Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-05-18, 5:34 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 8 том

часть 1-я страница 240 - 252
2017-01-10, 10:33 PM

И здесь мы не без душевного трепета и с сознанием собственного недостоинства подходим к следующему тезису передового диакона, пытающегося постулировать и доказать. недоказуемое, к его мысли о благотворной роли Совета по делам религий. Совет, считает О.Андрей Лоргус, был не инструментом гонений на Церковь со стороны безбожного государства, но посредническим органом, способствовавшим их «сотрудничеству» и даже в известном смысле помогавшим Церкви в условиях атеизма. Причем, относится этот изумительный тезис не к каким-то отдельным людям - сотрудникам Совета, но к Совету в целом, к его функциональной роли в системе отношений Церкви и государства. «И в прошлом и теперь, - пишет автор, - властям приходится учитывать (?) религиозные нужды народов, межцерковные проблемы. В силу этих причин в Совете по делам религий создавались не только отделы Православия, ислама и т.д. Совет принимал участие в обеспечении Церкви... техническими и интеллектуальными средствами. Нуждаясь в интеллектуальных силах, которыми владеет общество, государство, сейчас Церковь может свободно общаться с любыми общественными государственными институтами, иерархия может интеллектуальные силы черпать напрямую из любого общественного источника. Но тогда единственным источником (!), где Церковь могла почерпнуть интеллектуальные силы, был Совет по делам религий. Единственно реальным окном, через которое Церковь общалась легально с государственными структурами, был Совет по делам религий.» И хотя автор вымучено признает «лживость, двойственность и уродливость» ситуации, кончает он свой панегирик Совету в патетических тонах: «Может ли само по себе такое сотрудничество Церкви и такого государства быть предосудительным? Именно такое сотрудничество церковной иерархии и государственных институтов не может и не должно быть осуждено.»

Обратимся к фактам. Прежде всего, они прямо-таки вопиют о том, что, будучи, с одной стороны, государственным органом, Совет с другой стороны, постоянно и целенаправленно вмешивался во внутриканоническую область Церкви, назначал, снимал епископов и отдельных видных священнослужителей, закрывал храмы, то есть фактически регулировал те стороны жизни Русской Православной Церкви, которые, независимо от отношений с государством, подлежали и подлежат ведению исключительно церковной власти. Но если в перечисленных вопросах Совет действовал по крайней мере через посредство послушного священно-началия, то в области межцерковных отношений, о которых упоминает диакон А. Лоргус, мнения иерархии вообще не спрашивали. По меткому замечанию О.Владимира Русака, за границу выпускали только церковников, «просоветским духом от которых разило за версту. Церковность и самостоятельность каждого из них давно были проданы за советскую чечевичную похлебку» (7, с. 357).  Консультацией делегатов в Совете начиналась, обширным отчетом в нем заканчивалась любая зарубежная поездка. На каждого человека с Запада, с кем встречались члены (так и хочется сказать -«советской»!) церковной делегации, в Совете было заведено «дело» с характеристикой его политической позиции по отношению к советскому режиму. На всех межцерковных встречах присутствовали представители Совета. Совет разрабатывал церковную экскур­сионную программу для зарубежных гостей и часто разыгрывал ее сценарии своими силами (см об этом и о других примерах деятельности Совета: 1, с.15, 17; 5, с. 26, 119).

Совершенно особую роль в церковной жизни времен «застоя» играли уполномоченные Совета, фактически они-то с подачи КГБ, и управляли Патриархией. В г .Кисловодске в храме св.  Пантелеймона в свое время висело объявление: «По распоряжению уполномоченного Совета... вход в алтарь заштатным священникам воспрещен». Вскоре храм этот был закрыт (см. 6) для записного богослова и канониста, каковым, по-видимому, считает себя диакон Андрей Лоргус, комментарии здесь излишни. Подобное распоря­жение (которое само по себе выглядит вообще-то очень странно) в принципе мог издать только правящий архиерей.

  В Ташкенте на Страстной неделе, в Великую среду, во время таинства Елеосвящения местный уполномоченный позвонил в собор и потребовал прекратить соборование. И епископ после четвертого Евангелия прервал таинство (там же). Что на это скажете, отец диакон? А епископ Кировский Иоанн в ходе «взаимодействия» с государством говорил: «Кто посмеет ослушаться уполномоченного, того я запрещу». Всем, служившим в годы так называемого «застоя», известна эта ситуация, когда хорошего священника уполномоченный может убрать своей властью, а когда приходят к нему с жалобой на плохого, он ссылается на каноническое право епископа. Так выковывались новые кадры в РПЦ. Факты, „ подобные перечисленным, можно приводить до бесконечности.

 Хочется спросить уважаемого диакона: на что рассчитывает он, выдвигая   свои,   с позволения сказать, «тезисы»? На неинформированность читателя? Но у нас теперь, слава Богу, не сажают за распространение информации. Хотелось бы также услышать четкий ответ: в каком смысле и в какой степени все, о чем говорилось у нас выше, способствовало существованию Церкви? Следует ли считать все это «взаимодействием» Церкви и государства (излюбленный термин диакона Андрея Лоргуса) или все-таки весьма вредным для Церкви вмешательством государства и его спецслужб в ее внутренние дела?

По мнению всех беспристрастных исследователей, ярким примером такого вмешательства была регистрация священнослужителей и религиозных объединений в Совете (или у его уполномоченного), при том, что отказ в регистрации фактически означал невозможность служить. Не говоря уже о том, что в свете этой позорной (для обеих сторон) практики усиленно муссировавшийся большевиками тезис об «отделении» выглядит весьма лживо, сама практика регистрации в ее реальном виде была вопиющим нарушением на словах признаваемых принципов демократии и свободы совести и, кроме того, прямо противоречила даже постановлению самой большевистской власти «О религиозных объединениях» от 8-го апреля 1929 года {п.54). Регистрировались не только религиозные объединения в целом. Наряду со списком учредителей и многими другими документами нужно было представлять и список членов регистрируемого общества, то есть фактически вводилась регистрация граждан по принципу религиозной принадлежности {подпункт «б» пункта 4 «Инструкции Белобородова и Курского»; см. «Церковный календарь» на 1924 год, с.35).

7-го февраля 1966 года секретарь Московской Патриархии сказал Г.Т.Ворончихину, представителю верующих" Кировской епархии, в ответ на их просьбу устранить от управления епархией дискредитировавшего себя епископа Иоанна (Иванова): «Епископов назначает и увольняет государственная власть, а не Патриархия Такой, ~ с позволения сказать, порядок назначения (не избрания!) епископов под прямым давлением государственной власти в корне противоречит святым канонам Церкви  (4 пр. I Собора, 7 пр. Собора, 19 пр. - Антиохийского Собора).

Клирику со стажем диакону А. Лоргусу должно быть хорошо известно, что в еще столь недавнем прошлом ни один священник не мог приступить к служению без справки о регистрации, выдававшейся уполномоченным. Многим слишком хорошо известно, что значило для священнослужителя не понравиться уполномоченному и лишиться регистрации - увольнение со службы, «колпак» КГБ, голодная семья, бесконечные нищенские скитания, унижения в приемной «хозяина» (если кто-то пытался «смириться») и в конце этого крестного пути - окончательный  выбор: либо медленная гибель от нищеты и преследовании (а дети - то, дети-то чем виноваты!), либо - вербовка в КГБ. Эти щупальца не разжимались никогда. И тогда - страшная тяжесть иудина греха, мучительное раздвоение между служением и «службой», попытки заглушить мучения совести известным русским способом.. Вот здесь уже в самом деле трудно осудить, бросить камень.

А теперь я решусь-таки прямо обратиться к Вам, уважаемый отец Андрей. „Скажите без лукавства (или «лукавого двоения» кто привел Церковь к столь жалкому, положению - ответственны перед Богом или нет? Спасали они Церковь или, может быть, все они просто строили - свою Церковь? Нельзя же оправдывать «послушанием» прямое сотрудничество с врагами Церкви, соглашение с насильственной ломкой нормального канонического устройства церковной жизни государственной властью, когда подчинению прихода настоятелю, настоятеля благочинному и всех вместе - епископу, а епископов - соборной инициативе «сверху», приходили на смену иные принципы: «В виду отделения Церкви от государства приглашение в священники, диаконы или причетники всецело зависит от группы верующих, каковой группе никакая прежняя церковная иерархия, под каким бы видом она ни конструировалась, не может делать никаких предписаний и обязательных постановлений» (1, с.26).

Есть ли совесть у этих людей или, может быть, дарование свободы после стольких лет гонений воспринято теперь как свобода от совести? Впрочем, сия тенденция, на наш скромный взгляд, в определенной степени имела место и раньше.

   B Конце 1927 года митрополит Сергий издал указ № 549 об  обязательном поминовении за богослужением советской власти и отмене поминовения епархиальных архиереев, находящихся в сылке (7, с. 492). Накануне Х годовщины октябрьского переворота  сергиевский Синод разослал всем епархиальным управлениям специальную молитву о властях придержащих (8, с. 39). «Мудрым, .Богопоставленным Вождем народов нашего великого Союза» -Величал тирана патриарх Сергий.

Иерархи буквально соревновались в панегириках вождю.    «Если бы Господь услышал молитвы наших иерархов о даровании Сталину стольких лет жизни, сколько ему желали архиереи Русской Православной Церкви, - со свойственной ему убийственной иронией замечает отец Владимир Русак, - то время жестокого, сталинского террора продлилось бы до Страшного Суда» (1, с. 51). Это у них называется «лояльностью»… Их не принуждали к «сотрудничеству», и менее всего они были жертвами. Эти люди всегда жили двойной жизнью, - приступая к Престолу с душой, не очищенной от скверны «мира», совершая действительные таинства в глубине души будучи убежденными, что «вера есть нечто абстрактное». И вот теперь эти «двойники», вместо покаяния старательно прячущие от самих себя своё второе лицо," "фактически предавшие Церковь своим попустительством злу говорят: «наши мученики», теперь они начертали на своих знаменах - «церковность» и эти знамена хотят водрузить на развалинах Святой Руси...

«Позиция лояльности государству и, как следствие личного благоденствия, которую избрал митрополит Сергий, привела церковное руководство в такую бездну падения, что выбраться из нее можно было только окровавленным и в рубище, без фешенебельных резиденций, бесценных облачений, дорогих машин и т.п. Можно было подняться только в качестве служителя Церкви, а не пожинателя плодов и спекулянта на этом служении (1, с.53).

Мы подходим к последнему и самому главному тезису диакона Андрея Лоргуса - к его мысли о перерождении государства под влиянием «сотрудничавшей» с ним и подчинившейся ему Патриархии. Но нуждается ли эта мысль в опровержении, если сам автор спокойно констатирует: «После сталинского периода пришло новое поколение в КГБ »? Диакон Андрей практически никак и не доказал, что «советское государство и наполнявший (?) его идеологический аппарат - вещи разные». Что-то неуловимо знакомое слышится в этой странной формулировке. Миф, внедренный КГБ через национал-большевистскую прессу о «патриотическом» характере сталинского режима, о перерождении интернационального коммуно-фашизма в русский национальный и чуть ли не православный сталинизм воспринят, оказывается, и церковным официозом. Что здесь скажешь… Никто пока еще не доказал, что в основе советской государственной и общественной жизни лежит не материалистическое мировоззрение. Последнее же есть ни что иное, как теоретическое обоснование совершенно особого - сатанинского «откровения» и следующей за ним бесовской инициации, которую в той или иной форме прошли все лидеры советского государства. Практически у всех крупнейших вождей большевистской партии имелся в отрочестве или ранней юности некий эпизод, так или иначе связанный с ритуальным кощунством над святыней (хрестоматиен пример Н.Бухарина). Первична идеология и культ, а государственная практика следует за ними. Чем являются, к примеру, 60 миллионов жертв этого режима? Теперь уже даже многие агностики и неверующие догадываются, что они являются ничем иным, как ритуальным жертвоприношением тому кумиру, о котором сказано, что он - отец лжи (Ин.8,44).

* * *

       P.S. Я дописывал эту работу в дни, когда на улицах Москвы гремели выстрелы и лилась кровь, когда Россия вплотную подошла к порогу гражданской войны непосредственно после того, как перед Владимирской иконой Божией Матери был совершен молебен об умиротворении Отечества. «Большей катастрофы в истории Русской Православной Церкви не было», - сказал после памятных кровавых событий отец Андрей Кураев. Именно в тот момент, когда наша Церковь, казалось бы, окончательно выйдя из катакомб, дерзновенно взяла на себя общественную миссию примирения враждующих сторон, - катастрофический провал, явный знак гнева Божиего. Почему? Ведь давно уже, пожалуй, что со времен святейшего Тихона наши иерархи не поднимались на такую высоту служения, не были столь достойны своих предшественников - великих святителей древности. Почему же стала бессильной наша молитва, почему она не была услышана?[1]

Разве не ясно, что нераскаянность в грехе сергианства не дает нашей Церкви стать вровень с высотой своей миссии?! И кто знает, сколько ещё продлится это состояние двоения, которое кто-то, точно назвал лукавым... («Путь Православия». № 3. 1994. С. 164-178. Публикуем в порядке дискуссии).

Глава 66-я

2009. «Путь Православного Исповедания.

В помощь верным.

Часть I

Боголюбивому читателю представляется возмож­ность глубже заглянуть в суть ересей и заблуждений, гла­венствующих в последнее время в церкви, а «малому ста­ду» утвердиться на пути православного исповедания.

В основу издания положено святоотеческое Учение об Имени Божьем. Современные исследователи, сами того не подозревая, имея благие намерения, часто искажают это Учение, неосознанно становясь в один ряд с «имяборцами».

В первую часть вошли труды сет. Игнатия Брянчанинова, св. Симеона Фессалоникийского, архиеп. Аверкця Таушева. Кроме того, данное издание содержит ряд ектений и богослужебных наследований, употреблявшихся в царское время.[2]).                                                                                                                            

Краткое изложение святоотеческого учения о Имени Божием, как об Основном Догмате Христианской Веры

(по трудам свт. Игнатия Брянчанинова[3])

Подготовили: А. Петров и А. Павлов

Диаволу ненавистно Имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающее всю его силу, он трепещет этого всесильного Имени и потому оклеветал Его пред многими христианами так, что они отвергли оружие пламенное, страшное для их врагов, - спасительное для них самих. (Свт. Игнатий)[4]      

      Данная статья является апологией в защиту Имени Божия. Она осуществлена не по чьему-либо указу и повелению, а во славу Святыя, Единосущныя, Живоначальныя и Нераздельныя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

За основу ее взяты труды особо выдающегося русского богослова XIX века святителя Игнатия Брянчанинова. Прочитав ее, любой должен будет признать, что Святая Православная Церковь всегда придерживалась мнения о Божественности Имени Божия; вместе с тем он поймет, что только в послед­ние годы появилось новомодное (правильнее сказать диавольское) учение о тварности Имени Божия и Его зависимости от человека.

Первая часть статьи представляет из себя про­странное изложение святоотеческого учения о Име­ни Божием. Вторая - краткие основания, утвержда­ющие Божественность Имени Божия.

Часть I

Извлечения из Беседы старца с учеником о молитве Иисусовой[5].

   …После Тайной Вечери, на которой сотворено величайшее из Таинств христианских Святая Евхаристия, Госпаодь, в прощальной беседе с учениками Своими пред исшествием на страшные страдания и крестную смерть для искупления ими человечества погибшего, преподал возвышеннейшее учение и важнейшие, окончательные заповеди. Между этими заповедями Он даровал дозволение и заповедание молиться именем Его[6]. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Он Апостолам, яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Еже аще что про­сите от Отца во имя Мое, то сотворю, да просла­вится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша испол­нена будет (Ин. 16:23; 14:13,14; 16:24). Величие имени Господа Иисуса Христа предвозвещено Про­роками. Указывая на имеющее совершиться искуп­ление человеков Богочеловеком, Исайя вопиет: Се, Бог мой, Спас мой! Почерпните воду с веселием от источник спасения! И речеши в день он: хвалите Господа, воспойте имя Его: поминайте, яко вознесеся имя Его; хвалите имя Господне, яко высокая со­твори. Путь Господень суд: уповахом во имя Твое и память, еяже желает душа наша (Ис. 12:2-4; 26:8). Согласно с Исаиею предрекает Давид: Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего воз­величимся. Имя Господа Бога нашего призовем. Блажени людие ведущий воскликновение усвоившие себе умную молитву - Господи, во свете лица Твоего пойдут: и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся (Пс. 19:6,8; 88:16,17)...

      Сила молитвы Иисусовой заключается в Божест­венном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Апостолы, как видим из книги Дея­ний их и из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа: исцеляли недуги, не исцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержи­мых ими человеков. Однажды, вскоре после Возне­сения Господня на небо, когда все двенадцать Апо­столов пребывали еще во Иерусалиме, два из них, Петр и Иоанн, пошли в храм Иеруса­лимский. К вратам храма, называемым Красными, ежедневно выносили хромого от рождения и полага­ли на помосте: хромой не мог ни ходить, ни стоять. Поверженный у врат, страдалец просил у входивших в храм милостыню, которою, как видно, питался. Ко­гда Апостолы приблизились к Красным вратам, хро­мой устремил к ним взоры, ожидая получить подая­ние. Тогда святой Петр сказал ему: сребра и злата несть у мене, но еже имам, сие ти даю: во имя Ии­суса Христа Назорея востани и ходи (Деян. 3,6). Увечный исцелился мгновенно, взошел в храм с Апостолами и громко прославлял Бога. Народ, пора­женный удивлением, сбежался к Апостолам. Мужие Израильтяне! - сказал святой Петр собравшемуся народу, - что чудитеся о сем? или на ны что взи­раете? яко своею ли силою или благочестием сотворихом его ходити? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог отец наших, прослави Отрока Своего Иисуса: и о вере имене Его, сего, егоже видите и знаете, утверди имя Его (Деян. 3:12-16). Весть о чу­де вскоре пронеслась до враждебного Господу Иису­су Синедриона. Встревожился Синедрион вестию, схватил Апостолов, отдал под стражу, а на следую­щий день позвал их к суду пред полным собранием своим. Призван был и исцеленный от хромоты. Когда Апостолы встали посреди сонмища богоубийц, не­давно заклеймивших себя казнию Богочеловека, во имя и именем Которого теперь совершено поразительнейшее чудо пред множеством очевидцев-свидетелей, - дан был Апостолам запрос: Коею си­лою или коим именем сотвористе сие вы? Петр, ис­полнившись Святого Духа, отвечал словами Святого Духа, которые заключались следующими: Разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред ва­ми здрав: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4,7-12). Запечатлелись молчанием уста врагов Божиих пред непреоборимою силою глаголов небесной истины; не нашлось в многочисленном сонмище мудрых и сильных, что сказать и чем возразить на свидетельство Святого Духа, возвещенное двумя некнижными рыбарями, запечатленное небесною печатию – Божиим чудом. Синедрион прибегает к своей власти, к насилию. Несмотря на явное чудо, несмотря на сви­детельство, данное о истине Самим Богом, Синедрион запрещает настрого Апостолам учить о имени Иисуса, даже произносить это имя. Но Апостолы отвечали дерзновенно: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче Бога, судите: не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4:19,20). Синедрион опять не находит возражения, опять при­бегает исключительно к своей власти, повторяет стро­гое воспрещение. Он отпустил Апостолов, ничего не сделав им, хотя и желал излить на них исступленную злобу: чудом всенародным связывались и настроение его и действие. Петр и Иоанн, возвратившись к своим, передали им угрозы и воспрещение верховного суди­лища. Тогда двенадцать Апостолов и все члены ново­рожденной Иерусалимской Церкви вознесли едино­душно пламенную молитву к Богу: молитву противо­поставили они силе и ненависти миродержителей - человеков и демонов. Молитва эта заключалась сле­дующим прошением: Господи! призри на прещения их и дождь рабом Твоим со всяким дерзновением глаго­лати слово Твое, внегда руку Твою прострети Ти во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым Отрока Твоего Иисуса (Деян. 4,29-30)...

      Господь наш Иисус Христос есть единственный источник и Начальник нашего спасения, единственное; человеческое имя Его заимствова­ло от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас; как же эта сила, действующая во спасе­ние, эта единственная сила, дарующая спасение, мо­жет извратиться и действовать в погибель? Это чуж­до смысла! это - нелепость горестная, богохульная, душепагубная! Усвоившие себе такой образ мыслей точно находятся в бесовской прелести, обмануты лжеименным разумом, исшедшим из сатаны. Сатана восстал коварно против всесвятого и великолепного имени Господа нашего Иисуса Христа, употребляет в свое орудие слепоту и неведение человеческие, ок­леветал имя еже паче всякого имене. О имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2:9,10)... Господь Иисус запове­дал молиться всесвятым именем Своим; Он дал нам бесценный дар; какое значение может иметь учение человеческое, противоречащее учению Бога, вос­прещение человеческое, усиливающееся устранить и разрушить повеление Божие, отъять дар безценный? Опасно, очень опасно проповедовать учение, про­тивное тому учению, которое проповедано Еванге­лием. Такое начинание есть произвольное отлучение себя от благодати Божией, по свидетельству Апосто­ла (Гал. 1,8)...

 Рассмотри все Священное Писание и увидишь, что в нем повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена сила его, спасительная для человеков. Рассмотри писания Отцов и увидишь, что все они, без исключения, советуют и заповедуют упражнение молитвою Иисусовою, называют ее ору­жием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле[7], называют ее Богоданным, неотъемлемым наследием, одним из окончательных и высших завещаний Бого­человека, утешением любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным[8]. Наконец обратись к законо­положению Православной Восточной Церкви и уви­дишь, что она для всех неграмотных чад своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие на келейном правиле молитвою Иисусовою[9]. Что же значит пред единогласным сви­детельством Священного Писания и всех святых От­цов, пред законоположением Вселенской Церкви о молитве Иисусовой противоречащее учение некото­рых слепцов, прославленных и прославляемых по­добными им слепцами...

      ...Хуление молитвы именем Иисуса, приписывание зловредного действия этому имени равновесны той ху­ле, которую произносили фарисеи на чудеса, совер­шаемые Господом (Мф. 12:31). Неведение может быть извинено на Суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на Суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово (Мф. 12:36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христианской Веры. Учение о Боже­ской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического...

Имя Господа нашего Иисуса Христа Божественно; сила и действие этого имени Божественны; они все­могущи и спасительны; они - превыше нашего поня­тия, недоступны для него. «Как врач, - говорит Вели­кий Варсанофий, — прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все стра­сти, хотя мы и не знаем, как это совершается»[10].

Извлечения из Слова о молитве Иисусовой[11].

      Немы да будут устны льстивыя, глаголющия на праведного и на великолепное имя его беззаконие, гордынею своею, своим глубоким неведением и соединенным с ними уничижением чуда Божия. Рас­смотрев величие имени Иисусова и спасительную силу моления им, мы воскликнем в духовной радо­сти и удивлении: Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны человеческими (Пс. 30:19,20). Сии на колесницах, и сии на конех — на плотском и суетном умствовании своем, мы же, с простотою и верою младенцев, имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19:8)...

После Тайной Вечери, между прочими возвы­шеннейшими, окончательными заповеданиями и за­вещаниями, Господь Иисус Христос установил мо­ление Его именем, дал этот способ моления, как но­вый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. Еже аще что про­сите, сказал Он святым Апостолам, от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 14:13,14; 16:23,24). О, ка кой дар; он - залог нескончаемых, безмерных благ! он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем че­ловеческим - Спаситель[12]. Имя, по наружности сво­ей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неог­раниченное, Божеское достоинство, Божеские свой­ства и силу. Из Евангелия, Деяний и Посланий Апо­стольских мы видим неограниченную веру во имя Господа Иисуса и неограниченное благоговение к этому имени святых Апостолов. Именем Господа Иисуса они совершали поразительнейшие знамения. Нет случая, из которого можно бы было научиться, каким образом они молились именем Господа, но они молились им непременно. Как могли они не мо­литься им, когда это моление было преподано и за­поведано Самим Господом, когда заповедание укре­плено двукратным повторением и подтверждением его? В жизнеописании святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, увенчавшегося в Риме му­ченическою кончиною при императоре Траяне, пове­ствуется следующее: «Когда его вели на съедение зверям, и он непрестанно имел в устах имя Иисуса Христа, то спросили его нечестивые: для чего он не­престанно воспоминает это имя? Святой отвечал, что он, имея в сердце своем имя Иисуса Христа напи­санным, устами исповедует Того, Кого в сердце все­гда носит. После того, как Святой съеден был зверя­ми, при оставшихся его костях, по изволению Божию, сохранилось целым сердце. Неверные, нашедши его и вспомнив слова святого Игнатия, разрезали это сердце на две половины, желая узнать, справед­ливо ли сказанное святым. Они нашли внутри, на обеих половинах разрезанного сердца, надпись золо­тыми буквами: Иисус Христос. Таким образом, священномученик Игнатий был именем и делом Бого­носец, всегда нося в сердце своем Христа Бога, напи­санного Богомыслием ума, как бы тростию». Богоно­сец был учеником святого апостола Евангелиста Ио­анна Богослова и сподобился в детстве своем видеть Самого Господа Иисуса Христа. Это тот блаженный отрок, о котором сказано в Евангелии, что Господь поставил его среди Апостолов, препиравшихся о первенстве, обнял и сказал: аминь, глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное. Иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий в Царствии Небеснем (Мф. 18:3,4)[13].. «Имя Сына Божия, - сказал Ангел святому Эрме, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мир». Услышав это учение, Эрма спросил Ангела: «Если все творение держится Сыном Божиим, то поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и хо­дят в заповедях Его?» Ангел отвечал: «Он поддержи­вает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он Сам служит для них основанием, и с любовию держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его»[14]...

      Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа. Хотя многочисленные свиде­тельства Священного Писания возвещают нам вели­чие имени Божия, но с особеннейшею определенностию объяснил значение этого имени святой апостол Петр пред синедрионом Иудейским, когда синедрион допрашивал Апостола коею силою или коим именем даровано им исцеление хромому от рождения? Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстии и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуемы есмы о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назорея, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень, укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о единем же тем спасения: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:7-12). Это свидетельство - свидетельство Святого Духа: уста, язык, голос Апостола были только орудиями Духа. И другой орган Святого Духа, Апо­стол языков, издает подобное провещание. Всяк, гово­рит он, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). Христос Иисус смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всяко­го имени, да о имени Иисусове всяко колено поклонит­ся небесных и земных и преисподних (Флп. 2,8-10).

Воспел предвидевший дальнее будущее Давид, праотец Иисуса по плоти, воспел величие имени Ии­суса, живописно изобразил действие этого имени, борьбу при посредстве его с началами греха, силу его при освобождении молящегося им из плена стра­стей и бесов, благодатное торжество одержавших победу именем Иисуса. Послушаем, послушаем Бо-говдохновенного Давида!

     С необыкновенною ясностию, описывая должен­ствующее совершиться чрез тысячу лет установление духовного царства Христова на земле, Царь-Пророк говорит, что владычество Богочеловека будет распро­стираться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя. Поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему. Честно имя Его перед ними. И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословено во веки; прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его. Благословенно имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля (Пс. 71:8,11,14,15,17,19)... Имя Богочелове­ка получило в служении молитвенном важнейшее значение, будучи именем Спасителя человеков, Творца человеков и Ангелов, будучи именем вочело-вечившегося Бога, Победителя возмутившихся рабов и созданий - демонов. Пред Ним - Господом и Искупителем нашим - припадут ефиопляне, бесы, и врази Его, падшие духи, персть полижут (Пс. 71:9). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (Пс. 8:2,3).

     Точно! величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непо­стижимо приемлется младенческою простотою и ве­рою... Давид приглашает всех христиан к молению именем Иисуса. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено от ныне и до века. От восток солнца до запад хвалъно имя Его. Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его (Пс. 112:1-3; 28:2); мо­литесь так, чтоб в молитвах ваших явилось величие имени Иисуса и вы, силою Его, взошли в нерукотворенный сердечный храм для поклонения духом и истиною; молитесь тщательно и постоянно; молитесь в страхе и трепете пред величием имени Иисуса, и да уповают на Тя, всемогущего и всеблагого Иисуса, знающий имя Твое по блаженному опыту своему, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи (Пс. 9:11).

     -Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие имени Иисуса. Не возвратится смиренный посрамлен с предстояния молитвы своей, но принесет ее всецело Богу не расхищенной развлечением: нищ и убог восхвалита имя Твое. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная... Вси языци - язычниками назва­ны многоглаголивые и многокозненные демоны - обыдоша мя, говорит Давид, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Гос­подним противляхся им (Пс. 73:21; 39:5; 117:10-12). «Именем Иисуса бей супостатов: потому что ни на небе, ни на земле нет оружия более крепкого»[15]. О Те­бе, Господи Иисусе, врази наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене. Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас по­срамил еси. О Базе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во веки (Пс. 43:6-9). - Ум. победив и разогнав врагов именем Иисуса, сопричисляется бла­женным духам, входит для истинного Богослужения в сердечный храм, который доселе был затворен для не­го, воспевая новую, духовную песнь, воспевая таинст­венно: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: поклонюся ко храму святому Твоему, и ис­повемся имени Твоему о милости Твоей и истине Тво­ей: яко возвеличил еси над всеми имя Твое святое. В онь же аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею (Пс. 137:1-3). - Святой Давид исчисляет чудные действия страшного и святаго имени (Пс. 110:9) Иисусова. Оно действует подобно принятому врачевству, образ действия кото­рого неизвестен больному и непостижим для него, а самое действие очевидно по производимому исцеле­нию. Ради имени Иисусова, употребляемого моля­щимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов; по этой причине святой Давид, представляя воззрению Бога опустошение и бедствен­ное состояние души всякого человека, произведенное греховною жизнию, умоляет от лица всех человеков о помиловании, говорит: Помози нам, Боже, Спасите­лю наш, славы ради имени Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша имене ради Твоего (Пс. 78:9). - Ради имени Господня бывает услышана молитва на­ша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом, опять молится Давид: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих (Пс. 53:3-4). - Силою имени Иисусова освобождается ум от колебания, ук­репляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствовани­ям богоугодным, мыслям и чувствованиям, принад­лежащим непорочному естеству человеческому, толь­ко таким мыслям и чувствованиям дозволяется пре­бывать в душе; нет в ней места для мыслей и чувство­ваний чуждых, яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и; и семя рабов Твоих удержит и, и любящие имя Твое вселятся в нем (Пс. 68:36-37). - Во имя Господа Ии­суса даруется оживление душе, умерщвленной гре­хом. Господь Иисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его - живое: оно оживотворяет вопиющих им к источнику жизни, Господу Иисусу Христу. Имене ра­ди Твоего, Господи, живиши мя правдою Твоею; не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем (Пс. 142:11; 79:19)...

Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующие в Него именем Его бесы ижденут (Мк. 16:17)... Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемою и непонимаемою, когда услышит имя Господа Иису­са, призываемое молящимся, приходит в смятение. Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводит всего человека в страшное колебание, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам, немощным, остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны - и исходят от призывания сего имени»[16]...

Сын, несмотря на принятие Им человечества, пре­бывает превысшим постижения всех разумных тва­рей. Превыше постижения их - и Его всесвятое имя...

Имя Господа паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно - Дух; оно животворит, изменяет, переплавля­ет, боготворит...

Извлечения из других статей.

Слава Богу!

 Ты являешься очам нашим, прикрыв невыноси­мую славу Божества человеческою плотию; будучи Словом Божиим, вещаешь нам слово Божие в звуках слова человеческого. Сила Твоя - сила Бога. Кротость Твоя - кротость агнца. Имя твое - имя Человека. Это всесвятое Имя вращает небом и землею. Как утеши­тельно и величественно звучит имя Твое! Оно, когда входит в слух, когда выходит из уст, входит и выхо­дит, как бесценное сокровище, бесценное перло! Ии­сус Христос! Ты и Господь человеков, и человек. Как чудно, изящно соединил Ты Божество с челове­чеством! Как чудно ты действуешь! Ты и Бог, и Че­ловек! Ты - и Владыка, и раб! Ты - и Жрец, и Жерт­ва! Ты и Спаситель, и грядущий нелицеприятный Судия вселенной![17]

Древо зимою пред окнами келлии.

Изведи из темницы страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет и светлый, и радостный, и животворный, тогда будет она исповедатися имени Твоему. Дей­ствует в душе исповедание, возбужденное благодатию, превышающее ум и потопляющее его в неиз­реченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишими все прочие слова![18]

Плач мой.

Родив меня родителями моими для существова­ния, Он (Бог) рождает Собою во спасение: омывает от греховной скверны, обновляет Духом в водах Крещения, принимает обеты верности моей из уст моего восприемника, нарекает на мне Свое имя, за­печатлевает Своею печатаю, соделывает меня прича­стником Божества Своего, наследником Своего Царства[19]

Приношение современному монашеству.

     .. .Явих имя Твое человеком, сказах им имя Твое, и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них (Ин. 17,6,26). Явление имени Того, Кто превыше всякого имени, есть совершеннейшее по­знание Того, Кто превыше всякого познания. Выс­шее познание, являющееся от освящения человека Божественною волею, вводит в Божественную лю­бовь, в соединение человека с Богом[20]...

...Сила и достоинство доставляются молитве Иису­совой всесильным, всесвятым именем Господа Иисуса Христа. Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, пред­возвестил: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2.32). Слова Пророка повторяет святой апостол Павел (Рим. 10. 13): аще исповеси усты твоими, говорит он, Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися (Рим. 10.9). Святой апостол Петр, по исцелении хромого от рожде­ния именем Господа Иисуса Христа, засвидетельство­вал пред иудейским Синедрионом нижеследующее: Князи людстии и старцы Израилевы! аще мы (святые апостолы Петр и Иоанн) днесь истязуемы есмы о бла­годеянии человека немощна, о чесом сей спасеся, ра­зумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами здрав. Несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4. 8-12). Употребление всесвятого Божест­венного имени Иисус в молитве и моление о этом име­ни установлено Самим Господом нашим, Иисусом Христом. В этом можно убедиться из той возвышен­нейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Еванге­лии от Иоанна[21], которую Господь имел с святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознамена­тельный час, предшествовавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спа­сительные для рода человеческого. Учение, произне­сенное Господом в этот час, имеет характер оконча­тельного, предсмертного завещания, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешителъные жизни вечной[22]. Между прочими зало­гами и духовными дарами дано и подтверждено позво­ление и повеление молиться именем Иисуса. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, сказал Господь уче­никам Своим, то сотворю: да прославился Отец в Сы­не. И аще чесо просите во Имя мое, Аз сотворю. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам: доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да ра­дость ваша исполнена будет (Ин. 14. 13, 14; 16. 23, 24). Что ж такое, могущее принявшего преисполнить радо­сти, даровано будет молящемуся именем Господа Ии­суса? Будет дарован - отвечаем словами Господа - Дух Святой, Егоже послет Отец во имя Мое (Ин. 14. 26). Это опытное познание принадлежит святым Отцам, и есть их предание[23].

«Посему надобно почтительно обращаться со всякою вещию, посвященною имени Божию, каковы и глина, и камни, и дерево, и прочее (из чего бывает создан храм Божий): потому что все освящено божественным именем, исполнено благодати и подает благодатные дары и освящение. Часто видим это очевидным образом, что, ... не уважающие святыни, - не один, не два, но весьма многие, подобно тому Зану, страждут телесно и погибают в конец...»[24].

«Велико ми есть, - сказал священномученик Петр Дамаскин, - яко нарекохся христианин и инок, якоже рекл еси, Господи, единому от раб Твоих, яко велико ти есть, яко наречеся на тебе имя Мое. Больше же ми есть сие, паче всех царствий земных и небесных, точию да не отлучен буду от наречения сладчайшего Имени Твоего»[25].

                    Часть II

Кратко о величии и Божественном достоинстве Имени Божия,

как – Основного догмата Христианской Веры.

      1). Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата Христиан­ской Веры и принадлежит к всесвятому числу и со­ставу этих догматов (Т. 1, с. 204-205). В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна, кото­рую Господь имел со святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предше­ствовавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спасительные для рода человеческого. Учение, произнесенное Госпо­дом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещания, в котором собраны и из­ложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной (Т. 5, с. 81-82).

      2). Явление имени Того, Кто превыше всякого име­ни, есть совершеннейшее познание Того, Кто пре­выше всякого познания (Т. 5, с. 64. См. гл. 14).

      3). Имя Господа паче всякого имени: оно - Дух; оно источник жизни; оно животворит, изменяет, пе­реплавляет, боготворит (Т. 2, с. 234).

      4). Господь Иисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его - живое (Т. 2, с. 226).

      5). «Имя Сына Божия, - сказал Ангел святому Эрме, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мир» (Т. 2, с. 219).

      6). Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу (Т. 2, с. 83-84); сила и действие этого имени Божественны; они всемогу­щи и спасительны; они - превыше нашего понятия, недоступны для него (Т. 1, с. 240). Величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба (Т. 2, с. 223). Сын, несмотря на принятие Им человечества, пребывает превысшим постижения всех разумных тварей. Превыше постижения их - и Его всесвятое имя (Т. 2, с. 235).

     7). Имя Иисус, по наружности своей ограничен­ное, но изображающее собой Предмет неограничен­ный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу (Т. 2, с. 218). Человеческое имя Иисуса Христа заим­ствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас (Т. 1, с. 200).

     8). Силою имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правиль­ность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным, мыслям и чувст­вованиям,   принадлежащим   непорочному   естеству человеческому (Т. 2, с. 226). Во имя Господа Иисуса даруется  оживление  душе,  умерщвленной  грехом (Т. 2, с. 226). Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и дару­ется ему отпущение грехов (Т. 2, с. 226).  

     9). Диаволу ненавистно Имя Господа Иисуса Христа, как сокрущающее всю его силу; он трепещет этого всесильного  Имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтоб они отвергли оружие пламенное, страшное для их врага, - спасительное для них самих (т. 7, с. 227). Сатана восстал коварно против всесвятаго и великолепнаго имени Господа нашего Иисуса Христа, употребляет в свое орудие слепоту и неведение человеческое, оклеветал имя еже паче всякого имене (Т. 1, с. 200).

     10). Проповедовать учение, противное тому учению, которое проповедано Евангелием о имени Божием есть произвольное отлучение себя от благодати Божией, по свидетельству Апостола (Т. 1, с. 200). Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой (имени Божия) имеет весь характер умствования еретического (Т. 1, с. 205).[26] Будем помнить, что на Суде Божием мы должны дать отчет за каждон праздное слово (Мф. 12,36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат   Христианской Православной Веры.- (Т. 1. С. 204).

     Слова 9 и 10 пунктов, прямо пророческие. Свт. Игнатий Брянчанинов предвидел, что в последние времена диавол возстанет хулой на Имя Божие; или по нынешней терминологии, предвидел имяборческую ересь, восставшую против Святейшего Имени Божия и против Сладчайшего Имени Иисус Христова. А возможно, в его время в христианстве уже были враги Имени-Божия–Изд.

 

       [1] Ответить можно очень просто: потому что молитву еретиков и отступников от Имени Божия не только не слышит Бог, но она еще обращается в грех и кощунство! – Изд.

[2] Но это последнее в третьей части, которой здесь нет.- изд.

[3] Все цитаты даны по Полному Собранию Творений свт. Игнатия, 1-8 т.т. «Паломник», 2001.

[4] Том 2. Письма святителя Игнатия к настоятелям разных монастырей. Письмо № 3.

[5] !Том1. с. 187-276.

       [6] О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфлпулов, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2.

    [7] Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. - Слово о трезвении св. Исихия, гл. 28, 39, 62 и проч. - Преп. Нил Сорский. Слово о блудном помысле.

[8] Преп. Каллист и Игнатий, гл. 10. Добротолюбие. Ч. 2.

[9] Псалтирь с восследованием.

     [10] Ответ 421

     [11] Том 2 (с. 216-293).

     [12] Спаситель - на еврейском Иисус.

[13] Четьи-Минеи. 20 декабря

[14] Подобие 9, гл. 14. Книга св. Эрмы особенно уважалась в первенствующей Церкви Христовой. Иногда   

     присовокупля­лась к Новому Завету и читалась при Богослужении.

 

[15] Лестница. Слово 21, гл. 7.

      [16] Ответ 301

      [17] Том 1 (с. 355-362).

 [18] Том 1 (с. 166-167).

      [19] Том 1(с.512-532).

     [20] Том 5 (с. 64).

     [21] Ин. 13. 31; 14. 15.16.

     [22] Заимствовано из 10 главы святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолдвии и молитве.

          Добротолюб.. Ч. 2.

        [23] Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (Т. 5. С. 81-82).

        [24] Сочинения блаж. Симеона архиеп.Фессалоникийского (СПб.. 1856. С. 182-183).

        [25] Беседа о том, что для плодосного покаяния необходимо отвержение самомнения. Т. 4.

      

Категория: Имяславие 8 том | Добавил: borschks
Просмотров: 311 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar