Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-05-19, 6:29 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 2-я страницы 69 - 79
2016-04-03, 10:48 PM

Итак, Имя = Слава = Познание == единение в любви = жизнь вечная.

Назовем это познавательно-мистическое значение Имени эйдетическим <Карандашная пометка — Слава == свет. >[1]

В Доброт. IV, 107: «Всех желаний край есть Божественное с душой и паче ума соединение: и Божественного ради соединения нуждно есть еже умом действовать, сиречь зрети. Таково и Божественное есть отчего и Имя Бог к сему определися. Но убо ежи зрети, абие на мысль Бога восходит. Когда бо и во всех аки некие лучи влагает Бог в зретелен ум, и ум зретелен прямоположно имать Бога».

Св. Тихон Задонский: Имя Божие ... «равно всегда славно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея создает <?> в созданиях...» (Т. III кн. 2. 64 с. 64) <Карандашная пометка -Ин 14, 26>. О. Давид: Имя есть свет.

Таково первое основное значение Имени. Имя есть свет (эйдетическое).

4. Второе значение — энергическое (Имя есть сила Божия). Здесь мы находим целую скалу значений, смотря по глубине и могуществу проявляемой силы.

а) Первая степень

Именем Господним благослови, Отче.

b) деятельная помощь и защита Псал. 19: «Услышит Тя Господь в день печали, защитит Тя Имя Бога Иаковля». «Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога нашего возвеличимся...».

В понед. 5 седм. на утренней стиховне: «Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя» (Пс 117).

с) Творение чудес. Уже в прощальной беседе: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин 14, 13—14). «Именем Его бесу изжденут». В Деян. 3, 6 апостолы исцеляют хромого, говоря: «Встань и ходи во имя Иисуса Христа Назорея». В Каноне на 30 июня песнь 1 и 3: «Апостолы, исцеления творяще, Владыко, Твоим Именем. Наги и просты во языки послал еси Твоя ученики: вместо оружия Твое Имя носяще святое».

(Пс 117, 10—12): «Все языцы обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им: обышедши обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им. Обыдоша мя яко пчелы сот, ... и Именем Господним противляхся им».

d) Наконец, Имя есть универсальная энергия Божия, превосходящая все чудеса и силы. На Великом Повечерии в молитве царя Монассии: «Господи Вседержителю, ... заключивый бездну и запечатствовавый Страшным и Славным Именем Твоим».

е) Отсюда и магическое значение Имени: призывание Имени, заклинание Именем <Ап. Ерм. Бог держит мир своим Именем — каранд. пом.>.

5. Третье значениетелеологическое (Имя есть то светлое и божественное бытие, к которому движется всякое иное бытие и которое как бы издали руководит миром и привлекает его к себе).

Тут тоже градация разных степеней притяжения к себе этой бесконечной цели:

а) Предельная и бесконечная Цель,

ведущая к себе и освящающая все, что идет к ней.

«Во имя Отца и Сына и св. Духа»

и прежде всего «шедше научите вся языцы, крестяще их во имя О...» baptixonteV eiV onoma, т. е. направляя их в Имя, локализируя их в Имени. «Боже, во Имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди мя (Прокимен)». «Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя его» (Ин. 1, 12) Сюда же несчетное число раз выражение Имени ради

          1) Пресвятая Троица, помилуй нас имени Твоего ради.

2) <Пропуск>

Ь) Момент активного отношения к цели

                                                     Боязнь

1 светильничная молитва на вечерне: «Возвеселим сердца наша во еже боятися Имени Твоего Святого».

3 мол.: чтобы Бог помянул <?> «внегда призывати нам Святое Твое Имя».

4 мол.: «Исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему Святому».

 7 молитва <Пропуск>

<Вставка> В день памяти ап. Иакова 9 окт. на стиховне, на вечерне: «Приял еси, апостоле, над демоны исповедимую власть и силу о Имени Христове».

<Вставка> Ин 17, 26: «И Я открыл им Имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». с) Служение Имени и молитва к нему. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века. И даждь нам едиными усты и едином сердцем славити и воспевати всечестное и великолепное Имя Твое.

в 1 мол. на сон гряд. — «Да благоугожду Пресвятому Имени Твоему».

в 3 мол. — да «поклонюсь и воспою и прославлю Пречестное Имя Твое со Отцем и Единородным Его Сыном».

тут же: «Прости... аще Именем Твоим кляхся, или похулих Е в помышлении моем».

Пс 33, 4: «Возвеличите Господа со мною и вознесем Имя Его вкупе. И хвально, и прославлено Имя Твое во веки. Аминь». (Славословие на Утрени).

в 1 утр. молитве: «пети Тя во исповедании сердечнем и воспевати всесвятое Имя Твое, Отца и Сына и Св. Духа».

во 2 мол. «Да неосужденно отверзу уста мои недостойная и восхвалю Имя Твое Святое». «Да святится Имя Твое».(«Отче наш..»)

Фил 2, 10: «о имени Иисусове всякое колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца».

 Канон пресладкому Имени Иисуса.

6. Итак:  эйдетическое понимание — (имя = свет),

энергическое — (имя = свет),

телеологическое — (имя = прославляемая святыня).

7. Однако войдем в некоторый анализ религиозного сознания вообще.

а) Я думаю, что со мной все согласятся, что религия не есть что-нибудь частичное или составляющее лишь элемент чего-то, напр., мировоззрения, науки, творчества. Это есть устроение жизни целиком (не может быть нерелигиозной науки, любви, ненависти, даже пищи, питья и т. д.).

b) Религия никогда не есть что-нибудь законченное, завершённое. Она всегда творится, усиливается или умирает. Она всегда живущий и стремящийся организм. Под каждым догматом  океан мистики. Система мистических энергий.

с) Религия не есть известное построение ума и продукт логических операций, морали. Можно также сказать, что она — продукт животной и физиологической жизни. Но на самом деле — религия глубже и самого сознания, и самой животности, а именно она есть просветление плоти и осмысление инстинкта, взаимодействие божественных и человеческих энергий. Пост и молитва.

8. Итак:

1) Религия есть известное устроение всей жизни, а не только мировоззрение, хотя и самое полновесное.

2) Религия всегда энергична и органична; она — система мистических энергий, не только нечто неподвижное (хотя бы и догмат).

3) Она есть просветление инстинкта и плоти, а не просто моральное улучшение жизни.

 9. Такова религиозная жизнь.

1. В ней не может быть отъединенного созерцания субъектом объекта, как в знании, мировоззрении; но объект, Божество, должно реально присутствовать в субъекте и действовать там. Религиозная жизнь есть излучение энергии Божией на душу, Таковы молитва, таинства и пр.

2. Религиозное сознание фиксирует эти энергии, зная о том, что источник, всегда тот же, неизмеримо выше и могущественнее. Есть какая-то субстанция и ее энергия.

3. Но религиозное сознание, кроме того, знает эти энергии, отличает их от не божественных энергий, именует их.

Разве Тебе иного не знаем, и Имя Твое именуем.

10. Подыскивая в богослужении религиозный термин для этой энергии Божией, я не нахожу иного термина, кроме Имени.

Тут именно средоточие 1) знания, силы и жизни в Боге;

2) эйдетического, энергического, телеологического.

11. Попробуем отрицать имя как энергию сущности Божией (объективно-мистический смысл).

а) Как понимать тогда: Именем Господним благослови, Отче, буквами? позитивным значением слова?

Я открою им Имя Твое, да любовь в них будет. Именем Его бесы изжденут. Канон пресладкому имени Иисуса — канон не Иисусу сладчайшему, а нашей субъективно психологической (мысли? – прот. К.Б.)

Явно, что отрицание Имени как энергии сущности ведет к феноменализму и субъективизму, психологизму. Только «я».

b) Что такое тогда молитва, если в ней не действует энергия Божия, не действует Имя, если Имя — только знак субъективных переживаний. Молитва тогда самообожествление и идолопоклонство самому себе.

Чудеса и таинства? Только субъективное явление нашего духа.

с) Итак, отрицание за именем объективно-мистической значимости — ведет к феноменализму, английскому субъективизму и сенсуализму, т. е. к скептицизму, в крайнем и в лучшем случае, к кантианству и протестантизму.

d) Имя = свет, явление. Оторвите свет Бога от Бога — кантианство.

12. Где же искать философское обоснование имяславия? Под философским обоснованием я понимаю выделение из цельного опыта его разумных форм, логической структуры, скелета, на котором держится цельный организм опыта.

13. Такое философское обоснование имяславия я нахожу единственно в платонизме.

II

1. Религия есть просветление ума и сердца, она — интуиция света. Как раз платонизм есть философия света.

2. Безчисленны места о свете у Плотина, есть они и у Платона.

3. Что такое свет?

а) Невесомое, хотя и видимое,

Ь) распространение без границ, хотя и недвижимо никакой реальной силой,

с) неразложим и неделим на части, хотя и распространяется в пространстве. Разве это не значит, что свет — нечто нематериальное? Эта световая, невесомая и пр. точка, элемент бытия и есть идея (лик предмета).

 4. Итак, идея у Платона есть

1) лик бытия,

2) помимо которого нет ничего в бытии,

3) этот лик, эйдос а) не факт, не сила, но свет и знание,

 б) цельная и простая общность.

5. Но пойдем дальше.

1) Если есть одно что-нибудь, то должно быть и «иное», которое не просто другое одно, но некое действительно «иное» — apeiron — бесформенное множество и растекание.

2) Следовательно, всякая вещь есть eidoV на фоне mh on¢a.

3) Но попробуем реально соединить идею (эйдос) и бесплотную, невесомую, неделимую световую точку бытия, лик бытия с абсолютным распылением, пределом растекающегося бытия, этой бесформенной и бесконечно-растянутой плат.-плот. материей, абсолютным мраком.

У нас получится уже не просто бесплотная световая энергия, но реальная, живая и тяжелая мощь бытия, борьба бытия, большее или меньшее разделение и распыление эйдоса, живая и одушевленная энергия целого. (Иное + то же = Душа). Эйдетическая сущность станет энергией.

6. Итак, мы нашли разумное основание божественной и мировой энергии и жизни.

а) Разделение эйдос + меон есть диалектическая картина этой живой энергии сущего, и иначе мы не можем и мыслить.

b) И значит, в живой Монаде бытия

1. Вечный и неизменный лик

2. сочетается с вечным изменением его, создавая

3. жизнь и энергию целого.

7. Пойдем однако еще дальше.

а) Каждый предмет и каждый из нас = идея + материя.

b) Цель = достижение такого состояния, чтобы не было mh on'a, мрака, расстройства, временной текучести;

Это и есть Спасение.

с) Но уничтожение меона = усиление идеи (она уже менее расслаблена) = увеличение энергии.

d) Конечная цель, по «Тимею», «возвращение всех заимствованных стихий в космос» (42 е), где нет разрушения, а вечный круг тождества, вечное кругообращение, вечное «теперь», 38а.

е) Меон остается уже как интеллигибельная материя, которая есть сущность, а не просто бескачественность.

8. Другими словами, общение с Богом есть усиление энергии его в нас, причем сама сущность Божия остается неизменной.

Это — тоже диалектика, т. е. иначе и мыслить нельзя (чистое бытие, чистый ум есть максимальная энергия идеи).

  9. Итак: 1) Сущность бытия есть живая энергия идеи,

2) сущность восхождения есть усиление этой энергии.

10. Теперь, последнее — учение об имени как таковом.

а) Неопределенность «Кратила».

Ь) Метод извлечения определенного построения.

11.1. Утверждается какая-то особая «правильность (orJothV) имен по природе». (Боги употребляют как раз те самые имена по природе). 39lab.

2. Ведь когда челнок делается, — независимо от дерева, железа и т. д., так и законодатель, смотря на эйдос предмета, создает из звуков и слогов все имена, 382е.

3. В чем же сущность имени?

а) Имя есть заявление вещи (dhlwma tou pragmatoV (33d).

b) И потому «правильность имени состоит в том, что оно показывает, какова самая вещь» 428 е.

с) Имя ни в коем случае не есть фонетическое (только) явление: «Прибавляется какая буква или отбрасывается — это ничего не значит, пока имеет силу проявляющаяся в имени сущность», ewV an egkrathV h ousia tou pragmatoV dhloumenh en tw onomati 393 d.

      394 с: «Может быть, нашли бы мы и множество и других имен, по слогам и буквам различных, а по силе выражающих одно и то же» (th de dunamei tauton jJeggomena).

      438 с: «Приложение первых имен к вещам относится к какой-то высшей силе (dunamiV), нежели человеческая, дабы они были необходимо правильны».

С этим несовместимо полагание правильности в фонетическом явлении имени. Тогда было бы два «Кратила». «Ищи какой-нибудь иной правильности имени и не соглашайся, что имя вещи заявляется слогами и буквами, потому что, принимая оба эти положения, ты не можешь быть в согласии с самим собою» (433b). Значит:

d) Имя не есть и субъективная картина вещи, не так, как в живописи 432 а b

е) И вообще не состоит из элементов, подобно фонетической оболочке. Тут иное «подражание» 424 b — 425 b. Это — подражание сущности 424 b: mimhsiV thV ousiaV.

f) 388 с: «Имя есть орудие, учительное и назначенное для разделения сущности», — onoma ara didaskalikon ti estin organon kai diakritikon thV ousiaV.

g) Грамматика и этимология имени поэтому не годится: лучше познавать самые вещи в их идеальности.

4. Итак: Имя — 1) явление сущности вещи.

2) явление идеальной сущности вещи.

5. Правильность имен у богов и в молитве.

 

Ill

Общее резюме

1. Для чего нужен платонизм?

а) Платонизм — учение об идее, как явленном лике предмета, несущем энергию его сущности, т. е. мистический символизм (против всякого натурализма).

b) Платонизм — диалектика (имя — идеальный диалектический момент в Боге и потому сам Бог). Против метафизики.

с) Платонизм — учение о восхождении и об энергическом излучении Божества: это философия подвига и реального обожения вместо отъединенно-теоретического исследования предмета.

Резюме всего опыта имени необходимо видеть в практике умного делания и, главным образом, в молитве Иисусовой.

Св. Симеон Солунский: она — Иисуса Христа вселение, всем верующим надлежит исповедовать — «ради благодати от Имени сего, отпущения грехов, уврачевания души, освещения и просвещения, и прежде всего ради спасения» (Доброт. Т. 5. с. 481— 483).

Св. Симеон Новый Богослов: (после изложения учения о молитве): «и тогда бывает брань — с великим шумом восстают злые демоны и посредством страстей производят мятеж и бурю в сердце, но Именем Иисуса Христа все сие потребляется и разливается как воск в огне» (2, 190).

Доброт. (Аполог.63); «Монах должен — ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем или другое что делает — непрестанно взывать: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, да Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца смирит держащего тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. ...памятуйте, пока Имя Господа схоронится внутрь сердца». Имя — заклинание (Златоуст. т. 6). Мироизлиянное Имя мое (Песнь песней. 1, 2).

 

Глава 12

А.Ф. Лосев

Учение Григория Нисского о Боге.

Доклад 13 Декабря 1922 г.

(«Начала» № 1-4. 1996 г. с. 230-233)

I. Три задачи: 1. Изложение учения.

2. Локализация его на фоне православного мировоззрения.

3. Выводы для имяславия.

II. Учение Григория Нисского о Боге:

1. О непостижимости Бога, или апофатическое богословие.

2. Учение о различии в Боге, или о св. Троице. 

3. Познание Бога, или учение об энергиях.

III. Учение о непостижимости.

а) Простота.

1. Не допускает большего или меньшего [одно благо, другое нет] V, 97.

2. О простоте говорит и беспредельность. V, 98. V, 7b. VI, 293.

3. В отношении к умной сущности нет смысла говорить больше или меньше, раньше или позже. V, III.

4. Итак, сущность не имеет очертания и образа. V, 144— 145. 257. И не может не делиться, не делаться иной VI, 280 ел.

b) Неименуемость Бога V, 257 (паче всякого имени), V, 415. 418, 426.

IV. Учение о различии в Боге.

а) Из предыдущего:

1. Все, какие есть различия, есть различия по сущности. VI, 462-483.

2. Так как в сущности нет различия, в частности, различия между субстанцией и акциденцией, то в каждом моменте различия сущность должна присутствовать целиком VI, 469.

3. Так как сущность непостижима, то и различия, поскольку в них сущность, непостижимы; однако они требуются разумом. Простота не мешает различию Лиц (VI, 127 сл. 130-131).

а1) Восхваление разума IV, 3—4, 37—39.

b) Начиная мыслить о Боге, мы видим прежде всего, что это Первое начало, выше которого нет, которое само выше этого. Отец. VI, 341. Однако самая нерожденность не есть сущность. V, 248.

с) Но тогда и — Сын. V, 244 (нерожденное предполагает рожденное), 117-118. V, 267, IV, 342.

d) Таким образом, раздельность в тождестве. V, 112 (диалектика) [IV, 248 одно и иное вместе]. V, 252—259:

1. Беспредельность и вечность.

2. Евномий: это сущность.

3. Но тогда это — разделение сущности, раз Сын не вечен.

4. Остается: рожденность и вечность одновременно. 259.

е) Особая тайна раздельности и тождества. IV, 11.

f) Почему не три Бога, — специально к Авлалию.

а) неправильно говорить о трех человеках (сущности) IV, 114,182.

b) естество неименуемо, 126, a qeoV — «зрительная сила»

с) Кроме того, дается одна жизнь (опытный аргумент) IV, 121-124.183.

d) Нет никакого пространственно-временного различия между лицами. 125.

g) ousia — koinon.

upostasiV-idion. Каппадокийцы и до-никейское богословие, IV, 178.187-189.

h) Рождение = сияние славы. IV, 308.

V. Учение о познании.

а) Разделение сущности сил и энергий.

1. Первое определение VI, 428, 449 — 450.

2. Между сущностью и энергией нет прямой пропорции: V, 130—131, 163—164, 166, 168. То же между энергиями и делами V, 151.

b) Энергии не отделимы от Бога. V, 87—89 [между сущностью и энергией нет расстояния].

с) Вот почему Сын не есть энергия Отца. V, 89, 109. 93, 101 —103 (энергии не рознятся по лицам).

d) Имена и есть имена энергий. IV, 118—119, 120 вн., 122. а не сущность 180. VI, 449 (не противоречие имен сущности).

Локализация.

1. Диалектика.

а) Отец.

b) Сын — доб. выражение Отца, хотя и у него сияние славы IV, 136 разные виды рождения; рождение — сияние славы IV, 308.

с) Дух — жизнь и благодать

<d) — отсутствует

е) Имена — точность. VI, 436. Оно разделение сущности на качества. VI, 374-377.

f) Имена не мешают апофатическому богословию. VI, 458 cл., 462.

g) Сам по себе Бог не нуждается в имени, мы же примышляем по мере вмещения энергии VI, 326. 378. 482. 420-422.

1. Слова при творении. 347—356. Мысль ^действие 356, 358,369.

2. Слово есть Бог. 360. Имена суть божественное 414.

2. Антисуборд<инационизм>. <Вписано на полях слева>.

3. Слова — откровение, богоявление, энергия 1, 363—365, 366-7. 376, 381, 371-3Z2, 373. Энергия ума у Бога-Слова. 419. Бог не говорит: да будет имя!

4. А мы именуем, примышляя. Примышление не унижает Бога 380. Таким образом, имена и богоявление, и примышление. VI, 383-385, 386.

5. Неправильный взгляд на примышление 425—426.

6. Для избранных именем становится само дело VI, 437. Число и имя для Бога 435.

Выводы для имяславия.

1. Учение об энергиях.

а) Действие Божества в мире и человеке.

b) Учение о св. Троице откровение в свете энергий. Энергия связана с мистическим символизмом (платонизм).

2. Связь имен с энергиями.

0. Все постигается по именам («образ сущности») V, 271.

1. Вообще благоговейное отношение к имени. V 70—73 (против Евномия, переменившего имена).

2. Различие имен божественных и человеческих:

а) время,

b) страдание V, 234-236.

3. Имена — правила истины и закон благочестия V, 266.

4. Имя и 1) откровение Бога и

2) epinoia.

5. Имя Божие = энергия сущности.    

Не в пользу имяславия

1.Тексты. Шедше научите. V, 265, 266 вн. 274. во имя Божие... 271 (непоименованное имя). О имени поклонитесь IV, 329.

2. О молитве.

 

Глава 13

А. Ф. Лосев

Соборы*

(«Начала» № 1-4. 1996. с. 233-235)

I. Первый собор, 11 июня 1341 г. В Софийском храме утвердил определение об Иисусовой молитве и о несотворенности Фаворского света.

II. Второй собор, в августе того же года определил отлучить от церкви Варлаама, Акиндина и всякого, кто с ними. Утверждение учения о существовании энергий в Боге и о различии их от сущности Божией.

«1. Принимаем преданное древними (отцами), что Бог — энергией, Божеству принадлежит энергия, ни одно из трех Лиц не есть энергия.

2. Принимаем также, что не имеющее силы или энергии не есть что-нибудь и не может себя полагать и приводить в движение. А то, что имеет (что-нибудь) сколько-нибудь, отлично от того, что имеется».

III. Третий собор в феврале 1347 г. лишил сана патриарха Калеку за то, что он осудил учение св. Григория о различии сущности и энергий и признал главенство папы; а св. Паламу собор провозгласил глубоким, истинно православным Богословом.

IV. Четвертый собор в мае-июне 1351 года.

Анафема Варлааму и Акиндину.

1. [Свет не тварь, но и не сущность Божия].

Тем, которые вопреки Божественным Словам и мнению святых и благочестивому разумению Церкви, оный Божественный свет (Фаворский) признают созданием или сущностию Бога, а не естественною и несотворенною благодатию и освящением и Энергией, всегда нераздельно истекающим из самой сущности Божией, — анафема.

2. [Различие энергий не вносит дробление в Бога).

Тем, которые думают и говорят, что, по причине (мысленного) различения сущности и энергий, решительно происходит в Боге какая-то сложность, и не верят учению святых, которые говорят, что это различение нисколько не противоречит Божией несложности, — анафема.

3. [Не только сущность Божия есть Бог, но и энергии его суть Бог].

Тем, которые думают и говорят, что именем Божества называется только Божественная сущность и не признают, что по Богодухновенным о Боге мнениям и словам святых, а также по благочестивому мнению Церкви, — равным образом называется и Божественная энергия и, следовательно, всеми способами доказывают, что энергия, называемая Божеством, есть только Лицо Отца и Сына и Св. Духа, а не общая принадлежность и энергия всех трех Лиц пресв. Троицы, — анафема.

4. [Свет отличен от существа, но не отделим от него].

Тем, которые признают, что свет, неизреченно воссиявший на горе Преображения Господня, есть свет неприступный, свет безконечный и излияние Божественного Света, неописан и неизречен по славе, и всесовершенная светлость Божества, слава Сына и Царствие Бога, истинная и привлекающая к своей любви красота Божественной и блаженной Его природы, и естественная слава Бога и Божественность Отца и Духа, сияющая в Единороднем, и посему думают, что этот Свет несотворен, но, однако, не утверждают, что он есть преестественное существо Бога, так как оно вовсе невидимо и несообщимо, но говорят, что этот свет есть лучше слава преестественного существа, нераздельно от него происходящая и по своей благости являющаяся очищенной (от грехов), и что с этою славою Господь наш и Бог в своем втором и страшном пришествии приидет судить живых и мертвых, — (сим отцам) вечная память.

5. [Неизреченное различие и чудное единство энергий и сущности].

Тем, которые утверждают, что Божественная энергия, хотя точно происходит из Божественного существа, но происходит неотдельно, и словом «происходит» выражают неизреченное различие (diairesiV), а словом «неотдельно» (dia tou adiairetwV) чудное единство (enwsin), — вечная память.

V. Собор в Константинополе 1368 г. по поводу действий монаха Прохора Кидония на Афоне (в защиту Варлаама). — Канонизация Паламы.

Память во 2 неделю Св. Четыредесятницы.

Тропарь:

«Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим».

 

Глава 14

А.Ф. Лосев

Тезисы об Имени Божием, направленные в 1923 г.

о. П. Флоренскому*

<черновая рукопись>

(Религиозно-Философский журнал «Начала», № 1-4. М. 1996. с. 250-252)

Имя Божие — энергия сущности Божией.

                                                 

1. а) Имя Божие есть неприступный и безконечный Свет существа Божия,     явленный в конечном существе мира и человека.

     Ь) Имя Божие есть всемогущая Сила существа Божия, действующая в конечном существе мира и человека.

     с) Имя Божие есть полнота совершенства существа Божия, явленная в       конечном существе мира и человека как безконечная цель для стремления твари к Богу.

     d) Итак, Имя Божие есть Свет и Совершенство Бога, действующие в конечном естестве, или энергия сущности Божией.

 

Имя Божие неотделимо от существа Божия и потому сам Бог.

 II. а) В Боге нет различия между частью и целым, свойством и сущностью,  действием и действуемым, и

      b) потому Свет Божий неотделим от существа Божия, Сила Божия неотделима от   существа Божия, Совершенство Божие неотделимо от существа Божия;

с) след., энергия сущности Божией неотделима от самого Бога и есть сам    Бог, и Имя Божие неотделимо от существа Божия и есть сам Бог.

 

Имена Божии — таинственные символы реального действия Бога.

 

III. а) Имя Божие есть сам Бог, но Бог Сам — не имя <сущность — надписано карандашом над словом «имя» — вставка отца Иринея> Бог выше всякого имени и выше познания человеческого и ангельского;

 b) след., имя Божие есть такое явление <слово «откровение» о. Иринеем надписано карандашом над словом «явление» > миру и человеку сущности Божией, в котором Она, оставаясь неименуемой и непостижимой, всё-таки принимает доступные человеческому уму формы видимого мира.

     с) перед пунктом «с» на поле стоит карандашом знак? Значит, имена Божии таят в  себе символическую природу: они в конечной форме говорят о безконечной сущности Божией. Имена суть живые символы являющегося Бога, т. е. суть сам Бог в своем явлении твари.

     d) Отсюда следует, что по бытию и сущности своей имена Божии неотделимы от существа <Над последним словом вставка карандашом «непостижимого» > Божия и суть сам Бог, но для человеческого познания они отделимы <слово «отделимы» зачеркнуто карандашом и над ним карандашом надписано: «разумеваемы верою» >, поскольку Бог не доступен нам в своей сущности, будучи доступен в своих именах < «будучи доступен» зачеркнуто карандашом и над ним   тоже   карандашом   надписано   о. Иринеем: «вскрываясь однако в»>, не надо только забывать, что имена одновременно все-таки несут на себе энергию сущности, почему и суть не иные какие, но имена Божии. <Со слов «не надо только забывать» и до конца зачеркнуто карандашом »>.

                                      Имя Божие не есть имязвучие.

IV. а) Имя Божие, поэтому, не есть «только» имя, т. е. звук или переживание звука. Звук и переживание звука становятся носителями Имени Божия не потому, что они именно звук и переживание звука (в этом они сродны со всеми прочими звуками у человека и животных), но потому, что в них присутствует сам Бог в своем явлении.

      b) Поэтому самые звуки как носители энергии Божией <Под словом «звуки» подписано карандашом о. Иринеем: «имязвучия и их начертание» > поклоняемы наряду с иконами, мощами, св. Крестом и пр. предметами «относительного поклонения», имеющими связь с тварным бытием человека; сущность же имени то, в силу чего звук является носителем имен <«Божия» — вставлено карандашом о. Иринеем>, есть  сам Бог и требует не относительного, но безусловного <      Последнее слово зачеркнуто карандашом и вместо него написано о. Иринеем       «боголепного»> поклонения и служения.

                      Имя Божие — место встречи Бога и человеч. действ.

V. а) Именем Божием очищаемся и спасаемся от грехов, именем Божиим совершаются таинства, именем Божиим действенна вся Церковь, как место нашего спасения.

   b) Именование не есть сила сама по себе, поскольку имеется в виду    имязвучие <Над этим словом карандашом надписано о. Иринеем «обычное»> или имяначертание; но <Вставлено карандашом о. Иринеем «поскольку ум не обращен к Богу».> постольку оно и не есть настоящее и истинное именование.

   с) Но поскольку <Вставлено после этих слов «ум человека обращен к Богу». > именование действенно и <«и» вставлено карандашом> постольку оно творится на активной вере и искренней преданности Богу; след., таинства и чудеса творятся Именем, но с действенностью Имени всегда связана субъективная и активная вера именующего.

d) Отсюда, хотя само по себе имя Божие есть сам Бог и потому одноприродно, произносимое человеком и действенное в человеке имя Божие двуприродно, поскольку участвует тут и активность человека; произносимое имя — арена встречи божественных и человеческих энергий. Однако энергийная активность человека сводится лишь к принятию в свою душу божественных действий, но действует в таинстве и чуде сам Бог в особых именах и только Он, а человек делается только сосудом Имени Божия.

VI. <На этом рукопись обрывается>1.

 

[1] Здесь и далее в угловых скобках примечания А.А. Тахо-Годи.

* Заглавие предположительно, - А.А. Т.-Г.

*  Заглавие условное. — А. Т.-Г.

 

1 В тексте тезисов, напечатанных в изд. «Контекст-90» (М. 1990), есть разночтения с данной публикацией, т. е. черновая рукопись правилась еще раз.

                Комментарий протоиерея Константина Борща:

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar