Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 4 том |
2016-04-17, 9:51 PM | |
ЧАСТЬ VI-я Слава Имени Iисусъ Христову! Слава Ему во веки! Аминь
ВЗГЛЯД НА АФОНСКИЕ СОБЫТИЯ СЕГОДНЯ. Отзыв на некоторые главы книги епископа Иларiона (Алфеева) «Священная Тайна Церкви». Том 1-2. СПб. 2002. (Выделенiя – наши. – Сост.)
Глава 1. «РАЗГРОМ ИМЯСЛАВIЯ (Т. 1. С. 548).
Афонскiе событiя лета 1913 года вызвали неоднозначную реакцiю[1] в церковных кругах. По газетным сведенiям, не все члены Синода одобрили действiя Никона на Афоне1. Некоторые архiереи[2] выступили с открытой критикой в адрес Синода: в частности, епископ Гермоген (Долганов) обвинил Синод в формально-бюрократическом отношенiи к проблеме2, экзарх Грузiи архiепископ Алексiй возложил вину за разгром имяславцев на обер-прокурора Саблера,[3] «внука лютеранского пастора», и присоединил свой голос к хору голосов, требовавших его отставки 3. Член Государственной Думы и Государственного Совета протоiерей А. Л. Трегубов заявил, что Никон в афонском деле вел себя нетактично: архiерей не должен был присутствовать при подобных разбирательствах 4. Глава 2. «Общественная реакцiя на афонскiе событiя» (Том 1. С. 577). Разгром имяславцев на Афоне получил широкую огласку в прессе. На афонскiе событiя откликнулись практически все россiйскiе изданiя. — как правые, так и левые, как лояльно, так и критически настроенные по отношенiю к церковной власти, — причем почти все они, за исключенiем офицiальных органов Синода, осудили насильственное выдворенiе имяславцев с Афона, осуществленное при помощи военных 5. . В негативной оценке действiй россiйской светской и церковной власти на Афоне сходились такiе полярные по своей направленности изданiя, как «Гражданин», редактируемый князем В. П. Мещерским, и лево-октябристская «Речь» П. Н. Милюкова6. Единодушному осужденiю подверглись действiя архiепископа Никона, которые пресса называла «афонской экспансiей»7, «набегом удалым»8, «Ватерлоо архiепископа»9 и другими подобными выраженями. «Пожарная кишка» стала едва ли не постоянным атрибутом Никона10 . А газета «Голос Москвы» охарактеризовала деятельность Никона и Синода следующим образом: Тяжелая синодально-бюрократическая машина работает полным ходом, пущены в действiе все части ее механизма, но толку от этого получается мало. Очевидно, в неизведанных глубинах народной души народилось неизбывное стремленiе к правде, неудовлетворенное правдой Синодской <...> Великую трагедiю переживает сейчас Церковь, и, что уж яснее всего <...> смертельной опасности не видят и не хотят видеть те, которые в силу обета должны стоять на ее страже <...> Для Синода победный марш епископа Никона знаменует торжество Православия, но для Церкви — это один из самыхъ тяжелых, самыхъ роковых ударов, когда-либо выпадавших на ее долю <...> 11 Подобных публикацiй в ближайшiе месяцы после изгнанiя имяславцев с Афона появилось великое множество. Синод внезапно оказался почти в полной изоляцiи: общественное мненiе сразу же стало на сторону гонимых иноков. Архiепископ Никон, и без того не пользовавшiйся любовью прессы, окончательно превратился в антигероя: на него обрушился поток обвиненiй. «На ужас всему мiру, iерарх православной Церкви с солдатами, с пеной у рта, со словами проклятiя и ненависти врывается в монастырь и оружiем, побоями и заточенiем работает во славу православной Церкви против представителей сомнительной ереси имяславцев!» — так описывал афонскую экспедицiю архiепископа Никона князь В. П. Мещерскiй12. А один из авторов газеты «Утро Россiи» возмущался тем обстоятельством, что Синод послал на Афон «человека крайне узкого, одностороннего, неуживчивого, придирчивого, капризного, не стесняющегося в прiемах борьбы с почему-либо неугодными ему лицами» 13. Отвечая на эту критику, Никон называл «Утро Россiи» «жидовско-раскольничьей газетой», напоминая «что речь идет не об епископе, а об архiепископе, не о заштатном епископе, а о постоянном члене С[вятейшего] Синода, не о каком-то неуче, а удостоенном высокого званiя почетного члена Московской Императорской духовной академiи, хотя он в сей Академiи и не учился, и получившего за свои труды две Макарьевскiе премiи» 14. Однако никакiе напоминанiя Никона о своих заслугах, титулах премях не убеждали его критиков в правоте его действiй на Афоне. Три месяца спустя после афонских событiй Никон писал с обидой и раздраженiем: «Жидовская печать и все, кому ненавистны Церковь православная и ее iерархя, пронесли яко зло имя мое, извратив все что творилось за эти три месяца на св. Горе, представили меня каким то инквизитором, а еретичествующих, отпадших от Церкви монахов и послушников — какими-то мучениками. Простой читатель, привыкнув верить всякой печатной строке, верит и этим сказкам и блазнится <...>». 15 Во всем, что писалось и говорилось против него, Никон видел жидовскiй заговор против русского человека»16. «Не стыдно ли нам, — вопрошал он, — что жиды сумели захватить в свои поганые руки сотни наших газет?» 17. Но дело, конечно, было не в «жидах»: погромные действiя Никона на Афоне вызвали негодованiе даже самыхъ заядлых русских патрiотов и консерваторов. В статье «Живы ли мы?» Никон восклицал: «Как бы мне хотелось громко крикнуть на всю Русь православную: "Кто жив человек? Отзовися!"» 18. Но мало кто отзывался. Вопли архiепископа либо оставались безответными, либо тонули в хоре возмущенных его действiями голосов. Параллельно с публикацiями против Никона появляется немалое число статей в защиту iеросхимонаха Антонiя (Булатовича). Автор одной из них, знавшiй Булатовича лично «еще со школьной скамьи», пишет: Булатович всегда был, правда, горячим, но глубоко искренним, верующим и религiозным человеком. Его чисто рыцарскiе принципы были чужды тщеславiя и карьеризма. Лучшим доказательством этого служит то, что, следуя своему призванiю, он пожертвовал своим крупным состоянiем, блестящим положенiем отличившегося на поле брани гусарского гвардейского офицера, ожидавшей его в будущем военной карьерой для того, чтобы посвятить себя всецело служенiю Богу. В последнiй раз я виделся с ним пред постриженiем, когда он поступал простым послушником в скромный загородный монастырь. Меня поразило его глубокое христiанское смиренiе, светящаяся в глазах его горячая «мужицкая» вера, какая-то детски-радостная покорность, с которой он переносил тяжелое иноческое послушанiе. Принял он самый суровый монашескiй обет схимы для того, чтобы быть смиренным подвижником на Афоне и в полном смысле слова отрешиться от мiра и даже от того движенiя по церковной iерархiи, которое при его выдающихся способностях и связях было бы ему всегда доступно <...> Все это дает мне право утверждать, что даже заблужденiя Булатовича вполне искренни и чужды каких бы то ни было тщеславных расчетов и соображенiй, столь несправедливо приписываемых преосвященным Никоном. Зная благородство и искренность отца Антония, я не сомневаюсь в том, что, если он убедится в своем заблужденiи, он в нем открыто сознается; но для этого нужны кроткiе увещанiя в духе христiанской любви, которая в моем сознанiи не вяжется с примененным владыкой Никоном крещенiем афонских монахов из пароходных пожарных труб 19 . Мы не будем разсматривать все, что было написано в 1913 году по поводу изгнаня имяславцев с Афона. Остановимся на нескольких наиболее значимых публикацiях. Среди них первое место по остроте и резкости занимает статья Н. А. Бердяева «Гасители духа», в которой он обрушивается с вызывающей критикой на Святейшiй Синод и на весь россiйскiй церковно-государственный истеблишмент. Бердяев, к тому времени уже снискавшiй известность как философ, литературный критик и общественный деятель, говоря о причинах, побудивших его к написанiю статьи, признавался, что у него «не было особых симпатiй к имеславству», но что его «возмущали насилiя в духовной жизни и низость, не-духовность нашего Синода» 20. Статья интересна не столько Богословскими выкладками молодого Бердяева, сколько тем возмущенiем и негодованiем, с которым он воспринял афонскiе событiя. Подобные чувства разделяли многiе представители верующей интеллигенцiи, в том числе и достаточно далекiе от Церкви, но сочувствовавшiе идеям духовного возрожденiя — идеям, носившимся в воздухе с начала XX века: На Афоне запахло «дымным порохом» <...>21. Истязанiями и изувечиванiями убеждают в правоте синодальной веры. Где же голос Церкви, который скажет свое властное слово по догматическому вопросу, затрагивающему самые основы христiанства? Впервые за долгiе, долгiе столетя вышел православный мiр из состоянiя духовного застоя и заволновался вопросом духовного, мистического опыта, не мелочным вопросом церковного управления. <...> В ответ на духовное волненiе православного мiра, волненiе лучших монахов, старцев и мiрян, всем сердцем своим преданных православiю, раздался голос офицiальной, казенной Церкви, и она покрыла себя несмываемым позором <...> Офицiальная Церковь оказалась постыдно безсильной. Вдруг обнаружилось, что нет силы и жизни Духа в синодальной Церкви. Зверская расправа архiепископа Никона над афонскими монахами, отданiе схимников, проживших на Афоне по 30 и 40 лет (и более. – К.Б.), на растерзанiе войскам и полицiи, обнаруживает небывалое паденiе Церкви, последнее ее униженiе. Любят иногда кричать о том, что Церковь угнетена государством. Но епископы сами же призывают государственную власть к насилiям во имя своих целей, они в тысячу раз хуже солдат и городовых <...> После изуверской расправы над несчастными монахами был разгромлен Афон, древнiй оплот православя, и св. Синод решил, что русская и константинопольская Церкви уничтожили ересь. Изувеченные монахи остались вещественными доказательствами победы синодальной истины над еретическим заблужденiем 22". Публикацiи архiепископа Антоня (Храповицкого) в «Русском иноке» Бердяев называет «площадной бранью, достойной извозчика, а не князя Церкви», а действiя архiепископа Никона на Афоне считает следствiем его безсилiя кого-либо в чем-либо убедить без помощи штыков. Во всем конфликте Бердяев усматривает противостоянiе, с одной стороны, людей живого религiозного опыта, напряженной духовной жизни, принадлежащих к мистической традицiи, с другой — епископов, пропитанных утилитаризмом, не способных вникать в глубокiе мистическiе вопросы, ненавидящих всякую жизнь и всякое движенiе" 23. Афонскую смуту Бердяев использует в качестве повода для критики «синодальной Церкви». [1] Нам представляется, какая бы не была общественная реакцiя на Афонскiе событiя и вокруг догматического спорного вопроса об Имени Божiем, на решенiе вопроса не должна влiять никакая общественная реакцiя. Единственным непогрешимым критерiем и способом для разрешенiя этого вопроса, начальным и конечным пунктом его должно стать Священное Писанiе Ветхого и Нового Завета, Писанiя Святых Отецъ и ученiе доимяборческой церкви об Имени Божiем. Игнорированiе непогрешимым критерiем и руководство человеческой философiей и «умственными способностями», пусть даже выдающихся людей, и замена истинного критерIя людскими рассужденiями, не приведут к правильному решенiю сего вопроса; то есть, к принятiю и сохраненiю тысячелетiями существующего ученiя Св. Церкви об Имени Божiем; не приведут к единству разделенных чад церковных; и чревато катастрофическими последствiями, вплоть до узаконенiя ложного ученiя; и в связи с этимъ, к ускорению мiровой развязки, – къ скорому Второму Пришествiю Христову для Суда над мiром за безчестiе и хуленье Имени Божiя не только безбожниками, но и от лица духовенства современной офицiальной церкви. В 1-м Пришествiи Христовом общественная реакцiя кричала: «Распни, распни Его»! Но св. Апостолы уверовали в Господа и во Имя Его, несмотря на общественную реакцiю… Подобная ситуацiя может повториться и в последнiе времена. Большинство людей обманутых духовенством, не будут прямо отвергать Бога, но будут хулить Имя Его. А это и есть принятiе духа или ученiя антихриста. «Тогда праведник едва спасется. И когда Господь придетъ судить мiръ, едва ли обрящит веру на земле» (Сост.) 1 Событiя на Афоне. Русское слово, 2.08.1913 (№ 175). [2] Не члены Синода. Из членов Синода никто не возразил против Посланiя Синода, опубликованного 18 мая 1913 г. от имени всего Синода, в котором было похулено Имя Господне. – Сост. 2 Дело афонских монахов. — Русское слово, 23.08.1913 (№ 194). Ср.: К прiезду епископа Гермогена. — Биржевые ведомости, 6.11.1913 (№ 13 842); 7.11.1913 (№ 13843). [3] Главный виновник за Афонскiй разгром не Саблер, а четыре архiимяборца члены Синода Антонiй Храповицкiй, Никон Рождественскiй, Сергiй Страгородскiй и первенствующiй член Синода Владимир Богоявленскiй; а Саблер выполнял их программу по разгрому Афона докладом Государю от имени Синода об революцiонерах афонскихъ, которых надо уничтожить… – Сост. 3 Слухи об отставке В. К. Саблера. — Утро Россiи, 10.11.1913 (№ 260); 13.11.1913 (№262). 4 Дело афонских монахов. —Русское слово, 24.08.1913 (№ 195). 5 Афонскiе событiя нашли отраженiе и в зарубежной прессе.См., например, статьи в англiйских газетах: Негеsу аt Моunt Аthоs.. А Sоldier Моnk аhd thе Но1у Sуnоd (date1inе 12.06.1913, Sаint-РеtегsЬuгg).—Тhеlоndon Тimes, 19.06.1913; Неrеsу аt Моunt Аthos (dateline 22.08.1913, Sаint-Реtегsburqg).—Тhе London Times, 23.08.1913, Тhе Моunt Аthos Неresу Саsе. Vо1untary Ехi1е in Siberia. — Тhe Тimes, 23.08.1913. 6 См.: Niviere А. Lе mоuvеment оnomatodoxe. Р. 57. 7 Обзор печати. Как покоряли Афон. — Русская молва, 27.07.1913 (№ 223). 8 Обзор печати. — Русская молва, 9.08.1913 (№ 236 9 Лопатин Н. Ватерлоо архiепископа. — Утро Россiи, 9.07.1913 (№ 157). 10См., например, стихотворенiе некоего острослова, писавшего под псевдонимом «Заноза», в газете «Гроза» от 16.03.1914 (№ 619): Не тратил я напрасно слов, Перед мятежною толпою: Я постарался убедить Ее, пожарною кишкою. 11 Цит. по: Обзор печати. — Русская молва, 20.08.1913 (№ 247).12 «Дневник» В. П. Мещерского. Цит. по: Обзор печати. — Русская молва, 20.08.1913 (№ 247). Мещерскiй Владимир Петрович — правый публицист, издатель газеты «Гражданин». 13 Цит. По: Никон (Рождественскiй), архiепископ. Православiе и грядущiе суд ьбы Россiи. С. 286. 14 Там же. 15 Никон, архiепископ. Новое выступленiе А. Булатовича. — Мои дневники. С.144 16 Никон, архiепископ. Живы ли мы? — Мои дневники. С. 179.
17 Там же. С. 178. 18 Там же. С. 181 19 Цит. по: Неожиданный защитник. — Биржевые ведомости, 3.09.1913 (№ 13 731). 20 Бердяев Н. А. Собранiе сочиненiй. Т. 1: Самопознанiе (опыт философской автобiографiи). Изд. 3-е. Париж.1989.С.234-235. 21 Аллюзiя на предисловiе Флоренского к «Апологiи веры» iеросхимонаха Антонiя (Булатовича) — см. цитату в Главе VII. 22 Бердяев Н. А. Гасители духа. —Русская молва, 5.08.1913 (№ 232). Цит. по: Бердяев Н. А. Собранiе сочиненiй. Т. 3: Типы религiозной мысли в Россiи. Париж, 1989. С. 623—626. 23 Там же. С. 624—626 | |
Просмотров: 217 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |