Приветствую Вас Гость!
Вторник, 2024-05-14, 6:08 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 1.2-я страницы 67 - 77
2016-04-03, 11:10 PM

21

 

...Они также ясно показывают (т. е. слова пророческие приводимые выше мучеником Иустином еврею Трифону), что слово Божие обращается к верующим в Него, которые суть одна душа, один сонм, одна церковь, как к дочери, то есть к  церкви, образовавшейся от Его Имени и носящей Его Имя (с. 237).

 

22.

 

„Поэтому нимало не удивительно, если, по действию обличаемых демонов, подвергаются еще боль­шей ненависти те, которые стараются жить согласно не с какою-либо частию посеяннаго в них Слова, но руководствуясь знанием и созерцанием всего Слова, Которое есть Христос. Демоны, впрочем, понесут достойное наказание и мучение: и они будут заключены в вечном огне. Ибо если они и ныне побуждаются от людей Именем Иисуса Христа, то это служит свидетельством о наказании, которое готовится для них и для служащих им в огне вечном. Так и все пророки предвозвестили, и Иисус, наш Учитель, научил нас" (с. 113—114).

 

23.

 

„Мы, которые чрез Имя Иисуса, как один человек уверовали в Творца всего Бога, Именем Первороднаго Сына Его совлечены от нечистых одежд, т. е. грехов, и, будучи иску­шены словом призывания Его, составляем истинный первосвященнический род Божий, как и Сам Бог свидетельствует, говоря, что на всяком месте среди народов приносятся Ему жертвы приятные и чистые. Но Бог не принимает жертв ни от кого, кроме священников Своих. Итак, Бог наперед свидетельствовал, что Ему приятны все жертвы во Имя Его, которые повелел совершать Иисус Христос, то есть которые на всяком месте земли приносятся христианами в Евхаристии Хлеба и Чаши. А жертвы, приносимые вами и чрез тех ваших священников, Он отвергает, говоря: «и не буду принимать жертв ваших из рук ваших, потому что от востока солнечного до запада Имя Мое прославлено (между народами, на всяком месте Имени Моему приносится фимиам и жертва чистая, потому что Имя Мое прославляется ме­жду народами, говорит Господь, а вы его оскверняете)... Его-то Имя ваши архиереи и учители вашего народа старалися осквернить и расхулить по всей земли. Но Бог эти нечистые одежды, возложенные вами на всех тех, которые от Имени Иисуса сделались х р и с т и а н а м и, открыто снимет с нас, когда всех воскресит... Совершенно нет ни одного народа... между которыми не были бы приносимы молитвы и благодарения Отцу и Творцу всего Именем Распятаго Иисуса" (с. 319—321).

 

24.

 

„Итак, Он пришел... и опять на облаках придет Тот Иисус, Котораго Имя вы оскверняете и ста­раетесь осквернить по всей земле" (с. 325).

 

25.

 

„Впрочем, вы, может-быть, и потому не решаетесь признать Его Христом, как показывают Писания, видимые события" и  дела  совершаемея Именем Его, что боитесь преследования со стороны правителей, которые по действию лукавого и лживого духа, этого змия, не перестанут преследовать и убивать и с п о в е д у ю щ и х  Имя Христово до тех пор, пока Он придет опять сокрушить их всех и воздаст каж­дому по достоинству" (с. 194).

 

26.

 

„Словами „пошлет тебе жезл силы от Иерусалима"1 предуказывается то могущественное учение, которое апостолы Его, вышедши из Иерусалима, проповедывали повсюду, и хотя смерть определена тем, кото­рые учат или вообще исповедуют Имя Христово, но мы повсюду и сами п р и е м л е м  Его" (т. е. Имя Христово и Учение Его) „и других учим»  (с. 76).

 

27.

 

„Он говорил, что нас будут убивать и ненавидеть за Имя Его, и что многие лжепророки и лжехристы придут под Его Именем и прельстят многих" (с. 268).

 

28.

 

„Вы - братия наши, познайте лучше истину Божию. И когда,ни они, ни вы не внимаете нам, но усиленно тре­буете от нас отрещися от Имени Христова, то мы  скорее предпочитаем и претерпеваем смерть, уверенные, что Бог воздаст нам все блага, обещанные чрез Христа". (с. 290).

 

29.

„Мы радуемся, умирая за Имя Того превосходного  Камня, Который источает живую воду сердцам, возлюбившим чрез Него Отца всего" (с. 316).

 

30.

 

„Чем более нас мучают, тем более увеличивается число других верующих и чтущих Бога чрез Имя Иисуса". (с 309).

 

31.

 

„Но что мы, умудренные заповедями Божиими, признаем их слаще меда и сота,—это открывается из того, что и смерть не заставляет нас отказаться от Имени Господня" (с. 178).

 

32.

 

Еврей Трифон в ответе на доказательство Св. Иустина, что Господь принял имя Иисус, которое как следует из слов Божиих к Моисею, искони принадлежало Ему, отвечает Святому Иустину: „Я признаюсь также, что имя Иисус, данное сыну Навину, расположило меня согласиться и на это". (с. 281).

 

IV. Именемъ Иисуса Христа освящаются таинства и зиждется Церковь.

 

33.

 

..Итак, Бог наперед свидетельствовал, что Ему приятны все жертвы во Имя Его, которые, повелел совершать Иисус Христос, т. е. которые на всяком месте земли приносятся христанами в Евхаристии Хлеба и Чаши" (с. 319).

 

34.

 

Х р и с т и а н е  „от Имени Иисуса сделались христианами" (с. 320).

 

35.

 

„Нет ни одного народа... между которыми не были бы приносимы молитвы и благодарения Отцу и Творцу всего Именем распятаго Иисуса" (с. 321).

 

36.

 

„Тако и мы вси, яко един человек, верующие в Творца всяческих Бога, прежних же гнусных одежд, сиречь, грехов Именем первороднаго Его Сына совлеченные и очищенные словом звания Его, архиерейский истинный есмы род Божий...О всех убо Именем Сего приносящих жертвы, преданныя нам Иисусом Христом, то есть совершаемыя в Евхаристии Хлеба и Чаши, предварительно свидетельствует Бог, яко благоугодны суть Ему". (Разговор Святаго Мученика Иустина фило­софа с Трифоном Иудеаниномъ о Истине Христианскаго закона. Киев, издание Печерской Лавры 1866. с. 182-183).

 

37.

 

„Поэтому, как тогда Бог удержал Свой гнев ради тех семи тысяч, так и теперь Он не нанес и не наносит суда Своего, ибо знает, что некоторые еже­дневно делаются учениками во Имя Христа Его и оставляют путь заблуждения, и каждый из них получает дары по достоинству, просвещаясь чрез Имя этого Христа. Один получает дух разума, друго —  совета, третий - силы, иной врачевания, иной предведения, иной учения, а иной — страха Божия" (с. 193-194).

 

38.

 

„Итак, если Бог предвозвестил, что Он устано­вит Новый Завет и при том такой, Который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что Именем этого самаго распятаго Иисуса Христа люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие; то все могут понять из самых этих действий и из сопровождающих их чудес, что Он есть Новый Закон и Новый Завет и упование тех, которые из всех народов ожидали благодяний от Бога" (с. 151).

 

39.

 

„Бог, снисходя к слабости народа, повелел при­носить и жертвы только во Имя Его (с. 163).

 

40.

 

„О жертвах же, которые мы — язычники приносим на всяком месте, то есть о Хлебе Евхаристии и также о Чаше Евхаристии, еще тогда Он предсказывает, [т. е. чрез пророка Малахию предсказывает Господь Бог] присоединяя, что Его Имя мы прославляем, а вы оскверняете" (с. 197).

 

41.

 

Крещаемые — „возрождаются таким образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спа­сителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого". „Так как мы не знаем перваго своего рождения... и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то чтобы нам не оставаться чадами не­обходимости и неведения, но чадами свободы и знания, получить нам отпущение прежних грехов, в воде именуется на хотящем возродиться и рас­каявшемся во грехах Имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно Имя произносит тот, кто ведет приемлющего о м о в е н и е  к купели, потому что никто не может сказать Имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что Оно есть, тот показал бы ужасное б е з у м и е. А омов е н и е это называется просвещением, по­тому что просвещаются умом те, кото­рые познают это. И при Имени Иисуса Христа, распятого при П о н т и е Пилате, и при Имени Духа Святаго, Который чрез пророков предвозвестил все относя­щееся к Иисусу, омывается просвещаемый" (с. 92—93).

42.

 

„Слово Божие обращается к верующим в него, ко­торые суть одна душа, один сонм, одна церковь,... образовавшаяся от Его Имени и носящая Его Имя" (с. 237).

 

 

V. Религиозно-нравственные истины суть Глаголы Слова.

 

„Истина же есть Бог, Отец всего, Кото­рый есть совершенный ум. Сын Его Слово пришел к нам во плоти, показуя Себя и Отца, и дал нам в Себе Самом воскресение из мертвых и после того жизнь вечную. Это — Иисус Христос, Спаситель наш и Господь; в Нем-то заключается доказательство и достоверность Его Самого и всего" (с. 470).

 

44.

 

„Слово истины свободно и самовластно: оно не хочет подлежать испытанию посредством доводов, не допускает пред слушателями исследования путем доказательств. Ибо его благородство и достовер­ность требует, чтобы верили тому, кто послал его. Слово же истины посылается от Бога; посему и свобода его не надменна. Возвещаемое свободно, оно справедливо хочет, чтобы не требовали доказательств предлагаемого учения, потому что и нет иных доказательств, помимо самой истины, которая есть Бог" (с. 469).

 

45.

 

„Мы научены, что Христос есть Перворожденный Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Кото­рые жили согласно с Словом суть Христиане, хотя бы считались за безбожников: таковые между еллинами Сократ, Гераклит и им подобные, а из варваров Авраам, Анания, Азария и Мисаил" (с. 76-77).

 

46.

 

„Итак наше учение, очевидно, возвышеннее всякого человеческого учения, потому что явившися ради нас Христос по всему был Слово, то есть и по телу, и по Слову, и по душе. И все, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законо­дателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова, а также как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то часто говорили даже противное самим себе. Но кто из живых до Христа, по Его человечеству, покушался исследовать и опровергать что-либо Словом, те были предаваемы, как нечестивые и дерзкие, суду. Самый твердый из всех них в этом деле Сократ был обвинен в тех же преступлениях, как и мы; ибо говорили, что он вводил новые божества и не признавал тех, которых граждане почитали богами'' (с. 115).

 

47.

 

„Истина имела сама в себе достаточную силу дока­зать из существующего под небом премудрость Созда­теля; но забвение о Боге по долготерпению Его так утвердилось в уме людей, что Имя, приличе­ствующее единому истинному Богу, было перенесено на смертных" (с. 455).

 

48.

 

„Ниоткуда нельзя получить познание о Боге и истинной религии, кроме пророков, которые учили нас по божественному вдохновению" (с. 449).

 

49.

 

„В словах: „Я есмь—Сый",—Бог .желал показать  Моисею вечность Свою, так как слово „Сый"—означает не одно какое-либо время, но три времени—про­шедшее, настоящее и будущее" (с. 432).

 

50.

 

„Сам Он [т. е. Господь Иисус Христос] полу­чил от Отца название, Царя, Христа, Священника, Ангела и другие подобныя тому имена, какия Он имеет или имел" (с. 275).

 

51.

 

„Надобно прилепиться к истинному и неизменному Имени единаго Бога, которое проповедуется не моим только голосом, но и теми, ко­торые вводят вас в первоначальное образование, дабы праздно проведши время этой жизни, не отдать нам Судии отчета, не только как не ведающим небесной славы, но и как неблагодарным" (с. 463-464).

 

 

VI. Пророческие тексты, которые Святой Иустин привел в беседе с     евреем Трифоном в доказательство Божества Господа Иисуса

 и Имени Его —„Иисус".

 

52.

 

„Пойте Господу и благословляйте Имя Его: изо дня в день благовестите спасение Его"—Пс. 95 (с. 253).

 

53.

 

„Воздавайте Господу отечество народов, воздавайте  Господу славу и честь, воздавайте Господу славу, должную Имени Его" (Там же)..

 

54

 

 ...„И сказал Я: изолью ярость Мою на них в пустыни, чтобы совершить гнев Мой на них, но не сделал, чтобы Имя Мое не осквернилось совер­шенно пред народами"... Слова пророка Иезекииля, приведенныя мучеником Иустином (с. 165 166).

 

55.

 

Слова пророка Исаии приводимыя мучеником Иусти­ном:       „Но Ты Господь наш, освободи нас: от начала Имя Твое на нас... Мы сделались такими, как были сначала, когда Ты не обладал нами и Имя Твое не имено­валось над нами. Когда Ты откроешь небо, то страх от Тебя обнимет горы, и они растают, как тает воск от огня; и сожжет огнь противников и. Твое Имя будет известно противникам Твоим" (с. 171—172).

 

56.

 

Слова пророка Малахии приводимые св. Иустином:

„От востока солнечнаго до запада Имя Мое прославлено между народами и на всяком месте Имени Моему приносится жертва и жертва чистая; потому что Имя Мое прославляется народами, говорит Господь, а вы его оскверняете" (Мал 1, 10 12, Пс 17, 44 45). (с. 177).

 

57.

 

„Бог оставил некоторых из вас (иудеев) жи­выми для язычников, дабы Имя Его не осквернялось у них"—сказано св. Иустином в пояснение слов пророка Иезекииля (с. 165).

 

58.

 

Еще приводимые мучеником Иустином слова псаломские: „Господь в Сионе велик и превознесен выше всех народов. Пусть они признают Имя Твое великое, потому что Оно страшно и свято" (с. 191).

 

59.

 

Приводятся слова пророка Давида: „Он избавит души их от лихоимства и неправды, и Имя его будет драгоценно пред ними, и будет жить и дастся Ему от злата Аравии" (с. 185).

 

60.

 

Тоже: „Имя Его будет благословено во веки, прежде солнца существует Имя Его. И все племена земные благословятся чрез Него: вс народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог    Израилев, Который Один творит дивное, и б л а г о с л о в е н н о И м я   с л а в ы  Е г о   в о   в е к   и   в   в е к   в е к а" (с. 185—186).

 

61.

 

Слова пророка Малахии, приводимые мучеником Иу­стином: „От востока солнечнаго до запада Имя Мое прославлено между народами, и на всяком месте фимиам и жертва чистая приносится Имени Моему, ибо Имя Мое велико между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете" Мал 1. 10—12. (с. 197).

 

62.

 

„Господь велик в Сионе и возвышен над всеми людьми. Да исповедуют они Твое Великое Имя, потому что оно страшно и свято, и честь Царя любит суд"—пс 98 (с. 238).

 

63.

 

„Прежде солнца пребывает Имя Его, и все племена земные благословятся чрез него, все на­роды возвеличат его. Благословен Господь Бог Израилев, Который Один творит дивное; и благословенно Имя славы его в  в е к  и  в  век века, и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет" пс 71 (с. 239).

 

64.

 

„Посему и мы тверды в вере и учении Его, ибо нас убеждают в том и пророки и те, которые, как мы видим, сделались по всей вселенной чтителями Бога во Имя этого Распятаго" (с. 217).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

-  Из многочисленных, приведенных нами выдержек из творений Святаго Иустина, великаго Аполегета первых веков христианства, с несомненною доказательностию вытекают следуюшие положения:

1) Имя «Иисус» — предвечно принадлежало Иисусу Сыну Божиему и таинственно предуказывалось в пророчествах, в коих Бог называл сие Имя — «Мое Имя».

2) Имя Иисуса Христа есть неизреченная Божеская сила, а следовательно, в нем сокрыта Энергия Бо­жества.

3) Имя Иисуса было проповедью апостольской на­равне с проповедью Его Божества и Его воскресения. Первобытная Церковь во исполнение заповеди Господ­ней—„веровать во Имя Его", как о том возвестил святой Иоанн Богослов, (см. 1-е послание, III, 23) живо веровала во Имя Распятаго и воскресшего Иисуса Хри­ста и обожествляла сие Имя.

4) Именем Иисуса Христа освящаются Таинства и просвещаются крещаемые_ в таинстве крещения, наравне с Именем Отца и Сына и Святаго Духа.

5) Религиозно-нравственные истины в человечестве суть словесная Энергия Божества и Бог, приобщившийся человечеству Божественною Энергиею Глаголов Своих с самаго начала человечества. Истина есть Бог. Имена Божии не суть прозвища и клички, подобные собственным именам языческих богов, но.суть изъявления истинных, богооткровенных свойств Божиих, суть истина  Б о г о о т к р о в е н н а я  о  Б о г е   и, _с_л_е д о в а т е л ь н о — Б о г .

Таково было верование святаго Иустина во Имя Божие и во Имя Иисуса Христа. Но как мы видим из сочинений имеславцев, они исповедуют точь-в-точь тоже самое и называют Имя Божие: „Истиною о Триипостасной Истине", исповедуют творение чудес Именем Иисуса Христа, исповедуют предвечность сего Имени, исповедуют глубокое таинственное значение, исповдуют Божество сего Имени, как Энергии Божества, как Истины Богооткровенной, исповедуют зиждительную церковно-таинственную силу сего Имени, употребляемого с Именем Отца и Сына и Святаго Духа,  в Таинствах, исповедуют, что Имя сие равно относится и к_Божеству, и к человечеству Господа Иисуса Христа. Итак, мы видим, что имеславцы нашли полное и совершенное подтверждение своему образу мыслей об Имени Божием и об Имени Иисусовом в словах Святаго Иустина-философа. Но каким же образом, как мы видим из сочинений имеборцев, последние также опираются на авторитет Святаго Иустина, находя в тех же его сочинениях якобы подтверждение тому, что Имени Божиему не подобает ни Божественное достоинство, ни Божественная сила, ибо у Бога имени — нет, и Имя Божие не есть — Бог, ибо у Святаго Иустина сказано — Бог не есть имя"?

Действительно, сии последние слова находятся в со­чинениях святаго Иустина, но поняты они имеборцами совершенно неправильно. Разъясним же сие вольное или невольное заблуждение имеборцев.

Дело в том, что язычники клеймили христиан, как безбожников, за то, что они ихних богов, име­новавшихся многочисленными именами, не почитали, но веровали в какого-то Неведомаго Бога, у Которого даже нет собственнаго имени или прозвища,  подобно тому, как таковое имел каждый языческий бог. В оправдание того, что Истинный Бог наш не только не имеет, но и не может иметь никакого прозвища, или собственного имени, Святой Иустин и говорит слова, приводимые ниже.

В конце 5-ой главы Второй Апологии Святой Иустин доказывает, что языческое мифические боги произошли от бесов, и ангелы сатаны изобрели собственные имена их. Мифологи и „каждого, (описываемаго ими бога) называли таким именем"— пишет он, —„какое кто из ангелов (сатаны) давал себе и своим сынам. Напротив Отцу всего, нерожденному, нет опредленнаго имени (то есть нет у Бога Отца собствен­ного имени человеческаго, подобно тому, как таковое имели языческие: Плутон, Посидон, Зевес и прочие). Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше Себя, который дал Ему имя. Что „же касается до слов: Отец, Бог, Творец, Господь и Владыка, — это не суть имена (собствен­ныя, но нарицательныя), но названия, взятые от благодеяний и дел Его. И Сын Его, Который один только называется собственно сыном, Слово, прежде твари сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил , — хотя и называется Христом, потому что помазан, и потому что чрез Него Бог устроил все, но и это самое имя содержит неизвестное значение, также и наименование: Бог не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую при­роду, о чем-то неизъяснимом. Но Иисус имеет И м я  и значение и человека, Спасителя; ибо Он и сделался человеком, как я уже сказал, и родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими гла­зами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятаго при Понтие Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, — и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками" (с. 111).

Итак, что же этими словами хочет сказать Святой Иустин? — не иное что, как только то, что Бог Отец прозвища или собственного имени не имеет, но име­нуется по свойствам Своим, и посему имя—„Бог",— не есть „собственное Его имя,  но имя, выражающее Его свойство н е п о с т и ж и м о с т и. Мы видим, что имеборцы вырвали слова: „Бог не есть имя" — из на­чала предложения, которое полностью гласит: „Бог не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу о чем-то неизъяснимом". — Итак, говорит ли здесь Святой Иустин о том, что существо Божие не есть имя, но мысль? — Конечно такой безсмыслицы он не говорит, будто бы существо Божие было „мыслию, водруженной в человечество о чем то неизъяснимом". Но эти слова имеют совершенно — ясное значение, что слово Бог, коим именуется Отец всяческих не есть Его собственное имя, коего и нет, и быть не может, но есть лишь идея, выражающая истинное свойство Его непостижимости. Дальше же святой Иустин продолжает, и говорит, что Сын Божий Иисус Христос имеет собственное имя — „Иисус", что сие имя имеет смысл — „Человека, Спасителя", что сие имя служит лучшим доказательством Божества и воскресения Иисуса Христа, ибо есть явная для каждаго язычника Божествен­ная сила, которой трепещут демоны, которая превосхо­дит силу всех возможных заклинаний и являет, что и Бог есть Тот, Коему принадаежит Имя сие.

Справедливость нашего понимания слов св. Иустина, что словами—„Бог не есть имя", он только указал на то, что слово - „Бог" не есть собственное имя Божие, но имя свойства Его, оправдывается и следующим местом написанном в Увещании к Еллинам: Платон „узнал в Египте, что Бог, посылая Моисея к Евреям, сказал ему: „Я есмь Сый", из чего Платон понял, что Бог сказал пророку не собственное имя свое. Действительно, Бога нельзя назвать никаким собственным именем, ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их мно­жестве и разнообрази, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Са­мому Себе имя, будучи только один, как Он Сам свидетельствует чрез пророков Своих, говоря: „Я Бог первый и последний, и кроме Меня нет другаго Бога". — Поэтому, как я выше сказал, Бог, посылая Моисея к Евреям, не упоминает ни о каком имени Своем, но таинственно обозначает Себя посредством причастия (Сый) и тем дает знать, что Он есть един: „Я Сый"—говорит Он, противопоставляя Себя, как сущий, тем, которые не существует, дабы прежде заблуждавшиеся познали, что они были привязаны не к сущим, а к тем, которые не существуют". (Стр. 425).

Итак, напрасна попытка имеборцев опереться в своем отметании Божества Имени Божия и Божествен­ной силы Его Имени на Святаго Иустина: тот, который называет Богом всякую религиозную истину в людях, всякий глагол Божий, мог ли не почитать Богом Богооткровенную Истину о Самом Боге? Тот, кото­рый открыл, что в битве с Амаликом Евреи не верою или молитвою Моисея победили, но силою «самаго» Имени «Иисус», сопровождаемого знамением Креста, мог ли отметать Божественную силу Имени Иисус? Тот, который говорит, что Церковь освятилась и со­вершилась Именем Иисуса, мог ли отметать освящаю­щее значение в таинствах? Тот, который доказал, что Бог искони в пророчествах называл Имя — «Иисус» — „Имя Мое", может ли почитаться единомысленным с имеборцами, почитающими .имя «Иисус», принадлежащим Иисусу Христу  по человечеству, а не по Божеству Его и принадлежащим Ему лишь со времени Его зачатия?

Итак, да „вложим" же и мы—„в уши свои Имя Иисуса", как то святой Мученик Иустин увещевает еврея Трифона. Да вложим же в уши наши и следующие слова святаго Иустина: „надобно прилепиться к истинному и неизменному Имени единого Бога, которое проповедуется не моим только голосом, но и теми, которые вводят нас в первоначальное образование, дабы праздно проведши время этой жизни, не отдать нам Судии отчета, не только как не ведающим небесную славу, но и как неблагодарным" (с. 463).

Иисус Христос есть Небесная Слава, и таково есть и Имя Его.

Иисус Христос проповедывался первоначально обра­зовавшими Церковь пророками, а посем Апостолами. Теми и другими проповедывалось и Имя Его, к ко­торому да прилепляется каждый христианин, а наипаче каждый монашествующий по заповеди Апостола: „И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга" (1 Ин III, 23). Аминь.

 

Глава 17

 

1915 г. Кунцевич Л.З.

 

ПЕРЕПИСКА  С  ОТШЕЛЬНИКОМ  ИЛАРИОНОМ,

АВТОРОМ  КНИГИ:  «НА  ГОРАХ  КАВКАЗА»*

 

(«Начала». Религиозно-философский журнал. Москва. 1998 г. с. 194 - 211)

 

В Афонской истории, разыгравшейся на наших глазах, совер­шенно как-то в тени осталась личность главного виновника ее — известного автора книги «На горах Кавказа», из-за которой и весь сыр-бор разгорелся. Я послал письмо к этому интересному лицу, предлагая ему чрез ответы на поставленные мною вопросы изло­жить свое упование и оправдаться. В ответ на свое письмо я полу­чил недавно следующее:

Боголюбивейший и усерднейший делатель на ниве Христовой, Лев Захарьевич!

 

Вознесем имя Его вкупе (Пс33,4).

 

Имея счастье получить от Вас Ваше писание, я усмотрел в этом особый Промысел Божий, с Божией помощию, с любовию о Христе Иисусе и по силе своего разумения отвечаю на Ваши предло­женные мне вопросы:

1-й: считаю ли я, что имя Божие есть четвертое Божество?

Отвечаю — отнюдь нет! Никогда это богохульное учение не только теперь, но и во всю мою жизнь, не находило места в моем внутреннем мире даже и на одно мгновение! Я весьма удивлен и крайне обижен, как неожиданностью сего, так и еще более неогра­ниченною наглостию возведенного на меня ужасного богохульства, о котором я и помыслить не могу без содрогания всего моего су­щества!

Называя Имя Божие Богом, я не ввожу многобожия — на том основании, что не отделяю имени Божия от существа Божия, а счи­таю то и другое нераздельно-единым лицем. Всякое имя Божие заключает в себе те же самые качества и свойства, кои находятся и в существе Божием. В этом смысле мы и говорим всегда, что имя Божие есть Бог; повторяем, собственно, по неотделимости одного от другого — имени «Иисус» от лица Его. Где тут место четверто­му лицу в Пресвятой Троице, когда имя Его и есть Он Сам — именно никто другой — а Он Сам единое лице. Сущность Божия одна и она не именуема и превыше понятия всех тварных существ, а слово Божество берется широко: во-первых, — к сущности Божи­ей, во-вторых, к лицам Пресвятыя Троицы — коих я исповедую три: Отца и Сына и Св. Духа, а четвертую Ипостась не только не признаю в Боге (я оболган), но даже и при одной мысли о сем, как и выше сказано, страшусь и трепещу всем своим существом.

Если под выражением «Бог» разуметь только сущность Божию или Лица Пресвятыя Троицы, то тогда по разуму и выводам наших противников и человек должен быть единосущен и равночестен Богу, чего да не будет, ибо и он называется богом да еще так за ним сей титул утвержден, что по слову Самого Господа и писание не может разориться (Ин 10, 34-35), — но это уже богохульство! Значит, хотя слово «Бог» употребляется и к сущности Божией, од­нако оно употребляется и к другим предметам и лицам. И мы, со­ставляя свою книгу, старались прежде всего о том, чтобы иметь на все основание в слове и примере свв. отец, дабы с ними сохранить дух единства. А вместе с тем книга писалась с добрым намерением напомнить своим собратиям о существенно необходимом делании Иисусовой молитвы, которая, как известно, занимает во всем на­шем духовном служении Богу самое первое место; освящает и про­ницает своею Божественною силою все наши подвиги, труды и занятия и подаст нам силу и крепость на их совершение и служит основанием всякому церковному Богослужению, по слову св. Апо­стола: основания иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор 3,11).

Наши противники, во всей своей литературе, направленной к унижению имени Иисуса Сына Божия, проводят мысль, что будто бы я называю имя Божие сущностию Божиею! Не ограниченная сила этой ужасающей клеветы превосходит всякую меру. Пусть они укажут строку на странице моей книги, где написано сие? Удивляет нас их бесстрашие и их озлобленность противу нас, чтобы припи­сать мне хулу, от которой я, милостию Божиею, чист всеконечно. Но да простит их всеблагий Господь Бог, ради своего неизреченно­го милосердия к человеческому роду!

Вопрос 2-й: «обожаю ли я звуки и буквы имени Божия и что я разумею под Именем Божиим?» — Выражаясь «имя Божие Сам Бог», я разумел не звуки и буквы, а идею Божию, свойства и действа Божии, качества природы Божией, или вообще ея принадлежность, ибо свв. Отцы под именами Божиими разумели не сущность Бо­жию, которая не именуема, а именно: свойства или действа. При том следует сказать еще и то, что, выражаясь: «имя Божие есть Сам Бог», мы этим как бы так говорим: «имя Божие есть никто другой, но именно Он Сам». И это понятие для молитвенника весьма важ­но, именно: призывая имя Божие, чтобы он не думал, что призы­вает кого другого, или бьет словами напрасно по воздуху, но имен­но призывает Его Самого; для этого у нас и сказано, что имя Его есть Он Сам; повторяю, ни кто другой, но Он, — Он Сам, по неот­делимости Его имени от Него Самого (хотя мы различаем имя Бо­жие от Сущности Божией, но повторяю, не отделяем). А звуками мы только произносим, называем или призываем имя Божие, кото­рое находится в Боге, как Его принадлежность; буквами же начертываем Его, т.е. изображаем, пишем; но это есть только внешняя сторона имени Божия, а внутренняя — свойства или действа, кото­рые мы облекли в сию нашу форму произношения или письма. Но и пред этой формой, т.е. — внешней стороной имени Божия истин­ные последователи Христа Иисуса всегда благоговели и почитали ее наравне с св. иконами и св. крестом, так, например, читаем в простр. катихизисе: «что имя Иисуса Христа распятого, с верою произнесенное движением уст: тоже самое есть и знамение креста с верою сделанное движением руки, или другим каким-нибудь обра­зом предоставленное» (с. 53. Москва. 1899 г.).

Но наши противники имени Божия не хотят наравне почитать с иконами, о чем см. (жур. «Рус. Инок» за 1913 г. № 7-й и газета «Колокол» 1913 г. 10 февраля). Но так как имя Божие, с верою про­изнесенное устами или написанное буквами, как выражающими внешнюю сторону имени Божия, наравне почитается с св. иконами, то отчего же нельзя и здесь «обожать» его, ибо иконы обожаются, т.е. называются божественными», да ведь и люди называются «божественными», а поэтому мы без сомнения называем и имя на­писанное, или с верою произнесенное, «Божественным» и думаем, что в этом мы согласно мудрствуем с святыми и блаженными на­шими отцами.

Третий Ваш вопрос: «считаю ли я, что имя Божие спасительно даже для неверующих или для верующих, но произносящих его без внимания и благоговения»?

Во-первых, скажу о самом имени Божием, что оно само по себе всегда свято, славно и спасительно; для нас же производит свое действие, смотря по нашему отношению к нему; и вот, если верую­щий произносит имя Божие без внимания и благоговения, но делает сие отнюдь не по небрежению к великому и страшному Имени Бо­жию, а единственно по слабости и немощи ума своего; хотелось бы ему достодолжно — в чувствах благоговения, смирения, покаяния и в чистом помысле возносить молитву ко Господу Богу всесвятейшим именем Его, но нет сил  по причине прирожденной нам гре­ховности и еще более ради необученности его к этому великому делу, то можно ли подумать, — что призывание Имени Божия и в таком случае будет для него не спасительно, когда оно для того и открыто нам Самим Богом, чтобы мы исцелялись всемогущею си­лою, Ему присущею, от всех своих болезней — душевных и телес­ных и от своего греховного растления!...

Другое дело, когда человек, произвольно имея презрительное отношение к Имени Божию, произносит его не благоговейно, ко­щунственно, насмешливо, тогда Имя Божие бывает для него огнем поядающим (Ев. 12, 29).

В истории христианства мы видим много случаев действия спа­сительности имени Божия, не только когда язычники его (имя Бо­жие) призывали, но даже только называли, так например: «св. муче­ницы Епиктет и Астион биены бяху глаголаху: «Господи Иисусе Учителю наш, Твоя воля в нас да совершается». И еще: «Христиане есмы, буди воля Бога нашего в нас». Един же от мучащих слуг, именем Вишлантий, услышав та святых словеса, яже в страдании непрестанно глаголаша, и мнев быти в тех некую волшебную силу, болезнь телу в муках отьемлющую, нача оная непрестанно в уме своем имети, во дни же и в нощи та размышляти. И по трех днех нача в народе немолчно взывати глаголя: христианин есмь, буди в нас воля Бога нашего. Тек же в темницу к святым, научися от них святей вере, и по малых днех крещения святаго со всем своим домом сподобися» (Ч.М. 7-го июля). Подобных сему случаев находится не мало в Четьи-Минеях, переведенных с греческого языка св. Димитрием Ростовским.

Чудное дело! Человек не имел ни веры в Господа Иисуса, ни по­знания о Нем и призывал (или лучше называл) эти имена не в мо­литвенном духе, а только с целию корыстною, чтобы получить волшебную силу. И произнося безсознательно эти священные бо­жественные имена, облагоухался ими и был истинный христианин.

О том, насколько трудно обучиться человеку тому, чтобы до­стойно величия и святости призывать великое и достопоклоняемое имя Божие, настоит нужда поговорить подробно, потому что это дело не так просто, как кажется по виду — но многотрудное, тре­бующее, пожалуй, в большинстве случаев работы над собою во всю жизнь человека на земле.

Известно, что следствия грехопадения праотца нашего Адама отразились у нас всего более в умственной части. И ничего нет труднее, как очистить ум от суетных помыслов и привести его в состояние чистоты, дающей возможность зреть Бога и достойно призывать Его всесвятейшее и великое Имя. Достижение сего есть цель всего духовного подвижничества, к сему направлено все святоотеческое Писание, для сего существуют и все молитвенные последования, которые у свв. отцов называются внешним молением, а делание Иисусовой молитвы внутренним.

И вот смотрите — насколько не основательно и не согласно с порядком вещей приписывать всту­пившему в подвиг своего внутреннего самообразования и духовно­го приближения к Богу Отцу духов. Поэтому призывание Имени Божия, хотя бы было совершенно несоответствующим своему бесзпредельному величию, отнюдь не может быть погрешительным, и отнюдь нельзя говорить о нем, как о неполезном, и тем отвращать ревнителей от благого намерения.

Ведь было бы чудом, — не обучившись какому-либо делу, быть сразу в нем искусным мастером. Сего не бывает и в обыкновенных житейских делах, тем более невозможно быть сему в таком возвышеннейшем сокровенном деле, — каково приближение к Богу в чистой к Нему молитве.

Достижение нерассеянности при молитве, или что тоже - внима­тельность с благоговением есть дар Божий; это есть возвращение ума из вражьего плена, оно стоит весьма высоко у свв. отцев, так, преп. Нил Синайский говорит: «нерассеянная молитва есть высшее умение ума(еп.Феофан добавляет: «верх разумной деятельности ума» (гл. 35).

И еще пр. Нил о себе говорит: «Иногда, лишь станешь на мо­литву, тотчас начнешь молиться хорошо; а иногда, и много потрулившись, не получишь этого — желаемого» (гл. 29 и ещё смотр. его же гл. 30, 32, 44-49 и далее).

Святый Симеон архиеп. Солунский говорит: «всегда да нудят себя творить сию молитву и призывать Господа непрестанно, хотя с расхищением мыслей и пленением ума, и по причине сего расхище­ния да не позволяют себе нерадеть о ней (т.е. молитве Иисусовой), но всячески да постараются опять возвращаться к ней и радоваться сему возвращению» (Добротол. Русское. Т. 5-й. Гл. 4).

Таким образом, имя Божие по духу свв. отцев и нашему разуме­нию будет спасительно и для произносящих без внимания и благо­говения, только бы было произносимо во смирении, покаянном чувстве, в сознании своей духовной нищеты и слабости ума, пора­женного рассеянием, неудержанием мыслей. Здесь Имя Божие дей­ствительно есть небесное врачество.

Напротив, видим, что пренебрежительное и неуважительное от­ношение ко всякой вообще святыне Божией наказывалось смертью, как это было во времена Ветхого Завета, когда иудейский священ­ник Оза хотел поддержать падающий с колесницы Ковчег Завета и мгновенно был поражен смертью за неосторожное прикосновение (2 Цар 6, 6-7). Вспоминая сие событие, св. Андрей Критский учит в Великом каноне, что читается Великим постом: «почитай Боже­ственная честне».

Тоже самое можно применить и к произношению имени Божия — Имени Иисус, по присутствию в Нем Самого Бога оно страшно, как о сем сказано в писании. Поэтому надо строго различать цель и намерение, с какими призывается Имя Божие, чтобы видеть, ког­да оно бывает для нас спасительно и когда нет. Говорит о сем и древняя заповедь: неприемли Имени Господа Бога твоего всуе. По­тому что это грешно и навлекает на нас гнев Божий.

 

1 Псал. СIХ, 2

* «Ревнитель». Ежемесячный народно-миссионерский журнал, №3, Воронеж, 1915.

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar