Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-04, 8:58 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 13 том

Том 13 страница 137 - 140
2018-12-16, 2:53 PM

Раздел II.
Как учит Православная Церковь об Имени Божием,  вопреки имяборчеству1913 года.

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
За разрешением вопроса об Имени «Iисус» до воп¬лощения, обратимся, к св. Церкви, и последуем её учению, нежели учению полу-обезверившихся членов Синода 1913 года, настроенных рационалистически.
Открываем Книгу-Журнал: "ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ", том 1-й, Киев, издания 1874 г. за четыре десятка лет до возникновения в лоне нашей Матери-Церкви  имяборческой хулы на святейшее имя Господа нашего Iисуса Христа. Упомянутая  Книга-Журнал - официальное церковное издание. Дозволено  Цензурою,  Киев, 1874 года, июля 20-го дня.
 На странице 17-й   читаем: «Январь».
Глава 1.
Величие Святейшего имени Iисусъ.
                                                      Нарекоша имя Ему Iисус» /Лук.2,21/.
    Имя "Iисусъ" выше всякого имени. Это имя говорит нам, что мы были и что стали, чем должны сделаться, и чем сделались: это Имя говорит нам, что Богъ  от  вечности для нас предопределил и во времени исполнил; Оно открывает нам, как любовь Сына, так рав¬но и любовь Отца и Святого Духа, Которые по единству существа Свое¬го также принимали участие в великом и славном деле Сына. Это Имя говорит нам не только о том, что есть Христосъ, но также и о том, что есть Богъ, потому что Iисусъ есть Божественное имя, Оно есть имя самого Бога, – значит. Оно есть имя безконечно многозначительное, бесконечно величественное и вследствие этого достойно того, чтобы быть предметом особенного нашего размышления.                                                           
Величие Святейшаго имени Iисусъ коротко и ясно объясняется св. Апостолом Павлом, который говорит, что "имя Iисусъ  выше всякого  имени" /Фил. 2,9/.
Таким образом, это Имя возвышается над всеми именами и над всем, что носит имя, должно господствовать; Оно есть Имя, которое превоз¬носится над всеми временами, в которые существуют  и м е н а, над всеми заслугами, ради которых даются. Следовательно, если мы хотя несколько хотим понять величие этого имени всех имён, то должны возвыситься над незначительностью обыкновенных имён, должны подня¬ться превыше времён, людей и человеческих заслуг, подняться на вы¬соту, откуда наш слабый глаз презирает несколько яснее и глубже, короче: в смысл этого таинственного Имени мы должны  про¬никать  с  высоты  веры, потому что  только  свет веры  объясняет  нам  всё, что заключает в себе это Имя. Но что же вера говорит нам об этом Имени? Она прежде всего говорит нам, что имя "Iисусъ" превыше  всех  вре¬мён что под солнцем носит имя /слышите, читатель? – ред./, всё это сотворено и произошло во времени, – получило своё бытие, а следова¬тельно и название тоже во времени. Создавший последний и высочай¬ший Свой образ, вдохнувши в тело первого человека дыхание жизни и поселивши Своё собственное подобие на земле, Богъ потом уже наре¬кает ему имя  и Богъ, говорит св. Писание, дал ему имя Адам. Следовательно только тогда, когда окончилось творение Богъ или Самъ нарекал имена тварям, как например, первому человеку, наречение имени которому Онъ предоставил Себе, или же предоставил право давать имена тварям тому же самому человеку, как рассказывается нам на первых страницах священной истории об Адаме, который дал имена не только животным, приводимым к нему Богомъ, но также своей жене, вто¬рому сотворённому человеку. "Адамъ, говорит Писание, назвал жену Евой". Поэтому имена всего сотворённого представляют  нечто явившееся  во  времени,  временное.  Не таково  Божественное  имя "Iисусъ": Оно не есть  Имя  времени  но  Имя  вечности; поэтому Оно настолько выше времени, насколько  сама  вечность  возвышается над временем. Правда и это имя дано Божественному Спасителю также во времени, – именно, по проше¬ствии восьми дней после Его рождения; но, тем не менее, имя Iисусъ неизмеримо выше всех пределов времени:
     Оно во времени лишь настолько, насколько Его человеческая природа произошла во времени. Но так как искупил и мог искупить нас не про¬стой только человек Iисус, а Христос, как Богъ и человек в одной и той же ипостаси; то, поэтому, Его имя должно быть прилагаемо не к одному только Его человечеству, – Христосъ есть Iисусъ, т. е. Спаситель от вечности, а, следовательно и Его имя лишь в том отношении временно, что Оно откры¬лось во времени; чрез что естественно нисколько не изменилось заключавшееся в этом Имени от вечности, и мы должны по необ-ходимости признать, что имя Iисусъ должно быть вечно, так же вечно, как вечен сам Христосъ, Сынъ Бога. Как от вечности Бог предопределил сотворить мiр, так же от вечности в Совете Св. Троицы было присвоено Отцу дело творения, а Св. Духу—дело освящения, также от вечности было предоставлено Сыну дело искупления; Следовательно было от века у Христа как Его служение Искупителя, так и Его имя Iисусъ, т.е. Спаситель. ИМЯ "IИСУСЪ" ТАКЖЕ ВЕЧНО, КАК ВЕЧЕН БОГЪ ОТЕЦЪ, Который от вечности свидетельствует о своём Сыне, как об Искупителе; Оно вечно, как вечно Слово, Которое было у Бога и Само Было Бог, Которое от вечности, в качестве посредника между Богомъ и к искуплению назначенным мiром, предало Себя в руки Своего Небеснаго Отца; Оно вечно как вечен Духъ Божий, Который, вследствие Своего единосущия с Отцемъ и Сыномъ, имеет одну и ту же волю и любовь с обоими. Имя "Iисусъ" от вечности составляло предмет вечных пла¬нов Божиихъ, а равно предмет вечной любви Божией, которая Его, как божественное сокровище, от вечности носила и скрывала в Своёмъ сердце; и только когда пришла "полнота времён" она вручила Его, с воплями взывающему к этому Имени, мiру.
Только теперь передал Богъ человечеству этот драгоценный камень небесный, но передал единственно для того, чтобы, после непродолжи¬тельной неизвестности Его на земле, Оно просияло ещё большим блеском на всю вечность. Имя Iисусъ есть имя вечности. "Твое имя", говорит поэтому уже евангелист ветхаго завета—Исаия, когда пове¬ствует о Боге, как Искупителе,—"Твоё имя, восклицает он, есть Имя вечности" /Ис.63,16/.
Тысячи и миллионы имён вместе с теми, которые носили их, погре¬бены в могиле и преданы вечному забвению, тысячи и миллионы новых имён будут ещё уничтожены, всеразрушающею рукою времени; ни одно имя, будь оно даже глубоко начертано на камне, меди, ИЛИ как часто бывает, занесено в летописи всемирной истории, - ни одно имя не устоит пред разрушающею рукою времени, потому что это свойственно только имени "Иисусъ". Наши же имена лишь только по мере того становятся бессмертными и увековечиваются, насколько мы при помощи заслуг Искупителя и своего собственного старания воплощаем в себе имя "Iисусъ". Вполне справедливо поэтому говорит св. Писание: "в вечной памяти пребудут праведники". Таким образом имя "Iисусъ" - вечно, т.е. Оно  от  вечности  получило  НАЧАЛО  и продолжится на всю вечность,  поэтому  превыше  времени. Но Оно также превыше имён всех людей, когда-либо живших во времени». 
2. Второе обвинение «Сборника»: «Что имя Iисусъ есть Самъ Богъ, а также, что и всякое другое имя Божие есть Самъ Богъ». Но имя Божие – есть только имя, а не Самъ Богъ. Богъ не есть имя». 
Возражение:  Имя Божие есть Самъ Богъ.
Сам Бог возвестил мiру: «Азъ Господь Богъ, сие Мое есть Имя» (Ис. 42,8). «Сие Мое есть Имя Вечное» (Исх. 3,15). «Господь Саваоф Имя Ему» (Ис. 48,2). «Господь Богъ Саваофъ Имя Ему» (Амос 4,13). «Господь Имя Ему» (Пс. 67,5). «От века (т. е. от вечности) Имя Твое – Искупитель наш» (Ис. 63,16), а на еврейском – Iисусъ. Богъ в Имени Своем: «Призывайте Его во Имени Его» (1 Паралеп. 16,7-10). Имя означает  Лице Бога (Малах. 3,16). Богъ – в Имени Своемъ: «Сего ради познают людие Мои Имя Мое, яко Азъ есмь Самъ глаголяй, ту есмь», т. е. люди Божии имяславцы познали, что Самъ Богъ говорящий в Имени Своемъ пребывает: «ту есмь». 
Преп. Максим Исповедник: «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть Единородный Сынъ. И царство Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть Духъ Святый». 
Свт. Iоанн Златоуст: «Все это дано нам именно через Христа, Который есть милость и истина Божiя, а равно и Имя Отца, и в Немъ, как Сыне, все познается». 
«Как же Он прославился одинаково (со Отцем)? Все одинаково умирают за Него, как и за Отца, проповедуют Его, как и Отца, и как говорят, что все совершается Именемъ Отца, так и Именемъ Сына». 
«Видишь, что молитва обращена здесь ко Христу? Онъ называется не только Богомъ, но и прямо Спасителемъ. Онъ  есть и слава Имени Бога, т. е. Отца, почему и Павел назвал Его сиянием славы Отца». (Евр. 1,3). 
«Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его» будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице – Богъ». 
Св. Кирилл Александрiйскiй: «Богъ отвечал своим гласом, т. е. чрез Сына: потому что голос и Слово Отца – Сынъ». 
Блаженнаго Иеронима: «А иногда это Имя «Iисусъ» значит Богъ Слово». И еще, его же: «Спаситель говорит, что Духъ Святый посылается от Отца в Его Имя, а собственно Имя Спасителя есть Сынъ».
Св. Варсонофий Великий: «И молися Святому Имени Божию, глаголя сие: Господи Iисусе Христе, помилуй мя». «Призови Святое Имя Божие в помощь, говоря: Владыко Iисусе, покрой меня и помоги моей немощи. И не бойся: Онъ сокрушит лук врагов; ибо от Имени Его зло становится недействительным». «Зная сие, непрестанем призывать на помощь Имя Божие». 
Св. Исихий Иерусалимский: «Основание и верх добродетели хранения ума есть святое и поклоняемое Имя Господа нашего Iисуса Христа». Слав. Добротолюб. «Да соединим Имя Iисусово своему дыханию. Ово бо (Имя Iисусъ) есть Светъ, те же тма, и Ово (т. е. Имя Iисусъ) есть Богъ и Владыка, те же (т. е. помыслы) раби бесом». 
Свв. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Три суть необходимые оружия против диавола, кои даровала нам Св. Троица, - смирение, говорю, любовь и милосердие, на кои даже воззреть не может все демонское полчище… Душа облекшаяся в них, облекается в Самого Бога, и бывает некоторым образом богом. Ибо сии три оружия – смирение, милосердие и любовь – суть Самъ Богъ». «Несомненно и без раздумывания веруя, что, и Воскресение, и Жизнь, и все что ни есть спасительного, Сам есть Богочеловек Iисус Спаситель, как и Самъ Онъ сказал: Азъ есмь Воскресение и Животъ». 
«Iисусе, Спасительное Имя, помилуй мя», исповедует Св. Церковь. Значит, Спасительное Имя Iисусъ, есть Самъ Богочеловекъ Iисусъ Христосъ.    
 Имяборцы же эту церковную и святоотеческую истину отвергают.
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Имя Iисуса есть Богъ, равно как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа». 

 

Св. Симеон Новый Богослов: «Хотя и о нас говорится много подобное (т. е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богомъ словами  и именами) но о нас говорится как о людях, а о Нем как о Боге… Богъ именуется Отцемъ, - отцами именуются и люди… Слова человеческие текучи и пусты, Слово же Божие (а равно и Имя Божие, как Живое Слово Божие) живо, непреложно и действенно, Богъ истинный. Равным образом и истина Божия паче ума и слова человеческого, – Богъ безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый». 
Епископ Михаил: В толковании Св. Евангелия Иоанна на слова: «Я открыл Имя Твое» (Ин. 17,6) – говорит: «Имя – вместо Лица, Его свойств и действий; открыл Имя Бога – тоже, что открыл Самого Бога».
Св. Тихон Задонский: «Отдавай убо всякое почтение Имени Божию, как Самому Богу. Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может». 
Имяборцы же, вопреки Святым Отцам, отвергают Божество и поклонение Имени Божию как Самому Богу, которое по их учению разлагается и исчезает вместе с звуком языка.
Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Имя Iисуса есть Богъ, равно как и Имя Отца и Имя Св. Духа. а в главе 13-й стр. 186 говорит: «Имя Iисусъ» братья богоубийц принимают за имя человека».
В соответствии со Святыми Отцами учит и Филарет, Архиепископ Черниговский (Гумилевский): «Что сказано о Боге в собственном смысле, то и есть Богъ, и что Онъ есть по природе, то и сказано в собственном смысле». «Имена и качества Божии, показанные в откровении, не произведения мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущие». – Здесь святитель Божий говорит во первых о том, что Имя Божие есть Богъ, и во вторых, что Имена и качества Божии не тварные, «не произведения мысли человеческой», как учат имяборцы. 
Ириней, Архиепископ Псковский: «Зищитит тя Имя Бога Иаковля». «Имя Божие полагается здесь за Самого Бога, и то не без причины. Ибо как самое существо Божие нам непостижимо, а только открыта сила Его и благодать: для того праведно уповаем на Имя Его, от призывания которого рождается надежда». И здесь смысл такой: уповать на Имя Божие значит, уповать на Самого Бога. 
 Св. Иоанн Златоуст: «Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его» будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице – Бог». 
Св. Игнатий Брянчанинов: «Слово Божие, будучи Богомъ и возседая одесную Отца, преклоняет небеса, облекается в звуки нашего голоса, начертывается нашими буквами и вращаясь среди нас действует как наше слово, но будучи Духъ и Животъ (Иоан. 6,63) входит во умы и сердца и освящает преклоняющихся пред Ним» (Том 4).
Св. Макарий Египетский: «Слово Божие (а Имя Божие, есть слово Божие. – Сост.) есть Богъ, а слово мiра есть мiр». 
Св. Симеон Новый Богослов: «Когда речь идет о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Богъ». 
Толкование на Псалтирь: «Взыщут Имене Твоего, то есть, взыщут Тебе Творца своего (часто бо Имя полагается за лице), или: призовут Имя Твое; или: взыщут Славы Твоея». 
Филарет, Архиепископ Черниговский (Гумилевский): «Имя Божие есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать ее». 

Категория: Имяславие 13 том | Добавил: borschks
Просмотров: 194 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0