Приветствую Вас Гость!
Вторник, 2024-05-14, 3:32 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

часть 6 страницы 83 - 95
2016-04-02, 10:27 PM

1917

20 марта — митрополит Макарий (Невский) уволен на покой "за преклонностию лет" [102].

1918

Священный Собор Православной Российской Церкви поставил вопрос об Имени Божием: "Но здесь имяславие имело авторитетных сторонников в среде ученых и епископата, и Собор выделил особую подкомиссию (под председательством арх. Феофана Полтавского) для изучения этого вопроса. О. Сергий вошел в ее состав, но Собор; выполнив самые неотложные церковные задачи, должен был вследствие революционных событий прекратить свое существование, и работа подкомиссии ограничилась двумя вступительными заседаниями. Комиссия успела, однако, распределить свои основные задания между членами, и о. Сергию был поручен вступительный доклад по вопросу имяславия. "Философия имени" и должна была ответить этой задаче и явиться философским и богословским обоснованием имяславия..." [95. с.53].

28 января — из письма С. Н. Булгакова к о. Павлу Флоренскому: "Собор очень малочислен, преосв. Феофан, председатель подотдела об Имени Божием, еще отсутствует, и отдел не может собраться. Впрочем, в теперешней атмосфере большевистского разбоя и угрозы разгоном работа была бы все равно невозможна, так что анафематствование пошлости (т. е. "психологизм" И. В. Попова, который как-то особенно холоден) может быть и отсрочено" [96. с.86].

Конец февраля — о. Антоний (Булатович): "... я был назначен священником в 16-й передовой отряд Красного Креста, и провел 3 года на фронте, на передовых позициях, и, перенеся на Карпатах возвратный тиф, подорвал окончательно свое здоровье. Возвратившись с войны, я оказался в совершенно безвыходном положении, ибо, служа безвозмездно, я не имел никаких сбережений, мать же моя лишилась всего своего имущества, и меня, полуслепого, один афонский инок привез в Москву в конце февраля сего года. Здесь я обратился к Св. Патриарху с просьбой дать мне приют в обители; и я был приуказан к Покровскому монастырю, но - БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ.

Лишение меня священнослужения повергло меня в большую скорбь, ибо, навыкнув с благословения приснопамятного О. Иоанна Кронштадтского служить ежедневно Божественную литургию, я неопустительно служил таковую ежедневно, и во время боев под огнем, и во время походов; за редкими исключениями действительной невозможности, и в этом священнослужении привык находить живопитание для моей многогрешной и мертвенной души. Поэтому, предполагая, что священнослужение вызвано формальным требованием законом 1918 г. предварительного трехлетнего испытания для рукоположенных на Востоке, я обратился к Св. Патриарху с просьбой разрешить мне священнослужение, вменив мне трехлетнее беспорочное служение на фронте в требуемое трехлетнее испытание. Но эта моя просьба была оставлена Св. Синодом без ответа" [88].

Июнь — О. Антоний (Булатович): "Узнав из частных бесед с некоторыми иерархами, что причиной неразрешения мне священнослужения было недоумение Членов Священного Синода относительно тех оснований, на которых я был разрешен в 1914 г., я снова (в июне сего года) подал прошение Св. Патриарху с изложением тех обстоятельств, при коих я был разрешен, и просил, в случае, если бы Священный Синод имел бы сомнение в православности моего упования, убедиться в совершенной православности моего боголепного почитания Имени Господня и в совершенном моем единомыслии с учением Св. Отцев и Св. Писания о сем, исповедовав меня. Но и на это прошение ответа не последовало" [88].

Июль - о. Антоний (Булатович): "В это время собрался Священный Собор, и в июле 1918 г. я снова подал прошение Св. Патриарху о разрешении священнослужения, прося, чтобы в случае сомнения в православности моего исповедания Имени Господня, было бы поручено допросить меня той секцией Священного Собора, которая образовалась при Миссионерском отделе для суждения о споре из-за почитания Имени Божияго по существу его. Это прошение было передано в президиум Собора, который в свою очередь, заслушав его, передал в Миссионерский отдел для исполнения. К сожалению, недостаток времени сделал осуществление этого моего желания невозможным" [88] .

1 августа - "Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора": "Ныне наступает давно ожидавшийся час соборного рассмотрения происшедшего на Св. Горе спора об Имени Господнем, и от Освященного Собора ожидается решение:

I — Подобает ли Имени Божию воздавать — БОГОЛЕПНОЕ почитание, или, как выразился Св. Тихон Задонский — "отдавать всякое почтение как самому БОГУ",— не отделяя в сознании своем Имя Божие от Бога, или же только относительное, как того требует от нас Св. Синод указом от 29 августа 1913 г. 

II - Подобает ли Имя Божие почитать за БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ, и в этом смысле за БОЖЕСТВЕННУЮ ЭНЕРГИЮ И БОЖЕСТВО, или довлеет его считать только словесным СИМВОЛОМ тварного происхождения. и только напоминающим о Боге.

III — Подобает ли верить в действенную CИЛУ Имени Господня в таинствах, в чудесах и в молитве, или видеть в нём ПРОСТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЛОВО, никакой Божественной СИЛЫ В СЕБЕ НЕ ИМЕЮЩЕЕ и не дающее именующему реального соприкосновения с Самим Богом. <...>

Имя Господне дано нам как средство для реального соприкосновения в молитве С САМИМ БОГОМ, как луч Его Божественного света для озарения нашей души..." [97].

Сентябрь - О. Антоний (Булатович): "После разъезда Собора, Покровский монастырь, в коем я имел пребывание, подвергся реквизиции для военных надобностей: иноков выдворили из келий, кухня прекратила свое существование, хлеб тоже почти не выдавался, изредка выдавалось лишь по восьмушке фунта, и я был поставлен в необходимость покупать на личные, средства свое пропитание, но таковых у меня не было. Бедственное материальное положение и духовная скорбь по поводу продолжающейся на мне безвинно тяготеть духовной кары, вынудили меня снова (в сентябре сего года) подать прошение Св. Патриарху, и просить, ввиду того, что секция Собора, которая должна была меня вызвать и допросить о моем уповании, не успела сего сделать, то допросить меня о моем уповании пред Священным Синодом, и убедившись в моей православности, разрешить священнослужение" [88].

Докладная записка Св. Патриарху, поданная миссионером В. И. Зеленцовым по роспуске Собора: Зеленцов "... вооружается больше всего против нас, именно за то, что мы считаем, что церковная власть этим решением вынесла нам оправдательный приговор, когда на самом деле по его мнению это решение и утверждающий его указ сохраняет смысл обвинительного приговора, делающего лишь некоторые снисхождения к осуждаемым в заблуждении ради малой их сознательности. <...> Требовал от церковной власти принятия строгих мер против — "имябожников", которые якобы сильно распространяют в России свою ересь и сеют церковную смуту, и лишить их церковного общения в случае непринесения ими установленного было Св. Синодом покаяния и отречения от их, мнимой, ереси" [88].

"Что же касается до того утверждения Зеленцова, будто, и оправдание нас на Московском суде, и разрешение причащения и священнослужения, без требования от нас установленного было отречения, обязаны давлению Императора на церковную власть и сделаны митрополитом Макарием в угоду б. Императору, то мы полагаем, что такое утверждение г. Зеленцова не только противно истине, ибо в решении Синодальной Конторы ясно указано, на основании чего именно она считает нас достойными пребывать в церковном общении, а именно на основании нашего непререкаемого утверждения, что мы чужды приписываемого нам обожествления самого имени, коим именуется Бог, по внешней стороне этого имени и в отвлечении от Бога, а с другой стороны это обвинение г. Зеленцовым митр. Макария в том, что он в угоду Императору допустил заведомых якобы еретиков к священнослужению, без требования от них отречения от ереси, являлось бы обвинением, которое ложилось всею своею тяжестью не на одного митр. Макария, но и на весь тогдашний Синод, коего члены, как напр. митр. Сергий и многие другие с Св. Патриархом во главе, и ныне заседают в нем" [88].

8-21 октября — "Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Российской Церкви: "... По рассмотрении дела, ввиду того, что 1). постановление Московской Синодальной Конторы от 7 мая 1914 г., почитаемое иеросхимонахом Антонием оправдательным для самого учения имябожников, в действительности является лишь постановлением о принятии в общение некоторых, поименованных в сем постановлении афонских иноков, причастных к имябожническому учению, привлеченных к суду Московской Синодальной Конторы и изъявивших подчинение Св. Церкви, по надлежащем испытании верования их, с прекращением о них судебного дела и разрешения священнослужения тем из них, кои находились в священном сане, - 2) что таковое именно постановление Московской Синодальной Конторы по указанному делу было утверждено Св. Синодом по определению от 10-24 мая 1914 г. за № 4136, с поручением при этом Синодальной Конторе и Преосвященному Модесту приводить увещаемых иноков к сознанию, что учение имябожников, прописанное в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича) и его последователей, осуждено Святейшим Патриархом и Синодом Константинопольской Церкви и Св. Синодом Церкви Российской, и что, оказывая снисхождение к немощам заблуждающихся, Святейший Синод не изменяет прежнего суждения о самом заблуждении, и что — 3) следовательно, вышеупомянутое постановление Конторы, касаясь отдельных лиц, ни в каком случае не отменяло общего правила, по которому имябожники, как осужденные церковной властью, могут быть принимаемы в церковное общение (с разрешением, кому следует, священнослужения) лишь по отречении от имябожничества и по изъявлении своего подчинения Святой Церкви,— постановлено:

I. Данное Митрополитом Макарием, б. Московским, разрешение в священнослужении на время войны Афонским инокам: архимандриту Давиду, иеросхимонаху Антонию, Силе, Варахии, Николаю, Гиацинту, Федиму, Филарету, Сергию, Илиодору, Викентию, Онуфрию, Пахомию и Макарию считать прекратившим свое действие.

II. Прошение иеросхимонаха Антония о разрешении ему священнослужения признать не заслуживающим удовлетворения, доколе он продолжает оказывать непослушание церковной власти и распространять свои, осуждаемые церковной иерархией умствования к соблазну Церкви, и

III. разъяснить иеросхимонаху Антонию, что дело об учении имябожников передано Российской церковной властью Священному Собору, от которого и будет зависеть разрешение всего дела по существу, - о чем и послать Преосвященному архиепископу Коломенскому указ, и

IV. вместе с тем, во избежание могущих встретиться недоразумений и для руководства по вопросу об отношении к Афонским инокам имябожникам сообщить настоящее постановление епархиальным преосвященным циркулярными указами.

подписали: Патриарх Тихон, Митрополит Агафангел, Митрополит Арсений, Сергий Митрополит Владимирский, Архиепископ Евсевий, Архиепископ Михаил" [87].

8 ноября — о. Антоний (Булатович): "Все это вышеизложенное мною вынуждает меня с великою скорбью возвратиться в свою очередь к тому заявлению, которое мы подали 11 апреля в Святейший Синод в 1914 году, и снова заявить Церковной Власти, что я, ИСПОВЕДУЮ БОГОЛЕПНОЕ ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ ГОСПОДНЯ И НЕ СОГЛАШАЯСЬ ПОЧИТАТЬ ЕГО ТОЛЬКО ОТНОСИТЕЛЬНО, КАК ОТ МЕНЯ НЫНЕ ТРЕБУЕТ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ, ОТЛАГАЮСЬ ОТ ВСЯКОГО ДУХОВНОГО ОБЩЕНИЯ С НЕЮ, ВПРЕДЬ ДО РАЗБОРА ДЕЛА ПО СУЩЕСТВУ СВЯЩЕННЫМ СОБОРОМ" [88].

Протопресвитер М. Польский: "Составитель этой книги был с ним [Павлом Дометичем Григоровичем, в монашестве Пантелеймоном. — С. П.] лично знаком, как и с другими имяславцами, потому что в 1918 г. во время гражданской войны и власти белых на Кубани, у кубанских миссионеров (среди которых был и он) состоялось несколько совещаний с имяславцами в целях примирения их с Православной Церковью в догматическом споре об имени Божием. Был выработан целый ряд догматических положений, которые и были подписаны обеими сторонами" [101, с.248].

1919

О. Антоний (Булатович) весь год живет в своем именин Луцыковке. В ночь с 5 на 6 декабря - убит грабителями [100, с.31].

 

1920

12 декабря - на "четверг" у Г. А. Лемана (Остоженка 35. кв.12) Г. А. Рачинский прочел доклад "Философская сторона имяславия" (Архив свящ. Павла Флоренского).

1921

29 июля - письмо Д. Ф. Егорова к свящ. Павлу Флоренскому: "Давно уже мы не имели возможности Вас видеть. За это время многое произошло. Самое важное — совместное служение Патриарха с батюшкой отцом Давидом. Кроме того, в благочинии о. С. В. Успенского было выражено желание выслушать Вашу беседу об имяславии, и следовало бы как-нибудь устроить это. Таким образом, по нескольким поводам необходимо было бы Вас видеть" (Архив свящ. Павла Флоренского).

1922

Декабрь - на Московском Съезде Епархиальных Уполномоченных приняты "Начала церковного обновления по взгляду группы "Живая Церковь", где в числе проблем, стоящих перед церковно-религиозным сознанием, названа проблема "о значении имени "ИИСУС"" [119. с.14]. Однако в материалах Второго Поместного Всероссийского Церковного Собора, проходившего с 29 апреля по 8 мая 1923 г. никаких следов обсуждения этой проблемы нет.

1923

6 февраля — "Отрывок письма, написанного П. А. Флоренским по просьбе о. архимандрита Давида в ответ на письмо афонских имяславцев с Кавказа": "Вы спрашиваете, как обстоит дело имяславия. Медленно, но безостановочно, восстановление истины происходит, и все более находится людей, уразумевающих заблуждение имяборства. Но успех этого дела, поскольку значат что-нибудь человеческие соображения, зависит от осторожного и бережного подхода к душам" [92. с.336]. "Синод разделяет то, что нераздельно, а вы хотите слить неслиянное" [92. с.338].

Начало 1920-х годов - сложился "имяславческий кружок", собиравшийся на квартирах Лосевых, Д. Ф. Егорова, П. С. Попова, где заслушивались доклады об имяславии А. Ф. Лосева, о. Павла Флоренского и др. Собрания кружка посещали: М. А. Новоселов, А. Ф. Лосев, В. М. Лосева-Соколова, Д. Ф. Егоров; П. С. Попов, о. Павел Флоренский, Н. М. Соловьев, Н. Н. Бухгольц, А. В. Сузин, Г. А. Рачинский, М. Н. Хитрово-Крамской, Н. В. Петровский, В. А. Баскарев, М. А. Сверчков, Г. И. Чулков, В. Н. Пономарев и др.

1925 — собрания "имяславческого кружка" завершились: "Собрания с имяславскими докладами завершились в 1925 г., когда начались систематические аресты и арестованных уже не выпускали, как было раньше (запись в дневнике В. М. Лосевой 3/ХII-25 г.)" [135. с.X].

 

1928

Весна - август — переходя с места на место, в глубокой тайне, проходил "Кочующий Собор" катакомбной Истинно-Православной Церкви; под влиянием М. А. Новосёлова (епископ Марк) в текст Определения Собора были внесены имяславческие пункты; имяславцам был открыт беспрепятственный доступ в ИПЦ (сообщил еп. Амвросий (граф Алексей фон Сиверс)).

"В 1928 г. или в начале 1929 г. в кавказских горах была отыскана и расстреляна группа имяславцев, монахов-подвижников, высланных с Афона после известного имяславского движения. Во главе их стоял Павел Дометич Григорович, дворянин, помещик и ротмистр из Киевской губернии, который после 20 лет монашества, по призыву в Армию был на войне 1914 г. и после ее окончания, в революцию, вернулся в Кавказские горы и носил имя Пантелеймона" [101, с.248].

1930

Чекисты сфабриковали дело "Всесоюзного центра церковно-монархической организации "Истинное православие"", в котором они объединили весьма разнородные религиозные группы, среди которых особую роль они отвели "контрреволюционной монархической организации "имяславцев"". Ей приписывалась роль иезуитов православия [130. с.343]. В дело включили М. А. Новоселова, А. Ф. Лосева. В. М. Лосеву-Соколову, Д. Ф. Егорова, свящ. Ф. К. Андреева, свящ. Н. К. Прозорова и др. Им приписывали план свержения Советской власти, как "власти антихриста", и восстановления монархии. Связь между всеми группами приписывали М. А. Новоселову. 27-ю ячейками на Северном Кавказе, среди которых были и имяславческие, якобы руководил еп. Варлаам (Лазаренко). 50-ю ячейками в Воронежской области руководил еп. Алексий (Буй), тесно связанный с руководством "Имяславия" [131].

18 апреля — арестован А. Ф. Лосев; о. Давид благословил его на страдания. В следственном деле сохранилась "Справка о роли профессора Лосева А. Ф. в а/сов, движении": "<...> Будучи непримиримым врагом Советской власти и приверженцем православия в его самых черносотенных, диких формах, Лосев еще в 23-24-х гг. сблизился с руководителями имяславия, расценивая это движение "как наиболее активное и жизнедеятельное течение внутри церкви". <...> Жена Лосева в своих показаниях заявляет: "По своим религиозным взглядам Алексей Федорович Лосев и я исповедуем имяславие, которое является наиболее совершенной формой выражения сущности православия" [125. с.94]. Из показаний А. Ф. Лосева: "похуление Имени Божьяго непризнанием имяславческого учения - это есть снятие печати, которой был запечатлен сатана" [131] .

Из обвинительного заключения: "На квартирах профессора Егорова и Лосева устраивались нелегальные заседания, на которых обсуждались вопросы об имяславцах. На этих заседаниях присутствовали представители имяславческой к. - р. организации на Кавказе, находившейся на нелегальном положении и скрывавшейся на горах." Егоровым и Лосевым "был выпущен документ "Большое имяславие", в котором советская власть трактовалась, как наказание всему русскому народу, как "ужасное сатанинское десятилетие" и предлагалось для борьбы с ней сплотиться около церкви, вставая на имяславческую точку зрения". В вину ставилось: "Активная борьба с коллективизацией, работа по срыву хлебозаготовок, подготовка повстанческого движения с целью свержения советской власти, установление связей с белогвардейскими организациями за границей", в том числе, и с митрополитом Антонием  (Храповицким ) [131] .

3 сентября 1931 г. А. Ф. Лосев получил 10 лет лагерей: М. А. Новоселов - 8 лет тюрьмы.

Апрель — ликвидация имяславцев в долине Псху с поселком Псху; находится в Абхазии в 80 км от Сухуми за перевалом. На полгода долина бывает отрезана от внешнего мира. "Колумбом нынешней Псху" является Антон Жилинский, который поселился здесь в 1904 г. [110, с.25]. Епископ Сухумский Андрей (кн. Ухтомский Александр Алексеевич, 26.12.1872—4.9.1937) в 1911 г. пришел в Псху и основал здесь монашество [110, с.34]. После революции монахов становилось все больше, в Псху укрывались и белые. В 1920 г. здесь правил генерал Хвостиков. Его преемники занимали официальные посты и потворствовали монахам. Последним из них был барон фон Дринь, который повесился за день до прибытия комиссии из Сухуми. Заявления монахов и монашек о наделении землей удовлетворялись до 1928 г. Учитель Апанасенко еще в 1929 г. "каждое воскресенье водил ребят в церковь, с молитвами начинал и кончал уроки" [110, с.84]. Новая волна прибывших на Псху связана с коллективизацией и усилением репрессий.  В 1928—1930 гг. на Псху прибыло 214 человек, из них 188 монашествующих, остальные оценивались как кулаки [110. с.36] . К 1930 г. на Псху было 100 монахов. 12 священников, 8 молитвенных домов. Кельи были разбросаны по всей долине. Результат: "За все десять лет в Пcxу не вырос ни один комсомолец, ни один коммунист" [110, с.86]. Распространилась легенда, что "есть долина Псху, где нет советской власти" [110. с. 64].

Привезенные в Одессу имяславцы разъехались по всей России. "Основное же ядро остановилось в горах Кавказа. Главные их районы    Туапсе, Красная Поляна, Сочи и, особенно, ущелье Псху" [110. с.55]. Основал "черносотенную воинствующую секту имяславцев" на Псху о. Гавриил [110, с.62]. Псху стало центром имяславия на Юге России. Скиты и кельи Псху принимали паломников, некоторые из них оставались на всю зиму. К весне часть из них постригалась в монахи, многие уходили, но на всю жизнь оставались "религиозными фанатиками" [110, с.64]. Монахи получали посылки из разных краев. За зиму 1929-1930 гг. на Псху обновилось около 12 икон [110. с.46]. Из Псху рассылались листки, где говорилось о скором пришествии Христа, колхозы же назывались "антихристовой жидовской коммуной" [110, с.63]. О настроениях имяславцев Федот Иванович Сазонов рассказывал: "... У имяславцев, как бы по закону божьему, к советской власти близко подходить нельзя. Деньги советские брать нельзя — это, значится, знак антихриста. В киперации ничего покупать нельзя, потому что там тоже антихристы... Как разговор, так они супротив власти, да супротив власти, да на коммунистов, да на Ленина. Это, говорят, первейший антихрист" [110, с.36]. Приехавшей 22 апреля из Сухуми комиссии не продавали продовольствия: "Этим антихристам мы не продаем" [110, с.75].

Вел переговоры с представителями власти иеромонах Феодосий (Волков): "Рост правофлангового дворцовой гвардии. Широкий поповский шаг. Желтые ременные морщины на лице..." [110, с.40]. Он характеризуется как "тихоновец и отъявленный монархист" [110, с.42]. Допрос иеромонаха Григория Мамченко ("Он маленький, худой, сухой и горбатый" [110, с.52]) происходил в сельсовете под единственным на Псху "густо засиженном мухами" портретом Ленина, о котором о. Григорий сказал: "Это Ленин, предшественник антихриста". Далее допрос протекал так:

" — ... как ты относишься к Советской власти?

— Как власти антихристовой.

— Мамченко, неужели ты веришь, что Николай II с его Гришкой Распутиным, со всероссийской проституткой Вырубовой, с его чудовищной сворой душителей, палачей, разбойников - был помазанником божьим?... Значит, ты за возвращение царской власти?

— Само собой разумеется" [110. с.54]. Автор точно отметил свое состояние: "Меня он бесит" [110. с.54].

Монах Гривницкий ("Он также в черном балахоне. Роскошный смоляной волос, под мягким дуновением ветерка, пушисто стелется по плечам. Сам он высок, худ и строен. Ему лет 33-35" [110. с.58]) говорил: "Я христианин и по своим убеждениям не могу поддерживать власти антихриста" [110. с.58]. Упомянуты еще монахи: схимник Старченко, Матвиенко, Семененко. Своих монашеских имен они не назвали. Упомянуты и монахини: мать Феоктиста с дочерью, Матрена Смелова, Зам. пред. ЦИКа Абхазии Малания составил список монахов и кулаков, подлежащих выселению не только из Псху, но и из Абхазии. 30 апреля в Сухуми была направлена большая партия выселяемых. В это время производятся аресты имяславцев и христиан других исповеданий по всему Кавказу.

"После специальных рейдов в горы войск ОГПУ-НКВД большинство тех, кто надеялся укрыться в горных пустынях, были найдены и взяты под арест. Более десяти тысяч монашествующих были разбиты пополам на два этапа. Одну партию заключенных отправили в Новороссийск, вторую — в Тифлис (Тбилиси)." Монахиня Сергия (Клименко) вспоминала "плывшие по морю тяжело нагруженные баржи, переполненные арестованными монахами". В Тифлисе из них образовали трудовую артель [118. с.24]. "Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько перевалов с долины Псху и других мест и поселений. У моря всех погрузили на баржи, везли в невыносимой тесноте, как негров во времена работорговли. Монахи плыли и пели молитвы" [132, с.112].

Лето — чекистами сфабриковано дело "монархической повстанческой организации, действовавшей в 1927-1930 года в долине Псху и на озере Рица".

8 октября — коллегия ОГПУ приговорила часть арестованных к расстрелу по статье 58 пп. 10, 11 УК РСФСР (контрреволюционная пропаганда и организационная деятельность, направленная на подготовку и совершение контрреволюционных преступлений).

26 октября  -  приговор приведен в исполнение в Новороссийске [120].

 

1992

20 мая - из Свято-Ильинского скита на Афоне изгнаны русские монахи; в скит прибыли новый игумен и монахи Пантократорского монастыря, а также греческие чиновники и милиция: дано 2 часа на сборы [123. с.68-69].

 

Литература

1. <Схимонах Иларион>. На Горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову. Или: {Духовная деятельность современных пустынников}. В трех частях. Составил пустынник Кавказских гор, лесов и ущелий. — 1907. Баталпашинск. Тип. Л. Я. Кочка, с.XVIII+329. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется, 21-го июня 1907 года. Цензор Протоиерей Николай Боголюбский.

2. Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников, 2-е издание исправленное и много дополненное. — 1910. Баталпашинск. Тип. Л. Я. Кочка, с.XXV+438. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 7-го октября 1909 года. № 735. Цензор протоирей Николай Боголюбский.

[В этих двух изданиях помощь оказала Великая Княгиня Елизавета Федоровна].

3. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынножителей. Составил схимонах Иларион. пустынножитель Кавказских гор. Ч. 1. — Киев, Издание Киево- Печерской Лавры. 1912. c.XXVIII-367. От Киевского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Киев 24 сентября 1911 года. Цензор. профессор Академии, Священник А. Глаголев.

4. <Инок Хрисанф.> Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона. называемое: "На горах Кавказа". — "Русский Инок". Почаев. 1912. февраль. № 4, с.71-75: март, 5, C.57-59.

5. А. Антоний. Еще о книге схим. Илариона "На горах Кавказа". — "Русский Инок". Почаев. 1912. май. 10. С.62-63.

6. Еще о книге "На горах Кавказа". Архиепископ Антоний. Письмо в редакцию "Русского Инока". — "Русский Инок". 1912. август, №15. с.60-62.

7. Письмо автора книги "На горах Кавказа" схимонаха Илариона на Афон к духовнику — иеросхимонаху о.N. Сообщил Святогорец Денасий. -"Русский Инок". Почаев. 1912. август, № 15. с.62.

8. И. А. Вести с Афона. — "Русский Инок". Почаев. 1912. ноябрь, № 21-22. с.83

9. И. Антоний. Aпология веры в Божественность Имен Божиих и Имени "Иисус". (Против имяборствующих). - Литография с машинописи на 72 стр. с пометками о. Павла Флоренского. В конце автограф: "+И. Антоний. Св. Гора. 23 Июля 1912 г." (Архив свящ. Павла Флоренского).

10. И. Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. - М., Издание «Религиозно-филосояской Библиотеки", 1913. с.XIV+189. <О. Павел Флоренский> От редакции. С. VII-XIV. <Письмо проф. М. Д. Муретова>. С. XI - XIV.

11. Материалы к спору о почитании Имени Божия. Вып. 1. — М., Издание "Р. Ф. Библиотеки". 1913. с.48; издание 2-е, дополненное. — М., Печатня А. И, (Снегиревой. 1913. с.104.

12. Инок Павел (Кустомарцев). Мысли Отцев Церкви о Имени Божием. Материал к выяснению Афонского богословского спора. - СПб. Издательство "Исповедник". 1913. с.87.

13. Афонец. Печальная летопись современного Афона. — "русский Инок". 1913. апрель. №7, с. 445-454.

14. С. Иволгин [= С. А. Цветков]. Об афонском волнении и догматических спорах. — "Новое Время". 1913. 11 (24) апреля. № 13320.

15. С. Иволгин [= С. А. Цветков]. Наша дипломатия и Афон. — "Новое Время". 1913. 10 (23) мая. № 13347.

15'. Б/п. финал дела Булатовича. - "Новое Время". 1913, 17 мая.

16. "Божею милостию. Святейший Правительствующий Синод всечест-ным братиям, во иночестве подвизающимся". — "Церковные Ведомости". 1913. 18 мая. № 20. с.277-286. (Включено в [126]).

17. Архиепископ Никон. Великое искушение, около святейшего имени Божия. — "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913. 18 мая .№ 20. с.853-869. (Включено в [126] вместе с комментарием свящ. Павла Флоренского).

18. Архиепископ антоний. о новом лжеучении, о боготворящем имена и об "Апологии" Антония Булатовича. — Там же. с.869-882.

19. С. Троицкий. Афонская смута. — Там же, с.882-909 (Включено в [126] вместе с комментарием свящ. Павла Флоренского).

20. Арх. Антоний. Сущность Афонского спора. — "Новое Время". 1913. 19 мая.

21. В. Скворцов. Афонская смута и "всероссийский раздорнин". — "Колокол". 1913. 26 мая.

22. Д. Философов. Афонская распря. — "Русское Слово". 1913, 29 мая.

23. <Высочайшее повеление командировать на Афон архиепископа Никона.> — "Церковные Ведомости". 1913, 1 июня. № 22, с.22. с.317.

24. От канцелярии Святейшего Синода. - "Прибавление к Церковным Ведомостям". 1913, 8 июня. № 23. с.330.

25. Б/п. Слово любви братской. (По поводу современных споров об имени Иисус). — "Русский Инок". 1913. июнь. № II, с.764-775.

26. Б/п. Афонская смута. — "Колокол". 1913, 2 июля.

27. В. Скворцов. Афонская смута. - "Колокол". 1913. 5 июля.

28. М. К. Афонский бунтарь. (От нашею сумского корреспондента). -"Русское Слово". 1913, 9 июля.

29. Б/п. Афонские монахи. — "Одесский Листок". 1913, 14 июля.

30. Как покоряли Афон. Письмо архимандрита Давида. — "Голос Москвы". 1913, 25 июля.

31. Вести с Валаама. (По поводу книги "На горах Кавказа"). — "Русский Инок". 1913. июль, № 14.

32.          <Благодарность Государю за освобождение Афона от "революционеров и сектантов">. - "Русский Инок". 1913. август. № 15. с.965.

33. Apxиеп. Никон. Плоды великого искушения около имени Божия. (Из доклада Св. Синоду о поездке на Афон). "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913, 24 августа. № 34. с.1504 -1521.

34. Определение Св. Синода от 27 августа "О пересмотре решения Св. Синода относительно имябожников". — "Церковный Вестник". 1913. 31 Августа. № 35. с. 426-428.

35. Формула обращения для возвращающихся к учению православной Церкви имябожников.   Там же. с. 429.

36. С. Т. Борьба с Афонской смутой. "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913. 7 сентября. № 36, с.1636 -1643.

37. С. Троицкий. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. — "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913, 14 сентября. № 37; 21 декабря. № 51- 52.

38. <0 защите С. В. Троицким магистерской диссертации>. - "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913, 21 сентября. № 38. с. 1736 -1737.

39. Н. А. Бердяев. Гасители духа. "Русская молва". 1913. 5 (18) августа. № 232.

40. С. Н. Булгаков. Афонское дело. - "Русская мысль". 1913. сентябрь. с.37-46.

41. Иеросхимонах Антоний (Булатович). По поводу именуемой "Грамоты" Патриарха Иоакима. — "Московские Ведомости". 1913. 9 мая.

42. Иеросхимонах Антоний. Сущность Афонского спора. (Письмо в редакцию). — "Новое Время". 1913. 14 мая.

43. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Прошение в Правительствующий Синод. — СПб. Тип. Т-ва "Наш Век". 1913. с.64.

44. Высочайший прием депутации от Афонского монастыря.   "русский Инок". 1913. октябрь. № 19-20. с.1250.

45. Конец владычеству ислама на Старом Афоне. — "Русский Инок". 1913. ноябрь.

46. Михаил Новоселов. Папизм в Православной церкви. На правах рукописи. — М., Печатня А. И. Снегиревой. 1913.

47. М<ихаил> Н<овоселов> По поводу послания Св. Синода. — "Голос Москвы". 1913, 21 ноября.

48. <Награды Патриарха Германа афонцам>. — "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913. 23 ноября. № 47. с.2199-2200.

49. Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам Имяславцев. — СПб., "Исповедник". Тип. П. П. Сойкина. 1914. с.188.

50. Святой мученик Иустин Философ об Имени Божием. — М., "Исповедник". 1914. с.32.

51. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества. — Пг., "Исповедник". Тип. П. П. Сойкина. 1914, с.244+III.

52. <Иеросхимонах Антоний (Булатович)>. Православная Церковь о почитании Имени Божияго и о Молитве Иисусовой. — СПб., "Исповедник". Тип. П. П. Сойкина. 1914, с.192.

53. Архиепископ Никон. Имябожники. Великое искушение около святейшего имени Божия и плоды его. — Сергиева Лавра. Собственная тип., 1914, с.II+138,

54. С.В. Троицкий. Об именах Божиих и имябожниках. (Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. — Был ли имябожником о.Иоанн Кронштадтский. — Борьба с Афонской смутой. - Защитники имябожников. Ответ С. Н. Булгакову). — СПб.. Синодальная тип., 1914, c.VIII+200+XXVII.

55. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Разбор книжки Троицкого "Учение Афонских Имябожников и его разбор", - "Дым Отечества". 1914, 17 апреля, № 15-16.

56. С. Н. Булгаков. Смысл учения св. Григория Нисского об именах. "Итоги жизни". 1914, № 12-13, с.15-21.

57. Монах Пахомий. История Афонской смуты или имябожнической ереси.   СПб. 1914.

58. <Благодарность Государя С. В. Tpоицкому>. - "Церковные Ведомости". 1914, № 8, с.51-52.

59. <0пределения Св. Синода от 14-18 февраля 1914 г. о церковном суде над имябожниками>. — "Церковные Ведомости". 1914. № 9. с.62-65.

60.<Инструкция к суду и список монахов имябожников>. — "Церковные Ведомости". 1914. № 10. с.70-74.

61. Суд афонских старцев над имябожниками. (Акт заседания Протата - совета всех афонских монастырей). - "Русский Инок". 1914. январь. №1. с. 52.

62. Игумен и братия Афонского Пантелеимонова монастыря. Правда о событиях, происшедших в первое полугодие 1913 года в Пантелеимоновом монастыре. — "Русский Инок". 1914, январь, № 2. с.94-104.

63. Афонский инок Хрисанф. О новоявленной ереси имябожников и ее распространении на Афонской горе. — "Русский Инок". 1914. февраль. №№ 3-4. с.164-172, 214-225.

63'. Б/п. Дело афонских монахов. — "Русское Слово". 1914,  26 февраля.

64. Ал. Львов. Что это значит? — "Дым Отечества". 1914, 27 февраля. № 9. с.4-5.

65. Стенографический отчет. Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия II. Ч. II. Заседание 47. 1914, 7 марта, с.1545-1566.

66. Иеросхимонах Антоний и др. Заявление иноков афонских в Св. Правительствующий Синод. — "Дым Отечества". 1914. 17 апреля. № 15-16., с.45.

67. По делу афонцев. Беседа с одним из уважаемых иерархов. — Там же. с.7-8.

68. К афонскому делу: I. В. Скворцов. Афонское замирение. II. Письма в редакцию: 1) Иеромонах Антоний (Булатович) и др. Письмо 18 мая 1914 г. 2) С. Троицкий. Письмо. 3) Письмо еп. Модеста к А. Л. Гарязину, издателю "Дыма Отечества", от 14 мая 1914 г.— "Колокол". 1914,  24 мая.

69. К делу об афонских монахах. — "Русский Инок". 1914, май, № 9. с.559.

70. E. H. Косвинцев. Черный "бунт" (Странички из истории "афонской смуты"). — "Исторический Вестник". 1915. январь, т.139. С.139-160: февраль, т.140. с.470-487.

71. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги: "На горах Кавказа". — "Ревнитель". Воронеж. 1915. № 3. с.23-35. (Включено в [126]).

72. Святое православие и именобожническая ересь. В трех частях. — Харьков, Епархиальная тип. 1916. c.IV +278+ХIII.

73. Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. — Пг., Издание тип. "Т-ва газ. Свет". 1916, с.48.

74. В поисках правды. По делу афонских имябожников. — Пг.. Тип. "Колокол". 1916. с.65.

75. Монах Климент. Имябожнический бунт или плоды учения книги "На горах Кавказа". - "Исторический Вестник". 1916, март. т.143. с.752-785.

76. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Истинное понимание Имени Божия Св. Григорием Нисским и Св. Симеоном Новым Богословом. -"Миссионерское Обозрение". 1916. № 56.

77. В. Скворцов. На службе единой Божественной Истине. — "Колокол". 1916. 4 мая.

78. H. Болховецкий. Ложь в официальном органе. — "Колокол". 1916, 14 августа.

79. В. Скворцов. "С. Т." — "Колокол". 1916. 1 сентября.

80. Перосхимонах Антоний (Булатович). И паки клевещет на ны Ритор Тертилл. - "Колокол". 1916, 3 и 6 сентября.

81. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Сеятели соблазнов. — "Колокол". 1916. 18 сентября.

81'. Копии с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела (машинопись из Архива о. Павла Флоренского). (Включено в [126]).

82. История Афонской смуты. Вып. 1. Содержание: 1) Предисловие: Афонское дело. И. Антония. 2) 1-я часть Истории Афонской смуты. Е. Выходцева. (Годы с 1909-1912). - Пг.. "Исповедник". 1917, с.108.

83. Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя борьба с Имяборцами на Святой горе. — Пг.. "Исповедник". 1917. с. 170.

84. Б/п. Имяборческая пропаганда. — б/д. с.209 - 228.

85. Перосхимонах Антоний (Булатович). Оправдание веры в Непобеди мое. Непостижимое. Божественное Имя Господа нашею Иисуса Христа. -141.. "Исповедник". 1917.

85'. В. Ф. Эрн. Спор об Имени Божием. ( Письма об имяславии) . Письмо первое. Происхождение спора. — "Христианская мысль". Киев. 1916. сентябрь.

86. Владимир Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. — М., "Издание "Религиозно философской Библиотеки"". 1917. с.38. (Включено в [126]).

87. Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Российской Церкви от 8-21 октября 1918 г. (машинопись из Архива свящ. Павла Флоренского).

88. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви заявление Иеросхимонаха Свято Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня, 8 ноября 1918 г. (машинопись из Архива свящ. Павла Флоренского).

89. А. Ф. Лосев. Философия имени. .- М.. Издание автора. 1927. с.256; то же в кн.: А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. — М., "Правда". 1990: то же в кн.: .А. Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. - М., "Мысль", 1993.

89'. А. Ф. Лосев. Имяславие. (Предисловие к публикации А. А. Тахо Годи). - "Вопросы философии", 1993. № 9.

90. Арх. Серафим (Соболев). Новое учение о Софии, Премудрости Божией. - София. 1935. гл.18-20.

91. С. H. Булгаков. Философия имени. — Париж. YMCA-PRESS. 1953. с.279 (написана в 1942 г.).

92. П. А. Флоренский. Имяславие как философская предпосылка. Об Имени Божием. — В кн.: П. А. Флоренский. Соч. Т.2. У водоразделов мысли. — М.. "Правда". 1990 (написано в 1922 г.).

93. П. А. Флоренскпй. Имена. - М.. "Купина". 1993. с.320 (написана в 1923-1926 гг.).

94. Дневники Императора Николая П. – М., "Орбита". 1991.

95. Л. А. Зандер. Бог и мир. T.I. - Париж. YMCA PRESS. 1948. с.53.

96. Письма Сергея Николаевича Булгакова о. Павлу Флоренскому (1918 г.) — "Начала". 1993. № 4. с.86.

97. Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора. Указатель литературы Афонского дела и важнейших данных для суждения о нем. (Машинопись из Архива о. Павла Флоренского).

98. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Предисловие, еп. Никона. - Сергиев Посад. 1911. — Отт. из "Троицкого Слова" за 1911 г.

99. И. М. Как научиться Иисусовой молитве? — Издание Оптиной пустыни. Одесса. 1913: Куйбышев. 1990; Брест. 1994.

100. И. С. Кацнельсон. А. К. Булатович — гусар, землепроходец, схимник, - В кн.: А. К. Булатович. С войсками Менелика II. — М., "Наука". 1971. с.31.

101. Протопресвитер М. Польский. Новые мученики российские. Т.2. Джорданвилль. 1957. c. 248.

102. Церковный Вестник. 1917. 8 апреля, № 9-15, с.69.

103. Архиепископ Никон. Мои дневники. Вып. IV. 1913. – Сериев Посад. 1914: репринт, б/г. - Из "Троицкого Слова". 1913. №№ 151-200.

104. Воспоминания катакомбного схиепископа Петра (Ладыгина). - "Церковная жизнь". Издается двухмесячно при Архиерейском Синоде Pусской Православной Церкви за границей. — Нью-Йорк. 1984. № 7-8.

105. E. Голлербах. Религиозно философское издательство "Путь" (1910-1919 гг.).   "Вопросы философии". 1994. № 2.

106. И. Кацнельсон. Г. Терехова. По неизведанным землям Эфиопии. - М., 1975.

107. Священник Роберт Слесинский. Начало своеобразной русской философии языка: имяславие и имяборчество. — "Путь Православия". 1994. № 3.

108. Н. А. Семенов. Фабрика святых или Св. Гора Афон. — М., 1924; 2-е доп.-М., Л.,1925.

109. Н. А. Семенов. Афон гора святая. — М., "Безбожник". 1928.

110. И. Половнев. Страна Псху. Очерки. — Сухум. Абгосиздат. 1931.

111. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Вопоминания духовных детей о старце Варсонофии. — М.-Рига. 1995.

112. Переписка Николая и Александры Романовых. 1914-1915 гг. Т.3.- М.. Пг.. 1925.

113. Старец Силуан. — М.. 1994.

114. Священник Александр Чесноков. Глинская пустынь и ее старцы. —Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. (Указано Евгением Лукьяновым).

115. Архив русской революции, издаваемый И. В. Гессеном. XII. —Берлин, 1923; М., 1991.

116. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский. Апостол Алтайский (Парвицкий — "Невский"). 1835-1926. Автор-составитель Татьяна Гроян. — М.. 1996.

117. Летопись Скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845-1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова). Публикация и комментарии Р. В. Багдасарова./Православие и русская народная культура. Научный сборник (выпуск 1). М.. 1994. (Указано Евгением Лукьяновым).

118. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). Составитель Г. П. Чинякова. — М., 1996.

119. Поместный Собор. — Симбирск. 1923.

120. "Вменихомся яко овцы заколения" (Пс.43. 23). — "Православная Абхазия". 1996. май. № 21. с.4-5.

121. ЖМП. 1947. № 7.

122. Карманный словарь атеиста. - М.. 1983. с.104-105. (Указано С. Антоненко).

123. Русский Пастырь. Сан Франциско. - 1992, № 13.

124. В. Капитанчук. Имяславие. - "Царь-Колокол". 1990. № 6.

125. А. В. Гулыга. Диалектика жизни. - "Родина". 1989. № 10.

126. "Начала". 1995. № 14: Имяславие. Вып.1.

127. А.А. Дмитриевский. Афон и его новое политическое международное положение. СПб., 1913.

128. Константин К. Папулидис. Русское имяславие на Святой Горе. Фессалоники. 1977. (на греч. яз.: предоставлено С. С. Демидовым).

129. Журнал "Наставления и утешения св. веры христианской". Издание Русского Св. Андреевского Общежительного Скита на Афоне. Одесса.

130. Истинно православные в Воронежской епархии. Публикация М. В.Шкаровского /Минувшее-19. М.-СПб., 1996.

131. С. С. Демидов. Профессор Московского Университета Дмитрий Федорович Егоров и имяславие в россии в первой трети XX столетия (рукопись ).

132. В. Д. Пришвина. Иеромонах Онисим (Поль) (1899-1930) //Человек, 1991. № 5.

133. Великий подвижник Горы Афонской сх.Хаджи-Георгий и ученик его схимонах Парфений. Составил Свящ. И. Ходоровский. Нижний Hoвгород. 1909. (Указано Евгением Лукьяновым).

134. Неизвестный Нилус. т.2. Составители Роман Багдасаров и Сергей Фомин. М., 1995.

135. А. А. Тахо Годи. Из истории создания и печатания рукописей А. Ф. Лосева   А. Ф. Лосев. Имя. СПб., 1997.

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar