Приветствую Вас Гость!
Среда, 2024-05-15, 2:02 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 6-я глава 60 и 69
2016-04-02, 10:37 PM

Примечания:


Вернуться1 По результатам своих путешествий будущий о. Антоний издал несколько работ, которые были переизданы с купюрами, в 1970-80-е гг.: А. К. Булатович. С войсками Менелика II / Под ред., с предисл. и прим. И.С. Кацнельсона (М., 1971). Были опубликованы и некоторые архивные материалы, связанные с его путешествиями: А.К. Булатович. Третье путешествие по Эфиопии (М., 1987). Во вступительных статьях к этим книгам содержится биография о. Антония; наиболее подробно она изложена в отдельном издании: И. Кацнельсон, Г. Терехова. По неизведанным землям Эфиопии (М., 1975); там со множеством интересных деталей рассказана биография о. Антония до поступления в монашество, но описание его монашеской жизни и участия в споре об Имени Божием изложено очень скупо, всего на нескольких страницах в конце книги; очевидно, это следует приписать цензуре советских времен.

Вернуться2 См.: Начала. Религиозно-философский журнал № 1-4. Имяславие. Вып. I (М., 1996). Выпуск целиком посвящен имяславию и содержит много материалов по данной теме, в частности, письма иеросхимонаха Антония (Булатовича) и хронику Афонского дела, составленную С.М. Половинкиным; В.М. Лурье. Послесловие, комментарии // Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение / Пер. Г.Н. Начинкина, под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье (СПб., 1997) (Subsidia Byzantinorossica, С. 339-343, 393-396 (в Послесловии упоминается об имяславческом споре с богословской стороны, в связи с учением свт. Григория Паламы); Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России // Схимонах Иларион. На горах Кавказа (СПб., 1998) С. 901-930 (после выхода критической рецензии на эту книгу как раз и начались в 1912 г. споры об Имени Божием); Священник Павел Флоренский. Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича Новоселова с присоединением писем иеросхимонаха Германа Зосимовского, иеросхимонаха Антония (Булатовича), иеромонаха Пантелеимона (Успенского), В.М. Васнецова, Ф.Д. Самарина, Ф.К. Андреева, С.Н. Дурылина, И.П. Щербова / Общая ред. игум. Андроника (Трубачева) (Томск, 1998); совсем недавно издан сборник документов, относящихся к имяславческим спорам начала ХХ в.: Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910-1913 гг. / Сост. А.М. Хитров, О.Л. Соломина (М., 2001). Материалы о богословском споре об Имени Божием в начале ХХ в. и в наше время можно также найти на моем интернет-сайте: Богословский спор об Имени Божием: история и современность.
Вернуться3 Рецензия содержала несторианскую ересь и неправильное учение о молитве, о чем см. ниже.
Вернуться4 По благословению этого великого святого земли Российской о. Антоний принял монашество и удалился на Афон; св. Иоанн также предрек будущее исповедничество иноков Афонских, написав о. Антонию 1 октября 1908 г.: "Афонским инокам - венцы мученические" (автограф см.: Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества (Петроград, 1914), а также на логотипе форума "О Божественных Именах").
Вернуться5 Подробно об этих событиях см.: Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами на Святой Горе (Петроград, 1917).
Вернуться6 Русский инок (1912) № 4, 71-75, № 5, 57-59, № 6, 52-60; перепечатано в: Святое Православие и именобожническая ересь (Харьков, 1916), С. 1–17; далее итирую по этому изданию.
Вернуться7 В №№ 8 и 15 за 1912 г.
Вернуться8 Он называл их "шайкой сумасшедших", "безумцами", устроившими "хлыстовский бунт", а о. Антония - "честолюбивым гусаром", "очевидно ни во что не верующим" (см.: История афонской смуты или имябожеской ереси / Сост. монах Пахомий-афонец, с примеч. А.А. Павловского (СПб., 1914) 6 С. 2-64, 97) и вообще не стеснялся в выражениях, так что публикаторам его писем к афонским имяборцам пришлось даже заменить точками одно слово, которым он назвал о. Антония (см. там же, С. 64).
Вернуться9 Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковные Ведомости (далее - ЦВ) № 20 (1913) С. 277-278. Перепечатано в: Святое Православие и именобожническая ересь… С. 39-49.
Вернуться10 Константинопольский патриарх поспешил осудить учение имяславцев еще раньше Российского Синода, на основе отзыва Халкинской богословской школы, о чем см. ниже.

Вернуться11 См.: Дым отечества (1914) № 14-15.
Вернуться12 Отец Антоний всеми ночами молился вместе со своим келейником иеромонахом Филаретом, читавшим полунощницу, утреню и правило с канонами; соблюдал строгий пост, питаясь только овощами. Почти все остальное время он, превозмогая тяжелую болезнь глаз, печатал свои сочинения по имяславию и Афонскому делу. Спал он не более шести часов в сутки (см.: Дым отечества (1914) № 21).


Вернуться13 Цит. по: Начала… С. 23-24.


Вернуться14 Впрочем, это постановление до провинции почти не доходило, и там имяславцев продолжали считать еретиками и притеснять.
Вернуться15 См.: Начала… С. 24-26.
Вернуться16 Цит. по: Начала… С. 33-34.
Вернуться17 Известно только письмо еп. Ювеналия Патриарху Тихону, которое, видимо, стало одним из толчков для восстановления общения имяславцев с патриаршим Синодом.
Вернуться18 Отец Антоний ничего не писал, не найдя тому подтверждения у свв. отцов (наиболее самостоятельной в плане богословия его работой, где он излагает свои собственные мысли, является "Моя мысль во Христе", но и там он учит в согласии с церковным учением). В этом он с самого начала разошелся с о. П. Флоренским, имевшим уклон к магизму. Так, 2 декабря 1912 г. о месте со звуками Его: "Я очень охотно готов этому верить, но пока не имею достаточных данных, чтобы это утверждать. У св. Симеона Н<ового>. Б<огослова> ясно названа Богом - Истина Божия. Звуки по строению своем не суть ни существо, ни вещество, но дрожание воздушной волны, следовательно, о преложении сего колебания во Христа едва ли может быть речь. Наконец, звуки не суть принадлежность необходимая Имени Господня и вообще слова, ибо слово действует в уме и беззвучно. Поэтому я скорей склонен смотреть на звуки так же как на буквы, т.е. как на условные знаки. Но Истина Божия во Имени есть Сам Бог ПО СУЩЕСТВУ, КАК СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ БОЖЕСТВА" (Священник Павел Флоренский. Переписка... С. 78). Впоследствии, не найдя подтверждения магическим воззрениям Флоренского у свв. отцов, о. Антоний никогда не принимал их. Флоренский же продолжал развивать оккультные теории и впоследствии; примерно в этом же направлении развивалась мысль Булгакова и Лосева (впавших в конечном счете в ересь софианства), вследствие чего Флоренского, Лосева и Булгакова с их последователями и можно назвать в собственном смысле слова "имябожниками") (Это личное мнение автора, - прот. К. Б.).
Вернуться19 См.: Святое Православие и именобожническая ересь... С. 28.
Вернуться20 Здесь и далее примечания в квадратных скобках мои.
Вернуться21 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами на Святой Горе… С. 117.
Вернуться22 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе... С. 6-7.
Вернуться23 В своем докладе, который был напечатан в приложении к ЦВ № 20 (1913), а затем переиздан: Архиепископ Антоний. О новом лжеучении, обоготворяющем имена и об "Апологии" Антония Булатовича // Святое православие и именобожническая ересь... С. 78-101; цит. С. 93.
Вернуться24 Деяния Вселенских Соборов. Т. IV (Казань, 1908 [репр.: СПб.: Воскресение, 1996]) С. 540-541.
Вернуться25 Деяния Вселенских Соборов... Т. IV. С. 574-575.
Вернуться26 Цитирую по изданию: Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения (СПб., 1893 [репр.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993]).
Вернуться27 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами на Святой Горе… С. 117.
Вернуться28 Опровержение и низложение нечестивых и стихотворных произведений Иоанна, Игнатия, Сергия и Стефана, новых противников Христа // Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. Т. I-II (СПб., 1907-1908). Т. I. С. 202-203.
Вернуться29 О связи имяславия и иконопочитания см. также: Е. Павленко. Имяславие и византийская теория образа // Богословский сборник. Вып. VIII (Москва, 2001) С. 56-69.
Вернуться30 См.: Иеросхимонах Антоний [Булатович], Афонское дело (Петроград, 1917) С. 8-9.
Вернуться31 Статьи были опубликованы в Прибавлениях к № 20 ЦВ.
Вернуться32 См.: Письмо И.П. Щербова о. Павлу Флоренскому от 11 мая 1913 г. // Священник Павел Флоренский, Переписка… С. 97.
Вернуться33 Святое Православие и именобожническая ересь...
Вернуться34 Между прочим, совершивший таинство Крещения
в чине омытия новокрещенного и миропомазанного, священник говорит ему: "Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего". Очевидно, что здесь разумеется Имя Божие не как звуки и буквы, а как энергия Божия – Бог.
Вернуться35 Препп. Каллист и Игнатий. Наставление для безмолвствующих, 49 // Добротолюбие, Т. 5. Эти отцы приводят не собственные свои слова, а наставления прежде бывших отцов, которые к концу XIV в. получили в Православной Церкви всеобщее признание.
Вернуться36 В. Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием (Москва, 1917) С. 18, 21.

Вернуться37 Архиеп. Антоний просто выливал на них целые потоки ругани: "нелепое учение", "верх безумия", "дебри суесловия", "хитрость", "наглость", "крайнее невежество", "лживость", "неискренность", "словесные фокусы", "фальшивая книга", "нелепые вымыслы", "хлыстовские воззрения", "бред сумасшедших", "самочинный пустынник" - вот далеко не полный перечень эпитетов, которыми он награждает оо. Антония и Илариона; при этом сколько-нибудь глубокого богословского анализа учения имяславцев в докладе архиеп. Антония практически не содержится.
Вернуться38 Тем более по отношению к Богу, который троичен в Лицах и един по существу.
Вернуться39 Текст доклада воспроизведен в: Архиепископ Никон. Великое искушение около святейшего Имени Божия // Святое Православие и именобожническая ересь... С. 50-78; цитирую по этому изданию (ссылки на страницы в тексте после цитат). Перепечатан также: Начала… С. 89-135.
Вернуться40 Я указала не все догматические заблуждения Послания. Более подробный разбор этого документа сделал иеромонах Григорий (Лурье), см.: Dialogue 1b, п. 3.1.1 и Dialogue 2b, п. 2.2.2.
Вернуться41 Отец Антоний (Булатович) в книге "Моя мысль во Христе" сделал подборку церковных песнопений о Божестве Св. Троице, сопроводив ее прекрасным истолкованием в святоотеческом духе. Вот один пример: "В... троичном каноне [на воскресной полунощнице] 5-го гласа говорится: «Свет нераздельный единаго Естества, Разделенный начертаньми, Трисиянный, невечерний, мое сердце Твоими лучами озари» (Песнь 5, тр. 3). Итак, снова видим мы, что Церковь обращается прямо к Энергии Божества, именуя сию Энергию «Светом нераздельным единого Естества». - Очевидно, что Существо Божие именуется здесь «Естеством», а «Свет» сего Божественного «Естества» - есть несомненно Его Энергия, к которой и направлено наше моление". Остается только удивляться: неужели упорно утверждавшие, что "Божество - не Бог", никогда не читали и не слушали церковных служб и не вникали в то, что там говорится?
Вернуться42 Далее цитирую его доклад по книге "Святое православие и именобожническая ересь", ссылки на страницы приводятся в тексте после цитат.
Вернуться43 Которым, кстати, эти Имена были открыты Самим Богом в то время, когда евреи были богоизбранным народом.
Вернуться44 Митрополит Антоний. Догмат Искупления // Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VIII (Нью-Йорк, 1961), С. 145-146.
Вернуться45 Чье "житие же и слово", как говорит Церковь в синаксаре на утрени 2-й недели Великого Поста, было «якоже слово некое и печать жития и слова святых», т.е. является их совершеннейшим выражением, не имеющим недостатка в изъяснении Православной Веры и догматов ее.
Вернуться46 Воспроизведена: С. Троицкий. Афонская смута // Святое Православие и именобожническая ересь... С. 101-148; далее ссылки на страницы в тексте после цитат. Переиздана: Начала… С. 136-175.
Вернуться47 Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе... С. 5. В этой книге о. Антоний на основании Евангелия и Посланий апостольских показывает, что "Слово Божие живо и действенно" и есть энергия Божия и Сам Бог, и что Апостолы, проповедуя Слово Божие, относились к ним не как просто к "словам о Боге" (как то утверждали имяборцы; в Послании Синода (ЦВ, 282) об этом говорится: "слов, исходящих из уст человеческих, хотя бы и о Боге, нельзя приравнивать к словам, исходящим из уст Божиих"), а как к Самому Богу, который пребывает в Евангелии энергией Своей. Вот, например, слова апостола Петра: "Порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки... Глагол же Господень пребывает во веки. Се же есть глагол, благовествованный в вас" (1 Пет. 1:23,25).
Вернуться48 Имяборцы очень возмущались этим высказыванием (оно упомянуто и в Определении Синода), говоря, что молитва действенна и привлекает благодать Божию лишь при благоговейном и внимательном произнесении. Должно быть, они не читали или позабыли учение свв. Отцов о том, что внимательная молитва не достигается вдруг, а есть дар Божий, подающийся тем, кто хоть как-то, хоть невнимательно сначала и холодно, но понуждает себя на молитву. Свв. Варсонуфий и Иоанн (Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников) говорят о молитве: "Вопрос 718: Когда молюсь или упражняюсь в псалмопении и не ощущаю силы произносимых слов, по причине сердечного нечувствия, то какая мне польза от сего? Ответ: Хотя ты и не ощущаешь (силы того, что произносишь), но бесы ощущают ее, слышат и трепещут. Итак, не переставай упражняться в псалмопении и молитве, и мало помалу, помощию Божиею, нечувствие твое преложится в мягкость". Тут же, кстати, свидетельствуют Отцы и о силе молитве, которую она имеет сама по себе, независимо от горячности молящегося, - прямо противоположно умствованиям инока Хрисанфа в упомянутой рецензии, где он пишет: "Никак не сами по себе эти имена [Божии] имеют могущественную и чудодейственную силу, ...ибо если их в молитве произносят без всякого чувства и внимания, то они не производят благодатного действия... молитва только пламенная и усердная доходит до Бога" (Святое Православие и именобожническая ересь... С. 5). И св. Николай Кавасила говорит: "…Самое имя Спасителя, которое, будучи призываемо, имеет силу во всем, не у всех в устах одинаково обнаруживает свою силу" (Слово V, 32) (Николая Кавасилы. Семь слов о жизни во Христе (Москва, 1874 [репр.: Москва: Паломник, 1991]
Вернуться49 Отец Антоний, между тем, так объяснял употребление им выражения "Имя Божие есть Сам Бог": "Из Константинополя получил сообщение, что Патриарх высказывал, что Господь есть Бог и Имя Его есть Бог, но говорить «Сам Бог» - неправильно, ибо это имеет усиливающий смысл и относит слово Бог как бы к самой Сущности Сущего. Но я до сих пор именно употреблял не просто «Бог», когда говорил об Имени Божием, но - «Сам Бог» - именно ради ослабления решительности наименования и недопущения воображать во Имени Божием какого-либо особого Бога, кроме того же Самого Единого" (Письмо о. Антония о. П.Флоренскому от 8 апреля 1913 г. // Священник Павел Флоренский. Переписка. С. 91-92.
Вернуться50 Святое Православие и именобожническая ересь... С. 29, 32-33.
Вернуться51 Святое Православие и именобожническая ересь... С. 33-36.
Вернуться52 Например, св. Феодорит Кирский писал: "И благословено имя славы Его во век и в век века. Посему всем надлежит песнословить Его. Ибо, если не знаем естества Его, как неприступного, то изучили спасительное имя Его". (Изъяснение псалма 71-го, 19 // Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита, Епископа Кирского (Москва, 1997) С. 341.). Т.е. хотя естества Божия мы не знаем, но энергия Божия - Его Имя - доступны нам.
Вернуться53 Такие, как будущий епископ и новомученик Василий (Зеленцов), написавший работу с обвинениями в адрес «имебожцев»: Общая картина отношений русской Высшей Церковной Власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием // Богословские труды 33 (1997), С. 165-205. Сочинение это содержит все тот же стандартный набор ложных имяборческих обвинений против о. Антония, а кроме того, обвинение против св. Царя-мученика Николая в "насилии над Церковью" (имеется в виду требования Государя пересмотреть дело об осуждении имяславцев), приравнивая его повеление к "экфесису" византийского императора Ираклия во времена монофелитских споров (С. 168). Никакого святоотеческого анализа учения имяславцев и их противников автор не делает, исходя очевидно из той посылки, что Синод не мог ошибаться.
Вернуться54 Святое Православие и именобожническая ересь... XLI-XLII. Статья написана, вероятно, по поводу пересмотра дела имяславцев Московской Синодальной Конторой.

См. также:

 

За последние годы были переизданы некоторые основные источники в поддержку "имяславия" и в поддержку синодальных решений

 

 

Глава 7

ХРОНИКА АФОНСКОГО ДЕЛА     

С. М. Половинкин

(Из книги: «Священник Павел Флоренский. Переписка с М.А. Новосёловым». Вып. 2. Томск. 1998 г.).

Старец Оптиной пустыни о. Варсанофий (Плиханов,1845-1913) рассказывал о старце Дисидерии, который переселился с Афона на Кавказ, где удалился в горы. Его ученик о. Иларион был с ним до самой его смерти. "Беседы его он постепенно записывал, и когда к нему пришел третий афонец о. Венедикт, то нашел все эти беседы в рукописях. Ему пришло в голову издать их, и с этим предложением он приезжал к нам в скит. Не имея средств достаточных для этого предприятия, я направил его к великой княгине Елизавете Федоровне, которая и доставила ему возможность издать эту прекрасную книгу. Несколько экземпляров ее есть у меня, и я могу дать кое-кому. Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания. Она должна доставить громадную пользу людям, имеющим склонность к созерцательной жизни. Дай Бог, чтобы чтение это принесло вам не только высокую духовную радость, но также и помощь в деле спасения своей души." [III, с.204-205]. Так появилась в печати книга схимонаха Илариона "На горах Кавказа".

1907

Выход в свет книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа". Книга рассылается по монастырям, в т. ч., и афонским. Рассылая книгу, о. Иларион просил отзывов. Прежде других на Афоне с книгой ознакомились иноки Фиваидского скита Пантелеимонова монастыря, ибо о. Иларион вышел из этого скита. Её читают и одобряют многие монахи. Патриарх Иоаким III первоначально одобрил книгу о. Илариона [80, 6 сент.].

1909

Игумен Пантелеимонова монастыря - о. Мисаил, старший духовник о. Агафодор, который "поручили о. Хрисанфу (Минаеву) – схимонаху Ильинского скита [83, с.7] раскритиковать" [82, с.13] книгу о. Илариона. Появилась рукопись рецензии о. Хрисанфа на книгу о. Илариона "На горах Кавказа". О.Агафодор дал читать тетрадь с рукописью о. Мартиниану, который от возмущения лишился сна, а после написал письмо, в котором обличал "разрушительное зломыслие" о. Хрисанфа. Письмо было подписано о. Измарагдом, о. Иринеем и о. Мартинианом [82. с.7]. Рукопись рецензии о. Хрисанфа была направлена архиеп. Антониню Волынскому и о. Илариону. Игумен Андреевского скита Ватопедского монастыря Иероним дал читать книгу о. Иларинона о. Антонию (Булатовичу), сказав, что она "вредна и написана в духе Фаррара" и что нужно изложить о ней суждение [83. с.13]. О. Антоний (Булатович) "первое время был на стороне мoнaxoв-интeллигeнтoв и сам посмеивался над "фиваидскими мужичками" <...>, выдумавшими "свой догмат" [70. c.143]. Начинается разделение монахов на сторонников и противников книги о. Илариона и, соответственно, рецензии о. Хрисанфа. Простые, необразованные иноки приняли книгу о. Илариона, их возмутила рецензия о. Хрисанфа. Их противниками были интеллигенты или полуинтеллигенты. Имяславцы обвиняли зачинщиками смуты о. Агафодора, о. Хрисанфа, о. Алексея (Киреевского).

1910

Вышло 2-е издание книги о. Илариона с возражениями на, пока рукописную, рецензию о. Хрисанфа [2]. Споры обострились и перекинулись с Фиваидского на другие скиты. Жалоба на преследования имяславцев-простецов Андреевского скита сенатору П. Б. Мансурову [82. с.10-11].

1911

"Исповедание" афонских имяславцев [82. с.16].

Осень: попытка умиротворения.

"Послание" игумена Мисаила, где он "под страхом отлучения от причастия, воспретил в скиту разговаривать даже на духу с духовниками об имени Иисусовом" [82. с.18].

Март 1911 — январь 1912   о. Антоний (Булатович) в Эфиопии.

1912

8 января -- о. Антоний (Булатович) возвратился на Афон и возглавил имяславцев [82. с.22-23; 83, с. 13-18].

Первые печатные выступления о. Антония в защиту имяславия: "О почитании Имени Божия" (журн. Андреевского скита на Афоне "Наставления и утешения Св. веры xpистианской", 1912, апрель - под псевдонимом "Святогорец") [83. с.77-81]. "О молитве Иисусовой" [83. с.81–86]. Откровение о. Антонию [82. с.29].

Февраль — март - в Почаеве в Журнале "Русский Инок" появилась без подписи "Рецензия на соч. схимонаха о. Илариона, называемое: "На горах Кавказа" инока Хрисанфа [4]. "Копия рецензии инока Хрисанфа на книгу "На горах Кавказа" и отзыва архиепископа Антония, с возражениями переписчика" [83. с.81-112].

7 мая - письмо о. Антония (Булатовича) к владыке Антонию (Храповицкому) от имени имяславцев с просьбой напечатать его в "Русском Иноке" за подписью "Иноки Афонские" [82. 0.31-34]. Отказ владыки Антония при "ласковом письме" [82. с.35]. Напечатано 14 мая 1913 г. [20].

Май - в "Русском Иноке" № 10 появилась статья Арх. Антония "Еще о книге схим. Илариона "На горах Кавказа": "Самое имя Иисуса не есть Бог..." [5. с.62].

Митрополит Вениамин (Федченков) в книге "Протоиерей Иоанн Сергиев" (рукопись 1954 г.) писал: "Наконец, упомяну об одном печальном факте. Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских "имябожников", - оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог, "На горах Кавказа", и с коей собственно и началось противное течение. Однажды, когда митрополит Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним на обеде начала разговор Елизавета Федоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Федоровны, ответил ей, что он сам-то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер! <...> Митрополит Антоний (Храповицкий) как главный противник этого учения известен был не только резкостью н легкомыслием (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и — склонностью допускать в своих воззрениях и объяснениях человеческую мысль, так называемую "нравственно-психологическую" концепцию. И нередко он переходил религиозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношении вообще догматов: в особенности же - в ложном, человеческом истолковании искупления" [92. с.426].

В ответ о. Антоний пишет краткое сочинение, которое затерялось [83, с.112]. После этого о. Антоний пишет "Апологию веры в Божественность Имен Божиих и Имени "Иисус". (Против имяборствующих)", которое распространяет в литографированном виде.

Июнь — о. Варсонофий Оптинский послушнице Казанского Головина монастыря Елене Шамониной о книге "На горах Кавказа": "Вот дело то какое выходит. Оказывается, есть там неправильности. Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе, именуемом. Вот оно, что. Оказывается, предисловие этой книги все бы выкинуть надо, но сама по себе книга хорошая!" [134. с.533].

23 июля - поставлено в конце этого сочинения [9]. Это день иконы Владимирской Богоматери.

24 июля - игумен Иероним, по требованию вл. Антония, потребовал от о. Антония прекращения писательства и разрыва отношений с имяславцами Фиваидского скита [82. с.44-45].

25 июля - игумен Иероним приказывает сжечь "Апологию", но о. Антоний отказался подчиниться. В ответ игумен Иероним запретил о. Антонию священнослужить и причащаться. О. Антоний оставил Андреевский скит и был принят в Благовещенской келии старцем Парфением [82, с. 45-46; 83, с. 25; 70, с.144].

Начало августа - покинул Афон еп. Трифон (Туркестанов), выразив сочувствие имяславцам и посоветовав о. Алексею (Киреевскому) удалиться с Афона, что тот и сделал [83. с.27].

20 августа - имяборцы Пантелеимонова монастыря во главе с игуменом Мисаилом составили «Акт о недостопоклоняемости Имени "Иисус"» [82. с.54-55]. Добивались подписи всех старцев. Обличение схимонаха Досифея сорвало этот замысел. О. Досифей вынужден был бежать из монастыря, что явилось новым толчком к возмущению [83. с.33-34].

Август — о. Алексей (Киреевский) и о. Кирик поехали в Константинополь к Патриарху Иоакиму III добиваться осуждения имяславцев. Жалоба послу России в Константинополе М. Н. Гирсу на имяславцев.

13 августа - письмо о. Антония (Булатовича) Патриарху с просьбой защитить имяславие [82. с. 66-68]. Вслед - письмо монахов-имяславцев Патриарху [82. с.68-70].

Август -   Архиепископ Антоний «Письмо в редакцию "Русского Инока"»: "На Афоне продолжаются распри по поводу книги впавшего в прелесть схимонаха Илариона: "На горах Кавказа", весьма сходной с хлыстовщиной..." [6. с.601].

12 сентября - Послание Патриарха Иоакима III на Афон с запретом чтения книги о. Илариона "На горах Кавказа" за подписью "Константинопольский во Христе молитвенник" [82. с.71]. Разбор послания сделан о. Антонием (Булатовичем) и послан Патриарху [82. с.76-77].

12 сентября — жалоба о. Антония (Булатовича) на архиепископа Антония (Храповицкого) Патриарху и Обер-Прокурору Св. Синода [82. с.80-83].

Октябрь — столкновения на почве почитания Имени Божия игумена Иеронима с братией Андреевского скита. Появляется "крамольная бумага", в которой содержится призыв за ужином по сигналу удара в тарелку бить сторонников игумена Иеронима. Имяславцы приписывали ее происхождение имяборцам, а имяборцы - имяславцам. Братия на ужин не пошла [83. с.31-32].

9 октября — началась 1-я Балканская война между Турцией и Балканским союзом (Болгария, Сербия. Черногория и Греция). Итогом войны была потеря Турцией почти всех европейских территорий.

2 ноября — греческий десант занял Афон, изгнали турок [8. с.83]. В 12 ч. дня близ Афона показался греческий миноносец "Фиэлла", с которого в пристань Дафна высадился десант из 67 человек. Они подняли над пристанью греческий флаг. Старший офицер "Фиэллы" Телемах Курмулис стал временным правителем Афона. Турки сдались без сопротивления.

3 ноября на транспорте прибыл греческий десант около 800 человек, который направился на Корею. Прибыл отряд болгарских войск около 70 человек [127].

13 ноября - смерть Константинопольского Патриарха Иоакима III.

19 ноября - игумен Иероним выехал в Македонию по делам.

30 декабря - о. Антоний (Булатович) собирался уехать с Афона, но чудесным образом остался [83. с.43].

1913

7 января — игумен Иероним вернулся в Андреевский скит и сразу почувствовал недоверие, к нему братии [70. с. 146].

8 января — игумен Иероним созвал собор из 80-ти старшей братии для изгнания активных имяславцев из скита. Столкновение на соборе игумена Иеронима с о. Давидом. Изгнание не удалось. Недовольство игуменом Иеронимом со стороны братии возросло [83. с.38-39; 75, с.764-766].

9 января – собор в присутствии 4-х ватопедских проэстосов. Игумен Иероним низложен. Новым игуменом избран о. Давид [83. c.39 – 41; 75. с.766-7681].

10 января — Игумен Иероним со сторонниками передают жалобу в Ватопед, в ведении которого находился Андреевский скит, и просят помощи у консула Беляева в Салониках [83. с.42; 75, с.769].

Заявление о смене  игумена Иеронима: "Я, нижеподписавшийся, верую и исповедую, что Имя Божие н Имя Господа Иисуса Христа свято само по себе, неотделимо от Бога и есть Сам Бог, как то многие святые Отцы исповедали. Хулителей и уничижителей Имени Господня отметаюсь, как еретиков, и посему требую смены игумена Иеронима" [83. с.44]. Это исповедание было послано в Св. Синод. Для греков была составлена другая (формула: "Мы, нижеподписавшиеся, потеряв любовь и доверие к игумену нашему, архимандриту о. Иерониму, требуем его смены" [83. с.45].

11 января - отказ Ватопеда утвердить переизбрание игумена Иеронима. Основание: нарушение правил избрания.

12 января — 300 братий — 4/5 состава монастыря — подписали "исповедание". Затем приступили к повторному избранию нового игумена. О.Антоний предложил несколько кандидатов, как этого требовал Ватопед, но старцы возразили: "Какие там ешё кандидаты, мы все просим о. Давида". О.Сергий воскликнул: "Кто желает о. Давида — переходи направо, кто не желает — налево!". 300 монахов перешли направо, и избрание посчитали совершённым. Таким образом, повторное голосование по форме, предложенной проэстосами, дало следующий результат: всех подписей — 375, против о. Иеронима   302. за   70 [83, с.51].

О. Антоний (Булатович) с несколькими из братии пошли в Ватопед за утверждением итогов голосования, но получили бумагу, где:

1) низложение о. Иеронима считалось совершившимся фактом.

2) выборы о. Давида считались недействительными,

3) о. Антоний (Булатович) должен быть удалён из скита,

4) те, кто "примут новую веру, проповедуемую о. Антонием и о. Иларионом в книге "На горах Кавказа", будут признаны еретиками, изгнаны со Святой Горы и отлучены от Церкви" [83. с.53]. Депутация бумагу не взяла и вернулась в Андреевский скит.

Послание монастыря Ватопеда в Андреевский скит по поводу новоявленной ереси и беспорядков в скиту [73. с.5].

Насильственное изгнание игумена Иеронима и его сторонников из  Андреевского скита [83. с.55-59; 30; 73, с. 8-9; 70, с.149-157; 75, с.770-775].

Докладная записка игумена Андреевского скита в Российское в Константинополе Посольство о беспорядках в скиту [73. с. 6-9)].

18 человек оказалось за воротами скита, потом еше 30. Греки донесли губернатору о бунте, и рота греческих солдат заняла посты у всех ворот скита.

14 января - всеобщий братский собор Андреевского скита, где было предложено избрать игумена так, как указано Ватопедским монастырем: 4 кандидата с закрытой баллотировкой. Братия отказалась от этой процедуры и отдала 307 подписей за о. Давида [83. с.61]. К решению собора была приложена печать, взятая у игумена Иеронима: этого требовал Ватопедский монастырь [75, с.776].

Вечер — депутация от Андреевского скита передала в Ватопед просьбу утвердить избрание о. Давида [83. с.62].

15 января - бумага Ватопеда, "которая гласила, что хотя Ватопед и недоволен тем, что избрание было сделано открытой баллотировкой и без предварительного избрания четырех кандидатов, но тем не менее признается ими правильным (каноничным), и посему 19-го января имеют прибыть в скит ватопедские проэстосы для поставления архимандрита Давида на игуменство" [83. с.62] . Это был "искусный маневр" [75, с.776].

18 января — Ватопед сообщил, что ввиду требований Российского посольства он откладывает поставление игумена на несколько дней.

Братия Андреевского скита послала донесения Салоникскому консулу, Константинопольскому послу и Св. Синоду. Но: "Это донесение Синоду представлено не было и исповедная формула рассмотрена тоже не была, ибо в Синоде в то время всецело преобладал архиепископ Антоний. Он внушил Синоду, что мы еретики и что эта ересь требует самого энергичного искоренения..." [83, с.63].

20 января — вице-консул Щербина и о. Климент прибыли на Афон и переночевали в Пантелеимоновом монастыре.

21 января -- Щербина присутствовал на соборе братии Нантелеимонова монастыря, в Карее расспросил о. Иеронима и прибыл в Андреевский скит. Здесь он заявил, что правительство не согласится на выбор игуменом о. Давида и требует восстановления о. Иеронима. Щербина кричал в храме и грозил карами: "Мы вас предадим на растерзание  грекам" [83. с. 65].

27 января   собор всей братии Пантелеимонова монастыря в присутствии Щербины. Игумен Мисаил подписал «Исповедание Имени Божия», составленного братией, уничтожил «Акт о недостопоклоняемости имени «Иисус» «от 20 августа 1912 г. и согласился с удалением из монастыря 8 своих сторонников, в т. ч. о. Агафодора, о. Денасия, о. Кирика (13). "Этот день монастырь праздновал, как святую Пacxу. Братия приветствовала друг друга возгласами: - Христос воскресе!

Целовались друг с другом. Плакали от радости. Весь день не прекращался торжественный колокольный звон... Этот день справедливо был назван "торжеством православия" ". [70. с.471].

2 февраля - "Решение афонского Кинота по делу о новой ереси и бунте в Андреевском скиту": "неросхпм. Антония и архим. Давида, как злословных, а также и всех единомудрствующих с ними, подвергает церковному запрещению от всякого священнодействия и весь священный скит церковному отлучению" [73. с. 10].

5 февраля   интронизация Константинопольского Патриарха Германа V.

.

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar