Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 9:15 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 4-я страницы 20 - 31
2016-04-10, 9:10 PM

Глава 25-я

   Святые Отцы о Свойствах Имён Божиих.

 

     Святой Тихон Задонский: ”Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства никакой твари несообщаемые, но Ему Единому собственные, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость,  премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину,   духовное существо и проч. Сии собственные свойства открывает нам Дух  Святый в Слове Своем”.

     Но наша христианская должность того требует, чтобы мы как сами в себе славили оное, так пресекали тое, чем оно хулится и хулящим заграждали уста сколько можем». (Т. 3. гл.2. с. 65. изд. 3. М. 1875).

     Епископ Варнава, во-первых, погрешает, смешивая свойство Божие с атрибутикой. Атрибутика, это всё прикладное от человека к человеческому действию (в светском),  или прикладное от Бога, открываемое Дйствием, Откровением, святыми вселенскими соборами, т. е. Святым Духом через людей (в религиозных аспектах). - К вышеназванным предметам (т. е. к атрибутике духовной) может быть можно ещё причислить, или отнести: скинию сведения, ковчег завета, каменные скрижали, т. е вещественные их предметы, с чего они сооружены, на которых при участии человеческих действий в словесах заповедей Божиих была открыта воля Божия. К атрибутике, может быть, можно отнести бумагу, чернила или краски написанного Имени Божия. Но свойства Божии, заключаемые в “Именах Божиих”, в их существенном и ипостасном пребывании - отнюдь не есть атрибутика Божества, или Бога, в Котором ничего нет вещественного; свойства Божии не прикладные принадлежности Бога, но Его духовные качества, открываемые Святым Духом доступному пониманию ограниченного человека в меру его духовного совершенства. Вера и понимание “Имени Божия” поэтому также доступна человеку в меру его духовного совершенства, в меру его духовной близости к Богу и близости Бога к человеку. Свойства Божии - в Боге. Свойства и действия Божии - неотделимы от Бога. Они - как бы лучи сияющего солнца. Не может человек познать существа солнца, ибо он не может к нему приблизиться  и взирать на него. Но человек может испытывать его действия: созерцать лучи, наслаждаться светом, согреваться теплом и проч., т.,е. ощущать на себе действия этого могучего вселенского светила, насколько это постижимо и вместимо ограниченному человеку.

     Так, по этой слабой аналогии, только отчасти можно ориентироваться в свойствах и действиях неограниченного Солнца Правды-Бога, которые есть Божественные Имена, в свойствах и действиях излучаемые от Бога, через которые лишь отчасти познаётся недоведомый, вполне непостижимый Бог, в меру духовного совершенства каждого верующего во “Имя Божие”, по заповеди Отца Небесного. “А заповедь Его та, чтобы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга” (1 Ин 1, 23). Не верующим во Имя Божие, не даётся познание свойств и действий Божиих, т. е. Имени Божия. О таковых в Слове Божием есть уже готовое Божие определение: ”Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во Имя Единороднаго  Сына Божия” (Ин3, 18).

     Вот что говорят святые отцы о свойствах и действиях Бога.

    Святой Тихон Задонский: ”Бог есть Дух, и что ни есть в Боге - духовное есть, и есть Сам Бог” (Твор. т. 5. ч. 2 . 1899 г. с. 257).

     Епископ Михаил на слова св. Евангелия: ”Я открыл Имя Твое” (Ин 17, 6) - говорит: ”Имя - вместо Лица, Его свойств и действий; открыл Имя Бога, - тоже, что открыл Самого Бога”.

     Итак, Бог открыл Имя Свое людям. Значит, Имя Божие в Боге и не имеет начала. Оно лишь открыто Богом во времени, но пребывает в Боге вечно,  и является совечным Богу. А поскольку в Боге нет сложения, сочетания и разделения, то под понятием “Имя Божие”, следует разуметь Самого Бога, как и толкует Епископ Михаил:”открыл Имя Бога, - тоже, что открыл Самого Бога”.

     Святая Православная Церковь исповедует: ”Преславными и различными Именами нарещися может Бог, их же никтоже от Него отлучити может” (Больш. Катех. 258. изд. 1878).

     Филарет, Архиепископ Черниговский, (Гумилевский) учит: ”Имя Божие есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать её” (Бес.25 на текст: ”Явих Имя Твое человеком” (Изд.3. ч.1. Спб. 1884.с. 187).

     Св. Симеон Новый Богослов учит: ”Бог есть Свет и Свет беспредельный, и что в Боге - Свет есть... Христос, Иисус, Спаситель, и Царь всего - Свет есть... Господь - Свет... Утешитель - Свет... Будучи Светом неприступным и Предвечным (слышите, имяборцы? - Свойства Божии и Имя Иисус, и другие Имена Бога - предвечны, т. е. не имеют начала, - говорит св.Симеон.), каковый Свет - имеет и многие Имена, и именуется всем тем, что мы сказали (выше), и иным ещё большим; и не только именуется тем самым, что я сказал, но и действительно производят то самое... Хотя и о нас говорится многое подобное (т. е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богом словами и именами), но о нас говорится как о людях, а о Нём, как о Боге... Бог именуется Отцем, - отцами называются и люди... Слова человесеские текучи и пусты, Слово же Божие живо, непреложно и действенно, Бог истинный (а разве Имя Божие ”Иисус” не Слово Божие? Оно есть заглавие всего Евангельского Слова; Имя ”Иисус” есть сокращённое Евангелие! - сказали св. отцы). Равным образом и Истина Божия паче ума и слова человеческого - Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый” (Ч.2. с. 108. на греческом. Сл. 62).

     Св. Димитрий Ростовский в Слове на Обрезание Господне (Четь-Минеи. 1-го янв.) в своём гимне Сладчайшему Имени “Иисус” исповедует так: ”Имя Спасительное Иисус прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо, на наше избавление, ныне же аки безценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено... Сие Имя аки солнце мир облиста... Безвестна бе сила Имени Иисусова в Совете предвечном, аки в сосуде сокрываема.     Нельзя же ведь думать, если хранилось, то значит, было написано на дощечке или на бумаге, и лежало где-то там на полочке... Но оно от вечности было во Втором Лице Святой Троицы, т.е. в Сыне Божием, об Имени Которого ещё в Ветхом Завете св. Пророк и ветхозаветный евангелист Исаия возвестил: ”Ты, Господи Боже наш, от века, Имя Твое - Искупитель наш” (Ис 63, 16). Словом же “Искупитель” переводится еврейское слово “Иисус”. И св. Иустин мученик и философ доказывает, что Имя “Иисус” от вечности было во Втором Лице Святой Троицы - в Сыне Божием; он доказывет, что искупительное Имя Иисуса - Сына Божия предзнаменовали ветхозаветные Иисусы: Навин, Сын Сирахов, Иоседеков и другие.

     Да заградятся уста имяборцев, гаголющих, что Имя Господа Иисус не вечное, временное, ограниченное, простое человеческое имя, имеющее начало вместе с началом Сына Божия по Его рождении! Это учение еретическое, не святоотеческое и богопротивное, .выдуманное имяборцами двадцатого века.

     Мы знаем, что Иисус Христос по плоти родился во времени; знаем, что Он был распят за грехи мира без малого двадцать веков тому назад, т. е. принял мученическую смерть. Однако же, Священное Писание называет Его “Агнцем закланным от создания мира” Отк 13, 1, 8; Дан 12, 1;  Флпс 4, 3; Отк 17, 8; 21, 27). Значит и Имя “Иисус”, означающее “Агнца”, Искупление и Спасителя уже было “прежде создания мира”, потому что у Бога несущая, яко сущая... (Быт 17, 5; Рим 17).

     Имяборческая ложь и ересь епископа Варнавы достаточно изобличены святыми отцами. Обещанный Богом при изгнании наших прародителей из Рая Искупитель, Который должен был стереть главу змия, и есть Тот Самый Спаситель и Искупитель-Иисус, Имя Которого прикровенно возвещено было в Ветхом Завете и явно было открыто Богом через Ангела, посланного Богом перед самым зачатием Иисуса по плоти от Духа Свята и Марии Девы.

Сладчайшее Имя “Иисус” в переводе с еврейского означает Спаситель, Искупитель, о чём есть множество свидетельств Святых Отцов, Святой Церкви и Самого Ангела, открывшего Это Имя: ”И се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши Имя Ему Иисус” (Лк 1,3 1); Той бо спасет люди Своя от грех их” (Мф 1, 20).

    “Царское Имя Иисус, ибо на небе и на земле царствующее” -  говорит Российский Златоуст св. Димитрий Ростовский в гимне Имени Иисусову в слове на Обрезание Господне.

    У св. Епископа Игнатия Брянчанинова говорится: ”Ангел Божий сказал св. ап. Ерме: ”Имя Сына Божия велико и неизмеримо, оно держит весь мир” (Аск. Опыты. т. 2.. изд.3. Спб, 1905 г. с. 237).

    “Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу” (Там-же. с. 193); т. 2. с. 216. Спб. 1865. ч. 2.. “И Слово - Имя”. (т. 4. с.327).

    “Имя Господа - крепкая башня. Убегает в неё праведник и безопасен”. (Прит 18,11 - русск. текст).    

     Итак, если Имя Божие “Иисус” есть простое человеческое, ограниченное, имеющее начало, то как в то же самое время оно есть “Предвечное Имя Сына Божия”, - как учит св. мученик Иустин Философ и другие святые отцы Церкви? Как же оно может быть “крепкой башней” для праведников? Как же оно может быть “от вечности Искупитель наш”? Как же оно может “держать весь мир”? Как же оно может “иметь особенную Божественную Силу”? Как же оно может быть “сущностью Божества” и “существом Бога, в известном смысле”? Как же от него “могут трепетать демоны”? Как же оно может быть “спасительным”? Как же оно может быть “предметом священнейшим в мире, и совершать все наши церковные священные таинства”? И более того, как же оно, по учению святых отцов Церкви, может быть Богом?  Как оно может изгонять бесов, излечивать болезни и творить дивные и великие чудеса?

 

Глава 26-я    

Епископ  Варнава - хулитель истинных молитвенников.

 

     Не хочется даже повторять богопротивные слова епископа Варнавы. Но поставленная задача обязывает этому.

     Как необъезженный конь, ворвавшийся в огород, топчит всё подряд, так действует и епископ Варнава, всё с той же целью уничижения Имени Иисусова, он как вепрь, ворвавшийся во внутренний духовный мир подвижников, многими трудами и потами возделанный, пустился хулить всё подряд; похуливши Сладчайшее Имя Иисус Христово, он дерзнул теперь хулить подвижников молитвы Иисусовой - даже схимников. И хотя он не упомянул явно имени схимника, но по духу и ходу развития его мыслей и агрессивности против делания Иисусовой молитвы, о котором в начале ХХ-го века написал своё замечательное и прекрасное, в духе православного подвижничества, наставление и учение  пустынник Кавказских гор схимонах Иларион в своей удачной и прекрасной книге: ”На Горах Кавказа”ясно, что свой плевок епископ Варнава направил именно на этого великого подвижника умносердечной молитвы Иисусовой.

     Вот как зломудрствовал неугомонный имяборец епископ Варнава:

Ещё в устах святых (а о. Иларион и был святой), невещественных устах Ангела, или в устах Самого Господа Иисуса (ср. Отк 22, 16: ”Я Иисус (с. 283) послал Ангела Моего...”) имя Иисусово можно бы рассматривать как насыщенное Божеством в максимальной степени, а то какой-то там монах, пусть и затворник, пустынник, нередко весь прогнивший заживо от страстей, несмотря на все свои внешние регалии и схимнические доспехи, будет мятущимся от мира и его помыслов умом, который не в состоянии чисто “провести одну чётку”, - он должен знать на опыте, что значит эта фраза, - произносить слово “Иисус” (надо и то ещё принять во внимание, что это имя ведь человеческое, пусть и богочеловеческое, но временное, тем самым ограниченное) и думать при этом, что он исторгает вместе с дыханием из своих уст Самого Бога... Да это богохульство и кощунство какое-то!..» (с. 284).

    Если этот епископ имяборец кощунственно и богохульно низвёл Сладчайшее и Всемогущее Имя Иисусово на степень тварного, человеческого, ограниченного, временного имени, то ему уже не составляло никакого труда без зазора совести осудить и похулить схимника подвижника молитвы Иисусовой.

     А если он коснулся не личности схимонаха Иллариона, а личности иеросхимонаха Антония (Булатовича), то читателям да будет известно, кто этот человек. Во-первых, он - послушник Отца Иоанна Кронштадтского. Когда он поклонился до земли своему духовному Отцу Иоанну Кронштадтскому, чтобы взять от него благословение на отбытие на святую Гору Афон в число спасающихся, и, восклонившись принимал благословение, Отец Иоанн, благословляя его, вручил ему свою книжку со словами: а это тебе в руководство».

     На Афоне отца Антония приняли с радостью, и судя о его высоком духовном призвании и любви к деланию молитвы Иисусовой, поместили его в отдельную келлию. Когда на Горе Афонской возгорелся спор об Имени Божием, имяборцы обратились к о. Антонию с жалобой на имяславцев и на пустынника Кавказских гор схимонаха Иллариона, и попросили его написать о. Илариону письмо с обличением книги “На Горах Кавказа” и её главной мысли что Имя Божие есть Бог, а Имя Господа “Иисус” есть Сам Господь Иисус Христос.

     Не разобравшись как следует в существе спора и ревнуя о мире между братией, поверив наговорам начальствующих, о. Антоний, после некоторого колебания, с жаром принялся писать обличительное письмо о. Иллариону, в котором учение о. Илариона назвал ересью. Управившись, он отложил письмо  для отправки его завтра почтой.

     До этого он уже имел умносердечную молитву. Став на обычное вечернее своё молитвенное правило, о. Антоний почувствовал с собою что-то неладное: сухость в душе и отсутствие молитвенного восприятия сердечного. Тоесть, молитвы не было... Молитва не шла... Он заволновался, стал искать причину сухоты сердечной. Ничего не может вспомнить, чем он согрешил перед Господом, за что Господь отнял от него дар молитвы. Скорбит: Господи, чем я Тебя прогневал, за что Ты оставил меня? Мечется, не находя себе покоя. В растерянности его взгляд вдруг упал на книгу, подаренную отцом Иоанном Кронштадтским «в руководство». Открыв её, первыми он увидел слова о. Иоанна: ”Имя Божие есть Сам Бог”... “Имя Господа нашего Иисуса Христа есть Сам Господь Иисус Христос” и проч. Моментально из глаз отца Антония потекли слёзы. Из духовных его сердечных очей  спала как бы пелена и он, как малый ребёнок, зарыдал воскликнув: ”Боже мой! что я наделал? Ведь я похулил учение моего дорогого наставника отца Иоанна Кронштадтского! Он во весь голос и на весь мир исповедал эту истину, а я послушал, наверное, неправую сторону, - меня обманули! Он взял письмо, изорвал его в клочья, бросил в камин и сжёг.  Слёзно покаялся перед Господом и заочно перед своим духовным отцом Иоанном Кронштадтским. После этого раскаяния сразу же к нему возвратился ещё пуще прежнего дар умносердечной молитвы. В его душе произошёл глобальный переворот…

     С тех пор о. Антоний  становится ревностным исповедником Славы Имени Божия и обличителем ереси имяборческой. Весь остаток своей жизни он посвятил на защиту славы Имени Господня.

     О его высоком нравственном и духовном состоянии свидетельствует, например, и такой случай из рассказа моего духовного старца афонского схимонаха Георгия: если в присутствии о. Антония среди братии монастыря начинали обсуждать какого-либо брата, то о. Антоний говорил: “Отцы, или переменим тему разговора, или я вынужден буду отойти от вас”. Если это не помогало, то поклонившись братии со словами: “простите меня, отцы, я хуже всех”, - он уходил .

По некоторым не подтверждённым слухам, отца Антония Булатовича, как белогвардейского Его Величества Царского гусарского полка офицера, красные расстреляли и пустили слух что  его убили разбойники.

     Так кого же из этих двух великих подвижников молитвы и исповедников оплёвывает епископ Варнава: схимонаха Илариона или иеросхимонаха Антония? Но мерился ли он духовно с этими благодатными молитвенниками? Считал ли он, сколько чёток они могли “провести чисто”? Ничего этого он не знает и сравниться с ними в духовном подвиге вряд ли смог бы! Если бы епископ Варнава был истинный монах  и истинный делатель умносердечной молитвы Иисусовой, во-первых, он не стал бы чернить монашество, а тем более схимничество, ведь ему ничего совершенно не было известно о духовных подвигах этих двух великих подвижников благочестия, а он так огульно их оплевал. А во-вторых, как ещё оплевал:  умышленно влагает им в уста извращённое им самим произношение молитвы Иисусовой. Все подвижники Иисусовой молитвы, в том числе и эти, о которых мы говорим, делатели и наставники молитвы Иисусовой, учили, что вдыхая лёгкими воздух, вместе с воздухом надо вдыхать Святейшее Имя Божие умносердечной молитвой: ”Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий”, или: ”Господи Иисусе Христе”, или:”Иисусе Сыне Божий”, - а выдыхая из себя воздух, произносить: ”помилуй мя грешного”, в зависимости от принятого варианта и меры духовного преуспеяния в молитвенном подвиге, при соблюдении некоторого механизма, или тонкостей при произношении слов молитвенных, о чём здесь мы не входим в подробности, т. к. не о них сейчас речь.

     Епископ же Варнава, злопыхая на подвижников такой молитвы, согласной со святоотеческими наставлениями, умышленно влагает им в уста извращённый им самим механизм молитвы, якобы они, заживо прогнившие от страстей, (можете-ли себе представить, боголюбезные читатели, таких схимников-молитвенников, за весь мир молящихся, заживо прогнивших от страстей?! – Составит.), якобы они при произношении молитвы Иисусовой не вдыхают в себя Имя Божие, а исторгают вместе с своим дыханием из своих уст самого Бога. И на основании его же клеветы приписывает им кощунство и богохульство... По логике этого имяборца значит, что все святые отцы подвижники молитвы, молящиеся таким способом Иисусовой молитвы, являются кощунниками, богохульниками... Вот до какой «меры духовного возраста», а вернее, до какой духовной слепоты, прелести и сумасбродства доводит имяборцев нечестивое их борение со славою Имени Божия!

     Как видно, епископ Варнава совершенно не знаком с деланием молитвы Иисусовой. Поэтому так кощунственно и богохульно извращает её. А если бы был знаком, и был делателем её, он не дерзнул бы так безстрашно извращать её, и в таком извращённом виде приписывать её, подвижникам молитвы и благочестия схимникам и так бесстрашно осуждать их.. А возможно, он умышленно извратил подвижническое производство молитвы Иисусовой с целью наибольшего похуления Имени Иисусова. Такие приёмы лжи и клеветы имяборцев на исповедников православного почитания Имени Божия - излюбленное их оружие в борьбе против имяславия и срамной защиты авторитета архиимяборцев.

     По неслыханному учению имяборца Варнавы Имя Божие бывает с «максимальной» и «минимальной» «насыщенностью Божеством» (это его выражения. – Составит.). Это для православия - новое открытие! “Максимальная насыщенность Божеством Имени Иисус бывает лишь в устах Ангела или в устах Самого Господа”. По  учению Варнавы выходит, что в устах всех остальных, даже в устах духовенства, монашества, не говоря уже о мирянах, в Имени Иисусовом нет никакой “насыщенности Божеством”. - Это воистину неслыханное богохульное лжеучение!

     Итак, в устах подвижников молитвы схимонахов, Имя Иисус насыщенности Божеством не имеет. И это так богословствует, приписавший себе титул богослова учёный монах - епископ!

     Но послушаем, что говорит об Имени Иисусовом в молитве, подвижник молитвы Святой Григорий Синаит: ”Молитва есть апостолов проповедание... Действуемая любы... Божие познание... Иисусово радование... И что множае глаголати? Молитва есть Бог, действуяй вся во всех, за еже едину быти Отца и Сына и Св. Духа Действу, действующу вся о Христе Иисусе” (Сл. Доброт. ч. 199).

    “Когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут... И наводителей и бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именем сим” (Добр.Т.5. с. 236-247).

     А Святой Исихий Иерусалимский в обличение лжеучения епископа Варнавы ещё сильнее говорит: ”Да соединим Имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет, те же (т. е. помыслы) тьма, и ово (Имя Иисус) есть Бог и Владыка, те же, раби бесом”. (Слав. Добр. ч. 2, гл.170, М. изд. 4, 1840).

    “Основание и верх добродетели хранения ума есть святое и поклоняемое Имя Господа нашего Иисуса Христа”. ( - гл. 169).

     Неужели сердце епископа Варнавы так ни разу и не удостоилось  прикосновения к нему благодати Имени Иисусова? Может быть, действительно, и не сподобился он этого дара, поскольку он сладчайшее и всеспасительное Имя признавал всего лишь простым, тварным, человеческим, ограниченным, временным именем, не верил в его предвечность и Божество. Ведь потерял же в оное время Благодать Божию иеросхимонах о. Антоний (Булатович), защитивший обольстивших его афонитов-имяборцев и осудивший имяславие в письме к схимонаху Илариону Кавказскому. А когда раскаялся в своей неразумной ревности, то вернулась незамедлительно к нему и благодать Имени Божия, ещё в большей мере. Ему, как своему духовному сыну, дорогой Батюшка Иоанн Кронштадтский в письме, между прочим, написал: ”Афонским инокам - венцы мученические”. И этих венцов мученических сподобились пострадавшие на Афоне за Имя Господне  измученные и изгнанные с Афона исповедники Славы Имени Господня монахи-имяславцы, последовотели Святого Иоанна Кронштадтского; многие из них пострадали и в России от красного дракона.

     А теперь, пришла пора, вспомнить: каково же истинное исповедание Православной Церкви Имени Господня?

 

Глава 27

О вечности Имени Божия.

 

     «И рече Бог паки к Моисею: тако речеши сынам Израилевым: Господь Бог отец наших, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль посла Мя к вам: сие Мое есть Имя Вечное» (Исх  гл. 3, 15).

    “Живу Аз и присно, (т. е. всегда, -Составит.) живет Имя Мое” (Числ. 14, 21).

    “Благословен еси Боже Отец наших, и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки» (Тов. 8, 5).

    “Прежде солнца пребывает Имя Его ” (Пс 71, 17).

    “Господи, Имя Твое в век и память Твоя в род и род (Пс 134, 17).

    “Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя, Славы Моея иному не дам” (Ис. 42, 8).    “Господь Саваоф Имя Ему» (Ис 54, 5).

 

Глава 28

Православная Церковь исповедует вечное

славословие Имени Божия

 

 

    “Всё естество Ангельское безпрестанно славит  Пресвятое Имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят, вопиюще” (Акаф. Сладчайшему Господу Иисусу Христу, кондак 9).

    “Дивное Имя Твое, Иисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси” (На хвалитных стихира 1-я).

    “Превеликое Имя Твое, Спасе, на небеси одесную Отца седящу Ти, почитается”. (На хвалитных стихира 2-я).

 

 

Глава 29

Имя Божие и Сладчайшее Имя “Иисус” - наша

надежда на спасение.

 

    “Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя” (Понед. 5 седм. Вел. Пос. на Утрени стиховна. Триодь Постн.).      

    “Что Оно (т. е Имя Иисусово), чудно по существу своему - это несомненно” (Св. Иоан. Злат. Т. 5. Спб.1899. с. 92).

    “Имя Господа нашего Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющего помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, а Господь сердце” (Т. 9..кн. 2. Спб. Дух. Акад. 1903. с. 965).

     А как же и можно сохранять в сердце Имя Господа Иисуса, если не через непрестанную молитву Иисусову, которою (Именем Иисусовым) вселяется в сердце сам Господь Иисус Христос? А сию-то молитву Иисусову не обожает и не любит епископ Варнава, считает её опасной для новоначальных спасающихся; пристрастие к чтению Акафистов не одобряет; молитвы Златоустовы  забраковал. Интересно, чем же он тогда молился, если даже молитву Иисусову схимников оплевал и самых великих делателей Иисусовой молитвы похулил? Господь говорит: ”Где двое или трое собраны во Имя Мое; там  Я посреди них” (Мф 18, 20), т. е. ум, сердце и уста собраны в молитве во Имя Его... А “Где Имя Господа, - говорит Святой Златоуст, - там всё благополучно” и “кто произнёс его, тот вдруг исполнился благоухания. Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым” (1 Кор 12, 3). «Его должны мы держать как великий дар»...(Т.11. кн.1. Спб. 1905. с. 435-436).

    “Довольно только призвать Имя Твое и всё совершится с отличным успехом”. (Т. 5. кн.1. Спб.1899. с. 174). “Власть Божия - Имя Божие”, (т. 6. кн. 1. с. 707).

    “Воспойте Господеви песнь нову, пойте же Имени Его, возсиявшему боголепно из чрева Неискусобрачныя”. (Служба преподобным. Минея Общ.).        

    “Посему мы не заблуждаемся восклицая: благословен грядый во Имя Господне. Мы знаем, Имя, фарисеи! Это Имя освободило нас от Египта, дало возможность перейти чермное море и жить в пустыне, и поселило нас на земле текущей медом и млеком, (Числ 13, 28: Исх 3, 8: Втор 1, 25), и научило пророка взывать: да познают, яко Имя Тебе Госпоь, Ты един Вышний по всей земли. Прииди и припади и исповеждься Пресвятому Его Имени. Вкуси и увеждь яко благ Господь, пой Имени Его. Да усладится Его Пресвятое Имя, пресладкое яко добро Господа моего Иисуса, да уранена им будет душа моя, да уязвлено будет моё сердце; да ничтоже имам любезнейшее во всем житии моем паче Твоего Пресвятаго Имени” (Св.Иоанн. Злат.).

     В своём развенчивании Имени Иисус Христова еп. Варнава (мы пока не исследовали - почему) ссылается на Добротолюбие, Том 2, не указывая прочих реквизитов, ищите, мол сами, в поле ветра...

     А мы сошлёмся на Добролтолюбие, по всем правилам. Св. Исихий Иерусалимский учит: ”Да соединим Имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет, те же тьма, и Ово (т. е. Имя Иисусово) есть Бог и Владыка, те же  (т. е. помыслы) раби бесом” (Слав. Добротол. ч. 2.. изд. 4. Моск. 1840. гл. 170) -  в русском переводе вместо второго “ово” - стоит “Он”).

    “Основание и верх добродетели хранения ума есть святое и поклоняемое Имя Господа нашего Иисуса Христа”. ( - гл.169).

 

Глава 30

Суемудрие еп. Варнавы о насыщенности и не насыщенности Божеством Имени Иисус

 

     Еп. Варнава мудрствует, что только в устах Ангела и в устах самого Господа Имя Иисус максимально насыщено Божеством. А в устах грешников и даже в устах схимников-подвижников Имя Иисус - простое человеческое имя, не насыщенное Божеством...

     А вот что пишут Святые Отцы.

     Блаженный Феофилакт Болгарский: ”При начале же (Евангельской) проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстию славолюбия, желали совершать знамения; но видя, как могущественно Имя Иисусово, они призывали его и таким образом совершали знамения, хотя и чужды и недостойны были Благодати Божией” (Благовестник. толк. на Ев. Мк. ч. 2.  с. 80. изд. 2. Казань. 1874).

     Он же: ”По дивись, пожалуй, и силе Имени Христова, как действовала благодать при одном произношении оного, хотя бы произносящие были и недостойны, и не были учениками Христовыми”, (На Луки, ч.3с.133,изд.2, Каз.1874).

     Он же: ”В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от Имени Иисуса”. (На Мф. ч. 1. изд. 2.  Каз. 1875 г. с. 122).

     Святой Ириней Лионский: ”Имени Всевышняго и Всемогущего подчинено всё, и чрез призывание Его люди ещё до пришествия Господа нашего спасались от злых духов, всякого рода демонов... ” (Сочин. св. Ирин. Лионск. с. 143. М. 1871 г.).

     Итак, на основании святого писания, мы увидели, что, - скажем словами еп. Варнавы, - ”насыщенность Божеством Имени “Иисус” и Божественная сила Имени Божия не зависят от личных достоинств произносящих его. А по учению еп. Варнавы Имя Иисусово лишено Божества и Божественной силы призываемое даже правоверными кающимися грешниками, даже схимниками, подвижниками молитвы и благочестия.

     Зачем же тогда он приводил слова св. Писаний о всемогущей силе Имени Иисусова? Возможно, для прикрытия своего имяборческого лжеучения против Имени Божия. Господь предсказывал: «Многие придут под Именем Моим, и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят» (Мф 24, 5).

 

Глава 31

Мудрование еп. Варнавы о Слове - Имени Божием “Иисус”.

 

     А о Слове Божием “Иисус”он такую ересь наговорил, что каждый благочестивый христианин без особого труда может разоблачить её. Даже и писать не хочется о словосплетении епископа Варнавы - сравнении Слова и Имени Божия с многоступенчатым яйцом... Это бред больного воображения, и только. Для того чтобы убедиться в  этом, достаточно внимательно прочитать  приводимые здесь тексты святых Отцов, или хотя бы некоторые из них, например: Св. Макарий Египетский: ”Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир” (Творения. С.Т.С. Лав. Изд. 4. 1904. с. 293).

     Св. Симеон новый Богослов: ”Слова человеческие текучи и пусты, Слово же Божие живо, непреложно и действенно, Бог истинный” (Св. Сим. Нов. Бог. ч. 2. с.108. сл. 62 на греческом).

     Святой Иоанн Кронштадтский: ”В каждом Слове - Бог Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцем и Духом” (Моя жиз. во Хр. Т.5. ч. 2. изд.2. Спб. 1894. с.144).

    “Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь, Он Сам в этих словах, ведь Он Дух, Премудрость, или безконечная Ипостасная мысль” (Там-же. с. 251).

  “Он (Бог) весь в каждом Слове, как Святый Огонь, проникает каждое слово... Но особенно Он в принадлежащих Ему Именах” (Т. 1. М. 1891. с.129). Потому и говорится: не приемли Имени Господа Бога твоего всуе”, что в одном Имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая” (Там-же. с. 194).

     Еп. Варнава хотел открыть новое о Слове, и преподнёс читателю небылицу, в которой и сам не смог разобраться...                        

     Для того чтобы развенчать Имя Божие, он начал сравнивать его, для чего-то с пасхальным яичком. Он говорит: ”Да и потом, что такое слово? (он разумел, конечно, под Словом - Имя Иисус). И начал плести бесподобное. Но всякий благоразумный читатель пусть сравнит написанное о Слове Иисус еп. Варнавой с приведённым нами учением святых отцов. И они сами увидят, на которой стороне Истина: у еп. Варнавы, или у святых отцов.

     К написанному здесь о Слове-Имени Иисус добавим из святых Отцов:

Св. Кирилл Александрийский: ”Но явилось нам Единородное Слово Божие временем многим; и была горящая ярость Его со славою, и слово устен Его слово гнева полно” (Ч. 7. кн. 3. М. 1899.  с.195-197  ).

    “Воздадим славу и поклонимся Иисусу Божию Слову” (Ч. 4. М. изд. 3. 1882 г. с. 657).

     Блаженный Иероним: ”А иногда это Имя “Иисус” значит Бог Слово” (Ч. 17. Киев.1903. с. 315).

   “Спаситель говорит, что Дух Святый посылается от Отца в Его Имя, а собственно Имя Спасителя есть Сын” (Ч. 5.. Киев. 1879. с. 446).

     Святой Ириней Лионский:Не Христос сходил тогда на Иисуса - и не другой есть Христос, а другой Иисус, но Слово Божие, Спаситель всех, Владыка неба и земли, Который есть Иисус, как я прежде показал, принявший плоть и помазанный от Отца Духом, стал Иисус Христос (Кн. 3. гл. 10. с.296).

     Примечание: Здесь, очевидно, Иисус есть Слово Божие, Которое, будучи предвечным Богом, приняло наименование Христа по воплощении.

     Кроме того, св. Ириней словами: ”И не другой есть Христос, а другой Иисус” отвергает разделение Имён Господа, чем вполне опровергает учение тех, которые говорят, что Христос есть Имя Божьего естества, а Иисус человеческого. (Составит.).

     Св. Григорий Нисский: ”Наше слово в начале не существовало, но создано вместе с нашим естеством; его нельзя понимать как имеюшее собственную сущность, но оно, как говорит где-то наставник наш, исчезает вместе с звуком языка; нельзя также представить наше слово делом, но оно имеет своё существование в одном голосе и письме. Слово же Божие есть Бог, Сущее в начале и вечно пребывающее; Им всё существует и стоит; Оно над всем владычествует и имеет всякую власть над небесным и земным (Флпс 2, 5-9); Оно - жизнь и истинна, правда и свет, и всякое благо, и сохраняет бытие всего. Вот каково и сколь высоко Слово, разумеваемое в Боге” (Ч. 6. с. 360. М. 1864,). - А вовсе не то, что нагородил о Слове еп. Варнава. Свт. Григорий Нисский говорит, что Слово Божие есть Бог. И в подтверждение этого учения приводит слово Апостола: «И даровал Ему Имя паче всякого имени, да о Имени Иисусове, (Которое есть – Слово, - Составит.), поклонится всякое колено небесных земных и преисподних…». Значит, и Апостол, и свт. Григорий Нисский, и св. Ангел, и св. Игнатий Брянчанинов, и св. Библия в приводимых местах говорят об одном и том же: о Слове и Имени Божием, о Имени Иисус, только в разных выражениях; говорят о Слове-Имени Иисус, что оно над всем владычествует и имеет всякую власть над небесным и земным. Как и св. Апостолу Ерме Ангел Божий сказал: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо: Оно держит весь мир» (Св. Игнат. Брянч. Аскетич. Опыты. Т. 2. изд. 3. Спб. 1905. с. 237.). Или как говорит св. Библия: «Имя Господа – крепкая башня: убегает в неё праведник и безопасен». (Притч. 18, 11). На этом незыблемом Православном основании и нужно было остановиться епископу Варнаве в понимании Слова в Боге, но не пускаться в дутое пустословие для уловления в сети антихристовы простодушных, и не смешивать понятий о слове Божием и слове человеческом, между которыми разница, как между небом и землёй, о чём говорит св. Макарий Египетский: «Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир. Но большое различие и расстояние между словом Божиим и словом мира, между чадами Божиими и чадами мира» (Творен. Св.Тр.Серг.лав. изд. 4. 1904. с. 293).

     Св. Кирилл Александрийский: ”Бог отвечал Своим гласом, т. е. чрез Сына: потому что голос и слово Отца - Сын” (Ч. 2.  Моск.1882. с. 15).

     Св. Симеон Новый Богослов говорит: ”Слово Божие есть живо и непреодолимо и действенно, Бог истинный. Равным образом и истина Божия, паче ума и слова человеческого, Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый” (Ч. 2. 108 с. см. 62 сл. на греческом).

     Видите, как тождество Слова Божия и истины Божией с Богом утверждается святыми отцами и Свящ. Писанием! И не нужны домыслы о скорлупах Слова и Имени Божия, придуманные имяборческим богословом.

    “Итак, - говорит Святой Епифаний Кипрский, - научитесь неразумные, что Слово Божие есть сей Самый  И и с у с, Который пострадал за нас, Который вселился между нами” (Ч. 1. М. 1863. с.335).

    “Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во Имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. (1 Ин 5, 12-13).

    “Не веруяй уже осужден есть, яко не ворова во Имя Единороднаго Сына Божия  (Ин 3, 18).

    “А елицы прияша Его даде им область (право) чадом Божиим быти, верующим во Имя Его  (Ин 1, 12).

    “А заповедь Отца Небеснаго та, дабы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга. (1 Ин 3, 23).

     И ещё о слове св. Василий Великий: ”Многое также именуется словом; но одно есть Вечное Слово, о Котором проповедано в Евангелии, что Он - Бог, и что вся тем быша” (Ин 1, 1) (Ч. 3. изд. 3.. М. 1891. с.172).

     Св. Григорий Нисский: ”Посему сколь неизмерим Бог, столько же именно неизмеримо и Слово, сущее у Него; а если объемлется пределами Бог, то, без сомнения имеет предел и Слово. Если же беспредельность Божия преступает предел, то и Слово, умопредставляемое у Бога, не объемлется пределами и мерами” (Т. 5. М. 1863. с. 442).

     А еп. Варнава думал познать, а, значит, определить предел неограниченному Слову в Боге - Иисус, и хотел измерить его человеческими мерками, сравнив Его с игрушечным яйцом...

     Св. Симеон новый Богослов учит: ”Когда речь идёт о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его - суть Бог” (конец 62 Слова. с. 107-108).

     Из Догматического Учения о Семи Таинствах, - Катанского. с. 99. Спб.1877. “И будет, всякий, кто призовёт Имя Господне, спасётся” (Дн 2, 21. Иоиль 2, 28-32; Рим. 10, 13).”Имя “Иисус” - “Спаситель”. То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего”.

    “Несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Дн  4, 12).

     Св. Варсонофий Великий наставляет: ”и молися Святому Имени Божию, глаголя сие: ”Господи Иисусе Христе, помилуй мя” (Ответ на 443 вопр. с. 382). “Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя” (Стихира на утр. 5 седм. Вел. Поста).

     Из Толковой Псалтири: ”Он (Бог) другого воздаяния не требует от нас за вся благая подаемая нам, кроме прославления Имени Своего” (Толк. на Пс 68. слав. перев. М. 1806. с. 342).

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 214 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar