Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-28, 0:43 AM | |
имени Иисуса также близки к нам, не умея только высказать свои мысли нашим богословским языком. Я видел их слезы от укоризны, что они будто бы имябожники. Я понял, что все души их трепещут при мысли, что их считают неправославными. Я у них увидел благоговение к сану епископа. Я увидел, что и мы с ними, как и прежде, будем славть единым седцем и едиными усты пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа»72. Отец Антоний выдвинул два условия, в случае выполнения которых возможно возобновление общения со Святейшим Синодом: 1) признание исповедания иноков во всей его полноте за теологумен — частное богословское мнение; 2) отложить окончательное решение данного вопроса до Поместного Собора, иноков призвать к церковному общению, потребовав от них засвидетельствовать свою веру в церковные догматы целованием Креста и Евангелия. Афонские старцы были более категоричны и не согласились с термином «частное мнение», считая его унизительным для столь значительного вопроса. В свою очередь, кроме заявления о необходимости соборного обсуждения догматических вопросов, они выдвинули ряд дополнительных требований: 1. Оповестить по епархиям, что они всегда пребывали в Церкви Православной. Наименование «имябожники» — отменяется. 2. Оставить все священнические и монашеские звания. 3. Предоставить скит «Пицунда». 4. Вознаградить изгнанных монахов из сумм тех обителей, которые их изгнали73. Результатом разбирательства Московской Синодальной конторы стал оправдательный приговор74. «Суд пришел к заключению, что в нас нет того состава преступления, за которое Святейший Синод предал нас церковному суду... — писал позже отец Антоний, — и из этого заключил, что мы неповинны в приписанном нам было обожествлении самого тварного имени, взятого в отвлечении от Самого Бога, и, следовательно, что нет для нас оснований отлагаться от церковного общения с иерархией... и иерархии нет оснований лишать нас ради нашего боголепного почитания Имени Божия причастия Святых Тайн и Священнослужения»75. Святейший Синод заслушал донесение Московской синодальной конторы от 8 мая 1914 года за №1443 на заседании, состоявшемся 10 мая и, несмотря на давление императора, не согласился утвердить его. Часть афонских иноков постановлением Синода №4136 от 10—24 мая 1914 года была поручена епископу Модесту с помещением в Московском Покровском монастыре и разрешением им рясоношения в монастырях (с сохранением запрета священнослужения и участия в Таинствах). Об иеросхимонахе Антонии и архимандрите Давиде было постановлено иметь особое суждение. В то же время, Синодальной конторе и преосвященному Модесту было поручено «приводить увещаемых иноков к сознанию, что учение имябожников, прописанное в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича) и его последователей, осуждено Святейшим Патриархом и Синодом Константинопольской Церкви и Святейшим Синодом Церкви Российской и что, оказывая снисхождение к немощам заблуждающихся, Святейший Синод не изменяет прежнего своего суждения о самом заблуждении»76. Указанное определение Святейшего Синода не было опубликовано и имяславцы пребывали в полной уверенности в том, что Синод своим постановлением оправдал их упование на имя Божие. Тем более, что в их руки попало письмо епископа Модеста к издателю журнала «Дым Отечества» А. Л. Гарязину следующего содержания: «Благодарение Господу Богу, все иноки-имяславцы оказались истинными чадами Церкви. Отец Антоний и виденные мною иноки Афонские назначены в число братии Знаменского монастыря. Употреблю все усилия, чтобы они остались пребыванием своим довольны... Разность мнений не должна мешать единению и любви. Так было прежде (школы Антиохийскаая, Александрийская и другие), когда допускалось существование в Церкви мнений, которые потом Собором или объявлялись догматом или отвергались»77. Спеша воссоединиться с Синодом, афонские иноки в своем Заявлении от 18 мая на имя митрополита Макария благодарили за снятие обвинения в ереси, и брали обратно заявление об отложении. Но все же слухи об истинном положении дел доходили до монахов, и они обратились к епископу Модесту с письменной просьбой сообщить им действительное синодальное решение их участи. Отец Антоний непосредственно от обер-прокурора Саблера получил формальную выписку из постановления Святейшего Синода, «содержащую урезанный текст этого определения с искажением смысла его в обратный, оправдательный для учения имябожников»78. Узнав в 1918 году от своих противников о полной форме Указа, отец Антоний в Заявлении на имя Патриарха и Святейшего Синода писал: «Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению»79. Тем не менее, раскол был временно преодолен, и иноки вернулись к общению с церковной властью. Широкой огласки решение Суда Синодальной конторы не получило. Епархиальные священники продолжали руководствоваться указом Святейшего Синода от 29 августа 1913 года, не допуская подозреваемых в «имябожничестве» ко Святому Причастию и лишая возможности участия в других Таинствах без письменного отречения от ереси. Осенью того же года митрополит Макарий, заручившись согласием обер-прокурора и митрополита Петербургского Владимира, снял на время войны наложенные Синодом запрещения, разрешив имевшим сан монахам священнослужение с зачислением всех, за исключением архимандрита Давида и иеромонаха Пахомия, в действующую армию. Иеросхимонах Антоний после многих ходатайств перед церковными властями был назначен священником в 16-й отряд Красного Креста, находившийся на передовых позициях. В течение трех фронтовых лет он безвозмездно служил Божественную литургию и во время боев под огнем, и во время походов, делая это по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского ежедневно. На фронте отец Антоний был награжден боевым орденом Владимира III степени с мечами за то, что собственным примером поднял солдат в атаку. Страдая болезнью глаз, перенеся на Карпатах возвратный тиф, отец Антоний в течение войны окончательно подорвал здоровье и почти ослеп. В Москву он смог вернуться при помощи одного из афонских иноков только в феврале 1918 года без малейших средств к существованию. Обратившись к Патриарху Московскому святителю Тихону с просьбой о поселении в обители, отец Антоний был приписан к Покровскому монастырю без разрешения священнослужения, что для него стало сильнейшим ударом. Многочисленные обращения отца Антония к Святейшему Патриарху и Священному Синоду остались без ответа, более того, запрещению подверглись и другие иноки Покровского монастыря, мирно проживавшие там во время войны. К моменту возвращения отца Антония началась вторая сессия Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов. Собор вынес вопрос о почитании имени Божиего в отдельную секцию под председательством архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова), образовавшуюся при Миссионерском Отделе, в работе секции принимали участие архимандрит Гурий (Егоров), архимандрит Моисей, Е. Н. и Г. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, Л. 3. Кунцевич, П. Б. Мансуров и другие. Секретарем подотдела назначен активный борец с имяславием В. И. Зеленцов80. Подотделу удалось провести лишь три заседания — 1.12.1917, 8.12.1917 и 26.03.1918. На втором из них был составлен план работы подотдела и определены темы докладов и докладчики. В дни своей работы Поместный Собор получил Обращение иноков-имяславцев, в котором монахи защищали свое упование на имя Христово и призывали Собор провести объективный суд. Но столь насущный вопрос так и не был рассмотрен, частично из-за усиливавшегося с каждым днем большевистского террора, а частично вследствие того, что «Собор, в подавляющем большинстве своих членов был так далек от существа вопроса, так мало заинтересован в нем, что просто сдал его в подкомиссию, чтобы спихнуть со своих плеч эту... неприятную мелочь... Если бы члены Собора разумели хоть сколько-нибудь внутреннюю значительность афонского спора, они не отнеслись бы к нему с таким постыдным равнодушием», — писал М. А. Новоселов81 в открытом письме к одному из членов Высшего Церковного Совета82. В ноябре 1918 года отец Антоний, видя безрезультатность всех обращений, направляет Святейшему Патриарху Тихону и Священному Синоду заявление о своем «отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня». Говоря о событиях, предшествовавших заявлению об отложении, отец Антоний описывает нерадостную картину жизни имяславцев Покровского монастыря в 1918 году: «Покровский монастырь... подвергся реквизиции для военных надобностей: иноков выдворили из келий, кухня прекратила свое существование, хлеб тоже почти не выдавался, изредка выдавалось лишь по восьмушке фунта, и я был поставлен в необходимость покупать на личные средства свое пропитание, но таковых у меня не было. Бедственное материальное положение и духовная скорбь по поводу продолжающейся на мне безвинно тяготеть духовной кары, вынудили меня снова (в сентябре сего года) подать прошение Святейшему Патриарху, и просить, в виду того, что секция Собора, которая должна была меня вызвать и допросить о моем уповании перед Священным Синодом, и убедившись в моей православности, разрешить священнослужение»83. Но одновременно с этим прошением отца Антония в Синод поступила докладная записка В. И. Зеленцова, где миссионер говорил об активном распространении «имябожнической» смуты по России и требовал лишить церковного общения нераскаявшихся еретиков. Синод прислушался к мнению Зеленцова и в октябре 1918 года издал указ, которым прекращал действие разрешения Синода священнослужения изгнанным с Афона имяславцам. По мнению Синода, решение Синодальной конторы 1914 года касалось только отдельных лиц, а не общего правила принятия «имябожников» в церковное общение. Прошение отца Антония Священный Синод счел не заслуживающим удовлетворения до тех пор, пока он не прекратит «оказывать непослушание церковной власти и распространять свои осуждаемые церковной иерархией умствования к соблазну Церкви»84. Возвращение к церковному общению имяславцам могло быть позволено только после письменного «отречения от имябожничества и по изъявлении своего подчинения Церкви»85, т.е. признания основных тезисов синодального послания от 18 мая 1913 года, которые по убеждению бывших афонских иноков «явно не согласны с учением святой Церкви о Имени Божием»86. Само дело об учении «имябожников» передано Собору для рассмотрения и вынесения церковного вердикта. Постановление от 8—12 октября 1918 года было подписано шестью иерархами: Патриархом Тихоном, митрополитом Агафангелом, митрополитом Арсением, митрополитом Сергием, архиепископом Евсевием, архиепископом Михаилом. За три года безупречного служения на фронте отец Антоний позволил себе говорить об официально не принятом иерархией имяславии только среди лиц, которые должны были вскоре вынести решение о православности его упования на имя Божие. Его объемные сочинения, издаваемые малым тиражом, не были пригодны для распространения среди широкой публики и прихожан. Он смиренно ждал соборного решения, ходатайствуя о скорейшем разборе имяславского вопроса. Но работа имяслав-ской подкомиссии Поместного собора так и не была завершена, а Патриарх с Синодом остались верны точке зрения Святейшего • Синода 1913 года. Отец Антоний искренне считал, что те бедствия, которые » постигли Российскую империю в двадцатом веке, стали прямым следствием имяборческого движения, явившимся признаком повсеместного отхода россиян от основ православной веры. В уже упомянутом письме к императору Николаю II от 25 марта 1914 года отец Антоний писал: «...еще есть время удержать Россию от тех бедствий, на которые наталкивают ее последние действия Святейшего Синода. Ныне еще есть возможность бесстрастно разрешить вопрос об Имени Божием». Но, по словам отца Антония, государь «не возымел мужества пойти в этом деле в разрез с верховными синодалами... ограничившись лишь слабыми полумерами, и добившись лишь некоторого послабления в церковном гонении против — "имябожников", — оставил в официальном похулении державное и зиждительное Имя Господне»87. Во втором письме к государю, датированным 7 октября 1916 года, отец Антоний приводил явные свидетельства гнева Божиего на хулителей Его имени: «Вспомните... совпадения: поражение третьей армии совпало с тем моментом, когда Вы изволили удостоить особо милостивой грамотой архиепископа Антония Харьковского, и затем, дивное дело, противник остановился тогда, когда взял Почаевскую Лавру, ту самую Лавру, из которой раздались первые хулы архиепископа Антония Харьковского на Имя Господне, ибо там впервые были напечатаны... мерзкие о Имени Господнем слова... Припомните еще гибель лодки Донца88: она первая погибла в Одесском рейде, потопленная турецким миноносцем, не успев сделать и выстрела!»89. «Я не выдаю себя ни за пророка, ни за прозорливца, — писал отец Антоний уже после кровавых революционных событий, — однако, иногда и "Саул бывает во пророцех"... ибо разве могло остаться безнаказанным посягательство Пастырей Христовых на Святыню Имени Его! Особенно знаменательно то, что переворот совершился именно в неделю святого Григория Паламы, боровшегося против Варлаама, которого мнения повторяют ныне имяборцы... Знаменательно также, что и имя "Волынь", от первопастыря которой изошли первые хулы на Имя Господне, — и это имя оказалось первенствующим в перевороте, ибо весь этот стихийный переворот начат и произведен был — "Волынским" полком... Имеяй уши да слышит о той страшной каре, которой подвергся митрополит Владимир90, больше всех ответственный за все Афонское дело, как первопастырь, санкционировавший действия архиепископа Никона на Афоне, согласившийся с совершенно неправославными мнениями архиепископа Антония, и упорно до самого последнего времени противившийся тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено... В России, распявшей Имя Его, — камня на камне ныне не остается. Закрыты клеветавшие против нас и хулившие Имя Господне издания, и даже типографии их отняты!... Но и еще "рука Его простерта"»91. Дальнейшая судьба имяславцев была плачевной, как и судьба России, на долгие годы погрязшей во мраке междоусобицы и разбоя, кровавом терроре, голоде и страхе перед грядущим днем. Схимонах Иларион скончался в 1916 году в совершенном недоумении о действиях церковной иерархии в отношении имени Христова, имяславцев и самого себя. Похоронен отец Иларион на Мархотском хребте Кавказских гор в урочище «Темные Буки» в основанном им Покровском монастыре. В 1919 году отец Антоний, живя без малейших средств к существованию в имении матери при селе Луцыковка Лебединского уезда Харьковской губернии, в ночь с 5 на 6 декабря был убит грабителями. Более 300 подвижников, удаленных с Афона, обосновалось на Кавказских горах и в долине Псху (80 километров от Сухуми) во главе с отцом Пантелеймоном92 и в 1928—1931 годах были найдены властями, а затем отправлены в лагеря или расстреляны. В двадцатых годах сформировался кружок ревнителей имя- славия, к которому принадлежали такие выдающиеся личности, как петербургский священник Феодор Андреев, президент математического общества Москвы профессор Д. Ф. Егоров, математик Н. М. Соловьев, артист М. Н. Хитрово-Крамской и другие. С кружком имяславцев были близко связаны отец Павел Флоренский, М. А. Новоселов, супруги А. Ф. Лосев и В. М. Лосева-Соколова. Духовным отцом Лосевых был архимандрит Давид, совершивший в 1929 году над супругами тайный монашеский постриг под именами Андроника и Афанасии. Соборный старец Пантелеимоновского монастыря схимонах Ириней (Цуриков), один из главных деятелей имяславского движения также оказывал влияние на работу имяславского кружка. В ноябре 1920 года епископ Тульский и Одоевский Ювеналий (Масловский) свидетельствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном православность отца Давида и других монахов-имяславцев и просил принять в них участие. Ходатайство было поддержано представителями имяславского кружка В. А. Симанским (отец Патриарха Алексия I), Н. М. Соловьевым и Д. Ф. Егоровым. После этого часть Рождественского Поздравления епархиальных архиереев 1921 года было посвящено отношению к афонским имяславцам. Патриарх писал, что, согласно определению Синода №3479 от 22—25 апреля 1914 года, имяславцам разрешалось участие в Таинствах и священнослужение при условии письменного или устного свидетельства «точного следования Православной Церкви и послушания Богоустановленной иерархии, веруя так, как учит Св. Церковь, от себя ничего не прибавляя, не убавляя, в частности, при почитании Имени Божия Имя Его не считать за сущность Божию, не отделять от Бога, не почитать за особое Божество, не обоживать букв и звуков и случайных мыслей о Боге». Но, не смотря на снисхождение Святейшего Синода к имяславцам93, Синод «не изменил прежнего своего суждения о самом заблуждении, содержащемся в сочинениях Антония Булатовича и его последователей, которые решил передать на рассмотрение Всероссийского Священного Собора, от которого и зависит разрешение всего дела по существу»94. Этим принципом и руководствовался Святейший Патриарх, когда несколько месяцев спустя произошло его совместное служение с архимандритом Давидом. Собрания имяславского кружка пришлось завершить уже в 1925 году, когда начались систематические аресты. В 1930 году в ОГПУ было сфабриковано дело по разоблачению церковного монархического центра «Истинно-православная церковь». К следствию были привлечены все оставшиеся к этому времени в живых слушатели и докладчики имяславских собраний, всего 48 человек. Главой контрреволюционной организации был назван М- А. Новоселов, а теоретиком и идеологом — А. Ф. Лосев. Значение имяславских идей для православной аскетики трудно переоценить. Живое энергийное присутствие Божие в Его имени, неотделимом от Его существа, опытно познаваемое подвижником, дает призыванию имени Христова ту самую чудотворную силу, о которой говорил Христос: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13—14); «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Мр. 16:17). Об этом опыте непосредственного богообщения писал в своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Слово потому надо уважать крепко, что и во едином слове бывает вездесущий и все наполняющий единый и нераздельный Господь. Потому и говорится: "не приемли имени Господа Бога твоего всуе" (Исх. 20:7), что в одном имени — Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопоклоняемая»95; «Он (Бог) весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает каждое слово: каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовью. Но особенно Он весь в принадлежащих Ему именах»96. Разбирая «Послание Святейшего Синода» от 18 мая 1913, Владимир Эрн заметил: «Синод формально провозглашает антихристианскую теорию молитвы, как замкнутого в себе и не выводящего к Богу состояния нашего сознания... Истинное разделение существует не между Именем Божиим и существом Божиим, а между человеческой душой и Именем Божиим, и разделение это уничтожается молитвой»97. Понимание того, что есть имя Божие, важно для нас и потому, что, по свидетельству Святых Отцов, именно через молитвенное призывание имени Божиего Таинства Церкви обретают действенную силу: «как дуновение святых и призвание Имени Божия, подобно самому сильному пламени, жжет и прогоняет демонов, так и сей заклинательный елей призыванием Бога и молитвою приобретает такую силу, что не только, сожигая, изглаждает следы греха, но и изгоняет все невидимые силы лукавого»98, «святое Миро сие, по призвании, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным»99, «хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания хлеб делается Телом Христовым, а вино Кровию Христовою»100. Кроме того, существует строгая связь имени Бога и Его иконографического изображения, по словам святого Феодора Студита, «имя есть имя того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя: в них единство поклонения нераздельно»101. Только после начертания на иконе имени она считается освященной и в иконе признается реальное присутствие именуемых. Протоиерей Сергий Булгаков писал: «Иконность в иконе создается ее надписанием... Вся икона есть разросшееся имя, которое облекается не только в звуки слова, но и в... краски, формы, образы... Если Имя Божие есть в известном смысле словесная икона Божества, то и наоборот, настоящая икона Божества есть Его Имя»102. Сам по себе дар имени Христова с нераздельно присущим ему Божеством является объективной реальностью, независимой от человека. В этом есть сходство имени и Евхаристических Даров — Бог присутствует и в Евхаристическом Теле и Крови Христовых, и в Иисусовом имени. И тем, и другим человек может злоупотребить, причастившись «во осуждение» и призвав Бога «всуе». В качестве примера можно привести слова преподобного Симеона Нового Богослова, который утверждал, что если Причастие «совершается в чувстве и сознании, то ты причащаешься достойно; а если не так, конечно же, ты ешь и пьешь недостойно. Если в чистом созерцании ты приобщился того, чего ты приобщился, се сделался ты достойным подобной трапезы; если же ты не стал достойным, ты не прилепишься [к Богу], отнюдь не соединишься с Богом»103. Те же параллели существуют между призыванием Бога и единением с Ним как результатом молитвы: именование Бога без благоговейного сердечного сокрушения перед святыней имени Иисус-Христова становится «в тяжесть и в муку, и в преложение грехов». Именно об этой греховной ситуации говорил Господь в Нагорной проповеди: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21—23). Несмотря на «беззакония», сила имени Иисусова, свет существа Божия, творит чудеса, пророчествует, изгоняет бесов. Но чудотворное действие Божественных энергий еще более усугубляет вину беззаконника, чтущего Господа устами, с окаменевшим сердцем, далеко отстоящим от Источника жизни (Мр. 6:7). Таким образом, имя Христово, как и любое Таинство Церкви, есть место встречи очищающего спасительного Божественного действия и человеческой активности, которая становится сосудом для принятия Божиих даров — «Царства и силы и славы» (Мф. 6:13). Именно об этом единении Бога и человека в молитве писал Иоанн Златоуст: «Непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса Христа, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь — сердце, и таким образом два стали едино»104. Имяславские споры начала века поразительно напоминают споры XIV века о природе Фаворского света и по сущности вопроса и по раскладу противостоящих сил. Здесь, по выражению архиепископа Никона, «простецы»-монахи выдвинули «новый догмат», «противоречащий законам нашего разума» и во времена свтятителя Григория Паламы рядовые монахи-исихасты, омфалопсихи или «пуподушевные»105, были возмущены светской гуманистической философией «просвещенного» Варлаама. Как в XIV веке, так и в XX веке на защиту православного исповедания монахов встали лучшие богословские умы. В XIV веке — преподобный Григорий Синаит, Святейший Патриарх Каллист I, Святейший Патриарх Филофей Кокин, святитель Григорий Па-лама, Давид Дисипат, император Иоанн VI Кантакузин, Николай Кавапсила и другие106; в XX веке — отец Антоний (Булатович), Владимир Эрн, профессор М. Д. Муретов, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, А. Ф. Лосев, М. А. Новоселов, И. П. Щербов107. Известны положительные отзывы в отношении имясла-вия митрополита Вениамина (Федченкова), епископа Феофана (Быстрова), епископа Феодора (Поздеевского), В. Н. Лосского. Имяславие, или ономатодоксия, послужило толчком к созданию трудов, ставших золотым фондом религиозно-философской литературы «серебряного века» — это «Философия имени» отца Сергия Булгакова108, очерки отца Павла Флоренского о слове и об именах109, все творчество А. Ф. Лосева, насквозь проникнутое имяславскими идеями110. К сожалению, до настоящего времени официальной точкой в имяславском деле является Синодальное послание 18 мая 1913 года, осудившее афонских имяславцев. К сегодняшнему дню накоплено большое количество трудов, посвященных этому вопросу, и сейчас, когда столько говорится о возрождении духовной культуры нашего общества, как никогда необходимо направить усилия церковной общественности на серьезное богословское исследование имяславских идей. В противном случае нас вновь, как и восемьдесят лет назад, может постигнуть судьба Иудейских заклинателей, бесчинно призывавших имя Господа Иисуса: Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. (Деян. 19:13—16)
Комментарии[1] С. М. Половинкин». Хроника Афонского дела. — Начала, №1—4 (15—18), 1995. Вып. 1. 2 Переселение на Кавказ произошло в 1875 году, когда избранные афонские иноки основали на Кавказе монастырь «Новый Афон». О. Иларион прибыл на Кавказ вместе со своим духовным отцом Дисидерием, чьи беседы об умной молитве и послужили основой книги «На горах Кавказа». 3 Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Изд. 4. СПб, 1998. 4 Там же. С. 57. 5 Там же. С. 15, 17. 6 Пс. 5:12; 51:11; 71:17; 98:3; 117:10—12; 2 Мак. 8:15; Мк. 16:17; Ин. 1:2; 3:18; 6:63; 14:13; 15:16; 16:23—24; Деян. 2:21; 3:6; 4:12, 30; 8:12; 10:43; 26:9; 1 Ин. 3:23; Флп. 2:9—11; Апок. 3:8 и др. 7 «Иисусе, спасительное имя, помилуй мя»; «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века»; «Страшно и свято имя Его»; «Пойте имени Его»; «Пресвятая Троице, помилуй нас... Имени ради Твоего»; «... и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки»; «Его же имя паче всякого имене призываем»; «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое»; «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего»; «Благодарим Тя яже поставил еси (нас) в поклонение честнаго имени Твоего»; «Апостолы исцеления творяше, Владыко, Твоим именем. Наги и просты во языки послал еси Твоя ученики: вместо оружия Твое имя носяще святое»; Канон сладчайшему имени Иисусову и др. 8 Кирилл Иерусалимский, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Зла-тоустый, Феофилакт Болгарский, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Паисий Величковский, Тихон Задонский, Димитрий Ростовский и др. 9 Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 231. 10 Философия языка и имени в России (Материалы круглого стола 25 июня 1997 г.). С. 15. 11 Иеросхимонах Антоний (Вулатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913. С. 45. 12 Прот. Иоанн Ильич Сергиев. Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из дневника. Т. 2. Изд. 2. СПб, 1893. С. 309. 13 Там же С. 251 14 Там же с. 238. 15 Там же с. 363 16 Там же с.422 17 К примеру, архиепископ Вологодский Никон (Рождественский) писал: «Имя Божие всегда свято. Им совершаются наши спасительные таинства; им запечатлевается верность наших клятв и обещаний. Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие есть то же, что непостижимое существо Божие, открывающее себя людям» (Троицкие листки. 1899. Т. 5. С. 137). Позднее окажется, что эти слова не более, чем простая семинарская риторика. 18 Одной из причин неприятия книги называют помещенное здесь письмо о. Илариона с обличением афонских старцев, которые приняли за истинные ежедневные явления Божией Матери некоей Наталии. Старцы ездили «для назидания к великой святой», оказывали ей всевозможное внимание и поддержку. Впоследствии Наталия принесла покаяние, а прежние почитатели прельщенной женщины составили тайный заговор с целью остановить распространение свидетельства их духовной близорукости. Рецензия инока Хрисанфа стала первым шагом в указанном направлении. 19 Булатович Александр Ксаверьевич (1870—1919), иеросхимонах Антоний. В 1891 г. закончил Александровский лицей в С.-Петербурге. Зачислен в лейб-гвардии гусарский полк 2-й кавалерийской дивизии, ротмистр; путешествует по Абиссинии. В 1906 г. принимает постриг, уезжает на Афон, в 1910 г. рукоположен во иеромонахи. Автор книги «С войсками Менелика II», издатель «Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого Афонского». О нем см.: От Абиссинии до Афона. — Московские Церковные Ведомости, №79, 1913. 20 Русский Инок, №4, 1912. С. 71—75; №5. С. 57—59. 21 Русский Инок, №10, 1912. С. 62—63. Догматическое сознание владыки Антония ярко характеризует и тот факт, что в последние годы жизни он развивал учение о том, что наше искупление произошло не на голгофском Кресте, а во время душевных мук Спасителя в Гефсиманском саду, т.е. вопрос спасения от греха, проклятия и смерти переводился в чисто психологический план. 22 Архиепископ Антоний. Еще о книге «На горах Кавказа». Письмо в редакцию «Русского Инока». — Русский Инок, №15, 1912. С. 60—62. Симптоматично, что в лекциях прочитанных в начале века профессором Петербургской духовной академии Б. М. Мелиоранским мистический опыт иси-хазма также оценивается как «афонское извращение мистики Симеона Нового Богослова... напоминающее дервишей, хлыстов или мессалиан» (Б. М Мелиоран-ский. Из лекций по истории и вероучению древней христианской церкви. Вып. 3, СПб., 1913. С. 357—358). 23 Митрополит Вениамин (Федченков). Имяславие. — Начала, №1—4 (23— 26). 1998. Вып. 2. С. 119—140. 24 Монах Пахомий. История Афонской смуты или имябожнической ереси. Глава Ш. СПб. 1914. 25 Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск. Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 1998. С. 82. 26 Монах Пахомий. Назв. раб. Глава V. 27 Сам преп. Силуан, подвизавшийся в то время на Афоне, по словам архим. Софрония (Сахарова), «нося в сердце своем сладчайшее Имя Христа постоянно, так как молитва Иисусова никогда не прекращала в нем своего действия... удалялся от всякого спора о природе этого Имени. Он знал, что через молитву Иисусову приходит в сердце благодать Святого Духа, что призывание Божественного Имени Иисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти, но от догматической интерпретации переживаемого им опыта он уклонялся, боясь "ошибиться в мысленном рассуждении"». См.: Преп. Силуан Афонский, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 78, 99. 28 Монастырь Ватопед — самая известная и богатая обитель на Афоне. Находится в трех часах ходьбы от Карей, столицы Святой горы. 29 Протат (Кинот) — Совет Афона, совмещающий функции законодательной и исполнительной власти. Каждый из двадцати афонских монастырей имеет в Киноте своего представителя. Расположен в Карее. 30 Ходившая среди иноков «смутная молва, находившая основание в некоторых случайно дознанных фактах, на языке монахов-простолюдинов говорила, что патриаршее письмо, осуждающее книгу Илариона, обошлось Пантелеимоновскому монастырю "в шапку золота" и вдобавок к золоту потребовалось выписать из Одессы 300 фунтов свежей зернистой икры для членов патриаршего Синода, больших охотников до русской икры. Насколько основательны были слухи о "подарке" Патриарху, можно судить по тому, что об этом говорилось в бумаге, поданной монахом Дометием командированному на Афон нашим правительством П. Б. Мансурову, а позднее в жалобе, поданной от имени 614 монахов-имяславцев монахом Дометием Комяком в Св. Синод. Первый из них писал: "Затем я заявляю Вашему Высокопревосходительству, что не считаю членом православной Церкви покойного Патриарха Иоакима за данную им грамоту в руки иеросхимонаха Кирика прошлого года сентября 12 дня за №8522. Двусмысленные выражения этой грамоты произвели раскол среди членов православной Церкви, и говорят, что эта грамота была дана Патриархом за подарок в 50000 руб." В жалобе, поданной в Св. Синод монахом Дометием Комяком, читаем: "Нам известно, что только до 50000 руб. Кирик израсходовал на сие дело (получение от Патриарха грамоты) в Константинополе. Из Одессы же от Дубинина на несколько сот рублей было потребовано (телеграммой) черной икры для подарков, чтобы только угодить патриаршей канцелярии, по каковой причине и получено было некоторое согласие"». См.: Монах Пахомий. Назв. раб. Глава VII. 31 Акт о исповедании веры во Имя Божие, утвержденный советом старцев Пантелеймоновского монастыря 20 августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих его. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С.167—170. 32 Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. — Начала. №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 228—239. 33 Акт о исповедании веры во Имя Божие, утвержденный советом старцев Пантелеймоновского монастыря 20 августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих его. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 168. 34 Владимир Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. — Начала, №1—4 (15—18), 1995. Вып. 1. С. 67—68. 35 Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 230. 36 С. М. Половинкин. Назв. раб. С. 11. 37 Отзыв Халкинской богословской школы об учении «Имеславцев». — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2, С. 272. 38 Архиепископ Никон. Великое искушение около святейшего имени Божия. — Церковные ведомости, №20, 1913. С. 853—869. 39 С. Троицкий. Афонская смута. — Церковные ведомости, №20, 1913. С. 882—909. 40 Великое искушение около святейшего имени Божия. Комментарий о. Павла Флоренского к статье архиеп. Никона. — Начала, №1—4 (15—18), 1995. Вып. 1. С. 91,98—99. 41 «Если Никон называет Имя тенью, то он, тем самым, в значительной мере сдает свою позицию. Все же это лучше, чем "экватор" или "меридиан". Но имя не тень свойств, а содержит в себе свойство, которое тень Бога... Представление (и имя), по Никону, не только не тень Бога, но даже и не тень свойств Бога, — а лишь, так сказать, тень тени свойства, или тень тени тени Бога... Почему же Имя, тень уже не внешних свойств Петра (его геометрической формы), а внутренних свойств Бога (благости, милосердия, премудрости и т.д.) не может исцелять?» Там же. С. 104. 42 Комментарий о, Павла Флоренского к статье архиеп. Никона «Великое искушение около святейшего имени Божия». — Начала, №1—4 (15—18), 1995. С 104. 43 О. Павел Флоренский замечает, что слово «божественность» в церковном языке не существует, а слово «божественный» имеет слишком широкий спектр значений и в связи с этим не может быть использовано в столь тонком богословском вопросе. Слову «божественность» в греческом языке приблизительно соответствует Оеотщ;. Слово «Божество» в Полном церковно-славянском словаре под ред. Дьяченко переводится как «существо Божие неизглаголанное, непостижимое и никакому точному исследованию не подлежащее». 44 С. Троицкий. Афонская смута. С. 146. 45 Там же. С. 152. 46 «Грамота на Афон Вселенского Патриарха Германа V». См.: С. М. Половинки». Назв. раб. С. 15. 47 Необходимо заметить, что искренний почитатель о. Иоанна Кронштадтского свт. Макарий (Невский) на заседание Синода приглашен не был и узнал о постановлении только из газет. Среди членов Синода о митрополите бытовало мнение как о человеке «который живет вне пространства и времени детскими мечтами об Алтае». См.: Дневник архиеп. Арсения (Стадницкого). Не издан. Предоставлено Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом. В дальнейшем митр. Московский Макарий сыграл значительную роль в попытках уврачевать конфликт. 48 Послание Святейшего Синода. — Начала, №1—4 (15—18), 1995. Вып. 1 С. 45. 49 Там же. С. 47. 50 Там же. С. 50. 51 С.В. Троицкий. Назв. раб. С. 160 — 161. 52 Цит. по: Иеромонах Идарион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998. С. 135. 53 Переписка П. А. Флоренского, И. П. Щербова, Антония (Булатовича), М. А. Новоселова. — Начала, №1—4 (15—18), 1995. Вып. 1. С. 202. 54 Открытое письмо М. А. Новоселова к А. Г. К. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 218. 55 В.Ф. Эрн. Назв. раб. С. 77. 56 Афонский бунтарь (От нашего сумского корреспондента). Цит. по: Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 223—224. 57 Архиепископ Никон. Плоды великого искушения около имени Божия (из доклада Св. Синоду о поездке на Афон) — Прибавления к Церковным Ведомостям, №34,1913. С. 1504—1521. 58 Цит. по: Схимонах Иларион. Назв. раб. С. 912. 59 Архиепископ Никон. Назв. раб. С. 1504—1521. О неподобающих монахам действиях имяславской стороны говорил, к примеру, и св. прав. о. Алексий Мечев: «В вопросе об имяславии Батюшка воздерживался от богословских рассуждений, но говорил, что подобные высочайшие вопросы должны разрешаться не всяким, а с величайшим благоговением, страхом и молитвой, а отнюдь не так, как это происходило на Афоне. Рассказывая... со слов очевидца, о действиях имяславцев там, Батюшка страшно негодовал, ужасался и говорил, что не может быть истины в такой злобе и неистовстве». См.: Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. М., 2000. 60 С. М. Половинки». Назв. раб. С. 19. 61 После вхождения Афона в состав Греции в 1912 г. Греческие власти вели политику, направленную на эллинизацию Афона и активное вытеснение русских. Результатом «дела имябожников» стало выдворение со Св. Горы 833 монахов двумя пароходами, впоследствии еще некоторое количество иноков покинули Св. Гору самостоятельно, протестуя против имяборческой пропаганды на Афоне. 62 Русский Инок, №15, 1913. С. 965. 63 С. М. Половинки». Назв. раб. С. 20. 64 Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление иеросхимонаха Свято-Андреевского скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 176. 65 С. М. Половинкин. Назв. раб. С. 23. 66 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 176. 67 Там же. С. 179. ' 68 Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление... С. 176. 69 Царю небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий — «Невский»). 1835—1926. Автор-составитель Татьяна Гроян. М., 1996. С. 1.ХХШ. 70 Цит. по: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Послесловие. Изд. 4, испр. СПб., 1998. С. 917. 71 Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление... С.177. 72 Дневник архиеп. Арсения (Стадницкого). Не издан. Предоставлено Православным Свято-Тихоновским Богословским институтом. 73 С. М. Половинки». Назв. раб. С. 25. 74 «Причина этого решения Конторы ясна: царь потребовал от Церковной власти освобождения Булатовича и прочих имябожников от суда и наказания церковного, и Контора захотела угодить этому требованию». См.: Епископ Прилукский Василий (Зеленцов). Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием. — Богословские труды, сб. 33, 1997. С. 174. 75 Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление... С. 176. 76 Епископ Придукский Василий (Зеленцов). Назв. раб. С. 174. 77 Там же. С. 195. 78 Там же. С. 196. 79 Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление... С. 177. В. И. Зеленцов видел здесь «сознательную подделку смысла официального документа» со стороны иеросхим. Антония, который в июне 1914 г. от обер-прокурора «узнал подлинный текст синодального определения» и в то же время «испросил себе» неполную копию этого документа «с искажением смысла его в обратный» с целью введения в заблуждение «имябожников». См.: Епископ Прилукский Василий (Зеленцов). Назв. раб. С. 197—198. 80 Епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии Василий (Зеленцов Василий Иванович) (1870—4.04.1930) — священник на приходе в Полтаве (1920), организатор христианского общества молодежи (нач. 1920), уклонялся в обновленческий раскол (1922), принес покаяние, хиротонисан во епископа 12.08.1925, арестован и приговорен к смертной казни, помилован и освобожден по амнистии (1925), сослан на 3 года в Соловецкий лагерь (1926), выразил несогласие с церковной политикой митр. Сергия (Страгородского) (1927), выслан в Иркутскую обл. (1928). 9.12.1929 г. арестован, приговорен к расстрелу. 81 Михаил Александрович Новоселов (1864—1938) — редактор-издатель "Религиозно-философской библиотеки", один из руководителей Кружка ищущих христианского просвещения. В конце 1928 г. арестован как глава «Политического Центра всесоюзной церковно-монархической организации "Истинное православие"», на заседании тройки 17 января 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. По непроверенным данным: в 1921 г. от рук владыки Феодора (Поздеевского) принимает тайный постриг с именем Марк, с 1923 г. епископ Сергиевский, не приняв «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г. переходит на нелегальное положение, активный участник «Кочующего собора» 1928 г. 82 Открытое письмо М. А. Новоселова к А. Г. К. — Начала, №1—4 (23—26), 1998. Вып. 2. С. 217. 83 Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление... С. 179. 84 Там же. С. 179. 85 Там же. С. 180. 86 Там же. С. 181. 87 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Копия с моих писем Государю Императору... С.181. 88 Стационар «Донец», на котором в 1913 г. на Афон прибыли командированные Св. Синодом архиеп. Никон, С.В. Троицкий и др. с целью усмирения бунта и организации депортации русских иноков-имяславцев. 89 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Копия с моих писем Государю Императору... С.180. 90 Митрополит Владимир Богоявленский (1848 — 1918). С 1898 по 1912 гг. — митр. Московский, с 1912 по 1915 гг. — митр. Петербургский, с 1915 по 1918 гг. — митр. Киевский и Галицкий. В январе 1918 г. по благословению Патриарха Тихона митрополит Владимир оставил Поместный Собор и направился в Киев для усмирения церковной смуты и защиты единства Русской Церкви на Киевском Соборе. В результате интриг церковных сепаратистов и киево-печерских монахов был взят под стражу красноармейцами. После пыток и издевательств расстрелян недалеко от стен лавры. День его мученической кончины, 25 января, стал днем празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. 91 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Копия с моих писем Государю Императору... С. 182. 92 Павел Дометич Григорович (в монашестве Пантелеймон) после 20 лет монашества, как и множество имяславцев, был направлен на войну 1914 г. После ее окончания поселился на Кавказе. 93 Ср.: Епископ Прилукский Василий (Зеленцов). Назв. раб. С. 168. 94 В. Капитанчук. Имяславие. — Царь-Колокол, №6, 1990. С. 36—37. 95 Прот. Иоанн Ильич Сергиев. Назв. раб. С. 197. 96 Там же. С. 131. 97 В.Ф. Эри. Назв. раб. С. 68, 70. 98 Св. Кирилл Иерусалимский. Творения. Сергиев Посад, 1893. С. 286. 99 Там же. С. 290. 100 Там же. С. 284: 101 Феодор Студит. Том 1. СПб., 1907. С, 129. 102 Протоиерей Сергий Булгаков. Философия Имени. 1997. С. 219, 222. 103 Цит. по: Иеромоах Иларион (Адфеев). Назв. раб. С. 133. 104 Иоанн Златоуст. Том 9. Кн. 2. СПбДА, 1903. С. 965. 105 Т.е. верящие, будто душа человека пребывает в пупе. 106 См.: Игумен Петр (Пиголь). Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М.,1999. 107 Иван Павлович Щербов (1875—1925) — кандидат богословия СПбДА. Преподавал нравственное богословие в Александро-Невском Духовном Училище. Участник религиозно-философских собраний (1902—1903), был близок к Кружку ищущих христианского просвещения. У него в СПб. останавливался о. Антоний (Булатович). Заведующий Богословско-пастырского училища, открытого в Лавре в 1918 г. Принимал участие в организации и работе Петроградского богословского института, открытого в 1920 г. 108 Протоиерей Сергий Булгаков. Философия Имени. 1997. 109 Священник Павел Флоренский. Имена. Архив священника Павла Флоренского. Кострома, 1993; П. А. Флоренский. Имеславие как философская предпосылка. Об Имени Божием. В кн. : П. А. Флоренский. Соч. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990 и др. 110 См.: А. Ф. Лосев. Бытие — имя — космос. М., 1993.; А. Ф. Лосев. Имя. Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб., 1997.
________________________________ | |
Просмотров: 314 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |