Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 11:59 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 145 - 154
2016-04-18, 0:05 AM

Но довольно изобличать г. Троицкого в лжесловесiи. Обратимся же теперь к положительной части его брошюрки, а именно к тому Новому против  «имябожников, обвиненiю, которое здесь вновь приводит г. Троицкiй. Как видим, он старается доказать, что Имя Божiе в Ветхозаветной Церкви не чтилось Боголепно ни во времена Патрiархов, ни в допотопное .время; ни во времена Пророков и что такое Боголепное почитанiе Имени Божiя, которое было современно Христу, было извращенiем веры и явилось лишь после того как «Благодать непосредственного Откровенiя покинула Iудеев». (стр. 12). Установив некоторое сходство в том, что мы говорим об Имени Божiем с тем что пишется в еврейских источниках, г.Троицкiй делает заключенiе, что имяславiе, или как он выражается «имябожничество» — есть такое же извращенiе истинного почитанiя Имени Божiя, как нынешняя еврейская вера есть извращенiе истинной ветхозаветной веры евреев. Удачная комбинацiя. Но вот дело в чем, к которому же времени относит г. Троицкiй лишенiе iудеев Благодати непосредственного Откровенiя? Из книги «Апологiя Веры во Имя Божiе и во Имя Iисусъ» и из других сочиненiй имяславцев мы видим, что имяславцы многократно ссылаются: на книги Моисея, на Псалмы Давида, на книги Про­рока Исаiи, Малахiи и других, все эти выноски свидетельствуют нам о почитанiи Имени Божiя как Самого Бога  древними евреями, что же, и это следовательно есть раввинизм? Дальше, как видим г. Троицкiй относит к раввинистической литературе и 3-ю книгу Ездры, написанную задолго до пришествiя Христова. Книги эти у нас издаются вместе с каноническими книгами Библiи и заключают в себе, Боговдохновенные пророчества, подтвержденные и словами Спасителя и Апокалипсисом и другими каноническими книгами. Но о сих книгах г.Троицкiй выражается так: «к iудейской раввинской письменности относятся и 3 книги Ездры—(стр. 16). Итак, следовательно, г. Троицкiй полагает, во-первых, что Благодать Пророческая в Ветхозаветной Церкви прекратилась уже задолго до пришествiя Христова, но едва ли право­славный с этим согласится. Мы веруем, что Благодать в Ветхозаветной Церкви не умалялась до тех пор, пока не отнялась от них по Распятiи Господнем. Мы верим, что Пророки в Ветхозаветной Церкви существовали до Самого пришествiя Христова, и последним был Iоанн Кре­ститель: Вспомним пророчество Пр. Симеона, Анны Пророчицы, пророчество Божiей Матери, пророче­ство Захарiи, — но как видно г. Троицкаму нужно ради нашего обвиненiя представить, что та вера во Имя Божiе, которая, как он сам то доказывает существовала во время пришествiя Господа на землю, что эта вера была извращенiем истинной веры во Имя Божiе. Но в таком случае вопросим  г. Троицкого, обличил ли Господь в Евангелiи это, как он полагает, извращенiе истинной веры во Имя Божiе? Но знаем, что Господь тщательно обличил все извращенiя в вере современных Ему евреев. Итак, где же в Евангелiи сказано, чтобы Господь разубеждал бы учеников Своих веровать во Имя Божiе и во Имя Свое, как в Бо­жественную Силу? Нигде, наоборот. Господь утвердил веру во Имя Божiе; во   1-х, в молитве «Отче наш»—ибо первым прошенiем в сей молитве поставил: «Да святится Имя Твое», во 2-х, Гос­подь Сам свидетельствует, что Его миссiя к людям заключалась в том, чтобы явить людям Имя Божiе: «Явих Имя Твое человеком». В 3-х, Господь дал заповедь всего просить во Имя Его; в 4-х, Господь дал заповедь веровать во Имя Его (см. 1-е посланiе Iоанна 3,23): в 5-х, Господь заповедал крестить и созидать Церковь Таинствами во Имя Его; в 6-х, заповедал и чудеса творить Именемъ Его; в 7-х, Господь пророчески предсказал что Апостолы и последователи их будут гонимы за Имя Его и, наконец, как мы виднм из книги Деянiй Апостольских и из Житiя Святых, Апостолы и Святые все, что делали славного, делали Именемъ Iисусовым, и первая молитва Апостолов ко Господу, записанная в Деянiях, была о том, чтобы «чудесем и знаменiем бывати Именемъ Святымъ Отрока Твоего Iисуса». Вспомним, наконец, слова Божiей Матери, ко­торая на приветствiе Елизаветы воскликнула: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем, яко сотвори Мне величiе Силь­ный и Свято Имя Его».

Итак, как видите, Господь не только не обли­чил современных Ему евреев в неправой вере во Имя Божiе, но утвердил сiю веру и в новозаветной Церкви, дав Новозаветной Церкви Свое Новое Имя. Итак, попытка г. Троицкого дока­зать нашу связь с раввинизмом, на Самом деле подтверждает только наши слова, что в Ветхоза­ветной Церкви во время пришествiя Христова и раньше веровали во Имя Божiе, как в Самого Бога , сiю веру переняли и Апостолы, и освятил ее Господь Iисусъ Христосъ. Конечно, впоследствiи евреи извратили свою веру разными суеверiями, но мы этим их суеверiям не причастны, с каббалой не ­знакомы, не знакомы и с Талмудом и с Тергумами, но знакомы с творенiями Святых Отцев, в которых повсюду видим доказательства их живейшей веры во Имя Божiе, как в Самого Бога, и как  в Божественную Силу. Замечательно свидетельство Иринея Лiонского: «Iудеи до настоящего дня Его Именемъ (т. е. Божiим) прогоняют демонов, потому что все страшится Имени своего Творца». (Сочиненiя Св. Ирин, Лiон. стр. 143. Москва 1871). Итак, как видите, хотя у iудеев и изврати­лась вера, но Господь все же не посрамил их веру во Имя Свое и сiе Имя продолжало и у евреев иногда творить чудеса. Но, по-видимому, г. Троицкiй не склонен признавать за истину свидетельства записанные в Житiях Святых. Так он называет  Апокрифическим повествованiе, записанное в Житiи Св. Сильвестра о чудесном воскрешенiи сына. Повествованiя о чудесах Святых, записанные Симеоном Метафрастом из древнейших первоисточников и принятые за истину нашею Цер­ковью, записанные Святымъ Димитрiем Ростовским, знаете ли как именует г. Троицкiй?— Он именует ихъ «апокрифами» и «легендами», и так, как видно г. Троицкiй страдает общим недугом нынешних интеллигентов — неверiем в то, во что несомненно веровали  наши предки и все  наши Святые.

Но вот в следующих словах г. Троицкiй выдает себя с головой. В то время, как мы, имяславцы, ищем основанiя для нашей веры в словах Святых Отец, как то видно, хотя бы из настоящей книги и из всех наших сочиненiй, в то время, как мы опираемся на авторитет заведомо благодатных мужей, подобных о. Iоанну Кронштадтскому, г. Троицкiй ищет обоснованiя своей вере во Имя Божiе в мудрствованiях западных современных ученых, и вот на какой авторитет  г. Троицкiй ссылается: этим авторитетом для г. Троицкого в догматическом споре за Божество Имени Божiя является немецкiй ученый Макс Мюллер, которого словами руководится Г. Троицкiй, основывая на них то мненiе, будто Имени Божiя совсем не существовало на языке человеческом при сотворенiи человека, но сiе имя люди сами придумали впоследствiи при Эносе. Вот приводимое Троицким ученiе сего Макса Мюллера: По его взгляду первоначально Божество не имело имени, не имело даже тогда, когда язык достиг уже значительной степени развитiя. Религiозная жизнь долгое время обходилась без имен Божiих, хотя и могла стоять на высшей ступени, чем потом, когда явились имена Божiи. Сущность религiи составляет «sensus numinis» чувство Божества, но глубокiе чув­ства часто и не выражаются в слове. Бога  пости­гали, поклонялись Ему и ожидали гораздо ранее, чем узнали, как назвать Его. Когда явились имена Божiи, они были первоначально метафорами. Все имена имели сначала чувственное значенiе и по­этому, когда их стали относить к предметам сверхчувственным, они стали метафорами, гомонимами. (См. стр. 11).

Развивая эти мысли Макса Мюллера, г. Троицкiй выводит следующее ученiе о Имени Божiем.  1) «Имена (вообще) сами по себе нисколько не связаны с предметами».

2) «Имя есть лишь условный знак, символ предмета, созданный Самимъ человеком. Имена есть такой же продукт творчества человека, как дома, картины и, вообще, все произведенiя культуры».

3) «Считать Бога  Виновником имен нельзя... Богъ никогда не произносил никакого имени,[6] а если в Св. Писанiи говорится о словах Божiих, то это лишь антропоморфическiй образ выраженiя, подобно тому, как в Св. Писанiи говорится о руках, глазах, гневе, ярости Божiей». (Слышите, православные, что г. Троицкiй отрицает даже наличность у Слова Божiя Глагола Его. Действительно, остается только поблагодарить Троицкого, за то, что он так ярко обнаружил свое совершенное неправославiе).[7]

4) «Итак, всякое имя не есть действiе Божiе, а есть действiе, есть энергiя человеческая. Имена Божiи не могут служить исключенiем отсюда уже потому, что все Имена Божiи суть гомонимы». (Итак, г. Троицкiй отрицает то, что некогда сам утверждал, что Имя Божiе есть Божественное Откровенiе и в этом смысле Божество).

«Все, имена Божiи относились когда-то к предметам тварным, да и теперь есть такiе имена Божiи, которые относятся и к людям и даже животным. В Св. Писанiи богами, господами называются и люди. С другой стороны, Богъ называется и дверью, и хлебом, и путем, и рысью, и телицею, и даже грехом  и клятвою, (!), а если так, то, очевидно, источник, происхожденiя их один — человеческое творчество. Что имена Божiи созданы самими людьми, а не открыты людям Богом — видно уже из того, что они у разных народов различны. Богъ не открывал людям Своего имени уже потому, что Он не имеет имени, так как не нуждается в каком-либо посредстве ни для познанiя Себя Самого, ни для познанiя чего-либо. Богъ вечен, но имена Его не вечны, а явились лишь тогда, когда явились те, кто именует, подобно тому, как земледелiе и мореплаванiе явились не раньше земледельцев и мореплавателей. Но и люди почитали Бога, сначала не имея никаких  имен Его. Библiя говорит, что Адам дал имена лишь животным и жене, но не Богу  и призывать имя Божiе люди начали лишь при Эносе. По Библiи, подобно тому, как творчество каинитов проявилось в матерiальной культуре, в созданiи городов, в искусстве ковать медь, железо, творчество сифитов проявилось в созданiи первых священных символов – имен Божiих».  (См. стр. 19).

«Если все имена Божiи не суть ни действiе Божiе, ни духовное существо, и не вечны, а есть лишь действiе человеческое, есть довольно позднее произведенiе человеческого творчества, то тем более нужно сказать это об имени Iисусъ.

Это имя создано людьми и сначала лишь имело значенiе простого человеческого имени. К Сыну же Божiю оно стало относиться лишь по  Его  воплощенiи.

Даже в отношенiи к воплощенному Сыну Божiю имя Iисусъ нуждается в восполненiи Именемъ Христосъ».

Таково то ученiе, которое г. Троицкiй, заимствовав у западных мудрецов, выдает за ученiе Церкви о происхожденiи и о существе Имен Божiих, выясненное якобы—«корифеями православного Богословiя Василiем Великим, Григорiем Богословом, Григорiем Нисским и Iоанном Златоустом в их борьбе с арiанином Евномiем, учившем, что имя Божiе есть действiе Божiе, и в 8 - 9 веках Iоанном Дамаскиным, Феодором Студитом и утверждено Церковью на седьмом Вселенском соборе».

Вместо возраженiя на сей верх лжесловесiя еще раз предложим каждому сличить приводимые в этой книге выдержки из всех поименованных Святых с тем, что приписывает им г. Троицкiй и предоставим каждому убедиться, сколь клевещет Троицкiй  на Святых. (и на Святое Православiе. – К.Б.).

Для сопоставленiя приведем и наши тезисы о Имени Божiем, поданные нами в Прошенiи Святейшему Синоду от 5 февраля.

1) Имя Божiе в Самом обширном и таинственном смысле этого слова понимается в Св. Писанiи и у Святых Отецъ равнозначущим с Именемъ «Слово Божiе», т. е. «Имя Божiе» означает «Сын Божiй». «Имя Ему – Слово Божiе» (Откр. 19,13).

2) Имя Божiе в более тесном смысле сего слова означает различные именованiя Божiи, открытые Богом человеку, коими мы именуем Бога  по Богооткровенным свойствам Его. В этом смысле понимаемое Имя Божiе равночестно Глаголам Божiим, которые таинственно заключают в себе Дух и Жизнь, т.-е. Божественную деятельность Божества, которая, будучи растворена верою воспринимающих сiи Глаголы, освящает их и  просвещает ко спасенiю и причащает Божеству. В этом случае мы имеем право называть Имя Божiе – Самимъ Богом, ибо в Нем мы воспрiемлем Божество Божественнай энергiи, а в сей энергiи Божества непостижимо и недомыслимо вселяем в себя Самого Бога. В строго же догматическом смысле Имя Божiе, понимаемое в смысле Божественнаго Откровенiя, есть энергiя Божества и Бо­жество.

3) Имя Божiе есть Божественная Сила, Господственно действующая. Имя Божiе в Боге  и Богъ, в Имени Своем.

4) Имя Божiе не только Свято, но, согласно Пра­вославному катехизису, Свято Само в Себе.

5) Именемъ Господа Iисуса Христа и знаменiем Креста освящаемся мы в таинствах.

6) Имя «Iисусъ» есть Имя паче всякаго Имени, не как большее против других Имен Божiих, но как наиболее полно раскрывающее свойства человеколюбiя Божiя и спасенiя Богом падшаго человека. Имя Iисусъ относится равно к Божеству и к человечеству Его. Имя Iисусъ есть предвечное. Имя Iисусъ не есть простое, ничего не значащее собственное имя, но есть Самое совершенное наименованiе Сына Божiя, имеющее величайшiй сокровенный смысл.

7) Евангельскiе книги и вообще всякое надписанiе Имени Божiя и глаголов Божiих и всякое написанiе Господня Креста — достопоклоняемы наравне со Святыми Иконами.

8) Именачертанiя и имезвучiя не подобает почитать ни Святымъ Само по Себе, ни имеющим Самосущую освящающую силу, ни почитать их Божеством или Энергiей Божества, ибо именачертанiе и имезвучiе, а также случайная мысль о Боге  суть произведенiе деятельности человеческой. Но они суть Святы, поелику именуют Бога;  Самая же истина о Боге, в коей простирается ум и сердце человеческое, призывая Бога, и которая таится в именах  и в глаголах Божiих, хотя не всегда и не всяким может быть воспрiемлемо, но есть всегда Божество, Святое Само в Себе, и есть Сила освя­щающая, когда то соблагоизволяет Богъ.

Предлагаем также православному читателю, же­лающему разобраться в настоящем догматическом споре познакомиться с главными пунктами псповеданiя Имяславцев, поданного в Святейшiй Синод сего 19 марта 1913 г.

2. «Верую и во Имя Божiе, что Оно есть свя­то по естеству»[8]. «Имя Божiе Само в себе как свято, так славно и препрослав­ленно есть… Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ».[9] 

3. «Верую, что Имя Сына Божiя «Iисусъ» —«Свято и чудно по существу Своему».[10] и так же непостижимо, как непостижимо и Самое Суще­ство Божiе, и требует к Себе веры, как о сем пишут Свв. Отцы: «...Чтобы мы уверовали.—Чему же уверовали?—О Имени Его. Мы не должны изследовать Сущности Его, но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чудеса. «Во Имя Iисуса Христа, – говорит Петр, –  востани и ходи»[11]. Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом» [12]. «Дабы вси языцы веровали, слыша о имени Xриста, а не о сущности Его, ибо чудеса творило Имя Христово и Оно Само требует веры,  потому что и Его нельзя постигнуть разумом»[13].

4. «Верую во Имя Божiе по заповеди, возвещен­ной в Св. Писанiи в сих словах: «Сiя есть заповедь Его, да веруем во Имя Сы­на Его Iисуса Христа»[14]. «Даде им область чадом Божiим быти, верующим во Имя Его»[15]. «Да веруете, яко Iисусъ есть Христосъ  Сын Божiй, да верующе живот имате во Имя Его»[16].

«Повторяю, что, именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богом  и Самимъ Богом, я чужд как почитанiя Имени Божiя за сущность Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обоженiя самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге .

Итак, прочитав собранные свиде­тельства Святых Отец, и прочитав  сiе наше исповеданiе, каждый здравомыслящiй человек убе­дится в том, что вера имяславцев утверждается на непоколебимом камени Священного Писанiя и Святых Отец, и этого нашего исповеданiя не поколебать ветрам и потокам всякого лжесловесiя имяборцев, основывающихся на Фарраре, Максе Мюллере и подобных им; и имяславiя, конечно, не по­глотить отверстой гортани лжесловесников, о коих в Писанiи сказано: «гроб отверст гортань их».

Но не только лжесловесны слова г. Троицкого, но носят в себе еще и величайшую ересь. Ересь эта заключается в том, что, признавая Волю Отца и Благодать Святаго Духа за Действiе и за Энергiю Божiю и за Божество, Троицкiй отрицает Деятельность Слова – Глагол Его и лишает Божества Деятельность Слова. Это является новым арiанством и новым варлаамитством. Как арiане отрицали Божество воплощенного Слова, так имяборцы в Лице Троицкого отрицают Божество сказанных на языке человеческом Глаголов Слова. Как варлаамиты отрицали Божество всякой Деятельности Божiей, так имяборцы отрицают Бо­жество Деятельности Слова.

Лжесославшись на слова Святых Отец, извратив смысл наших мненiй о Имени Божiем и приписав нам мненiя, которые мы не говорили, г. Троицкiй пытается представить веру во Имя Божiе как в Самого Бога  осужденной и на 7-м Вселенском Соборе.  Читателям легко убедиться насколько несправедлив критик. Он го­ворит следующее:

На 7-м Вселенском Соборе было утверждено воздавать Святымъ иконам не Боголепное, а относительное почитанiе. Имя есть символ, а посему тоже подходит под то, что на греческом языке якобы выражается словом : «икона», поэтому и Имя Божiе можно почитать только как символ, напоминающiй нам о Боге, но не больше, почему и «имябожники» именующiе Имя Божiе Самимъ Богом, – уже якобы осуждены   7-м Вселенским Собором и посему нового созыва Собора для осужденiя своего не требуют. Такова новейшая офицiозная аргументацiя осужденiя «имябожников» и отрицанiя Божеского достоинства Имени Божiя. Но возможно ли почитать Имя Божiе только как символ? Согласны и мы с тем, что начертанiе двумя пересекающимися линiями Креста Господня есть символ. Но та истина, которая этим символом выражается, есть ли символ? — Нет, но она есть содержанiе того, что символ вкратце собою выражает. Этими двумя пересекающимися линiями выражается и безмерность человеколюбiя Отца, и безмерность Самоотверженной любви Сына, и страшныя Страсти Господни, и пребезмерность человеческого греха, потребовавшего такого искупленiя, и прочiе безчисленные Божественные Истины, этим символом являемые. В этом смысле и батюшка о. Iоанн Кронштадтскiй выразился о Кресте, что Крест есть Самъ Богъ, выразился так не о символе Креста, не о древе, из которого сделан Крест, не о черниле, коим он написан, а о содержанiи тех Божественых Истин, кои выра­жаются Крестом. Также точно мыслим мы и о Имени Божiем. Если понятiе человеческое «Отец» служит символом для познанiя Небесного Отца, то Самое познанiе Бога  и Отца, которое сокрыто в названiи сем, есть ли символ? Конечно нет, но есть Божественное Откровенiе, есть луч словесной Деятель­ности Божества, и следовательно есть Божество согласно определенiю Константинопольского Собора о ереси Варлаама, в 14-м веке. Повидимому, это не вполне отрицает г. Троицкiй, но чтобы все-таки доказать, что Имя Божiе нельзя на­зывать Богом, он под словом «имя» желает понимать только Самое именачертанiе, только Самое имязвучанiе, только Самую тварную идею, которою на языке человеческом именуется несозданный Богъ. Но с таким ограниченiем понятiя Имени Божiя можно ли согласиться? Под словом Имя Божiе святые отцы понимали не тварную оболочку имени, не символическое его изображенiе, но нечто другое,  гораздо высшее, понимали Самую истину о Боге . В этом смысле и Тихон Задонскiй говорит: «Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна, непременяема есть, как и Самъ Богъ».—Итак, о чем же говорит здесь Святой? О славе ли и вечности символа – имени? Конечно нет, но под словом—«имя»— понимает нечто безмерно высшее. Также и св. Симеон Новый Богослов, перечислив Имена Божiи и  Имена Iисуса Христа, говорит, что они суть— Богъ (см. выше). Итак, что же понимает св. Симеон под понятiем «слова Божiи»—символы ли? Нет, но их внутреннее содержанiе. Так понимаем и мы и согласно со Святымъ Писанiем и со Святыми отцами под словом Имя Божiе понимаем внутреннее Божественное содержанiе сего Имени, а не внешнюю форму его[17] и не те тварные идеи, ко­ими сiе Имя воображается. Спрашивается, как же церковь до сих пор понимала и в каком смысле, до сих пор употребляла слово «Имя Божiе»? Так ли, как ныне тщится заставить всех думать г.Троицкiй, будто Имя Божiе должно быть узко понима­емо в смысле символа, или так, как понимают офицiально признанные за еретиков имябожники? Прежде солнца пребывает Имя Его, говорит Духомъ Святымъ Псаломник[18]. О символе ли сiе гово­рится? Отче наш, да святится Имя Твое[19], или: «Отче! прослави Имя Твое. Прiиде же глас с небесе: И прославих, и паки прославлю»[20]; «Явих Имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мiра»[21] – Символ ли подразумевает здесь под словом Имя Гос­подь? «Пресвятая Троица, помилуй нас — Имени ради Твоего». О символе ли здесь подразумевается? Очевидно, что Церковь, когда говорила о Имени Божiем, то никогда не понимала его так узко, как ныне хотят понимать Его имяборцы, но под словом Имя Божiе понимали Истину о Боге, Божественное Действiе Божественного Откровенiя и Божественную силу.

Г. Троицкiй, не ограничиваясь тем, чтобы подвести Имяславiе под клятву 7-го собора, старается подвести имяславiе и под клятву 2-го собора. С этой целью г.Троицкiй сделал выборки из сочиненiй св. Григорiя Нисского и, истолковав эти случайные слова в угодном ему смысле, попытался доказать, что имяславiе уже осуждено и Святымъ Григорiем Нисским и предано анафеме на 2-м соборе. В ответ на это лжесловiе г. Троицкого профессор Булгаков поместил коротенькую статью в журнале «Итоги Жизни», в которой в нескольких словах разбивает в пух и прах длинное словоплетенiе Троицкого. Оказывается, что Евномiй был по духу своего ученiя предтеча имяборцев, ибо отрицал достопоклоiяемость Имени  Божiя и действенность Его в Таинствах. — «Самою важною для нас и практически интересною стороной ученiя Григорiя Нисского», — говорит профессор Булгаков. — «является его мистическое отношенiе к Именам Божiим, почитанiе которых он, на­ряду с Таинствами, считает существенной принадлежностью православiя и упрекает Евномiя именно в нечестiи к Именам Божiим. Приведя слова Евномiя, что – «тайна благочестiя состоит собственно не в священных Именах и не в особенных обычаях и таинственных знаках, а в точности догматов»[22], и считая это мненiе свойственным всем главным еретикам  (слышите, имяборцы) — «Манихею, Николаю, Аколуфу, Аэтiю, Арiю» и др. Святой Григорiй устанавливает, что – «тайна благочестiя  состоит собственно в исповеданiи имен Божiих, – разумею Отца и Сына, и Святаго Духа». – Евномiй же – «пренебрегает Божественными Именами, при призыванiи которых силою Божественнаго рожденiя подается Благодать приступающим с верою».—«Как не видите», – восклицает святой Григорiй, – «что это—гонитель веры, вызывающiй доверяющих ему к отклоненiю от христiанства? Ибо если исповеданiе священных  и достопоклоняемых Имен Святой Троицы безполезно, да  и обычаи церковные не приносят пользы в числе их обычаев – печать, молитва, крещенiе, исповедь грехов, усердiе к заповедям, нравственное преуспеянiе... То не явно ли он проповедует людям не иное что, как то, чтобы они Таинство христiанское почитали вздором, посмеивались над до­сточтимостью Имен Божiих, обычаи церковные признавали и все тайнодействiя каким-то пустословiем и глупостью? Они не обращают ли в повод к смеху чествованiя имен, на которых утверждается наша вера?.. Итак, что такое они, как не преступники против спасительных догматов, потому что на деле отвергают веру, осуждают обряды, презирают исповеданiе имен, ни во что вменяют освященiе таинственными знаками»[23]. «Я не знаю, – говорит по поводу приведенных слов Святаго Григорiя Нисскаго профессор Булгаков, – как можно связать это категорическое требованiе почитанiя имен Божiих у св. Григорiя с некоторыми уклонами его гносеологiи,  можно ли вообще это сделать... Пусть же оценит читатель после всего сказанного, – добавляет профессор Булгаков: – по достоинству ос­новной тезис Г. Троицкого, – «что ученiе имябожников является вторым изданiем ученiя Евномiя»[24].

Из разбора сей книжки и других сочиненiй г. Троицкого, написанных об афонской смуте и об Имени Божiем приходится убедиться о величайшей пристрастности и несправедливости автора. Так напр., он свои мненiя о не Божественности Имени Божiя основывает на том, что говорил Св. Григорiй Нисскiй против Евномiя, и что прямого отно­шенiя к спору не имеет, и не обращает вниманiя на слова Св. Симеона Нового Богослова, у которого имеется совершенно определенное свидетельство о том, что все Имена Божiи суть – Свет и Богъ. Разбирая наши сочиненiя, Троицкiй придирается к несущественным недосмотрам и опечаткам, называя их подлогами, но сам, цитируя мысли Св. Отец, совершенно извращает их, как напр., слова Св. Iустина – «Богъ не есть Имя» – которые вырывает из предложенiя и придает им совершенно иной смысл. Еще более грешит он перед исти­ною, когда описывает афонскiе событiя. В этих описанiях он с доверчивостью пересказывает все имяборческiе вымыслы и клеветы, которые побывав на Афоне, он несомненно мог бы проверить и убедиться в ложности их. Но для чего же все это делает Троицкiй? Цель всех этих лжесвидетельств, как он сам то сознается в своей книге – одна: очернить имяславiе и имяславцев в глазах Церкви, правительства и общества. В предисловiи к своей книге «Об Именах Божiих и Имябожниках»—он говорит: «ближайшая цель его труда — практическая». — «Имябожники» явно стали завоевывать общее сочувствiе и вот, чтобы очернить – «имябожников» и уничижить испове­дуемое Имя Iисусово и написал Троицкiй труд свой. Но этим уничижил лишь свое имя и очернил лишь себя, ибо прибег для обличенiя не к истине, а к клевете, и обвиняя нас в ереси, сам впал в ту же ересь, которую ложно нам приписал.

Итак, кто же из нас вводит в Церковь нововведенiе в пониманiи слова – Имя Божiе? Имяборцы, или имябожники? Очевидно, что имяборцы: видя непреложность свидетельств св. Писанiя о Божестве Имени Божiя, они сначала пытались доказать, что слово Имя Божiе, употребляемое в Писанiи, относится не к Имени Божiему, а к чему-то другому, есть лишь местоименная форма, ныне же по неудовлетворительности сего измышленiя иным путем хотят лишить Имя Божiе его Божественнаго достоинства.

Но для чего же понадобилось ныне г. Троицкому ограничивать понятiе Имени Божiя его тварным именачертанiем и имязвучiем и тварною идеею, коим Имя Божiе на языке человеческом воображается? Увы, не для чего иного, как только для того чтобы и правдами, и неправдами доказать нашу неправоту, и тем оправдать хуленiя на Имя Го­сподне архiепископа Антонiя, Никона, Сергiя и имяборцев афонских и для того, чтобы навеки отнять от Имени Божiя Его Божеское достоинство и упразднить веру в его Божественную силу... Но всуе труждаетеся, не одолеют врата адовы Церкви Хри­стовой. «Имя Божiе есть Самъ Богъ, Имя Iисуса Христа есть Сам Господь Iисусъ Христосъ»—так выразил святоотеческое ученiе о Имени Божiем (наряду с многими Святыми Отцами) и таинник Божiей Благодати приснопамятный Отец Iоанн Кронштадтскiй; и те, которые «от истины» – послушают его, и ни на  какiе лжесловесiя сожженных совестiю и обуявших  в вере, не поддадутся.

Глава 15

Имяборчество – предуготовленiе пришествiя антихриста

Св. Григорiй Нисскiй, на которого имяборцы любят ссылаться в развенчиванiи Имени Божiя, наоборот, как мы увидели, почитанiе Имен Божiих называет «Тайной благочестiя», – не в пользу имяборчества, как говорит профессор С. Булгаков, а в пользу имяславiя.

 «Ужели не усматриваете, – говорит св. Григорiй Нисскiй, - что Евномiй (а ныне…) ставит Самого себя на место поклоняемого Имени так, чтобы со временем не слышно стало Господня Имени, и в церквах Христосъ заменен был. Ужели не помышляете, что безбожная эта проповедь извергнута от дiавола, как попытка, предуготовленiе и предначатiе антихристова пришествiя? Ибо как иначе, а не антихристомъ, можно в собственном смысле назвать того, кто усиливается доказать, что его собственные выраженiя точнее слов Христовых, и веру в Божiи Имена и таинственные обычаи и знаки заменить Своим обманом?»[25]. Не явно ли св. Григорiй Нисскiй похуленiе Имени Божiя называет попыткой, предуготовленiем и предначатiем  антихристова пришествiя?

«Святой пророк Исаiя от Лица Господа говорит: «Положи Мя яко стрелу избранну, и в Туле Своем вознес мя»[26]. «Посему, стрела сiя есть живое Слово Господне, острейшее паче всякаго меча обоюду остра» (Евр. 4,12). «Слово же есть Христосъ; и в сем Имени исповедуется таинство Троицы. В Нем познаем и Помазанного, и Помазавшего, и Того, Кем помазан. Ибо если не достает одного из трех, то не составляется и Имя Христово. Посему Имя сiе, когда вознесено Оно в Туле нашем, то-есть, когда верно прiймется в душе нашей (потому что тул слова есть душа), тогда делается губительным для возстающаго на нас и преследующаго нас, кому уничтоженiе на древе».[27]

 Чтож, смеют-ли, имяборцы отрицать Божество и Божественную действенность Слова и Имени Христова? Оказывается, посмели. И уравнили сами себя с Евномiем, и вместе с ним пренебрегают Божественными Именами, даже своею хулою превзошли и его. Так что обвиненiе К. Шахбазяна имяславцев в евномiанстве пало на его же главу. Имяборцы оказались еще же и врлаамиты, вместе с Варлаамом отвергающiе живой Глагол Слова Божiя.

Св. Епифанiй Кипрскiй учит: «Итак, научитесь, неразумные, что Слово Божiе есть Сей Самый Iисусъ, Который пострадал за нас, Который вселился между нами».[28] А имяборцы афонскiе отрицали Божество Iисуса, Бога -Слова (Отк. 19,13).

Глава 16

Св. Iоанн Златоуст о последних временах и о лжепастырях

Св. Iоанн Златоуст говорит: «Книголюбец, воистину, может быть назван христолюбцем, по реченiю Самого Господа: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет». И: «Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим»[29]. «Любящiй Меня» денно и нощно поучается в законе, явно – в Евангелiи и других Священных Писанiях. А такой человек в сердце Своем непрестанно памятует о Боге  и, ожидая Его с небес, постоянно блюдет час пришествiя Его; всегда имея в руках эти священные книги…»[30].

«Воистину, исполнилось на нас предреченное Давидом: «И смесишася во языцех, и навыкоша делом их»[31]. Потому-то мы и уничижены по всей земле за грехи наши и, по написанному, «концы век нас достигоша»[32]: пастыри суть волки, овцы – расхищены, голод – при дверях: «не глад хлеба и жажда воды, но глад слышанiя слова Божiя»[33]. Однако же, утешьтесь: «Душу праведную Господь не убiет гладом»[34]. И отчего произошел этот душевредный голод? Не от того ли, что не изследовали Писанiй? О, скольких благ лишаемся мы, пренебрегая Божественными Писанiями!»[35].

«И от чего произошло все это? – Очевидно, – оттого, что предстоятели оказались недостаточно сведущими и опытними: ибо неопытность пастырей гибельна для овец».

«Пророки, Сам Господь и блаженные апостолы достойно именовали (лжеучителей, еретиков) волками, и не только волками, а и заразой, нечестивыми, коварными, врагами, лицемерами, разбойниками, ворами, хулителями, лжепророками, лжеучителями, слепыми вождями, злыми, антихристами, соблазнителями, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа Благодати, – кратко – таковыми, коим не отпустится ни в сем веке, ни в будущем: «ихже ради путь истинный похулится»[36]. В довершенiе всего это – дети лукавого дiавола, как говорит св. Iоанн Богослов, - явлена суть чада дiаволя»[37].

«Откроем же священные книги, обрящем в них путь истины и пойдем по нему; поспешим к святымъ горам, т. е. пророкам и апостолам, дабы нам не заблуждаться и «не увлекаться всяким ветром ученiя, во лжи человечестей, в коварстве козней льщенiя»[38].

«Не будем вращаться долу, а вместе со Святыми апостолами Христовыми взойдем на блаженную гору и услышим заветы Пастыря нашего: «Блюдите, да не прельщени будете»[39]; «Блюдите, да никтоже вас прельстит»[40]; берегитесь всюду. Подобное говорит также Iоанн: «Блюдите себе, да не погубите, яже деласте добрая»[41]; а также Павел: «Блюдитеся от псов»[42]; «Блюдите, како ходите»[43]. Эти увещанiя: «блюдите, блюдите» – повторяются  с тою целью, чтобы обезопасить нас от тех, кто под овечьей шерстью скрывает в себе волков и обольщает безпечных. В Божественном Писанiи не умолчано ни о чем, что благопотребно для нас».

«Нельзя удержать слез, слушая, как иные из принадлежащих к нашей Церкви утверждают, будто бы об этом не сказано в Божественных Писанiях; и утверждают это не только пасомые, а и те, которые мнят себя пастырями и именуются преемниками апостолов и пророков (по служенiю, а не по житiю). Применимы к таким слова: «Горе вам, вожди слепые, невежественные и слабые, украшающiеся одеждами, а не книгами, – забывшiе слово Божiе и служащiе чреву, по реченному: «Имже Богъ чрево и слава в студе их»[44].

«Господь сказал: «Блюдите, да никтоже вас прельстит: мнози бо придут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христосъ: и многи прельстят»[45]; и еще: «Внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы». Но, – говорит Спаситель, – «от плод их познаете их»[46], т. е. по их словам, по лжепророчествам, по лицемерiю, по худой славе, по ругательствам вы узнаете их: «Не может бо древо зло плоды добры творити»[47]. Всякое дерево узнается по своему плоду: так и вы узнаете таковых людей по их плодам; узнавши же, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общенiе, не ведите с ними бесед, не бросайте бисера вашего пред ними, но оберегайтесь их закваски, т. е. их ереси. Никто из вас пусть не пренебрегает сказанным: ибо это говорит Самъ Богъ».

«Вот что говорит Петр: «Сiе прежде ведяще, яко придут в последняя дни ругатели, по своих похотех ходяще»[48]; и еще: «И в вас будут лживiи учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся… И мнози последуют их нечистотам [49], ихже суд искони не коснит, и погибель их не дремлет»[50].

«Св. ап. Iоанн говорит: «И ныне антихристи мнози быша»[51]; «Возлюбленнiи, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога  суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мiр»[52]. «Аще кто приходит к вам и сего ученiя не приносит, не прiемлите его в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися сообщается делом его злым»; «Всяк преступаяй и не пребываяй во ученiи Христове, Бога  не имать»[53]. Iаков так написал: «Иже восхощет друг быти» еретикам, «враг Божiй бывает»[54]. Слушайте же все, разделяющiе с еретиками трапезу, сей горькiй для вас приговор: вы враги Христу. И, подлинно, так: ибо кто ведет дружбу с врагами царя, тот не может уже быть [55]. другом царя, – он не заслуживает даже и жизни и осуждается на все худшее. «Еретика человека по первом и втором наказанiи отрицайся»[56]. «В наученiя странна и различна не прилагайтеся»[57]. «Оскверненным и неверным ничтоже чисто»[58].

Слушайте же, разделяющiе с ними вечери любви и оскверняющiеся с ними в пище и питье, как вы избежите гнева, грядущего на вас? Как вы дерзнете приступить к Божественным и страшным Тайнам? Или вы не слышали воззванiй блаженного Павла: «Не можете чашу Господню пити и чашу безовскую: не можете трапезе Господней причащатися, и трапезе бесовстей»[59] …Изыдите от среды их, и нечистоте не прикасайтеся»[60]. Убедились ли вы теперь? Или я всуе трудился и говорил на ветер?»[61]. «Не бывайте преложни ко ярму неверных». «Кое общенiе свету ко тьме»[62]? Где же те, кои дерзостно утверждают, будто бы этого не говорится в Божественных Писанiях? Где - те, «имже Богъ чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют»[63]? «Несть во устех их истины»[64].

«Большое, однако, различiе между тогдашними пастырями и современными: те были борцы, а эти – беглецы; те упражнялись в книгах и ученiи, а эти изощряются в нарядах и украшенiях; те, по примеру  добраго Пастыря, полагали души свои за овец, а эти, как наемники, оставляют овец и бегут»[65].

«Примите к сердцу мои слова и не сообщайтесь с теми, кто поступает так: ибо ныне – много сынов погибельных, и они еще умножаются. Берегитесь, время нынешнее лукаво, оно избирает себе таких же и слуг. Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками; ибо, именно, в беседе с епископами и пресвитерами апостол Павел говорил: «От вас самех востанут мужiе, глаголющiи развращенная»[66]. Не вдавайтесь же в обман никому, хотя бы кто имел снаружи вид ангела, будучи внутри дiаволом; потому-то Спаситель и говорит: «Блюдите, да никтоже вас прельстит»[67].

«Заметь же: там и здесь – лжепророки и лжеучители, лжеапостолы Антихриста, сына погибели, возбуждаемые и вдохновляемые демонами, являются предтечами антихриста и, обольстив своею проповедью, они приготовят народ к принятiю сына погибели». «Время близ есть»[68], не следуйте же за ними. Умоляю вас: не имейте общенiя с ними решительно ни в чем – ни в пище, ни в питье, - не ведите с ними дружбы и знакомства, любви и мiра: ибо если кто в чем-либо подобном сходится с еретиками, тот отчуждается от вселенской Церкви. Истинный и искреннiй ученик Божiй дерзновенно и громко возглашает: «Аще кто вам благовестит паче еже прiясте, анафема да будет»[69]. Страшитесь же и трепещите (Там же. С. 550) все, разделяющiе с ними братскiе трапезы; да не погубит вас нечестiе ваше, поспешите исправиться вы, слышавшiе слова предупрежденiя: «Се прежде рех вам».

Многiе невежды и неутвержденные извращают Божественное Писанiе; смотрите же, не верьте им. Беззаконiя, пороки, соблазны сильной волной разливаются по земле; но смотрите, не прельщайтесь: не уклоняясь ни направо, ни налево, идите царским путем. Оставаясь твердыми в вере, вы, возлюбленные, никогда не будете одиноки: если не на земле, то на небе есть много верных, к непрестанному союзу с коими нам надо поспешать. Там – лики ангелов, патрiархов, пророков, апостолов, евангелистов; там – святые мученики, исповедники, преподобные, просiявшiе отшельническою жизнью, – кратко, там – великое множество тех, имена коих записаны в книге жизни: их возлюбите, им поревнуйте, от них не отлучайтесь, память о них деннонощно имейте в сердцах своих, их писанiе непрестанно держите в руках и читайте, дабы получить от этого великую пользу. Обогащайтесь словом правды, дабы иметь возможность – и противников обличать, и суесловов посрамлять, и еретикам заграждать уста, и падающих поднимать. Вникайте в Божественные Писанiя, дабы в случаях преткновенiя и смущенiя, вам не теряться, а находить твердую опору в Свящ. Писанiи; и никакой слабости, никакого колебанiя не допускайте в мыслях своих ни по какому поводу.[70]. Со слезами вспоминайте предсказанiе Апостола, что «в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и ученiем» бесов нечистых, что «будет время, когда здраваго ученiя не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят, и к басням уклонятся»[71]. «Помяните реченiе Господне, что «возстанут лжехристи и лжепророцы» (Мф. 24,24).[72] «Время прекращено есть, да и имущiи жены, яко не имущiи будут»[73]. Бежим нечестiя и мiрских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще «в будущем «блаженнаго упованiя и явленiя славы великаго Бога и Спаса нашего Iисуса Христа» (Тит., 2,12,13)[74]

 

[1] Церк. Вед. № 20. 1913. С. 908

[2] «Троицкiй уже успел отказаться от своего обвиненiя имяславiя в евномiанстве, ибо в Своем возраженiи на статью профессора Булгакова он говорит следующiе слова: «Вполне прав г. Булгаков, что в ученiи о почитанiи имен Божiих   н и к а к о г о  сходстства  между евномiанством и имябожiем нет» (см. журнал «Итоги Жизни № 17. С.7) «Православная Церковь о почитанiи имени Божiяго и о молитве Iисусовой». Изд. «Исповедник». 1914. с.129-130

    [3] Журнал: «Итоги жизни». 1914. № 12-13. С. 15-21

[4] «Православная Церковь о почитан. Имени Божiя и о молитве Iисусовой».Изд.«Исповедник».Спб.1914.С.171-192

[5] В.М.Скворцов редактор газеты «Колокол», выпустил эту брошюру еще до беседы своей с епископом Феофаном Полтавским (Быстровым). После этой беседы он стал ревностным сторонником имяславiя и не стал печатать имяборческiе документы в своей редакцiи «Колокол», о чем он сам написал и издал в  «Колоколе» в пользу имяславiя апологетическую книжку: «В поисках правды», после чего он  до конца защищал Имяславiе.– К.Б.

       [6] Какая ложь Троицкого! «Азъ Господь Богъ, сiе Мое есть Имя» говорит Господь. (Ис. 42,8); «Живу Азъ и присно живет Имя Мое» (Числ 14,21). А также: Ис. 52.5-6; 63,16; Исх. 3,15; И много других примеров можно привести из Священной Библiи о произношенiи Богомъ Своего Имени.  А Троицкiй писал ложь и не краснел! И его ложь защищает Шахбазян. – К.Б.

       [7] Если основываться на этих лживых словах Троицкого, тогда надо отвергнуть все слова сказанные Богом приведенные в Библiи, и тогда от Библiи, кроме бумаги и корочек ничего не останется. – К.Б.

[8] Св. Кирил. Iерусалимск. Изд. 2. С. 298

[9] Св. Тихон Задонскiй. Т.7. Изд. 2. 1826. С. 167.

[10] Св. Iоанн Златоуст. Т.5. 1899. С. 92.

[11] Деян. 3,6

[12] Св. Iоанн Златоуст. Т. 9. СПБ ДА. 1903. беседа на посл. к Римл. I, 5.

[13] Блаж. Феофилакт Болгарсiй. Толк. посл. к  Римл. I,5. С. 6

[14] 1 Ин. 3, 23

[15] Ин. 1, 12

[16] Ин. 20, 31

[17]  т.е. не буквы и звуки.

[18] Пс. 71,17

[19] Молитва «Отче наш».

[20] Ин. 12,28

[21] Ин. 17,6,

[22]  Св. Григор. Нисск. Ч. 6. 1864.  С. 231

[23] Ч. 6. С. 232-4

[24] См. «Итоги Жизни» №.№ 12 – 13. С. 21

[25] Ч. 6. 1864. С.235

[26] Ис. 49,2

       [27] Ч. 2. Кн. 1. М. 1861. Гл. 11. С. 123.

       [28] М. 1863. Ч. 1. С. 335

[29] Ин. 14,23,21

[30] Творен. Т. 2. С.534

[31] Пс. 105,35

[32] 1 Кор. 10,11

[33] Амос. 8,11

[34] Прит. 10,3

[35] Творен. Т. 2. С. 536

[36] 2 Пет. 2,2

[37] 1 Ин. 3,10

[38] Ефес. 4,14; Там же.  С. 537

[39] Лк. 21,8

[40] Мф. 24,4

[41] 2 Ин.1,8

[42] Филипп. 3,2

[43] Ефес. 5, 15

[44] Флпс. 3,19

[45] Мф. 24,4-5; Лк. 21,8

[46] Мф. 7,15-16

[47] Мф.7,18. Св. Iоанн Злат. Т. 2. С.538. То же и в 8-м томе.

[48] 2 Пет. 3,3

[49] Там же. С. 539

[50] 2 Пет.2,1-3; !4,15

[51] 1 Ин. 2,18

[52] 1 Ин. 4,1

[53] 2 Ин. 1,10-11

[54] Iак. 4,4

[55] Там же. С. 540

[56] Тит. 3,10

[57] Евр. 13,9

[58] Тит. 1,15

[59] 1 Кор. 10,21

[60] 2 Кор. 6,17

[61] Там же. С.541

[62] 2 Кор. 6, 14-15

[63] Флпс. 3,19

[64] Пс. 6,10. Там же. С. 542

[65] Там же. С. 544

[66] Деян. 20,30

[67] Мф. 24,4. Там же. С. 548

[68] Мф. 26,18

[69] Гал. 1,9

[70] Там же. С.551

[71] 1 Тим. 4,1; 2 Тим. 4,3-4. Там же. С. 552

       [72] Там же. С. 861

[73] 1 Кор. 7,29. Там же. С.557

       [74] Там же. С. 557

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0