Приветствую Вас Гость!
Вторник, 2024-05-14, 7:33 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 1.2-я страницы 53 - 67
2016-04-03, 11:12 PM

Таковаго злохуления отнюдь и всецело не терпит душа моя. Отрекаюсь от всех такомыслящих, хотя бы и членов св. Синода, патриархов, священников, духовников и всех, кто поражён сею небывалою ересью. Книгу же свою, как написанную содействием Божиим и похуленную и сожжённую за исповедание Имени Божия  Имени “Иисус”, заповедую своим ученикам положить мне в могилу на бездыханную тогда грудь мою во свидетельство сего моего исповедания. Вполне уверен, что Сын Божий, давший нам во спасение своё Всезиждительное и всемогущее Имя, не поставит мне в вину сего моего исповедания, которое отнюдь не относится к Его уничижению и безчестию, а относится к славе Его Божественнаго Лица.

Судите по себе, если и ваше имя будет похулено в газетах и журналах, то будете вы мирны и спокойны? Лица вашего не коснутся, а одного Имени. Так и Господь гневается, когда Его Вседержавное Имя поставляется в ничто. Оно в Нём и Он в Имени Своём всем Своим существом, а потому оно и творит чудеса. Что принадлежит Самому Сыну Божию, то самое принадлежит и Всесвятейшему Имени Иисус. Оно неотделимо от Его Божественного Лица и всецело причастно всему Его Божеству. Оно есть Сам Бог. Это видно кроме всего прочего, из того, что благоговейно, с любовию и страхом призывая сие Имя, мы осязательно слышим в нём присутствие Самаго Сына Божия и всецелую неотделимость сего Имени от Него Самаго, а потому утверждаем, что Имя Божие есть Сам Бог. А из сего выходит, что кто отвергает Божество Имени Божия, тот чужд всякаго духовнаго дела, и отнюдь не познал молитвы Именем Иисуса Христа Сына Божия, Спасителя мира.

Это своё исповедание, что Имя Божие есть Сам Бог, я несу в будущий век на Страшный Суд Божий вместе со своею книгою “На Горах Кавказа”.

Вполне уверен и несомненно надеюсь, что там получится Праведнй Суд о всём моём деле, соделанном Божиею Силою во славу Бога Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, во славу Бога-Отца. И сие Имя вполне причастно Его Божеству и есть Он Сам по решительной неотделимости Его от Всесвятейшаго Лица Его.

В этом исповедании, милостию Божиею есть и пребываю неизменно во всю свою жизнь, надеюсь на Господа и умереть в нём и предстать Страшному Престолу Господа Славы, Имеющаго воздать комуждо по делом его и по намерением сердца его праведно и нелицеприятно. Её да будет тако во славу Божию и в наше спасение. Богу же нашему честь слава и поклонение от всея твари наравне со Всесвятейшим Именем Его Иисус Христом Спасителем нашим. Аминь.

Писано сие исповедание на 2-й неделе, после св. Пасхи в пятницу вечером и утром в субботу года от Р.Х. 1915, апреля, 3 и 4 дня.

 

Пустынник Кавказских гор, всецело недостойный за свою греховную и вполне нерадивую о своём спасении жизнь схимонах старец, только лишь по имени Иларион.

Простите меня вси друзи мои и знаемые, к Судии бо отхожу, идеже несть лицеприятия; раб бо и владыка вкупе предстоят, богатый и убогий в равном достоинстве, кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю, непрестанно молитесь о мне Христу Богу, да не низведен буду по делом на место мучения, но да вчинит мя идеже свет животный.

 

 

4. Биографическая запись о старце схимонахе Иларионе.

 

Старец схимонах Иларион, в мире Иван Иванович Домрачев, сын дьячка села Сервижского, Котельничского уезда, Вятской Губернии.

Родился в 1848 году, 27 декабря. Воспитывался в Вятской семинарии и ушёл с философского класса, соответствующего нынешнему 4-му классу

Мать Елена; братья: иерей Георгий, Алексей, Василий и 4-й - Иларион (Иван); 5-й –Николай, фельдшер;  6-й - Павел (умер);  сёстры: Мария, весьма благочестивая, скончалась девицей, и Лариса.

Ушедши из семинарии, два года был учителем в своём селе.

В 1870 г. пошёл в странствие и один странствовал по русским обителям пешком, и дошёл до Нового Афона.

В 1872 г. 9 августа прибыл на Святую Гору Афонскую.

В 1877 г. в марте пострижен в мантию и наречён Иануарием.

На Новом Афоне назначен законоучителем 1881 г. и 1883 г.

1888 г. пострижён в схиму с наречением Илариона по благословению архимандрита Иерона в Пицунде.

Ушёл в 1894 г. 1-го апреля.

Места пустынножительства:  Нагиб, Бзында, Медовеевка река....  где и Серафим строил монастырь, опять Бзында.  В 1900 г. по случаю гонения на пустынников ушёл через перевал на Уруп, близ станицы Преградной, потом направился на Хасаут, на реке Гуначхир близ перевала, за Тибердинским монастырём, и паки Тёмные Буки.

Книгу свою “На Горах Кавказа” начал писать в 1905 г. Вышла из печати: 1-е издание 1907 г. в гор. Баталпашинске Кубанск. обл.; 2-е издание  1910 г. в Баталпашинске, Кубанск. обл.;  3-е издание 1911г. в Киево-Печерск.Лавре иждивением Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны, будущей новомученицы.  Около пяти лет книга пользовалась всеобщим признанием и уважением. Затем, по причине вразумительного письма о. Илариона поклонникам сущей в бесовской прелести Наталье, которая всегда якобы беседовала с Божией Матерью, помещённого в конце книги, афонские начальники тоже поклонившиеся прельщённой Наталье, как святой, воздвигли на книгу гонение с целью, уничтожив её, уничтожить и письмо...  Афонцы, а наипаче земляк о. Илариона монах Денасий, Пантелеимон и Хрисанф впервые прислали ему опровержение книги  12 февраля 1912 г.

Из Хасаута, по распоряжению начальника области, старца Илариона административно выдворили 25-го октября 1915 года.

 

С самого начала жил с послушником.

 

 

5. Выписка (копия) Из № 212 “Кубанских Ведомостей”

за 1915 г. от 4 октября. Приказ по Кубанской области и Черноморской губернии от 25 сент. 1915 г.

г. Екатеринодар, № 112

 

На основании п. 16 ст.19 правил о местных обязанностях объявляемых состоящими на военном положении (прилож. к ст. 23С Зак. т. 2 общ. учр. губ. изд. 1892)

 

Воспрещаю пребывание в местностях, состоящих на военном положении или входящих в театр военных действий, проживающему вблизи Спасо-Преображенского монастыря, находящагося в Баталпашинском отделе, схимонаху Илариону, как лицу, вредному для государственного порядка и общественной безопасности. (Временный Генерал-Губернатор Кубанск. обл. и Черноморск. губ. Генерал от Инфантери Бабичев).

 

 

6. Явление старца схимонаха Илариона

 по его кончине ученице его.

 

Однажды явился мне старец во сне и рассказывал о своей кончине. Присутствовавший во время его исхода иеромонах Паисий и другие были удивлены, что испуская последние воздыхания, Старец с улыбкою манил кого-то к себе руками. Я начала расспрашивать его о сем и он объяснил, что в это время у нас стояли три Ангела: и пока меня убрали и перенесли в крайнюю, где осталось моё тело и один Ангел, а два Ангела взяли мою душу и понесли ко Господу, где я и поклонился Ему. Затем присоединились к оставшемуся при теле Ангелу ещё один Ангел и Матерь Божия, которые вместе с душою моей присутствовали до выноса тела потом проводили до могилки, где и пребывали до св. Пасхи, а потом меня паки повели ко Господу.  «А видели ли вы мытарства?» спросила я. “Нет, я их не видел, молитва как свеча шла впереди, а я за нею, и так я достиг и поклонился Господу.”

Однажды я спала. Подошёл ко мне Старец и говорит: “Пойдём, я тебя везде повожу”. Я начала отказываться: мне, говорю, некогда, я сейчас должна работать. Он отвечал: ”Это всё сделает Елена, а ты должна идти”. У меня явилось сомнение, что может быть это не старец, а искушение, и лишь только я сие подумала, как он меня перекрестил и страх оставил меня. Я успокоилась, и только хотела встать, чтобы идти, но он предупредил меня: ”Подожди, я сам тебя возьму”. И он начал что-то делать около рта. Я почувствовала только, что ноги и все члены мои вытянулись и из меня что-то вышло. Я испугалась и вдруг вижу, что всё вокруг меня в каком-то новом изменённом виде: вся природа, комната, весь дом, и я сама, а около моей постели хлопочет сестра Елена, как около мёртвой. Затем внезапно разверзлась земля и я, испугавшись хотела убежать, но он удержал меня, и мы начали спускаться в какую-то пропасть, или мрачное подземелье, как бы по ступенькам. Там в бездне что-то страшное, я спросила, ”Что это?” Старец ответил: «Это тебе надо непременно молиться, а то и ты туда попадёшь”. Вижу, какие-то люди страшно кричат и в отчаянии поднимают рука. Один из них бросился ко мне и бросил мне в лицо какую-то бумагу, но Старец дунул на него и он исчез. Вижу два врага ведут маленькую душу и бросили её в огонь. Я сильно испугалась, а Старец говорит: ”держись крепче”. И я схватилась за его руки. Потом увидела массу врагов по левую сторону, я опять испугалась, это они собрались идти на страсти искушать людей.

 

Разные сведения и версии о старце схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа»

 

               Когда афонские бывшие друзья о. Илариона начальники русских обителей увидели приток в кавказские горы любителей пустынножительства, то предложили о. Илариону написать в книге, что совершенства умносердечной молитвы он достиг не в кавказских пустынях, а на старом Афоне. Но афонским заправилам имяборчества о. Иларион ответил: «Я не хочу спекулировать на Божием вдохновении» (Из слов монахини Аполинарии (Какадиевой) схимонаху Георгию (Макаровскому) и его послушнику Константину в 1961-м году).

 

  Из рассказа монахини Руфины бывшей ученицы о. Илариона, казначеи Тебердинского монастыря.

 

  В 1903 году она пришла в Тебердинский монастырь. В это время пришёл и о. Иларион и тоже поступал в этот монастырь. Игумения и все старшие сёстры полюбили о. Илариона и были к нему благорасположены. Близ монастыря построили ему келью где он жил и там начал писать свою книгу «На горах Кавказа» по просьбе его учеников. Старшие сёстры по причине занятости послушаниями не могли вместить учения о молитве Иисусовой и отошли от руководства о. Илариона. А игумения и младшие сёстры продолжали им руководиться. Бывало прийдём мы к о. Илариону и он рассказывает нам о смирении и любви, о молитве Иисусовой по целым ночам. Многие из сестёр по благословению бвтюшки Илариона поселялись в ближние пустыньки близ о. Илариона и проживали там. А м. Игумения видя что сёстры стали уходить в пустыньки начала препятствовать этому и запрещала им ночью посещать старца. Но они потихоньку продолжали ходить к нему украдкой, прелазя через ограду. Матушка игумения наказывала их за это, назначала им поклоны ложить в храме, а они ложут поклоны, плачут а сами думают всёравно опять пойдём к старцу. Почитающих о. Илариона сестёр стали презирать, называли их «святошами» и «Иисусиками» и т.д.  В обители произошло разделение. Меньшая часть пошли за о. Иларионом, а большая часть невмещавшая учение старца об умном делании молитвы Иисусовой, о смирении и любви оказались на стороне противной старцу. Ученики о. Илариона просили написать книгу о молитве Иисусовой. Но он, по своему смирению, долго отказывался исполнить их просьбу. Наконец, по откровению свыше от Бога через Пресвятую Богородицу для поднятия монашеского духа старец получил указание и воодушевление исполнить просьбу многочисленных учеников его. Он обращался в Зеленчукский монастырь к старцам за благословением на сей труд. Но старцы не благословляли, говорили: хватит и написанных книг. Тогда, понуждаемый вдохновением свыше и просьбой учеников своих, старец о. Иларион начал писать свой труд о молитве Иисусовой. Когда он окончил писать книгу, - а писал он её около пяти лет, - то диавол явившись к нему в келью сказал: «Ну теперь, старик, я тебе докажу». Это разсказывал сам о. Иларион старшей матушке Софии, преданной ему. Когда Синод возстал против книги о. Илариона и прислал в Тебердинский монастырь Ставропольского и Екатеринодарского епископа Иоанна, последний стал требовать подписку от монахинь: кто за старца Илариона, а кто против него. Старца Илариона в Зеленчукском монастыре чуть было не отравили, в причастии ему дан был яд, причастившись которого по неведению, он сорвал отравленное причастие. Возстали же против книги о. Илариона из-за того, что он вместе с дорогим Батюшкой о. Иоанном Кронштадтским учит, что Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Господь Иисус Христос, против которого учения и возстали заражённые духом совремённого рационализма новоявлённые еретики имяборцы: Синод и ему последующие. Игумения Тебердинского монастыря м. Раиса сначала не давала подписку против Имени Божия. А когда епископ Иоанн сказал, если не дадите подписку тогда совсем закроем ваш монастырь, матушка с растрёпанными волосами начала раскаиваться ему прося прощения и чтобы не закрывали монастырь и подписалась под синодальной грамотой. Но её вскорости постиглро наказание Божие, она упала, сломала ногу и вскоре скончалась. Был такой случай: получивши синодскую грамоту Благочинный Зеленчукского монастыря приходит к игумену того же монастыря (игуменом был еврей Феофан) и говорит: «Я тебе в пазухе принёс змею», и достаёт с пазухи синодальную грамоту где похулено сладчайшее Имя Иисус Христово и Имя Божие вообще. Благочинный сквозь слёзы сказал: «Да будет Имя Господне благословенно во веки! И как ушёл из монастыря, более его никто не видел. Он не мог стерпеть злохуления Синода на Имя Божие, отверг подписку и скрылся. А игумен Феофан подписал грамоту Синода, но впоследствии он был за что-то заключён в тюрьму. После того как игумен подписал Грамоту, однажды он совершал Литургию, и во время совершения её бес чрез одержимую кричал ему: чего ты там болтаешь, теперь уже я тебя не боюсь. Это слышала лично матушка Анатолия, которая была в то время в Зеленчукском монастыре в качестве паломницы и в беседе с игуменом Феофаном просиживала ночами, за что подруги её сёстры называли игуменшей.

 

О чудесах

(Продолжение рассказа матушки Руфины)

Примерно в 1905 – 1909 гг. Матушка Анатолия Тебердинского монастыря ученица о. Илариона, жившая в пустыньке около него рассказывала: однажды рано утром я решила проследить, куда удалился о. Иларион в пустыню на безмолвие (т.е. где старец безмолвствует). Вдруг я увидела его на метр от земли молящимся как бы окружённым пламенем огненным. Я вскрикнула: «Батюшка! Вы сгорите!». Батюшка ей сказал: заклинаю тебя Именем Господним, чтоб ты не говорила до моей смерти о том что видела, а по кончине моей расскажешь ученикам моим».

Близкая ученица старца Илариона Тебердинского монастыря матушка Сарра жившая в пустыньке около о. Илариона говорит сёстрам: пойдёмте посмотрим где молится батюшка и пошли они по следу (зимой по снегу) старца. Вдруг след оборвался и неизвестно куда старец был перенесён Духом Божиим.

Под городом Новороссийском  в «Тёмных Буках» после кончины о. Илариона тамошние жители некие супруг и супруга однажды беседовали с благоговением о святости жизни о. Илариона. В это время они вдруг увидели на высоте в воздухе стоящего о. Илариона. После сего видения на дереве растущем на этом месте вырубили крест.

При жизни о. Илариона в «Тёмных Буках» однажды пришли к о. Илариону два монаха ученика его и говорят: «Батюшка, что нам делать, у нас вышли продукты питания?» Он им сказал: «Идите к источнику (какой-то был целебный источник) и молитесь, и будем ожидать милость Божию», и назначил им молитвенное правильце. Когда они выполнили это правило, вдруг, они увидели в стороне лежащий на земле хлеб белый и как будто бы только что вынутый из печи. Они обрадовались, взяли этот хлеб,  пришли к о. Илариону и рассказали об этом.

Голиковы жили от о. Илариона в восьми километрах. Их мать болела. У неё была совсем изсохшая рука. Когда с ихнего села шли к о. Илариону люди в Зеленчукскую пустынь, то болящая через них попросила святых молитв у батюшки Илариона. В то самое время, - как после выяснилось, - когда о. Иларион услышал просьбу болящей и помолился за неё, болящая мгновенно исцелилась. Когда они вернулись от старца, то болящую увидели уже исцелённою. Тут-то и выяснилось, что она исцелилась в то самое мгновение, когда старец вознёс о ней ко Господу свои святые молитвы.

Второй раз она сильно болела сибирской язвой на ноге. Под св. Пасху шди с ихнего села люди к о. Илариону. Болящая  попросила через них святых молитв. Пока они дошли до о. Илариона, она исцелилась.

Третий раз она болела головной болью и была как помешанная. Мать с дочкой пошли к о. Илариону. Когда они вошли в келью старца и стали ему говорить о головной болезни матери, о. Иларион положил свою руку на голову болящей и та моментально получила просветление в голове и боль головная утихла.

Со старого Афона в Россию с о. Иларионом прибыло восемь человек, в числе их архимандрит Мартиниан был строителем в Михайловской пустыне (около Майкопа. О. Мартиниан умер до 1913 года). Архимандрит Иерон строитель Нового Афона, схимонах Илиодор, жил на Кавказе при Тебердинском монастыре, скончался в ссылке в средней азии.

Родной брат матушки Иликаниды послушник Димитрий жил на Псху в числе 70 монахов. Из них некоторые были высокой жизни. Остальные, когда были взяты в 1930 г. в тюрьму, по благословению тех высокой жизни отцов отказались от работы, от паспортов, от ответов на вопрошения антихриста и за это их всех перемололи в особой машине и бросили в море под 13 октября память Иверской иконы Божией Матери. Их послушник был имяславец, поэтому заключают, что и все пострадавшие были имяславцы.

Инокиня Магдалина (Плотникова, из мирских) рассказывала: «В 1930 году когда из разных мест Псху собрали пустынников и они находились под следствием, некоторые из них при допросе и требовании подписи писались православными, а некоторые имяславцами. Юродивая некая бродячая Варвара залезла под подвал и сильно кричала укоряя тихоновцев: «Что же вы отрекаетесь от Имени Божия?». Всех писавшихся православными выпустили из тюрьмы. А тех, которые писались имяславцами всех замучили в ту же ночь.

Монах Епифаний рассказывал: «В 1930 году взяли их из Псху 20 человек в числе которых был и он. На следствии спрашивали: «Как ты власть признаёшь?» Все единодушно отвечали: «Власть франк-масонская. Всех их расстреляли. А когда спросили у Епифания, он убоялся подобного ответа и сказал: «Власть безбожная». Следователи сказали: «Правильно, наша власть безбожная», и выпустили его одного. Он после каялся и всем об этом рассказывал.

У матушки Руфы был неверующий брат инженер. Когда она была в Тебердинском монастыре он приходил к ней проведывать её. Потом он заболел и так как там место курортное он находился там на лечении. Матушка Руфа часто оставляла его одного в его келлии и давала ему разные святоотеческие книги. Один раз, говорила она, прихожу я с послушания а он встретив меня на пороге с радостным восторгом и сияющим лицом говорит: «Сестра, теперь я узнал настоящую цель христианской жизни. Мы с ним начали часто ходить к о. Илариону. Потом он сам ходил к нему, а я ему говорила: «Зачем ты так часто ходишь нарушаешь безмолвие старцу?» А он, бывало, пойдёт к о. Илариону, обойдёт вокруг келлии старца и идёт обратно к себе, и говорит: «Я очень доволен что побывал около келлии о. Илариона». Так он полюбил старца. Бывало он проходит около келлии а старец провидя его близ себя выйдет и позовёт к себе и беседует с ним, и сказал ему: «Мы с тобой вместе отойдём ко Господу. И о. Иларион скончался 1-го Марта, а брат Иоанн умер несколько позже. По своей кончине старец явился Иоанну перед смертью его, когда он лежал болен а м. Руфа ухаживала за ним. Когда она вошла в келью Иоанн говорит: «Сестра, где ты была? Я тебя так звал: почему ты старца не приветила? И через несколько минут после этого Иоанн скончался блаженною кончиною.

Ученик о. Илариона о. Иаков и девственник из мирских Алексий, - рассказывала м. Руфа, -  когда они жили в пустыньке при о. Иларионе то три дня жили без хлеба. Отец Иларион послал их к св. источнику около общины о Софрония (в Тёмных Буках), там они ночью молились. Вдруг они увидели в воздухе сияние света. Это пред ними спустилась булка хлеба как будто бы только из печи и два яблока. Взяв с радостью этот небесный дар Божий они пошли к о. Илариону и сказали ему об этом. Он улыбнулся ничего не сказав.

Этот самый Иаков с сёстрами шли ночью чрез разъезд в глухих местах и беседовали о святости  жизни покойного о. Илариона. Смотрят а на облаках шёл над ними в сиянии огненном о. Иларион, как бы охраняя их. Отец Иаков на сем месте, где они увидели о. Илариона, на молодом дубе вырубил крест, и сюда приходили сёстры на поклонение этому месту.

Матушка Наталия ученица о. Илариона рассказывала: «До пострига в монашество жила она с неверующим супругом по имени Кузмич, который работал на заводе. Она скорбела и плакала о том, что он неверующий и просила о. Илариона чтобы он умолил Бога о вразумлении мужа её. Вдруг, этот Кузмич уверовал скоро и стал ревностным христианином. Отец Иларион сказал ему: «Сделай ей (жене) Наталье келью и будешь служить ей как послушник.

Эта Наталья, в монашестве Нина перешла жить в Драндовское подворье. На втором этаже находились отцы иеродиакон и три монаха. Она им готовила пищу внизу, а отцы четыре человека стояли на балконе днём. Отцы беседовали об о. Иларионе, м. Нина знала о чём они ведут разговор. И вот матушка Нина смотрит вверху на воздухе в огненном пламени о. Иларион. Она испугалась, выронила с рук ковш и сама чуть не упала.

Через год по кончине о. Илариона м. Руфа поехала на могилку его. При ней построили часовню над могилкой. Отец Иларион запрещал при его жизни делать что либо над его могилкой по его кончине., кроме плиты могильной с надписью, так как он провидел гонение на него и по кончине.

Отец Иларион при гонении проживал в Тёмных Буках. Он простудился и болел долго водянкою. Тогда Буковским сёстрам о. Иларион говорил, что, благодаря молитвы Иисусовой Господь поддерживает и облегчает его болезнь.

Матушка Херувима (впоследствии игумения общины образовавшейся при могилке о. Илариона взяла его к себе в келью и ухаживала за ним. 1 Марта 1916 года он скончался. В 1916 г. Пасха была 10 апреля.

Со слов матушки Нины (это же вперёд говорила и матушка Руфа): «Через год по кончине о. Илариона из Синода был прислан епископ, чтобы выбросить с часовни мощи о. Илариона. Он был похоронен под престолом. Когда была вскрыта могила, то увидели тело о. Илариона нетленным и от св. мощей происходило чудное благоухание, наполнившее ароматом всю ту местность. Епископ посрамился как пёс и приказал из под престола перехоронить св. мощи под стенкой внутри часовни.

Со слов иеромонаха Кирилла (в последнее время проживавшего в хуторе Абузы на Кавказе) перед кончиною о. Илариона причащал иеромонах Зосима.

Из письма м. Любови (Гавришевой) из гор от 26 Января 1966 года лично пишущему эти строки: «…Видела я гр. матушку Митрофанию, спрашивала за о. Илариона. Она мне кое чего говорила о нём, а главное, что её близкая знакомая жила на могилке о. Илариона и видела когда вынимали его св. мощи. Старшая над ними м. Херувима вопреки завещанию старца «не трогать его останков» взяла и пришла в гор. Новороссийск к знакомым и внезапно упала и вскоре скончалась. А где она схоронила св. мощи старца никто точно не знает. Как жалко».

Из другого письма той же матушки Любови: «За о. Илариона. В 1917 г. м. Нина была в Тёмных Буках. Когда открыли могилку о. Илариона  увидели, что тело его предалось тлению. Только правая рука и сердце были нетленны. Из сердца истекало благоуханное миро и аромат исходил от его останков. Приехал из Новороссийска епископ, хотел из под престола убрать его косточки но услыхав такое благоухание он так посрамился. Там была начальница бывш. М. Херувима. Она взяла эти останки и куда их дела неизвестно, это знают только жители ст. Славянской. По разному говорят. Но Господь об этом знает. Некоторые говорят что это м. Херувима сделала всё это по своей воле, за что была наказана. Но и это нам неизвестно».

Исходя из всех версий о св. мощах святогого старца Илариона очевидно, что Сам Господь скрыл их от кощунства и поругания имяборцев и нечестивых безбожников. Но и этих сведений достаточно для того чтобы почитать о. Илариона как святого исповедника истины.

 

Глава 16

 

«Святой мученик Иустин Философ.

Об Имени Божием».

 

Москва 1914

 

Книгоиздательство «Исповедник»

 

Догматический спор об Имени Божием обратил взоры христиан на святоотеческую литературу. Да и есте­ственно, где же искать разрешение богословского во­проса, как не у Святых Отцов.

Как известно, исповедники Божественной природы и Божественной силы Имени Божия и Имени Иисус, вслед за о. Иоанном Кронштадтским прилагающие Имени Божиему название — „Сам Бог", привели в подтверждение правости своего мудрования многочисленнейшие_выдержки из творений Святых Отцов. Противники их, именуемые —„имеборцами" до последнего времени не приводили никаких Святоотеческих доказательств в пользу того, что Имя Божие не есть ни Божество, ни Божественная сила. Ныне и имеборцы собрали около де­сятка текстов прямого  отношения к спору не имеющих, причем особенно опираются на слова Святого мученика Иустина, что Бог не имеет имени и что  — „Бог не есть имя". Афонские обители:—Пантелеимоновский монастырь и Андреевский скит сотнями тысяч распространяют по России листки, в которых, опираясь на доклад архиепископа  Никона, чернят самым бессовестным образом своих братий изгнанников, возводя на них самые бесстыдные клеветы, а с дру­гой стороны, пропагандируют имеборческое учение об Имени Божием, приводя в подтверждение того, что Имя Божие есть лишь фикция, приведенные выше слова святого мученика Иустина.

До какой степени эти слова святого Иустина, что „Бог не есть имя", истолковывают они в свою пользу и опираются на них, видно например из следующих слов одного имеборческого листка «Стойте в вере»: - „Св. Отцы как, например, Св. Иустин мученик, прямо говорят, что „Бог не есть имя". То же самое повторяет и Святой Иоанн Дамаскин, говоря: „Бог не имя". Уже этими тремя словами совершенно разбивается все лжемудрование „имебожников". (См.листок „Стойте в вере" стр. 3).

Кроме отрицания Божества Имени Божия в имеборческих листках проповедуется также отрицание Боже­ственной силы Имени Божия, а относительно имени Иисус высказывается, что оно бессильно в таинствах, что оно достопоклоняемо наравне с св. иконами и что оно принадлежит Господу Иисусу Христу лишь по человечеству и не предвечно, но лишь со времени воплощения.

Указание имеборцев на святого Иустина заставило нас проверить те тексты, на которые опираются наши про­тивники. Мы прочитали его творения и убедились в том, что противники наши совершенно произвольно извратили вышеприведенный текст, придав ему совер­шенно иной смысл тем, что вырвали его из предложения, в котором он составляет лишь начальные слова, но кроме того, сверх всякого  ожидания, мы  нашли именно у сего святого апологета нашей веры самые неопровержимые свидетельства в пользу Божественной природы Имени Иисус и всякой Божественной истины в пользу предвечности Имени Иисус, в пользу зиждительной силы Имени сего в таинствах, в пользу обожения Имени Иисус Христова первыми христианами. Спешим поделиться этими новыми открытиями со всеми любителями истины, ибо они проливают великий свет на всю сущность спора. Тексты взяты нами из книги: «Сочинения Святого Иустина философа и мученика». Перевод прот. Преображенского. Москва 1892 г.

После каждого приводимого текста мы проставили номер страницы книги по названному изданию. Некоторые тексты мы, кроме того, привели и по старому славянскому переводу, в котором Божество и Божественная сила Имени Иисусова ещё более подчёркнуты.

Правдолюбец

 

 

  1. Имя Иисус есть предвечное Имя Сына Божия.

 

1.

 

„В книге Исхода Моисей таинственно возвестил, как мы также знаем, что Имя Самого Бога, ко­торое, по его словам, не было открыто ни Аврааму, ни Иакову, было Иисус. Сказано так:

„И сказал Господь Моисею: скажи этому народу: вот Я посылаю ангела Моего пред лицем твоим, чтобы он охранял тебя в пути, чтобы ввел тебя в землю, Мною приготовленную для тебя. Внимай Ему и слушайся Его, не возставай против Него, ибо Он не простит тебя; потому что Имя Мое на Нем"1. Итак кто ввел отцов ваших в землю? Вникните, наконец, что это был муж, названный именем Иисус"2, - а прежде именовавшийся Авсием. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что Имя Того, Который говорил Моисею: «Имя Мое на нем — было Иисус» (Стр.255 - 256).

 

2.

 

„Иисуса, как я несколько раз говорил прежде, того самого, который назывался Авсием и был послан с Халевом для обозрения в землю Ханаанскую, Моисей, назвал Иисусом. Ты не ищешь причины, почему он это сделал, не сомневаешься, не расспрашиваешь; поэтому от тебя скрыт Христос: и читая, ты не пони­маешь, и даже теперь, когда слышишь, что Иисус есть  Христос наш, ты не рассуждаешь, что это Имя дано Ему не напрасно и не случайно... Почему у сына Навина отеческое имя „Авсий" изменено в имя — «Иисус», ты не изследуешь." (с. 313).

 

3.

 

 „Бог наперед даровал вам таинства, прежде их времен, а вы всегда оказывались к Нему неблагодарными,—и чрез образ распростертых рук Моисея, и чрез того, который, будучи переименован Иисусом, воевал с Амаликом: это событие Бог повелел за­писать в книгу и вложить в уши ваши Имя Иисуса... Бог объявляет, что чрез Иисуса распятаго, Котораго все деяния предуказывались в этих символах, будут погублены демоны, которые будут бояться Его Имени" (с. 343—344).

 

4.

 

... После того, как вам отдана была земля с та­кою силою, что вы видели, как по повелению этого мужа, названнаго Именем Иисус, остановилось солнце и не заходило почти тридцать часов, и видели все другие чудеса, бывшия для вас в свое время; из них об одном я считаю нужным теперь упомянуть: ибо оно ведет к тому, чтобы вы из него познали Иисуса, Котораго мы признаем Христом, Сыном Божиим... Так знайте... когда враги Азотяне похитили скинию свидения и были поражены страшною и неизлечимою язвою, то решились возложить ее на колесницу, запря­женную коровами, недавно отелившимися, пытаясь узнать, силою ли Божиею они были поражены за скинию, и угодно ли Богу, чтобы она была возвращена туда, откуда взята. И когда они сделали это, то коровы, никем не управляемые, пришли не на то место, откуда была по­хищена скиния, но на поле одного человека, называемого Авсием, соименнаго тому мужу, который был переименован именем Иисуса, как сказано прежде, и который ввел людей в землю и разделил ее между ними. Когда коровы пришли на это поле, то остановились. Чрез это также вам показывается, что они руководимы были могуществен­ным  Именем, подобно тому, как прежде народ, оставшийся от вышедших из Египта, был введен в землю тем, который получил Имя Иисуса, а прежде этого назывался Авсием"( с. 344—345).

 

5.

 

 „Иаков был назван Израилем; и Христос, по Имени и по существу дела Иисус, как доказано, есть также Израиль" (с. 348).

 

6.

 

„Онъ1 есть Тот самый, Который Иакову дал название Израиля и Авсия назвал именем Иисус; чрез каковое Имя и введен народ, оставшийся от вышедших из Египта, в обещанную патрархам землю" (с.304).

 

7.

 

„Я Господь, и являлся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог их, и не объявил им Имени Моего и установил завет мой с ними"2(с. 336).

 

8.

 

 „Бог, говоря о Христе, приточно называет Его Иаковом и Израилем. Он говорит так: „и на имя Его будут надеяться народы"3 (с. 332).

 

9.

 

„Желал бы я узнать от вас, какая мысль в Имени Израиль?.... Имя Израиль значит: человек, побеждающий силу; ибо—„и с р а" значит: „человек п о б е ж д а ю щ и й", а „и л"  „с и л а". Что Христос, сделавшись человеком, совершит это, было предска­зано таинством борьбы, в которой Иаков боролся с Тем, Кто только явился, как служитель воли Отца, а на самом деле Бог, Сын, рожденный прежде всех творений... Его Имя изначала было Израиль: в это-то имя Он переименовал блаженного Иакова, благословляя его своим Именем, и тем указывал на то, что все, прибегающие чрез Него к Отцу, суть благословенный Израиль" (с. 334—335).

 

10.

 

„Но вы должны верить Захарии, который приточно показывает таинство Христа и прикровенно возвещает слова его: …И Он  показал мне Иисуса, великого Священника, стоящего пред Ангелом Господним». «Хотя в народе вашем был священник Иисус; но не его самого пророк видел в своём откровении, также как и диавола и ангела Господня он видел не собственными глазами, будучи в естественном состоянии, но видел их в исступлении во время бывшаго ему откровения. Но теперь я говорю: как, по прежде сказанному мною,  Сы н  Н а в и н а  с о в е р ш и л  п о с р е д с т в о м   И м е н и  И и с у с а  с и л ы  и  д е л а, п р е д в о з в е щ а в ш и е  т о,  ч т о  и м е л  с о в е р ш и т ь  Г о с п о д ь  н а ш: такъ и теперь докажу, что откровени, бывшее в Вавилоне при священнике Иисусе в народе вашем, было предсказанием того, что имело быть, со­вершено нашим Священником, Богом и Христом Сыном Отца всего" (с.316-317).

 

 

II. Имя Иисуса Христа есть Божественная сила.

 

11.

 

„Я уже сказал, что о двух пришествях Христа символически было предсказано еще во времена Моисея... И опять тоже самое таинство было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Иисус. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самаго вечера, это не иное что изображало, как крест; а другой, п е р е ­и м е н о в а н н ы й  И и с у с о м,  п р е д в о д и т е л ь с т в о в а л  в  с р а ж е н и и, и И з р а и л ь  п о б е ж д а л. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божиими, потому что один  и з  н и х   н е  м о г   п р е д с т а в и т ь  в м е с т е  два таин­ства, - я   р а з у м е ю   о б р а з   к р е с т а  и о б р а з  н а и м е н о в а н и я; и б о  э т а   с и л а  е с т ь,  б ы л а  и  б у д е т  с в о й с т в е н н а  т о л ь к о  Т о м у  О д н о м у,  К о т о р о г о  д а ж е  И м е н и  б о и т с я  в с я к о е  н а ­ч а л ь с т в о, ч у в с т в у я  м у ч е н и е,  п о т о м у   ч т о  б у д е т   р а з р у ш е н о  Им (с. 310).

Итак, сими словами непреложно свидетельствует св. Иустин, что  с и л а  И м е н и      И и с у с, и  с и л а  К р е с т а  с у т ь  н е п о с т и ж и м ы е  б о ж е с т в е н н ы е     с и л ы, сиречь, сама энергия Божества, которая в Господе пребывает, и Бог в ней пребывает,  как ска­зано: „есть, была и будет свойственна".

 

12.

 

„Чрез образ протяжения рук Моисея и названия сына Навина именем Иисуса Амалик был побеждаем, а Израиль побеждал" (с. 284).

 

13.

 

„Ибо первый1 дал им временное наследие, по­тому что он был не Христос Бог, ни Сын Божий: а Иисус Христос после святаго воскресения даст нам вечное владение. Первый  о с  т а н о в и л  с о л н ц е,  б у ­ д у ч и  н а п е р ё д  п е р е и м е н о в а н  И м е н е м  И и с у   с а   и  п о л у ч и в ш и    с и л у  о т  Д у х а  Е г о" (с. 314).  В славянском переводе сие место полнее и читается так: „Оный будучи переименован Именем Иисуса, и прияв от Духа Его крепость, остановил солнце: Сему же, нас ради страдавшу на Кресте, солнце затмилось" (с. 177).

 

14.

 

„Когда народ (израильский) воевал с Амаликом и Сын Навина,  н а з в а н н ы й  И и с у с о м,  у п р а в л я л   с р а ж е н и е м, то сам Моисей молился Богу, распро­стерши руки свои на обе стороны 2: Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшего Крест, то как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный  и м е л  с и л у  о т  К р е с т а. Н е   п о т о м у   н а р о д  о д е р ж и в а л   п о б е д у,       ч т о  М о и с е й   т а к   м о л и л с я  н о   п о т о м у, ч т о   в   т о   в р е м я,  к а к  И м я  И и с у с а   б ы л о  в о   г л а в е  б и т в ы, Сам Он делал знамение Креста." В доказательство того, что не силою молитвы Моисея,, а именно силою Имени Иисусова совместного с знамением Креста был побежден Амалик, св. мученик Иустин присовокупляет: „Ибо кто из вас не знает, что молитва весьма умилостивляет Бога, которая совершается с плачем и слезами, с повержением на землю и с коленопреклонением? (Но Моисей не сопровождал своей молитвы ни коленопреклонением, ни слезами, но ограничивался лишь сим знамением Креста3. Таким именно образом ни он сам, ни другой кто, сидя на камне (во время битвы с Амаликом) не приносил молитв". (Итак, следовательно, победа над Амаликом всецело обя­зана силе Имени Иисусова, выраженнаго во Имени пред­водителя народа израильскаго Иисуса Навина и в знамении Креста, которое образно выражает ту же истину спасения людей Богом, что и Имя Иисус) (с. 282—283).

 

15.

 

„Неужели мы не отнесем того к изображению распятаго Иисуса, когда также Моисей посредством распростертых рук вместе с тем, который был прозван Именем Иисуса, доставлял победу народу вашему?" (с. 312).

В славянском тексте сие место читается так: „Тем паче, что Моисей сам чрез распростертие рук с  Именем Иисуса соделовал побеждати вашему на­роду».(Святаго мученика Иустина философа разговор с Трифоном Иудеанином. Киев. 1866 г. с. 175).

 

16.

 

Ибо всякий демон п о б е ж д а е т с я   и  п о к о ­ р я е т с я  ч р е з   з а к л и н а н и е   И м е н е м   э т о г о   С а м о г о   Сына  Б о ж и я... Но если вы будете заклинать каким-нибудь именем людей, бывших у вас, царей или святых, пророков или патриархов, то  н и к а к о й   д е м о н   в а м   н е  п о к о р и т с я; а если кто из вас будет заклинать „Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова, то он, может быть, покорится". (Таким образом этими словами св. Иустин ясно свидетельствует о превосходной заклинательной силе Имени Божия „Иисус" пред всеми другими именами Божиими). (с. 272).

 

17.

 

И теперь мы, верующие в Распятаго при Понтии Пилате Иисуса Господа нашего, заклинаем всех демонов и злых духов (то есть заклинаем их Именем Иисусовым) и держим их в нашей власти" (с. 258).

 

18.

 

Поэтому мы и за вас и за всех других го­нителей наших молим, чтобы вы раскаялись вместе с нами и не хулили Христа Иисуса, Который делами, чудесами, и ныне совершаемыми Именем Его засвидетельствован по всему непорочным и невинным" (с. 189).

 

19.

 

„Мы называем Его Помощником и Спасителем, от силы Имени Котораго трепещут демоны, и теперь, заклинаемые Именем Иисуса Христа, распятаго при Понтии Пилате, бывшем правителе Иудеи, они повинуются нам..." (с. 179).

Примечание: В славянском тексте почти во всех тех местах, где говорится, что демоны и враги народа Израильского побеждались  «чрез Имя Иисуса»,  сказано – «Именем Иисуса».

 

 

III. Имя Иисусово было и проповедью Апостольской.

 

20

 

...Бог, говоря об этом Христе чрез Давида не сказал: „чрез семя Его благословятся народы", но: чрез Него Самого: Имя Его во век  выше солн­ца взойдет, и все народы благословятся чрез Него"... Бог прежде попустил поклоняться солнцу, однако нельзя найти ни одного человека, кото­рый бы решился умереть за веру в солнце; но можно видеть людей из всякаго народа, которые за Имя Иисуса решались и решаются претерпеть все, чтобы неотрещися от Него. Ибо слово Его истины и премудрости горит и светится более сил солнца и проходит глубины сердца и ума... Поэтому Писание говорит: «Выше солнца взойдет Имя Его"', и еще Захария говорит: „Восток Имя Ему"... И демоны повинуются Имени Его, и все начальства и царства трепещут Имени Его, более всех умерших: то не­ужели во время славного Своего пришествия Он не поразит всех ненавидящих Его? (с. 326—327).

 

1 Исход ХХ. 22 и ХХIII. 20 - 21

2 То есть Иисус Навин.

1 То есть Господь Иисус Христос.

2 Исход VI. 2—4.

3 Исаия  ХLII . 1 - 4 

1  То есть Иисус Навин

2 Во образ креста

3 В скобках здесь и ниже – слова пояснительныя от редакции

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar