Приветствую Вас Гость!
Вторник, 2024-05-14, 1:32 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 5-я страницы 57 и 67
2016-04-02, 11:14 PM

Однако, многие философы, богословы, писатели того времени находили возможность и писали в защиту православного почитания Имени Божия, критиковали ереси синодального Послания, старались отстаивать православную точку зрения. И вечная память всем защитникам  Славы и Божества Имени Господа, умершим естественной и насильственной смертью, как мученики, за Имя Господне пострадавшим! И наступит время для их прославления Церковью, «ею же замученных»…

            Свящ. Пётр Андриевский, слишком высоко и недостойно превозносит автора избиения иноков Афонских за Имя Господне, архиеп. Никона (Рождественского), который во всех своих самоправдательных публикациях применяет «ложь во спасение»,  здесь уже была приведена его заповедь в этом роде для всех поборников имяборчества.

            У нас имеется совершенно иная, отрицательная информация о всех трёх синодальных докладчиках, архиепископах: Никоне, Антонии, Сергии и профессоре С. Троицком.        Автор, или кривит душой, или на самом деле не ведает о том, что экзекуция над афонскими монахами производилась по протекции двух архиереев: Никона и Антония, под непосредственным командованием первого силою вооружённого состава военной экспедиции, т. е. солдат. Для успешной расправы над исповедниками, архиереи оклеветали их перед Царём, как бунтарей-революционеров, готовившихся к свержению Царской власти в России. Синодалы испросили у Царя военную помощь для расправы с революционерами. Никон руководил побоищем непосредственно, наблюдая с военного корабля в бинокль за ходом операции. Перед гнусной операцией архиеп. Никон изрядно напоил спиртным солдат, для безжалостной расправы с монахами. Вот так «добрый» пастырь Никон силою зверства и оружия, а не помощью Божией и ни словесным увещанием, как подобает доброму пастырю церковному увещевать заблудших словесных овец Христова стада, увещевал молящихся безоружных монахов-исповедников. Ложь и клевета на правых – оружие имяборцев против истины, защищаемой имяславцами. Имяборцы будучи не в силах возражать против истины, старались и теперь стараются извратить смысл слов своих противников и навязывают им то, чего они не говорили, и не исповедывали.

            «Когда, вначале, Фиваидские пустынники возмутилсь хулой на Имя Господа Иисуса иером. Алексея Киреевского, который пытался убедить пустынников в том, что Имя Господа «Иисус» - простое, человеческое имя, ничего не значущее, то пустынники словами св. Иоанна Кронштадтского исповедали, что Имя Господа  - есть сам Бог. Тогда о. Алексей и сторонники его стали обвинять пустынников в том, что они поклоняются Имени «Иисус», как идолу, т. е. самым буквам и звукам, и вслед за тем эта же клевета была напечатана в «Колоколе» в виде корреспонденции с Афона1), причём сообщалось о новой ереси на Афоне, которая состоит в том,  что пустынники обожествляют самое Имя «Иисус», как особое от Иисуса некое отделённое Божество. Когда эта клевета была опровергнута, имяборцы изобрели другое обвинение. О. Иероним заявил в Ватопед жалобу, будто его братия Андреевского монастыря сливает Имя Божие с Самим Богом. Кинот не допросив братию отлучил весь Андреевский скит от церковного общения. Но вскоре и эта клевета отпала, ибо из всех сочинений имяславцев ясно было видно, что это обвинение есть гнусная ложь. Тогда имяславцев обвинили в «пантеизме», во всебожии, в перевоплощении Бога во Имя Его, в почитании Имени Божия за сущность Его; наконец, в злоупотреблении Именем «Иисус» - как магическим средством, в отождествлениии идеи, по которой именуется Бог, с Самим Богом. Но и эти все обвинения должны были исчезнуть по явной вымышленности их. Наконец, архиеп. Никон и С.Троицкий обвинили имяславцев в… евномианстве. В своём «Добром слове» Никон говорит, что то же самое, что говорят имяславцы, говорил некогда еретик Евномий и был обличён св. Григорием Нисским. Так же и  С.Троицкий написал целую книгу «Об Именах Божиих», и в предисловии говорит: «учение (Евномия) сходно с имябожничеством» (с. 4). – Сходство между учением об именах Божиих древнего еретика Евномия и современных имябожников настолько велико, что последних можно назвать новыми евномианами» (с. 49). – Эта клевета может смутить неопытного читателя. Кто из светских людей знает, как учил Евномий и за что он был осуждён? Поэтому разберём эту клевету, от которой С.Троицкий уже успел отказаться, ибо в своём возражении на статью профессора С.Н. Булгакова он сказал: «Вполне прав г. Булгаков, что в учении о почитании Имён Божиих никакого сходства между евномианством и имябожием нет»1.

            Евномий, во-первых, учил, что Иисус Христос не Бог, не единосущен Отцу. И если он Самого Иисуса Христа не почитал за Бога, то мог ли он Богом называть Имя «Иисус»? Имяславцы же исповедуют Божество Имени Божия и Имени Иисуса Христа в том смысле, что Имя Божие есть таинственная Божия сила и Божия истина и Божие откровение. Уже из этих одних слов видно, - посколько имяславцы благоговеют пред Божеством Сына Божия, почитая Божество Его, по стольку-же Евномий не благоговел перед Сыном Божиим Иисусом Христом, не почитая Его за Бога, и тем более не мог благоговеть пред Именем Иисуса Христа.

            Но может быть Евномий благоговел пред прочими Именами Божиими, как пред Самим Богом? – Нет, ибо он считал все Имена Божии – «постижимыми» - считал, что тайна благочестия заключается лишь в «познании»  Имён Божиих, а не в исповедании их. Похоже ли учение Евномия об Именах Божиих на учение святых Отцов, которое отстаивают имяславцы? Нисколько. Имяславцы исповедуют словами св. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болгарского, что Имя Господа Иисуса Христа – «непостижимо и само требует в себя веры», исповедуют вместе с св. Григорием Нисским, что «Тайна благочестия состоит в исповедании Имён Божиих. Евномий считал, что всякое познание о Боге подаётся разумением Имён Божиих, мы же признаём, что созерцание Бога во Имени Его подаётся нам не силою нашего разума, но Божественным Откровением Истины, действующим во Имени Божием. «Бог для того и открыл Божии Имена людям («не рожденный» и «рожденный»), дабы люди из них познали  сущность Его. Таково вкратце учение Евномия. Против него возражал св. Григорий Нисский, что хотя Имена Божии и Богоокровенны, но Бог для именования Своего пользовался понятиями (идеями) человеческими. Эти слова, т. е. понятия, буквы, звуки, которыми человечество наименует Бога не принадлежали прежде века Существу Божию, то-есть звуковое имя, состоящее из букв, звуков и идея, по которой Бог именуется, образованы людьми по их сотворении. Вот этой-то частью возражений св. Григория Нисского и воспользовался С.Троицкий, умышленно извратив смысл, чтобы оклеветать имяславцев. Имяславцы говорят: имя Божие Предвечно, ибо предвечны свойства по коим Бог именуется. А Евномий говорит, что предвечно всякое слово человеческое употребляемое для именования Бога. Поэтому св. Григорий справедливо возражал, что Имена Божии, т. е. слова, коими именуется Бог на разных языках не предвечны. Но при этом Св. Григорий даже и не думал утверждать, что истина о Боге – не Бог, что свойства Божии, которые открыаются в Именах Божиих – не предвечны, что не Именем Божиим совершаются Св. Таинства. Напротив, как мы видим, из учения св. Григория Нисского (см. Правосл. Церковь о почитании имени Божия. Изд. «Исповедник». Спб. 1914. с.86-88) – всё это он именно утверждает. Понятие о Имени Божием С.Троицкий ограничивает лишь понятием, как букв, звуков и идеи человеческих и не более. То есть, Имя Божие, по его понятию, или, по умышленно влагаемому в смысл учения имяславцев понятия, что оно состоит из одних только человеческих элементов: букв, звуков голоса и идеи, не влагая в смысл понятия имяславцами объективного Имени, состоящего из свойств Божиих, которые сопревечны Богу, и, как неотделимые от Него есть Божество Божие. Ограничивая понятие Имени Божия лишь тварными человеческими элементами, особенно элементом идеи человеческой С.Троицкий хотел приписать имяславцам веру в ограниченные, а потому в постижимые Имена Божии, и на этом основании сравнить учение имяславцев с учением евномианства. Но это очередная кознь сатаны-клеветника, и от этого обвинения, как выше было сказано, С.Троицкий в письме к профессору г.С.Н. Булгакову отказался, т. е. взял обратно своё обвинение имяславцев в евномианстве. А последователи тех первых идеологов имяборчества, по своему неведению, или может быть по имяборческой злобе на Имя Божие, до сих пор поливают имяславцев грязью клеветы, обвиняя их в евномианстве, даже печатно, в мировых газетах, потеряв страх Божий и совесть человеческую…

            Сознавшись в неосновательности своего обвинения имяславцев в евномианстве, С. Троицкий тем не менее не унимался, но искал в имяславцах сходства с магометанством (…) и раввинизмом (…) в том, что они признают Имя Божие за Божественную силу. Опять-таки, по недоразумению, или по злобе к Имени Божию, приписывая имяславцам веру во имя Божие, как в особое, кроме Бога Божество. Так же и архиеп. Никон, не зная в чём можно ещё обвинить, кинул на имяславцев обвинение в жидовстве (!…) за святоотеческое учение их об Имени Господнем, свидетельствуемое множеством Святых Отцов, приводимых в доказательство своего Церковного учения.

            Но к несчастью злостных клеветников-имяборцев, последнее решение суда Московской Синодальной Конторы, в составе многих архиереев, в том числе еп. Модеста Верейского, под председательством маститого старейшего члена Синода Митрополита Макария Московского (Парвицского) положило конец всем этим вымыслам и клеветам имяборческим. Разобрав, наконец, Высочайшим повелением Государя Императора Николая II-го, будущего Мученика, учение имяславцев, Московский духовный суд не нашёл в исповедании их ни раввинизма, ни магометанства, ни евномианства, ни пантеизма, ни магизма, ни четверобожия, ни обоживания тварных элементов Имени, но в учении имяславцев о Божестве и Божественной Силе Имени Божия и Имени Иисуса Христа суд нашёл, что то же самое высказывалось и св. отцами,  почему и не счёл возможным осудить имяславцев и отлучить их от Церкви, ни оставить за ними оскорбительное название «имябожников»1.

            Но «нынешние судьи» из низших чинов, наподобие секретаря подотдела В. Зеленцова, - епархиальный газетчик свящ. Сергий Овчинников, некии К.Шахбазян и богословствующая женщина М.Черкашина (все они одной епархии), священник Пётр Андриевский, и некоторые авторы интернетовских имяборческих пасквилей не хотят смириться перед мнением маститых святителей: Митрополитов, архиепископов и епископов, оправдавших на суде Московской Синодальной Конторы имяславцев, не желают смириться перед Высочайшим повелением Государя-Императора-Мученика  - снять с имяславцев все незаконные обвинения и ограничения церковные провинившегося Святейшего Синода; и вот они «рвут и мечут» желая, всё-таки, снова «засудить» исповедников чистого Православия, всячески оклеветать и заставить их признать Святоотеческое учение об Имени Божием – ересью и лжеучением. Ну, как тут не вспомнить евангельское: «Трудно вам прати против рожна!»2.

            В доказательство того, что Имя Божие – не Бог, и не Божественная Энергия, - а именно против этой платформы и было оправдано учение имяславцев на упоминаемом «Суде», - свящ. Пётр Андриевский привёл несколько не удачных для себя изречений святых отцов:

 

            1). Св. Григорий Нисский: «Иное – предмет, по своей природе подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет. Бытие – не одно и то же с наименованием».

            Возражение: Св. Феодор Студит: «Что из видимого глазами лишёно имени. И каким образом может быть отделёно то, что названо (известным именем), от своего собственного наименования… Эти вещи предполагают друг друга: имя есть имя того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя; в них единство поклонения – нераздельно»1.

            Нас удивляет, что имяборцы, зная, что вопрос идёт об Имени Божием, приводят текст, имеющий смысл и применение к обычным именам человеческим и тварным предметам. (Это знак того, что они в своём отрицании не имеют прямого и не двусмысленного доказательства из учения святых отцов, и не могут опереться на положительное богословие и философию). Значение этого текста не относится к вопросу об Имени Божием, ибо всякое Имя Божие есть Богооткровенная Истина, и есть словесное действие Бога – есть Сам Бог. «Верховная истина, не иное что есть, как Сам Бог»2.

            Всякое слово Божие есть словесное действие Божества, и есть Сам Бог по реченному: «глаголы яже Аз глаголю вам, Дух суть и Живот суть» (Ин 6,63). Отвергающие Божество Имени Божия отвергают Энергию Триипостасной Истины, т. е. действие Божие; всякое действие Божие – по учению св. Отцов именуется Богом.

            Св. Григорий Нисский: «Кто Имя Сына придаёт твари, то да будет он причислен к идолослужителям»…3

 

            2). Св. Василий Великий: «Имена означают только сущность, а сами не суть сущности».

            Возражение: Смысл этого текста опровергает еретическое мудрование Евномия, но к делу, касающемуся Богооткровенных Имён Божиих, текст этот не относится, ибо Имя Божие непостижимо и творит чудеса, как о сем Сам Господь сказал: «Именем Моим бесы ижденут» (Мк 16,17).

            Филарет, архиепископ Черниговский (Гумилевский): «Имя Божие есть сущность Божества, в том виде, в каком можно знать её»4.

            Архиепископ Никон (Рождественский) до своего падения в имяборческую ересь, до 1913 года учил: «Имя Божие есть то же, что непостижимое Существо Божие, открывающее Себя людям»5.

            Епископ Михаил, известный церковный толкователь на слова Спасителя в св. Евангелии: «Я открыл имя Твое» (Ин 17,6) - говорит: «имя – вместо Лица, Его свойств и действий; открыл Имя Бога  - то же, что открыл Самого Бога».

            Св. Кирилл Иерусалимский: «Да святится Имя Твое». Имя Божие по естеству Свято, хотя говорим, или не говорим сие»6.

Примечание: Если Имя Божие свято по естеству, то оно и есть Божество, именуемое Богом; ибо что может быть  свято по естеству кроме Бога?»

            Блаженный Иероним: «А иногда Имя «Иисус» значит Бог Слово»7.

            «Спаситель говорит, что Дух  Святый посылается в Его Имя, а собственно Имя Спасителя есть Сын»8.

            Св. Исихий Иерусалимский: «Да соединим Имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет, те же тма, и ово (Имя Иисус) есть Бог и Владыка, те же (т. е. помыслы) раби бесом» (Славянск.  Добротолюбие. Изд. 4. М. 1810 г.  ч. 2.  гл. 170).

 

            Не ясно ли отсюда, что Имя Божие в Боге, и Бог во Имени Своем. Как и св. Иоанн Кронштадтский учит, Бог везде, но особенно Он весь в принадлежащих Ему Именах1.

            «В Имени Иисус Христос весь Христос – душа и тело Его соединённые с Божеством»2.

 

            3) Св. Дионисий Ареопагит: «Всякий ум и слово бесконечно далеки от Бога, чтобы быть Ему подобными».

            Возражение: Смысл этого текста относится к тем, кто дерзает постигнуть непостижимое Существо Божие. Исповедники же Божественности Имени Божия исповедуют, что Оно так же непостижимо как и самое Существо Божие»3.

 

            4) Св. Григорий Нисский: Не ради Бога, а ради нас измышлёны имена для усвоения понятия о «Сущем», т .е. о Боге».

            Возражение: Здесь говорится о именах измышлённых людьми. Мы чужды сих понятий и исповедуем Имена Божии, открытые нам Самим Богом. Об Именах Божиих исшедших из Существа Божия, Сам Господь сказал: «Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя Вечное»4; «Аз есмь Сый»5; «Явих Имя Твое человеком»6; «И наречеши Имя Ему Иисус – Той бо спасет люди своя от грех их»7; И согласно учению Святых Отцов, исповедуем Имена Божии  действиями Божиими.

            Св. Иоанн Златоустый.: «Сам Бог свыше посылает имя чрез Ангела Иосифу. Ибо это не просто было Имя, но сокровище безчисленных благ»8.

            «Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся, Иисусом же был назван, потому что имел дело Спасителя»9        «И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил своё название творению»10.

            «Всякое Имя Божие велико, потому что Имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Велико то Имя Божие, которым Он Сам Себя назвал, когда на слова Моисея: се Аз пойду к сынам Израилевым, и реку к ним: Господь Бог евреев посла мя к вам; и аще вопросят мя: что Имя Ему? Что реку к ним? Отвечал ему: речеши сынам Израилевым: Сый посла  мя к вам (Исх 3,13-14). Этому страшному и святому Имени пророк и повелевает исповедаться» (Т. 5. Кн. 2. Спб. 1899. с. 938. Бес. на псал. 98).

            «И то служит великим доказательстом любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Своё название творению» (Там же, с. 862. Бес. на псал. 81).

            И так, соласно учению святых Отец и Самого Господа Имена Божии – Боготкровенны, а не выдуманы людьми. Доказательства этому можно приводить бесконечно, но для верующих по православному и сего достаточно.

 

            5) Св. Григорий Богослов: «Не Бог ещё то, что мы представляем себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало слово Его».

            Возражение: Из сего текста смысл «о непостижимости Божией». Буквы и звуки произносимого Имени – не Бог. Но мы признаём, что Богооткровенные Имена Божии, как действия Его – Бог. Такие – не наши слова и звуки произносимого Имени – суть действия Его, а Сама Истина Божия - заключённая в Имени. И когда мы произносим слово «Бог» или «Божество», то под этими словами разумеем полноту Божества, т.е. Ипостаси, естество, свойство и действие; и сие последнее, а не звуки слов «Бог» или «Божество» - есть Бог; то же самое признаем и под Именем Божиим, если мы произносим какое либо Имя Божие, например, «Иисус», - то вознеся мысль и сердце свое к самому Иисусу мы во Имени сем силою Божественного Откровения познаём, ощущаем и зрим Иисуса в свойствах Его, выражаемых сим Именем. Почему мы и говорим, что Имя Божие есть Сам Бог.

            С текстом св. Григория Богослова мы вполне согласны, он нисколько не противоречит нашему исповеданию Божества Имени Божия, и нисколько не оправдывает имяборческое отвержение Божества Имени Господня. Этот текст к теме нашей не относится.

            Св. Симеон Новый Богослов: «Когда речь идёт о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Бог» (конец 62 слова. С. 107-108).

            Св. Никифор Константинопольский: «Христос и Бог наш, соделавшись человеком, принял Имя, которое обозначает одинаково и то и другое из соединённых естеств, как освятившее Божество, так и освящённое (обоженное, - авт.) человечество, так что под одним словом познаётся и двоица соединённых естеств и ипостасное из них соединение единого лица» (Творен. свв.оо. Т. 65. МДА. 1904 г. с. 270).

Митрополит Филарет Московский (Дроздов): «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне (2 Тим 2,19). Великое для нас благополучие на земли, великая надежда на небеси, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти всё дело спасительного посольства Своего с Неба на Землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу своего земного поприща, Он взывает в молитве к Отцу Своему Небесному: дело совершил, еже дал еси Мне, да сотворю. - Какое дело? – Аз прославих Тя на Земли; или иначе: явил Имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мира»1.

Из сего почти можно заключить, что те,  которым явлено Имя Отца Небесного, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божии. Никтоже, свидетельствует боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым2.

            См. ещё текст наш: Филарет Черниговский. В параграфе 2.

 

            6) Св. Григорий Нисский: «Усвояемые Богу имена недавни, сравнительно, с самим Богом, ибо Бог не есть речение и не в голосе и звуке имеет бытие».

            Возражение: Вот поэтому, во всех своих исповеданиях поданных в Св. Синод, на Суд Поместного Собора и в Суд Московской Синодальной Конторы о. Антоний Булатович для отражения клеветы имяборцев будто бы имяславцы обожествляют самые буквы и звуки – эти тварные элементы имени, пояснял: «Повторяю, что, именуя Имя Божие и Имя Иисусово Богом и Самим Богом, я чужд как почитания Имени Божия отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обожения самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге»3.

            Для людей получающих своё бытие во времени, усвояемые Богу имена стали известны с появлением их в мир; но в смысле понятий о Боге Имена Его вечны и непостижимы, как вечен и непостижим Сам Бог, и открыты нам Самим Богом, как было уже показано (см. тексты наши в параграфе 4).

            Бог в существе своём непостижим, - но, называя всякое Богооткровенное имя Божие, мы разумеем Его действия, происходящия из Существа Божия и неотделимые от Него; голос и звуки Имени – тварны, и никто букв и звуков имени не называет Богом.

            Но имяборцы под Именем Божиим разумеют лишь одни только буквы и звуки голоса. В этом коренится глубочайшее их заблуждение. Поэтому они основываются на неправильно понятыми ими словах св. Григория Нисского. Исповедники Божества Имени Божия и не говорят, что бытие Бога в буквах и звуках голоса. Но если ум и сердце и дыхание соединяются с Именем Божиим, значит присутствие Божие здесь несомнено. Потому и говорит Господь: «Кто во Мне пребывает, и Аз в нем, тот сотворит плод мног». А как же иначе пребывать в Боге, если не соединившись с Именем Его? Неужели человек может пребывать в самом существе Бога без соединения с Именем Его? Да не будет. Это недоступно для человека. И это весьма еретично. Так учить могут только обольщённые сатаной хулители Имени Божия, которые говорят, что Имя Божие заключается только в голосе и звуке языка, и ичезает в небытие вместе с звуком…

            Св. Кирилл Иерусалимский: «Словом же: Спаситель переводится еврейское Слово Иисус. Иисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришёл не по своей власти, но послан Божиею силою» (Слова огласительные. 10 сл. С. 144. изд. 1855 г.).

            Св. Иоанн Златоустый: «Мы называемся после рождения, Иисус-же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Иисусом-же был назван, потому что имел дело Спасителя» (Т. 2. Кн. 2. Изд. 2. СПб. Д.А.1899 г. с. 876).          «Для того и Имя Иисус принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое; потому что Сам Бог свыше посылает Имя чрез Ангела Иосифу. Ибо это не просто было имя, но сокровище безчисленных благ» (Его же. Изд. 7. М. 1899 г. Ч. 1. с. 62. Бес. на Евангелие от Матфея).

Об Имени Божием приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский так говорит: «Господь при безконечности Своей такое  простое Существо что Он весь бывает в одном Имени «Господь», в одном Имени «Троица»; или в Имени «Иисус Христос»4. «В Имени «Иисус Христос» весь Христос, Душа и тело Его, соединённые с Божеством»5. «Он (Бог) весь в принадлежащих Ему Именах»6.

 

            7) «Св. Иоанн Златоустый: «Иисусом назван для того, чтобы под именем «Иисус» скрыть от диавола Его Божество».

            Возражение: Не сказал Святой: скрыть от диавола, что Он – Бог, но – Божество. Из этого текста, во-первых, видим, что Иисус назван «Божеством». Значит, слова Бог и Божество – синонимичны. Значит, Бог может называться и Божеством, а Божество – Богом. Это к тому, что имяборцы говорят, что слово Бог относится к Существу, а Божество – к действиям Существа. А так как по их учению действие Божие есть лишь только Божество, то оно и не есть сам Бог. То есть, они не признают Богом действия Существа Божия. А так как Имя Божие имяславцы признают – действием Божиим, а по учению их действия Божии – не Бог, значит, и Имя Божие не есть Сам Бог.

            Св. Иоанн Златоустый ясно говорит, для какой цели Господь наш назван Иисусом – чтобы скрыть от диавола Его Божество – но в смысле сего текста нет и тени намёка на то, что Имя Иисус не предвечно. Напротив, св. Иоанн Златоустый утверждает ту истину, что Имя Иисус предвечно, ибо говорит: «Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения… и проч. см. парагр. 4.

            О вечности Своего Имени свидетельствует Сам Бог говоря: «Живу Аз и присно живет Имя Мое» (Числ 14,21). «Сие Мое есть Имя вечное» (Исх 3,15). «Прежде Солнца пребывает Имя Его» (Пс 71,17). «От века Имя Твое – Искупитель наш» (Ис 63,16).

            До воплощения Бога, т. е. в В. З. имя «Иисус» бытовало среди людей, как имя простое, человеческое, которым назывались люди. А в Боговоплощении это Имя уже стало иметь высокое значение и явилось уже не простым человеческим именем, но Богооткровенным, и по слову св. Димитрия Ростовского - предвечным, и по смыслу своему – Божественным, ибо означало «Спаситель», «Искупитель», Спасение, Искупление, и потому оно является Божественным и Богом. В Новом Завете запрещается именовать людей сим Божественным Именем «Иисус», которое есть Бог.

            Но вышеприведённый имяборцами текст Златоустаго наводит на мысль: а разве не знал диавол с Кем он, противник, имеет дело, т. е. что Иисус Христос есть Бог, когда сам бес исповедывал Его: «знаю, кто Ты – Иисус Сын Божий, чего Ты прежде времени пришёл мучить меня?». Из истории с сынами Скевы бесы знали уже Иисуса, как своего сильного противника, т. е. как Божество, или Бога. Так что надо ли имяборцам основывать своё неверие в Божество Имени «Иисус» этими частными словами св. Иоанна Златоустого, когда даже бесы веровали и исповедывали Его? Неужели имяборцы хуже бесов? Действительно, бесы исповедали Имя Иисуса – Сыном Божиим, а имяборцы отрицают Его Божество.

            Мы имеем и другие свидетельства: «Имя Иисус братья богоубийц принимают за имя человека»1 говорит Блаженный Феофилакт Болгарский.

            О предвечности Имени Иисусова говорит и св. Димитрий Ростовский: «Сие спасительное Имя Иисус, прежде всех век в Тройческом совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавление»2.

 

            8) Св. Иоанн Златоустый: «Господь назван Иисусом Христом, потому что облёкся в плоть. Иисус – имя Его плоти».

            Возражение: Во-первых, автор сфальсифицировал текст святого. Златоуст говорит, что «Иисус» имя Его по плоти». А  автор слово Златоуста передаёт так: имя Иисус – имя Его плоти», и получил, что хотел, выходит, по нему, Имя Иисус Божеству непричастно… Значит, оно не Божество, а человечество…

            Св. Златоуст своими словами не даёт никакого повода утверждать о не предвечности Имени Иисус. Имяборцы же, к стыду своему, привели сии изречения святого в опровержение Божественности и предвечности Имени Иисусова и обнаруживают полное неверие своё во Имя Божие. Но страшно противу рожна прати. Страшно даже подумать о таком мудровании их! Они стремятся разделить Имена Сына Божия, которые у Него все равночестны. Мудрствовать же об Именах Божиих и думать, что Имя «Иисус» относится к человечеству Сына Божия, а «Христос» к Божеству Его – значит подпадать анафеме:

 «Те, кои каждое естество Господа именуют отдельным именем, т. е. «Иисусом»   человеческое, а «Христом» Божеское, подпали под 4-ю анафему 3-го Вселенского Собора (Ефесского), который гласит: «Кто выражения, находящиеся в писаниях евангельских и апостольских, сказанные о Христе, либо Им Самим о Себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божия разумеваемому, а другие, как Богоприличные, одному только Слову, сущему от Бога Отца, тот да будет анафема»3.

 Св. Иоанн Златоустый об Именах: Христос, Сын, Иисус, Господь говорит, что «все эти Имена суть общие и выражают собою оба естества» (Т. 3. с. 814).

Ещё об этом см. в параграфе 5 - св. Никифора Константинопольского.

 

            9) Св. Иоанн Дамаскин: «Господь принял название Христа не до воплощения, как лжемудрствуют некоторые… Слово тогда получило название Иисуса Христа, когда оно стало плотию».

            Возражение: Значение слов этого текста не относится к вопросу – да никто из нас никогда не говорил не согласно с учением сего святого (Полнее же объяснено в парагр. 21-22).

            Пророк Ездра ещё в Ветхом Завете упоминал об Иисусе, и о Христе: «Открыется Сын Мой Иисус…И умрет Сын Мой Христос»1. Однако сказаны эти слова от Имени Бога – Отца.

            Так же и св. Пророк Исаия говорил: «Ты, Господи, Отец наш, от века Имя Твое – Искупитель наш»2. Искупитель или Спаситель, с еврейского, значит – Иисус.

            Св. муч. Иустин Философ доказывет,  что Имя Иисус есть предвечное Имя Сына Божия3.

            Он доказывает, что «религиозно-нравственные истины суть Глаголы Слова4.

            Он же пророческими текстами доказывает Божество Господа Иисуса Христа и имени Его - Иисус5.

            Из творений св. Иустина, великого Апологета первых веков Христианства вытекают следующие положения:

1) Имя «Иисус» - предвечно принадлежало Иисусу Сыну Божию, и таинственно предуказывалось в пророчествах, в коих Бог называл сие имя – Мое Имя».

2) Имя Иисуса Христа есть неизреченная Божеская сила, а, следовательно, в нем сокрыта энергия Божества.

3) Имя Иисуса было проповедью Апостольской, наравне с проповедью Его воскресения. Первобытная Церковь во исполнение заповеди Господней  веровать во Имя Его (1 Ин 3,23) живо веровала во Имя Распятого и Воскресшего. Иисуса Христа и обожествляла сие Имя.

4) Именем Иисуса Христа освящаются Таинства и просвещаются крещаемые в Таинстве Крещения, наравне с Именем Отца и Сына и Святаго Духа.

5) Религиозно-нравственные истины в человечестве суть словесная энергия Божества и Бог, приобщавшийся человечеству Божественною Энергиею Глаголов Своих с самого начала человечества. Истина есть Бог, Имена Божии не суть прозвища и клички, подобные собственным именам языческих богов, но суть изъявления истинных, Богооткровенных свойств Божиих, суть истина Богооткровенная о Боге и следовательно – Бог.

            Таково было верование св. Иустина, во Имя Божие и во Имя Иисуса Христа. Но как мы видим из сочинений имяславцев, они исповедуют точь в точь то же самое, и называют Имя Божие: «Истиною о Триипостасной Истине». Исповедуют творение чудес Именем Иисуса Христа; исповедуют предвечность сего Имени, как Энергии Божества, как Истины Богооткровенной; исповедуют зиждительную, церковно-таинственную силу сего Имени, употребляемого с Именем Отца и Сына и Святаго Духа в Таинствах, исповедуют, что Имя сие равно относится и к Божеству и к человечеству Господа нашего  Иисуса Христа.

            И так мы видим, что имяславцы нашли полное и совершенное подтверждение своему образу мыслей об Имени Божием и об Имени Иисусовом в словах святого Иустина-философа. Но каким же образом, как мы видим из сочинений имяборцев, последние также опираются на авторитет святого Иустина, находя в тех же его сочинениях якобы подтверждение тому, что Имени Божиему не подобает ни Божественное достоинство, ни Божественная сила, ибо у Бога Имени нет, и Имя Божие не есть Бог, ибо у св. Иустина сказано – Бог не есть Имя»?

            Действительно, сии последние слова находятся в сочинениях св. Иустина, но поняты они имяборцами совершенно неправильно. Разъясним же сие вольное или невольное заблуждение имяборцев.

            Дело в том, что язычники клеймили христиан, как безбожников, за то, что они ихних богов именовавшихся многоразличными именами, не почитали, но веровали в какого то неведомого Бога, у которого даже нет собственного Имени или прозвища, подобно тому как таковое имел каждый языческий бог. В оправдание того, что истинный Бог наш не только не имеет, но и не может иметь никакого прозвища, или собственного имени, св. Иустин и говорит слова, приводимые ниже.

            В конце 5-й главы 2-й Апологии св. Иустин доказывает, что языческие мифические боги произошли от бесов, и ангелы сатаны изобрели собственные имена их. Мифологи – каждого (описываемого ими бога) называли таким именем, – пишет он, – «какое кто из ангелов (сатаны) давал себе и своим сынам. Напротив, Отцу всего, нерожденному, нет определённого имени человеческого подобно тому, как таковое имели языческие: Плутон, Посейдон, Зевес и прочие). Ибо если бы Он назывался каким  нибудь именем, то имел бы кого либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов Отец, Бог, Творец, Господь и Владыка, то это не суть имена (собственные, но нарицательные), но названия, взятые от благодеяний дел Его. И Сын Его - Который один только называется собственно Сыном - Слово, прежде твари сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он всё создал и устроил - хотя и называется Христом, потому что помазан, и потому что чрез Него Бог устроил всё, но и это самое Имя содержит неизвестное значение, также и наименование «Бог» не есть имя, но мысль, всаждённая в человеческую природу, о чём то неизъяснимом. Но Иисус имеет Имя и значение и человека, Спасителя; ибо Он и сделался человеком, как я уже сказал, и родился по воле Бога-Отца ради верующих в Него людей и для скрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцелялись и ныне ещё исцеляются множество одержимых демонами во всём мире и в вашем городе, заклиная Именем Иисуса Христа распятого при Понтие Пилате, между тем как они не были исцелёны всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями - и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» (с. 111). Итак, что же этими словами хочет сказать св. Иустин? – не иное что, как только то, что Бог-Отец прозвища или собственного Имени не имеет, но именуется по Свойствам Своим,  и посему Имя «Бог» - не есть имя» - из начала предложения, которое полностью гласит: «Бог не есть имя, но мысль, всаждённая в человеческую природу о чём-то неизъяснимом». Итак, говорит ли здесь св. Иустин о том, что существо Божие не есть имя, но мысль? – Конечно, такой безсмыслецы он не говорит, будто бы существо Божие было «мыслию, водружённой в человечество о чём-то неизъяснимом». Но эти слова имеют совершенно ясное значение, что слово «Бог», коим именуется Отец всяческих, не есть Его собственное имя, коего и нет и быть не может, но есть лишь идея, выражающая истинное свойство Его непостижимости. Дальше же св. Иустин продолжает, и говорит, что Сын Божий Иисус Христос имеет собственное Имя «Иисус», что сие Имя имеет смысл – Человека, Спасителя», что сие Имя служит лучшим доказательством Божества и Воскресения Иисуса Христа, ибо есть явное для каждого язычника Божественная сила, которой трепещут демоны, которая превосходит силу всех возможных заклинаний и являет, что и Бог  есть Тот, Кому принадлежит Имя сие.

            Справедливость нашего понимания слов св. Иустина, что словами «Бог не есть имя», он только указал на то, что слово – «Бог» не есть собственное Имя Божие, но Имя Свойства Его, оправдывется и следующим местом в Увещании к Еллинам; Платон узнал в Египте, что Бог, посылая Моисея к Евреям, сказал Ему: «Я есмь Сый», из чего Платон понял, что Бог сказал пророку не собственное имя Своё. Действительно, Бога нельзя назвать никаким собственным именем, ибо имена существуют для обозначения и различения предметов при их множестве и разнообразии, но никого прежде не было, кто дал бы Богу имя, и Он не имел нужды давать Самому Себе  имя, будучи только один, как Он Сам свидетельстует чрез пророков Своих, говоря: «Я Бог первый и последний, и кроме Меня нет другого Бога». – Поэтому, как я выше сказал, Бог посылая Моисея к Евреям не упоминает ни о каком имени Своём, но таинственно обозначает Себя посредством причастия («Сый») и тем даёт знать, что Он есть един – «Я Сый» - говорит Он, противопоставляя Себя, как Сущий, тем, которые не существуют, дабы прежде заблуждавшиеся познали, что они были привязаны не к сущим, а к тем, которые не существуют» (с. 425).

            Итак, напрасна попытка имяборцев опереться в своём отметании Божества Имени Божия и Божественной силы Его Имени на св. Иустина: тот, который называет Богом всякую религиозную истину в людях, всякий глагол Божий, мог ли не почитать Богом Богооткровенную Истину о Самом Боге? Тот, который открыл, что в битве с Амаликом Евреи не верою или молитвою Моисея победили, но силою самого Имени Иисус, сопровождаемого знамением Креста, мог ли отметать Божественную силу Имени Иисус? Тот, Который говорит, что Церковь освятилась и совершилась Именем Иисуса, мог ли отметать освящающее значение его в Таинствах? Тот, который доказал, что Бог искони в пророчествах называл Имя «Иисус»- «Имя Мое», может ли почитаться единомысленным с имяборцами, почитающими Имя «Иисус», принадлежащим Иисусу Христу по человечеству, а не по Божеству Его и принадлежащим Ему лишь со времени Его зачатия?

         Итак, да «вложим» же и мы – «в уши свои Имя Иисуса» как то св. Мученик Иустин увещавает еврея Трифона. Да вложим же в уши наши и следующие слова св. Иустина: надобно прилепиться к истинному и неизменному Имени единого Бога, которое проповедуется не моим только голосом, но и теми,  которые вводят нас в первоначальное образование, дабы праздно проведя время этой жизни, не отдать нам Судии отчёта не только как неведающим небесную славу, но и как не благодарным» (с. 463).

            Иисус Христос есть Небесная Слава, таково есть и имя Его.

            Иисус Христос проповедывался первоначально образовавшими  Церковь пророками, а посем Апостолами. Теми и другими проповедывалось и Имя Его, к которому, да прилепляется каждый Христианин, а наипаче каждый монашествующий по заповеди Апостола: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» (1 Ин 3,23). Аминь»1.       

Ни в одном из приведённых текстов святых отцов не говорится, что Имя Божие не есть Сам Бог. А обратное святыми отцами прямо утверждается. Например: Блаж. Феофилакт Болгарский: «Имя Иисуса есть Бог, равно как и Имя Отца и Имя Святаго Духа»2.

            А Имя Божие, оно же Слово Божие, есть заглавие всей Священной Библии, то почему же оно не Бог? – потому что имяборцам так хочется?

            Св. Исихий Иерусалимский: «Имя Иисус есть Бог и Владыка»3.

            «Само Имя – Имя Божие есть не другое что, как Сам Бог. Что есть Бог, то есть и Имя Его, что есть Имя Божие, то есть – Он Сам. «Аз Господь Бог, - говорит Он, - сие есть Имя Мое». – Следовательно, мы, славя и почитая Имя Божие, славим и почитаем Самого Бога»4.

            «Имя Божие всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства…Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие то же, что непостижимое Существо Божие, открывающее Себя людям»5.

            Св. Иоанн Кронштадтский: «Имя Божие есть сам Бог»6.

            «Имя Господа есть сам Господь - Дух везде сый и вся исполняяй»8

            Св. Иоанн Златоустый: «Имя Бог, не больше Имени Господь и Имя Господь не меньше Имени Бог»9.

            Профессора С.Троицкого из его синодального доклада:

            «Имя Иисус, понимаемое в смысле откровения Божия о спасении человечества… есть сила Божественная или действие Божие, действие Святаго Духа, неотделимое от Него, так же как и творение чудес. Имя как откровение Божие есть действие Божие, ибо, как говорит св. Григорий Палама, «только посредством действия Божия неотделимого от существа Его, существо Его сообщается людям»1.

Всеми силами свящ. Петр Андриевский силится доказать недоказуемое, вопреки учению св. Церкви и св. отцов, будто бы Имя Божие не есть действие или энергия Божества. Ибо если это признать, то отвергать Божество действия Божия как неотделимого от самого Существа, значит, подпасть под церковную анафему гласящую так:

«Тем, которые, мудрствуют и говорят, что Имя Бог выражает только Существо Божественное и не исповедуют, по Богодухновенному и церковному мудрованию Святых, что Именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия – анафема».2

 

1 в феврале 1912 г.

1 См. «Итоги жизни». № 17. с. 7.

1 Православн. Церковь о почитан. Имени Божия и о молитве Иисусовой. Изд. «Исповедник». СПБ. 1914 г. с. 128-134

2 Деян. 9, 5

1 с. 129. Спб. ДА. 1907 г.

2 Лактанций. О ложной религии. Кн. 1. Предисловие.

3 Твор. ч. 5. М. 1863 г. с. 188.

4 Бес. 25 на текст: «Явих Имя Твое». Изд. 3. ч. 1. СПБ 1884 г. с. 187.

5 Троицк. Лист. т. .5. Изд. ТСЛ. 1896-1899 гг. с.137. 

6 Изд. 2.  1893 г. с. 298.

7 Ч. 17 Киев. 1903 г.  с. 315.

8 Ч.5. Киев. 1879 г. с. 446.

1 Ср. Моя жиз.во Хр. т. 1М. 1891 г. . с. 129. 

2 Его-же.  вып.5. изд. 2. СПБ. 1893 г. с. 30.

3 Ср. Св. Иоанн Злат. т.  9. СПБ.ДА.  1903 г. на Римл. 1;  Блаж. Феофилакт Болгар. На посл. К Римл. 1,5. с. 6.

4 Ис 42,7; Числ. 14,21.

5 Исх 3,14.

6 Ин 17,6,26

7 Мф 1,21

8 Бес. На Мф  ч. 1. с. 62.  Изд.7.  М. 1899 г.

9 Т. 2. с. 876. кн. 2. Изд. 2. Спб. ДА. 1899 г.

10 там-же, с. 862

1 Ин 17, 4 - 6

2 1Кор. 12,3. Приб. к Твор. св. Отцев в русск. Перев. изд. при МДА. Ч. 1. с. 82. М. 1843. Сл. на Благовещ.

3 Имяславие, изд. «Исповедник», СПБ.1914. с. 164.

4 Моя жизнь во Христе. Т. 5. ч. 2 с. 422 изд.2. Спб. 1892.

5 Там – же, с. 7. вып. 5.

6 Там-же, Т.1. с. 129. М. 1891.

1 Блаж. Феофилакт Болгарский. толков. на Дн 2,32.

2 Сл. на Обрез. Госп. 1-го Янв. Четь-Минеи.

3 Правосл. Догматич. Богослов. Митроп. Макария Моск. Т. 2. с. 84. Изд. 1883.

1 3 Езд 7, 28 - 29.

2 Ис 63, 16.

3 С. 255-256;  313;  343-344; 345; 348; 304; 336; 332; 334-335; 316-317.

4 С. 470;  469; 76-77; 115; 455; 449; 432;  275;  463-464.

5 С..253; 165, 166; 171-172; 177; 165; 191; 185-186; 137; 238-239; 217.

1 св. Мученик Иустин Философ об Имени Божием.  М. 1914 г. Книгоиздательство «Исповедник».

2  Казань. 1905 г.  на Дн 2,38. с. 52;   Т. 5. ч. 2.  Казань. 1905 г. с. 134.

3 Слав. Добротол. ч. 2. Изд. 4.  М. 1840 г. гл. 170. 

4 За сию книгу: «Собрание Церковных Поучений» свящ. Стратилатов удостоен премии Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. Поуч. 31. с. 102.

5 Троицкие Листк. т. 5. Изд. СТЛ. 1896-1899. № 835.  с. 137.

6 Моя жиз. Во Хр. Вып. 5. Изд. 2. СПБ. 1893 г.  с. 30.

8 там-же. с. 7.

9 Т. 1. СПБ. Д..А. 1898 г. с. 536.

1 Церк. Вед. № 20, 1913 г.. с. 908.

2  К.Никольский. «Анафематствование». с. 149. СПБ. 1879 г. 

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 243 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar