Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 3:08 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 13 том

том 13 страница 260 - 269
2018-12-16, 9:17 AM

Глава 104.

Зачинщики ереси на Афоне.

Пока не выявились на Старом Афоне противники святоотеческого учения новые иуды и фарисеи из рода хрисанфов, киреевских и денасиев, книга «На горах Кавказа» у любящих Господа и верующих во Евангелие делателей молитвы Iисусовой афонских монахов, да и в России у любителей молитвы Iисусовой пользовалась высоким почётом и уважением. Потому что в книге той всё святое Евангелие. А молитва Iисусова, даже одно только сладчайшее Имя «Iисус», по словам Святых Отцов, есть сокращённое Евангелие Господа нашего Iисуса Христа.

Следует отметить, что цензор, прочитавший несколько страниц сей замечательной книги, произнёс: «Эта книга написана писалом любви Отчей», и допустил её к изданию.

Что можно к этому добавить? – До самого второго издания среди афонцев никакой распри и споров из-за этой книги не было. Все афонцы восхищались этой душеспасительной книгой и радовались о высоком духовном даре своего сотоварища по вступлению в обители афонские, автора книги схимонаха Илариона. Но что же возбудило ненависть у некоторых афонцев и к книге, и к о. Илариону? – Злоба врага спасения рода человеческого.

  • Афоне жили монахи: Алексей (Киреевский) и Хрисанф (Минаев), дух которых не стерпел всемогущей, опаляющей злых духов Божественной силы Имени Божия и Имени Iисус Христова. Хрисанф имел университетское образование, был связан с нигилистами и вынужден убежать от правосудия из России в далёкий Афон и скрыться под чужой фамилией в смиренной маске инока («Колокол», №6 с. 10), прозорливый о. Иоанн Кронштадтский называл Хрисанфа «жидовствующим иноком», и друг его Алексей Киреевский, тоже учёный, окончивший несколько курсов университета и духовную академию и считался на Афоне «образованным» («Колокол», № 6, с. 12). Такого же духа были монах Денасий, некоторые другие лица, предавшиеся чтению еретика Фаррара, сочинений по спиритизму и оккультизму, газет и другой литературы, убивающей истинный дух монашества и православия. Все эти лица, усвоившие неправославные мысли западных еретиков, восстали против Божества и Спасительной силы Имени Божия и увлекли за собой многих доверчивых братий и произвели на Св. Горе тот страшный раскол, о котором оповещён весь мiр и о котором пророчествовал преп. Нил Мироточивый.

Появилось это учение так: лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталья, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которою свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы, игумены, епитропы, духовники и прочие, которые, для назидания, к великой святой ездили на пароход, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её. Узнавши о подобной хуле на Божию Матерь, пустынник кавказский схимонах Иларион, живший раньше на Афоне, написал старцам, поддавшимся обману, увещательное послание, прося их не верить несчастной. Но письмо образумило только Наталию и та, говорят, покаялась и по-христиански скончалась. Что же касается иноков, то о них можно сказать: «не обличай злых, да не возненавидят тебе» (Прит. Сол. 9, 8). Их самолюбие, как они считали, было уязвлено, и они весьма оскорбились на о.Илариона. Спустя несколько лет после этого о.Иларион издал свою книгу «На горах Кавказа» (2-м изданием), где между прочим поместил и своё письмо против Наталии, которое и было одной из главных причин, вызвавших движение на Афоне. Прежние почитатели Наталии решили, во что бы то ни стало добиться уничтожения книги, чтобы вместе с нею уничтожить и обличающее их письмо*. Для этого они составили тайный собор из семи лиц и на нём придумали способ разделаться с ненавистным письмом, который ныне привели в исполнение. Способ этот – «рецензия» инока Хрисанфа, она была утверждена теми же лицами, которые все оказались главарями имяборчества на св. Горе и редактирована членом Синода архиеп. Антонием (Храповицким). Но иноки простецы, особенно занимавшиеся умносердечной молитвою, с Божьей помощью скоро поняли хулу рецензии и восстали против неё, всячески отрицаясь изложенной в ней хулы на Имя Божие. А так как в числе выше упомянутых семи лиц были некоторые интеллигентные знакомые архиепископу Антонию Волынскому, как например: Алексей (Киреевский), Феофан, кандидат Казанской Духовной Академии и другие, то они и относились к нему с этим вопросом всячески клевеща на простецов. Архиепископ Антоний их клевете всецело поверил и сам её распространял всеми мерами. Учение «имяборцев» достаточно изложено в синодской грамоте, в журнале «Русский Инок» и других периодических изданиях.

Глава 105.

Итак, подлинными двойными революционерами на Афоне и в Синоде, оказались имяборцы.

Первым революционером на небе и в мiру был падший с неба Архангел Денница. На небе он возстал против Бога явно, а в мiре, он возстал «тайной беззакония» (2 Фесс. 2,3) против Святейшего Имени Божия через своих служителей.

Св. Иоанн Кронштадтский прекрасно знал Хрисанфа Минаева и потому назвал его «жидовствующим иноком», который был нигинистом, имел связь в России с подпольными революционерами, а когда он оказался под угрозой власти, убежал от грозящего ему возмездия на Афон и скрылся под чужой фамилией в звании монаха. А когда назрело время злобствующим против Отца Илариона отомстить ему, по заданию Алексея Киреевского Хрисанф написал реценцию против учения в книге старца Илариона «На горах Кавказа», и в своей рецензии похулил Святейшее Имя Бога и Сладчайшее Имя Iисуса Христа.

1). Вот первый двойной революционер, это Хрисанф Минаев, подпольный революционер апротив Бога и революционер «тайной беззакония» против Святетейшего Имени Бога.

2). А посколько Алексей Киреевский, все духовное начальство русских обителей приняли богоотступное учеиие рецензии Хрисафа Минаева, то и они, и все имяборцы являются двойными революционерами.

3). Для того чтобы скрыть свое преступление против Бога принятием за истину богоборного имяборческого лжеучения и выселить с Афона обличающих их преступления перед Богом и перед Царской властью, Святейший Синод РПЦ из семи архиереев оклеветал перед Царем православных исповедников Имени Божия будто бы он революционеры и готовятся к свержению царской власти и испросил у Царя Николая разрешение командировать на Афон, для разгрома революционного гнезда, члена Синода и члена Гос. Думы архиепископа Никона на военном судне с частью воинской Армии при полном вооружении: четырмя пушками, двадцатью пулеметами и ротой пооруженных винтовками со штыками солдат. Значит, синодалы явно обманули Царя и сделали и Его частично виновным за разгром и избиение и изгнание из Афона около 1500 иноков исповедников Афонских и Российских.

Поэтому, и все архиереи члены Синода являются двойными революционерами.

4). На волчьем соборе 1917-1918 гг. Архиереи не прославили Имя Божие, похуленное Синодом на весь мiр в 1913 году, но утвердили синодальную хулу как истинное учение Церковное. Кроме того, Собор не подал соборного голоса в защиту арестованного Царя Николая II, и и принял на ура жидовское Временное Правительство как от Бога данное и отслужили благодарственный молебен Богу.

Поэтому, волчий собор архиереев являются двойными революционерами

5). На этом волчьем соборе избранный патриархои Тихон Белавин, не настоял на том, чтобы собор прежде прославил похуленное Синодом Имя Бога, а потом занялся избранием патриарха. - как это сделал перед избранием Патриар Тарасий, - но принял неочищенный от имяборческой ереси престол церкви, и сам продолжил имяборчество Синода, и похулил Имяславие и имяславцев.

Поэтому и Тихон Белавин не истинный а ложный патриарх и является двойным революционерои.

6). После смерти «патриарха» Тихона в 1925 г., захвативший власть имяборно-тихоновской церкви при помощи Советской антихристовой власти Сергий Страгородский, еще до этого был уже двойным революционером. Каким образои? Во первых, в 1913 г. являясь членом Святейшего Синода, он, , редактировал Послание Синода против Божества Имени Бога, и, доказывая, что Имя Божие и Имя Iисусово не есть Бог, он в своем кабинете написал Имя Господа Iисус на бумаге, бросил бумагу с Именем Iисус на пол и как бесноватый топтал Имя Господа Iисуса своими ногами. Во-вторых, на антимонархическом волчьем соборе в 1917-1918 гг. уже будучи с 1913 г. хулителем Имени Божия, Сергий Страгородский, вместе с архиереями имяборцами, принял на ура жидомассонское революционное «Временное Правительство».

А в своей предательской Декларации от 1927 г. Сергий соединил деятельность своей имяборной церкви, с деятельностью Советской власти и уничтожал верующих не признававших его антицерковь за истинную Церковь, сделал своих «арзиереев» и «священников» сотрудниками КГБ.

7). Антихрист, деспот Иосиф Сталин, уничтоживший в Российской Империи 100 миллионов лучших людей, убедившись в пользе для Советской власти Сергианской антицеркви, и в сотрудничестве церкви с антихристом, в 1943 г. создал сталинскую Московскую лжепатриархию.

8). Эта лжепатриархия, свою имяборно-Сергианско-советскую дважды революционную антицерковь, превратила в экуменическое сборище сатаны (Откр. 3,9), соединила в этом сборище со всеми еретиками мiра, чем создала церковь антихриста последних времен и готовит в этом сборище престол сатаны для возседания последнего антихриста над всем мiром. Об этом ясно сказано в 3 и 13 главах Откровения Св. Иоанна Богослова. Читающий да разумеет. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 3,22). Аминь.

Так вот кто настоящие революционеры! А ожидовелый Синод, оклеветал перед Царем революционерами Афонских иноков исповедников, защитников Имени Бога, верных Богоустановленной власти.

Поэтому, синодалы и все имяборцы и эмпэшники являются сотрудниками Денницы-сатаны первого революционера против Бога.

Глава 106.

Изобличение антихристова учения слепейшего Синода

Российской церкви.

Слепейший Синод Российской Церкви в своем Послании опубликованном в №20 Церковных Ведомостей от 18 мая 1913 года на стр. 279-й на весь мiр провозгласил, что Имя Господа нашего «Iисусъ» – не спасительно, и что Богъ не присутствует в Своих Именах. Опровергая строго Православное исповедание Имени Божия и веру во Имя Божие Афонских имяславцев, Синод пишет:

Они говорят, что «молитва Iисусова, будто бы спасительна потому, что само Имя Iисусъ спасительно,– в нем, как и в прочих именах Божиих, нераздельно присутствует Богъ. Но, говоря так, они, должно быть и не подозревают, К КАКИМ УЖАСНЫМ ВЫВОДАМ НЕМИНУЕМО ВЕДЕТ ТАКОЕ УЧЕНИЕ».

Синод отрицает присутствие Бога в Его Именах, отрицает спасительность Имени Божия «Iисусъ», и отрицает спасительность молитвы Iисусовой ради Спасительного Имени Iисусъ. Сатана трепещет и трясется нетерпя Всемогущей Силы Спасительного для правоверных христиан Имени Iисусъ», которое приводит сатану вместе с синодалами «К УЖАСНЫМ ВЫВОДАМ».

Но Самъ Iисусъ сказал: «Именем Моим бесы ижденут…» и прочие чудеса сотворят (Марк. 16,17). Св. Феофилакт епископ Болгарский говорит, что Имя Iисуса творило чудеса произносимое даже устами недостойных, которые чужды были и недостойны благодати Божией»[1] «Подивись, пожалуй, и силе Имени Христова, как действовала благодать при одном произношении онаго, хотя бы произносящие были и недостойны и не были учениками Христовыми»[2] «Имя Божие прогоняет демонов, не облегчит ли и твои труды?»[3] Значит Имя Господа «Iисусъ» имеет Божественную Силу, то есть Энергию Бога, потому что Имя это «Iисусъ» неотделимо от Самого Господа и есть Самъ Iисусъ, о чем также свидетельствует Блаженный Феофилакт говоря: «Имя Iисуса есть Богъ, равно как и Имя Отца и Имя Святаго Духа».[4] Но Синод отвергает эту Божественную истину в Имени Божием. А Св. Афанасий великий учит: «Почему вы, обещавшиеся прежде исповедывать единосущие, в страдание вовлекаете НЕРАЗДЕЛЬНОЕ ИМЯ, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество»[5]

И в Православном Катехизисе сказано: «Преславными и различными Именами может нарещися Богъ, ихже никтоже от Него отлучити может»[6] А поскольку Имена Бога нераздельны от Него, посему они означают и есть нераздельная от Бога Энергия – Сила Божественная.

А Синод богохульно отделяет от Бога Его Имена, (понимай Энергию Божества) и потому лишает их Божественной Силы, признавая Имена Бога за фикцию, за вымысел человеческий, за простое человеческое название, реально несуществующее[7]. Таковым богохульникам Блаженный Феофилакт говорит: «Имя Iисусъ братья богоубийц принимают за имя человека»[8]

Но послушаем еще учение Святых Отцев и Св. Церкви о СПАСИТЕЛЬНОСТИ ИМЕНИ БОЖИЯ «IИСУСЪ».

Св. Ап. Петр, на вопрос иудеев какой силой или каким именем Апостолы исцелили хромого от рождения, ответил: «…Именем Iисуса Христа Назорея, Которого вы распяли… Ибо нет другого имени под небом, даннаго человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,10-12). «Да о Имени Iисусове всяко колено поклонится небесных земных и преисподних», говорит другой первоверховный Ап. Павел (Фил. 2,9). А имяборцы отвергают, не признают достопокланяемость Имени Iисуса Христа.

По св. Катехизису: «Iисусъ значит Спаситель, как изъявил Архангел, говоря Iосифу: «Родит же Сына, и наречеши Имя Ему Iисусъ: Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1,21). Посему справедливо заключить должно, что Имя Сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского»[9].

Св. Православная Церковь исповедуя Спасительнымъ Имя Господа Iисусъ» в понедельник 5-й седмицы Вел. поста в утренней стиховне молится: «Iисусе, Спасительное Имя, помилуй мя»[10].

Имя Iисусъ Спасительным исповедует также и св. Димитрий Ростовский в своем слове на Обрезание Господне[11].

И так, Имени Iисусъ Св. Церковь воздает почитание не относительное, а боголепное, потому что «Имя Божие Свято Само в Себе»[12], и воспевает. «Воспойте Господеви песнь нову, пойте же Имени Его возсиявшему БОГОЛЕПНО из чрева Неискусобрачныя, и Сию верным показавшую твердую надежду и похвалу»[13].

Большой Катехизис: «Сие есть Имя Iисусъ, Емуже поклоняется и припадает всяко колено небесных, земных и преисподних.[14] Сие есть Имя Iисусъ, егоже аще кто призовет без сомнения духом и истиною, СПАСЕН БУДЕТ. Сие есть Имя Iисусъ, Егоже подобает всем верным присно имети в сердцех и во устнех, во всех делех своих по Апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите словом или делом, вся во Имя Господа Iисуса творите, благодаряще Бога и Отца о Немъ. Темъ Божественным Именем имамы ИЗБАВЛЕНИЕ ПРИЯТИ и вся враги наша противныя победити» (1871. Л. 4).

Св. Афанасий Великий: «Боже, во Имя Твое спаси мя» – просит, чтоб спас его не иным чем, но Именем Своим… Сим самым Именем даруй мне СПАСЕНИЕ»[15].

Протоиерея Г. Дьяченко: «Благоговеем пред Именем Божиим, Которое есть благословенно (Псал 71,19), хвально и прославлено (Псал 112,3). Которым благословляется и освящается все (Псал. 71,17), о Котором радуются Ангелы Божии, все Праведники, СИЛОЮ КОТОРОГО И МЫ ГРЕШНЫЕ СПАСАЕМСЯ». (Деян. 4,12)[16]..

«То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Iисуса Христа и Духъ Бога нашего»[17].

Глава 107.

Иконоборцы – истребители имени Христова.

Преп. Феодор Студит к исповедникам: «Подлинно вы, дивные победили лукавого и внутренно борьбой с помыслами, и внешне божественным терпением, не преклонив колена пред служителем его, драконом. Ибо его помощником, без сомнения, был Лев, злейший слуга его, оскорбитель иконы Христовой и убийца святых. Они, согласившись друг с другом, оба заключили между собой договор – истребить имя Христово посредством уничтожения божественного и почитаемого поклонением образа Его. Ибо еще не пришло время второго божественного пришествия, чтобы совершенно открыто отвергать Христа. Но благословен Бог, который и гонителя поразил смертью жестокой и достойной отступничества его, - ибо надлежало рассекшему тело Христово, будучи рассечену мечом, лишиться жизни, - и вас сделать венценосцами и сохранить во славу Своей церкви, наставников добродетели, утверждение веры, опору истины, примеры мужества, действительных учителей, истинных монахов, образы блаженных и древних святых, которые оказавшись мужественными в подобных обстоятельствах, украсились нетленным венцем правды и ликуют вечно. Таковы вы, и хвала ваша выше моего ничтожного языка, воспевающего лишь столько, сколько нужно, чтобы исполнить требование времени, и удовлетворить своему желанию, и воспламенить дух к непрестанному молению Бога, чтобы Он даровал вам совершенное благо мира. Ибо видите, почтенные, как дела еще колеблются. Но Он силен явить за началом и конец счастливый. Не откажитесь молиться о нашем смирении, приснопочитаемые». (Т. 2. СПб. 1908. С. 443-444).

Глава.108.

Молитвы имяборцев Богъ не принимает.

И еще раз повторим: без покаяния за имяборчество Бог молитвы имяборцев не принимает. Так свидетельствует Св. Иоанн Златоуст: «Где похулено Имя Сына Божия, там оно не приносит пользы» (Т. 1. Изд. 1898. С. 640. Возражение Соприкию).

Да и как Господь может принимать молитвы хулителей Имени Божия, Который Говорит: «И ныне заповедь Моя сия к вам, священники: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и прокляну благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша» (Малах. 2,1-2). По русски это звучит так:

«Итак для вас, священники, эта заповедь: Если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу Имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца». По Златоусту те проклинает Господь благословения священников имяборцев, которыми они тайны совершают и народ благословляют.

И как сказал Господь в откровении преподобному Серафиму Саровскому, они, то есть, архиереи и прочии духовные лица земли русской будут устами чтить Меня, а сердцем будут далеко отстоять от Меня» (Журн. «Душеполезное Чтение», 1912. С. 242-243).

Так же и во Второзаконии Господь извещает о страшном наказании хулителям Имени Божия: «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного Имени Господа, Бога твоего: то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными…» (Втор. 28,58-61).

Поэтому Св. Афанасий Великий в своем Символе Веры, на первом листе Учебной Псалтири, говорит: «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати Кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякого недоумения, во веки погибнет». По русски: «Кто хочет душу свою спасти, прежде всех добродетелей, должен соблюдать православную, вселенскую веру в чистоте. Если кто целой и неповрежденной ее не сохранит, без всякого сомнения, во веки погибнет» (Троицкие Листки).

Преп. Иоанн Лествичник учит: «Все добрые дела, без правой веры, что лить воду в дырявый сосуд». То есть, не спасут человека добрые дела без правого вероисповедания.

Святая Церковь молится о спасении только о правоверующих, как говорится в молитве по 6-й кафизме: «И помяни, Господи, всех призывающих Имя Твое во истине». «Преблагий Господи, и спаси нас Имене ради Твоего Святаго, имиже веси судьбами» (По 7-й каф.). «…настави мя на путь твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердце мое, во еже боятися Имене Твоего Святаго, занеже велий еси, и творяй чудеса» (По 8-й каф.). «Бог вселяет единомысленные в дом» (По 9-й каф.). «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я» (Пс. 144,18-19). А о неправоверующих молится о вразумлении и наставлении их на путь истинный.

Глава 109.

Молитвы имябрцев без Бога.

Пустынька о.Илариона 7.09.14 г. Воскресенье.

Уже утром снился интересный сон. Но запомнил только вот это:

Перед какими-то людями я сказал: «хотят сделать мир (в мiре) без Бога».

И действительно, какой может быть мир без Бога?

Даже если и молятся имяборцы в своих храмах «о мире всего мiра», но Бог не принимает молитвы имяборцев хулителей Имени Божия с момента похуления ими в 1913 году Имени Господня.

Св. Иоанн Златоуст учит: «Где Имя Сына Божия похулено, там оно уже не приносит пользы призывающим Его» (Том 1. Изд. 1898 г.. С. 640).

Глава 110.

Отзыв Царицы Алекчандры об архиеп. Никоне.

Василий Зеленцов – враг самодержавия.

Интернет. 2000 г. В. М. Лурье.

Возглавивший военизированную экспедицию на Афон епископ Никон (Рождественский) именуется в одном из писем Государыни к Государю (8 сент. 1915 г.) "этот злодей с Афона". Любопытно, что борьба с имяславием после 1917 г. ведется под знаменем "освобождения Церкви" от "гнета царизма" (таков лейтмотив докладов В. Н. Зеленцова соборной подкомиссии).( В. Лурье на книгу "На горах Кавказа").

Глава 111.

Имяборцы – иконоборцы, ненавистники

Имени Христова

Из служб.

«Непочитатель Креста святаго, лжехристианин, и божественных икон посмеятель, силою Креста святаго побежден есть и поруган, и не надеяся на помощь Всесильнаго, Егоже честь во иконах повреди, к ненавистником Имени Христова побеже: крестоносный же царь православный российский, святых икон поборник, победительную песнь Богу воспеваяй, да царствует во веки в мире». (Служ. 27 июня. Благодар. О победе над шведами. На стиховне).

Св. Дионисий Ареопагит так пишет об энергиях Божиих: "Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, от являющих их в Речениях [= Свящ. Писаниях]20 богоименований, - прежде, как уже было сказано, придя к выводу, что все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей богоначальной целостности без изъятия" (О божественных именах II, 11). – То есть имена, которыми именуются ипостаси Св. Троицы в Божественных Писаниях, не просто "являют" Бога и указывают на Него, но являют Его действенно, ибо сами эти имена являются "благодеятельными" (или "благо-энергетическими"), способными действовать, т. е. по внутренней сути являются нетварной энергией Божией, через которую Бог становится причастным твари.

Согласно с этим святоотеческим учением и понималась имяславцами формула "Имя Божие есть Бог": Имя Божие есть Бог по энергиям. Отец Антоний (Булатович) писал: "Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сии звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господом Iисусом Христом, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог, как Господь сказал о Себе: "Аз есмь... Истина" (Ин. 14, 6)21. Под Истиной о. Антоний понимал то, что Бог открывает людям о Себе Самом, т. е., по св. Дионисию, "являет" Себя нам, - что и есть Его энергия.

"Энергия Божия значит Деятельность Существа Божия, - писал о. Антоний. - ...Святой Григорий Палама установил с одной стороны - неслитность Деятельности Божией с Существом Божиим, а с другой стороны нераздельность Деятельности Божией от Существа Божия и Божеское достоинство и Божескую природу Деятельности Божества"22.

Глава 112

Имяславие и иконопочитание

Противники имяславия, в частности, архиеп. Антоний23, называли "безсмыслицей" слова о. Антония об Имени Божием как об Откровении, которое есть Сам Бог по энергии, и об Имени в материальном выражении, где Бог присутствует. Но это учение не только не является безсмыслицей, но имеет непосредственное отношение к догмату иконопочитания. По учению Церкви, икона освящается вовсе не молитвой и кроплением св. водой (как это ныне многие ошибочно полагают на основании пришедшей к нам от латинян практики "освящать" иконы), а начертанием имени того, кто на ней изображен.

Обратимся к Деяниям VII Вселенского Собора .

На аргумент иконоборцев: "Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя основания ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании; нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми; но постоянно остаются они вещами обыкновенными", - Собор отвечал:

"Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. ...Таким образом, и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. ...То же самое и относительно иконы; обозначая её известным именем, мы относим честь её к первообразу; целуя её и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение" (Деяние 6-е. Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. Том 4-й)24.

"Икона конечно только по имени имеет общение с первообразом, а не по самой сущности. ...Церковь... не отделяет плоти Его [Христа] от соединившегося с нею божества; напротив, она верует, что плоть обоготворена и исповедует её единою с Божеством, согласно учению великого Григория Богослова и с истиною ...мы, делая икону Господа, плоть Господа исповедуем обоготворенною и икону признаем не за что-либо другое, как за икону, представляющую подобие первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа; чрез это только она находится и в общении с Ним; потому же самому она и досточтима и свята" (Там же. Том 6-й)25.

Так учит и великий учитель Церкви св. Иоанн Дамаскин26: "Повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатию Божественного Духа» (Слово 1, XVI; С. 12). "Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них изображается". (Слово 1, Из Толкования на свт. Василия, 30 глав к Амфилохию о Св. Духе; С. 26). Имя Бога свято потому, что в нем присутствует Он Сам Своими энергиями. А имена Святых святы потому, что "с тех пор, как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство, соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются" (Слово 2, XI; С. 52). "А что и святые суть боги, говорит: Бог ста в сонме богов (Пс.81,1), и - что Бог стоит посреди богов, распределяя каждому по заслугам как говорит божественный Григорий, толкуя это место. Ибо святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, также и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а вследствие благодати и божественного действия" (Слово 1, XIX; С. 16).

Мы почитаем Богородицу и святых, иконы и мощи и поклоняемся им потому, что в них присутствует Бог по энергиям, и сами святые, по своему соединению с Богом, называются богами - не по сущности, а по благодати. Но название одно и то же. Имя же по своей внутренней сути больше иконы, поскольку оно есть энергия Божия (это видно из того, что Именем освящается икона); а вот начертание Имени действительно равно иконе, т. к. в нем, как и в иконе, присутствует Бог Своими энергиями. Это же имел в виду и о. Антоний, вследствие благодати и божественного действия, когда писал: "когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог"27.

Что Имя Божие по начертанию есть Его икона, а по внутренней сути - Его энергия, можно видеть, например, из следующего высказывания великого защитника иконопочитания св. Феодора Студита, который на сделанное иконоборцем определение иконы как "искусственного изображения, начертанного здесь с целью губить души в жизни" - говорит: "Что ты говоришь дерзкий, называя губительным для душ в жизни - спасительное для мира подобие Христа? Человек погибельнейший, беззаконнейший и Христу ненавистнейший! Ты - против Христа, ты - против изображения Христа, которое и ангелы почитают, которого и демоны трепещут? Ибо чье имя на нем надписывается? Разве Кроноса или Зевса, ...которых призывание - обман и которых изображение - безбожие? Если же изображается Христос, <никто же может рещи Господа Iисуса, точию Духом Святым> (I Кор. 12,3), како говорят слова Писания; то смотри, что ты произнес хулу подобно иудеям, не только на Христа, но и на Святаго Духа, назвавши в Духе Святом изображенное и сказанное имя Iисуса Христа губящим души в жизни"28. Таким образом, утверждающие, что в Имени Божием не присутствует Бог, неминуемо оказываются иконоборцами29.

Показательно, что при разгроме Афона и вывозе с него имяславцев их гонители дошли до того, что топтали ногами иконы; а до этого, когда на Афоне шли споры об Имени Божием, имяборцы, издеваясь над имяславцами, писали на бумажках Имя Божие и клали их в карман или топтали30, так же как впоследствии иконы. Таким образом, родство имяборцев с иконоборцами очевидно не только из их учения, но и из соответствующих действий.

Рассмотрим учение имяборцев подробнее.(Т. Сенина. Имяславие или имябожие?).

Обратимся к воззрениям основных идеологических противников имяславия.

Еп. Никон (Рождественский) писал, что Имя Божие – "только мысленный образ Божий, духовная и умопредставляемая икона Его, а не Сам Он" (С. 54); "имя Божие, понимаемое не как простой звук, но как некое отображение существа Божия, или, лучше сказать, свойств Его, есть некий конечно несовершенный, мысленный образ Божий, и ему, как бы чудотворной иконе, присуща некая сила Божия. ...Церковью принято, что есть иконы [Божий Матери] чудотворные. Но никто не называет их Матерью Божией" (С. 63). Но если он все же признает Имя Божие Его иконой, то вот что говорит св. Феодор Студит: "Христом мы называем как изображение Христа, так и Самого Христа, - и однако не два Христа, так как одно от другого отличается не общностью имен, но природою"; "Если кто описание телесного вида Слова не называет изображением Христа, или Христом, по одинаковому наименованию, ...тот - еретик" (Первое опровержение иконоборцев). Так еп. Никон, борясь с "еретиками", сам впал в ересь иконоборства.

В определении против Варлаама, по словам архиеп. Никона, "говорится о божественности, а не о Боге" (С. 60), - т. е. он настаивает на том, что Божество (Theotes) - не Бог, согласно с Посланием Синода: "...если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом" (ЦВ, 280); "верою, - продолжает архиеп. Никон, - мы восприемлем учение о благодати Христовой, присущей например св. иконам, честному кресту... Значит ли это, что Бог присущ сим предметам всем Существом Своим - так, что сии предметы сами по себе - Бог?" (С. 61); "не отделяя "действия" Божия от Бога, мы и не отождествляем его с Богом, как Личностью, когда говорим о Нем" (С. 68). - он считает, что "Богом" можно называть только Его сущность (она же и "Личность"), а не благодать Его, не энергии Божии.

В 1914 г. в тех же "Церковных ведомостях" (№ 17, С. 791), он писал, обращаясь к имяславцам: "Значит, имя, по-вашему, по самому существу своему есть Сам Бог, но в то же время оно - не есть сущность Божия. Значит, оно есть нечто отличное от Бога. Значит, оно не есть Бог. Так требует неумолимый закон логики". - Такая же точно логика была и у еретика Варлаама, когда он спорил со св. Григорием Паламой, отрицая божественность энергий.

Эту логику нетрудно опровергнуть, взяв практически любое церковное песнопение о Св. Троице. Например, во 2-ю неделю Великого поста на утрени, канон Триоди, Троичен: "Не три Боги славим, но едино Божество, три же воистинну Ипостаси чтим, Отца нерожденна, и рожденна Сына от Отца, и исходна от Отца Святаго Духа, Бога единаго Три..." Возможно ли сказать, что здесь "едино Божество" означает "нечто отличное от Бога"? Или, например, такой тропарь (из Канона Троична на воскресной полунощнице, 6-го гласа, песнь 5, на "Славу"): "Управляяй сияньми богодетельными, и к благоугождению Твоего Триипостасного Божества [в греческом - Trisypostatou Theotetos, т.е. той самой "божественности", которую еп. Никон и все имяборцы упорно отказывались считать Богом], Солнце славы, наставляя мя присно, и Божественного Царствия сотвори причастника". По логике еп. Никона, здесь Господь наставляет нас к благоугождению не Богу, а... кому же?..41

 

* В своём письме помещённом в книге, о. Иларион мудро не упомянул ни имён афонцев, поклонявшихся прельщённой Наталье у берегов Афона, ни место, где происходило это поклонение. Но по пословице: «на воре шапка горит», сами афонцы, воздвигшие гонение на книгу и на о. Илариона, зажгли на себе шапку… и оповестили всему миру, что они впали в Натальину прелесть диаволопоклонства.

[1] Благовестник. На Еванг. Марка. Ч. 2. С. 89. Изд. 2. Казань. 1874.

[2] Благовестник На ев. Луки. Ч. 3. С. 133. Изд. 2. Казань. 1874.

[3] Егеже, на послан.к Колос. СПб. Сойкина Приложен. к Журн. «Русский Паломник за 1911 г..

[4] Толк. на Деян. Св. Апост. 2,38. С. 52. Казань. 1905.

[5] Часть 2. стр. 352, изд. 2. Свято-Троицкая лавра. 1903 г..

[6] Большой Катехизис. Изд. 1878. 258.

[7] Прибавление к Ц.В. № 20 от 18.05.1913 г. Стр. 854

[8] Толков. на Деян. 2,32.

[9] Кн. Исповедание Каф. и Апост. Цер. Восточ. 47-48. Киев. 1838

[10] Триодь Постная

[11] Четь-Минеи, 1 января

[12] Больш. Катехиз. Л. 4. !874

[13] Догматический Богородичен службы общей Преподобным, 5-я песнь канона

[14] А Синод отвегает достопокланяемось Имени Божия Божия Iтсусъ

[15] Ч. 4. Толков. на Псал. 53,88, 98,101

[16] Взято из книги «Катехиз. Поучен. Гр. Дьяченко. С. 819. Москва

[17] О.Катанского. Догматич. Учен.о семи церк. Таинст. С. 99. СПб. 1877

Категория: Имяславие 13 том | Добавил: borschks
Просмотров: 217 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0