Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 8:55 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 3-я страницы 01 - 11
2016-04-10, 9:24 PM

Часть III

 

Покушение Сатаны

на Православие в ХIХ  и XX вв.

 

Предисловие

В 3-й части этого тома приоткрывается завеса тонких козней дьявола против Православия и святой Православной Церкви. Ревностными борцами против этих козней явились два великих светильника Церкви Христовой и ревнители чистоты Православия: всемирно известный Пастырь-Молитвенник дорогой Батюшка Отец Иоанн Кронштадтский и знаменитый синодальный миссионер игумен Арсений. Отец Арсений начал свою ревностную борьбу в Российской Церкви с ересями в 19-м веке и продолжал её вплоть до своей кончины в 20-м веке - он окончил свою исповедническую многострадальную жизнь на Старом Афоне в 1913-м году в разгар разбушевавшейся там имяборческой ереси. Подробности о призвании о. Арсения на исповедническую деятельность на Афоне и о последних днях жизни этого ревностного исповедника Имени Божия, описаны в 1-й части этого тома, главы: 33,34,35,36,37 и 70.

 

Глава 1

Борьба о. Иоанна Кронштадтского с толстовщиной, его

настойчивое требование отлучить графа Льва Толстого от Церкви

 

Дорогой  Батюшка Иоанн Кронштадтский долго и настойчиво требовал, чтобы Синод, как Пастырь Добрый, оградил верующих от разлагающей пропаганды великого во зле писателя Льва Толстого и с церковного амвона указал бы на него, как на волка, расхищающего стадо Христово.Толстой, как великий во зле писатель, в своей  богохульной литературе глумился над православно-церковными Таинствами, в частности, над святым Таинством Евхаристии, которое он назвал “магическим действием священства”, да и вообще он отрицал Боговоплощение и загробную жизнь.

    Синод долго не решался выполнить требование о. Иоанна Кронштадтского, потому что Толстой стяжал славу людей века сего как талантливый мыслитель и писатель. Однако Толстой всему миру проповедывал безбожие и увлекал народы в безверие.

 

Глава 2

Попытка Синода наказать о. Иоанна Кронштадтского за его требование была наказана слепотой Митрополита Исидора Санкт-Петербургского

            Болея о пастве, заражаемой толстовщиной, дорогой Батюшка заявил Синоду: «Если вы не отлучите Л. Толстого от Церкви, я сам вынужден буду отлучиться от вас, а за мной пойдёт весь народ». Но чтобы настоять в своём упорстве, первенствующий член Синода Митрополит Исидор силой и угрозой своей власти решил легко и просто разделаться с о. Иоанном. Он вызвал его к себе и грозно спросил, по какому это праву он нарушает правила Номоканона, допуская общую исповедь, тогда как в нём сказано, что священник каждого исповедника в отдельности должен накрывать эпитрахилью, исповедывать и разрешать. А о. Иоанн исповедует и разрешает сразу несколько тысяч человек. Батюшка ответил: “Скажите почему, ко мне недостойному, за тысячи вёрст ежедневно приходят тысячи обременнных грехами, жаждущих, как “елень на источники водные”, ища Христова утешения? Иной день их бывает до 14 - 15 тысяч. А я грешный, по своей старческой немощи, поодиночке могу исповедать в день не более 50-ти человек. Придерживаясь буквы закона, я отпущу голодными 13950 человек, и алчущим от голода слышания слова Божия, вместо хлеба жизни, должен дать камень формалистики и чёрствого отношения к омытым Кровию Сына Божия душам;. вместо рыбы (духовного утешения), должен дать змею (огорчения), вместо яйца (духовного питания) дать скорпию (сердечной горечи)? Кто за это ответит? Разве они виновны в том, что жажда духовного утешения и желание снять тяжкое греховное бремя с души влекут их ко мне? многие из которых пешком идут ко мне иногда за десять тысяч вёрст, по пути минуя тысячи пастырей, не находя у них требуемой ими воды живой текущей в жизнь вечную (Ин.4,14). А потому я не могу вас слушаться более, нежели Бога. Пою Богу моему, дондеже есмь! (Дн.4, 19; Пс.103,33). И после этих слов, топнув ногой, Отец Иоанн вышел.

             Митрополит Исидор велел написать указ, по которому за непослушание высшей церковной власти о. Иоанн  наказывается ссылкой на дальний север в созданный  им же самим Сурский монастырь (женскую общину), под начало, т. е. на послушание. Указ был   представлен Митрополиту на подпись. Митрополит хотел подписать его и спрашивает: «где указ, где перо?» Ему говорят: «Они перед Вами». - “Я не вижу, я ослеп...». - «Да у Вас, Владыко, глаза помутнели». Владыка распорядился: «Скорее пошлите за о. Иваном!” Гонцы нашли о. Иоанна на пристани, окружённого толпой народа, и доложили ему просьбу митрополита возвратиться обратно к нему, так как он ослеп. Батюшка сказал: ”Он давно ослеп духовными очами и не видит волка, расхищающего стадо овец Христовых, за что ему послана и телесная слепота. Пусть пообещает отлучить Толстого от Церкви, тогда я вернусь”. И когда Батюшка получил утвердительный ответ, отец Иоанн предстал перед митрополитом, который сказал: ”Батюшка, прости, я тебя оскорбил”. А батюшка: ”Что ты вздор говоришь, ты митрополит, а я  твой послушник, какое может быть оскорбление?” - ”Я согрешил”. «А, согрешил? так - кайся, и сотвори плоды, достойные покаяния». И начал Батюшка обличать Митрополита Исидора и ему подобных, имеющих духовные саны, говоря: ”Ах вы, псы немые, не могущие лаять на волков, расхищающих Христово стадо! У пса лишь шкура годится на барабан! Ах вы, кладенцы сокрушённые! Ах вы, пастыри слепые и безблагодатные! По вашему, исполняя букву закона, я должен накормить духовной пищей только 50 - 100 человек, а свыше десяти тысяч должны обратно уходить от меня голодными? Вместо хлеба жизни они должны получить от меня камень, вместо рыбы змию, вместо яйца скорпию? Из далёкой Сибири, за десять тысяч вёрст тысячи голодных приходят ко мне, минуя по пути вас, тысячи  безблагодатных пастырей, не находя у вас удовлетворения своим духовным потребностям.  И я, также, должен отпустить их  голодными? Подумали ли Вы об этом?

    Митрополит Исидор, выслушав грозное, но правдивое, обличение, попросил у батюшки прощение и святых его молитв, а Богу принёс смиренное покаяние. Отец Иоанн помолился за него, покропил его святой водой, и митрополит прозрел.

 После этого события, в 1901 г., за 12 лет до грозного 1913 года появилось оповещённое в «Церковных Ведомостях» «отлучение» Л. Толстого от Церкви. Но отлучение было не отлучением, как таковым, а каким-то робким, застенчивым извещением о том, что Лев Толстой уже не является членом Православной Церкви. В нём было выражено, что  Толстой отвергает Таинства Церковные, и проч. И этим он сам себя отлучил от Церкви, вместо того, чтобы отлучение выразить чётко с подобающей властностью, примерно, хотя бы так: ”Властью, данной нам от Бога, анафемствуем графа Льва Толстого, а так же  его сотрудников и сообщников за похуление Святых Таинств Церкви Православной и православного священства. Проклинаем его богохульное учение. А всем верным чадам Матери Церкви Христовой запрещаем иметь какое бы то ни было общение с Толстым и его поклонниками впредь до его покаяния за отступление от Бога и от Святой Православной веры и Церкви.

 

 

 

 

 

Глава 3

Не искреннее отлучение Синодом Льва Толстого привело

самый Синод к роковым последствиям.

 В синодальном «отлучении» проглядывает неискренность и нетвёрдость, и, похоже какая-то вынужденность, может быть, вследствие происшедшего инцидента с митрополитом Исидором и дорогим батюшкой и в связи с настойчивым требованием последнего отлучить Толстого от Церкви. Объявлен Лев Толстой не отлучённым а отпавшим от Церкви. Запрещая священнослужителям отпевать и творить по нём церковное поминовение, Синод ни словом не обмолвился об опасности для паствы церковной общения с последователями Толстого, а в их числе была почти вся интеллигенция, с которой вместе продолжали молиться в храме православные.

  Ежегодно в течении 12-ти лет в Неделю Православия первое Воскресенье Великого Поста возглашалось отлучение всем еретикам, в том числе, разумеется, и Толстому, анафематствование их заблуждениям. А между тем, это отлучение спокойно слушали, стоявшие рядом с православными интеллигенты-толстовцы. В печати послышался звериный вой толстовцев с протестом против якобы “такой грубости Синода”, даже после такого индифферентного формального «отлучения» Толстого. И кто же больше всего возмущался и возражал? Конечно же, не православные христиане, а почти все евреи, армяне, протестанты и другие модные “христиане”. Прислала свой протест и графиня Софья Толстая. Она написала примерно так: «Лёва мой уже умер и ваше отлучение для него ничего теперь не значит, но вы этим оскорбили меня, а я ведь такая же христианка, как и вы». Так понимала «отлучение» эта “христианка”! А Синод не постарался разъяснить значение отлучения, ввести её в суть дела. И это лишь потому, что его отлучение было формальным, без вхождения в существо дела, без законной церковной формулы отлучения.

 

Глава 4

Л. Толстой назвал магией Таинства Церковные, а Синод

назвал «магией» веру во Имя Божие, которым совершаются эти Таинства. Ужасная хула Синода на Имя Господне

 

Как следствие равнодушия Синода к охранению тела церковного от заразной эпидемии толстовщины, в скором времени появилось имяборчество. Не искренно, а лицемерно отлучивший Л. Толстого за то, что он похулил Таинства церковные и назвал их “магией”, ровно через 12 лет, превзойдя Толстого в беззаконии, Синод сам назвал “фикцией” (то есть вымыслом человеческим) то, чем освящаются эти Таинства,  самую величайшую Святыню Христианского духа; осудил, обесчестил Всесвятейшее Имя Божие. Любезное для христиан и ненавистное для демонов Сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа “Иисус” Синод назвал не реальным, на самом деле не существующим, ни духовно как душа или ангел, ни материально как, например, дерево, стол и проч. И уподобил его воображаемому экватору в географии, реально несуществующему, и приравнял его к простому придуманному людьми названию человеческому. Заповеданную Отцом Небесным веру во Имя Сына Его Иисуса Христа (1 Ин.3, 23), которое выше всякого имени не только в этом, но и в будущем веке, Им же и веки сотворены (Флпс 2,5,9; Еф 1, 21; Евр 1, 2), Синод назвал магическим суеверием, т. е. волшебством и колдовством. (Церковн. Ведом. № 20, 18.05.1913, с. 277-286; Прибавления к № 20 Церк. Вед. с.853 - 906).

Таким образом, ласкосердствуя в течении 12-ти лет врагу Божьему Л. Толстому, (очевидно, боясь: а что люди и весь мир почитающий Льва Толстого скажут если Синод поступит с ним строго), Синод превзошёл его своим беззаконием. Ибо Толстой назвал магией Таинства Церковные, а Синод обругал “магией” Самое Имя Божие, Которым совершаются Таинства. А против тех, кто не согласился и отверг его богохульное учение, духовно ослеплённый Синод, как бы вдохновляемый сатаной, в отместку за Л. Толстого, применил самые жестокие меры, дерзко восстав против святоотеческого учения об Имени Божием.  Православных исповедников Божества Имени Божия и Сладчайшего Имени Иисусова Синод отлучает... Но только не от св. Церкви, от которой отлучать исповедников чистого Православия у него не было никаких прав, а от еврейской синагоги, в которую превратился Синод с момента похуления Имени Господа нашего Иисуса Христа. Ибо по святителю Иннокентию Херсонскому и Тавричскому: человек без Имени Иисусова делается врагом Божиим, он не способен уже ни на какое добро, а способен лишь на всякое зло. И, как иссохшая лоза, годен только на сожжение... Святитель Григорий Нисский, брат св. Василия Великого, учит: ”Кто Имя Сына (Божия) придаёт твари, (очевидно: кто признаёт Его тварным. – Составит.), то да будет он причислен к идолослужителям” (Твор. Ч. 5. Мск. 1863. с. 488). А Блаженный Феофилакт Болгарский учит: Имя Иисус братья богоубийц принимают за имя человека” (Толк. на Деян. свв. Апост. Изд. Сойк. СПБ. 1911. с. 45).  В толковании слов св. Апостола Петра: ”И да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа” этот Святитель объясняет: «Имя Иисуса есть Бог, равно как и Имя Отца и Имя Святаго Духа” (Толк. на Дн. 2, 38. Казань. 1905. с. 52).

Вот какое определение дают святители Григорий Нисский и блаж. Феофилакт всем хулителям Имени Божия! Это определение вынесено ими ещё за 1500 лет и за восемь веков до нынешней имяборческой ереси. Живущая в них Благодать Божия, ведущая грядущая, яко настоящая, руководила ими  написать объяснение Имён Пресвятой Троицы и Имени Иисусова в обличение ереси имяборцев, и определила название  «идолослужителей» и «братьев богоубийц» всем хулителям Имени Божия.

Святой Кирилл Александрийский говорит: «Для неприявших веры, не есть велико и прославлено Имя Христа; для нас же, уверовавших, Оно велико и высоко, потому что мы поклоняемся Ему как Богу, как истинно Сыну Отца, как Слову вочеловечившемуся для спасения всех» (Ч. 7. Моск. 1889. с. 244).  От учения этих Святых веет Церковной Истиной и Божией Благодатью. А от учения Синода веет масонщиной, плотским мудрованием и духом антихриста.

“Итак, научитесь неразумные, - взывает св. Епифаний Кипрский, - что Слово Божие, есть сей Самый Иисус, Который пострадал за нас, Который вселился между нами” (Ч.1. Моск. 1863. с. 335).

Но имяборцы не хотят вразумиться, и понять, что Иисус есть Слово Отца, как сказано в Акафисте Воскресению Христову: ”Иисусе, Слово Ипостаси Отчей, очисти моё недостойное слово к Твоему песнопению”, не хотят понять, что Имя и Слово Иисус  синонимы, что это Пресвятейшее Имя-Слово было предуготовано в Предвечном Тройческом Совете на наше избавление, как учит Российский Златоуст Святитель Димитрий Ростовский в своём Слове на Обрезание Господне. А раз Имя сие Иисус Предвечно, то можно ли считать, что это Имя-Слово пребывало в Троице чем-то особым, что оно не было в Том, Кто являлся Словом,  Кого Оно Предвечно означало, т. е. что Оно не пребывало в Боге-Сыне; а Сын Божий не пребывал в Имени-Слове Своём?

Разве не есть Имя-Слово-Иисус Вторая Ипостась Пресвятой  Троицы, Бог-Сын во времени воплотившийся и через Ангела открывший Деве Марии Своё Пресвятейшее и Сладчайшее Имя Иисус? Это Имя-Слово-Иисус не есть ли То, Которое было вначале у Бога, Которое было Бог, а во времени  плоть бысть, по церковному исповеданию: Боголепно воссияло из чрева Неискусобрачныя ( Догматический Богородичен 5-й песни канона службы преподобным, - Минея Общая) и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин 1,1-2, 14)? Он пришёл к Своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими... которые от Бога родились» (ст.11-13).

Почему же некоторым членам Синода так неприятен был Великий Праведник Отец Иоанн Кронштадтский? - Потому что в нём обильно обитала Благодать Божия. По свидетельству заглавия его дневников он жил во Христе, и в нём жил Христос. А все живущие в Боге гонимы от мира сего. Частично сподобился этой участи и о. Иоанн. Св. Апостол Павел говорит: ”Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь”(2 Тим. 3,12-13). И сам Спаситель говорил Своим ученикам: ”И будете ненавидимы всеми за Имя Мое» (Мф 10,22). Помните Слово, которое Я сказал Вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за Имя Мое, потому что не знают  Пославшего Меня” (Ин 15,20-21).

Рассмотрим, не за Имя ли Иисуса Христа дорогой Батюшка, Иоанн Кронштадтский сподобился безчестия от сильных мира сего? Великий Светоч и Духовник Святой Руси Отец Иоанн, водимый Духом Божиим, в своём дневнике “Моя жизнь во Христе”, и в других изданиях на склоне ХIХ века напомнил всему миру бывшее до того времени несколько сокровенным или не так ясным богодухновенное православное учение об Именах Бога,   Божией Матери, Ангелов и всех Святых Божиих. Отец Иоанн решительно и Боговдохновенно восклицает: ”Молящийся! Имя Господа, или Богоматери, или ангела, или святаго, да будет тебе, вместо, Самого Господа, Богоматери, Ангела или Святаго; близость слова твоего к твоему сердцу  да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святаго. Имя Господа есть, Сам Господь Дух везде сый и вся наполняющий; Имя Богоматери есть Сама Богоматерь, Имя Ангела - Ангел, Святаго - Святый.  Как это? Не понимаешь? Вот как: тебя,  положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаёшь себя всего в них, значит, соглашаешься, что имя твоё ты сам с душою и телом; так и святые: призови их имя, ты призовёшь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом ея, -а сам человек, сущность человека или внутренний человек его есть душа. Когда и тебя зовут по Имени, не тело твоё отзывается, а душа твоя посредством телесного органа.  Итак, Имя Бога и Святаго есть Сам Бог и святый Его. Но как Бог есть Дух препростый и вездесущий, а святые все в Боге почивают, то сообщение молитвою веры со всеми святыми, самое удобное дело, - легче сообщения с людьми, с нами живущими, ибо при сношении с людьми иногда языка нет, или стесняешься как сказать, чтобы не осудили нашей речи, а там слышат и простой безыскусственный голос сердца верующего и любящего, там и немотствование языка понимают; там без языка видят душу и её состояние, её желание”.

Таково воистину православное учение святых Отцов Церкви!  Но Епископу Феофану затворнику Вышенскому такое учение Святого Иоанна Кронштадтского показалось не православным, и он первый восстал против него. “Спор о Божестве Имени Господня в России впервые произошёл между приснопамятным отцом Иоанном Кронштадтским и епископом Феофаном, затворником Вышенским. Это было в 70-х годах 19-го века, вслед за первыми изданиями отцом Иоанном своих сочинений, в коих он Имя Божие назвал Богом. Епископ Феофан восстал против этого, не допуская почитать Имя Божие за Бога. Однако вскоре отступил от спора” (Имяславие. Спб. 1914. с. 76.  Газета “Жизнь Вечная”.  № 28. январь. 1997. с. 3).

 

Глава 5

Синод разрешил Духовной Цензуре издавать и распространять в России  еретическую книгу Фаррара «Жизнь Иисуса Христа». Эта книга послужила фундаментом для имяборчества и подкреплением революции

 

Дерзкое покушение на Православие было совершено в 19-м веке. Лет за 20 до имяборчества, сатана  через своё орудие  западного протестантского богослова Фаррара, издавшего книгу: «Жизнь Иисуса Христа», тонко провёл в ней более 100 ересей. Эту книгу с английского перевёл священник Павел Фивейский. А Святейший Синод разрешил  издать её в России и пользоваться ею православным, как настольной книгой для руководства и семейного чтения.

 Падший Денница-Сатана древний богослов чувствовал великую, благодатную силу в отце Иоанне Кронштадтском. Поэтому спешил осуществить свою мечту подрыва основ Православия. Для этой цели он проник в Святейший Синод, которому внушил принять, переиздать и заполнить Россию еретической книгой Фаррара. Но в пику сатане Господь воздвигает Своего борца против книги Фаррара  знаменитейшего синодального миссионера игумена о .Арсения.

Удивительное дело! Синод снабдил еретическую книгу Фаррара рекламой: “Эта книга прибавляет света к солнечным лучам”. Как он смел? Кем же тогда является Синод? В конце концов,Святейший ли он? Или,  может быть, слепейший, поскольку неоднократно способствовал сатане осуществлять подрыв основ Православия?

Итак, книга Фаррара одобрена Святейшим Синодом, дозволена Духовной Цензурой. Эту душепагубную книгу читали все высшие духовные лица Земли Русской: высокопреосвященнейшие митрополиты, архиепископы, епископы, белое и чёрное духовенство, монахи и миряне, интеллигенты и деятели богословской науки: профессора, магистры и доктора богословия, академисты и семинаристы и, обманутые высоким авторитетом Святейшего Синода и Духовной Цензуры, читали её и простые люди. Все читали эту душепагубную книгу, увлекались ею, потому что она написана искусным языком, читая эту еретическую книгу, пропитывались ядом рационализма, номинализма и протестантского мировоззрения. И никто из читавших её учёных не мог обнаружить в ней ереси и обнародовать её душевредность. Один лишь знаменитый синодальный миссионер о. Арсений, обнаружив в этой книге поток ересей выступил с открытым  печатным словом в опровержение книги Фаррара и с обличением допустивших её к чтению православным христианам  - фарраровцев.

Отец Иоанн Кронштадтский, который в это время был занят борьбой с толстовщиной, морально поддержал отца Арсения в его борьбе против фарраризма в Православной Российской Церкви. Толстовщина являлась таким же опасным врагом Православия как и фарраризм.

Приведу здесь рассказ в Бозе почившего Старо-Афонского изгнанника за Имя Божие схимонаха Георгия Макаровского (+ 1964, келейником которого в последние 7 лет его жизни являлся пишущий эти строки) о борьбе о. Арсения с фарраровцами.

“Лет за 20 до имяборчества слепейший Синод разрешил напечатать и распространить гнусные ереси жидо-английского архидиакона Фаррара в его удачно изложенной книге под названием: «Жизнь Иисуса Христа”. В этой книге  нечестивый Фаррар тонко и лукаво проводит нестерпимую хулу на Божество Господа нашего Иисуса Христа и на Приснодевство Пречистой и Преблагословенной  Приснодевы Марии. Как одобренную “Святейшим” Синодом, эту книгу читали с восторгом многие легкомысленные христиане, священники, монахи, даже архиереи и учёные. Она-то и послужила фундаментом имяборческой ереси. Те, которые со Святой Горы Афонской штыками и прикладами гнали блаженных исповедников имяславцев, и все, принявшие богохульное учение Синода, оказались читателями этой богохульной книги.

 

Глава 6

Борьба знаменитого синодального миссионера игумена о. Арсения с фарраровцами в лоне Православной Российской Церкви

 

С решительным, обоснованным на Священном Писании устным и печатным, обличительным словом, выступил наш староафонский иеромонах, впоследствии игумен и архимандрит знаменитый миссионер отец Арсений, написавший прекрасное опровержение разрешённой Синодом книги Фаррара. Это обличение и опровержение поддержал дорогой Батюшка о. Иоанн Кронштадтский. Это выступление против книги Фаррара обозлило Синод и профессоров защитников Фаррара, и они вооружились против о. Арсения и, было, засудили его, но о. Арсения поддержал Батюшка Иоанн и народ. Дело дошло до Царя. Государь Николай 2-й разрешил этому делу общественный суд. В Санкт-Петербурге со стороны Синода выступила группа профессоров фарраровцев, а с другой стороны смиренный миссионер о. Арсений при многочисленном собрании верующих, которым о. Арсений роздал более ста еретических книг Фаррара с закладками на местах ересей. Сначала выступили фарраровцы. Они грубо обвиняли о. Арсения, называя его мужиком. Потом выступил о. Арсений.  Последнему обличителю своему он сказал: ”Бити тя имать Бог, стено повапленая...” (Дн. 23,3). Как ты смел порочить  моё апостольское служение? Со всех концов страны ежедневно ко мне приходит до ста и больше писем, с разными вопросами касательно веры. Вы не можете ответить на них, а я, при помощи Божией, на все письма даю исчерпывающие ответы от Священного Писания. После этого о. Арсений взял в руки книгу Фаррара и, обращаясь к народу сказал: ”Православные, откройте (такую-то) страницу, где богохульник Фаррар пишет (такую-то) хулу, -  есть? Все в один голос закричали: ”Есть!” - А на такой-то странице, такая-то хула есть? “Есть!” А на такой-то странице есть хула на Пресвятую Богородицу, будто - бы у Неё после Иисуса были ещё дети? - Есть!” Тогда о. Арсений сквозь рыдания сказал: “Дальше я уже не могу и не в силах рассказывать о богохульствах Фаррара, а спрошу у вас, православные женщины: что для вас важнее чистоты  и непорочности вашего брачного ложа, т. е. чем вы наибольше дорожите, если не тем, чтобы по Апостолу ваш брак был честен и ложе нескверно? А потому, что для вас может быть  оскорбительнее, как незаслуженное клеветническое опорочение чистоты вашего супружеского ложа? Но ведь вы -, немощные женщины и повинные многим грехам. А теперь вознеситесь умом к сияющей в Пренебесной славе чистоты и непорочности девства к Пречистой и Непорочной Деве Марии, Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, можно ли сердцу православного христианина, привыкшего с детства почитать Богоматерь Приснодевою, исповедующему Господа и Его Пречистую Матерь в должной славе, можно ли стерпеть печатную, с одобрением Синода, нестерпимую хулу на Приснодевство Богородицы и согласиться с тем, что Она родила Иисуса Сына Своего по плоти незаконно? Вместо ответа на этот вопрос о. Арсения сквозь рыдания женщины набросились на фарраровцев профессоров, сбили их с ног и давай «расчёсывать» им кудели на головах... Пока прибежала полиция, женщины «наскубли» с пол мешка богохульной вовны; у некоторых, самых рьяных фарраровцев оказались не в порядке даже рёбра... Отца Арсения арестовали. Но Царь  заступился за него, и его освободили, дали ему сан архимандрита, и монастырь в гор. Старые Русы, Новгородской Губернии, от Петрограда примерно в ста пятидесяти верстах, где он, в посрамление синодальных фарраровцев, написал превосходнейшую “Хвалебную песнь Пресвятой Богородице” и издал её особым листком. Она поётся тем же напевом что и “Тебе Бога хвалим”. Пойте и распевайте её соловушки и канарейки Божии - православные христиане, для восстановления похуленной еретиками Славы Пречистой Богородицы Матери милосердия. Она, милосердная,  воспомянёт это ваше пение на Страшном Суде и станет в вашу защиту перед грозным Судьёй и здесь защитит вас от невидимых и видимых врагов. Аминь. (Из рукописей Афонского имяславца схимонаха Георгия Макаровского-Папакова, + 1964).

 

Глава 7

Письмо отца Иоанна Кронштадтского к игумену отцу Арсению

(Копия)

“Достопочтенный и достолюбезный брат о Господе, отец Арсений!

Вчера я прочёл в Мировых Отголосках твою отповедь о книге Фаррара, давно уже изданной г. Лопухиным и сделавшейся настольной книгой во многих домах, - и сердечно порадовался твоей ревности о Православии и твёрдой защите истины Православной Церкви. Я до сих пор не имел времени заняться этой книгой и прочитать хотя некоторые главы. А  теперь, прочитав ваше письменное опровержение ересей английского архидиакона, удивляюсь, как доселе никто из наших духовных учёных не выступил со своею критикой Фаррара печатно и не разоблачил нелепости этого протестантского писателя. Сколько духовного яда в книге Фаррара, и этот яд глотают юноши и взрослые и пропитываются им! Заподозрено этим писателем Приснодевство Богоматери и поставлено под сомнение Богочеловечество Христово! О, ужас! Да это едва ли не новое арианство!... Я заметил в народе  большое сочувствие вашей ревности о Православии, - и я сочувствую. Жалею, что так долго никто не выступил с обличением Фаррара. Книга своё дело сделала во многих не в благоприятную сторону. Время покажет, что будет предпринято по этому поводу. Милость Божия да будет с вами.

 

Кронштадтского Собора протоиерей Иоанн Сергиев-Кронштадтский..

22-го дек. 1897 г

(Печатается с разрешения отца Иоанна)

Печатать разрешается, 15 марта 1902 г. Старший цензор Архимандрит Антонин.

Отечественная типография, Подольская. 34.

(Посередине данного Листка в рост изображение о. Иоанна с крестом

и кропилом в руках. – Составит.)

 

Глава 8

Обличение ересей Фаррара и его защитников - учёных и высших духовных лиц Русской Православной Церкви

знаменитым синодальным миссионером игуменом о. Арсением. Печатается по  его книжке, изданной в 1905 г.

 

(Первые 2 листа этой книжки утрачены безследно, в виду чего не можем восстановить подлинный заголовок её. В конце, на с. 52 внизу, под рубрикой, после оторванного уголка сохранились слова: Уфим. Епарх. Вед. 1905 г. №№ 16-20, что и даёт основание предполагать вышеуказанный год издания настоящей книги)

 

Итак, начинается книга о. Арсения, после двух начальных листов её.

 

...”Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут”,(Пс 91, 14), , и ещё: “блажени живущии в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя”(Пс 83, 5). Из этого понятно, что только те блаженны, которые находятся в дому Господни, и только таковые процветут святыней Господней, а кто не находится в дому Господни, таковые не процветут святыней. Только свою Церковь спасает Господь, а кто в Церкви не пребывает, тех Господь не спасает. Он есть Глава Своей Церкви, потому Он и спасает тело Свое, а чуждое тело Он не спасает, и таковые благодати  Святаго Духа у себя не имеют, по слову Апостола: ”Вси отделяющии себе от единости веры, таковые телесни, Духа Божия в себе не имеют (Иуды 1,19). И Сам Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос именует Себя лозой истинной, а верующих уподобляет веткам Своим; и как ветка, если отсекается от лозы, то она изсыхает, живая быть не может. И уже не в живот вечный такие ветки назначаются, но на огнесожжение, по слову Спасителя (Ин 15,1,2,5,6). Вот какова участь ожидает всех отлучённых от единства лозы - св. Церкви Христовой. Поэтому мы должны слушать глас Господа своего, но не чуждого гласа обольстителя, как и Фивейскаго, и подобных ему лжеучителей, которые во всяком обществе отступников обещают спасение души, чем клевещут на Господа, Который совершал свою последнюю молитву ко Отцу Своему, в Которой Он молился не о всём мире, но только о Своей единой Церкви, говорил: ”Аз о сих молю, не о всём мире молю, но о тех, их же дал еси Мне, яко Твои суть, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут” (Ин 17,9,21). Из этих слов Спасителя понятно, что Он как о единстве Своей Церкви молился, так и о спасении всех верующих Своих, а об отступниках не молился, у них одна участь с язычниками за преслушание Церкви. Из слов молитвы Спасителя видно, что как един Бог в трёх лицах есть единосущный и нераздельный, так и все верующие в мире должны находиться в единении  духа между собою, и вся Вселенская Церковь должна составлять собой, едино тело Христово, а Он есть глава своего телеси, по слову Апостола (1Кор 12,12,27). Подобно тому, как на небеси все небожители святые составляют собою едину Церковь или едино тело Церкви, коей также глаᐲва Иисус Христос, по слову Апостола (Кол 1,16,18; 2,10); так и на земли должно быть одно тело Церкви, а не два или три. Сему ещё поучительный для нас пример от первенствующей Церкви, где также проявлялось разногласие среди верных, одни из них предпочитали Апостола Павла, другие - Кифу, третьи - Аполоса и начали делиться на общества, - когда же узнал о сем Апостол Павел, то в своём послании резко их изобличил, говорил к ним: ”кийждо вас глаголет: “аз убо есмь Павлов, аз же Аполосов, аз же Кифин, аз же Христов: еда разделися Христос? еда Павел распятся по вас? или во имя Павлово крестистеся”, (1 Кор 1,12,13). Этим ясно свидетельствуется, что в христианстве никакого разделения не должно быть. На что скажу следующий пример: как живот и смерть, или как небеса и ад, эти противоположности между собою уясняют нам истину, а именно: если кто чрез смерть отлучается от сей временной жизни, то вся его житейская слава, богатство отнимаются и остаются в сем мире, и мертвец ничтоже от житейскаго берёт с собой; и как бывшие небожители Ангелы, когда за непокорность Творцу и Церкви Его, низвержены были с небеси от Церкви, и лишены были всей небесной и божественной славы и доброты и вечнаго живота, так и от всех отлучённых от единства Церкви Божией за их противление Церкви отнимает Бог всё церковное богатство, славу и вечную жизнь; и среди таких отступнических обществ обиталища св. Духа нет и быть не может, как сам Бог свидетельствует об отступниках от древней Церкви. Когда говорит о допотопных нечестивцах: ”Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть” (Быт 6,3). В Откровении Тайновидец пишет о двух женах различных, одна именуется Мати Сиона, а другая мати Вавилона; Мать Сиона видена была на небеси и в небесной славе, а мать Вавилона видена седящей на седмиглавом звере; кто при какой матери находится - той славой или безчестием и богатеет, чада Матери Сиона небесной славой освещаемы, а чада матери Вавилона со зверем в его зверином царстве находятся; и как на чад Сиона живот и благословение от Бога исходит, так и на чад Вавилона - царство зверино фиалы гнева Божия изливаются, (Апок 15,1-8; 16,1-20; 17,1-18). Итак, только своим овцам Господь обещает дать живот вечный, которые слушают глас Его, и пребывают в одном стаде Его, и в одном дворе Его, а кто уклоняется от гласа Господня и ходит вслед гласа чуждаго, и отлучается от двора Его, и от стада Его, таковые не узрят вечнаго живота, но как гордые козлища изгнаны будут от лица Божия на вечное мучение. Из всего сказанного понятно, что одна должна быть Церковь на земле, а не много церквей; между тем, священник Фивейский всей сказанной истине резко протворечит и со всеми единомышленниками своими - нечестивыми фарраровцами, по примеру Пилатовых воинов, силится разодрать одежду на Спасителе, и злобно разрушает Его святую Церковь, но не раздерёт, она свыше соткана, не от человек, но от Бога. Таковых раздирателей Иисус Христос именует татями, разбойниками и наемниками, которые приходят к Его овцам не пасти и не спасать, но губить, распудивать и убивать; и все фарраровцы за погибель овец Христовых не могут истинными пастырями именоваться, но татями и разбойниками, -сколько миллионов душ они погубили еретическим учением, и по сие время снедают людей Господних в снедь хлеба и Господа не боятся; и от моего обличения не вразумляются, но паче простираются на погубление овец Христовых, за которых Он святейшую кровь пролил и умирал на Кресте. Не во обличение ли их говорил Господь чрез пророка: ”се людие Мои яко же стада к заколению ведут”(3 Ездр 15, 8), или ещё: “якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будеши чист: зане землю Мою погубил еси, и люди Моя избил еси: не пребудеши в вечное время” (Ис 14, 20). Эти пророческие слова сказаны были, как диаволу человекоубийцу, также и ко всем споспешникам его лжеучителям, а также и ко всем распространителям душегубительнаго учения Фаррара. Если они перевели подлинником учение Фаррара - приняли, и на все ереси оговорки не сделали, и Духовный Цензурный Комитет также без оговорки одобрил учение Фаррара, и переводы всех переводчиков, как-то: профессора Лопухина, Камарскаго, священников Фивейскаго и Славнитского - за истину приняли,  то всем этим заявили, что и самые ереси цензурой признаны безпрекословно, на ряду с царской монетой, у них и фальшивые монеты пущены в ход и торг. Вот это меня и вызвало обличать их, как падших в злую и противобожную ересь; они горше древних еретиков - Ария, Македония, Нестория и подобных им согрешают пред Богом, за внесение ересей в Церковь верных. Прошу всякого рассудить о том, что если бы пророк Божий Илия явился ныне  на мою духовную брань с фарраровцами, то он бы не на Арсеньеву голову поднял меч свой небесный, но непременно на этих студных лжеучителей Фаррара.

Глава 9

Перечень ересей Фаррара с комментарием о. Арсения

 

1.Кто горше Ария опорочил Иисуса Христа, отнял от Него божественное естество и уподобил Его Будде и Магомету, не фарраровцы ли? (5-я ересь)

(Как переводчики, так и цензура не сделали оговорку на ереси Фаррара, чем высказались, что они приняли их за истину, а поэтому я и обращаю своё обличение к лицу фарраровцев, но не к Фаррару).

2. Кто не признаёт пребывание Св. Духа во Христе со дня Благовещения, но уже по возрасте Его, не фарраровцы ли? (1-я ересь).

3. Кто безчестит и злословит детство Иисуса Христа, не фарраровцы ли?

4. Кто отнимает от Иисуса Христа божественную премудрость и приписывает Ему человеческие науки, не фарраровцы ли? (85-я ересь).

5. Кто силу искупления Христова приписывает исповеданию Апостолов, не фарраровцы ли? (6-я ересь).

6. Кто уподобляет Иисуса Христа пиролюбцу, не Фарраровцы ли? (20-я ересь).

7. Кто приписывает Иисусу Христу человеческие погрешности и фантазии о природе, не фарраровцы ли? (31-я ересь).

8. Кто оклеветал Св. Духа, акибы Он и в язычниках обитает и чрез них пророчествует, не фарраровцы ли? (37-я ересь).

9. Кто клевещет на св. Духа, якобы Он не дал дар языкознания св. Апостолам в день Пятидесятницы, не фарраровцы ли? (33-я ересь).

10. Кто клевещет на Иисуса Христа, якобы Он и за язычников пострадал и искупил их, и что они тоже спасутся, не фарраровцы ли? (7-я ересь).

11. Кто проповедует чрез одну веру спасение без Церкви, не фарраровцы ли? (11-я ересь).

12. Кто сорокодневный пост Иисуса Христа отвергает, не фарраровцы ли? (71-я ересь).

13 Кто клевещет на Иисуса Христа, что якобы Он пренебрегал посты и не вменял в обязанность для Своих верных, не фарраровцы ли? (14-я ересь).

14. Кто паче Нестория порочит Богородицу, уподобляя Её многочадным женам, не фарраровцы ли? (32-я ересь).

15. Кто почитание Богородицы и Святых вменяет за идолослужение, не фарраровцы ли ? (Присяга).

16. Кто св. Причащение отвергает не фарраровцы ли? (Присяга).

17. Кто св. иконы отмещет, уподобляя их идолам, не фарраровцы ли? (Присяга).

18. Кто Крест Христов предаёт проклятию, не фарраровцы ли? (67-я ересь).

19. Кто тело Христово  не отличает от жидовских нечистых трупов, не фарраровцы ли? (70-я ересь).

20. Кто гроб Христов не отличает от жидовских нечистых гробниц, не фарраровцы ли? (70-я ересь).

21. Кто св. Палестинския местаотвергает, не фарраровцы ли? (63 - 69 ер.)

22. Кто древних праведников, пророков порицает в незнании истины, не фарраровцы ли? (73-я ересь).

23. Кто повелевает всякому прислушиваться к внутреннему своему человеку и так поступать, будто бы это есть воля Божия, не фарраровцы ли? (13-я ересь).

24. Кто похваляет революционные партии, избиение властей, не фарраровцы ли? (41-я ересь).

25. Кто внушает детям, чтобы слушать родителей только до 12 лет, а потом уже не слушаться, не фарраровцы ли? (42-я ересь).

26. Кто порочит преподобных отец за их монашескую жизнь, не фарраровцы ли? (54,55 ереси).

27. Кто ныне западное учение прославляет, а православное унижает, не фарраровцы ли? (95 ересь).

28. Кто ныне желает соединения с западными еретиками, не фарраровцы ли? (95 ересь).

29. Кто отвергает единство Церкви и во всех отступниках одинаковое спасение признаёт, не фарраровцы ли? (95 ересь).

30. Кто противу канонических правил поступает и еретическое учение среди Церкви верных распространяет, не фарраровцы ли?

31. Кто оклеветал Иисуса Христа, Который будто бы при выходе на проповедь отрёкся от своей Матери навсегда, не фарраровцы ли? (8ересь).

32. Кто оклеветал чин пастырский, якобы они (пастыри) не имеют духовных ключей на прощение грехов, не фарраровцы ли? (9 ересь).

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar