Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-05-05, 8:37 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 1-я страницы 51 - 62
2016-04-10, 9:54 PM

 

 

 

 

Глава 38

 

Чудесное знамение Матери Божией

 

            В подтверждение правоты нашего ополчения в защиту славы Имени Божия, как признак благоволения к нам имяславцам Андреевского скита, явилась Божия Матерь одному мирянину-поклоннику на хребте Афонского перевала, заблудившемуся в пути и потерявшему дорогу в Андреевский скит. Матерь Божия показала ему дорогу к нам в скит с повелением, кроме Андреевского скита никуда не ходить

            В этих Её словах явно просвечивается благоволение Матери Божией только к Андреевскому скиту, где Она создала ополчение защитников славы Имени Божия. Её повеление никуда не ходить кроме Андреевского скита, было потому, что все обители Афонские уклонились в злохуление Имени Божия.

Глава 39

Чудесное явление Пресвятой Богородицы в 1913 году

 

            После Пасхи, поклонившись гробу Господню в Святом граде Иерусалиме, русские паломники на обратном пути в Россию  считают своим долгом посетить земной жребий Матери Божией - Св. Гору Афонскую. Одна партия поклонников следовала с пристани Дафна в Андреевский скит с проводником монахом нашего скита. Подъём с берега по крутым высоким горам очень трудный и утомительный для не привычных. До хребта Афонского перевала много раз отдыхают. Поднявшись на высоту, делают привал - большой отдых, чтобы затем спускаться на другую сторону Афона. На перевале, во время отдыха, один из поклонников решил переобуться, т. к. мучился от мозолей на ногах. В то время, когда он уже заканчивал переобувание, его товарищи с проводником пошли вниз по крутому спуску. Он сидел напротив этого спуска, и видел их, но густой кустарник скрывал этот спуск. Он как будто сидел не долго и близко от спуска, но когда тронулся в путь - немог его отыскать. Неподалеку он увидел монаха, сидящего на опушке кустарника. Подошёл к нему и спросил: “Где дорога в Андреевский скит?” Чёрный монах ничего ему не говорит, а только смеётся, наверно, он грек и не знал русского языка. Тогда поклонник пошёл от него обратно, но тут же потерял и то место, где сидел. Дорога по хребту от Афонского перешейка с Македонии идёт до Свято-Павловского монастыря, который под шпилем Афона. Дорога широкая, чистая, по обеим сторонам вековые высокие деревья, у подножья их стелется сплошной кустарник. Вот и чёрный монах исчез с его глаз. Ходит несчастный наш поклонник то в одну, то в другую сторону по широкой дороге, ища в кустарнике спуск в Андреевский скит. Измучился, впал в малодушие и стал роптать на товарищей, что не подождали его. Правда, он видел, куда они пошли, и надеялся, что после переобувки стоило только перейти дорогу и тут же будет спуск, но его нет. Отчаявшись, в крайней растерянности бедняга  по-детски заплакал. Вытирая краем своей котомки слёзы и выступивший на лбу пот, он посмотрел на дорогу, в сторону шпиля, и видит: Идёт Жена под голубым покрывалом на голове и ведёт за руку Мальчика лет десяти-двенадцати. Поклонник был поражён невиданной красотой Мальчика, и взором своим как бы приковался к Нему, забыв своё горе. А Жена спрашивает его: “Что ты здесь ходишь и что ищешь?” Поклонник говорит: “Шёл я с товарищами с парохода, в Андреевский скит, на отдыхе где-то близко вот тут, пока я переобулся  они поднялись и ушли. Минут через пять я пошёл за ними, но в кустарнике заблудился и никак не могу выйти на дорогу ведущую в Андреевский скит».

            Указав рукой в кустарник, Жена приветливо сказала: “Вот дорога в Андреевский скит, иди прямо по ней и настигнешь своих товарищей, кроме Андреевского скита никуда не заходи”.

            Обрадованный поклонник быстро пошёл по указанному спуску вниз, настиг своих товарищей, уже подходивших к Карее, которые, оглянувшись и увидев его, говорят: “Где ты пропадал?” В негодовании на них он возразил: “Да, пропадал! Бросили меня, мало не дождавшись, и я совсем пропал бы, потеряв в кустах спуск к дороге, спасибо встретилась одна Женщина, которая указала мне в кустах дорогу.

            Товарищи паломники изумлённо заметили ему: “Какая, Женщина? На Афоне женщин нет!” Тогда и сам отставший пришёл в крайнее удивление, т. к. знал, что на Афоне женщины никогда не бывают.

            Тогда он рассказал им затруднительные обстоятельства своего блуждания на хребте,  как он уже потерял всякую надежду, но тут встретилась ему Жена с Мальчиком красоты неизреченной и показала ему дорогу с повелением: кроме Андреевского скита никуда не ходить.

            Сопровождавший эту партию поклонников проводник-монах, уразумев всю истину в явлении Дивной Жены заблудившемуся поклоннику, неизреченно обрадовался тому, что Она указала ему путь только лишь в Андреевский скит. Этот проводник-имяславец, ничего не объясняя о значении этого дивного случая, лишь слагал в своём сердце его значение.

            После того как поклонники миряне этой партии и другие пожили на Афоне несколько дней и ознакомились с нашей жесточайшей бранью с вратами ада, они зачислили себя в ряды нашего ополчения для защиты славы Имени Божия. Особенно возбудило в них ревность чудесное явление Самой Матери Божией. Они заключили, что самое отставание их товарища и блуждание его на хребте перевала было промыслительно, чтобы этим подтвердить, что истина по вопросу об Имени Божием только в обители св. Апостола Андрея Первозванного.

            Ясно, что Отрок красоты невиданной, Которого Жена вела за руку, был Сам Господь Иисус Христос, Её возлюбленный Сын, за Имя Которого и шла брань на Афоне. В образе двенадцатилетнего отрока в разодранной ризе благоволил Господь явиться и сидящему в темнице священномученику Петру Александрийскому, на вопрос которого: “ Кто, Спасе, Твою ризу раздрал?” Он ответил: “Арий (еретик), раздрал ризу Мою” (Чет. Мин. 25 ноября).

Явление Божией Матери в образе Жены под голубым покрывалом на голове в св. Горе Афонской неоднократно бывало и раньше, например, преп. Афанасию, когда он шёл из своей строящейся обители в карею. Ещё одному голодному юноше болгарину - мирянину, которому, в Иверском монастыре не дали милостыню. Поднявшись, несколько, на гору от Иверского монастыря, в изнеможении от голода он упал на дороге, но приблизившаяся к нему Жена под голубым покрывалом спросила причину его лежания на дороге. Он по порядку объяснил Ей своё горе. Она дала ему большую златницу, и сказала: “Иди в Ивер и там купи себе за эту златницу хлеба”. Юноша поднялся и пошёл обратно к Иверу. Увидев его портарь (привратник) закричал на него: “Оксу - оксу!” То есть пошёл прочь! Но юноша показал ему златницу и сказал: “Дай мне за эту монету хлеба”. Увидев монету, портарь спросил его: “где ты взял эту монету?” Юноша ответил: “Здесь недалеко на горе упавшему мне от изнеможения добрая Женщина дала мне милостыню этой монетой, и послала к вам купить у вас хлеба за неё”.

            Портарь был поражён такой чудесной милостыней, т. к. эта златница, была подвешена к св. Иконе Божией Матери Иверской - дар греческого императора Феодосия. Этого юношу портарь повёл к игумену, которому юноша рассказал своё бедственное положение, что ни в одном монастыре его не принимают на работу, т. к. опоздал на сезонный найм рабочих, везде их достаточно, а потому и вынужден был просить милостыню в монастырях. Я надоел всем своим попрошайничеством и меня стали гнать прочь. Вот уже третий день я без куска хлеба. Попросил у вашего отца портаря, а он погнал меня прочь. Обливаясь слезами я пошёл прочь. Несколько поднявшись в гору, недалеко от вашего монастыря я упал от безсилия. Тут, лежащему на дороге дала мне монету эта Женщина под голубым покрывалом, чтобы за неё я купил у вас хлеба.

            Выслушав рассказ юноши, игумен оставил его в обители, но не в качестве наёмного рабочего, а в составе почётного братства обители, ибо Жена, давшая ему золотую монету, была Сама Матерь Божия и монета, подаренная ему, находилась на Её чудотворной иконе “Иверской”.

            Подобных сокровенных явлений Божией Матери в истории Афона очень много. Так как св. Гора Афонская есть Её жребий, где Она и проявляет Своё чудное промышление.

            За слепоту и омрачение духовное, за ересь имяборческую все обители отдалились от Бога, подпали праведному гневу Его. А скит св. Апостола Андрея за мужественную защиту славы Имени Божия окружён ореолом исповедничества и пренебесной истины, о которой мы поём в акафисте Спасителю: “Всё естество ангельское беспрестанно славит Пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии, на земли, бренными устнами вопием: Аллилуиа” (см. 9 кондак акафиста Иисусу Сладчайшему).

            Итак, всё естество ангельское, и иноки Андреевского скита составляют один хор славословящий Имя Божие. А все прочие обители Афонские, сие поемое и славословимое имя Творца всяческих и Спасителя нашего, низвели на степень своего рабского имени, всячески поносят и хулят Его, пишут на бумаге Имя Господа «Иисус» и плюют на него, и с поношением садятся на него. О, безумие! О, слепота омраченных! Всех хулений, которыми поносили Имя Божие эти безумные еретики-имяборцы мы не дерзаем излагать по причине мерзости их; лишь одно только вспоминание этих хулений тяжко оскорбляет дух благочестия и веру рабов Божиих. Только в Андреевском скиту Имя Божие славится и воспевается. Поэтому Матерь Божия и сказала заблудившемуся поклоннику: “Кроме Андреевского скита никуда не ходи”.

            В минуты своего блуждания и растерянности поклонник промыслительно забыл положение о том, что на Афоне не бывает женщин. Это забвение его, было по промыслу Самой Матери Божией, чтобы сокровенно явить свою заботу, любовь и попечение о защитниках славы имени Божия Андреевского скита, правоту их брани против врат адовых, хулящих имя Господне. Эта истина свидетельствуется   посторонним лицом, ничего не знавшим об Афонском споре, а не кем либо из среды состоящих в брани, чтобы враги наши не вменили в ложные вымыслы нашей стороне, по пристрастию к спорному вопросу.

            При всём том, истина об истине возвещается мирянам, которые повезут её с собой в благочестивую среду своего места жительства. А нам - имяславцам этот случай в большее утверждение, в утешение, в крепость и в ободрение мужества в брани с вратами ада.

Глава 40
Негодование еретиков имяборцев

 

            Пантелеимоновские старцы – Натальины поклонники считали о. Арсения своим товарищем. Зная его высокий дар слова и  полномочие от власти Святейшего Синода, они имели твёрдую надежду и уверенность при посредстве его поразить имяславцев. Но внезапно и неожиданно для всех произошла чудная перемена действий о Арсения, которая развеяла в прах все их надежды, а сам о. Арсений стал имяславцем апостольской ревности.

            Такая причина резкого и крутого поворота от ранее намеченной цели скоро стала известна имяборцам Пантелеимоновского монастыря, и по всей Горе Афонской, между русскими. Ибо промыслительное отнятие речи у знаменитого миссионера-проповедника совершилось на глазах самих еретиков, которые оставались в Андреевском скиту и, можно сказать, на их руках. Вчера они вели его под руки из собора  и  сами дивились тому, что минуту назад старец Арсений был многоречив, но вдруг замолк и при отсутствии каких-либо проявлений физического недуга, безмолвствовал. Мы это повторяем дабы напомнить, что Пантелеймоновские старцы диаволопоклонники, узнав о чудесном обращении к имяславию о. Арсения, сильно вознегодовали на него. Вместо того чтобы раскаяться в своей дьявольской гордыни и самолюбии,  они ещё больше ожесточились и укрепились в своём погибельном упорстве. И представилось нам, что они проклинали самое чудесное вразумление бывшего своего товарища и озлобились на него так, что решились погубить его. Но так как выполнить своё намерение им было невозможно, - ибо доступ в Андреевский скит, был запрещён для всех, кроме известных пантелеимоновских имяславцев и прибывших из России гостей, - то им представился случай, которым они хотели злодейски воспользоваться при следующих обстоятельствах.

 

Глава 41

Союз во имя Архистратига Михаила

 

            Вступив в Андреевское братство и вчинив себя в наше ополчение против богохульной имяборческой ереси, о. Арсений нередко стал собирать нас на беседы в большой зале архондарика.

            В одной из пасхальных бесед о. Арсений открыл нам своё желание объединить  наше иноческое ополчение защитников славы Имени Божия, слиться в союз в духе благочестия, в единое воинство под хоругвь начальника горних сил бесплотных св. Архистратига Михаила, молитвенно призывая его на помощь и защиту нашу.

            О. Арсений сказал нам, что на поприще своего миссионерского служения св. Церкви Христовой он уже основал в России несколько союзов, по потребностям которые встречались ему, во славу Божию и в укрепление православной веры. “Каждый из союзов, - говорил о. Арсений, - я посвящал во имя святого, которого желало само общество. Сильно любя и почитая ревность Святого Архистратига Божия Михаила, при всём моём желании я не мог посвятить  в честь его Имени ни одного из  тех союзов, потому что их назначение не соответствовало назначению горних сил. А теперь, войдя в ваше священное ополчение против богохульной ереси, открылась возможность исполнить моё заветное желание, так как, настоящая духовная брань наша - защита чести и славы Имени Божия - тождественна брани небесного воинства, против того же прегордого и пресквернейшего духа тьмы, падшего с горних высот в бездну, - Денницы-сатаны. Первостоятель и Вождь Небесных Сил – Архистратиг Божий Михаил. Это вы знаете. Согласны ли вы составить священный союз во имя Святого Архистратига Михаила, чтобы и наше земное иноческое ополчение было под его хоругвью в едином ополчении с воинством небесным?

            На такое предложение о. Арсения мы единодушно с радостью и любовью дали согласие, и в ознаменование этого сейчас же пошли в собор и совершили молебен святому Архистратигу Михаилу и всему Небесному Воинству. Затем составили письменную формулу союза во имя Архистратига Михаила, и все подписались в форменном документе союза поимённо.

            Об этом мы немедленно сообщили нашим братьям имяславцам Пантелеимоновского монастыря. Они также с радостью приняли это благое начинание и стали приходить к нам в скит поставить свои имена в документ союза. Приходили они к нам по одному, по два, и по три инока. Узнав об этом нашем крепком союзе под знаменем Архистратига Михаила, имяборцы пришли в неистовство. А так как, основателем был о. Арсений, то старцы - диаволопоклонники решили непременно истребить его. Их заговору способствовало хождение к нам братий имяславцев на запись в союз. При этом они заходили к о. Арсению повидаться и принять от него благословение. Он с великой радостью принимал их в уединённой келлии. пантелеимоновские старцы диаволопоклонники под предлогом записаться в союз «имяславцем» послали к нам в скит “Каина”, чтобы, войдя к о. Арсению в его келию, задушить его, как опричник царя Иоанна Грозного Малюта Скуратов задушил святителя Митрополита Московского.

            Достигнуть своей злобной цели им было легко. Андреевцы не знали,  кто из пантелеимоновцев имяславец, а кто имяборец.  Потому что всей братии у них более двух тысяч, большая половина - имяславцы. Мы уже говорили, что “порта” наша (врата обители) строго охраняется соборным старцем Петром. В первые дни портарь    о. Пётр приходивших на запись в союз имяславцев пропускал с любовью и приветливо, по-братски. Некоторых он знал лично. А не знакомых пропускал на иноческую совесть. Достаточно было заявить, что пришёл записаться в союз Архистратига Михаила.

Глава 42

Чудо первое Архистратига Михаила

 

            Таким же способом надеялся проникнуть и злобный Каин. Но тут же является вящшая слава Божия, пекущийся о нас Промысл Его, и первая чудесная защита Архистратига Михаила. В тот день, когда злобный убийца Каин шёл задушить о. Арсения, в нашем  Андреевском скиту состоялся собор двенадцати старцев в полном их составе, под председательстсвом тринадцатого, новоизбранного игумена нашего архимандрита Давида. На соборе присутствовал и член его портарь о. Пётр. Заседание началось тотчас же по окончании ранней Божественной литургии, с половины седьмого часа утра и продолжалось до половины одиннадцатого.  Когда у нас шла поздняя Божественная литургия, в наш скит направлялся Каин - убийца. Карея, от  нашего скита в пятнадцать минут ходу. (По гористому Афону расстояние измеряется не верстами и саженями, а временем - часами и минутами).

            Убийца - монах вышел из Кареи и направился в наш скит. Вдруг подходит к нему портарь о. Пётр и так жестоко бил его своим жезлом, молча и без слов, такую дал ему трёпку, что этот Каин едва мог подняться. И так же, молча,  ему был указан путь обратно.

            Пришёл он обратно в свой Пантелеимоновский монастырь к свом старцам – диаволопоклонникам с жалобой на портаря о. Петра, что он жестоко его избил. Старцы - имяборцы заявили нашему скиту жалобу на портаря о. Петра. В ответ на их жалобу и протест, наши соборные старцы заявили, что портарь о. Пётр состоит членом собора и с половины седьмого до половины одиннадцатого присутствовал на соборе, порта же охранялась старым схимником, поэтому вашу жалобу мы отвергаем.

 

Глава 43.

Чудо второе Архистратига Михаила

 

            Дней через пять старцы еретики посылают под видом имяславца другого Каина, - а первый лёг в больницу… Второй сильнее первого, с напускным лукавым смирением. Ещё на хребте Афона его встретил юный монах и молча избил его своим жезлом, еще жёстче первого, поломав ему рёбра так, что едва-едва он мог доползти обратно в свой монастырь к пославшим его старцам, которые не знали на кого пожаловаться.

            Пришли к нам из Пантелеймоновского монастыря известные нам имяславцы и сообщили, что первый и второй избитые - явные еретики имяборцы. Таким образом, была раскрыта цель их похода в наш скит – как бы записаться в союз, а на деле задушить о. Арсения.

            Ввиду такой опасности наши Андреевские отцы постановили, чтобы в дальнейшее время кто бы из имяславцев Пантелеимоновского монастыря ни пожелал прийти к нам, приходил бы в сопровождении тех, кого мы знаем лично. 

            Из этих двух случаев мы ясно уразумели, что первый Каин-убийца был избит Архистратигом Михаилом в образе о .Петра, а второй - в образе юного инока. Итак, с первых же дней основания нашего союза во имя св. Архистратига Михаила мы увидели над собой бдительное охранение и скорую защиту молниеносного меча Архистратига Божия Михаила.

            О. Арсений, как выдающийся и передовой синодальный миссионер, был известен епископам всех епархий  России, и был у них в большом почёте. Среди них были некоторые, питавшие к нему чувства особенной дружбы и братской любви о Господе, например: еп. Феофан Полтавский, еп. Михей Архангельский и другие. Каждому из этих друзей своих он письменно изложил сущность возникшего вопроса во св. Горе Афонской, пророчески наименовал его “грозным”, ибо последствие его угрожает не только восколебать землю, но коснуться и мира небесного... Его друзья епископы, получив прдуведомление своего прозорливого духовного брата, прекрасно уразумели истину, и немедленно присовокупились духовно  к афонским защитникам славы Имени Божия.

 

Глава 44

Имяславческая канцелярия в Андреевском скиту

 

            С самого начала нашей борьбы против имяборческой ереси, пантелеймоновские и андреевские имяславцы в своей ревности о славе Имени Божия, не оставляя келейных и церковных молитвенных правил и обязанностей по послушанию, приступили к внимательному изучению Божественного Писания, св. отцов Церкви, и Житий святых. И во всём этом богодухновенном сокровище находили для себя, прямое уяснение истины об Имени Божием, для укрепления своего исповедания, и в обличение заблуждения наших противников имяборцев. Особенные тексты из св. Писаний имяславцами выписывались. Необходимым считаем указать, что свидетельства в защиту славы Имени Божия содержатся во всём годовом круге богослужебных песнопений: в стихирах, тропарях и канонах, а также в молитвах и церковных тайнодействиях. Наши пантелеимоновские братья имяславцы приносили к нам Андреевским - свои выписки из богооткровенных Писаний, которых было не меньше и у нас самих. А так как эти выписки были весьма ценны и являлись сильным оружием против богохульной имяборческой ереси, то явилась потребность собрать их воедино в такой порядок, чтобы читая их они устыдились своего заблуждения и пришли к покаянию.

            Для этого была специально назначена братия Пантелеимоновской и Андреевской обителей, в последней учреждена канцелярия для неусыпающего денно-нощного труда. В этой канцелярии трудилось человек до семи под руководством о. Арсения. Открытие этой канцелярии последовало немедленно вслед за основанием союза Св. Архистратига Михаила.

 

Глава 45

 Чудо с Харитоном

 

            Недели через две после открытия канцелярии, часов в восемь утра, пришёл в канцелярию эконом о. Диодор. На его лице сияла какая-то необыкновенная неземная радость. Он рассказал следующее.

            В нынешнее утро я вышел за порту (врата обители), где каждое утро собираются все монастырские рабочие, которым я назначаю работу по хозяйственным нуждам. Когда все рабочие разошлись по назначению, тут-же, к моему удивлению, стоит старичок Харитон. Я спросил, зачем он пришёл.

            Этот старичок - болгарин из Македонии. Мы все его знали. Он попросил для себя какое-нибудь дело, чтобы потрудиться в обители с монастырскими рабочими. Внешний вид Харитона не соответствовал его запросу: он был с кротким, детским выражением лица, лет восьмидесяти, - какая от него может быть работа? Но он настойчиво просил её, желая пребывать при нашей Андреевской обители. Таким рабам Божиим по всему Афону отказа не бывает. Харитон был принят по его желанию не в число братии, а в число рабочих. Дабы не оскорбить этого старичка, заведующий рабочими эконом о. Диодор дал ему дело надсмотрщика за рабочими, т. е. “благочинным” над ними. Конечно, по природе своей рабочие болгары из Македонии были благочестивые искренние христиане, воздержны и дисциплинированны. Рабочие артели жили в небольших корпусах вне обители, в нижнем этаже, в  помещения для рабочих; а на втором этаже - староста над рабочими. Здесь поместили и Харитона. Пищу ему приносили рабочие, т. к. ему было не под силу ходить на второй этаж. Поэтому о. эконом дал ему иную артель в одноэтажном корпусочке; его уединённая келья была с южной стороны с отдельным ходом. Над входной дверью был небольшой крытый лобазик - крылечко. Харитон был доволен этой кельей. От самого входа в келью начинался подъём на небольшой холмик. С южной стороны открывался прекрасный вид на афонский хребет, вечно покрытый зеленью. С восточной стороны через дорогу от кельи - четырёхэтажный корпус обители. Вокруг обители - дорога, по которой совершается крестный ход в определённые праздники. Описываемые подробности будут нужны при рассказе, но необходимо поведать о том, каким образом Харитон прибыл в наш Андреевский скит из Македонии. Македония с Афоном соединяется перешейком, на котором нет специальных дорог для колёсного транспорта и провизия для рабочих доставляется болгарами на Афон вьючными животными. До 1912 года Македонией владели турки. В 1911 г. объединились в союз греки, сербы и болгары чтобы войной изгнать из Европы турок. Сначала война шла успешно, вся Солунская область в которой находится и св. Гора Афонская была очищена, от турок. Знаменательно, что одновременно с началом этой войны возникла на Афоне имяборческая ересь. Что это значит, нам неведомо, судьбы Божии непостижимы, одновременно попущены две брани: духовная и физическая, и обе положили начало в этом году.

            Но в строках нашего рассказа мы касаемся одного Харитона. Он благочестивый христианин, македонский болгарин. Он только слышал, в какой стороне гора Афонская, но никогда не бывал на Афоне. Старый, одинокий, бедный, - главным источником пропитания была у него ветряная мельница. Изредка присылали ему помощь сыны его.

            Но вот началась война, союзники гонят турок, турки отступают в направлении  Константинополя. Отступая, угоняют с собой местных жителей в тыл. В это изгнание попал и старичок Харитон. Много-много дней неописуемого труда и лишений довели старичка к крайнему изнеможению. Ожесточённые турки свирепо обращались с пленными, которые по пути отступления с каждым встречным поселением увеличивались, угонялись в плен мужья, жены дети - целыми семействами. Длинную ленту гонимых пленников конвоировали конные турки. Харитон плёлся в колонне пленных последним. Что успел взять с собой из пропитания, всё кончилось, питался уже зелёной травкой, которую принимает человеческая натура. Он дошёл до такого состояния, что от крайнего изнеможения желал себе смерти. Во время отдыха голова колонны пленников  отдыхает, а хвост только успеет дойти до места отдыха передних, турки подают команду продолжать путь. Харитону пришла мысль как-нибудь отстать и скрыться от конвоя. Он молился и просил помощи Божией и Царицы Небесной, избавиться от плена. Все Македонские жители очень почитают святого великомуч. Димитрия Солунского, именуют его своим заступником и покровителем. Св. муч. Димитрий был начальником (губернатором) всей области Солунской, и был замучен императором Диоклитианом за веру во Христа в те самые годы, когда был замучен и святой великомуч. Георгий Победоносец. Святой Димитрий, как бывший начальник Солунской области и по смерти своей не оставляет своей страны помощью и заступлением.

            Харитон умолял св. страстотерпца Димитрия спасти его от плена. И вот по пути в одном месте встретился пригорок. Воздев руки к небу и помолившись последний раз, Харитон решился идти обратно, т. к. идти в колонне пленных стало невыносимо, да и место было удобное для сокрытия. Оградив себя крестным знамением с молитвой на устах, он пошёл назад в надежде быть незамеченным конвоем. Но пройдя немного он оглянулся назад и к своему ужасу увидел конного турка, скачущего галопом. От неминуемой беды у него подкосились ноги, он готов был упасть, но вдруг, видит перед собой всадника на белом коне, который ласково рукой даёт знать следовать за ним. В это время Харитон забыв о свою усталость пустился в бег вслед дивного всадника. Всадник летел галопом на своём белом коне, поминутно оборачиваясь назад,  ладонью руки он всё время показывал следовать за ним. Весьма, чудесно, что усталый, обезсиленный старик Харитон не отставал от скачущего всадника. Вдруг, всадник стал невидим, а Харитон увидел перед собой море и перешеек Афонский. Не более как минут за десять, не чувствуя ни малейшей усталости, Харитон пробежал громадное расстояние и спасся от турецкого плена. Он осознал, что всадник на белом коне был святой великомуч. Димитрий и возблагодарил Бога за своё избавление. Раньше он не бывал на Афоне, а только слышал, что перешейком Афон примыкает к материку Македонии. Тем более он не знал дорог в Афонские обители. С молитвой и непрестанным благодарением Богу  Харитон радостно шёл по перешейку и далее по Афонскому хребту.  Увидев с высоты Андреевский скит спустился узкой тропой прямо к нему. Шёл незнакомой узкой тропой, на которой видны следы одних диких коз, эта тропа могла завести его в непроходимые скалы и пропасти. Однако он не заблудился и пришёл прямо к Андреевскому скиту. Всё с Харитоном происходило чудесно. Устроившись в скиту, он никуда не выходил, ничего не знал о делах Афонских, не интересовался. Старичок, детской простоты и нрава, ангельски радовался, что на конце своих многоскорбных дней обрёл покой. Он всегда молчал. Да не было и повода с кем-нибудь говорить о чём-то. Ни о чём он не любопытствовал, чужд был всяких бесед, всегда сидел в своём уединении с молитвой Иисусовой и чётками в руках. В праздничные дни приходил в собор. В будни сидел в своей келии. Рабочие приносили ему в келию пищу. В праздники он приходил в братскую трапезу. Мирянин - а проходил путь по-монашески, духовно. Все эти подробности о Харитоне мы пишем для того, чтобы быть уверенными в достоинстве чудесного посещения его, Самим Господом, которое служит нам в назидание.

            Сказавши, что нужно к сведению, о личности старичка Харитона, возвращаемся к началу этой статьи.

            Итак, эконом о. Диодор в восемь часов утра пришёл в канцелярию с сияющим видом лица и благодатным восторгом и стал рассказывать о встрече с Харитоном, у порты. О. Диодор спросил у Харитона: “Ты зачем пришёл, тебе здесь никакого дела нет, иди обратно в свою келию”. Но Харитон молчал. В его лице сияла благодатная радость и чудный восторг. Помолчав с минуту, он ответил эконому: “Я имею нечто сказать тебе”. “Говори, я слушаю тебя”. Но Харитон говорит: “Пойдём, в твою келию, там тебе расскажу”. Пошли в келию. Входя в келию о. Диодора Харитон, по обычаю монашескому сотворил молитву Иисусову. Затем начал свой рассказ.

 

Глава 46

Явление Господне Харитону

 

            Прошлой ночью я сидел на скамеечке у двери своей келлии, под крышей лобазика, (крылечко над дверью). Уже недели две я не мог по ночам спать от безсонницы. В келии от ночной жары душно (таков климат Афонский). Сидя, я обычно творил Иисусову молитву на чётках. За полчаса до утрени около половины двенадцатого часа ночи луна уже опускалась за хребет. Вижу - по дорожке с холмика спускаются рядом три монаха в мантиях и клобуках. Монах, который был в середине, был одет в широкую и длинную чёрную мантию, словно как архимандрит. От его лица, окаймлённого небольшой бородой, исходил дивный свет. Клобук на голове его был до плечей, и сиял радужным светом, а от плечей постепенно переходил в обыкновенный чёрный монашеский цвет, в левой руке он держал высокий жезл, с крестом. Другие два монаха, были в мантиях до земли, как у экклесиархов, в соборе, и в чёрных клобуках на головах, и были совсем юные, без бород. Эти два юных монаха, с великим благоговением, с обеих сторон распростерши до локтей широкую мантию среднего монаха, поддерживая под руки, вели его, как дьяконы архиерея. Когда я увидел этих трёх монахов, спускавшихся с холмика и идущих ко мне, моё сердце загорелось радостью и любовью к ним. В нескольких шагах от меня они остановились. Средний монах с жезлом в левой руке спросил меня: “Почему у тебя светла нет?” По-болгарски “светла”, а по-русски - света, огня, или лампочки.

            “Я, - говорит Харитон, - с молитвой Иисусовой оградив себя крестным знамением, ответил: “Не имею”. В этом ответе: “Не имею” Харитон выразил всё, т. е. “Не имею совсем огня, и нужды в нём не имею”. Тогда средний монах, в ответ на мою Иисусову молитву, приподняв правую руку с трёхперстным сложением чётко произнёс: “Помни Имя Мое”. Сказал и ещё несколько таинственных слов, которых Харитон не мог выразить. Затем сказал: “Дай мне стакан воды”. Внутри кельи за спиной Харитона около двери стояла скудель с водой, сверху накрытая стаканом. Угостить такого дивного Гостя составляло для Харитона величайшее счастье и неизреченное блаженство, т. к. он объят был несказанной радостью и любовью к чудным Посетителям. Старичок Харитон поспешно встал со скамеечки и, повернувшись, быстро налил в стакан воды, вышел со стаканом на крылечко, а Гостей не не было…

            Поражённый мгновенным исчезновением Гостей, он поспешил подняться по тропинке на холмик в решимости настигнуть их, но нет и следа их. Пустился бежать по дороге вокруг обители, но, обойдя её кругом, не нашёл Гостей. Опять сел на свою скамеечку на крылечке, и в эту минуту в обители ударили в колокол на полунощницу, ровно в двенадцать часов ночи. Радость и восторг в Харитоне горели несказанным и невыразимым благодатным огнём.

            Просидев до утра в благодатном озарении на своей скамеечке, утром пошёл  порте обители ожидать вместе с рабочими выхода эконома о. Диодора, который после роспуска рабочих принял Харитона в свою келию, чтобы выслушать от него что - то “таинственное”.

            Харитон рассказал о. Диодору о трёх чудных монахах, приходивших к нему ночью, всё по-порядку. Но чудное дело. По мере рассказа Харитоном о. Диодору о дивном явлении благодатное настроение Харитона переходило и на о. Диодора, а с окончанием этого краткого чудесного рассказа, благодатная радость и восторг наполнили сердце о. Диодора и явно выразились  на его лице.

            Отпустив Харитона в его келью, о. Диодор поспешил в канцелярию рассказать о случившемся в нашем саду прошлой ночью. Наша брань на св. Горе Афонской, смотрением Божиим, приближалась к концу. Нас, исповедников и защитников славы Имени Божия, ожидают тяжкие испытания. Нас подвергнут избиению, изгнанию, бесчестию и арестам; нас ожидают тюрьмы, презрение, гонение, ссылки, рассеяние по одиночке. Мы будем повержены в горнило соблазнов погибельного мира. И вот, чтобы укрепить нас в грядущих искушениях, Господь Сам лично, в сопровождении двух святых Ангелов своих, благоволил явиться благоговейному рабу Своему Харитону, чтобы через него, положительно ничего не знающего о нашей брани, и не причастного к этому вопросу, заблаговременно предуготовить нас, предвозвестить о бедствиях, неизбежно ожидающих нас в изгнании, в горниле  этих огненных искушений,  да держим крепко в своих сердцах знамя исповедничества, памятуя, что страждем  единственно - за Имя Его. И потому показав в правой руке своей трёхперстное сложение, каковым мы изображаем на себе крестное знамение, явившийся Спаситель заповедал: “Помни Имя Мое!”

            Для Харитона эта заповедь совсем была непонятна, и не к нему она относилась, т. к. ничего положительно по вопросу о нашей брани с вратами ада он не знал. Эта заповедь всей полнотой относилась к нам - исповедникам. Явлена же была через лицо, непричастное к делу нашей брани, потому что по характеру своему это лицо было по-детски простое, чуждое лжи, лукавства и лицемерия, было весьма благоговейным и преданным Богу. Свидетельством этому служит и чудесное прибытие Харитона на Св. Гору Афонскую.

            Всё это говорим к тому, чтобы явление Господа славы в смиренном иноческом образе было воспринято всей полнотой нашей веры, чтобы мы сосредоточились самым глубоким вниманием на этом посещении Господнем. Мы уразумели, что оно является для нас уготовительным предвестием грядущих грозных дней, когда мы должны  будем сохранять два непобедимых оружия: Крест и Имя Божие. Крест был показан Харитону трёхперстным сложением приподнятой правой руки Господа, а Имя Божие провозглашено заповедью: “Помни Имя Мое”, когда будем в лютых скорбях в стране изгнания, в горниле огненных искушений. После рассказа о. Диодора о чудесном явлении старшие отцы канцелярии благорассудили описать его со слов самого Харитона, но не затруднять его прибытием в обительскую канцелярию на четвёртый этаж, а послать к нему двух новопострижённых монахов. Один из них до пострига был послушник Никита, о котором вначале мы говорили, что он был переписчиком у еретика монаха Климента, а теперь этого Никиту за труды в имяславческой канцелярии постригли в мантию с именем Никанор. А другой - его сотрудник и побратим по постригу - пишущий настоящую историю Афонской смуты  монах Паисий.

            Эти два молодых инока из канцелярии пришли к Харитону и нашли его в том же благодатном озарении духа и духовном восторге, осенивших его в минувшую ночь посещением трёх дивных иноков.

            По нашей просьбе он рассказал нам о дивном ночном явлении слово в слово, то же самое что передал о. Диодору, а последний поведал нам в канцелярии. Харитон показал нам и самое место, где являлись ему эти дивные Гости, и дорожку, по которой они шли с холмика, и то место, где они стояли, когда средний монах, левой рукой держал жезл с крестом наверху, а правой, показал трёхперстное сложение правой руки со словами: “Помни Имя Мое!” - в ответ Харитону на сотворённую им молитву Иисусову;  и ещё сказал несколько других таинственных слов, которые Харитон не мог нам выразить, как мы не упрашивали его неотступно сказать нам те слова. Но он показал знаком, что нет таких слов, чтобы можно было их выразить. Да и сам язык Харитонов связался неведомой силой, чтобы не дерзал объяснять неземные слова человеческой речью. А после тех слов, дивный монах попросил: “Дай Мне стакан воды”. “Вода, - продолжал Харитон, - стояла у меня у самой двери внутри кельи, вот в этой скудели накрытой стаканом”. И показал тут же стоявший сосуд с водой, и скамеечку у двери вне кельи на крылечке под лобазиком. “Минуты не прошло, - говорил он, - как я встал, обернулся к воде, поспешил налить в стакан, и обратно повернулся подать  воду  Гостю, а Гостей не стало. Я устремился искать их. Луна ещё светила, но была уже на заходе. Вокруг холмика моих Гостей не оказалось. Спешно обошёл дорогою вокруг обители, но нигде не мог настигнуть их”. По выражению лица Харитона было видно, - какой восторг и благодатную радость произвели на него Божественные Гости, и как не хотелось ему с Ними расстаться.

            Это дивное явление описанное со слов самого Харитона, старшие наши отцы  с о. Арсением признали  как непосредственное явление Самого Господа и  Божественное  указание мужественно, не щадя своей жизни, стоять на защите славы Имени Божия, в муках умирать за него, и заповедь “Помни Имя Мое держать в памяти и сердце до последнего издыхания, чтобы с этим исповеданием  перейти из дольнего мира в горний, где «всё естество ангельское безпрестанно славит Пресвятое Имя Господа Иисуса: Свят, Свят, Свят вопиюще», (см. 9 кондак Акафиста Спасителю), которое осатаневшие еретики - пантелеймоновские старцы  диаволопоклонники восхулили, низводя Его на степень тварного рабского имени. Мы же, защитники славы Имени Господа и Спасителя нашего - имяславцы, в брани с вратами ада полагаем свои души за  Имя, которому покланяется всякое колено небесных, земных и преисподних, (Флпс. 2, 5-9).

 О посещении Господнем мы поведали и пантелеимоновским братьям нашим - имяславцам.

            Помни Имя Мое!” Это завещание самого Господа, всецело относится к нам Афонским инокам - имяславцам. О! какие многозначительные эти три слова! Люди настолько ниспали духовно и удалились от Бога и познания  Его, что Имя Его поставили в разряд тварных имён человеческих и по своему безумию стали хулить Его на все лады. Восхитившие высокий архиерейский сан стали во главу демонических хулений и готовят грозную расправу исповедникам Имени Господня.

О, внимай душа христианская! Харитон при вопросе: “Почему у тебя светла нет”,  сотворил молитву Иисусову, а средний Монах, показав трёхперстное сложение правой руки, ответил: “Помни Имя Мое”. Значит, Имя, и Слава Его Имени относится только к одному Лицу Его. А учёный иеросхимонах Алексей Киреевский, обесчестив сие Имя Господне, сравнил Его с именем тленного человека. Старцы, диаволопоклонники возрадовались этой хуле и воспалили брань имяборческой ереси в своей обители, а потом и во всей Горе Афонской, затем и вся вселенная воспылала этим богохульством. На Афоне безчестить и хулить Имя Божие начали старцы –поклонники Натальины. А теперь и вся вселенная говорит: “Бога нет!” Каково же теперь лицо современного мира? Лицо дикое, звериное, ужасное!

            Поэтому и сказано было простой, смиреной душе не учёного мирянина: “Помни Имя Мое”. В этих трёх словах заключается великая Божественная тайна, заповедь и завещание: берегись омрачения имяборческой ересью, которая потрясает толщу Св. Горы Афонской, а потом поколеблет и приведёт в смятение всю поднебесную.

            В 1911 году началась имяборческая ересь хулой и безчестием Имени Божия. А на третий год в 1913 году защитники славы Имени Божия подвергнутся тягчайшим скорбям от лютых волков в овечьей коже, от лжепастырей, облачённых в одежду архиерейскую; будут изгнаны со Св. Горы Афонской в погибельный мир, в горнило мирового кипения демонических соблазнов. Но вы защитники Имени Моего, крепитесь, мужайтесь, бодрствуйте, храните и крепко держите знамя исповедничества - “Помните Имя Мое!”

Глава 47

Решительное определение Синода об имяславцах

 

            В 1913 году Пасха Христова выпала на 14 апреля. Пятидесятница была 2 июня. По доходившим до нас слухам из Петербурга нам стало известно, что св. Синод решил уладить спор об Имени Божием на св. Горе Афонской. Посредником между спорящими сторонами назначен член Синода арх. Никон (Рождественский) бывший Вологодский, слывший как отличный знаток и ревнитель монашества. Но некоторые из нас, андреевских имяславцев, знали этого ревнителя, когда он ещё был казначеем Троице-Сергиевой Лавры в сане архимандрита. Духовное образование он имел одно семинарское. До Никона “Троицкие листки” издавались в монастыре «Вифания», в трёх верстах от лавры, при Духовной Семинарии, которая была в ограде сего монастыря. Редакцию, “Троицких листков”, Никон постарался перевести в самую лавру. Вновь построенный огромный лаврский корпус, всё издание “Троицких листков” взял на своё иждивение, и сам стал редактором этого издания. Имея собственную типографию, он на свой счёт содержал её рабочих и служащих. Имел собственные две динамомашины, а также наличный запас - фонд капитала в банке 400 тыс. рублей чистым золотом. Вот лицо этого «знатока и ревнителя монашества». Сан архиерейский он купил. Когда архиеп. Антоний Волынский (Храповицкий) взял под своё покровительство пантелеймоновских старцев-диаволопоклонников с их имяборческой ересью и образовал из семёрки Синода  возглавляемую им эту богоборную гидру, то в число семёрки вошёл и Никон и, являясь членом Синода также вошёл и в число семиглавого зверя - хулителя Имени Божия. И вот этот «знаток и ревнитель монашества» был назначен посредником спорящих об Имени Божием сторон на Св. Горе Афонской.

            Когда мы говорим о св. Синоде, то разумеем не весь состав Синода, но имевшую засилие в нём - семиглавую кучу Антония Волынского, возглавившую имяборческую ересь старцев еретиков пантелеимоновского монастыря. Это та самая семиглавая куча, которая от имени Св. Синода действовала в производстве дела в вопросе об Имени Божием и, прикрывая своё злодеяние, употребляла власть всего состава Правительствующего Синода. В Синоде два высших иерарха митрополит Киевский Флавиан и митрополит Московский Макарий были усердными защитниками имяславцев. Остальная, большая часть членов Синода, тоже была с ними одного духа. Пламенного защитника имяславцев, еп. Гермогена Саратовского, куча Антония Волынского изгнала из Синода и заключила под стражу, о чём мы уже говорили. Вследствие этого, благочестивые иерархи не дерзали выступать против этой богохульной кучи. Таким образом, архиеп. Никон назначался не Синодом, но сама семиглавая куча решила быть одной своей головой посредницей спорящих на Афоне сторон. 

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 279 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar