Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 10:31 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 104 - 112
2016-04-18, 0:20 AM

Но вотъ это то именно реальное соприкосновенiе съ Самимъ Iисусомъ Христомъ во Имени Его и отрицаютъ имяборцы, и это то реальное соприсутствiе Господа во Имени Своемъ, которое дает нам право называть Имя Божiе и Имя Господа Iисуса Христа – Самимъ Богомъ, духовно, конечно, а не в смысле обожествленiя буквъ и звуковъ, это реальное соприсутствiе Бога во Имени Своемъ, какъ в глаголе Своего Откровенiя присно живомъ и действенномъ – и отрицаютъ имяборцы и называютъ – «именобожiем». Но какъ же они сами въ свою очередь формулируютъ свое – «Святое Православiе»? Из всего того, что говорится ими о Имени Божiем въ последнем их сочиненiи и во всех предыдущих видно, что их пониманiе сводится к следующему:

1) Имя Божiе тождественно по естеству с прочими именами речи человеческой, и не только тождественно по внешней звуковой, но и по внутренней мысленной своей стороне, и поэтому оно для имяборцев – не Свято само в себе, не Свято по естеству, ибо будучи номинальностью оно реально не существует.

2) Имена Божiи выдуманы самими людьми и суть такой же продукт культуры в области духовной, как дома картины и пр. в области матерiальной.

3) Имена Божiи равночестны  и равнозначущи  по значенiю со Св. Иконами.

4) Имя «Iисусъ» во Христе равночестно и тождественно по существу с прочими собственными именами человеческими, и есть только собственное имя Iисуса Христа по плоти.

5) Имена Божiи не имеют въ себе спасительной и освящающей силы, но суть лишь посредствующiе символическiе орудiя, столь же бездейственные по существу, какъ и все прочiе священные символы. – Таково – «Святое Православiе» – имяборцевъ, православность котораго, я думаю, должна быть сомнительной, не только для людей сведущих, но и для всякаго благочестиваго простеца. Однако к великому стыду Афонитов это лже–православiе они тайно и явно пропагандируют; покровительствуемые арх. Антонiем и синодалами, печатают на деньги благочестивых жертвователей книжки, брошюрки и листочки наводняя ими все грады и веси нашей Святой Руси.

 В подтвержденiе этого ученiя они подыскали несколько случайныхъ и къ делу не относящихся текстовъ, и съ благословенiя арх. Никона издали листкомъ подъ громкимъ  заглавiемъ: «Какъ учитъ Св. Церковь объ Именахъ Божiихъ»[1]. Но при проверке этихъ текстовъ оказалось, что пять из нихъ подложны[2]. В первыхъ трехъ замолчаны слова, которые придают имъ совершенно противоположный смысл, и эти самые тексты, которые приведены имяборцами въ подложномъ виде в свою пользу, приводятся нами в целом виде в нашу пользу (см. ниже наши тексты № 27, 38, 55). В других двух (18 и 19 листка) слова «Богъ не есть имя» – тоже вырваны имяборцами из фразъ, которые выражают совсемъ не то, что ими хотятъ выразить имяборцы. Изъ этихъ словъ св. Iустина имяборцы делаютъ заключенiе, что если «Бог не есть имя» – то и Имя Божiе – не Бог, однако на самомъ деле св. Iустинъ, не только никогда не думалъ отрицать Божества Имени Божiяго, но наоборот, категорически утверждал, что – «Истина есть Бог». Эти же слова имяборцы вырвали изъ того места, въ которомъ святой говоритъ, что слово – «Богъ» – не есть собственное имя Божiе, но есть Его нарицательное имя, выражающее Его свойство непостижимости, и рядом же Святой говорит, что единственное собственное Божiе Имя есть – «Iисусъ», которое благодаря этому и обладаетъ превосходной божественной силой, изгнательной для безовъ, чудотворной и спасительной для христiанъ, которая ясно свидетельствуетъ о истинности и Божественности Самого Iисуса Христа, т. е. свидетельствуетъ какъ разъ противоположное тому, чему учат имяборцы[3]. Остальные приведенные тексты прямого отношенiя къ вопросу не имеютъ. Хотя въ некоторыхъ из нихъ Св. Григорiй Нисскiй, как бы отстаивает номинальность имен и тварность их, но на самом деле, как мы разобрали в нашем сочиненiи «Оправданiе Веры», – он имеет в виду, или внешнюю звуковую сторону Имен Божiих, или отрицает Богооткровенность понятiй «нерожденный» и «рожденный», говоря, что богословскiе термины, измышленные людьми, но отнюдь не отвергая Богооткровенности великих Именъ  Божiихъ: «Сый», «Iисусъ» - «Отецъ, Сынъ и Св. Духъ» и пр. Приводят имяборцы также текстъ Феодора Студита, который на самом деле ясно свидетельствует в оправданiе нашего упованiя. (см. Оправданiе Веры стр. 124), приводят также текст катехизиса о силе Креста и Имени Iисуса Христа, но приводятъ конецъ текста, замалчивая начало его. Этотъ текстъ тоже приводится нами в нашу пользу.

Таково лжеправославiе имяборцевъ и такова ихъ пагубная пропаганда, которая имея ближайшей целью самооправданiе афонитов, старающихся всячески обелить себя перед церковным обществом, на самом деле должна неизбежно вести к умаленiю среди христiан той спасительной веры во Имя Божiе и во Имя Господа Iисуса Христа, безъ которой «тайна благочестiя» – как выражается Св. Григорiй Нисскiй деяться не может. Имяборцы проповедуютъ неверiе во Имя Божiе и учат почитать его только какъ Св. Икону, но Св. Отцы, какъ разъ наоборотъ, учатъ относиться к Имени Божiему и к Имени Господа Iисуса какъ къ Самимъ Именуемымъ и почитать ихъ какъ Самого Бога:

 

       Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiему какъ Самому Богу.

(Слова св. Тихона Задонскаго).

Святи, Православный, и благоговей  предъ Именемъ Божiимъ, какъ передъ Самимъ Богомъ, и не произноси Имени Господа Бога твоего всуе, ибо сiя есть заповедь Его Ветхаго Завета, которую благодатный пастырь последних дней уяснил нам следующими словами:

1). «Не прiемли Имени Господа Бога твоего всуе», – потому то есть, что Имя Его  есть Онъ Самъ Единый Богъ въ трехъ Лицахъ, простое существо, въ единомъ слове изображающееся и заключающееся, и въ то же время не заключаемое, т. е. не ограничиваемое имъ и ничемъ сущимъ.» (Iоанн Сергiев (Кронштадтскiй) «Мысли Христiанина» 46).

            Святи, Православный  и благоговей предъ Именем Господним, какъ передъ Самимъ Богомъ, и веруй въ спасающую, освящающую и священнодейственную силу исповедуемаго Имени, ибо сiя есть заповедь Его Новаго Завета, и бегай техъ, которые отрицаютъ силу и действенность Имени Божiяго.

2). «И сiя есть Заповедь Его, да веруемъ во Имя Сына Его Iисуса Христа и любимъ другъ друга». (1 Iоан. 3, 23).

О сей вере во Имя Господне Святой Iоаннъ Златоустъ поясняетъ намъ:

3) «Мы не должны изследовать сущности Его, но веровать во Имя Его, такъ какъ оно творило и чудеса. Во Имя Iисуса Христа, – говоритъ Петръ, – возстани и ходи (Дн. 3,6). Оно и само требуетъ веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумомъ».  (Беседы. На посланiе к Римл. 1 Т. 9. Спб. Изд.1903 г.).

4). «О имени Твоемъ уничижимъ восстающiе на ны»… Довольно только призвать Имя Твое и все совершится съ отличнымъ успехомъ» (Т.5, кн.1, 174. Спб. Изд.1899 г.).

5). «Что значитъ – «Имени ради Твоего»? – Хотя, говорит, я грешник и исполнен безчисленных зол, но знаю, что Ты не попустишь нам погибнуть, чтоб не посрамилось Имя Твое. Такъ Онъ Самъ говориът у Iезекiиля: «не вамъ Азъ творю, но Имени Моего ради, чтобы не сквернилось  оно во языцех». (Iез. 36, 22). Т.е. мы не достойны спасенiя и за свои дела не можемъ ожидать ничего добраго, но ради Имени Твоего, ожидаемъ спасенiя: намъ осталась эта надежда спасенiя». (Тамъ же, стр. 499).

Также и другiе Святые учатъ верить:

6) «Боже, во Имя Твое спаси мя» – проситъ (Пророкъ и Царь Давидъ), чтобы спасъ его не иным чемъ, но Именемъ Своимъ. Поелику призываю Имя Твое, то симъ самымъ Именемъ даруй мне спасенiе». (Св Афанасiй Вел. Толкованiе на стих 1 псалма 53)

7) … «Его Именемъ (т. е. Iисуса Христа) и его силою творили они (т. е. Апостолы) все, что ни сотворено ими дивнаго» ( Св. Афанасiй Вел. Толков. На ст.17 псалма 88. Ч. 4 стр. 206 и 328).

8) «Защититъ тя Имя Бога Iаковля» – защититъ тя самое Имя». (Св. Афанасiй Вел. Толк. На пс. 19).

        9) «И благословенно Имя славы Его» – Посему всемъ должно песнословить Его. Ибо хотя не знаемъ естества Его, как неприступнаго, однако познали спасительное Имя Его». (Св. Афанасiй Вел. Ч. 4, 274).

10) «Что такое Богъ, – сего объяснить не можем… Посему возвеличите Господа со мною и вознесемъ Имя Его вкупе»… Для нас трудно даже слышать Имя Его». (Св. Кирилл Iерусалимск. 6-е огласительное слово 71-76).

        11) «И то служитъ великимъ доказательствомъ любви к намъ Бога, что Онъ открылъ Свое названiе творенiю. (св. Iоаннъ Злат. Беседа на пс. 85. Т.2, с.862).

12). «Тайна благочестiя состоитъ собственно в исповеданiи Именъ  Божiихъ, – разумею Отца и Сына и Святого Духа… Евномiй же –  пренебрегаетъ Божественными Именами, при призыванiи которыхъ силою Божественнаго  рожденiя подаtтся благодать приступающим с верою». (Св. Григорiй Нисскiй. Ч.9, 232).

13). «Благоговел я пред Именами Святой Троицы, равно чтил] Отца и Сына, и Святfго Духа». (Св. Ефрем Сиринъ. Ч. 4, 487 изд. 3  1862г.).

14) « И молися Святому Имени Божiему, глаголя сiе: Господи Iисусе Христе, помилуй мя». ( Св. Варсонофiй  Вел. Ответ на вопрос 443 стр. 182).

15) «Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, – а самъ смотрю на Имя  Отца и Сына и Святаго Духа, какъ на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже въ слове единомъ, – смотришь и легко сделается, и убежитъ врагъ отъ вседержавнаго, приспоклоняемаго Имени, какъ дымъ исчезнетъ». (О. Iоаннъ Кронштадтскiй  Т. 5 стр. 128 Моя Жизнь во Христе Ч. 2, изд. 2, 1894 г.).

          Святи, Православный, и почитай Имя Господа нашего Iисуса Христа, как Самого Iисуса Христа, ибо жив Господь наш и слышит, когда ты призовешь Его Имя и, как Вездесущiй, невидимо и таинственно присутствует в самом призыванiи Твоем, и сам дал нам Имя Свое для молитвенного общенiя с собою; как и о том свидетельствует Апостолы; и бегай тех, которые учат, что довольно нам верить в Самого Господа, а во имя верить не надо:

16) « Сiя писах вамъ, верующимъ во Имя Сына Божiя, да весте, яко животъ вечный имате, и да веруете во Имя Сына Божiя». (1 Ин. 5, 13).

17) «Да веруете, яко Iисусъ Христосъ есть Сынъ Божiй, и да верующе живот имате во Имя Его». (Ин. 20, 31).

18) «Иже аще исповесть, яко Iисусъ есть Сынъ Божiй, Богъ в немъ пребываетъ и той въ Бозе». (1 Ин. 4, 15).

19) «Елицы же прiяша Его, даде им область чадом Божiим быти, верующим во Имя Его». (Iн. 1, 12).

20) «Не веруяй уже осужденъ есть, яко не верова во Имя единороднаго Сына Божiя». (Iн. 3,18)

Святи, Православный, и отдавай всякое почитанiе Имени Божiему, как Самому Богу, ибо сему нас учит Святая Церковь в катехизисе и Святые Пастыри и Учители церковные, которые единогласно свидетельствуют, что Имя Божiе есть сущая Святыня, что оно Свято по естеству, Свято само в себе, и бегай тех, которые учат приравнивать Имя Божiе по Святости и значенiю только к св. иконам:

21) «Без сомненiя (Имя Божiе) Свято само въ себе. Оно можетъ святиться въ человекахъ, т. е. вечная его Святость в нихъ являться можетъ». (Правосл. Катехизис 105).

22) «Имя Божiе достохвально по самому существу своему… Буди Имя Господне благословенно… Что говоришь ты, разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился»? (Св. Iоаннъ Златоустъ. Т. 5, 323 толк. на пс.113).

23) «Что оно чудно по существу своему, – это несомненно» (Его же. Т. 5, 92).

24) «Имя Божiе по естеству Свято». (Св. Кириллъ Iерусалимскiй, 298 изд. 2).

25) «Имя Божiе само въ себе, какъ Свято, такъ славно и препрославленно есть… Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, как Самому Богу». (Св. Тихонъ Задонскiй. Т. 7, 167, изд. 2, 1826 г. Также Творенiе Т. 5. Троицкое Слово № 8 1910 г. 3-28).

Святи , Православный, и отдавай всякое почитанiе Имени Божiему, как Самому Богу и веруй в Святость и Божественность, ибо оно соестественно Богу  как глагол Его Откровенiя, и Бог в нем пребывает, и оно в Бозе, и бегай тех, которые приравнивают Имя Божiе по внутренней его стороне прочим именам человеческим; ибо о Божестве своего Имени Сам Бог засвидетельствовал глаголя:

26) «Живу Азъ, и присно живетъ Имя Мое». (Числ. 14, 21).

Также и Святые Отцы учат нас почитать Имя Божiе неотделимо от Бога и называют – «Богомъ» глаголы Божественной Его Истины:

27) «Имя же Божiе называется  Святым, конечно, не потому, что въ самыхъ слогахъ имеетъ некоторую освящающую силу, но потому что Свято и чисто всякое свойство Божiе и всякое понятiе о томъ, что преимущественно въ Боге усматривается (созерцается)». (Св. Василiй Вел. Ч. 1, 233).[4] 

28) «Истина есть Богъ». (Св. Iустинъ Философ. 471).

29) «Слово Божiе есть Богъ, а слово мiра есть мiръ; но большое различiе между словом Божiим  и словом мiра». (Св. Макарiй Египетск. 293 изд. 4, 1904 г.). Святой говоритъ о словахъ Евангелiя.

30) «Молитва есть Бог». (Св. Григорiй Синаит, Славянское Добротолюбiе Ч. 1, 99).

31) «Власть Божiя – Имя Божiе». (Св. Iоаннъ Злат. Т. 6, кн. 1, 707).

  1. «Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, какъ и Самъ Бог». (Св. Тихон Задонск. Т. 7, 167).
  2. «Богъ есть духъ, и что ни есть в Бозе духовно есть и есть Самъ Богъ». (Св. Тихонъ Задонск. Ч. 2, 157).
  3. «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть единородный Сынъ, и Царство Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее, есть Духъ Святый». (Св. Максимъ Исповедникъ. Толков. на молитв. Отче наш, 15 изд. 1853).[5]
  4. «Как Богъ, такъ и все окрестъ Бога, и все изъ Бога, и все въ Боге, – есть единый Светъ, покланяемый во единой сущности и познаваемый во всехъ свойствахъ Своихъ и дарахъ… Отецъ есть – Светъ, Сынъ – Светъ, и Духъ Святый – Светъ… Также и то, что отъ Бога – светъ есть, такъ какъ подается намъ отъ Света… «Христосъ», «Iисусъ», «Спаситель», «Царь всяческихъ» – Светъ есть. (Прим. Мы ставим эти Имена в ковычки по смыслу речи Святаго, который здесь говоритъ не о Лице Iисуса Христа, а перечисляет Его Богооткровенныя наименованiя. Авт.).  – «Господь» – Светъ… «Утешитель» – Светъ… Все сiе и другое, что слышишь от Пророковъ и АпостоловЪ о неизреченном пресущном Божестве, есть существенное единое безхначальное начало, в единости Троичнаго Света покланяемое… Так надлежит тебе помышлять. Посему един есит Богъ во Отце и Сыне и Святомъ Духе. Будучи Светомъ неприступнымъ и предвечным, каковый Свет имеетъ и многiя Имена и именуется всемъ темъ что мы сказали, и инымъ еще большимъ, и не только именуется темъ самымъ, что я сказалъ, но и действительно производит то самое… Богъ именуется «Отцемъ» – отцами именуются и люди; Христосъ именуется «Сыномъ Божiимъ» – сынами  человеческими называемся и мы; «Духомъ Божiимъ» – именуется Св. Духъ, – духами называются и наши души… Слова человеческiя текучи и пусты, слово же Божiе непреложно и действенно – Богъ Истинный. Равным образомъ и Истина Божiя есть паче ума и слова человеческаго – Богъ неизменный, нетленный, непреложный и живый». (Св. Симеонъ Новый Богослов. Слово 62-е по греческому подлиннику).
  5. «Тем, которые мудрствуют и говорят, что Бог выражает только существо Божественное, и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованiю Святых, что именем – Бог обозначаются равным образом и Божественные действiя, анафема». (Пятая анафема против еретика Варлаама см. кн. «Анафематствованiе» К. Никольского, 146, изд. 1879 г.  СПБ.).

Святи, Православный, и отдавай всякое почитанiе Имени Божiему, как Самому Богу и не дерзай наглымъ умомъ касаться его и вольнодумно мудрствовать о немъ, какъ о постижимомъ именованiи человеческомъ, ибо оно непостижимо: и не людьми измышлено, но Самимъ Богомъ открыто: и бегай техъ, которые учатъ, что Имена Богу сами люди выдумали:

37). «Ежели первые переводчики, переложившiе Писанiе с еврейского языка на греческiй, не осмелились истолковать значенiе некоторых Имен, а перенесли подлинное реченiе, как напр.: Саваофъ, Адонаи, Элои и симъ подобные, и оказали такое благоговенiе не только къ Именамъ Божiимъ, но и ко многимъ другимъ, то с какимъ страхомъ мы должны взирать на Имена Господа. Если же они не отважились и на истолкованiе некоторыхъ Именъ, дабы не ослабить ясности и силы выраженiя, придавъ ему несоответствующее значенiе, то позволили ли бы они себе составлять какiе – либо Имена по собственному измышленiю?» (Св. Василiй Велик. Т. 1, 491 изд. 1911 г.).

38). «Глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ духъ суть и живот суть» (Ин. 6, 63) – то есть Божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотскаго и не подлежатъ естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости и выше законовъ действующихъ на земле, и имеютъ смыслъ другой особенный». (Св. Iоаннъ Злат.Т. 8, 310)[6].

39). «Выраженiе – веровать во Имя Господа нашего – употребляется во многих местах Писанiя. Что же значит – Имя? – Конечно не иное что, как волю Его, славу, честь. Напр., въ словах… «покайтесь, и да крестится кiйждо изъ васъ во Имя Iисуса Христа. (Дн. 2, 38) – означаетъ волю Его». (Бл. Феофилактъ Болгарскiй Толков. На 1-е Iоан. 3, 23).

Святи, Православный, и отдавай убо всякое почитанiе Имени Iисуса Христа, как Самому Iисусу Христу и веруй во Имя Его, какъ Имя воистину Божiе, обладаетъ теми же свойствами, какъ прочiе Божественные великiе Имена Св. Тройцы, и бегай техъ, которые учатъ смотреть на Имя «Iисусъ» (во Христе) – какъ на имя, равное прочимъ собственнымъ именамъ человеческимъ, ибо Святые учатъ о семъ такъ:

40) «Имя Iисусъ значитъ – Богъ слово». (Блажен. Iеронимъ, ч.17, 315).

41). «Имя «Iисусъ» значитъ «Спаситель», какъ  изъяснилъ Архангелъ, говоря Iосифу: родитъ же Сына, и наречеши имя Ему «Iисусъ»: Той бо спасетъ люди Своя отъ грехъ ихъ. (Мф. 1,12). Посему справедливо заключить должно, что Имя сiе не можетъ собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, который избавилъ весь родъ человеческiй отъ вечнаго рабства демонскаго». (Исповеданiе Кафолической и Апостольской Церкви, 47).

42). «Многiе назывались «Христами» – но истинный Христосъ – одинъ, и многiе назывались «господами», но Господь одинъ, и многiе назывались «богами», но Богъ – одинъ.» (Св. Iоаннъ Зл. 2 беседа прот. Аномеев 4).

43). «Чесо ради онiи, иже прежде рождества Христова въ Ветхомъ  Завете три мужiе названи быша Iисусами? – Ответъ: Того ради еже они суть образъ и подобiе Iисуса Истиннаго… Уподобляются Избавителю, а не Избавители. Толкуется же «Iисусъ» – «Богъ избавитъ», – зане темъ самымъ Именемъ довольно разумети даша, яко невозможно бе никомуже отъ нихъ избавляти, точiю единому Самому Богу… Сiе есть Имя Iисусъ, ему же поклоняется и припадает всяко колено небесных, земных и преисподних. Сiе есть Имя Iисусъ, его же подобаетъ всемъ вернымъ присно имети въ сердце и во устехъ. Темъ Божественнымъ Именемъ имамы избавленiе прiяти и вся враги наша победити». (Катехизисъ Славянскiй. Изд. 1874 г. л.4).

44) «Для того Имя «Iисусъ» принесено Ангеломъ с небезъ, дабы симъ показать, что чудно рождаемое; потому что Самъ Богъ свыше посылетъ имя чрезъ Ангела Iосифу. Ибо это не просто было Имя, но сокровище безчисленныхъ благъ». (Св.Iоан.Злат.Без.наМатф. 62).

         45) «Имя Iисуса есть Богъ, равно какъ Имя Отца и Св. Духа». (Бл. Феофилактъ Болгарск. Толков. на Деян. 2,38).

46) «Сiе Имя Спасительное «Iисусъ» пржде всехъ векъ въ Тройческомъ Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавленiе: безвестная и тайная Премудрость Божiя во Имени томъ явлена… Безвестна бе сила Имени Iисусова, въ Совете Предвечномъ аки въ сосуде сокрываема. А яко съ небезъ на землю то Имя излiяся, абiе, аки мvро ароматно благоуханiем благодати при излiянiи младенческiя крове исполни вселенную, и всякъ языкъ ныне исповедует, яко Господь Iисусъ Христосъ въ славу Бога Отца. Явлена сотворися Iисусова  Имене сила, ибо дивное то Имя Iисусъ удиви Ангеловъ, обрадова человековъ, устраши безовъ, и бези бо веруютъ и трепещутъ, и отъ самого того Имене трясется адъ, колеблется преисподняя: тьмы князь исчезаетъ, падаютъ истуканная, прогоняется мракъ идолобезiя, благочестiя же возсiяваетъ светъ, и просвещаетъ всякаго человека въ миръ грядущаго. О семъ великомъ Имени Iисусове всякое колено поклоняется небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ. Се Iисусово Имя есть оружiе на супостаты, яко же глаголетъ св. Iоаннъ Лествичникъ: всегда Iисусовымъ Именемъ бiй ратники: крепчайше бо сего оружiе не обрящешь ни на небези, ни на земли. Сiе дражайшее Имя «Iисусъ» – о коль есть сладко сердцу, любящему Христа Iисуса! О коль вожделенно имущему Его! Iисусъ бо есть весь желанiе, весь сладость. Сiе пресвятое Имя  «Iисусъ», о коль любезно рабу и узнику iисусову, въ любовь Его плененну. Во уме – Iисусъ, на языке Iисус: Iисусъ – веруется сердцем въ правду, Iисусъ исповедуется усты во спасенiе. Аще ходящу, аще седящу, аще что делающу, – Iисусъ предъ очима: не судих  (рече Апостол ) ведети что в вас , точiю Iисуса: Iисусъ бо прилепляющемуся къ Нему есть просвещенiе ума, красота души, здравiе телу, веселiе сердцу, помошникъ въ скорбехъ, радость въ печалехъ, врачевство въ болезни, во всехъ бедахъ отрада и спасенiя надежда, и Самъ Той любителю Своему мзда и воздаянiе… Облобызаемъ убо Тя любезно, о сладчайшее Имя Iисусово. Поклоняемся усердно Пресвятому Имени твоему, о пресладкiй и всещедрый Iисусе. Хвалимъ превеликое имя Твое, Iисусе Спасе, припадаемъ ко излiянней во обрезанiи крови, Младенче незлобиве и Господи совершенне, молим же премногую Твою благость, того ради пресвятаго имени Твоего, и тоя ради дрожайшея Твоея, изливаемыя Крове, еще же и Пренепорочныя Твоея ради Матере, нетленно Тя рождшiя, излей на насъ богатую Твою милость. Услади сердце наше Самимъ Тобою, Iисусе,. Защити и огради насъ всюду Именемъ Твоимъ  Iисусе. Знаменай и печатлей насъ рабовъ Твоихъ темъ Именемъ, Iисусе, да и в будущiй векъ Твои обрящемся, и со Ангелы пречестное и великолепое Имя Твое, Iисусе, славити и воспевати будемъ во веки аминь». (Житiя Святых. Слово на 1-е Января Святаго Димитрiя Ростовскаго).

47). «Царское Имя «Iисусъ» – ибо на небе и на земле царствующее». (Св. Димитрiй  Ростовскiй. Ч.3, Слово 2-ое на Обрезанiе).

48). «Все боголепные понятiя и именованiя равночетны между собою» (Св. Василiй Вел. Ч. 7, 24-25).

49). «Все Имена Божiи, которыми мы именуем Его, равно именуют неименуемую  сущность Его; потому, когда скажем одно которое либо Имя Божiе, – этимъ самымъ безмолвно произносится весь списокъ Именъ Божiихъ». (Св. Григорiй Нисскiй. Ч.2, 412).

50). «В  Имени Iисус Христос – весь Христосъ – душа и тело Его, соединенныя с Его Божествомъ». (о. Iоаннъ Кронштадтскiй: «Моя жизнь во Христе» вып. 5 изд. 5-8. Спб. 1893 г. стр. 30).

 

Святи, Православный и отдавай убо всякое почитанiе Имени Iисуса Христа, какъ Самому Iисусу Христу, и какъ ты веруешь в непобедимую, непостижимую Божественную силу Честнаго и Животворящего Креста, такъ веруй и в непобедимую, непостижимую Божественную силу Имени Iисуса Христа, и бегай техъ, которые учатъ не верить в Божественную силу Имени Iисусова и отрицаютъ действенность его в Iисусовой молитве и отвергаютъ освящающую его действенность въ священнодейственныхъ обрядахъ и таинствахъ, ибо это новое ученiе противоположно Завету Господню:

51). «Именемъ Моимъ бесы ижденутъ». (Марк. 16, 17).

Противоположно это неверiе въ силу Имени Iисуса Христа и вере Церкви в действенность  Имени Господа в таинстве Крещенiя, ибо въ священнодейственныхъ словахъ этого таинства ясно говорится:

52). «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси Именемъ Господа нашего Iисуса Христа и Духомъ Бога нашего». (Требникъ. Крещенiе: измовенiе).

53). «Вода въ Крещенiи освящается – Призыванiем Имени Iисуса Христа и силою Креста». (82 изд. 1840 г. Катехизисъ, о Крещенiи.)[7].

Противоположно это неверiе в силу Имени Iисуса Христа и ясно засвидетельствованной вере Святыхъ Отцевъ Церкви:

54). «Имя Сына Божiя велико и неизмеримо оно держит весь мiр». (Св. Эрма. Подобiе 9, глава 14).

55). «Свято и страшно Имя Его», – т. е. вполне достойно удивленiя. Если же таково Имя Его, то не тем-ли более существо Его? А какъ Имя Его Свято и страшно? – Его страшатся бесы, боятся болезни; этимъ Именемъ Апостолы исправили всю вселенную; его употребивъ вместо оружiя, Давид] поразил иноплеменника; им] совершенно множество великихъ делъ; имъ мы совершаемъ священные таинства. Такимъ образомъ, представляя, сколько чудесъ совершаетъ Имя Его и сколько благодеянiй, какъ оно поражаетъ противниковъ и укрепляетъ своихъ, размышляя о делахъ, превосходящихъ обыкновенный порядокъ вещей и превышающихъ человеческое разуменiе, онъ говоритъ: «Свято и страшно Имя Его». Если же оно Свято, то для прославленiя нужны и уста Святые и чистые». (Св. Iоаннъ Златоустъ, т. 5, Беседа на псаломъ 110, стр. 309)[8].

56). Есть у насъ духовные заклинанiя: Имя Господа нашего Iисуса Христа и сила Креста… Если же многiе, хотя и произнесли это заклинанiе, но не исцелились, то это произошло от маловерiя их, а не от безсилiя произнесеннаго Имени; точно так многiя прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена… остановила долговременные токи крови. Имя Iисуса Христа страшно для демоновъ, страстей и болезней. Итакъ, станемъ имъ украшаться, имъ ограждаться». (Т.9, 579).

57). «Этому Имени нетъ ничего равнаго; оно всегда дивно «Мvро излiянное, – говорится, Имя Мое» (Песнь Песней 1, 2). И кто произнесъ его, тотъ вдругъ исполняется Благоуханiя – «Никто же может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ» (1 Кор. 12,3).  Вотъ сколь много совершается этим Именем. Если слова: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа ты произнесъ съ верою, то ты все совершилъ. Смотри, сколько ты сделалъ: ты возсоздалъ человека и произвел все прочее в таинстве крещенiя. Таким же образом это страшное Имя владычествует над болезнями». (Бесед. 9 на послан. К Колос. Т.11).

58). «Этим Именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран дiавол, отверзлись небеса. Но что я говорю – небеса? Этим Именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просiяваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его мы должны держать, как великiй дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его». (Т.11, кн.1, 435-6 Спб. 1905 г.).

59). «Что значит – на Имя Его уповати будут? – В то время одно Имя будетъ делать то, что делает Онъ Самъ. Когда ты призовешь Христа, и обратятся въ бегство демоны, то как же не поверишь ты в Его Имя». (Толкованiе на Прор. Исаiю 42,4. Т.6. с. 246, СПб. 1900 г.).

60). «Рече Iисусъ Навинъ: да станетъ солнце прямо Гаваону и луна прямо дебри Елом», и было такъ (I. Навинъ. 10,12)… А отчего это совершилось, послушай. Отчего же? – Имя Iисуса Навина было прообразомъ Iисуса Христа. Потому, т. е. такъ какъ онъ имелъ прообразовательное Имя Iисусъ, творенiе устрашилось самого Имени». ( Св. Iоаннъ Злат. на посл. к Евр. Беседа 27. Т. 12, кн.1, стр. 222).

61). «И доныне еще трепещутъ демоны при Имени Христовомъ; сила сего Имени не ослаблена и нашими пороками. А мы не стыдимся оскорблять и достопоклоняемое Имя Христово и Самого Христа. Не стыдимся слышать, какъ Онъ вслухъ и ежедневно вопiетъ: «Имя Мое хулится васъ ради во языцехъ». (Ис.52, Св. Григорiй Богосл. Ч. 1, слово 3, с. 54).

62). «Часто и я, Христово достоянiе, едва произносил досточтимое Имя какъ демонъ съ шумомъ убегалъ далеко прочь». (Онъ же Ч. 5, стр. 217).

63). «Но говоришь ты: в Крещенiи де благодать таинственная действуетъ. Въ покаянiи же что? – не тоже – ли Божiе Имя действует?» (Св. Амвросiй Медiоланск. О Покаянiи кн. 1, гл. 8, л. 12).

64). «Свидетельствуетъ о воскресенiи Iисуса и воскрешенная из мертвыхх Именемх Его Тавифа; как не уверовать, что Христосъ воскресъ, когда и Имя Его воскрешало мертвыхъ». (Св. Кириллъ Iерусалимск. Творенiя Св. Отецъ. Т. 25, с. 241, изд. 18. 1855 г. ).

Святи, Православный, Имя Божiе, ибо Самъ Господь заповедалъ намъ просить о семъ Отца Небеснаго, дабы въ насъ «святилось» Имя Его, и обращая сердце твое в молитве къ Богу и мыслью твоею воспрiемля Имя Его, сознавай, что предстоишь непосредственно предъ Самимъ Богомъ, и в Призываемомъ Имени познавай Его и мысленно созерцай Его, и исповедуй Его, и бойся лицемерiя в молитве и неверiя во Имя Господне, происходящаго от тайной мысли, что Богъ где то далеко отъ тебя и не видитъ тебя, и не слышит тебя, но помни слова Апостольскiе:

65). «Да не речеши в сердце твоемъ: кто взыдетъ на небо? Или кто снидетъ въ бездну? Сиречь Христа отъ мертвыхъ возвести. Но что глаголетъ Писанiе: Близъ ти глаголъ есть во устехъ твоихъ и въ сердце твоемъ; сиречь глаголъ веры, его же проповедуемъ: Яко аще исповеси усты твоими Господа Iисуса и веруеши в сердцы твоемъ, яко Богъ Того воздвиже отъ мертвыхъ, спасешися. Сердцемъ бо веруется въ правду, усты же исповедуется во спасенiе». (Рим. 10, 9-10).

66). «Когда же при чтенiи молитвы будешь искать умомъ и сердцемъ Господа, не ищи Его далеко. Он тутъ въ самыхъ словахъ молитвы, только внимай сокрушеннымъ и смиреннымъ сердцемъ: и Господь перейдет из нихъ и въ твое сердце. Въ словахъ молитвы дышитъ духъ Божiй. Надобно только научиться искусству переводить его изъ нихъ въ свою душу. (О. Iоаннъ Кронштадск. Богопознанiе и Самопознанiе. 115. Изд. 1900.).

Святи, Православный, Имя Божiе и всею жизнiю твоею, всегда держа в памяти твоей, что призыванiем над тобою Великаго Имени Святой Троицы и Iисуса Христа ты Богу Отцу в купели крещенiя всыновился, и во Христа крестился, и во Христа облекся, и Духу Святому обручился, и всехъ этихъ Божественныхъ благъ сподобился ради заслугъ Iисуса Христа, ради искупленiя Его и крестныхъ страстей и смерти Его, а с твоей стороны единственно ради исповедаiiя тобою, или твоими воспрiемниками вместо тебя, и крещающимъ Великаго Его Имени со Отцемъ и Святымъ Духомъ, и бойся запятнать это запечатленное духовно на тебе Имя делами греховными, какъ тому учитъ Катехизисъ:

67). «Какъ можетъ Имя Божiе еще святиться? – Оно может святиться в человеках, т. е. вечная его Святость въ нихъ являться можетъ. – Какимъ образомъ? – Во первыхъ, когда мы имея в мысляхъ и въ сердце Имя Божiе, так живем, как требует его Святость». (Правосл. Катех. Изд. 23, 1889 г. стр. 100).

Святи, Православный и отдавай всякое почитанiе Имени Божiему, какъ Самому Богу, и непрестанно молись и призывай Имя Его во спасенiе, но не мни, что сего одного довлеет для твоего спасенiя, но всею жизнiю твоею и делами твоими оправдывай веру свою, по глаголу апостольскому:

68). «Якоже тело безъ духа мертво есть,тако и вера безъ делъ мертва есть».(Iак.2,26).

Помни также и слова Господни:

69). «Мнози рекутъ Мне во онь день: Господи, Господи, не въ: Твое – ли Имя пророчествовахомъ, и Твоимъ Именемъ бесы изгонихомъ, и Твоимъ Именемъ силы многи сотворихомъ? – И тогда реку имъ: яко николиже знахъ васъ, отыдите отъ Мене делающiе беззаконiе» (Матф. 7, 21-23).

Поминай, Православный, заповедь Господню: «Пребудьте въ любви Моей» – и старайся безпрестанно обращать сердце твое и мысль твою къ Сладчайшему Господу Iисусу, и ради сего непрестанно призывай въ сердце твоемъ Его Всесвятое Имя, как о том учат нас Святые Отцы:

70). «Монах (и каждый истинный Христiанинъ) долженъ есть - ли, пьетъ - ли, шествуетъ - ли путемъ, или другое что делаетъ, – непрестанно взывать: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя, да Имя Господа Iисуса, сходя вглубь сердца, смирит, держащаго тамошнiя пажити змiя, душу же спасетъ и оживотворитъ. Непрестанно убо пребудь съ Именем Господа Iисуса, да поглотитъ  сердце Господа, и Господь сердце, и будутъ два сiи во едино». (Св. Iоаннъ Злат. Т. 9, кн. 2,  с. 965).

71). «Есть много молитвъ, но превосходнее всехъ та, которую далъ намъ Самъ Спаситель, а после нея спасительное призыванiе Господа нашего Iисуса Христа Сына Божiя…, такъ какъ молитва сiя въ Духе святомъ изрекается… Сiя Божественная молитва, состоящая в призыванiи Спасителя, есть следующая: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя. Она есть и молитва, и обетъ, и исповеданiе веры, Духа Святаго и Божественныхъ даров подательница, сердца очищенiе, безовъ изгнанiе, Духа Святаго вселенiе, духовных разуменiй и Божественных помыслов источник, грехов отпущенiе, душ и телес врачевательница… единая спасительница, яко Имя Iисуса Христа, на насъ названное, въ себе носящая: «И несть иного Имени подъ небеземъ, даннаго въ человецехъ, о немъ же подобаетъ спастися намъ» (Дн. 4, 12) – какъ говоритъ Апостолъ. Призыванiе сiе есть… и вселенiе Христа, потому что Христосъ въ насъ есть памятованiемъ о немъ, и памятованiемъ симъ вселяется въ насъ… Почему всемъ верующимъ надлежитъ Имя сiе непрестанно исповедывать, и для проповедыванiя веры, и для засвидетельствованiя любви нашей к Господу нашему Iисусу Христу, от Котораго ничто никогда не должно насъ разлучать; и ради благодати отъ Имени сего: отпущенiя греховъ, уврачеванiя души, освященiя и просвещенiя, прежде всего, – ради спасенiя. Божественный Евангелистъ говоритъ: «Сiя писана быша, да веруете, яко Iисусъ есть Сынъ Божiй», – се вера: - «и да верующе живота имате во Имя Его», – се спасенiе и жизнь. (Ин. 20, 31). Сiе призыванiе всякiй благочестивый всегда да возглашаетъ, какъ молитву, и умомъ своимъ, и языкомъ, и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, – и всегда да понуждаетъ себя къ тому, и обрететъ великiй покой и радость, какъ опытно знают это имеющiе о семъ заботливое попеченiе, и монашествующiе, и мiряне». (Св. Симеонъ Солунскiй  Добротодюбiе. Т. 5, 481-3).

72). «Начало всякаго Боголюбезнаго действованiя есть съ верою призыванiе Имени Господа нашего Iисуса Христа…Съ верою призыванiем Имени Господа нашего Iисуса Христа твердо надеемся мы получить милость и жизнь истинную, кои, при частом возглашенши внутрь сердца Имени Господа нашего Iисуса Христа, источаются изъ него, какъ изъ некоего Божественнаго источника приснотекущаго… Посему очень премудро славные руководители наши и наставники… научают преимущественно пред всяким делом и занятiем призыванiе всесвятаго и сладчайшаго Имени Его всегда нося его въ уме, въ сердце и въ устахъ»… (Св. Каллистъ и Игнатiй Ксанфопулы. Добротолюбiе. Т. 5, стр. 337-404).

                                                         А М И Н Ь .  

 

Духовный сынъ и ученикъ прозорливаго Отца нашего Iоанна Кронштадтскаго, предсказавшаго: «Афонским Инокам венцы мученическiе», Iеросхимонахъ Антонiй (Булатовичъ) Афонскiй и Россiйскiй  Исповедник. Он, как говорится, «разжевал и в рот нам положил, а нам остается только проглотить», воспринять в сердце наше строго православное Святоотеческое его разъясненiе веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Iисуса Христа, и вообще во Имя Божiе, если мы воистину желаем спастись и избежать козней антихриста, у котораго исконная цель – похулить Святейшее Имя Господне и погубить отступниковъ отъ Имени Божiя. (К.Б.).

 

[1] См. Свят. Правосл. Стр. 148-150.

[2] Текст 7, 10, 15, 18 и 19 листка. О сем подробно смотри в наших книжках. «Православная Церковь о почитанiи Имени Божiяго» стр. 120-129; также в «Имяславiе по документам Имяславцев». – стр. 82-98. Также о сем в нашем «Оправданiи Веры».

[3] См. Св. Мученик Iустин о Имени Божiем стр. 49.

[4] Этот самый текст подложно приводится имяборцами для доказательства того, будто Имя Божiе не свято по естеству, а только как икона. Но ради этого последнiе слова – о святости всякого  созерцаемого в Боге понятiя – они замалчивают. См. Свят. Правосл. 150

[5] Арх. Антонiй говорит, что «такой глупости» т.е. именованiя Сына Божiя – «Именем Божiим» - никто якобы из святых не говорил См. Свят. Правосл. Стр. 88.

[6] Этот самый текст подложно приводят имяборцы, чтобы доказать, будто Имя Божiе одинаково по естеству со всякими текущими словами человеческими и несоестественно Богу, а только имеетъ смыслъ духовный. Для этого они приводятъ только первые слова текста Златоустова и замалчиваютъ его свидететельство о томъ что имена Божiи не подлежат естественному порядку. см. «Святое Православiе»,149.

[7] Имяборцы отрицая силу Имени Iисуса Христа приводятъ продолженiе этого самого текста в доказательство якобы безсилiя по естеству Имени Iисуса и тождества его с прочими символами. Эти же слова замалчивают. См. «Святое Православiе». Стр. 150.

[8] Из этого текста имяборцы приводят только две строчки, и замалчивая совершенно все остальное, что противоположное ихъ ученiю единомысленно съ нами  свидетельствуетъ Златоустъ, придают первымъ словамъ заведомо подложный смысл, будто Святой говоритъ что Имена Божiи выдуманы людьми и не по естеству Святы. Для этого они замалчивают также и начальные слова текста – и из всего текста печатают только следующiе слова: «А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо Его». См. «Св. Правосл.» 149.

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 226 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0