Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 8:29 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 4-я страницы 01 - 10
2016-04-10, 9:14 PM

Часть IV

 

Козни дьявола против Православия

внутри Церкви на закате  ХХ-го века: до сих пор в РПЦ издаётся имяборческая, еретическая литература.

_____________

 

Введение

 

Пребывание моё рядом со смертью - вот что, именно, подвигло меня  после долгого перерыва к работе об “Имяславии”, заставило вновь взяться за перо во славу Имени Божия.

Находясь в больнице в ожидании большой и сложной хирургической операции, я безусловно готовился к смерти. Вызванный из Духовной Семинарии по случаю угрожающего состояния здоровья мой сын привёз мне в больницу для чтения 1-й том книги епископа Варнавы (Беляева), изданной его послушницей после его смерти под названием “Основы искусства святости” (издание Братства во имя святого Александра Невского. Нижний Новгород. 1995 г.).

Находясь в больничной палате, я с большим интересом  приступил к чтению этой книги и скажу откровенно: книга, с бесконечными ссылками составителя на безбожных и языческих авторов, равно как и по некоторым мыслям самого автора епископа Варнавы показалась мне “тяжёлой” и какой-то сомнительной. Забегая наперёд, не понапрасну скажу: конечно, не искушённому, не читавшему святоотеческой литературы светскому читателю эта книга может и не показаться сомнительной, а наоборот, может показаться даже интересной. Но мало ли интересных, заманчивых, даже духовного содержания, неправославных книг западных протестантских авторов, например: ”Потерянный и возвращённый рай”, “Варавва”, “Камо грядеши?”, “Царь из дома Давидова”, а также книг еретика Фаррара: «Жизнь Иисуса Христа»», “Дни твоей юности”, “Христианские труженики”, “Голос с Синая”, “Труды Апостола Павла”, ”Искатели Бога”, “Семейный очаг”, «Святой Иоанн Златоуст”, “На заре христианства”, “Соломон”, других западных писателей: Тренча, Шаффа и проч.,  которые читатели, не имеющие понятия о должном хранении чистоты своей Православной веры, могут читать с живым интересом. Но их-то как раз и нельзя читать православным, потому что эти книги еретические, не говоря уже о душевредных языческих и безбожных светских книгах, читая которые, многие неисцельно повредились умом и лишились сокровища Православной веры, уклонились в ложные веры и секты. Святые Отцы строго запрещают православным читать религиозные книги неправославных авторов, особенно нельзя их читать не укреплённым и слабым в вере “новичкам,” только что пришедшим в православную церковь из безбожия или из какой-нибудь секты.

При чтении книги епископа Варнавы “Основы искусства святости” мелькнула мысль: может ли писать об этом человек, пусть даже архиерей, если он сам ещё не достиг святости?

Не исключаю, что многие выступят в защиту автора этой книги и скажут: в этой книге мы почерпнули много полезного для души. Но не исключаю и того, что вместе с полезным они впитали в себя и еретические мысли автора. А по пословице: ложка дёгтя бочку мёда портит. Лишь только одно еретическое слово, или одна еретическая мысль автора той или иной книги могут лишить читателя сокровища православия и душевного спасения. Поэтому я согласен с тем, кто однажды мне сказал: ”Ко всему надо относиться критически, с осторожностью, и лишь только к святому Евангелию и Свято-Отеческой литературе с полным доверием”. Остальные же книги, даже православных авторов, надо читать со  вниманием, сверяя их учение в вере с Священным Писанием, Святыми Отцами и учением св. Православной Церкви.

В книге епископа Варнавы я встретил не православное  учение об Имени Божием и, в частности, об Имени “Иисус” Христове. Это обнаружение подвигло меня к чтению всего тома. Оказалось, что в его книге есть не только хула на Сладчайшее Имя Иисусово, но и брошена тень на вселенского учителя Церкви святого Иоанна Златоустого, на молитву Иисусову; на схимников - делателей молитвы Иисусовой, на любителей акафистного моления и на самые   Акафисты церковные. Это всё в первом томе. А 2 и 3-й тома я не читал, и читать не собираюсь, не располагаю временем.

    Конечно, неискушённый читатель, особенно рационалист, еретичности мышлений автора может и не заметить. Но мне, послушнику староафонского старца-имяславца схимонаха Георгия, изгнанника со святой Горы Афонской в 1913 году за чистоту православной веры во Имя Божие, знающему всю историю Афонского погрома не понаслышке, а от личного свидетеля избиения монахов за Имя Господне, знающему, с чего началось хуление имяборцами Имени Божия, как оно происходило в бурный 1913 год, и чем закончилось ревностное стояние исповедников  за Имя Господне - грешно было бы не заметить ереси у епископа Варнавы. У меня на голове чуть было волосы дыбом не встали, когда я увидел, что в свежеизданной  по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая книге, до сих пор распространяется имяборческая ересь. К великому прискорбию, в последнее время изданы и другие книги, содержащие эту богохульную ересь. Например, “Мои дневники» - без указания переиздателя оригинала (Сергиев Посад. 1914 г.);  “Меч обоюдоострый” (Спб. 1995 г.). Автор этих двух изданий-оригиналов один и тот же - член Святейшего Синода архиепископ Никон (Рождественский), начальник карательной экспедиции, производивший в 1913 году афонское избиение монахов-исповедников за имя Господне. В тот горячий 1913 год после расправы над имяславцами, не покорившимся приказу Синода подписать его богохульное учение против Имени Божия, “победитель” архиепископ Никон (Рождественский), для самореабилитации за учинённую им на Афоне беззаконную инквизицию над монахами-молитвенниками, выпустил эти две книги, в которых продолжал хулить Имя Божие и всячески порицал имяславцев. Но так-как носились слухи, что Имя Божие похулила кучка масонски настроенных лиц, в числе которых и два синодальных архиерея: Никон (Рождественский) и Антоний (Храповицкий), то, чтобы снять с себя подозрение в этом, архиепископ Никон выступил с резким обличением масонства, с раскрытием их заговора против России, но параллельно с бичеванием масонства и жидов... он беспощадно бичует афонских исповедников Славы Имени Божия и хулит Имя Господне...

    Итак, прочитав ереси епископа Варнавы, с помощью Божией, я приступил к написанию своего критического анализа или лучше - к опровержению ересей, содержащихся в его книге. До операции я не смог закончить свой труд и дал обещание, закончить его, если буду жив после операции. И вот, по милости Божией, я остался жив.  Закончил свой труд. Но для издания его явились препятствия. Через два с половиной месяца после лечения, вернувшись из больницы в свой приход,  я сразу же окунулся в море забот по строительству храма (в ст. Выселки). Этот храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, я строил около девяти лет, с 1989 г. по 1998 г. Но на всё воля Божия. Мир гибнет, собственно, от восхуления Вседержавного, приснопоклоняемого, всемогущего Имени Господня. Старец Глинской пустыни Порфирий предсказывал: “Со временем падёт вера в России. Блеск земной славы ослепит разум. Слова Истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные и восстановят попранное”.

    Жалко видеть и слышать, как “Имя Божие хулится во языцех” (Ис 52, 5; Иез 36, 20; Рим 2, 24). А ещё жальче сознавать, что Святейшее Имя Господне  в 1913 г было похулено не рядовыми членами церкви, не обычными безбожниками, а членами Святейшего Синода, архиепископами: Никоном (Рождественским)бывшим Вологодским и Антонием Волынским (Храповицким) от имени всего Святейшего Синода, и от имени всей Русской Православной Церкви; этими двумя архиепископами в имяборческую ересь были втянуты два Константинопольских Патриарха: Иоаким III и Герман V, которые  также похулили Имя Божие с высоты  престола Константинопольской Церкви.

    До боли сердечной обидно, что и поныне в свежеизданнных книгах распространяется  богохульная имяборческая ересь, давно уже изобличённая видными учёными богословами, философами, духовными писателями и простыми монахами - подвижниками молитвы Иисусовой. А нынешняя церковная власть как бы не замечает этого, чем попустительствует распространению душепагубного имяборчества. И в связи с этим появилось сомнение, что  Святейший Патриарх Московский и всей России мог бы и не благословить настоящее издание, которое задевает самолюбие инакомыслящих архиереев. Но не все архиереи - имяборцы, это точно!

    Повторяю, на всё воля Божия. Если церковная власть запретит издавать имяборческие пасквили, и если  Высшая Церковная Власть Русской Православной Церкви прославит похуленное Синодом в 1913 году Всесвятейшее Имя Господне, значит, сбудется пророчество  старца Глинской пустыни Порфирия, значит, воспрянет Россия, значит, продлится век земного бытия. А если Церковь Российская не прославит Имя Господне, то и миру настанет скорый конец. Ничего нового я не сказал. Ведь ещё приснопамятный дорогой Батюшка Иоанн Кронштадтский предсказал, что если Государь сохранит Православие, то царство его утвердится до скончания века; а если Россия не сохранит веру Православную, то Россия  не будет уже именоваться Русью святою, но станет сбродом всяких иноверцев.

    Царь и Россия не сохранили Православную веру во Имя Божие. Обманутый Синодом Царь Николай II-й командировал на Афон чл. Синода и Государственного Совета архиепископа Никона (Рождественского) на военном судне с войском для избиения и изгнания с Афона, как бунтарей, монахов имяславцев. И хотя, после изгнания с Афона оклеветанных имяславцев ими же вразумлённый Царь, в своей вине против исповедников афонских и против Имени Божия со всем своим Семейством покаялся, - но в целом, вся Российская Церковь, как раком заражённая имяборчеством, общецерковного покаяния в грехе против Имени Божия не принесла. И поэтому, согласно пророчеству святого Иоанна Кронштадтского, не устоял Престол Царского Самодержавия.  Россия стала уже не Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев... Царь, в дальнейшем, сколько мог, пресекал репрессивные меры членов Синода Никона и Антония против имяславцев. Наконец, Царь искупил свой грех мученической кровью всего своего семейства.

 

________________

 

 

Книга епископа Варнавы (Беляева)

«Основы искусства святости», том 1-й.

(Биографическая справка об авторе).

 

(Епископ Варнава Беляев, 1887 - 1963, автор изданных после его смерти ученицей его трудов  в четырёх томах под названием: ”Основы искусства святости” (Нижний Новгород. 1995 г.) Его курсовая работа, 1912 г.: ”Атеизм нашего времени как историческое явление социальной жизни и его причины”.

Иеромонах Варнава (1915 - 1918) преподавал в Нижегородской духовной семинарии. В 1915 г. оканчивает Московскую духовную академию и Определением Святейшего Синода назначается преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Нижегородской духовной семинарии.

В 1920 г. хиротонисан во епископа Васильсурского, викария Нижегородского. 19.Х.1922 г. по благословению старцев иеросхимонаха Алексия Соловьёва и иером. Митрофана Зосимовского принимает подвиг юродства» (том 1. с. 345 - 346).

 

 

 

 

Выписки из книги епископа Варнавы (Беляева)

 

    Епископ Варнава пишет: Преп. Серафим (Саровский) говорит о силе самого маленького из демонов, что он способен одним коготком повернуть всю землю (см. Нилус С.: ”Великое в малом”. Царское Село, 1905)».

    Далее владыка продолжает: “Но несмотря на это, сатана трепещет при Имени Иисуса Христа и при крестном знамении (Выделено составит.)

В сносе 42-м еп. Варнава пишет: “См. выше о Пахомии Великом, Аверкии иерапольском. В житиях святых находится бесчисленное количество примеров подобного рода, но если бы не имя Иисуса Христа, то чем бы подвижники, одни-одинёшеньки в пустынях, стали защищаться в ежеминутных нападках на них врагов?” с. 209, 406).

    При страхованиях (в полночь, в тёмных местах и проч.) святой Иоанн Лествичник учит поступать так: “Вооружись (молитвою),  распростри руки (крестом) и бей супостатов Именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле”, (Лествица, 21,7. с.142; ср. ещё: Слово 15,53. О силе крестного знамения см.: Отд. 3. гл. 12.  пар. 4. Обрядовая сторона молитвы).

    Даже когда люди, совершающие грех, перекрестятся, в силу привычки, или воспитания, но и в целях ограждения от тёмной силы, то и здесь получают помощь”.

    В своём поучении о противостоянии помыслам и об умной (внутренней) молитве владыка Варнава пишет: ”...В монашестве и систематическом подвижничестве обычно этому учатся на Иисусовой молитве (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного), но это не обязательно. И даже на первых ступенях вредно - рассеивает, утомляет слабый ум. Надо эту молитву сократить донельзя. Например, “Иисусе, помоги!” (иногда), “Иисусе, помилуй мя!” (всегда), “Марие Дево, спаси нас!” и другие подобные. Так разнообразие поможет против утомляемости.                      

    Хороши Златоустовы воззвания в “Молитвах на сон грядущим” (ночные), но их недостаток в том, что в них нет имени Иисусова, а только его бесы боятся, ибо несть бо иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Дн 4, 12). Поэтому слово “Господи” в этих молитвах надо заменить в своей домашней обиходной молитве словом “Иисусе”.

    Бесы боятся малейшего вздоха молитвенного даже без слов, но смотря чьего. Можно прочесть несколько акафистов Спасителю и только привлечь к себе нечисть, а не отогнать. Слова мои “острые” и надо хорошо их понять, чтобы не обрезаться” (с. 281).

    Далее владыка Варнава пишет: “...Также и насчёт акафистов, к которым некоторые имеют пристрастие, надо сделать оговорку. Древняя Церковь оставила нам в наследие только два акафиста (Спасителю и Божией Матери), и они до сих пор не превзойдёны. Имеет ли смысл читать наедине вещи, не только богатые головной начитанностью и бедные покаянным духом, но и не безукоризненные иногда в догматическом отношении?” (с. 282).

     Под сим написанным владыкою проставлена дата:

               Пасха Христова, 1951 год.

    Дальше идёт “богословие” владыки об Имени Божием под заголовком:

 

С х о л и я

    “Конечно, богослову нельзя не упомянуть здесь в связи с этим об имябожничестве. Православному христианину нельзя выводить из слов апостола Петра, что имя Иисус, раз оно так всемогуще, этим самым есть уже Сам Бог.

    Это (имя) на философском языке можно бы назвать атрибутом (принадлежностью, свойством), может быть, акциденцией, и даже, включая уже чисто еретические наименования, чем-то вроде модуса что ли, но во всяком случае, не субстанцией Божества и не Его сущностью или природой.[1]

    Так, чудотворную икону, святой Животворящий крест (какие наименования!) нельзя же как материальные субстраты отождествлять с их духовными носителями, а чрез них ведь человек получает даже благодать Св. Духа, исцеление, помощь против демонов, спасение.

    Ещё в устах святых, невещественных устах Ангела, или в устах Самого Господа Иисуса (ср. Отк 22, 16: ”Я Иисус (с. 233) послал Ангела Моего...) можно бы рассматривать как насыщенное Божеством в максимальной степени, а то какой-то там монах, пусть и затворник, пустынник, нередко весь прогнивший заживо от страстей, несмотря на все свои внешние регалии и схимнические доспехи, будет мятущимся от мира и его помыслов умом, который не в состоянии     ч и с т о “провести одну чётку”, - он должен знать на опыте, что значит эта фраза (А если не знает, пусть почитает преп. Исихия Иерусалимского (к Феодулу) с дополнениями из Нила Синайского (О молитве) Добротолюбие. Т. 2) - произносить слово “Иисус” (надо и то ещё принять во внимание, что это имя ведь человеческое, пусть и богочеловеческое, но временное2, тем самым ограниченное), и думать при этом, что он исторгает вместе с дыханием из своих уст Самого Бога... Да это богохульство и кощунство какое-то”3.

    Да и потом, что такое слово? Когда я был ребёнком, мне дарили на Пасху красное яичко, деревянное. Раскроешь его, а там другое яичко. Снова раскрываешь, а там опять яичко ещё меньшее. Открываешь то, и снова находишь яичко.

    Это теперь мне напоминает поставленный вопрос о слове.

    Прежде всего, если его написать, оно имеет очень грубую материальную форму. Что написано пером - не вырубишь топором, так и говорит пословица4 Это как бы телесная его оболочка, соматическая. Но и в такой форме в отношении Бога оно имеет и всегда имело страшное мистическое значение. Мир сотворён Богом, Вторым Лицом Св. Троицы, Господом Иисусом в воплощении. И уже  в Ветхом Завете Сам Бог раскрыл или, наоборот, скрыл в Священной тетраграмме чудное (Быт 32, 22; Суд 13, 18), значение Своего Святого Имени - ”Сущий”, “Сый” (Исх 3, 14). Оно для верующих евреев так было свято, что никогда не произносилось ими и при чтении Библии5. (Вместо него произносили “Адонаи”, от Которого (слова) и подставили вокалазации к первому.). Ну а если слово произносится, то что такое звук? Вибрация воздуха? Но это получается тоже телесно - материальная оболочка слова, только невидимая. Напечатанное слово мы видим телесными очами, в шрифте для слепых его можно даже ощупать руками, здесь же оно хоть невидимо, но действует на слух. Вот, оказывается, мы добрались до второго “яичка”... Но это никак не конец - ни понятию слова, ни его составу.

    Ещё. Не есть ли оно некий семантический иероглиф (с. 284), смысловой значек? Тогда это уже будет духовная6 вещь В самом деле, в нём, как учит семасиология и подсказывает собственное соображение, как в скорлупе орех, заключается смысловое значение данного слова. Так конец ли здесь? Нет. Под этой оболочкой скрыто ещё более глубокое существо слова: Священное Писание, собственно, им и интересуется. До сих пор была область естественная, человеческая, а теперь мы подходим к сверхестественной, Божией. В слове заключается, наконец, (а может быть, другой более мудрый и ещё что усмотрит), явление духа7  и известная сила (1 Кор2, 4).

    Это уже Священнотайна. Даже в бесовских культах, когда слову даётся противоположное употребление, известна магия слова, особенно - в теургии.

    Так где же, в каком “яичке”находится сам Бог? и если в последнем, то куда же имябожники денут “скорлупу”, остальные многие оболочки единого слова?8.   Имя Иисус значит “спасение”, ибо Он, как истолковал Ангел праведному Иосифу, спасёт людей Своих от грехов их (Мф 1, 21). (с. 285). Если не ошибаюсь, так (а не как “Спаситель”) должны перевести это еврейское слово учёные гебраисты, даже православные. Во всяком случае, никому не запрещается ограничиться лишь объяснением ангела” (с. 428 - сносы)9.

______________

 

Критический анализ автора.

 

    По силе нашего разумения, на основании Священного и Святого Писаний, попытаемся проанализировать с возражениями, высказанные епископом Варнавой, (Беляевым) его мнения по поводу Имени Божия и в частности Имени Господа нашего “Иисус”, а также его мнения о слове, об акафистах и о молитве Иисусовой в приведённых нами отрывках из его книги: ”Основы искусства святости”, том 1-й.

 

Глава 1

Отсутствие святоотеческой традиции.

Опасные наставления.

 

    Хочется отметить, что в книге епископа Варнавы отсутствуют святоотеческие рекомендации и наставления последних предреволюционных великих Старцев-Подвижников Х1Х - ХХ веков православным христианам в трагический двадцатый век заниматься больше молитвой Иисусовой, которая вовсе не “опасная”, как называет её епископ Варнава; - она опасная лишь для демонов, а для её любителей и для преуспевающих в ней, и для начинающих спасаться и заниматься ею на первых её стадиях она является непревзойдённой спасительной молитвой,  наилучшим средством, а вместе и духовным подвигом, в достижении наибыстрейшего духовного преуспеяния, даже при отсутствии духоносных благодатных старцев-наставников. Епископ же Варнава считает, наоборот, необязательно заниматься молитвой Иисусовой. А новоначальных даже предостерегает от неё, как от некоей опасной штуки.... Этим объясняется неопытность его в молитве Иисусовой, незнание великой и могущественной силы Имени Иисусова, действующего губительно для бесов и опаляющего своим Божеством демонов, произносимое подвижниками молитвы Иисусовой. Потому  и сильна против нечистых духов молитва Иисусова, что в ней действует всемогущее Божественное Имя Господа Иисуса, как учит святой Игнатий Брянчанинов: Имя Господа нашего Иисуса Христа имеет особенную Божественную силу” (Аскетич.опыты. том 2. с.193. изд.3. Спб, 1905; Том 2. с. 216. Спб. 1865. ч. 2). Поэтому, он рекомендует всем молиться этой спасительной молитвой: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”. Св. Василий Великий учит: ”А посредством памяти водружённая в нас мысль о Боге (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. - Составит.) есть вселение в нас Самого Бога” (Древн. Иноч. Уставы еп. Феофана, с. 224).

 

Глава  2.

Святые Отцы и подвижники последнего

времени - наставники молитвы Иисусовой.

 

 Спрашивается, а каким же способом, если не сладчайшей молитвой Иисусовой, можно успешней достичь непрестанной памяти Божией в уме и в сердце? В наш растленный окаянный двадцатый век молитва Иисусова является самым верным, самым безопасным и самым могущественным средством в достижении духовного преуспеяния и душевного спасения. Все величайшие Святые Отцы, Подвижники, Старцы-Наставники призывали всех христиан, особенно последнего антихристова времени, к подвигу делания молитвы Иисусовой в смирении, послушании, покаянии и самоукорении. Они учили, что молитва Иисусова, творимая в смирении, покаянии, послушании - есть кратчайший путь к спасению.

     Приведённые автором отрывки из книг святых отцов - истинны и бесспорны. А личные комментарии, вставки автора, по крайней мере некоторые мысли и учение его - более чем сомнительны. Например, вместо настоятельной рекомендации заниматься непрестанной молитвой Иисусовой он лишь вскользь упомянул, что “в монашестве и систематическом подвижничестве обычно этому (умному деланию и противостоянию помыслам) учатся на Иисусовой молитве: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного”. Тут же Владыка говорит: ”Но это не обязательно. И даже опасно на первых ступенях - рассеивает, утомляет слабый ум. Надо эту молитву сократить донельзя (курсив издат.). Например, “Иисусе, помоги! (иногда), “Иисусе, помилуй мя! (всегда), “Марие, Дево, спаси нас!”, и другие подобные. Так разнообразие поможет против утомляемости” (с. 281).

    Но святые Отцы, наоборот, против помыслов советуют усиленно в смиренных и покаянных чувствах творить Иисусову молитву: ”Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!” Сокращать же её  донельзя для новоначальных, как учит владыка Варнава, это уже и есть опасность нарушения общего святоотеческого правила для новоначальных, которые читать молитву Иисусову должны полностью: ”Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”. Сокращают же молитву сию  преуспевающие, или преуспевшие в ней подвижники молитвы, уже возымевшие умносердечную, и самодвижущуюся, благодатную молитву сию. То есть  на высших её ступенях. Новоначальных же никто из святых не учил сокращать сию молитву донельзя... и упразднять из неё самое существенное покаянное слово грешного, ибо кому, как не новоначальному, сказавшему помилуй мя необходимо искренно, от всей души признавать себя грешным.

    Достигшие приснодвижимой сердечной молитвы действительно могут сокращать Иисусову молитву в зависимости от степени преуспеяния в ней и личной духовной потребности.

Например: ”Господи, Иисусе Христе, помилуй мя”; ”Сыне Божий, помилуй мя”; ”Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя”; или вместе с воздухом лёгкими вдыхать в себя лишь одно Сладчайшее Имя Иисусово: ”Иисусе, Иисусе, Иисусе”. Но, повторимся, так молятся уже совершенные подвижники молитвы. А новоначальные должны читать Иисусову молитву полностью. Преуспевающие наполовину могут её сокращать.

    Св. Иоанн Златоуст учит: ”Имя Господа нашего Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющего помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь-сердце, и таким образом два стали едино” (Том 9. кн.2.. Спб. Д.А. 1903 г. с. 965).

    В другом месте этот святой говорит: ”Что же значит - мене не воспросите? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнесть только Имя, чтобы получить всё. Аминь, Аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое (ст. 23). Показывает силу своего Имени, так как (апостолы), не видя и не прося Его, но только называя Его Имя, будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: призри на прещения их и даждь рабом Твоим с дерзновением глаголати слово Твое и творить во Имя Твое чудеса. И подвижеся место, иде же бяху (Дн 4, 29-36). - ”Доселе не просисте ничесоже” (ст. 24).- Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат всё, о чём ни попросят. Хотя Я уже не буду вместе с вами, вы не думайте, что вы оставлены: Имя Мое даст вам большее дерзновение” (Том 8. бес. 79 на Св. Ев. Иоан. с. 529, Спб.1902 г.). “Этому Имени нет ничего равного: оно всегда дивно: миро излиянное, говорится, Имя Твое” (Песн. песн.1, 2). “И кто произнёс его, тот вдруг,  исполняется благоухания. Никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым” (1 Кор 12, 3).”Вот как столь много совершается этим Именем. Если слова: во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа ты произнёс с верою, то ты всё совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвёл всё прочее в таинстве Крещения. Таким же образом это страшное Имя владычествует и над болезнями” (Т. 11. Спб. 1905 г. бес. 9.Толк. на посл. к Колос.).

“Где Имя Господа, там всё благополучно. Его должны мы держать, как великий дар”... (Том 11. кн.1. с. 435-436. Спб. 1905 г.).

    Диву даёшься, что епископ Варнава даёт такие несовершенные, если не сказать -опасные, наставления!

    Великий Златоуст говорит: ”Умоляю вас, братие, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей”. ”Монах должен, - ест ли, пьёт ли, сидит ли,  служит ли,  шествует ли путём, или другое что делает, - непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”, да Имя Господа Иисуса, сходя вглубь сердца, смирит держащаго тамошния пажити змия, душу же спасёт и оживотворит”. “Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце своё всегда храните с памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока Имя Господа вкоренится внутрь сердца, и оно ни о чём другом помышлять не станет, да возвеличится Христос в вас”. Говорит также и Лествичник: ”Память Иисусова да срастворится с дыханием твоим, и тогда познаешь ты пользу безмолвия”, (сл.27,61). Затем Каллист учит, как именно навыкать умносердечному призыванию: ”Путём дыхания тихо сведи ум в сердце, и держи молитву сию Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! - вместе с дыханием соединенно некако совводи туда и глаголы молитвенные, как говоритт св, Исихий: ”с дыханием твоим соедини трезвение, и Имя Иисусово, и помышление о смерти незабвенное, и смирение, ибо то и другое великую доставляет пользу”. Лествичник говорит: ”бей супостатов Иисусовым Именем, ибо против них нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле” (Сл.21,7). Молитва Иисусова происходит от апостольских времён, и есть святое апостольское предание. Что касается до речения: ”помилуй мя”, прилагаемого к спасительным словам молитвы, т. е. “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий”, то его приложили Святые Отцы, наипаче для младенствующих ещё в деле добродетели, новоначальных и несовершенных, ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний довольны бывают: одним - “Господи Иисусе!” - “Иисусе Христе”, - “Христе, Сыне Божий!”, или даже толькл возглашением - ”Иисусе!” - объемля то и лобызая, как полное делание молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякий ум, всякое видение и всякое слышание превосходящей сладости и радования”. (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Добротолюб. том 5, 337, 341,365,367,399_404).

А наш. новый учитель епископ Варнава даёт совершенно противосвятоотеческое наставление, и полную молитву Иисусову признаёт опасною для новоначальных… Св. Григорий Синаит учит: ”Когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто, терпеливо, и они отбегнут: ибо, нетерпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они, как огнём палимые отбегают... Непрестанно взывай умно и душевно: ”Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, держи неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу и скоро прогонишь помыслы и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именем сим». (Добротол. т. 5. 236, 246, 247)..

   Одинаково с этим советует и преп. Никифор Афонский: ”Изгнав из словесности  всякий помысл, дай сию молитву: ”Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!” - и понудь его вместо всякаго другого, и помышление это будет всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход... Прийдёт к тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и проч., ради коих потом всякое твоё прошение исполняемо будет о Христе Иисусе, Господе нашем”... (Добротолюб. т. 5. с. 272).

   Таково святоотеческое учение о молитве Иисусовой, деемой о Имени Иисуса Христа, и сие святоотеческое учение св. отцы  не от себя измыслили, но восприяли, как мы видим, по свидетельству  Игнатия и Каллиста, от апостолов; оно дошло в неизменённом виде и до нашего времени.

    И св. Исихий говорит: ”Не надейся же и не верь, что возможешь преуспеть в чём-либо духовном, если не станешь повиноваться данной тебе заповеди призывати Иисуса Христа на всяк помысл злый и на всяку рать вражию, ибо не найдёшь ни на небе, ни на земле более крепкого оружия на врагов, чем Имя Христово... Пишется в житии святейшаго Игнатия Богоносца, яко разрезаша невернии сердце его глаголаше:”како он ношаше Бога своего в сердце своем?” - и обретоша внутрь из злата словеса сия: Иисус Христос. Этими словами бл. Василий доказывает, что ношение Христа в сердце, есть ношение Имени Его в сердце своем. Сие же знамение бе на посрамление неверных, во уверение же всем верным, яко всяк на святом крещении приемлет внутрь себя Христа.

Глава 3.

Молитва созерцательная - от первозданных жителей в Раю. Иисусова молитва - от Святых Апостолов.

 

    Начало Иисусовой молитвы св. Симеон Солунский, как мы видели, возводит к самим Апостолам, но начало созерцательной умной молитвы, по свидетельству Нила Сорского и Нила Синайского, приводимых Паисием (Величковским), восходит до первозданного человека в раю.

Глава 4.

Величайшей делательницей созерцательной молитвы была Пречистая Дева Мария.

 

    Величайшей же делательницей сей  созерцательной молитвы была Пречистая Дева Мария, как то свидетельствует св. Григорий Палама, приводимый Паисием Величковским. Не это ли побудило Святую Деву воскликнуть вечные слова: ”И Свято Имя Его!” - скажем мы от себя. Ибо Та, Которая, имея совершеннейший дар созерцания, созерцала Бога  во Именах Его из творения и из Писания Ветхого являемых, сколь же, ещё обширнейшую дверь к созерцанию обрела Она во Имени Иисус, которое возвестил Ей Архангел! Уверовав в благовестие Архангельское , что Она зачала Сына Божия, Господа Своего и Христа Своего Иисуса, Пресвятая Богородица несомненно всё время содержала в уме и в сердце Своем  сие Имя еже паче всякого Имени, и первая познала величие и сладость его, почему и воскликнула: “И свято Имя Его”, т.е. в Имени Его Он Сам.

Глава 5.

И Святые терпели поношение за молитву Иисусову.

Хулители молитвы Иисусовой были и раньше

 

  Св. Паисию Величковскому, как великому проповеднику молитвы и Имени Иисусова, пришлось претерпеть не мало поношений за Имя Иисусово, по неложному свидетельству Самого Господа, предсказавшего ученикам Своим, что они все гонимы будут Имени Моего ради. Впрочем, противники о. Паисия не восставали тогда против Божественного достоинства и силы Имени Иисусова, но по грубости ума своего отрицали Богоугодность безмолвной молитвы, отстаивая ревностно гласную молитву, установленную в церковном Богослужении. Так как занятие умной Иисусовой молитвой  при неумелом и неосторожном ведении его  ведёт весьма часто к прелести и к тяжким падениям, то эти печальные случаи ещё больше  возбудили врагов против о. Паисия, которого они винили во всём этом и даже жгли его книги, подобно тому и ныне восстали имяборцы против книги о. Илариона об Иисусовой молитве и против автора её, как и против Добротолюбия и против о. Паисия восстал ”один инок, философ суеумный, увидав, что некоторые, ревновавшие не по разуму о сей молитве, вследствие их самочиния и невежественного наставления неискусных наставников, впали в некую прелесть, то сей философ до того вооружился по действию диавольскому хулою на сию святую молитву, что несравненно превзошёл тех древних треклятых еретиков, хулителей этой молитвы Ваарлаама и Акиндина, столь страшные и срамные хулы вознося, как на молитву сию святую, так и на делателей ея и ревнителей, что и целомудренному слуху человеческому они нестерпимы. (Сравни писанное в № 15 «Русского Инока» за 1912 г. где архиепископ Антоний (Храповицкий) обвиняя афонских монахов исповедников в хлыстовстве, - о ужас! – кощунственно и мерзко для христианского слуха применяет к ним Имена Господа Иисуса и Пречистой Его Матери). На ревнителей же молитвы он (т. е. сей, именуемый философом, но по всему судя - некий архиепископ или митрополит) воздвиг такое превеликое гонение, что некоторые, всё оставив, прибежали в эту страну, и ныне здесь богоугодно живут в пустыне, другие же бывшие ревнители, будучи малоумны, согласившись с ним, дошли до такого безумия от развращённых его слов, что и некоторые свои отеческие книги (понимай: Добротолюбие) потопили в реке, привязав к ним камень.  И до такой степени распространились его хулы, что некие (понимай - игумены) запретили под страхом клятвы читать святоотеческие книги (т. е. об умной молитве, - Добротолюбие)10.

    Когда же сей хулитель, не довольствуясь устными хулами, задумал предать их писанию (т. е. написать хульную книгу против молитвы Иисусовой), тогда наказанием Божиим ослеп на оба глаза, тем и пресеклось его Богоборное намерение (Там же. с. 215)11.

    Был ревностным проповедником Имени Иисусова и молитвы Иисусовой, позднейший великий делатель оной, духовный писатель епископ Игнатий Брянчанинов, причисленный Церковью к лику святых. Приведём выдержки из его сочинений: “Преподобный Антоний завещал, - говорит святитель,  - непрестанное памятование Имени Господа нашего Иисуса Христа. Не предавай забвению, говорил он, Имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай Его в уме твоём, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: ”Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!” Также: ”Господи, Иисусе Христе, помоги мне!” Или: ”Господь мой Иисус Христос!”(Аскетич. опыт. т. 2. с. 192).

    “Имя Господа нашего Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную Силу” (с. 193).

 

[1] Интересно, у каких это еретиков встречал владыка наименование имени Божия “модусом” или «субстанцией Божества»? Если он имеет в виду называемых им “еретиками” имяславцев, то, во-первых, слова “модус”  и «субстанция Божества» по отношению к Имени Божию они не употребляют; а во-вторых, имяславцы оправданы судом Московской Синодальной Конторы в 1914 году. А владыка Варнава даже в 1951 году злопыхал на имяславцев, называя их “еретиками”.

2 Значит, по его мнению имеет начало, и будет иметь конец?

3 Какая изумительная достоверность того, что еп. Варнава чужд умносердечной молитвы с дыханием!

4 Эта пословица к делу не относящаяся для еп. Варнавы  служит основанием для безславия Слова Божия?

5 А для неверующих имяборцев Имя Божие стало «фикцией»…   

6 Курсив еп. Варнавы.

7 Курсив еп. Варнавы

8 Их выдумал сам еп. Варнава а  поэтому, куда хочет, пусть и выкидывает наплетённую скорлупу своего блудословия!

9 Но если даже Имя Господа «Иисус» значит спасение, то что ещё большее для нас нужно? И какая же может быть скорлупа в СПАСЕНИИ? Наше спасение разве не Сам Господь Бог?

10 Подобно этому, у иноков Афонских, после изгнания их в 1913 году из Афона, в Одессе конфисковали  все святоотеческие книги. Многие сожгли.  А книги “На горах Кавказа”, и “Апологию”, содержащие святоотеческие выдержки об Имени Господнем и воистину спасительные наставления о молитве Иисусовой имяборческие наставники читать монахам запрещали.

11 Подобно сему, одноокий архиеп. Никон (Рождественский), полуслепой телесно, ослепший и духовно, получил от Бога возмездие за его нечестивое борение со славою Имени Божия. После избиения афонских монахов подвижников молитвы Иисусовой,  и после изгнания их с Афона в Россию, подвергнув их жесточайшим репрессиям Никон был жестоко наказан в Троице-Сергиевой Лавре, куда он прибыл как победитель отслужить благодарственный молебен по случаю победы над исповедниками имяславцами, ибо при помощи военной силы разгромил два русских монастыря на св. горе Афонской. Прямо в Лавре, у самого собора, куда Никон преступно въехал на своей колеснице, кони его от загадочного внезапного испуга сильно рванули в сторону, (очевидно св. Архистратиг Михаил защитник Славы Имени Божия явился пред ними на белом коне).  «Тройка»  Никона испугалась, и, перевернула вверх дном колесницу так, что Владыка лежал под нею с переломом ноги и рёбер. Так «воевода» Никон получил от Бога возмездие за нечестивое борение со Славою Имени Божия!.

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 238 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar