Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 2024-04-29, 9:24 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 1.1-я страницы 24 - 33
2016-04-03, 11:26 PM

Литература.

 

1. Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Флоренский - профессор Московской Духовной Академии и редактор "Богословского Вестника". — "Богословские Труды".  Сб. 28. М. 1987.

2. Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Флоренскнй - профессор Московской Духовной академии. — "Богословские Труды". Юбилейный сборник Московской Духовной Академии. – М. 1986.

3. Игумен Андроник (Трубачев). Московский кружок. — "Литературный Иркутск". 1988. декабрь; то же сокращенное: Русские религиозные философы и Абрамцево. Материалы научных конференций 80-х годов. Абрамцево. Материалы и исследованиСергиев Посад. 1994, 6.

4. Письмо apxиеп. Антония Волынского к Ф. Д. Самарину. - РГБ. ф. 265. к.181. № 31.

5 Белый Андрей. Начало века. — М.   Художественная литература". 1990.                                                  6. Н. А. Бердяев. Стилизованное православие.  "Русская мысль". 1914. № 1.

7. Н. А. Бердяев. Возрождение православия.   "Русская мысль". 1916. №7. То же: Н. А. Бердяев о русской философии. ч 2. - Свердловск. 1991.

8. Н. А. Бердяев. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь». (К десятилетию "Пути"). — "Путь". 1935. № 49. То же: Н. А. Бердяев о русской философии. Ч . 2. — Свердловск. 1991.

9. Н. А. Бердяев. Самопознание. (Опыт философской автобиографии).  М. "Книга". 1991.

10. С. Н. Булгаков. Автобиографические заметки.  Париж. 1946 с. 84-85. То же в кн.: С. Н. Булгаков. Тихие думы. - М. 1996.

11. С. Н. Булгаков. У стен Херсонеса. – «Символ». 1991, июль. № 25. То же: СПб. 1993.

13.<Слова митр. Владимира во время беседы с представителями братства Святителей Московскиx.> — РГБ, ф. 265. k. 116, № 59.

13. В поисках Святой Руси. (Из писем А. Н. Руднева к В. И. Леоновой).  «Надежда». 1980. Вып. 6.

14. Александр Иванович Гучков рассказывает... – М. 1993.

15. С. Н. Дурылин. В своем углу. (Из старых тетрадей).  М. 1991.

16. Записки Петербургских Религиозно-философских собраний (1902 -1903 гг.).  СПб. 1906.

17. Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Пер. с англ. 2-е испр. Париж. 1991.

18. Избрание новых почетных членов Московской Духовной Академии.  "Богословский Вестник". 1912. декабрь.

19. Как поправить церковное бедствие? — "Московские Ведомости". 1912. 19 января.

20. Письмо В. А. Кожевникова к В. В. Розанову от 10 ноября 1915 г. — "Вестник РХД". 1984. № 143; то же: "Вопросы философии". 1991. № 6.

21. В. А. Кожевников. От Кружка ищущих христианского просвещения.  В кн.: Федору Дмитриевичу Самарину (+23 октября 1916 года ) от друзей. Сергиев Посад. 1917.

22. П. Б. Мансуров. К вопросу о Соборе. "Московские Ведомости". 1910. 4 марта.

23. Письмо П.Б. Мансурова к Д. Самарину от 25 июня 1906 г. РГБ. ф. 265. п. 193. № 12.

24. Письмо П Б. Мансурова к Д. Самарину от 12 ноября 1910 г. РГБ.ф.265. п.193. .\о 12.'

25. Письмо П.Б. Мансурова к Ф.Д. Самарину от 28 мая 1913 г.РГБ.и ф .265. п.193. № 12.

26. "Московские Ведомости". 1912, 10 января.

27. "Московские Ведомости". 1912. январь - март.

28. Епископ Никон (Рождественский). Яд гордыни. — "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913. № 33.

29. Н. М. С. Чествование М. А. Новоселова.  "Московские Ведомости". 1912. 9 (22) ноября. № 260.

30. О. Платонов. Правда о Григории Распутине. - "Русский рубеж". 1992. № 1 (13).

31. E. С. Полищук. Церковь и интеллигенция: к истории диалога. — "Журнал Московской Патриархии". 1991. № 4.

32. E. С. Полищук. М. А. Новоселов и его "Письма к друзьям". — Журнал Московский Патриархии. 1991, №  11

33. E. С. Полищук. М. А. Новоселов и его "Письма к друзьям". "Северо - Восток". Прилож. "Сибирской газеты". Новосибирск. 1992. № 8 (12).

34. М. М. Пришвин. Дневник 17 марта 1942 г.  В кн.: В. В. Розанов. Pro et contra. Кн.1.   СПб. 1995. с.128.

35. М. В. Родзянко. Крушение империи.   Киев. 1990.

36. К. Родионов. Рассказы о пережитом. — "Москва". 1991. № 7.

37. В. В. Розанов. Около трудных религиозных тем. - "Новое Время". 1916. 12 августа.

38. В. В. Розанов. Бердяев о молодом московском славянофильстве. — "Московские Ведомости". 1916. 17 августа.

39. В. В. Розанов. О себе и жизни своей.  М. 1990.

40. E .Самарина-Чернышева. Александр Дмитриевич Самарин. "Московский Вестник". 1990. № 3. с. 243 - 244.

41. Монах Амвросий (фон Сиверс). "Не хороните меня заживо..." Судьба владыки Андрея, архиепископа Уфимского (князя Александра Алексеевича Ухтомского).   "Русская мысль". Париж. 1994. 1 июня.

42. Устав "Кружка взаимопомощи в целях христианского просвещения". РГБ. ф.265. к.118. № 24.

43. Kраткие сведения о деятельности "Кружка ищущих христианского просвещения" за 1908 г. — РГБ. ф. 265, к.118. № 24.

44. П. А. Флоренский. Эсхатологическая мозаика. Ч. 2. - Контекст. 91.  М. 1991.

45. П. А. Флоренский. Соч. Т. 2. У водоразделов мысли. — М. "Правда". 1990.

46. Переписка П.А. Флоренского и В.А. Кожевникова «Вопросы философии». 1991.№ 6.

47. Ф. И. Уделов [С. И. Фудель]. Об о. Павле Флоренском. - Париж. 1972.

48. С. И. Фудель. Воспоминания.  "Новый мир". 1991. №№ 3, 4.

49. Д. А. Хомяков. Еще о Всероссийском Церковном Соборе. – «Московские Ведомости». 1910, 11марта.

50. <Е. Л. Четверухина> Старец Алексий Зосимовой Пустыни. Париж. 1989.

51. М. Шагинян. Человек и время. — Собр. соч. T. I.  М. 1986.

52. В. В. Шульгин. Годы - М., АПН. 1979.

53. Н. С. Арсеньев. Дары и встречи жизненного пути. — Франкфурт-на-Майне. "Посев". 1974.

54. Н. С. Арсеньев. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала ХХ века. - Воспоминания о серебряном веке. М. 1993.

55. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики российские. Т.2 Джорданвилль. 1957.

56. "Религиозно-философская Библиотека". Список изданий и отзывы печати. - М., 1911.

57. "Религиозно философская Библиотека". Список изданий и отзывы печати. - М., 1914.

58. Б/п. Увольнение преосвященного Гермогена. — "Прибавление к Церковным Ведомостям". 1912. 25 февраля. № 8.

59. Письма гр. Л. Н. Толстого к М. А. Н.  "Новый Путь". 1903. Январь, Февраль.

60. Л. Н. Толстой. Дневники.  ПСС .Т. 50.  М. 1952.

61. С. А. Толстая. Дневники. T. I.  М. 1978.

62. Д. П. Маковицкий. У Толстого. Т. 4.  М. 1979.

63. Н. Н. Гусев. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. 2 tт. - М. 1958-1960.

64. М. М. Спасовский. В. В. Розанов в последние годы своей жизни. Нью-Йорк. 1968.

65. Федору Дмитриевичу Самарину (+2З октября 1916 года) от друзей.  Сергиев Посад. 1917

66. В. В. Зеньковский. История русской философии. Т. 2. ч. 2. – Л. 1991. с. 200.

67. И. А. Ильин. Наши задачи. Кн. 2.  И. А. Ильин. Собр. соч. т. 2. Кн. 2. М. 1993.

68. И. А. Ильин. О монархии и республике. — И. А. Ильин. Собр. соч. т. 4.  М. 1994.

69. С. Н. Булгаков. На смерть Толстого. — "Русская мысль". 1910. Декабрь. с. 155-156.

70. Письма Сергея Николаевича Булгакова о. Павлу Флоренскому (1918). "Начала". 1993. № 4.

71. С. М. Половинкин. Московская Духовная Академия от Февраля к Октябрю 1917 года.  "Начала". 1993. № 4.

72. "Временный Совет объединенных приходов города Москвы, избранный на общем Собрании представителей приходов 30-го января, в первом своём заседании 31-го января сделал следующее постановление, которое и признано необходимым сообщить всем  приходам города Москвы" (листовка). — Архив свящ. Павла Флоренского.

73. В. В. Григорьев. Императорский С. Петербургский Университет в течении первых пятидесяти лет его существования. Историческая записка.  СПб. 1870. с. 319. СVII, СХI.

74. Ал. Стрельцов. Александр Григорьевич Новоселов. Некролог. "Московские ведомости". 1887. 16 января, №16. c. 4.

75. Д. Д. Языков. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Вып. 7: Русские писатели, умершие в 1887 году. — М. 1893. с. 62-63.

76. Переписка Николая и Александры Романовых. 1914-1915 гг. Т. III. М.-Пг. 1925.

77. Л. П. Никифоров. Воспоминания о Л. Н. Толстом. — Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1.  М. 1960. То же: Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник.  М.-Л. 1928.

78. Вера Величкина. В голодный год с Львом Толстым.  Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1. - М. 1960. То же: Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник.  М.-Л. 1928.

79. Е. С. Полищук. Михаил Александрович Новоселов и его "Письма к друзьям".  М. А. Новоселов. Письма к друзьям.  М. 1994.

80. А. Ф. Разные пути. — таврический церковно-общественный вестник. 1909. № 8.

81. С. Ф. Шарапов. О положении в России и его улучшении. — "Русское Дело". 1905. 12 февраля, № 5.

82. Б/п. Распутин и цензура. — [?] № 80.

83. Историческая записка о 40-летии Женской классической гимназии С.Н. Фишер. С l-гo сентября 1872 г. по 1-е сентября 1912 г. По материалам, собранным Г. Б. Фишером, составил И. Владимирский. - М., Издание бывших воспитанниц гимназии С. Н. Фишер. 1912

 

 

Глава 4

 

Епископ катакомбной

Истинно – Православной Церкви

Амвросий (граф Алексей фон Сиверс).

Интернет

Ревнитель Истинного православия.

 

М. А. Новосёлов (Епископ Марк) в «катакомбах»

 

(Из книги : «Свящ. Павел Флоренский. Переписка с Новосёловым». С. 39 - 44)

 

 

«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое».

(Отк  3, 12).

 

Катакомбная Церковь Истинно-Православных Христиан (ИПХ) бережно хранит память своего столпа церковного, усиленную истинным почитанием его как св. новомученика[1].

Еще до революции "Кружок ищущих христианского просвещения" (иначе просто "новоселовский кружок") был отмечен cвоей аскетической направленностью и своим ярым нонконформизмом. В некотором смысле это была попытка возрождения древнехристианской общины. Весь круг людей, духовно связанных с "новоселовской общиной", еще до революции некий острослов назвал "революционно настроенными православными фундаменталистами"[2],  что было вполне справедливо.

Крушение Империи и начавшееся гонение на Церковь Новоселов воспринял хотя и скорбно, но без удивления, ибо увидел в сем эсхатологическое действо. Свою просветительскую деятельность он продолжил и после революции, невзирая на всю ее опасность. Он участвовал в работе Даниловской Академии, которая нелегально продолжалась десятилетия[3].  По некоторым данным можно судить, что где-то около 1921 г. он принимает монашеский постриг (тайно) с именем Марк. По всей видимости, постригал его еп. Феодор (Поздеевский) [4]. После образования "Параллельного Синода"[5] в Св. Данилoвoм монастыре Новоселов неоднократно исполнял секретные поручения владыки Феодора, много разъезжая по стране. Возникновение "обновленчества" было встречено Новоселовым, как и всеми "даниловцами" отрицательно[6]. "Даниловцы" выступали против любых соглашений с большевиками. Именно в это время (1922-1927 гг.) Новоселов рассылал свои послания, известные ныне как "Письма к друзьям"[7].

В Даниловом монастыре в 1923 г. монах Марк был тайно поставлен во епископа Сергиевского (для Сергиева Посада)[8]. Хиротонию совершили архиеп. Феодор (Поздеевский), еп. Серпуховской Арсений (Жадановский)[9] и еп. Дмитровский Серафим (Звездинский)[10]. Можно считать, что именно с этого времени начинается тайная "катакомбная" деятельность Новоселова. Он много разъезжал по городам и весям, основывая тайные общины и монастыри, участвуя в сокрытии от богоборцев христианских святынь[11].

Когда в 1927 г. грянула "Декларация" митр. Сергия (Страгородского), единомышленники Новосёлова этому особенно не удивились, избрав путь либо мученический - тюрьмы и лагеря, — либо исповеднический — ссылки и "катакомбы". Именно "даниловцы" утвердили движение "непоминающих"[12]. В Петрограде это движение возглавил митр. Иосиф (Петровых)[13]. В самом начале движения Новоселов устремился в бывшую столицу Империи, где поддержал единомышленников. Его друг о. Феодор Андреев стал одним из лидеров "иосифлян". Так, курсируя между Москвой и Петроградом, и жил тайный еп. Марк.

С 1927 г. он стал рассылать свои новые послания, наименованные "Ответы востязуюшим", где толковал свершившееся и призывал к правильному действию в будущем. ОГПУ рассматривал его писания как самую зловредную антисоветскую пропаганду. Тогда же Новоселов полностью перешел на нелегальное положение, скрываясь у верных и перемещаясь по общинам. Он утверждал бескомпромиссное следование Православию. Он не только не принял революции, но не считал себя гражданином СССР, не имел советских документов. О многом говорит его фраза, ставшая крылатой: "Колхозы есть богопротивные антихристовы учреждения, а советская власть, их установившая, власть антихриста, основатель же этой власти – Ленин – сам сущий антихрист"[14].

Трудно переоценить тот вклад, который внес Новоселов в становление ИПЦ — и личным примером, и как богослов. Влияние его столь велико, что даже самые малограмотные члены ИПЦ до сего дня помнят то, что он сказал еще в 1928 г.! Новоселов был активнейшим участником так называемого "Кочующего Собора"[15] ИПЦ, проходившего с весны по август 1928 г. в разных местах, скрываясь от бдительного ока ОГПУ. Многие его идеи нашли отражение в документах Собора, а итоговое Определение, где "сергианские таинства" Таинствами не признавались, именуясь "еретическими скве-рнодействиями", и где ceргиане анафематствовались, разрабатывалось под его непосредственным руководством[16]. Под влиянием Новоселова в текст Определения были введены имяславческие пункты. Имяславцам был открыт беспрепятственный доступ в ИПЦ.

Вся его церковная деятельность вызывала ярость ОГПУ особенно после депутации к митр. Сергию, в которой участвовал Новоселов[17]. В конце концов, в конце 1928 г. Новоселов был арестован вместе с большой группой, по этому делу был арестован и А. Ф. Лосев[18]. По некоторым сведениям, Новоселова выдал чекистам кто-то из его окружения[19]. Тогда в Москве гремело дело "Политического Центра всесоюзной церковно-монархической организации Истинное Православие"", главой которого был признан Новоселов. 17 мая 1929 г. ОСО ОГПУ приговорил его к трем годам тюремного Политизолятора в Ярославле, по статье 58-10[20]. А 3 марта 1931 г. Коллегия ОГПУ назначила ему срок в 8 лет тюрьмы в том же Политизоляторе[21]. О его пребывании в тюрьме почти ничего не известно, т. к. Новоселов не писал никому из близких ему людей (лишен переписки или опасался репрессий против адресатов). Известно, что в тюрьме Новоселов встретился с архиеп. Андреем (кн. Ухтомским), который поздравил его с церковным праздником[22]. 7 февраля 1938 г. ОСО вновь приговорило его к трем годам Политизолятора за контрреволюционную деятельность (КРД)[23]. По данным архива ФСК, 17 января 1938 г. Новоселов был приговорен к высшей мере наказания, но в деле отсутствует справка о приведении приговора в исполнение. По всей видимости, вскоре он был расстрелян в Вологде.

По одному из апокрифов, Новоселова якобы в 1940 г. этапировали через Москву в Сибирь, а в столице он вместе с конвоиром заезжал к знакомым. Несколько более правдоподобным выглядит слух, что тайный епископ Марк был расстрелян в начале войны в 1941 г. на пересыльном пункте, когда ввиду угрозы приближения фронта заключенные зачастую ликвидировались[24].

Велико духовное наследие сего блаженного мученика! Это не только его многочисленные писания, не только его аскетический образ, не только его многочисленные ученики, но  самое главное  живая идущая от него традиция Катакомбной Церкви. Поистине, он был Учителем Церкви и сия традиция учительства сохранялась до 1986 г.[25]. Сначала это была Даниловская академия, ушедшая в подполье, потом - "Богословские курсы" в его "катакомбной общине", где после ареста "аввы" преподавали игумен Сергий (Гумилевский) и прот. Петр Первушин[26]. Все это поило благодатью умы и сердца истинно-православных христиан. Для нас, верных чад Катакомбной Церкви Истинно-Православных Христиан, чтущих благоговейно память тайного епископа Марка Михаила Александровича Новоселова,  остается только воспеть: "Святый Мучениче Епископе Марко, моли Бога о нас!"

 

Глава 5

 

М. А. Новосёлов в тюрьме…

 

Письма Ахмета Ихсана к о. Сергию Булгакову

 

(Свящ. П. А. Флоренский. Переписка с М. А. Новосёловым. Томск. 1998. с. 256-262)

 

28 декабря 1939 г. Стамбул.

 

Многоуважаемый Сергей Николаевич! Я с Вашим близким другом — Михаил Александровичем Новоселовым очень знаком. Около девяти лет я с ним вместе сидел в тюрьмах чека. Он и мой друг и духовный мой отец. М. А. очень меня просил, чтобы я Вам рассказал о нем, да не только о нем. О наших страданиях знать Вы конечно не откажетесь. Очень много воспоминаний. Если я получу ответа на мое письмо, я Вам все, все расскажу. Я приехал месяц тому назад из России. Я турок — сидел я в тюрьмах Ч. К. 11лет 27 суток. М. А. часто мне про Вас рассказывал. Жду ответа. Да хранит Вас Господь — наш Бог.

 

Ваш Ихсан

 

Мой адрес: Turquie — Istanbul

Halici oglu, tursucu mahlesi, Sivaci Ahmet sokak № 44

Boy Ahmet lhsan Tasdelen.

 

 

12 марта 1940 г. Стамбул.

 

Мой многоуважаемый друг-брат Сергей Николаевич! С опозданием пишу, прошу Вас, простите меня за это: я был болен гриппом. Сердечно благодарю Вас за Ваше письмо. Вы хотите знать, остался ли Наш дорогой Авва мирянином. Хочу Вас уверить, что, как Вы его видели или оставили последний раз, он так и остался глубоко верующим. В тюрьме многие звали его богословом, но он не хотел, чтоб его так звали. Он и не был священником. Авва говорил, что он православный христианин! Слово "мирянин" я много раз слышал, но значение этого слова я не очень знаю, мне кажется, что "мирянин"   человек верующий, и ходит в церковь служить. Так ли понимаю? Молодые люди, среди которых и были даже комсомольцы (бывшие), всегда окружали Авву, слушали его. Надежда Борисова — пушкинист, всегда просила Авву, чтобы он писал сказания Апостолов, наречия, молитвы, т. к. ей легче казалось, Авва всегда праздновал день святых. Летом, тогда мы имели огород и цветник. Авва очень любил поливать и ухаживать за цветами. Его любимые цветы были: львиный зев, карликовая астра, годеция. Вы пишете, что несколько лет тому назад кто-то приехал из России и принес сведения об Авве. Знаете, что я Вам скажу: если человек попадает впервые в тюрьму, то он удивляется, что имеются такие тюрьмы в С.С.Р. Освобожденные из тюрьмы люди не имеют права на воле говорить о режиме, и о тюрьме ч. к., не помню, писал ли я Вам, что, например, Анна Ив. после освобождения своим близким знакомым рассказывала, как в тюрьме, и снова дали ей 8 лет тюрьмы, она, кажется, умерла. Хочу сказать, что если этот человек приехал из "нашей" тюрьмы, и то неправда, он не знает Аввы. В нашей прогулке Авва пользовался большим почтением — как твердый, верующий человек, хотя он был осторожен. Сущность большевиков знает тех, кто сидел в тюрьме, 1936 г. в Ярославской тюрьме в камере

№ 153 сидела Муханова — психически больная. Она беспартийная, до ареста работала в кремлевской библиотеке, ее судили 1935 г. на втором процессе Зиновьева и Каменева. Она, в следствии, под влиянием угроз подписала протокол следователя, который он составил. Ее из всех участников процесса звали на судебный зал и читали им приговор. Ее отправил в верхнеуральскую тюрьму. Она там кому-то сказала, что я, когда была в следственной тюрьме, наговорила очень много, и из-за меня были арестованы мои знакомые друзья — ничем не виновные. Эти слова распространились тюрьме и Г.П.У. звал ее в Москву, грозили ей смертью, если она дальше будет себя вести, тогда ее отправили в нашу тюрьму, посадили в одиночную камеру (№ 153). Она была в полной одиночке никого не видела. Ее родные знали, что она расстреляна, ею выданные друзья Надежда Борисовна Барут, Нина Александровна сидели на юге тюрьмы - а она на западе. Я с ней связал переписку, ее друзья простили ее, а когда я был на воле, ходил к родителям и сказал, что Муханова жива. Несчастная одиночку не могла перенести, и начались истерические крики и смех, потом ее убрали (в 1937 г.) Вы спрашиваете, откуда я знал Ваш приблизительный адрес. Мне Авва сказал, я его не спросил, как он знал. Мне разрешено Управ. Общ. Безоп. напечатать и писать мои вoспоминания. Известный и трагический день в. Яросл. тюрьме: 13 января 1937 г. Тюрьма переведена на новый режим режим Ежова. Окна были заложены кирпичами, а наружной стороне окон были поставлены щиты. Посылка запрещена, переписка только с разрешения Москвы. Книг совсем не давали, а библиотечную 1 раз в месяц одну какую-нибудь книгу. Наказания и карцеры. Газету не давали. 17 января была объявлена голодовка, приняли участие: 2 эсэра Бер и еще один (забыл фам.) Троцкисты: Лодоха, Сатоньевич, Чекан, Пекарь, Рубинштейн, Сизов, Мария Короб. Социал демократы: Шуб, Раков, Мартов (племянник Мартова) и еще 4 человек (забыл ф.) анархисты, дашнаки... больше ЗО-ти человек всего. На восьмой день голодовки их кормили искусственно. Кричали в камерах "Сталинская тюрьма — чище фашистской" и "Долой произвол чекистов"... Эсэр Бер писал в Москву оскорбительное письмо: Генеральный палач Советского Союза — Ежову. За это письмо его посадили в карцер на 20 суток. Мария Матковская — стенографистка Молотова, у нее при обыске порвали юбку. Знаете ли, за что она сидела? Жена наркома Любимова была приглашена на банкет в Кремль. На банкете были: она, жена Сталина Аллилуева, Ворошилов и их круг. Начали пить. Сталин при всех начал обнять и оскорбить свою жену, тогда Аллилуева высвободилась из комнаты и пошла в соседнюю, взяла револьвер и покончила собой. Любимова сама рассказала стенографистке, а она зубному врачу, врач оказался агентом. За то, что Матковская распространила такие вещи, дали ей 5 лет. После пяти лет еще дали 5. Голодовка в тюрьме кончилась, как надо было полагать, безрезультатно, больше 70 дней голодали (Пекарь) с искусственным кормлением. Один армянин буйно сходил с ума. Не из голодавших генерал Серебрянников (друг в тюрьме Аввы) тоже помешался. На третий день один сионист умер от голодовки (он был вообще больной - цинга). 26-го апреля 1937 г. были повешены правила новые, я их, т. е. мы все, заключенные, знали почти наизусть, а мой друг Фредик  мама его теперь живет в Латвии (я с ней переписываюсь). - Вот эти правила, то, что позволялись в этих правилах, и то начальник не разрешал, у начальника были дополнительные инструкции.

 

 

Письмо Э. В. Адеркаса к о. Сергию Булгакову

 

29 марта 1940 г. Литва.

 

Милостивый Государь.

 

На днях получил письмо из Константинополя от Ахмета Иксана (Ahmet lhsan). Он писал Вам и просит меня, со своей стороны, написать Вам, чтобы Вы отнеслись к его письмам с большим доверием.

Исполняю его просьбу и обращаюсь к Вам с нижеследующими строками, хотя и сознаю вполне, что Вы имеете полное право относиться к моему письму с недоверием.

Ахмет Ихсан лучший Друг моего сына Альфреда; они прожили вместе более 8-ми лет в Ярославле; там же с ними был Михаил Александрович Новоселов, духовный отец и утешитель моего сына. Они взаимно очень любили друг друга и чем могли один другому помогали. Обо всем этом мне неоднократно писал мой сын Альфред. К сожалению, больше сообщить Вам ничего не могу.

Искренне уважающий Вас и готовый к услугам Эммлеануил Викторович Адеркас.

Мой адрес: Lettouik, caur. Skriveri post. Rasa Spunde — E. Aderkas.

 

Из Архива о. Сергия Булгакова, хранящегося в Свято-Сергиевском Православном Богословском институте в Париже (предоставлено А. П. Козыревым). В письмах сохранены особенности оригинала.

 

 

Справка по делу заключенного М. А. Новоселова от 14 января 1938 г. (Вологодская тюрьма)

 

Новоселов М. А. 1864 г. р., будучи враждебно настроен к Советской Власти и к ВКПб и Правительству и проводимым ими мероприятиям, систематически проводил контрреволюционную пропаганду среди окружающих, за что Особым Совещанием при Коллегии б. ОГПУ 17 мая 1929 г. по ст. 58-10 ч.1 У.К. РСФСР осужден на 3 года. 13 сентября 1931 г. Новоселов Коллегией ОГПУ за преступления, предусмотренные ст. 58-11 У. К. вторично осужден к лишению свободы на 8 лет. 7 февраля 1937 г. Новоселов Особым Совещанием при Коллегии НКВД СССР за контрреволюционную деятельность З-й раз осужден к тюремному заключению на 3 года.

В Вологодскую тюрьму Новоселов прибыл 29-06-1937 г. Находясь в камере № 46, систематически среди сокамерников распространял клеветнические сведения по адресу рук. ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и <Продолжение ?> борьбы в условиях тюрьмы.

Заседание тройки по делу Новоселова Михаила Александровича 17 января 1938 г. Расстрелять.

 

Из Дела .№ Н-7377. т.2 и т.8. Пересмотрено 24-26.12.95 г. в СПб.

 

(Предоставлено дочерью о. Феодора Андреева Анной Федоровной Можанской.)

 

1 cm.: Russias Catacomb Seints. — Platina California. 1988. (Книга основана на записях И. Андреева (проф. М. И. Андреевского).

2 Эти слова приписаны обер-прокурору Св. Синода В. К. Саблеру (сообщ. о. Петр Первушин: см.: Второй Новоселовский архив (2 НА) п .З. с. 636).

3 См.: С. М. Половинкин. МДА от февраля к октябрю 1917 г. - "Начала". 1993. № 4. По всей видимости, конспекты лекций и все разработки деятельности легальной Даниловой академии находились в конфискованном Первом Новоселовском архиве (1 НА): небольшая часть общих дел находится в 2 НА. п.18. C. 1-592.

[4] Определенно известно, что постриг происходил в Даниловом монастыре тайно. Архим. Даниил (Климков) указывал время пострига 1918 г. а прот. Петр Первушин — зиму 1920-1921 гг. См.: 2 НА.  П .З. с .640-642.

[5] "Параллельный Синод" возник в 1921 г. как реакция на бездействие Патриаршего Синода по отношению кампании изъятия церковных ценностей. Первоначально в него входили: архиеп. Феодор (Поздеевский), еп. Амвросий (Полянский), митр. Серафим (Чичагов) и др. После выхода из Синода еп. Амвросия и митр. Серафима в 1924 г. из-за разного отношения к компромиссам Патриарха Тихона, Синод пополнился единомышленниками. См.: 2НА. п. 9. С. 27-37.

[6] "Даниловская группа" выросла из единомышленников "Параллельного Синода": архиеп. Феодор (Поздеевский) — председатель; еп. Стародубский Дамаскин (Цедрик) - представитель архиеп. Димитрия (кн. Абашидзе) с конца 20-х гг., - схиархиеп. Антоний, глава "украинской группы", позже представитель "иосифлян"; еп. Чистопольский Иоасаф (Удалов); еп. Серпуxовский Арсений (Жадановский); еп. Димитровский Серафим (Звездинский); еп. Вязниковский Николай (Никольский); еп. Ковровский Афанасий (Сахаров); еп. Суздальский Григорий (Козырев); еп. Лубненский Аркадий (Остальский); еп. Краснохолмский Сергий (Кудрявцев); еп. Тамбовский Зиновий (Дроздов); еп. Липецкий Уар (Шмарин); еп. Осташковский Гавриил (Аболымов); еп. Ананьевский Парфений (Брянских) — представитель "украинцев"; и еще 8 епископов (см. 2 ПА. П. 9. С.38-104).  Ср.: Митр. Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 годов ХХ столетия. Сортавала. 1993. с.251.

[7] Известные В Самиздате и опубликованные "Письма к друзьям" (20 писем) имеют искажения и лакуны. Всего этих писем было около 20 (см. 2МН. п.1).

[8] Сообщение о. Петра Первушина (2НА. п.З. с. 650 - 651). Поставление хотя и было тайным, но сведения о нем просочились даже в эмиграцию). См.: Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. — Париж. 1991. (с.121-122: "Новоселов стал епископом и погиб в период репрессий".

[9] Еп. Серпуховский Арсений (Жадановский Александр Иванович. (6.3.1874 - 27.9.1937. Бутово) — в 1903 г. окончил МДА,. в 1899 г. принял монашество, с 1904 г. наместник Чудова монастыря, с 1914 г. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, в 1931 г. впервые арестован. См.: 2НА. п.7. с.337 - 518.

[10] . Еп. Дмитровский Серафим (Звездинский Николай Иванович, 7.4.1884-1937) в 1908 г. принял монашество, в 1909 г. окончил МДА, преподавал церковную историю в Вифанской ДС, преподавал в МДС, духовный сын старца Алексия Зосимовского, с 1914 г. архимандрит и помощник наместника Чудова м-ря еп. Арсения (Жадановского), с 1919 г. еп. Дмитровский, викарий Московской епархии, неоднократно арестовывался, по всей видимости, казнен. См.: Жизненный путь Владыки Серафима (Звездинского) // "Вестник РХД". 1981. № 133: Архиепископ Серафим (Звездинский). — Париж. 1991: 2НА. п.7. с.102 - 336.

[11] Сообщ., о. Петра Первушина (2НА. п.З. с. 655).

[12] Движение "непоминающих", т. е. не поминающих митр. Сергия во время богослужения, было неоднородно. Крайней оппозицией "сергианцам" были "даниловцы" и "андреевцы".

[13] Когда к 1923 г. обновленцы контролировали Петроград почти полностью, только "андреевцы" смогли поставить туда своего епископа, а 19 ноября 1923 г. насельник Данилова монастыря архим. Григорий (Лебедев) был поставлен во еп. Шлиссельбургского, и 30 декабря 1925 г. постриженный в Даниловом монастыре Димитрий (Любимов) стал еп. Гдовским. Возглавлял "иосифлян" митр. Иосиф (Петровых). Среди "иосифлян были архиереи: еп. Гдовский Димитрий (Любимов). еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), еп. Копорский Сергий (Дружинин), еп. Никольский Иерофей (Афоник), еп. Каргопольскпй Василий (Дохтуров), еп. Воронежский Алексий (Буй), еп. Ижевский Стефан (Бех), еп. Серпуховкий Максим (Жижленко), еп. Бугурусланский Стефан (Расторгуев), еп. Пермский Варлаам (Ряшенцев), еп. Ростовский Евгений (Кобранов), еп. Ингерманландский Роман (Руперт), еп. Донской Иннокентий (Донской),  еп. Вытегорский Модест (Васильков) и еще 26 архиереев.

[14] Из "Ответов востязующим" (2НА. п.1).

[15] О "Кочующем Соборе" см. ЗНА. п.4.

[16] Определение "Кочующего Собора" см. ЗНА. п.З.

[17] Депутация была у митр. Сергия ок. ноября-декабря 1927 г. Тогда, не без участия Новоселова, в Патриархии разразился скандал. См. "Отчет депутации" (2НА. п.З. с.662-673).

[18] См. Архивное дело УКГБ по Моск. обл. о "Церковно-монархической организации "Истинное Православие". По этому делу А.Ф. Лосев был арестован 18 апреля 1930 г.

[19] Мнение о. Петра Первушина (2НА. п.З. с.679).

[20] Архивное дело УКГБ Р-41328.

[21] Архивное дело УКГБ Н-7377.

[22] См.: Монах Aмвросий (фон Сиверс). "Не хороните меня заживо...". Судьба владыки Андрея, архиепископа Уфимского (князя Александра Aлексеевича Ухтомского) // "Русская мысль.". 1994 г. 20 мая -1 июня. с.17.

[23] Архивное дело УКГБ.

[24] Сообщение о. Косьмы (Tрусова) (2НА. п.7. с.811).

[25] Полное название учебного заведения звучало так: "Богословские курсы 3-х ступеней". Они имели богатое преемство: "Новосёловский кружок". Даниловская академия, нелегальная СПб Д.А. которую патронировал схиеп. Макарий (Васильев, ум.1944 г.) и где преподавали о. Феодор Андреев. С. А. Аскольдов и др. К 1960 г. форма Курсов изменилась. До 1960-х гг. ими руководил игумен Сергий (Гумилевский), а после его смерти в 1965 г. А. С. барон фон дер Шульц (ум.1982 г.) стал старостой общины. По существу, долгое время курсы были пастырские ("повышение квалификации"). С 1961 трехступенчатая форма содержала в себе возможность подросткам с 12 лет (1-я ступень) знакомиться с основами вероучения. Преподаватели приезжали из разных мест.

[26] Игумен Сергий (Гумилевский Илья Васильевич, ок.1880-1965) окончил МДА в 1907 г. Защитил магистерскую диссертацию "Учение Св. Апостола Павла о душевном и духовном человеке" (Сергиев Посад. 1913). В 1918 г. преподавал в Даниловской академии. Был духовником "профессорской общины" в Москве. Неоднократно подвергался аресту. См.: 3НА. п.46. С.108-192. Протоиерей Петр Александрович Первушин (1879-10.9.1980). Ок.1905 г. рукоположен во иерея. Работал в секретариате Патриаршего Собора 1917-918 гг. В 1917.1918 гг. — в секретариате Патриаршего Синода. См.: 2НА. п.З. личный фонд о. Петра Первушина: ЗНА. п.46 с.239-273.

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar