Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 2024-04-29, 8:28 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 1.2-я страницы 31 - 41
2016-04-03, 11:16 PM
Глава 8

 

Письмо Афонских старцев-имяслацев,

принятых Царём 15 февраля 1914 г.

 

Возлюбленный о Господе Отец

 

Спешим сообщить на утешение Вам радостную весть. 13-го февраля сего года Господь сподобил нас быть принятыми нашим Батюшкой Государем и Государынею Императрицею и лицезреть Благословенное Чадо Их Наследника Цесаревича.

Государь умудрил нас, грешных, во всех подробностях доложить Ему о гонении, Имени Христа ради, на нас "имяславцев", о лишении нас Св. Причастия, обращении нас в мирское состояние и о всех тех муках, которые мы претерпели при аресте нас на Афоне и водворении в Россию, а также о тяжелом житии нашем в настоящее время без святой обители.

Просили мы Батюшку Государя нашего повелеть по справедливости рассмотреть дело наше и дать всем нам, инокам афонским, насильственно выдворенным в Россию, вновь соединиться в одной общей обители для дальнейшего служения Господу Богу нашему.

Наши смиренные слова были милостиво и умиленно выслушаны Государем и дал Он нам полную надежду на скорое [2 неразб.] окончание дела и на предоставление нам, инокам афонским, в недалеком будущем святой обители.

Будем же мы и далее пребывать в смирении и уповании на милость Господа Бога и надеяться на доброе и всегда справедливое сердце Царское, внявшее нашему молению.

Пребывание мы имеем в г. С.-Петербурге. Загородный пр. дом, № 36. квартира Александра Львовича Гарязина, где намерены остаться до окончания нашего дела.

Послали несколько писем, дабы Вы могли утешение это переслать близким и знакомым Вам инокам афонским, которые были перевезёны в Россию со Святой Горы на втором пароходе.

<Литография письма, написанного от руки. Архив свящ. Павла Флоренского>.

 

Глава 9

 

Исповедание веры афонских иноков, поданное

в Св. Синод 18 Марта 1914 г.

 

(«Имяславие» изд. «Исповедник». Спб. 1914 г. с. 154 – 165)

 

1. «Верую во Единаго Бога, во Святей Тройце Славимого и покланяемого так, как учит веро­вать наша Святая Православная, Соборная и Апо­стольская Церковь в «С и м в о л е  в е р ы», утвер-жденном Свв. Отцами на Вселенских Соборах, и, веря так, от себя ничего не прибавляю, не уба­вляю.

2. «Верую и во Имя Божие, что Оно есть свя­то по естеству (Св. Кирил. Иерусалимск. с. 298. Изд. 2). «Имя Божие само в  с  е  б е  как свято, так и славно и прослав­лено... Слава бо Имени Божия  в е ч н а  и непременяема есть, как сам Бог» (Св. Тихон Задонский, т. 7. с. 167. изд. 2. 1826 г.).

3. «Верую, что Имя Сына Божия «И и с у с » —«Свято и чудно по существу своему» (Св. Ианн Златоуст, т. 5. с. 92. 1899 г.) и так же непостижимо, как непостижимо и Самое Суще­ство Божие, и требует к Себе веры, как о сем пишут Свв. Отцы: «...Чтобы мы уверовали. Ч е м у  же  у в е  р о в а л и?  О Имени Его. Мы не должны изследовать Сущности Его, но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чудеса. «Во  Имя  Иисуса  Х р и с т а,—говорит Петр, - востани и ходи» (Дн 3, 6). Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя по­стигнуть р а з у м о м». (Св. Иоан. Злат. Бес. на посл. к Римл. I, 5. т. 9). «Дабы вси языцы уверовали, слыша о имени Хри­ста, а не о сущности Его, ибо чудеса творило Имя Христово и Оно Само тре­бует веры, потому что и Его нельзя постигнуть разумом» (Блаж. Феофилакт Болгарский. Толк. посл. к Римл. I, 5. с. 6).

4. «Верую во Имя Божие по заповеди, возвещенной в Св. Писании в сих словах: «С и я  есть заповедь Его, да веруем во Имя Сы­на Его Иисуса. Христа» (I Ин 3, 23). «Даде им область чадом Божиим быти верующим во Имя Его» (Ин 1, 12). «Да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, да верующе живот имате во Имя Его» (Ин 20, 31).

5. «Исповедую веру мою во Имя Господа Иисуса Христа, ибо  тем самым исповедую веру мою и в Него Самого, о чем Господь наш свидетельствует в сих словах: «Пред владыки и цари ведены будете Мене ради» (Мф. 10, 18), и Он же, Господь, сказал: «...Ведомы  (будете) к царем и владыкам Имене Моего ради» (Лк 21, 12) «и будете ненави­димы от всех Имене Моего ради» (Лк 21, 17 и Мф 10, 28).

В сих Божественных изречениях Сам Он, Господь наш Иисус Христос,свидетельствует о той святой истине,что Его Им «И и с у с» неотъ­емлемо принадлежит Его Святейшему Существу и неотделимо от Него, что подтверждается Им же в сих словах: «Аз есмь Иисус, Его же ты г о н и ш и», сказал Он, Господь Иисус, Савлу (Ап. Павлу) на пути в Дамаск, когда Савл, по­раженный слепотой, вопрошал Его: «Кто еси Ты, Господи» (Дн  9, 2, 6).

Затем Господь являлся в видении апостолу Анании и говорил о Савле: «Сосуд избран ми есть — будетъ возвещать Имя Мое пред народами и царями—я скажу ему, сколь он должен пострадать за Имя Мое» (Дн 9, 10, 17), — и он, Боже­ственный Апостол, соделавшись ревностным проповедником Имени Иисусова, когда христиане возбраняли идти ему в Иерусалим, где его ожидали узы и темницы, сказал им: «Что плачете, сокрушающе сердце Мое. Я не только хочу быть узником, но готов и уме­реть за Имя Господа Иисуса» (Дн 22, 16).

О Имени Сына Божия «Иисс » сказано св. ап. Петром, что «несть иного имене  под  небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам». (Дн 4, 12).

Сим Святейшим  и Достопокланяемым Именем преисполнено все Св. Евангелие, каноны и осо­бенно канон и акафист Сладчайшему Господу Иисусу; Сим Спасительным Именем преиспол­нено все Св. Писание.

За исповедание Имени Иисс  пострадали не­исчислимые сонмы святых мучеников, мучениц и исповедников. Что же, неужели они святые стра­дальцы, терпя страшныя муки за исповедание Имени «Иисус» — Имени Своего Бога и Спасителя, были «Еретиками имябожниками». — нет, они не еретики, а святые и прославленные Господом даром чудотворения и нетлением св. мощей их.

6. «Верую и исповедую Имя Сына Божия «И и с у с » — Богоипостасным, относящимся рав­но к Божеству и человечеству Его и исповдуем Его достопокланяемым неотъемлемо от Его святейшаго существа, как о сем свидетельствует св. Ап. Павел: «Посему и Бог превознес его и дал Ему Имя выше всякаго имени, дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил 2, 9, 10). Блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя сии слова, гово­рит: «Какое же имя даровано человеческой природе Христа? (отвечает) — Имя это — Сын, Имя это - Бог» (С. 702). И св. Кирилл Александрийский исповедует достопокланяемость Имени Сына Божия и Его неотделимость от Святейшаго Существа Его в сих словах: «Для неприявших веры не есть велико и прославлено Имя Христа, для нас же, уверовавших, Оно ве­лико и высоко, потому что мы покланяемся Ему, как Богу, как истинно Сыну Отца, как Слову, вочеловечившемуся для спасения всех» (Ч. 7. с. 244. 1889 г.). И в православном катехизисе говорится: «Преславными и различными имена­ми нарещися может Бог, их же ни­кто же от Него отлучити не может» (Лист. 258. изд.1878г.).

7. «Верую и исповедую, что все Имена Божии, в коих открываются свойства Божии, -вечны, от­крыты нам Самим Богом и суть Его Словесные Действия, а всякое Действие Божие (как энергия) именуется Богом и Имя «Иисус» — предвечное, принесенное Ангелом с неба и принятое воплоти­вшимся Сыном Божиим и Богом, — «открывает Собой Свойства Его» (Св. Василий Великий, ч. 1. с. 233. изд. 3. 1891 г.), есть спасительная Сила Божия, познаваемая из Действий Его: «Именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16, 17), и: «Господи и бесы повинуются нам о Имени Твоем» (Лк 10, 17). Имя «И и с у с» носит в Себе спасительное Действие Божие, и по­сему Имя Иисусово почитаю за Божественную Силу, и в этом смысле говорю о Имени Иисусовом и о всяком Имени Божием — «Сам Бог».

8. «Исповедую, что Имя «Иисус» предвечно воспринято Сыном Божиим, как о том ясно свидетельствует св. Муч. Иустин в беседе с Иудеанином Трифоном, приводя следующия слова Св. Писания: «Рече же Господь Моисею: Вонми себе и послушай Его и не ослушайся Его; не обинется бо тебе: Имя Мое есть на Нем», (Исх 23, 20, 27), говорит, что Имя Самого Бога было «И и ­с у с » (Кн. «Беседа Св. Муч. Иустина с Трифоном. с. 24. с. 120. Киев. 1866 г.). И Святой Димитрий Ростовский говорит: «Сие Имя Спаситель­ное «Иисус» прежде всех век в Тройческом Совете бе ' п р е д у г о т о в л е н о, написано и даже доселе хранимо на наше избавление» (Слово на Обрезание Господне).

«В сем моем исповедании утверждаюсь не на заключениях собственного разума, но на свидетельствах Св. Писания и тайноведцев—Святых Отцев Церкви, из коих некоторыяе главнейшие сви­детельства приведены выше, количество же их не­исчерпаемо: много означенных свидетельств со­брано в книге «Апология Веры во Имя Божие и во Имя Иисус» иеросхимонаха Антония, другия же еще множайшия собраны въ книге «Мысли Отцев Цер­кви о Имени Божием». Многие посем ещё найденные ещё не появились в печати и имеются в рукописях. Все эти свидетельства несомненно удостоверяют нас в том, что Святые Отцы были единомысленны с нами в понимании Имени Божия и Имени Иисусова, веровали в Божественную Силу Имени Божия и благоговели перед Именем Божиим, как пред Самим Богом.

«В подтверждение сего приведем некоторые слова Святых Отцев и современных благодатных мужей о Имени Божием:

1) Так св. Тихон Задонский говорит: «Вели­кое Имя Божие. заключает в Себе Божественные Его Свойства, никакой твари несообщаемые, но Ему Единому собственныяе как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духов­ное существо и проч. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем» (Т. 3. гл. 2, с. 65. изд. 3. М. 1875 г.).

2) Святой Григорий Палама говорит, что Действия Божии неслитны с Существом Божиим, но и неотделимы отъ Него, как неотделимы солнечные лучи отъ солнца, и что имя «Бог» прилично не только Существу Божию, но и Ипостасям Его и Действиям Его (См. книгу игумена Модеста «Св. Григорий Палама», с. 124, 125).

3) Блаженный Оеофилакт Болгарский говорит, что «вера  во Имя Господа Иисуса Хри­ста означает волю Его славу, честь.  Например,  в   словах: «Чудно Имя Твое  по  всей  земли» (Пс 8, 2),  означа­ет  славу и честь, а в словах: «Покайтесь и да крестится кийждо  из вас во Имя Иисуса Христа» (Дн 2, 38), означает волю Его. Какая  же  воля Его? — Крестить   все народы  во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19 и Толк. Т. 5. Ч. 2. 134). Этими словами святой Феофилакт ясно свидетельствует, что под словом и понятием Имени Господа Иисуса Христа он понимает не простое имя человеческое, но действие  Божественнаго откровения. Так во Име­ни Господнем сокрывается Действие Воли Божией, которая и проявляется при призывании сего Имени над крещаемым, а вообще всегда Оно сокрывает в Себе откровение славы и чести Божией, которые и открывает достойно призывающим Его. Как из­вестно, человек сам по себе не может познать Истины о Боге, но Бог благоговейно призывающим Его Имя являет Благодатию Своею Свои Святые и чудные Свойства, таинственно открывающияся уму и сердцу достойно призывающих Имя Гос­подне.

4) Далее Блаженный Оеофилакт, объясняя сло­ва Апостола Петра (Деян. 2, 38), говорит: «Если бы Имя Отца было не Бог, Имя Сына — не Б о г, и Имя Святаго Духа — не Бог, — то следо­вало бы сказать: «во Имя Бога Иисуса Христа» или даже просто только — «в  Сына»,  но  он  (Петр)  говорит: «во Имя Иисуса Христа»,  зная, что Имя Иисуса есть Бог, равно как Имя Отца и Имя Святаго Духа»(Т. 5. Ч. 1. с. 52. 1905 г.).

5) Святой Иоанн Златоуст также говорит, что «Имя Божие означает власть Божию», и следовательно признает наравне с Блаженным Оеофилактом, что Имя Божие есть носило Силы и Благодати Божества, то есть Действие Божие и Бог. (Т. 6. кн. 1. с. 707).

6) Святый Симеон Новый Богослов все Имена Божии именует «Светом»: «Христос», «Иисус», «Господь» и другия.Также именует он все эти Имена - «Истиной  Божией», то есть – Божественным откровением и действием Божества. Затем же говорит, что хотя Бог именуется словами, которыми на языке человеческом именуется и многое» другое, однако, эти же самыя слова, когда говорим их о Боге и относим их к Богу, то суть Бог, а когда эти же самыя слова относим к твари и именуем ими тварь, то они суть тварь, суть слова текучия и пустыя. Это место в русском переводе Святаго Си­меона испорчено, в греческом  же  подлиннике   гла­сит:   «слово  Божие  есть живо, и непре­одолимо, и действенно, Бог истиный, равным образом и  Истина Бо­жия, паче ума и слова человеческаго – Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый» (Ч. 2. Слово 62-е).

7) Святой Исихий Иерусалимский именует Имя «Иисус» — «Богом, Светом и Владыкою»: «Да соединим Имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет... Ово бо есть Бог и Вла­дыка» (Слав. Добротолюб, ч. 2. гл. 170, М. изд. 4, 1840г.).

8) Имя Божие есть Глагол Божий, о коем ска­зано: «И Бог бе  Слово». О Божестве Глаголов Божиих свидетельствует святой Григорий Нисский: «Слово Божие есть Бог, Слово сущее в начале и вечно  пребывающее: Им  всё существует и стоит; Оно над всем владычествует и имеет всякую власть над небесным и земным; Оно Жизнь и Истина; Правда и Свет, и всякое Благо и сохраняет бытие всего. Вот каково и сколь высоко Слово, разумеваемое в Боге» (Св. Григорий Нисский, ч. 6. 360, М. 1864 г.). Последними сло­вами : «слово  разумеваемое в Боге» св. Григорий Нисский ясно свидетельствует, что го­ворит не о Существе Сына, а о Глаголе Его, то есть о словесной Деятельности Его.

9) О Божестве Глаголов Божиих святой Макарий Великий говорит:  «Слово Божие есть  Бог, а слово мира есть мир» (Твор. св. Макария Египетск. с. 293. изд. 1904 г. Троице-Сергиева Лавра). Из противоположения слов: Слово Божие словам: слово мира – ясно видно, что святый Макарий говорит здесь не о Ипостаси Слова, а о Глаголах Слова, кои он притовополагает текучим и пустым словам человеческим и име­нует их Богом.

10) Также и святой Мученик Иустин именует религиозно-нравственныя истины, коими руководству­ются люди от начала,—Откровениями Слова и  Богом и говорит: «Истина есть Бог».

11) О Божественной Силе Имени «Иисус» име­ются безчисленныя свидетельства и у святых отцев, и у святых Евангелистов, и Апостолов, и в Житиях святых. Ярче всехъ о Силе Имени Иисусова удостоверяет святой Иоанн Лествичник, говоря: «Иисусовым Именем бей супостатов, ибо нет сильнее оружия, ни на небе, ни на земле» (Сл. 21, 7).

«Подтверждение нашей веры во Имя Божие, как в Божественную Силу и Божество, и оправдание именования Имени Божия - Сам Бог, мы находим и в писаниях ближайших к нам мужей благодатных и с особенной яркостью у недавно почившаго Праведника Приснопамятнаго Отца Иоанна Кронштадтскаго, а также и в сочинениях Епископа Игнатия Брянчанинова и в сочинениях Архиепископа Филарета Гумилевскаго. Так, например:

12) «Имя Божие есть Сам Господь – Дух  вездесый и вся исполняяй»(«Моя Жизнь во Христе», вып. 5, с. 7—30).

13) «В Имени «Иисус Христос» - весь Христос – душа и тело Его, соединённые с Его Божеством» (Там же, вып.5, с. 30. изд. 2).

14) «Господь при  безконечности своей есть такое простое существо,  что Он весь бывает  в  одном  име­ни Троица, или  в имени Господь, или в имени Христос» (Там же, с. 422, изд. 2. СПБ. 1894 г.).

15) «Имя Божие есть сущность Бо­жества в том виде, в каком можно знать её» (Архиеп. Филарет Гумилевский, Беседа 25-я. ч. 1. с. 1. изд. 3. 1884 г.).

16) «Что сказано о Боге в собственном смысле, то и есть Бог, и что Он есть по природе,  то и сказано в собственном смысле» (Его же. Прав. Догм. Богосл. Ч. 1. с. 36. 1882 г. О свойствах Божиих).

17) «Вся  сила  и  всё  действие мо­литвы Иисусовой истекает из покланяемаго и всемогущего имени  «Иисус» (Еп. Игнатий Брянчанинов. Аскетич. Оп. Т. 2. с. 310—311. изд. 3. СПБ. 1905 г.).

18) «Имя Господа Иисуса Христа содержит в Себе особенную Боже­ственную силу» (Он же и там же, с. 93).

«Сии свидетельства Святаго Писания и Святых древних Отцев подтвержденныя свидетельствами и новейших  Отцев Церкви, из коих некоторыя приведены здесь нами, множайшия же приведены в других наших оправданиях и сочинениях составляют основу нашего стояния в вере во Имя Божие н во Имя «Иисус» и не допускают меня покориться высказанным в Синодальном Послании отъ 18-го мая  мнениям, что Имя Божие не есть ни Божество, ни Божественная Сила, ни Божественное Действие, что Оно есть лишь Свято, Свято как Икона, а не Свято Само въ Себе, как Бог, как то сказано во Святом Катехизисе; что Оно безсильно творить чудеса, и прочим подобным мнениям, ибо эти мнения  совершенно несогласны с верованием во Имя Божие Святых Отцев Церкви.

«Не могу я также согласиться на подписание тре­буемой формулы, в коей от меня требуется сознание, что я впал в еретическое мудрование, приняв за Истину ложное уче­ние, будто Имена Божии, особенно же Имя Иисус, есть Сам Б о г», ибо сие не есть ересь, так как то же самое говорят, как мы видели выше. и Святые Отцы, и всеми почитаемые Пастыри Церкви, - поэтому назвать эти слова ере­тическими - я отнюдь не соизволяю.

Не могу я также согласиться со словами исповедной формулы, будто в грамотах Святейших Вселенских Патриархов Иоакима III и Германа V  изло­жено учение православной  церкви о Имени Божием, к коему изъявляю согласие  преискренне  возвратиться, ибо сии грамоты, а также и Послание Святейшаго Си­нода от 18-го мая—голословны и, не основываясь на словах Святаго Писания и святых отцевъ, от-вергают Божество и Божественную Силу Имени Божия. Святые же отцы. наоборот, как мы видели, подтверждают и Божество, и Божественную Силу Онаго. Посему не только не могу подписаться, что «сердцем приемлю и лобызаю сие учение» Патриархов Иоакима и Германа и Святейшаго Синода, но страшусь всякаго соприкосновения с ним и чужд себя творю от них.

«Не могу также согласиться с тем, чтобы Имя Божие, понимаемое не в смысле именачертания и имезвучия, а в смысле истины о Боге, достойно было  бы  не  боголепного а относите льнаго почитания, ибо, признавая Имя Божие за Божественное Откровение  и  за  Действие  Божества,  почитаю действие Божие боголепно покланяемым, а не относительно, ибо  всё,  что  в Боге и из Бога, требует  себе  боголепного   поклонения,  а не  относительного.

«Повторяю, что, именуя Имя Божие и Имя Иисусово Богом и Самим Богом, я чужд как почитания Имени Божия за сущность Его, так и почитания Имени Божия отдельно от Самого  Бога,  как  какое –  то   особое    Божество, так  и  обожения   самих   букв и звуков и случайных мыс­лей о Боге.

«В виду всего вышеизложеннаго, я не могу дать требуемой подписки, ибо сего не позволяет моя религиозная совесть, не благословляют сие делать также и святые угодники, из коих св. Василий Великий ясно пишет: «Ипостасей не отметайте,  Христова Имени не отрицайтесь» (Т. 3. с. 79).

 «Тако и  аз  отречение  от  имени  Иисуса Христа, от исповедания Бо­жества и Божественной  силы  Его поч­итаю отречением от Самого Иисуса Христа, от чего  да  сохранит меня  Господь до конца дней моих, хотя  бы  мне  за Имя  Господне  довелось  положить и душу  свою».

Предствляя исповедание сие Святейшему Си­ноду, мы, нижеподписавшиеся, просим и молим, дабы Святейший Синод прежде суда над нами благоизволил пересмотреть Послание отъ 18-го мая и изменить вышесказанные в нем тезисы о Имени Божием, согласив их с учением святых от­цев, ибо несогласие руководящих тезисов с уче­нием святых отцев не допускает нас принять вызов на Церковный суд и подчиниться его решению

(«Имяславие».Изд. «Исповедник». Спб. 1914 г. c. 154 – 165).

 

Глава 10

 

Иеросхимонах Антоний (Булатович)

 

Письмо Государю Императору по поводу Афонского дела*

 

Это письмо можно назвать «пророческим» - Ред.

 

Первое письмо от 25 марта 1914 г.

 

Ваше Императорское Величество, державный и благочестивый Государь. Всемилостиво простите меня, Ваше Величество, за то, что я осмеливаюсь обратиться к Вам с настоящим письмом, но крайняя важность грядущих на Россию событий вынуждает меня злоупотребить Вашим вниманием. Я говорю о предстоящем в Москве суде над 25 имябожниками. Дело в том, что суд над нами обставлен так, что он не в силах вынести какого-либо справедливого решения по главному догматическому вопросу о том, есть ли Имя Божие по природе — Бог, или — тварь? Есть ли Имя Божие — Божественная сила, или нечто не существующее реально? Есть ли Имя Божие — освящающая в таинствах Святыня или ничто? Синодальная Контора не имеет права войти в расследование этого догматического вопроса, но согласно той инструкции, которую дал ей Св. Синод, должна нас только судить — «за измышление нового учения об Имени Божием». — Но кто же исследовал это учение и доказал, что оно «новое», и кто его осудил как «ложное»? Кто утвердил догмат, что Имя Божие не Бог? В послании Св. Синода к инокам от 18 мая 1913 г., которым он осудил мою книгу и книгу о. Илариона, Св. Синод высказал такие мнения об Имени Божием, которые сами суть явная ересь. Так, во-первых, Св. Синод признал, что Имя Божие есть лишь — «Свято» — наравне со Св. Иконами, но такое определение противоречит православному катехизису, в котором Имя Божие признается — «Святым самом в себе», т. е. — «Святым по существу» и Богом по природе. Во-вторых, Св. Синод в послании своем говорит, что Имя Божие не действенно в таинствах; однако у Св. Отцев мы встречаем непреложное свидетельство в пользу того, что таинства освящаются Именем Божиим. Также и архиепископ Никон несколько лет тому назад признавал это в своих сочинениях и писал: «Имя Божие всегда Свято. Им совершаются наши спасительные таинства; им запечатлевается верность наших клятв и обещаний. Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие есть то же, что непостижимое существо Божие,  открывающее себя людям» (Троицкие листки Т. 5, 137 изд. 1899).

В-третьих, в Синодальном послании высказывается еще следующая еретическая мысль, будто евангельские слова суть лишь слова Апостолов о Боге, а не живые слова Божии, но этому противоречат слова Самого Спасителя, Который сказал о глаголах Своих, возвещенных людям, следующее: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и живот суть» (Ин 6, 63). Не надо быть богословом, чтобы ясно увидать, сколь высказанные Св. Синодом мнения противоречат исконному учению православной Церкви. Но вот теперь Московская Синодальная Контора призывается судить исповедников Божества Имени Божия как еретиков, измысливших какое-то новое учение об имени Божием, причем на этом суде Синодальная Контора должна будет руководствоваться в суждениях своих вышеприведенными, заведомо неправославными мнениями Синодального Послания. Но к чему же это неминуемо приведет Церковь? — К неизбежному расколу. Мы не в силах будем с Синодом согласиться и должны будем от него отделиться. И возможно ли будет поступить иначе? Войдите в наше положение и скажите: если бы от Вас потребовали признать за догмат то, что явно противоречит Святым Отцам, и православному катехизису, и словам Спасителя нашего Иисуса Христа ради покорности Синоду и патриарху, то согласились ли бы Вы это сделать? Конечно, нет. Так и мы, как и масса русских православных духовных чад о. Иоанна Кронштадтского, будучи убеждены и ясно видя, сколь несогласно со святыми отцами мудрствует Св. Синод и патриарх об Имени Божием, мы отнюдь не можем покориться их мнениям и вынуждены к тому, чтобы разорвать связь с иерархией, которая отступает от Православия. Поэтому на предстоящем суде мы будем вынуждены торжественно заявить, что, ввиду неправомыслия Св. Синода об Имени Божием, мы отлучаем себя от всякого духовного общения с российской иерархией и их духовной власти и духовного суда над собой не признаем. Повторяю, что к этому решительному шагу мы вынуждены не нашей заносчивостию, или горячностию, или самолюбием, но нашей духовной совестью, хотя со скорбью видим, что этот шаг будет началом раскола в российской Церкви. Мы не хотим раскола, скорбим о том бедствии, которое ныне постигло нашу Церковь, желали бы, чтобы в Церкви снова наступил мир и всякие догматические споры — прекратились, но отступить от исповедания Божества Имени Божия мы не считаем себя вправе, и покориться неправославному мнению Св. Синода считаем за вероотступничество. Поэтому я прошу и коленопреклонно молю Ваше Императорское Величество обратить Ваше личное внимание на то, чтобы дать возникшему догматическому спору об Имени Божием правильное разрешение и не довести нас до крайней необходимости формально разрывать с Церковию Российской. Повелите лично известным Вам и пользующимся Вашим доверием лицам, духовным и светским, собраться в особую комиссию и разобрать основания как учения имяславцев, так и учения имяборцев. Пусть каждая сторона приведет в защиту своих мнений слова св. отцев и слова Св. Писания, и пусть комиссия вынесет заключение, которая из сторон мудрствует согласно с учением Св. Отцев. Это с успехом могут сделать не только духовные лица, но и миряне, ибо каждый здравомыслящий человек легко может отличить, какие ссылки на слова св. отцев справедливы, а какие нет; то ли говорят св. отцы в приведенных текстах, что и те, которые на них ссылаются, или не то. Та сторона, которая окажется согласной в своем учении с учением св. отцев и со словами Писания, та и должна быть признана правой. В комиссии необходимо присутствие не только одних духовных, но и светских лиц. Если же, Ваше Императорское Величество, Вы не найдете возможным во исполнение нашей просьбы назначить подобную комиссию, то просим, по крайней мере, повелеть, дабы Синодальная Контора при обсуждении православности нашего учения руководствовалась бы не Синодальным посланием от 18 мая, но руководствовалась бы лишь православным катехизисом, Св. Писанием и словами св. отцев. Повелите г. Прокурору Московской Синодальной Конторы иметь личный доклад Вашему Величеству по сему делу.

Еще прошу как величайшей милости, дабы Ваше Императорское Величество дали себе труд прочесть прилагаемое при сем прошение, поданное мною в Синод 5 сего февраля, а также разбор Синодальной грамоты, сделанный одним Московским богословом. Это я прошу ради того, чтобы Вы могли еще более убедиться в том, в какие грубые ошибки впал Св. Синод в своем Синодальном послании, и до какой степени невозможно православному человеку согласиться с этими мнениями.

Ваше Императорское Величество, ныне еще есть время удержать Россию от тех бедствий, на которые наталкивают ее последние действия Св. Синода. Ныне еще есть возможность бесстрастно разрешить вопрос об Имени Божием, но если эти дни будут упущены, если суд Московской Синодальной Конторы состоится в таком виде, в каком он предположен Св. Синодом, то это неминуемо доведет догматический спор до такого обострения, в котором невозможно уже будет примирить мнения, но возможно будет лишь разделение, а к каким дальнейшим бедствиям это приведет Россию, это ведает один лишь Бог; одно лишь нам известно, что ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ИСТИННЫХ ДОГМАТОВ НАВЛЕКАЛО НА СТРАНУ И НА НАРОД ВЕЛИКИЙ ГНЕВ БОЖИЙ И ТЯЖКИЕ КАРЫ, от коих да избавит Царствие Господь. Сего ради я дерзнул написать сии строки и ныне УМЫВАЮ РУКИ И СЧИТАЮ СЕБЯ НЕПОВИННЫМ В ТЕХ БЕДСТВИЯХ, которые могут произойти от непризнания Божества Имени Божия, ибо я все сделал, что мог, чтобы осветить вопрос и Правительству Вашего Величества, и Иерархии Церкви, и ныне предаю судьбу свою в волю Господню и в руки Ваши.

Еще раз прошу Ваше Императорское Величество, попекитесь об этом деле и защитите Имя Господне от посягательства на его Божественное достоинство от некоторых иерархов церковных, за что получите от Господа великую и неизмеримую награду на земле и на небеси.

 

Верный Вашему Императорскому  Величеству слуга и   Божий раб Иеросхимонах Антоний.

 

 

Глава 11

11 Апреля 1914 г.

 

В СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД.

 

Иноков Афонских

З А Я В Л Е Н И Е.

 

Мы, нижеподписавшиеся, заявляем Святейшему Синоду, что мы всегда неизменно пребывали и ныне пребываем в учении Святой Православной Церкви и не допускаем себе ни на йоту отступить от вероучения Святой Церкви Православной, понимая его так, как оно изложено в Православном Катехизисе и в Творениях Святых Отцов и как оно доселе понималось Церковью. Ныне же Святейший Синод привлекает нас к суду за «измышление» якобы и «распространение богохульного и еретического учения о Божестве Имени Божия». Не можем мы согласиться с основательностью этого обвинения, будто исповедание Божества Имени Божия есть учение богохульное и ерети­ческое, ибо оно находит многочисленные подтверждения в nворениях cвятых отцов Церкви.

18 мая 1913 года Святейший Синод обратился к нам с Посланием, в коем высказал свои мнения о Имени Божием, которые явно противоречат Православному Катехизису и Отцам Церкви. Так в Послании своем Святейший Синод признал, что Имя Божие только «Свято», но признание Имени Божия только «Святым» есть умаление Божества его и противоречит учению Православной Церкви, ибо в Православном Катехизисе сказано, что «ИМЯ БОЖИЕ СВЯТО САМО В СЕБЕ»,— а следовательно, признается Божеством, ибо «Святым Самим в Себе» может быть только Божество Божие, потому что са­мосущей Святыни, кроме Бога в мире не существует. Также и у Свя­тых Отцев сказано, что «ИМЯ БОЖИЕ СВЯТО ПО ЕСТЕСТВУ» (Св. Кирилл Александрийский). «ЧУДНО ПО СУЩЕСТВУ» (Св. Иоанн Златоуст), «ЕСТЬ БОГ НЕПРЕЛОЖНЫЙ, СЫЙ И ЖИВЫЙ» (Св. Симеон Новый Богослов). Также учение cиe подтверждается и новейшими светильниками Церкви, в особенности же приснопамятным отцем Иоанном Кронштадтским, который многократно говорил в творениях своих, что ИМЯ БОЖИЕ ЕСТЬ САМ БОГ. Святейший же Синод, в противоположность сему, признал, что Имя Боже не есть ни Бо­жество, ни Энергия Божества.

Далее, Святейший Синод говорит о Глаголах Евангельских, что они суть лишь «плоды деятельности Божества», суть лишь слова Апостолов о Боге, а не есть Энергия Божества, не есть Живой Глагол Божий; однако из святого Писания и Святоотеческих Творений мы ясно видим, что святая Церковь в словах Писания видела Живые Глаголы Божии и Энергию Божества.

Наконец, в том же Послании к нам Святейший Синод отрицает и ту непреложно свидетельствуемую Святыми Отцами истину, что Святые Таинства освящаются Именем Божиим.

В наших прошениях Святейшему Синоду мы неоднократно ука­зывали на неправославие этих тезисов и просили пересмотреть и ис­править их; представляли к тому и многочисленные доказательства Святых Отцев и Писаний, которыми непреложно свидетельствуется Божество Имени Божия, понимаемого не как буквы и звуки, но в смысле Божественнаго Откровения. Однако Святейший Синод не только не внял нашим прошениям, но, продолжая пребывать при тех же мнениях, осудил наше, согласное с Святоотеческим учением почитание Божества Имени Божьего как ересь и наименовал нас, православных иноков, несправедливым и оскорбительным названием - «имябожники».

Заключая из этого, что вышесказанное неправильное учение о Имени Божием не есть случайно вкравшаяся ошибка, но принято отныне Синодом безповоротно, как догмат, - мы с прискорбием и с горестью вынуждены, ради сохранения чистоты веры Православной— ОТЛОЖИТЬСЯ ОТ ВСЯКОГО ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ С ВСЕРОССИЙСКИМ СИНОДОМ И СО ВСЕМИ ЕДИНОМЫШЛЕННЫМИ С НИМ, ВПРЕДЬ ДО ИСПРАВЛЕНИЯ ОЗНАЧЕННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ И ВПРЕДЬ ДО ПРИЗНАНИЯ БОЖЕСТВА ИМЕНИ БОЖИЯ СОГЛАСНО СО СВЯТЫМ КАТЕХИЗИСОМ И СО СВЯТЫМИ ОТЦАМИ.

 

 

Глава 12

Окончание Афонского дела

(«Имяславие». Изд. «Исповедник». Спб. 1914.  с. 170 – 177).

Несмотря на отложение от общения с синодальной иepapxиeй привлечённых к суду Московской Синодальной Конторы афонских иноков, заочный суд над ними состоялся. Единственный исход этого суда должен был быть — отлучением для иноков, которые сами уже отлучили себя от духовного общения с сим судом. Однако, при рассмотрении их исповедания, суд, отрешившись от предвзятых мнений, не нашел признаков имябожия и обожения тварных элементов Имени Божия и Имени Иисусова, в чём их официально обвиняли, и это не допускало судей вынести инокам обвинительный в ереси приговор. Чтобы выйти из создавшегося затруднения, суд послал в Петербург епископа Верейскаго Модеста для личных переговоров с отложившимися иноками. На его вопрос: как избежать раскола, иеросхимонах Антоний указал на следующий  исход:

Ответ Иеросхимонаха Антония епископу Модесту Верейскому на его вопрос: каким образом возможно было бы избежать нежелательного ни для той, ни для другой стороны разделения церковного.

1. Признать, что исповедание Божества и Божественной Силы Имени Божия, и Имени Иисуса Христа понимаемого духовно, может быть признано за «Частное Мнение» 1),  существующее в Церкви Православной, которое и высказывалось многими Святыми Отцами и писателями церковными.

2. Посему отложить окончательное решение догматического спора и фор­мулировку догматов о Имени Божием впредь до Собора; отложившихся же иноков призвать к церковному общению и послушанию иepapxии, потребовав от них засвидетельствования веры в установленные церковью догматы целованием Креста и Евангелия.

______________

На следующий день (4 Мая) епископ Модест посетил и прочих отложившихся иноков, которые находились на даче близ ст. Бабино Ник. ж. д. Иноки не согласились с мнением иеросхимонаха Антония, соблазнившись термином «Частное Мнение», которого специального значения они не знали, и находя его унизительным для признания Бо­жества Имени Господня. И подали епископу Модесту особый ответ:

 

Ответ афонских иноков преосвященому епископу Модесту Верейскому на его вопрос: каким образом иноки афонские полагают возможным избежать нежелательного отделения их от Святейшего Синода.

 

Сиe предложение Вашего Преосвященства принимаем с особенным и сердечным расположением и, с своей стороны, предлагаем то, что может не допустить отделения нашего от Святейшего Синода и, как следствие сего, разделения Церкви:

1. Св. Синод указом своим оповещает по епархиям о том, что иноки афонские, разъяснив ныне, что мнение их о почитании ими Божества Имени Божия Иисус основано на Св. Писании и учении Св. Отцов Православной Церкви, заявили, что они всегда пребывали и никогда не отступят от веры Православной, как тому учит Святая Соборная и Апостольская Церковь, по­чему данное им наименование „имябожники", как им не соответствующее,— отменяется.

2. Bcе водворенные в Poccию со Св. Горы иноки признаются Св. Синодом попрежнему в священническом и монашеском звании, им разрешается приобщаться Св. Христовых Таин, а имеющим священнический сан предо­ставляется право священнослужения.

3. Обсуждения религиозного вопроса по поводу почитания Имени Божия, возникшего во всей своей остроте в 1912 году на Святой Горе Афонской между имяславцами, равно как и суждение, о сем изложенное в № 20 „Церковных Ведомостей" за 1913 год, отлагается впредь до созыва Вселенского или Поместного Собора.

 

* © Публикуется впервые по машинописному экземпляру из Архива священника Павла Флоренского

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 332 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar