вобравшая в себя опыт многих отцов-исихастов..

Появление этой книги вызвало в кругах церковной общественности оживлённую дискуссию. А тот факт, что некоторые православные книготорговые организации отказались распространять ёе, ссылаясь на то, что "книга еще в 1913 году осуждена Синодом как еретическая", придало всему происходящему прискорбный отпечаток.

ВРЕМЯ ОСОЗНАНИЯ.

Для Русского Православия пришло время осознания своих традиций. И восстановление древнеотеческого отношения к Имени Божию представляется ныне крайне необходимым. Выход в свет нового издания книги "На горах Кавказа" показал, что в русском церковном обществе по-прежнему нет единства по вопросу имяславия. Некоторые "ревнители не по разуму", даже не пытаясь вникнуть в суть вопроса о несправедливом обвинении имяславцев в неправославии и клеймя книгу "еретической", вводят в заблуждение простой верующий народ, забывая при этом сказать, что вопрос об имяславии остался открытым, т. к. Соборное постановление о нём до сего дня не вынесено.

Примером такой дезинформации является выступление на радио "Радонеж" иером. Сергия (Рыбко), который заявил, что имяславцы учили, будто бы произнесение Иисусовой молитвы заменяет Св. Причастие; что эта книга вредная, что, наконец, все книги, выпущенные издательством "Воскресение" "сомнительные и содержат нападки на Русскую Православную Церковь". Но несмотря на все эти радионапасти, большинство читателей с воодушевлением восприняли выход этой книги и видят в чтении её усвоение опыта древних подвижников-пустынников, творивших Иисусову молитву и знавших искусство из искусств - умное делание. Один из читателей так и сказал: "Читая эту книгу, хочется молиться".

Не .лучше ли и нам положиться на духовный опыт преп. Варсонофия Оптинского, который такими словами благословил своим духовным чадам чтение этой книги: "Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания. Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни, дай Бог, чтобы чтение принесло вам не только высокое духовное наслаждение, но также и помощь в деле спасения своей души. Аминь" (См. Беседы схиарх. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. С.58).

Глава 2.

АФОНСКИМ ИНОКАМ – ВЕНЦЫ МУЧЕНИЧЕСКИЕ.

Автор предлагаемой читателю книги схимонах Иларион около 3-х лет с 1871 по 1874 г. прожил на Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре, а затем вместе со своим старцем

о.Дисидерием он удалился с Афона на Кавказ - излюбленное местожительство отечественных ПОДВИЖНИКОВ -исихастов.

По смерти своего старца, о. Иларион, хотя и был приписан к братии Ново-Афонскаго монастыря, возжелав ещё более глубокого уединения, удаляется дальше в горы.

В 1906 году старец отдал свои рукописи послушнику своему о. Венедикту, также Афонцу чтобы издать книгу и о. Венидикт приехал в Оптину пустынь за благословением на издание книги. И вот в 1907 году по благословению преп. старца Варсонофия Оптинского появилось 1-е издание этой книги под названием «На горах Кавказа». Средства для издания были даны Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной (в будущем Преподобномученицей) с благословения старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни. Книга была весьма одобрена Духовной цензурой и встретила самые тёплые отзывы, как Афонскаго монашества, так и духовно-просвещённых людей России.

Известно, что в среде защитников имяславия были, кроме преп. Варсонофия Оптинского, Вел. Кн. Елизавета Феодоровна и её окружение, св. митроп. Макарий (Невский), преп. Кукша, митроп. Киевский Флавиан, митроп. Вениамин (Федченков), Епископы Феодор (Поздеевский), Феофан (Быстров), Трифон (Туркестанов), священники Сергий Булгаков и Павел Флоренский, философ А.Ф. Лосев, богослов М. А. Новосёлов, В.Н.Лосский, математики проф. Д.Ф. Егоров и Н.М.Соловьёв. Кроме того, следует сказать, что после Афонского погрома Императорская Семья весьма сочувственно относилась к несправедливо обиженным Афонским инокам. Так, еп. Никон (Рождественский) - исполнитель разгрома имяславцев на Афоне - в одном из писем Государыни к Государю (8 Сент.1915 г.) именуется Ею: "этот злодей с Афона", «на нем грех Афона».

За пять лет книга выдержала три издания, причём право третье издание взяла на себя Киево-Печерская Лавра и напечатала небывалым для того времени тиражом - 10 тыс. экземпляров. Старец Варсонофий Оптинский рекомендовал её своим духовным чадам: "Всё описанное в его (схим. Илариона) книге заслуживает полного доверия, как дознанное им на опыте".

В этой книге изложено традиционное Православное учение об Иисусовой молитве и умном восхождении, причём подчёркивается, что вне Имени Иисуса спасение ни для монаха, ни для мирянина невозможно. На Афоне на эту книгу было написано несколько отзывов. Автор одного из них - иеросхимонах Андреевскаго скита о. Антоний (Булатович) - стал впоследствии главным защитником имяславия. Причем, гонение на имяславцев было предсказано о .Антонию св. прав. отцом Иоанном Кронштадтским, когда Батюшка в 1908 году подарил ему свою фотокарточку с пророческим надписанием: "Афонским Инокам - венцы мученические".

Но, к сожалению, не все на Афоне смогли осознать тонкое учение об Имени Божием. Противники этого древнего учения сумели представить архиепископу Антонию (Храповицкому) дело так, что будто пустынники Фиваидские (из Русского скита Новая Фиваида на Афоне), якобы, следуя книге о. Илариона, обожествляют самые звуки и буквы имени "Иисус". Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), имевший большой авторитет среди членов Синода, написал ряд статей в журнале "Русский инок", в которых отрицательно и даже грубо отзывался о книге и ея авторе. Эти статьи вызвали волнения на Афоне, суть которых А.Ф. Лосев охарактеризовал так: "одни - а это были в основном представители администрации - учили, что Имя Божие - лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношении к Самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварного, а потому обожествление его,- говорили они, - есть языческий пантеизм и магия. Другие, напротив, отстаивали Божественное начало Имени Иисуса и утверждали, что в Имени Божием пребывает сила (энергия) Божия, неотделимая от Его сущности и потому оно не может быть тварным, и в этом смысле Имя Божие есть Сам Бог. Представители последней точки зрения были в основном монахи-ревнители и отшельники, имевшие обыкновение творить Иисусову молитву и давшие обет молчания".

Глава 3.

НАСЛЕДНИКИ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ.

Между тем, должно признать, что данный спор имеет очень глубокие корни. Мистическое учение о единении с Богом через призывание Его Имени в Иисусовой молитве, изложенное древним восточным монашеством, наиболее полно проявляет суть имяславия. Этому учению придал законченную форму в середине XIV века Епископ Фессалоникийский святой Григорий Палама. Представителями этого учения были величайшие отцы древней Церкви, начиная с Апостола Ермы: Иустин Мученик, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Григорий Нисский и многие другие.

В Афонском деле начала века просматривается своеобразная параллель с вопросами, поставленными на целом ряде Константинопольских Соборов XIV века. В течении десяти лет Константинопольская Церковь разбирала спор Варлаама и Акиндина, которые отказывались называть Свет Фаворский Богом. В 1351 году на Соборе была произнесена окончательная анафема ереси варлаамитов: "Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии" (Анаф. 5-я против Варлаама. См. Житие Св. Григория Синаита). Таким образом, Церковь определила, что всякое действие Божие есть Бог, то есть неотделимо от Существа Божия, хотя и отлично от Самой Сущности. Фаворский Свет не творение Бога и не Божественная сущность; он - "Сила (Энергия) Сущности, неразрывная с сущностью, и потому есть Сам Бог".

Как же это древнее учение Церкви связано с имяславием XX века?

Самым непосредственным образом: по сути, учение об Имени Божием является развитием в XX в. учения о Божественных энергиях, принятом на Константинопольском Соборе 1351 г. Не имея возможности говорить о глубинах этого учения, приведём лишь несколько тезисов, означенных в рукописи А. Ф. Лосева для о. Павла Флоренскаго:

  1. Имя Божие - энергия сущности Божией. И, как энергия сущности Божией, неотделимо от самой сущности и потому есть Сам Бог.

2. Имена Божии - таинственные символы реального действия Бога. Имя Божие есть Сам Бог, но Бог Сам - не есть имя (то есть Сущность Божия не есть имя. - прим. сост.). 3. Имя Божие не есть имязвучие (то есть тварное сочетание звуков и букв).

Таким образом, когда Афонским пустынникам противники книги старца Илариона говорили, что, мол, имя Иисус есть простое человеческое имя, как и другие имена человеческие, это лишь сочетание звуков, - опытные старцы просто прерывали общение с подобными "учителями", ибо видели в словах их, как указывал о. Антоний (Булатович), "тонкую ересь приравнения Имени Господня слову человеческому", а ещё далее - ересь варлаамитов, отделявших энергию Божию (присутствующую в Имени Призываемого) от Божества, то есть не признававших её Богом. Действительно, "Имя Божие, хотя и не может быть Богом по своим звукам или буквам, является Богом по энергиям" или, иными словами, "Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог" - указывал иеросхимонах Антоний (Булатович).

Продолжая знакомиться с делом имяславцев, можно заметить сходство имяборцев (то есть тех, кто выступал против учения имяславия) с иконоборцами VIII века. Последние отрицали, что икона (так же как и Имя) имеет общение с Первообразом и через общение с ней мы освящаемся. Более того, икона считается неосвящённой без начертания на ней имени. Лишь после надписания, в иконе признаётся реальное присутствие именуемых.

Так же, как противники иконопочитания попирали святыя иконы, имяборцы позволяли себе хульныя выходки против Имени Господа Иисуса, как, например, бросание наземь записок с Именем Иисуса и топтание их. А ведь Имя Божие и есть первичный, словесный вид иконы. К сожалению, вместо спокойного богословского разбора возникшего вопроса, касающегося древней церковной практики "умного делания", к имяславцам были применены административно-силовые методы.

Глава 4.

РАЗГРОМ

Краткая хроника событий такова. В 1912 году после осуждения в России книги "На горах Кавказа" архиепископом Антонием (Храповицким), который грубо назвал имяславие "хлыстовщиной", Игумен Пантелеимоновскаго монастыря Мисаил представил книгу "На горах Кавказа" на суд Патриарха Иоакима III-го. Тот в своём Послании осудил книгу, хотя есть сведения, что первоначально (в 1907 г. при первом издании) он её одобрил.

9 Января 1913 г. в Андреевском скиту братия в присутствии Ватопедских проэстосов, в полном соответствии с Уставом о внутренней жизни скита, сменила игумена Иеронима, не разделявшего их убеждений и намеревавшегося даже изгнать имяславцев из скита. Смена была произведена простым большинством голосов (302 против 70-ти). Новым игуменом был избран о. Давид. Ватопед*** вначале письменно согласился признать результаты избрания, однако, по требованию Российскаго Посольства, в дальнейшем отказался от своего согласия. Вскоре рота греческих солдат заняла посты у скита, а скитские иноки были объявлены бунтовщиками.

Игумен Пантелеимоновского монастыря Мисаил, опасаясь изгнания из монастыря, подписался под исповеданием имяславцев, уничтожив свой прежний Акт о недостопоклоняемости Имени "Иисус". Этот день примирения всей братией праздновался как Пасха и был назван ими "торжеством Православия".

Однако, игумен Иероним не захотел подчиниться требованиям братии и обратился в русское посольство в Константинополе. После этого светские дипломатические структуры стали грубо вмешиваться во внутреннюю жизнь скита. Вице-консул Щербина заявил, что если братия не вернёт смещённого игумена Иеронима, то будет "предана на растерзание грекам" - изгнание же русских монахов с Афона было грекам на руку, т. к. соответствовало их планам эллинизации Афона.

И, действительно, с февраля по июнь 1913 года длится блокада имяславцев на Афоне: их лишили почты, подвоза продовольствия, денежных переводов.

Вскоре выходит "Апология Веры во Имя Божие и Имя Иисус" о. Антония (Булатовича) с предисловием (неподписанным) о. Павла (Флоренского) и письмом (неподписанным) профессора московской духовной академии М. Д. Муретова, в которых они выступают в защиту имяславия.

18 Мая 1913 года Святейший Синод издаёт Послание, составленное в основном митроп. Сергием (Страгородским), в котором учение имяславцев признано "хлыстовством" ввиду идеи "перевоплощения Божества". В этом Послании излагаются три главных тезиса имяборчества:

- Имя Божие есть "только имя, а не Сам Бог и не Его свойства, название предмета, а не, сам предмет. Оно не есть и энергия Божия";

- Чудеса творятся не Именем Божиим, а верой нашей;

- Священные Таинства совершаются не Именем Божиим, "а по молитве и вере Святой Церкви".

Глава 5.

Афонский бунтарь.[11]

4 Июня 1913 года на канонерской лодке "Донец" на Афон прибыл по распоряжению Св. Синода архиеп. Никон (Рождественский), которому в распоряжение были предоставлены военные транспорты с солдатами. Архиепископ, к сожалению, не стал глубоко вникать в сущность вопроса. Он просто принял на веру богословскую аргументацию архиеп. Антония (Храповицкого), который сам, кстати, даже не читал книгу "На горах Кавказа". Он признался в этом в своем разговоре с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, вопросившей митрополита как-то, почему он так сильно восстал против этого труда.

Архиепископ Никон не сумел найти общий язык с афонцами и, таким образом, невольно стал руководителем разгрома русского монашества на Афоне. Вскоре Протат заявил, что если "еретиков" не удалят с Афона русские, то их удалят греки. Им это нужно было для того, чтобы сделать весь Афон греческим.

С 14 по 17 Июня в Пантелеимоновском монастыре была произведена перепись. Из 1700 насельников монастырей, участвовавших в этом догматическом споре, лишь четверть не присоединилась к имяславцам.

3 Июля началось насильственное выселение имяславцев с помощью солдат на прибывший военный пароход "Херсон". Иеросхимонах Антоний (Булатович) так описывает это выселение: "Безоружных, совершавших церковное служение иноков, подвергли неслыханному истязанию - их в продолжении целого часа окатывали в упор из двух шлангов сильнейшей струёй холодной горной воды, сбивая с ног, поражая как сильнейшими ударами лице и тело.

Для насильственного вывоза были поставлены два пулемёта: из солдат выбирали охотников "бить монахов", которых предварительно игумен Мисаил приказал за обедом усиленно напоить вином, и, наконец, полупьяных и осатаневших солдат бросили на безоружных иноков по команде - "бей штыками и прикладами!"... Били беспощадно!... Хватали за волосы и бросали об земь!... Били на полу и ногами! Сбрасывали по мокрым лестницам с четвёртого этажа! Били прикладами по голове, и по чём попало!... Если не было заколотых насмерть штыками, то только благодаря крайнему непротивлению и незлобию иноков, которые, скрестив руки, не оказывали никакого сопротивления!...Однако, было 46 раненых с колотыми, резаными ранами, которых зарегистрировал судовой врач на "Херсоне". Без чувств скатывались многие иноки с лестниц, а внизу их подхватывали приспешники имяборца Мисаила и избивали их там большими железными кочергами из просфорни... Совершенно потерявших чувство и убитых оттаскивали в просфорню. В ту же ночь, как утверждают очевидцы, было похоронено четверо убитых... Наконец, израненных, залитых водою иноков пригнали на пароход. Производились и кощунства над священными иконами, которые бросались на землю, топтались ногами и т. п.".

Глава 6.

ЦАРСКИЙ СУД.

Пароход с пленными монахами в числе 621 человек отправился в Одессу. 40 изувеченных солдатами монахов возвращено в монастырскую больницу с транспорта "Херсон", как неспособных следовать в Россию. По некоторым сведениям убитых монахов исповедников Имени Божия, было более пяти. Но это было тщательно сокрыто. После допроса в Одессе 8 человек отправлены на подворье Андреевского скита, 40 - в тюрьму, остальные, в числе которых были и старцы-схимники, в мирском одеянии и с остриженными власами и бородами - для водворения на родину по местам приписки. 17 Июля прибыли ещё двести двенадцать монахов на пароходе "Чихачев", которые временно были распределены по Афонским подворьям. Некоторых монахов переодевали в еврейские ермолки, что было несомненно ритуальным глумлением.[12]

В течении последующих месяцев из Афона выехало добровольно ещё большое число иноков, отказавшихся дать требуемую подписку о непризнании Божества Имени Господня. Миссия посланцев Синода была завершена. В результате русская часть Афона уменьшилась почти наполовину. Эта высылка стала трагедией для русских иноков: многие из них прожили на Афоне по несколько десятков лет. Среди высланных был и ныне прославленный преподобный Кукша (память 16 (29) Сентября), проживший на Афоне семнадцать с половиною лет.

Русскими церковными властями прибывшие афонцы были встречены сурово. Их разослали по разным епархиям с запретом совершать Богослужения. Многих потом погребали по мирскому обряду. Так были погребены схимонах Ионафан и схимонах Афиноген, прожившие на Афоне один шестьдесят, а другой - сорок пять лет. В последнем приобщении Святых Тайн было отказано схимонаху Севастиану и схимонаху Афиногену. Причём первого священник лишил даже отпевания.

Имяславцы[13] неоднократно выражали желание предать себя духовному попечению Св. Синода и прекратить все догматические споры через разъяснение всех недоумений. Но вместо этого они получали в ответ лишь запретительно-карательные указы. Дело сдвинулось с мёртвой точки после того как 13 Февраля 1914 г. имяславцам была дана Высочайшая аудиенция в Царском Селе, о которой они просили Государя, считая себя обиженными. В Докладной записке от 14.02.1914 г. экзекутора Канцелярии Обер-Прокурора М. Шергина, сопровождавшего монахов на Высочайший приём в Царское Село, значится следующее:

"Монашествующие вернулись из дворца в самом радостном настроении, глубоко растроганные оказанным им высоким вниманием. По их словам, после получасового ожидания во дворце, они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной в продолжении приблизительно 40 мин., при чём в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце аудиенции, на просьбу монашествующих о даровании им высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошёл Его Императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую те поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал Его в голову. Затем высокомилостивая аудиенция была закончена" (Рукопись. РГИА. Ф.797. Оп.83. II отд. 3 ст. Д.59).

Государь "принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла воздержаться от слез". Иноки под впечатлением ласки Царской Семьи надеялись, что им будет предоставлен скит Пицунда, где они выберут своего настоятеля по Афонскому уставу.

Св. Синод пытался привлечь "для келейного увещания подсудимых Афонских монахов" Оптинских старцев архимандрита Агапита и иеромонаха Анатолия. Однако, старцы, сославшись на нездоровье, не приехали, что трудно расценить иначе, как молчаливое неодобрение ими действий Св.Синода. Такое же неодобрение наблюдалось и среди других старцев. Так, настоятель Глинской пустыни о. Исаакий принял у себя изгнанных имяславцев, построил им келлии в скиту во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, где они могли жить в уединении.

Позднее, в 1938 году, митрополит Вениамин (Федченков) в письме к митрополиту Сергию (Страгородскому) напишет, что молчаливое подчинение решению Синода заставило его "вот уже 25 лет ощущать в душе предательство страха ради". В этом же письме он утверждает, что, будучи в 1913 году в Оптиной, "лично слышал, что оптинцы внутренне были не согласны с Синодом".

25 Марта 1914 г. о. Антоний (Булатович) пишет письмо Государю с просьбой повелеть разобраться в учении имяславцев, назначив особую богословскую комиссию. Промедление и беззаконные действия Синода, по его мнению, буквально "наталкивают" Россию на бедствия. "К каким дальнейшим бедствиям это приведёт Россию, ведает один лишь Бог", - так пророчески заканчивает своё письмо о. Антоний.

В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию, выражая благоприятное мнение об имяславцах, а чуть позже на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В. К. Саблеру следующую записку: "В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и ближним, душа моя скорбит об афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Тайн и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о величайшей святыне - Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана (Киевского) разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение".

 

[1] Посланiе «Святейшего» Синода. Церковные Ведомости № 20, 18 мая 1913 г. С. 279.

[2] т. е. о вере во Имя Божiе заповеданной Отцем Небесным – (1 Iн. 3,23); Сыном Божiим – (Iн. 12,28; Марк.16,17); Святыми апостолами – (Iн. 1,12; 3,18; Деян. 4,10-12; Фил. 2,5-9; 1 Кор. 12,3; 6,11; Ефес. 1,21; Евр. 1,4; 13,15; Iоиль 2,32.

[3] Естественно составителю синодального послания отвергать чудодейственнось Имени Божия, поскольку он не признаёт за Именем Божиим реального бытия. Не может иметь чудодейственной силы то, что реально не существует? Как может творить чудеса искусственно, магически и суеверно обоготворённая простая кличка существующая только для молитвы, а после молитвы исчезнувшая в небытие? Послание относит чудодейственную силу не Имени Божию, а нашей вере. Вере – во что? Если вере не во Имя Господа нашего Иисуса Христа, - то во что? (Сравни: Иоан.1,12; 3,18; 1-е Иоан. 3,23). Послание явно отвергает слова Спасителя (Мрк.16,17) и слова Первоверховного Апостола Петра: (Деян.4,12). Чудодейственная сила Божественной энергии – Имени Божиея неотделима от Существа и является Богом, и по словам блаженного Феофилакта Болгарского Имя Божие иногда совершает чудеса произносимое даже устами недостойных, и, как говорит св. Иоанн Златоуст, иногда даже без молитвы Апостолами произносимое.

Целый сонм святых Богоносных Отцов, Православный Катехизис, Догматическое богословие, вся Православная Церковь учит, что церковные Таинства совершаются Именем Божиим. Но послание отвергло учение Православной Церкви, отвергло веру в действие Имени Божия в Таинствах. И если во втором лжедогмате силу творения чудес послание приписало не Имени Божию, а вере нашей и обетованию Божию, (но самое обетование Божие посланием сокрыто, - вот оно: «Именем Моим бесы ижденут» (Мрк. 16,17) ), то в третьем своём лжедогмате оно отвергло уже и веру совершающих Таинства, и веру приемлющих Таинства, и конечно же отвергло силу Имени Божия, и отнесла силу совершения Таинств молитве и вере святой Церкви. Но все церковные Богослужения и домашние молитвословия начинаются и заканчиваются прославлением Имени Божия, и цель создания мира – Слава Имени Божия: «Всякое дыхание да славит Господа» (Пс.150,6). Под своими тремя лжедогматами послание и доныне провозглашает: «Такова вера православная, вера отеческая и апостольская, это – Голос Матери Церкви! С каких это пор?!..

[4] Малах. 2,1-2Левит 24,16; Св. Iоанн Кронштадтскiй учит: «Где употребляется с верою Имя Божiе, там Оно созидает силы; ибо самое Имя Божiе – есть Сила (Божiя). («Моя жизнь во Христе». Т. 5. Ч. 2. С. 247). Так же учат и другiе Святые Отцы Церкви. Демоны на силу Животворящаго Креста Господня не могут взирати, а у синодалов и у прочего духовенства имяборческого даже Имя Бога – безсильно…

[5] Там же. Послание. С. 284.

[6] Там же. С. 285.

[7] Там же.

[8] а о неверующих и говорить нечего, для которых нет Бога…

[9] Там же, Посланiе. стр. 285.

[10] Эти три доклада см. в 9-м томе, по оглавлению.

[11] Этот документ полный, интересный, читайте: ч.3, Раздел 1, гл. 2 Катакомбная церковь, в сноске на стр. 283.

[12] О привезенных из Афона в Одессу монахах, автором поведаны весьма не полные сведения.

[13] Не все, а лишь некоторые из них.

Категория: Имяславие 10 том | Добавил: borschks
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0