Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-05-19, 0:23 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 117 - 127
2016-04-18, 0:17 AM

«Имя по наружности своей ограниченное, но изображающее собою Предмет не ограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное Божеское достоинство, Божескiя свойства и Силу»[13]. Слышите имяборцы? Имя Божiе заимствует из непостижимого существа Божiя неограниченное Божеское достоинство и Божескiе свойства. А вы говорите, будто бы Имя Божiе не есть ни действiе, ни свойства, ни Божество, ни действiя сущности Божiей. Вот откуда Сила и Могущество Имени Божiя – из Существа Бога!

«Имя Сына Божiя» – сказал Ангелъ св. Ап. Ерме, непосредственному ученику Апостолов, – «велико и неизмеримо: оно держит весь мiръ»[14].

«Благодатная сила молитвы Iисусовой заключается в Самомъ Божественном Имени Богочеловека, Господа нашего Iисуса Христа»[15].

«Точно! Величiе Имени Iисуса превыше постиженiя разумных тварей земли и неба»[16]. А вы, имяборцы, говорите, будто бы имяславцы учат о постижимости Существа Божiя. Не лгите! И своим эпиграфом К.Шахбазян намекает, будто бы любопытные имяславцы, допытываются познать и истолковать Имена Бога. Но если по мудрованiю имяборцев Имена есть вымысел человеческiй, то и познавать и истолковывать в них нечего – имяборцы уже истолковали их, для них Имена Божiи – фикцiя, вымысел!

Св. Iоанн Лествичник учит: «Именемъ Iисуса бей супостатов: потому что ни на небе, ни на земле нет оружiя, более крепкого»[17]. А Синод учит, что не Именемъ Iисуса Христа совершаются силы и чудеса, учит, что Имя Божiе не чудодейственно и не имеет Божественнай силы. Да и как оно может действовать в имяборцах и совершать чудеса, если для них оно реально не существует?.. Но по святоотеческому ученiю сила Имени Божiя не ослаблена человеческими пороками, – и неверiем имяборцев, добавим мы.

«Господь Iисусъ Христосъ – Жизнь, и Имя Его живое»[18]. Синодалы же учат, что Имя Божiе – это мертвые буквы, которые можно топтать ногами. Что и делал член Синода архiепископ Сергiй (Страгородскiй) доказывая, что Имя Господа Iисусъ – мертвое и не является Божеством Господа Iисуса Христа. Подобно же и на Афоне кощунствовали имяборцы: писали на табурете Имя Iисусъ, садились на него и насмехаясь говорили: это ваш Богъ? Ложили в карман бумажку с Именемъ Iисусъ, и насмехаясь говорили: это ваш Богъ? Писали Имя Iисусъ на камне и бросая в море говорили с ехидством: это ваш Богъ? И другiе свои кощунства выражали над Сладчайшим Именемъ Iисусъ Христовым. А в Екатеринодарской епархiи замененную картотеку святых храмов всей епархiи (до 200 шт.) с Божественными Именами (духовно слепые сотрудники епархiи) вынесли даже в туалет для оскверненiя. И в некоторых имяборческих приходах после Богослуженiя выносят в туалет поминальные записки с крестами и Божественными Именами… Это  ли не ужасное имяборческое кощунство россiйского духовенства и теплохладных христiан! Поэтому к ним относится слово Бога  о безславiи и оскверненiи Его Имени[19].

«…Что Сынъ, несмотря на прiятiе Имъ человечества, пребывает превысшим постиженiя всех разумных тварей. Превыше постиженiя их – и Его всесвятое Имя»[20]. Услышьте это, имяборцы, и не хулите чисто Православное Святоотеческое исповеданiе Имяславiя!

«Имя Господа – паче всякого имени: Оно источник услажденiя, источник радости, источник жизни; Оно – Духъ; Оно – животворитъ, изменяетъ, переплавляетъ, Боготворитъ»[21]. А для имяборцев Имя Господа Iисусъ – номинальное, наименьшее из всех Имен Божiихъ и равнозначно обыкновенному имени людей и названiю простых вещей, т. е. простая кличка не имеющая ни Божественности, ни бытiя.

«Положить другого основанiя для моленiя Именемъ Iисуса, кроме положенного, невозможно. Оно есть Самъ Господь наш, Iисусъ Христосъ, и т.д.[22]. А для синодалов Имя Господа Iисуса – лишь как простое названiе, и существует только как средство для нашего обращенiя во время молитвы к Самому Iисусу Христу; но, дивное дело, по вере имяборцев, в молитве Имя Божiе отождествляется с Именуемым, а после молитвы исчезает в небытiе, вместе со звуком голоса…

«Вся сила и все действiе молитвы Iисусовой истекает из поклоняемого и всемогущего Имени Iисусъ, имени Единаго под небесем, о нем же подобает спастися нам»[23]. Синодалы же это отвергают, и учат вопреки, будто бы Имя Iисусово не спасительное и не чудодейственное.

«Сiе Имя Iисусъ, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано[24]. Имяборцы же учат, что Имя Iисусъ есть простое человеческое имя, и начало его бытiя от начала бытiя Iисуса по плоти.

Церковное Богослужебное исповеданiе: «Превеликое Имя Твое, Спасе, на небези одесную Отца седящу ти почитается»:[25] и т. д. Имяборчество же учит, что Имя Господа Iисусъ, как и все Имена Божiи – выдумано людьми, наречено Iисусу – людьми, для самих себя, а Богу  они не нужны, и что в вечности до сотверенiя мiра никаких Имен Божiих в Боге  и Сыне Божiем не существовало, и после конца сего мiра Имена Божiи не будут существовать на небе, как и сейчас реально они не существуют. Согласно этому имяборческому ученiю выходит, что свт. Димитрiй Ростовскiй и вся Церковь не по-имяборчески исповедующiе Имя Господне Iисусъ – находятся в ереси.

 Св. Церковь исповедует: «Воспойте Господеви песнь нову. Пойте же Имени Его Боголепно возсiявшему из чрева Неискусобрачныя и Сiю верным показавшую твердую надежду и похвалу»[26]. Петь Боголепному Имени, значит исповедовать и петь Самому Господу Iисусу Христу воплотившемуся от Богородицы и Приснодевы Марiи и во Имени Своем пребывающему. Синодалы же Боголепность Имени Iисусова отвергают, а поклоняются якобы Самому Богу, без Имени Его, Богу  бесымянному, о которой ереси упоминает свт. Василiй Великiй. Но поклоняется ли Богу  тот, кто хулит Святейшее Имя Господне и отвергает его бытiе?!

«Начало и конец нашего Земного мiра». «Что Слово бе у Бога, то есть Единородный Сын Сый в лони Отчи рожденiем Своимъ не отделился и не отлучился от Бога  Отца, но есть единосущен Отцу и Святому Духу – Что Богъ бе Слово, т. е. Имя Бога  в том же истинном смысле, в каком принадлежит и Сыну Божiю»[27]. Здесь говорится, что Сынъ Божiй, и Богъ-Слово есть и Имя Бога-Отца, и Слово Божiе: – «Имя Ему – Слово Божiе»[28], говорит св. Апостол Iоанн Богослов. А это означает: кто хулит Имя Божiе, тот хулит Отца, и Сына, и Святаго Духа, потому что хулит Слово Божiе. Не страшно-ли? Не ужасно-ли? Господь Iисусъ Христосъ вознесся на небо с своею пречистою плотiю, с Своим Божественным Именемъ. А имяборцы учат, что на небе у Бога  нет Имени, что Богу  имена не нужны, они нужны только для людей и только лишь на время молитвы, а  после молитвы Имена Божiи исчезают в небытiе. «Последуя высокому изъясненiю приснопамятнаго Святителя Филарета, признаем, что Слово, соединившись с человеческим естеством, осталось тем, чем всегда было есть и будет, т. е. Истинным Богом, вторым Лицем Святыя Живоначальныя Троицы, Единородным Сыном Божiим, рожденным и рождаемым прежде всех век и всегда от Бога  Отца, подобно тому, как дневной свет рожден и рождается постоянно и низменно от солнца»[29].

«Так как зиждительное Слово в конце времен стало плотiю и вселилось между людьми и соделалось известно мiру в Святейшем Имени Спаситель, Мессiя, или Iисусъ Христосъ, то и все то, что в Писанiи усваивается Слову относится Iисусу Христу, и т. д.[30].

 Св. Василiй Великiй к Неокессарiйским ученым говорит: «Сiе-то уже заглушенное заблужденiе возобновляют ныне изобретатели этой без именной ереси, отметающiе Ипостаси и отрицающiе именованiе Сына Божiя, о которых, если они не перестанут говорить на Бога  неправду, надобно плакать, как об отрекающихся от Христа»[31]. Какое, ярко выраженное неединомыслiе Святаго с имяборцами! Отделяя Имя Божiе от Именуемого Бога  имяборцы уничижают и хулят Имя Божiе и Самого Бога. Ибо кто хулит Имя Божiе, тот хулит и Самого Бога,  именуемого этим Именемъ. Как прославленiе Имени Божiя, так и хуленiе его, относится к Самому Богу. Похуленiе даже имени известного человека относится к самому человеку, имя которого хулится. Тем паче хуленiе Имени Бога, является хуленiем Самого Бога.

«Все Боголепные понятiя и именованiя, – говорит  св. Василiй, – равночестны между собою в том отношенiи, что ни мало разногласят в означенiи подлежащаго»[32]. Слышите, имяборцы? Имена Божiи, во-первых, являются Боголепными, а во-вторых они нисколько не разногласят  с тем, кого они означают, – а не являются простой кличкой или названiем. Боголепным Имя Божiе исповедует и Св. Церковь в таких словах: «Воспойте Господеви песнь нову, пойте же Имени, Боголепно возсiявшему из чрева Неискусобрачныя...»[33]. И даже молится Имени Божiю: «…Iисусе, спасительное Имя, помилуй мя»[34].

Как видим, ученiе св. Василiя Великого, св. Игнатiя (Брянчанинова) и исповеданiе Св. Церкви Православной никак не импонируют ученiю имяборцев. Наоборот, резко изобличают имяборчество, как еретическое антиправославное лжеученiе.

Но обратимся теперь к ученiю об Имени Божiем к другим Святымъ Отцам, которых святотатственно К.Шахбазян силится перетянуть на имяборческую сторону, затуманив суть дела пустой фразеологiей, в которой простому читателю разбираться все равно как выбираться из дремучих джунглей. Мы предлагаем простое и ясное, доступное пониманiю простого читателя, ученiе других святых Отцев, которых приводит и К.Шахбазян.

Св. Iоанн Златоуст: «Что оно (т. е. Имя Iисусово) чудно по существу Своему – это несомненно»[35]. Но если, как учат имяборцы, имя Господа Iисусъ есть обыкновенное человеческое имя, – разве может оно быть «чудным по существу Своему», тем более, что имяборцы вообще не признают бытiя Имен Бога?

Имяборцы утверждают, что имя Христосъ относится к Божескому, а имя Iисусъ – к человеческому естеству Господа. Поэтому, мол, для обозначенiя Божества Его нужно всегда говорить «Iисусъ Христосъ», а произношенiе только Имени «Iисусъ» относящегося (будто бы только) к человеку, является совершенно недостаточным для именованiя Сына Божiя. Но такое еретическое утвержденiе опровергается ученiем Св. Iоанна Златоуста:

«Когда ты называешь Его (Iисуса) Христомъ, то выражаешь и то и другое в Нем: поэтому, Христосъ, может быть называем и страстным, и безстрастным: страстным по плоти и безстрастным по Божеству. То же Самое, что о «Христе», – может быть сказано о «Сыне», об «Iисусе», о «Господе», так как все эти Имена суть общiя и выражают собою оба естества».[36].

 4-я анафема 3 Вселенского Собора. Таких мудрецов как имяборцы св. Церковь предает анафеме, в таких словах: «Кто выраженiя находящiеся в писанiях Евангельских и Апостольских, сказанные о Христе либо священными писателями, либо Им Самимъ о Себе различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божiя разумеваемому, а другiе, как Богоприличные, одному только Слову сущему от Бога  Отца; тот да будет Анафема»[37].

Св. Iоанн Златоуст: «Имя Господа нашего Iисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющаго помыслами, а душу спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Iисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь – сердце, и таким образом два стали едино»[38].

Здесь видим, что св. Златоуст пребыванiе в сердце Имени Господа называет пребыванiем Самого Господа. Водруженiем в сердце Имени Господа, подвижник молитвы соединяется с Господомъ. Это ученiе Святаго Златоуста созвучно ученiю нового Златоуста св. Iоанна Кронштадтского, ученiе которого мы еще будем иметь удовольствiе приводить.

«Что же значит – Мене не воспросите? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнесть только Имя, чтобы получить все. Аминь, Аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое  (Ин. 16, 23). Показывает силу Своего Имени, так как (апостолы), не видя и не прося Его, но только называя Имя Его, будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: призри на прещенiя их и даждь рабом Твоим с дерзновенiем глаголати слово Твое и творить во Имя твое чудеса. И подвижеся место, иде-же бяху»[39]– «Доселе не просисте ничесоже» (ст. 24). – Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат все, о чем ни попросят. Хотя Я уже не буду вместе с вами, вы не думайте, что вы оставлены: Имя Мое даст вам большее дерзновенiе»[40]. Здесь Св. Iоаннъ Златоуст показывает глубокую веру у святых Апостолов в Божественную и чудодейственную силу Имени Iисусъ Христова о которой свидетельствует и Самъ Iисусъ Христосъ, но которую отвергают Синодальное Посланiе, все имяборцы, и в их числе К.Шахбазян.

         Посланiе «святейшег» Синода отвергает веру в Божественную и чудодейственную силу как вообще Имени Божiя, так и Имени Iисусъ Христова в частности. Веру в Божественную и чудодейственную силу Имени Iисусова кощунственно Синод назвал «магическим суеверiем» и «безсмысленным богохульством». Спрашивается, где же истина: в богохульном Посланiи Синода, – или в словах Господа, у Святых Апостолов и в ученiи Святаго Златоуста? Каждый истинно православный христiанин найдет и даст себе правильный ответ.

«Все это дано нам именно чрез Христа, Который есть милость и истина Божiя, а равно и Имя Отца, и в Нем, как Сыне, все познается»[41].

Здесь святой Златоуст опять говорит, что Сын Божiй есть Имя Отца. А по-скольку имяборцы говорят, что Имя Божiе ни в каком случае нельзя называть Богом, то у них Имя: Сын Божiй, и Имя: Отца, – не есть Богъ.

Св. «Афанасiй Великiй в слове к Антiоху сице глаголет: преклоняя колене о Имени Iисусове, и преклоняя колене Христу, – оба знаменуют и почитают Искупленiе. Крест бо орудiе спасенiя, Iисусъ же нарицанiе спасенiя. Имя Iисусъ являет Спасителя, древо или Знаменiе Креста – Того же Спасителя и спасенiе бывшее возвещает» ( Это слово приводит св. Iоанн Златоуст со ссылкой: «Камень Веры. 250»). [42]

Из этих слов Святаго Златоуста напрашивается закономерный вывод: похулившiе сладчайшее Имя Господа Iисусъ – похулили Искупленiе и отвергли свое спасенiе.

«Призывай Сына, благодари Отца; призывая Сына ты призываешь Отца, а благодаря Отца, благодаришь и Сына. Будем учиться исполнять это не одними словами, но и делами. Этому Имени нет ничего равнаго; оно всегда дивно: «мvро излiянное, говорится, Имя Мое». (Песн. Песн. 1,2). «И кто произнес его, тот вдруг исполняется благоуханiя. Никто же может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ. (1 Кор. 12,3). Вот как столь много совершается этим Именемъ. Если слова: во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа ты произнес с верою (которую похулил Синод, – К.Б.), то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты возсоздал человека и произвел все прочее в таинстве Крещенiя. Таким же образом это страшное Имя владычествует над болезнями»[43]. Сам Господь говорит: «Мvро излiянное Имя Мое». Если так, то, очевидно, что Имя Божiе исходит не от ума человеческого, а от Ума Высочайшего – от Самого Бога, от Его различных свойств и действiй, от Его Божественной Энергiи. А имяборцы твердят, что все Имена Божiи. придуманы людьми, и что нет в них ничего Божественнаго: ни Слова Божiя, ни свойств и действiй Божества, ни истины Божiей, ни Энергiи Божества, ни Богооткровенiя. – Но разве это не хула на Господа и на Святое Православiе? Св. Iоанн Златоуст говорит, что этому Имени Iисусъ нет ничего равнаго, о чем говорит  и св. Апостол языков (Флпс. 2, 9), и в предыдущем тексте говорит, что Имя Христа есть Имя Отца. А имяборцы учат, что Имена Божiи выдуманы людьми, а Имя Господа Iисусъ – равно всем человеческим именам. Разве это не хула на Господа и на Святое Православiе?

«Тень Петра воскресила мертваго. Чрез это еще более проповедывалась и сила Христова. В самом деле, не столько удивительно то, что Онъ при жизни Своей чудодействовал, сколько то, что по смерти Его другiе могли Его Именемъ совершать большiе чудеса»[44]. Паки св. Златоуст опровергает лжеученiе Синода о том, что не Имя Божiе совершает чудеса, а вера наша, и что Имя Божiе Iисусъ не имеет чудодейственной силы.

«Оно (Имя Божiе Iисусъ) распространилось по всей вселенной, покорило всех своей власти, и, тогда как безчисленное множество людей усиливалось истребить Имя Распятаго, соделало противное. Это Имя прославлялось и возрастало более и более, а они погибали и исчезали»[45].

Имяборцы тоже пытались истребить Имена Божiи и обезславить Имя Господа Iисусъ. Но погибнут и все имяборцы хулители Имени Божiя, а Имя Господа Iисусъ будет прославляться правоверующими исповедниками как здесь на земле, так и в вечности во веки веков. Пишущiй сiи строки в своей приходской газете написал о прославленiи и великом значенiи Имени Iисусъ Христова в молитвенном деланiи. Прочитавши эту статью правящiй архiепископ Исидор написал на ней свое резюме: «Прочитал с прискорбiем». – Прославленiе Имени Iисусъ Христова коробило его имяборческую душу и оказалось не в его имяборческом духе, и он снял свое архiерейское благословенiе с данной газеты. Отстаивая свою имяборческую позицiю сей архiерей отписал мне такую ересь: «Вы даже не подумали о том, что на Кресте был распят Самъ Господь Iисусъ Христосъ, а не Имя Его». – Спрашивается: есть-ли чему поучиться у этого архiерея? Архiерей, оказывается, не знает, что на Кресте висел распятый Iисусъ въ Своем Имени; и даже над главой Iисуса распятаго висела дощечка с Его Именемъ; не знает архiерей, что по Своем Воскресенiи Iисусъ Христосъ вознесся на небо не без Имени Своего; и  судить мiр прiйдет Господь не без Имени Своего!

«Да и чем Он будет больше апостолов, если и Самъ творит чудеса чрез молитву? Притом и они все делали  по молитве, а часто и без молитвы призывая Имя Iисуса»[46].

Это самое и отвергает К.Шахбазян. Примерно он говорит так: если Имя Божiе есть Самъ Богъ, тогда и молиться не надо, а только держи в себе Имя Божiе и Богъ будет внутри тебя. Но он, очевидно, не читал ни Добротолюбiя, ни Святых подвижников молитвы, и не знает, что на высших степенях созерцательной молитвы подвижники, соединившiеся  молитвою с Богом, уже не читают полной молитвы Iисусовой, а только созерцают, или «держат» в сердце Имя Божiе и Господь с ними. Сказанное созвучно вышесказанному святымъ Iоанном Златоустом об Апостолах, которые творили чудеса часто и без молитвы, а лишь призывая Имя Iисуса.

Следует отметить, что когда имяборцы обвиняют имяславцев за формулу «Имя Божiе есть Самъ Богъ», – и, хотя эта формула взята не из головы имяславцев, а из ученiя Святых Отецъ, – они исключительно всегда имеют в виду будто бы имяславцы обоготворяют самые буквы и звуки написаннаго или произносимаго Имени. Но до такой нелепости имяславцы никогда не доходили и написанное Имя Божiе они достойно почитают наравне со Святыми иконами. Святые Отцы учат, что Имя Господа «Iисусъ» есть святое Евангелiе в сокращенiи. Поэтому, кто хулит Имя  Iисусъ, и отвергает его Божество, тот хулит все святое Евангелiе.

«Видишь, что молитва обращена здесь ко Христу? Он называется не только Богомъ, но и прямо Спасителем. Он есть и слава Имени Бога, т. е. Отца, почему и Павел назвал Его сiянiем славы Отца». (Евр. 1,3)[47]. Поэтому, вопреки синодальному хуленiю Имени Iисусова, имяславцы при встречах друг с другом предпочитают вместо обычного приветствiя прославлять Имя Iисуса Христа, говоря: Слава Имени Iисусъ Христову! И отвечают: Слава Ему во веки! Аминь.

«Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его», будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице – Богъ»[48].

У имяборцев же Имя Троицы – не Богъ, но выдумка – фикцiя.

«Берись за дело, прежде всего, помолившись Богу. Хочешь ли что произнесть? Поставь это наперед. Потому что и мы в своих письмах впереди поставляем Имя Господа. Где Имя Господа, там все благополучно». «И кто произнес Его, тот вдруг исполнился благоуханiя. Никтоже может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ» (1 Кор. 12,3). «Этим Именемъ обращена вселенная, разрушено тиранство, попран дiавол, отверзлись небеса? Этим Именемъ возрождены мы и если не оставляем его, то просiяваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великiй дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу  и сподобиться благ, обетованных любящим Его»[49].

Имяборчество все это опровергает вместе с силой и Божествомъ Имени Божiя.

«Чтобы Имя Его прославлялось через нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по Самому существу Своему… Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века… Что ты говоришь? Разве Оно не благословенно, хотя бы ты и не молился?»[50].

Слышите, имяборцы? Имя Божiе существует и тогда, когда вы не молитесь, и оно достохвально всегда, по Самому существу Своему! Значит Оно всегда существует! А не только тогда, когда вы молитесь. Впрочем, ваша молитва бездейственна, потому что вы отвергаете бытiе Имени Божiя и хулите Его.

Но неужели бытiе Имени Божiя вне Бога? Конечно же не так! Имя Божiе в Боге, потому Оно и достохвально. Но Синод учит, что реально Имени Божiя не существует. Чье же ученiе истинное: Златоустово, или Синода ХХ века, Троицкого и Шахбазянов? – Ответ ясен.

«Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его, с любопытством изследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны изследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как оно творило и чудеса. Во Имя Iисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3,6). Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом»[51]. А Синод веру в Божественную силу Имени Iисусъ Христова обругал «магическим суеверiем» и «безсмысленным богохульством». Каково это слышать православному христiанину? Но Шахбазян эту синодскую хулу оправдывает, она ему прiятная, по душе, – таково его лже- православне…

«Для того и Имя (Iисусъ) принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое; потому что Самъ Богъ свыше посылает Имя чрез Ангела Iосифу. Ибо это не просто было имя, но сокровище безчисленных благ»[52].

А имяборцы в Имени Господа Iисусъ ничего не признают дивного. И тогда, как Апостол говорит о Нем, что Оно «паче всякого имени» (Флпс. 2,5-9), они наоборот учат, что это Имя – номинальное, то есть, не паче всякого имени, а меньшее из всех Имен Божiих; и что еще хуже, будто бы Оно равное всем человеческим именам и названiям; что начало существованiя Имени Iисусъ, одновременно существованiю Iисуса Христа во плоти, и что не только Имя Iисусъ, но и все вообще Имена Божiи есть выдумка человеческая. Это Самая пагубная и опаснейшая ересь ХХ-го века, которую св. Iоанн Златоуст изобличает еще и такими словами:

«Мы называемся после рожденiя, Iисусъ же называется прежде рожденiя, потому что Он был прежде даже не зачатся. Iисусомъ же был назван, потому что имел дело Спасителя»[53]. Слышите, имяборцы? Не вы, а Самъ Отецъ Небесный через Ангела назвал (т. е. открыл хранимое в Предвечном Тройческом Совете на наше избавленiе) Имя Своего возлюбленного Сына – Спасителя – Iисусъ! Покайтесь же несчастные имяборцы за свою ересь, пока еще есть время для покаянiя!

«И то служит великим доказательством любви к нам Бога , что Он, Творец, сообщил Свое названiе творенiю»[54]. Не вы имяборцы, а Самъ Богъ нарек Себе Имена, и перестаньте возносить хулу на Святое Имя Его!

Неужели и после этого имяборцы будут утверждать, что Имена Божiи реально не существуют, что они выдуманы и наречены Богу  людьми? Да заградятся уста нечестивые хулящих Имя Господне! Доколе, Господи, «люди безумные» будут хулить Имя Твое»? (Пс 73,18).

 «А как Имя Его Свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим Именемъ апостолы исправили всю вселенную; Его употребив вместо оружiя, Давид поразил иноплеменника; Им совершено множество великих дел; Им мы совершаем священные таинства. Таким образом, представляя, сколько чудес совершает Имя Его и сколько благодеянiй, как Оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разуменiе, он (Давид) говорит: «Свято и страшно Имя Его». Если же Оно Свято, то для прославленiя нужны и уста святые и чистые»,[55] а не имяборческiе.

Но имяборцы провозглашают, прямо противоположное ученiю Святаго, что не Именемъ Божiим совершаются таинства, не Именемъ Божiим совершаются чудеса, вопреки даже словам Самого Господа: «Именемъ Моим бесы ижденут» и проч. (Мрк. 16,17). Какими же устами имяборцы ругаются над Именемъ Божiим: Святыми, или нечистыми? И как, после этого, смеют они произносить Имя Божiе в молитвах Своими имяборческими устами?  Конечно лицемерно!

К. Шахбазян суесловит такую нелепость: если Именемъ Божiим совершаются таинства церковные, тогда имяславцам не нужны и священники, всякiй-де имяславец может Именемъ Божiим совершить таинство, призвав Имя Божiе. – Но это очередное его глумленiе над православною верою во Имя Божiе!

Вот как учит понимать Имена Божiи св. Iоанн Златоуст: «Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. Всякое Имя Божiе велико, потому что Имена Бога  надобно понимать соответственно Его славе… «Этому страшному и святому Имени пророк и повелевает исповедаться»[56].

Но можно-ли исповедаться Имени Божiю? Для истинно православных, верующих в Божество и бытiе Его – можно. А  нельзя только для имяборцев, для которых Имя Божiе не Божественно и реально не существует. Потому и молитва, и исповедь имяборческiе – не действенные а всуе призыванiе Имени Божiя. Имяборцы отвергают слова Священнаго Писанiя где только увидят наименованiе «Имя Божiе». Архiимяборец Никон, командовавшiй на Афоне в 1913 году избiенiем иноков исповедников, зарекался афонским монахам, что он заново перепечатает все богослужебные книги, в которых прославляется и исповедается Имя Божiе. В то время он являлся председателем издательского отдела при Синоде и замышлял претворить в жизнь свой замысел перепечатанiя богослужебных книг с целью упраздненiя из них и из Церкви прославленiя Имени Божiя, как не нужной метонимiи, и прославленiе Имени Божiя заменить прославленiем Самого Существа Бога … Но полуслепой физически, и слепой духовно Никон не понимал, того, что его намеренiе было не от Бога, а от сатаны.  Поэтому Господь не дал ему привести в исполненiе это дьвольское ему внушенiе. Зато вражiй  замысел приведен в исполненiе похуленiем Имени Божiя Посланiем Святейшего Синода, членом и докладчиком которого он являлся. По морскому пути к Афону Никон приказал матросам вычеркнуть из личных акафистов Имя Iисуса Христа. А на тех матросов и офицеров которые не подчинялись его приказанiю  он налагал дисциплинарные взысканiя. Этим самым Никон настроил против себя весь экипаж корабля.

Святый Iоанн Златоустый: «Враги, как огонь устремились… однако, не могли сделать ничего. Оружiе непобедимое, помощь непреодолимая Имя Божiе, отразило всех их»[57]. Слышите имяборцы, неверующiе в чудеса Именемъ Божiим! «Трудно вам прати против рожна»[58]. Трудно вам опровергнуть Божественную силу и славу Имени Бога!

«Что значит: на Имя Его уповати будут? В то время одно Имя будет делать то, что делал Он Сам. Когда ты призовешь Христа, и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его Имя?»[59].

 Но упорные имяборцы не верят. Синод признается, что эта апостольская и святоотеческая вера во Имя Господа Iисуса Христа,[60] как в Божественную силу, приводит его «к ужасным выводам», и поэтому, обругал ее, назвал «магическим суеверiем», (волшебством и колдовством) и даже «безсмысленным богохульством»,[61] и вместе с Константинопольским Патрiархом осуждает ее, «как богохульную ересь».

«Есть у нас духовные заклинанiя: Имя Господа нашего Iисуса Христа и сила Креста… Если же многiе, хотя и произносили это заклинанiе, но не исцелились, то это произошло от маловерiя их, а не от безсилiя произнесенного Имени; точно так многiе прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена остановила долговременные токи крови (одним прикосновенiем к краю одежды Его). Имя Iисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться»[62].

«О Имени Твоем уничижим возстающiя на ны… Довольно только призвать Имя Твое, и все совершится с отличным успехом»[63]. Имяборцы наставленiя святых Отецъ о призванiи Имени Божiя в молитвах для своего спасенiя отвергают. Они призывают не Имя Божiе, а якобы Самое Существо Бога, а имя Божiе для них в молитве лишь мертвый знак, обыкновенное прозвище для обращенiя к именуемому Существу Бога. Мы, недостойные, призываем, по милости Божiей Господа сущего в Его Божественном Имени. А имяборцы, – как «достойные», – призывают Самое Существо Бога… Вот какiе имяборцы «великiе святые»! Самосвяты!

«Тiара была образом власти. Была на тiаре золотая дощечка, на которой были начертаны письмена, обозначавшiе Имя Божiе, что прежде всего показывает, что власть Божiя – Имя Божiе»[64].. Вот какая всемогущая сила Имени Божiя! Оно – Власть Божiя!      

Но наверное довольно приводить тексты Св. Iоанна Златоуста, а то другiе Святые Отцы обидятся, что их не приводим…Думаем, что св. Iоанн Златоуст достаточно изобличил лжеученiе имяборцев. Нам прiятно привести имяславiе и других Святых Отец.

Свят Григорiй Богослов также учит, что Имена Божiи – не произведенiе ума человеческаго, а порожденiе Ума Высочайшаго, т. е. Отца. А святой наставник богословов преп. Iоанн Дамаскин учит: «У Отца нет другого Слова, другой мысли, другого желанiя – кроме Сына»[65]. Так же учат и другiе святые. Согласно этому Богословiю святых отецъ все Имена Божiи – есть Сын Божiй. И так, Имя Божiе есть Слово Божiе о Боге, или Слово Бога  о Самом Себе. «Имя Ему – Слово Божiе»[66].

Имя Iисусъ предвечно принадлежало Сыну Божiю как «Агнцу Закланному прежде созданiя мiра»[67].  Как знаменующее и являющее Искупленiе (Iисусъ – значит Спаситель, Искупитель),[68] потому Самому Имя Iисуса есть Собезначальное Отцу и Духови Слово Отца, Ипостасная Мысль и Желанiе Отца, заключающее в Себе идею Искупленiя падшего рода человеческаго.

Афонскiй старец схимонах Георгiй (Макаровскiй): «Из всех дел Премудрости, Благости и Всемогущества Божiя, наиболее поражает благоговейную мысль то, что Благостнейшiй Творец привел нас из небытiя в бытiе единым мановенiем Своей воли, единым творческим Словом Своим создавши нас по образу и по подобiю Своему, с разумной словесной душею и свободной волею. Но еще более поражает то, что когда поселенные в Раю сладости, мы вольной волею отпали от Него, послушав более врага Его – сатану-дiавола, то Он, по неизреченной Любви Своей,[69] для того чтобы спасти нас, в то время когда мы еще были Его врагами, послал Возлюбленного Сына Своего Сладчайшего нашего «от века  Искупителя»,[70] Который преклонил небеса, сошел на землю, принял вид раба и будучи послушлив воли Отца Своего даже до смерти, и смерти  Крестной,[71] как непорочный Пречистый Агнец Божiй принял на Себя наши грехи, проклятiе и казнь нашу, и понесши мучительную и позорную смерть, умер плотiю, сошел душею и Божеством во ад, и пленив плен в третiй день воскрес, совоскресив с Собою верующих во Имя Его. И таким образом искупив нас от греха, проклятiя, вечной смерти и власти дiавола, совоскресил нас  с Собою и спосадил одесную престола Величествiя на Небесех.

Для нравственнаго нашего возсозданiя по Правосудiю Божiю потребовалось этому Творческому Слову понести уничижительную смерть плотiю. Св. Апостол Павел учит, что Слово Божiе – есть сила, т. е. энергiя, действiе Божiе ко спасенiю;[72] а из всех действiй Божiих по высоте Божественнай любви является[73] действiе Искупительное. Это свойство и действiе выражается действенным словом и Именемъ Iисусъ, которое по согласному толкованiю Священного Писанiя и Святых Отецъ – Искупленiе знаменует, а точнее, Имя Iисусъ – есть Искупитель и Искупленiе.[74] Св. Игнатiй Брянчанинов учит, что «Бог-Слово облекается в наши звуки, начертывается нашими буквами», поэтому, сущее в звуках и буквах этого Имени Искупительное действiе Бога-Слова, является проявленiем действiя Самой величайшей  Любви истинной, посланной для нашего спасенiя.[75] Уверовавшiе, по заповеди Отца Небесного, во Имя Сына Его Iисуса Христа[76] усваивают себе силу (действiе) Искупленiя, содеянного Iисусомъ однажды на все времена.

И вот эту Высочайшую Любовь Истинную посланную для нашего спасенiя – Сладчайшее Имя Iисусъ, наше духовенство презрело, нестерпимо похулило, веру в Его Божественную силу в Своем церковном общеобязательном посланiи 1913 г. объявило как «магическое суеверiе». Св. Ап. Павел учит: «Слово Крестное (т. е. Слово о Искупленiи, или слово об Имени Iисусъ) – сила Божiя есть»,[77] Божiя сила и Божiя премудрость (ст. 24). А духовенство опубликовало эту силу как волшебную силу бесовскую.[78].

Таким образом, Слово Крестное (т. е. Имя Iисусъ) для погибающих оказалось юродством, а для нас спасаемых, уверовавших в Его Божество – сила Божiя есть. Поэтому к имяборцам относятся слова Господа к древним богоборцам: «Заблуждаетесь, не зная Писанiй, ни силы Божiей»[79] в них заключающейся.

Итак, духовенство отвергло Любовь Истинную, посланную для нашего спасенiя, за что попущен ему от Бога  дух обольщенiя погибающих.[80] Так что имяборческое духовенство уже осуждено, и проклято его благословенiе,[81] и отвергнуто Господомъ,[82] потому что не верит истине, а благоволит о неправде. В имяборном посланiи Синода проявились все предсказанiя св. Ап. Павла,[83] и признаки близости пришествiя сына погибели. Похуленiем Имени Божiя и Сладчайшего Имени Iисусъ совершилось отступленiе от Искупителя и Его Животворящей благодати,[84] а потому и омертвенiе, т. е. лишенiе Сардiйско-Россiйской Церкви благодати Божiей через отверженiе вседержавной силы и Благодати Св. Духа (Небесного Держая) и посажденiе в Церкви на престоле, т. е. в Синоде, занимающем престол Россiйской Церкви – духа или ученiя  антихриста, отвергающего Божество Слова – Имени Iисусъ, во плоти пришедша;[85] совершилась тайна беззаконiя, отверженiе Любви Истинной, посланной к всеобщему спасенiю.

Не следует забывать, что через пророка Малахiю Господь проклял не только духовенство которое похулило Имя Божiе, но и которое не прилагает сердце к тому, чтобы воздавать славу (похуленному Синодом) Имени Божiю[86]..

Св. Кирилл Александрiйскiй. «Для непрiявших веры не есть велико и прославлено Имя Христа; для нас же уверовавших, Оно велико и высоко, потому что мы поклоняемся Ему как Богу, как истинно Сыну Отца, как Слову вочеловечившемуся для спасенiя всех».[87] Святой не отделяет Имя от Именуемаго, как и

Св. Афанасiй Великiй: «Почему вы, обещавшiеся прежде исповедывать единосущiе, в страданiе вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, Самое неизреченное Божество?»[88].

Может быть против ученiя этих Святых о нераздельности Имени от Именуемого новый «богослов» К.Шахбазян напишет свое «ученое» возраженiе?..

Этот же святой толкует слова св. Давида: «Прежде солнца пребывает Имя Его» – показывает, что Сей, неумервщленный вместе с младенцами, есть прежде сложенiя мiра Сущiй со Отцем… «И благословенно Имя славы Его». – Посему всем должно песнословить Его. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступнаго, однакож познали спасительное Имя Его».[89] Здесь «познанiе» спасительного Имени Господня – в смысле откровенiя его Богом и нашей возможности именовать Господа Его Именемъ.

В первой части этого текста св. Афанасiй Великiй отождествляет Имя Господа с Самимъ Господомъ, и говорит, что «прежде солнца пребывает Имя Его». Значит, Имя Его – предвечно. А имяборцы утверждают, что Имя Божiе – выдумка людей во времени. А во второй части текста Святой называет Имя Господа – спасительным, а Синод в своей грамоте учит, что Имя Господне не спасительно, что вера в спасительность Имени Iисусова есть «магическое суеверiе» и «безсмысленное богохульство»[90].

Имяборцы говорят: если Имя Божiе есть Богъ, то у имяславцев много Богов, потому что у Бога  много имен. Но это безумiе имяборческое обличает святой, которого имяборцы любят приводить в оправданiе своего имяборчества. Вот что он говорит.

Святой Григорiй Нисскiй: «И тысячами других Имен, означающих высоту и Боголепiе, Святое Писанiе (внемли К.Шахбазян? святое Писанiе, а не люди!) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаем, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен»[91]. Но К.Шахбазян нечестно приводит этого Святого в оправданiе своей имяборческой ереси.

К св. Григорiю Нисскому мы еще вернемся, а пока процитируем других святых Отецъ, чтобы они не обиделись на нас за то что мы их не упомянули, и чтобы новые имяборческiе «богословы» не смогли укорить нас в малых доказательствах….

Св. Кирилл Александрiйскiй: «Блаженный Ангел (а не люди!) дал Ему (воплотившемуся Слову) Имя по действенности»[92].

«Богъ отвечал Своим гласом, т. е. – чрез Сына: потому что голос и Слово Отца – Сын».[93]

Св. Амвросiй Медiоланскiй: «Итак, един Бог, едино Имя, едино Божество, едино величiе. Нет, следовательно, никакого второго, ибо начало всего есть Троица, и первенство Троицы – над всем»[94].

Здесь слово Богъ и слово Божество выражаются единым Именемъ, т. е. отождествляются. Существо Божiе именуется и Богом, и Божеством. Так учат святые Учители Церкви. А новые имяборческiе «богословы» мудрствуют, что Именемъ Богъ называется только Существо, а Энергiя Божiя только Божеством. Но они, как здесь показано, заблуждаются. Об этом есть Постановленiе Церковного Собора, которое мы приведем позже.

«О. Павел Флоренскiй замечает, что Слово «Божество» в Полном церковно-славянском словаре под ред. Дьяченко переводится как «существо Божiе неизглаголанное, непостижимое и никакому точному изследованiю не подлежащее»[95].

Св. Григорiй Богослов: «Не Богъ еще и то, что мы представляем себе под понятiем Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Слово Его». Как видим, имяборцы неправду утверждают говоря, что Именемъ Богъ называется только Существо, а энергiя Божiя – только Божеством. Даже слово «Бог» недостаточно выразить непостижимое Существо Бога .

Митрополит Трифон (Туркестанов 1861 + 1934) говорит:

«Христiанство есть религiя, которая учит о воплощенiи Божества как о факте реальном, имевшем для жизни мiра и в частности человека последствiя огромной важности. Актом Боговоплощенiя снято проклятiе, прощен первородный грех, оправдан человек. Обнаружена любовь, сокровеннейшая сторона Божества, доселе себя не проявлявшая с такою силою по отношенiю к человеку. Сообщено совершеннейшее познанiе о Боге  как о любвеобильном Небесном Отце, раскрыта тайна жизни Самого Божества и троичность Лиц. И эта тайна покоится на любви как на принципе внутренней жизни Божества: Отец любит Сына. Люди в первый раз увидели Бога  во плоти, слушали Его Божественное ученiе, видели совершеннейшую жизнь в Лице Богочеловека Iисуса Христа и убедились, что Он есть для них «путь, истина и жизнь»[96].

 

[1] Т.3.С.79

[2] Древн. Иноч. Уставы еп. Феофана. С. 224.

[3] 1 Кор. 12,1-3; Ин. 6,63; 12,48; Евр. 4,12-13; 1 Кор. 1,18-25

[4] Ин. 1,12; 3,18; 1 Ин. 3,23

[5] Откр. 19,13

[6] Т. 4. С. 327

[7] Творен. Вас. Вел. Т. 1. С. 491. СПб. Сойкина. 1911

[8] Ч. 1. С. 233. Изд. 3. М. 1891

[9] Св. Афанасiй Великiй. См. сн. позади.

[10] Слав. Доброт. Ч. 2. Изд. 4. М. 1840. Гл. 170

[11] Iоан. 6,63

[12] Том 4

[13] Том 2. С. 235

[14] Том 2. С. 237. Аскетич. Опыты. Изд. 3. Спб. 1905

[15] Там же. С. 239

[16] Там же. С.340

[17] Там же. С. 241. (и Св. Iоанн Лествичник. «Лествица». 21,7, С.142. Ср.еще Сл.15,53).

[18] Там же. С. 243

[19] Малах. 1,6; 2,1; Лев. 18,22;,20,3; 22,1-2; Ис. 52,6; Iез. 20,5,14,22,39,44; 36,20-23; 39,7; 43,7

[20] Св. Игнат. Брянчан. Т. 2. Аскетич. Опыты. Изд. 3. 1905. С. 251

[21] Там же. С.252

[22] Там же. С. 310

[23] Там же. С. 311

[24] Свт.Димитр.Рост. Четь-Мин. Январь. 1-го. Слово на Обрезанiе

[25] Канон Iисусу Сладчайшему

[26] Общая Минея. Служба Преподобным

[27] Св. Игнат. Брянч. Т. 2. Аскетич. Опыты. Изд. 3. 1905. С. 242. С. 302-303

[28] Откр. 19,13

[29] Там же. С. 303

[30] Там же. С. 304

[31] Св. Васил. Вел. Т. 7. Изд. 1892. С. 85

[32] Там же. С. 22-23

[33] Догматическiй Богородичен 5 песни канона службы преподобным. Минея Общая.

[34] Трiодь постная. Понедельник 5 седм. Вел.поста на утренней стиховне.

[35] Т. 5. СПб. 1899. С. 92

[36] Т. 3. М. 1894. С.814.

[37] Правосл. Догматич. Богосл. Митр. Макарiя. Т.2. Изд. 1883. С. 4.

[38] Св. Iоанн Златоуст. Т. 9. Кн. 2. СПб. ДА. 1903. С. 965.

       [39] Деян 4,29-36

[40] Т. 8. СПб. 1902. Без. на Ев. Iоан. С. 529.

[41] Т. 5. СПб. 1899. Толк. на пс. 88. С. 893

       [42] Св. Афанасiй Великiй. Т. 4. М. 1994. толк. На Псал. 53,88,98,101. Св.Iоан.Злат.Т.11.Спб.1905.Толк.на посл. Кол.

[43] Т. 11. СПб. 1905. На посл. Колос. без. 9

[44] Т. 8. Изд. СПб. ДА. 1902. С. 424

[45] Т. 10. Кн. 1. С. 34-35

[46] Т. 8 Кн. 1. СПб. 1902. С. 431

[47] Т. 5. СПб. 1899. С. 851.

[48] Т. 5. СПб. 1899. С. 926

[49] Т. 11. Кн. 1. СПб. 1905. С. 435-436

[50] Т. 5. СПб. 1899. С. 323

[51] Т. 9. СПб. ДА. 1903. На посл. к Римл.

[52] Без. На Мф. Ч. 1. С. 62. Изд. 7. 1899

[53] Т.2. Кн.2. Изд.2. СПб. ДА. 1899

[54] Там же. С.862. Без. На Пс. 81

[55] Т. 5. СПб. Д.А. 1899.С. 309, 336. Без. на Пс.110,

[56] Т.5. Кн.2. СПб. 1899. С. 938. Без. на Пс. 98

[57] Т. 5. Кн.1. СПб. 1899. С. 358

[58] Деян. 9,5

[59] Т. 6. СПб. ДА. 1900. С. 246

[60] Ин.1,12;.3,18; 12,28; Деян. 4,10-12; 1 Ин. 3,23; 1 Кор. 6,11; Филипис. 2,5-9 и др.

[61] Ц.В. № 20. 18.05.1913. С. 279, 284

[62] Т. 9. С. 579

[63] Т. 5. Кн. 1. СПб. 1899. С. 174

[64] Т. 6. Кн.1. С. 707

[65] 1 Кн. Гл. XII. С. 35

[66] Откр. 19,13 - 1913-й год!

[67] Ср.: 1 Пет. 1,18-20; Откр. 13,18; Ис. 63,16; Пс. 71,17; Рим. 5,10

[68] Святые: Василiй Великiй,  Афанасiй Великiй, и др. (Мф. 1, 21; Флпс. 2, 5-10

[69] Ин. 3,16

[70] Исаiи 63,16

[71] Флпс. 2, 8

[72] Рим. 1,16; 1 Кор. 1,18; Евр. 4,12

[73] Ин. 3,16,18

[74] 1 Кор.1,30; Лк.1,49

[75] 2 Фесс.2,10

[76] 1 Ин. 3,23

[77] 1 Кор.1,18

[78] «Ц.В.» № 20. 18.5.1913. С. 279. Ср. Мф. 9,34

[79] Мф. 22,29

[80] Ср. 2 Сол 2,10

[81] Малах 2,1-2

[82] Ин. 3,18

[83] 2 Сол. 2 гл

[84] Еф. 2 гл.; Откр. 3 гл.

[85] 1 Ин. 4,1-3

[86] Мал. 2, 1

[87] Ч. 7. М. 1889. С. 244

[88] Ч. 3. Изд. 2. СТЛ. 1903. С. 352

[89] Творен. Ч. 4. С. 274

[90] «Ц.В.» № 2о. !8 5.1913. С. 279

[91] Ч. 2. М. 1861. С. 412.

[92] Ч. 7-8. Т. 56. С. 70.

[93] Ч. 2. М. 1882. С. 15

[94] Творен. Изд. Каз. Дух. Акад. 1901. С. 189

[95] «Церковь и время». № 3 (12) 2000 г. с. 216.

[96] «Проповеди и молитвы». М. Сретенскiй монастырь. 1999. С. 437

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0