Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 8:55 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 4-я страницы 11 - 20
2016-04-10, 9:12 PM

Глава 6

Молитва Иисусова - установление Божественное

 

    Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Господь Иисус Христос установил моление Его Именем, дал этот способ моления, как новый, необычайный дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу Имени Иисусова, исцеляли им неисцельные недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее чудное Имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особую действительность для молитвы. “Еже аще что просите, - сказал Он Апостолам - от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне... И аще чесо просите во Имя Мое, Аз сотворю”, (Ин 14. 13 - 14)... О, какой дар! Он залог нескончаемых, безмерных благ! Он истёк из уст  неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим, - Иисус Спаситель. Имя по наружности своей ограниченное, но изображающее собою предмет неограниченный, - Бога, заимствующее из Него неограниченное Божеское достоинство, Божеския свойства” (там же. с. 234).

 

Глава 7

Только нищим духом даётся постижение величия Имени Сына Божия “Иисус”

 

 “Имя Сына Божия и величие Его Имени “Иисус” превыше постижения разумной твари земли и неба: постижение его непостижимо и приемлется младенческою простотою и верою” (с. 240)

     Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвой ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Иисуса (с. 241). (Слышите, имяборцы!).

    Во Имя Господа Иисуса даруется оживление душе умервщлённой грехом. Господь Иисус Христос -  жизнь, и Имя Его - живое: оно же оживотворяет вопиющих им к Источнику  Жизни, Господу Иисусу Христу: “Имени ради Твоего живиши мя правдою Твоею” (с. 243).

Глава 8

В действии  молитвы Иисусовой - своя постепенность

 

    В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начинает проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нём чувства умиления и плача. Углубляясь ещё далее она, мало-по-малу, начинает действовать во всех членах души и тела своего, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой “бывает сокрушение  неизреченное и болезнь души неизглаголанная, - говорит преп. Григорий Синаит. - Душа болезнует, как болящая и рождающая, по Писанию. “Живо бо Слово Божие и действенно и острейшее всякого меча  обоюдоостра”, т. е. Иисус проходит, как свидетельствует Апостол, даже до разделения души же и духа, членов же, и мозгов и судительно помышлениям и мыслям сердечным (Сирах). - Проходит и истребляет греховность из всех частей души и тела (с. 250).

    “Се лежит сей на падение и возстание многих во Израиле, и в знамение пререкаемо” (Лк. 2, 31) между познавшими и непознавшими Его... Но “немы да будут устны льстивыя,”- глаголющие на Праведного и на великолепое Имя Его “беззаконие” гордынею своею, своим глубоким неведением и соединённым с ними уничижением чуда Божия” (с. 233-234).

Глава 9

Епископ Феофан Вышенский - первый по-началу возставал против учения Святого Иоанна Кронштадтского: ”Имя Божие есть Сам Бог”

 

    Таково свидетельство о Имени Иисусовом великого подвижника последних времён. Как видится из последних его слов, ему тоже довелось переносить  немалое гонение ради исповедуемого им Божества  Имени Иисус Христова. Одним из противников его святоотеческого исповедания был даже  и Вышенский затворник епископ Феофан, которому по богатству ума  не давалось сокровище простоты сердечной, а ею только и познаётся Бог по Имени “Иисус” (с. 304).

    Св. Иоанн Кронщтадтский: ”Знаю я свою духовную нищету...  Именем Христовым только и живу и успокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без него мёртв душевно!” (Моя жизнь во Христе. т. 1. с. 6).

    Святитель Иннокентий Херсонский и Таврический: ”Без Имени Иисусова человек, как мёртвая розга, годный только на сожжение”.

    Таково непреложное учение Православной Церкви о том, что молитва деется  о Имени Божием. Таково и непреложное основание молитвы умно-сердечной Иисусовой - Имя Иисусово, благодаря которому эта молитва “Иисусовою” и называется. Из всего Добротолюбия мы привели малые выдержки, но и они ясно доказывают первостепенную важность Иисусовой молитвы для христианина вообще, и для монаха в особенности и, во-вторых, доказывают, что основание, на котором зиждется Иисусова молитва - есть вера во Имя Иисуса Христа, как в Самого Бога: вера в то, что Сам Иисус и в сердце твоем, и в призываемом Имени Своем таинственно пребывает. Веруя так, молящийся в силах будет испытать - яко прилепших самому тому Божественному действу, якоже вопити часто: ”Иисусе мой! Иисусе мой” (Каллист, Патриарх. Слав. Добротолюб. т. 4. л. 141). “Положить другого основания для моления “Именем Иисуса”, кроме положенного, невозможно, оно есть Сам Господь наш Иисус Христос, Богочеловек” (Игнат. Брянч. т. 2. с. 310). (Выписано из кн.:”Правосл. Церковь о почитании Имени Божиего  и о молитве Иисусовой”. Изд. “Исповедник”. Спб. 1914 г. с.149 - 170

 

Глава 10

Опасные наставления епископа Варнавы

   

    Вот какие наставления, совсем непохожие на Святоотеческие, даёт имяборец епископ Варнава для новоначальных и преуспевающих! Наставления святых в корне не сходятся с наставлениями учителя “святости” епископа Варнавы. Диву даёшься, что он даёт такие несовершенные, если не сказать опасные, наставления о молитве для новоначальных спасающихся! Неужели он не читал наставления святых Отцов о молитве Иисусовой? Или он восхотел отличиться новшеством?

     Молитву ко Пресвятой Богородице, которая обычно читается православными христианами: ”Пресвятая Владычице моя Богородице Дево, спаси мя грешного!” Или: “Владычице моя Пресвятая Богородице Дево, спаси мя грешного!” Или: ”Пресвятая Богородице Дево, спаси мя грешного!” - Кто какой из этих вариантов возлюбит и привыкнет к нему, такой молитвой и молится. Это говорится о всех. А послушники молятся такой молитвой, какую им благословит  духовный отец. Владыка Варнава даёт наставление: «новоначальным на первых порах сокращать эту молитву “донельзя”... и читать так: “Марие, Дево, спаси нас!”

     Такое сокращение пахнет католической выдумкой. Такая молитва, обращённая неизвестно к какой Марии, может, действительно, вместо отогнания помыслов, по выражению самого же владыки, “привлечь всякую нечисть”...

     Удивительно само выражение учёного Владыки: ”Для новоначального молитву Иисусову надо сократить донельзя”. Если нельзя, то зачем же её сокращать до того, что позабудешь к кому обращаешься. Воистину нельзя сокращать традиционную молитву для всех православных, например, ко Пресвятой Богородице: ”Пресвятая Богородице, спаси нас!” Сколько ещё сокращать? И для чего?  Это безсмысленно и не православно.

     Такое наставление учителя “святости” не является святоотеческим. Его наставление не похоже на наставление молитвенника, достигшего хотя бы средней степени духовного совершенства. А могут ли подобные наставники с подобными наставлениями писать книги, именуя их “Основы искусства святости” и предназначать их «для большого круга читателей?»....

Глава 11

В самом названии книги:

”Основы искусства святости”  пахнет духовной  прелестью

 

     Ни один святой Православной церкви написавший одну или много воистину душеспасительных книг для православных читателей, не дерзнул назвать свой труд “Основы искусства святости”, хотя их книги сделали многих святыми. А епископ Варнава, сам не достигший святости, дерзнул своей еретической книге дать такое высокое название. Можно с уверенностью сказать, оно не сделает святым ни одного своего читателя. Его книга не общепризнанна Церковью. Многих читателей она будет совращать в прелесть и в имяборческую ересь, в чём находился и сам её автор. Впрочем, сам владыка свою книгу, может быть, и не издал бы. Издательницей явилась его келейница, которая издала  труды епископа Варнавы уже после его смерти. Но это только предположение. Что касается названия. Возможно, он и сам дал своим трудам подобное название, но увы, - как самое название, так и сама книга - не на пользу, а во вред читателям. Он сам выразился в своём мудровании “о слове” - “написаное пером, не вырубишь топором”... Теперь духовной цензуре придётся тщательно проверить книги епископа Варнавы и всё сомнительное и еретичное вырубить духовной мудростью, а, вернее и лучше всего, книгу епископа Варнавы следует запретить и конфисковать.

 

Глава 12-я

Епископ Варнава порицает святые Акафисты

и любителей их чтения

 

     На стр. 282-й владыка говорит: «Также и насчёт акафистов,  к которым некоторые имеют пристрастие. Надо сделать оговорку. Древняя Церковь оставила нам в наследие только два акафиста (Спасителю и Божией Матери), и они до сих пор не превзойдены. Имеет ли смысл читать наедине  (курсив еп. Варн.) вещи, не только богатые головной начитанностью и бедные покаянным духом, но и не безукоризненные иногда в догматическом отношении?»

     Что можно сказать на это? Древняя Церковь оставила нам святых угодников Божиих куда меньше, чем имеет их сейчас нынешняя Церковь. Но это же не значит, что позднейших святых надо брать в скобки или под сомнение и рекомендовать всем не пользоваться их святостью! Да, Церковь была, когда-то совсем юная. Но она со временем возрастала и количественно и богатством Богослужебной оснастки, богатела духовно, и умножалось богатство богослужебной литературы, в том числе и акафистов. И ни в каких правилах вселенских Соборов, ни в канонических нет запрещения составлять богослужебные книги и акафисты сверх того количества, которое имеет в виду наш учёный автор епископ Варнава.

     Дорогой Батюшка святой Иоанн Кронштадтский призывает христиан: “ласкайтесь к Богу и к Царице Небесной акафистами”. Ах, как бы я желал “пристраститься” к чтению Акафистов, чтобы читать их день и ночь! Да вот силы и времени нет, да и немощь одолевает, чтобы заниматься этим спасительным делом. И, как говорится: рад бы пан в рай, да грехи не пускают... Как счастливы и блаженны те, которые “пристрастились” к чтению акафистов, благословлённых святой Православной Церковью к чтению их не только в храме, но и в домах и кельях своих! И благодарение Богу, что существует много изданных и благословлённых Церковью акафистов не только Спасителю и Божией Матери, но и Архангелам и Ангелам и многим Святым, угодившим Богу. И все они прекрасные образцы воззваний молитвенных покаянных чувств, и безукоризненны в догматическом отношении!  Благодарение Господу Богу за множество Акафистов в нашей православной Церкви, и за то, что ни некоторые, а многие имеют любовь, или скажем словами владыки Варнавы, пристрастие к чтению акафистов! А по чём же тогда молиться новоначальным? Молитву Иисусову он называет для новоначальных “опасной”; пристращаться к чтению акафистов также, опасно. Владыка говорит: бесы боятся малейшего вздоха молитвенного даже без слов, но смотря чьёго. Можно прочесть несколько акафистов Спасителю и только привлечь к себе нечисть, а не отогнать (с.281). Но когда же может появиться молитвенный вздох если не при смиренном и покаянном чтении молитвы Иисусовой, или Акафистов? Излишне здесь напоминать, что всякое молитвенное правило должно совершать со всяким усердием, благоговением, смирением. Без этих смиренных и покаянных чувств, при всякой молитве могут приходить скверные помыслы. Поэтому, естественно, и чтение акафистов без этих основных условий действенной молитвы может быть безполезным и даже вредным; по слову Писания: ”Проклят всяк делающий дело Божие с небрежением” Иер  48, 10). Но почему это должно относиться именно к чтению акафистов? - Непонятно. А владыка порицает именно чтение акафистов, будто бы только чтение акафистов может привлекать всякую нечисть,  а не всякое небрежное чтение других молитв. Одним словом, владыка ясно и определённо выразил своё отрицательное отношение к святым Акафистам, благословлённым Церковью для моления своим чадам, и сетует на тех, кто любит читать акафисты. Я встречал священника - академика, который признавался мне, что он не любит читать акафисты. Очевидно и владыка Варнава один из тех учёных, которые не любят читать акафисты. Но это личное дело каждого - какими молитвами спасаться. Но зачем же “понукать” на тех, кто спасается  не теми молитвами, какими спасаются другие? Это признак духовного невежества и презорства. Подтверждение сему - возстание владыки Варнавы против сонма святых церковных Акафистов, принятых Русской Православной Церковью в церковное и домашнее употребление, которые, порицая, он называет небезукоризненными в догматическом отношении. А это уже является духовным презорством против св. Православной Церкви. Ибо что иное означает обличение церкви в принятии и воцерковлении ею якобы противных православным догматам Акафистов?!

     Если оставить в Церкви как говорит автор только два Акафиста, принятых древней Церковью (то есть ещё не разделённой древней Церковью. - Видите, на что намекает епископ Варнава?), тогда вместе с акафистами многое придётся выкинуть из Церкви: и Уставы, и Правила,  и обряды церковные, и богослужебные книги, и, конечно же, нелюбимые им Акафисты, как принятые церковью уже после её разделения; тогда необходимо вычеркнуть из святцев сонмы святых угодников Божиих, причисленных к лику святых не древнею, а уже разделённой Отеческой Церковью, т. е. после отделения от древней грековосточной Церкви – западной еретической церкви,  всяких еретиков и раскольников... Вот на что наводит порицание акафистов учёным епископом  Варнавой!

 

Глава 13

Посягательство епископа Варнавы на авторитет

молитв Златоустовых

 

     Владыка Варнава также выразил своё отрицательное отношение, страшно даже подумать, а не то, что сказать, к молитвам святого Отца и Вселенского Учителя Иоанна Златоуста в молитвенном правиле “На сон грядущим”, которые святая Православная Церковь узаконила читать каждому своему члену, отходящему ко сну. Он говорит: ”Хороши Златоустовы воззвания в “Молитвах на сон грядущим” (ночные), но их недостаток в том, что в них нет имени Иисусова, а только его бесы боятся, ибо несть бо иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам”(Дн 4, 12). Поэтому, слово «Господи» в этих молитвах надо заменить в своей домашней обиходной молитве словом “Иисусе” (с .281).

     Конечно, раз Владыка осудил молитвы св. Иоанна Златоуста за то, что в них вместо “Иисусе” написано “Господи”, то стало быть и Акафист “Всемогущему Богу в нашествии печали” написанный святителем Тихоном Задонским, где вместо “Иисусе” в воззваниях написано: ”Господи мой, Господи” - этим самым он забраковал... Но послушаем, что говорит этот Святой об Именах Божиих:

     Св. Иоанн Златоуст учит: ”Имя Бог не больше Имени Господь, и Имя Господь не меньше Имени Бог” (т 1, с. 536. Спб.Дух.Акад.1898 г.). На этом основании можно полагать, что Имя Иисус не больше Имени Бог и Имени Господь. Сказанное Апостолом, что Имя Иисус выше всякого имени, очевидно, следует понимать, что это имя Иисус выше всех имён живущих и на земле  и на небе, выше всех человеческих и ангельских имён,  а  в    отношении к Божеству все Имена Божии, и в том числе Имя Иисус -  равны, и нет между ними ни большего, ни меньшего. Поскольку это так, то почему  же епископ Варнава так восстал против Имени “Господи” в молитвах св. Иоанна Златоуста и пожелал заменить его именем “Иисусе”? Да просто по своей духовной непросвещённости, если не сказать, по невежеству, хотя он и выдаёт себя за высокопросвещённого, учёного богослова.

     В молитвенных воззваниях св. Иоанна Златоуста (молитва на сон грядущим) есть такое прошение: ”Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Имя Твое Святое”. А епископ Варнава лицемерно, в этом случае, ратуя за величие Имени Иисусова, фактически, как дальше выяснится, задастся целью не прославить, а уничижить, и даже похулить сладчайшее Имя Иисус Христово и, вообще, Имя Божие. Святой Иоанн Златоуст просит благодатной помощи у Господа, чтобы прославить Имя Его Святое. Не по этой ли причине епископ Варнава под благовидным предлогом забраковал молитвенные прошения Златоустовы? В ”Трисвятой” молитве мы читаем: “Пресвятая Троица, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша Имени Твоего ради”... В этих прошениях Имена: “Пресвятая Троица”, “Господи”, “Владыка”, “Святый” -  тоже не заменёны именем Иисус, и в молитве “Отче наш”, которую дал нам Спаситель, не упоминается имя Его Иисус. Может быть, если бы владыка Варнава подольше по жил и больше подучился, он и эти Богом данные молитвы забраковал?..

 

Глава 14

Уничижение Имени Божия епископом Варнавой -

от гордости и презорства

 

     Ни один из святых Отцов - подвижников Иисусовой молитвы  (а их целый сонм в православной Церкви), не дерзнул порочить и исправлять молитвы св. Иоанна Златоуста, которые приняты в общецерковное христианское правило и являются обязательными для всех членов Церкви. А владыке Варнаве, можно подумать -ревнующему о славе Имени Иисусова, они представляются неправильными и с большим недостатком… Боже мой, какое дерзкое, не духовное и не святоотеческое личное убеждение святителя! Ведь это же соблазн на разрушение Церкви! О равенстве Имён Божиих вытекает понятие из слова святого Григория Нисского, который говорит: ”И тысячами других Имён, означающих высоту и боголепие, Святое Писание умело наименовать Бога. Почему в точности дознаём из сего, что когда скажет одно которое- либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имён” (ч. 2. с. 412. М, 1861). И этой истины не ведал высокопросвещённый владыка. Он, очевидно, понимал, что в Боге каждое Имя само по себе, т. е. раздельны друг от друга...

     Св. Кирилл Иерусалимский учит: ”Чтобы множество именований не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблуждения еретиков, утверждающих, что иной есть Христос, иной - Иисус, иной - дверь и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: ”Во единого Господа Иисуса Христа”, ибо хотя именований много, но Именуемый один” (Твор.Св.Отц. т. 25. М. 1855. изд. 1. Дух. Акад. 10 оглас. слово, с.138..).

    Если усердно читать молитвы Иоанна Златоуста, где стоит в прошениях “Господи”, а не “Иисусе”, сердце молящегося может осенять благодать Божия не меньше, чем, если бы там стояло Имя “Иисус”. И наоборот, если вместо “Господи” читать “Иисусе”, но молиться рассеянно, не собранно, то на сердце будет сухота, невосприятие молитвенного обращения и не коснётся его Благодать Имени Иисусова. И так, с произношением имени “Господи”, произносится весь список Имён Божиих, в том числе и сладчайшее имя Иисус!

 

Глава 15

Талисманная вера еп. Варнавы в силу Имени

“Иисус” Христова

 

     Удивительная и весьма странная и непонятная вещь: владыка Варнава приводит источники из святых Отцов доказывающие всемогущую силу имени “Иисус”. Он говорит: “Сатана трепещет при Имени Иисуса Христа и при крестном знамении”. (с. 209). “Но если бы не Имя Иисуса Христа, - говорит он, - то чем бы подвижники, одни-одинёшеньки, в пустынях, стали защищаться в ежеминутных нападениях на них врагов?” (это слова, конечно, не его, но он их однако, привел. - с. 406). Но если владыка верит в приведённые им слова, и верит в могущественную силу Имени Иисусова, но не верит в Божество его, то, следовательно, он придаёт Имени Иисусову магическую силу, и верит в Него, как в талисман... Значит, он повинен в магическом суеверии, которое безосновательно два синодальных архиерея приписывают имяславцам, которых обвинять в этом тем более нет никаких оснований, поскольку они вместе с Святым Иоанном Кронштадтским и другими святыми отцами веруют именно в Божественную силу Имени Иисус Христова, верят в Божество, нераздельно присущее Имени Божию.

     Он приводит также слова преп. Иоанна Лествичника: ”Бей супостатов Именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле” (Лествица. 21,7. с. 142; ср. ещё: Сл.15, 53). А чуть дальше, в порицании молитв Златоустовых, он приводит слова св. ап. Петра: ”Ибо несть бо иного Имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися,(Дн 4, 12) (с. 282).

 

Глава 16

Кривоверие во Имя Божие епископа Варнавы

 

     Итак, Именем Иисусовым православные христиане спасаются и отражают сильнейших врагов своих демонов. И это вполне понятно из учения святых отцов, Священного Писания, из догматического учения св. Православной Церкви. Но в своей “Схолии”  сам себе противореча, епископ Варнава,  приняв на себя титул “богослова”, вдруг злобно обрушивается на это Святейшее, Всемогущее и Сладчайшее Имя Иисус, говоря: ”Надо и то ещё принять во внимание, что это имя ведь человеческое, пусть и богочеловеческое, но временное, (т. е. имеет начало, а следовательно, будет иметь и конец, - Выделено Составит.), тем самым оно, значит, ограниченное” (с. 284). И,  почему-то неуместно ссылается на Мф. 1, 21, где вовсе не говорится ни то, что это имя человеческое, ни то что оно временное и имеет начало, ни то, что Открытое Ангелом Имя Иисус - ограниченное.

     Путает что то владыка, называя Имя Господа “Иисус” то человеческим, то, с натяжкой - “пусть и богочеловеческое”. А ведь это две разные вещи. Значит, он не имеет твёрдого основания своей веры и не уверен: то ли Имя Иисус человеческое, то - ли богочеловеческое, но ясно только одно: если он называет его “ограниченным”, “имеющим начало” и будущий конец, значит, он более склонен признавать его простым человеческим именем, каким признают его и два члена Святейшего Синода, архиепископы: Никон (Рождественский) и Антоний (Храповицкий)- имяборцы.

     По этому поводу придётся нам обратиться к святым отцам. Св. Феофилакт, архиепископ Болгарский определённо сказал:  ”Имя Иисус, братья богоубийц принимают за имя человека” (Толк. Дн 2, 32. Изд. Сойк., Спб. 1911).

    В  Богочеловеке  соединены два естества: и Божеское, и человеческое не слитно и не раздельно. Св. Иоанн Златоуст учит: ”Христос может быть называем: - страстным и безстрастным: страстным по плоти, безстрастным по Божеству. То же самое, что о “Христе”, - может быть сказано о “Сыне”, об “Иисусе, о “Господе”, так как все эти имена суть общие, и выражают собою оба естества” (т. 3, 814).

 

Глава 17

Имя Господа “Иисус”, и все Имена Божии - вечны и Богооткровенны

 

     Если бы Имя Господа “Иисус” было выдумано людьми, то действительно оно имело бы начало. Но даже и в том случае оно не было бы ограниченным. Но так как оно не является вымыслом человеческим, но открытое Ангелом, - следовательно, не временное, а предвечное. Оно от вечности во Втором Лице Пресвятой Троицы - в Сыне Божием, у “Агнца, закланного прежде создания мира”… А открыто во времени. Вот как об этом учит св. Иоанн Златоуст: ”Для того и Имя (Иисус)  принесёно Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно раждаемое, потому что Сам Бог свыше посылает Имя чрез Ангела Иосифу. Ибо это было не просто имя, но сокровище бесчисленных благ” (Бес. на Мф. ч. 1.. изд.7. М. 1899.  с. 62).

     И ещё: “Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Иисусом же был назван, потому что имел дело Спасителя” (т. 2..  кн. 2. Изд. 2. Спб. Дух. Акад. 1899. с. 876).

    “И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Своё  название, (понимай : Имя -Составит.) творению” (Там же. с. 862. бес. на Пс  81).

     После этих святоотеческих доказательств о предвечности и неограниченности Имени Божия “Иисус” ясной становится несостоятельность учения имяборцев, в том числе епископа Варнавы о том, что Имя Иисус человеческое, временное, ограниченное, а следовательно не Бог и не Божественное...

    Блаженный Феодорит говорит: ”Не утверждаем что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной - Слово, иной - Христос и ещё иной - Иисус”. “Един и Тот же, как научены мы, есть и Господь, и Единородный, и Бог Слово, и Спаситель и Иисус” (ч. 6. с. 8, 10. изд. М. 1856).

     Св. Ефрем Сирин: ”Воздадим славу и поклонимся Иисусу Божию Слову”. (ч. 4. с. 657.  М. изд.3. 1882).

 

Глава 18

Имена Божии равночестны, Боголепны и

 достопоклоняемы

 

     Итак, Имя Господа нашего “Иисус” почитается Церковью наравне со всеми  Божиими Именами, а в некотором смысле, оно “выше всякого имени”. А поэтому св. Тихон Задонский учит: ”Отдавай всякое почтение Имени Божию, как Самому Богу”. ”Слава Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может” (Твор. т. 5. Троицк. Слово. № 8. 1910, 3 - 28, 65).

     Значит, Имя Божие и Имя Господа “Иисус”- вечное, собезначально Богу; оно в Самом Боге, и Бог в Имени Своем, потому и учит св. Тихон Задонский отдавать ему всякое почтение, как самому Богу. Кто может заслуживать такого почтения и поклонения, как ни сам Бог!

 

Глава19

Для еп. Варнавы Имена Божии - лишь атрибутика...

 

     Епископ Варнава говорит, что Имя Иисус, “можно бы назвать атрибутом (т. е. принадлежностью, свойством. - Составит.)”, хотя не договаривает - чьим именно свойством, и смешивает понятия атрибутики и свойства.

     Ему, как “учёному богослову”, следовало бы ответить на вопрос: если человеческое имя Иисус имеет начало, если оно ограниченно, то откуда же у него, по святителю Игнатию Брянчанинову, особенная, неограниченная Божественная сила?

     Итак, именующий себя богословом епископ Варнава говорит: ”Конечно, богослову нельзя не упомянуть здесь, в связи с этим, об имябожничестве. Православному христианину нельзя выводить из слов апостола Петра, что Имя Иисус, раз оно так всемогуще, этим самым есть уже и Сам Бог. Это имя на философском языке можно бы назвать атрибутом (принадлежностью, свойством), может быть акциденцией, и даже, включая уже чисто еретическое наименование чем-то вроде Модуса, что ли, но, во всяком случае, не субстанцией Божества, и не Его Сущностью или природой.

 

Глава 20

Истинное церковное учение об Имени Божием

 

     Здесь позволим себе поразмыслить над вышесказанным по силе нашего духовного разумения. Если Имя Божие и то Имя, которое выше всякого имени - сладчайшее Имя “Иисус” имеет, по свидетельству святых Отцов, всемогущую, неограниченную, Божественную Силу, если оно предвечно,  Богооткровенно и от вечности существует в Тройческом Совете, то это означает, что оно пребывает и существует не кроме Бога отдельно от Его Существа, но как свет неотделим от солнца, так и Божественное Имя неотделимо от светозарного Солнца Правды -  Существа Бога; неотделимо от Именуемого Бога, как неотделимы от Него все Его Божественные свойства, различными Божиими Именами означаемые. Божественные свойства - в Боге; и все Божественные Имена,   означающие и выражающие Его свойства - в Боге; а как - природою, или существом своим - это уже выше постижения твари, это ведомо Самому Богу, Который, однако, всегда пребывает в Своих Ангелами прославляемых и человеками призываемых Именах. И очевидно, на этом основании боговдохновенный святой Иоанн Кронштадтский, озарённый и просвещённый живущим в нём Богом, - ибо он жил во Христе, - вопреки заражённому рационализмом двадцатого века имяборческому учению, восставшему против Славы Имени Божия, - на весь мир проповедал истинное учение: ”Имя Божие есть Сам Бог”, “Имя Господа нашего Иисуса Христа, есть Сам Господь Иисус Христос”, “Имя Богоматери, есть Сама Богоматерь”, Имя Ангела или Святого, сам Ангел или Святой”. Святость и непреложность этого учения Великого Светильника Церкви Христовой  доказана великой его чудотворностью и причислением его Церковью к лику святых. И кто может возразить против его Боговдохновенного учения? - Одни лицемеры и фарисеи, притворно почитающие святость этого великого Угодника Божия. Кто  противоречит, или криво истолковывает прямое и ясное учение об Имени Божием отца Иоанна Кронштадтского, тот, значит, восстаёт на самого Боговдохновенного учителя Святого Иоанна Кронштадтского.

     Не напрасно же св. Церковь, уже почти две тысячи лет в самый торжественный момент утреннего полиелейного Богослужения прославляет Имя Божие, на все века и времена уже прославленное святым пророком Давидом, и поёт: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия». И это прославление Имени Божия является самой трогательной, самой торжественной частью утреннего Богослужения; прославлением Имени Господня святая Церковь тем самым исповедует, что Имя Божие  и Бог - нераздельны, что славящий Имя Божие, славит Самого Бога.

     Епископ Варнава дофилософствовался  до того, что Имя Иисус, еже паче всякого имени, которому поклоняется всякое колено небесных земных и преисподних, и которым единым подобает нам спастись (Флпс 2, 5-9; Дн 4, 12) назвал ничем более, как атрибутом, принадлежностью,  и, в натяжку, свойством.

 

Глава 21

Так что же есть Имя Божие: атрибут, свойство или принадлежность?

 

     Так что же именно Имя Иисус: атрибут, принадлежность или свойство?

Если свойство, то, стало быть свойство Богочеловека-Спасителя мира. Но пусть простит мне читатель, не могу согласиться, что атрибут и свойство Божие есть одно и то же. Атрибутом (принадлежностью) можно назвать, например,  какие-либо артистические  ритуальные гримы или предметы грима, клоунские одежды, также атрибутом можно назвать доспехи воина, туриста, водолаза и проч. Но неотъемлемые от Бога свойства Его, если даже, в каком-то смысле, и можно назвать  принадлежностями, но отнюдь не прикладными, не умом человеческим измышленными и приписуемыми Богу, - но открываемыми человеку Богом через Священное Писание, Божественное Откровение или излучающимися, т. е. проистекающими из  сущности Божией  действием Святого Духа.

     Если бы епископ Варнава признал Имя Господа “Иисус” хотя бы свойством Богочеловека, то ему не было бы основания клеймить православных имяславцев, а с ними вместе и святого отца Иоанна Кронштадтского, и других святых отцов Церкви “имябожниками”,  приписывать им ересь. Ибо, если Имя Божие есть свойство Божие,  его невозможно отделить от Бога, как нельзя отделить  лучи, тепло и свет от солнца.

 

Глава 22

Так что же имеют в виду имяславцы под понятием “Имя Божие”?

 

     Однако сделаем оговорку: да будет ведомо имяборцам и всем в неведении этого вопроса пребывающим, что под понятием “Имя Божие”, или “Имя Иисус” (Христово), исповедники-имяславцы имеют в виду не голые, так сказать, буквы и звуки, или написанные слова, (что епископ Варнава называет скорлупой, или оболочкой яйца), но имеют в виду, именуемого, реального Бога, Который, под Своими Именами подразумевается, или именуется ими, как поёт св. Церковь: ”Разве Тебе иного Бога не знаем, Имя Твое именуем” (В песнопении: ”Воскресение Христово видевше”, поемом на каждой Воскресной Утрени). А в догматическом Богородичне 5-й песни канона в службе преподобным (Минея Общая), св. Церковь исповедует: ”Воспойте Господеви песнь нову, пойте же Имени Его, боголепно воссиявшему из чрева Неискусобрачныя и Сию верным показавшую твёрдую надежду и похвалу”. И ещё: «Приидите Владыки славная именования во святыни торжествуем: Иисус бо Боголепно наречеся днесь». (Канон на Обрезание Господне. песнь 8. троп. 1). То-есть, под понятием: “Имя Божие,” или:“Имя Иисус” (Христово)”- св. Церковь исповедует Того,  Кто этим Именем означается и в нём  пребывает. Иначе сказать, исповедники Славы и Божества Имени Божия исповедуют не буквы и звуки, а тем паче, не чернила, коими пишется Имя Божие, (написанное на бумаге или на доске “Имя Божие”- равночестно иконе и св. кресту,  или заглавию святого Евангелия), - но исповедуют “Имя Бога” в Его существенном и Ипостасном пребывании. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово плоть бысть” (Ин 1, 1-12). Или как учит преп. Максим Исповедник: ”Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть Единородный Сын. И царствие Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее, есть Дух Святый”(Толк. на мол. Отче наш. с. 15.  М. 1853г.)

 

Глава 23

Имя Божие не Модус, как учит просвещённый еп. Варнава. По учению св. Церкви, “Имя Божие - Сам Бог”.

 

     Что касается еретического названия Имени Иисус “Модусом”, каковое епископ Варнава относит к каким-то еретикам, то имяславцы никогда «Модусом» Имя Иисус не называли. А как они его признавали, - ответят святые отцы.

     Филарет, архиепископ Черниговский, (Гумилевский), учит: ”Имя Божие есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать её” (Бес.25 на текст: ”Явих Имя Твое человеком”. Изд. 3.  ч. 1, Спб. 1884, с. 187).

     Святой Иоанн Кронштадтский: «Смотрю на Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на Самое Существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином. Смотришь, тот час и легко сделается, и убежит враг от вседержавнаго, приснопоклоняемаго Имени». (Моя жизнь во Христе. т. 5. с. 128. ч. 2. изд. 3. Спб. 1994).

    Св. Церковь исповедует: ”Имя Божие то же, что непостижимое существо Божие, открывающее себя людям” (Троиц. Лист. т. 5. изд. Св. Тр. Лав. 1896 – 1899. с. 137).

     Простая, не лукаво мудрствующая, сердечная вера имяславцев первоначально основывалась на учении святого отца нашего Иоанна Кронштадтского, который чётко и определённо исповедует: ”Имя Божие есть Сам Бог”, “Имя Богоматери есть Сама Богоматерь”, “Имя Ангела - Ангел, Святаго - Святый”. Причём, и во всех дневниках, и в других своих творениях, он исповедует эту истину многократно, постоянно. Впоследствии, подтверждение своему православному верованию во Имя Божие афонские исповедники нашли в многочисленных творениях святых отцов, и в учении самой Церкви Христовой.

 

Глава 24

Больничные условия при написании

критического анализа на ереси епископа Варнавы

 

     Пишу сие и сидя, и лёжа на больничной койке в палате после прочтения 1-го тома книги епископа Варнавы: ”Основы искусства святости”, не имея под рукой литературного пособия.

     Завтра мне предстоит  тяжёлая и сложная операция. Поэтому спешу закончить свой краткий критический обзор того, с чем не может согласиться моя православная религиозная совесть - с еретическими акцентами автора книги епископа Варнавы в его “богословии” об Имени Божием, его отзывом об “имябожниках”, каким синодальным названием он именует имяславцев - исповедников Божества Имени Божия.

     Если после операции останусь жив, то при помощи Божией закончу  настоящий критический анализ, подкрепив его массой святоотеческих доказательств правоты исповедания имяславцев, чистоты их православной веры, докажу необоснованность обвинений, возлагаемых на них имяборцами, к числу которых относится и епископ Варнава. Только дай, Господи, мне выжить после операции и дай силы исполнить своё обещание закончить предпринятое мною дело сие во славу Твоего Пресвятого Имени!

     Представляется, что епископ Варнава начитался клеветнической имяборческой литературы и совсем не сведущ с литературой имяславческой, т. е. православной, не заражённой имяборческим буесловием против Имени Божия двух синодальных архиереев.

     В своих “Исповеданиях”, неоднократно поданных в “Святейший” Синод, имяславцы никогда не писали, и устно никогда не говорили, что написанное буквами и произносимое звуками “Имя Божие” есть Сама  Сущность, или Природа, или Существо Бога. - Это чисто богословски. - А в простой вере исповедники афонские, вместе с о. Иоанном Кронштадтским, и другими святыми отцами исповедуют, что “Имя Божие есть, Сам Бог”. Если это ересь, то почему святые отцы, учившие так, причислены к лику Святых? Почему сугубая Благодать и чудотворная сила Божия не покидала этих Святых, как при жизни, так и после преставления и перехода их в жизнь загробную?

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar