Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 2024-05-06, 8:19 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 56 - 65
2016-04-18, 0:33 AM

«Что же значит – Мене не воспросите? – Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только Имя, чтобы получить все. Аминь, аминь глаголю вам, яко елико аще что просите от Отца во Имя Мое – показывает силу Своего Имени, так как (Апостолы), не видя и не прося Его, но только называя Его Имя,[1] будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: «призри на прещенiя их и даждь рабом Твоим с дерзновенiем глаголати слово Твое и творить во Имя Твое чудеса. И подвижеся место идеже бяху»[2]. «Доселе не просисте ничесоже». Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат все, о чем ни попросят. Хотя я уже не буду вместе с вами, вы не думайте, что вы оставлены: Имя Мое даст вам большое дерзновенiе»[3].

«Тень Петра воскресила мертваго. Чрез это еще более проповедывалась сила Христова. В Самом деле, не столько удивительно то, что Онъ при жизни Своей чудодействовал, сколько то, что по смерти Его другiе могли Его Именемъ совершать большiя чудеса»[4]. – «Да и чем Онъ будет больше Апостолов, если и Самъ творит чудеса через молитву? Притом и они все делали по молитве, а часто и без молитвы, призывая Имя Iисуса»[5].

«Призывай Сына, благодари Отца; призывая Сына, ты призовешь Отца, а благодаря Отца, благодаришь и Сына. Будем учиться исполнять это не одними словами, но и делами. Этому Имени нет ничего равнаго, оно всегда дивно: Мvро излiянное, говорится – Имя Мое[6]. И кто произнес его, тот вдруг исполняется благоуханiя. Никто же может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ[7]. Вот как столь много совершается этим Именемъ. Если слова – во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ты произнес с верою, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты возсоздал человека и произвел все прочее в таинстве крещенiя. Таким же образом это страшное Имя владычествует и над болезнями»[8].

«Оно распространилось по всей вселенной, покорило всех своей власти и тогда, как безчисленное множество людей усиливалось истребить – Имя Распятаго, соделало противное. Это Имя прославлялось и возрастало более и более, а они погибали и исчезали»[9].

«Как же Онъ прославился одинаково (со Отцем)? Все одинаково умирают за Него, как и за Отца, проповедуют Его как и Отца, и как говорят, что все совершается Именемъ Отца, так и Именемъ Сына»[10] – «Имя Господа нашего Iисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющаго помыслами, а душу – спасает и животворит. Потому непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Iисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь – сердце, таким образом, два стали едино»[11]. – Как видите, Св. Iоанн Златоуст повторяет то Самое ученiе о действенности призываемого в Iисусовой молитве Имени Господа Iисуса Христа, которое изложил о. Иларiон, и из-за которого возник весь нынешнiй спор, причем это пониманiе действенности Имени Iисусова имяборцы приравнили к магическому суеверiю, к ученiю раввинов о Мемре и о Шем. Все вышеприведенные тексты, конечно, непрiемлемы для наших противников и должны быть ими или перетолкованы в совершенно превратном пониманiю Святаго смысле или отвергнуты и признаны неправославными и случайными. Однако эта мысль, проходящая чрез все сочиненiе Святаго, не может быть признана случайным излишеством красноречiя, но выражает его основное пониманiе Имени Господня, единомысленно с прежде бывшими Святыми Отцами и с последующими ему. Поэтому и мы должны послушно последовать за великим Святителем и Учителем и признать реальную Святыню Имени Господня и Божественную Силу Его. Но признанiе реальной Святыни Имени Божiя есть признанiе святости по естеству, а, следовательно, соестественности Богу, как энергiи Его. Но ведь это Самое утверждаем мы, мнимые имябожники, ибо говорим: «Имя Божiе и Имя Господа Iисуса Христа есть по внутренней стороне Божество, или Богъ», или, как мы говорим со слов о. Iоанна Кронштадского – «Самъ Богъ».

Обращаю вниманiе на следующiе тексты Св. Iоанна Златоуста, совершенно непрiемлемые для наших противников: «О Имени Господнем собравшимся вам. сиречь самому Имени собравшему вы, о нем же соберетеся»[12]. – «Оно достохвально по Самому существу Своему… Буди Имя Господне благословенно, от ныне и до века… Что говоришь ты, разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился?»[13].

«Рече Iисусъ Навин: да станет солнце прямо Гаваону, а луна прямо дебри Елом», и было так»[14]. Пусть выйдет вся вселенная, или даже две, три, четыре, десять, двадцать вселенных, пусть скажут и сделают это: нет, они не могут… А отчего это совершилось, послушай. Отчего же? – Имя Iисуса Навина было прообразом Iисуса Христа. Потому-то, т. е. так как он имел прообразовательное Имя Iисусъ, творенiе устрашилось Самого Имени. Как, разве никто другой не назывался Iисусомъ? Но он был назван этим Именемъ как прообразом; его звали прежде Авсiем, а потом переменено ему имя, и это было предсказанiем и пророчеством»[15].

«Есть у нас духовные заклинанiя – Имя Господа нашего Iисуса Христа и сила Креста. Если же многiе, хотя и произносили это заклинанiе, но не исцелились, то это произошло от маловерiя их, а не от безсилiя произнесеннаго Имени: точно также многiе прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, а к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Iисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться». – Поясняя дальше, почему мы, несмотря на всемогущую спасительную силу Имени Iисусова, хотя и безпрестанно призываем его, но все же остаемся неукрашенными сердцем и не достигшими духовного совершенства, Св. Златоуст говорит, что Имя Iисусово всемогуще и в силах нас очистить, но мы сами виноваты в том, что призыванiе Его остается без пользы для нас, ибо мы не уготовляем сердца нашего к тому, чтобы оно могло достойно воспринять Имя Господа, а в нем и Самого Господа. «Сделай сердце твое только достойным такого прикосновенiя, – говорит Св. Златоуст, – и Господь первый притечет к тебе. А как скоро Христосъ извлечет звуки из души нашей (т. е. когда очищенное сердце издаст чудную мелодiю Iисусовой молитвы. Прим. автора Апологiи), то, несомненно, снизойдет на нас Духъ, и мы будем лучше неба, имея не солнце и луну отпечатленными на теле нашем, но Самого Владыку солнца, и луны, и Ангелов, в нас поселившагося и шествующаго. Я говорю это не для того, чтобы нам (Именемъ Iисусовым – прим. авт. Апол.) воскрешать мертвых, очищать прокаженных, но для того, чтобы мы явили чудо, которое больше всего этого, именно любовь. Где только есть это благо, там немедленно является Сын с Отцом, и снисходит благодать Духа. «Идеже бо» – говорит Христосъ, – «еста два или трiе собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их»[16].

Мы видели из вышеприведенных слов, с какой ясностью исповедует Iоанн Златоуст действенную силу Имени Iисусова, которое «сходя», как некая реальность, вглубь сердца, – «смiряет дракона и животворит души». Наконец, в этом Имени, воспринимаемом мыслiю и сердцем, воспринимается Самъ Господь Iисусъ и совершается единенiе с Ним воедино. Но и это столь ясное ученiе, на котором построено ученiе о молитве Iисусовой, не прiемлется  г. Троицким, но вызывает с его стороны глумленiе и отождествленiе с ученiем о Мемре: «Как Мемре, так и Имени Божiю, – говорит Троицкiй, – приписывается откровенiе Божiе»[17], при этом указывается на стр. 47 «Апологiи» и стр. 57 «Ученiя о Логосе» проф. М.Д. Муретова. Я не имел, по слабости своего зренiя, возможности прочитать указанный труд, и потому не могу убедиться в справедливости или в ложности приравненiя г. Троицкого; но, что касается до Апологiи, то там на 47 странице приведены лишь слова Св. Симеона Солунского, излагающiе ученiе о молитве Iисусовой.

Св. Симеон Солунскiй. «Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Самъ Спаситель («Отче наш»), а после нее спасительное призыванiе  Господа нашего Iисуса Христа, Сына Божiя (т.е. молитва Iисусова), в наученiи нас которому потрудились многiе преподобные Отцы наши и между ними Златословесный отецъ наш Iоанн, в трех словах изложившiй ученiе о сей Божественнай молитве; затем Богоносный Лествичник, Дiадох и другiе многiе. Они говорили о ней достойно жившего в них Духа Божiя, так как молитва сiя в Духе Святом изрекается, как говорит Св. Павел:  «Никто не может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ»[18]. – И тот, кто изрекает, от Бога  есть, как говорит Св. Iоанн: «Всяк дух, иже исповедует Iисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога  есть»[19]. ... Сiя Божественная молитва, состоящая в призыванiiи Спасителя, есть следующая «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя». Она есть и молитва, и обет, и исповеданiе веры; Духа Святаго и Божественных Даров подательница (слышите, что призыванiе Имени есть «подательница», а не посредствующая сила! – Прим. автора Апол.), сердца очищенiе, безов изгнанiе, Iисуса Христа вселенiе, духовных разуменiй и Божественных помыслов источник, грехов отпущенiе, душ и телес врачевательница, Божественнаго просвещенiя подательница, милости Божiей кладязь, откровенiй Таин Божiихъ ходатаица». – Итак, вот те слова, которые вызвали со стороны г. Троицкого приравненiе нашего пониманiя Имени Господня к Мемре раввинов, но на Самом деле глумленiе г. Троицкого падает не по нашему адресу, а по адресу Святаго Симеона Солунского. Однако мы полагаем, что Божественный таинник и благодатный деятель молитвы Iисусовой должен быть авторитетом для г. Троицкого, и благоразумнее было бы со стороны последнего подчинить свое маловерiе тайноводственной вере Святаго, если он хочет пребыть в Православiи. Но продолжим дальше дивно изложенное ученiе Св. Симеона о молитве Iисусовой и о действенной Божественнай силе Имени Господа Iисуса: – «единая спасительница яко Имя Iисуса Христа Сына Божiя, на нас названное, в себе носящая». Последнiе слова тоже вызывают г. Троицкого на приравненiе сего ученiя к Мемре раввинов.

Продолжаем речь Св. Симеона: «И несть инаго Имене под небезем, о нем же подобает спастися нам»[20]– как говорит Апостол. Призыванiе сiе есть, и молитва, потому что сим испрашиваем мы милости Божьей, и обет, потому что в нем мы себя сами предаем Христу через призыванiе и исповеданiе, потому что, исповедав так Господа, Петр ублажен Им,[21] и сердца очищенiе, потому что Богъ зрит, и призывает, и очищает того, кто, таким образом, зрит Бога  (видишь, что призыванiе Имени Iисусова есть созерцанiе Самого Бога . – Прим. автора Апол.), и безов изгнанiе, потому что Именемъ Iисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются, и вселенiе Христа, потому что Христосъ в нас есть памятованiем о Нем и памятованiем сим вселяется в нас». По поводу последних слов Св. Симеона автор Апологiи делает следующее примечанiе: «Слышите, как подобает, следовательно, понимать приведенные в предыдущей части слова Св. Василiя Вел., что – «посредством памяти, водруженная в нас мысль о Боге, есть вселенiе в нас Самого Бога»; итак, этими словами (перетолкованными имяборцами) Св. Василiй не только не отвергает спасительности частого умно-сердечного призыванiя Имени Господа Iисуса Христа, но подтверждает».

Продолжаем слово Св. Симеона: «Она исполняет веселiя, как говорит Св. Давид: «помянух Бога  и возвеселихся»[22], и духовных разуменiй и помыслов источник, потому что во Христе все сокровища премудрости и разума сокровенны»[23], и Он подает их тем, в коих вселяется; и Божественнаго просвещенiя подательница, потому что Христосъ есть истинный Свет[24], и призывающим Его сообщает просвещенiе и благодать, как Пророк взывал: «Буди светлость Господа нашего на нас»[25], и как Господь обетовал: «ходяй по Мне имать Свет животный»[26], и милости Божiей кладязь, потому что милостив Господь и ущедряет всех призывающих Его[27] и творит скорое отмщенiе вопiющим к Нему[28]; и откровенiя смiренным Таин Божiих ходатаица, как рыбарю Петру истина о Христе явлена была от Отца Небеснаго[29], и как Павел восхищен был в рай до третьего неба и слышал неизреченные глаголы[30], и единая спасительница, потому что нет ни о едином же ином спасенiя[31], кроме Господа, к Коему взываем, ибо сей – «Единый есть Спас мiра Христосъ»[32]. Почему последнее, хотя и нехотя, «всяк язык исповесть, яко Господь Iисусъ Христосъ в славу Бога  Отца»[33]. Такое исповеданiе есть знак веры нашей и свидетельство, что мы от Бога. Ибо всяк дух, «иже исповедует Iисуса Христа во плоти пришедша – от Бога  есть, а не исповедующiй сего от Бога  несть, а есть антихристов»[34]. Почему всем верующим надлежит Имя сiе непрестанно исповедовыать и для прославленiя веры, и для засвидетельствованiя любви нашей к Господу нашему Iисусу Христу, от Которого ничто никогда не должно нас разлучать, и ради благодати от Имени сего отпущенiя грехов, уврачеванiя души, освященiя и просвещенiя, и прежде всего ради спасенiя». – Все эти слова мы приводим слово в слово как напечатано на стр. 57, 58 и 59 Апологiи, в коей приведено ученiе Св. Симеона Солунского. Но именно по поводу этих слов г. Троицкiй говорит: «И в Таргумах и у имябожников «Мемра» и «Имя Божiе» называются Богом и Спасителем, называются главной силой Божiей, оно благословляет, имеет власть спасать, оживотворять души, устрашать безов, освящать таинства и всякую святыню, его призывают, исповедуют»[35]. Недоумеваем, сознательно ли осмелился г. Троицкiй такое глубоко-православное ученiе Св. Симеона о Имени Iисусовомъ приравнить к Мемре, или по ошибке и невниманiю счел он всю эту речь за собственную нашу? Однако в Апологiи даже в заглавiи указывается на принадлежность сих слов Св. Симеону! По поводу последних слов автор Апологiи делает следующее примечанiе: «Слышите, какая Божественная сила присуща Имени Господню, и отпущенiя грехов, и спасенiя. Но кто же имеет власть отпускать грехи, кроме Самого Господа? Не ясно ли, что этим самым не иное что и говорит Св. Симеон, как то, что Имя Господне есть Самъ Господь»!

Продолжаем речь Святаго: «Божественный Евангелист говорит: «Сiя писана быша да веруете, яко Iисусъ есть Сын Божiй», – се вера, – «и да верующе живота имате во Имя Его»[36], – се спасенiе и жизнь (т.е. Имя Его). Сiе призыванiе всякiй благочестивый всегда да возглашает, как молитву, умом Своим и языком и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великiй покой и радость, как опытно знают это имеющiе о сем заботливое попеченiе (т.е. старающiеся безпрестанно призывать Имя Господне, чего именно ныне советуют не делать имяборцы), и монашествующiе, и мiряне»[37].

Св. Симеон упоминает, как мы видели, что он это ученiе почерпнул из творенiй Iоанна Златоуста. Мы приводили уже слова последнего, свидетельствующiе о Божественнай силе Имени Господня.

Св. Афанасiй Великiй. В толкованiи на Псалтирь Св. Афанасiй, раскрывая смысл 1-го стиха 53 Псалма, говорит: «Боже, во Имя Твое спаси мя» – просит, чтобы спас его не чем иным, но Именемъ Своим… сим Самым Именемъ даруй мне спасенiе». – Эти слова Святаго, повторенные нами, оказались столь непрiемлемыми для образа мыслей г. Троицкого, что он, умалчивая о том, кто произносит их, ради этих слов считает доказанным обвиненiе нас в «имябожничестве» и говорит: «Видите ли, что имябожники, хотя отрицают и обожествленiе ими тварного звукового Имени, но на Самом деле почитают его за Божественную силу, ибо говорят, что – «этим самым Именемъ даруй мне спасенiе». Однако непреложны суть слова Святаго и единомысленны с ним «имябожники» в пониманiи Божественнай силы Имени Господня, действующего не как магическое средство в силу произношенiя одного его звукового сочетанiя, но в силу произношенiя ради исповеданiя; или, иначе говоря, в силу того, что тайна благочестiя состоит в исповеданiи Имен Божiих, как формулировал Св. Григорiй Нисскiй.

В толкованiи на ст. 13, Пс. 88, Св. Афанасiй говорит: «О Имени Твоем Возрадуются» – потому что Его Именемъ  и Его силою творили они (Апостолы) все, что ни сотворено ими дивного». Как видите, и из этих слов, сколь единомысленны мы в пониманiи действенности Имени Господня со Святымъ Учителем Церкви.

В толкованiи на ст. 22, Пс. 101, Св. Афанасiй говорит: «Возвестите в Сiоне Имя Господне». Причиною снисшествiя было и то, чтобы Церковь научилась песнословить Имя Его».

В толкованiи на ст 4, Пс. 129: «Имени ради Твоего потерпех Тя Господи», он говорит: «Содержит в себе молитву мучеников… не ради нужды, но ради Самого досточтимаго Имени» – страдавших.

В толкованiи стиха 22, Пс. 117: «Благословен грядый во Имя Господне» он говорит: «Произнося Его Имя, отражаем тем видимых и невидимых врагов». Эти слова, по ученiю г. Троицкого, тоже непрiемлемы для его современного «православiя» и причастны ученiю раввинов о имени «Шем». Однако таковой была исконная вера в действенность призываемого и исповедуемого Имени Господня, и эту веру как зеницу ока стараемся сохранить и мы.

В толкованiи на ст. 1, Пс. 19: «защитит тя Имя Бога  Iаковля», Св. Афанасiй говорит: «Защитит тя самое Имя».

В толкованiи стиха 4, Пс. 115: «Чашу спасенiя приму и Имя Господне призову», – говорит: «Какой же обет дал он, кроме сего? Чашу Господню прiяв, призвать Имя Господне». Так же в толкованiи ст 9, Пс. 60: «Тако воспою Имени Твоему во веки», – он говорит: «Так, а не иначе славословя, человек не престанет во веки воздавать Господу молитвы. Ибо верные не престают ежедневно совершать Божественные Тайны». Как видите, Св. Афанасiй тоже ставит Св. Тайны в зависимость От Имени Господня.

Св. Амвросiй Медiоланскiй. Следующими словами свидетельствует о действенности Имени Господня в таинствах: «Но, говоришь ты, в крещенiи де благодать таинственная действует. В покаянiи же что, не тоже ли Божiе Имя действует[38].

В молитве, составленной им для iереев, готовящихся к литургисанiю, он говорит: «Просим, Владыко, да Лицем светлым на достоянiе Твое, Имени Твоему Светлому служенiя ожидающее, воззрети благоволиши».

Св. Кирилл Iерусалимскiй о действенности Имени Господня в таинствах говорит: «Крещаемый был вопрошаем: «веруете ли во Имя Отца и Сына и Святаго Духа»[39]. «В елеосвященiи – «призыванiе Имени Божiя подобно Самому сильному пламени жжет и прогоняет демонов»[40].– Не найдет ли и в этих словах г. Троицкiй тождество с ученiем о действенности «Шем»? «Хлеб и вино Евхаристiи до Святаго призыванiя достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, по совершенiи же призыванiя, хлеб делается Телом Христовым, а вино Кровiю»[41].

О чудотворной силе Имени Господня он говорит: «свидетельствует о воскресенiи Iисуса и воскрешенная Именемъ Его Тавифа. Как не уверовать, что Христосъ воскрес, когда и Имя Его воскрешало мертвых»[42]. О святости Имени Божiего по естеству мы уже выше приводили его свидетельство.

Св. Исихiй Iерусалимскiй говорит: «Основанiе и верх добродетели храненiя ума есть Святое и поклоняемое Имя Господа нашего Iисуса Христа»[43]. Мы выше приводили уже его свидетельство  о том, что Имя Iисусово есть Свет, Богъ и Владыка.

Св. Григорiй Синаит, один из первоучителей молитвы Iисусовой, говорит: «Молитва есть апостолов проповеданiе, действуемая любы… Божiе  познанiе… Iисусово радованiе… И что множае глаголати? Молитва есть Богъ, действуяй вся во всех, за еже едину быти Отца и Сына и Святаго Духа действу, действующу вся о Христе Iисусе»[44].– Архiепископ Антонiй (Храповицкiй), для которого эти слова совершенно непрiемлемы, говорит, что эти слова суть только «поэтическое выраженiе». Однако, я думаю, внимательный читатель согласится с тем, что о таком поэтическом увлеченiи Святаго Богоглагольника не может быть и речи, ибо здесь Святой излагает откровенiе великой Богословской тайны, а именно того, что молитва, о Имени Iисусовомъ творимая, есть действiе Божiе, которое есть единое, как единое действiе единаго существа, и тройственное, ибо в нем участвуют все Три Лица, о Христе Iисусе «вся действующу». Таково это действiе и во Имени Iисусове, в исповеданiи и призыванiи коего деется сiя молитва. О Божественнай силе сего Имени он говорит: «Когда приходят помыслы, призывай Господа Iисуса часто и терпеливо, и они отбегут… И наводителей безов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именемъ сим»[45].– Сопоставим эти слова со словами Св. Исихiя: «Да соединим Имя Iисусово Своему дыханiю, ово бо есть Свет, те же тьма, и ово есть Богъ и Владыка, те же (т.е. помыслы наводимые врагом) раби безом (т.е. живая энергiя дiавола)[46].

Св. Варсонофiй Великiй повторяет то же ученiе о действенности Имени Iисуса Христа в молитве: «И молися Святому Имени Божiю, глаголя сiе: Господи Iисусе Христе, помилуй мя»[47]. «Призови Святое Имя Божiе в помощь, говоря: Владыко Iисусе, покрой меня и помоги моей немощи. И не бойся: Он сокрушит лук врагов, ибо от Его Имени зло становится недействительным»[48]. «Зная сiе не престанем призывать на помощи Имя Божiе»[49].

Св. Ефрем Сирин: «Да возблагодарим Тя и помолимся Имени Твоему»[50].

«Венец правды соплетет Он праведным, уповавшим на Имя Его и на спасенiе Его»[51].

«Не возникла во мне нечестивая мысль сомневаться о Духе Святом. Благоговел я пред Именами Святой Троицы, равно чтил Отца и Сына и Святаго Духа».[52]

Блаженный Феофилакт, архiепископ Болгарскiй: «Утверди Имя Его», сказав: «О вере Имени Его», он, исправляя речь, говорит: «Утверди Имя Его», потому что исцеленный уверовал вследствiе исцеленiя. Это значит, что я говорю, что хромой твердо встал на ноги, уверовав во Имя Христово. Еще прежде, чем он уверовал, имя Христово, быв призвано, уже утвердило его. Такую великую оно имеет силу и столько источает благодатных даров»[53]. Как видите, по сужденiю г. Троицкого, и это ясное и непреложное свидетельство, что Имя Господне исцелило хромого, прежде даже он не уверовал во Имя Господне, что Имя это имеет в себе таинственную силу Божiю, что оно источает из себя множество даров, все эти утвержденiя должны были отвергнуты как имябожническiе, раввинскiе, магическiе суеверiя! Однако Святой Апологет почитался искони за твердыню Православiя и в своих словах он повторяет то, что или дословно высказано Златоустом, или вытекает из смысла ученiя его.

«Для того Самого», – говорит, – Я и воздвигох тя… чтобы чрез тебя сделалась известной сила Моя и многiе обуздали себя, слыша об Имени Моем, как правосудном и мощном по всей земле»[54].

«Господь, объясняя нам, как верующiй в Него может творить великiе и чудные дела, говорит: просите во Имя Мое. Здесь показывает нам способ чудотворенiя. Всякiй может творить чудеса через прошенiе и молитву и призыванiе Имени Его. Так и апостолы сказали хромому: встань и ходи во Имя Iисуса Христа Назорея»[55].

«Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое. Просите и примете, да радость ваша исполнена будет». – Вы не будете нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнести Имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь показывает Он силу Своего Имени, так как Самого Его не будут видеть и не будут просить, а только назовут Имя Его, и Он будет творить такiе дела…. Не думайте, что вы оставлены Мною, ибо Имя Мое даст вам большее дерзновенiе»[56]. Это ученiе Святаго Феофилакта столь непрiемлемо для г. Троицкого и его единомышленников, что архiепископ Антонiй (Храповицкiй), не заметив, вероятно, что эти слова дословно принадлежат Святому, и, думая, что это мои комментарiи, воскликнул в Своем сочиненiи: «Господь не учит апостолов волшебству, и никогда таких нелепостей не говорил»[57]. Однако таких свидетельств христiанского «волшебства» Именемъ Iисуса Христа исполнены Св. Писанiе и Преданiе и все священнодействiя, как о том свидетельствует, например, чин оглашенных и свидетельствует о сем Православный Катехизис: Вопр.: Для чего бывает над крещаемым заклинанiе? Отв.: Чтобы отгнать от него дiавола, который со времени греха Адамова получил к человекам доступ и некоторую над ними власть, как бы над пленниками и рабами Своими… Вопр.: В чем заключается сила заклинанiя? Отв.: Во Имени Iисуса Христа, призываемом с молитвою и верою. Iисусъ Христосъ дал верующим сiе обещанiе: Именемъ Моим бесы ижденут»[58]. – Конечно, для нынешних интеллигентов, мнящих себя быть первенцами сверхчеловечества, все священные тайны нашей Церкви должны представляться волшебством и нелепостью, и недалеко время, когда и младенцев крестить не почтут нужным, а тем более творить заклинанiя над оглашаемым, но Церковь есть столп и утвержденiе Истины, и хранила, и хранит незыблемой преданную апостольскую веру, и в том числе и веру в Божественное достоинство и Божественную силу Имени Господа Iисуса. Но, конечно, действенность призыванiя сего Имени Церковь не полагала и не будет полагать в силе одного звукового[59] произношенiя, а в силе исповеданiя[60] призываемого Имени, и в этом-то и заключается вся разница между магiей и христiанством.

«При начале же (Евангельской) проповеди случалось, что некоторые, побуждаемые страстью славолюбiя, желали совершать знаменiя и, видя, как могущественно Имя Iисусово, они призывали его, и, таким образом, совершали знаменiя, хотя и чужды и недостойны были благодати Божiей»[61].

«Подивись пожалуй и силе Имени Христова, как действовала благодать при одном произношенiи онаго, хотя бы произносящiе были и недостойны, и не были учениками Христовыми»[62].

«И все еже аще что творите, словом, или делом, – вся во Имя Господа Iисуса Христа. Ешь ли, пьешь ли, отправляешься ли в путь – все делай во Имя Божiе, т.е. Его призывай на помощь, к Нему прежде всего обращайся с молитвами, и, таким образом, принимайся за дела. Имя Божiе прогоняет демонов, не облегчит ли и твои труды?»[63] ?

«Дабы все языцы веровали, слыша о Имени Христа, а не о сущности Его, ибо чудеса творило Имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом».[64]. – Как видите, блаженный Феофилакт дословно повторяет ученiе Св. Iоанна Златоуста о Божественнай чудотворной силе Имени Iисусова, о непостижимости тайны его Божественнаго достоинства, о требованiи им веры в себя. Но тот, кто читал сочиненiе г. Троицкого, должен убедиться в том, что г. Троицкiй проповедует именно противное: что Имя Iисусово, как и всякое имя, есть якобы продукт человеческой мысли, следовательно, постижимо, как постижимы дома, картины, и пр. Что чудотворной в себе силы якобы оно не имело и не имеет и веры в себя якобы не требует.

«Имя Iисусъ», – говорит Св. Феофилакт, – «братья Богоубiйц принимают за имя человека»[65]. Не относятся ли эти слова также и к имяборцам?

В толкованiи слов Св. Ап. Петра «И да крестится кiйждо вас во Имя Iисуса Христа»[66] – Св. Феофилакт говорит: «если бы Имя Отца было не Богъ, и Имя Сына – не Богъ, и Имя Святаго Духа – не Богъ, то следовало бы сказать: во имя Бога  Iисуса Христа, или даже просто только – в Сына. Но он (Петр) говорит: во Имя Iисуса Христа, – зная, что Имя Iисуса есть Богъ, равно как и Имя Отца и Святаго Духа». – В Апологiи этот текст был напечатан с опечаткой и вместо слова «Iисуса» было напечатано – «Iисусъ». Этим воспользовался г. Троицкiй, чтобы обвинить нас в «подлоге текста». Однако нам легко доказать, что тут о подлоге не может быть речи, да и не крайнее ли безумiе было бы пускаться в подлоги текстов при таком горячем споре, когда несомненно надо рассчитывать на  то, что противники процедят каждое наше слово? Но на Самом деле этот текст в первом литографированном изданiи был напечатан верно. Второе же изданiе было сделано по первому с некоторыми добавленiями, и в рукописи текст был поставлен верно. То, что это ошибка невольная, видно из того, что если бы она была вольною, то следовало по правилам синтаксиса взять слово – Iисусъ в ковычки, ибо только тогда могла бы быть оправданной несогласованность падежа.

Итак, этот текст не прiемлется г. Троицким в прямом его смысле, но понимается в том смысле, что Св. Феофилакт ведет речь не о Божестве Имен Божiих, но Ипостасей, т. е. «Имя Iисуса есть Богъ» надо понимать так, что Самъ Богъочеловекъ Iисусъ есть Богъ наравне с Отцомъ и Св. Духомъ. Однако это пониманiе противоположно контексту, ибо речь идет не о Ипостасях, а о Именах: Бл. Феофилакт доказывает, что призыванiе над крещаемым Имени Отца и Сына и Святаго Духа равносильно призыванiю Имени Iисуса Христа. Почему же, спросим г. Троицкого? Потому, что Iисусъ Христосъ Богъ? Но причем же Его Имя? Не ясно ли, что этими словами Святой Учитель Церкви показывает, что Имя Господа Iисуса Христа по плоти «Iисусъ» обладает теми же свойствами, как и Имена Святой Троицы, и что как те, так и Имя Iисусъ имеют Божественное достоинство, или, как сказал Св. Симеон Новый Богослов – суть Свет светодейственный и Богъ Истинный. Приведенные выше другiе тексты Блаж. Феофилакта подтверждают такое толкованiе, ибо он неоднократно повторяет свидетельства о том, что Имя Господне следует понимать как непостижимое, требующее в себя веры и обладающее Божественной силой.

В толкованiи на посланiе к Коринфянам он говорит: «И сими убо нецыи бысте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся Именемъ Господа Iисуса и Духомъ Бога  нашего». – Размыслите, говорит, от каких зол освободил вас и какiе блага даровал вам Богъ. И вы подвержены были всем вышеисчисленным порокам, но Онъ очистил вас от них, и не только очистил, но и освятил. Каким образом? Оправдав вас, сначала омыл вас, потом оправдал, освятил не именемъ того или другого учителя, но Именемъ Христа и Святымъ Духомъ. То есть Троица даровала вам эти блага, ибо сказав, что Богъ освятил Именемъ Христа и Святымъ Духомъ, выражает не другое что-нибудь, но именно Троицу»[67]. В этих словах раскрывается кроме тайны Божественной силы Имени Iисуса Христа, которая содействует силе Святаго Духа в крещенiи, и еще тайна тройственнаго действiя Св. Троицы. Итак, из последних слов видно, что Святой убеждает верить, что все Три Лица участвовали в крещенiи: Богъ, подразумевая под этим Именемъ Первое Лице, - Отца – освятил, омыл, оправдал как Первоизволитель всех действiй Святой Тройцы. Кем? – Сыном Своим и Духомъ Святымъ? Чем? – «Именемъ Господа Iисуса и Духомъ Бога  нашего», и это означает, что Имя Господа Iисуса надо понимать как энергiю Его содействующую энергiи Духа Святаго в волевой энергiи излiянiя любви Отца.

Св. Максим Исповедник говорит: «Имя бо Бога  и Отца существенне и ипостасне пребывающее, есть Единородный Сын»[68]. Таким образом Святой подтверждает то, что Сын Божiй не только может быть именуем «Словом», но и «Именемъ Отца». Эти слова с особенной рельефностью изобличают неправославность имяборчества, ибо в Своем синодальном докладе о моей Апологiи арх. Антонiй (Храповицкiй) по поводу моего утвержденiя, что Сын Божiй наравне со Своим Именемъ «Слово Божiе» – именуется Божественным Откровенiем и «Имя Божiе», – восклицает: «Конечно, нигде не сказано такой глупости»[69]. – Но мы сейчас видели, что эту «глупость» утверждает Св. Максим. Утверждает ее и Св. Писанiе. Св. Писанiе и Самъ Господь называет Себя, как мы уже в предыдущей части говорили: «Грядый во Имя Господне». Пусть вспомнит читатель, как тот же архiепископ Антонiй назвал догматическую тайну о Божественнай сущности Iисусовой молитвы, высказанную Св. Григорiем Синанитом, – «поэтическим выраженiем», как он же назвал толкованiе Св. Феофилакта «нелепостью и волшебством»! Не есть ли это явное доказательство полного разномыслiя имяборцев со Св. Отцами в пониманiи Имени Господня?

Св. Феодор Студит: На вопрос еретика: «Следует ли поклоняться надписи, или только изображенiю, названiе которого написано? И, во всяком случае, – одному из них или двум?» – Ответил: «Этот вопрос подобен тому, как если бы кто спросил, следует ли поклоняться Евангелiю или наименованiю (написанному) на нем, образу Креста, или тому, что на нем написано? Я прибавил бы относительно людей, (следует ли почитать) известного человека или его имя, например, Павла и Петра, и каждого из отдельных предметов одного и того же рода. И что из видимого глазами лишено имени? Каким образом может быть отделено то, что названо (известным Именемъ) от своего собственного наименованiя, чтобы одному из них мы воздавали поклоненiе, а другое лишали (поклоненiя). Эти вещи предполагают друг друга. Имя есть имя того, что им называется и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя: в них единство поклоненiя нераздельно»[70].

С. Троицкiй, желая доказать, что Имена Божiи надо понимать якобы, как идейные символы, и не находя подтвержденiя своим мненiям у Св. Отец, думает найти таковое в этом тексте, и пропуская все, что сказано в начале, останавливается лишь на последних словах, что имя есть естественный образ, и на этом строит следующiй софизм: образ – икона есть, символ. Имя же Св. Феодор тоже называет образом, по-гречески иконой, а следовательно, то и другое тождественно почитается им за символ, с тою разницею, что образа суть вещественные символы, а имена суть идейные символы. Но такое толкованiе не только произвольно, но и неверно. Имя существа есть не только некое напоминанiе о существе, подобное начертанiю на иконе, где изображенные черты только несколько схожи с чертами изображаемого, но имя существа, как говорит Святой, есть естественный образ, т.е. истинное отображенiе в мысли его свойств, а не символическое напоминанiе. Поэтому между нарисованным ликом, только напоминающим о истинных свойствах, и между Именемъ, отображающим в самом себе истину, – громадная разница. Так, Сын Божiй называется «Печатiю равнообразной Отца»[71], называется «Именемъ Отца»[72], называется – «Образом Отца»[73]; неужели же это должно значить, что Он не единосущен с Отцом, а только есть Его символическое напоминанiе? Конечно, нет, но это сказано в смысле отображенiя в Нем всех свойств Отца, в смысле такой же равнопоклоняемости и неотделимости от Отца, как имя от существа, как говорит Святой: «И каким образом может быть отделено то, что названо известным Именемъ от своего собственного наименованiя, чтобы одному из них мы воздавали поклоненiе, а другое лишали… В них единство поклоненiя нераздельно». –  И так, мы видим, пониманiе Св. Феодором имен совпадает именно с тем пониманiем, которое отвергают наши противники, т.е. с пониманiем имяславцев, которые в этом же смысле утверждают неотделимость Имени Господа Iисуса от Него, ибо тот, кто призывает, не может не относить призываемого имени к призываемому, также и призываемый не может не сознавать принадлежности ему его имени. Мы видим, что понятiе неотделимости имен от Именуемого, единство поклоненiя с Именуемым – было исконным пониманiем Отцевъ Церкви. Иконоборцы на том именно преткнулись, что стали мысленно отделять образ от образуемого и потому соблазнились поклоненiем – воздаваемым образам. Однако досточтимости Имен Божiих не отрицали, ибо в них было живо сознанiе неотделимости Имени от Именуемого. Основываясь на этой общепризнанной нераздельности Имени от Именуемого, Св. Феодор убеждает таким же образом понимать поклоненiе, воздаваемое иконе, – нераздельно относимое и к Первообразному. Но теперь, если мы обратимся к нынешнему спору за Имя Господне, то увидим, что на этом Самом преткнулись наши противники. Ученiе о том, чтобы в призываемом Имени Iисуса Христа видеть нераздельно Самого Iисуса Христа, показалось им таким же мысленным идолопоклонством и обожествленiем твари, как некогда почитанiе икон иконоборцам. В этом они увидели евномiанство, и пантеизм, и гностицизм, и жидовство, и все это произошло потому, что они допустили возможность отделять Имя Божiе от Именуемого и заподозрили простецов – безмолвников и пустынников в том, что молясь Именемъ Iисусовым, они отвлекают это Имя от Iисуса и направляют деятельность своего ума и души к звукам Имени, оставляя в стороне Самого Iисуса и, отделив Имя от Господа Iисуса, называют это имязвучiе Своимъ Богомъ. Но на самом деле тот, кто поклоняется иконе, относит поклоненiе, и к иконе, ради изображенного на ней, и к изображенному на ней; так и призывая Имя Господне, душа всю свою энергiю направляет к Самому Господу, обретает же Его невидимаго и непостижимаго в исповедуемом Имени, когда же удостоится и дара созерцательнаго откровенiя, то убеждается, что в Имени Господнем Самъ Господь и Самъ Богъ. Конечно, возможно иногда бывает ощутить благодатное присутствiе, например. Божiей Матери на Ее иконах, и также воскликнуть, что на иконе – Сама Богоматерь, но, однако, это не значит, чтобы воскликнувшiй этим утверждал, что Матерь Божiя или Господь перевоплотились в Свою икону, в чем тоже обвиняют – «имябожцев» за именованiе Имени Божiя Самимъ Богомъ. Но как на иконе Божiей Матери всегда пребывает Ее благодать, по неложному ее обещанiю: «С ней благодать Моя и сила», так тем более благодать и сила Господня всегда пребывает в Имени Его, что отрицают наши противники. Но икона по существу Своему есть не соестественное Богу  вещество, а Имя Господне, будучи по внешней стороне символическим сочетанiем звуков, по внутренней – есть мысль о Боге, Его Откровенiе; оно не есть рукотворенное изображенiе, но Богоглаголанный Глагол Слова, и поэтому если к звуковому сочетанiю и к буквенному начертанiю Имен Божiих и следует относиться так, как мы относимся к священным символам, т. е. воздавать им относительное, а не Боголепное поклоненiе, то внутреннюю сторону Имен Божiих приравнивать к символам совершенно неправославно, как мы уже доказали в предыдущих главах, но на внутреннюю сторону Имен Божiих следует смотреть как на Божественную Истину, почитать ее как Божественное Откровенiе – Боголепно, т. к. она есть – Энергiя Божества.

Св. Симеон Новый Богослов. Мы уже разобрали его ученiе, в коем он все Имена Божiи называет по внутренней стороне их – Светом Светодейственным и Богом Истинным. Не будем повторять этого, приведем лишь свидетельство его о силе имени Iисуса Христа: Когда кто-либо начинает заниматься молитвой Iисусовой и учащенно призывать Его Имя, тогда – «бывает брань: с великим шумом восстают злые демоны и посредством страстей производят мятеж и бурю в сердце; но Именемъ Iисуса Христа все сiе потребляется и разливается как воск в огне»[74].

Преп. Игнатiй и Каллист Ксанфопулы о молитве Iисусовой: «Начало всякаго Боголюбезнаго действованiя есть с верою призыванiе спасительнаго Имени Господа нашего Iисуса Христа, так как Онъ Самъ заявил: – «без Мене не можете творити ничесоже» [75] – и с этим призыванiем мир и любовь; мир, ибо молиться подобает «без гнева и размышленiя»[76]; любовь, ибо – «Богъ любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Богъ в нем»…[77]. С верою призыванiем имени Господа нашего Iисуса Христа твердо надеемся получить милость и жизнь истинную, в Нем сокровенную, кои при частом возглашенiи внутрь сердца Имени Господа нашего Iисуса Христа источаются из него – (в тексте «него» написано с маленькой буквы, следовательно, не может быть сомненiя в том, что оно относится к имени, а не к Лицу Господа Iисуса. – Примеч. Издат.) – как из некоего Божественнаго источника приснотекущаго…

 

       [1] разумеется, не как раввины веря в магичность звуков имени, а веруя в соприсутствiе во Имени Самого Именуемаго. – К.Б.

[2] Дн. 4, 29-36

[3] Т.8. Спб. 1902. Без. 79 на Св. Ев. Iоанн.. С. 529

[4] Там же. С. 424-425

       [5] Там же. С. 431

       [6] Песн. Песн.,1,2

       [7] 1Кор. 12, 3

       [8] Т. 11, Спб. 1905 г., Без. 9-я на посл. Колос.

       [9] Т. 10, кн. 1, 34-35

       [10] Беседа 81 на Ев. от Iоанн. Ч. 2, 440, Спб.,1862 г.

       [11] Т. 9, кн. 2, 965, Спб., 1903 г. Все эти тексты имеются в сочин. «Правосл. Церковь о почитанiи Имени Божiя», Изд. «Исповедник». 1914 г., стр. 68-75.

[12] Т. 10. Изд. 1904. С.143

[13] Т. 5. СПБ. 1899. Толк. на пс. 113. С. 233

[14] И. Нав. 10, 12

[15] Т. 12.  Изд. СПБ. 1906. Кн. 1. Беседа 27. На посл. к евр. С. 232

[16] Iоанн. Злат. Т. 9. С. 579.

[17] «Ц.В». 1913. С. 2082

       [18] 1 Кор. 12, 3

       [19] 1 Ин. 4, 2

[20] Дн. 4, 12

[21] Мф. 16, 17

[22] Пс. 76, 4

[23] Кол. 2, 3

[24] 1 Ин. 5, 20

[25] Пс. 89, 17

       [26] Ин. 8, 12

       [27] Пс. 85, 5

[28] Лк. 18, 7-8

[29] Мф. 16, 17

[30] 2 Кор. 12, 4

[31] Дн. 4, 11

[32] Ин. 4, 2

[33] Фил. 2, 11

[34] 1 Ин. 4, 3

[35] «Ц.В.» 1913. №45. С. 2082

[36] Ин. 20, 31

[37] Симеон Солунск. «Добротолюбiе». Т. 5. 481-483

[38] О покаянiи. Кiев. Печ. Лавра. 1824.кн.1. Гл. 8. Л. 12 обор. Кiев. Печ. Лавра. 1824.

[39] Твор. Св. Кирилла Iерус. Изд. 2. 1893. С. 287

[40] Там же. С. 286.

[41] Там же. С. 284.

[42] Творен. Св. Отец. Т. 25. Св. Кирилла Iерус. 241. Изд. 1855. Москва

[43] Слав. Добротолюбiе». Ч. 1. С. 99

[44] Слав. Добротолюбiе. Ч.1. С. 99

[45] Добротолюбiе. Т. 5. С. 236-247

[46] Слав. Добротолюбiе. 1840. Ч. 2. Гл. 170.

[47] Ответ на 443 вопр. С. 382

[48] Ответ на вопр. 666. С. 556

[49] Ответ на вопр. 422. С. 372. Изд. 1855. Москва

[50] Т. 4. С. 366. Изд. 1882. Москва

[51] Ч. 4. С. 374

[52] Ч. 4. С. 487

[53] Толк. На Деян. 45. Изд. 1911

[54] Толк. на Пос. к Рим. С.349

[55] Толк. Деян. 355.

[56] Там же. 397

[57] Ц.В. №20, 1913 г. Докл. арх. Антон. Также: «Святое Правосл. и Имябожнич. Ересь», стр. 94. Между прочим владыка Антонiй повторно умышленно или неумышленно, не знаем, извращает приведенный в Апологiи на стр.44 этот текст и вместо слово «Он» пишет «оно».

[58] Простран. Катехизис. 79. 1889.

       [59] магического. – К.Б.

       [60] и веры в Богоэнергiйность призываемаго Имени Божiя, т. е. в соприсутствiе Бога в Имени Своей Божественной энергiей. – К.Б.

[61] Благовестник. Толк. На Марка. Ч.2. С. 89. Изд. 2. Казань. 1874.

[62] Там же. Ч. 3. С. 133

[63] Толк. на Пос. Колос. 756. Изд. 1911

[64] Толк. на Пос. Рим. 1, 5

[65] Толк. на Деян. 2, 32

[66] Толков. на Деян. 2, 38. С. 52. Изд. Казан. 1905

[67] Т. 6. Изд. 1906. С. 51. Казань

[68] Толк. на молитву «Отче наш». Моск. 1853. С. 15

[69] См. «Церковн. В.» №20. 1913; также «Святое Православiе и Именобожнич.. ересь». С. 84

[70] 1 изд. 1907. С. 129

[71] Литург. Вас. Вел.

[72] См. выше

[73] Евр. 1,3

       [74] Ч. 2. С. 100

[75] Ин. 15, 5

[76] 1 Тим. 2, 8

[77] 1Ин. 4, 16

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0