Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 10:57 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 222 - 230
2016-04-17, 11:38 PM

                  8 iюня Генеральный Консул г. Шебунин прислал г. Серафимова, Щербину, офицеров и нескольких солдат в келiю монаха Иринея, которого в келiи не оказалось. Серафимов поднял шум-крик, стучал о пол ногою, – «Давайте Иринея», а Щербина стучал дверью со всей силой, отворяя и затворяя оную. В это время проходил схимонах Малахiя, остановившись, спросил: «Что вам нужно?», и узнав в чем дело, сказал: «А, так вы пришли нас бить, так вот, бейте меня!» В это время пришел о. Ириней, поздравствовавшись, спросил: «Что вам, господа, нужно?» – Серафимов сказал: «Пожалуйста на фандарик[1] к господину консулу». – «Хорошо, пойдемте». Пошли. С ним пошел и монах Савватiй, часовщик. На лестнице, без всякой причины, Серафимов толкнул Савватiя. Савватiй: «Не толкайте меня». А Серафимов во всеуслышанiе заявил: «Не только толкать, но нам приказано и бить вас».[2] Тогда Ириней, обратившись к Серафимову, открыл грудь и сказал: «Извольте, бейте». – На этом месте Серафимов замолчал, и взявши Иринея под руку хотел вести, но Ириней сказал: «Я не арестант, могу и сам идти».

Когда пришли на фандарик, то Серафимов первым долгом заявил консулу жалобу, якобы три пьяных монаха оскорбили его, а Ириней сопротивлялся ему. Тогда Ириней спросил консула: «Вы приказывали бить нас, или нет?» – Консул сказал,  что нам не приказано никого бить, тогда Серафимов дал два шага назад, и стоял как клеветник, не произнес ни одного слова. Тогда консул, обратившись к Иринею, спросил: «Что же вы так долго не приходили?» – Ириней ответил: «Вы передали через благочинного, чтобы я приготовил списки братских подписей в Союзе Архангела Михаила, я и приготовлял, вам принес». Консул неистовым голосом закричал: «не нужны мне ваши  подписки, ты признаешь Императора Россiйского?» – Ириней сказал: «Признавал, признаю и буду признавать». – «А правительство признаешь?» – «То же признаю». – «А Св. Синод признаешь?» – «То же признаю и почитаю». – «А постановленiе Синодское принимаешь?» – «Не принимаю, потому что оно не основано на Священном Писанiи и писанiи Свв. Отец!» – «Так ты подчиняешься правительству?» – «Подчиняюсь». – «Так вот тебе правительство, пожалуйте на «Донец», – утвердительно произнес консул. – «Хорошо, только позвольте мне сходить в келiю и взять родительское благословенiе, хотя с этим офицером», – указав на стоявшего тут офицера. – «Можете», – послав с ними еще одного солдата для сопровожденiя. Когда мы пришли в келiю, то братiя, узнав, что меня хотят забрать, обступив меня, заявили: «Если вы хотите взять Иринея, то забирайте и нас с ним вместе всех!» И повели Иринея в церковь, а во дворе многочисленная братiя окружили консула и офицеров, начали упрашивать консула, заявляя: «Вы хотите взять Иринея, то забирайте и нас всех. Да имеете ли вы право арестовывать монахов, не имея на то никакой причины, кроме нежеланiя хулить Имя Божiе?» Тогда консул приказал взять солдата, которого послал с Иринеем, и ушли ни с чем из обители. А монахи, окружив Иринея, подняли плач: «Не оставляй нас, отче, мы с тобой на смерть готовы».

9 iюня в неделю всех святых, по окончанiи поздней Божественнай литургiи, игумен Мисаил, при собранiи всего братства монастыря, в присутствiи консула и других начальствующих лиц и паломников, читал Синодское постановленiе, составленное в духе отрицательного философствованiя, совершенно чуждое христiанского ученiя, по прочтенiи коего, монах Ириней вышел и спросил игумена: «Батюшка, благословите Вас спросить пред всею братiею, скажите нам: что без Бога  и не Богом может ли кто спастись?» – Игумен сказал: «Нет!» – Тогда Ириней сказал: «Апостол говорит: «О имени Iисусовомъ подобает нам спастись…» Ну, батюшка, теперь как? Имя Господа нашего Iисуса Христа «Iисусъ» Богъ или нет?» – «Одно имя», – игумен переспросил. – «Не одно имя», – сказал Ириней, а игумен снова: «Одно имя?» – Не одно имя, а Имя Господа нашего Iисуса Христа, Имя Сладчайшiй «Iисусъ», Богъ или нет?» – Игумен во всеуслышанiи произнес: «Имя «Iисусъ» не Богъ!». Тогда Ириней сказал: «Ну, батюшка, довольно!» Это отрицанiе игумена слышал Генеральный Консул, паломники и вся братiя

10 iюня архiепископ Никон посетил нашу обитель, осмотрел ризницу, библiотеку, иконный склад, храмы и проч. И когда выходил из Успенского храма, то, обратившись к игумену Мисаилу, строго заметил: «Я вам говорил – не выскакивайте, а вы выскочили, теперь я не могу вас защитить». Это же он повторил на берегу, когда садился в лодку. А iеромонаху Варахiи на пароходе сказал: «Напиши Имя Iисусъ не Богъ и напиши свое имя», а когда тот отказался, то владыка сказал: «Вас лишат священного сана и не пустят в церковь, вы будете стоять с оглашенными, а молодых поженят».

11 iюня архiепископ Никон в Покровском храме, по окончанiи поздней литургiи, сказал: «Я послан Его Императорским Величеством и Святейшим Синодом, который скорбит  о вашем заблужденiи, и вы не должны упорствовать, но повиноваться им, ибо и Христосъ сказал: «Аще преслушает церковь будет яко язычник и мытарь». А сопротивленiе Церкви не омывается и мученической кровью. Братiя, не могу же я каждого из вас научить, у каждого из вас свое дело – некоторые из вас прiезжали с изъявленiем покорности, и это для нас было очень прiятно, вот как, например, ваш представитель о. Iоарам, а вы упорствуете, на некоторых Свв. Отец, подобно нашим несчастным сектантам (ссылаетесь). Но мы вам сейчас докажем от Свв. Отец, что Имя Божiе не есть Богъ. Григорiй Богослов говорит несть реченiя и глагола из рещи Имя естеству Божiю, и назвать его каким-либо Именемъ? Григорiй Нисскiй говорит:  не может человек постигнуть существо Божiе, и как именовать его каким-либо Именемъ, следовательно, Имя Божiе несть Богъ». – Забыли Владыка и его помощники, господа  Троицкiй и Шебунин, что у нас дело идет не за существо Божiе, а за Имя Божiе, которое по ученiю Священного Писанiя и Свв. Отец, хотя не Самое существо Божiе, но и не отделимо от него, и есть Богъ. Аз Господь Богъ сiе мое Имя (Ис. 42,8; 48,11).

Услышав такое ученiе, братiя взволновалась, а монах Ириней заявил: «Если вы желаете сделать умиротворенiе в братiи, то иначе вы не сделаете его, пока не наведете правосудiя и не примете решительных мер против тех, кто устроил эту смуту, разделив братiю на партiи, посеяв вражду, раздоры и поставил обитель в безвыходное положенiе. Пока этого не сделаете, мира между нами быть не может, если окажемся виновными мы, то немедля ни минуты, просим у Вас прощенiя, и понесем епитимiи.». Но архiепископ сказал: «Я не прiехал ваши дела разбирать и судить вас, а также и отлучать вас от церкви, я не имею права; я прiехал религiозные дела разбирать, так как вы последователи Булатовича и Иларiона». Архiепископ продолжая сказал: «Это вы новшествовали Имя «Iисусъ» сделали Богом и делаете раскол, но Имя «Iисусъ» не Богъ, Христосъ не Богъ, Господь не Богъ есть, «Iисусъ» тоже не Богъ, всякое Имя Божiе не есть Богъ, а если где встречается в священном Писанiи и у Свв. Отецъ сказано, что Имя Божiе есть Богъ, то это ошибка переводчиков, поэтому на них не нужно обращать вниманiя, а нужно смотреть на подлинники». Ириней спросил: «Что же теперь, владыка, если в Псалтири говорится: Хвалите имя Господне, то нужно говорить: Хвалите Бога  Господа?» – «Да, так и нужно говорить!» – «И если где во всей Псалтири и Библiи написано Имя Господне, нужно говорить Богъ?» – «Это будет правильно, потому что евреи благоговели перед Именемъ Божiим, поэтому и называли Имя Божiе – Богомъ, и для того, чтобы понимать Св. Писанiе нужно изучать еврейскiй язык, а тем более, что мы теперь веруем так, как верует Францiя и Англiя». – Ириней сказал: «Я не еврей, и евреем быть не хочу, но как преподобные отцы Сергiй и Серафим не знали еврейского языка и спаслись, и как научили нас молиться великiе наши старцы Iероним и Макарiй и другiе Свв. Отцы, дав четки в руки: «Господи Iисусе Христе Сыне Божiй, помилуй мя грешного», так и мы будем веровать и молиться. Другого же нового ученiя не прiемлем и веру нашу, основанную на Св. Писанiи и ученiи Свв. Отец подали вам вчера на бумаге, и более от нас ничего не ожидайте, потому что мы не Богословы, и входить с вами в пренiя не будем, да и говорить не будем ничего, потому что мы ничего нового не вводим…». Архiепископ сказал: «Самъ Господь сказал: Отецъ более мене есть!»На что iеродiакон Игнатiй возразил: «Господь сказал: «Отец и Аз едино есма», а Ириней добавил: «Видевый меня, видел Отца», – «А это я хотел сказать»заметил архiепископ. «Хотели, да не сказали» – сказал Ириней. Затем Ириней, продолжая, сказал: «Христосъ в молитве произнес: да знают Тебе единаго егоже послал Iисуса Христа; значит Он раньше рожденiя был». – «А вы были на небе, знаете, что там делают, там все безмолвствуют, и Ангелы» – сказал архiепископ. И в заключенiе произнес: «И прах придется от ногъ своих отрясти».

13 iюня в полдень, когда вся братiя, не подозревая ничего коварного со стороны своего имяборного начальства, отдыхала, была сделана внезапная высадка солдат, которые с ружьями и штыками заняли св. ворота и расставлены во всех проходах, и на колокольне, все другiе монастырскiе ворота были заперты, перепуганная насмерть братiя, зная, что хотят забрать монаха Иринея и еще некоторых из братiй, подняли плач и шум, зазвонили в колокола для сбора братiи. Сбежавшаяся к св. воротам со всех сторон братiя, к ужасу своему увидала, что во св. воротах стоят с ружьями и штыками солдаты в четыре ряда, а iеродiакон Iулiан был залит кровью, ему один солдат штыком разбил затылок, и еще нанес ему несколько ударов по плечам и спине, пока тот не свалился. А другой солдат схватил монаха Георгiя за бороду, и со всею силою рвал ее, а другiе солдаты наносили кулаками побои, по чем попало, а потом толкнули его на стоявшего тут греческого солдата, который подставил штык, но чудом промысла Божiя, Георгiй не попал на штык, и этим только и спасся от угрожающей смерти. На вопрос братiи: «Чего вы хотите сделать и зачем с оружiем в руках зашли в монастырь?» – солдаты приставили штыки монахам к груди, крича: «Разойдитесь, а иначе всех вас по колем». Монахи открыв свои груди, говорят: «Колите, мы смерти не боимся, но за что вы нас будете колоть и что вам тут нужно? Мы день и ночь молимся за здравiе Его Величества и Его христолюбивого воинства, а вы прiехали колоть нас, спасибо вам, с нами и турки этого не делали, что вы сегодня сделали. Жалко только, что вы с японцами так энергично не поступили, как поступили сегодня с нами, мiрными иноками». Тогда командир роты Александр Городицкiй сказал: «Успокойтесь и разойдитесь, братiя, мы ничего вам делать не будем, нам доставили письмо, в котором пишется: монастырь и все в нем обольем керосином, и потом, разграбивши кассу, ризницу, зажжем его, а сами разойдемся кто куда! Вот в виду этого мы и решили занять посты в монастыре, чтобы спасти его драгоценности». Удивленная братiя такою наглой клеветой своего игумена и его единомысленников, попросила это письмо: «Дабы можно было разыскать виновников этого зла, ибо мы сами только и заботимся о том, чтобы спасти обитель нашу». «Письмо на пароходе» – ответил капитан Городицкiй. – «В таком случае позвольте нам поехать на пароход», но капитан и от этого уклонился, сказал: «Я затерял его». – «А, затерял, значит у вас ложь, а не письмо, и это очевидно из того, что вы, не предупредив братiю, по-разбойнически напали на монастырь, когда братiя отдыхала, навели на братiю страшную панику, произвели шум, смятенiе в братiи, сделали кровопролитiе, нанесли побои и оскорбленiя братiи, позор и безчестiе обители нашей, чего не приходилось читать и в исторiи, и если, что подобное и было тогда, то оно было во времена гоненiя на христiанство. В настоящее же время мы все именуемся православными христiанами и братiями о Христе Iисусе Господе нашем. И вина наша только в том, что мы не соглашаемся хулить Имя Божiе». Сказав это, братiя разошлась по кельям, навзрыд плача о бедствiях, постигших обитель и о расстройстве духовного мира братiи, благодаря козням и наглой клевете игумена-имяборца и его помощников.

После сего явился наместник Iоакинф, указывая места для занятiя постов для караула, которых насчитывают всех 16 постов. Солдат расставили на посты, и сейчас стоят в полном боевом снаряженiи с заряженными ружьями. Мiрная обитель наша благодаря козням нашего игумена Мисаила, превращена в военный лагерь, солдаты шумят, наполняя воздух обители дымом махорки, бряцанiем оружiя, всевозможными наигрыванiями военных сигнальных рожков, пронзительными выкрикиванiями: «Здравiя желаем ваше Высокоблагородiе» и т. п. военных действiй, каждую минуту расстраивающих сосредоточенный дух иноков-молитвенников. В позднiй вечер один из монахов нашей обители не по разуму ратующiй с игуменом против Имени Божiя, монах Митрофан Тихомиров, в присутствiи монаха Савватiя часовщика, монаха Феодора трапезаря и монаха Маркела Скитского сказал: «Пятнадцать человек подписались на письме о том, чтобы, разграбивши кассу, ризницу и сжечь монастырь». Почему 14 iюня братiя исповедников Имени Божiя подали прошенiе Генеральному Консулу господину Шебунину, прося полученное им угрожающее письмо дать нам, а мы, разыскавши злодеев, предадим их законному суду и делу конец. На это консул сказал: «Нужно судить тех iеромонахов, которые позволили себе выйти в епитрахилях с крестами и иконами в руках». – «Они сделали это в испуге, увидав без всякой причины вооруженных ружьями со штыками солдат, думали, что они пришли нас колоть и расстреливать», – сказал монах Ириней. – «Мы бы вас не тронули» – сказал консул. – «А почему же вы, не предупредив братiю, расставили везде солдат, и на колокольне, и заняли все проходы, а капитан заявил всей братiи, что получено угрожающее письмо, в котором говорится: обольем монастырь керосином и, разграбивши кассу и ризницу и, зажегши его, уйдем кто куда?» – На это консул сказал: «Такого письма не могло быть». – На это Ириней сказал:: «При свидетелях сказано, я достоверно знаю, что под этим письмом подписалось пятнадцать человек, чтобы разграбивши монастырь, сжечь его, почему прошу Вас обратить на эту уголовную клевету ваше вниманiе, и дать нам это письмо, а мы разыщем пятнадцать человек, виновников этого дела и предадим их уголовному законному суду, а, если этого не сделаете, то мы подадим жалобу правительству о вашем ложном одностороннем действiи». На это консул ничего не сказал, и письма не дал, чем и выясняется, что все возводимое на братiю есть наглая клевета и ложь.[3]

14 iюня Генеральный Консул господин Шебунин и состоящiе при посольстве господа Серафимов и Щербина пришли в обитель, начали обходить братскiе келiи, проверяя номера келiй, и с притворной лаской приглашали братiю пожаловать на греческiй архондарик записаться, якобы для проверки – вся ли монастырская братiя, подписавшаяся за Имя Божiе, а на Самом деле для того, чтобы простодушную братiю перетянуть на сторону игумена. В этом направленiи задавались и вопросы братiи. Одного спрашивали – Ты признаешь Св Синод; другого – Ты принимаешь Синодское постановленiе; третьего – ты признаешь церковь, а иного – Ты веруешь в Iисуса Христа? Или – ты куда хотел бы записаться – под игумена, или под Иринея? Или – ты признаешь Патрiарха? Конечно, кто по развитее, отвечал: «Патрiарха и Св. Синод признаю и почитаю, но новых их постановленiй не прiемлю». Простые же иноки становились в тупик от таких вопросов, не зная, что отвечать на них, бояся, чтобы не попасть на удочку льщенiя, а они этим пользовались и записывали, как согласных с Синодским постановленiем, чем и присоединяли к игумену. Увидав такую вопiющую несправедливость, монах Манассiя обратился к господину Консулу с просьбой позволить ему присутствовать при записи, так как со стороны игумена несколько человек присутствует, для того только, чтобы запутывать братiю. Получив отказ в просьбе, монах Манассiя заявил Консулу: «В таком случае, мы должны будем по окончанiи записи сделать перекличку записавшихся под Имя Божiе, согласны ли они с Синодским постановленiем, или нет? И на это мы имеем право, так как лишены права присутствовать при записи, которая ведется неправильно и односторонне». На это Консул ничего не сказал, а монах Манассiя ушел из архондарика.

 Все вышеизложенное свидетельствуем собственноручными подписями и иноческим словом и готовы удостоверить клятвенно, полномочные от братiи Русского на Афоне св. Пантелеимонова монастыря, записавшихся в Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божiя в числе более девятисот человек.

Духовник, iеромонах Сила Ершов,

Духовник, iеромонах Понтiй Непiющiй,

Духовник, iеромонах Имеретiй Рощин,

Духовник, iеромонах Гiацинт Еременко,

Духовник, iеромонах Николай Иванов,

Духовник, iеромонах Федим Еременко,

Духовник, iеромонах Филарет Белоконь,

Iеродкон Игнатiй Митюрин,

Монах Ириней Цуриков,

Монах Iаннуарiй Гробовой,

Монах Манассiя Зенин,

Монах Филипп Ершов.

Подлинник. Рукопись.

НIОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29. 1913 год

 

Глава 7

«Журнал комиссiи, образованной при Правленiи Добровольного Флота для обсужденiя вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов

2 iюля 1913 г.

Присутствовали:

Председатель Генерал-лейтенант О.Л. Радлов

Член Правленiя                 

Добровольного Флота,

Действительный Статскiй Советник Н.В. Герасимов

Директор-распорядитель Добровольного Флота В.К. Крафт

Представитель Департамента Полицiи МВД, А.А. Волков 

Действительный Статскiй Советник Представитель МИД Н.Н. Ген

Представитель Морского Министерства Капитан 2-го ранга  Немитц

 

Признано необходимым.

Немедленно послать пароход «Херсон» в Константинополь в распоряженiи Россiйского посла для дальнейшего направленiя по назначенiю. Пароход должен иметь запас провизiи примерно на 600 человек с расчетом на 7 дней по раскладке для воинских чинов. Дать телеграфные указанiя Управленiю Делами Добровольного Флота в Одессе, а также известить Агента Добровольного Флота в Константинополе для доклада послу и полученiи соответствующих инструкцiй. По выясненiи всех расходов счет стоимости посылки и перевозки монахов и десанта представить для оплаты Правительством через Министерство торговли и промышленности.

На время настоящей посылки парохода «Херсон» в распоряженiи посла… В экстренном междуведомственном Совещанiи 27 iюня сего года в Правленiи Добровольного Флота по вопросу о посылке парохода на Афон для доставки монахов в Одессу выяснилось, что означенные монахи до 500 человек, увлекаясь ученiем Булатовича,[4] т. н. имяславцы, под влiянiем местных агитаторов[5] пожелали добровольно[6] возвратиться в Россiю, надеясь найти у нас поддержку их вероученiя,[7] и что греческiй десант находящiйся в настоящее время на Афоне не встречает препятствiй к выезду их в наши пределы.

После заявленiя моего, что названные монахи могут быть приняты лишь по предъявленiю ими заграничных паспортов, представитель Министерства иностранных дел пояснил, что, быть может, среди переселяющихся окажутся и бежавшiе с парохода «Потемкин»,[8] и что для удостоверенiя их самоличности местными консулами будут выданы свидетельства на въезд в пределы Россiи. По поводу сего много внесено было предложенiй о необходимости сообщить нам имена монахов переселяемых в наши пределы, с чем вполне согласился и представитель Министерства  иностранных дел обещавшiй на днях сообщить нам по сему делу подробные сведенiя. Вместе с тем выяснилось, что командированные Святейшим Синодом для вразумленiя отпавших от Православiя[9] монахов преосвященный епископ Никон (Рождественскiй) вместе с профессором Троицким не могли убедить увлекшихся ересью Булатовича,[10] и что в настоящее время Афонскiе монахи не признают власти ни Святейшего Синода, ни Вселенского Патрiарха,[11] проявляя в своих воззренiях и выступленiях явно революцiонное направленiе.[12] По полученiи подробных сведенiй необходимо казалось бы войти в срочное сношенiе с Обер-Прокурором Святейшего Синода, для выясненiя вопроса о том, как следовало бы поступить с упомянутыми монахами. По объясненiям представителя Министерства иностранных дел решено предать отступников[13] духовному суду, лишить сана и представить затем в распоряженiе гражданских властей. Копiю протокола журнала при сем имею честь представить Вашему Превосходительству».

Копiя. ГАРФ. Ф. 102 Д-2. 1913 г. д. 48.

 

       [1] Так в тексте, а правильно – «архондарик». – прим.К.Б.

[2] Это уже хулиганскiй поступок представителя власти. Как впоследствiи выяснится из документов, никто им не приказывал бить монахов. Такая Самодеятельность ими проявлялась по благословенiю архiепископа Никона.

 

[3] Совместная имяборцев и светского начальства провокацiя против исповедников не удалась…

 

[4] Монахи-исповедники увлеклись ученiем не Булатовича, а руководились  ученiем до-имябоческой Церкви Христовой, от которого имяборческая церковь отреклась и приняла ученiе падшего архангела Денницы-Сатаны

[5] Не агитаторов, а ревнителей чистоты Православiя.

 

 

 

 

[6] Это ложь, что прожившiе на Афоне по 20 – 40 лет монахи пожелали добровольно покинуть свое духовное отечество. Их насильно, с побоями, штыками и прикладами гнали как скот из обители и загоняли на пароход, за несогласiе хулить Имя Божiе вместе с Синодом.

[7] Это ложь! Они и во сне не мечтали возвращаться из св. Афона в погибельный мiр. Но Сам промысл Божiй так о них определил: послать 1500 монахов в мiр проповедовать истину и изобличать ложь имяборчества.

[8] Этот слух пустил Отец лжи-дiавол. Никаких потемкинцев среди монахов на Афоне не было. Эту клевету пустили ненавистные синодалы с целью самореабилитацiи за Афонскiй погром и смерть иноков. Как после выяснилось, гражданских преступников среди изгнанников афонских ни одного не оказалось.

[9] Наоборот, сам Никон, угрозами и пытками, пытался принудить монахов к отреченiю от Православiя.

[10] Под «ересью» Булатовича здесь следует понимать его твердую православную веру во Имя Божiе, которая для ослепленных имяборцев казалась ересью. Ведь и св. Апостолов, учеников Iисуса Христа, за их проповедь Имени Iисусова, жиды оклеветывали  как еретиков-сектантов, всячески их преследовали и убивали.

[11] Из вышеприведенного документа видно, что и это ложь, монахи власть духовную признавали, но их ересь отвергали.

[12] Не революцiонное направленiе в своих воззренiях содержали иноки, но православное ученiе и стойкость в вере.

[13] Не отступников, а исповедников. Отступники гнали и убивали их незаконно, без суда и следствiя.

                                  

Глава 8

Исторiя Афонского погрома. Стоянiе до смерти в вере Православной иноков Афонских[1].

Год 1913-й

 

 

    Iеросхим. Антонiй (Булатович)

Приводя здесь краткое изложенiе   исторiи движенiя среди афонских иноков, из-за вопроса об Имени Божiем, прежде всего свидетельствуем пред Лицем Всеведущего и Вездесущего Господа, что всё изложенное здесь есть истина, и какой-либо малейшей лжи тщательно старались не допустить здесь. Далее: нигде ни на йоту не отступлено от точного изложенiя святоотеческого ученiя об Имени Божiем, но верую в Него так, как искони, от времён апостольских и до сего дня, учила св. Церковь, в лице своих великих учителей, мужей апостольских, святителей: Iоанна Златоустого, Василiя Великого, Афанасiя Великого, Кирилла Iерусалимского, Симеона Нового   Богослова,     Григорiя      Паламы,      Феофилакта Болгарского, Тихона Задонского, и великого сонма прочих св. отцов и учителей Церкви, полное согласiе в сем вопросе которых свидетельствует  о том, что решенiе его внушено им Св. Духом, а не является плодом человеческой мудрости. И наоборот: нынешнее решенiе этого вопроса, при помощи одного только человеческого разсужденiя, без содействiя Св. Духа, привело мудрецов века сего к хуле на Имя Божiе,, выразившееся в том, что Его приравняли к имени человеческому: Имя Божiе есть, будто бы, только имя, а не Самъ Богъ, и не Его свойство, названiе предмета, а не сам предмет, как гласит грамота, вопреки святоотеческому ученiю.

Споры об Имени Божiем на св. Горе начались более трёх лет тому назад. Главными противниками почитанiя Его были иноки, предавшiеся чтенiю еретика Фаррара, сочиненiй по спиритизму и оккультизму, газет и другой литературы, убивающей истинный дух монашества и православiя. К числу таких иноков принадлежат iеромонахи: Агафодор, Iоакинф, Алексей Киреевскiй, Феофан, Меркурiй, Питирим, и др.; монахи: Динасiй, Хрисанф,  Климент, Венiамин; архимандриты: Мисаил, Iероним; келлiоты-iеромонахи: Нифонт, Антонин, Петр, Георгiй, Венiамин, Авраамiй, Герасим, и пр. Все эти лица, усвоившiе неправославные мысли вышепоименованных западных еретиков, увлекли за собой многих доверчивых братiй и произвели на св. Горе тот страшный раскол, о котором ныне уже оповещён весь мир, и о котором пророчествовал преподобный Нил Мироточивый. Появилось это ученiе так: лет десять тому назад жила в Россiи некая прельщённая женщина Наталiя, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божiю Матерь, с Которою свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы, игумены, епитропы, духовники и прочiе, которые, для назиданiя, к великой святой ездили на пароходе, когда та проезжала мимо Афона в Iерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и пр. Узнавши о подобной хуле на Божiю Матерь, известный ныне (пустынник Кавказских гор) схим. Иларiон, жившiй раньше на Афоне, написал старцам, поддавшимся обману, увещательное посланiе, прося их не верить этой несчастной. Но письмо образумило только Наталiю и та, говорят, покаялась и по христiански скончалась. Что же касается иноков, то о них можно сказать: «не обличай злых, да не возненавидят тебя» (притч. Солом. гл.9, ст.8). Их самолюбiе, как они считают, было уязвлено, и они весьма оскорбились на о. Иларiона. Спустя несколько лет после этого о. Иларiон издал свою книгу «На горах Кавказа», где между прочим поместил и своё письмо против Натальи, которое и было одной из главных причин, вызвавших нынешнее движенiе на Афоне. Прежнiе почитатели Наталiи решили, во что бы то ни стало, добиться уничтоженiя книги, чтобы вместе с нею уничтожить и обличающее их письмо. Для этого они составили тайный собор из семи лиц и на нём придумали способ разделаться с ненавистным письмом, который ныне привели в исполненiе. Способ этот – «рецензiя» инока Хрисанфа, она была утверждена теми же лицами, которые ныне все оказались главарями имяборчества на св. Горе. Но иноки – простецы, особенно занимавшiеся умносердечной молитвой, с Божьей помощью скоро поняли хулу рецензiи и восстали против неё, всячески отрицаясь изложенной в ней хулы на Имя Божiе. А так как в числе вышеупомянутых семи лиц были некоторые интеллигентные знакомые архiепископу Антонiю волынскому (Храповицкому),  как например, Алексей Киреевскiй, Феофан, кандидат Казанской духовной академiи, и другiе, то они и относились к нему с этим вопросом, всячески клевеща на простецов. Архiепископ Антонiй их клевете всецело поверил и ныне сам её поддерживает и распространяет всеми мерами. Ученiе их «имяборцев» достаточно изложено в синодальной грамоте, в журнале «Русскiй инок» и других перiодических изданiях и брошюрах, почему мы не будем здесь касаться их. Вот, какое начало имеет имяборчество!

Здесь не будем повторять, почему вселенскiе патрiархи (Константинопольскiе) и некоторые русскiе епископы приняли сторону имяборцев, это требует большой осторожности и выдержки. Об этом, если Господь поможет, мы сообщим в подробном описанiи всех событiй сего вопроса. Но только решимся напомнить, что в иноческих ответах на грамоты и в открытом письме арх. Никону   имеется вполне правдивый ответ на это, где приведено свидетельство о политических вожделенiях   греков, со слов не только русских, но и некоторых греческих и других нацiй иноков.

В вопросе об Имени Божiем остались верными ученiю св. отец, главным образом, иноки домоседы, безвыездно жившiе на св. Горе и не имевшiе с миром общенiя даже через газеты, но исполнявшiе положенное правило, дополняя его чтенiем св. отец. Поэтому-то, имяборцы называют их «грубыми» и «необразованными мужиками-лапотниками», противопоставляя их легковесным чадам века сего «имяборцам», принявшим рассудочное ученiе об Имени Божiем, не требующее веры, но тождественное с ученiем о человеческом и всяком другом имени  и названiя. И так, когда Алексей Киреевскiй, Хрисанф Ильинскiй и другiе стали усиленно распространять не согласное с св. отцами ученiе, то Господь воздвиг ревнителей славы Своего Имени, которые решились положить души свои за неприкосновенность и чистоту церковного ученiя. Таким был о. Антонiй Булатович и с ним милостiю Божiею многiе другiе. В теченiе последнего года им удалось выяснить главнейшiе основы святоотеческого о сем предмете ученiя; но для систематического изложенiя его требуется не мало времени и труда. Во всё время иноческой работы имяборцы употребляли все усилiя, чтобы помешать им и заставить их прекратить изученiе св. отец. С этой целью они изгнали со скита о. Антонiя (Булатовича), а также и других иноков из разных обителей, оклеветав их и заставив искать убежище в пустынных кельях. Но Господь и там их не оставил, и Божiе дело  подвигалось вперёд; и за их терпенiе Господь даровал им обитель с обширной библiотекой, где работа более или менее  беспрепятственно продолжалась до самого iюля. Имяборцы прибегли ко всем возможным мерам, чтобы только опорочить их и святоотеческое ученiе в глазах, как греческих, так и русских властей и общества. Они добились того, что инокам запретили корреспонденцiю, прiём и получку грузов и лишили всех других прав человеческих. Для разбора всего происшедшего на Афоне не раз прiезжали туда представители разных ведомств Россiи. Но, странное дело!.. Невольно приходится особенно здесь упомянуть об одном удивительном факте такого рода, что почти все (кроме одного важного лица), производившiе расследованiе Афонских событiй или принимавшiе в них участiе, вначале обыкновенно относятся к ним и святоотеческому ученiю об имени Божiем весьма сочувственно и доброжелательно, не находят в них следов преступленiя, ни в ученiи ереси; но после некiих тайных переговоров с главарями имяборчества (властями Пантелеимонова монастыря), - быстро меняют к ним свое отношенiе: отказывают в подробном допросе и в расследованiи дела, раздувают их обыкновенные поступки в целые преступленiя, всячески обвиняя их, а имяборцев всеми возможными способами защищают    и покрывают. Такими мерами иноков привели к убежденiю, что искать им справедливости на земле невозможно.

Например, имяборцы особенно любят обвинять их в том: 1)будто они считают Богом звуки и буквы произносимого и изображаемого Имени Божiя; 2) будто они Имя Божiе считают Существом Божiим; 3)проповедуют  «пантеизм» (всебожiе). На подобные неосновательные обвиненiя иноки много раз письменно и словесно заявили протест в св. Синод и русским представителям на Афоне, но их не желают слушать, так как тогда, в ученiи об Имени Божiем, решительно не к чему будет придраться. Примириться же архiепископам и другим с тем, что «лапотники» правильнее их поняли дух святоотеческих писанiй – весьма не  легко… Не задолго до прiезда архiеп. Никона на св. Гору пантелеимоновскiе власти решили оклеветать в глазах греческих властей исповедников, чтобы подготовить почву для действiй архiеп. Никона, которого на Афон уже ожидали, как весьма решительного сторонника имяборцев. С этой целью из монастыря сообщили по телефону греческому полицмейстеру, будто там начался бунт, для усмиренiя которого просили прислать войско. Войска прибыли, но не нашли даже намёка на беспорядок, почему после трёх-четырёхдневного пребыванiя в монастыре хорошо удовлетворённые ушли, сильно удивляясь тому обстоятельству, что русскiй игумен так недобросовестно клевещет и предаёт своих собственных ни в чём не повинных духовных чад. Такой маневр со стороны игумена был повторён раза три – четыре; но всё же он ни к чему не привёл, так как не мог вызвать беспорядков со стороны исповедников, стремившихся исключительно к сохраненiю правой веры, без всяких иных побочных целей, чего никак не могли понять обезверившiеся, предавшiеся жизни века сего, имяборцы. Очень яркими доказательствами того, насколько справедливо вообще относятся к ним, является прiезд на Афон архiеп. Никона, с целью «искоренить со св. Горы ересь», как выражался архiепископ.

Исторiя прiезда архiепископа Никона и искорененiя им среди русских монахов «имяславчества» происходила в такой последовательности. 5 iюня 1913 года, часа за три до заката солнца, к обители св. великомученика Пантелеимона подошла канонерская лодка «Донец» и стала у бочки монастырского рейда. Тотчас с неё на шлюпке отчалила группа людей, в которой по прибытiи на берег оказались: архiеп. Никон, преподаватель Троицкiй, генеральный консул Шебунин, посольскiй секретарь Серафимов, секретарь консула Щербина, командир, гг. офицеры и взвод вооруженных ружьями со штыками матросов. Высадившись на берегу, они пришли к св. воротам обители, где владыку встретили:  игумен Мисаил и iеромонахи при двух iеродiаконах, как это установлено на св. Горе. Отсюда направились в соборный храм св. великомученика Пантелеимона, где владыка, после краткой литiи, сказал собравшейся братiи слово, в котором сообщил о цели своего прiезда на Афон и о том, что он непременно исполнит свою миссiю, т. е. искоренит со св. Горы «имяславцев». После этого владыка вышел из собора и направился в гостиную греческого корпуса, где заявил:

 «О! Они исповедники хвастают, что их три тысячи, да хотя бы их было тридцать тысяч, я всё равно не пощажу их; от этого православная церковь не умалится! Мы молодых поженим, а стариков разошлем по монастырям, а священнослужителей расстрижем!..» Здесь же владыка вручил игумену Мисаилу до 400 экземпляров своей брошюры «Великое искушенiе около Имени Божiя» для раздачи их братiи в обитель. Отсюда комиссiя вернулась на «Донец». А братiя, получивши от игумена брошюры архiеп. Никона и прочитав их, нашли на 53 странице, помещенную владыкой, возмутительную хулу на Господа нашего Iисуса Христа, от чего пришли в великое смущенiе и ужас! До сих пор на стороне имяборцев было несколько сот сторонников, не уяснивших себе сущности хулы на Имя Божiе, но, доверившись авторитету епископов,  отождествляли их  со св. церковью. Брошюра же архiеп. Никона окончательно отрезвила их, и они поняли, куда их влекли, и отшатнулись от имяборчества. Ныне остались на Афоне кроме, массонски настроенных иноков, одни безразличные к вопросу, но дорожащiе покоем, квартирой, столом и другими жизненными удобствами, которые представляют братiи обеспеченные Афонскiе обители. Но и эти оставшiеся признаются, что совесть гнетет их, а скорби и сомненiя лишили их прежнего душевного мира.

Приблизительно на третiй день после раздачи брошюры архiеп. Никона, её стали требовать обратно, не объясняя, по какой причине, но так как часть Богохульных брошюр была уничтожена негодующими ревнителями веры, а часть была передана в другiе скиты и келiи св. Горы для прочтенiя, то, чтобы поощрить иноков к возвращенiю ея, игуменом Мисаилом предлагалась за них плата от 50 к. до 1 рубля   за экземпляр. В то же время iером. Варахiя ездил на лодку «Донец» к архiеп. Никону, где капитан «Донца» просил его передать монахам, чтобы они не давали его матросам брошюры архiеп. Никона, а матросы говорили монахам, что приказано было собрать брошюры архiеп. Никона, связать их в связку и, привязать к ним большой камень, бросить в море. Брошюры архiеп. Никона также были уничтожены и в Одессе на пароходе iером. Питиримом, осматривавшим книги прибывших с Афона монахов. А когда прибыл в Одессу пароход «Чихачев» (Р.О.П. и Т.), то полицейскiе надзиратели спрашивали монахов, нет ли у них брошюры архiеп. Никона, которой они интересуются… Тогда же передавали матросы инокам, что архiеп. Никон повычеркнул Имена Божiи из акафистов, которые были у них, из-за этого матросы потеряли к нему всякое доверiе и уваженiе и называли его «Богохульником» (Архiепископ Никон это опровергает). Русскiе люди, соблазнившись и возмутившись этим, всячески его поносили.

6 iюня владыка весь день оставался на «Донце»; а выходил на берег только Шебунин, Серафимов, Щербина и все  офицеры «Донца». Прибыв в монастырь, они тот час стали принуждать братiю исповедников Имени Божiя к подписи под синодской грамотой. Когда же уполномоченный от братiи монахов Ириней отказался от подписи, то г. Шебунин последнего арестовал; но Ириней испросил у него дозволенiя сходить с конвоем   в келiю и взять там своё родительское благословенiе, на что и получил разрешенiе. Братiя, видя всё это, ударила в соборный колокол, собравшись, заявили Шебунину и офицерам так: «если вы арестовали нашего уполномоченного за то, что он не желает присоединиться к синодской грамоте, то мы заявляем, что мы все с этим новым постановленiем не согласны; в таком случае берите всех нас исповедников Имени Божiя»,- а исповедников в то время в обители насчитывалось 948 чел., имяборцев же с игуменом Мисаилом только около ста человек. Услышав это, г. Шебунин с офицерами прекратили подписку и удалился на «Донец». 9 iюня игумен Мисаил прочел в Покровском храме   синодальное постановленiе. По окончанiи чтенiя, монах Ириней спросил игумена, в присутствiи консула Шебунина: «можно ли без Бога спастись»? Помолчав немного, игумен ответил: «нет». Тогда монах Ириней добавил: «а что, батюшка, Имя Господа нашего Iисуса Христа, сладчайшiй Iисус, есть ли Бог, или нет?» На что игумен ответил: «имя Iисус – не Бог» и «Iисус не Бог» и эти слова повторялись неоднократно. Услышав такую хулу на Имя Сына Божiя, братiя со слезами на глазах разошлась по келiям и под тяжёлым впечатленiем происшедшего находилась до 11 iюля.

В теченiе сего времени владыка сидел на «Донце», а 11 iюня со всею комиссiей при взводе матросов прибыл в соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, где, окружив себя, стоя на амвоне, цепью солдат, взявшихся рука за руку, пустил в этот круг для объясненiя только одного монаха Иринея, уполномоченного братiей, а остальные монахи находились вне этого круга за цепью солдат, слушая Богонеуважительные изреченiя Никона, который, в присутствiи гг. офицеров и всей братiи, начал речь о том, что для церкви мир выше всего, посему нужно прекратить разногласiе об Имени Божiем. Братiя надеялась получить от слов архипастыря утешенiе, но вышло наоборот: не утешенiе получила братiя, а сугубую скорбь, ибо владыка говорил: «всякое Имя Божiе, которым Бог именуется - не есть Богъ - Iисусъ не Богъ и Господь не Богъ – вы скажете, что и Христос Богъ.

 

[1] См.: Iеросх.Антонiй (Булатович). «Православная Церковь о почитанiи Имени Божiя и о молитве Iисусовой». Спб.1914. «Вместо предисловiя»;  См.: «Имяславiе. Т. 1. Ч. 3. М. 2003. С. 650.

 

 

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar