Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 2024-05-06, 3:29 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 35 - 48
2016-04-18, 0:38 AM

 Вера во Имя Божiе как в Самого Бога, страх пред Именемъ Божiим как пред Самимъ Богомъ, сознанiе неотделимого присутствiя Бога  во имени Своемъ, – все это перешло от Адама во всю Ветхозаветную Церковь и подтверждено законодателями ветхозаветными и Законодателем Нового Завета Вторым Адамом – Iисусомъ Христомъ.

Итак, во-первых, это подтверждено первой заповедью, проглаголанной Богом на Синае: «Аз есмь Господь Богъ  твой, да не будут тебе бози инiи разве Мене». – Эта заповедь заключает в себе повеленiе и запрещенiе. Катехизис о сем гласит следующее: Вопрос: Что значат слова «Азъ есмь Господь Богъ твой?» – Ответ: Сими словами Богъ как бы указует на Самого Себя человеку, и следственно повелевает познавать Господа Бога . – Вопрос: Из повеленiя познавать Бога  какiе можно вынести особенные должности? – Ответ: Должно учиться Богопознанiю как важнейшему из всех знанiй».[13] 

Итак, как видите, Церковь поясняет нам, что Богъ  заповедал как нам, так и ветхозаветной Церкви познавать Его. Но что же дал Господь Богъ  на Синае для Своего познанiя? Показал ли Он Себя в какой-либо видимости? Нет. Он пребывает невидим и непостижим. Но то, что Он дал для Своего познанiя, было Имя Его – Господь Бог. «Аз есмь Господь Богъ » – в этом понятiи иными словами говорит Богъ , – познавай Меня, в этом понятiи ищи Меня, в этой Истине обретай Меня. Впоследствiи же пришел – «Грядый во Имя Господне» – Сын Его, Который открыл для Богопознанiя еще более откровенное Имя Святой Троицы и Имя Свое, и не только сказал, но и до скончанiя века будет сказывать и открывать Имя Свое в таинственных откровенiях в Духе Святомъ достойным сего. И паки прiидет – во Имя Господне – со славою и в Нем мы будем в безконечные веки созерцать совершенства Отца и Духа Святаго, Ипостаси которых, хотя и пребудут невидимыми, но в Сыне Божiем Iисусе, Который есть Имя Божiе, будет созерцаться слава Божiя и познаваться будет и поклоненiя принимать невидимый, непостижимый в трех Лицах Сущiй, Единый нераздельный Богъ.

Но как же мог человек познавать Бога  в Откровенном Имени Его, как только не верою? Итак, вера во Имя Божiе заповедана первою синайской заповедью (Вспомним, что г. Троицкiй за это Самое приравнивает нас к раввинистам).

Эта вера во Имя Божiе подтверждена и третьей заповедью: «Не возьмеши Имени Господа Бога  твоего всуе»[14]. По-русски это переведено словом «не прiемли». Теперь спрашивается, если Господу Богу  угодно было для выраженiя заповеди о том, чтобы не произносилось всуе Имя Его, употребить такое слово как «возьмеши» или «прiемлеши», которое отнюдь не есть синоним реченiя или произношенiя, то, что должно означать употребленiе такого необычного выраженiя? Не ясное ли дело, что этим выражалась та же тайна реальности, существенной Святыни Имен Божiих, которая выражена Спасителем нашим Iисусомъ Христомъ в словах: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое», – и которая исповедуется в Катехизисе, что Имя Божiе Свято Само в себе, есть «Святость вечная», и что категорически отвергает г. Троицкiй, признавая только номинальность Имен Божiих. Но на Самом деле, если бы Имя Божiе было-бы номинальностью, не требующей веры в себя, то не говоря о том, что не уместно было-бы слово – «не прiемли», но и не нужной была бы заповедь, запрещавшая под угрозой побiенiя камнями употреблять Имя Божiе всуе. Если Имя Божiе есть отвлеченность, то произнося его всуе, не думая в это время о Боге, не относя это Имя сердечным намеренiем к Богу, как могу я тяжко согрешить? Будучи отвлеченностью, неотделимой связи с Богом не имеющей, может ли эта отвлеченность вызывать со стороны милосердаго Бога  требованiе такой страшной кары, как побiенiе камнями? Может ли это быть заповедью, поставленной во главу Закона? Конечно, нет, и Православная Церковь в Лице новейшаго выразителя ее ученiя и образца веры и благочестiя о. Iоанна Кронштадскаго в этом именно смысле толкует 3-ю заповедь: «Вот почему строго запрещает заповедь Божiя употреблять Имя Божiе всуе, потому, то есть, что Имя Его есть Он Самъ – единый Богъ  в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, т.е. не ограничиваемое им и ничем сущим»[15]

Что это пониманiе Имени Божiя как Самого Бога  составляло краеугольный камень благочестiя в ветхозаветной Церкви, весьма ярко подтверждается следующими, например, текстами Пятикнижiя: «Не бо поклонитися Богомъ иным, ибо Господь Богъ  ревниво Имя, Богъ  ревнитель есть».[16] 

Как видите, Господь ясно заповедует этими словами относиться к Имени Своему – «Господь Богъ» как к Самому Себе: – ревниво Мое Имя Господь Богъ, гласит по смыслу этот текст, ибо оно есть Самъ Я, Богъ  ревнивый к славе Моей, ибо если призывать будешь имена других боговъ совместно с Моимъ, то тем осквернишь и оскорбишь Имя Мое, которое Я даровал тебе, дабы ты носил его мысленно  в сердечном сознанiи твоем как Святыню истинную и живую, а не отвлеченность, не текучее человеческое слово.

«Да не оскверниши Имени Святаго: Азъ Господь»[17].   Не ясен ли – и здесь тот же смысл запрещенiя призыванiя имени Молоха вместе с Именемъ Святымъ Господнимъ, ибо последнее есть реальная Святыня, нареченная Богомъ над народом Его, названным Имъ – Израиль, и совместное употребленiе Имени Господня с Именемъ Молоха народом, над которым наречено и которому дано Имя Божiе, есть оскверненiе Божественной Святыни Имени Господня.

– «Нарицая же Имя Господне смертiю да умрет: каменiем да побiют его весь сонм Израильскiй: аще туземец, или пришлец, егда наречет Имя Господне, да умрет»[18]

«Да возложат Имя Мое на Сыны Израилевы, и Азъ Господь благословлю я»[19]

Какое яркое свидетельство того, что Господь требует, чтобы Имя Его понималось как реальная Святыня, которую возможно – «возлагать» силою произнесенiя и призыванiя (во исповеданiи, конечно)! Какое ясное повеленiе относиться к призываемому Имени как к Самому Богу !

Предлагаем тем, которые отвергают веру в живое и присное присутствiе Божiе во Имени Своем и, отвергнув таинственную Святость Имени Божiя и необходимость веры в Святость по естеству Имени Господня, утратили чувство страха пред Именем Божiимъ, как пред Самимъ Богомъ и соблазняют в этом других, уча видеть в Имени Божiем номинальность, текучее человеческое слово, идейный символ, изобретенный человеком для именованiя Бога, – предлагаю вникнуть в следующiе слова Господни, которые никогда не потеряют своей силы: «Аще не послушаете творити вся словеса закона сего, написанные в книге сей, еже боятися Имене честнаго и чуднаго сего Господа Бога  твоего и удивит Господь язвы Твоя и дондеже потребит тя»[20]

Но еще с большей непреложностью открывает Господь реальность Святыни Имени Своего, которое Он дал Израилю, в следующих словах: «Живу Азъ, и присно живет Имя Мое»[21]. Не согласится ли с нами читатель, что этот текст окончательно должен заградить уста тех, которые дерзают утверждать, будто Церковь понимала искони Имя Господне как номинальный символ, будто утверждала, что оно – не вечно, но измышленно людьми, будто полагала, что оно постольку же не есть ни энергiя Божiя, ни сила Божiя, поскольку таковыми не суть и все прочiе измышленные людьми произведенiя культуры… Заметьте, что этот текст не допускает никакого перетолкованiя в том смысле, будто в нем слово «Имя» употреблено лишь как образное выраженiе и к Самому Имени Божiему не относится. Из контекста видно, что эти слова Господь говорит в ответ Моисею на мольбу его, дабы не осквернилось и не похулено было то Имя Его, которое Богъ  открыл через него Израилю.

Вся Библiя исполнена свидетельствами о пониманiи Имени Божiя как реальной Святыни, в коей живет Богъ, и которая требует веры к себе, требует благоговенiя и страха, и которая в противном случае может быть осквернена как Святыня реальная, а не номинальная, но и приведенных текстов достаточно, чтобы убедить безпристрастнаго читателя в истинности нашего пониманiя и в тождестве его с исконным церковным пониманiем Имени Божiя. В Апологiи этих текстов приведено еще больше, и им посвящена целая глава. Предлагаем желающим познакомиться с библейскими текстами, относящимися до Имени Божiя, собранными из Писанiя и Св. Отецъ, прочитать книжку «Православная Церковь о почитанiи Имени Божiего и о молитве Iисусовой»[22]

Все эти свидетельства известны г. Троицкаму, но, не имея что возразить против яснаго и непреложнаго смысла их, он глумится над нами, говоря, что и раввины говорят то же Самое: «Имябожники и таргумисты в оправданiе своего ученiя ссылаются на одни и те же образные выраженiя Писанiя»[23]

Мы не знаем, что именно говорят таргумисты, ибо по слабости зренiя я не в силах был проверить Троицкого и изучить их пониманiе этих текстов, но мы знаем только то, что эти тексты не суть образные выраженiя Писанiя, но есть истинное, Богом данное, непреложное и не допускающее перетолкованiя повеленiе и требованiе Его, чтобы люди относились к Имени Его как к Нему Самому, не отделяя в представленiи Своем Бога  от Имени Его, и веруя в присутствiе Бога  во Имени Своем.

Эту же Божественную Истину подтвердил и Самъ Господь Iисус Христосъ, и Св. Апостолы во Св. Евангелiи начертали нам Духомъ Святымъ целый ряд непреложных свидетельств о том значенiи, какое имеет в Церкви Имя Господне. Так, во-первых, встречаем мы свидетельство Святейшей Всех Святых и Благодатнейшей всех Апостолов и Пророков (Пресвятой Девы Марiи) о Святости того Имени, которое возвестил Ей с неба Ангел: «Величит душа моя Господа, – воскликнула Она в Духе Святом, – и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моемъ». – Это величанiе относится Ею к Господу и Богу  Спасу, Духомъ Святымъ зачатому, и носимому Ею во чреве, так же точно, как слова св. Симеона Богопрiимца относимы были им к держимому на руках его Господу, Котораго онъ называл – «Владыкою». – Имя – «Богъ Спасъ» – есть синоним Имени – «Iисус» так же точно, как и – «Еммануил». Затем Матерь Божiя восклицает: «И Свято Имя Его!»[24]. К которому же Имени Божiему это восклицанiе преимущественно должно было быть относимо Ею? Конечно, Святыми по существу своему Она должна была почитать все Имена Божiи, ибо таковой была исконная вера ветхозаветной Церкви, следовательно, подтверждать эту несомненную Истину пред Елизаветой, которой Духъ Святый открыл о зачатiи Марiею Богомладенца, – нужды не было. Но это свидетельство несомненно относила Матерь Божiя к тому Богооткровенному Имени «Iисус», которое вместе с вестью о чудесном зачатiи возвестил Ей Архангел. Итак, смысл ответного восклицанiя Ея Елизавете тот: «Воистину права ты, называя Меня Благословенной в женах и Матерiю Господа Бога  твоего, ибо воистину ношу Я в Себе Бога  Спасителя Моего «Iисуса», Который есть Истинный Богъ, и Имя Его «Iисус», есть Имя истинно Божiе и столь же Святое, как и другiе Имена Божiи». Но эта истина теперь, заметим, имяборцами отвергается и во Имени «Iисус» они хотят видеть только имя человеческое.

Затем мы видим, что это Свое Имя  «Iисус» Господь дал Апостолам как Божественную силу, дабы еще при земной жизни Его, они, призывая это Имя над болящими,[25] и тем исповедуя Iисуса перед людьми, творили Божественные действiя силою Iисуса Христа, пребывающаго во Имени Своем, совместно с силою Отца и Святаго Духа. Об этом непреложно свидетельствует восклицанiе Апостолов, возвратившихся с первой их проповеди: «Господи, и бези повинуются нам о Имени Твоем»[26]

Из этого мы должны, несомненно, заключить, что как Петр после воскресенiя Христова исцелил хромого призыванiем Имени Господа Iисуса,[27] так он, очевидно, впервые научился совершать силы Именемъ Господним совместно с прочими Апостолами в первую их проповедь. Эта простота веры в Господа и во Имя Его вызвала со стороны Господа Iисуса следующее радостное исповеданiе Отцу Небесному: «Исповедаютися, Отче, Господи небези и земли, яко утаил еси сiя от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволенiе пред Тобою»[28] .

Итак, о чем же именно благодарит Сынъ, вслух Апостолов, Отца Своего Небеснаго? О каких двух вещах, выражаемых во множественном числе – «сiя» и «та», говорит Он? – Благодарит Он Отца за то, что Тотъ открыл «младенцам» Апостолам то, что скрыл от премудрых архiереев, и книжников, и фарисеев, а именно за дарованiе такой веры в Него и во Имя Его, благодаря которой они возмогли совершить те чудеса Именемъ Его, о коих выше возвестили Ему Апостолы. Но что же именно скрыл Отецъ от архiереев из того, что некогда было им открыто? Скрыл исповеданiе того великого Имени Господня, которое было открыто Моисею, но которое утратилось ко времени пришествiя Христова, и забылась даже память произношенiя его. Но почему же и за это благодарит Онъ Отца? – Потому, что по всей справедливости попустил сему быть Богъ, ибо по гордости и кичливости своего ума они не могли быть достойными, дабы в них пребыл тот великiй дар. Простота веры в Господа и во Имя Его привлекает благоволенiе Отца о Имени Сына, и о благоволенiи Отца, совместно с действiем Сына во Имени Своем, совершительною силою Духа Святаго, содействующею Господу во Имени Его, творились Именемъ Господнимъ чудеса, и по днесь творятся о Имени Господнемъ и по молитве тех, кои имеют должную простоту веры в Господа и во Имя Его.

Итак, Господь не только не разубеждает Апостолов в том, чтобы они не думали, что Имя Его есть Божественная Его сила; не только не укоряет их в суеверiи за веру их во Имя Его; не только не говорит им: не думайте, что это вы силою Имени Моего сотворили чудеса, опасайтесь такого заблужденiя, которое сходно с заблужденiем раввинов, ибо Имя Мое есть ничто, несущiй символ; но наоборот, объясняет, почему Его Имя действенно над безами: «Рече же им: видех сатану, яко молнiю с небезе спадша»[29]– Когда же видел это Iисус? – Тогда, когда еще до сотворенiя Адама Архистратиг Михаил с верными Ангелами сверг Денницу, возмечтавшаго вознести свое имя паче Имени Божiя и вместо Трисвятаго пенiя, вместо воспеванiя Трисвятаго Имени Невидимаго Бога, заставить всех послушных ему Ангелов воспевать его самого совершеннейшим славословiем, и, таким образом, вознести мысленный престол свой превыше Престола мысленного Божiя. Итак, что же значат Господни слова? – значат, что Я – Богъ и Имя Мое Истинно Божiе, в котором я Самъ пребываю, вот почему оно так нестерпимо для сатаны и ангелов его. – «Се, даю вам власть наступати на змiю, на скорпiю и на всю силу вражiю: и ничесоже вас вредит»[30]. – Сопоставьте эти слова с заповедью Его перед вознесенiем: «Знаменiя же веровавшим сiя последуют: «Именемъ Моимъ бесы ижденут»[31]. – и убедитесь, что Имя Господне есть сила, или как ее называет Св. Златоуст: – «Власть Божiя»[32].

Как видите, Господь называет Имя Свое – властью Своею, ибо Апостолы поведали Ему о чудесах, совершенных призыванiем ими Имени Его, а Господь на это говорит иными словами так: и всегда так верьте в силу Имени Моего, ибо в нем власть Моя, почему и призывайте Мое Имя и в борьбе с безами мысленной, и в борьбе с врагами явной; призывайте Имя Мое и над безноватыми, призывайте и во всех тех великих испытанiях, с которыми встретитесь в будущей вашей деятельности, и будете Именемъ Моим и бесы изгонять, и, призвав Имя Мое, когда то потребуется, многiе знаменiя совершать, и больных исцелять, и мертвых воскрешать, и пр. и пр.

Сопоставьте с этим ученiем Господа о силе Его Имени слова Ап. Петра, сказанные им архiереям, истязавшим его за исцеленiе хромого Именемъ Iисуса: «Несть бо иного Имене под небезем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам»;[33] – сопоставьте слова Св. Iоанна Златоуста: «Тiара была образом власти. Была на тiаре золотая дощечка, на которой были начертаны письмена, обозначавшiе Имя Божiе, что прежде всего показывает, что власть Божiя – Имя Божiе»;[34] и убедитесь, как далеко отступили от Православiя имяборцы. Ибо все то, что отвергает г. Троицкiй, а именно – необходимость веры во Имя Господне как в Божественную силу и веры в то, что Имя Господне по внутренней стороне своей есть действiе (энергiя) Господне, и за что укоряет нас в подражанiи раввинам, языческим магам древности и нынешним оккультистам, – то на Самом деле есть основное ученiе Церкви, возвещенное Самимъ Господомъ.

Предлагаю еще одно Евангельское свидетельство о силе Имени Господа Iисуса. Пожаловались однажды Апостолы на то, что некто, не ходившiй вместе с Господомъ, призывает над недужными Имя Его и творит им силы: «Видехом некоего Именемъ Твоимъ изгоняша бесы»…»[35]. Спрошу по этому поводу у тех, кои так склонны перетолковывать прямой смысл слов Писанiя: возможно ли и этот текст перетолковать в том смысле, будто здесь не подразумевается призыванiе Имени Iисуса? Спрошу также, какое иное имя, кроме Имени «Iисусъ» мог тогда призвать этот не ходившiй за Iисусомъ и изгонявшiй Именемъ Его безов?

А вот и другое подобное же свидетельство о существовавшей при земной жизни Господа веры во Имя Его: «Мнози вероваша во Имя Его видяще знаменiя Его, яже творяше»[36]. – Этот текст мы имеем право понять так, что многiе, видя Его чудеса, так уверовали в Господа Iисуса, что при нужде, при какой-либо болезни своей и т. п. в отсутствiи Самого Господа, призывали Имя Его, и тем самым исцелялись подобно тому, как то делал тот, который не ходил за Господомъ, но Именемъ Его изгонял безов.

О том, что Имя Господне есть Божественная сила, даже иногда в тех случаях, когда призывается не вполне достойными, подлежащими вечному осужденiю, ясно свидетельствуют следующiе слова Господни: «Мнози рекут Мне во онь день: Господи, Господи, не в Твое ли Имя пророчествовахом, и Твоимъ Именемъ бесы изгонихом,  и Твоимъ Именемъ силы многи сотворихом? – И тогда повем им, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающiе беззаконiе»[37].

Между прочим, этот текст наши противники желают использовать в свою пользу и толкуют его в смысле безсилiя и неспасительности Имени Господня, ибо некоторые и призывали это Имя, и верили в него, и, несмотря на то, погибли, и ту же участь пророчат и нам за нашу веру во Имя Iисусово (!?). Однако на Самом деле, даже и этот единственный Евангельскiй текст, который выставляют имяборцы в защиту своих имяборческих мненiй, и тот свидетельствует не о безсилiи, но о силе Имени Господня. Конечно, того, кто хотя призывает Имя Господа Iисуса, но преступает дерзко заповеди Божiи, Имя Iисуса спасти не может, как не оправдывает и причастiе Тела и Крови нераскаянного грешника. Однако Св.Причастiе есть Самое Тело и Самая Кровь Господне существенне, Имя же Господне есть власть Его, сила или действiе Его. Поэтому даже при призыванiи его не вполне достойными, Имя Его творило силы, ибо они при многих своих грехах все-таки имели требуемую веру во Имя Господне, ради чего и благоволил Богъ являть силу сего Имени. Это ясно из того, что Господь, в ответ тем, которые укажут Ему на то, что сподобились творить чудеса Именемъ Его, не будет отрицать подлинности этих Божественных действiй, но скажет: «отыдите от Мене делающiе беззаконiе». – «Не знал Я вас, ибо не Я жил в вашем сердце, но дiавол, которого волю вы творили, хотя ради Имени Моего Я и творил по вашим призыванiям Имени Моего чудеса Именемъ Моимъ». Правильность этого пониманiя сего текста подтверждается словами Господними, сказанными в другом месте: когда Апостолы возвестили о силах, соделанных ими Именемъ Его, то Господь, между прочим, сказал: «Се даю вам власть наступати на змiю и на скорпiю и на всю силу вражiю: и ничесоже вас вредит. Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтесь же, яко имена ваша написана суть на небесех»[38]. Смысл же слов Господних таков: не возноситесь из-за того, что Мое Имя, будучи призываемо вами, деет и будет деять такiе силы, ибо это власть Моя, Которую Я даю вам, ибо сiе все будет твориться ради Имени Моего, даже и не вполне достойными, и явленiе этих сил не есть еще залог вашего собственного спасенiя, но радуйтесь тогда, когда ваши имена будут на небесах начертаны в памяти Божiей, в коих признает Богъ вас за истинных чад Своих.

В этих словах мы видим еще свидетельство против имяборцев, которые утверждают, будто имена человеческiе принадлежат людям только на земле, но на небе эти имена больше не существуют, даже сомневаются в том, что Имя «Iисусъ» и на небе продолжает принадлежать Сыну Божiю. Однако Церковь верует в то, что и Архангелы имеют каждый свое имя, которыми не люди их назвали, но которые они людям открыли о себе. Так и святые призываются нами по именам их и слушают нас, и Богъ назвал Себя: «Богом Авраама, Исаака и Iакова», – чем засвидетельствовал, что эти имена принадлежат им и по смерти. Но, конечно, над всем сим повисла великая тайна, а тем более велика тайна Имени – «Iисусъ», и так дерзко утверждать, что это Имя есть обыкновенное имя человеческое, так отвергать силу его, так приравнивать его вещественным символам, – думается нам, весьма опасно.

Наконец, заповедал Господь верить в то, что где будет призываемо Имя Его, там Онъ Самъ будет присутствовать: «Идеже бо еста два или трiе собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их»[39]. Этот текст не значит, будто Господь не будет присутствовать в том случае, если призывать Его будет только один. Святые Отцы истолковали слова «два» как сочетанiе ума с сердцем в призыванiи Имени Господня, а «трiе» как сочетанiе ума, сердца и языка.

Наконец, дал Господь заповедь крестить во Имя Отца и Сына и Святаго Духа[40]. Дал заповедь призывать Его Имя в молитвах и всего просить во Имя Его, веруя, что тем Самым и получать будет просимое[41]. Последняя заповедь утверждает веру в незыблемость Св. таинств, творимых во Имя Господне.

Наконец, Господь засвидетельствовал о том, что Онъ открыл людям Имя Отца Небесного: «Явих Имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мiра»[42]. Открыл Господь и Имя Св. Троицы. Также засвидетельствовал Господь, что не только Онъ открыл Имя Отца, но что Откровенiе сего Имени и в будущем будет Его деятельностью: «И сказах им Имя Твое и скажу, да любы, ею же Мя возлюбил еси, в них будет и Азъ в них»[43]. Этими словами выражается та же тайна, которую открыл Св. Григорiй Нисскiй, что тайна благочестiя, т. е. духовное единенiе с Богом, состоит собственно в исповеданiи Именъ Божiихъ. Действительно, Господь говорит, что прiобщенiе любви Отчей, которая есть энергiя Отца, стоит в зависимости от откровенiя человеку Сыномъ и Словомъ Имени Божiя. Это действiе откровенiя Сына, принятое верою и исповеданное сердцем человека, делается для него источником «жизни вечной», как говорит Господь в другом месте: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго Истиннаго Бога  и Его же послал еси Iисусъ Христа»[44]. Откровенiе же это будет непосредственно сообщаться Духомъ Святымъ, Который будет взимать Глаголы Откровенiя от Сына и возвещать верующим. И с возвещенiем сих Откровенiй Духомъ Святымъ ради принятiя верою этих Откровенiй, будет совершаться Духомъ Святымъ вселенiе Самого Христа и общенiе с Отцемъ и Святымъ Духомъ. Иными словами: «Отче наш, иже еси на небесех, да святится Имя Твое», – есть необходимое условiе, дабы пришло – «Царствiе Твое», ибо святые чувства не могут воцариться в чувствах наших, пока не просветится мысль наша истинным Богопознанiем; дабы была и воля Твоя», яко на небези, ибо воля Его есть та, чтобы мы всеми силами души, духа и тела проявляли любовь к Богу; но главное проявленiе духовной любви к Богу  есть молитва к Невидимому во исповеданiи Имени Его, и на небези Ангели святят Имя Божiе.

Наконец, Господь открыл, что краеугольный камень тайны благочестiя будет составлять вера во Имя Его, почему и Кифу переименовал Петром: «Кого Мя глаголете быти? Отвещав же Симон Петр, рече: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога  Живаго. И отвещав Iисусъ рече ему: блажен еси Симоне, вар Iона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отецъ Мой, иже на небесех: и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Тогда запрети Iисусъ учеником Своим, да никому же рекут, яко сей есть Iисусъ Христосъ»[45]. Конечно, противники мои возразят мне, что этот текст надо понимать в смысле веры в Самого Iисуса, а не в смысле веры во Имя Его. Но это толкованiе, равносильное их мненiю, будто тайна благочестiя деется исповеданiем Самого Бога, а не Имен Его, так же не верно, как неправославно и последнее их мненiе. На Самом деле, разве не почитали Господа те, которые считали Его за пророка? Разве они тоже не имели веры в Господа Iисуса? Несомненно, что и они имели великую веру, ибо даже называли Его: «ови убо Iоанна Крестителя, инiи же Илiю, друзiи же Iеремiю, или единаго от Пророк»[46]. Разве они не имели также великой веры в силу Его, и в истинность чудес Его, и в истинность Божественнаго посланничества Его? Разве они не имели и любви к Нему и глубочайшего благоговенiя пред Ним? Несомненно так, ибо архiереи и фарисеи с книжниками и саддукеями ненавидели Его, и не только за Пророка не считали, но утверждали, что Он творил чудеса или силою Веельзевула, или силою выкраденного из храма Имени Божiя. Итак, если бы тайна благочестiя состояла собственно в вере в Самого Бога  и в Самого Iисуса, то и той веры, которая заставляла веровавших называть Iисуса Божественным Посланником, и той веры должно было бы быть достаточной для спасенiя. Если бы тайна благочестiя состояла не в исповеданiи Имен, а в чувстве существа Божiя, то несомненно, что и те, которые называли Iисуса Пророком, были бы спасены, ибо очевидно, что и они существом своим живо чувствовали необычайность Божественнасти Его существа, но не умели выразить в словах этого своего чувства, как следовало. Однако похвалы удостоились не они, а Петр, познавшiй действiем Божественнаго Откровенiя Сына и Слова по благоволенiю Отца в Духе Святомъ, истинное Имя Господа Iисуса: «Ты еси Христосъ, Сын Бога  Живаго», – и Господь в ответ на это сказал, что на камне сего исповеданiя Имени Его Онъ созиждет Церковь Свою, и в этом исповеданiи Имени Его даст нам связующую и разрешающую небесную силу. Итак, можно ли не согласиться с тем, что Господь назвал правое исповеданiе Имени Своего – «Краеугольным камнем» Церкви, и «ключами» Царствiя Небесного?

Сопоставьте эти слова Господни с Его словами выше приведенными нами, что «Именемъ Моимъ бесы ижденут». Сопоставьте с заповедью – «крестяще во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Сопоставьте с заповедью просить всего «во имя» Его. Сопоставьте со словами Евангелиста, свидетельствующего о заповеди Господней: «Да веруете, яко Iисусъ есть Христосъ Сын Божiй, и да верующе, живота имате во Имя Его»[47].

Обратите вниманiе и еще на  то, что Самъ Господь Открывает нам смысл Имени Своего – «Iисусъ»: Петр назвал Его Христомъ, Сыном Бога  Живаго, а Господь запретил поведать до времени людям, что Он есть Iисусъ Христосъ. Это указывает нам на предвечность Имени «Iисусъ» по смыслу Своему, ибо оно равнозначюще по смыслу с понятiем «Сын Божiй», что тоже отвергается имяборцами.

Итак, как видите, то Самое, что называет ересью г. Троицкiй, – веру во Имя Господне, то на Самом деле есть краеугольный камень церковного назданiя. Конечно, г. Троицкiй возразит, что он не отвергает значенiя Именъ Божiихъ в тайне благочестiя. Но на Самомъ деле он это отвергает, ибо признавая понятiя о Боге, выражаемыя в различных Именах Божiих, лишь за идейные символы, он тем самым отвергает то, что эти понятiя суть те самые Божественные Истины, в которые следует верить, но признает их лишь за напоминанiя о каких-то неведомых Истинах. Но мы здесь ясно видим, что Имя – «Христосъ, Сынъ Бога  Живаго», равнозначащее Имени – «Iисусъ Христосъ» не есть символ, но есть та самая Божественная Истина, в которую следует верить. Также и Имя «Отецъ» есть Божественное Откровенiе Сына, и есть та самая Истина, в которую мы должны верить, и есть откровенiе, а следовательно действiе (энергiя) Божiе, как о том и в другом месте говорит: «и сказах им Имя Твое и скажу». Эти слова делают совершенно безумным утвержденiе г. Троицкого, будто Имена Божiи даже по внутренней их стороне суть только идейные символы, самимъ человеком приспособленные для именованiя Бога . На самомъ деле, всякiй вещественный символ, а также и звуки Именъ Божiихъ, напоминают нам некую мысль, но если и Самая мысль, заключающаяся во Именахъ Божiихъ, будет нам только напоминанiем о  другой какой-то мысли, то где же нам и в каких словах искать той Истины, в которую мы должны верить?

Все, что мы в силах познавать, то мы в силах и именовать, и заключать мысли в слова. Всякое имя предмета, выражающее звуковым корнем своим какое-либо одно свойство этого предмета, как, например, – стол, – свойство – стоять и служить для – поставленiя, в речи человеческой безгласно дополняется очень многими другими именами именующими прочiе свойства его, как напр.: стол такой-то и т. д. Также и собственное имя каждого человека, будучи в корне Своем выраженiем какого-либо желательного и истинного свойства его, или свойства которого либо из его предков, безгласно дополняется целым списком других имен. Вся эта совокупность имен, неименуемо именующаяся при отношенiи собственного имени к какому-либо человеку, составляет мысленную сущность его имени. Но у Бога  нет собственных имен, но все Его Имена, как то ясно говорят Св. Отцы, суть Его нарицательные Имена свойств Его и суть истинные мысли о Нем, которые при именованiи которым либо из них Бога  мыслятся совокупно, как сказал Св. Григорiй Нисскiй, т. е. при именованiи Бога  одним каким-либо Именемъ безгласно произносится «весь список Имен». Единственное Имя Божiе собственное есть Имя «Iисусъ», но и это Имя слагается из истинных нарицательных Имен «Бог» и «Избавитель», следовательно, тоже есть истинная мысль, а не кличка.

Но если по г. Троицкаму все нарицательные имена, коими именуем Бога  суть только идейные символы, за которыми скрывается какая-то «чистая» безсловесная мысль, то пусть же он покажет нам также и где нам искать эту «чистую» безсловесную мысль, как он ее называет; – по-видимому он полагает, что ее надо искать в бесымянном чувстве существа Божiя? Но тогда Господу и хвалить Петра за истинное познанiе Имени Его было не за что! Тогда и тайна благочестiя не может состоять в исповеданiи Имен Божiих, но должна состоять в каком-то неименуемом ощущенiи Бога!

Но, как мы видим, Петр то, что почувствовал, то и именовал, следовательно, то Божественное чувство, которое он получил в тот момент, и была эта истинная мысль, именованная им, а не какое-то бесымянно-неопределенное и невыразимое Именемъ – «чувство существа Божiя». Итак, несомненно, что мы должны отвергнуть предлагаемое имяборцами пониманiе Имен Божiих как номинальных символических идей, но признать, что они суть Божественные Истины, как бы заманчив ни показался для многих этот способ пониманiя.

Прямое повеленiе Господне, заповедающее – «Именемъ» Его творить силы, не дает права перетолковывать Его слов и отрицать действенность Имени Господня. Но если мы признаем, что Имя Господне заключает в себе Его Божественную силу, коей творятся Божественные действiя, то должны будем необходимо признавать и то, что и по естеству Своему, по внутренней стороне своей, оно есть Божественное действiе (энергiя).

Так сам г. Троицкiй говорит: «Ученiе о том, что Имя Божiе все освящает своею силою, есть ученiе о том, что имя Божiе есть действiе Божiе… Когда говорится, что Имя Божiе есть действiе Божiе, то имеется в виду природа имени самого по себе, а когда говорится, что оно все освящает, то имеется в виду проявленiе его вне. «Действiе» и «освященiе» – это лишь две стороны одного и того же понятiя»[48].

Божество Именъ Божiихъ прикровенно исповедуется Св. Отцами, но действенность Имени Господня, явно удостоверенная и Евангелiем, и Деянiями Апостольскими, как мы увидим ниже, и Св. Преданiем Церкви, должна заставить тех, коим трудно верится в Божественную природу Имени «Iисусъ» во Христе, смiрить свой недоверчивый ум и признать Божественную природу сего Имени и согласиться с нами, что Имена Божiи по внутренней их стороне – суть действiе Божiе. Конечно, это лишь тогда, когда имена эти нами относимы суть к Богу, а не тогда, когда мы берем их в отвлеченности. Но в последнем случае их нельзя назвать и Божiими, ибо Божiим Имя становится только тогда, когда слово, употребляемое для именованiя Бога, относится именующим к Самому Богу, и когда та мысль, которая выражена в нем, дополняется другими мыслями, выражаемыми прочими Именами Божiими, (в одном акте мышленiя), более или менее полно, соответственно степени озаренiя Богом того, кто призывает Имя Божiе.

Итак, как видите, вера во Имя Божiе есть заповедь Божiя, данная в Ветхомъ Завете и подтвержденная Господомъ нашим Iисусомъ Христомъ в Новомъ Завете. В Ветхомъ Завете Богъ из дыма и облака возгласил заповедь верить во Имя Его – «Аз есмь Господь Богъ твой», – «да не возьмеши Имени Господа Бога  твоего всуе», а в Новомъ – Архангел возвестил: Имя – «Iисусъ», – еже есть сказаемо – «Еммануил», «С нами Бог»[49], «Сынъ Божiй»[50], и Самъ Господь Iисусъ заповедал верить во Имя Его – «да веруете, яко Iисусъ есть Христосъ, Сын Божiй, и да верующе живота имате во Имя Его»[51] – «сiя есть Заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Iисуса Христа»[52].

Таким образом, – Жизнь Вечная – ставится Господомъ в прямую зависимость от веры «во Имя» Его, как то мы видели из только что приведенных текстов: «да верующе живота имате во Имя Его», – «да веруем во Имя Сына Его». Наконец, в архiерейской молитве Господь еще более раскрывает зависимость тайны благочестiя и Боговеденiя от Откровенного Имъ Имени и говорит, что Жизнь Вечная, ради дарованiя которой Онъ сошел на землю, заключается в познанiи Бога, вслед же за тем говорит, что Онъ явил Имя Божiе, то есть этим совершил одну из главных целей Своего посланничества, ибо Жизнь вечная – познанiе Бога  достигается верою во Имя Божiе, которое и Самъ Господь явил. В конце этой молитвы Господь еще раз подтверждает ту же мысль и открывает что словесная Его деятельность, которая имела целью открыть на земле Имя Божiе и дать людям Глаголы Божiи, не прекратится с отшествiем Его на небо, но что Он присно будет являть людям таинственным действiем Откровенiя Своего Имя Божiе: «Да всяко еже дал еси Ему, даст им живот вечный: се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога  и Его же послал еси Iисусъ Христа… Явих Имя Твое человеком… И сказах им Имя Твое и скажу» – дабы люди, принимая с верою даруемое откровенiе и приходя – верою во Имя Господне в познанiе Истиннаго Бога, и с возложенiем на них Имени Господня в таинстве крещенiя усыновляясь Богу  и Отцу, вселяя в себя Христа и становясь причастниками Духа Святаго, – делались причастниками троической любви – «да любы ею же Мя еси возлюбил, в них будет и Азъ в них»[53].

Итак, весь этот текст подтверждает ту тесную зависимость тайны благочестiя от веры во Имя Господне, которую утверждаем вместе со Св. Григорiем и мы, и которую отвергают наши противники.

Как этот текст, так и параллельные тексты Ветхого Завета совершенно не допускают принятiя той гипотезы о самоизмышленiи Именъ Божiихъ людьми, которую предлагают имяборцы. Так в Ветхомъ Завете Богъ ясно засвидетельствовал, что Имя «Сый» и «Господь» – Он Самъ открыл людям, и что праотцы этого Имени не имели: «Имени Моего – Господь – не явих им»[54]– В Новомъъ же Завете опять-таки, Самъ Господь совершенно непреложно свидетельствует, что не люди узнали новое Имя, но что это новое и более откровенное Имя Святой Троицы и Свое Имя Iисусъ – Он Сам – «явил».

В Ветхомъ Завете Богъ о храме, созданном – «Имени Его» засвидетельствовал: «освятих храм сей, его же создал еси, еже положити Имя Мое тамо во веки, и будут очи мои ту и сердце Мое во вся дни»[55], а в Новомъ Господь каждого христiанина делает храмом Своим и полагает в сердце его Имя Свое, и удостоверяет, что – «идеже два или трiе собрани во Имя Мое, – ту есмь посреде их».

В Ветхомъ завете Богъ положил Имя Свое на единственной скинiи и на единственном храме, Имя Свое нарек на всем народе в совокупности, назвав Его Народом Божiим, – «Израилем», а в Новомъ – заповедал полагать на каждом обращающемся к Нему Имя Свое, «крестяще во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», и во Имя Iисуса Христа – «проповедатися покаянiю и отпущенiю грехов во всех языцех»[56] и «даде им область чадом Божiим быти, верующим во Имя Его», и осудил не принимающих возложенiе сего Имени Его и отвергающих веру в истину Имени Его: «не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единороднаго Сына Божiя»[57]. Наконец дал Имя свое как Божественную силу, как власть Его для творенiя всяких знаменiй и обещал, что о Имени Его будут деяться все священнодейственные прошенiя, т. е. в том числе и благословенiе, и таинства. И это ли ясное и непреложное ученiе Церкви, повторяемое и исповедуемое нами, г. Троицкiй хочет отождествить с ученiем Евномiя, гностиков, с ученiем раввинов о Мемре, с ученiем язычников о магической силе звуков произносимых Имен, и уничижив, и оплевав это истинное ученiе Церкви, заставить ее верить в его новое ученiе о Имени Божiемъ как продукте человеческого творчества, идейном символе, и безсильном посредстве для благочестiя. Не есть ли это покушенiе поколебать главную основу Православiя – веру во Имя Господне, законоположенную Самимъ Господомъ?

Истинность выраженного нами пониманiя Имени Господня как Божественнай силы, которую Господь заповедал употреблять в священнодействiи Церковном, ясно подтверждается практикой Апостольской, и вера во Имя Господне была их проповедью, параллельной проповеди веры в Самого Господа.[58]

О том, что заповедь о вере во Имя Господне была проповедью Апостольской, ясно и непреложно свидетельствуют следующiе слова Ап. Iоанна Богослова: «Сiя писах вам, верующим во Имя Сына Божiя, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во Имя Сына Божiя»[59] .

Также и все прочiе Апостолы проповедывали людям не только веру в Самого Господа Iисуса Христа, но необходимость принять крещенiе во Имя Его, а, следовательно, веру в действенность Имени Господа нашего Iисуса Христа.

Таково было построенiе первой проповеди Ап. Петра в день сошествiя Св. Духа. В первой половине этой проповеди он возвестил собравшемуся народу о воскресенiи Iисуса Христа и о том, что Онъ есть истинный Мессiя, а во второй половине своей проповеди стал раскрывать пророчество Iоиля о том, что «всяк иже аще призовет Имя Господне, спасется», относя его к Имени Iисуса Христа, а когда умилившiйся и уверовавшiй его словам народ спросил, что же нам делать, – «мужiе братiе»? – то Петр сказал: «Покайтеся, и да крестится кiйждо вас во Имя Iисуса Христа во оставленiе грехов: и прiимите дар Святаго Духа. Вам бо есть обетованiе[60]… Итак, как видите, когда народ уверовал и возскорбел о том, что допустил распять Мессiю, и в тяжком недоуменiи о том, что же теперь ему остается делать и с величайшей сердечной скорбью вопросил Апостолов: «что сотворим мужiе, братiе»? – то Петр открыл им тайну спасенiя через омовенiе водою с призыванiем Имени Iисуса Христа и удостоверил, что этим Самым отпустится им их грех убiйства и древнiй прародительскiй грех, ибо таково есть обетованiе Господа Iисуса Христа, предреченное пророками, дабы – «всяк, иже аще призовет Имя Господне», – спасался и получал тот дар Св. Духа, который явственно излился днесь на Апостолов, заговоривших разными языками.

Таково же было построенiе и второй проповеди Ап. Петра после совершенiя им Именемъ Господа Iисуса Христа величайшего чуда – исцеленiя хромого. Когда изумленный чудом народ столпился вокруг Апостолов, то Петр возгласил: «что чудитеся о сем, или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестiем сотворихом его ходити»? – и затем удостоверив, что распятый народом Iисусъ есть истинный Мессiя – «Начальник жизни», убитый ими, но воскрешенный Отцем, Ап. Петр засвидетельствовал, что сего хромого исцелило – Имя Его – по вере во Имя Его и с верою в Самого Iисуса: «и о вере Имени Его сего, егоже видите и знаете, утверди Имя Его, и вера яже Его ради даде ему всю целость сiю пред всеми вами»[61].

Спрашивается, какое же еще более непреложное свидетельство о Божественнай силе Имени Iисуса Христа нам искать в Писанiи? Не довольно ли и сего одного свидетельства, дабы расторгнуть как паутину все хитросплетенiя г. Троицкого в глазах тех, в коих сохранилось благоговенiе и вера в слова Св. Писанiя?

Толкованiя г. Троицкого, доказывающего, будто Имя Господне силы Божественнай не имеет, но есть только некоторое отвлеченное «посредство», через которое, подобно тому, как через чудотворную икону, подается благодать Святаго Духа, причем сама икона пребывает бездейственной и чуждой всякой силы, – эти хитросплетенные толкованiя не должны ли расторгнуться как паутина от этих ясных и непреложных слов Ап. Петра, что хромого – «утверди Имя Его»?

Но дабы кто не подумал, что это Имя есть какая-то магическая сила, которая одним сочетанiем звуков и силою одного произношенiя должна творить чудеса, Петр добавил – «и вера, яже Его ради, даде ему всю целость». Противники наши, игнорируя силу первой половины текста, останавливаются лишь на второй и, ухватившись за эти слова, говорят: вот видите, не Имя Господне исцелило хромого, а вера в Него Самого. Однако, насколько было бы неправославно утверждать, что одна сила произношенiя Имени Iисуса Христа Петром безо всякой содействующей веры его восставила хромого, настолько же неправославно утверждать, что не сила Имени Iисуса Христа соделала сiе чудо, и отвергать слова – «Утверди Имя Его». Но противники нам возражают: в мiре одна только сила Бога, какую же еще другую силу нашли во Имени Его? – Конечно, в мiре одна только сила – Бога, как и в человеке – одна только сила существа его, однако, как в человеке мы различаем силы его членов, так и в мiре различаем мы различные дары и силы Божiи, которые все суть различные энергiи Его, и насколько безумно отрицать право говорить о человеке, что он что-либо сделал силою правой руки или левой, настолько же безумно отрицать право говорить, что такое-то чудо соделано силою Имени Божiя. Но в том то и заключается между нашим пониманiем Имени Божiя и пониманiем наших противников, что в то время, как мы видим в Имени Божiемъ как бы Его живую руку, наши противники хотят видеть в Немъ какое-то бездушное орудiе, не соестественное Ему и никакой силы его в себе не носящее.

Весть о чудесном исцеленiи хромого Апостолами Христовыми Именемъ Iисуса, распятого, произвела переполох среди архiереев и фарисеев, и они послали схватить Петра и Iоанна и в синедрiоне сделали им допрос: «Коею силою или коим Именемъ сотвористе сiе вы»? – На что Петр, – «исполнився Духа Свята», исповедал: «Во Имя Iисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Его же Богъ воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав»[62]. Затем, исповедав истинность Христа как Мессiи, исповедал и силу имени Его, и в ответ на вопрос синедрiона: коим Именемъ сiе сотвористе, – сказав уже ранее, что – «во Имя Iисуса Христа Назореа», и повторив, что о сем Имени хромой стоит здрав, еще раз подтвердил Божественную силу Имени Iисуса Христа, которая яснее всякого иного свидетельства доказывает истинность Его воскресенiя: «несть бо иного Имене под Небезем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам»[63]. – Спрашивается, что же это за такiе «имена данные в человецех», о которых говорит Петр архiереям, и фарисеям, и раввинам синедрiона? Не ясно ли, что он противопоставляет Имя «Iисусъ» ветхозаветным Именам Божiим – «данным в человецех», (заметьте: не изобретенных людьми, а данных Богом людям). В эти имена верили архiереи и раввины, и Петр верил, однако не в эти Имена заповедывалось крестить, а во Имя Iисуса Христа и во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и вот ясное доказательство спасительности этого нового Имени. А именно – проявленiе его силы исцеленiем хромого. Таков смысл слов, сказанных Петром в синедрiоне. Но что же на эти слова ответил синедрiон? – «прещенiем да запретим има (т.е. Петру и Iоанну) ктому не глаголати о Имени сем ни единому от человек. И призваше их заповедаша има отнюдь не провещавати ниже учити о Имени Iисусове»[64]. Спрашивается, возможно ли и эти слова понимать как образное выраженiе, не относящееся якобы до Самого имени Iисусова, когда вся речь идет о явленной силе имени Господня, когда после стольких удостоверенiй Петра, что Имя Господне утвердило хромого, что о сем Имени он стоит здрав, что сiе есть Имя паче всех ветхозаветных Имен Божiих, и дано во спасенiе нам, когда после всех этих слов Петра синедрiон запретил «провещавати», т.е. даже произносить сiе Имя – «Iисусъ» и никому не сообщать о содеянном призыванiем его чуде и не учить о том, что сiе имя паче всех ветхозаветных Имен дано людям во спасенiе?

Но что же произошло после этого строжайшего запрещенiя синедрiона даже произносить Имя Iисусово? – оно вызвало пламенную молитву Апостолов: «и ныне, Господи, призри на прещенiя их (т. е. на запрещенiе даже произносить Имя Твое) и даждь рабом Твоим со всяким дерзновенiем глаголати слово Твое, внегда руку Твою прострети Ти во исцеленiя, и знаменiем, и чудесем бывати Именемъ Святымъ Отрока Твоего Iисуса»[65] – Опять непреложное свидетельство о совершенiи сил Именемъ Iисуса, в коем действует «рука» Божiя, т.е. энергiя Его, причем эти чудеса необходимы для проповеди слова Господня, и для спасенiя людей, которые должны быть крещены во Имя Господне и для этого должны утвердиться в вере во Имя Iисуса.

Дальше мы видим, что Петр и Iоанн не переставали продолжать двоякую свою проповедь и проповедывать о Iисусе и о Имени Его и в удостоверенiе воскресенiя Христа и присутствiя Его во Имени Своем творить им многiе исцеленiя, за что были схвачены и заключены в темницу, откуда ночью освобождены Ангелом, и утром снова схвачены в храме и приведены в синедрiон, причем архiереи обвиняли их за то, что вопреки запрещенiю произносить Имя Iисуса и учить о Iисусе, они делали это и продолжали учить о крещенiи во Имя Iисусово: «Не запрещенiем ли запретихом вам не учити о Имени сем? – и, наконец, бив их, снова запретили – «не глаголати о Имени Iисусове»[66]. Апостолы же радовались, яко «за Имя Господа сподобишася безчестiе прiяти»[67].

 

[1] Там же.

[2] 1 Ин. 3,23

[3] Быт. 4, 26.

       [4] и возымел надежду для общенiя с Богомъ и для полученiя просимаго, призыванiем в молитве своей Имени Божiего. – Составит. К.Б.

       [5] Возможно даже по маловерiю, или неверiю во Имя Божiе. А Энос возымел веру и надежду на Имя Божiе, и потому «сей упова призывати Имя Господа Бога» – Составит. К.Б.

[6] Т.1. С. 494

[7] См. св. Iустина Философа. С. 111

[8] Троицкiй, «Ученiе имябожников и его разбор». С. 19

       [9] Св. Димитрiй Ростовскiй говорит, что дiавол не сам по себе так назвал Бога, но что это Имя он узнал тогда, когда был светлым Ангелом

[10] И эти слова ни какого-либо неграмотного невежды, а «ученого» Богослова…

[11] Древн. Иноч. Уставы. Еп. Феофан. 224

[12] Добротолюбiе Т. 5. 481 – 2 (О Iисусовой молитве)

[13] Пространный Катехизис. Изд. 23. 1889. Москва. С. 129.

[14] Простр. Катехизис. Изд. 1889. С. 126

[15] О. Iоанн Кронштадскiй. «Мысли Христiанина». С. 46.

[16] Исх. 34, 14

[17] Лев. 18, 22 и 20, 3

       [18] Лев. 24, 16.

[19] Числ. 6, 27.

[20] Втор. 28, 58-61

[21] Числ. 14, 21

[22] Изд. «Исповедник». 1914. С. 33-47.

[23] «Ц.В.». 1914. №5. С. 2882

[24] Лк. 1, 49

[25] Лк. 9, 49

[26] Лк. 10, 17

[27] Деян. 3, 6

[28] Лк. 10, 21

[29] Лк. 10, 18

[30] Лк. 10, 19

[31] Мр. 16, 17

       [32] Том. 6. Кн. 1. С. 707.

[33] Лк. 4, 12

[34] Т. 6. СПБ. 1899. Кн.1. 707.

[35] Лк. 9, 49

[36] Ин. 2, 23

[37] Мф. 7, 21-23

[38] Лк. 10, 20

[39] Мф. 18, 20

[40] Мф. 28, 19

[41] Ин. 16, 24-26

[42] Ин. 34, 6.5

[43] Ин. 17, 16

[44] Ин, 17, 3

[45] Мф. 16, 15-20

[46] Мф. 16, 154

       [47] Ин. 20, 31

[48] «В.Ц.». №47. 1913. С. 2172

[49] Мф. 2, 23

[50] Лк. 1, 35

[51] Ин. 20, 31

[52] 1 Ин. 3, 23.

[53] Ин. 17, 2,3,6,26

[54] Исх. 6, 3

[55] Ин. 17, ст. 2, 3, 6, 26

[56] 2 Цар. 9, 3

[57] Лк. 24, 46-47

       [58] То есть, проповедь Имени Господа, означает проповедь Самого Господа. - Сост.

[59] Деян. 2, 21, 38

[60] 1Ин. 5, 13

[61] Деян. 3, 12-17

[62] Деян. 4, 10

[63] Деян. 4, 12

[64] Деян. 4, 17-18

[65] Деян. 4, 30

[66] Деян. 5, 28-40

[67] Деян. 5, 41

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 247 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0