Приветствую Вас Гость!
Четверг, 2024-05-02, 9:40 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 1 том

Часть 1 страницы 1 - 10
2016-03-28, 0:37 AM

Часть 1.

Церковь о почитании Имени Божиего  до 1913 г.

 

Глава 1

ГДЕ  ИСТИНА: В ИМЯСЛАВИИ,  ИЛИ  В ИМЯБОРЧЕСТВЕ?

 

 

Как учила Православная Церковь об Имени Божием  до 1913 года.

 

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Итак, за разрешением стоящего перед нами вопроса об имени «Иисус» до воп­лощения, обратимся, Святый Владыко, к учению св. Церкви, и последуем, лучше всего, ее учению, нежели учению полу-обезверившихся некоторых членов Синода 1913 года, настроенных рационалистически.

 

Открываем Книгу-Журнал: "ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ", том 1-й, Киев, издания 1874 г. за четыре десятка лет до возникновения в лоне нашей Матери-Церкви  имеборческой хулы на святейшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Упомянутая  Книга-Журнал - официальное церковное издание. В ней написано:

Дозволено  Цензурою,  К и  е  в  , 1874 года, июля 20-го дня.

 На странице 17-й   читаем: «Январь».

 

 

 

Величие Святейшего имени Иисус

 

                                                              «И нарекоша имя Ему Иисус»

/Лук.2,21/.

Имя "Иисус" выше всякого имени. Это имя говорит нам, что мы были и что стали, чем должны сделаться, и чем сделались: это Имя говорит нам, что Бог  от  вечности для нас предопределил и во времени исполнил; Оно открывает нам, как любовь Сына, так рав­но и любовь Отца и Святого Духа, Которые по единству существа Свое­го также принимали участие в великом и славном деле Сына. Это Имя говорит нам не только о том, что есть Христос, но также и о том, что есть Бог, потому что Иисус есть Божественное имя, Оно есть имя самого Бога, - значит. Оно есть имя бесконечно многозначительное, бесконечно величественное и вследствие этого достойно того, чтобы быть предметом особенного нашего размышления.

                                                            I

Величие Святейшаго имени Иисус коротко и ясно объясняется св. Апостолом Павлом, который говорит, что "имя Иисус  выше всякого  имени" /Филипис. 2,9/.

Таким образом, это Имя возвышается над всеми именами и над всем, что носит имя, должно господствовать; Оно есть Имя, которое превоз­носится над всеми временами, в которые существуют  и м е н а, над всеми заслугами, ради которых даются. Следовательно, если мы хотя несколько хотим понять величие этого имени всех имен, то должны возвыситься над незначительностью обыкновенных имен, должны подня­ться превыше времен, людей и человеческих заслуг, подняться на вы­соту, откуда наш слабый глаз презирает несколько яснее и глубже, короче: в смысл этого таинственного Имени мы должны  про­никать  с  высоты  веры, потому что  только  свет веры  объясняет  нам  все, что заключает в себе это Имя. Но что же вера говорит нам об этом Имени? Она прежде всего говорит нам, что имя "Иисус" превыше  всех  вре­мен что под солнцем носит имя /слышите, Святой Владыка? – ред./, все это сотворено и произошло во времени, - получило свое бытие, а следова­тельно и название тоже во времени. Создавший последний и высочай­ший Свой образ, вдохнувши в тело первого человека дыхание жизни и поселивши Свое собственное подобие на земле, Бог потом уже наре­кает ему имя  и Бог, говорит св. Писание, дал ему имя Адам. Следовательно только тогда, когда окончилось творение Бог или Сам нарекал имена тварям, как например, первому человеку, наречение имени которому Он предоставил Себе, или же предоставил право давать имена тварям тому же самому человеку, как рассказывается нам на первых страницах священной истории об Адаме, который дал имена не только животным, приводимым к нему Богом, но также своей жене, вто­рому сотворенному человеку. "Адам, говорит Писание, назвал жену Евой". Поэтому имена всего сотворенного представляют  нечто явившееся  во  времени,  временное.  Не таково  Божественное  имя "Иисус": Оно не есть  Имя  времени  но  Имя  вечности; поэтому Оно настолько выше времени, насколько  сама  вечность  возвышается над временем. Правда и это имя дано Божественному Спасителю также во времени, - именно, по проше­ствии восьми дней после Его рождения; но, тем не менее, имя Иисус неизмеримо выше всех пределов времени:

Оно во времени лишь настолько, насколько Его человеческая природа произошла во времени. Но так как искупил и мог искупить нас не про­стой только человек Иисус, а Христос, как Бог и человек в одной и той же ипостаси; то, поэтому, Его имя должно быть прилагаемо не к одному только Его человечеству, - Христос есть Иисус, т.е. Спаситель от вечности, а, следовательно и Его имя лишь в том отношении временно, что Оно откры­лось во времени; чрез что естественно нисколько не изменилось заключавшееся в этом Имени от вечности, и мы должны по необ­ходимости признать, что имя Иисус должно быть вечно, так же вечно, как вечен сам Христос, Сын Бога. Как от вечности Бог предопределил сотворить мир, так же от вечности в Совете Св. Троицы было присвоено Отцу дело творения, а Св. Духу— дело освящения, также от вечности было предоставлено Сыну дело искупления; Следовательно было от века у Христа как Его служение Искупителя, так и Его имя Иисус, т.е. Спаситель. ИМЯ "ИИСУС" ТАКЖЕ ВЕЧНО, КАК ВЕЧЕН БОГ ОТЕЦ, Который от вечности свидетельствует о своем Сыне, как об Искупителе; Оно вечно, как вечно Слово, Которое было у Бога и Само Было Бог, Которое от вечности, в качестве посредника между Богом и к искуплению назначенным миром, предало Себя в руки Своего Небеснаго Отца; Оно вечно как вечен Дух Божий, Который, вследствие Своего единосущия с Отцем и Сыном, имеет одну и ту же волю и любовь с обоими. Имя "Иисус" от вечности составляло предмет вечных пла­нов Божиих, а равно предмет вечной любви Божией, которая Его, как божественное сокровище, от вечности носила и скрывала в Своем сердце; и только когда пришла "полнота времен" она вручила Его, с воплями взывающему к этому Имени, миру.

Только теперь передал Бог человечеству этот драгоценный камень небесный, но передал единственно для того, чтобы, после непродолжи­тельной неизвестности Его на земле, Оно просияло еще большим блеском на всю вечность. Имя Иисус есть имя вечности. "Твое имя", говорит поэтому уже евангелист ветхаго завета—Исаия, когда пове­ствует о Боге, как Искупителе,—"Твое имя, восклицает он, есть Имя вечности" /Ис.63,16/.

Тысячи и миллионы имен вместе с теми, которые носили их, погре­бены в могиле и преданы вечному забвению, тысячи и миллионы новых имен будут еще уничтожены, всеразрушающею рукою времени; ни одно имя, будь оно даже глубоко начертано на камне, меди, или как часто бывает, занесено в летописи всемирной истории, - ни одно имя не устоит пред разрушающею рукою времени, потому что это свойственно только имени "Иисус". Наши же имена лишь только по мере того становятся бессмертными и увековечиваются, насколько мы при помощи заслуг Искупителя и своего собственного старания воплощаем в себе имя "Иисус". Вполне справедливо поэтому говорит св. Писание: "в вечной памяти пребудут праведники". Таким образом имя "Иисус" - вечно, т.е. Оно  от  вечности  получило  НАЧАЛО  и продолжится на всю вечность,  поэтому  превыше  времени. Но Оно также превыше имен всех людей, когда-либо живших во времени.

                                                             II

Имя Иисус есть имя превознесенное над всеми именами. В священ­ной истории встречаем мы многих великих могущественных личностей име­на которых иногда не менее интересны, чем целая их история с ее дея­ниями и подвигами: не говорят ли нам обо всем этом имена Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Давида, Иоанна, Петра, Павла, Стефана, имена: Евы, Сарры, Иудифы, Поили, Елизаветы, Анны, Марии? Какие величественные воспоминания, какие многозначительные события, какое богатство заме­чательнейших фактов связаны с этими именами! Нет более важного преи­мущества, как подобно первому человеку, быть сотворенным десницею Божией и сделаться Отцом всего человечества; нет более высокого досто­инства, как по определению Божию быть или вторым Адамом, подобно Ною, или родоначальником целого народа, подобно Аврааму - или осво­бодителем и спасителем этого же самого народа, подобно Моисею, - или замечательнейшим царем его, подобно Давиду. Нисколько не меньшее преимущество и в том, чтобы сделаться или матерью всех живущих, как Ева, или прообразом Пресвятой Богородицы, как Сарра, или образом геройства женщин в древнейших исторических летописях. Мы знаем, ка­кое уважение оказывал сам Иисус Христос тому, кто был послан уго­товать путь Господу, нам известно, что сделал Спаситель, чтобы при­соединить к Своей Церкви Петра и Павла; не безызвестно нам также, какое высокое значение указал сам Бог в истории искупления св. Ели­завете, Анне и особенно Пресвятой Деве Марии, Матери Иисуса Христа, мы знаем все эти личности, мы знаем их и почитаем как особое орудие в руках Божиих; мы знаем их деяния и их имена. Однако, что же гово­рят нам имена всех этих прославленных личностей, о чем они свидетельствуют нам, если только рассматривать их самих в себе? Что особен­но важного, если сказать, что Адам значит созданный по подобию Божию или взятый от земли, Ева - мать живущих, Авраам - отец великого мно­жества, Моисей - спасенный от воды, Петр - Камень, Иудифь - хвалящая Бога, Елизавета - Святыня Божия, Анна - помилованная, Мария - возвы­шенная? Говорят и свидетельствуют ли эти имена о чем-нибудь более, как об одной или двух достопримечательных чертах, благодаря которым их жизнь вследствие особых целей и соизволения Божия, сделалась на­столько важною и знаменитою? Действительно ли в их собственных име­нах заключено все их достоинство, все их значение? Не оставляют ли напротив их имена простой очерк или отрывок из того, что в их жизни совершилось великого и замечательного? Можно ли указать такое, имя, которое бы ясно предоставило нашему сознанию все величие, все досто­инство, все значение, хотя одной какой либо из поименованных нами личностей?

Имена эти для нас, быть - может, не более, как зеркало для того, кто в него смотрится: они показывают нам, в самом деле, только одну сторо­ну внешнюю; между тем как внутренняя, более глубокая, более значите­льная сторона остается для нас закрытою. И теми ли самыми показываю­тся нам эти имена рассматриваемые при собственном их свете, чем каки­ми они являются в том случае, когда мы рассматриваем их при свете того Имени, которого Носитель равен сиянию Отца и есть тот свет, ко­торый все освещает? При свете этого Имени все имена далеко, далеко должны отступить назад, как ночь отступает пред днем, тварь пред Творцом, простой символ пред действительностью: Имя "Иисус" одина­ково возвеличено над всеми именами, при Его Имени получают и удерживают значение и достоинство имена всех великих личностей, прежде и после Него живших; при Его Имени оживают пред нами имена самой глубокой древности, - величественные имена патриархов и пророков, св. жен и дев; при Его Имени имя Марии является для нас тем, чем оно сделалось в глазах всего христианского мира; при Его Имени просиявают пред нами имена апостолов, которые  проповедовали  об  и м е н и "И и с у с " и  распространяли это  Имя между всеми  нациями; при Его Имени обнаруживается полное величие целого бесчисленного ряда личностей, которые в течении трехсотлетнего периода мучений собственной кровью запечатлели свои имена в книге животной;   и м я "И и с у с " есть  Имя,  которое  превыше  всех  имен, превыше имен всех смертных, которые о нем живут, движутся и. суще­ствуют; оно превыше имен ангелов, архангелов, херувимов и серафи­мов, блаженство которых состоит в том чтобы жить в свете этого величественнейшего Имени, в  некотором  смысле  Оно выше  даже  имени  Бога.  Что говорят нам все другие имена и названия, которые в  св. Писании придаются вечному Богу? О чем говорит нам простое слово «Бог» существующее во всех языков всех времен и всех народов? О чем говорит нам сообщенное Моисею Самим Богом обозначение Своего Имени: "Я есмь Сый"? Конечно, Оно сообщает нам многое, даже очень многое, так как им обозначается, что Бог есть всегда Сущий, а, следовательно, Вечный, - но в то же время - мало, потому что человек также мало понимает это Имя, как мало понимает самую вечность. Но можем ли мы назвать Бога настоя­щим Его Именем? Так же мало, как мало мы способны понять Бога. По­чему? Св. Григорий Назианзин пишет: "Бог никаким  именем не может быть выражен". Что относительно имени Божия мы находим в  св. Писа­нии, то довольно незначительно; но как скоро мы слышим имя Иисус,  тогда мы как будто ближе становимся к вечности, потому что Оно про­ливает пред нами свет Божественного Существа: тогда наш глаз видит яснее, наше сердце бьется спокойнее и мы вместе с блаженным Авгус­тином восклицаем: "Иисус  есть  действительное имя Бога".

Какое чудо, что сам Бог в продолжение почти целых четырех ты­сяч лет никогда не произносит своими устами это великое Имя, но скрывает Его у Себя и никому в течении этого времени, не сообщает Его? Бог милосерд к грешнику ради заслуг Иисуса, Спасителя мира, - но Он не называет Того, Кто был основною причиною Его милосердия;

Бог правосуден и наказывает человека после его падения, хотя не так, как бы он заслуживал, - но не называет имени Того, Кто произ­вел замедление вечного правосудия; Бог исполнен милосердой любви и в лице Адама первого человека. Он всем рожденным от жены дает обетование об Искупителе, - но не называет Его имени. Бог умалчивает!

Аврааму, испытанному в послушании, - Исааку, за свою готовность к самопожертвованию сделавшемуся прообразом будущаго Мессии, Давиду, так часто, так прекрасно и так задушевно воспевавшему грядущего Искупителя,  всем им даются самые высокие и самые определенные обетования относительно всеми народами ожидаемого, - даются обето­вания устами Самого Бога, Который обещает Искупителя, - но не назы­вает Его имя. Бог умалчивает! Пророки, которых Бог в продолжение целых столетий на подобие вестников посылал в мир для возвещения Ему о Сыне Божием имеющем освободить людей от греха и вечного    наказания за грех, - пророки многое и великое предвозвещали относительно Его рождения, жизни, дел, страданий, смерти и воскресения; они как будто осязали Его своими перстами, но Имени Его не знали. Они называли Его Богом Еммануилом, Господом господствующих, кня­зем мира, Отцом будущего века, чаянием народов; но имени Иисуса они не знали. Бог умалчивает! Ни Адам, ни Ной, ни Авраам, ни Давид, ни Моисей, ни пророки, никакая знаменитейшая личность ветхозаветной истории откровений не удостоилась получить откровения того Имени, Которое сделалось надеждою как прошедших, так равно и будущих по­колений. Пресвятая Дева Мария была первая, по отношению к Которой Бог впервые, прервал Свое молчание, - открыл величайшую тайну, а так же тайну Святого имени Иисус; Пресвятая Мария, Матерь нашего спасения, та, во чреве Которой совершилась тайна воплощения, Та, ко­торая вечному Сыну Божию дала плоть от своей плоти и кровь от своей крови, - Пресвятая Мария первая должна была из уст Ангелов услышать величественное имя своего Божественного Сына.

 

                                                         III.

Подлинно, И м я, которое любовь Божия  от  вечности предопределила, есть  Имя, пред которым все имена суть только бледные тени; Имя, Которое Сам Бог почтил в такой высокой степени, - это Имя должно быть превыше всех заслуг, ради которых даются и могут быть даны имена. Имя Иисус есть Имя всех имен. Где в мире можно найти имя, которое, будь оно даже обязано своим происхождением ве­личайшим подвигам и заслугам пред человечеством, Богом, царем и (отечеством,- где такое имя; которое было бы в состоянии сравниться с Именем, которое оказало заслуги человечеству на позорном древе Креста? Велика заслуга освободить из рук врагов и притеснителей го­род, страну или целый народ; велика заслуга пожертвованием своего состояния и имущества стать отцом нуждающихся и бедных людей и даже самому сделаться бедняком; велика заслуга словом и делом вступиться за слабую и угнетенную невинность; велика заслуга для друга пожерт­вовать имуществом, кровью и жизнью; однако, что значат для человече­ства все эти заслуги и все имена, связанные с этими заслугами, в сравнение с тою заслугою, которую Христос оказал миру и в сравнении с тем именем, по отношению к которому всякая заслуга есть нечто обязанное Ему? Имя Иисус возвещает нам о заслуге, которая далеко превосходит все то, что мы разумеем под понятием "заслуга",- о за­слуге, которая могла быть приобретена единственно только Богочело­веком; потому что Христос есть Иисус, т.е. Спаситель в  глу­бочайшем  и  обширнейшем  смысле  этого слова, Спаситель всего человечества от первого человека до последнего, - Спаситель от всех грехов и наказаний за грехи: Спаситель всех тварей разумных и неразумных, потому что и последние также ув­лечены были падением человека и вместе с ним совоздыхали, по словам апостола Павла, о спасении. Словом, Христос есть Спаситель всего мира: "и наречеши Ему имя Иисус, говорит ангел, потому что Он спа­сет народ Свой от грехов его".

Быть Спасителем - это составляло задачу земной жизни Христа, за­дачу, которую Он, как из любви  от  вечности  принял на Себя, так из любви  во времени выполнил ее и притом так выполнил, что небо и земля пришли в изумление; потому что Он выполнил ее с величайшим и беспримерным смирением, чтобы уничтожить величайшие действия высокомерия и противления человека закону Божию и Самому Богу. "Христос, пишет ап. Павел /Филип. 2,7/, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крест­ной". Дорого это Имя, которое приобретено высокою ценою: "не золо­том и серебром оно приобретено, говорит ап. Петр, но кровью Иисуса Христа". Не семь или четырнадцать лет требовалось для того чтобы, подобно Иакову, который четырнадцатилетнею службой приобрел руку Рахили, приобресть умилостивленную руку божественного правосудия, в продолжение тридцати трех лет, которые были непрерывною цепью многоразличных страданий должен был Христос снискивать божествен­ную любовь для развратившегося рода человеческого.

Недостаточно было одного всемогущего слова: "да будет" - чтобы воссиял небесный свет в помраченном ложными верованиями мире: в течение трех лет словом и примером должен был Христос проповедовать, чтобы доставить новый день народам, сидящим во тьме и сени смертной. Не одно или два чуда необходимо было для того, чтобы са­тану, как некогда фараона склонить к освобождению человечества, находящегося в рабстве дьявола: без величайшего из всех чудес, без чуда из чудес, без воплощения Христова, без страданий и смерти Его, бедствия мира, ад и господство дьявола сделались бы для всех людей вечными. Но глубина величайшего из всех чудес заключается в послушании и завершении этого послушания, - в пожертвовании всего того, что имел Христос в пожертвовании Им своей жизни, в смерти и при­том самой мучительной и позорной смерти на кресте.

Наградой за это самоотвержение и уничижение Христа было Его воз­величение над всей тварью, потому что вследствие их, как говорит св. ап. Павел "и Бог Его превознес и дал Ему ИМЯ, КО­ТОРОЕ ВЫШЕ  ВСЯКОГО ИМЕНИ". Таким, следовате­льно добровольным послушанием Христос не только нам оказал услугу, но и Себя самого прославил, потому что через это Он приобрел прос­лавление Своего тела, - превознесение Своей человеческой природы над всеми тварями и Имя, Которое выше всякого имени как для нас, так и для Самого Христа дорого поэтому это Имя.

В то достопримечательное мгновение когда Иисус Христос был предан врагами на смерть, - Он попустил лишить Себя всего: одеж­да Его была снята с Него, человеческое достоинство поругано, учени­ки Его, за исключением одного, разбежались; Одно Его имя, Которое вопреки воли Его врагов» сияло над Его главою, - пребыло с Ним не­разлучно. Хотя и. неохотно, все-таки попустил Он, чтобы верные Его ученики, из коих один за несколько часов пред тем дал торжествен­ную клятву идти с Ним на смерть, - оставили Его в последние часы жизни; только Мария, Его Святая Мать, Иоанн и Магдалина, готовые умереть с Ним, только они стояли у ног Его. Но Его ИМЯ. "И И С У С" было над Ним, над Его главою, чтобы как прежде, так и при смерти, Его собственная глава склонилась бы ПЕРЕД ВЕЛИЧИЕМ И ДОСТОИНСТВОМ ТОГО ИМЕНИ, ПЕРЕД, КОТО­РЫМ ДОЛЖНЫ ПРЕКЛОНИТЬСЯ НЕБО, ЗЕМЛЯ И А Д .

Таково значение Сладчайшего имени И и с у с !" Аминь.

                                           ____________________

  

Вы скажете, что это не учение Церкви, а частное мнение автора статьи. Поэтому мы  вынуждены были представить здесь многие свидетельства Церкви, которые игнорировать никто из православных не вправе, ибо приводимое есть действительное учение церковное.

Вот как учила Св. Православная Церковь о Сладчайшем имени Иисус Христовом до рокового 1913 года! Вот почему святые Отцы, и особенно св. праведный Иоанн Кронштадтский в преддверии Синодального имяборчества, учили, что имя Божие есть сам Бог, что в имени Иисус Христос, весь Христос, душа и тело Его, соединенные с Божеством.

Но совсем не такое, а противоположное, учение провозгласил Святейший Синод в своей грамоте от 18 мая 1913 года: будто бы имя Божие не Бог и не энергия Божества, что имя Господа «Иисус» есть простое человеческое имя; не предвечное,  не Богом а людьми нареченное Богочеловеку. Что имена Божии, в том числе и имя Христа «Иисус» выдуманы людьми, не имеют реального бытия, что Имя Божие не в Боге, и Бога нет в Его Имени. Нынешние «богословы» конца ХХ века, основываясь на некоторых философских словах Св. Григория Нисского о простых человеческих именах и названиях, дерзнули провозгласить от имени Св. Православной Церкви кощунственное учение, будто бы «имя Божие разлагается и исчезает вместе со звуком голоса». И таким образом, повторяется ими страшная хула на Святейшее и Сладчайшее имя Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Такое лжеучение они называют православным, а не согласных с ним причисляют к отступникам от Православия и от Православной Церкви. Что это? – Это, похоже, на предсказанное Св. Апостолом Павлом и Тайновидцем «отступление» от искупившего мир Господа (2 Пет.2,1; 1 Тим.4,1-3; 2 Фесс.2,3-12; Откр.3,1-4 и 13,8). Это – признак предконечных времен. Это – исполнение пророчества преп. Серафима Саровского об отступлении от чистоты Православия Российского духовенства; это исполнение пророчества преп. Нила Мироточивого и ряда Святых Отцов и духоносных старцев Российских иноческих обителей. Афонские старцы предсказывали: «Россия погибнет, если перестанет почитать имя Божие». Не к этой ли развязке времен мы приблизились?

Святые Ипполит Римский, Св. Димитрий Ростовский, преп. Ефрем Сирин, Св. Григорий Нисский, Св. Феофилакт Болгарский, и другие Отцы Церкви предсказывали, что похуление имени Божия это - предначатие антихристова пришествия. Из упомянутых, двое последних, хулителей имени Иисуса Христа назвали идолослужителями и причислили к братьям жидов-богоубийц.

 

            Господи, вразуми, спаси и сохрани всех нас. Аминь.

 

Глава 2

Некоторые свидетельства из Ветхого Завета.

 

Из книги Бытия: «И Сифу бысть сын именова же имя ему Энос; сей упова призывати имя Господа Бога» (гл. 4,26).

Сын Сифа – Энос, упование имел на призывемое им имя Господне. Отсутствие веры во имя Божие лишает этого спасительного упования.

           

Из книги Исход:  «И рече Моисей к Богу: се аз пойду к сынам Израилевым и реку к ним: «Бог отец наших посла мя к вам: и аще вопросят мя, что имя Ему? Что реку к ним? – И рече: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам. И рече Бог паки к Моисею: тако речеши сыном Израилевым: Господь Бог Отец наших, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль посла мя к вам: сие Мое есть имя Вечное» (гл. 3,15).

            Нужен ли комментарий на слова самого Господа о том, что имя Его: «Господь Бог» есть Он Сам, и что имя сие ВЕЧНОЕ, и что Сиф призывая имя Господа Бога, призывал самого Господа Бога?

            Глагола же Бог к Моисею и рече ему: «Аз Господь: и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый их: имене Моего, Господь, не явих им» (6,3). Не явил имени своего, значит, не открылся им в Своем имени. Очевидно, так следует понимать.

       «Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь, приемлющего имя Его всуе» (20,7; тоже Второз. 5,11). – Рече Господь к Моисею: «Аз преиду пред тобою славою Моею и воззову о имени Моем Господь пред тобою» (33,19).

 Последние слова, как видно, свидетельствуют о том, что в имени Своем является Сам Господь Бог. Поэтому, произносящий имя Божие всуе, напрасно, неосторожно, без страха Божия и благоговения – тяжко погрешает. Ведь в имени Божием если не самое существо Бога, то Его Божественная энергия, действие и Богооткровенная истина о Боге. И в этом смысле самое имя, как Слово Божие и энергия Божия и есть сам Бог. 

            «Не бо поклонитися богом иным: ибо Господь Бог ревниво имя, Бог ревнитель есть». (34,14).

И здесь, под именем: «Господь Бог» разумеется, Он Сам. Тем паче, что это имя названо «ревнивым». А ревнивым именуется сам Бог, а не что либо иное, о чем и говорят последние слова: «Бог – ревнитель есть.

            «Да покажу на тебе крепость Мою и яко да проповестся имя Мое по всей земли». (9,16).

 Проповедь имени Божия по всей земле есть цель всего Богоокровения человечеству, - проповедь Бытия Бога.

 

            Из Числ: «Да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз Господь благословлю я». (6,27).

 Возложенное, значит, открытое приемлющим имя Божие ниспосылает благословение и благодать Божию.

 

            Из книги Второзакония: «Того (колено Аарона) избра Господь Бог твой от всех племен твоих, предстояти пред Господом Богом твоим, служити и благословити во имя Господне, той и сынове его во вся дни… Да служит  имени Господа Бога вашего». (18,5-7).

 Исповедывать и благословлять, восхвалять имя Господне, есть служение Богу.

            «Пророка возставлю им от среды братий их, якоже тебе: и вдам Слово Мое во уста его и возглаголет им, якоже заповедаю ему: и человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него». (18,8).

 Здесь ясное свидетельство того, что Пророки возвещают не свои слова, не свою волю, а волю Божию и слова Самого Бога Духом Святым. И кто не слушает повеления Божия через Пророков, тот наказывается Богом. Поэтому и символ Православной веры исповедует: «И в Духа Святаго, глаголавшего в Пророках». Иначе: устами Пророков и Святых говорит Дух Святой.

            «Аще не послушаете творити вся словеса закона сего, написанныя в книге сей, еже боятися имене честнаго и чуднаго сего, Господа Бога твоего. И удивит Господь язвы твоя… дондеже потребит тя» (18,58-61).

            Здесь то же самое, повторяется, что кто не слушает и не исполняет закон Божий возвещенный через Пророков, и не боится имени Господа Бога, тот будет наказа Богом.

 

            Из второй книги Царств: «И иде Давид и вси людие, иже с ним, и от князей Иудиных на восход, еже вознести оттуда Кивот Божий над ним же призвася имя Господа Сил» (6,2).

 Призывание имени Божия с верой и благоговением освящает и самого человека, и то, над чем оно призывается: именем Божиим освящается все.

            «Иди и рцы рабу Моему Давиду: сия глаголет Господь: не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне… Иже будет от чрева твоего и уготовлю царство его. Той созиждет дом имени Моему» (7,5-13).

В созданном имени Божию храме, пребывает, обитает Сам Бог в призываемом Имени Его. Поэтому, кто хулит, умаляет значение имени Божия, тот хулит самого Господа и терпит за это законное наказание.

 

            Из книги третьей Царств: «Рече Соломон: аз же создах дом имени Твоему свят…» (8,13).

            «И создах храм имени Господа Бога Израилева» (там же, 20).

            «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь, на месте о нем же рекл еси: будет имя Мое тамо на услышание молитвы» (8,29).

            «Внегда помолятся на месте сем и исповедятся имени твоему… и милостив будеши» (8,35).

Слышит Господь молитвы исповедающих и призывающих имя Его в храме, созданном имени Господню.

            «И явися Господь Соломону и рече ему Господь: сотворит ти по всей молитве твоей и освятих храм сей, его же создал если, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся  дни» (9,3).

До тех пор, пока в храме Божием прославляется имя Господне, в храме будет пребывать Сам Господь и будет слышать молитвы исповедающих, и призывающих, и прославляющих имя Божие.

            «Аще же не сохранити заповедей Моих… и изрину Израиля из земли, юже дах им, и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергу от Лица Моего» (9,7).

 К заповедям Божиим относится и повеление не призывать всуе имя Господне. Неисполнение заповедей Божиих, а наипаче оскорбление и хуление имени Божия, становится причиною отвержения и храма и целого избранного народа, лишение их благодати Божией и спасения.

            «И рече Илия… да призовете имена богов ваших, и аз призову имя Господа Бога моего: и будет Бог, иже аще послушает огнем, той есть Бог» (18,24).

 С верой призываемое имя Божие творит дивные чудеса. Как и Сам Господь Иисус Христос засвидетельствовал: «Именем Моим бесы ижденут»…(Мрк. 16,17).

 

            Из книги четвертой Царств: «И проклят (Елисей, посмеявшихся над ним) именем Господним, и се изыдоша две медведицы из дубравы, и растерзаша от них четыредесять два» (2,24).

Здесь подтверждение вышесказанного.

 

            Из книги первой Паралипоменон: «И весь Израиль взыде во град Давидов… еже вознести тамо Кивот Господа Бога, седяща на херувимех, идеже призвано есть имя Его» (13,6).

От начала и до конца земного века избранники Божии, истинные почитатели и поклонники Бога, почитали, почитают и будут почитать за великое благо и милость Божию данную Богом  в призывании Его Богооткровенного имени, в призывании которого они ощущают присутствие Самого Бога.

            «В той день, устрои Давид в начале хвалити Господа рукою Асафа и братии его: исповедайтеся Господеви, и призывайте Его во имени Его. Знаемы сотворите людем начинания Его. Пойте Ему и воспойте Ему: поведите вся чудеса Его, яже сотвори Господь. Хвалите имя святое Его» (16,7-10).

            «И ныне, Господи, исповедаемся Тебе и хвалим имя хваления Твоего» (29,13).

В исповедании, призывании и восхвалении имени Божия истинные Божии поклонники испытывали духовную радость и наслаждение… Это весьма ярко выражено в псалмах царепророка Давида

 

            Из книги второй Паралипоменон: «И повелел Соломон созидати дом имени Господню» (2,1).

Имени Господню, то есть, самому Богу. Где имя Господне, там и Господь.

            «И явися Господь Соломону нощию и рече ему: услышах моление твое, и избрах место сие Мне в дом жертвы… И ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту даже до века, и будут очи мои  и сердце Мое ту вся дни… И дом сей его же освятих имени Моему» (7,-12,16,20).

Слава Богу за то, что Он сделал людей способными именовать имя Господне. Да пребывает эта милость Божия до скончания века со всеми верными!

 

            Из книги Неемии: «Аще обратитеся ко Мне… соберу вы и введу в место, еже избрах вселитися имени моему тамо» (1,9).

Имя Божие соделывает место обитания Бога. Где имя Божие, там вселяется Сам Господь.

           

            Из книги Товита: «Благословен еси Боже отец наших, и благословенно имя Твое Святое и славное во веки» (8,5).

 Господь Бог благословен, и благословенно имя Его во веки – это и есть верное доказательство, что имя Божие есть сам Бог, не в существе конечно, а в Его действии Божественной энергией; доказательство соприсутствия Бога в Его пресвятейшем имени.

           

            Из книги Юдифь: «Ты еси Господь, сокрушаяй брани: Господь имя Тебе… Ты сокруши их крепость силою Твоею, низложи державу их яростию Твоею. Усоветоваша бо омерзити святая Твоя, осквернити селение упокоения имени Славы Твоея» (9,8).

Если Богу имя – Господь, то кто может сказать, что «Господь» не есть Он Сам? Не бессмысленно ли это?

            «И рече Юдифь: начните Богу моему в тимпанех, пойте Господеви моему в кимвалех, красно воспойте Ему песнь нову, возносите и призывайте имя Его» (16,1).

 С каким торжеством и веселием возносилось и прославлялось имя Божие в Ветхом Завете! – Можно даже позавидовать…

 

            Из Псалтири: «Пою имени Господа Вышняго» (Пс. 7,18 и 12,6).

Что касается царепророка Давида, то это непревзойденный, благоговейнейший, ревностный славитель имени Божия. Вся его боговдохновенная Псалтирь есть сплошное прославление имени Господня. Ветхозаветное прославление имени Божия - не случайное, не ошибочное и не аллегорическое, ибо Господь не давал заповедей иносказательных, самопротиворечивых, но давал заповеди не двусмысленные, четкие, не давая никому возможности толковать их как кому угодно. Так и о прославлении имени Божия дана четкая и определенная заповедь Божия, которая не отменена и в Новом Завете, и положена в основание Богослужения всенощного бдения: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа!» И Полиелей является самой торжественной частью утреннего Богослужения.

  «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (8,2 и 8,10). Св. Давид восхищается чудесным именем Господним, творящим чудеса.

            «Пою имени Твоему Вышний» (9,3).

И воспевает имя Бога Вышнего.

            «Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля» (19,2).

В имени Божием св. царь Давид видел свою защиту, и утешение в печали подавал ему Господь ради преславного имени Своего.

            «Возрадуемся о спасении Твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся» (19,6).

Господь возвеличивает прославляющих имя Его, подающее спасение.

            «Сии на колесницах и на конях, мы же во имя Господа нашего призовем…» (19,8-10).

           Враги на колесницах и на конях, говорит, а мы призовем имя Господа, и спасемся.

Повем Имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя» (21,23).

Он считал своей обязанностью проповедовать имя Божие среди братии своей и воспевать его посреди Церкви.

            «Имени Твоего ради наставиши и препитаеши мя» (30,4).

 В имени Божием он находил себе наставление и пищу духовную.

«Блажен муж, ему же есть Имя Господне упование его (Пс. 39,5).

И ублажал тех, кто в Имени Божием полагал для себя все упование.

            «О Тебе враги наши избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны» (43,6).

 Имя Божие было для него оружием на врагов.

            «Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» (53,3).

В имени Божием он видел свое спасение.

            «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же  имени Твоему  Вышний» (65,4).

Он желал, и молил Бога, чтобы вся земля поклонялась Богу и воспевала имя Всевышнего.

            «Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему» (67,5).

 Он призывал всех воспевать имя своего Творца, и объявлял, что имя Ему – Господь!

            «Прежде солнца пребывает имя Его» 71,17).

Он чужд был рационализма, и исповедывал  имя Господа не фикцией, не выдумкой человеческой, а предвечным именем своего Господа Творца.

            «Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един и благословенно имя Славы Его во век и в век века» 71,18-19).

Категория: Имяславие 1 том | Добавил: borschks
Просмотров: 299 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar