Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-05-19, 1:33 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 127 - 135
2016-04-18, 0:13 AM

Как видим, и современный нам святитель, именует Существо Бога  и Богом, и - Божеством, и воплощенiе Бога  именует – воплощенiем Божества. Имяборцы же, для того чтобы отнять у имяславцев право именовать Имя Божiе, как энергiю, Богом, придумали ученiе, по которому энергiю Божiю называть Богом нельзя. Существо Божiе называть Божеством тоже нельзя, можно называть его только Богом. Но как мы увидели святые Отцы называют Существо Бога  не только  и не столько Богом, но и Божеством, потому что слово Божество полнее выражает сущность Непостижимого, чем слово Богъ, ибо Богъ означает всемогущество, а Божество – все величiе Сущего.

Св. Кирилл Iерусалимскiй:: «Един есть Господь Iисусъ Христосъ, Имя, чудное не прямо предвозглашенное пророками. Ибо Исаiя пророк говорит: Се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду (Ис. 62,11). Словом же Спаситель переводится еврейское слово Iисусъ. Ибо пророчественная благодать, провидя, что Iудеи будут убiйцами Господа, прикрыла именованiе, чтобы, предузнав ясно, не приступили тотчас к злоумышленiю. Iисусомъ же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божiею  Силою»[7].

Этими словами Святаго опровергается суемудрое утвержденiе новых имяборческих суесловов, типа К.Шахбазяна, будто бы в Ветхомъ Завете ни разу не упомянуто об Имени Iисусъ. Святой говорит, что Благодать Божiя это Имя Iисусъ в Ветхомъ Завете прикрыла именами: Спаситель, Искупитель, которые в Новомъ Завете на еврейском означают «Iисусъ». И это Имя Iисусъ, знаменующее и являющее Искупленiе и спасенiе, существовало от вечности, ибо «Агнец Божiй заклан был от созданiя мiра»[8].

Св. Димитрiй Ростовскiй учит: «Безвестна бе сила Имени Iисусова в Совете Предвечном аки в сосуде сокрываема. А яко с небес на землю то Имя излiяся, абiе аки мvро ароматно благоуханiем благодати при излiянiи младенческiя во обрезанiи крове исполни вселенную, и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Iисусъ Христосъ, в славу Бога  Отца. Явлена сотворися Iисусова Имене Сила»[9].

Из приведенных доказательств имяборцы должны уразуметь, что Имя Iисусъ есть предвечное Имя Сына Божiя и открыто Ангелом, посланным от Отца, а не выдумано и не приписано Богу  людьми, от каковой хулы пора уже имяборцам освободиться. По св. мученику Iустину Философу, Ветхозаветные Iисусы: Навин, Сирах, Iоседеков пророчественно прообразовали Имя Господа Iисуса.

Св. Кирилл Iерусалимскiй. «Чтобы множество именованiй не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблужденiя еретиков, утверждающих, что иной есть Христосъ, иной – Iисусъ, иной – дверь и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «Во единаго Господа Iисуса Христа», ибо хотя именованiй много, но Именуемый один»[10].

А имяборцы суесловят: если каждое Имя Божiе есть Богъ, а у Бога  много Имен, значит у имяславцев много Боговъ, и по этой ложной мысли приписывают им пантеизм.

«Да святится Имя Твое». Имя Божiе по естеству Свято, хотя говорим или не говорим сiе»[11].

А имяборцы учат, что во время молитвы Имя Божiе Свято и делается Богом, а после молитвы, как и вообще, оно есть выдумка человеческая… Но из слова Святаго видим, что Имя Божiе всегда Свято, и Свято по естеству, потому что оно в Боге , и Богъ присно в Имени Своем.

 Св. Макарiй Египетскiй: «Слово Божiе есть Богъ, а слово мiра есть мiр. Но большое различiе и разстоянiе между словом Божiим и словом мiра, между чадами Божiими и чадами мiра»[12].

Имяборцы Имена Божiи относят к словам мiра – выдуманым людьми – а  на Самом деле Имя Божiе есть заглавiе всего слова Божiя, которое есть Богъ.

Блаженный Феодорит: «Свято и страшно Имя Его – для верующих Оно Свято, превожделенно и источает обилiе благ, а неверующих и живущих беззаконно мучит и наказует»,[13] а синодалов приводит к «ужасным выводам». Не говорит блаженный, что свято и страшно Имя Божiе только тогда, когда мы молимся, как учит Синод, но – всегда Свято и страшно.

Св. Ефрем Сирин: «Да возблагодарим Тебя и помолимся Имени Твоему»[14]. Если бы эти слова были сказаны не богопросвещенными богословами, то К. Шахбазян сразу приписал бы им ересь. Но пусть он попробует приписать ересь св. Ефрему Сирину, слова которого созвучны церковной молитве: «Iисусе, Спасительное Имя, помилуй мя»[15]. Впрочем, он может последовать архiимяборцам синодалам и сказать:, что – это поэтическое выраженiе Церкви и Святаго Ефрема Сирина…

«Воздадим славу и поклонимся Iисусу Божiю Слову»[16]. Пусть ответит К.Шахбазян: можно ли от Iисуса отделить Его Имя Iисусъ? Можно ли Iисусу поклоняться, а Слово Iисусъ лишать поклоненiя?

«Блажен, кто немолчно славословит Имя Твое за благодеянiя Твои»[17]. Вот это и есть православное Имяславiе!

«Господь наш Iисусъ Творец Адама».[18] Афонскiе имяборцы утверждали, что Iисусъ Христосъ – Богъ, а: «Iисусъ – не Бог», ибо Iисусов было много, разве и все Iисусы были Боги?» Вот такую хулу воздвигли имяборцы на Бога  Iисуса. А святой Ефрем Сирин говорит: Iисусъ – Творец Адама, – значит, Богъ!

«Венец правды соплетет Он праведным, уповавшим на Имя Его и на спасенiе Его»[19]. А погромщик афонских обителей архiепископ Никон монахам исповедникам объявил: «Все те, кто  уповает на Имя Божiе, находятся в заблужденiи!»[20] – Такой святитель ХХ века – не святитель, а ослепитель.

«Не возникала во мне нечестивая мысль сомневаться о Духе Святом. Благоговел я пред Именами Святой Троицы, равно чтил Отца, и Сына, и Святаго Духа».[21] А имяборцы отрицают Божество Имен Пресвятой Троицы и вообще Имени Божiя, равно как и Божество Сладчайшего Имени Iисусъ. Созвучно св. Ефрему Сирину учит и  

 Св. Григорiй Синаит. «Молитва есть апостолов проповеданiе… Действуемая любы… Божiе познанiе… Iисусово радованiе… И что множае глаголати? Молитва есть Богъ, действуяй вся во всех, за еже едину быти Отца и Сына и Св. Духа Действу, действующу вся о Христе Iисусе».[22] Как много сказано в немногих словах! В молитве проповедуется Имя Iисуса Христа; по св. мученику Iустину Философу это является и проповедью Апостолов; молитва действуется по любви к Богу истинной (2 Фесс..2,10) и любви к Сладчайшему Имени Iисусову, означающему Искупленiе; в молитве даруется (отчасти) Божiе познанiе по Его Свойствам и Действiям в Имени Iисусъ Христовом; в молитве действует Бог-Троица, Божественным Именемъ Iисуса Христа, вселяясь в сердце истинного молитвенника.

«Когда приходят помыслы, призывай Господа Iисуса часто и терпеливо, и они отбегнут… И наводителей и бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именемъ сим»[23]. Но имяборцы отрицают Божество Имени Iисусъ, и лишают Его Божественной и всемогущей силы, о которой Сам Господь свидетельствует: «Именемъ Моим бесы ижденут…» и прочiе чудеса сотворят[24].

Св. Варсонофiй Великiй: «И молися Святому Имени Божiю, глаголя сiе: Господи Iисусе Христе, помилуй мя»[25]. Видим из сих слов святаго, что молитва Iисусова есть Святое Имя Божiе. Это потому, что главное в ней – Имя Божiе, которому молится истинно произносящiй молитву Iисусову.

«Призови Святое Имя Божiе в помощь, говоря: Владыко Iисусе, покрой меня и помоги моей немощи. И не бойся: Он сокрушит лук врагов; ибо от Имени Его зло становится недействительным»[26]. Если Имя Божiе вообще, и Имя Божiе Iисусъ в частности, изгоняет безов, исцеляет болезни, как выше показано в словах св. Iоанна Златоуста, и зло (от Имени Iисусова) становится недействительным, значит Имя Божiе не посредствующiй элемент между Богом и человеком, а действующая Сила Божiя, значит Оно – Действiе Божiе по своей сущности, оно действует благодатной энергiей Бога, как Имя и Слово Божiе, исходящее из уст Божiих, и как Истина Божiя, которая по св. мученику Iустину Философу есть - Богъ.

«Зная сiе, непрестанем призывать на помощь Имя Божiе»[27]. Опять же эти слова дают понять, что Имя и Именуемый Богъ – нераздельны. Призыванiе Имени Божiя, означает призыванiе Бога .

Святые Каллист и Игнатiй Ксанфопулы: «Три суть необходимые оружiя против дiавола, кои даровала нам Св. Троица: смiренiе, – говорю, – любовь и милосердiе, на кои даже воззреть не может все демонское полчище… Душа облекшаяся в них облекается в Самого Бога, и бывает некоторым образом Богомъ. Ибо сiи три оружiя – смiренiе, милосердiе и любовь – суть Самъ Богъ»[28]. По убежденiю имяборцев, которые под титулом Богъ признают только Существо Божiе, эти слова святых надо признать еретическими: разве может Богъ Своим Существом вселяться в человека, или душа человека облекаться в Самое Существо Бога? Практически убедиться в истинности слов сих святых может тот, кто облекается в смiренiе, любовь и милосердiе, – а мы эти слова святых должны принять на веру..

«Несомненно, и без раздумыванiя веруя, что, и Воскресенiе, и Жизнь, и все что ни есть спасительного, Самъ есть Богочеловекъ Iисусъ Спаситель, как и Самъ Он сказал: Аз есмь Воскресенiе и Живот»[29]. Имя Господа Iисусъ, св. Церковь исповедует спасительным. Значит Имя Iисусъ, и все прочее, что есть спасительного в Богочеловеке: Его Слова и Действiя – есть Он Самъ Господь Iисусъ Христосъ.

 

Блаженный Феофилакт Болгарскiй: «Имя Iисуса братья богоубiйц принимают за имя человека»[30]. Имяборцев, отвергающих Божество Имени Iисусъ (Христова) и приравнивающих его к простому человеческому имени святой называет «братьями богоубiйц». Каково имяборцам слышать о себе этот приговор Святаго?

«В толкованiи слов св. ап. Петра: «да крестится кiйждо вас во Имя Iисуса Христа» (Деян. 2,38) говорит: «Если бы Имя Отца было не Бог, и Имя Сына – не Бог, и Имя Святаго Духа – не Бог, то следовало бы сказать: во Имя Бога  Iисуса Христа, или даже просто только – в Сына. Но он (Петр) говорит: во Имя Iисуса Христа, - зная, что Имя Iисуса есть Бог, равно как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа»[31].

Где те, которые говорят, что нигде у святых Отецъне сказано, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Не говорите ложь, и не заводите в заблужденiе сердца простодушных христiан!

«Дабы все языцы веровали, слыша о Имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило Имя Христово, и Оно Само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом»[32]. «Дабы все языцы»… А имяборцам именующим себя православными, тем более стыдно не веровать в чудодейственную Божественную силу Имени Христова.

Св. Максим Исповедник. «Имя бо Бога  и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть Единородный Сын. И царствiе Бога  и Отца существенне и ипостасне пребывающее есть Дух Святый»[33].

Вот как! Имя Божiе имеет существенное и ипостасное пребыванiе! Имя Бога -Отца - Сын! Имя Божiе в Боге : в Отце и Сыне, и Святом Духе. Его Имя открывается в свойствах и действiях Божества и выражается Именами написанными нашими буквами и произносимыми звуками нашего голоса - словесным Именемъ!

Имяборцы видят Имя Божiе лишь только написанное буквами и произносимое звуками нашего голоса; дальше этого Своим умом они не простираются, то есть, большего значенiя Имени Божiю не придают, останавливаясь на мертвой букве, и оклеветывают имяславцев будто бы они именно так понимая Имя Божiе как понимают имяборцы, обоготворяют Самые буквы написанного Имени Божiя. И таким образом приписав имяславцам подобное понятiе, критикуют собственную ложь, к которой имяславцы не причастны.

Св. Симеон Новый Богослов. «Бог есть Свет и Свет безпредельный, и что в Боге  - Свет есть… Также и то, что от Бога   - Свет есть… Христосъ, Iисусъ, Спаситель и Царь всего – Свет есть… Господь – Свет… Утешитель – Свет… Будучи Светом неприступным и предвечным, каковый Свет – имеет и многiе Имена, и именуется всем тем, что мы сказали (выше), и иным еще большим; и не только именуется тем Самым, что я сказал, но и действительно производит то Самое… Хотя и о нас говорится многое подобное (т.е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богом словами и именами) но о нас говорится как о людях, а о Нем как о Боге … Бог именуется Отцем, - отцами называются и люди… Слова человеческiе: - текучи и пусты, слово же Божiе живо, непреложно и действенно, Бог истинный. Равным образом и истина Божiя паче ума и слова человеческого, - Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый». «Когда речь идет о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога , то и Имена Его суть – Бог»[34].

Слышите, имяборцы? – Имена Божiи суть Бог! А вы суесловите, что нигде у святых об этом не сказано. Или Святые для вас уже не святые, или единственным авторитом для вас стали три синодальных архiерея? Тогда какiе же вы православные? От православiя у вас осталось одно только наименованiе, а в сущности вы – еретики имяборцы. Вы учите, что Имя Господа Iисусъ не Бог, потому что это имя якобы человеческое и придумано людьми, а не открытое Богом. Но, послушайте как учит об этом Имени Россiйскiй Златоуст

св. Димитрiй Ростовскiй. «Наречено же бысть в обрезанiе обоженному Младенцу Имя Iисусъ: [35] Еже принесеся с небезе Архангелом Гаврiилом в то время, егда благовести о зачатiи Его Пречистой Деве Марiи, прежде даже не зачася во чреве, Сiе есть, прежде даже не соизволи Пресвятая Дева словесем благовестниковым, прежде даже не рече: Се раба Господня, буди Мне ныне по глаголу Твоему! В тех бо Ея словесех, абiе Слово Божiе плоть бысть, всельшися в Пречистую и Святейшую Ея утробу[36]. То убо пресвятейшее Имя Iисусъ, Ангелом прежде зачатiя нареченное, во обрезанiи дадеся Христу Господу[37], еже бе известiем спасенiя нашего. Iисусъ бо спасенiе знаменует, якоже протолкова той же Ангел Iосифу во сне явивыйся и глаголя: наречеши Имя Ему Iисусъ, той бо спасет люди Своя от грех их[38]. Но Апостол святый Петр о Имени Iисусовомъ свидетельствует глаголя: несть ни о едином же ином спасенiя: несть бо инаго Имене под небезем даннаго в человецех о Нем же подобает спастися нам![39] Сiе Имя Спасительное Iисусъ, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано, и даже доселе хранимо на наше избавленiе[40], ныне же аки безценный бисер во искупленiе рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено, и Iосифом во откровенiе всем подано[41], известная же и тайная премудрости Божiя в Имени том явлено… Сiе Имя аки солнце Мiр облиста, глаголящу пророку: возсiяет вам боящимся Имене Моего Солнце правды. Аки мvро благовонно вселенную облагоуха: Мvро (рече) излiяно Имя Твое[42] не в сосуде удержано мvро Имя Его, но излiяно; донележе бо мvро в сосуде хранится, дотоле и благовонiе его внутрь его удерживается; егда же пролiется, абiе благоуханiя исполняет воздух. Безвестна бе сила Имени Iисусова в Совете Предвечном аки в сосуде сокрываема. А яко с небез на землю то Имя излiяся, абiе аки мvро ароматно благоуханiем благодати при излiянiи младенческiя во обрезанiи крове исполни вселенную и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Iисусъ Христосъ, в славу Бога  Отца. Явлена сотворися Iисусова Имене Сила, ибо дивное то Имя устраши безов, и бези бо веруют и трепешут, и от Самого того Имени трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает, падают истуканныя, прогоняется мрак идолобезiя, благочестiя же возсiявает свет, и просвещает всякаго человека в мiр грядущаго. О сем Имени превеликом Iисусове всякое колено поклоняется небесных, и земных, и преисподних. Се Iисусово Имя есть оружiе сильно на супостаты, якоже глаголет святый Iоанн Лествичник: всегда Iисусовым Именемъ бiй ратники, крепчайшее бо сего оружiя, не обряшеши ни на небези, ни на земли.

Сiе дражайшее Имя Iисусъ о коль есть сладко сердцу, любящему Христа Iисуса[43]. О коль вожделенно имущему Его. Iисусъ бо есть весь желанiе, весь сладость. Сiе Пресвятое Имя Iисусъ, о коль  любезно рабу и узнику Iисусъову в любовь Его пленену. Во уме Iисусъ, на языке Iисусъ: Iисусъ веруется сердцем вправду, Iисусъ исповедуется усты во спасенiе.

Аще ходящу, аще седящу, аще что делающу, Iисусъ пред очима: не судих (рече Апостол) ведети, что в вас, точiю Iисуса; Iисусъ бо прилепляющемуся к Нему, есть просвещенiе ума, красота души, здравiе телу, веселiе сердцу, помощник в скорбех, радость в печалех, врачевство в болезни, во всех бедах отрада, и спасенiя надежда, и Сам Той любителю Своему мзда и воздаянiе…

Облобызаем убо Тя любезно, о, сладчайшее Имя Iисусово! Поклоняемся усердно пресвятому Имени Твоему. О, пресладкiй и всещедрый Iисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Iисусе Спасе, припадем ко излiянней во обрезанiи крови, Младенче незлобиве и Господи совершенне молим же премногую Твою благость, того ради пресвятаго Имени Твоего, и тоя ради дражайшiя Твоея, изливаемыя крове, аще же и пренепорочныя Твоея ради Матере нетленно Тя родшiя излей на нас Бога тую Твою милость. Услади сердце наше Самимъ Тобою, Iисусе. Защити и огради нас всюду Именемъ Твоим, Iисусе. Знаменай и печатлей нас рабов Твоих тем Именемъ Iисусе, да и в будущiй век Твой обрящемся, и со Ангелы пречестное и великолепое Имя Твое, Iисусе, славити и воспевати будем во веки, аминь»[44].

Св. Димитрiй Ростовскiй Имя Iисусъ исповедует во-первых -  Предвечным, сокрываемым от мiра до воплощенiя Сына Божiя; во вторых – открытым Богом чрез Ангела (значит – Богооткровенным); в-третьих, всесильным оружiем против демонов; в-четвертых - единственным средством для нашего Искупленiя и спасенiя; в-пятых – признает Его Самимъ Богом Iисусомъ; ибо, если Имя Господа не есть Самъ Богъ, то какая была бы необходимость святителю называть это Имя «Спасительным», «Искупительным», просить у Господа излить на нас Бога тую милость, защищать, ограждать и спасать нас ради пресвятаго Имени Его и надеяться и в будущем веке обрестись достойными славить и воспевать Имя Его во веки ? Синодальное же Посланiе и К.Шахбазян все это отвергают.

Епископ Михаил  в толкованiи Св. Евангелiя от Iоанна на слова Спасителя: «Я открыл Имя Твое» (Ин. 17,6) – говорит: «Имя – вместо Лица, Его свойств и действiй; открыл Имя Бога  – тоже, что открыл Самого Бога ».

Св. Тихон Задонскiй: «Великое Имя Божiе заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари несообщаемые, но Ему единому собственные, как-то: единосущiе, присносущiе, всемогущество, благость, премудрость, вездесущiе, всеведенiе, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сiи собственныя свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем»[45]. От этих Божественных свойств Существа происходят Имена Божiи, а не из ума человеческого, эти Свойства Божества не человек придумывает, но открывает Дух Святый в слове Своем.

«Имя Божiе Само в себе как свято, так славно и препрославленно есть… Слава бо Имени Божiя вечна, безконечно и непременяема есть, как и Самъ Богъ»[46].

А имяборцы учат, что Имена Божiи выдуманы и приписаны Богу  человеками, не для Бога , а для Самих себя, и что они нужны людям только на земле, для того, чтобы можно было как-то обращаться к Богу , как-нибудь назвать Его, а на небе нет и не будет никаких Имен Божiих, там они совсем не нужны, святые на небе сообщаются с Богом непосредственно, без Имени Божiя… Вот какое «антиправославiе» проповедует К.Шахбазян. Но совсем не так учат Святые Отцы, ученiе которых мы здесь приводим.

«Имя Божiе со всяким почтенiем, страхом и благоговенiем поминай, и то в тех случаях, когда надобно поминать, понеже Имя Божiе свято и страшно есть, и поминающiе Его с непочтенiем тяжко грешат. «Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, как Самому Богу »[47]. «Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может»[48].

Святой не говорит, что Имя Божiе надо поминать с почтенiем, страхом и благоговенiем и почитать как Самого Бога   лишь только в молитве, а после молитвы можно вообще отрицать бытiе Имени Божiя, и вспоминать о Нем как попало. Благоговейное отношенiе к Имени Божiю, как к Самому Богу , для истинно православного христiанина должно быть постоянным и неотъемлемым во во всякое время! Также и в третьй заповеди говорится не о временном, а о постоянном благоговенiи к Имени Божiю: «Не произноси Имени Господа Бога  твоего всуе». (т. е. напрасно, неосторожно и  ругая Его по-имяборчески).

Св. Паисiй Величковскiй. «Пресладкое Имя Iисусово с памятiю Бога  ту суща, (т. е. в Имени Божiем. – К.Б.) всеисполненне живущаго во Iисусе, подвижет ум на молитву»[49]. Здесь говорится о том, что живущiй во Iисусе, т. е. в непрестанной молитве Iисусовой с сознанiем присутствiя Бога  во Имени Его, этим Самым побуждается к молитве.

Протоiерей Г. Дьяченко. «Благоговеем пред Именемъ Божiим, Которое есть благословенно (Пс. 71,19), хвально и прославлено (Пс.112,3). Которым благословляется и освящается  все (Пс.71,17), о Котором радуются Ангелы Божiи, все Праведники, силою Которого и мы грешные спасаемся» (Деян.4,12)[50]. Но имяборцы не радуются о Имени Божiем и не спасаются им, потому что для них Имени Божiя реально не существует ни здесь на земле, ни на небе, ни в сем, ни в будущем веке имяборцы славить Имя Божiе не будут. Известный церковный писатель Григорiй Дьяченко говорит, что Именемъ Божiим освящается все, и мы грешные спасаемся. А имяборцы учат, что все освящается и мы спасемся не Именемъ Божiим, а Самимъ Богом, под Которым они разумеют одну сущность Сущего. Этим Самым имяборчество отвергает действующую Благодать Действуемого Существа в Имени Божiем. В этом и таится корень имяборчества  - отверженiе бытiя Имен Божiих и действуемого в них Божества.

Догматическое ученiе о семи церковных таинствах. «То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Iисуса Христа и Дух Бога  нашего»[51]. Синодальное же Посланiе 1913 г. отвергает спасительность Имени Господа нашего Iисуса Христа. Это означает, что имяборцы не в числе спасаемых Именемъ Iисуса Христа[52], а в числе погибающих, «за непрiятiе Любви Истинной»[53], заключающейся в Искупленiи – в  Сладчайшем Имени Iисусъ.

Евфимiй Зигабен. «Блажен муж емуже Имя Господне упованiе его». Счастлив, говорит, тот, кто имеет упованiе на одно Имя Господа, иначе на одного Господа, а не на что-либо другое, как тот же Давид говорит и в другом псалме: Блажен муж, который уповает на Господа[54]. У каждого христiанина упованiе и спасенiе есть Имя Христово, как это показали на деле пред мучителями святые мученики, которые открыто исповедали, что Имя Христа и христiанство составляет для них славу и Бога тство и надежду»[55]. Упованiе на Имя Божiе и упованiе на Господа понимается однозначно. Архiепископ же Никон на Афоне упованiе на Имя Божiе назвал заблужденiем[56].

Ириней, Архiепископ Псковскiй. «Ни ярость адского князя, ни усилiе целого мiра не смогли истребить и помрачить Имени Его»[57]. Зато имяборцы ревностно взялись за помраченiе и уничтоженiе Имени Божiя. Архiепископ Никон на Афоне зарекался перед монахами, вычеркнуть из Святых и Богослужебных книг Имена Божiи, и Имя Господа Iисуса Христа заново перепечатать все книги. Но «трудно им прати против рожна»! (Деян. 9,5). Мечту сатанинскую Никона не дал Бог привести в исполненiе, и погибла с шумом память его    вместе с Синодом!,

«Защитит тя Имя Бога  Iаковля». «Имя Божiе полагается здесь за Самого Бога , и то не без причины. Ибо как Самое существо Божiе нам непостижимо, а только открыта сила Его и благодать: для того праведно уповаем на Имя Его, от призыванiя которого рождается надежда»[58]. Слышите, имяборцы? Имя Божiе полагается здесь за Самого Бога . А вы не даете Имени Божiю достоинства Божества. Потому что признав Божество Имени Бога , вам неминуемо надо было бы признать  Имя Божiе Богом. Но исповедать Имя Божiе Божеством и Богом, вам-то и не дается…

Определенiе Церковного Собора. (1341 г. 11 iюня).

160. 1) Есть Богоприличное различiе существа и действiя Божiя;

        2) Действiе Божiе не создано;

        3) не созданное действiе не производит сложенiя в Боге ;

        4) Слово Бог употребляется Богословами для означенiя как существа, так и действiя Божiя;

        5) Существо Божiе полагается (в наших умопредставленiях) прежде действiя Божiя, как причина;

        6) Наконец, участвующiй в действiи Бога  участвует (по нераздельности существа и действiя) и в Его существе[59].

Согласно этому определенiю церковного собора, действiю Божiю принадлежит титул Божество и  Бог. Но имяборцы говорят, что действiе Божiе не Бог, а только Божество, и Сами не ведая того, что не желая по упорству признать действiе Божiе Богом, а только Божеством они дают ему еще большее значенiе, ибо по отношенiю к Сущему наименованiе Божество выше чем наименованiе Бог, ибо Бог означает владычественность, а Божество все естество Сущего. Так имяборцы Сами же уловляются в расставленную ими для других сеть. Реально же Сущего можно именовать и Богом, в объективном понятiи этого слова, и Божеством. Святые Отцы это уже доказали.

Ученiе о том, что действiе Божiе есть Бог, с особенной полнотой и ясностiю развил Святой Симеон Новый Богослов в конце 62 слова. Он, между прочим, говорит: «Бог есть Свет… и то, что от Бога , Свет есть… Глас Его – Свет и проч., а также: Христосъ, Iисусъ, Спаситель… Свет»[60]

С.Троицкiй, доклад которого вместе с другими двумя докладами архiепископов Антонiя и Никона положены в основанiе Посланiя Синода от 18.05.1913, вследствiе которого и произошла Афонская буря, пишет: «Иногда и очень редко под Именемъ Божiим понимается откровенiе Божiе разумной твари, и имя Божiе является таким образом как бы кратким выраженiем всего того, что открыл Бог о Себе человеку»[61]. Для С. Троицкого «иногда», а для святых Отецъ– всегда. И поэтому, Имя Божiе, как Богооткровенная истина о Боге  (действiе энергiи Божества в Откровенiи) есть Бог, что и утверждает согласно ученiю св. Церкви iеросхимонах Антонiй (Булатович) в своей Апологiи.

 Далее С. Троицкiй пишет: «Имя Божiе, понимаемое в смысле откровенiя Божiя и притом по его объективной стороне, т. е. в смысле открыванiя истин человеку, есть вечная неотделимая от Бога  энергiя Божiя, воспринимаемая людьми лишь настолько, насколько допускает их тварность, ограниченность и нравственное достоинство. К употребляемому в таком смысле слову «имя» приложимо наименованiе Божество. Имя как энергiю Божiю можно называть Богом лишь в несобственном смысле, в смысле противоположности твари»[62].

И еще: «Имя Iисусъ, понимаемое в смысле откровенiя о спасенiи человечества…, есть сила Божественная или действiе Божiе, действiе Святаго Духа, неотделимое от Него, так-же как и творенiе чудес. Имя как откровенiе Божiе есть действiе Божiе, ибо как говорит св. Григорiй Палама «только посредством действiя Божiя неотделимого от существа Его, существо Его сообщается  людям»[63].

Собственно, С. Троицкiй повторил ученiе имеславческой Апологiи, именно на этом и настаивали исповедники Божества Имени Божiя, которые тоже не почитали Имя за Самое Существо Божiе. После такой трактовки С. Троицким своего воззренiя на Имя Божiе Отец Антонiй Булатович возрадовался и с надеждой ожидал окончанiя спора вокруг Святейшего Имени Божiя. Но не долго ему пришлось радоваться, и надежда его на конец распри не оправдалась. Другiе докладчики члены Синода архiепископы: Антонiй (Храповицкiй) и Никон (Рождественскiй) выдвинули в своих докладах парадоксальные тезисы и распря возобновилась с новой силой, когда синодалы на основанiи собственных докладов оформили  в так называемом Посланiи Святейшего Синода свое ярко выраженное имяборческое ученiе, противное ученiю Св. Церкви и святых Отец, и потребовали от всех монахов и духовенства безпрекословного «послушанiя Святейшему Синоду» и принятiя составленных в Посланiи антиправославных трех «догматов», которые были опубликованы от имени Вселенской Церкви, как голос Матери Церкви Православной. Тогда, запатентованный синодалами профессор С. Троицкiй повернул, как говорится, свои оглобли в обратную сторону, и в унисон лжеученiю синодалов, «за послушанiе Синоду» с новой силой открыл пальбу против Имяславiя воздвигая на исповедников разные клеветы. И написал свою книжку: «Ученiе св. Григорiя Нисского об именах и имябожники». Но, как говорится, «Белый свет не сходится клином на одном человеке», так и ученiе об Имени Божiем всей Вселенской Православной Церкви не сходится на мненiи одного Святаго Григорiя Нисского, или вернее, на тех его словах, которые в оправданiе своего имяборчества приводят С. Троицкiй и К. Шахбазян. Читатель настоящего труда уже увидел, что мы привели слова того же св. Григорiя Нисского, и множества святых Отецъ в оправданiе имяславiя, а не имяборчества.

Если бы синодалы смiрились и вняли голосу имяславцев  и тому, что писал многократно о. Антонiй Булатович в своих исповеданiях: «Повторяю, что, именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богом и Самимъ Богом, я чужд как почитанiя Имени Божiя за сущность Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обоженiя Самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге » и остановились бы на этом, то не произошло бы на Афоне никакой драмы и церковного разделенiя. Но синодалы, зная, что они поступают против правды и своей совести, упорно выдвигали против имяславцев ложное обвиненiе в почитанiи Имени Божiя за существо Его и в обоготворенiи Самих букв написанного Имени Божiя. Но их гордость, как охарактеризовала их благочестивая графиня Игнатьева, привела Церковь и Россiю к трагическим последствiям.

Итак, С. Троицкiй Имя Божiе до синодского Посланiя признавал как действiе Божiе, и как Богооткровенную Истину о Боге . И также, как имяславцы, именовал Имя Божiе Богом. Но Синод ни в  коем случае не признал Божества Имени Божiя: ни как Слова Божiя, ни как Богооткровенной истины о Боге, ни как действiя энергiи Божества открываемой и действуемой Именемъ Божiим. И не принимал во вниманiе, что по вышеприведенному Определенiю Церковного Собора от 11 iюня 1341 года, «слово Бог употребляется Богословами для означенiя как существа, так и действiя Божiя».

Св. Григорiй Палама говорит, что действiя Божiи неслитны с Существом Божiим, но и не отделимы от Него, как неотделимы солнечные лучи от солнца, и что имя «Бог» прилично не только Существу Божiю, но и Ипостасям Его и Действiям Его[64].

Филарет, Архiепископ Черниговскiй (Гумилевскiй). «Что сказано о Боге  в собственном смысле, то и есть Бог, и что Он есть по природе, то и сказано в собственном смысле». «Имена и качества Божiи, показанные в Откровенiи, не произведенiя мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущiе»[65]. А для имяборцев Имена Божiи – выдуманы людьми.

«В таинстве «елеосвященiя» не могут участвовать все неверующiе во Имя Христово»[66]. Имяборческое духовенство не верует во Имя Божiе[67], поэтому оно не имеет права совершать церковные таинства, а совершаемые им таинства являются не действительными.

«Имя Божiе есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать ее»[68]. А по-имяборчески: Имя Божiе есть – фикцiя.

Филарет, Митрополит Московскiй: «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне (2 Тим. 2,19). Великое для нас благополучiе на земли, великая надежда на блаженства на небези, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти все дело спасительного посольства Своего с неба на землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земного поприща, он взывает в молитве к Отцу Своему небесному: дело совершил, еже дал еси мне, да сотворю. Какое дело? – Аз прославих Тя на земли; или иначе: явил Имя Твое человеком, ихже дал еси мне от мiра». (Ин. 17,4-6). Из сего почти можно заключить, что те, которым явлено Имя Отца Небесного, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божiи. Никтоже, свидетельствует Боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ» (1 Кор. 12,3)[69]. Сам Господь Iисусъ Христосъ свидетельствует: «Явил Имя Твое человекам». Имяборцы же твердят, что Имена Божiи – земные, и  выдуманы людьми. Это – хула! Кроме того, имяборцы, похулившiе Имя Господне, как видно из слов Святителя Филарета – не суть Божiи, не суть Христовы, потому им и не явлено Имя Божiе, и они не познали Его.

Св. Игнатiй (Брянчанинов). «Ангел Божiй сказал Св. Ап. Ерме: «Имя Сына Божiя велико и неизмеримо: оно держит весь мiр»[70]. И эту особенную Божественную силу Имени Господа нашего Iисуса Христа, Синод и все имяборцы безумно отвергают.

Толковая Псалтирь. «Он (Бог) другого воздаянiя не требует от нас за вся благая подаемая нам, кроме прославленiя Имени Своего»[71]. А имяборный Синод осудил прославленiе Имени Божiя имяславцами, как имябожническую ересь. Значит, Синод в1913 году осудил всю Вселенскую Православную Церковь Христову 1912 лет прославлявшую Имя Господне. И все последующiе после 1913 года имяборцы прославленiе Имени Божiя называют ересью –и запрещают прославлять имя Божiе. А то, в храмах они поют  «Хвалите Имя Господне», то делают это лицемерно и притворно, в силу необходимости, потому что так написали святые Отцы, а реформист архiепископ Никон не успел перепечатать заново все Богослужебные книги, и выбросить из них все, написанное во славу Имени Божiя.

 

Глава 9

Ученiе об Имени Божiем архiеп. Никона до 1913 г. – до его имяборчества

Троицкiе Листки, издаваемые архiеп. Никоном: «Имя Божiе всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства, Им запечатлевается верность наших клятв и обещанiй; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям»[72].

Видите, сам Никон до 1913 года учил, что Имя Божiе – всегда свято, а не только во время молитвы, как он стал учить находясь в составе Синода в 1913 г. говоря: «В молитве Имя Божiе свято и достопоклоняемо» и даже «отождествляется с самимъ Богом»; а (вне молитвы), «в богословствованiи, как и на деле, Имя Божiе – фикцiя, человеческая выдумка, «реально несуществующее названiе предмета, а не сам предмет»[73].

Кроме того, Никон учил, как и во многих других местах сказано о том же, что Именемъ Божiим совершаются чудеса, поражаются враги видимые и невидимые, совершаются таинства церковные. Но в 1913 году он опроверг свое православное ученiе. И вот, уже в ХХ1 веке К.Шахбазян посмеивается над этим ученiем св. Церкви и говорит, если таинства совершаются Именемъ Божiим, тогда их может совершать и не священник, а каждый имяславец призванiем Имени Божiя. – Такую слепоту свою духовную выказывает  критик имяславiя! Что касается до-имяборческого выраженiя Никона «Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе открывающее Себя людям», – это можно понимать, что – Богъ открывает Себя людям в Своих Божественных Именах–Энергiях настолько, насколько может вместить молящiйся в меру духовнаго совершенства своего и духовной способности воспринимать в свою душу реальное действiе Энергiи призываемаго Имени Бога.

 

[1] Ч. 2. М. 1861. С. 412.

[2] Ч. 7-8. Т. 56. С. 70.

[3] Ч. 2. М. 1882. С. 15

[4] Творен. Изд. Каз. Дух. Акад. 1901. С. 189

[5] «Церковь и время». № 3 (12) 2000 г. с. 216.

[6] «Проповеди и молитвы». М. Сретенскiй монастырь. 1999. С. 437

[7] Творен.1855. С. 144   

[8] Ис. 63,16; Мф. 1,21; Св.Муч.Iустин Философ.

[9] Св.Димитр. Рост. Слово на Обрез. Госп. Четь-Минеи. 1 Янв.

[10] Твор. Св. Отц. Т.25. Изд.1. М. 1855. С. 138

[11] Изд. 2. 1893. С. 298

    [12] Творен. Изд. 4. 1904. С.293

[13] Изд. 1856. Ч. 3. С. 265

[14] Творенiя. Ч. 4. С. 366

[15] Трiодь Постн. Понед.5 Седм. Вел. Поста, стихира утрени.

[16] Творенiя св. Ефрема Сирина. Ч.4. М.1882. Изд. 3. С. 657

[17] Там же. С. 487

[18] Его же. Т.7. С. 21.

[19] Его же. Ч. 4. 1882. С. 374

[20] «Афонская смута». Православное почитанiе Имени Божiя. Изд. «Исповедник». СПб. 1914.

Предисловiе.

[21] Изд. 3. Ч. 4. М. 1882. С. 487

[22] Слав. Доброт. Ч. 1. 1,99

[23] Доброт. Т. 5. С. 236-247

[24] Мрк. 16,17.

[25] Ответ на 443 вопр. С. 382

[26] Отв. на 666 вопр. С. 556

[27] Отв. на 422 вопр. С. 372. М. 1855

[28] Доброт. Т. 5. Каллист и Игнатiй. Гл. 73

[29] Там же.  Гл. 18

[30] Св. Феофилакт Болгарскiй. Толков. на Деян. Свв. Апостолов. СПб. 1911.Толк. на Деян. 2,32

[31] Его же. Казань. 1905. На Деян. 2,38. С. 38

[32] Его же. Толк. посл. к Римл 1,5. С. 6.

[33] Толк. на мол. «Отче наш». С. 15. М. 1853

[34] Ч. 2. С. 107-108. См. 62 слово на греческом

[35] В iудейском обряде Обрезанiя, уже обоженному Богомладенцу Iисусу было наречено по человеческому обряду, Ангелом еще прежде зачатiя нареченное, (понимай – открытое) Имя «Iисусъ».

[36] Архангел Гаврiил при Благовещенiи Деве Марiи возвестил это Имя (Спасителя) «Iисусъ»; и как только Дева Марiя соизволила, т. е. дала согласiе на слова благовестниковы, в тот Самый момент, когда Она сказала: «Се, раба Господня, буди Мне ныне по глаголу твоему!»  Сiе Имя-Слово-Божiе «Iисусъ» всельшееся в Пречистую и Святейшую Ея утробу – «абiе плоть бысть», во мгновенiе соткало Себе Плоть.

[37] И паки Святитель подтверждает: «То убо Пресвятейшее Имя Iисусъ, Ангелом прежде зачатiя уже нареченное, (т. е. явленное, открытое, возвещенное), во обрезанiи дадеся Христу Господу».

[38] Это Божiе Имя Iисусъ, говорит Святитель, «бе известiем спасенiя нашего». (Иначе: явило наше спасенiе), «Iисусъ бо спасенiе знаменует, якоже протолкова той же Ангел Iосифу во сне явивыся и глаголя: «наречеши (то есть, уже нареченное Богом-Отцем и возвещенное Аргангелом мiру) Имя Ему Iисусъ, Той бо спасет люди Своя от грех их».

[39] Святитель в подтвержденiе своих слов ссылается на Первоверховного Апостола Петра, который «о Имени Iисусове свидетельствует, глаголя: «Несть ни о едином же ином спаенiя (то есть, нет другого Спасителя, носящего сiе Спасительное Имя Iисусъ, кроме Спасителя Господа Iисуса).

[40] Слова Святителя: «Сiе Спасительное Имя Iисусъ, прежде всех век (то есть, предвечно) в Тройческом Совете бе предуготовано, написано, и даже доселе хранимо на наше избавленiе» означают то, что, Спаситель Iисусъ Христосъъ, предвечно в Совете Пресвятой Троицы предназначен быть Спасителем мiра. Значит, Имя Его Спасительное «Iисусъ» существовало также предвечно, как предвечен Сам Iисусъ Христосъъ в плане домостроительства спасенiя и искупленiя рода человеческого Предвечного Совета Пресвятой Троицы, а отнюдь Имя Сiе «Iисусъ» не придумано людьми. Оно предвечно, как предвечен Сын Божiй, Спаситель и Искупитель мiра. Люди нарекли это Имя Iисусу в обряде Обрезанiя, как человеку. А по Божеству это Имя-Слово-Божiе «Iисусъ» снизошло с Неба на грешную землю и приняло в Себя плоть человеческую, безгрешную, нетленную, Богоподобную. Поэтому можно, очевидно, считать, что предвечное Имя Iисуса равно означает: и Божество, и обоженное человечество, и потому есть Имя и Божества и человечества Богочеловекъа в Едином Лице от Святыя Троицы, ибо Оно снизошло на землю во искупленiе рода человеческого. А по скольку по слову Святителя Имя Сiе «Iисусъ» «Спасительное» и «Искупительное», значит и есть Самъ Богъочеловекъ Iисусъ Христосъъ Спаситель мiра. Мысль Святителя Димитрiя о предвечной принадлежности Имени «Iисусъ» Сыну и Слову Бога -Отца, подтверждает также и Святитель Кирилл Iерусалимскiй, он говорит: «Очевидно, что имя «Iисусъ» предвечно принял на Себя Сын Божiй, столь же предвечно, сколь предвечен был совет о спасенiи человека» (С. 119) (Соборное рассужденiе о Имени Г.н.И.Х. в пустыне Новая Фиваида на Афоне. 2 декаб. 1912 г.). Но, разумеется, не по внешнему выраженiю голосом и буквами человеческими, Имя «Iисусъ» принадлежало предвечно Сыну Божiю, а по внутреннему  - по Его Спасительным Свойствам и Действiям, неотделимым от Слова.

[41] Достойно и праведно Святитель называет пресладкое Слово-Имя Iисусъ «безценным бисером во искупленiе рода человеческого от сокровищ пренебесных принесенным, и Iосифом в Откровенiи поданным», (то есть, возвещенным и снисшедшим на землю), потому что в «том Имени явилась тайная премудрость Божiя».

[42] Имя Господа Iисуса тайной премудростью Божiей как драгоценное мvро в сосуде было сокрываемо в Превечном Тройческом Совете, и сила Его была мiру безвестная. А когда это Имя открылось и явилось мiру, то как благоуханное мvро излилось из сосуда, и открыло Таинство Пресвятой Троицы, облагоухало Вселенную и стала известна дотоле безвестная Божественная Сила Имени Iисусова. «А яко с небез на землю то Имя излiяся, абiе аки мvро ароматно благоуханiем благодати при излiянiи младенческiя во обрезанiи крове исполни вселенную и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Iисусъ Христосъъ, в славу Бога  Отца». Посему и назывет Святитель Имя Сiе Спасительное «Iисусъ» наименованiем Священного Писанiя: «Мvро излiянное Имя Твое!». И далее Святитель перечисляет, какiе необыкновенные силы и чудеса проявляет Божественное Имя «Iисусъ», и повторяет слова другого Первоверховного Апостола, - Павла, о том, что Имени Iисусъову «поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флпс. 2,9) и слова Святаго Лествичника о том, что нет сильнейшего оружiя против демонов, кроме сего Имени Iисусова. Одним словом, все то исповедует Святитель, что есть спасительного в Священном и Святом Писанiях, и чего отвергает Святейшiй Синод 1913 года и последующiе за ним имяборцы.

[43] А имяборцам это пресладкое, спасительное и всемогущее Имя «Iисусъ» - противное, ибо они признают Его не спасительным, не чудодейственным, не Божественным, не всемогущим, - но простым человеческим Именемъ и названiем. В этом-ли их любовь к сладчайшему Имени Iисусъову? И на каком основанiи они называют в Акафисте это Имя сладчайшим? Воистину они Лицемерят! И всуе призывают Имя Божiе и Имя Господа «Iисусъ»!

[44] Жит.Св. Январь, 1-го дня.

[45] Т. 3 Изд. 3. М. 1875. С. 65.

[46] Его же. Т. 7. Изд. 2. СПб. 1826. С. 167.

[47] Т. 5. 1910. Троицкае слово № 8. III - 28.

[48] Там же. С. 65

[49] Жит. И Писан. П.В. Изд. 3. М. 1802. С. 116

[50] Катехиз. Поуч. Гр. Дьяченко. Москва. С. 819.

[51] СПб. 1877. С. 99

[52] Деян. 4,10-12

[53] 2 Фесс.. 2, 10

[54] Пс. 33,9

[55] Толков. Псалт. Изд. 2. Кiев. 1898. С.313

[56] См. «Исторiя Афонской смуты». Православн. Церк. о почит. Имени Божiя. Изд. «Исповедник. 1914. С. 12

[57] Толк. Псалт. Псал 44,18. Изд. Псков. 1806. Ч.1. Л. 232

[58] Изд. 9. Моск.Син.Тип. 1903. Толк. На пс. !9,2

[59] Игум. Модест – Св. Григорiй Палама. С. 124-125; К.Никольскiй – Анафематствованiе. СПб. 1879. С. 145.

[60] Ч. 2. С. 107-108. См. 62 слово на греческом.

[61] «Ц. В.» № 20. 1913. С. 906

[62] Там же. С. 906-907

[63] Там же. С. 908

[64] См. кн. Игум. Модеста: «Св. Григорiй Палама». С. 124,125.

[65] Правосл. Догматич. Богослов. Ч. 1. СПб. 1882. С. 37

[66] Там же. Изд. 3. Ч. 2. 1882. С. 201.

[67] Ин. 1,12; 3,18; 12,28; Мрк.16,17; 1 Ин. 3,23; 1 Кор. 6,11; Флпс. 2,5-9

[68] Изд. 3. Ч. 1. СПб. 1884. С. 187

[69] Прибавленiе к творен. Св. Отцев. МДА. М. 1843. Ч. 1.Слово на Благовещ. С.82

[70] Аскет. Опыты. Т. 2. Изд. 3. СПб. 1905. С.237

[71] М. 1806. Пс. 68. С. 342

[72] Т. 5. Изд. СТЛ. 1896-1899. № 835. С. 137

[73] Ц.В. № 20. 1913. Посланiе Синода.

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0