Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 9:48 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 4 том

страница 65 - 72
2016-04-18, 0:31 AM

Почему и Самъ всеблагiй и сладчайшiй Господь наш Iисусъ Христосъ, и когда приблизился к вольному за нас страданiю Своему, и когда явился Апостолам по воскресенiи, и еще когда имел взыти к Отцу Своему по естеству и нашему по благодати, яко истинный и человеколюбивый Отецъ, оставил их (т. е. мир Свой и заповедь о любви и о Имени Своем) – всем Своим, как последнiе некiе заповеди и сладостные утешенiя, как дорогiе и верные, так сказать, залоги: лучше, как Богомъ подаваемое наследiе. Когда настало спасительное Его страданiе, Онъ явил в следующих, сказанных ученикам словах: «Аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже от Отца во Имя Мое: просите и прiимете, да радость ваша исполнена будет»[1]. – Опять по воскресенiи говорил Онъ им: «Знаменiя верующим сiя последуют, Именемъ Моимъ бесы ижденут, языки возглаголют новы», и пр.[2] – Согласно с этим возвещает  и наперсник Iоанн Евангелист: «Многа же и ина знаменiя сотвори Iисусъ пред ученики Своими, яже не суть писана в книзе сей. Сiя же писана быша, да веруете, яко Iисусъ есть Христосъ Сын Божiй, и да верующе, живота имате во Имя Его»[3]. – И Св. Павел Апостол: «О Имени Iисусове всяко колено поклонится» и пр.[4] – И в Апостольских Деянiях написано: «Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече: «разумно буди всем вам, и всем людям израилевым, яко во Имя Iисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Его же Богъ воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав», и немного спустя: «и несть ни о едином же ином спасенiя: несть бо иного Имене под небезем, данного в человецех, о Нем же подобает спастися нам»[5] – И опять Спаситель: «Дадеся Ми всяка власть на небези и на земли»[6]… – От сих трех добродетелей, (т.е. молитвенного призыванiя Имени Iисусова, мира со всеми и со своею совестiю и любви ко всем, наипаче же ко Христу) рождаются нам другiе три дивных плода, именно: очищенiе души, просвещенiе и зрелость духовная… Посему, очень премудро славные руководители наши и наставники… научают преимущественно пред всяким другим деланiем… Господу молиться … Непрестанным имея делом и занятiем призыванiе всесвятаго и сладчайшаго Имени Его, всегда нося Его в уме, в сердце и в устах, и всячески и понуждая себя в нем и с ним, и дышать, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить, и все вообще, что ни делаем, так делать. Сiе убо страшное для всякой твари и досточтимое Имя паче всякого Имени… – И великiй Златоуст говорит: «Умоляю вас, братiя, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей». – И немного спустя: «Монах должен, – ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, – непрестанно взывать: Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя, да Имя Господа Iисуса, сходя вглубь сердца, смирит держащаго тамошнiя пажити змiя, душу же спасет, и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с Именемъ Господа Iисуса, да поглотит сердце Господа, а Господь – сердце. И да будут два сiи воедино». – И опять: «не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним, и сердце свое всегда храните с памятованiем Господа нашего Iисуса Христа, пока Имя Господа вкоренится вглубь сердца, и оно ни о чем другом помышлять не станет, да возвеличится Христосъ в вас». – Говорит также и Лествичник: «Память Iисусова, да растворится с дыханiем твоим, и тогда познаешь ты пользу безмолвiя»…[7].

Затем преподобные Каллист и Игнатiй учат, как именно навыкать умно-сердечному призыванiю: «Путем дыханiя тихо сведи ум внутрь сердца и держи молитву сiю: Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя. – И вместе с дыханiем соединенно некако совводя туда и глаголы молитвенные, как говорит Св. Исихiй: «с дыханiем твоим соедини трезвенiе, и Имя Iисусово, и помышленiе о смерти незабвенное, и смiренiе, ибо и то, и другое великую доставляют пользу». Согласно с ним говорит и Св. Дiадох: «Которые сiе Святое и преславное Имя непрестанно содержат мысленно в глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего». И еще: «Сiе дивное Имя, будучи с напряженною заботливостью содержимо мыслiю, очень ощутительно попаляет всякую скверну, проявляющуюся в душе, «ибо Богъ наш огонь поядаяй есть»[8] всякое зло, как говорит Апостол. Отсюда, наконец, Господь приводит душу в великое возлюбленiе славы Своея, ибо Преславное то и многовожделенное Имя, укосневая через памятованiе о нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его безпрепятственно, потому что нечему уже тогда полагать препону» (Гл. 59). Лествичник говорит: «Бей супостатов Iисусовымъ Именемъ, ибо против них нет более сильного оружiя ни на небе, ни на земле»[9]. Но не только у сказанных Святых Отцевъ и подобных им ты найдешь словеса священной молитвы. Но еще прежде их, у Самыхъ первых и верховных Апостолов Петра, Павла и Iоанна… Один возглашает Имя «Господа Iисуса»[10]; другой – «Iисуса Христа» – «Благодать и истина Iисусомъ Христомъ бысть»[11]; третiй – «Христа, Сына Божiя» – «Ты еси Христосъ, Сын Бога  Живаго»[12]. Блаженный Павел сказал: «никто не может исповедать Господа Iисуса», последнее реченiе – «Iисуса» берет Св. Iоанн и ставит первым в Своем изреченiи: – «иже исповесть Iисуса Христа»: последнее реченiе – «Христа» – в исповеданiи Св. Петра помянуто первым: «Ты Христосъ Сын Бога». Так составилась, как триплетенная нерасторжимая ветвь, Боготворная молитва наша премудро и разумно сплетенная и сотканная. Так до нас дошла, так блюдется нами, и в том же виде перейдет тем, кои будут после нас. Что касается до реченiя: «помилуй мя», – прилагаемаго к спасительным словам молитвы, т. е. «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй», то его приложили Святые Отцы наипаче для младенствующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных, ибо преуспевшiе и совершенные о Христе каждым из сих воззванiй довольны бывают: одним – «Господи Iисусе» – «Iисусе Христе». – «Христе, Сыне Божiй», или даже только возглашенiем – «Iисусе», – объемля то и лобызая, как полное деланiе молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякiй ум, всякое виденiе и всякое слышанiе превосходящей сладости и радованiя. В убежденiе и удостоверенiе в сем полнейшее, сладчайшiй и человеколюбивый Господь наш Iисусъ Христосъ, Сын Божiй, Коего словеса суть дела, и глаголы – «Дух и Живот», явно возвестил: «без Мене не можете творите ничесоже»[13]; «аще чего просите от Отца во Имя Мое, то сотворю»[14]. – До зде Каллиста[15].

Святой Димитрiй Ростовскiй о Имени «Iисусъ»: «Наречено же бысть во обрезанiи обоженному Младенцу Имя Iисусъ, еже принесеся с небезе Архангелом Гаврiилом в то время, егда благовести о зачатiи Его Пречистей Деве Марiи, прежде даже не зачася во чреве, сiе есть, прежде даже не соизволи Пресвятая Дева словесем благовестниковым, прежде даже не рече: Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. В тех бо Ея словесех, абiе Слово Божiе плоть бысть, всельшися в пречистую и святейшую Ея утробу. То убо Пресвятейшее Имя Iисусъ, Ангелом прежде зачатiя нареченное, во обрезанiи дадеся Христу Господу, еже бе известiем спасенiя нашего. Iисусъ бо спасенiе знаменует, яко же протолкова той же Ангел Iосифу во сне явивыйся и глаголя: наречеши Имя Ему Iисусъ, Той бо спасет люди Своя от грех их. Но Апостол Святый Петр о Имени Iисусовомъ свидетельствует, глаголя: несть ни о едином же ином спасенiя: несть бо инаго Имени под небезем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам! Сiе Имя спасительное Iисусъ прежде всех век в Троическом Совете бе предуготовано и даже доселе хранимо, на наше избавленiе, ныне же, аки безценный бисер во искупленiе рода человеческаго от сокровищ пренебесных принесено, и Iосифом во откровенiи всем подано, безвестная же и тайная премудросте Божiя во Имени том явлена… Сiе Имя аки солнце мiр облиста, глаголющу Пророку: возсiяет вам, боящимся Имени Моего, солнце правды; аки мvро благовонное вселенную облагоуха: «Мvро (рече) излiянное Имя Твое», не в сосуде удержано мvро – Имя Его, но излiянно, донеле же бо мvро в сосуде хранится, доселе и благовонiе его внутрь его удержавается; егда же пролiется абiе благоуханiя исполняет воздух. Безвестна бе сила Имене Iисусова, в Совете Превечном, аки в сосуде сокрываема. А яко с небез на землю то Имя излiяся, абiе, аки мvро ароматно  благоуханiем благодати, при излiянiи младенческiя во обрезанiи Крови, исполни вселенную, и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Iисусъ Христосъ в славу Бога  Отца. Явлена сотворися Iисусова Имени сила, ибо дивное то Имя Iисусъ удиви Ангелов, обрадова человеков, устраши безов, и бесы бо веруют и трепещут, и от Самого того Имене трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает, падают истуканные, прогоняется мрак идолобезiя, благочестiя же воссiявает свет, и просвещает всякаго человека в мiр грядущаго. О сем же Имени Превеликом Iисусове всякое колено поклоняется, небесных, и земных, и преисподних. Се Iисусово Имя есть оружiе сильно на супостаты, яко же глаголет Iоанн Лествичник: всегда Iисусовым Именемъ бiй ратники: крепчайше бо сего оружiя, не обрящеши ни на небези, ни на земли.

Сiе дражайшее Имя Iисусъ, о, коль есть сладко сердцу, любящему Христа Iисуса. О, коль вожделенно имущему его, Iисусъ бо есть весь желанiе, весь сладость. Сiе Пресвятое Имя Iисусъ, о коль любезно рабу и узнику Iисусову, в любовь Его плененну. В уме Iисусъ, на языке Iисусъ: Iисусъ веруется сердцем в правду, Iисусъ исповедуется усты во спасенiе. Аще ходящу, аще седящу, аще что делающу, Iисусъ пред очима: не судих, рече Апостол, ведети, что в вас, точiю Iисуса: Iисусъ бо прилепляющемуся к Нему, есть просвещенiе ума, красота души, здравiе телу, веселiе сердцу, помощник в скорбях, радость в печалех, врачевство в болезни, во всех бедах отрада, и спасенiя надежда, и Сам Той любителю Своему мзда и воздаянiе… Облобызаем убо тя любезно, о сладчайшее Имя Iисусово. Поклоняемся усердно Пресвятому Имени Твоему! О пресладкiй и всещедрый Iисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Iисусе Спасе, припадаем ко излiянной во обрезанiи Крове, Младенче незлобиве и Господи совершенне, молим же премногую Твою Благость, того ради Пресвятаго Имени Твоего, и тоя ради дражайшiя Твоея, изливаемыя Крове, еще же пренепорчныя Твоея ради Матере, нетленно Тя рождшiя, излей на нас Богатую Твою милость. Услади сердце наше Самимъ Собою, Iисусе. Защити и огради нас всюду Именемъ Твоим, Iисусе. Знаменай и печатлей нас рабов Твоих тем Именемъ, Iисусе, да и в будущiй век Твои обрящемся, и со Ангелы пречестное и великолепное Имя Твое, Iисусе, славити и воспевати будем во веки аминь»[16].

«Царское Имя Iисусъ, ибо на небе и на земле царствующее»[17]. – Как видите, Святой Димитрiй Ростовскiй, по ученiю г. Троицкого, тоже, несомненно, должен быть причислен к «имябожникам», к раввинам, к гностикам, к евномiанам и т.п. Но на Самом деле такое пониманiе не только не ересь, но есть основное ученiе Церкви и верованiе всех Святых не высокоумных[18] умом, не переучившихся ученiями западных Богословов, подобно некоторым нынешним Богословам, не навыкших все понимать превратно, все пересуживать и перетолковывать, но возрастивших в себе способность несомненно и горячо верить в те тайны христiанства. В которыя так горячо верили отцы и праотцы и, во-первых, и паче всего, трепетать и веровать во Имя Господне, как в Самого Бога .

Итак, мы видели, как из столетiя в столетiе через всю жизнь Церкви Православной проходит одно и то же ученiе о Имени Господнем. То, что высказал Златоуст, сформулировав апостольское ученiе, то повторили: Св. Симеон Солунскiй, Св. Феофилакт Болгарскiй, Игнатiй и Каллист Ксанфопулы, Св. Симеон Новый Богослов, и, наконец, Россiйскiй Златоуст – Димитрiй Ростовскiй и великiй созерцатель Таин Божiих Тихон Задонскiй.

Эта вера Св. Учителей Церкви в Божественную силу Имени Божiего, свидетельствуемая в их творенiях, свидетельствуется еще более ярко молитвами и возгласами Богослуженiя.

ГЛАВА  VII

Пониманiе Церковью Имени Божiя как Божественнаго действiя и Божественной Силы, свидетельствуемое из молитв и возгласов Богослуженiй.

Во всех наших сочиненiях и в Апологiи мы привели целый ряд возгласов церковных, которые единогласно с Писанiем, Преданiем и Св. Отцами свидетельствуют о вере Церкви во Имя Божiе как в Святыню реальную, соестественную Богу  и как в силу Его. Это церковное пониманiе Имени Божiего, столь ярко и резко выраженное в некоторых возгласах и молитвах, совершенно противоположно ученiю г. Троицкого, и он вынужден или выступить против этих, искони принятых Церковью возгласов и молитвословiй и доказать их неправославность или смiриться пред этими церковными глаголами и сознать правоту пониманiя имяславцев и неправоту своего пониманiя. Но так как первое невозможно, ибо представляло бы из себя ниспроверженiе исконных устоев Церкви, а второе ниспровергало бы все ранее написанное им, то он выбирает третiй путь полемического высмеиванiя и, замалчивая источник, откуда мы берем эти слова, глумится над ними и приравнивает их к ученiю раввинов. Так, например, он говорит: «И к Мемре, и к Имени Божiю обращаются в молитве»[19], и делает на выноске ссылку на стр. 161 Апологiи. Но там приведены дословно слова из последованiя Великого Повечерiя: «Господи Вседержителю, заключивый бездну и запечатствовавый ю страшным и славным Именемъ Твоимъ»[20]. – Оканчивается повечерiе молитвою: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущiй… всенощное славословiе… во еже пети и благословити и славити пречестное и велеколепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». – А вслед за этими словами приведена выдержка из молитв на сон грудущим: «Даждь ми, Господи… да – благоугожду Пресвятому Имени Твоему». – Вслед за сим приведена выдержка из молитвы к Святому Духу: «Прости, аще… Именемъ Твоим кляхся, или похулих е в помышленiи моем». – «Да поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное Имя Твое со Отцем и Единородным Его Сыном».

Замалчивая виновников сих выраженiй, но, приписывая эти слова заведомо ложно нам, и, глумясь за эти выраженiя над нами, приравнивая нас ради них к гностикам, раввинистам, магам и т.п., тогда как на Самом деле виновниками сих слов были Святые и Богоглаголивые составители этих древнейших церковных молитв, г. Троицкiй, хотя прямо этого не говорит, но явно показывает, что он смотрит на эти церковные глаголы как на анахронизмы древних малограмотных и малообразованных христiан; к этим священным глаголам он относится с таким же высокомерiем и презренiем как и к нам, благоговеющим пред этими словами и повторяющим их, приравнивая нас за это Самое к гностикам, раввинам и магам. Но что же обнаруживает такое его отношенiе к священнодейственным глаголам православного Богослуженiя, как не внутреннее отступленiе от основных начал Православiя? Ученiе г. Троицкого, будто все Имена Божiи суть такой же продукт изобретенiя человеческого, как дома, картины, искусства, ибо в то время, как последнее изобретали Каиниты, Имена Божiи изобретали Сифиты, – это ученiе столь неправославно, что если согласиться с ним, то все Имена Божiи суть продукт измышленiя человеческаго, то не говоря уже о том, что придется отвергнуть Богооткровенность даже и таких великих Божiих Имен, как «Сый», «Iегова», «Отецъ, Сын и Св. Дух», «Iисусъ», и следовательно отвергнуть и ясно свидетельствующее о Богооткровенности этого Св. Писанiя Ветхого Завета и слова Господа Iисуса Христа в Евангелiи, но придется признать и все словоупотребленiе Церкви одним сплошным анахронизмом и пережитком жидовских суеверiй. И на Самом деле, какой смысл может иметь основное молитвенное слово: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа»? Какой смысл может иметь эта приставка – «Во Имя»? Не есть ли это жидовскiй пережиток и отжившее выраженiе? И мы действительно видим, что апологеты имяборчества советуют понимать все употребляемые в Писанiи слова – «Имя Божiе», за Самыми малыми исключенiями, не в прямом смысле, но как образный оборот еврейского языка, до Самого Имени Божiего не относящiйся.

И действительно, какой же смысл могут иметь слова: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» для того, кто считает, что Имя Божiе есть номинальность, не существенно действующая сила в тайне благочестiя, а лишь посредство? На что мне «посредство», естественно должен сказать каждый, когда я могу обойтись и  без посредства? Зачем мне говорить – «во Имя», когда я во Имя не верую, но только в Самого Бога ? Буду же говорить – «В Отца и Сына и Святаго Духа». Таков необходимый практическiй вывод из теорiи  г. Троицкого.

Совершенным анахронизмом являются для имяборцев и такiе молитвенные слова: «Пресвятая Тройца, помилуй нас… Имене Твоего ради».

«Отче наш… да святится Имя Твое».

«Сего ради и мы раби Твои молимся, и дерзающе незлобивым Твоим человеколюбiем, со страхом вопiем к Царствiя Твоего Святому Имени»[21].

«Возлагаю руку мою на раба Твоего, сподобльшагося прибегнуть ко Святому Имени Твоему»[22].

«Отступити от новозапечатаннаго Именемъ Господа нашего Iисуса Христа, Истиннаго Бога  нашего»[23].

«Да исповестися, Тебе поклоняяся и славяй Имя Твое Великое и Вышнее, и восхвалит Тя выну вся дни живота своего»[24].

«Яко да преуспевающу ему во благочестiи, славится и тем Всесвятое Имя Твое»[25].

«Да бежат от нея неветующiе созданiю Твоему, яко Имя Твое, Господи, призвах дивное, и славное, и страшное сопротивным»[26].

«Заключивый бездну и запечатствовавый ю страшным и славным Именемъ Твоим»[27].

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси – Именемъ Господа нашего Iисуса Христа и Духомъ Бога  нашего»[28].

«Да благодарят выну Всесвятое Имя Твое»[29].

«Да и в сем прославится Твое Пресвятое Имя»[30].

«Исповедайтеся Господеви и призовите Имя Его, возвестите во языцех славу Его, помяните, яко вознесеся Имя Его. Пойте Имя Господне, яко высокая сотвори»[31].

«И прiемше начаток Святаго образа о Имени Твоем, освящающая всяческая: да и сего  Сам освятиши Именемъ Твоим всесильным и благим»[32].

«Всенощное славословiе нам даруй, во еже пети, и благословити, и славити пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа»[33].

«Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего Имени»[34].

«Дивное Имя Твое, Iисусе, Ангели поют на небези![35].

«Превеликое Имя Твое, Спасе, на небези одесную Отца седящу Ти, почитается»[36].

«Возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго»[37].

«Исполни уста наша хваленiя Твоего, еже подати величествiе Имени Твоему Святому» [38].

«Зане велiй еси Ты и творяй чудеса… во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающiя во Имя Твое Святое»[39].

«И хвально, и прославлено Имя Твое во веки»[40].

«Именемъ Господним благослови, отче»[41]. «Благодарим Тя, вложившаго во уста наша слово хваленiя, во еже покланятися и призывати Имя Твое Святое»[42].

«Яко благословися и прославися всечестное и великолепое Имя Твое»[43].

«Да спасени душею же и телом… славим чудное и благословенное Имя Твое»[44].

«Поставил еси нас в поклоненiе честнаго Имени Твоего»[45].

«Яко благословися Всесвятое Имя Твое»[46].

«Един Свят, един Господь, Iисусъ Христосъ в славу Бога  Отца аминь… И хвально и прославлено Имя Твое во веки аминь»[47].

«Благо есть исповедатися Господеви, пети Имени Твоему Вышнiй»[48].

«Буди Имя Господне благословенно отныне и до века»[49].

«Помози нам, Боже, Спасе наш, славы ради Имени Твоего, Господи, избави нас, и очисти грехи наши Имени  ради Твоего»[50].

«Яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое»[51].

«Да и тiи с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое»[52].

«И даждь нам едиными усты, и единым сердцем славити, и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа»[53].

«С миром изыдем» – «о Имени Господнем»[54].

«Апостолы исцеленiя творяше, Владыко, Твоим Именемъ. Наги и просты во языки послал еси Твоя ученики: вместо оружiя Твое Имя носяще Святое»[55].

«Егда увидят чада их дела Моя, Мене ради освятят Имя Мое, и освятят Святаго Iаковля, и Бога  Израилева убоятся»[56]

«Имя Его едино окружающее всю землю и пустыню».[57].

«Iисусе, спасительное Имя, помилуй мя»[58].

«Надейтеся на Имя Господне и утвердитеся в Бозе»[59].

«Потерпи Мене в день воскресенiя Моего во свидетельство… еже призывати всем Имя Господне. И будут благоговети о Имени Господнем»[60].

Итак, если стать на точку зренiя  г. Троицкого, которую он предлагает ныне всем Iерархам и Пресвитерам на страницах «Церковных Ведомостей» и выдает это свое пониманiе за ученiе православной Церкви о Имени Божiем, то тогда придется отменить все эти церковные глаголы, которые доселе, без всякого сомненiя в правильности их, и поются, и вопiются, и глаголются в Церкви нашей, и признать их устарелыми, ошибочными, неверными, излишними и, во всяком случае, совершенно непонятными и требующими особых толкованiй и перетолковыванiй.

Но стоит только стать на ту исконную православную точку зренiя, выразителем которой был Св. Григорiй Нисскiй, что – «тайна благочестiя состоит собственно в исповеданiи Имен Божiих» – и тогда все непонятное в этих выраженiях церковных сделается понятным и соблазнительное – не соблазнительным. Стоит только поверить Святому Симеону Новому Богослову, что Имя Божiе есть Свет светодейственный, энергiя Божiя и Богъ Истинный, и станет понятным то особое благоговейное отношенiе и обращенiе Отцевъ Церкви к Имени Господню как к Самому Богу, и то представленiе Имени Господня, как живой Божiей разумной силы, о которых столь ярко свидетельствуют возгласы и молитвословiя Церковные.

Но если мы примем ученiе Троицкого и его единомышленников, то мы будем вынуждены, во-первых, в таинстве крещенiя упразднить чин сотворенiя оглашенного и уничтожить заклинанiе безов, о чем в Катехизисе ясно говорится, что сила этого заклинанiя заключается – в Имени Iисуса Христа, призываемом с молитвою и верою»[61] – ибо г. Троицкiй категорически утверждает, что Имя Господне не имеет в себе силы, не есть ни Божественное действо, ни действующая сила, но – посредство и номинальный символ. Тогда употребленiе Церковiю заклинанiй Именемъ Господним должно быть окончательно осуждено, как пережиток магических суеверiй древности. Тогда и слова, которыми заключается крещенiе «освятился еси Именемъ Господа нашего Iисуса Христа и Духомъ Бога  нашего» – надо будет упразднить. Тогда и обращенiе к силе Животворящего Креста как к Живой и умной силе Божiей должно признать пережитком iудейства и отвергнуть его как суеверiе раввинов. Но Церковь ежегодно поет на Великом Повечерiи: «Непобедимая, непостижимая, Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня, не остави нас грешных». – На утренях же Великого Поста поет: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». – «Силою Креста Твоего спаси нас, Господи». – Теперь спрашиваю я вас: возможно ли отрицать право то же Самое сказать и о Имени Господнем: – «Непобедимая непостижимая Божественная сила Имени Господа нашего Iисуса Христа, не остави нас, спаси и сохрани нас грешных»? Согласно ученiю Троицкого так говорить нельзя, ибо и Крест, будучи только символом, такой постоянно присутствующей в нем живой и умной силы не имеет, ни Имя Господне постоянно присутствующей живой силы Божiей в себе не имеет, но – чрез него, как чрез посредничество иконы и других символов подается иногда благодать и действуют силы, которым Имя Господне отнюдь не содействует. – Но, думаю, что всякiй истинно православный верит во всегда соприсутствующую Кресту, хотя не всегда проявляющуюся вне силу, а также в такую же присно соприсутствующую силу во Имени Господнем. О сем катехизис ясно говорит: «Какую силу имеет употребляемое при сем и других случаях знаменiе Креста? – Что Имя Iисуса Христа распятаго, с верою произнесенное движенiем уст, тоже самое есть знаменiе Креста, с верою сделанное движенiем руки или другим каким-нибудь образом представленное»[62]. – Прошу вникнуть в эти слова и убедиться в том, сколь справедливо высказанное нами в прежних сочиненiях мненiе, что сила Креста есть сила Имени Iисусова[63]. Итак, по прямому смыслу Катехизиса обе силы тождественны. Та и другая силы суть одна и та же Божественная, непобедимая и непостижимая сила, сиречь живая, умная и действенная энергiя Его, неотделимая от неприступнаго, недомыслимаго, непрiобщимаго твари Святейшаго и страшнейшаго Существа Его, вездесущаго и всяисполняющаго, но соестественная сему существу и посему – Богъ Истинный.

Но если силы, и Креста, и Имени – тождественны, то не тождественны ли по существу – Имя и Крест? – По внешней стороне своей Имя Iисусово и Крест суть тождественные символы, как о том говорит Катехизис, повторяя слова Св. Златоуста, – «что Имя произнесенное движенiем уст то же самое есть знаменiе Креста», – символически изображенное движенiем руки. Итак по внешней стороне своей Имя Господа Iисуса есть звуковой символ, напоминающiй ту же самую истину, что и символ Креста. Но, тождественны ли, то и другое по внутренней стороне? – Конечно, нет, ибо как может быть Крест тождественен Имени, когда Крест по существу внутренней в себе стороны не имеет, а Имя имеет? Крест по существу Своему есть: или вещество, или написанiе линiями и красками, или начертанiе в воздухе движенiем руки, а имя по существу Своему есть мысль, которая может быть выражена символически, но может быть мыслима и без внешних символов-звуков. Поэтому, если о силе Креста можно говорить – Самъ Богъ, то о Самом Кресте это недопустимо, и потому Святые, называя Имя Iисуса: «Светомъ», «Богомъ», «Владыкою», называя религiозно-нравственные Истины Богомъ, называя молитву Iисусову Богомъ, называя Евангельское слово Богомъ (см. Свв. Симеона, Исихiя, Григорiя, Макарiя, Феофилакта, Iустина) – нигде не позволяют себе так назвать Крест. Также и у О. Iоанна Кронштадскаго мы не найдем слов: «Крест есть Самъ Богъ». Но Имя Господне он называет Самимъ Богом, подразумевая внутреннюю его сторону, которая и составляет сущность всякого имени и всякого слова человеческого. Поэтому и мы Имя Iисусово называем Самимъ Богомъ, подразумевая под словом «Имя» внутреннюю его сторону, которая собственно и составляет сущность всякаго имени и всякаго слова человеческаго, и имея ввиду, что эта внутренняя сторона в Имени Iисусовомъ есть Божественное Откровенiе, есть Богооткрываемый естественный мысленный образ Самого Iисуса Христа. В знаменiи же крестном или в вещественном изображенiи креста эта Божественная Истина не составляет сущности его, но только внешне напоминается им. Эта Божественная Истина, которая составляет сущность Имени Божiего и реальную Святыню Его, в знаменiи Креста, будучи напоминаема им, является освященiем этого священного символа. Эта мысленная Святыня есть в то же время и Божественная сила, которая принадлежа Имени Господню – по естеству, крестному же знаменiю привязывается как священному символу. Вот в чем коренное различiе между символом Креста и Именемъ Iисуса Христа. Поэтому, если, как мы только что говорили, Имя Iисуса возможно назвать «Самимъ Богомъ» – (см. о. Iоанн Кроншт.), то этого нельзя сказать о Кресте, и если Имя Божiе и Имя Господа Iисуса Христа можно назвать Божественнай силой, то о самомъ знаменiи Креста или о вещественном Кресте этого сказать нельзя, т. е. нельзя сказать о них в прямом смысле, что самый Крест есть Божественная сила, но можно только говорить в переносном, имея в виду не самый Крест, а непобедимую Божественную силу, даруемую Кресту; Имя же Господне можно назвать в прямом смысле Божественнай силой, имея ввиду мысленную сущность его, что, напр. и делает о. Iоанн Кронштадскiй, говоря: «Самое Имя Божiе есть сила»[64].

________

ГЛАВА  VIII

Ученiе новейших учителей и пастырей Церкви о Имени Господнем и молитве Iисусовой

Великiй Святогорскiй подвижник прошлаго века, искусный делатель безмолвiя и Iисусовой молитвы, благодатный переводчик Добротолюбiя старец Паисiй Величковскiй вот как излагает то ученiе о Имени Господнем, которое он воспрiял от своего Блаженного старца Василiя. Ввиду того, что оно написано по-славянски трудно читаемым языком, мы считаем долгом привести цитируемые места в русском переводе. В предисловiи на главизны Бл. Филофея Синайского он пишет: «Всякiй, отрекающiйся мiра и прiемлющiй монашество, принимает (подобно воину, вступающему в войско) и меч духовный, дабы с ним, как то подобает воину Христову, вступить в брань с духами злобы. Почему в час постриженiя ему и говорится: «Прiими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божiй, его же и носяй во устах твоих, в уме и сердце, глаголи непрестанно: Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя!» – Сей «меч духовный» и «глагол Божiй» – есть по толкованiю Бл. Василiя, именно Имя Iисусово: Что бо глаголет Писанiе? – близ ти есть глагол во устех твоих, и в сердце твоем, яко, аще исповеси усты твоими Господа Iисуса, спасешися: всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется. Все же сiе: глагол, исповеданiе и призыванiе: разумей быти внутрь тебе Христа (т. е. призываемое и глаголемое и исповедуемое Имя Iисусово и есть Самъ Христосъ – I. А.) – чрез святое крещенiе вселившагося. Его же призывати, и глаголати, и исповедати должен еси непрестанно, иногда только внутрь сердца твоего, а иногда и устами произнося: Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя. Берегись же, человече, противленiя этой заповеди (т. е. берегись нераденiя в том, чтобы безпрестанно призывать Имя Iисусово. –  I. А.), – дабы за это не послал Богъ на тебя дух ожесточенiя, слепоты и глухоты духовной, подобно древнему Израилю, поклонившемуся некогда Ваалу и впавшему в идолопоклонство вследствiе нераденiя своего о храненiи ума своего, как в том обличает его Илiя Пророк, и не стал бы подобно (Павлу) противу рожна остра (Имени Iисусова) прати. Не надейся же и не верь, что возможно преуспеть в чем-либо духовном, если не станешь повиноваться данной тебе заповеди – призывати Iисуса Христа на всяк помысел злый и на всяку рать вражiю, как говорит Св. Исихiй, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле более крепкого оружiя на врагов, чем Имя Христово. «Веруяй в мя, реки от чрева его истекут воды живы», – Всяк бо крещающiйся прiемлет свыше сiю воду живую во глубине сердца своего таинственно, о ней же пишется в житiи святейшего Игнатiя Богоносца, яко разрезаша сердце его глаголюще: «како он ношаше Бога  в сердце Своем?» – и обретоша внутрь из злата словеса сiя: Iисусъ Христосъ. (Итак, как видите, мысль заключается в присном призыванiи, глаголанiи и исповеданiи Имени IисусоваI. А.). Сiе же бе знаменiе на посрамленiе неверных, во уверенiе же всем верным, яко всяк во святом крещенiи прiемлет внутрь себя Христа. Сего ради Святые Отцы повелевают нам, – во-первых, очищаться от страстей умно-сердечным призыванiем Имени Iисуса Христа противу всякого помысла злаго, брани страстной и прилога вражiяго. – И такая молитва не должна быть безчувственной и лишь по привычке глаголемой, но должна быть исполнена сердечного чувства; без сердечного же чувства творимую молитву Iисусову и мертвой молитвой назвать не грешно. Так положив начало пребывать в разумном вниманiи и моленiи, да пребудем твердо до Самой смерти, неослабно борясь с ратующими против нас врагами и страстями нашими; и как научают нас Святые Отцы, хотя, несмотря на бдительность и молитвы нашу, враг все-таки будет успевать наносить нам тысячи язв каждый день, мы однако, да неотступим от сего живоносного деланiя, то есть призыванiя Iисуса Христа, сущаго в сердцах наших. Таковых (прилежно и безпрестанно занимающихся призыванiем Имени Iисуса Христа) Богъ, если усмотрит в этом пользу для души нашей, возводит на высоту созерцательной умной молитвы. Но некоторые (не ведая, что созерцательная молитва есть дар Божiй) пытаются Своими собственными усилiями взойти на степень созерцательной молитвы, мня, что она в руках хотящих достичь ея обретается, за что их по справедливости можно назвать легкомысленными. Другiе же, уведав, что не все, но немногiе сподобляются дара созерцательной молитвы, ослабевают в подвиге деятельной молитвы Iисусовой и начинают нерадеть о безпрестанном призыванiи имени Iисусова. Но так как без сего призыванiя невозможно человеку избежать действiя страстей и сосложенiя ума своего с лукавыми помыслами, то таковые и подпадают под власть страстей, за что и имеют быть истязаны в час смерти и воздадут ответ на Страшном Суде за то, что нерадели о призыванiи Имени Господня… Таковым следует разуметь, что за то, что по немощи нашей мы не сподобились достичь степени созерцательной молитвы, мы осуждены не будем; но за то, что мы не блюли ума и сердца своего от дiавола и злых помыслов, имея возможность противиться и побеждать их, – не собою, но страшным Именемъ Христовым, – имеем воздать слово Богу  за то, что нося Христа внутри себя по дару св. крещенiя, не умели, или, вернее, не желали научиться, как призвать Того на помощь в час брани. И именно за это укоряет нас Апостол, говоря «не весте ли, яко Iисусъ Христосъ в вас есть? Разве неискусни есте»: т. е. не умеете действовати в сердце умом Имя Христово»[65].

Какое ясное ученiе о том, что тайна благочестiя, тайна духовной жизни, залог победы над духовным врагом, – состоит в исповеданiи, как сказал Св. Григорiй Нисскiй, призываемого и глаголемого в сердце Своем Имени Господня с верою, что и Сам Господь в сердце нашем, с момента нареченiя на нас Имени Его в крещенiи, – обретается.

 

[1] Ин. 16, 23-24

[2] Мр. 16, 17

[3] Ин. 20, 30-31

[4] Фил. 2, 10

[5] Дн. 4, 8-12

[6] Мф. 28, 18

[7] Сл. 27, 61

[8] Евр. 12, 29

[9] Сл. 21, 27

[10] Кол. 12, 32

[11] Ин. 1, 3

[12] Мф. 16, 16

[13] Ин. 17, 5

[14] Ин. 14, 13, 14

[15] Добротолюбiе. Свв. Каллист и Игнатiй. Т. 5. С. 337, 341, 365, 367, 399-404

[16] Житiя Святых. Москва. 1855. 1 января. Л. 3-5.

[17] Ч.3. Слово на Обрезанiе.

       [18] и не заносчивых. – К.Б.

[19] «Ц.В.» 1913. № 2082

[20] См. Часослов

[21] Требник. Молитва егда родити жене

       [22] Мол. Оглашенному

[23] Там же

[24] Там же

[25] Чин крещенiя

[26] Чин крещенiя

[27] Там же

[28] Измовенiе на 8-й день

[29] Мол. На разрешенiе венцов

[30] Елеосвященiе

[31] Освященiе воды  Богоявленiя»

[32] Чин постриженiя в рясофор

[33] Часослов, повечерiе

[34] Акафист Сладч. Iисусу

[35] Там же

[36] Там же

[37] Служебник: Молитвы

[38] Там же, 4-я

[39] Там же, 1-я

[40] Вечерня

[41] Там же

[42] Утреня. Молитва 6 на шестопсалмiе

[43] Там же, 2-я

[44] Там же, 4-я

[45] Там же, 6-я

[46] Там же, 8-я

[47] Утреня. Великое славословiе

[48] Там же

[49] Всенощная. Литургiя.

[50] 6-й час

[51] Лит. Благослов. Предложенiя

[52] Литургiя оглашенных

[53] Литургiя

[54] Литургiя

[55] Канон 30 iюня. Песн. 1 и 3

[56] Паремiя на 6-м часе. 4 седм. Вел. Поста

[57] Паремiя 3-я на Вознесенiе Госп.

[58] Утрени стиховна в понедельник 5 седмицы Вел. поста

[59] Паремiя в Вел. Четверток

[60] Паремiя в Вел. Субботу

[61] Катехизис. Изд. 1889. С. 79

[62] Пространный Христiанскiй Катехизис. О крещенiи. М. 1840. С. 82

[63] См. Апологiя. С. 170

[64] Моя жизнь во Христе. Т. 5. Ч. 2. С. 247

[65] Житiя и писанiя Паисiя Величковскаго. Изд. 1892. С. 89-95

Категория: Имяславие 4 том | Добавил: borschks
Просмотров: 208 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0